О проведении годовой инвентаризации

Содержание

Инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности

Обновление: 13 февраля 2017 г.

До составления годовой отчетности требуется провести инвентаризацию. Любые найденные в процессе инвентаризации отклонения требуют отражения в налоговом и бухгалтерском учете.

Основания проведения годовой инвентаризации

Требования к проведению инвентаризации устанавливаются следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» (редакция от 23.05.2016);
  • Приказом Минфина РФ от № 49 от 13.06.1995 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (редакция от 08.11.2010);
  • Приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.1998 «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (редакция от 24.12.2010, с изменениями от 08.07.2016).

Целью инвентаризации является формирование достоверной базы данных для годовой бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета.

Под инвентаризацию подпадают:

1) все имущество предприятия вне зависимости от местонахождения:

  • финансовые вложения,
  • товары,
  • основные средства,
  • денежные средства,
  • готовая продукция,
  • нематериальные активы,
  • производственные запасы,
  • прочие финансовые активы, в т.ч. дебиторская задолженность,
  • прочие запасы;

2) все финансовые обязательства:

  • резервы,
  • займы,
  • кредиторская задолженность,
  • кредиты банков.

Инвентаризируется не только имущество организации, но и имущество, полученное для переработки, находящееся в аренде или на ответственном хранении. Также инвентаризуется прочее имущество, не учтенное ранее по каким-либо причинам.

Сроки проведения годовой инвентаризации на предприятии

Инвентаризация проводится перед подготовкой годовой бухгалтерской отчетности. Даты прохождения годовой инвентаризации закрепляют в учетной политике организации. Часто ее производят в конце года, а в начале нового года оформляют ее результаты.

Не инвентаризуются:

  • имущество, которое инвентаризировалось в октябре – декабре текущего года,
  • основные средства, которые инвентаризировались менее 2 лет назад,
  • библиотечные фонды, с момента инвентаризации которых прошло менее 5 лет,
  • товары, сырье и материалы, находящиеся на предприятиях Крайнего Севера (инвентаризация имущества данных предприятий проводится в периоды их наименьших остатков).

Создание инвентаризационной комиссии

Комиссия формируется для непосредственного проведения инвентаризации. В случае большого количества работ по инвентаризации создается несколько комиссий. В состав комиссии должны войти представители руководства, бухгалтерии, работники других служб (техники, инженеры, экономисты и т.п.). Также в комиссию могут войти сотрудники службы внутреннего или внешнего аудита. Списочный состав комиссии утверждает руководитель предприятия. После этого создается внутренний приказ о проведении инвентаризации.

Обязательные элементы приказа о проведении инвентаризации

В приказе указываются:

  • даты проведения инвентаризации,
  • причины проведения (в нашем случае – инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности),
  • состав инвентаризационной комиссии.

Регистрация приказа осуществляется в книге контроля проведения инвентаризаций. Далее фиксируются остатки имущества на начало инвентаризации.

Фиксация остатков на начало инвентаризации

До начала годовой инвентаризации комиссия должна иметь все актуальные на момент осуществления инвентаризации отчеты о движении денежных средств и материальных ценностей, расходные и приходные ордеры.

По факту сдачи указанных документов материально ответственные лица пишут расписки о том, что на начало инвентаризации они предоставили все приходные и расходные документы на имущество, а все ценности оприходованы либо списаны в расход. Все предоставленные документы визируются председателем комиссии с обязательным указанием даты. Бухгалтерия на основании этих данных определяет входящие остатки имущества на начало инвентаризации.

Порядок проведения инвентаризации перед составлением годовой отчетности

В ходе годовой инвентаризации комиссия оценивает фактическое наличие имущества, а также правильность учтенных финансовых обязательств. Оценка обязательно происходит при материально ответственных лицах. Результаты инвентаризации фиксируются в актах инвентаризации или инвентаризационных описях, которые составляются не менее чем в 2 экземплярах.

Учет результатов годовой инвентаризации

Результаты проведенной инвентаризации сводятся в ведомость результатов по итогам инвентаризации. Они обязательно проводятся в годовой бухгалтерской отчетности: выявленные недостачи списываются в соответствии с утвержденными правилами, а излишки принимаются в качестве прочего дохода.

ГОДОВАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ В 2019 ГОДУ

ГОДОВАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ В 2019 ГОДУ

С.А. Ратовская,
консультант-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

Плановая инвентаризация активов и обязательств учреждения проводится в IV квартале каждого года. Проводить ее обязательно, так как инвентаризация подтверждает соответствие данных бухгалтерского учета и фактического наличия имущества, что обеспечивает достоверность сведений об имуществе в годовой бухгалтерской отчетности. Порядок годовой инвентаризации должен быть установлен учетной политикой учреждения.

Минфин разъясняет

Минфин России в своем письме от 01.08.2019 № 02-07-10/58207 напомнил об особенностях проведения инвентаризации в 2019 году.
В соответствии со статьей 11 «Инвентаризация активов и обязательств» Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ), который устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, активы и обязательства подлежат инвентаризации. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.
Основные требования к инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, установлены федеральным стандартом бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденным приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее — СГС «Концептуальные основы»).
При этом особенности структуры, отраслевые и иные особенности деятельности учреждения в соответствии с законодательством РФ отражаются учреждением при формировании им своей учетной политики с применением соответствующих положений федерального стандарта бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н (далее — СГС «Учетная политика»).
Учитывая изложенное, в целях организации и ведения бухгалтерского учета актами учреждения устанавливаются документы учетной политики, которыми в том числе утверждается порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета.
Одновременно специалисты Минфина сообщили, что приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее — Методические указания № 49) не является нормативным правовым документом, требования которого обязательны для проведения инвентаризации в организациях государственного сектора, вместе с тем отдельные положения указанного документа, не противоречащие законодательству РФ, учреждение вправе включить в документы учетной политики.
Таким образом, правила проведения инвентаризации активов и обязательств, порядок проведения инвентаризации имущества на забалансовых счетах обязательно должны быть в учетной политике учреждения.
Принимая учетную политику, учреждение должно руководствоваться в том числе учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя. Учетной политикой учредителя могут быть установлены особенности инвентаризации в подведомственной сети учреждений.
Принятая учетная политика (включая порядок инвентаризации) подлежит публичному раскрытию на официальном сайте учреждения в сети Интернет путем:

размещения обобщенной информации, содержащей основные положения (перечень основных способов ведения учета (особенностей), установленные документами учетной политики, с указанием их реквизитов (без размещения копий самих актов);

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Как часто необходимо проводить инвентаризацию основных средств в связи с введением новых федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора? Обязательно ли проведение ежегодной инвентаризации основных средств в целях составления годовой бухгалтерской отчетности, или инвентаризацию можно проводить один раз в три года?

29 октября 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Считаем, что проведение ежегодной инвентаризации основных средств в целях составления годовой бухгалтерской отчетности является обязательным. Иные случаи, кроме поименованных в п. 81 СГС «Концептуальные основы», при наступлении которых проведение инвентаризации является обязательным, могут быть предусмотрены локальным актом организации государственного сектора.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в связи с введением с 01.01.2018 федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора основные правила к организации проведения инвентаризации активов и обязательств, а также случаи обязательного проведения инвентаризации не изменились. Так, порядок проведения инвентаризации, а также случаи обязательного проведения инвентаризации, изложенные в п. 80 и п. 81 СГС «Концептуальные основы», по сути продублировали ранее действующие положения п. 20 Инструкции N 157н (до ввода в действие приказа Минфина России от 31.03.2018 N 64н).
Кроме случаев обязательного проведения инвентаризации, поименованных в п. 81 СГС «Концептуальные основы», прежним остается требование о необходимости проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (п. 9 Инструкции N 33н). При этом каких-либо исключений для проведения инвентаризации основных средств, в том числе периодичности, Инструкцией N 33н не установлено. Кроме того, в рамках годовой инвентаризации также выявляются признаки обесценения активов (п. 6 СГС «Обесценение активов»).
Соответственно, при проведении годовой инвентаризации следует проверить и наличие объектов основных средств.
Вместе с тем возможность проведения инвентаризации основных средств один раз в три года предусмотрена п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49. Однако считаем, что воспользоваться данным правом у бюджетного учреждения не получится, так как не будет соблюдено требование о необходимости обеспечения формирования полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества и его использования при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 3 Инструкции N 157н, смотрите также письмо Минфина России от 08.11.2017 N 02-06-05/73671).
Следовательно, учитывая в совокупности требования федеральных стандартов для государственного сектора, а также Инструкций NN 33н и 157н, считаем, что проведение ежегодной инвентаризации основных средств в целях составления годовой бухгалтерской отчетности является обязательным.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Как провести инвентаризацию перед годовой отчетностью

Обоснование обязательности инвентаризации

Что инвентаризировать

Срок проведения инвентаризации

Порядок проведения инвентаризации

Итоги

Обоснование обязательности инвентаризации

Указание на обязательность проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности содержат 2 основных нормативных для бухучета документа:

Проведение инвентаризации обязательно для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и применяемого налогового режима.

Цель этого мероприятия – обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 26 ПБУ по бухучету и бухотчетности). Порядок ее проведения определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49).

Что инвентаризировать

Инвентаризации подлежат (п. 1 ст. 11 закона № 402-ФЗ, пп. 1.2, 1.3 Методических указаний):

  • Все имущество (активы) организации независимо от места его нахождения. Это ОС, НМА, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, в том числе дебиторская задолженность. Инвентаризируют также имущество, не принадлежащее организации, но находящееся у нее (на ответственном хранении, в аренде, в переработке), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
  • Все финансовые обязательства (кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы).

О необходимости проведения имущества, учитываемого за балансом, читайте в материале «Предусмотрено ли для забалансовых счетов проведение инвентаризации».

Срок проведения инвентаризации

Провести инвентаризацию следует до составления годовой отчетности. Конкретные сроки ее проведения могут быть закреплены в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

При этом возможно:

  • не инвентаризировать имущество, по которому инвентаризация проводилась в октябре – декабре отчетного года;
  • инвентаризировать основные средства один раз в 3 года, а библиотечные фонды – один раз в 5 лет;
  • организациям Крайнего Севера – проводить инвентаризацию товаров, сырья и материалов в период их наименьших остатков.

Такие правила установлены п. 1.5 Методических указаний.

Порядок проведения инвентаризации

Процедура инвентаризации требует соблюдения определенной последовательности действий.

Шаг 1. Создать инвентаризационную комиссию.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, а при большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств – рабочие инвентаризационные комиссии (п. 2.2 Методических указаний).

В комиссию должны входить представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники), а также могут включаться представители службы внутреннего аудита или независимых аудиторских организаций.

Ее персональный состав утверждает руководитель организации (п. 2.3 Методических указаний).

Шаг 2. Издать приказ о проведении инвентаризации.

В приказе о проведении инвентаризации указываются:

  • конкретные сроки проведения инвентаризации;
  • причина проведения (в данном случае – составление годовой бухгалтерской отчетности);
  • состав инвентаризационной комиссии.

Данный приказ регистрируется в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (п. 2.3 Методических указаний).

Пример приказа об инвентаризации, посвященного отдельной составляющей инвентаризируемых объектов, смотрите в статье «Приказ о проведении инвентаризации дебиторской задолженности – образец».

Шаг 3. Определить остатки имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

До начала проверки инвентаризационная комиссия должна получить последние к моменту инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств (п. 2.4 Методических указаний). Их визирует председатель комиссии с указанием: «До инвентаризации на «__________» (дата)». На основании этих документов бухгалтерия определяет остатки имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

С материально ответственных лиц берутся расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество они сдали в бухгалтерию или передали комиссии, все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки нужно взять с лиц, имеющих подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Шаг 4. Собственно инвентаризация.

В ходе инвентаризации комиссия выявляет фактическое наличие имущества, а также реальность учтенных финансовых обязательств, сведения о которых записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, составляемые не менее чем в 2 экземплярах (пп. 2.5–2.7 Методических указаний).

Проверка проводится обязательно в присутствии материально ответственного лица. Такое требование предусмотрено п. 2.8 Методических указаний.

Подробнее о процедурах инвентаризации читайте в материалах:

  • «Порядок проведения инвентаризации основных средств»;
  • «Инвентаризация материально-производственных запасов»;
  • «Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности»;
  • «Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами (нюансы)».

Шаг 5. Оформление результатов инвентаризации.

Результаты проведенной инвентаризации обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией (п. 5.6 Методических указаний). Их необходимо учесть в годовой бухгалтерской отчетности (п. 5.5 Методических указаний).

При этом выявленные излишки имущества принимаются к бухгалтерскому учету с признанием прочего дохода, а недостающее имущество списывается, как недостача.

О формируемых корректирующих проводках читайте в статье «Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете».

Итоги

Инвентаризация имущества и обязательств перед составлением годовой отчетности –процедура обязательная, поскольку позволяет проверить правильность учетных данных и внести необходимые коррективы в учет при выявлении несоответствий. Проводится она в определенные сроки и с соблюдением определенных правил, в т. ч. с учетом особенностей, присущих процессам инвентаризации каждой из составных частей инвентаризируемой массы.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Инвентаризация: отвечаем на организационные вопросы

* Если хотите еще сильнее углубиться в инвентаризационную тему, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 94.

Общие вопросы проведения инвентаризации

Обязательно ли проводить годовую инвентаризацию активов и обязательств предприятия?

Да, проведение годовой инвентаризации — процедура обязательная для всех предприятий. Ее проведения перед составлением годовой финансовой отчетности требуют ч. 1 ст. 10 Закона о бухучете и пп. 5 и 7 разд. І Положения № 879.

Ну а основная цель инвентаризации — обеспечение достоверности данных бухучета и финотчетности путем проверки и документального подтверждения наличия, состояния и оценки активов и обязательств предприятия.

Какими нормативными документами руководствоваться при проведении годовой инвентаризации и оформлении ее результатов?

Самый главный документ, которым предстоит руководствоваться предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности — Положение № 879.

Кроме того, специальные инвентаризационные документы используют, в частности, при инвентаризации:

— нефти и нефтепродуктов — Инструкцию № 281;

— спирта этилового — Инструкцию № 264;

— активов и обязательств сельхозпредприятий — (Методрекомендации № 37) и т. д.

Какие объекты подлежат годовой инвентаризации и в какие сроки?

Годовая инвентаризация охватывает все виды активов и обязательств предприятия (пп. 6 — 7 разд. I Положения№ 879). Ее проводят ежегодно перед составлением годовой финотчетности.

Сроки проведения инвентаризации установлены п. 10 разд. I Положения № 879, который рекомендует проводить ее ежегодно до даты баланса (т. е. 31 декабря). Но 31 декабря — это предельная дата, на которую инвентаризация должна быть позади. А вот сам период ее проведения зависит от вида инвентаризируемых активов и обязательств (см. таблицу).

Сроки проведения годовой инвентаризации

№ п/п

Вид активов и обязательств

Когда проводить инвентаризацию

1

Необоротные активы* (кроме незавершенных капинвестиций, объектов ОС, которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия)

В период 3 месяцев до даты баланса

Запасы (кроме НЗП и полуфабрикатов, других матценностей, которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия)

Текущие биологические активы

Дебиторская и кредиторская задолженность

Расходы и доходы будущих периодов

Обязательства (кроме неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование)

* При проведении инвентаризации нужно учитывать следующие требования п. 10 разд. I Положения № 879:

— земельные участки, здания, сооружения и другие объекты недвижимости можно инвентаризировать 1 раз в 3 года;

— инструменты, приборы, инвентарь (мебель) можно инвентаризировать ежегодно в объеме не менее 30 % всех указанных объектов с обязательным охватом всех этих объектов в течение 3 лет;

— библиотечные фонды по решению руководителя можно инвентаризировать в течение года по установленному им графику. При наличии объема библиотечных фондов от 100 до 500 тыс. единиц инвентаризацию можно проводить в течение 5 лет с охватом ежегодно не менее 20 % единиц, а более 500 тыс. единиц — в течение 10 лет с охватом ежегодно не менее 10 % единиц;

— драгоценные металлы и драгоценные камни, которые содержатся в приспособлениях, оборудовании и других изделиях, инвентаризируют одновременно с инвентаризацией этих активов.

2

Незавершенные капинвестиции

В течение 2 месяцев до даты баланса

НЗП и полуфабрикаты

Финансовые инвестиции

Денежные средства

Средства целевого финансирования

Обязательства в части неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное соцстрахование

3

Объекты ОС, в частности автомобили, морские и речные суда, которые отправятся в длительные рейсы

До временного выбытия с предприятия

Другие матценности, которые на дату инвентаризации будут находиться за пределами предприятия

Обратите внимание (!): в ходе инвентаризации проверяют:

— собственное имущество предприятия независимо от его местонахождения, в т.ч. предметы, переданные в прокат, аренду, находящиеся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве;

— имущество, которое не принадлежит предприятию, но временно находится в его пользовании, распоряжении или на хранении (объекты оперативной аренды ОС, ТМЦ на ответственном хранении, переработке, комиссии или монтаже).

Конкретные сроки начала/окончания инвентаризации (в рамках сроков из Положения № 879), ее продолжительность, а также объекты, подлежащие инвентаризации, устанавливает руководитель в приказе о проведении инвентаризации.

Причем интересно: инвентаризацию конкретных объектов начинают уже после даты, на которую она назначена. Например, согласно приказу руководителя инвентаризацию проводят по состоянию на 30.11.2019 г. Это значит, что сама инвентаризация будет проходить в декабре (например, со 2 по 16 декабря 2019 года). При этом инвентаризационные описи заполняют по состоянию именно на конец дня 30 ноября. Исключение составляют случаи инвентаризации объектов ОС и матценностей, которые на дату инвентаризации будут находиться за пределами предприятия. Их инвентаризируют до момента временного выбытия с территории предприятия.

Инвентаризационные комиссии

Кто входит в состав инвентаризационной комиссии?

Для проведения инвентаризации приказом руководителя создают инвентаризационную комиссию (п. 1 разд. II Положения № 879). В нее включают:

— представителей аппарата управления предприятия;

— представителей бухслужбы (аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, СПД — физлица, которое ведет на предприятии бухучет на договорных началах);

— опытных работников предприятия, знающих объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеров, технологов, механиков, исполнителей работ, товароведов, экономистов, бухгалтеров).

Также по решению руководителя в состав комиссии могут входить члены ревизионной комиссии хозобщества.

Возглавляет комиссию руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения предприятия, уполномоченный руководителем

А вот если бухучет ведет сам руководитель, то выбора нет — он же должен возглавить инвентаризационную комиссию (п. 1 разд. II Положения № 879).

Обязательно ли малому предприятию для проведения инвентаризации утверждать рабочие инвентаризационные комиссии? Или достаточно того, что у нас созданы постоянно действующие инвентаризационные комиссии?

Как правило, рабочие инвентаризационные комиссии создают на крупных предприятиях. Причина проста: крупное предприятие предполагает большое количество объектов инвентаризации и справиться с таким объемом работ одна комиссия просто не в силах. Поэтому на таких предприятиях инвентаризационная комиссия выполняет преимущественно организационные, регулирующие и контрольные функции, перечисленные в п. 2.5 разд. II Положения № 879. В свою очередь, рабочие инвентаризационные комиссиизанимаются инвентаризацией имущества непосредственно в местах хранения и производства.

На предприятиях с небольшим объемом инвентаризационной работы постоянно действующая комиссия организует и проводит инвентаризацию активов самостоятельно.

Рабочие комиссии формируют по тому же принципу, что и инвентаризационные комиссии: из представителей аппарата управления, бухгалтерской службы и опытных работников предприятия. Причем интересно, что в рабочие комиссии можно включать также членов инвентаризационной комиссии (п. 2.2 разд. II Положения № 879).

Назначает председателя рабочей инвентаризационной комиссии и утверждает ее состав своим приказом руководитель предприятия. При этом помните (!): нельзя назначать председателем рабочей комиссии для проверки активов, находящихся на ответственном хранении у тех же материально ответственных лиц (МОЛ), одного и того же работника 2 года подряд (п. 2.4 разд. II Положения № 879).

Включают ли в состав рабочих инвентаризационных комиссий МОЛ?

Ограничения на этот счет установлены п. 2.4 разд. II Положения № 879. Здесь предусмотрено, что МОЛ не может входить в состав комиссии для проверки активов, находящихся у него на ответственном хранении, поскольку является проверяемым лицом.

Получается, включить МОЛ в комиссию, которая будет проводить инвентаризацию вверенного ему имущества, нельзя. В то же время, на наш взгляд, ничто не мешает МОЛ принимать участие в инвентаризации в составе другой рабочей комиссии, которая будет пересчитывать активы, находящиеся в ведении других МОЛ.

На предприятии работает всего один человек — директор. Может ли инвентаризационная комиссия состоять из одного человека?

Минфин в такой ситуации предлагает два варианта действий (см. письмо Минфина от 27.05.2014 г. № 31-08410-07-29/12918):

— утвердить состав инвентаризационной комиссии из одного лица или

— включить в состав комиссии специалистов, нанятых по гражданско-правовому договору.

Конечно же, на первый взгляд вариант проведения инвентаризации комиссией из одного работника — самый простой, а потому оптимален для столь малого предприятия. Но не все так просто, ведь в этом случае вы невольно нарушите положения п. 2.4 разд. ІІ Положения № 879. Напомним: он запрещает включать в комиссию тех работников, в ведении которых находятся активы, по которым проводится инвентаризация. А у нас именно такая ситуация: на предприятии работает только один работник, который и является материально ответственным за все активы.

Чтобы не нарушить предписания Положения № 879, мы бы рекомендовали остановиться все же на втором варианте:

включить в комиссию специалиста, приглашенного для проведения инвентаризации на основании гражданско-правового договора

Один из членов инвентаризационной комиссии отсутствует по уважительной причине. Можно ли «пересчитать» активы и обязательства без него?

Пункт 1 разд. II Положения № 879 для таких случаев предусматривает следующее: инвентаризацию проводят полным составом инвентаризационной комиссии.

Получается, какова бы ни была причина отсутствия одного или нескольких членов инвентаризационной комиссии, проводить инвентаризацию «недоукомплектованным» составом нельзя. Но выход есть: отсутствующего по болезни или в связи с командировкой члена комиссии нужно заменить (см. письмо Минфина от 15.12.2003 г. № 31-04200-30-23/19). Для этого необходимо издать приказ руководителя, которым отсутствующего работника исключают из состава комиссии, а вместо него вводят в состав комиссии другого работника. Еще один вариант — приостановить или перенести сроки начала инвентаризации (естественно, этот вариант подходит в случае непродолжительного отсутствия члена комиссии).

Во время проведения инвентаризации работник предприятия, ответственный за хранение и использование активов, заболел (находился в отпуске). Можно ли провести инвентаризацию доверенных ему активов без него?

Все тот же п. 1 разд. II Положения № 879 требует проведения инвентаризации в присутствии МОЛ. Поэтому проинвентаризировать активы в отсутствие МОЛ и не нарушить Положение № 879 не получится.

Так как же быть? А все зависит от того, выполняет кто-нибудь обязанности временно отсутствующего МОЛ или нет.

Если обязанности МОЛ передали другому работнику, то с ним должны были заключить договор о материальной ответственности и провести инвентаризацию ценностей при смене МОЛ. В таком случае инвентаризацию активов можно провести в присутствии не основного МОЛ, а под «присмотром» его временной замены.

Если же вы не назначаете исполняющего обязанности МОЛ, тогда ничего не остается, кроме как приостановить проведение инвентаризации (если она уже началась) или перенести начало ее проведения.

Документальное оформление инвентаризации

Как составить приказ о проведении инвентаризации?

Проведение инвентаризации начинают с издания приказа о ее проведении. В нем, кроме прочих обязательных реквизитов, указывают: дату, на которую проводят инвентаризацию, сроки ее проведения, виды инвентаризируемых активов и обязательств. Этим же приказом нередко утверждают состав рабочих инвентаризационных комиссий. Пример оформления приказа см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 94, с. 10.

В то же время помните! Сроки и порядок проведения инвентаризации, в том числе годовой, можно установить в приказе об организации бухучета или в приказе об учетной политике. В этом случае издавать приказ о проведении годовой инвентаризации не нужно. Достаточно непосредственно перед ее началомотдельным приказом руководителя утвердить состав рабочих инвентаризационных комиссий.

Какими документами оформляют результаты проведения инвентаризации?

В ходе инвентаризации рабочая инвентаризационная комиссия оформляет (п. 15 разд. II Положения № 879):

— инвентаризационные описи, в которых фиксирует наличие, состояние и оценку активов предприятия и активов, принадлежащих другим предприятиям и учитываемых за балансом;

— акты инвентаризации, в которых показывают наличие денежных документов, бланков документов строгой отчетности, финансовых инвестиций, наличности, а также полноту отражения денежных средств на счетах в банке (регистрационных счетах), дебиторской и кредиторской задолженностей, обязательств, средств целевого финансирования, расходов и доходов будущих периодов, обеспечений (резервов), создаваемых в соответствии с требованиями П(С)БУ, МСФО и других актов законодательства.

По окончании инвентаризации оформленные инвентаризационные описи (акты инвентаризации) комиссия передает в бухгалтерию. Здесь проверяют все подсчеты, проведенные рабочей инвентаризационной комиссией в инвентаризационных описях и в случае выявления расхождений (излишков или недостач) между данными инвентаризационных описей (актов инвентаризации) с данными бухгалтерского учета составляют сличительные ведомости активов и обязательств (п. 20 разд. II Положения № 879).

Ну и, наконец, инвентаризационная комиссия оформляет результаты инвентаризации протоколом инвентаризации. В нем приводят (п. 1 разд. IV Положения № 879): результаты инвентаризации, заключения о выявленных расхождениях между фактическим наличием активов и обязательств и данными бухучета, причины возникновения недостач, потерь и излишков, предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, предложения о списании недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием причин и принятых мер по предупреждению таких потерь и недостач, другую существенную информацию.

Протокол инвентаризационной комиссии вместе с другими «инвентаризационными» документами передают на утверждение руководителю.

Руководитель утверждает протокол в течение 5 рабочих дней после завершения инвентаризации

На основании утвержденного протокола результаты инвентаризации отражают в бухучете и финотчетности того периода, в котором она закончена.

Инвентаризация активов из зоны проведения АТО (ООС)

Часть активов предприятия находится на территории проведения АТО (ООС). Как провести инвентаризацию имущества, доступа к которому у нас нет?

Напомним (!): п. 8 разд. I Положения № 879 устанавливает упрощенные инвентаризационные требования для предприятий:

— находящихся на временно оккупированной территории;

— находящихся на территории проведения антитеррористической операции (АТО)*;

* Перечень населенных пунктов, на территории которых осуществлялась антитеррористическая операция, приведен в приложении к распоряжению КМУ от 02.12.2015 г. № 1275-р.

— структурные подразделения (обособленное имущество) которых находятся на временно оккупированной территории или на территории проведения АТО.

Для них законодатель передвинул сроки проведения обязательной инвентаризации, в том числе перед составлением годовой финотчетности, до того момента, когда станет возможно обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ уполномоченных лиц к активам, первичным документам и регистрам бухучета, в которых отражены обязательства и собственный капитал этих предприятий. И только лишь после получения доступа к имуществу предприятия обязаны:

— проинвентаризировать его по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия для доступа к активам, первичке и регистрам бухучета;

— отразить результаты инвентаризации в бухучете соответствующего отчетного периода.

Получается, предприятия, имущество которых находится в зоне проведения АТО (ООС), не освобождены от инвентаризации находящихся там объектов, но могут ее проводить не в установленные Положением № 879сроки, а когда это станет возможным.

Активы, по которым не была проведена инвентаризация, показывают в финотчетности по данным бухучета*. Причем на тот факт, что информация в финотчетности приведена без проведения инвентаризации из-за отсутствия доступа к активам, нужно указать в примечаниях к финотчетности (см. письмо Минфина от 29.06.2016 г. № 31-11410-07-10/18732).

* Поскольку из-за вооруженного конфликта произошло уменьшение полезности активов предприятия, то в бухучете их показывают с учетом положений П(С)БУ 28.

Списывать «оккупированные» активы без инвентаризации нельзя. То есть их придется держать на балансе до того момента, когда предприятие получит безопасный и беспрепятственный доступ к ним и сможет оценить их физическое состояние (см. письма ГФСУ от 17.02.2017 г. № 3339/6/99-99-15-02-02-15 и от 10.02.2017 г. № 2714/6/99-99-15-03-02-15).

Что грозит предприятию и должностным лицам за непроведение обязательной годовой инвентаризации и составление годовой финотчетности на основании неподтвержденных инвентаризацией данных бухучета?

Чуть раньше мы уже отмечали, что проведение инвентаризации обеспечивает руководитель предприятия, который издает соответствующий приказ, определяет сроки ее проведения, а также назначает состав инвентаризационной комиссии. Поэтому за непроведение обязательной годовой инвентаризации руководителя теоретически можно привлечь к дисциплинарной ответственности в форме выговора.

Дисциплинарные взыскания применяются органом, которому предоставлено право назначения на должность данного работника (ст. 147 КЗоТ). Поскольку в нашем случае «проштрафившийся» работник — руководитель предприятия, то дисциплинарную ответственность налагают собственники предприятия или уполномоченный ими орган. На практике, сами понимаете, случаи привлечения руководителя к дисциплинарной ответственности встречаются крайне редко.

Теперь о том, что касается материальных санкций.

Прямая ответственность за несвоевременное или некачественное проведение инвентаризаций денежных средств и матценностей установлена ст. 1642 КУоАП. Размер штрафа на должностных лиц предприятия: от 8 до 15 ннмдг (от 136 до 255 грн.) — за первое нарушение и от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.) — за повторное нарушение в течение года. Правда, должностных лиц обычных предприятий от этого штрафа спасает ст. 2341 КУоАП, которая разрешает привлекать к ответственности за такие нарушения органы Госаудитслужбы. А они наделены карательными функциями только в отношении подконтрольных учреждений и предприятий, связанных с бюджетными средствами (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 48, с. 15).

Более вероятно схлопотать штраф за предоставление органам статистики недостоверных данных для проведения государственных статистических наблюдений на основании ст. 1863 КУоАП. Ведь, как вы помните, годовую инвентаризацию проводят перед составлением финотчетности, а ее отсутствие может поставить под сомнение достоверность отчетности предприятия.

Размер штрафа за такие нарушения — от 10 до 15 ннмдг (от 170 до 255 грн.)

А если должностное лицо в течение года уже привлекалось к административной ответственности за подобное нарушение, размер штрафа составит уже от 15 до 25 ннмдг (от 255 до 425 грн.).

Рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в ст. 1863 КУоАП, органы статистики (ст. 2443 КУоАП).

На наш взгляд, непроведение инвентаризации — это длящееся правонарушение, админвзыскание за которое возможно получить не позднее чем через два месяца со дня его выявления.

Другие материалы из «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 87:

  • Инвентаризация: анатомия процесса
  • Материальная ответственность
  • Варианты возмещения ущерба виновным
  • Недостача — есть, виновного — нет
  • Излишки — в учете не лишние
  • Искусство прощать долги
  • Списываем устаревшие капинвестиции
  • Календарь бухгалтера на ноябрь 2019 года

Подписаться на «Налоги и бухгалтерский учет»