Объем закупок у СМП

Что такое СГОЗ и что в него входит

Что включается в совокупный годовой объем госзакупок

В п. 16 ст. 3 44-ФЗ указано, что такое совокупный годовой объем закупок — утвержденный на финансовый год общий объем финансового обеспечения для госзакупок в рамках 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала этого финансового года и подлежащих оплате в этом финансовом году.

16.06.2017 Минфин в письме № 24-01-09/37707 уточнил сведения о сроках и определил, что входит в СГОЗ по 44-ФЗ — суммы контрактов, которые заключены в прошлых финансовых годах, но оплачиваются в текущем, и суммы сделок, заключенные, исполняемые и оплачиваемые в текущем финансовом году.

Необходимо включать в СГОЗ и деньги на оплату контракта при заказе у единственного поставщика на сумму не выше 300 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93).

C 01.01.2019 в совокупное годовое количество госзаказов входят суммы контрактов, которые заключены с единственным поставщиком по п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93. Но только если этот контракт подписывается в результате несостоявшейся закупочной процедуры, которая проводилась с преимуществами для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ. СГОЗ для СМП по 44 ФЗ на 2020 год — 15% от совокупного объема всех закупок. Это указано в ч. 1 ст. 30 закона о контрактной системе.

Если контракт заключен в текущем финансовом году, а исполняется в течение нескольких лет, то включается только сумма на выплаты в текущем. Форма для расчета СГОЗ по 44 ФЗ на 2020 год законодательно не утверждена. Этот показатель отражается в форме для плана-графика, в строке «Всего для осуществления госзакупок».

Как рассчитать совокупный показатель госзаказов для отдельных заказчиков, читайте в статье «Как считать СГОЗ: пошаговая инструкция».

ВАЖНО! Совокупное годовое количество госзаказов изменяется в течение года. Это влияет на то, какие госзакупки и в каком объеме проводят. Рекомендуем узнавать примерно раз в квартал, не поменялся ли этот показатель, или закрепить приказом порядок информирования о корректировках лимитов на закупки.

Какие сведения не включаются

В ч. 1 ст. 30 44-ФЗ указано, какие закупки не включаются в расчет совокупного годового объема закупок — это госзакупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО):

  1. Для обороны и безопасности страны.
  2. По предоставлению кредитов.
  3. В области использования атомной энергии.
  4. У единственного поставщика на основании ч. 1 ст. 93 закона, за исключением закупок, которые проведены, в соответствии с п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, по результатам несостоявшегося определения поставщиков.
  5. При закрытых способах определения поставщика.

Как используют

Учитывая совокупный годовой объем закупок, статья 44 ФЗ № 38 о контрактной службе обязывает организатора решить вопрос о создании службы или назначении контрактного управляющего в зависимости от суммы всех заказов. Если она выше 100 млн рублей, заказчик организовывает службу. А если меньше, то выбирает: организовать контрактную службу или назначить управляющего. Еще заказчик использует совокупный объем госзакупок по 44-ФЗ при расчете:

  1. Минимального объема закупок у СМП по 44 ФЗ (ч. 1 ст. 30).
  2. Максимального количества заказов при проведении запроса котировок в электронной форме (ч. 2 ст. 82.1).
  3. Максимального количества заказов у единственного поставщика (п. 4, 5 ч. 1 ст. 93).

СГОЗ потребуется при составлении:

  1. Отчета о размере госзакупок у СМП и СОНКО.
  2. Плана-графика (п. 2 ч. 3 ст. 21).

Заказчик проводит госзакупки только на основании составленного плана-графика.

Примеры расчета

Если для условного учреждения выделены лимиты бюджетных обязательств на 2020 г. в размере 10 млн руб., то СГОЗ на 2020 г. для этого заказчика составит 10 млн руб., но затем вычтут деньги для проведения оплаты заключенных в 2020 г. и исполненных в 2020 г. контрактов.

Вот пример, как посчитать 15 процентов СМП по 44 ФЗ:

(10 000 000 – 3 000 000) × 15% = 1 050 000 руб.

Пример расчета максимального годового объема госзакупок путем проведения электронного запроса котировок.

Эта цифра должна составлять 10% от величины СГОЗ.

10 000 000 × 10% = 1 000 000 руб.

Годовая совокупная сумма заказов, сделанных путем проведения электронного запроса котировок, — не больше 100 млн рублей.

Вот пример, как считать совокупный годовой объем закупок по 44-ФЗ для сделок с единственным поставщиком по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе.

По п. 4 ч. 1 ст. 93, он составляет 5% от СГОЗ, или 2 млн руб. Если заказчик использует приведенную формулу, то объем не превышает 50 млн рублей.

10 000 000 × 5% = 500 000 руб.

По п. 5 ч. 1 ст. 93, 5 млн руб., или 50% от СГОЗ. А по п. 5 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе, он не превышает 30 млн рублей.

10 000 000 × 50% = 5 000 000 руб.

Совокупный годовой объем закупок в 223-ФЗ

В СГОЗ по закону о контрактной системе не предусмотрено включать средства на оплату контрактов по закону о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) либо на основании действовавшего ранее закона о размещении заказов (94-ФЗ).

О том, что учитывается при определении совокупного годового объема закупок по 223-ФЗ, читайте в статье «Как рассчитать ГОЗ по 223-ФЗ».

Для организаторов, которые закупают по 223-ФЗ, установлены требования на 2020 г. в отношении СГОЗ (ПП от 11.12.2014 № 1352). Годовая стоимость всех заказов у субъектов малого и среднего предпринимательства должна составить не менее 20% от общей стоимости всех договоров за год, которые заказчики заключили по результатам закупок. Годовая сумма всех договоров, которые заключены с субъектами малого и среднего предпринимательства, должна составлять не менее 18% от совокупной стоимости всех договоров, которые за год заключены по результатам закупок.

Что брать в расчет. Из чего складывается совокупный годовой объем закупок

Почему расчет совокупного годового объема закупок (СГОЗ) для некоторых заказчиков становится весьма проблематичной задачей, если почти исчерпывающая формулировка данного понятия представлена в Законе № 44-ФЗ?
Это объясняется тем, что единой законодательной нормы, определяющей порядок и варианты расчета, а также случаи использования полученных значений, не существует. Поскольку от СГОЗ зависит объем денежных средств, планируемых к получению из бюджета федеральной или муниципальной структурой на выполнение своих функций, то и внимание к его расчету пристальное. Рассмотрим, какие вопросы возникают при расчете СГОЗ.
Управление МЧС заключает договоры на экстренную медицинскую помощь, возмещение коммунальных услуг и договоры с привлечением экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства в целях:
1) возмещения расходов в связи с оказанием медицинской помощи по экстренным медицинским показаниям сотрудникам (в том числе находящимся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях) медицинской организации, с которой не заключен договор, на основании документов, представляемых медицинской организацией;
2) возмещения арендатором арендодателю расходов последнего на оплату коммунальных услуг;
3) привлечения экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства.
Совокупный годовой объем закупок рассчитывается для случаев осуществления закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Следует ли включать указанные договоры в расчет СГОЗ (до 2 млн руб.)?
Годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по общему правилу не может превышать два млн рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и составлять более чем 50 млн руб.
Пункт 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ определяет СГОЗ как утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.
По смыслу данной нормы в СГОЗ включается объем финансового обеспечения абсолютно по всем закупкам заказчика, осуществляемым в соответствии с Законом № 44-ФЗ, вне зависимости от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Иными словами, при расчете СГОЗ следует учитывать объем финансового обеспечения по всем закупкам (включая закупки коммунальных услуг, а также товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий), осуществляемым путем проведения конкурсов, аукционов, запроса предложений, запроса котировок и у единственного контрагента (подрядчика, исполнителя), способом, определяемым в соответствии со ст. 111 указанного Закона. Те же средства, которые расходуются заказчиком не в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, не учитываются при расчете СГОЗ. К ним относятся, в частности, средства, направляемые на уплату налогов, взносов и иных обязательных платежей, на оплату труда работников и исполнение прочих обязательств, которые возникают не из гражданско-правовых договоров и должны заключаться в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, а из иных оснований (например, в силу закона или на основании решения суда).
Как следует из ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, этот федеральный закон регулирует отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения с ними гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с чч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ. По смыслу положений Закона № 44-ФЗ (в частности, пп. 2, 3, 5, 7, 8 ст. 3, чч. 1, 5 ст. 24) в сферу его действия входит заключение лицами, которые в соответствии с указанным федеральным законом признаются заказчиками (в том числе государственными органами) любых гражданско-правовых договоров (контрактов), предусматривающих поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг. Исключение составляют случаи, перечисленные в ч. 2 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, к которым этот федеральный закон не применяется. Приведенные в вопросе отношения в упомянутый перечень не включены. Однако, несмотря на это, они, следуя букве закона, не могут рассматриваться как связанные с осуществлением закупок, не регулируются положениями Закона № 44-ФЗ, а следовательно, соответствующие расходы заказчика не должны учитываться при расчете СГОЗ. Рассмотрим подробнее.
1) Возмещение расходов в связи с оказанием медицинской помощи по экстренным медицинским показаниям
В соответствии с п. 5 Правил возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 911, при оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам по неотложным показаниям организацией здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, эта организация здравоохранения оформляет договор, счет фактуру и другие документы, указанные в п. 3 Правил, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган исполнительной власти (смотрите так же п. 2 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Согласно п. 146 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС РФ от 03.11.2011 № 668, при отсутствии по месту службы, месту жительства (проживания) или иному месту нахождения сотрудников медучреждений системы МВД России, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим учреждениям здравоохранения соответствующими организациями МЧС России. При этом организации МЧС России по заключенным договорам с медицинскими учреждениями производят расчеты за оказанную медицинскую помощь сотрудникам.
Таким образом, при определенных обстоятельствах (в случае оказания сотрудникам неотложной медицинской помощи, медицинской помощи по экстренным показаниям) обязанность территориального органа МЧС возместить расходы медицинской организации, оказавшей соответствующие медицинские услуги, возникает не на основании контракта (договора), а в силу требований, предусмотренных нормативными актами. Очевидно, что такие расходы не могут быть запланированы заранее (и отражены в плане графике в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ), что лицо, которому должны быть возмещены соответствующие расходы, определяется не заказчиком, а также что отношения, возникающие между заказчиком и соответствующей медицинской организацией, основаны не на договоре. Отношения между указанными лицами при таких обстоятельствах, в принципе, не могут быть урегулированы в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ. Нормативные акты не устанавливают для подобных случаев требования о заключении какого-либо договора между заказчиком и медицинской организацией, фактически оказавшей услуги.
Приведенные основания, как нам представляется, свидетельствуют о том, что на отношения между заказчиком и медицинской организацией, связанные с возмещением расходов последней по оказанию медицинской помощи сотрудникам заказчика, положения Закона № 44-ФЗ не распространяются.
2) Возмещение арендатором арендодателю расходов последнего на содержание объекта аренды (включая расходы по оплате коммунальных услуг)
Обязанность арендатора по возмещению затрат арендодателя на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, следует из п. 2 ст. 616 ГК РФ. Согласно этой норме арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Иными словами, возмещение арендодателю расходов на содержание имущества, переданного в аренду, основано непосредственно на законе. Заключение договора о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг в этой ситуации направлено на создание условий для пользования арендатором переданным ему имуществом в соответствии с его назначением. При этом заказчик не получает предоставления в неденежной форме, отличного от того, которое является предметом договора аренды. Соглашение о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг, по существу, лишь определяет порядок, в соответствии с которым будет производиться расчет сумм расходов, подлежащих возмещению арендатором (смотрите также постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2008 № Ф03-А59/08-1/1985). При этом ни арендатор, ни арендодатель не поставляет другой стороне товар, не выполняет работу и не оказывает какой-либо услуги.
Особенность договора о возмещении расходов на коммунальные услуги, услуги связи состоит в том, что его предметом выступают не собственно эти услуги (поскольку они предоставляются арендодателю иными лицами на основании заключенных с ними соглашений), а именно порядок расчетов между лицом, которое фактически потребило услуги (арендатором), и лицом, которое приобрело их по договорам об оказании соответствующих услуг (арендодателем). Отношений же по оказанию услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения и т.п. (подпадающих под регулирование п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) при этом между арендатором и арендодателем не возникает, независимо от указания на это в договорах аренды (смотрите, например, п. 22 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, сообщенного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66). Поэтому и оснований для заключения между этими лицами соответствующего контракта не имеется.
Наконец, нельзя не учитывать, что обязанность по возмещению расходов арендодателя возникает у арендатора перед определенным лицом, то есть заказчик не может определить иного лица в принципе. Поэтому есть все основания полагать, что отношения, связанные с возмещением казенным учреждением, арендующим недвижимое имущество, расходов арендодателя (абонента по соответствующим договорам с ресурсоснабжающими организациями) по оплате коммунальных платежей, не подпадают под действие Закона № 44-ФЗ.
3) Привлечение экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства
Представляется очевидным, что нормы Закона № 44-ФЗ неприменимы к отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, поскольку такие отношения урегулированы непосредственно соответствующими нормами административного характера и не предполагают достижения сторонами какого-либо соглашения об условиях исполнения обязательств. По существу, этот вывод следует и из некоторых разъяснений, касающихся применения законодательства о контрактной системе. Так, например, в письме Минэкономразвития России и ФАС России от 05.03.2014 № 4332-ЕЕ/Д28и, АЦ/7864/14 отмечено, что порядок назначения экспертов, привлечения специалистов и переводчиков в уголовном судопроизводстве определен положениями УПК РФ, которые не позволяют применять Закон № 44-ФЗ для целей регулирования право отношений между органами предварительного следствия, органами дознания и назначаемыми (привлекаемыми) экспертами, специалистами, переводчиками. Аналогичные разъяснения даны и в письме Минэкономразвития России от 18.09.2007 № 14026-АП/Д04 по вопросам применения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», утратившего силу с 01.01.2014, сфера правового регулирования которого, по сути, совпадает со сферой регулирования Закона № 44-ФЗ. Схожий вывод представлен в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе», в котором суд отметил, что положения Закона № 44-ФЗ не регулируют отношения, связанные с назначением экспертизы судом, которое осуществляется по правилам, установленным АПК РФ.
В связи с этим можно сделать вывод, что привлечение экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства должно осуществляться без соблюдения порядка, предусмотренного Законом № 44-ФЗ.
Поскольку все указанные в вопросе отношения с участием заказчика не могут рассматриваться как связанные с исполнением контракта, который должен заключаться в соответствии с Законом № 44-ФЗ, соответствующие расходы заказчика не связаны с оплатой контракта, осуществляются не в рамках закупки и, следовательно, не учитываются при расчете СГОЗ.
В заключение следует отметить, что разъяснений ФАС России и судебной практики по заданным вопросам в открытом доступе нет. Вышесказанное является экспертным мнением, предоставленным службой Правового консалтинга ГАРАНТ. За официальными же разъяснениями необходимо обратиться в Федеральную антимонопольную службу (пп. 5.3.1.12 пп. 5.3 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331).

Как считать СГОЗ: пошаговая инструкция

Совокупный годовой объем закупок представляет собой итоговую сумму финансирования, которая, в соответствии с плановой документацией, будет направлена на ведение закупочной деятельности. В СГОЗ входят также и госконтракты, заключенные в предыдущем периоде, оплата по которым должна пройти в текущем году (п. 16 ст. 3 44-ФЗ).

Рассчитывая общий объем финансирования на госзакупки по 44-ФЗ, заказчик должен исключить суммы финансового обеспечения, отведенные на заказы по нормам 223-ФЗ.

Как считать СГОЗ государственным и муниципальным заказчикам по 44-ФЗ

Лимиты бюджетных обязательств, которые доводятся до госзаказчиков на проведение закупок, прописываются и утверждаются ежегодно в бюджетных сметах (п. 2 ст. 221 Бюджетного кодекса РФ). Ответственными за разработку и ведение таких смет назначаются работники финансовых и бухгалтерских подразделений государственных и муниципальных заказчиков.

СГОЗ рассчитывают контрактные управляющие или сотрудники контрактных служб госзаказчиков. Расчет производится строго на основании подписанной руководством бюджетной сметы. Совокупный объем закупок на год исчисляется путем суммирования всех денежных средств, выделенных по кодам видов расходов (КВР) с 200 по 245, 323, а также с 411 по 414.

Пример расчета СГОЗ для казенного учреждения

Для расчета СГОЗ казенного учреждения нужно сложить суммы по кодам видов расходов 244 и 242. Он составит 13 760 627,00 руб.

Наименование показателя

Код по бюджетной классификации Российской Федерации

Сумма на год

раздел

подраздел

целевая статья

вид расходов

Увеличение стоимости материальных запасов

1 405 570,00

Фонд оплаты труда учреждений

52 828 200,00

Прочие выплаты

82 900,00

Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений

15 954 100,00

Услуги связи

2 746 187,00

Работы, услуги по содержанию имущества

1 505 400,00

Услуги связи

82 000,00

Коммунальные услуги

8 021 470,00

Итого по коду БК (по коду раздела)

82 625 827,00

Итого:

82 625 827,00

Расчет СГОЗ для бюджетных учреждений

Бюджетные учреждения ведут свою деятельность на основе ПФХД — плана финансово-хозяйственной деятельности. Планирование закупок и расчет СГОЗ также осуществляются в строгом соответствии с ПФХД.

По аналогии с госзаказчиками, план финансово-хозяйственной деятельности в бюджетном учреждении составляет ответственный работник бухгалтерии, финансового или планово-экономического отдела (п. 2 раздел 1 требований к ПФХД, утв. Приказом Минфина РФ № 81н от 28.07.2010).

Расчет совокупного объема закупок по 44-ФЗ производится контрактным управляющим, сотрудником контрактной службы путем суммирования доведенных до учреждения бюджетных средств, запланированных на оплату товаров, работ и услуг для нужд такого заказчика в текущем году.

При этом в отдельной графе плана финансово-хозяйственной деятельности прописываются суммы, запланированные на закупки по 223-ФЗ.

ВАЖНО! Такое финансирование не учитывается при исчислении СГОЗ по нормам федеральной контрактной системы.

Пример определения СГОЗ для бюджетного учреждения

Для расчета СГОЗ бюджетного учреждения нужно взять только сумму выплат на закупки товаров (работ, услуг) на 2019 г. по 44-ФЗ. Она составит 5 500 000 руб.

Расчет СГОЗ для унитарных предприятий

Бюджет на отчетный период унитарных предприятий также утверждается в плане или программе финансово-хозяйственной деятельности.

Для вычисления специалист должен обратиться в бухгалтерию за данными об объемах финансирования и рассчитать совокупный объем заказов на год на основании сведений из ПФХД о денежных средствах, отведенных на оплату контрактов по 44-ФЗ.

Если предприятие также ведет закупочную деятельность по нормам 223-ФЗ, то суммы, запланированные на осуществление таких заказов, необходимо вычесть из общего объема финансирования по ПФХД.

Что делать заказчику, если СГОЗ изменился

Величина СГОЗ может меняться в течение отчетного периода, и заказчику необходимо строго следить за такими изменениями. На основании совокупного объема закупок вычисляются объемы заказов, которые нужно заключить с субъектами малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО). Следовательно, если меняется СГОЗ, то это приведет и к изменению максимального объема закупок у СМП и СОНКО.

Если же заказчик ошибочно рассчитает и проведет такие процедуры, то это может привести к санкциям со стороны проверяющих органов и штрафам в размере до 50 000 рублей.

Совокупный годовой объем закупок меняется, если заказчику увеличивают или уменьшают текущее финансирование по КВР.

ВАЖНО! Заказчику не нужно производить перерасчет СГОЗ, если у него образовалась экономия по контракту, а также когда соглашение с поставщиком расторгнуто или исполнено не в полном размере (Письмо Минэкономразвития № Д28и-1632 от 21.04.2017).

Если совокупный объем заказов на год изменился, специалисту надлежит внести изменения в действующий план-график закупок, а затем перепроверить расчеты для следующих видов заказов:

Во избежание штрафных санкций ответственный сотрудник должен внимательно следить за выделенными на осуществление закупочной деятельности объемами финансирования и оперативно производить перерасчет СГОЗ в случае их изменения.

Особенности закупок у СМП по 223-ФЗ

Закупки у субъектов малого предпринимательства по 223-ФЗ — это конкурентные тендеры, в которых участвуют только представители малого бизнеса. Они проводятся в виде электронного конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений.

Скачать образец отчета о тендерах для малого бизнеса

Скачать бланк отчета о тендерах для малого бизнеса

Скачать пример перечня ТРУ для тендеров у малого бизнеса

Скачать постановление правительства № 1001 от 01.08.2019

Сколько закупают у СМП по 223-ФЗ

В постановлении правительства № 1352 от 11.12.2014 указано, что объем закупок у СМП по 223-ФЗ — минимум 18% от из общей стоимости договоров, которые заключены по результатам торгов. Доля соглашений, которые подписаны по результатам процедур только для СМП, составляет не меньше 15% от этого. Подобный объем указывают и когда составляют закупочный план. Список тендеров, которые не учитывают, указан в п. 7 постановления №1352. Он насчитывает 34 пункта, приведем основные:

  1. Обеспечение обороны и безопасности государства.
  2. Услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и газоснабжению.
  3. Проведение планового ремонта, техобслуживания и модернизации по гарантийным или лицензионным обязательствам.
  4. Услуги подвижной радиотелефонной связи.

Годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства включает договоры, которые подписаны по итогам закупок:

  1. Исключительно среди СМП.
  2. Для всех участников, в т.ч. и среди СМП.
  3. Для поставщиков, которые для исполнения контракта привлекают малые компании как субподрядчика.

Отдельные правила установили для заказчиков, которые покупают инновационную и высокотехнологичную продукцию, в т.ч. и у СМП. Годовой объем таких покупок равняется общей стоимости подобных сделок за предшествующий год + 5%. Это количество учитывается и когда планируете закупки.

С 01.01.2020 вступает в силу постановление правительства № 1001 от 01.08.2019. С этой даты обязательная доля закупок увеличится. Общий годовой объем закупок у малых компаний составит не меньше 20%. А доля стоимости договоров с СМП по итогам тендеров, в которых участвуют только представители малого бизнеса, возрастет до 18%.

Как утвердить перечень ТРУ для тендеров у СМП

Утвердите перечень товаров, работ и услуг, которые приобретаете через тендеры, где участвуют только представители малого бизнеса. ТРУ из списка закупайте у других категорий участников только в исключительных случаях, если:

  • СМП не участвуют в закупке;
  • заявки участников закупки, которые относятся к СМП отозваны или не соответствуют требованиям закупочной документации;
  • заявка, которая подана единственным участником из числа малых компаний, не соответствует требованиям закупочной документации;
  • заказчик по положению о закупке решил не заключать договор по итогам тендера.

Эти исключения указаны в п. 21 постановления № 1352.

В перечень закупок у СМП включают информацию из ОКПД-2:

  1. Наименование.
  2. Код, разделы, классы, группы и т.д.
  3. Категории и подкатегории.

Выложите документ в ЕИС и на сайте заказчика. Если предмет сделки продукция из Перечня, а начальная (максимальная) цена договора не больше 200 000 000 рублей, то проводить тендеры для малых компаний — обязанность заказчика. А если цена договора от 200 000 000 рублей до 400 000 000 рублей — это его право.

Как проводить тендер среди СМП

В ст. 3.4 указаны особенности для закупок у СМП по 223-ФЗ 2020 года. В этой норме определены правила закупок для малого бизнеса и сроки для публикации в ЕИС извещения об их проведении. Отразили эти периоды в таблице.

Способ определения поставщика Минимальный срок для подачи заявок НМЦД
Конкурс семь дней Не больше 30 000 000 рублей
пятнадцать дней Больше 30 000 000 рублей
Аукцион семь дней Не больше 30 000 000 рублей
пятнадцать дней Больше 30 000 000 рублей
Запрос предложений пять рабочих дней до старта процедуры Не больше 15 000 000 рублей
Запрос котировок четыре рабочих дня Не больше 7 000 000 рублей

Отменяют процедуры до окончания срока подачи заявок или до заключения договора, если возникли обстоятельства непреодолимой силы. Заказчик вправе в документации о закупке требовать от поставщика обеспечить заявку, если цена договора превышает 5 000 000 рублей. Размер такого обеспечения не превышает 5% от цены договора.

Обеспечение заявки предоставляют в виде банковской гарантии или денег (по выбору участника). Деньги зачисляют на спецсчет, который поставщик открывает в банке из перечня по распоряжению правительства № 1451-р от 13.07.2018. Когда закончился срок приема заявок, банк блокирует эти деньги.

Закупки для малого бизнеса проводятся в электронной форме. Чтобы провести, выбирайте электронные площадки, которые утверждены распоряжением правительства № 1447-р от 12.07.2018 и соответствуют дополнительным требованиям по постановлению правительства № 657 от 08.06.2018. Их всего 8 и это те же площадки, где проходят торги по 44-ФЗ:

  1. АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».
  2. АО «Единая электронная торговая площадка».
  3. АО «Российский аукционный дом».
  4. АО «ТЭК – Торг».
  5. АО «Электронные торговые системы».
  6. ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов».
  7. ООО “РТС – тендер».
  8. ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».

Отклоняйте заявки, в первых частях которых участник прописал сведения о себе, о стоимости или включил цену во вторую часть. Эти правила не применяются в запросе котировок.

Закупки у СМП состоят из таких шагов:

  1. Электронная площадка отправляет заказчику первые, затем окончательные части заявок (если нужно).
  2. Покупатель готовит протокол рассмотрения первых частей и направляет его оператору для размещения в ЕИС.
  3. Оператор сравнивает цены, отправляет эту информацию и вторые части заказчику.
  4. Закупочная комиссия определяет порядковые номера заявкам по убыванию.
  5. Заказчик результаты фиксирует в протоколе о подведении итогов.

Как заключить договор в результате тендера среди СМП

Договор подписывают только в электронной форме на электронной площадке. Представители покупателя и победителя подписывают его усиленной квалифицированной электронной подписью. Если возникли споры по отдельным положениям договора, участник направляет заказчику протокол разногласий на электронной площадке. Когда заказчик рассмотрел замечания, он высылает поставщику доработанный с учетом разногласий проект договора или мотивировано отказывается вносить правки.

Договор заключают на основании:

  1. Извещения (приглашения).
  2. Документации.
  3. Предложения участника.
  4. Проекта договора.

Как отчитаться о закупках у СМП

Составляйте отчет по СМП по 223-ФЗ, если относитесь к одной из категорий:

  • юрлица независимо от организационно-правовой формы, годовой объем выручки которых за прошлый год превысил 500 000 000 рублей, если они не относятся к СМП;
  • кредитные организации, величина активов которых за прошлый год больше 500 млн рублей;
  • автономные учреждения, если общая стоимость договоров за прошлый год превысила 250 млн рублей;
  • госкомпании, их «дочки» и «внучки»;
  • АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Включайте в отчет данные о количестве и стоимости договоров (отдельно по каждому виду) и долю закупок у СМП. Форма и требования к содержанию отчета установлены Постановлением № 1352. Размещайте его не позднее 01.02.2019, чтобы отчитаться за 2020 год. Это указано в ч. 21 ст. 4 223-ФЗ.

Чтобы правильно составить эту отчетность проверьте категорию поставщика в едином реестре на сайте ФНС.

Как правильно рассчитать СГОЗ

СГОЗ – это совокупный годовой объем закупок. Это понятие и все его нюансы изложены в статье 3 ФЗ №44 «О госзакупках» от 5 апреля 2013 года. Это значение позволяет оценить работу компании, подготовить отчет перед контролирующими структурами, определить необходимые лимиты.

Что собой представляет СГОЗ

СГОЗ – это совокупный объем финансов, выделяемых фирме под покупку нужных услуг и продукции. Параметр нужно рассчитывать ежегодно. В рамках расчетов будут учитываться деньги, которые выделены по контрактам, заключенным до начала года. Предполагается, что эти финансы будут тратиться в текущем году. Предоставленные финансы утверждаются в смете или плане хозяйственной деятельности. Расчеты подразумевают суммирование показателей из некоторых строк сметы или плана.

Официальное формирование порядка расчетов СГОЗ обусловлено большим числом конфликтов. Последние вызваны неоднозначностями в нормативных актах. В частности, ранее было непонятно, стоит ли учитывать при расчетах стоимость долгосрочных контрактов, которые появились в предыдущем году и реализуются в нынешнем.

Для чего необходим СГОЗ

У предпринимателя может возникнуть вопрос о том, зачем нужно рассчитать СГОЗ. В статье ФЗ-44 о контрактной службе (часть 1 статья 38) указано, что иногда предприниматель должен организовывать контрактную службу для исполнения государственной закупки. Если СГОЗ составляет более 100 миллионов рублей, участник закупки обязан создать службу. Если же сумма меньше, то функции контрактной службы может выполнять одно лицо. Второй вариант выгоднее, так как организация службы предполагает большие расходы. Для того чтобы соблюсти закон, нужно заранее определять совокупный объем.

Показатель СГОЗ также используется при расчетах этих значений:

  • Минимальное число государственных закупок у малого бизнеса и НКО, работающих в социальной сфере (часть 1 статьи 30 ФЗ №44).
  • Максимальное число заказов при осуществлении запроса котировок (часть 2 статьи 72 ФЗ №44).
  • Максимальное число контрактов у единственного поставщика (пункт 4 и 5 части 1 статьи 93).

Показатель совокупного объема закупок нужен при оформлении этих документов:

  • Отчет об объеме государственных закупок у малого бизнеса и НКО.
  • План график (пункт 2 части 3 статьи 21 ФЗ №44).

На портале «Госконтракт» указано, что государственные закупки могут осуществляться только на базе оформленного плана-графика.

Порядок определения СГОЗ по ФЗ №44

Для определения общего объема закупок используется формула. Она включает в себя эти компоненты:

  • Стоимость контрактов, появившихся в прошлом году. Предполагается, что оплачиваться они будут в текущем периоде.
  • Заключенные договоры, выполняемые и оплачиваемые в текущем году.
  • Контракты, заключенные в нынешнем году, которые подлежат выполнению в нынешнем и следующем году. В расчетах учитывается только та часть, которая будет уплачена в нынешнем периоде.

При установлении общего объема закупок учитываются эти расходы:

  • Зарплата и командировочные.
  • Деньги, которые будут направлены на уплату налогов и других платежей в государственную казну.
  • Выплата компенсации за нанесение ущерба, который был нанесен предпринимателем.
  • Доход от деятельности субъекта.
  • Средства, которые были выданы в рамках закупки.

Совокупный объем формируется из денег, предназначающихся для оплаты приобретенных товаров и услуг в актуальном периоде.

Что не учитывается при расчетах СГОЗ

Перечень контрактов, которые не учитываются при определении СГОЗ, установлен частью 1 статьи 30 ФЗ №44. В частности, это касается государственных закупок для малого бизнеса и НКО, работающих в социальной сфере:

  • Оборонные заказы и закупки, обеспечивающие безопасность государства.
  • Предоставление кредитования.
  • Заказы, касающиеся применения атомной энергии.
  • Контракты у единственного поставщика (часть 1 статьи 83 ФЗ №44).
  • Закрытые аукционы и конкурсы.

То есть все эти положения можно исключать при проведении расчетов.

Инструкция по расчету СГОЗ

Правильный расчет предполагает установление лимитов закупки для малого бизнеса и НКО. Сначала человеку нужно определить полный объем покупок. Потом нужно вычесть из получившегося результата значения, не учитываемые при расчетах СГОЗ. Рассмотрим инструкцию по расчетам:

  1. Определяется общий объем закупок для конкретной организации за год.
  2. Из результата вычитывается сумма, положенная на оплату кредитов, закрытых закупок, оборонных продуктов и продуктов в сфере атомной энергии.
  3. Из результата вычитается 15%. Получившуюся величину нужно округлить в большую сторону. Нужно это вследствие высокого риска уменьшения стоимости в период аукциона.

При расчетах используется эта формула:

СГОЗ = П + Т + С

В ней используются такие значения:

  • П – контракты, оформленные в прошедшем году и предполагающие оплату в текущем году.
  • Т – контракты, полученные в текущем году, а также выполненные, предполагающие получение оплаты.
  • С – контракты, полученные в текущем году и актуальные в течение нескольких следующих лет.

Это общая форма для расчетов СГОЗ. Именно путем сложения этих показателей формируется общий объем закупок. Однако порядок расчетов будет разниться в зависимости от того, для какой компании нужно определять параметр.

Примеры расчетов

Рассмотрим простейший пример. В 2018 году для субъекта выделены лимиты на бюджетные контракты в объеме 10 000 000 рублей. Объем совокупных закупок на 2018 год составит 10 000 000 рублей. Но потом из этой суммы нужно вычитать суммы, положенные для оплаты полученных в 2017 году и выполненных в 2018 году контрактов. Это начальный показатель.

Пример расчета минимальной величины закупок у малого бизнеса и НКО

СГОЗ составляет 10 000 000 рублей. Из этой величины нужно вычесть стоимость закупок на базе пункта 1 части 1 статьи 30 ФЗ №44. К примеру, стоимость таких закупок составляет 3 000 000 рублей. Для определения лимита закупок для малого бизнеса нужно определить 15% от СГОЗ. Именно 15% и является минимальной величиной.

Расчеты будут следующими:

(10 000 000 – 3 000 000) * 15%.

Результат: 1 050 000 рублей.

Определение максимального объема закупок методом запроса котировок

Максимальный объем в данном случае равен 10% от размера СГОЗ. То есть проводятся эти расчеты:

10 000 000 * 10% = 1 000 000 рублей.

ВАЖНО! Годовая величина контрактов, созданных через осуществление запроса котировок, не может превышать 100 000 000 рублей.

Как ввести сведения в план-график

Для ввода показателя СГОЗ в план-график нужно зайти на сайт государственных закупок. В частности, требуется зайти в личный кабинет. Затем нужно выбрать вкладку «Реестры» и нажать на «План-график». Когда план откроется, выбирается пункт «Итоговые позиции». Сюда и нужно занести сведения о совокупном объеме.