Образец декларации о соответствии

Содержание

Образец декларации о соответствии участника 2020 года

Декларирование — обязательное условие

При проведении торгов различными способами заказчики устанавливают ряд условий, соответствие которым участнику необходимо подтвердить путем декларирования, что является обязательным условием для участия в торгах. Для этого составляется образец декларации соответствия 44-ФЗ 2020 года. Это правило касается и 44-ФЗ, и 223-ФЗ, так как существуют так называемые «единые требования», которые в равной мере применяются и для торгов в соответствии с Законом о контрактной системе, и для тендеров, проводимых на основании Закона о закупках отдельными видами юридических лиц.

Обратим внимание, что сведения, подаваемые при декларировании, должны быть действительными, так как заказчик может проверить их, а при обнаружении недостоверности он обязан отстранить участника (ч. 9 ст. 31).

Если обратиться к нормам ФЗ № 44, то можно заметить условное выделение двух видов декларирования:

  • декларация соответствия единым требованиям к участникам закупки;
  • о принадлежности кандидата к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНО).

Первый вид заявления подразумевает, что лицо, которое желает принять участие в тендере, соответствует положениям пп. 3-11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Подробнее об этом мы рассказывали в статье о требованиях к участникам закупки.

Второй вид провозглашения — декларация о принадлежности. Данное условие закреплено статьями 51, 66, 73 ФЗ № 44. ФЗ № 209-ФЗ устанавливает критерии, по которым то или иное лицо можно отнести к субъектам СМП. При этом, в соответствии с совместным Письмом Минэкономразвития и ФАС от 04.04.2014, предоставление в составе заявки иных документов, которые подтверждают статус СМП или СОНО, кроме заявления о принадлежности к субъекту СМП, не предусмотрено. Так, если заказчик отклонил заявку, которая содержала декларирование такого рода сведений, его может ожидать административная ответственность в соответствии с нормами КоАП РФ.

Изменения в декларации соответствия 2020 года

В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что образец декларации о соответствии требованиям (ст. 31 44-ФЗ) 2020 года составляется по-новому. Это связано в изменениями с 01.07.2018: требования к участникам, согласно ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, дополнились пунктом 11. Он содержит условие об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в госзакупках, которые установлены законодательством.

ВАЖНО! С 01.07.2018 отпала необходимость составлять и предоставлять отдельный документ для участия в электронных процедурах. Соответствие общим условиям будет подтверждаться автоматически на электронной торговой площадке в момент подачи заявки.

Когда необходима новая декларация соответствия

В документах на «бумажный» открытый конкурс, согласно ст. 51, необходимо подтверждение о соответствии пунктов 3-9 ст. 31. При этом в конкурсных процедурах в электронной форме наряду с пунктам 3-9 также нужно соответствовать 11-му пункту. Однако это соответствие будет подтверждаться, как и на электронном аукционе, автоматически — с помощью функционала ЭТП (ст. 54.4).

В запросе котировок тоже нужно прилагать документы только о соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31. Это требование распространяется и на электронные котировки. Во всех этих случаях понадобится образец новой декларации соответствия участника требованиям ФЗ 44.

Если с остальными процедурами ситуация довольно понятная, то по запросу предложений есть вопросы. В 44-ФЗ указано, что в документации должны быть прописаны сведения о полном соответствии ст. 31. Поэтому если в документации будет указано, что необходимо предоставить документы о соответствии ст. 31, то необходимо заявить и о соблюдении 11-го пункта. (п. 2 ч. 4 ст. 83). Одновременно с этим в запросе предложений в электронной форме этот недочет устранили. Законодатели установили нормы, аналогичные правилам, указанным в запросе котировок.

Закон о контрактной системе по-прежнему не устанавливает правил по оформлению документа, главное — задекларировать соответствие поставщика предписаниям ФЗ № 44.

При этом отдельная декларация об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков 44-ФЗ не нужна. Эти сведения можно внести непосредственно в декларацию соответствия единым требованиям к участникам закупки.

Если вы хотите подстраховаться, то можно вписать 11-й пункт. Мы подготовили образец декларации участника закупки 2020 года, в которой указано об отсутствии сведений в РНП, а также о соответствии новому 11-му пункту.

Скачать образец декларации соответствия по 44-ФЗ

Скачать

Как подтвердить соответствие требованиям о закупках по 223-ФЗ

В закупках отдельными видами юридических лиц предписания к участникам не установлены. Они должны быть закреплены а Положении о проведении закупок.

При этом декларация о соответствии участника аукциона п. 3-9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ не может быть использована для подтверждения соответствия предписаниям в рамках 223-ФЗ. Такие выводы сделала комиссия УФАС Забайкальского края в Решении № 04-20-984/2018 от 23.03.2018.

Скачать решение УФАС

Скачать

Среди прочего комиссия УФАС установила, что образец (п. 3-9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ) декларации 2020 года хоть и подтверждает соответствие по всем пунктам, предусмотренным документацией о закупке
№ 31806154433 на поставку мягкого инвентаря для нужд Государственного автономного учреждения «Молодежный центр «Искра»» Забайкальского края, де-факто он подтверждает соответствие участника закупки требованиям 44-ФЗ, а не 223-ФЗ. Таким образом, в процессе участия в закупках по 223-ФЗ рекомендуем убрать все ссылки на 44-ФЗ или воспользоваться нашим образцом.

Скачать образец подтверждения соответствия 223-ФЗ

Скачать

Декларация соответствия по 44-ФЗ: что это такое и как её подготовить?

Приветствую вас, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней небольшой статье речь пойдет о декларации соответствия участника закупки требованиям 44-ФЗ. Поскольку в мою службу поддержки довольно часто приходят письма с подобными вопросами, я решил написать эту статью и разом ответить на все вопросы. (Примечание: настоящая статья актуализирована 26.04.2019 г.).

1. Что такое декларация?
2. Два «вида» деклараций
2.1 Декларация о соответствии
2.2 Декларация о принадлежности

1. Что такое декларация?

Предлагаю начать с определения значения слова — «декларация».

Значение слова «декларация» по Финансовому словарю:

Декларация — заявление, объявление, документ, провозглашающий какие-то положения (принципы) или содержащий определенную информацию.

2. Два «вида» деклараций

В Федеральном законе от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от участников закупки требуется предоставление двух «видов» деклараций:

2.1 Декларация о соответствии

И так, мы с вами определили, что согласно требованиям 44-ФЗ есть два «вида» деклараций. Давайте начнем с первого «Декларации о соответствии…».

В данной декларации участник закупки должен подтвердить заказчику свое соответствие требованиям, установленным пунктами 3 — 9, 11 части 1 статьи 31 44-ФЗ, а именно:

— непроведение ликвидации участника закупки — юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки — юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства (п. 3 ч. 1 ст. 31);

— неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке (п. 4 ч. 1 ст. 31);

— отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято (п. 5 ч. 1 ст. 31);

— утратил силу с 1 января 2014 года (п. 6 ч. 1 ст. 31);

— отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации (п. 7 ч. 1 ст. 31);

— участник закупки — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (п. 7.1 ч. 1 ст. 31);

— обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма (п. 8 ч. 1 ст. 31);

— отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц — участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, — участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества (п. 9 ч. 1 ст. 31).

— отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации (п. 11 ч. 1 ст. 31)

Шаблоны деклараций о соответствии участника закупки пунктам 3-5, 7, 9, 11 части 1 и части 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ вы сможете скачать .

Примечание: В данных шаблонах добавлен пункт о соответствии участника закупки требованиям части 1.1 статьи 31 44-ФЗ, а именно: требованию об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица.

В настоящий момент практически все заказчики указывают данное требование в документации к проводимым закупкам. Поэтому не будет ошибкой продекларировать соответствие участника закупки данному требованию совместно с соответствием требованиям пунктов 3 — 9, 11 части 1 статьи 31 в рамках одного документа. В случае необходимости, вы всегда сможете сделать из данных шаблонов два отдельных документа.

2.2 Декларация о принадлежности

С «Декларацией о соответствии…» мы с вами разобрались, теперь давайте рассмотрим декларацию о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Более подробно узнать о субъектах малого предпринимательства вы сможете из этой статьи.

Шаблон декларации о соответствии участника требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» вы сможете скачать .

Для декларирования принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям достаточно будет подготовить документ в свободной форме на фирменном бланке организации, в котором указать о том, что участник является социально ориентированной некоммерческой организацией.

Согласно Письму Минэкономразвития России N 7158-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/13590/14 от 04.04.2014 г. необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, 44-ФЗ не предусмотрена.

Если участник не включил в заявку соответствующие сведения, заказчик вправе отказать этому лицу, в частности, в допуске к участию в закупке. В том случае, если заказчик отказал в допуске участнику, заявка которого содержала такую декларацию, с должностных лиц заказчика может быть взыскан штраф в размере до 30 000 руб. (ч. 2, 6 ст. 7.30 КоАП РФ).

Проверяем принадлежность организации к СМП в реестре налоговой

Общие положения

В ст. 3 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 о развитии малого и среднего предпринимательства указано, что субъекты малого и среднего предпринимательства — это хозяйствующие субъекты (юрлица и индивидуальные предприниматели), которые по критериям попадают в категорию малых предприятий, в т. ч. к микропредприятиям, и среднему бизнесу. Сведения о них включаются в специальный реестр. Для контроля заказчик вправе проверить на официальном сайте реестра субъектов малого предпринимательства всех участников.

В контрактной системе предусмотрены преимущества для субъектов малого предпринимательства (ст. 30 44-ФЗ). Госзаказчики обязаны заключать с ними такое число контрактов, чтобы общая сумма по ним составила минимум 15% от совокупного годового объема закупок.

При этом у госзаказчика есть две возможности. Для заказов с начальной максимальной ценой контракта (НМЦК) менее 20 млн рублей проводят процедуру, к участию в которой будут допущены только СМП и СОНКО. Заказчик не ограничен в способе выбора поставщика. Если НМЦК больше 20 млн рублей, то в извещении и остальной закупочной документации устанавливают требование, что победитель госзакупки обязан привлечь в качестве субподрядчика одну из таких организаций.

Как проверить участника

Если поставщик участвует в процедуре с преимуществами по ст. 30 44-ФЗ, он обязан предоставить декларацию о принадлежности к субъектам МСП. В электронных процедурах такая декларация формируется автоматически в процессе подачи заявки. А в бумажных тендерах принадлежность подтверждают декларацией или выпиской из единого перечня.

С 01.08.2016 у заказчика появилась возможность убедиться, что участник относится к числу СМП. Для этого он получает выписку из реестра СМП по ИНН. Если данные отсутствуют, следовательно, участник не является таким юрлицом. А если он задекларировал принадлежность к малому предпринимательству, его заявку следует отклонить, поскольку в ней содержатся недостоверные сведения.

Как работает единый перечень

Вот официальный сайт реестра СМП — rmsp.nalog.ru. Он работает на основании ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Госзаказчикам он особенно интересен тем, что одна из возможностей реестра субъектов малого и среднего бизнеса — проверить предприятие. В нем есть такая информация о юрлицах:

  • наименование (для ИП — Ф.И.О.);
  • категория предприятия (микро, малое или среднее);
  • ИНН;
  • адрес;
  • вид деятельности;
  • дата внесения сведений;
  • информация, что юрлицо или ИП зарегистрировано недавно;
  • заключенные договоры и контракты;
  • информация о производстве инновационной, высокотехнологичной продукции;
  • сведения о лицензиях.

Формируется реестр СМП на сайте налоговой на основании отчетности, ЕГРЮЛ и ЕГРИП и других документов, которые подаются в ФНС. Сведения обрабатываются автоматически, компания не предпринимает дополнительных действий, чтобы информация о ней оказалась в базе данных. Но есть важный момент. Если она не передает в ФНС данные о среднесписочной численности работников, в базу ее не внесут.

Как получить выписку

Чтобы получить выписку СМП онлайн на официальном сайте налоговой, зайдите на сайт и в строке поиска введите ИНН или ОГРН (ОГРНИП) организации (индивидуального предпринимателя).

Если информация о ней есть в базе данных, это отобразится на странице со сведениями из реестра СМП по ИНН.

Для проверки этого достаточно, но дополнительно скачайте PDF-файл с выпиской из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по ИНН, в ней информация об участнике. Для этого нажмите на название предприятия или имя индивидуального предпринимателя.

Готовая выписка выглядит так.

Декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства — образец

Декларация о принадлежности к СМП это документ, который, как правило, используется участниками закупок для получения преимуществ при выборе победителя, если такие преференции были указаны в закупочной документации.

Также иногда при проведении закупки, к участию допускаются только представители малого предпринимательства, в таком случае предоставление соответствующей декларации является обязательным.

Декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, если закупка проходит в виде электронного аукциона, прилагается в составе второй части заявки на участие. Если же это запрос предложений, то данный документ просто включается в состав заявки.

Скачать образец декларации о принадлежности к субъектам малого предпринимательствак субъектам малого предпринимательства (подходит для ООО и ИП) (Документ Microsoft Word.doc)

Где получить декларацию о принадлежности к СМП?

Часто начинающие участники закупок задаются подобным вопросом. Данную декларацию нигде получать не нужно, она составляется самим участником и заверяется им же (печать, подпись).

Как составить декларацию о принадлежности к СМП?

Свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства можно задекларировать в свободной форме, но с указанием критериев, на основании которых организация относится к малому бизнесу.

Критерии субъектов малого предпринимательства

Такими критериями являются:

  1. В уставном капитале организации, суммарная доля участия РФ и ее субъектов, а также иностранных организаций и религиозных/общественных/благотворительных объединений, должна составлять не более 25%. Более 25% доли также не должны принадлежать юр. лицам, которые не являются субъектами малого предпринимательства.
  2. Среднесписочная численность сотрудников за предшествующий год не должна превышать 100 человек.
  3. Выручка или банковская стоимость активов за год должна быть не более 400 000 000 рублей без учета НДС.

Для того чтобы вы смогли правильно составить декларацию о принадлежности к СМП и получить допуск к участию в тендере, мы подготовили для вас образец данной декларации. Образец заполнен по всем правилам действующего законодательства и подходит для участия в государственных закупках.

Также при возникновении трудностей в заполнении деклараций и другой тендерной документации, рекомендуем обратиться к нашему специалисту за БЕСПЛАТНОЙ КОНСУЛЬТАЦИЕЙ с помощью чата внизу страницы.

Данный образец подходит для участия в большинстве проводимых закупок, если же в документации к закупке присутствует своя форма для декларирования принадлежности к СМП, рекомендуем использовать именно её!

ФАС: заказчик обязан требовать в составе заявки декларацию о непринадлежности участника закупки к турецким компаниям

Очень интересное решение было вынесено 19 февраля 2016 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по жалобе Новгородской региональной общественной организации «Собрание коренных новгородцев» на действия государственного заказчика — Новгородской областной думы при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по распространению информации о деятельности Новгородской областной Думы в аналитических и тематических программах в эфире телевизионного канала для государственных нужд Новгородской области в 2016 году (извещение № 0150200002116000002).

Как следует из содержания решения, заказчиком в документации об аукционе во исполнение части 3 статьи 14, статьи 27 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2015 № 583 и Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1457 в разделе 8 документации был установлен запрет допуска для участия в закупке услуг, оказываемых иностранными лицами (организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики и/или контролируемыми гражданами Турецкой Республики).

Однако, заказчик не стал устанавливать и требовать какой-либо документ, подтверждающий соответствие данному запрету в документации об аукционе.

По мнению заказчика, поскольку вышеуказанными нормативными правовыми актами не установлен перечень документов, подтверждающий соответствие данному запрету и являющийся обязательным для заказчика для указания в документации об аукционе, Новгородская областная Дума считает, что в ее действиях нарушений требований Закона о контрактной системе к содержанию документации о закупке не имеется.

Кроме того, по мнению заказчика, основными документами, которые подтверждают или опровергают нахождение участника закупки под юрисдикцией Турецкой Республики, являются копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица) (далее – ЕРГЮЛ), копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя) (далее – ЕРГИП), копии учредительных документов участника (для юридического лица), копии документов, удостоверяющих личность участника (для физического лица).

При этом несоответствие указанных документов требованиям документации об аукционе или наличие в них недостоверных сведений об участнике аукциона является основанием для признания заявки несоответствующей требованиям документации и отстранения подавшего ее лица от участия в закупке.

Представление же декларации, в отличие от имеющихся в распоряжении оператора электронной площадки учредительных документов и выписок из ЕРГЮЛ или ЕРГИП, не является гарантией отсутствия нахождения участника закупки под контролем иностранных лиц.

По мнению подателя жалобы, заказчик должен был числе требований к составу заявки на участие в аукционе указать документы, подтверждающие соответствие участников закупки установленным запретам и ограничениям.

Однако из документации об аукционе (подпункт 8 пункта 10.3) следует, что заказчиком требования к таким документам не установлены, что делает невозможным проверку участников закупки на соответствие запрету, установленному разделом 8 документации.

По мнению подателя Жалобы, в качестве такого документа заказчику надлежало установить декларацию о соответствии участника закупки установленным в документации запретам и ограничениям, что подтверждается правоприменительной практикой Федеральной антимонопольной службы (решение ФАС России от 04.02.2016 по делу № К-149/16).

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки Новгородское УФАС России согласилось с доводами подателя жалобы и и признала жалобу обоснованной по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 27 Закона № 44_ФЗ о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки.

Согласно части 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1457 (далее – Постановление) по исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2015 № 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» (далее – Указ) установлен Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее – Перечень).

Согласно пункту 5 Перечня организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики (далее – организации, находящиеся под контролем Турецкой Республики), запрещено выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В разделе 8 документации об аукционе во исполнение вышеуказанных положений законодательства Российской федерации о контрактной системе заказчиком – Новгородской областной Думой правомерно установлен запрет на оказание услуг, являющихся объектом закупки, организациями, находящимися под контролем Турецкой Республики.

При этом в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 — 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Таким образом, участники рассматриваемой закупки обязаны представить документы, подтверждающие их соответствие запрету, установленному разделом 8 документации, а заказчик должен указать в документации об аукционе на необходимость представления таких документов в составе заявок на участие в аукционе, определить перечень таких документов и требования к ним.

Однако заказчиком – Новгородской областной Думой в документации об аукционе не только не определен перечень и требования к документам, подтверждающим ненахождение организации под контролем Турецкой Республики, но напротив указано, что какие-либо документы, подтверждающие соответствие установленному запрету, участники закупки представлять не обязаны (подпункт 8 пункта 10.3 раздела 10 документации), что прямо противоречит установленным Законом о контрактной системе требованиям к содержанию заявок на участие в аукционе.

То обстоятельство, что в Указе и Постановлении не приведен конкретный перечень и требования к документам, подтверждающим ненахождение организации под контролем Турецкой Республики, не дает заказчику права освобождать участников закупки от необходимости подтверждения ими своего соответствия установленному указанными нормативными правовыми актами и самим заказчиком запрету допуска для участия в закупке услуг, оказываемых иностранными лицами.

При этом довод заказчика – Новгородской областной Думы о том, что для подтверждения соответствия участника закупки установленному запрету аукционная комиссия использовала бы сведения, содержащиеся в выписке из ЕГРЮЛ и учредительных документах юридического лица, является несостоятельным, поскольку:

— в силу подпункта 8 пункта 10.3 раздела 10 документации ни указанные, ни какие-либо иные документы не рассматриваются в качестве подтверждающих соответствие установленному заказчиком в разделе 8 документации запрету;

— из содержания выписки из ЕГРЮЛ и учредительных документов юридического лица невозможно установить подконтрольность участника закупки гражданам или организациям Турецкой республики в соответствии с признаками, установленными подпунктом «б» пункта 1 Указа, то есть в соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Учитывая изложенное в действиях государственного заказчика – Новгородской областной Думы содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в документации об аукционе обязательных требований к содержанию заявки участников закупки.

Установленное в действиях заказчика нарушение носит существенный характер, препятствует отбору участников закупки с учетом установленного в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета, может повлиять на результаты закупки, что дает основания для его устранения путем выдачи предписания.

Аналогичное решение было вынесено Новгородским УФАС России 19.02.2016 г. по результатам рассмотрения второй жалобы НРОО «Собрание коренных новгородцев» на действия заказчика — Новгородской областной думы (номер извещения 0150200002116000001).

С этими и другими решениями ФАС России и её территориальных органов по вопросам применения постановления Правительства РФ № 1457 от 29.12.2015 г. можно ознакомить по ссылке: