НДС при реимпорте

Содержание

Таможенный НДС при возврате экспортного товара: быть или не быть?

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 18 сентября 2015 г.

Содержание журнала № 19 за 2015 г.Л.А. Елина, экономист-бухгалтер,
О.В. Кулагина, эксперт по налогообложению

Как при ввозе в Россию ранее проданных товаров, возвращенных покупателями из дальнего зарубежья, уплачивать ввозной НДС

Когда товар экспортирован в страны, не входящие в ЕАЭС, а затем возвращен иностранным покупателем из-за выявленного брака, несоответствия товара условиям сделки или по иным причинам, необходимо сделать НДС-корректировки. Вычеты, заявленные в декларации при отражении экспортных операций, необходимо восстановить. В итоге придется доплатить налог в бюджет. Об этом мы рассказывали в , 2015, № 17, с. 79.

Однако это еще не все НДС-неприятности: таможня может «попросить» вас и ей заплатить НДС при ввозе возвращаемого товара. Ведь ввоз товаров в Россию — это объект обложения НДСподп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ. И без уплаты такого ввозного налога вы товар не получите. Поэтому часто экспортеры вынуждены платить таможенный НДС. А уже потом пытаются выяснять с таможней, насколько требование об уплате было законно.

Особенности реимпорта

При возврате товара экспортеры ввозят его в режиме реимпорта, надеясь на то, что они будут освобождены от уплаты всех ввозных таможенных пошлин и налоговп. 1 ст. 292, ст. 293 ТК ТС. Поэтому для многих требования таможни об уплате НДС становятся полнейшей неожиданностью.

Дело в том, что Налоговый кодекс, Таможенный кодекс Таможенного союза и Закон о таможенном регулировании предусматривают уплату таможенному органу при реимпортеподп. 2 п. 1 ст. 151 НК РФ; п. 3 ст. 293 ТК ТС; ст. 288 Закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ (далее — Закон № 311-ФЗ):

  • <или>сумм налога, от уплаты которых налогоплательщик был освобожден в связи с экспортом;
  • <или>сумм, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров.

И нигде не сказано, в каких случаях применяется первый способ, а в каких — второй. Поэтому одни таможенники выбирают первый вариант расчета НДС, а другие соответственно второй.

Способ первый расчета реимпортного НДС

Проще всего для таможни взять стоимость ввозимых товаров и умножить ее на ставку НДС. Все данные для этого имеются. Не нужно требовать у экспортера дополнительные справки, подавать запросы в инспекцию или куда-нибудь еще.

Так что известны случаи, когда с организаций при реимпорте требуют уплаты НДС, рассчитанного со всей стоимости возвращаемых товаров, ссылаясь на то, что ранее экспортер был освобожден от уплаты НДС. Иногда и в судебных решениях встречается мнение, что предусмотренное для экспортеров п. 1 ст. 164 НК РФ освобождение от налогообложения через использование нулевой ставки НДС — это налоговая льготаОпределение КС от 19.01.2005 № 41-О; Постановление АС ЗСО от 16.12.2014 № Ф04-8441/2013.

Но такой подход весьма сомнителен. Ведь при экспорте налогоплательщику не предоставляется освобождение от уплаты налога в смысле, придаваемом этому понятию статьями 145, 145.1 НК РФ, а также эта операция не исключается из налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФПостановления АС СКО от 22.05.2015 № Ф08-2786/2015; ФАС СЗО от 20.09.2010 № А13-1597/2010.

Так что российские экспортеры могут поспорить с таможней, упирая на необходимость применения второго способа.

Способ второй расчета реимпортного НДС

Если экспортер представит документы, подтверждающие сумму возмещенного при экспорте НДС, таможенники могут исчислить налог при реимпорте в сумме полученного ранее возмещения. Такое возмещение рассматривается как внутренний налог, полученный прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров за пределы таможенной территории Таможенного союзаподп. 2 п. 1 ст. 288 Закона № 311-ФЗ.

Поэтому если таможня требует уплатить при реимпорте НДС, исчисленный со всей стоимости ввозимых товаров, то можно попытаться уменьшить сумму налога, настаивая на втором способе расчета. А если это не удастся сделать, можно после получения товара потребовать возврата излишне уплаченного НДС — его сумма будет равна разнице между НДС, исчисленным таможней, и суммой возмещенного при экспорте налога. Известны случаи, когда арбитражные суды поддерживают экспортеров, признавая незаконным отказ таможни в возврате такого излишне уплаченного налогаПостановление ФАС СЗО от 20.09.2010 № А13-1597/2010. Тем самым суды признают неправомерным исчисление НДС при реимпорте со стоимости ввозимых товаров (то есть первым способом).

Но для того, чтобы таможня могла применить второй способ, ей нужны данные о суммах возмещенного НДС. Известны случаи, когда таможенный орган сам направлял запрос налоговикамПостановление ФАС СКО от 15.09.2010 № А32-18259/2009-33/652. Однако чаще, для того чтобы подтвердить возмещенную сумму НДС, экспортеру нужно самому получать справку из инспекции. Это не всегда просто: иногда инспекторы отказываются, ссылаясь на то, что выдача такой справки не предусмотрена каким-либо регламентом. Но, по мнению Минфина, сведения о суммах НДС, которые были налогоплательщику возмещены в связи с экспортом товаров, могут быть представлены налоговым органом, так же как и другие справки о состоянии расчетов с бюджетомподп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ; Письмо Минфина от 02.02.2009 № 03-07-08/21.

Иногда в судах таможенники заявляют, что «законодательством Российской Федерации в области таможенного дела не предусмотрено представление при декларировании товаров в процедуре реимпорта каких-либо документов и сведений, подтверждающих уплату внутренних налогов либо их возмещение в связи с вывозом за пределы таможенной территории Таможенного союза»Постановление АС СКО от 22.05.2015 № А53-19779/2014. Таким образом они пытаются доказать, что не должны запрашивать у кого-либо какие бы то ни было дополнительные сведения и имеют полное право на применение первого способа расчета НДС. Хорошо, что суды такие доводы не признают.

Если же нулевая ставка еще не была подтверждена, возмещения не было, то получается, что при реимпорте вообще не надо платить таможенный НДС. Есть решения судов, подтверждающие такую позициюПостановления ФАС УО от 31.05.2011 № Ф09-2939/11-С1; ФАС СКО от 14.06.2013 № А53-25514/2012. Правда, чтобы добиться взаимопонимания с таможенниками, нужно представить им справку о том, что никакие льготы, выплаты или возмещения в связи с конкретной экспортной операцией не были использованы.

А можно ли вообще не платить НДС при реимпорте

Одна из целей уплаты налогов при реимпорте — возврат налогоплательщиком сумм, которые были им получены в связи с вывозом товаров с таможенной территории.

Однако сейчас возврат в бюджет сумм налога, возмещенных по экспортной операции, происходит иначе. В НДС-декларации теперь прямо предусмотрены строки для восстановления при возврате товара сумм, принятых ранее к вычету при экспорте. А восстановление суммы в НДС-декларации (что приводит к увеличению суммы налога к уплате либо к уменьшению возмещаемой по декларации суммы) и в то же время уплату той же (или еще большей) суммы НДС на счет таможни уже можно рассматривать как двойное налогообложение.

Так что на данный момент уплата таможенному органу при реимпорте суммы, полученной от налогового органа в качестве возмещенного НДС по экспортной операции, экономического смысла не имеет.

Причем было бы не критично, если бы уплаченный таможне НДС можно было принять к вычету. Однако это не так. В отличие от НДС, уплаченного на таможне при обычном ввозе товаров, в гл. 21 НК прямо не упомянута возможность вычета НДС, уплаченного при реимпорте. И налоговая служба в 2006 г. указала на это в ПисьмеПисьмо ФНС от 21.03.2006 № ШТ-6-03/297@. Так что фактически уплатить НДС таможне экспортерам предлагается «из своего кармана».

Поясним это на примере: стоимость ввозимых товаров — 100 000 руб., возмещенный при экспорте входной НДС по товару — 10 000 руб. Предположим, что товар после реимпорта будет продан российским покупателям.

Операция Сумма, руб.
При первом способе расчета таможенного НДС При втором способе расчета таможенного НДС
Уплата НДС поставщику при приобретении товаров, предназначенных для экспорта –10 000
Возмещение НДС при подтверждении ставки 0% при экспорте товара стоимостью 100 000 руб. +10 000
Уплата таможне НДС при реимпорте (в дальнейшем к вычету заявить нельзя) –18 000
(100 000 руб. х 18%)
–10 000
(в сумме возмещенного ранее НДС)
Восстановление вычетов в НДС-декларации в периоде возврата товара –10 000
Вычет восстановленного НДС в случае, если возвращаемый товар может быть использован в облагаемых НДС операциях на внутреннем рынке +10 000
Итого НДС-убытки от реимпорта –18 000 –10 000

Есть решения судов, в которых судьи встали на сторону экспортеров и сочли неправомерным уплату НДС при реимпорте таможенному органуПостановления АС СКО от 22.05.2015 № Ф08-2786/2015; 17 ААС от 23.01.2014 № 17АП-15557/2013-АК, от 13.08.2013 № 17АП-8267/2013-АК. Некоторые из судей прямо говорят, что при ввозе на территорию России собственного товара в порядке реимпорта объекта налогообложения по НДС не возникает. А значит, и нет обязанности по уплате НДСПостановление 17 ААС от 13.08.2013 № 17АП-8267/2013-АК.

Ссылаясь на эти судебные решения, можно поспорить с таможенниками и потребовать отдать вам товары без уплаты НДС. Но учтите: если таможня не согласится с вашими аргументами и, к примеру, машина с вашим товаром находится в зоне таможенного контроля, вам придется уплатить НДС, чтобы получить свой товар. А дальше уже смотрите, будете ли вы прилагать усилия, чтобы возвращать таможенный НДС, или нет.

Напомним, что для возврата излишне уплаченного таможне НДС надо написать заявление в таможенный орган, в котором задекларированы товары, не позднее 3 лет со дня уплаты/взыскания налогач. 1 ст. 147 Закона № 311-ФЗ; ст. 90 ТК ТС. К такому заявлению нужно приложить подтверждающие документы, в том числе и платежки на перечисление налогач. 2 ст. 147 Закона № 311-ФЗ. Общий срок рассмотрения вашего заявления таможней не может превышать 1 месяцач. 6 ст. 147 Закона № 311-ФЗ. В случае если таможня откажется возвращать реимпортный НДС, придется обращаться в суд.

***

Если вам пришлось уплатить НДС на таможне при реимпорте и вы не хотите спорить в суде, единственное, что вам остается, — это учесть такой НДС в «прибыльных» расходахподп. 1 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 252 НК РФ; Определение ВАС от 21.12.2011 № ВАС-16060/11; Постановление 9 ААС от 06.02.2012 № 09АП-30208/2011-АК.

А можно пойти по совершенно иному пути: задекларировать ввоз товара не как реимпорт, а как обычный импорт (в рамках таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления). Тогда уплаченный таможне НДС можно принять к вычету без проблемп. 2 ст. 171 НК РФ. Но прежде чем пойти по такому пути, оцените: требуется ли при обычном импорте вашего товара платить ввозные таможенные пошлины и насколько они велики.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Внешнеэкономическая деятельность»:

Что собой представляет реимпорт

Реимпорт товара – это таможенная процедура, прописанная в ТК ТС, одна из длинного списка. Ст. 202 ТК ТС подробно разъясняет реимпорт как понятие, он применяется к грузам пересекающим границу таможенного союза. В рамках этого режима закреплены определённые требования и условия для организаций (только для целей таможни), осуществляющих распоряжение/пользование ввозимыми грузами в рамках территории ТС.

Процедура реимпорта активно применяется при ведении ВЭД, так как зачастую у компании имеется потребность ввезти обратно раннее вывезенный из ТС товар.

Реэкспорт и реимпорт: в чем разница

Таможенные процедуры реимпорта и реэкспорта сходны в том, что в обоих вариантах грузы пересекают границу ТС дважды. Операции реэкспорта предполагают вывоз ранее ввезенного в страну товара обратно за границу. При этом страна в которую товар ввозится и позже вывозится носит название реэкспортирующей страны. Непременным условием операции реэкспорта является минимальное изменение товара в реэкспортирующей стране, то есть какая-либо глубокая переработка в рамках данной процедуры исключается. В качестве исключения возможны такие поверхностные изменения, как замена упаковочных материалов, нанесение маркировки, направленные на приведение продукции в соответствие с требованиями страны назначения, однако изначального названия и функционала продукции не изменяющие. Если доля внесённых изменений/новой добавленной стоимости для товара, направленного на реэкспорт, превышает порог стоимости, установленный в 50% от цены экспорта, в установившейся практике принято изменение его продажного наименования, такая продукция уже не может идти на реэкспорт.

При проведении операции реэкспорта нет обязательного требования ввоза товара на территорию транзитной страны. Возможен вариант, когда товар отправляется напрямую в страну импортёра в согласии с конечными реквизитами для отгрузки указанными в контракте. Решение по ввозу товара на территорию государства-реэкспортёра принимается исключительно сторонами по сделке (реэкспортёром и импортёром) с учётом совокупности условий проведения операции (транспорт, таможня и т.п.). Исключением, однако, является ситуация наличия каких-либо запретов со стороны государства в области реализации конкретной продукции на его территории и вывоза её в отдельные страны.

Операции реимпорта нельзя отнести к операциям ВЭД в полной мере, в силу того, что они не осуществляются преднамеренно. Содержание таможенной процедуры реимпорта состоит в том, что реализуется обратный ввоз товара в страну происхождения, при этом вывезенный товар не должен проходить дополнительную обработке. Режим реимпорта применим к товарам в ряде стандартных случаев:

– возврат товаров, которые забраковал покупатель;

– возврат товаров, которые не удалось продать на ярмарках, аукционах, выставках;

– возврат товаров, которые также не удалось продать с консигнационных складов.

При наличии условия консигнации предполагается что право собственности на продаваемый товар сохраняется за экспортёром, в то время как хранится он на складе в стране импорта. Переход права собственности переходит только при продаже товара. Типичным для консигнации периодом хранения является 1-1,5 года. Если за указанный период продажа товара так и не состоялась, происходит возврат (за счёт собственника) экспортёру хранившейся продукции.

Что собой представляет реимпорт как таможенная процедура

Таможенная процедура реимпорта товаров, представленная в ТК ТС (гл. 39) и Федеральном законе (гл. 36), применяется в ситуации, когда товары, покинувшие ранее ТС, ввозятся обратно на его таможенную территорию в определённые сроки (ст. 293 ТК ТС). При этом у лица, осуществляющего реимпорт не возникает обязательства уплаты налогов, ввозных пошлин, его не касаются меры нетарифного регулирования.

Статус товаров, попадающих под процедуру реимпорта, определяется как «выпущенные для свободного обращения».

Таможенная процедура реимпорта товаров согласно законодательству, принадлежит к категории завершающих, то есть в течение данного таможенного режима происходит окончание пребывания продукции, вывезенной ранее, за границами ТС в результате их ввоза обратно на его таможенную территорию.

Законодательством установлено, что таможенный режим реимпорта товаров возможно применить к продукции, которую вывезли ранее, если она отвечает следующим параметрам:

1) Товар находился ранее в таможенном режиме экспорта или представляет собой продукт переработки товара, который находился в режиме переработки на таможенной территории, сейчас же производится вывоз в режиме реэкспорта с соблюдением ряда условий:

1. время отведённое для перемещения продукции под процедуру реимпорта — не более трёх дней со дня, следующего за днем её перемещения через таможенную границу при вывозе из ТС, кроме того существуют иные сроки, прописанные в законе (см. п.2 ст. 293 ТК ТС);

2. состояние продукции остаётся неизменным, помимо изменений под влиянием естественной убыли при соблюдении условий транспортировки, хранения и эксплуатации, естественного износа;

3. бумаги, указанные в статье 294 ТК ТС, предоставлены в таможенный орган;

2) Товары пребывают в режиме временного вывоза, при этом не истекли требуемые сроки, и состояние продукции удовлетворительно (без изменений кроме естественного износа и убыли при нормальных условиях и изменений допустимых для товаров, находящихся под процедурой временного ввоза);

3) Грузы пребывают под таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, при этом ввезены в пределах срока переработки, все условия по неизменному состоянию продукции относительно момента вывоза с таможенной территории ТС соблюдены, помимо изменений из-за естественного износа и убыли при нормальных условиях;

4) Товар является продуктом переработки других грузов, ранее помещенных в режим переработки вне таможенной территории, для гарантийного ремонта на условиях безвозмездности. Также помещение груза под таможенную процедуру реимпорта товара выполняется в рамках срока его переработки, за исключением случаев, когда при выпуске перерабатываемой продукции для внутреннего потребления оказался необходим учёт наличия дефектов, выступивший основной причиной гарантийного ремонта.

Следует принимать во внимание, что по ст. 293 ТК ТС, не представляет препятствия для перевода товара под процедуру реимпорта использование его за границами ТС для получения прибыли или проведение мероприятий для поддержания её сохранности, в том числе ремонта (помимо капитального или модернизации), технического обслуживания, прочих мероприятий, служащих сохранению потребительских свойств продукции, обеспечению неизменного состояния товаров, такого как на момент вывоза с территории ТС. Исключением в этой ситуации является ремонт, после которого стоимость груза относительно дня вывоза с территории ТС возросла.

Товары, прежде помещавшиеся под таможенные режимы, в которые входит последующий вывоз с территории ТС, можно поместить под таможенную процедуру реимпорта товаров.

Так как срок помещения груза под процедуру реимпорта составляет не более трёх лет со дня первого вывоза с территории ТС, а возможность его продления имеется только для некоторых товаров, необходимо быть внимательным к временным параметрам при желании применить в дальнейшем процедуру реимпорта, вывезти и ввезти товар с территории ТС спустя значительное время.

Примеры реимпорта для наглядности

1) Электрогенератор, вывезенный годом ранее с таможенной территории РФ, ввезён в июне данного года в рамках процедуры реимпорта. На этапе вывоза груза в процессе процедуры экспорта годом ранее был произведён возврат НДС на сумму 200 тыс. рублей. Соответственно при ввозе оборудования и его таможенном оформлении в июне этого года компании пришлось уплатить как сборы за таможенное оформление, так и НДС в объёме 200 тыс. рублей.

2) Как сообщил министр финансов Грузии Алекси Алексишвили во время проведения встречи с руководителями ключевых винодельческих компаний страны, в ТК государства правительством были внесены изменения, упрощающие реимпорт из России вина и воды «Боржоми». Изменения отменяют требования по уплате акциза, НДС и таможенной пошлины в случае проведения реимпорта грузинскими компаниями. Помимо этого, допускается просрочка предпринимателями уплаты налогов, связанных с реимпортом в размере не более 250 тыс. лари (около $137 тыс.) на срок 3 месяца. Также в случае сокращения прибыли компании винодельческой отрасли в течение 2006 года на 50% и более, у неё имеется право не платить в данном году налог на прибыль.

Согласно ожиданиям правительства, полученные от применения льгот дополнительные средства будут направлены компаниями на продвижение на новые рынки сбыта продукции, и кроме того противодействие фальсификации минеральной воды и вина.

3) Предприятие-резидент РФ (ООО «ЗАВОД», г. Нижний Новгород) купила у компании из Германии («Производитель ГМБХ») трансформатор, являющийся составной частью оборудования для производства тканей, ткацкого станка (далее – товар). Товар был ввезён через аэропорт Домодедово, растаможен, установлен в качестве основного средства, однако спустя 2 дня специалистами предприятия у него был выявлен заводской брак. В соответствии с пунктом о гарантийном ремонте из договора с производителем, по которому этот товар ввозился, товар мог быть принят на безвозмездных началах производителем на ремонт в случае такой необходимости. Также производитель был готов выполнить замену на аналогичное новое оборудование или настройку имеющегося. В то же время следует помнить, что в случае платного ремонта оборудования при реимпорте с компании будут удержаны таможенные платежи (стоимость ремонта будет в данном случае основой для начисления.

Какие товары нельзя поместить под реимпорт

Путём логического исключения сфера применения процедуры реимпорта с лёгкостью ограничивается.

Так нельзя поместить под процедуру реимпорта товары:

— иностранного происхождения;

— российского происхождения, однако вывезенные из РФ в рамках отличных от экспорта таможенных режимов;

— российского происхождения, ввезённые по процедуре экспорта, однако с просроченным предельным периодом реимпорта на момент их ввоза обратно;

— запрещенные к ввозу и вывозу в РФ согласно установленному законодательству.

Реимпорт и платежи, связанные с ним

В рамках таможенной процедуры реимпорта товаров указано отсутствие обязательства уплаты налогов или пошлин таможне. Однако один тип пошлин и налогов по законодательству всё же подлежит уплате государству при реимпорте. Уплачиваются те суммы, что были прежде возвращены реимпортёру в момент вывоза грузов с территории ТС, на условиях, отвечающих действующему законодательству РФ о налогах и сборах. Таким образом при применении к ввозимым товарам процедуры реимпорта в федеральный бюджет возвращаются следующие платежи:

— налоги, ввозные пошлины, а также проценты с налогов, в том случае, если:

а) при начальном пересечении таможенной границы они не взимались (примером может быть реимпорт продуктов обработки вывезенных из ТС до этого);

б) по причине вывоза товаров с территории ТС были возвращены реимпортёру (такая ситуация наблюдается при реимпорте товаров, которые вывозились ранее в процессе проведения процедуры экспорта, по ним на основании фактического вывоза с территории ТС возмещается НДС);

— субсидии, внутренние налоги, а также другие суммы, которые не были уплачены или были возвращены плательщику прямо или косвенно как выплаты, льготы, возмещения по причине вывоза товаров из ТС.

Правила для расчёта сумм таможенных платежей при реимпорте (пошлин на ввоз, а также налогов) прописаны в ст. 249 ТК ТС, где приведены инструкции по определению обязательств по уплате пошлин/налогов при выпуске продуктов переработки в свободное обращение на таможенной территории. Итак, если к продуктам переработки, полученным по результатам обработки товаров зарубежного происхождения и ранее вывезены с таможенной территории ТС, применяется режим реимпорта, у компании возникает обязательство по уплате пошлин и налогов таможне. В таком случае платежи совпадают с теми, которые уплачивают компании при ввозе продукции и дальнейшем выпуске её для внутреннего потребления, то есть если бы режим переработки товара не был заявлен.

Ставки при вычислении обязательств по возврату внутренних налогов используются по состоянию на дату сдачи декларации на вывоз товара с территории ТС. Иные применяемые при вычислении величины – количество товара и его таможенная стоимость, указанные при вывозе продукции с территории ТС. В результате при вычислении внутренних налогов к возврату все величины учитываются на день возмещения при вывозе продукции с территории ТС.

Порядок расчёта сумм субсидий и иных обязательств, которые необходимо уплатить (возвратить) в бюджет РФ устанавливает Правительство РФ. Кроме этого им устанавливаются случаи, при которых сверх того требуется уплата процентов сверх данных обязательств. При расчёте процентов применяется ставка рефинансирования ЦБ РФ. Так как на данный момент отсутствует практика выдачи субсидий на вывоз за рубеж товаров, выпущенных в РФ (случаи применения не установлены), то и положение о возврате их сумм в бюджет не имеет применения.

Возврат денег в счёт пошлин, заплаченных таможне ранее при ввозе регламентирован ст. 295 ТК ТС, он осуществляется, если продукция ввозится на территорию союза в режиме реимпорта и в пределах шести месяцев со дня, следующего за днём вывоза продукции с территории ТС (формально пересечения таможенной границы). Это положение применяется только при наличии факта обложения ранее вывозимой продукции соответствующими таможенными пошлинами.

Все таможенные операции, осуществляемые в рамках режима реимпорта регламентированы приказом ГТК РФ от 13.11.2003 № 1286 «О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима реимпорта».

Налоги, взимаемые при реимпорте

Ранее уже указывалось, что в случае обратного ввоза продукции в рамках таможенной процедуры реимпорта пошли и налоги таможне платить не надо (ст. 32). Практически дословно это правило воспроизводится в п. 3.7 Положения о таможенном реимпорте товаров, однако в данном случае не упоминаются налоги. Пунктами 3.8 — 3.9 данного Положения установлен порядок возврата (уплаты) акцизов и НДС при вывозе продукции под процедурой реимпорта из РФ позже 1 января 1992 года. Эта дата является началом действия нового порядка налогообложения для ввозимых (вывозимых) товаров. Этот момент уже был рассмотрен подробно в разделе о таможенном режиме (процедуре) выпуска для свободного обращения.

По такому случаю встаёт вопрос, а не противоречит ли приведённый порядок уплаты акцизов и НДС из Положения нормам из ТК, согласно которым реимпортируемая продукция освобождается от налогов. В данном случае следует подчеркнуть, что прописанное в ТК освобождение от налогов продукции в рамках режима реимпорта касается только акцизов и НДС, оплаченных в момент ввоза на территорию ТС. В свою очередь Положение регламентирует «обратное изъятие», а не уплату акцизов и НДС, в случае предыдущего их возврата или освобождения продукции от них при экспорте.

Расчёт и уплата сумм акцизов и НДС к возврату производятся по ставкам актуальным на дату вывоза продукции, таможенная же стоимость в целях расчёта таких сумм применяется по состоянию на день принятия ГТД, по которой продукция помещается под реимпорт.

Согласно положениям ТК, лицо, которое перемещает товары под процедурой реимпорта, возвращает все суммы, которые были им получены как выплаты или в рамках других льгот, предоставленных ему в момент вывоза продукции (ст. 34). Такое требование, несомненно, оправдано с точки зрения экономики, а порядок уплаты акцизов и НДС приведённый в Положении находится в полном соответствии с положениями ТК, которые регулируют возврат льгот предоставленных при вывозе грузов из ТС. Согласно ст. 5 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость», в списке товаров, освобождаемых от уплаты НДС, представлены и товары, направляемые на экспорт.

В письме ГТК от 4 января 1994 года N 01-13/25 даются дополнительные разъяснения по вопросу уплаты (возврата) сумм налогов. Принимая во внимание эти разъяснения, следует добавить, что ряд льгот по уплате НДС к реимпортируемым товарам не применяется, в частности те, что относятся только к товарам, ввозимым на территорию России. Когда реимпортируемая продукция при вывозе освобождается от уплаты НДС на основании, прописанном в законодательстве (помимо освобождения, существующего для экспорта), НДС в дальнейшем не применяется, однако декларант обязан доказать факт применения освобождения от налога. Если товары, проходящие процедуру реимпорта, облагаются акцизом, его сумма включается в базу для исчисления НДС. При этом акциз рассчитывается по ставкам для товаров, ввозимых в РФ.

Какие нужны документы при реимпорте

В таможенной декларации при получении от таможенного органа разрешения на оформление режима реимпорта проставляется штамп «Выпуск разрешен», а также другие предписанные в данном случае отметки. Чтобы получить разрешение от таможенных органов на помещение продукции под реимпорт декларанту (или лицу, имеющему его права по ТК ТС) следует задекларировать груз путём заполнения грузовой таможенной декларации (ГТД), причём порядок заполнения применяется аналогичный существующему для иностранных товаров, которые ввозятся на территорию ТС, либо товаров, выпускаемых для свободного обращения.

Согласно статье 294 ТК ТС и приказу ФТС РФ от 25.04.07 № 536 (ред. от 15.10.2010) «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом» вместе с ГТД в таможенный орган предоставляются сведения и документы из перечня (одним пакетом):

— документы, которыми можно подтвердить день пересечения грузом таможенной границы в момент вывоза его с территории РФ (как правило это перевозочные документы);

— данные об уплате или возврате сумм субсидий и внутренних налогов;

— данные о произведённом ремонте в отношении грузов (если они проводились за пределами РФ);

— документы, которыми можно подтвердить вывоз с территории РФ транспортного средства, запасных частей и оборудования для проведения ремонта или ТО, а также факт проведения такого ремонта или ТО с вывезенным за пределы таможенной территории РФ транспортным средством. При этом также удостоверяется, что применялись временно вывезенные запасные части и оборудование (актуально при помещении под процедуру реимпорта запасных частей и оборудования входящих в состав транспортного средства, которые были заменены оборудованием и запчастями, временно вывезенными из РФ);

— аналогичные документы, но подтверждающие соответствие обратно ввозимых запчастей и техники ранее вывезенным (для случая, когда реимпортируемые запчасти и оборудование не были использованы при ремонте);

— таможенная декларация, которую приняли таможенные органы при вывозе товаров из ТС (п. 2 ст. 294 ТК ТС);

— документы, подтверждающие уплату всех необходимых сумм, которые следует вернуть при реимпорте в федеральный бюджет. Представлены платежными и другими подобными документами с приложением пояснений по расчету размеров уплаченных сумм за подписью декларанта;

— письмо ФТС России о продлении срока помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта (если возникла необходимость в продлении сроков реимпорта);

— сведения о применяемых стандартах, технических регламентах и иных подобных нормативных актах, применяемых в Российской Федерации и определяющих допустимые пределы естественного износа и (или) убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации) товаров, в случае изменения состояния товаров за время их нахождения за пределами таможенной территории Российской Федерации (по желанию декларанта).

Необходимо помнить, что сведения и документы из приведённого списка служат подтверждением условий, на которых продукция помещается под процедуру реимпорта, следовательно, при их отсутствии таможенный орган может отказать в предоставлении разрешения на реимпорт.

Согласно общему правилу при необходимости доказательства фактов отсутствия каких-либо возмещений внутренних налогов при вывозе продукции или отсутствия ремонта товара, который мог бы привести к увеличению его стоимости, этим должен заниматься декларант. По этой причине в случае отсутствия документов, подтверждающих данные факты, таможенным органам придётся уплатить внутренние налоги и таможенные платежи, право на избежание которых не доказано.

Как продлить срок реимпорта

Для ряда категорий оборудования имеется возможность продления срока, в рамках которого товар может быть помещён под режим реимпорта, до более трёх лет со дня, следующего за днем пересечения продукцией границы ТС в момент вывоза с таможенной территории ТС. К таким категориям принадлежат оборудование, применяемое для строительства, добычи полезных ископаемых, промышленного производства, и в прочих схожих целях.

Для продления срока ФТС РФ заинтересованному лицу следует подать мотивированный запрос, который составляется письменно в произвольной форме. В таком запросе излагаются все обстоятельства вывоза продукции с территории ТС. Сроки подачи для такого запроса установлены в 30 дней (не позднее) до декларирования соответствующей продукции.

Вместе с запросом в одном пакете в ФТС РФ заинтересованным лицом предоставляются также сведения и документы по списку:

— таможенная декларация, принятая таможенным органом РФ при вывозе товаров с таможенной территории ТС;

— документы, подтверждающие день пересечения товарами таможенной границы при их вывозе с таможенной территории ТС;

— сведения об операциях по ремонту товаров (если такие операции проводились с товарами за пределами таможенной территории ТС).

При наличии у декларанта других документов или сведений служащих подтверждением соблюдения режима реимпорта он может предоставить также их.

Срок рассмотрения мотивированного запроса составляет не более 30 дней.

В случае, когда в пакете недостаёт каких-либо сведений или документов, требуемых для вынесения окончательного решения по вопросу о продлении срока, компетентное в сфере применения таможенных процедур подразделение ФТС РФ в пятнадцатидневный срок (от даты получения запроса) направляет письменное уведомление заинтересованному лицу о необходимости внесения дополнительных сведений/документов. С момента дополнительного внесения запрошенных сведений/документов на рассмотрение запроса отводится 15 дней.

Для оформления продления срока ФТС РФ направляет письма как отправителю мотивированного запроса, так и таможне, контролирующей регион, где реимпортируемый товар будет декларироваться.

В случае, если отправителю мотивированного запроса отказывается в продлении срока, то ФТС РФ направляет письмо с объяснением причины для отказа.

Если до реимпорта была процедура экспорт, то важно знать!

В случае, когда под процедуру реимпорта помещаются российские товары, ранее вывезенные из России в режиме экспорта, а теперь возвращаемые обратно, реимпортёра может ждать ряд проблем.

Проблема №1. Согласно ст.293 ТК ТС, требуется подтверждение неизменного состояния ввозимой продукции (кроме тех изменений, которые произошли в связи с естественным износом и убылью при нормальных условиях перевозки, хранения и использования.

В рамках процедуры ЭК10 (вывоза товаров-экспорта), обычно не проводится никакой идентификации товаров со стороны таможенного органа, нет проверки или досмотра. Таким образом не остаётся документального подтверждений наличия артикулов или серийных номеров на товаре, соответствия фактического товара характеристикам, указанным в таможенной декларации. В связи с этим при последующем реимпорте (ввозе), где досмотр более строг, достаточно сложно подтвердить однозначное соответствие между импортируемым товаром и вывезенным (экспортированным) ранее.

В случае реимпорта, а точнее в момент после ввоза продукции, но ещё до её декларирования

При реимпорте, а именно — после ввоза товаров, но до момента декларирования во избежание лишних проблем желательно провести самостоятельный досмотр заранее и уточнить:

— Соответствие российского товара, который импортируется описанию из экспортной декларации.

— Отсутствие в комплектации лишних «сюрпризов» от отправителя груза, ведь от этого могут зависеть достоверность декларирования и размер таможенных платежей.

— Соответствие партийных и серийных номеров указанным в экспортной декларации. В случае фактического отсутствия серийного номера, который был указан в декларации, на товаре, необходимо нанести такую маркировку. В первую очередь на товаре проверяются шильдики.

Процедуру «реимпорта» следует заявлять только после окончания такого досмотра, потому что после её заявления согласно ст.293 ТК ТС, декларант направляется инспектором таможни в обязательном порядке на досмотр товара и поиск подтверждения неизменности состояния товаров.

Проблема №2. Согласно первой части, ст. 288, 311 ФЗ реимпортёр должен заплатить все прямо или косвенно полученные им в связи с вывозом товаров с территории ТС выплаты, возмещения и льготы по внутренним налогам и субсидиям. То есть таможне понадобится подтверждение об отсутствии факта возврата НДС компании-реимпортёру после вывоза товара по обращению в ИФНС. Таким подтверждением служит справка из налоговой, для получения которой необходимо заблаговременно (за месяц до обратного ввоза продукции в РФ) отправить в ИФНС письмо с запросом.

Зачастую по независящим от них причинам компании получают товар ввезённый обратно совершенно неожиданно. Это выливается в большие издержки за хранение товара на временном складе. В такой ситуации у реимпортёра просто нет времени для получения требуемых справок из ИФНС об отсутствии возврата НДС, либо это очень дорого стоит.

Принять участие в международной арбитражной конференции «Россия как место разрешения споров» 7 декабря 2016 года

Календарь мероприятий ICC Russia

Импорт с браком: решаем вопросы возврата

Возврат поставщику некачественного товара всегда несет для бухгалтера дополнительные заботы: надо и документы правильно оформить, и с налогами разобраться. Но если недостатки были обнаружены в импортном товаре, количество таких забот увеличивается многократно — ведь предстоит еще организовать вывоз товара за пределы РФ.

Специалисты по тайм-менеджменту и организации бизнес-процессов рекомендуют все глобальные и кажущиеся неподъемными задачи разделять на более простые и понятные. Так их решение оказывается более прогнозируемым и быстрым. Подобный метод решения сложных задач получил название «метод швейцарского сыра», поскольку в большой задаче как бы выгрызаются дырки в виде маленьких подзадач, как в сыре.

Именно такой метод мы сегодня и применим к ситуации, когда бухгалтеру необходимо оформить возврат некачественного товара, полученного организацией из-за границы. Эту глобальную задачу можно разделить на несколько подзадач: взаимоотношения с таможней в связи с фактическим перемещением этого товара за пределы РФ, налогообложение самого факта возврата и вывоза бракованного товара за пределы РФ и, наконец, решение вопроса с налогами, ранее уплаченными при ввозе товара, оказавшегося некондиционным. И отдельную подзадачу составит ситуация, когда товар был ввезен из страны — участницы Договора о Евразийском экономическом союзе, с которой действует особый порядок таможенного оформления и уплаты таможенных платежей, в том числе НДС. Остановимся на каждой из этих подзадач детальнее.

Экспорт или реэкспорт?

С точки зрения таможенных правил российский покупатель, выступавший в роли импортера при получении товара, возвращая его даже в связи с обнаружением брака, все равно осуществляет вывоз товара с территории РФ. А значит, эта операция должна проводиться в определенном таможенном режиме. Этот режим в свою очередь определяет состав документов, которые необходимо предъявить на таможне при фактическом перемещении товара через границу, а также влияет на режим налогообложения. Причем как самой операции по вывозу, так и в части налогов и сборов, уплаченных при ввозе товара, который оказался бракованным.

По таможенному законодательству вывоз товара (в том числе бракованного) с таможенной территории Российской Федерации может проходить в двух таможенных режимах — экспорта и реэкспорта. Основное их различие с точки зрения Таможенного кодекса Таможенного союза состоит в следующем. Таможенный режим экспорта, исходя из ст. 212 ТК ТС, предназначен для вывоза товаров, которые изначально произведены на территории Таможенного союза (проще говоря, являются российскими изначально). Также этот режим применим в отношении ранее ввезенных товаров, но которые были оформлены и выпущены в свободное обращение (то есть потеряли статус иностранных) с уплатой всех необходимых таможенных платежей.

В режиме же реэкспорта, как следует из ст. 296 ТК ТС, вывозятся именно иностранные товары, то есть не прошедшие таможенного оформления. К примеру, этот режим применяется, если получатель, принимая партию товара у перевозчика во внутренней таможне, выявил брак. В этом случае, не начиная процедуры оформления, товар вывозят за пределы таможенной территории РФ именно в режиме реэкспорта.

А если брак (как это чаще всего и бывает) выявлен уже после таможенного оформления товара и получения его покупателем? Какой режим применить? Так, в ст. 297 ТК ТС указано: под таможенную процедуру реэкспорта также можно поместить товары, к которым ранее была применена таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления, в случае их возврата по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки (в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке). То есть в рассматриваемой нами ситуации (когда брак выявлен уже после прохождения товаром таможни) тоже возможно применение режима реэкспорта для вывоза некондиционного товара.

Но для этого должны выполняться следующие условия. Первое — со дня, следующего за днем выпуска товара для внутреннего потребления, прошло менее года (абз. 2 п. 2 ст. 297 ТК ТС). На практике этот срок отсчитывается со дня проставления отметки таможней на «ввозной» таможенной декларации о том, что выпуск разрешен.

Второе условие — товары не должны были использоваться и ремонтироваться на таможенной территории Таможенного союза (абз. 4 п. 2 ст. 297 ТК ТС). Исключение составляют случаи, когда использование товаров было необходимо для обнаружения брака. Соответственно, если у вас именно такая ситуация (брак не мог быть выявлен ранее начала использования товара), можно рекомендовать сделать об этом специальную отметку в акте, фиксирующем обнаруженные дефекты товара.

Третье условие — таможенный орган должен иметь возможность идентифицировать товар. При кажущейся простоте именно это условие в реальной жизни чаще всего и является препятствием для реэкспорта. Особенно когда речь идет о ввозе больших партий однотипных товаров, предназначенных для дальнейшей перепродажи (игрушки, бижутерия, канцелярские принадлежности и т.п.). Ведь в таком случае при ввозе товаров документы составляются на всю партию в целом. И для таможенных целей идентифицируется не каждый товар в отдельности, а именно партия товаров в определенном количестве.

Но при выявлении брака в этой партии возврату подлежит не весь ввезенный товар (не вся партия), а только часть. И здесь таможня зачастую занимает формально-бюрократическую позицию и, ссылаясь на п. 2 ст. 297 ТК ТС, настаивает на идентификации каждого возвращаемого товара, входившего ранее во ввезенную партию, что делает таможенную процедуру реэкспорта практически нереальной (о том, как поступить в подобных ситуациях, мы поговорим чуть позже).

В абзаце 3 п. 2 ст. 297 ТК ТС названо и четвертое условие для применения в рассматриваемой нами ситуации процедуры реэкспорта. Но это условие носит уже технический характер — определяет, какой именно пакет документов необходимо будет представить на таможне. В частности, в него включаются документы, содержащие информацию об обстоятельствах ввоза товаров (это документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки), о том, что эти товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, а также о том, использовались или нет эти товары после помещения под данную процедуру. Наконец, понадобится документ, подтверждающий факт брака.

Товар сдан за рубеж: что с налогами?

Очевидно, что, как и при ввозе товара, при его вывозе выбранный организацией таможенный режим будет влиять на порядок налогообложения. Сразу скажем, что с точки зрения налогообложения наиболее комфортным для организации является режим реэкспорта.

Так, в этом случае при вывозе товара за пределы таможенной территории РФ НДС не уплачивается в силу прямого указания подп. 2 п. 2 ст. 151 НК РФ. Напомним, что согласно этой норме Кодекса при вывозе товаров за пределы территории РФ в таможенной процедуре реэкспорта налог не уплачивается, а уплаченные при ввозе на территорию РФ суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Но, как мы помним, вопрос об уплате налогов при вывозе товара — это лишь часть всей «налоговой головоломки», которая возникает в рассматриваемом случае. Ведь при ввозе в Россию товара, в том числе и того, который потом оказался некондиционным, на таможне был уплачен НДС. Более того, в большинстве случаев к моменту обратного пересечения границы бракованным товаром этот налог уже принят организацией к вычету.

С этими суммами также предстоит разобраться. Во-первых, нужно помнить, что НДС, уплаченный при ввозе товара на территорию РФ, так же как и обычный «внутренний» НДС, принимается к вычету. Поэтому первым делом организации, осуществившей вывоз бракованного товара в режиме реэкспорта, предстоит этот налог восстановить.

Связано это с тем, что для вычета НДС, уплаченного на таможне при ввозе товара, в п. 2 ст. 171 НК РФ установлены ровно те же условия, что и для обычных «внутренних» вычетов. Право на вычет «таможенного» НДС есть только в отношении товаров, приобретаемых для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.

Вывоз товаров с территории РФ в таможенной процедуре реэкспорта в ст. 146 НК РФ не поименован. Следовательно, такая операция не признается объектом налогообложения по НДС. Соответственно, после реэкспорта проведенный вычет становится необоснованным. И сумма налога подлежит восстановлению (см., например, письмо Минфина России от 22.10.2013 № 03-07-08/44105). Сделать это надо в том налоговом периоде, в котором, согласно таможенным документам, осуществлен реэкспорт, так как именно в этот момент товары начинают использоваться в операциях, не признаваемых объектом налогообложения по НДС (абз. 4 подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Итак, принятый к вычету налог нужно восстановить в периоде вывоза в режиме реэкспорта. Но одновременно в момент реэкспорта суммы НДС, уплаченные на таможне при ввозе товара, который впоследствии оказался бракованным, становятся излишне уплаченными. Подтверждает это и формулировка ст. 296 ТК ТС, где прямо указано, что товары, помещенные под таможенную процедуру реэкспорта, вывозятся с территории России с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин и налогов.

Переплата по НДС возвращается организации по правилам, установленным таможенным законодательством. Это следует из подп. 2 п. 2 ст. 151 НК РФ. Правила эти заключаются в следующем. После вывоза товара с территории Таможенного союза налогоплательщик будет располагать официальным документом — таможенной декларацией, подтверждающей реэкспорт. Этот документ, а также заявление организации и документы, подтверждающие уплату налога при ввозе товара, и будут основанием для возврата или зачета таможенными органами сумм НДС (ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», далее — Закон № 311-ФЗ). Налог возвращается в течение месяца после представления указанных документов. Обратиться в таможенный орган за возвратом «таможенного» НДС, так же как и в случае с другими налогами, можно в течение трех лет с момента уплаты (п. 1 ст. 147 Закона № 311-ФЗ). При этом прямо предусмотрена возможность повторного обращения, если таможенники вернули заявление из-за непредставления того или иного подтверждающего документа (п. 4 ст. 147 Закона № 311-ФЗ).

Неподтвержденный режим

Как уже отмечалось, зачастую на практике организации при необходимости вывезти за границу бракованный товар сталкиваются с ситуацией, когда таможенную процедуру реэкспорта применить не получается по объективным обстоятельствам: нет нужных документов либо получен отказ от таможенных органов.

В таком случае (поскольку бракованный товар по условиям договора все же нужно вернуть поставщику) ничего не остается, как применить для вывоза таможенный режим экспорта. Означает ли это, что организация автоматически становится экспортером, подпадает под действие ст. 165 НК РФ и обязана собирать подтверждающие экспорт документы, подавать декларацию по ставке 0%, а также применять вычеты в особом порядке?

Как известно, возврат российскому поставщику некачественного товара, принятого покупателем на учет, налоговые органы приравнивают к обратной реализации (см., например, письма Минфина России от 07.04.2015 № 03-07-09/19392, от 01.04.2015 № 03-07-09/18053 и ФНС России от 05.07.2012 № АС-4-3/11044@). Обычно при возврате импортного товара от такого фискального подхода чиновников налогоплательщика как раз защищает таможенный режим реэкспорта, подтверждая, что обратной реализации не происходит. А так как в рассматриваемом случае организация вынуждена поместить товар под режим экспорта, то вопрос применения нулевой ставки к данной операции становится совсем не праздным. И тянет за собой множество других вопросов: какими документами подтверждать такой вынужденный экспорт? Необходимо ли определять налоговую базу по особым правилам с учетом 180 дней, отведенных ст. 165 НК РФ на сбор подтверждающих экспорт документов? Надо ли применять вычеты на момент определения налоговой базы? Если да, то какого именно НДС? Имеет ли отношение к данной операции «таможенный» НДС, уплаченный ранее при ввозе этого товара?

К счастью, ФНС России избавила бухгалтеров от всех этих проблем, разъяснив, что возврат товара иностранному поставщику не признается объектом налогообложения по НДС. Следовательно, налоговая ставка в размере 0% к данной операции применяться не будет (письмо от 10.05.2006 № 03-4-03/892@). Так что возврат брака продавцу, который находится за пределами РФ, нельзя квалифицировать как экспортную операцию (подп. 1 п. 1 ст. 164, ст. 165 НК РФ), сопровождающуюся сбором документов, подтверждающих нулевую ставку, а также особыми правилами применения вычетов.

При этом сама операция по вывозу товара в режиме экспорта НДС также не облагается (подп. 1 п. 2 ст. 151 НК РФ). Соответственно, в этой части изменение таможенного режима для организации фактически никаких последствий не влечет: так же как и в случае с реэкспортом, товар будет вывезен без уплаты дополнительных налогов.

А вот во второй части нашего «налогового ребуса» все не так оптимистично. Изменение режима вывоза товара не отменяет необходимости решения вопросов с налогом, уплаченным при ввозе. И здесь, в отличие от реэкспорта, возврат (зачет) ранее уплаченного «ввозного» НДС таможенным законодательством не предусмотрен (ст. 212 и 214 ТК ТС). То есть налог, уплаченный при ввозе товара, который оказался бракованным, в случае его вывоза в режиме экспорта останется в бюджете.

Но при этом от обязанности по восстановлению принятой к вычету суммы этого налога организация не освобождается. Ведь сам экспорт НДС не облагается (п. 1 ст. 146, подп. 1 п. 2 ст. 151 НК РФ), а право на вычет «ввозного» налога, как мы уже отмечали, дается, только если товары приобретены для перепродажи или использования в операциях, облагаемых НДС (письмо Минфина России от 20.08.2014 № 03-07-08/41606). Так что налог придется восстановить в периоде экспорта (абз. 4 подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Заметим, что оснований для включения восстановленной суммы в расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, в соответствии со ст. 170 НК РФ, в рассматриваемой ситуации также нет.

Таким образом, с точки зрения налогообложения вариант вывоза бракованных товаров в режиме экспорта оказывается крайне не выгодным для организации-покупателя, что, несомненно, нужно учитывать при решении рекламационных вопросов с иностранным поставщиком.

Итак, подведем итог:

1. Налог, уплаченный при ввозе бракованного товара, подлежит возврату из бюджета только в режиме реэкспорта.

2. Принятый к вычету «таможенный» НДС по этим товарам нужно восстановить в периоде вывоза вне зависимости от использованного таможенного режима.

3. Возврат некачественного товара не является отдельной сделкой, он происходит в рамках первоначального договора поставки.

4. Возврат бракованного товара продавцу, который находится за пределами РФ, нельзя квалифицировать как экспортную операцию (подп. 1 п. 1 ст. 164, ст. 165 НК РФ), даже если вывоз осуществляется в режиме экспорта.

5. Обязанностей по сбору документов, подтверждающих нулевую ставку (ст. 165 НК РФ), у покупателя, применившего режим экспорта, не возникает.

Евразийский союз

Отдельные правила оформления и налогообложения возврата бракованных товаров действуют для ситуаций, когда поставщик находится в стране — участнице Договора о евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Напомним, в этот Союз, помимо России, входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.

Отношения по уплате НДС по операциям, связанным с перемещением товаров в рамках ЕАЭС, регулируются Протоколом о порядке взимания косвенных налогов, который является Приложением № 18 к Договору о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.). В нем возврату брака посвящен отдельный пункт — 23, согласно которому если покупатель успевает вернуть бракованный товар в том же месяце, когда он был принят на учет, то в налоговой декларации просто не отражаются операции по импорту некондиционных товаров. То есть в декларации нужно будет показать только качественный товар.

Для того чтобы такое занижение количества товара было законным, факт брака должен быть подтвержден документально. Среди таких документов Протокол называет согласованную участниками договора претензию, акты приема-передачи товаров, транспортные (товаросопроводительные) документы.

Схожий порядок применяется и при возврате бракованных товаров по истечении месяца, в котором они были приняты на учет. В декларации и заявлении о ввозе все равно должно быть отражено уже скорректированное количество товара. Но для этого придется уже представить соответствующие уточненные (дополнительные) налоговые декларации и заявление.

В случае с возвратом импортной продукции важны не только налоги и документы, но и организация отправки товара за пределы России. При возвращении товара продавцу процедуру все равно считают вывозом с территории страны. По этой причине операция должна производиться в соответствии с таможенным режимом.

Экспорт или реэкспорт

Чтобы правильно осуществить возврат импортного товара поставщику, необходимо проанализировать соответствующие нормы законодательства. Особенность сделки в том, что с одной стороны в ней участвует иностранное лицо. Чтобы не сталкиваться с такими сложностями, стоит изначально правильно выбирать поставщика.

Экспортировать товар с территории России можно в одном из двух режимов, которые определены Таможенным законодательством.

  • Экспорт. В таком режиме оформляют вывоз изначально российских товаров, что указано в статье 212 Таможенного кодекса Таможенного Союза (ТК ТС). То же касается продукции, которая потеряла статус иностранной, т. е. выпущенной в свободное обращение.
  • Реэкспорт. Этот вид режима описан в статье 296 ТК ТС, где говорится, что таким способом вывозят именно импортные товары, которые еще не прошли таможенные процедуры. Брак здесь обнаруживается еще до начала оформления документов и уплаты налогов.

Реэкспорт подходит и для брака, который был выявлен уже после выпуска в свободное обращение. Режим применяется в случае несоблюдения условий сделки относительно количества, качества, описания и упаковки продукции. Но, чтобы осуществить возврат импортного товара в режиме реэкспорта, необходимо соблюсти несколько условий.

  • Согласно абз. 2 п. 2 ст. 297 ТК ТС со дня, когда была проставлена отметка о выпуске продукции, должно пройти не более 1 года.
  • Возвращаемые товары не должны были применяться или ремонтироваться. Под исключение попадают случаи, когда обнаружить брак можно только при использовании продукта. Этот факт должен быть отмечен в акте, в котором фиксируется выявленная проблема.
  • У таможенного органа должна быть возможность идентификации товара. На практике именно это условие выполнить сложнее всего. Чаще это касается однотипной продукции, которая ввозится для дальнейшей перепродажи: игрушек, канцелярских принадлежностей, бижутерии. Сложность заключается в том, что документы оформляют на партию, а брак может быть обнаружен только в одной вещи.

Список документов и налоги

При возврате импорта в режиме реэкспорта получатель может вернуть уплаченные ранее таможенные пошлины и налоги на ввоз. В случае применения процедуры экспорта налоги возврату не подлежат, т. е. они останутся в бюджете. Налогообложение здесь производится в соответствии со 164 статьей Налогового кодекса Российской Федерации. Ставка составляет 0%. Для ее применения необходимо предоставить ряд документов:

  • копию таможенной декларации, заверенной таможней;
  • договор о совершении внешнеэкономической сделки;
  • транспортные документы с таможенными отметками;
  • документы, подтверждающие наличие в партии брака.

К последним относятся акт выявления скрытых дефектов, письмо-претензия и взаимное соглашение о возврате. Документы должны быть переданы в налоговые органы в течение 180 календарных дней. Отсчет начинается с момента, когда продукция была помещена в режим реэкспорта. По прошествии указанного времени налогообложение будет происходить по ставке, предусмотренной п. 3 ст. 164 Налогового кодекса РФ.

Что с НДС

При ввозе продукта в процессе таможенного оформления уплачивается НДС. В случае возврата импортного товара поставщику в режиме реэкспорта этот налог предстоит восстановить, поскольку в такой ситуации проведенный вычет становится необоснованным. Восстановление должно быть произведено в тот же период, когда осуществляется реэкспорт. Для возвращения налога организация должна не позднее 3 лет с момента уплаты предоставить такие документы:

  • таможенную декларацию, подтверждающую реэкспорт;
  • заявление;
  • подтверждение об уплате НДС.

Срок возвращения НДС после предоставления перечисленных документов составляет 1 месяц. Восстанавливать налог приходится вне зависимости от режима возврата товара. При экспорте организация не освобождается от вычета НДС, поскольку сам вывоз этим налогом не облагается.

Лучшим в отношении налогообложения оказывается реэкспорт, поскольку здесь удается осуществить возврат налогов, уплаченных при ввозе некондиционной продукции. Хотя при обратном вывозе товаров посредством экспорта такая процедура все равно не приравнивается к экспортной, но для организации это все равно невыгодно.

Возврат НДС при применении таможенной процедуры “Реэкспорт”

Реэкспорт — таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию ТС, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 296 Таможенного Кодекса Таможенного Союза).
При использовании процедуры реэкспорта НДС также не уплачивается. В то же время «ввозной» НДС, уплаченный на таможне при ввозе товара, возвращается налогоплательщику, реализующему этот товар.
Под таможенную процедуру реэкспорта в соответствии со ст. 297 ТК ТС могут попадать не все ввезенные товары, а только:

  • иностранные товары, находящиеся на территории ТС;
  • товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если они возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки.

О требованиях к импортированным товарам, которые могут быть возвращены зарубежным поставщикам с использованием таможенной процедуры “Реэкспорт”, мы уже говорили в предыдущей статье. Теперь уделим немного внимания возврату НДС, уплаченного таможенным органам при ввозе этого товара на территорию РФ.
Возникновение обязанности по уплате НДС при импорте товаров в РФ
В случае с импортом объектом налогообложения является сам факт ввоза товаров на территорию РФ, о чем говорится в пп. 4 пункта 1 ст. 146 Налогового Кодекса РФ. По этой причине налог на добавленную стоимость, уплачиваемый компаниями и индивидуальными предпринимателями при выпуске таможенным органом товаров для их внутреннего потребления, часто называют “таможенным” НДС.
Порядок уплаты «таможенного» налога зависит от таможенного режима, в котором осуществляется ввоз товаров. Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации установлены ст. 151 НК РФ, анализ которой позволяет отметить, что при одних таможенных процедурах НДС уплачивается полностью, а при других — частично или же не платится совсем.
Так, в полном объеме НДС уплачивается при помещении товаров под таможенную процедуру:

  • выпуска для внутреннего потребления (пп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ);
  • переработки для внутреннего потребления (пп. 7 п. 1 ст. 151 НК РФ).

НДС не уплачивается при помещении товаров под таможенные процедуры:

  • транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения, отказа в пользу государства. Кроме того, налог не уплачивается при помещении товаров под специальную таможенную процедуру, а также при таможенном декларировании припасов (пп. 3 п. 1 ст. 151 НК РФ).

Для справки: в силу ст. 364 ТК ТС припасы подлежат таможенному декларированию без помещения товаров под таможенные процедуры.
Почему возникает право на возврат НДС при реэкспорте товара?
Некоторые источники в сети Интернет связывают право на возврат НДС, уплаченного при ввозе товара, с тем, что этот товар в силу его неисправности, непригодности к использованию и иным объективным причинам не может быть реализован. На самом деле это не так.
Ввоз товаров и реализация товаров — это разные объекты налогообложения НДС. Компания, импортировавшая товар, может вернуть его зарубежному поставщику как до реализации, так и после нее, ведь заводской брак может быть обнаружен уже после продажи конечному покупателю.
Право на возврат “таможенного” НДС проистекает из самого определения процедуры реэкспорта, данного статьей 296 Таможенного Кодекса ТС, а возврат сумм НДС, уплаченных при реализации товаров регулируется уже налоговым законодательством РФ.
Единственный нюанс — правом на возврат “таможенного” НДС можно воспользоваться только в том случае, если возвращаемый зарубежному поставщику товар соответствует требованиям, предъявляемым при его помещении под таможенную процедуру “Реэкспорт”. Одно из этих требований — товар не должен эксплуатироваться или ремонтироваться до его возврата. То есть, если товар был продан и находился какое-то время в эксплуатации, а потом сломался по причине заводского брака, то поместить его под процедуру реэкспорта будет уже невозможно. Соответственно, нельзя будет и возместить уплаченный за него “таможенный” НДС.
Процедура возврата НДС при реэкспорте товаров
Возврат “таможенного” НДС, уплаченного за товары, помещенные под таможенную процедуру “Реэкспорт”, производится таможенным органом на основании заявления налогоплательщика.
Здесь следует обратить внимание на несколько очень важных аспектов:

  • Возврат НДС, уплаченного при ввозе товаров на территорию РФ, производится тем же таможенным органом, который оформлял выпуск этого товара для внутреннего потребления, и которому этот налог был уплачен. То есть, нельзя ввезти товар через таможенный пост в Санкт-Петербурге, а требовать возврата НДС в Калининграде. На такие заявления таможенные органы оформляют отказ, налогоплательщик теряет время, в связи с чем может потерять и возможность возврата НДС.
  • К заявлению о возврате НДС, уплаченного при ввозе товаров в РФ, обязательно прилагается пакет документов согласно п. 2 ст. 147 Федерального закона №311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”. Отсутствие необходимых документов тоже влечет отказ. Далее — трата времени на их сбор и, как следствие, печальная перспектива не успеть в сроки.
  • Срок на подачу заявления о возврате НДС, уплаченного за товары, помещенные под таможенную процедуру реэкспорта, составляет 3 года со дня его уплаты. Этот срок оговорен п. 1 ст. 147 упомянутого выше ФЗ. Ранее налогоплательщику на подачу заявления о возврате “таможенного” НДС отводился 1 год со дня фактического вывоза товаров с территории РФ по процедуре реэкспорта. Эта норма была установлена Таможенным кодексом РФ, утратившим силу еще в 2010 году, хотя многие источники в Интернете продолжают отсылать к ней налогоплательщиков и по сей день.

Обращаем внимание компаний, столкнувшихся с необходимостью вернуть товар зарубежному поставщику, на тот факт, что сеть Интернет не может являться достоверным источником нормативно-правовой информации. Законодательство меняется с завидной периодичностью, и уже через несколько месяцев или даже дней приведенные нами в этой статье ссылки на нормативные документы могут оказаться неактуальными.
Не рискуйте своим временем — задайте интересующий вас вопрос по возврату НДС специалистам компании ИНЬЕР по телефону +7 800 333-76-14 или отправьте запрос на онлайн-консультацию. Мы гарантируем вам квалифицированную консультацию и помощь, основанную на действующих нормах таможенного и налогового законодательства.