О налоговой системе

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице зако нодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

• налогоплательщик;

• объект налогообложения;

• налоговая база;

• единица обложения;

• налоговые льготы;

• налоговая ставка;

• порядок исчисления;

• налоговый оклад;

• источник налога;

• налоговый период;

• порядок уплаты;

• срок уплаты налога.

Налогоплательщики

Налогоплательщики – это организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В налоговом законодательстве под организацией понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компа нии и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Под физическими лицами понимаются граждане Российской Фе дерации, иностранные граждане и лица без гражданства. К этой категории налогоплательщиков относятся и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.

С вступлением в силу Налогового кодекса филиалы и иные обособленные подразделения перестали быть самостоятельными плательщиками, т.к. не несут ответственности по уплате налога, а лишь могут исполнять обязанность своей организации по уплате налога. При выпол нении этой обязанности организации по уплате налогов и сборов, филиалы и другие обособленные подразделения выступают не от своего имени, а от имени организации и не являются сами по себе носителями прав и обязанностей. Таким образом, исполнение обязанности по уплате налогов осуществляется организацией через свои филиалы по месту их нахождения, однако налогоплательщиком остается сама организация. Именно организация должна встать на учет по месту нахождения филиала, она должна вести учет доходов, расходов и иных объектов налогообложения.

п»ї

По законодательству некоторых зарубежных стран в качестве налогоплательщиков может выступать семья в целом, а не конкретный гражданин.

Налогоплательщик не всегда является реальным плательщиком налога. Это происходит потому, что существует экономическая возможность переложения тяжести налога с субъекта, который перечисляет налог в бюджет, на другое лицо. Последнее называется носителем налога. Носитель налога – это лицо, которое, в конечном итоге, принимает на себя тяжесть налога и действительно платит налог по завершении про цессов переложения налога. Например, налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) являются организации и предпринимате ли, производящие и реализующие продукцию. Они должны исчислять сумму налога и перечислять ее в бюджет. Сумма налога включается в стоимость продукции, поэтому покупатель, приобретая товар, оплачива ет и сумму НДС. Если этот покупатель использует товар для производ ства другой продукции и затем ее реализует или просто перепродает ку пленный товар, то он возмещает себе уплаченную сумму налога. Если покупатель является конечным потребителем товара (т.е. не использует его на производственные цели и не перепродает), то он является носителем налога, реальным его плательщиком.

Объект налогообложения

Объектами налогообложения являются:

• операции по реализации товаров (работ, услуг);

Занятия Форекс — это блестящая перспектива для Тебя подготовиться к прибыльной работе на Forex!

• имущество;

• прибыль;

• доход;

• стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

• иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный и прямо названный в зако не объект налогообложения. В статье 38 Налогового кодекса Российской Федерации дается понятие различных видов объекта налогообложения.

п»ї

Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации: вещи, включая, деньги и ценные бумаги, а также иное имущество.

Товаром признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Материальный или нематериальный объект может быть признан или не признан товаром. Так, находящиеся в собст венности физического лица и используемое им для собственных нужд имущество (автомобиль) не является товаром, пока собственник имуще ства не изъявит в той или иной форме желание продать это имущество.

Работой признается деятельность, результаты которой имеют ма териальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услуга – это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения и которые (результаты) реализуются и потребляются в процессе этой деятельности.

Таким образом, услуга в отличие от работы не имеет материально го выражения и не может быть реализована для последующего удовлетворения потребностей.

Налоговая база и единица обложения

Для того чтобы исчислить налог, недостаточно определить ее объект, необходимо рассчитать налоговую базу. Она служит для количественно го измерения объекта налога. Таким образом, налоговая база – это количественная оценка объекта налогообложения. Для ее получения необходимо выбрать единицу обложения – единицу измерения объекта налога. На практике используются денежные (рубли, экю) и натуральные (лошадиная сила) единицы обложения.

Исчисление налоговой базы может основываться на данных бухгалтерского учета, специальных налоговых регистрах, справок о доходах и других документов. Предприниматели исчисляют налоговую базу на ос нове данных учета доходов и расходов.

При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам, в отчетном налоговом периоде про изводится перерасчет налоговых обязательств за период совершения ошибки.

Налоговые льготы

Часто бывает, что налогом облагается не весь объект, а только часть его. Кроме того, некоторые виды деятельности или категории налогоплательщиков могут быть освобождены от уплаты налогов. Все это определяется налоговыми льготами. Налоговые льготы – предоставляе мые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сбо ров, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.

К основным налоговым льготам относятся:

• необлагаемый минимум – часть объекта налога, полностью освобождаемая от обложения;

• налоговые вычеты;

• изъятие из под обложения определенных частей объекта нало га;

• освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;

• понижение ставок налога;

• отсрочка взимания налогов.

При наличии соответствующих оснований налогоплательщик может воспользоваться предусмотренными законодательством о налогах и сборах льготами или отказаться от их использования, если эта возможность оговорена в законе.

Налоговая ставка, налоговый оклад и источник уплаты налога

Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на еди ницу измерения налоговой базы. Различают процентные и твердые ставки. Процентные (адвалорные) ставки установлены в процентах к налого вой базе. Твердые (специфические) ставки устанавливаются в рублях (или других стоимостных единицах измерения) на единицу обложения. Процентные ставки установлены по налогу на добавленную стоимость, по налогу на доходы физических лиц, по налогу на имущество организаций и др. Твердые ставки установлены по транспортному налогу, по ак цизам и др.

Если налоговую базу умножить на налоговую ставку, то в результате получим величину, которая называется налоговым окладом.

Источник налога – это доход, из которого субъект уплачивает налог. По ряду налогов объект и источник налога могут совпадать. Например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

Налоговый период и срок уплаты налога

Последние два элемента налога дают ему временную характеристику. Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого оп ределяется налоговая база, и исчисляется сумма налога, подлежащая уп лате. Налоговым периодом может быть квартал, месяц, год и др. Срок уплаты налога – это период времени, когда налог вносится в бюджет или внебюджетный фонд. Срок уплаты налога определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Если налогоплательщик не уплатит налог в срок, то к нему приме няются финансовые (пеня) и налоговые (штрафные) санкции.

Порядок исчисления и порядок уплаты налога

Как правило, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, установленных законодательными актами (НДС, акцизы, налог на имущество организаций и т.д.).

Таким образом, в качестве основного порядка налоговое законода тельство закрепило приоритет порядка самообложения.

Обязанность по исчислению налога может быть возложена на налогового агента, который обязан исчислить сумму налога, подлежащую уплате за соответствующий налоговый период, рассчитав для этого налоговую базу и применив установленную законом налоговую ставку (налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций в части доходов в виде дивидендов и доходов от долевого участия в деятель ности других организаций; налог на добавленную стоимость при аренде государственного или муниципального имущества и др.)

В ряде случаев законом установлено, что налоговый орган должен исчислить сумму налога (земельный налог, налог на имущество физиче ских лиц). Тогда налоговый орган за 30 дней до наступления срока упла ты налога должен известить налогоплательщика о размере налога, нало говой базы и сроке уплаты.

Порядок уплаты налога – это определенные приемы внесения суммы налога в соответствующий бюджет или во внебюджетный фонд.

Порядок уплаты налога включает определение:

• направления платежа, т.е. куда платится налог: бюджет или внебюджетный фонд. Например, налог на добавленную стоимость платится в федеральный бюджет, налог на прибыль организаций – в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты, а единый социальный налог – в федеральный бюджет и в государственный внебюджетные социальные фонды;

• средства уплаты налогов. Как правило, налоги в России платятся в рублях, но могут платиться и в иностранной валюте;

• механизма платежа. Большинство налогов платится, исходя из фактических данных за отчетный период. По налогу могут вноситься авансовые платежи. Уплата авансовых платежей предусмотрена по единому социальному налогу, налогу на прибыль, налогу на имущество ор ганизаций.

• субъекта налога; т.е. субъекта, который должен уплатить (пе речислить) налог в бюджет. Это может быть налогоплательщик или налоговый агент.

• формы уплаты налога (наличная, безналичная).

Читать далее:

Налоговая система

Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Принципы построения налоговой системы Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»): налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных; размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода; время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика; каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.

2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.

3. Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.

4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации

8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.

11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.

12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков. Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

Налоговый механизм включает в себя формы и методы организации налоговых правоотношений и способы их количественного и качественного проявления через рычаги, звенья и элементы.

Создание налогового механизма является последовательным процессом, включающим следующие стадии:

— разработку налогового механизма, то есть определение налоговых отношений, обеспечивающих выполнение задач и целей налоговой политики на современном этапе;

— практическое применение налогового механизма;

— проверку соблюдения установленных форм и методов налоговых отношений, сбор информации, проведение контрольных мероприятий с целью определения положительных и отрицательных сторон действия налогового механизма;

— анализ действующей налоговой системы, ее оценку и разработку предложений по дальнейшему совершенствованию налогового механизма.

Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). К элементам налогового механизма, имеющим количественные параметры, можно отнести размеры ставок, объем налоговых льгот, долю изъятия части ВВП посредством налогов в бюджет, уровень собираемых налогов и т.д. С научной точки зрения, налоговый механизм — это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве экономической категории, то есть как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода.

На макроэкономическом уровне налоговое бремя (налоговый гнет) — это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту. Иными словами, налоговое бремя отражает ту часть произведенного обществом продукта, которая перераспределяется посредством бюджетных механизмов. Категория налогового бремени применительно к уровню конкретного налогоплательщика отражает долю его совокупного дохода, изымаемого в бюджет. Как правило, расчет этого показателя производится путем отнесения суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации. Иногда для более точного расчета в состав фискальных платежей включаются платежи во внебюджетные фонды.

Одним из способов государственного регулирования налогового бремени плательщиков-предприятий предлагается использовать так называемое правило красной черты. Так, П. Мостовой считает, что, согласно этому правилу, общая сумма налоговых и аналогичных им изъятий у промышленных предприятий должна быть ограничена определенным процентом от их оборота. Применяться это правило должно в течение 3-5 лет, а за его рамки могут выходить только рентные платежи и некоторые фискальные акцизы. Данное мероприятие, введенное на нормативном уровне, по мнению П. Мостового, будет способствовать приведению российских цен в соответствие с реальным уровнем спроса и предложения.

В некоторых зарубежных странах для расчета налогового бремени используется показатель эффективной налоговой ставки, которая представляет собой долю налога в суммарном облагаемом доходе налогоплательщика. Налоговые ставки, используемые при расчете методом сложной прогрессии (см. § 8.7 настоящего пособия), показывают размер обложения лишь для отдельных частей дохода налогоплательщика. Для того чтобы определить эффективную налоговую ставку, необходимо вначале вычислить долю, изымаемую налогом из каждой отдельной части дохода, а затем их сумму отнести к общей сумме доходов. Оптимальный размер налогового бремени — центральная макроэкономическая проблема любого государства. В то же время иногда как в специальной, так и в публицистической литературе приходится сталкиваться с мнением о том, что чем ниже уровень налогового бремени, тем стремительней и динамичней развивается экономика государства: чем меньше налоги — тем выше экономика.

Факторы развития налоговой системы

Налоговая система является важнейшим структурным элементом рыночной экономики. Ее формирование происходит на стыке взаимодействия рыночных и государственно-административных механизмов.

На становление и развитие налоговой системы оказывают влияние различные факторы как объективные (исторические, экономическая эволюция, социальные явления), так и относительно субъективные (политические явления, войны, природные катаклизмы), как внешние, так и внутренние. Поэтому налоговые системы разных стран имеют существенные различия. Однако, изучая пути их становления, можно определить основные факторы, определяющие структуру налоговой системы:

  • – уровень экономического развития (развития производительных сил);
  • – общественно-экономическое устройство общества (сочетание рынка и государства);
  • – господствующая в обществе экономическая доктрина (государственная политика) (нейтральность налоговой системы или активное вмешательство в экономику страны);
  • – государственное устройство стран (федеративное или унитарное государство).

Сложившееся соотношение тех или иных факторов приводит к отличиям налоговых систем, которые можно классифицировать в зависимости:

Таким образом, российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.

Принципы организации налоговой системы

Формирование налоговой системы является важным этапом экономического развития страны. Построение налоговых отношений должно осуществляться на основе научного подхода, исходящего из знаний объективных закономерностей. Одной из составляющих процесса формирования эффективной налоговой системы является установление принципов построения налоговой системы. В их основе лежат научные принципы налогообложения, а также основные принципы построения государства (конституция страны).

Отдельные принципы налогообложения, такие как множественность налогов, удобство, экономность и некоторые другие, реализуются в налоговых системах большинства стран, являясь в некоторых случаях обязательными. Однако оценка степени соблюдения других принципов, например, принципа справедливости налогообложения (равенства, соразмерности), не является однозначной, в том числе вследствие различия экономического уровня развития стран. Но государство обязано стремиться к реализации основных принципов налогообложения при установлении принципов формирования национальной налоговой системы.

ТЕОРИЯ ВОПРОСА

Интерес представляют базовые принципы «хорошей» налоговой системы, сформулированные американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии (2001), профессором Колумбийского университета Дж. Ю. Стиглицем (род. 1943) :

  • 1) принцип экономической эффективности, согласно которому налоговая система не должна входить в противоречие с эффективным распределением ресурсов;
  • 2) принцип административной простоты, согласно которому система администрирования в налогообложении должна быть простой и относительно недорогой в применении;
  • 3) принцип гибкости, согласно которому налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать (в некоторых случаях – автоматически) на изменяющиеся экономические условия;
  • 4) принцип политической ответственности, согласно которому налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы убедить людей в том, что они платят для того, чтобы политическая система была в состоянии более точно отражать их предпочтения;
  • 5) принцип справедливости, согласно которому налоговая система должна быть справедливой в соответствующем подходе к разным индивидам.

В российской практике организационные принципы построения налоговой системы декларируются в ст. 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» первой части НК.

Важнейшим принципом налогообложения, который лежит в основе целого ряда организационных принципов построения налоговой системы России, является принцип справедливости. Принцип справедливости находит отражение в целом ряде декларируемых НК основ построения налоговой системы России. В основополагающем документе налогового законодательства, прежде всего, констатируется, что в России каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости.

Одним из условий достижения всеобщности и равенства налогообложения может выступать реализация такого принципа построения налоговой системы, как принцип множественности налогов. Налоговая система России включает определенную совокупность налогов, которая, с одной стороны, состоит из налогов на доходы, имущество, обороты, а с другой стороны, охватывает как юридические, так и физические лица.

НК определяется, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Недопустимы налоги, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара. Все это также является проявлением принципа справедливости налогообложения.

Важным организационным принципом построения налоговой системы России выступает требование экономической обоснованности вводимых налогов и сборов. Они не могут быть произвольными. Важнейшим критерием здесь является обеспеченность тех задач, которые стоят перед государством на том или ином этапе экономического развития. Например, если принято решение о минимальном участии государства в регулировании экономики страны, то и величина бюджетных доходов не должна быть максимальной, соответственно уровень налогов будет снижаться.

При построении налоговой системы России важнейшим организационным принципом является принцип единства. НК не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство России, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия законной деятельности налогоплательщика. Согласно Конституции РФ Правительство обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Заметное организационное начало имеет такой принцип построения налоговой системы, как принцип исчерпывающего перечня налогов, вытекающий из единства экономического пространства страны. Он означает, что установление, изменение и отмена федеральных налогов и сборов возможны только согласно НК. Региональные и местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах. Однако права региональных органов власти и местного самоуправления ограничены положениями НК. Так, ими не могут быть установлены налоги, которые отсутствуют в перечне, установленном НК.

Большое значение для эффективности налоговой системы имеет четкая реализация такого принципа налогообложения, как принцип определенности. Принятие НК стало важнейшим шагом на пути создания законодательства по налогам и сборам прямого действия. НК определено, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в какой сумме он должен платить. К Кодексу не надо издавать многочисленных инструкций и разъяснений налоговых органов.

Важнейшим проявлением принципа определенности налогообложения в современной трактовке НК выступает фактически установленный принцип презумпции невиновности налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК). Законодатель допускает, что некоторые нормы законодательства могут иметь неоднозначность трактовки, в том числе в силу несовершенства законодательства. Соответственно установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Однако презумпция невиновности налогоплательщика не всегда очевидна, что приводит к судебным разбирательствам. Соответственно НК введена норма обязательного судебного порядка взыскания с налогоплательщиков штрафных санкций за нарушения налогового законодательства. В 2009 г. налогоплательщики обжаловали в арбитражном суде 32% решений налоговых инспекций, в 2010 г. – 31%, в 2011 г. – 28,1%.

Однако реализация принципа определенности налогообложения в построении налоговой системы страны не означает, что принятые правовые акты в области налогообложения являются незыблемыми. Отсюда одним из организационных принципов, который целесообразно соблюдать при формировании налоговой системы, следует признать принцип подвижности (эволюционного развития) налоговой системы. Данный принцип состоит в том, что высокое качество подготовки закона, предполагая отсутствие корректировок его отдельных норм из-за неточностей, одновременно не исключает возможности развития положений закона, отражающего необходимости их изменения по истечении времени. Налоговая система тем эффективнее, чем более адаптируема к соответствующим социально-экономическим условиям, политической конъюнктуре. Для характеристики налоговой системы довольно часто используют такой показатель эволюционного развития налоговой системы, как соотношение относительного изменения налоговых поступлений (совокупных или по отдельным налогам) к относительному изменению какого-либо экономического показателя (национальный доход – НД, валовой национальный продукт – ВНП и др.).

В НК заложены правила внесения изменений в действующее налоговое законодательство. Так, установлено, что акты налогового законодательства не могут вступать в силу ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Однако федеральные законы, вносящие изменения в НК в части установления новых налогов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, и не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Аналогично и по соответствующим актам законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и нормативным правовым актам представительных органов муниципальных образований.

Кроме этого, нормы по установлению новых налогов или сборов, либо по повышению налоговых ставок, либо по установлению или отягчению ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, либо по другим аналогичным действиям, которые ухудшают положение налогоплательщиков, согласно НК не могут иметь обратной силы. Противоположные по своим последствиям действия, т.е. улучшающие положение налогоплательщиков, например, по отмене налогов и сборов, по смягчению ответственности, могут иметь обратную силу.

Таким образом, установленные в НК правила внесения изменений способствуют реализации не только такого организационного принципа построения налоговой системы, как принцип подвижности (эволюционного развития), но также и такого принципа налогообложения, как стабильность.

В учебной и научной литературе принципы построения налоговой системы России классифицируют также в зависимости от направленности действия и реализации в них принципов налогообложения на три группы , а именно принципы, обеспечивающие:

  • 1) реализацию Конституции РФ (принципы публичности, приоритетности государственных интересов, законности);
  • 2) права налогоплательщиков (принципы нейтральности, защищенности налогоплательщика, экономического равенства налогоплательщиков, соразмерности налогового бремени);
  • 3) интересы субъектов государственной власти исходя из федеративного устройства государства (принципы единства налогообложения и налогового федерализма).

К организационно-правовым принципам построения налоговой системы в российской научной литературе относят также следующие:

  • 1) равные налоги на равновеликий объект обложения (прибыль, доход, имущество и т.д.);
  • 2) унифицированный порядок взимания налогов независимо от форм собственности, рода деятельности и источника получения доходов, за исключением незаконных;
  • 3) однократность налогообложения, т.е. исключение, по возможности, двойного налогообложения одного и того же объекта;
  • 4) рациональное сочетание общепринятого и льготного налогообложения. Налоговая нагрузка на всех налогоплательщиков должна быть по возможности равномерной и справедливой. При этом в отношении стимулов государство должно оставаться нейтральным. Необходимо также придерживаться принципа, который находит все большее признание в современном мире: «низкие ставки – широкий охват», поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное обременение для других;
  • 5) обеспечение, по возможности, социальной справедливости в распределении налогового бремени между различными категориями и группами плательщиков, но не в ущерб экономической эффективности налоговой системы в целом и отдельных ее элементов;
  • 6) установление налогов с учетом экономической целесообразности, налогового предела и деления расходов бюджета на необходимые, излишние и чрезмерные. При всех условиях формы и ставки налогообложения не должны приводить к тому, чтобы доходы налогоплательщиков, остающиеся в их распоряжении после уплаты налогов, были ниже критического уровня;
  • 7) стабильность и долговременность налоговых ставок и тарифов. Стабильность как налоговой системы в целом, так и ее отдельных элементов является непременным условием создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности и привлечения иностранных инвесторов. В то же время налоговые ставки не могут устанавливаться на длительный период, поскольку они зависят от реальной экономической ситуации, складывающейся величины расходной части бюджета, уровня доходов населения и их дифференциации;
  • 8) принцип налогового федерализма, наделяющий разные уровни управления налоговыми полномочиями и ответственностью по поводу установления и введения в действие налогов, распоряжения налоговой базой, формируемой на определенной территории в целях обеспечения налоговой самостоятельности публично-правовых образований.

Рациональное построение налоговой системы создает необходимые организационные предпосылки для наиболее полного выполнения ею стоящих задач. Для оценки эффективности налоговой системы выделяют два основных фактора. Во-первых, насколько полно действующая налоговая система охватывает (выявляет) источники доходов в целях обложения их налогом. Отсюда вытекают тенденция усложнения налоговой системы, специализация и дифференциация форм, методов налогообложения. Во-вторых, эффективность налоговой системы определяется степенью минимизации расходов по взиманию налогов. В результате наряду со специализацией налоговой системы идет процесс упрощения в управлении налогами, в том числе через укрупнение налогов. До конца XIX в. практика взимания налогов была затратной. Так, во Франции в XVIII в. только 20% от валовых налоговых поступлений были чистым доходом государства.

ИЗ ИСТОРИИ

Одной из задач, стоящей перед проводимой в России налоговой реформой для повышения эффективности налоговой системы, было сокращение количества налогов. Ее решение осуществлялось по нескольким направлениям:

  • 1) объединение однородных налогов и платежей (единый социальный налог сейчас включает в себя отчисления в три государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ);
  • 2) отмена наиболее чувствительных для бизнеса «оборотных» налогов на реализацию (налог на пользователей автодорог, налог на содержание объектов социально-экономического назначения);
  • 3) отмена «дублирующих» налогов (налоге продаж);
  • 4) отмена налогов, имеющих незначительный фискальный интерес, в том числе из-за несовершенства налогового контроля (налог на покупку денежных знаков, выраженных в иностранной валюте);
  • 5) приведение в соответствие формы и содержания (налог на операции с ценными бумагами давно стал носить пошлинный характер, и его включили в госпошлину).

Общее содержание и характер налоговой системы определяются налоговым законодательством страны, а также нормами международных договоров, которые заключены с зарубежными государствами. В целом налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать стабильное поступление достаточного объема средств в бюджет, а с другой – способствовать развитию предпринимательской активности.

Что представляет собой налоговая система?

Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образуют налоговую систему государства.

Налоговые системы могут представлять довольно сложную модель, поскольку существует множество налогов, их плательщиков, способов взимания налогов, налоговых льгот.

В мировой практике существуют условно подразделенные две модели налоговой системы:

первая модель — подоходная модель налоговой системы;

вторая модель — модель, при которой в качестве объекта налогообложения выступают расходы, т.е. применение косвенных налогов, выплачиваемых плательщиками при потреблении в момент расходования денежных средств на приобретение товаров.

Подоходная модель применяется в высокоразвитых странах. Данная модель позволяет установить нужные налоговые платежи, которые можно варьировать в соответствии с фискальными интересами государства, кроме того, прямые налоги не влияют на цену товаров. Преимущество применения прямых налогов характерно для высокоорганизованных систем, в которых эффективно используются возможности налогового регулирования. Данные преимущества сводятся к следующим:

прямые налоги дают государству верный и определенный по величине налог;

прямые налоги могут точнее учитывать реальную платежеспособность налогоплательщика;

при платеже прямых налогов государство непосредственно вступает в контакт с носителем налога (налогоплательщика) и точно может определить его обязанности как гражданина налогоплательщика;

прямые налоги взимаются с личного дохода как юридических, так и физических лиц.

Вторая модель налоговой системы характерна странам, где в основном в системе налогообложения, превалируют косвенные налоги. Важным свойством косвенных налогов является их влияние на увеличение цен товаров и услуг.

Преобладание косвенных налогов присуще системам с меньшими организационно — экономическими возможностями, депрессивным состоянием экономики, структурными диспропорциями, узкой налоговой базой и слабым налоговым аппаратом. В таких условиях государству с помощью косвенных налогов сравнительно успешно можно проводить фискальную политику, т.е. данные налоги легко аккумулировать в бюджет, так как государству проще регулировать движение стоимости, нежели доходы и плательщикам трудно уклониться от налогов.

Преимущества косвенных налогов:

косвенные налоги взимаются малыми незначительными долями и поэтому менее чувствительны для плательщика;

косвенные налоги, если их рационально и эффективно применять, могут приносить очень большие финансовые поступления государству;

уклониться от косвенных налогов невозможно;

косвенные налоги гораздо быстрее поступают в бюджет, так как вно- сителями налога являются большее количество людей.

Налоговая система и ее элементы

Сущность налогов и их место в системе финансовых отношений.

Необходимость налогов вытекает из функций, возложенных на государство. Налоги выступают основным источником финансирования государственных расходов. С помощью налогов в виде обязательных взносов юридических и физических лиц осуществляется изъятие части стоимости общественного продукта (национального дохода) в денежной форме для последующего их использования в интересах субъектов общества.

Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в рес­публиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

Налоги являются одним из элементов системы финансовых отношений и находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с другими финансовыми категориями. Началом и исходным историческим условием возникновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт. Одна часть приба­вочного продукта в результате первичного распределения направляется на расширенное воспроизводство израсходованной части средств производства и рабочей силы, другая его часть направляется в доход государства.

Прибавочный продукт выражает сущност­ные черты, свойства, природу и функции финансов как исходного звена финансовой системы; налог опре­деляет сущностные черты государственных финансов и его ос­новной категории – государственного бюджета.

Классификация налоговых платежей:

1) по уровню органов управления различают республиканские и местные налоги.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к упла­те на всей территории Республики Беларусь.

К ним относятся:

— налог на добавленную стоимость;

— акцизы;

— налог на прибыль;

— налоги на доходы;

— подоходный налог с физических лиц;

— экологический налог;

— налоги с пользователей природных ресурсов;

— налоги на имущество;

— земельный налог;

— дорожные налоги и сборы;

— таможенная пошлина и таможенные сборы;

— гербовый сбор;

— оффшорный сбор;

— консульский сбор;

— государственная пошлина;

— патентные пошлины.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Сове­тов депутатов в соответствии с Налоговым кодексом и обяза­тельные к уплате на соответствующих территориях. К местным налогам и сборам относятся: налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей;

2) по способу изъятия налоги делятся на прямые и косвен­ные.

Прямые налоги – это налоги на отдельные объекты имущес­тва или доходы отдельных физических и юридических лиц. Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов плательщика им же и уплачиваются.

К косвенным налогам относятся платежи, включаемые в цену товара (продукции, работ, услуг), увеличивающие ее размеры и фактически оплачиваемые потребителями этих товаров (продукции, работ, услуг), а налогоплательщики лишь перечисляют их налоговым органам;

3) по степени пропорциональности различают налоги:

— пропорциональные (ставка которых остается неизмен­ной при увеличении или уменьшении дохода налогоплатель­щика);

— регрессивные (ставка которых уменьшается по мере уве­личения дохода налогоплательщика);

— прогрессивные (ставка которых возрастает по мере увели­чения дохода налогоплательщика и уменьшается по мере его сокращения);

4) в зависимости от характера использования налоги делятся на общие и специальные (целевые).

Общие налоги уплачиваются в казну государства и исполь­зуются для финансирования расходов бюджета без закрепле­ния за каким-либо определенным видом расходов. Специ­альные налоги имеют целевое назначение и используются строго на определенные цели.

5) по субъекту налогообложения налоги подразделяются:

— на налоги, взимаемые с физических лиц;

— налоги, взимаемые с юридических лиц;

— налоги, взимаемые с физических и юридических лиц;

6) по источнику налогообложения:

— налоги, уплачиваемые из выручки (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы, налог на услуги);

— налоги, уплачиваемые из фонда заработной платы (отчисления в Фонд социальной защиты населения, обязательные страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний);

— налоги, уплачиваемые из прибыли (налог на прибыль; на­лог на доходы; экологический налог за сверхлимитное потребление и сверхлимитные выбросы);

— налоги и платежи, включаемые в себестоимость продук­ции (работ, услуг) (налоги, уплачиваемые из фонда заработной платы: экологический налог; платежи за землю; отчисления в инновационный фонд);

7) по срокам уплаты налоги делятся на срочные и периодич­но-календарные, которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

В области налогообложения вы­деляют четыре основные функции: фискальную; регулирую­щую; стимулирующую; контрольную.

Фискальная функция выступает в качестве первоначальной, поскольку она является причиной возникновения и существо­вания налогов. Фискальная функция обеспечивает формирова­ние доходов государства. Если налог не выполняет фискаль­ную функцию, то и другие его функции не реализуются. Эта ос­новная функция налогов характерна для всех государств, в бюд­жетах которых доля налоговых поступлений колеблется от 80 до 95 %. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участни­ками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направ­лении.

Регулирующая функция налогов состоит в их способности воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устой­чивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объ­емом производства и платежеспособным спросом. Регулирую­щая функция реализуется через механизм налогового регули­рования, который включает совокупность мер воздействия го­сударства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или по­нижения общего уровня налогообложения, предоставления на­логовых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны. Таким об­разом, регулирующая функция налогов взаимосвязана с их сти­мулирующим значением.

Стимулирующая функция ориентирует налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство гото­во допустить временную потерю части налоговых средств пу­тем предоставления льгот и отсрочки платежей.

Объективно существует своего рода оптимальный уро­вень изъятия в бюджет дохода у налогоплательщика, кото­рый достаточен для стимулирования производства. Задача стимулирующей функции налогов состоит в том, чтобы наряду с применением оптимального уровня изъятий создавать стимулы для развития приоритет­ных отраслей и производств, обеспечивающих экономиче­ский прогресс общества.

Контрольная функция налогов проявляется в оценке эффек­тивного налогового механизма. Задача контрольной функции состоит в обеспечении фискальной, регулирующей, стимулиру­ющей функции налогов, их оптимальном сочетании, своевре­менном отслеживании государством правильности исчисления и уплаты в бюджет на­логовых платежей. Контрольная функция реализуется посредством налоговых органов.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Можно выделить следующие характеристики налоговой системы:

1) наличие налоговых органов;

2) существующий порядок установления и ввода в действие налогов;

3) установленные виды налогов или система налогов;

4) классификация налогов;

5) порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы;

6) установленые права, обязанности и ответственность участников налоговых отношений;

7) действующее налоговое законодательство.

Элементами налоговой системы выступают:

— субъект налога;

— объект налогообложения;

— база налогообложения;

— источники выплаты налоговых платежей;

— ставки налогов;

— налоговые льготы;

— налоговый и отчетный период;

— налоговые санкции;

— порядок и сроки уплаты налогов.

Субъект налога (налогоплательщик) – юридическое или физическое лицо, которое по закону государства обязано платить налог.

Объект налогообложения – предмет, действие или явление, которые в соответствии с законом подлежат обложе­нию налогом.

Налоговая база – часть объекта обложения, образующаяся в результате учета всех полагающихся льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки.

Источник налога – доход субъекта (заработная плата, прибыль, проценты), из которого уплачивается налог. Он не всегда тождествен объекту налогообложения.

Налоговая ставка – величина налога в расчете на единицу налогообложения.

Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из обла­гаемого оборота некоторых доходов и расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов и др.

Налоговый период – время, за которое производится начисление налога или сбора и в течение которого налогоплательщик имеет обязанности по их уплате.

Налоговые санкции – санкции за нарушение налогового законодательства при расчете и уплате налогов.

Принципы построения налоговой системы включают в себя:

1) принцип равномерности (граждане каждого государства должны принимать материальное участие в обеспечении правительства соразмерно своим доходам);

2) принцип определенности (сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщику);

3) принцип экономности (расходы по сбору налогов должны быть минимальными);

4) принцип всеобщности (единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода);

5) принцип однократности обложения одного и того же объекта за определенный период;

6) принцип стабильности налоговой системы в течение длительного времени;

7) принцип оптимальности налоговых изъятий (обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения юридических и физических лиц).

Налоговая система включает в себя три способа взимания налогов:

1) кадастровый (предполагает использование кадастра, содержащего перечень сведений об оценке и средней доходности объекта обложения, которые используются при исчислении соответствующего налога);

2) декларационный (предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о величине объекта обложения);

3) административный (предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения органом, который непосредственно выплачивает налог).

Методы взимания налогов в налоговой системе:

— наличный платеж;

— безналичный платеж;

— оплата гербовыми марками.

Республика Беларусь имеет ряд особенностей формирования налоговой системы, обусловленные внутринациональными принципами развития экономики.

Принципы формирования налоговой системы в Республике Беларусь:

1) ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, пошлины, не предусмотренные Налоговым кодексом Республики Беларусь либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией, Налоговым кодексом Республики Беларусь, актами Президента;

2) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы и пошлины, по которым это лицо признается плательщиком;

3) налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства;

4) допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь и таможенным законодательством;

5) не допускается установление налогов, сборов, пошлин и льгот по их уплате, наносящих ущерб:

— национальной безопасности Республики Беларусь;

— ее территориальной целостности;

— политической и экономической стабильности;

— ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь.