Нормативный акт 5

Справочная информация: «Основные нормативные акты и документы, регулирующие бухгалтерский учет в РФ» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КонсультантПлюс: примечание. Международные стандарты финансовой отчетности и Разъяснения к ним см. Справочную информацию. Согласно статье 4 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из: — названного Закона N 402-ФЗ, — других федеральных законов, — принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. К документам в области регулирования бухгалтерского учета в соответствии с частью первой статьи 21 Закона N 402-ФЗ относятся: — федеральные стандарты бухгалтерского учета, федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов (далее при совместном упоминании — федеральные стандарты); — отраслевые стандарты бухгалтерского учета, отраслевые стандарты бухгалтерского учета государственных финансов (далее при совместном упоминании — отраслевые стандарты); — нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, предусмотренные частью 6 статьи 21 Закона N 402-ФЗ; — рекомендации в области бухгалтерского учета; — стандарты экономического субъекта. До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу указанного Закона N 402-ФЗ. Оглавление к справочной информации: 1. Федеральные стандарты 2. План счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению 3. Отраслевые стандарты 4. Основные методические указания и рекомендации 5. Отраслевые методические указания (рекомендации) и инструкции 6. Обобщение практики применения законодательства 7. Иные документы, регулирующие бухгалтерский учет

  • Федеральные стандарты
    • Для организаций
    • Для организаций бюджетной сферы
  • План счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению
  • Отраслевые стандарты
  • Основные методические указания и рекомендации
  • Отраслевые методические указания (рекомендации) и инструкции
    • По бухгалтерскому (бюджетному) учету в организациях бюджетной сферы
    • По бухгалтерскому учету в организациях научной и научно-технической деятельности
    • По бухгалтерскому учету в негосударственных пенсионных фондах
    • По бухгалтерскому учету в страховых организациях
    • По бухгалтерскому учету в аптечных организациях
    • По бухгалтерскому учету в кредитных организациях
    • По бухгалтерскому учету драгоценных металлов и камней
    • По бухгалтерскому учету в сельскохозяйственных организациях
    • По бухгалтерскому учету на предприятиях, объединениях рыбной отрасли
    • По бухгалтерскому учету на предприятиях спиртовой и ликеро — водочной промышленности
    • По бухгалтерскому учету на предприятиях пивоваренной и безалкогольной промышленности
    • По бухгалтерскому учету на хлебоприемных, хлебопекарных, зерноперерабатывающих и мукомольных предприятиях
    • По бухгалтерскому учету на предприятиях сахарной промышленности
    • По бухгалтерскому учету на предприятиях плодоовощной промышленности и предприятиях по производству пищевых концентратов
    • По бухгалтерскому учету в организациях торговли и на предприятиях массового питания различных форм собственности
    • По бухгалтерскому учету в садоводческих товариществах
    • По бухгалтерскому учету в организациях жилищно — коммунального хозяйства
    • По бухгалтерскому учету операторов связи
    • По бугхгалтерскому учету на предприятиях издательской и полиграфической деятельности
    • По бухгалтерскому учету в организациях, занимающихся туристской деятельностью
    • По бухгалтерскому учету на предприятиях дорожного хозяйства и в автотранспортных организациях
    • По бухгалтерскому учету в организациях внутреннего водного (речного) транспорта
    • По бухгалтерскому учету на предприятиях воздушного транспорта
    • По бухгалтерскому учету в угледобывающих организациях
    • По бухгалтерскому учету в организациях и предприятиях газового хозяйства
    • По бухгалтерскому учету на предприятиях нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности и химического комплекса
    • По бухгалтерскому учету на металлургических предприятиях
    • По бухгалтерскому учету на предприятиях машиностроения и металлообработки
    • По бухгалтерскому учету на предприятиях лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности
    • По бухгалтерскому учету на предприятиях табачной промышленности
    • По бухгалтерскому учету на предприятиях и в организациях осуществляющих строительную и реконструкционную деятельность
    • По бухгалтерском учет операций по договору финансовой аренды (лизинга) и по концессионному соглашению
  • Обобщение практики применения законодательства
  • Иные документы, регулирующие бухгалтерский учет

Открыть полный текст документа

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ — это многоуровневая модель, включающая множество нормативно-правовых актов.

Правильно организованный бухгалтерский учет важен не только для каждой конкретной организации, но и для государственной финансовой системы в целом. Нормативное регулирование бухгалтерского учета 2020 в РФ на законодательном уровне имеет четкую структуру и иерархию. Во главе всего стоит, правда, не кодекс, как во многих других сферах, а Федеральный закон от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете». В соответствии с его требованиями, должны действовать абсолютно все хозяйствующие субъекты в России. Но на его основе разработано большое количество подзаконных актов, которые должны применять все организации при ведении бухучета.

Иерархия бухгалтерских нормативно-правовых актов в России

Если образно представить, какими документами регламентируется бухгалтерский учет в России, получится своеобразная пирамида из пяти уровней, во главе которой находится Федеральный закон от 06.12.2011 № 402. Рассмотрим, как выглядят на схеме уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета 2020, а потом рассмотрим каждый из уровней в отдельности.

Все нормативные документы по бухгалтерскому учету 2020 поместились в одну пятиуровневую систему. На каждом из уровней достигается отдельная цель. В частности, федеральный закон регламентирует только общие нормы и требования, а вот положение по ведению бухучета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н, которое находится ниже по важности, регулирует частности. В нем руководители и бухгалтеры найдут ответы о практическом применении требований ФЗ № 402 и других нормативно-правовых актов. С этими двумя документами все более-менее понятно, но дальше идут нормативные документы бухгалтерского учета, с которыми бухгалтерам приходится иметь дело практически ежедневно:

  • план счетов;
  • многочисленные ПБУ;
  • положение о документообороте.

Чтобы понять, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, рассмотрим нижние уровни подробнее.

Базовые НПА

План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Этот документ содержит перечень используемых бухгалтерских проводок и их расшифровку. Этот план предназначен для коммерческих организаций, бюджетные применяют особый план счетов, для банков действует отдельный НПА. Все проводки бухгалтеры осуществляют на основе рекомендаций и требований, перечисленных в положениях по бухучету (ПБУ), которых действует довольно большое количество. Представим действующие ПБУ в виде таблицы:

Номер ПБУ

Наименование ПБУ

Реквизиты приказа Минфина России, утвердившего ПБУ

«Учетная политика организации»

От 06.10.2008 № 106н

«Учет договоров строительного подряда»

От 24.10.2008 № 116н

«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

От 27.11.2006 № 154н

«Бухгалтерская отчетность организации»

От 06.07.1999 № 43н

«Учет материально-производственных запасов»

От 09.06.2001 № 44н

«Учет основных средств»

От 30.03.2001 № 26н

«События после отчетной даты»

От 25.11.1998 № 56н

«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

От 13.12.2010 № 167н

«Доходы организации»

От 06.05.1999 № 32н

«Расходы организации»

От 06.05.1999 № 33н

«Информация о связанных сторонах»

От 29.04.2008 № 48н

«Информация по сегментам»

От 08.11.2010 № 143н

«Государственная помощь»

От 16.10.2000 № 92н

«Нематериальные активы»

От 27.12.2007 № 153н

«Расходы по займам и кредитам»

От 06.10.2008 № 107н

«Информация по прекращаемой деятельности»

От 02.07.2002 № 66н

«Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»

От 19.11.2002 № 115н

«Расчеты по налогу на прибыль организаций»

От 19.11.2002 № 114н

«Финансовые вложения»

От 10.12.2002 № 126н

«Информация об участии в совместной деятельности»

От 24.11.2003 № 105н

«Изменения оценочных значений»

От 06.10.2008 № 106н

«Исправление ошибок в бухучете и отчетности»

От 28.06.2010 № 63н

«Отчет о движении денежных средств»

От 02.02.2011 № 11н

«Затраты на освоение природных ресурсов»

От 06.10.2011 № 125н

То, что регламентирует каждое из ПБУ, можно понять из его названия. Все действующие ПБУ признаны федеральными стандартами бухучета до вступления в силу соответствующего закона о национальных стандартах. Это прописано в части 1.1 статьи 30 закона № 402-ФЗ. Нормативная база бухгалтерского учета предполагает использование МСФО, они введены в действие на территории России приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н. При оформлении документов бухгалтеры должны учитывать требования положения о документах и документообороте в бухучете, утвержденного еще приказом Минфина СССР от 29.07.1983 № 105.

Методички и внутренние нормативные акты

Рассмотрение вопроса, какими нормативными документами регламентируется ведение бухучета, будет неполным без упоминания о методических указаниях и рекомендациях, которые регулярно выпускает Минфин. В их числе отдельную нишу занимают письма Минфина, в которых чиновники отвечают на вопросы и высказывают позицию по различным ситуациям, прямо не урегулированным законодательством. Хотя такие письма Минфина и не являются НПА (п. 2 правил, утвержденных постановлением правительства от 13.08.1997 № 1009), они реально помогают бухгалтерам в разрешении спорных ситуаций и иногда даже помогают отстоять свою позицию перед контролирующими органами.

Ну и, наконец, в самом низу пирамиды НПА находятся внутренние документы организации:

  • учетная политика;
  • инструкции;
  • приказы.

Все они составляются с соблюдением требований вышестоящих ФЗ и НПА. Их целью является определение порядка ведения бухучета в конкретной организации: действующее законодательство предполагает вариативность в этом вопросе.

Что такое нормативные правовые акты и какие бывают НПА

16 января 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Закон – это не единственный нормативный правовой акт в стране.

Помимо него издаются указы, постановления, внутригосударственные договоры и другие документы, которые прямо влияют на жизнь людей и бизнес.

После прочтения статьи вы узнаете, что такое нормативный правовой акт (это как раз расшифровка аббревиатуры НПА), и начнёте немножко разбираться в правовой иерархии.

4 признака что это НПА (нормативно-правовой акт)

Как и в случае с другими юридическими терминами, определение нормативного правового акта содержит кучу «умных» слов, в которых легко запутаться.

Разберём признаки НПА по полочкам, чтобы научиться отличать его от других источников права.

НПА — это обязательно письменный документ

Нормативный правовой акт – это текст на бумаге или в электронном виде.

В нём обязательно присутствует следующая информация:

  1. дата принятия, номер;
  2. название;
  3. кто издал;
  4. какие отношения в обществе регулирует.

Информация структурирована, разделена на статьи с частями, пунктами или абзацами. В этом ключевое отличие документа от правового обычая. Последний тоже регулирует отношения внутри общества, но необязательно выражен в письменной форме.

Официальный характер

На издание НПА требуется воля или хотя бы одобрение государства. К нормативным не относятся такие документы, как письма между организациями, наработки (проекты) ведомств.

НПА содержит правовые нормы

Главный признак. Правовые нормы – это эталоны поведения, рассчитанные на неоднократное применение и неопределённые группы лиц.

Так, например, федеральные законы РФ касаются всех граждан и действуют до момента отмены.

А вот приговор суда по уголовному делу или устав партии – это не НПА, а правоприменительные документы. Первый относится только к подсудимому, второй – только к членам политической организации. То есть в них определены точные субъекты.

Также «пролетает» решение о проведении профилактической вакцинации. Людям в регионе сделают прививки, и документ утратит актуальность. На лицо однократность применения.

А вот примеры нормативных правовых актов – это законы, указы, постановления. Эти документы распространяются на всех и всегда.

Издание НПА не выходит за рамки властных полномочий

Каждый субъект, которого государство наделило властью, решает строго определённую группу вопросов. Иначе бы в стране возник хаос.

В законодательстве чётко прописано, какие виды нормативных правовых актов могут принимать те или иные органы.

Президент не вправе издать закон, а парламент – инструкцию для ведомств.

Определение НПА

Обобщив все признаки, можно дать чёткое и понятное определение.

Нормативный правовой акт – это официальный документ в письменной форме, содержащий правовые нормы и изданный субъектом без выхода за границы предоставленной власти.

Виды нормативно-правовых актов РФ

Законы и подзаконные акты – это деление нормативных правовых актов РФ по иерархии.

Законы имеют высшую силу, а остальные документы должны им соответствовать. Правовой фундамент государства – это Конституция РФ. Чуть ниже её стоят конституционные и федеральные законы, в том числе кодексы. Их издаёт Парламент (что это такое?).

Подзаконные акты – это продукты правотворчества Президента и исполнительных органов власти. Это огромный массив документации, в который входят указы, постановления, инструкции, решения.

Следующая распространённая классификация НПА – территориальная.

Здесь выделяют следующие виды актов:

  1. международные (конвенции, ратифицированные государством договоры);
  2. федеральные;
  3. субъектов РФ.

К отдельной группе относятся внутригосударственные договоры. Они заключаются между РФ и субъектом РФ или между разными субъектами РФ. Пример – разграничение полномочий в экономической сфере.

В зависимости от субъекта правотворчества выделяют нормативно-правовые акты, принятые:

  1. народом – на референдуме (например, конституция);
  2. госорганом;
  3. другой властной структурой, например, муниципальной.

По сроку действия бывают постоянные и временные НПА.

Также есть деление актов по отраслям права (например, на конституционные, уголовные, административные).

Официальное опубликование нормативных правовых актов

Когда же НПА становится обязательным в государстве? Только после их публикации в СМИ (что это такое?). Хотя незнание закона не освобождает от строгих санкций (что это?), официальное опубликование нормативных правовых актов никто не отменял.

Граждане и организации должны иметь хотя бы теоретическую возможность ознакомиться с законодательством. От этого зависит, вступит документ в силу или нет.

В России есть несколько источников, где публикуются акты. Самый значимый из них – Официальный интернет-портал правовой информации. Находится по адресу pravo.gov.ru. На нём размещаются тексты всех НПА, принятых в государстве.

По общему правилу, федеральные законы становятся для всех обязательными через 10 дней после размещения в открытом доступе, а НПА Президента – 7 дней. Но встречаются исключения (например, в сфере налогов, таможни, бюджета). Иногда в самом документе написано, когда он приобретает силу.

Итак, нормативный правовой акт – это регулятор общественной жизни. Он исходит от государства и выдвигает единые правила игры для всех.

Официальные документы в идеале должны не противоречить друг другу и издаваться строго по букве Конституции. Хотя на практике это не всегда так. Многие тексты есть в открытом доступе. Изучайте периодически хотя бы федеральные законы, чтобы знать свои права.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

Памятка

Цели ведения бухучета ОС

  • формирование фактических затрат, связанных с принятием активов в качестве основных средств к бухгалтерскому учету;
  • правильное оформление документов и своевременное отражение поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия;
  • достоверное определение результатов от продажи и прочего выбытия основных средств;
  • определение фактических затрат, связанных с содержанием основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии, др.);
  • обеспечение контроля за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету;
  • проведение анализа использования основных средств;
  • получение информации об основных средствах, необходимой для раскрытия в бухгалтерской отчетности.

ПБУ 6/01

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н.

Применяется в части, не противоречащей Федеральному закону N 402-ФЗ (Информация Минфина РФ N ПЗ-10/2012).

ПБУ устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации.

Разделы ПБУ 6/01:

  1. Общие положения
  2. Оценка основных средств
  3. Амортизация основных средств
  4. Восстановление основных средств
  5. Выбытие основных средств
  6. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

Методуказания по учету ОС

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств утв. Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н (ред. от 24.12.2010).

Разделы:

  1. Общие положения
  2. Первоначальная оценка основных средств
  3. Последующая оценка основных средств
  4. Амортизация основных средств
  5. Содержание и восстановление основных средств
  6. Выбытие основных средств

На основе Методуказаний организации разрабатывают ЛНА, необходимые для организации учета ОС и контроля за их использованием, например (п. 5 Методуказаний, утв. Приказом N 91н):

  • формы применяемых первичных документов по движению ОС и порядок их оформления (составления), а также правила документооборота;
  • перечень должностных лиц, на которых возложена ответственность за поступление, выбытие и внутреннее перемещение ОС;
  • порядок осуществления контроля за сохранностью и рациональным использованием объектов ОС.

Сфера применения

ПБУ 6/01 и Методические указания N 91н не применяются в отношении:

  • машин, оборудования и иных аналогичных предметов, числящихся как готовые изделия на складах организаций-изготовителей, как товары — на складах организаций, осуществляющих торговую деятельность;
  • предметов, сданных в монтаж или подлежащих монтажу, находящихся в пути;
  • капитальных и финансовых вложений.

Учет нормативно-правовых актов

Учет представляет собой деятельность субъектов права по сбору, хранению правовых документов и поддержанию их в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение правовой информации.

При организации учета нормативно-правовых актов необходимо соблюдать следующие принципы:

1) полнота информационного массива, обеспечивающая фиксацию и выдачу всего объема справочной информации, отсутствие пробелов и упущений в информационном массиве;

2) достоверность информации, основанная на использовании официальных источников опубликования нормативно-правовых актов, а также на своевременной фиксации внесенных изменений, включенных в информационный фонд актов;

3) удобство пользования, необходимое для оперативного и качественного поиска нужных сведений о нормативно-правовых актах и содержащихся в них правовых нормах.

Учет нормативно-правовых актов осуществляется в следующих видах:

1) журнальный;

2) картотечный;

3) поддержание правовых документов в контрольном состоянии;

4) автоматизированный.

Наиболее простой вид учета законодательства – это фиксация реквизитов нормативно-правовых актов в специальных журналах или журнальный учет. Он может осуществляться по хронологическому, алфавитно-предметному или системно-предметному принципам. Хронологический принцип означает, что все нормативно-правовые акты регистрируются в журналах по датам их принятия. Причем акты различной юридической силы подлежат раздельной регистрации.

При алфавитно-предметной регистрации нормативно-правовые акты фиксируются по предметным рубрикам, располагаемым по алфавиту.

Наиболее предпочтительная форма журнального учета – тематико-предметная, когда рубрики разделов журнала регистрации нормативно-правовых актов определяются в зависимости от деления всего массива законодательства на определенные отрасли, подотрасли, институты.

Очевидно, что возможности журнального учета довольно скромны, поэтому он используется лишь там, где массив нормативно-правовых актов невелик и ограничен достаточно узкой проблематикой.

Следующей, более совершенной формой учета законодательства является картотечный учет, который представляет собой создание системы карточек (картотеки), расположенных в определенном порядке. На карточках могут быть зафиксированы либо основные реквизиты акта, либо даже полный текст акта. Рубрики подобной картотеки вырабатываются на базе выработанного заранее словника или рубрикатора. Поиск соответствующих карточек может осуществляться как ручным способом, так и в полуавтоматизированном либо полностью автоматизированном режиме (карточки с краевой перфорацией, передвигающиеся полки и тиражирование необходимых карточек).

Карточки обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному либо предметно-отраслевому принципу. Наиболее удобен последний, при котором учет осуществляется посредством расположения всех карточек в соответствующие разделы, подразделы, отделы, пункты и другие подразделения заранее разработанного и утвержденного классификатора, исходящего из деления всего массива законодательства на отрасли, подотрасли, институты.

Поддержание правовых документов в контрольном состоянии представляет собой еще одну форму учета законодательства, которая состоит в том, что в тексты действующих нормативно-правовых актов своевременно вносятся отметки об их отмене, изменении, дополнении с одновременным указанием тех актов, на основании которых производятся эти отметки.

Указанные выше формы учета законодательства безусловно были жизненно необходимы для работы с законодательством долгие годы, однако в настоящее время они все больше уступают свое значение автоматизированному учету законодательства на базе применения современной компьютерной техники и новейших достижений информатики. Создание автоматизированных информационно-поисковых систем, несомненно. имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с другими видами систематизации законодательства, так как, во-первых, в компьютерные системы возможно заложить практически неограниченный объем правовой информации.

Во-вторых, справки о законодательстве и практике его применения можно получить при автоматизированном учете по любому интересующему абонента вопросу, в то время как, например, при картотечном учете такие справки можно выдать лишь в зависимости от рубрик классификатора картотеки.

В-третьих, компьютер создает возможность получить юридическую справку максимально быстро, сразу же ее напечатать и оттиражировать в том количестве, которое необходимо абоненту.

Следующим видом систематизации законодательства является инкорпорация.

При инкорпорации законы, указы, постановления правительства и дру­гие нормативные правовые акты объединяются полностью или частично в сборники или собрания законодательства и располагаются в определенном порядке — хронологическом, алфавитном, предметном, алфавитно-предметном и др. К числу таких сборников могут быть отнесены сборники по пенсионным, жилищным и другим вопросам.

При инкорпорации нормативно-правовое содержание актов не изменя­ется. хотя они подвергаются некоторой обработке. В первоначальный текст вносятся последующие официальные изменения, исключаются статьи и пункты, утратившие силу и имевшие временное значение, акты располагают­ся по определенной системе, в некоторых случаях отдельные статьи и главы разных актов группируются и т.д.

Деление инкорпорации на виды можно производить по различным основаниям.

В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делиться на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.

Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа, который утверждает или иным образом официально одобряет подготовленное собрание (свод). Такое собрание (свод) носит официальный характер, то есть оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в нем нормативно-правовых актов и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях граждан, направляемых в правоохранительные или иные государственные органы.

Причем официальное собрание законодательства имеет приоритет перед ранее изданными публикациями нормативных актов, поскольку оно включает в себя акты в их действующей редакции.

Официозная (полуофициальная) инкорпорация представляет собой издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами. Таким органом может быть, например, Министерство юстиции РФ, причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник), а потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официального характера. Примером подобного рода может служить систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в Российской Федерации в 60-е годы.

Неофициальная инкорпорация осуществляется ведомствами, организациями, государственными и частными издательствами, отдельными лицами, то есть теми субъектами, которые не имеют специальных полномочий издавать собрание законодательства, а осуществляют эту деятельность по собственной инициативе.

Другая классификация видов инкорпорации основана на характере расположения материала. В зависимости от указанного основания инкорпорацию можно подразделить на хронологическую и систематическую. В хронологических собраниях нормативные акты располагаются последовательно по датам их издания, а в систематических – по тематическим разделам в зависимости от содержания акта, причем в каждом разделе акты должны располагаться не в хронологическом порядке. А по предметному принципу.

Наконец, инкорпорация законодательства может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала.

По этому признаку следует различать генеральную (полную) инкорпорацию, когда в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативно-правовые акты соответствующего субъекта федерации, а также частичную инкорпорацию, когда составляются сборники нормативных актов по определенным вопросам, определенно сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам.

Следующим видом систематизации законодательства является консолидация нормативно-правовых актов.

При консолидации включаемые в сборник нормативные правовые акты подвергаются полному или частичному объединению в один акт. Статьи, главы объединяемых актов распределяются по статьям и главам объединен­ного акта в определенной последовательности. Одновременно устраняются повторы, противоречия, иногда дается новая редакция статей.

Данная форма систематизации законодательства распространена в Великобритании. В отечественной правовой системе консолидация практически не имеет самостоятельного значения. Она используется как промежуточная форма между инкорпорацией и кодифика­цией.

При кодификации на основе общих принципов системы права, предме­та и метода правового регулирования нормативные правовые акты не только объединяются и систематизируются, но и перерабатывается их содержание, дается стройное, внутреннее согласованное изложение правового материала, полностью регулирующее определенную сферу общественных отношений. Кодификация осуществляется самим правотворческим органом.

Результатом кодификации является новый сводный законодательный акт, полностью заменяющий все ранее действовавшие акты в данной отрасли законодательства. Например, таким актом является налоговый кодекс (первая часть), созданный на основе ранее действовавшего налогового законодатель­ства.

Кодификация как вид систематизации законодательства обладает рядом характерных черт:

1) в кодификационном акте обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства;

2) кодификационный акт представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимосвязанных предписаний;

3) кодификационный акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений;

4) кодификация создает более устойчивые, стабильные нормы, рассчитанные на длительный срок действия;

5) предмет кодификации определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты;

6) акт кодификации всегда значителен по объему, имеет сложную структуру.

Кодификация может иметь несколько форм: всеобщая, отраслевая и специальная.

При всеобщей кодификации создаются сводные кодифицированные ак­ты по всем основным отраслям права.

Отраслевая кодификация охватывает нормативные правовые акты оп­ределенной отрасли права, например, гражданского, уголовного.

Специальная кодификация охватывает нормы определенного институ­та, например, закон об акционерных обществах.

Кодификационные акты могут внешне выражаться в различных формах, а именно:

1) Основы законодательства, которые представляют собой акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения федерации и ее субъектов. Нормы, содержащиеся в Основах законодательства должны развиваться и конкретизироваться в нормативных актах, принимаемых субъектами федерации;

2) Кодекс – чаще всего используемый вид кодификационного акта. Представляет собой сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Кодекс либо поглощает все нормы соответствующей отрасли (УК), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (ГК, ТК);

3) Уставы – комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение определенных органов и организаций (Устав ЦБ России), либо ту или иную сферу государственной, в первую очередь, хозяйственной деятельности (Устав ЖД, Устав водного транспорта). Ныне в форме устава формулируются также основные нормы, определяющие правовой статус субъектов Российской Федерации, структуру, полномочия и организацию деятельности их государственных органов, за исключением республик в составе РФ, которые имеют свои конституции;

4) Положения – акты, регламентирующие правовое положение задачи и компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов или учреждений (Положение о службе в органах внутренних дел РФ, Типовое положение о различных видах образовательных учреждений);

5) Правила – акты, содержащие процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности (Правила торговли, Правила бытового обслуживания населения).

6. Юридическая техника и её значение для правотворчества и систематизации нормативных актов.

Эффективность и результативность законов и иных нормативных правовых актов в большой мере зависит от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, насколько они логически связаны и последовательны, насколько единообразно применение юридических понятий и терминов. Этому способствуют правила и приемы юридической техники, которые используются законодателем в ходе подготовки нормативных правовых актов.

Юридическая техника – это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности. Объектом юридической техники является текст нормативного правового документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя. Именно последний и использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.

Необходимо отметить, что уровень развития юридической техники, всегда служит надежным показателем уровня развития правовой культуры общества. Несомненно также и то, что юридическая техника не чисто техническая, прикладная проблема, а критерий определения сущности права, критерий направленности политической воли законодателя.

Правила законодательной (нормотворческой) техники можно подразделить на три вида.

1) Правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных правовых актов.

Данные правила выражаются в том, что каждый нормативный акт должен иметь необходимые реквизиты, которые бы отражали его юридическую силу, предмет регулирования, сферу действия, предмет регулирования, придавали бы ему официальность.

Так каждый нормативный акт должен иметь название вида нормативного акта (закон, указ, постановление и т.д.), название органа, его издавшего, наименование акта, отражающего его содержание и предмет регулирования.

Далее, нормативный акт должен содержать дату и место его принятия, а для более рационального учета нормативных актов и его номер.

Обязательным реквизитом нормативного акта является также подпись соответствующего должностного лица.

2. Правила, относящиеся к структуре и содержанию нормативного правового акта.

1) Нормативный акт должен иметь определенный предмет регулирования и быть рассчитан на регулирование однородных общественных отношений. Он не должен регулировать отношения разного рода и типа.

Из этого правила вытекает другое: нормативный акт не должен изменять или отменять нормы, регулирующие отношения другого рода, нежели те, которые регулируются данным актом.

2) В нормативном акте должны быть решены все вопросы, относящиеся к регулированию данных отношений. Нормативный акт, следовательно, не должен содержать пробелов.

3) Нормативный акт должен однотипно единообразно решать содержащиеся в нем вопросы.

4) В нормативном акте следует по возможности избегать исключений и отсылок.

5) Регулирование важных, принципиальных вопросов не должно заслоняться вопросами второстепенными.

6) Изложение текста документа должно быть подчинено определенной логике, а нормативные предписания должны быть логически связаны между собой.

7) В нормативном акте должны отсутствовать противоречия, пробелы, коллизии.

К числу правил, относящихся к структуре нормативного акта, следует отнести то, что:

1) нормы более общего характера должны помещаться в начале нормативного акта;

2) однородные нормы должны выделяться, излагаться компактно, без разброса в разных частях нормативного акта; в крупных актах должны обособляться в главы, разделы, части, каждая из которых должна иметь свое название и нумерацию.

3. Правила и приемы изложения норм права.

Общее правило изложения норм права состоит в том, что их следует излагать кратко, четко и определенно, что достигается с помощью различных приемов изложения норм права, использования специальных терминов, стандартных языковых оборотов.

Отсюда вытекают следующие требования к языку нормативных актов:

1) формулировки норм права должны обладать определенной стандартностью, стереотипичностью, грамматическим единообразием;

2) терминология нормативных актов должна быть единой. Применяемые в нормативном акте термины должны быть ясны, просты в понимании применении. Недопустимо использовать в тексте документа неясные, многозначные, нечеткие и эмоционально насыщенные термины;

3) следует избегать употребления иностранных слов, неологизмов, архаизмов, метафорических выражений, афоризмов.

Тема 15. Правовые отношения

(РП, Тематический план, п/н 15 (Стр.7); Содержание курса «Тема 15» (Стр. 19); Планы СЗ «Тема 15» (Стр. 88);

М/м лекция № 15;

СХиОП (Стр. 62 — 69).

1. Правоотношения: понятие, признаки, виды. Состав правоотношения.

Предваряя рассмотрение темы: «Правоотношения», следует заметить, что в ней речь идет об одной из центральных категорий теории государства и права.

Что такое правоотношение? Если начальным звеном действия права являются юридические нормы, то следующее звено в юридическом регулировании – субъективное право и юридическая обязанность или, если рассматривать их вместе, в связи, — правовое отношение, правоотношение.

Здесь перед нами строгая юридическая логика: когда кто-либо имеет субъективное право, то неизбежно на ком-то другом лежит юридическая обязанность или совершать какие-либо действия, или хотя бы не препятствовать действиям носителя права, признавать их. И, наоборот, если какое-либо лицо несет юридическую обязанность, значит есть другое лицо, которое обладает правом и может требовать исполнения этой обязанности. И во всех случаях, когда существуют субъективное право и соответствующая ему юридическая обязанность, субъекты – носители прав и обязанностей – оказываются связанными между собой, то есть связанными правоотношением.

Правоотношения возникают в результате урегулирования обществен­ных отношений нормами права, которые предписывают участникам правоот­ношений определенное поведение. Они переводят абстрактные правила норм права в реальную жизнь, в деятельность конкретных лиц.

Следует обратить внимание на то, что правоотношения представляют собой особую разновидность общественных отношений. Опосредуя экономические, политические, социальные и иные общественные отношения, правоотношения служат юридической формой взаимодействия между участниками этих отношений. Будучи урегулированными нормами права, экономические, политические и другие общественные отношения отнюдь не утрачивают своей природы и характера, не теряют своих изначальных свойств и особенностей. Они лишь приобретают новый вид (разновидность), новую форму – форму правоотношений.

В отечественных и зарубежных юридических исследованиях всегда особо акцентировалось и акцентируется внимание на том, что правоотношения сами по себе не порождают каких бы то ни было новых общественных отношений. Они выступают лишь как вид или форма самого реального отношения, и отдельно от него, вне этого отношения, такая форма вообще существовать не может. Трудно себе представить, чтобы правовые отношения, возникающие, например, в связи с куплей-продажей, подрядом обменом, субподрядом и по поводу них, могли существовать вне соответствующих экономических меновых и иных отношений.

Несмотря на это, в юридической литературе высказывались и развивались и другие мнения. Суть их, в частности, сводится к тому, что в процессе правового опосредования и воздействия права на экономические отношения возникает не новая форма этих отношений, а новый вид ранее не существовавших, правовых, отношений. Данная точка зрения довольно оживленно дискутировалась, но не нашла широкой поддержки, за исключением процессуальных отношений, которые. По мнению большинства авторов, возникают и развиваются именно как правоотношения.

В отечественном правоведении существует определений понятия «правоотношения», однако наиболее распространенным является определение, в соответствии с которым, правоотношение понимается как урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, определяемых и гарантируемых государством.

Еще одно определение правоотношений в свое время было сформулировано А.А. Алексеевым, который определял правоотношения в качестве индивидуализированных общественных связей между субъектами права, один из которых является носителем субъективного права, а другой – субъективной юридической обязанности.

Правоотношения характеризуются следующими признаками:

1. Правоотношения, как правило, определяются реальными материаль­ными общественными отношениями и интересами людей.

При этом реаль­ные отношения являются первичными, а правоотношения – вторичными. Ис­торически вначале возникли отношения по производству и распределению в обществе различных материальных ценностей, по передаче их одним челове­ком другому, а затем эти отношения были урегулированы нормами права и стали правоотношениями. Некоторые правоотношения, например, уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные не связаны с материальными общественными отношениями, поскольку они являются чисто процедурны­ми. Они возникают и существуют только как правоотношения.

2. Правоотношения имеют волевой и сознательный характер.

Их воз­никновение и существование зависит от воли и сознания людей. Участники правоотношений сами по своей воле и сознательно используют предостав­ленные им права и выполняют возложенные на них обязанности. Не сущест­вуют и не могут существовать правоотношения, стороны которых в связи с определенным психическим или физическим состоянием не способны дейст­вовать сознательно и разумно.

3. Правоотношения возникают под регулирующим воздействием пра­вовых норм.

Именно правовые нормы предусматривают условия возникновения правоотно­шений, определяют состав участников, устанавливают их права и обязанно­сти, а также ответственность за нарушение правоотношений.

Участнику правоотношения, наделенному правом, предоставляется возможность действовать в пределах имеющихся у него полномочий. А участнику, на которого возложена обязанность, предписывается определенное действие, указываются пределы и характер поведения.

4. Правоотношение представляет собой взаимосвязь его участников посредством их взаимных прав и обязанностей. Права и обязанности у сто­рон возникают в тот момент, когда они становятся участниками правоотно­шений. Взаимосвязь субъектов правоотношения выражается в том, что у од­ной стороны имеется право, а у другой – корреспондирующая этому праву обязанность. Именно в правоотношениях раскрывается предоставительно-обязывающий характер правовых норм.

5.Правоотношения всегда индивидуальны, поскольку:

а) стороны пер­сонифицированы, то есть являются конкретными юридическими или физиче­скими лицами;

б) они имеют персональные права и обязанности;

в) индиви­дуален объект правоотношения, по поводу которого у сторон возникают их права и обязанности.

6. Исполнение правоотношений гарантируется государством, которое охраняет их от нарушений.

Нормы права устанавливают не только права и обязанности сторон, но и их ответственность за невыполнение или иное нарушение норм права. К ответственности за нарушение правовых норм привлекают соответствующие уполномоченные государственные органы.

Классификация правоотношений:

Правоотношения делятся на виды по различным основаниям.

В соот­ветствии с отраслями права правоотношения бывают конституционно-правовые, административные, гражданские, земельные и другие.

По количеству прав и обязанностей, которыми наделены стороны, правоотношения делятся на односторонние, двусторонние и многосторонние.

Основная отличительная особенность односторонних правоотношений заключается в том, что каждая из двух участвующих в них сторон имеет по отношению к другой или только права, или только обязанности. Типичным примером одностороннего правоотношения может служить договор дарения, согласно которому у одной стороны имеется только субъективное право (требовать передачи подаренной автомашины, строения и т.д.), а у другой – только обязанность (передать подарок).

Характерным признаком двустороннего правоотношения является наличие у каждой из двух участвующих в нем сторон прав и обязанностей. Ярким примером подобного правоотношения может служить договор купли-продажи, найма, подряда, в которых каждая из сторон имеет и права, и обязанности.

Отличительной особенностью многостороннего правоотношения является участие в нем трех или более сторон и наличие у каждой из них прав и обязанностей по отношению друг к другу. В таком правоотношении каждому субъективному праву одной стороны соответствует субъективная юридическая обязанность другой. Примером многостороннего правоотношения может служить любая гражданско-правовая сделка, в которой помимо двух основных сторон, участвует и третья сторона – посредник.

В зависимости от характера поведения субъектов правоотношения, правоотношения делятся на активные и пассив­ные. В активных правоотношениях стороны совершают активные действия, в пассивных – не совершаются никаких действий, воздерживаются от них.

Существуют и другие критерии классификации правоотношений. Причем выделение некоторых из них имеет важное не только практическое, но и теоретическое значение. Таково, в частности, подразделение правоотношений в зависимости от осуществляемых ими функций на регулятивные правоотношения, связанные с установлением субъективных прав и обязанностей сторон и их реализацией, и на охранительные, возникающие в случае нарушения субъективных прав и обязанностей сторон и способствующие их восстановлению.

Еще одна классификация правоотношений основана на степени и характере индивидуализации субъектов правоотношений. По этому пизнаку следует различать:

— относительные правоотношения, в которых все субъекты точно, поименно определены; таковы, например, обязательства в гражданском праве, все субъекты которых точно зафиксированы, могут быть конкретно, поименно названы;

— абсолютные правоотношения, в которых лишь одна сторона, а именно – носитель субъективного права, точно определена (например, собственник имущества), а на другой стороне правоотношения находится неопределенное, бесчисленное множество лиц; в связи с чем, любое лицо обязано воздерживаться от нарушений прав собственника.

Возможно деление правоотношений на виды и по другим основаниям, однако мы не будем далее углубляться в эту тематику.

Состав правоотношения: субъект, объект, содержание (субъективные права и обязанности).

Состав правоотношения – это его строение, структура. Состав говорит о том, из чего состоит, складывается правоотношение.

В составе правоотношения выделяют три части (элемента): субъекты правоотношения, содержание правоотношения (определенная совокупность прав и обязанностей субъектов правоотношений) и объект. Состав правоотношения – это некая идеальная модель, созданная силой абстракции, определенного упрощения правоотношений для научных и практических нужд. Состав есть неких шаблон, схема, идеальная конструкция, которая может быть использована для анализа любых правоотношений.