НДС на медицинские товары

Изменен перечень медицинских товаров, не облагаемых НДС

Постановлением Правительства РФ от 15.08.2019 N 1054 изменен перечень медицинских товаров, реализация и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2015 г. N 1042.
Внесенными изменениями откорректированы коды товаров в зависимости от их принадлежности к ОКП (ОК 005-93) или ОКПД 2 (ОК 034-2014).
Соответствующие изменения внесены и в сноски, помогающие ориентироваться в Перечне.
Код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на код (ОКП) ОК 005-93.
Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код.
Пункты 17, 18 и 20 Перечня медицинских товаров, в части, касающейся медицинских изделий с кодом 32.50.50.000 по (ОКПД 2) ОК 034-2014, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.

НДС на лекарственные средства в 2019 году

Условия льготного НДС для лекарств

Согласно пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ, в список медицинских товаров, реализация которых облагается НДС по десятипроцентной ставке, входят:

  • лекарственные средства (в том числе фармацевтические субстанции, средства для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, а также лекарства, изготовленные аптеками);

  • медицинские изделия, кроме наиболее важных и жизненно необходимых, реализация которых освобождена от налогообложения.

При реализации лекарственных средств аптечные организации имеют право применять десятипроцентную налоговую ставку НДС в том случае, когда для лекарств имеется действующее регистрационное удостоверение, выданное в установленном порядке (Письмо ФНС России от 10.08.2011 г. N АС-4-3/13016@ «О перечне документов, подтверждающих изготовление аптечными организациями лекарственных средств, и применения налоговой ставки налога на добавленную стоимость в размере 10% при их реализации на территории Российской Федерации»).

В случае продажи лекарственных средств внутриаптечного изготовления НДС по ставке 10% применяется, если на лекарства есть рецепт либо они затребованы медицинским учреждением.

Если регистрационное удостоверение на лекарство отсутствует либо срок действия регистрационного удостоверения истек, применяется ставка НДС в размере 18% (письма Минфина РФ от 13.09.2018 № 03-09-19/65511, от 24.01.2018 № 03-07-07/3560 и от 18.02. 2019 № 03-07-07/9851).

Кроме того, необходимо, чтобы медицинские товары соответствовали кодам из специальных перечней, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 688 «Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов». Указанные перечни составлены в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКПД 2), а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).

Если товар соответствует коду из спецперечней, никакие дополнительные условия не могут ограничить возможность применения льготной ставки НДС. Примером могут служить уточнения в п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 №33: “применение налоговой ставки 10 процентов в отношении конкретного вида товара не может быть поставлено в зависимость от того, имела ли место реализация этого товара на территории Российской Федерации либо товар был ввезен на территорию Российской Федерации”.

Дополнения в перечнях

Постановление №688 постоянно дополняется уточнениями. В 2018 году в него были дважды внесены изменения по части кодов медицинских товаров (постановления Правительства РФ от 23.01.2018 № 50 и от 20.03.2018 № 307).

Постановлением №50 наименования и коды медтоваров приведены в соответствие ОКПД 2.

Проект, направленный на внесение очередных изменений в постановление №688, был подготовлен Минфином РФ 25 июля 2019 года.

Кроме того, Постановление № 50 дополнило перечень с кодами по ТН ВЭД ЕАЭС другими наименованиями, по которым десятипроцентная ставка НДС стала применяться при ввозе медтоваров в Российскую Федерацию с 25.01.2018.

Другие корректировки этого перечня были внесены Постановлением № 307. В их число вошли замена кодов и различные правки с дополнениями в позициях.

Медицинские товары: льготная ставка НДС

Зайцева С. Н.,эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Продажа медицинских товаров облагается по льготной ставке НДС. При этом не имеет значения, где произведен такой товар (в России или за рубежом). Однако определенные условия для применения 10%-й ставки все же придется соблюсти. А с учетом того, что законодательство время от времени корректируется, у налогоплательщиков постоянно возникают вопросы по этому поводу.

Условия для применения

Продажа медицинских товаров (как отечественного, так и зарубежного производства), указанных в пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ, облагается по ставке НДС 10%. Это:

  • лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями;

  • медицинские изделия, за исключением важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения, при представлении в налоговую инспекцию регистрационного удостоверения на медицинское изделие.

Но чтобы применить льготную ставку, необходимо, во-первых, наличие действующего регистрационного удостоверения. В отношении лекарственных препаратов, на которые регистрационные удостоверения отсутствуют, в том числе по причине истечения их срока действия, ставка НДС в размере 10% не применяется. Налогообложение таких лекарственных препаратов производится по ставке 18% (письма Минфина России от 13.09.2018 № 03-09-19/65511, от 24.01.2018 № 03-07-07/3560).

Во-вторых, нужно соответствие медицинского товара кодам. Они определены двумя перечнями: внутрироссийским и внешнеэкономическим (если можно так выразиться), то есть составленными в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКПД 2) и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). Оба перечня утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 688 (далее – Постановление № 688).

К сведению: для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ. Дополнительные ограничения вводиться не могут. Например, применение ставки 10% не может зависеть от того, реализуется ли конкретный товар на территории РФ или он был ввезен на территорию РФ (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33).

Постановление № 688 корректируется из года в год. В 2018 году по части кодов медтоваров его изменяли дважды – см. постановления Правительства РФ от 23.01.2018 № 50 и от 20.03.2018 № 307 (далее – постановления № 50 и 307 соответственно). Первым из них наименования и коды медицинских товаров приведены в соответствие ОКПД 2. Постановление № 50 действует с 25.01.2018, но «заработала» обозначенная правка, что объяснимо, «с откатом» назад – в отношении медицинских товаров, реализованных на территории РФ с 01.01.2017 (за исключением хлорида натрия чистого – код 08.93.10.130 и воды морской – код 08.93.10.140).

Кстати, уточним. Коды ОКПД 2 согласно примечанию к Постановлению № 688 (п. 2) применяются в отношении:

  • фармацевтических субстанций, сведения о которых содержатся в государственном реестре лекарственных средств (ГРЛС) или в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза (ЕРЗЛС ЕАЭС);

  • лекарственных препаратов, которые включены в ГРЛС или сведения о которых содержатся в ЕРЗЛС ЕЭС, при этом лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и иметь документ, подтверждающий их регистрацию, а также лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями;

  • лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов или регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения в целях формирования общего рынка лекарственных средств в рамках ЕАЭС в соответствии с правом ЕАЭС, на ввоз конкретной партии которых имеется заключение (разрешительный документ) уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

  • медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения согласно пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС, или до 31.12.2021 – при представлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством РФ.

Что касается перечня медицинских товаров с кодами по ТН ВЭД ЕАЭС: Постановлением № 50 он дополнен новыми наименовани­ями (глюкозой в виде белого кристаллического порошка, агломерированного или неагломерированного (код – 1702 30 500 0), кислородом (2804 40 000 0), маслом сосновом (3805 90 100 0) и пр.), льготная ставка НДС по которым стала применяться при ввозе в Россию с 25.01.2018.

Другие коррективы «внешнеэкономического» перечня медицинских товаров внесены Постановлением № 307 (документ вступил в силу 30.03.2018, но рассматриваемые изменения распространены на правоотношения, возникающие с 01.01.2017). Помимо замены кодов (1404 90 000 9 на 1404 90 000 8, 2935 00 на 2935 и др.) произведены дополнения в самих позициях. Вот одна из них – «Растения и их части (включая семена и плоды), используемые в основном в парфюмерии, фармации или инсектицидных, фунгицидных или аналогичных целях…». Из предыдущей редакции следовало, что таковые могут быть «…свежие или сушеные, целые или измельченные, дробленые или молотые»; с 30.03.2018 эта позиция дополнена (добавлены слова «охлажденные, мороженые»), соответственно, использование льготной ставки (с 01.01.2017) расширено.

Как видим, полный разброс дат… Должно быть, поэтому вопросов по обозначенной теме (и без того имевшихся в достаточном количестве) прибавилось.

Разъяснения официальных органов

Далее покажем, что интересовало налогоплательщиков в минувшем году и какие ответы они получили от официальных органов.

Вопрос:

Правомерно ли применение пониженной ставки НДС в отношении медицинский изделий, в регистрационных удостоверениях которых указаны коды ОКП, а не ОКПД 2?

Ответ:

Заметим: в отношении кодов ОКПД 2 видов медизделий, не включенных в Постановление № 50, рекомендовано обращаться в Минпромторг (см. также Письмо Минфина России от 28.06.2018 № 03-07-07/44705).

Вопрос:

Какая должна быть ставка НДС при ввозе на территорию РФ и реализации в России одного и того же товара: одинаковая или она устанавливается по разным кодам (при ввозе в соответствии с кодами ТН ВЭД ЕАЭС, а при реализации – по кодам, определенным Постановлением № 50)? Если товар ввезен по ставке НДС 18%, а в дальнейшем Правительством РФ для него установлена ставка НДС 10%, может ли этот товар быть реализован по льготной ставке (при соблюдении условия о включении в реестр лекарственных средств)?

Ответ:

Положительный ответ дан в письмах Минфина России от 03.04.2018 № 03-07-07/21465 и 03-07-07/21477: организация, которая ввозит и реализует продукцию, предусмотренную в перечнях, утвержденных #50#, вправе применять ставку НДС в размере 10%. В отношении продукции, не включенной в данные перечни, применяется ставка 18%.

Вопрос:

Правомерен ли вычет уплаченного при ввозе на территорию РФ лекарственных средств по ставке НДС 18%, если при их реализации в России применяется ставка 10%? (Речь идет о лекарственных средствах ветеринарного назначения.)

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ к лекарственным средствам относятся вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.

Как уже было отмечено, коды ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС применяются в отношении лекарственных препаратов, которые включены в ГРЛС или сведения о которых содержатся в ЕРЗЛС ЕАЭС, при этом лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и иметь документ, подтверждающий их регистрацию.

Пунктом 3 ст. 33 Закона № 61-ФЗ предусмотрено ведение государственных реестров как для медицинского, так и для ветеринарного применения.

С учетом сказанного Минфин указал: в отношении ввозимых и реализуемых в РФ лекарственных средств ветеринарного назначения применяется ставка НДС 10% в случае, если коды видов данных товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2 преду­смотрены Постановлением № 688, они зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и по ним имеется документ, подтверждающий их регистрацию (регистрационное удостоверение), а также они включены в государственный реестр лекарственных средств, размещенный на официальном сайте Минсельхоза России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

К сведению: аналогичное разъяснение направлено в ФТС Письмом Минфина России от 25.05.2015 № 03-07-07/29486.

Причем если при ввозе на территорию РФ лекарственных средств ветеринарного назначения НДС таможенникам уплачен по ставке 18%, то (несмотря на реализацию таких лекарственных средств на территории РФ по ставке в размере 10%) вычет «ввозного» НДС (при соблюдении необходимых условий) можно заявить в полном объеме, то есть по ставке 18% (см. также Письмо Минфина России от 20.04.2018 № 03-07-07/26854).

Вопрос:

Правомерно ли при реализации в России применять ставку НДС 10% по ввезенным лекарственным препаратам для ветеринарного применения, зарегистрированным на территории государств – участников ЕАЭС, имеющим выданные уполномоченными госорганами регистрационные удостоверения, но не включенным в соответствующие реестры (ГРЛС, размещенный на сайте Минсельхоза, и ЕРЗЛС ЕАЭС)?

Ответ:

Подобные обстоятельства (отсутствие ввозимых на территорию РФ лекарственных препаратов в одном из реестров – ГРЛС либо ЕРЗЛС ЕАЭС) не дают возможности налогоплательщику применить пониженную ставку НДС. Об этом Минфин высказался в Письме от 23.10.2018 № 03-07-07/75876.

Вопрос:

Вправе ли налогоплательщик, применявший в 2017 году ставку НДС 18%, не производить корректировки в бухгалтерском и налоговом учете, не вносить исправления в договоры с покупателями, не составлять корректировочные первичные документы и не сдавать «уточненки» по НДС за 2017 год? Какие последствия могут возникнуть у покупателей – контрагентов налогоплательщика в части заявленного ими к вычету в 2017 году НДС?

Ответ:

Специалисты финансового ведомства подчеркнули: если до 25.01.2018 налогоплательщиком при реализации медицинских товаров, коды которых в соответствии с ОКПД 2 поименованы в Постановлении № 50, применялась ставка 18%, за период с 01.01.2017 по 25.01.2018 пересчитывать предъявленные продавцом и принятые к вычету покупателем суммы налога в связи с установлением по таким медицинским товарам ставки 10% не следует (Письмо от 05.06.2018 № 03-07-07/38391).

Здесь уместной будет ссылка на одно дело – № А40-208681/2017 (когда в аналогичной ситуации недовольства со стороны покупателей же возникли).

По договору поставки поставщик обязался передавать покупателю в собственность товары ветеринарного и санитарного назначения, а покупатель – принять и оплатить товар. В период с 01.01.2017 при поставке товара поставщиком применена ставка НДС в размере 18%, тогда как реализуемые ветеринарные препараты должны облагаться по ставке 10%. 19.10.2017 покупатель (истец) обратился к ответчику с требованием об изменении ставки НДС в выставленных счетах-фактурах. В ответ на заявление ответчик (поставщик) указал на то, что ветеринарные препараты не содержатся в перечне (с учетом периода – ОКП) товаров, облагаемых по льготной ставке, что и явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал (другие инстанции, включая кассацию – см. Постановление АС МО от 31.05.2018 № Ф05-6446/2018, поддержали коллег), исходя из того, что правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, истцом избран ненадлежащий способ защиты. Согласился с выводом и ВС РФ – в Определении от 06.08.2018 № 305-ЭС18-10932 указано, что возложение на ответчика обязанности внести изменения в принадлежащие ему первичные документы путем отражения НДС по иной ставке приводит лишь к необходимости совершить действия по обращению в налоговый орган для уточнения налоговых обязательств по уплате данного налога в рамках заключенного договора, поэтому избранный способ защиты не может обеспечить восстановление нарушенного, по мнению истца, права. Кроме того, порядок оформления и предъявления счетов-фактур регулируется законодательством о налогах и сборах, в то время как установленные положениями ГК РФ способы защиты к налоговым правоотношениям неприменимы.

Вопрос:

Правомерно ли выставление контрагентом корректировочных счетов-фактур в связи с изменением ставки НДС с 10 на 18%?

Ответ:

Минфин дал ответ: если ставка НДС, указанная в выставленных при отгрузке товаров счетах-фактурах, меньше ставки налога, которая должна быть при такой отгрузке, и документы, перечисленные в п. 10 ст. 172 НК РФ, не оформляются, то корректировочные счета-фактуры продавцом не выставляются, а в счета-фактуры, выставленные при отгрузке товаров, вносятся исправления в порядке, установленном п. 7 Правил заполнения счета-фактуры (Письмо от 06.11.2018 № 03-07-11/79611).

Кстати, в своем обращении к специалистам финансового ведомства налогоплательщик упомянул и о другом их письме (от 13.09.2018 № 03-07-07/65650), содержащем, в свою очередь, ссылку на Письмо Минсельхоза России от 28.10.2016 № ИЛ-25-23/11799, из которых, собственно, понятны причины: вопрос возник не без участия таможенников. Последние указали на неправомерность применения ставки НДС 10%, причем налогоплательщик не смог (в судебном порядке) обосновать свою позицию. Установив, что ввозимый налогоплательщиком товар является не готовым кормом либо готовым продуктом, используемым для кормления животных, а кормовой добавкой, которая может входить в состав кормов, суд пришел к выводу, что такой товар не может облагаться НДС по ставке 10% на основании пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ. Возможность отнесения товара к готовым продуктам в том смысле, который придается данному понятию положениями ТН ВЭД ЕАЭС и пояснени­ями к товарной позиции, не означает автоматического возникновения оснований для применения льготной ставки НДС (постановления АС СЗО от 07.06.2018 № Ф07-6235/2018 по делу № А66-6775/2017, АС ВВО от 01.02.2018 по делу № А11-2476/2017).

Перечень медицинской техники, не облагаемой НДС

Для улучшения уровня жизни населения, Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения на ряд товаров, жизненно необходимых каждому гражданину страны. В соответствии с пунктом 149.2.1 второй части НК РФ, освобожден от уплаты НДС целый перечень жизненно необходимой медицинской техники. Перечень медицинской техники, освобожденной от уплаты НДС, утвержден Постановлением Правительства РФ №19 от 17 января 2002 г.

Обязательным условием освобождения от уплаты НДС является наличие у товара Регистрационного удостоверения, выданного Министерством Здравоохранения (с 2012 г Минздравсоцразвития), в котором указана фраза «изделие медицинской техники». Также применяется льготная ставка НДС 10% к изделиям медицинского назначения, у которых есть соответствующее регистрационное удостоверение.

Перечень кодов ОКП жизненно важной медицинской техники, утвержденный Постановлением Правительства РФ №19 от 17 января 2002 г:

N Наименование Код по классификации ОК 005-93 (ОКП)
Инструменты механизированные 943100
Инструменты колющие 943200*
Инструменты режущие и ударные с острой (режущей) кромкой 943300
Инструменты оттесняющие 943400
Инструменты многоповерхностного воздействия (зажимные) 943500
Инструменты зондирующие, бужирующие 943600
Наборы медицинские 943700
Изделия травматологические 943800
Приборы для функциональной диагностики измерительные 944100
Приборы и аппараты для диагностики (кроме измерительных). Очки 944200**
Микроскопы биологические 443510
Установки радиационные медицинские 694140
Приборы и аппараты для медицинских лабораторных исследований 944300
Приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма 944400
Весы платформенные медицинские 427434
Весы настольные медицинские 427452
Оборудование санитарно-гигиеническое, средства для перемещения и перевозки 945100
Оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек 945200
* За исключением шприцев медицинских (код ОКП 943280).
** За исключением очков солнцезащитных (код ОКП 944201), оправ очковых (код А-ОКП-944265), линз для коррекции зрения (код ОКП 948000), очков и масок защитных (код А-ОКП-944266).

Какие не облагаемые НДС товары закреплены в Налоговом кодексе?

Что не облагается НДС

Какие документы на поставляемые при безвозмездной помощи товары, не облагаемые НДС, надо подавать в инспекцию

Медицинское оборудование, не облагаемое НДС

При каких условиях правомерно включение в товары, не облагаемые НДС, принадлежностей к медицинским изделиям

Итоги

Что не облагается НДС

При внимательном изучении положений ст. 149 НК РФ можно сделать вывод, что на территории РФ НДС не облагается реализация следующих товаров:

  1. Медицинского оборудования и медицинских изделий по специальным перечням, утвержденным Правительством РФ (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ).
  2. Технических средств, которые могут применяться для реабилитации инвалидов или профилактики инвалидности. Детальный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.
  1. Продуктов питания, произведенных столовыми медицинских и образовательных учреждений и реализуемых в таких учреждениях. Продуктов питания, произведенных на предприятиях общественного питания и реализованных столовым в медицинских и образовательных учреждениях (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ и письмо ФНС России от 19.10.2011 № ЕД-4-3/17283@). Отдельно Минфин России в письме от 14.09.2009 № 03-07-14/95 указал, что индивидуальным предпринимателям эту льготу применять нельзя, хотя арбитражные суды ранее неоднократно высказывали противоположную точку зрения (определение ВАС РФ от 07.02.2007 № 649/07, постановление ФАС Центрального округа от 20.05.2008 № А68-668/07-22/14).
  2. Товаров магазинов беспошлинной торговли, если такие товары помещены под таможенную процедуру (подп. 18 п. 2 ст. 149 НК РФ).
  3. Продукции собственного производства налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере производства сельхозпродукции, если удельный вес от ее реализации будет не менее 70%. В этом случае не облагается НДС продукция, выдаваемая в счет натуральной оплаты труда и реализуемая для организации общественного питания работников, занятых в сельскохозяйственных работах (подп. 20 п. 3 ст. 149 НК РФ).
  4. Руды и концентратов ценных металлов, а также самих металлов (подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ).
  5. Необработанных алмазов (подп. 10 п. 3 ст. 149 НК РФ).
  6. Товаров, поставляемых в рамках оказания безвозмездной помощи РФ. Подакцизные товары в это число не включаются (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Подробнее о перечне, содержащемся в ст. 149 НК РФ, читайте в материале «Ст. 149 НК РФ: вопросы и ответы».

При продаже товаров, перечисленных в п. 3 ст. 149 НК РФ, вы можете отказаться от освобождения от НДС (п. 5 ст. 149 НК РФ). Отказ от НДС для операций с товарами из п. 2 ст. 149 НК РФ невозможен.

О процедуре такого отказа читайте в статье «Как отказаться от освобождения от НДС».

Отказаться от льготы по НДС можно путем направления заявления в территориальную ИФНС. Заявление составляется в произвольной форме. При этом следует уложиться до 1-го числа месяца того налогового периода, в котором компания собирается прекратить пользование данными привилегиями (с учетом рекомендаций, изложенных в письме ФНС России от 26.08.2010 № ШС-37-3/10064).

Пример заявления об отказе есть в материале «Образец заявления об отказе от освобождения от НДС».

Какие документы на поставляемые при безвозмездной помощи товары, не облагаемые НДС, надо подавать в инспекцию?

Подп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ определены документы, которые следует подавать в налоговый орган для освобождения от налогообложения товаров, поставляемых в рамках оказания безвозмездной помощи.

Если такие документы будут отсутствовать на момент определения налоговой базы, то НДС начислить придется обязательно. Сумму налога при этом организация будет уплачивать из собственных средств. Более того, НДС к вычету не будет принят, если документы будут поданы позже установленного срока (письмо ФНС России от 09.08.2006 № 03-4-03/1508@).

Кроме того, Минфин России в письме от 23.03.2010 № 03-07-07/08 указывает, что в случае реализации услуг при оказании технической помощи налогоплательщик должен быть указан как организация-поставщик в документе, удостоверяющем, что соответствующие товары, работы или услуги имеют прямое отношение к технической помощи. Если организация поименована как уполномоченная донором, то освобождение применить не удастся.

Медицинское оборудование, не облагаемое НДС

НДС не облагается реализация медицинских товаров, произведенных в России и за рубежом. Перечень таких товаров утвержден Правительством РФ в постановлении от 30.09.2015 № 1042 (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ) и включает медицинские изделия.

Чтобы получить право на освобождение от НДС, налогоплательщик должен представить в инспекцию регистрационное удостоверение.

При каких условиях правомерно включение в товары, не облагаемые НДС, принадлежностей к медицинским изделиям

По данному вопросу есть 2 противоположные точки зрения:

1. Точка зрения чиновников: реализация отдельных принадлежностей освобождается от НДС при наличии индивидуального регистрационного удостоверения.

Позиция чиновников заключается в том, что если принадлежности, входящие в комплект к медицинским изделиям, реализуются отдельно, то их реализация будет освобождена от НДС только при наличии отдельного регистрационного удостоверения.

Аргументы в пользу такого утверждения содержатся, например, в письмах Минфина России от 17.02.2017 № 03-07-14/9027, от 14.01.2016 № 03-07-07/540. Авторы писем утверждают, что в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ от НДС освобождается операция по реализации медицинских изделий, перечисленных в перечне, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042, а при реализации принадлежностей, входящих в состав комплектов медицинских изделий, отдельно от этого комплекта освобождение от НДС применяется при наличии регистрационного удостоверения на данные принадлежности с указанием кодов, предусмотренных перечнем.

2. Альтернативная точка зрения: по Налоговому кодексу весь комплект НДС не облагается, значит, и каждое отдельное изделие тоже обложению не подлежит.

Альтернативная позиция основана на утверждении, что при реализации даже отдельной части комплекта медицинских изделий для освобождения от НДС достаточно наличия регистрационного удостоверения на весь комплект.

В поддержку позиции свидетельствуют исключительно судебные решения. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 06.03.2012 по делу № А56-8184/2011 указано, что НК РФ (ст. 149 и 150) не связывает предоставление льготы по НДС с соблюдением комплектности медицинских изделий. Отдельные части комплекта не утрачивают своей важности и жизненной необходимости только по той причине, что отделены от комплекта.

Аналогичные аргументы приведены в постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 06.06.2007 № Ф08-3088/2007-1271А по делу № А32-8807/2006-57/306 и ФАС Северо-Западного округа от 28.02.2005 № А56-19302/04.

Итоги

Виды товаров, не облагаемых НДС, указаны в пп. 2 и 3 ст.149 НК РФ. Те из них, которые имеют отношение к медицинскому оборудованию, медицинским изделиям, средствам реабилитации инвалидов, предметно расшифровываются в специальном постановлении Правительства РФ. По этим товарам, а также продуктам питания, производимым и потребляемым в медицинских и образовательных учреждениях, необложение НДС является обязательным. По иным товарам, перечисленным в ст. 149 НК РФ, возможен отказ от применения льготы. Для отказа потребуется направить в ИФНС специальное заявление.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.