Объект негативного воздействия

Содержание

Экология 2019 — объекты IV категории

В связи с требованием постановления Правительства РФ от 23.06.2016 №572 «Об утверждении правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», природопользователи обязаны регистрировать эксплуатируемые объекты, с присвоением им соответствующей категории опасности. Предлагаем рассмотреть преимущества присвоения объекту IV категории.

К IV категории относятся объекты, не имеющие источников сбросов в окружающую среду, но имеющие источники выбросов загрязняющих веществ, в составе которых отсутствуют вещества I-II класса опасности и радиоактивные вещества. Государственный учёт объектов НВОС проводится, в том числе, в целях планирования осуществления государственного экологического надзора, порядок которого регламентируется Федеральным законом от 26.12.2008 №274-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)». Плановые проверки, обычно, проводятся с периодичностью раз в три года. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.08.2014 №426 «О федеральном государственном экологическом надзоре» объекты IV категории относятся к категории низкого риска, и плановые проверки, на данных объектах, не проводятся. Постановка на госучёт и получение категории для объекта вносит ясность в права и обязанности природопользователя. Это идеальное решение для объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Для других объектов также выгодно встать на государственный учёт и получить IV категорию. Это привнесёт ещё ряд преимуществ, и главный плюс этого шага — отмена платы за НВОС для объектов IV категории, согласно ст.16.1 Закона №7-ФЗ. На объектах IV категории отсутствует необходимость разработки программы производственного экологического контроля (ПЭК), представление отчёта об организации и результатах осуществления ПЭК (ст.67 Закона №7-ФЗ). Следующая привилегия — это отмена расчётов нормативов допустимых сбросов и нормативов допустимых выбросов для объектов IV категории с 1 января 2019 года (п.5 ст.22 Закона №219-ФЗ). Также, с 1 января 2019 года для объектов IV категории отменяется разработка ПНООЛР и сдача отчётности по обращению с отходами (п.2 ст.3 Закона №219-ФЗ). Владельцы объектов IV категории освобождаются от сдачи декларации о воздействии на окружающую среду (п.8 ст.31.2 Закона №219-ФЗ). Отсутствие необходимости разработки плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности — ещё одна льгота для объектов IV категории.

Как мы видим, законом предусмотрен внушительный пакет экологических льгот для объектов IV категории, но также, присутствует рад обязательств, за нарушение которых, контролирующие органы вправе спросить по всей строгости не только Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но и Уголовного Кодекса РФ.

Главной обязанностью, всех без исключения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является разработка паспортов на отходы I-IV классов опасности (ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Природопользователи обязаны, внутренними приказами и должностными инструкциями, определить должностных лиц, ответственных за экологическую безопасность на предприятии, безопасное обращение с отходами. В соответствии со ст.15 Закона №89-ФЗ — ответственные лица должны пройти обучение и иметь документы о дополнительном образовании или повышении квалификации в экологической сфере. Данные специалисты могут назначаться из состава штата, или же предприятие может делегировать экологическую ответственность сторонним специалистам. Без изменений остаётся и обязанность по ведению учёта образующихся и принимаемых отходов, с соблюдением регламентированной документации, а также составления статистической отчётности по форме 2-ТП (отходы).

Статья 8.46 КоАП РФ:

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по представлению сведений для актуализации учётных сведений влечёт за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 20000 рублей; на юридических лиц — от 30000 до 100000 рублей.

Хозяйствующие субъекты обязаны исполнять все предписания контролирующих органов об устранении обнаруженных нарушений, а главное — бережно относится к природе и её ресурсам, флоре и фауне, здоровью человека и экологической безопасности!

Каждый объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, обязан заполнять заявку о постановке на учет.

Согласно ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об охране окружающей среды» объекты, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, подразделяются на четыре категории. То, какая именно категория будет присвоена тому или иному объекту НВОС зависит от его уровня негативного воздействия.

  1. Общая информация
  2. Проведение инвентаризации источников НВОС (выбросы, сбросы, отходы)
  3. Заполнение заявки на постановку объекта НВОС на учет
  4. Результат постановки объекта НВОС на учет
  5. Штрафы для объектов НВОС

1. Общая информация

Объект НВОС – это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Закона № 7-ФЗ).

Всего существует четыре категории объектов НВОС:

  • I категория – объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;
  • II категория – объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;
  • III категория – объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;
  • IV категория – объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Кстати!

Бывают случаи, когда объект соответствует критериям, согласно которым его можно отнести сразу к нескольким категориям. Решается этот вопрос следующим образом: объекту НВОС присваивается та категория, которая соответствует категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду.

Отчетность для категорий НВОС:

На основании изменений начиная с 1 января 2019 года, объектам негативного воздействия на окружающую среду необходимо предоставлять следующую документацию:

  • I категория – Комплексное экологическое разрешение (КЭР);
  • II категория – Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС);
  • III категория предоставляет отчет о выбросах вредных веществ;
  • IV категории НВОС достаточно провести инвентаризацию объекта.

Какими бывают источники негативного воздействия:

Под негативным воздействием понимают результат деятельности производств и предприятий, которая приводит к негативным изменениям качества окружающей среды (выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и размещение опасных отходов).

Один объект может иметь несколько источников НВОС. В качестве примера можно привести такие источники как:

  • Сварочное оборудование;
  • Газовые-котельные;
  • Водоотчисное оборудование;
  • Дизельные генераторы;
  • Технологическое оборудование;
  • Насосное оборудование.

2. Проведение инвентаризации источников НВОС (выбросы, сбросы, отходы)

Для того, чтобы получить информацию об источниках выбросов, сбросов и отходов необходимо провести инвентаризацию и составить отчет по ее итогам. То, какой именно вид инвентаризации необходимо провести объекту НВОС, зависит от хозяйственной деятельности объекта.

Подробно об инвентаризации

Инвентаризация выбросов – процесс сбора и дальнейшего упорядочивания всех полученных сведений об источниках выбросов на предприятии, о классе опасности данных источников и других параметров, количестве и составе выбросов вредных веществ в атмосферу.

26.04.2019 г. в силу вступил новый Порядок проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Со всеми особенностями данного Порядка можно ознакомиться в Приказе Минприроды России №352 от 07.08.2018 г. «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

Инвентаризация отходов – учет количества отходов, которые образуются в результате деятельности предприятия и их расчет.

Необходимость проведения инвентаризации объектов размещения отходов подтверждается Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018, с изм. от 19.07.2019) «Об отходах производства и потребления». В п.2 ст. 11 сказано, что необходимо проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Инвентаризация сбросов – сбор и учет данных о загрязняющих веществах, попадающих в водные объекты в результате деятельности предприятия.

В Постановлении Правительства РФ от 13.07.2019 N 891 «Об утверждении Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду» подробно описываются Правила инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Кроме того, в документе прописано кому и зачем необходимо проводить инвентаризацию сбросов.

В данном материале мы делаем акцент на том, что проведение инвентаризации необходимо каждому объекту негативного воздействия на окружающую среду для постановки на учет и закреплению за ним той или иной категории НВОС.

3. Заполнение заявки на постановку объекта НВОС на учет

Абсолютно все объекты НВОС должны быть поставлены на учет (это подтверждается Федеральным законом N 7). Давайте пошагово разберем процесс постановки объекта негативного воздействия на учет.

Форма Заявки утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учёт, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью».

Заказать постановку на учет

Заявка о постановке на учет объекта НВОС заполняется через модуль природопользователя. Программу можно скачать на сайте Росприроднадзора.

В первую очередь, для постановки объекта НВОС на учет необходима следующая информация:

– Сведения об объекте (карточка предприятия)

Содержит в себе реквизиты предприятия, информацию о руководителе предприятия, вид деятельности, объем производимых товаров.

– Сведения о воздействии объекта на окружающую среду

Указывается информация об источниках выбросов, сбросов и размещения отходов на объекте НВОС.

  • Для источников выбросов указываются их объем и масса;
  • Для источников сбросов указываются объемы сброса в расчете за год;
  • Что касается инвентаризации отходов: указываются типы отходов, их масса, координаты места их территориального размещения и номер объекта размещения отходов в гос. реестре (при наличии).

– Сведения о разрешительных документах в области охраны окружающей среды

Далее необходимо указать реквизиты документов, которые позволяют объекту оказывать воздействие на окружающую среду.

– Сведения о принимаемых мерах по обеспечению охраны окружающей среды

В данном пункте директор предприятия подтверждает, что на его объекте выполняется программа производственного экологического контроля (ПЭК) и указывает дату ее утверждения.

Если это необходимо – можно указать сведения о мероприятиях по снижению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (какие именно мероприятия проводятся и согласование их проведения в региональных органах контроля).

Также можно указать сведения о технических средствах по обезвреживанию вредных химических веществ, эффективность. Сюда вводятся наименование и тех. характеристики.

Сведения о технических средствах по очистке сбросов загрязняющих веществ: наименование, характеристики, эффективность.

Сведения о технологиях безопасного размещения отходов 1-5 классов опасности (в случае, если они имеются). Проведение мониторинга состояния окружающей среды в местах размещения отходов необходимо описать.

Куда направляется заявка о постановке на учет объекта НВОС

После того, как Вы заполнили заявку о постановке на учет объекта НВОС, ее необходимо направить в надзорный орган. Заполненная заявка направляется в электронном виде в надзорные органы согласно территориальной принадлежности объекта. Например, по Санкт-Петербургу заявка направляется в Комитет по природопользованию охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

Заявка подписывается руководителем юридического лица двумя способами:

• Если электронно-цифровой подписью, то заявка отправляется только в электронном виде в надзорные органы;
• Если электронно-цифровой подписи нет – заявка отправляется и в электронном, и в бумажном виде.

Срок рассмотрения заявки в среднем составляет 10 дней.

4. Результат постановки объекта НВОС на учет

После рассмотрения заявки надзорный орган отправляет свидетельство о постановке на учет в электронном виде. В свидетельстве объекту негативного воздействия на окружающую среду присваивается категория и указывается код.

5. Штрафы для объектов НВОС

Для объектов, которые не выполнили требования о постановке на учет, предусмотрены штрафные санкции. Статья 8.46 «Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений» КоАП РФ предусматривает следующие штрафы:

• на должностных лиц в размере 5000-20000 рублей;
• на юридических лиц — от 30000-100000 рублей.

* Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), несет административную ответственность как юридическое лицо!

У Вас остались вопросы? Задайте их нашим специалистам прямо сейчас!

Проконсультроваться

3.2. Экологическая оценка воздействия строительного производства и реставрационных технологий на окружающую среду

В целом строительное производство оказывает негативное воздействие на природные комплексы. В районах строительства, особенно промышленного, наблюдается высокий уровень загрязнения воздуха, воды, почвы. Это происходит на всех стадиях строительства: при проведении проектно-изыскательских работ, при строительстве дорог и карьеров, непосредственно при выполнении работ на строительной площадке.

Основными источники загрязнений при строительных работах являются: буровзрывные работы, устройство котлованов и траншей, применение гидравлического способа разработки грунта, вырубка леса и кустарника, выжигание почвы кострами, карьерные разработки, повреждения почвенного слоя и смыв загрязнений со строительной площадки, образование свалок строительного мусора, выбросы автотранспорта и другие механизмы, действующие в зоне строительства.

Строительное производство, ведущееся в районах дикой природы, пагубно воздействует на животный мир. Нарушаются места обитания многих видов, что ведет к сокращению их численности. Животные вынуждены покидать привычные места обитания, мигрировать в другие районы, часто менее благоприятные для выживания.

Воздействия строительного производства на окружающую среду могут быть прямыми и косвенными. Например, непосредственно при производстве строительных работ происходит уничтожение экосистем на территории стройплощадки, загрязнение строительными отходами почв, поверхностных и подземных вод. Косвенное загрязнение происходит, например, через выбор строительных материалов и их использование. Так, негативные воздействия на природную среду происходят уже при добыче сырья для строительных материалов, их производстве, транспортировке и т.д.

В табл. 3.2 представлен пример экологической оценки некоторых видов строительных работ и приведены основные виды негативных воздействий и мероприятия по их минимизации.

Основные предупреждающие мероприятия по негативным эффектам обычно прорабатываются в разделах проекта по охране труда и охране окружающей среды. В г. Москве есть опыт экологически продуманной организации строительной площадки в исторической части города. Например, как видно на приведенной фотографии (рис. 3.1), на всю высоту жилого дома на период строительства сооружен шумозащитный экран.

Рис. 3.1. Пример экологического решения по защите жилого дома от шумовых нагрузок при возведении нового здания

В то же время организация утилизации строительных отходов прорабатывается крайне слабо. Рассмотрим опыт, накопленный по этой проблеме за рубежом.

Таблица 3.2
Некоторые негативные воздействия на окружающую среду при различных видах строительных работ и мероприятия по их минимизации и предотвращению

Виды работ

Основные виды воздействий (экологические проблемы)

Предупреждающие мероприятия по снижению нагрузок

Организация строительной площадки Образование строительного мусора и выезд загрязненного автотранспорта; загрязнение поверхностных стоков; эрозия почвы; изменение ландшафта и т.д. Оборудование выездов со строительной площадки пунктами мойки колес автотранспорта; установка бункеров-накопителей или организация специальной площадки для сбора мусора, транспортировка мусора при помощи закрытых лотков; вывоз мусора и лишнего грунта в места, определенные Заказчиком. Организация очистки производственных и бытовых стоков; предотвращение «излива» подземных вод при буровых работах и их загрязнения при работах по искусственному закреплению слабых грунтов. Защита от размыва при выпуске воды со стройплощадки; организация срезки и складирования почвенного слоя; правильная планировка временных автодорог и подъездных путей. Пересадка и ограждение сохраняемых деревьев; обеспечение оттеснения животного мира за пределы стройплощадки и пр.
Транспортные, погрузочноразгрузочные работы, работа компрессоров, отбойных молотков и др. строительного оборудования Загрязнение атмосферного воздуха, почвы, грунтовых вод, шумовое загрязнение и пр. Оборудование автотранспорта, перевозящего сыпучие грузы, съемными тентами. Обеспечение мест проведения погрузочно-разгрузочных работ пылевидных материалов (цемент, известь, гипс) пылеулавливающими устройствами. Обеспечение шумозащитными экранами мест размещения строительного оборудования (при строительстве вблизи жилых домов и т.п.)
Сварочные, изоляционные, кровельные и отделочные работы Выбросы в окружающую среду вредных веществ (газы, пыль и т.д.) Организация правильного складирования и транспортировки огнеопасных и выделяющих вредные вещества материалов (газовых баллонов, битумных материалов, растворителей, красок, лаков, стекло- и шлаковаты) и пр.
Каменные и бетонные работы Образование отходов и возможность запыления воздуха Вибрационная и шумовая нагрузки Обработка естественных камней в специально выделенных местах на территории стройплощадки; обеспечение мест производства работ пылеулавливающими устройствами. Применение виброустройств, соответствующих стандартам, а также вибро- и шумозащитных устройств и т.д.

Для предотвращения образования свалок строительного мусора сегодня предложена экологическая концепция утилизации отходов на строительных площадках в условиях города, базирующаяся на принципах «устойчивого строительства». Она предусматривает систему альтернативных вариантов переработки строительных отходов. Сортировка отходов на стройке способствует их повторному использованию. За счет повторного использования экономятся материалы и снижается общее количество отходов. При этом предпочтение отдается варианту, когда материал употребляется заново без значительной переработки. Этот вариант особенно актуален при реконструкции, реставрации и сносе зданий. При новом строительстве этот вариант менее предпочтителен. Второй вариант предполагает переработку отсортированных отходов, так называемый «ресайклинг» («recycling»). Основным недостатком этого варианта является необходимость дополнительных энергетических, транспортных затрат и т.п. Кроме того, в процессе переработки отходов в новые материалы могут выделяться вредные вещества. Третий вариант — это сжигание отходов строительных материалов, например, дерева, синтетических материалов и т.п., что после сортировки более предпочтительно, чем вывоз отходов на свалку. При сжигании выделяется тепловая энергия, которую можно использовать. Варианта «свалки», оказывающего огромные нагрузки на окружающую среду, благодаря вышеперечисленным альтернативным вариантам практически можно избежать.

В табл. 3.3 приведен пример экологической оценки возможных вариантов использования наиболее распространенных строительных отходов. Дана соответствующая оценка нагрузок на окружающую среду в баллах по различным вариантам переработки (чем выше балл, тем выше нагрузка). Вариантов с высокими баллами необходимо избегать.

Таблица 3.3
Экологическая оценка вариантов использования отходов строительных материалов

Виды отходов

Повторное использование без переработки

Повторное использование после переработки

Сжигание

Свалка (необходимо избегать)

каменные материалы 1 2 3
железобетон 1 2
дерево 1 2 3 4
синтетические материалы 1 2 3
металлы 1 2 3 4
бумага и картон 1 2 3
стекло 1 2 3
химические отходы (остатки клея, краски и т.п.) 1 2 3
остальное (остатки тары, упаковки, хозяйственный мусор) 1 2 3

Эта схема может стать экологической карточкой стройки, отражающей экологическую позицию строительной фирмы, если в ней будут отмечены планируемые варианты использования (утилизации) строительных отходов.

Первоисточник: Экология. Основы реставрации. В.П. Князева М., 2005

Часто задаваемые вопросы по экологическим платежам и отчетности

Подробности Просмотров: 336862

В данной статье собраны вопросы, часто возникающие у природопользователей по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду, экологическим платежам и экологической отчетности.

Что такое объекты и источники негативного воздействия на окружающую среду?

По определению объект негативного воздействия — это территориально обособленный источник негативного воздействия на окружающую среду (совокупность источников в пределах одной территории — адреса) или объект размещения отходов.

Различаются четыре вида источников негативного воздействия на окружающую среду:

  1. К стационарным источникам выбросов загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух относятся здания и сооружения предприятия, в результате деятельности которых, в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества. Примеры стационарных источников выбросов: труба, выбрасывающая в воздух загрязняющие вещества, котельные, дизельные установки, гаражи, автостоянки, участки сварки, резки и механической обработки металлов, участки деревообработки, участки окраски, очистные сооружения сточных вод и прочее.
  2. Передвижными источниками выбросов загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух являются транспортные средства предприятия, в том числе, автомобильные транспортные средства, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе.
  3. Источниками сбросов загрязняющих (вредных) веществ в поверхностные и подземные водные объекты являются сточные воды, образующиеся в результате деятельности предприятия и поступающие в окружающую среду. Например, хозяйственно-бытовые и другие сточные воды после очистных сооружений (выпуск, сбрасывающий в водный объект загрязняющие вещества) дождевые и талые воды с территории предприятия, сточные воды от мойки машин и прочее. Замечание: сточные воды, поступающие на очистку в городскую систему канализации, не являются источником негативного воздействия предприятия.
  4. Источниками образования отходов производства и потребления являются любые виды деятельности предприятия, в результате которых образуются отходы. Это может быть хозяйственно-бытовая (мусор от сотрудников) или производственная деятельность (отходы сырья, материалов, полуфабрикатов, брак и прочее) предприятия, в том числе отходы, образованные в результате осуществления деятельности с привлечением сторонних лиц, если в соответствии с условиями соответствующего договора данные отходы не переходят в собственность данного стороннего лица. Например, промышленные площадки предприятия, цеха, административные здания, столовые, общежития, магазины, офисы, школы, больницы и прочее.
Нужно сдать отчетность в Росприроднадзор? Подготовь ее с ЭКО-Экспертом!

Должны ли «офисные предприятия» платить за НВОС?

Казалось бы, деятельность именно вашей компании никоим образом не сказывается на загрязнении окружающей среды. А значит, платить «за экологию» не нужно. На самом же деле Росприроднадзор ждет таких платежей абсолютно от всех организаций и предпринимателей. Это касается и предприятий, так называемого, офисного бизнеса, которые также должны платить экологические платежи, так как в результате их деятельности образуются как минимум отходы потребления. Это могут быть отработанные люминесцентные лампы или лампы накаливания, мусор от хозяйственно-бытовой деятельности, использованные картриджи для оргтехники, отходы бумаги и прочее.

С другой стороны нужно учитывать, что платежи за отходы возлагаются на собственника отходов. Если у вас заключен договор со специализированной организацией на вывоз мусора и согласно условиям договора отходы переходят в собственность организации, вывозящей мусор, то обязанность рассчитывать и вносить плату за размещение отходов переходит к таким организациям. В этом случае бывший владелец отходов плательщиком за размещение отходов не является.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в небольших компаниях всегда была головной болью бухгалтеров, так как отдельного эколога в штате нет. И именно бухгалтеру приходится заниматься расчетом платы и сдачей соответствующей отчетности. Помочь ему в этом могут специализированные программы для расчета платы и сдачи экологической отчетности.

Должны ли арендаторы вносить плату за НВОС?

Арендаторы могут не платить плату за НВОС только в том случае, если в договоре аренды указано, что плату за негативное воздействие на окружающую среду за них вносит арендодатель. Однако арендодатель не всегда платит за все виды негативного воздействия, оказываемые арендатором, например, не платит за выбросы от передвижных источников, которые есть на балансе арендатора.

Вообще в нормативных актах нет такого понятия, как арендодатель и арендатор, есть понятие природопользователь. И каждый природопользователь должен платить сам за себя. Но если в договоре аренды, указано, что право собственности на отходы переходит к арендодателю, то и вносить плату за отходы должен именно он.

Какие экологические платежи нужно вносить за автотранспорт?

Автотранспорт является передвижным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. За него нужно в обязательном порядке вносить экологические платежи, которые рассчитываются исходя из фактического количества израсходованного топлива. Но кроме этого, автотранспорт это еще и источник образования отходов в результате его эксплуатации и ремонта. Предприятие сможет не платить за отходы от автотранспорта, при наличии у него договора с автосервисом на проведение технического обслуживания и ремонта машин, в котором указано, что все отходы, образующиеся от обслуживания и ремонта, остаются в собственности автосервиса, что также должно быть отражено в актах выполненных работ.

Должны ли бюджетные организации вносить экологические платежи?

В связи с выходом Постановления Конституционного суда РФ № 8-П от 14.05.2009 года все организации, финансируемые из бюджетов различных уровней и ранее освобожденные от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, должны с 01.01.2010 года осуществлять данные платежи.

Нужно ли сдавать расчет платы за НВОС, если в течение отчетного периода предприятие не работало?

Такое предприятие обязано сдавать, так называемый, нулевой расчет, то есть сумма платы будет равна нулю. В расчете нужно указать, что сбросы и выбросы в отчетный период предприятие не осуществляла, на полигоны отходы не вывозила. Но если инспекторы Росприроднадзора узнают, что все же деятельность была, то будет начислен штраф. Ответственность предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ. Должностных лиц оштрафуют на сумму от 3 тыс. до 6 тыс. руб., компании — от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Как правило, штрафуют и тех и других одновременно. Оплата штрафа не освобождает предприятие от уплаты экологических платежей.

Как правильно рассчитать платежи за загрязнение воздуха автомобилями?

Раздел 2 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами» заполняет организациями, имеющие на балансе, а также получившие в аренду или лизинг, передвижные объекты негативного воздействия на окружающую среду.

Для транспортных средств предельно допустимые уровни выбросов в атмосферу не устанавливаются. Вместо них устанавливаются технические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Проверка транспортных средств на соответствие техническим нормативам проводится в рамках техосмотра. Транспорт, в выбросах которого содержание загрязняющих веществ превышает установленные технические нормативы выбросов, к эксплуатации и производству запрещается. До устранения неисправностей эксплуатировать транспорт с выявленными нарушениями нельзя.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух транспортными средствами зависят не от массы выброса загрязняющих веществ, а от вида и массы используемого топлива (приложение № 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344). Таким образом, для расчета платы за загрязнение окружающей среды при эксплуатации автотранспорта нужно умножить установленный норматив платы на количество топлива, фактически израсходованное за отчетный квартал. Количество израсходованного топлива должно быть подтверждено первичными документами бухгалтерского учета. В путевых листах учет израсходованного топлива ведется в объемных единицах. Однако базовые нормативы платы установлены за тонну топлива. Поэтому, чтобы рассчитать плату нужно переводить литры в тонны. Для этого объем топлива в литрах нужно умножить на плотность топлива.

Для определения плотности топлива можно использовать средние показатели плотности, если значение плотности не определено и документально не зафиксировано в момент получения нефтепродуктов.

Вид топлива Средняя плотность, тонн / литр
Бензин марки А-76 (АИ-80) 0,000715
Бензин марки АИ-92 0,000735
Бензин марки АИ-93, АИ-95 0,000750
Бензин марки АИ-98 0,000765
Дизельное топливо 0,000825
Сжиженный газ 0,000583
Керосин 0,000780 — 0,000850 в зависимости от марки

Правомерность применения указанных показателей подтверждена Ростехнадзором (п. 26 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 сентября 2007 г. № 626).

Как платить за отходы малому и среднему предпринимательству?

Приказом МПР РФ от 25.02.2010 г. N 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» установлено, что для субъектов малого и среднего предпринимательства лимитами на размещение отходов являются количества отходов, фактически направленных на размещение, в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (порядок отчетности утвержден приказом МПР РФ от 16.02.2010 г. №30). Отчетность представляется в территориальные органы Росприроднадзора до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Таким образом, при наличии отчета субъекты малого и среднего предпринимательства платят за размещенные отходы в пределах установленных Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. №344 (в ред. ПП ФФ от 01.07.2005 г. №410) нормативов платы. Но нужно иметь в виду, что отчетность должна подтверждаться договорами на передачу отходов, приемосдаточными актами и наличием соответствующих лицензий у сторонних организаций, которым были переданы отходы, в противном случае отчетность не имеет силу. При отсутствии отчетности или сопутствующих ей документов весь объем размещенных отходов признается сверхлимитным и всю сумму платы за размещение отходов нужно рассчитывать с применением повышающего коэффициента 5,0.

Какие сопутствующие документы нужно прилагать к расчету платы за НВОС?

Нормативно-правовыми актами не предусмотрены никакие дополнительные сопутствующие документы, которые нужно прилагать к расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду. Однако территориальные органы Росприроднадзора в целях проверки правильности расчета платы часто требуют прикладывать к расчету следующие документы (копии документов): договор аренды или свидетельство о собственности площадей (помещений, зданий, земельных участков), нормативные документы (заключения, разрешения ПДВ, ПДС и лимиты на размещение отходов), договора на передачу отходов, приемосдаточные акты, документы, подтверждающие фактическое использование отходов. Особенно это касается крупных плательщиков. Иногда территориальные органы Росприроднадзора ограничиваются справкой о производственной деятельности предприятия. В каждом территориальном органе по-разному, поэтому какие документы прикладывать к расчету платы, нужно уточнить в отделе администрирования платы за НВОС территориального отдела по месту регистрации объекта негативного воздействия на окружающую среду.

Рассчитываете плату за НВОС, но не знаете всех тонкостей? В программе «ЭКО-эксперт» все учтено. Ознакомьтесь с возможностями!

Что делать, если на предприятии не перечислялись экологические платежи?

Если обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду имела место, то, прежде всего, нужно проверить, когда ожидается плановая проверка вашей организации органами государственного экологического контроля. Эту информацию можно получить на сайте Генеральной прокуратуры РФ по адресу www.genproc.gov.ru. До начала проверки необходимо внести платежи, за неуплату которых не истек годовой срок давности привлечения к административной ответственности. Более ранние платежи могут быть взысканы только в пределах трехлетнего срока исковой давности, без начисления пеней и штрафов. Соответственно, необходимо будет представить расчеты платы и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за прошедшие три года.

Нужно ли вести учет отходов на предприятии?

Согласно Приказу Минприроды от 1 сентября 2011 г. № 721 предприятия (индивидуальные предприниматели и юридические лица), в результате деятельности которых образуются отходы и/или которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести документальный учет в области обращения с отходами. Учету подлежат все виды отходов I — V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Под такое определение попадают практически все предприятия, так как отходы образуются даже у офисных предприятий (отходы потребления). Этим же Приказом определяется форма ведения учета отходов – журнал учета обращения с отходами. Кстати учет может вестись в письменном и/или электронном виде по приложенным к Приказу образцам. Для ведения учета в электронном виде лучше использовать специальные программы, которые позволят автоматизировать процесс учета отходов.

Не нужно забывать, что данные учета отходов должны удостоверяться договорами с профильными организациями и актами выполненных работ. Фактический объем вывоза отходов подтверждается справками специализированных организаций. Таблицы данных учета и учетные документы должны храниться в течение пяти лет. Приказом по предприятию должно быть назначено лицо, отвечающее за ведение учета отходов.

Предупреждение руководителям

Необходимо иметь паспорта на все образующиеся в организации отходы I-IV классов опасности, это в том числе, и несортированный мусор от бытовых помещений. В противном случае органы контроля могут оштрафовать организацию за несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий или за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами. Размер штрафа на организацию в этом случае составляет до 100 тыс. руб.

Если у вашей компании есть помещение или автотранспорт, но она не вносит плату за загрязнение окружающей среды, органы контроля могут запросить у вас соответствующую информацию об образовании отходов или потреблении транспортом топлива. Если не реагировать на такой запрос, руководителю грозит ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300-500 руб. (организации — 5000 руб.). Однако установить обязанность внесения платы орган контроля может только путем назначения выездной проверки с затребованием документов на месте.

Что нужно знать бухгалтеру

Для расчета налога на прибыль экологические платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов включаются в состав материальных расходов в пределах утвержденных лимитов (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). В то же время платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду не должны учитываться при расчете налога (п. 4 ст. 270 НК РФ). Аналогичные правила применимы для исчисления единого налога на УСНО. Суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду уменьшают налоговую базу в пределах выданных нормативов.

Другими словами экологические платежи – это неналоговые сборы, которые отражаются в учете. Они включаются в расчет налогов, только если они уплачены за предельно допустимые выбросы, сбросы и лимиты на размещение отходов. Все остальное, включая штрафные санкции за неперечисление или неуплату в срок экологических платежей, является прочими расходами, не учитываемыми для целей налогообложения.

Как определить, относится ли объект НВОС к IV категории

Напомним, что по степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории:

  • объекты I категории — оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду и относятся к областям применения наилучших доступных технологий;
  • объекты II категории — оказывают умеренное негативное воздействие на окружающую среду;
  • объекты III категории — оказывают незначительное негативное воздействие на окружающую среду;
  • объекты IV категории — оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить все юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность на объектах I-III категорий. А те, кто работают исключительно на объектах IV категории, от уплаты экологических платежей освобождены (п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; см. «Росприроднадзор пересмотрел позицию: офисы не нужно ставить на госучет, чтобы получить освобождение от экологических платежей»).

Купить сервис «Модуль эколога» для подготовки и отправки отчетности в РПН

Согласно постановлению Правительства РФ от 28.09.15 № 1029, объектами IV категории считаются объекты, на которых одновременно выполняются два условия:

  • наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
  • отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Возникает вопрос: каким образом определить класс опасности загрязняющих веществ? Росприроднадзор в письме от 26.04.17 № АС-09-01-36/8824. отвечает на него так: чтобы определить класс опасности загрязняющих веществ, необходимо использовать гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, которые предусматривают классы опасности для загрязняющих веществ. К таким нормативам, в частности, относятся «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест (ГН 2.1.6.3492-17)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.12.17 № 165.