Обучение работодателем работника

Содержание

Обучение работника за счет работодателя – что важно знать

Актуально на: 12 сентября 2018 г.

Иногда работодатели оплачивают своим работникам обучение. Как правило, работодатель это делает не по доброте душевной, а преследуя свой интерес — иметь более квалифицированных специалистов. В этих целях между работодателем и работником заключается ученический договор (ст. 198 ТК РФ). Каковы же последствия такого договора?

Несколько слов об ученическом договоре

Напомним, в ученическом договоре нужно указать (ст. 199 ТК РФ):

  • наименование сторон (то есть данные работодателя и работника);
  • конкретную квалификацию, которую будет получать работник;
  • обязанности сторон (работодатель должен обеспечить работнику возможность учиться, а работник, в свою очередь, должен пройти обучение и после его окончания отработать у данного работодателя оговоренный договором срок);
  • срок обучения;
  • размер оплаты, получаемой в период обучения.

Оплата обучения сотрудника: что с НДФЛ и страховыми взносами

Можно ли на стоимость обучения уменьшить «прибыльную» базу

Да, можно (п.3 ст.264 НК РФ). Но у работодателя должны быть в наличии документы, подтверждающие учебные расходы. К таким документам относятся:

  • приказ о направлении работника на обучение;
  • договор на обучение, заключенный между работодателем и российской образовательной организацией. Этот договор должен предусматривать обучение по основным профессиональным образовательным программам;
  • документ, подтверждающий прохождение обучения (его этапа).

Кстати, работодатели на «доходно-расходной» упрощенке так же имеют право учесть затраты на обучение в составе расходов, уменьшающих базу по налогу при УСН, при наличии вышеназванных документов (Письмо Минфина от 13.02.2018 N 03-11-06/2/8502).

Работник, которому работодатель оплатил обучение, увольняется…

Как мы уже сказали ранее, в ученическом договоре прописывается условие об отработке, то есть оговаривается минимальный срок, в течение которого сотрудник после окончания обучения должен трудиться у работодателя, оплатившего учебу. Но случается так, что работник не выполняет это условие и увольняется без уважительных причин, так сказать, досрочно.

В подобной ситуации работник должен возместить работодателю учебные затраты, которые понес последний. Размер возмещения рассчитывается пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени (ст. 207 ТК РФ). Правда, договором могут быть предусмотрены иные условия.

Приведем пример расчета суммы возмещения. Допустим, на обучение работника потрачено 100 тыс. руб. По условиям договора работник должен проработать в организации после окончания обучения не менее 2-х лет. Однако он уволился по собственному желанию через год после прохождения обучения. Таким образом, работник должен возместить организации 50 тыс. руб. (100 тыс. руб. х 12 мес. / 24 мес.).

ТК РФ Статья 187. Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации

При направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Повышение квалификации за счет работодателя ТК РФ

Бизнес – это, прежде всего, люди, поэтому руководители престижных компаний заботятся о постоянном повышении квалификации своих сотрудников. Обучение за счет работодателя – довольно частое явление, так как вклад в образование сотрудника – выгодная инвестиция.

В статье 196 ТК указано, что решение об оплате профессионального обучения сотрудника принимает работодатель. Руководитель также вправе самостоятельно определять условия и порядок учебы. Все принятые правила нужно зафиксировать в коллективном договоре и прочих внутренних актах.

В большинстве случаев обучение работников – право, но не обязанность работодателя. Однако существуют исключения, оговоренные в части 4 статьи 196 ТК. Работодатель должен организовать профессиональное обучение некоторым категориям сотрудников:

  • Медицинским сотрудникам (статья 79 ФЗ №323).
  • Гражданским работникам (статьи 48 и 62 ФЗ №72).
  • Нотариусам и их помощникам (статья 30 Основ закона «О нотариате»).
  • Аудиторам (статья 11 ФЗ №307).

Работодатель обязан организовать обучение и в том случае, если это считается условием продолжения деятельности служащего.

Условия, на которых происходит оплата обучения, фиксируются в следующих документах:

  • Коллективный договор.
  • Дополнительное соглашение к трудовому договору.
  • Отдельный договор об обучении.

Обязанность фиксации условий обучения прописана в статьях 196 и 199 ТК РФ.

Учеба сотрудника, оплачиваемая работодателем, подразделяется на три основных вида:

  • Основная профессиональная.
  • Дополнительная.
  • Профессиональное обучение.

Данная классификация указана в статьях 10, 73, 76 ФЗ №273. От вида обучения зависит начисление компенсаций, а также гарантии, предоставляемые работнику. Учеба может проводиться без отрыва от работы.

В обратном случае работодатель сохраняет за работником его среднюю зарплату и должность.

Если место учебы находится в другой местности, организация начисляет работнику командировочные по стандартной схеме (статья 187 ТК РФ).

Гарантии, предоставляемые обучающемуся служащему, перечислены в статьях 173-176, 187 ТК РФ:

  • Оплата дополнительного отпуска, предоставляемого при обучении.
  • Компенсация транспортных расходов, связанных с проездом в учебное учреждение.
  • За работником остается его средняя зарплата.

Каждая операция, связанная с оформлением и оплатой обучения, должна быть подтверждена первичной документацией (часть 1 статьи 9 ФЗ №402). Также необходимо подтвердить факт того, что образовательная услуга была получена.

Для этого подходит акт, на котором ставит подписи работодатель и представитель учебного учреждения. Главное требование к подтверждающему документу –наличие всех реквизитов. Подтверждением оказания услуги являются документы об образовании.

К примеру, диплом.

Оплата обучения – своеобразная инвестиция работодателя. То есть, руководитель рассчитывает получить бонусы с данной операции в перспективе. Это вовсе не проявление альтруизма работодателя. Однако легко представима ситуация, в которой руководитель вкладывается, но ничего не получает из-за неблагодарного сотрудника.

Работник, после прохождения обучения, вполне может уволиться и устроиться в другую компанию с обновленным за чужой счет профессиональным багажом. Как этого не допустить? Работодатель может указать в договоре обязанность отработки за обучение. То есть, сотрудник, повысивший свою квалификацию за счет компании, не может просто так уйти. Он обязуется отработать определенный срок.

Возможность постановки такого условия оговорена в статье 197 и 199 ТК.

Если сотрудник отказывается от обязательной отработки, он обязан возместить расходы работодателя на оплату образовательной услуги.

Данное правило прописано в статьях 207 и 249 ТК РФ. Для защиты своих интересов руководитель должен правильно оформить соглашение с сотрудником.

Руководитель не может обязать сотрудника отрабатывать свои расходы на основании одного лишь приказа о направлении служащего на обучение. Для этого понадобится указать условие отработки в одном из следующих документов:

  • Трудовом договоре.
  • Дополнительном соглашении.
  • Ученическом договоре.

В документе обязательно нужно указать следующую информацию:

  • Специальность или направление обучения.
  • Сроки и стоимость образовательной услуги.
  • Обязанность отработки или компенсации расходов работодателя.

Срок отработки определяется в индивидуальном порядке. Он может составлять как несколько месяцев, так и несколько лет. Все зависит от договоренностей между руководителем и сотрудником. Обычно срок определяется на основании следующих факторов:

  • Стоимости образовательной услуги.
  • Ценности получаемых знаний.
  • Продолжительности обучения.

Сроки обязательно фиксируются в соглашении между сторонами.

С сотрудника можно взыскать расходы за предоставленную ранее образовательную услугу только в том случае, если он увольняется по неуважительной причине. Данное правило оговорено статьями 207 и 249 ТК РФ.

Однако в законе не уточнены причины, которые могут считаться уважительными или неуважительными. Данные нюансы определяются на основании существующей судебной практики.

К примеру, уважительными причинами увольнения считаются:

  • Сокращение штата.
  • Работник получил медицинское заключение, по которому он не может продолжать работать на прежней должности, но работодатель не может предоставить подходящую должность.
  • Призыв работника на военную службу.

Неуважительная причина в данном контексте – самовольная инициатива работника или его виновные действия.

Расходы на обучение принимаются к налоговому учету на основании статьи 264 НК. Однако их учет выполняется только при выполнении некоторых условий (Письмо Минфина от 23 марта 2009 года):

  • Образовательная услуга оплачивается в интересах компании, такие расходы экономически целесообразны.
  • Сотрудник проходит обучение в компании со всеми необходимыми лицензиями.
  • Служащий работает на основании трудового договора.

Для учета важно подтвердить все затраты на обучение. Для этого понадобятся следующие документы (Письмо Минфина от 9 ноября 2012 года):

  • Договор с учебным учреждением.
  • Приказ руководителя о направлении служащего на учебу.
  • Образовательная программа, в которой прописано количество учебных часов.
  • Акт об оказании образовательной услуги.
  • Копия документа о прохождении обучения (к примеру, аттестат).

ВАЖНО! Если обучение сотрудника не сулит компании экономическую прибыль, проводится в интересах самого работника, то сопутствующие расходы не учитываются при расчете налога на прибыль. То есть уменьшить налогооблагаемую базу не получится.

Для снижения налогооблагаемой базы важно доказать две вещи: экономическую выгоду предприятия от обучения работника и связь образовательной услуги и деятельности компании. К примеру, если организация занимается грузоперевозками, а сотрудник направляется на обучение макияжу, такие расходы на налогооблагаемую базу не повлияют.

В силу ст.196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Оформляем обучение сотрудника за счет работодателя

Оформляем обучение сотрудника за счет работодателя Алексей Крайнев

Когда сотрудник идет учиться за счет работодателя, к составлению документов бухгалтер и кадровик должны подойти особенно тщательно — от оформления бумаг будет зависеть эффективность расходов на образование.

Ведь нередко возникает такая ситуация: организация вкладывает средства в образование сотрудника, рассчитывая, что он продолжит работать и использовать новые знания во благо фирмы. Однако работник, получивший образование за счет организации, увольняется сразу же после получения диплома.

О том, как этого не допустить, мы расскажем в настоящей статье.

Если повышением образовательного уровня сотрудников озаботился работодатель, то, как правило, именно он осуществляет выбор учебного заведения, определяет программу обучения и финансирует учебу. С позиций Трудового кодекса обучение работников по инициативе организации можно разделить на три вида: профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации (ст. 197 ТК РФ). При этом под подготовкой понимается первоначальное профессиональное обучение сотрудников, ранее вообще не имевших профессии.

Примером такого вида обучения может быть направление в финансовый вуз помощника бухгалтера, который из документов об образовании имеет лишь школьный аттестат. Переподготовка (переобучение) проводится для работников, уже имеющих какую-либо профессию, и которые в результате обучения получают новую. В качестве примера можно привести обучение бухгалтера в юридическом вузе. Наконец, повышение квалификации — это дальнейшее обучение работника по той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков.

Тут примером могут быть всевозможные курсы повышения квалификации.

Как видим, основное отличие повышения квалификации от других форм обучения заключается в том, что новой профессии сотрудник не получает. Этот нюанс имеет значение при налогообложении. Поэтому первое, на что нужно обратить внимание при составлении документов на обучение — как грамотно указать вид обучения. Ведь расхождение между документами и фактическими обстоятельствами может привести к весьма неблагоприятным налоговым последствиям.

Составляем договор

Независимо от того, чему и как вы решили обучать сотрудника, направление на учебу оформляется отдельным договором. По своей сути такой договор является дополнительным соглашением к трудовому договору (ч. 2 ст. 198 ТК РФ).

А это значит, что его содержание в первую очередь должно соответствовать требованиям ТК РФ. Проще говоря, включить в договор условия, ухудшающие положение ученика (например, установить отпуска в меньшем размере или ограничить оплату проезда к месту учебы) нельзя.

Точнее, включить такие условия можно, но они будут недействительными (ст. 206 ТК РФ).

Остановимся подробнее на условиях ученического договора. Согласно статье 199 Трудового кодекса в ученический договор обязательно нужно включить наименование сторон и конкретную профессию, специальность, квалификацию, которую работник будет приобретать в процессе обучения.

Формулируя это условие, не лишним будет указание на то, что обучение проводится в интересах работодателя — такая фраза в главном документе, оформляющем учебу, будет серьезной подстраховкой в случае споров по поводу начисления налогов (о налогообложении и обучении сотрудников мы подробно расскажем в следующей статье).

Кроме того, в договоре обязательно должно оговариваться, что работодатель обеспечивает работнику возможность обучения, а работник обязуется пройти такое обучение. Тут желательно не ограничиваться общими фразами, а конкретно расписать все льготы, которые работодатель будет предоставлять ученику. Здесь же можно решить вопрос о том, в какой форме будет предоставляться сокращенное рабочее время, каким образом решается вопрос о предоставлении отпуска (сроки написания заявления и т.п.).

Не рекомендуется пренебрегать и детальным описанием обязанностей работника. Например, можно зафиксировать обязанность предоставлять работодателю информацию о сдаче промежуточных экзаменов, прохождении практики и т.п. Но главное — в ученическом договоре необходимо указать срок, в течение которого работник обязан проработать в организации по полученной профессии (специальности, квалификации).

Кроме того, в договоре необходимо зафиксировать срок обучения и размер оплаты в период ученичества.

На этом список обязательных условий ученического договора исчерпывается. Трудовой кодекс не запрещает включать в договор и иные условия, но как мы уже упоминали, они не могут ухудшать положение работника. Фактически получается, что дополнительными могут быть лишь условия об установлении повышенных льгот для ученика, или об освобождении его от обязанности после окончания учебы отработать на предприятии определенное время.

Какие еще документы нужны налоговой

Несмотря на то, что Трудовой кодекс говорит лишь об одном документе, подтверждающем факт обучения сотрудника, — ученическом договоре, организации во избежание споров с инспекцией не помешает запастись дополнительными документами. В частности, потребуется документ, в котором указывается, что сотрудник реально направлен на обучение (ведь договор фиксирует только намерение сторон).

Таким документом может быть приказ (распоряжение) о направлении работника на учебу. Унифицированной формы для этого документа не утверждено, поэтому составить его можно в произвольной форме. Помимо ФИО работника, учебного заведения, где он будет учиться и сроков обучения, в таком приказе надо указать дату, с которой фактически начинается обучение. Также в приказе следует четко определить цели обучения.

Сделать это надо таким образом, чтобы из приказа явно следовало, что работник направлен на обучение именно для нужд работодателя.

Например, можно указать, что обучение менеджеров по продажам на курсах по психологии направлено на повышение качества обслуживания клиентов, а обучение главбуха на курсах МСФО или ГААП связано с освоением новой деятельности, при которой потребуется ведение бухучета по международным стандартам.

Но, составляя приказ, нужно помнить, что информация, которая в него включена, должна соответствовать планам обучения, документам об успешном завершении учебы и т. д. Соответственно, данные документы (или их заверенные копии) должны храниться у работодателя. Ведь они являются дополнительным подтверждением производственного характера обучения.

Обсудить на форумеРаспечатать54 731

Обязан ли работодатель оплачивать расходы работника на переподготовку, если тот прошел ее самостоятельно?

По общему правилу, работник имеет право на подготовку и дополнительное профобразование (ч. 1-2 ст. 197 Трудового кодекса). Для этого ему необходимо оформить с работодателем ученический договор, в котором стороны определят условия и порядок прохождения такого обучения. Однако как быть, если работник прошел переподготовку за свой счет – обязан ли в этом случае работодатель возместить ему понесенные расходы? ВС РФ разобрался в этом вопросе.

Суть дела

С 1 сентября 2012 года М. занимает должность старшего механика судна. Поскольку срок действия выданного ему диплома истекал, М. обратился к работодателю 22 февраля 2012 года и 31 июля 2013 года с заявлениями о направлении его на обучение с целью подтверждения диплома. И поскольку работодатель этого так и не сделал, М. самостоятельно в период с 20 октября по 18 ноября 2014 года прошел переподготовку в университете за свой счет.

О том, признаются ли в целях налогообложения прибыли расходы на обучение по программам MBA, МСФО, внедрения международных стандартов ИСО, узнайте из материала «Учет расходов на обучение работников» в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

Получить доступ

После этого М. подал работодателю заявление о компенсации ему понесенных затрат на обучение. Однако руководство отказало ему, объяснив свое решение отсутствием денежных средств на эти цели. При этом работнику напомнили, что обучение осуществляется лишь в тех учебных заведениях, с которыми у работодателя заключены договоры на оказание образовательных услуг.

Не согласившись с отказом, М. обратился с иском в суд и попросил взыскать с работодателя понесенные им расходы на обучение в размере 39 950 руб., на оплату услуг представителя в размере 10 тыс. руб., на оформление нотариальной доверенности в сумме 1,5 тыс. руб., а также компенсацию морального вреда в размере 20 тыс. руб.

Свои исковые требования М. мотивировал тем, что для продолжения работы по занимаемой им должности ему необходимо иметь диплом, который требуется периодически подтверждать или заменять (гл. III Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, п. 1-2 ст. 54 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ, Приказ Минтранса РФ от 15 марта 2012 г. № 62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов»). При этом руководство свою обязанность по направлению его на переобучение надлежащим образом не исполнило.

Представитель работодателя, в свою очередь, пояснил, что М. от работы никто не отстранял, несмотря на истечение срока действия его диплома. Намерений увольнять истца у работодателя не было. Более того, в трудовом договоре, заключенном с ним, нет требований о необходимости прохождения переобучения и подтверждения диплома.

Позиция нижестоящих судов

Изучив доводы сторон, суд первой инстанции согласился с позицией истца и удовлетворил исковые требования М. в полном объеме за одним исключением – размер компенсации за причинение морального вреда был уменьшен с 20 тыс. до 1 тыс. руб. (решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 15 июля 2015 года по делу № 2-609/2015).

Принимая такое решение, суд исходил из того, что обязанность работодателя направлять работников для прохождения профессиональной подготовки и переподготовки не может зависеть от наличия или отсутствия финансов на эти цели. Неисполнение работодателем этой обязанности не может служить поводом для наступления для работника неблагоприятных последствий.

КРАТКО
Реквизиты решения: Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 19 сентября 2016 г. № 60-КГ16-6.
Требования заявителя: Отказать в иске работнику, требующему возместить ему расходы на обязательное переобучение, которое он был вынужден пройти самостоятельно.
Суд решил: Требования ответчика удовлетворить, поскольку в ТК РФ нет норм, позволяющих работнику по своему усмотрению определять время и место прохождения переподготовки, даже в том случае, когда повышение квалификации работника является обязанностью работодателя.

Поскольку М. для работы в занимаемой должности и осуществления своей трудовой функции необходимо подтверждать профессиональную пригодность квалификационным документом, а работодатель не исполнил возложенную на него обязанность направить его на переподготовку для получения соответствующего диплома, то, по мнению суда первой инстанции, истец имел полное право пройти обучение самостоятельно и требовать компенсации понесенных на это расходов.

Более того, поскольку сотрудник предоставил все необходимые документы, подтверждающие сумму затрат на обучение, а работодатель отказался возместить ему эту сумму, трудовые права М., по мнению суда первой инстанции, были существенно нарушены. Тем самым суд также решил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в пользу истца.

Ответчик с этим вердиктом не согласился и обратился в суд апелляционной инстанции, но и тот встал на сторону работника, оставив вынесенное решение без изменения (определение Камчатского краевого суда от 21 сентября 2015 года по делу № 33-1717/2015).

Подобный исход дела ответчика не устроил, поэтому он обратился с кассационной жалобой в ВС РФ, в которой попросил об отмене данных судебных постановлений и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных М. требований. И Суд нашел эту жалобу обоснованной.

Позиция ВС РФ

Суд напомнил, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (ч. 1-2 ст. 196 ТК РФ). При этом условия и порядок такого обучения определяются им в коллективном договоре, соглашениях либо трудовом договоре с сотрудником. Работники действительно имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование (ч. 1-2 ст. 197 ТК РФ). Однако указанное право реализуется только путем заключения договора между работником и работодателем. Каких-либо исключений из этой процедуры законом не установлено.

Трудовое законодательство, подчеркнул ВС РФ, не содержит норм, позволяющих работнику по своему усмотрению определять время и место прохождения переподготовки, в том числе в случаях, когда повышение квалификации работника является обязанностью работодателя. Не предусмотрена трудовым законодательством и возможность компенсации работнику затрат, связанных с обучением, когда работник самостоятельно, по своей инициативе, прошел такое обучение.

Получается, что работодатель не направлял М. на переобучение, не издавал соответствующего приказа, не заключал договор с образовательным учреждением на переобучение истца. А М. самостоятельно выбрал образовательное учреждение и заключил с ним договор, а также без согласования с работодателем оплатил обучение.

А что касается положений Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ и Приказа Минтранса РФ от 15 марта 2012 г. № 62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов», на которые ссылался истец, то они, подчеркнул Суд, распространяются только на торговые коммерческие суда. Тогда как судно, на котором работает М., относится к военно-вспомогательным судам, находящимся в собственности государства и используемым для некоммерческой службы. Следовательно, наличие действующего диплома не является необходимым и обязательным условием для продолжения истцом работы по его должности.

Таким образом, Суд заключил, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для взыскания с работодателя расходов, понесенных М. на обучение, противоречат закону и являются неправомерными.

В результате ВС РФ отменил судебные акты нижестоящих судов и вынес по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных М. исковых требований было отказано.

***

Вывод ВС РФ не умаляет право сотрудников на подготовку и дополнительное профессиональное образование, он лишь защищает установленный законом порядок направления работодателем работников на такое обучение. При этом сотруднику, оказавшемуся на месте истца и намеревающемуся пройти переподготовку за счет компании, следует уточнить, действительно ли его должность предусматривает эту обязанность. Такое условие может быть указано как в трудовом либо коллективном договоре, так и в законе (например, ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Тем не менее, данный судебный акт ВС РФ может быть истолкован недобросовестными работодателями в своих интересах. Ничто не мешает им отказать в компенсации даже тем сотрудникам, которые должны были пройти обучение, но не дождались направления со стороны руководства и оплатили его сами. Следует иметь в виду, что прямой отказ работодателя исполнить свою обязанность, связанную с переобучением сотрудника, или склонение работника к самостоятельной оплате такого обучения незаконны и являются явным злоупотреблением. В этом случае сотрудник вправе обратиться с соответствующей жалобой в ГИТ или прокуратуру.

Обучение персонала — цели, факторы, этапы, разновидности, атрибуты

Обучение персонала – обязательная часть развития любой компании. Под ним подразумевается организованный процесс по улучшению навыков и овладению работниками новых знаний.

О сотрудниках

Сотрудники отвечают за качество работы.

Если не повышать их квалификацию, то конкурентоспособность бизнеса будет падать, работники перестанут справляться с задачами, потеряют мотивацию, их методы решения проблем устареют и потеряют актуальность. Следует инвестировать в развитие всех сотрудников, так как вклад каждого влияет на общий результат.

Давайте ознакомимся с целями, формами, видами, действенными методиками и лучшими компаниями, специализирующимися на обучении персонала. Так вы будете иметь представление об этой практике и сможете эффективно ее применять.

Почему важно обучать персонал

Разберемся, почему важно постоянно развиваться и вкладываться в развитие своей команды.

Фактор №1: Изменения. Мы живем в век технологий. Постоянно выпускается новая техника, мощное оборудование, более функциональные программные обеспечения. Сотрудники обязаны уметь эффективно работать с технологическими новинками, быстро перестраиваться и шагать в ногу со временем.

Фактор №2: Конкуренция. Рынок растет и развивается, появляются новые компании, специалисты, конкуренция растет в геометрической прогрессии. Чтобы не только оставаться на плаву, но и занимать лидирующие позиции в своей нише, необходимо быть лучше, подготовленнее и осведомленнее остальных.

Фактор №3: Рациональность. Намного рациональнее и эффективнее обучить имеющийся персонал, а не нанимать новых сотрудников. Поиск новых специалистов занимает время и ресурсы. Новичков надо вводить в курс дела, знакомить с обязанностями и спецификой работы вашей компании. Чтобы избежать траты времени и средств, логичнее и экономнее повысить квалификацию своих сотрудников.

Фактор №4: Мотивация. Новые знания не только делают труд работников более эффективным, улучшает показатели, но и заряжает их мотивацией. Заниматься монотонным трудом, используя одни и те же способы решения проблем, навевает скуку и удручает. Новые методы, ракурсы рассмотрения, тип мышления и др. помогают персоналу иначе взглянуть на свои рутинные обязанности и делают работу интереснее, а ее качество выше.

Фактор №5: Личностный рост. Обучение персонала подразумевает и обучение руководителей. Это позволит вам тоже стать лучше и профессиональнее. Как известно, окружение определяет человека. Чем умнее ваши сотрудники, тем умнее становитесь вы.

Фактор №6: Выгода. Улучшение показателей эффективности и качества работы компании, позволит повысить общую прибыль и назначить премии сотрудникам, а деньги – отличная мотивация к росту.

Фактор №7: Взаимодействие. Обучение персонала не всегда нацелено на профессиональные навыки, предметом изучения могут стать взаимоотношения на работе, слаженность и сплочённость, умение работать в команде. Сотрудничество – важнейшая часть в коллективном труде, поэтому важно уметь взаимодействовать друг с другом ради достижения общей цели.

Цели обучения

Рассмотрим цели обучения с разных точек зрения.

Когда руководитель нанимают компанию, организующую обучение персонала, он ставит перед собой следующие цели:

  • улучшить качество работы и эффективность своей команды;
  • освоить навыки управления коллективом;
  • научиться мотивировать, вести за собой, показывать пример;
  • быть лидером;
  • действенно решать проблемы и ставить задачи перед персоналом;
  • научиться поощрять и наказывать сотрудников.

Когда сотрудник участвует в программе по улучшению своих умений, перед ним стоят другие цели:

  • стать лучше;
  • освоить новые навыки, получить свежие знания в своей сфере;
  • развить организаторские способности;
  • эффективнее взаимодействовать с другими;
  • проанализировать свои ошибки, найти слабые стороны в работе и улучшить их;
  • освоить навыки тайм-менеджмента, чтобы рационально тратить рабочее время и достигать лучшего результата за более короткие сроки;
  • узнать о других факторах, влияющих на рабочий процесс, и учитывать их.

Преимущества обучения персонала очевидны для обеих сторон. Руководитель будет эффективнее управлять, а сотрудники результативнее работать. Слаженное взаимодействие приведет к увеличению прибыли и улучшению всех показателей.

Оценка персонала

Перед тем как решить, какое обучение требуется в вашем случае, необходимо произвести оценку персонала. Работу каждого сотрудника и отдела следует произвести, опираясь на следующие критерии:

  1. Профессиональность: навыки, умения, показатели, уровень эффективности, опыт, квалификация;
  2. Деловые качества: организованность, дисциплина, ответственность, пунктуальность, инициативность, умение действовать в экстренных ситуациях, работа в команде;
  3. Личные качества: способность трезво оценивать свои успехи, уравновешенность, стрессоустойчивость, честность, исполнительность;
  4. Другое: авторитет, отношение к работе, мнение других сотрудников о рассматриваемом кандидате, особенности личности, состояние здоровья.

Чтобы оценка была наиболее точной, следует придерживаться определённого алгоритма:

  • Этап 1: Распишите функции рассматриваемого сотрудника и оцените, как он с ними справляется. Лучше всего рассматривайте каждую рабочую обязанность по отдельности, чтобы выявить слабые стороны.
  • Этап 2: Определите требования к сотруднику, чего вы хотите добиться после повышения квалификации.
  • Этап 3: Пройдитесь по всем перечисленным выше критериями оценки.
  • Этап 4: Оцените количественные результаты работы: заключенные контракты, успешные переговоры, завершенные сделки.
  • Этап 5: Опросите коллег, чтобы составить общий портрет сотрудника.
  • Этап 6: Проанализируйте все полученные данные и подведите итог.
  • Этап 7: Дайте результаты оценки сотруднику и обсудите.

Если у вас нет времени проводить личную оценку каждого сотрудника, то можете воспользоваться более общими независимыми способами оценки:

  1. Ассессмент-центр – одна из точнейших методик оценки персонала, с помощью различных взаимодополняющих тестов позволяет определить уровень компетенции рассматриваемого субъекта.
  2. Тесты на профпригодность помогают оценить психофизические качества человека и насколько они подходят для его сферы деятельности.
  3. Личностные тесты определяют личные качества и психоэмоциональное состояние сотрудника.
  4. Общие тесты способностей позволяют определить уровень развития различных сторон работника: мышление, внимание, память и др.
  5. Интервью – личная беседа с сотрудником для оценки его профессионализма.
  6. Метод классификации от лучшего к худшему для выявления слабых звеньев команды.
  7. Анкеты и сравнительные характеристики, различные рейтинговые шкалы. Все относительно, поэтому путем сравнения легче оценивать.

Объектом оценки может выступать не только отдельный сотрудник, а целая команда или отдел. Тогда результативность работы будет оцениваться по общим показателям.

Формы

Обучение персонала может иметь различные формы. По количеству участников:

  • групповое;
  • индивидуальное.

Индивидуальное обучение требует больше средств, так что чаще практикуется групповое.

По месту проведения различают:

  • внутреннее обучение;
  • внешнее обучение.

Внутреннее обучение подразумевает прохождение образовательных программ, составленных самой организацией. Внешнее обучение проходит вне рабочей территории и составлено другими компаниями.

По эффективности внешнее обучение во множество раз превосходит внутреннее, потому что образовательные компании специализируются на обучении и внедряют новейшие техники в программу.

Руководители-заказчики обучения персонала оговаривают заранее цели и задачи. Образовательная компания подготавливает материал, исходя из целей заказчика, давая только необходимую информацию.

По времени формы обучения персонала бывают:

  • краткосрочные;
  • долгосрочные.

Краткосрочная форма подразумевает не полномасштабное обучение, а посещение 1-3 дневного курса лекций или вовсе посещение одного образовательного мероприятия, например, мастер-класса.

Долгосрочное обучение персонала включает в себя более длительный курс с углублением в тему.

По расстоянию проведения различают формы обучения персонала:

  • дистанционные;
  • традиционные.

Дистанционные формы могут включать в себя те же методики, что и в традиционных, только лектор будет вещать не в помещении перед аудиторией, а через экран устройства, будь то ноутбук или смартфон.

Виды

Обучение персонала имеет не только формы, но и разновидности. Их выделяют три:

  1. Подготовка сотрудников;
  2. Переподготовка;
  3. Повышение квалификации.

Рассмотрим каждый вид по отдельности на примерах. Первый вид подразумевает подготовку сотрудника к началу работы.

Ситуация: Выпускник школы решил дать себе время отдохнуть и поступать в университет через год. Но его цель не просто лежать и ничего не делать, он хочет поработать, получить опыт, познакомиться с новыми людьми. У вчерашнего школьника нет опыта и квалификации, он устраивается на работу, и там проводят трехдневные курсы по подготовке сотрудников. На курсе рассказывают про цели, задачи каждого работника, рабочие обязанности, необходимые навыки, знакомят с лайфхаками и отвечают на вопросы новичков.

Второй вид – переподготовка. Проводится, если сотрудник меняет профиль деятельности, либо требования к его должности обновляются и требуют изменений.

Ситуация: Экономика и бухгалтерский учет тесно связаны друг с другом, но не тождественны. Если бухгалтер захочет сменить род деятельности и стать экономистом, то придется пройти курс переподготовки.

Третий вид – повышение квалификации. Применяется во многих сферах деятельности, позволяет обновить свои знания и умения, получить опыт и стать профессиональнее.

Ситуация: Рынок труда насыщен выпускниками и опытными профессионалами. Сотрудник хочет сохранить рабочее место, претендовать на более высокую оплату труда и оставаться мастером своего дела. Чтобы это осуществить, ему необходимо регулярно проходить курсы по повышению квалификации. Работодатели хотят видеть у себя опытных и образованных сотрудников, а клиенты будут рады работать с высококвалифицированным профи, поэтому прохождение подобных программ обеспечит лояльность со стороны начальства и клиентов.

Предметы обучения

Предметом обучения персонала выступают:

  • знания: теория, необходимая для качественного выполнения своей должности;
  • исполнительность: способность выполнять свои функции на рабочем месте;
  • навыки: умение применять теоретические знания на высоком уровне;
  • личностные качества: совокупность индивидуальных характеристик личности, требуемых для выполнения работы;
  • умение работать в команде: способности работать в коллективе, взаимодействовать в коллегами ради общей цели, приносить пользу отделу.

Методики

Существуют множество действенных методик обучения персонала. Выбор зависит от целей, задач, удобного формата. Рассмотрим самые популярные методы.

Метод 1: Лекция. Преимуществом данной методики является большой охват аудитории и возможность рассказать внушительный объем информации. Минус – невозможность обратной связи. Слушатели могут изредка задавать вопросы, но отдельно что-то объяснять или уйти в дискуссию не получится.

Метод 2: Семинар. Здесь уже есть возможность обсуждать, спорить, отвечать на вопросы. Но несмотря на преимущество в активности участников, придется жертвовать количеством.

Метод 3: Видеоуроки, вебинары. Всю большую популярность набирает именно данный формат из-за развития технологий и нехватки времени. Люди не хотят тратить время на дорогу, они хотят получать знания здесь и сейчас, поэтому видеоуроки пользуются спросом.

Метод 4: Деловые игры. Помогают с помощью игры обучить сотрудников решать реальные производственные проблемы и работать в команде. Минус в количестве участников, но зато знания после таких игр надолго откладываются и активно применяются.

Метод 5: Тренинг. 20% — теория, 80% -практика, примерно такое процентное соотношение информации в тренингах. Большую часть занимают различные ситуационные практические задания, помогающие участникам научиться лучше работать и решать рабочие проблемы.

Метод 6: Инструктаж. Наставление перед началом рабочего процесса, освещение основных нюансов – тоже является одной из методик обучения. Глубоких познаний здесь не дается, но общее представление о работе получить можно.

Метод 7: Временная ротация. Один из способов научиться новому, это перейти на место коллеги. Методика заключается в смене деятельности сотрудников. Один берет на себя рабочие обязательства другого. Это помогает взглянуть на ситуацию с другого угла и получить новые знания.

Метод 8: Наставничество. Суть заключается в том, что опытный сотрудник обучает и курирует менее опытного и квалифицированного.

Метод 9: Дистанционное образование. Прохождение различных онлайн-курсов эффективно сказывается на работе сотрудников. Обычно на подобных курсах уроки ведут различные именитые профессионалы своей сферы.

Метод 10: Бизнес-коучинг. Нанятый со стороны человек, мотивирующий сотрудников и помогающий им разрешать рабочие ситуации.

Организация обучающего процесса

Чтобы повысить эффективность бизнеса и организоваться обучение сотрудников, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  1. Определите цели и задачи обучения. Решите, каких результатов вы хотите добиться: улучшить качество работы, повысить мотивацию персонала, подготовить работников к новым обязанностям.
  2. Выберите форму, разновидность и методику обучения. Выше вы ознакомились со всеми форматами обучения персонала. Исходя их поставленной цели, выберите наиболее оптимальный вариант обучающего процесса.
  3. Теперь пришло время искать курсы и компании, проводящие обучение. Ищем в интернете лучшие компании, специализирующие на обучении в вашем секторе.
  4. Ведем переговоры с ними, подбираем тренеров, разрабатываем стратегию обучения. на этом важно четко обозначить ранее подготовленную цель, расписать свои пожелания, ожидания.
  5. Когда программа обучения будет готова, внимательно с ней ознакомьтесь. если необходимо, внесите правки, попросите изменить.
  6. Выберите место проведения. Либо у себя в офисе, либо на территории обучающей компании.
  7. Проводим обучение персонала, следим за вовлеченностью и реакцией сотрудников, собираем рецензии.
  8. Оцениваем результаты пройденного материала по производительности и эффективности персонала.

Атрибуты хорошей обучающей программы

Действенная образовательная программа должна отвечать нескольким требованиям, описанным ниже:

  • Требование 1: Актуальность. Информация, техники, способы решения проблем должны быть действенными в настоящий момент. Давать знания прошлых веков не эффективно и бесполезно. Предлагать методики, действующие за рубежом, тоже не всегда работает, так как в России своя специфика работы и надо это учитывать.
  • Требование 2: Вовлеченность сотрудников. Важно, чтобы во время обучающего процесса сотрудники активно участвовали и не отвлекались. Если им будет скучно и информация не будет нести пользы, то они автоматически начнут отвлекаться или общаться между собой. Необходимо проследить за тем, чтобы был интерактив во время обучения.
  • Требование 3: Мотивация. Помимо полезной информации, тренер во время обучения должен суметь замотивировать сотрудников ее применять, ставить цели, профессионально расти. Это очень важно, потому что эффективность и производительность труда держится не только на умениях, но и на желании их применять.
  • Требование 4: Повторение. Необходимо не только давать залпом полезные знания, но и во время обучающей программы регулярно повторять ключевые мысли и выводы, чтобы это отложилось в голове у слушателей. Следите, чтобы в подготовленном материале это было. Обычно данный этап обсуждается, когда готовую программу показывают руководителю перед утверждением.
  • Требование 5: Обратная связь. Важно, чтобы во время и после обучения сотрудники давали обратную связь. Участие в учебном процессе показывает заинтересованность в развитии и подготовленном материале, а отдача после обучения персонала, рецензии по программе помогут сделать следующий раз лучше.

Три лучших компании по обучению персонала

Если у вас в штате нет людей, специализирующихся на обучении персонала, то необходимо обратиться к сторонним фирмам. Чтобы не потерять деньги и время зря, необходимо тщательно отнестись к процессу выбора и обратиться на лидеров своей ниши. Рассмотрим три компании, зарекомендовавшие себя в обучении сотрудников.

1. «Гранит-Консалтинг». Помогает другим повышать уровень знаний и профессиональных навыков более семи лет. Оказывает консалтинговые услуги по всей территории необъятной России. Более 13 тысяч компаний пользуются услугами данной фирмы. «Гранит-Консалтинг» помогает в следующих областях:

  • бухгалтерские услуги;
  • юридические консультации;
  • СРО;
  • сертификация;
  • экспертиза;
  • подбор персонала;
  • обучение сотрудников;
  • подготовка и переподготовка персонала и другое.

2. «Триумф». Существует с 1997 года и все это время помогает компаниям с кадровыми вопросами. Оказывает услуги высокого качества и успел закрепиться в лидерах. Помощью данной компании пользуются такими мастодонты, как Газпром, РБК, Банк Открытие, Райффайзенбанк, ХимИнвест и др.

Специалисты «Триумфа» обладают высокой квалификацией и богатым опытом. После их обучающих программ уровень эффективности компаний растет, и сотрудники заряжаются мотивацией на много лет.

Перечень основных услуг:

  • подбор кадров по запросу;
  • помощь в адаптации новых сотрудников;
  • повышение квалификации дистанционным методом;
  • разработка индивидуальных систем мотивации персонала;
  • оценка сотрудников;
  • помощь в решении конфликтных ситуаций.

3. «MegaPeople». Тренинговый центр, оказывает услуги во всех крупных городах России.

Перечень услуг:

  • повышение мотивации работников;
  • улучшение способностей, навыков, знаний;
  • проводит эффективные тренинги;
  • предлагает пройти действенные курсы по повышению квалификации;
  • работает в различных направлениях.

Советы

Чтобы обучающий процесс был эффективным, а выбранная компания оказалась профессиональной, следуйте следующим рекомендациям.

Совет 1: Воздействуйте на несколько каналов восприятия информации. Другими словами, следите, чтобы тренер или коуч не просто говорили, но и показывали. Исследования доказали, что использование визуального ряда, презентаций, видеороликов помогают лучше усвоить и запомнить материал.

Совет 2: Тщательно выбирайте компанию по оказанию образовательных услуг. Изучите отзывы, поспрашивайте знакомых-руководителей об их опыте обучения персонала, спросите контактные данные фирм, обращайте внимание на опыт и на список компаний, работающих с ними на постоянной основе. Большим плюсом будут успешные кейсы с известными лидерами рынка в своей сфере, это говорит о качестве работы.

Совет 3: Лично ознакомьтесь с материалом и тренером. Изучите подготовленную программу, внесите коррективы, если требуется. Познакомьтесь с тренером, проводящим обучение. Оцените его ораторские умения, дикцию, харизму. Важно, чтобы он умел кратко и ясно донести мысль.

Совет 4: Заключите договор и не забудьте уточнить все нюансы работы. Опишите сроки, цели, задачи, формат обучения. Четко пропишите время занятий, стоимость и способ оплаты, вид выдаваемого документа, подтверждающего прохождения образовательного курса.

Вывод

Обучение персонала – неотъемлемая часть для развития бизнеса, позволяющая руководителю лучше управлять и решать конфликтные ситуации, а сотрудникам повышать уровень навыков и лучше работать в команде.

Мир меняется, методы решения задач тоже, поэтому важно регулярно обновлять знания работников и руководителей. Это позволяет им качественно и эффективно делать свою работу, а компании оставаться конкурентоспособной на рынке.

Образовательные программы имеют множество форм, разновидностей и методик. Выбор зависит от цели и личных пожеланий.