Норма численности

Содержание

Формирование оптимального штата – одна из приоритетных задач как для достижения целей бизнеса, так и для его управляемости. Правильно рассчитанная численность персонала позволяет достигать поставленных целей и обеспечивать соблюдение режима труда и отдыха персонала с учетом невыхода части сотрудников на работу.

В данной статье мы поговорим о том, как определить численность торгового ­персонала магазина.

Расчет основывается на нормировании труда с учетом плановых ­невыходов сотрудников на работу. Для этого применяется следующая формула:

Ш = Н × Кн,

где Ш – требуемая штатная численность персонала (без учета ­технического персонала, например, уборщиц и грузчиков),

Н – нормативная численность работников,

Кн – плановый коэффициент невыхода сотрудников на работу.

📌 Реклама Отключить

Определение Кн

Данный коэффициент вычисляется по формуле:

Кн = 1 + Дн,

где Дн – доля нерабочего времени в общем фонде рабочего времени по производственному календарю. Она рассчитывается как сумма часов невыхода сотрудника на работу, деленая на общее количество рабочих часов в указанный период.
Определим КН в период с января по ноябрь. Количество нерабочих дней составит 49 (28 дней плановых отпусков в соответствии с ТК РФ + 7 дней (норматив отпусков без сохранения заработной платы) +14 ­(норматив больничных)) или 392 часа при 8-часовой рабочей неделе.

Доля нерабочих часов в общем количестве рабочего времени составит:

392 часа : 1 803 часа (по производственному календарю) = 0,22.

Таким образом, Кн в периоде январь – ноябрь равно 1+ 0,22 = 1,22.

КН в декабре определяется аналогично. Количество нерабочих часов составит: 7 дней (больничные) × 8 часов = 56. Дн = 56 часов : 183 часа (по производственному календарю) = 0,31.

📌 Реклама Отключить

Таким образом, Кн в декабре = 1+0,31 = 1,31.

Расчет нормативной численности (Н)

Нормативная численность (Н) определяется по формуле:

Н = V / (Фрв × Hвыр × Квн),

где V – плановый объем работ в принятых единицах измерения;

Фрв – фонд рабочего времени на планируемый период, в часах;

Нвыр – норма выручки;

Квн – плановый коэффициент выполнения норм, который определяется как отношение плановой выручки соответствующего периода 2009 года к фактической выручке аналогичного периода 2008 года.

Предположим, что магазины по норме выручки делятся на 2 категории в зависимости от доли отдела книг в площади и товарообороте магазина:

I категория. Магазин с нормой выручки в период с января по ноябрь в размере 300 000 рублей на сотрудника в месяц. Доля отдела книг в этом магазине по занимаемой площади и товарообороту превышает 20%.

📌 Реклама Отключить

II категория. Магазин с нормой выручки в период с января по ноябрь в размере 370 000 рублей на сотрудника в месяц. Доля отдела книг ­по занимаемой площади и товарообороту менее 20%.

Расчеты численности персонала по магазинам приведены ­в Таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Расчет штатной численности на период с января по ноябрь 2009 года

Категория магазина Фактическая выручка магазина за период январь – ноябрь 2008 года, руб. Среднесписочная численность в январе – ноябре 2008 года Кн Фактическая ежемесячная Нвыр на сотрудника в период с января по ноябрь 2008 г., руб. Фрв в период с января по ноябрь 2008 года по производственному календарю, часов План по выручке магазина на период январь – ноябрь 2009 г., руб. Плановая ежемесячная Нвыр в период с января по ноябрь 2009 года на сотрудника, руб. Квн Нвыр в час на сотрудника за период с января по ноябрь 2009 года Н в период с января по ноябрь 2009 года, человек Штатная численность в период с января по ноябрь 2009 года, человек
1 2 3 4 5
гр. 2 : 11 мес. : гр. 3
6 7 8 9
гр. 8 : гр. 5
10
гр. 8 : гр. 6 × 11 мес.
11
гр. 7 : (гр. 6 × гр. 10 × гр. 9)
12
гр. 11 × гр. 4
I категория 63 570 661 25 1,22 231 166 1 803 126 471 000 300 000 1,3 1 830 30 37
II категория 44 059 678 14 1,22 286 102 1 803 52 000 000 370 000 1,29 2 257 10 12

Таблица 2. Расчет штатной численности на декабрь 2009 года 📌 Реклама Отключить

Категория магазина Фактическая выручка магазина в декабре 2008 года, руб. Среднесписочная численность в декабре 2008 года Кн Фактическая ежемесячная Нвыр на сотрудника в декабре 2008 г., руб. Фрв в декабре 2008 года по производственному календарю, часов План по выручке магазина на декабрь 2009 г., руб. Плановая ежемесячная Нвыр на декабрь 2009 года на сотрудника, руб. Квн Нвыр в час на сотрудника в декабре 2009 года Н в декабре 2009 года , человек Штатная численность в декабре 2009 года, человек
1 2 3 4 5
гр. 2 : 11 мес. : гр. 3
6 7 8 9
гр. 8 : гр. 5
10
гр. 8 : гр. 6
11
гр. 7 : (гр. 6 × гр.10 × гр. 9)
12
I категория 19 870 500 36 1,31 551 958,335 183 25 000 000 805 555 1,46 4 402 21 28
II категория 13 316 627 17 1,31 783 331,3 183 17 000 000 10 000 000 1,28 5 464 13 17

Расчет численности калькулятором от HR-ПРАКТИКА

Калькулятор для расчета численности позволяет

  • определить объем работы, для которого будет выполнен расчет численности;
  • определить нормы времени для выполнения отдельных операций;
  • учесть при расчете численности потери рабочего времени и коэффициент невыходов;
  • оценить фактическую загруженность работников при текущей загруженности и имеющейся численности и штате;
  • рассчитать численность работников, необходимую для выполнения определенного объема работ (целевую численность);
  • сравнить целевую численность с фактической, чтобы понять необходимость изменения численности или штата.

Тем, кто хочет корректно рассчитать численность персонала

Для начала — прочтите статью про 8 базовых принципов расчета численности — это позволит вам не наделать грубых ошибок при сборе данных и настройке калькулятора.

Уважаю тех, кто принципиально не читает инструкции, но, согласитесь, цена ошибки в расчете численности может оказаться слишком высока.

Как пользоваться калькулятором для расчета численности

1. Сначала вносите в калькулятор все виды операций/работ, выполняемых работником или работниками подразделения.

Для того чтобы ничего не потерять, группируете их по блокам работ/бизнес-процессам.

2. Для каждого вида работ определяете норму времени и частоту выполнения этой работы (количество в смену/день/неделю/месяц/год).

Норму определяете либо экспертным путем — как среднее арифметическое между максимальным и минимальным временем выполнения операции, либо с помощью хронометража.

3. Умножая норму времени на частоту выполнения работ/операций в выбранном периоде (смена, день, неделя, месяц, год), получаете объем работы за месяц, рассчитанный в часах.

4. С учетом режима, графика работы, перерывов и потерь рабочего времени определяете производительное рабочее время (в человеко-часах) в смену/день.

5. Делите суммированный по всем операциям объем работ в часах на время в человеко/часах — получаете расчет численности.

6. Анализируете данные расчета, проверяете правильность использованных вами данных.

Как устроен калькулятор для расчета численности

Это простой файл MS Excel, состоящий из пяти листов.

В два из них вводятся данные, два используются для настройки калькулятора, один служит для вывода полученных данных.

Специально для тех, кто боится что-то испортить, ячейки, куда нужно вводить данные, заблокированы.

Как настроить калькулятор

Открываем лист «Штатные должности» и вводим в них должности, численность и загрузку которых будем рассчитывать.

Вот так, например.

Потом открываем лист «Частотность» и добавляем в него нужные данные, если имеющихся характеристик частоты выполнения операций/работ вам будет не хватать.

Вот так они выглядят.

Как ввести данные для расчета численности

Обратите внимание на цветовую маркировку ячеек листов для ввода данных — вам нужно вводить данные в поля без коричневой заливки.

Открываете лист «Описание работ», выбираете из выпадающего списка ту должность, которая выполняет определенную операцию.

Если одни и те же работы выполняют сотрудники, занимающие разные должности, это означает, что есть недочеты в организации работ, принцип разделения труда не реализуется.

Допускается замещение сотрудников, отсутствующих на работе в выходные дни или возможность дублирования их функций в случае занятости на других работах или при необходимости единовременно выполнить больший, чем обычно, объем работы.

В следующем поле указываете бизнес-процесс/блок работ.

Затем указываете операцию, ее длительность (максимальную/минимальную), выбираете из выпадающего списка подходящий параметр частоты выполняемой операции, указываете частоту самой операции и количество работников, которое требуется для ее выполнения.

Вот как это выглядит (кликните, чтобы увеличить изображение)



После того, как вы разобрались с объемом работ, переходите на лист «Рабочее время».


На нем все должно быть интуитивно понятно, особое внимание нужно обратить на красный столбец «Потери».

В него вносится общее время потерь рабочего времени — время на «переключение» с одних видов работ на другие, потери из-за неэффективной организации работы, из-за неравномерной загрузки (например, сначала нет покупателей, а потом наплыв), технологические перерывы (нужно дождаться окончания выполнения одних работ, потом начать другие), время на выполнение срочных и внеплановых заданий, потери из-за нарушений трудовой дисциплины и т. д.

Как выглядит расчет численности

Примерно так.



Данные, которые вы вводите, позволяют рассчитать целевую численность и загрузку на определенный вами объем работ и сравнить его с фактической численностью работников.

Не забудьте про те принципы расчета численности, о которых вы должны были прочитать в статье про 8 базовых принципов расчета численности — все расчеты произведены в соответствии с ними.

Если алгоритмы калькулятора вдруг дадут сбой, справа от надписи «Контрольная» появится выделенная красной заливкой ячейка с суммой «потерянных» часов.

С какими трудностями вы можете столкнуться подготовке данных для расчета численности персонала

Нередко при нормировании операций максимальное время их выполнения в несколько раз превышает минимальное.

Так получается, когда под названием одной операции скрывается несколько операций, отличающихся по содержанию и объему работы.

Вот пример, когда пришлось операцию «отгрузка товара» длительностью от 5 до 40 минут «разбить» на две:

  • «отгрузка товара по накладной с малым количеством наименований товара» — 5-10 минут
  • «отгрузка товара по накладной с большим количеством наименований товара» — 30-40 минут.

Если длительность операции велика (несколько часов или несколько дней), необходимо уточнить ее содержание и разбить на несколько операций, или, если это сложно, разбить на несколько подопераций с фиксированным шагом по длительности или количеству операций.

Дополнительные функции и ограничения калькулятора

Кроме базовых алгоритмов в калькуляторе можно использовать драйверы численности — количественные показатели объема работы, косвенно определяющие загрузку сотрудников.

Например, количество посетителей магазина или среднедневное количество чеков.

Кроме того, с помощью калькулятора можно определять оптимальный должностной состав подразделения.

Про ограничения.

Конечно же, платой за простоту калькулятора является риск неточных расчетов.

Если вам нужна высокая точность расчетов, возможно, стоит использовать другие методики и инструменты.

В заключение

Надеюсь, что описание несложных алгоритмов расчета численности пригодится вам в решении прикладных задач.

Про калькулятор версии 2.0 — продвинутую версию описанного в этой статье калькулятора читайте в статье Калькулятор для расчета численности 2.0. от HR-ПРАКТИКА.

Тем, для кого актуален расчет численности и должностного состава кадровой службы, рекомендую изучить Калькулятор для расчета численности службы персонала.

Всем успехов и безошибочных расчетов!

Денис Карандашев

Штатные нормативы общежития и доплата за руководство общежитием

ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ ОБЩЕЖИТИЯ И ДОПЛАТА ЗА РУКОВОДСТВО ОБЩЕЖИТИЕМ

Светлана МЕРЕНКОВА, ведущий государственный финансовый инспектор Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции

1. Высшее учебное заведение I уровня аккредитации (техникум) имеет на балансе общежитие на 630 мест. Количество жильцов общежития составляет в среднем 70 человек в год.

Каким должен быть штат работников общежития при количестве жильцов до 100 человек?

2. За руководство работой общежития директор техникума и заместитель директора по воспитательной работе получают доплату в размере 10 % должностного оклада.

Имеют ли право на такую доплату заместитель директора по учебной работе и другие заместители?

(Луганская обл.)

1. Общежития высших учебных заведений являются их структурными подразделениями. Согласно п. 9 Примерного положения о студенческом общежитии высшего учебного заведения, утвержденного приказом Минобразования от 13.11.2007 г. № 1004, студенческие общежития подчиняются руководству высших учебных заведений и могут осуществлять в рамках компетенции самостоятельную хозяйственную деятельность в структуре высшего учебного заведения.

Структуру и штатное расписание высшего учебного заведения в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона Украины «О высшем образовании» от 17.01.2002 г. № 2984-III утверждает руководитель высшего учебного заведения.

Типовых штатных нормативов определения численности работников высших учебных заведений, в частности высших учебных заведений I — II уровней аккредитации, на сегодняшний день нет. В связи с этим в работе могут применяться акты СССР, не противоречащие законодательным актам Украины.

То есть при формировании штатных расписаний высших учебных заведений I — II уровней аккредитации можно руководствоваться приказом Госпроф­образования СССР «Об утверждении Типовых штатов средних специальных учебных заведений, Типовых штатов заочных отделений средних специальных учебных заведений и Штатных нормативов обслуживающего персонала общежитий средних специальных учебных заведений Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию» от 20.12.83 г. № 178*.

Однако учитывая давность указанных нормативных документов и наличие новых условий работы и подходов к высшему образованию на сегодняшний день, эти приказы не могут быть догмой при составлении штатного расписания, их можно использовать в качестве отправной точки для формирования штатного расписания такой категории персонала.

Согласно положениям Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102 (далее — Инструкция № 102), — основного нормативно-правового акта, которым определены условия оплаты труда работников высших учебных заведений I — II уровней аккредитации, учреждениям и заведениям образования предоставлено право решать некоторые вопросы в сфере организации и оплаты труда, в частности утверждать структуру и штаты в пределах утвержденного в установленном порядке фонда заработной платы (фонда оплаты труда).

Следует помнить, что руководители бюджетных учреждений должны содержать численность работников и осуществлять фактические расходы на заработную плату только в пределах фонда заработной платы, утвержденного для бюджетных учреждений в сметах или планах использования бюджетных средств.

Исходя из указанного, при утверждении штатного расписания как административно-управленческого, так и педагогического персонала до принятия новых штатных нормативов в первую очередь следует руководствоваться конкретными условиями работы высшего учебного заведения и имеющимся фондом оплаты труда.

2. Пунктом 61 Инструкции № 102 установлено, что директорам и заместителям директоров высших учебных заведений I — II уровней аккредитации, учащиеся которых проживают в общежитиях, осуществляется дополнительная оплата в размере 10 % должностного оклада.

В этом пункте не уточняется, каким именно заместителям должна быть установлена доплата , однако считаем, что при установлении такой дополнительной оплаты руководителям высших учебных заведений I — II уровней аккредитации следует учитывать:

1) наличие средств на выплату такой доплаты;

2) непосредственные должностные обязанности каждого заместителя (так, например, если круг обязанностей заместителя директора по производственному обучению не изменяется в связи с наличием общежития, то и указанная выше доплата ему не устанавливается).

Однако считаем, что этот вопрос требует дополнительных разъяснений со стороны МОНмолодежьспорта**.

* Следует отметить, что до введения в действие Закона Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII высшие учебные заведения I — II уровней аккредитации назывались средними специальными учебными заведениями.

** Редакцией газеты «Бюджетная бухгалтерия» направлен соответствующий запрос в МОНмолодежьспорта. Как только мы получим ответ, обязательно вас проинформируем.

Планирование численности персонала на основе норм по труду позволяет достигнуть того уровня производительности, который реально соответствует организационно-техническим условиям.

Расчет на основе норм численности

Норма численности — установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимых для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объема работ в заданных организационно-технических условиях.

При очевидной простоте применения эти нормы имеют и некоторые недостатки, одним из которых является их относительно невысокая точность. Объясняется это тем, что при расчете норм численности учитываются наиболее типовые для данной категории персонала состав и объем работ. При отклонении реального состава работ от типового снижается точность получаемого результата. Чаще всего нормы численности представляются в виде расчетных зависимостей или составленных на их основе нормативных таблиц. Так, в Межотраслевых нормативах численности работников бухгалтерского учета, утвержденных приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 26 сентября 2003 г. № 269, приведены нормативные таблицы и расчетные зависимости для определения численности бухгалтеров на предприятиях с числом структурных подразделений от 3 до 120 и численностью работников от 10 до 20 000 чел. Указанные нормы численности учитывают подготовительно-заключительное время и время на отдых и личные нужды работников.

На предприятиях с численностью работников от 5100 до 10 000 чел. и числом структурных подразделений от 25 до 80 нормативная численность бухгалтеров определяется так:

где Чраб — численность работников предприятия (тыс. чел.);

Nподр — число структурных подразделений;

Кк.п.з — коэффициент, учитывающий удельный вес работ по бухгалтерскому учету, которые выполняются с использованием ЭВМ. Определяется по таблице.

Для каждого диапазона измерения указанных параметров используются разные расчетные зависимости.

Если в состав предприятия входят 47 структурных подразделений, в которых работают 5350 чел., а 75% работ в бухгалтерии выполняются с применением ЭВМ, то нормативная численность работников бухгалтерского учета составляет:

В данном случае нормативная численность рассчитана с учетом типовых видов работ по бухгалтерскому учету. Если виды таких работ на предприятии будут отличаться от типовых, точность результата снизится. Поэтому в Межотраслевых нормативах численности работников бухгалтерского учета приведены также нормы времени для работ по бухгалтерскому учету, которые в полной мере позволяют учесть специфику каждого конкретного предприятия.

Расчет на основе норм времени

Норма времени — количество затрат рабочего времени, установленное для выполнения одной единицы работы работником или группой работников (бригадой) соответствующей квалификации в заданных организационно-технических условиях. При достаточном охвате нормированием выполняемых работ использование норм времени дает точный и объективный результат по расчету численности персонала. Увеличение доли работ, не охваченных нормированием, вносит растущую погрешность, поскольку учет таких работ обычно производится экспертным (оценочным) путем.

На основе норм времени нормативная численность персонала рассчитывается так:

где То — общие трудозатраты на объем работ планируемого периода (смены, месяца, года и т. д.), чел./ч;

Фр.в — фонд рабочего времени на планируемый период, ч;

Кв.н — плановый коэффициент выполнения норм.

Общие трудозатраты на объем работ планируемого периода:

где Тp i — затраты времени на каждый отдельный ( i -й) вид работ, чел./ч (если используемые нормы времени не включают в себя затраты времени на отдых и личные нужды работников, то Tp i = T i (1 + Колн / 100), где Колн — процент потерь рабочего времени, от 1 до 15% в зависимости от категории работников, на отдых и личные нужды);

К — коэффициент, учитывающий трудоемкость работ, не охваченных нормированием или носящих разовый характер. К = 1 + % ненорм. работ / 100;

Нв n — норма времени на данный вид работ, чел./ч;

O n — объем данного вида работ.

Рассмотрим пример расчета численности бухгалтеров, занимающихся учетом заработной платы. Виды и объем таких работ приведены в табл. 1 . Плановый коэффициент выполнения норм Кв.н = 100, коэффициент работ, не охваченных нормированием, К = 1,03, фонд рабочего времени на 2004 год — 2012 ч. Более 90% работ выполняются на ЭВМ (Кк.п.з = 1,0).

Таблица 1. Виды и объем работ по учету заработной платы

п/п

Виды работ

Единица

измерения

Норма

времени, чел./ч

Объем работ

за год

Трудоемкость,

чел./ч

Начисление заработной платы работникам за выполненные работы 1 позиция в ведомости 0,15 350 х 12 = 4200

630,0

Удержание подоходного налога

0,15

350 х 12 = 4200

420,0

Удержания в пенсионный фонд

0,15

350 х 12 = 4200

630,0

Удержания в фонд социального страхования на случай временной утраты трудоспособности

0,15

350 х 12 = 4200

630,0

Удержания в фонд социального страхования на случай безработицы

0,15

350 х 12 = 4200

630,0

Удержания по исполнительным листам

0,15

53 х 12 = 636

94,5

Удержание профсоюзных взносов

0,15

315 х 12 = 3780

567,0

Итого

3601,5

Таким образом, нормативная численность работников бухгалтерии предприятия, определенная на основе плановых объемов работ и норм времени, — 1,84 чел. Штатная численность данной категории работников при коэффициенте невыходов Кн = 1,10 составляет:

Расчет на основе норм выработки

Норма выработки — установленный объем работ (количество единиц продукции), который работник или группа работников (бригада) соответствующей квалификации обязаны выполнять (изготовить, перевезти и т. д.) в единицу рабочего времени в заданных организационно-технических условиях. Норма выработки является величиной, обратной норме времени.

Расчет численности персонала на основе норм выработки дает достаточно объективный и точный результат. При этом используется формула:

где V — плановый объем работ в принятых единицах измерения;

Фр.в — фонд рабочего времени на планируемый период, ч.;

Нвыр — норма выработки в принятых единицах измерения;

Кв.н — плановый коэффициент выполнения норм.

Предположим, рабочая программа предприятия предусматривает вырезание 108 000 заготовок в год. Местная норма выработки на одного рабочего — 8 заготовок в час. Плановый коэффициент выполнения норм — 1,1. Фонд рабочего времени на 2004 год — 2012 ч. Нормативная численность рабочих, производящих данный вид заготовок, составляет:

Расчет на основе норм обслуживания

Норма обслуживания — количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест, голов скота и т. д.), которые работник или группа работников (бригада) соответствующей квалификации обязаны обслужить в единицу времени в заданных организационно-технологических условиях.

По своей сути норма обслуживания эквивалентна норме выработки для функции обслуживания. Поэтому достаточно часто разрабатываются нормы времени обслуживания. Например, для уборщиков (функция обслуживания) может устанавливаться как площадь убираемого помещения (норма обслуживания), так и время на уборку 1 м2 (норма времени обслуживания).

Нормативная численность работников на основе норм обслуживания рассчитывается по формуле:

где O i — объем выполняемых работ i -го вида;

Ho i — нормы обслуживания для i -го вида работ;

К — коэффициент, учитывающий время на выполнение вспомогательных функций, а также отдых и личные нужды работников.

где a1 — время на выполнение вспомогательных функций, %;

a2 — время на отдых и личные нужды работников, %.

При использовании норм времени обслуживания нормативная численность работников определяется так:

где T н.о — норма времени обслуживания для всего комплекса выполняемых работ за планируемый период (год, месяц, смену и т. д.);

Ф — фонд рабочего времени планируемого периода.

где T н i — норма времени обслуживания для отдельных видов работ;

К — коэффициент, учитывающий время для выполнения вспомогательных функций, а также отдыха и личных нужд работников.

где ti — норма времени обслуживания на единицу работ;

Vi — объем выполняемых работ по каждому виду;

qi — средняя повторяемость работ по каждому виду.

Рассмотрим пример расчета нормативной численности уборщиков, осуществляющих уборку вестибюля, коридоров и туалетов. Нормы обслуживания и времени обслуживания для данных видов работ приведены в табл. 2 и определены на основе Норм времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений (2001).

Таблица 2. Нормы обслуживания и времени обслуживания для отдельных видов работ, выполняемых уборщиками служебных помещений

п/п

Виды работ

Нормы

обслуживания,

м2 в смену

Нормы времени обслуживания,

чел./мин на 1 м2

Подметание фойе и коридоров

0,191

Мытье полов в фойе и коридорах

0,484

Подметание лестниц и лестничных клеток

0,510

Мытье полов на лестницах и лестничных клетках

1,028

Мытье полов в туалете

1,146

Предположим, что уборщики ежедневно при односменной работе осуществляют подметание и мытье 1300 м2 полов в фойе и коридорах офисного здания, 250 м2 полов на лестницах и лестничных клетках, а также мытье дважды в смену 60 м2 полов в туалетах. При этом норма времени на выполнение вспомогательных функций составляет 3%, норма времени на отдых и личные нужды работников — 2%.

При расчете нормативной численности персонала на основе норм обслуживания

При расчете нормативной численности персонала на основе норм времени обслуживания

Таким образом, нормативная численность уборщиков, выполняющих указанные работы, должна составлять 3,06 чел.

При расчете как нормативной, так и штатной численности часто получают результаты, выраженные дробными числами, которые необходимо округлить. В практике принято оперировать штатными единицами не менее 0,25 ставки. Результаты расчетов служат основанием для принятия конкретных управленческих решений по формированию кадрового состава предприятия и его штатного расписания.

Лучанинов Сергей

Источник: Журнал «Справочник экономиста»

численность персонала

нормативы численности работников

Введение

ФГУП «Научно-исследовательский институт
труда и социального страхования»
Федерального агентства по здравоохранению и
социальному развитию

Рекомендации
по определению штатной численности работников
бюджетных организаций на основе нормативов по труду

Москва 2006

Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду

Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций по труду подготовлены с учетом обобщения опыта применения нормативных материалов по труду многоцелевого назначения, разработанных Управлением нормативов по труду ФГУП «НИИ ТСС» Росздрава.

В рекомендациях рассмотрены общие методические положения по использованию нормативных материалов по труду работников бюджетных организаций, требования к нормативным материалам, правовые вопросы их установления и замены, контроль за состоянием нормативной базы и определение эффективности внедрения нормативных материалов по труду.

Рекомендации разработаны коллективом авторов:

к.э.н., заслуженный экономист России Софинский Н.А. (руководитель работы), к.э.н. Кириченко М.Е. (ответственный исполнитель).

Управлением нормативов по труду «НИИ ТСС» Росздрава (б. Центральное бюро нормативов по труду) за продолжительный период времени создана многоцелевая нормативная база межотраслевого назначения, позволяющая установить штатную численность специалистов, служащих и других работников бюджетных организаций.

В условиях необходимости стабилизации и подъема экономики, роста эффективности труда руководителей, специалистов и служащих и усиления их воздействия на конечные результаты работы организаций возрастает потребность в обоснованном установлении их численности, в выявлении резервов для сокращения излишней численности работников за счет более рационального использования фонда рабочего времени и установления оптимальной их нагрузки, которая позволяла бы сохранить не только прежний уровень эффективности их труда, но и повысить его.

Указанные обстоятельства усиливают необходимость совершенствования системы межотраслевых, отраслевых и местных нормативных материалов.

В связи с этим особое значение имеет многоцелевое, эффективное применение межотраслевых и отраслевых нормативов по труду в бюджетных организациях.

Нормативная база бюджетной организации должна быть комплексной, т.е. состоять из разных видов норм и нормативов различных уровней укрупнения. Она должна иметь многоцелевое назначение, а именно: обеспечение обоснованного установления штатной численности работников организации и их функциональных подразделений, распределение численности работников по должностям, профессиям, установление нормированных заданий, определение трудоемкости работ, подготовка должностных инструкций и штатных расписаний.

Актуальность разработки рекомендаций по установлению штатной численности работников различных должностных категорий на базе межотраслевых, отраслевых и местных нормативов по труду объясняется во многом еще и тем, что изучение опыта их применения в организациях свидетельствует о значительных различиях в уровне эффективности внедрения нормативных материалов.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОБОСНОВАНИЮ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ НОРМАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ТРУДУ.

1.1. Штатную численность работников бюджетных организаций рекомендуется установить на основе межотраслевых, отраслевых и местных нормативных материалов по труду, позволяющих определить необходимую численность работников функциональных подразделений организации или отдельных исполнителей.

Под необходимой численностью работников понимается численность, позволяющая эффективно и качественно выполнять конкретную работу при обеспечении условий научно-обоснованных режимов труда и отдыха.

1.2. Штатная численность работников бюджетной организации устанавливается по структурным подразделениям, раздельно для руководителей, специалистов и других служащих для производственного или обслуживающего персонала (рабочих).

1.3. Для установления штатной численности работников организации применяются следующие виды нормативных материалов — норма времени, выработки (нагрузки), управляемости, норма времени обслуживания, численности, типовые штаты.

Норма времени — это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы работником или группой работников соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях.

Норма выработки (нагрузки) — это установленный объем работы единиц, который работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны выполнить в единицу рабочего времени в определенных организационно-технических условиях.

Норма управляемости — численность работников, которая находится в подчинении у одного руководителя.

Норма времени обслуживания — это величина затрат времени на обслуживание единицы объема работы.

Норматив численности — это установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ.

Разновидностью нормативов численности являются типовые штаты, установленные на основе норм времени, обслуживания, нагрузки.

1.4. Нормативные материалы по труду, применяемые для расчета штатной численности, утверждаются в установленном порядке или руководителем организации. По сфере применения нормативные материалы подразделяются на межотраслевые, отраслевые (ведомственные) и местные.

Межотраслевые нормативные материалы по труду разрабатываются исходя из организационно-технических условий типичных для организаций нескольких ведомств.

В приложении 1 приведен Перечень межотраслевых нормативных материалов по труду, которые могут быть использованы при определении штатной численности работников бюджетных организаций.

Отраслевые нормативные материалы по труду разрабатываются исходя из организационно-технических условий, типичных для предприятий одной отрасли.

Местные нормативные материалы разрабатываются на отдельные виды работ в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие межотраслевые или отраслевые (ведомственные) нормативные материалы, а также при создании в организации более прогрессивных организационно-технических условий по сравнению с учтенными при разработке действующих межотраслевых и отраслевых (ведомственных) нормативных материалов для нормирования труда. Местные нормативные материалы утверждаются администрацией организации по согласованию с профсоюзным комитетом.

Разработка их может осуществляться как самой организацией, так и на договорной основе специализированными организациями. Может быть сформировано специальное подразделение (бюро, группа). В организациях следует создавать библиотеки нормативных материалов, банки алгоритмов и программ. Кроме межотраслевых и отраслевых нормативных материалов по труду в базу включаются и местные нормативы.

1.5. Организация работы по составлению штатного расписания предъявляет повышенные требования к специалистам, занятым в этой области. Они, в частности, должны в совершенстве владеть современными методами анализа и проектирования трудовых процессов, микроэлементного нормирования, способами выявления резервов снижения трудовых затрат на различных работах. Эффективность этой работы во многом зависит от уровня профессиональной подготовки участвующих в ней работников, поэтому целесообразно привлекать к разработке местных нормативных материалов специализированные организации.

1.6. Нормативные материалы по труду должны быть доступными для применения — простота восприятия, применения нормативов, нормативных формул, удобство применения нормативных таблиц, четкость значения факторов.

1.7. Организационно-технические условия (организация труда, технология, оргтехника и т.д.) на рабочих местах должны быть приведены в соответствие с требованиями, запроектированными в нормативных материалах по труду.

1.8. Наименование должностей руководителей, специалистов и других служащих должны соответствовать Тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по общеотраслевым должностям служащих, а профессий рабочих — единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС).

1.9. Для всех структурных подразделений необходимо разрабатывать Положения, отражающие задачи, основное содержание функций на них возложенных и ответственность, а также должностные инструкции для исполнителей.

1.10. Штатная численность работников основывается на списочной численности, установленной по нормативным материалам по труду с учетом планируемого коэффициента невыходов, определяемого по данным бухгалтерского учета.

1.11. Штатное расписание утверждается руководителем организации по состоянию на 1 января будущего года. В течение года в него могут быть внесены изменения и дополнения в связи с изменением объема работ и организационно-технических условий труда.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСЧЕТУ ШТАТОВ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ НА ОСНОВЕ НОРМАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ.

Штатная численность работников на основе норм времени определяется по формуле:

, где

То — общие затраты на объем работы за год, ч.;

Фп — нормативный фонд рабочего времени 1-го работника за год (условно принимается 2000 ч.);

Кн — коэффициент учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п., определяемый по формуле:

Расчет общих нормативных трудозатрат на объем работы за год, выполняемых работниками, определяется по формуле:

, где

Тр — затраты времени на соответствующий вид работ, охваченные нормативами;

n — количество видов выполняемых работ;

К — коэффициент, учитывающий трудозатраты на работы, носящие разовый характер и не охваченные нормативами.

Затраты времени на соответствующий вид нормируемых работ рассчитывается по формуле:

, где

Нвр — норма времени, ч,

VI — объем работы 1-го вида, выполняемый в течение года.

Примером расчета численности работников структурного подразделения служит расчет штатной численности работников, занятых бухгалтерской и финансовой деятельностью, на основе норм времени (таблица 1).

Пример расчета штатной численности работников бухгалтерии по учету основных средств.

Таблица 1

№ пп

Состав работы

Номер позиции

Норма времени в мин.

Объемы работ в единицах измерения

Трудозатраты в ч.

гр. 4 ´ гр. 5

Выписка данных о наличии основных средств в инвентаризационной описи и сличительной ведомости по инвентаризации основных средств.

Отражение движения основных средств в оборотной ведомости по учету движения основных средств. Анализ полученных результатов. Ведение журнала ордера соответствующей формы.

Начисление амортизационных отчислений за месяц с учетом ввода и выбытия основных средств. Ведение журнала ордера соответствующей формы.

Составление оборотной ведомости по износу основных средств. Запись суммы износа в мемориальном ордере книге «Журнал-главная»

Итого То:

Общие трудозатраты на объем работы за год (То), выполняемых подразделением (группой), равнялся 3540 ч.:

2.2. Методика расчета штатной численности на основе норм нагрузки.

Штатная численность работников через нормы нагрузки устанавливается по формуле:

, где

N — общее количество выполненных работ в единицах измерения за год;

Нн — среднегодовые нормы нагрузки в единицах измерения за год на одного исполнителя.

Средняя норма нагрузки в единицах измерения на одного исполнителя рассчитывается по формуле:

, где

Фп — нормативный фонд рабочего времени одного работника за год, час;

Тср — средние нормативные трудозатраты на выполнение одной работы в единицах измерения.

, где

То — общие трудозатраты на объем работы за год, выполненный исполнителем (или исполнителями).

Пример определения численности судей и нагрузки системы арбитражных судов на основе норм нагрузки на одного судью приводится ниже.

Расчет общих трудозатрат работ, выполненных судьями арбитражного суда

Таблица 2

№ пп

Наименование работ

Трудозатраты по видам работ, ч

Рассмотрение дел

21925,6

Непроцессуальная деятельность.

Действия судьи, связанные с непосредственным рассмотрением дела.

1569,0

Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов арбитражного суда, вступивших в законную силу.

140,0

Действия судьи, связанные с исполнением судебных актов

2672,0

Действия судьи, связанные с исполнением требований законов

1034,1

Всего, То:

27340,7

Расчет средних нормативных трудозатрат на рассмотрение одного судебного дела в первой инстанции:

, где

N — количество дел, рассмотренных в первой инстанции за год, — 2370.

Таким образом, средняя норма нагрузки судьи арбитражного суда в первой инстанции за год составляет:

,

Фп — нормативный фонд рабочего времени судьи в год 2000 ч.

Штатная численность судей составит:

2.3. Методика расчета штатной численности рабочих на основе норм времени обслуживания.

Штатная численность рабочих на основе норм времени обслуживания рассчитывается по формуле:

, где

То — общая трудоемкость выполнения работ (за год, месяц, смену), по заданной зоне обслуживания.

Но — норма времени обслуживания единицы объема работ (кв. м, количество посетителей и т.д.)

Кн — планируемый коэффициент невыходов.

Нормы времени обслуживания рассчитываются по формуле:

, где

Фп — нормативный фонд рабочего времени (сменный, месячный, годовой);

Тно — сумма норм времени обслуживания.

Сумма норм времени обслуживания (∑Тно) определяется по формуле:

Тно = (Тн1 + Тн2 + … + Тнп)×К,

где Tн1, Тн2, …, Тнп — время, затрачиваемое на выполнение отдельных работ, которое определяется по формуле:

Tн1 = t×V×q, где

t — норматив оперативного времени на единицу объема работ;

V — объем работ;

q — средняя повторяемость работ (в смену, за месяц, год);

К — коэффициент, учитывающий затраты времени на выполнение дополнительных функций, отдых и личные потребности. Коэффициент К определяется по формуле:

где

а1 — время на дополнительные функции в % ко времени основных функций;

а2 — время на отдых и личные потребности в % ко времени основных функций.

Пример расчета штатной численности уборщиков помещений на основе норм времени обслуживания. Нормы обслуживания для уборщиков служебных помещений.

Таблица 3

№№ пп

Наименование объектов уборки

Нормы

Обслуживания (м2)

Времени обслуживания на 1 м2 (час)

Служебные помещения

100,0

0,08

Лестничная клетка в здании от 2-х до 5-ти этажей без лифта

114,0

0,07

Лестничная клетка в здании от 2-х до 5-ти этажей с лифтом

267,0

0,03

Лестничная клетка в здании свыше 5-ти этажей с лифтом

730,0

0,01

Санитарный узел общего пользования

890,0

0,009

Душевая общего пользования

1000,0

0,008

Примечания:

1. При наличии на лестничной клетке ковровых дорожек к норме времени обслуживания применять следующие коэффициенты

— лестничные клетки в здании от 2-х до 5-ти этажей без лифта К = 1,6;

— лестничные клетки в здании от 2-х до 5-ти этажей с лифтом К = 1,7;

— лестничные клетки в здании выше 5-ти этажей с лифтом К = 1,75.

Нормы времени обслуживания установлены с учетом затрат времени на выполнение уборщиками служебных помещений основных и дополнительных функций. К основным функциям отнесены все виды работ по уборке помещений и номеров. К дополнительным функциям отнесены: доставка средств уборки и приспособлений в начале смены к месту работы и в конце смены в установленное для их хранения место.

Общая площадь служебных помещений составляет 2000 м2, в том числе: служебные помещения 1602 м2; лестничные клетки в здании до 5 этажей с лифтом — 248 м2. Здание до 5 этажей с лифтом, К = 1,7. Санитарных узлов — 10, общая их площадь 100 м2; душевые — 2 по 25 м2.

Нормы времени обслуживания для уборщиков помещений взяты из таблицы № 3.

tн1 = 0,08 ´ 1602 ´ 1 = 128,16 ч.

tн2 = 0,03 ´ 248 ´ 1,7 = 12,65 ч.

tн3 = 0,009 ´ 100 ´ 1 = 0,9 ч.

tн4 = 0,008 ´ 50 ´ 2 = 0,84 ч.

a1 = 0,1 а2 = 0,1

Тно = (128,16 + 12,65 + 0,9 + 0,8)´ 1,002 = 142,51 ´ 1,002 = 142,79 чел.-ч.

Штатная численность работников по уборке служебных помещений:

2.4. Методика расчета штатной численности воспитателей и помощников воспитателей детского учреждения.

Численность воспитателей и помощников воспитателей определяется с учетом:

— предельной наполняемости групп детьми;

— продолжительности пребывания детей в группе (норма обслуживания);

— количества рабочих дней детского учреждения (групп в дошкольном учреждении в неделю);

— нормативной продолжительности рабочего времени воспитателя и помощника воспитателя в неделю (в зависимости от вида дошкольного учреждения).

Нормативы численности установлены исходя из предельной наполняемости групп в дошкольном учреждении общего назначения:

в возрасте до одного года — 10 детей;

в возрасте от одного года до трех лет — 15 детей;

в возрасте свыше трех лет — 20 детей.

Численность воспитателей рассчитывается по одной должности на каждую группу в смену:

— в ясельных и дошкольных группах с дневным пребыванием детей — из расчета их работы в группе в течение всего режима работы учреждения (группы);

— в ясельных группах с круглосуточным пребыванием детей — из расчета их работы в группе в течение 24 часов;

— в дошкольных группах с круглосуточным пребыванием детей — из расчета их работы в группе в течение 14 часов.

Численность помощников воспитателей рассчитывается по одной должности на каждую группу в смену, в течение всего режима работы учреждения.

Количество рабочих дней детского учреждения в неделю:

6-дневная рабочая неделя; 5-дневная рабочая неделя.

Нормативная продолжительность рабочего времени воспитателя в неделю:

— в группах для детей с отклонениями в развитии (для детей с недостатками умственного или физического развития) — 25 часов;

— в остальных случаях — 36 часов.

Нормативная продолжительность рабочего времени помощника воспитателя в неделю в группах:

— для детей с туберкулезной интоксикацией — 36 часов;

— для умственно отсталых детей и детей с пораженной центральной нервной системы и нарушением психики — 36 часов;

— в остальных случаях — 40 часов.

Явочная численность воспитателей и помощников воспитателей в группе рассчитывается по формуле:

где

Чяв — численность воспитателей или помощников воспитателей в группе;

Тс — продолжительность пребывания детей в группе в смену;

Т — количество рабочих дней детского учреждения в неделю;

Тн — нормативная продолжительность рабочего времени воспитателя и помощника воспитателя в неделю.

Штатная (списочная) численность работников (Чсп) определяется по формуле:

Чш = Чяв ´ Кн, где

Кн — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п.

, где

% планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета.

Пример 1. Группа общего назначения. Количество детей в группе в возрасте свыше трех лет — 20 чел.

Режим работы дошкольного учреждения — 6 дней в неделю, с 9 часовым пребыванием детей, 10 % — планируемые невыходы по данным бухгалтерии.

Штатная численность воспитателей в группе:

Штатная численность помощников воспитателей в группе:

Пример 2. Группа общего назначения. Количество детей в возрасте до одного года — 10 человек, 10 % — планируемые невыходы.

Режим работы дошкольного учреждения — 5-дневная рабочая неделя с 24 часовым пребыванием детей.

Штатная численность воспитателей в группе:

Штатная численность помощников воспитателей в группе:

Пример 3. Группа общего назначения. Количество детей в группе в возрасте свыше 3-х лет — 20 человек.

Режим работы дошкольного учреждения — 5-дневная рабочая неделя с 5-часовым пребыванием детей (прогулочная), 10 % — планируемые невыходы.

Штатная численность воспитателей в группе:

Штатная численность помощников воспитателей в группе:

2.5. Методика расчета штатной численности работников на основе нормативов численности.

Методика расчета штатной численности работников с помощью нормативов численности зависит от вида этих нормативов — разработанных по функциям управления, отдельным должностям или видам работ.

Наиболее часто встречаются нормативы численности работников разработанные по функциям управления в виде нормативных степенных или линейных уравнений регрессии, например:

a1 a2

Н = К ´ Ф1 ´ Ф2 или Н = К + a1Ф1 + а2Ф2, где

Н- норматив численности по функции управления, чел.;

К — постоянный коэффициент уравнения регрессии;

a1, a2 — показатели степени регрессии при соответствующих факторах;

Ф1, Ф2 — числовые значения факторов.

Общая нормативная численность инженерно-технических работников и служащих подразделения (организации) определяется как сумма нормативов численности по функциям управления:

Нн = Н1 + Н2 + … + Нn, где

Нн — нормативная численность по подразделению (организации), чел.;

Н1, Н2, …, Нn — нормативная численность инженерно-технических работников и служащих по каждой функции, чел.

Примером может служить расчет численности работников по функции «Организация труда и заработной платы» в соответствии с «Типовыми межотраслевыми нормативами численности служащих, занятых в экономических и административно-хозяйственных службах» по формуле:

Н4 = 0,12 + 0,0051×Рпп + 0,0009Р,

где: Рпп — общая численность работников — 100 чел.;

Р — численность рабочих — 12 чел.

Н4 = 0,12 + 0,0051 ´ 100 + 0,0009 ´ 12 = 0,64 чел.

Численность работников может быть установлена также по отдельным нормативам по должности.

Например, службе хозяйственного и материально-технического снабжения положен 1 кладовщик при стоимости сохраняемых ценностей свыше 100 тыс. руб. в год.

3. КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ШТАТНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОРГАНИЗАЦИИ.

Контроль в организации ведется по следующим направлениям:

— охват нормативными материалами всей численности работающих;

— качество всей действующей совокупности нормативных материалов;

— качество конкретного действующего нормативного документа.

По первым двум направлениям объектами анализа и контроля могут быть организация в целом или ее подразделения.

Охват нормативными материалами характеризует удельный вес работников, численность которых установлена по нормативам.

Соотношение штатной, фактической и нормативной численности руководителей, специалистов и служащих определяется по форме, приведенной ниже:

Таблица 4

№ пп

Функциональное подразделение

Численность

Отклонения, ±чел.

Причина отклонения

штатная

фактическая

нормативная

гр. 3 — гр. 5

гр. 4 — гр. 5

Бухгалтерия

Одна вакансия

Итого по подразделению (организации):

Экономическая эффективность (Э), получаемая в результате создания и использования нормативной базы по труду, при составлении штатного расписания, может быть определена по следующей формуле:

Э = Эв — З, где

Эв — экономия, полученная, соответственно, за счет высвобождения работников (Эв);

З — сумма средств, затраченных на реализацию мероприятий по расчету нормативной численности, руб.

Перечень межотраслевых нормативных материалов по труду, которые могут быть использованы при определении численности работников в бюджетных организациях.

1. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на разработку конструкторской документации, 1991.

2. Типовые нормы времени на разработку конструкторской документации (проектирование технологического оснащения). — М. «Экономика», 1987

3. Укрупненные нормы времени на разработку технологической документации, 1993

4. Нормативы времени на патентные исследования. — М. «Экономика», 1987

5. Межотраслевые нормативы времени на работы по научно-технической информации, 1990

6. Нормативы времени на работы в автоматизированных системах научно-технической информации. — М. НИИ труда, 1988

7. Типовые нормы времени на перевод и переработку научно-технической литературы и документов. — М. «Экономика», 1990

8. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, 2001

9. Укрупненные нормы времени на разработку программных средств вычислительной техники. — М. «Экономика», 1988

10. Типовые нормы времени на программирование задач для ЭВМ. — М. «Экономика», 1989

11. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по бухгалтерском учету и финансовой деятельности в бюджетных организациях, 1995

12. Нормативы численности работников юридической службы, 1990

13. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров, 1991

14. Нормативы численности работников отделов подготовки кадров (бюро, секторов) на предприятиях. — М. НИИ труда, 1990

15. Нормативы численности инженерно-технических работников и служащих объединений гостиничного хозяйства и гостиниц. — М. НИИ труда, 1985

16. Единые нормы времени (выработки) на машинописные работы. — М. «Экономика», 1988

17. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления, 1994

18. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы с научно-технической документацией в архивах учреждений, организаций и предприятий, 1993

19. Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления, 1993

20. Укрупненные нормы времени на работы, выполняемые в архивах, хранящих документы по личному составу учреждений, организаций и предприятий, 1992

21. Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках, 1996

22. Межотраслевые нормы времени на научные работы, выполняемые работниками библиотек. Москва, 1994

23. Межотраслевые нормативы численности работников клубных учреждений, 1991

24. Нормативы времени на работы, выполняемые работниками городских (районных) центров государственной службы занятости в условиях автоматизированной обработки информации, 1995

25. Нормативы времени на работы, выполняемые работниками городских (районных) центров государственной службы занятости, 1995

26. Нормы нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата народных судов, 1996

27. Нормативы времени на работы, выполняемые работниками городских и районных отделов социального обеспечения. М. 1990

28. Нормы нагрузки судей системы арбитражных судов Российской Федерации, 1997

29. Межотраслевые типовые нормы времени на работы по сервисному обслуживанию персональных электронно-вычислительных машин и организационной техники и сопровождению программных средств. М. 1998

30. Нормативы предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти. М. 2002

31. Нормы времени на работы по дополнительному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти. М. 2002

32. Нормы обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений, 1996

33. Укрупненные норм времени на полотерные и стеклопротирочные работы, 1991

34. Нормативы времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений, 1990