НДС 20 2019

Содержание

Как повышение НДС отразится на ценах, бюджете и экономике

Почему повысили НДС

Повышение ставки НДС принесет федеральному бюджету в среднем 620 млрд руб. дополнительных доходов в год. Эти деньги пойдут на финансирование национальных проектов из майского указа президента, исполнение которых обойдется в 8 трлн руб. за шесть лет.

На столе у властей были разные варианты пополнения бюджета:

  • введение налога с продаж (или торгового сбора по образцу Москвы);
  • повышение НДФЛ (сейчас 13%);
  • введение прогрессивной шкалы НДФЛ;
  • смягчение бюджетного правила (механизм закупки валюты на сверхдоходы от нефти дороже $40) путем повышения цены отсечения до $45 (в таком случае денег в резервы шло бы меньше, а на текущие расходы — больше).

Чиновники остановились на НДС, потому что он меньше затрагивает деловую среду и благосостояние малообеспеченных слоев населения за счет сохранения льгот по НДС, говорил замминистра финансов Владимир Колычев. Кроме того, этот налог легко администрировать благодаря системам АСК НДС, которые внедрила Федеральная налоговая служба. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, из имевшихся вариантов повышение НДС — «это самое сбалансированное, наименее трудное для экономики, для компаний и, самое главное, для граждан решение».

Вместе с повышением НДС правительство объявило о налоговых компенсациях для бизнеса за рост ставки. Среди них — снижение порогового значения суммы уплаченных за три года налогов, дающей предприятиям право на ускорение возмещения НДС, с 7 млрд до 2 млрд руб., а также отмена регионального налога на движимое имущество. Кроме того, власти сократили срок камеральной проверки декларации НДС с трех до двух месяцев.​ Это означает, что компании смогут быстрее возместить уплаченный налог, если они имеют такое право.

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Как вырастут цены

Хотя НДС перечисляет бизнес, оплачивают его потребители, потому что налог включен в цены на товары и услуги. Повышение НДС — ключевой фактор, который ускорит инфляцию в этом году. ЦБ допускает, что на пике она может достигнуть 6% в первом квартале, а это сильно выше целевого ориентира 4%. Впрочем, затем рост цен должен замедлиться и вернуться к цели ЦБ. Опасаясь разгона инфляции, регулятор дважды поднял ключевую ставку в 2018 году.

Повышение НДС означает увеличение расходов каждого платежеспособного гражданина в среднем на 5 тыс. руб. в год, подсчитала Федерация независимых профсоюзов России. Вот как оно повлияет на цены:

  • подорожают товары и услуги, которые облагаются по полной ставке НДС, больше всего — товары с длинной производственной цепочкой и высокой наценкой, например одежда, бытовая техника, недвижимость, платные медицинские услуги;
  • повышение НДС не отразится на стоимости ограниченного числа социально значимых товаров. Льготная ставка 10% действует на продукты, детские товары, книги, обувь, некоторые лекарства и медицинские изделия. НДС для экспортируемой продукции — 0%;
  • по-прежнему освобождены от НДС такие услуги, как диагностика и лечение, перевозка пассажиров по железной дороге и городским транспортом, уход за детьми в садах и обучение в школах;
  • жилищно-коммунальные услуги из-за роста НДС подорожают в два этапа. Обычно тарифы ЖКХ растут каждый год 1 июля на размер прошлогодней инфляции. Но в 2019 году они вырастут в среднем на 1,7% с 1 января и еще на 2,4% — с 1 июля. Впрочем, это примерно соответствует инфляции в 2018 году;
  • рост НДС повлияет и на цены на бензин;
  • подорожают автомобили большинства брендов. Повышение цен с 1 января анонсировали сразу несколько производителей, включая АвтоВАЗ, Nissan, Mitsubishi и Ford Sollers. Основной причиной они называют повышение ставки НДС.

80% крупных компаний планирует повысить цены из-за роста НДС, показал подготовленный для РБК опрос Института Адизеса. Часть компаний начала подстраиваться заранее и повысила цены еще перед Новым годом: об этом говорит ускорение инфляции в декабре. В преддверии повышения НДС увеличилась и потребительская активность: россияне начали чаще покупать непродовольственные товары.

Еще не все предприниматели успели обновить кассы для корректного отображения новой ставки НДС. До конца первого квартала налоговики не будут штрафовать компании за неверную отметку в чеке, поэтому в некоторых из них может встретиться НДС 18%, хотя в цене все равно будет заложена ставка 20%.

Как рост НДС отразится на экономике

В 2019 году Минфин рассчитывает собрать 6,9 трлн руб. за счет НДС, или 34,6% всех доходов бюджета. А к 2021 году сбор НДС вырастет до 37,9% доходов, следует из закона о бюджете.

То, что хорошо для бюджета, не всегда хорошо для экономики: после повышения НДС эксперты и власти ухудшили прогнозы по росту ВВП на 2019 год. В частности, Минэкономразвития ожидает (.pdf), что он составит лишь 1,3% (оценка по 2018 году — 1,8%) на фоне более быстрого роста цен и, как следствие, замедления потребительского спроса. По оценке департамента исследований и прогнозирования ЦБ, 1% ВВП, собранный государством от НДС, транслируется в снижение ВВП на 0,75%. Повышение НДС увеличит изъятие средств из экономики на 0,55% ВВП ежегодно.

Главные риски придутся на наступивший год. Затем, когда федеральный бюджет получит дополнительные средства и начнет их тратить, рост ВВП должен ускориться: Минэкономразвития ждет, что к 2021 году он достигнет 3%, но аналитики более скептичны с учетом низкого потенциального роста экономики.

Размеры авансов и порядок принятия обязательств по контрактам в 2018 году

Алексеева М., эксперт журнала

Журнал «Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 3/2018

В 2018 году действуют новые правила установления размеров авансов, принятия бюджетных обязательств в целях заключения государственных контрактов (договоров) заказчиками – получателями средств федерального бюджета. Они определены Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 (далее – Положение № 1496). Подробности – в статье.

Авансирование по контрактам.

Получатели бюджетных средств принимают бюджетные обязательства в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных до них в установленном порядке (п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому сумма авансовых платежей по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг не должна превышать определенные лимиты.

Максимально возможные размеры авансовых платежей, которые получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать при заключении государственных контрактов, установлены п. 18 Положения № 1496.

Размер аванса зависит от предмета, который указан при заключении государственного контракта (договора), иных условий и определяется в следующем порядке:

Условия договора (госконтакта)

Установление размера аванса

Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг

До 30 %

Выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ:

– на сумму менее 600 млн руб.

До 30 %

– на сумму более 600 млн руб. при условии последующего авансирования после подтверждения факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенного авансового платежа в соответствии с порядком санкционирования оплаты денежных обязательств*

До 70 %

Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции при наличии подтверждения факта такого импортозамещения

От 30 до 80 %

Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг при условии осуществления территориальными органами Федерального казначейства казначейского сопровождения авансовых платежей**

От 30 до 90 %

Оказание услуг связи; подписка на печатные издания и их приобретение;

обучение на курсах повышения квалификации; прохождение профессиональной переподготовки; участие в научных, методических, научно-практических и иных конференциях; проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий; проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансового обеспечения строительства этих объектов, реконструкцию или техническое перевооружение которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета; приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом; осуществление грузовых перевозок авиационным и железнодорожным транспортом; приобретение путевок на санаторно-курортное лечение; проведение мероприятий по тушению пожаров; аренда индивидуального сейфа (банковской ячейки); обязательное страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств; обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на нем; лечение граждан РФ за пределами территории РФ (договоры заключаются Минздравом с иностранными организациями)

До 100 %

* На сегодняшний день порядок санкционирования оплаты денежных обязательств по контрактам утвержден Приказом Минфина РФ от 17.11.2016 № 213н.

**Казначейское сопровождение контрактов в 2018 году осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1722.

Авансовые платежи в указанных размерах предусматриваются, если иное не определено:

  • федеральными законами;

  • указами Президента РФ;

  • Положением № 1496;

  • другим нормативным правовым актом Правительства РФ для соответствующего государственного контракта (договора).

Отметим, что правила установления размеров авансов, предусмотренные в п. 18 Положения № 1496, не распространяются на контракты, предметом которых является поставка товаров (оказание услуг), включенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 № 21‑р.

Также обращаем ваше внимание на то, что в 2018 году установлен запрет на выплату авансов на последнем этапе исполнения государственных контрактов (договоров), поименованных в пп «а» и «б» п. 18 Положения № 1496, предусматривающих отдельные этапы их исполнения и оплаты. Это все перечисленные выше (в таблице) контракты, кроме тех, для которых предполагается авансирование до 100 %. При этом в отношении контрактов, подлежащих казначейскому сопровождению, ограничений нет.

Принятие обязательств по контрактам.

Согласно п. 10 Положения № 1496 бюджетные обязательства по контрактам, связанные с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, должны быть приняты заказчиками не позднее 1 октября 2018 года. Однако из этого правила есть исключения (поименованы в п. 11 указанного положения), в частности:

  • в случае утверждения решений Президента РФ или Правительства РФ, устанавливающих возможность принятия бюджетных обязательств после 1 октября;

  • при реализации государственного оборонного заказа;

  • при исполнении международных обязательств РФ;

  • в случае если источниками финансового обеспечения бюджетных обязательств являются доходы, указанные в п. 10 ст. 241 БК РФ, получаемые федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы или содержания в дисциплинарной воинской части, а также средства Федерального дорожного фонда;

  • в случаях если извещения об осуществлении закупок размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в определении исполнителя или проекты контрактов направлены поставщикам (подрядчикам, исполнителям) до 1 октября;

  • в случаях, указанных в п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 29, 33, 42, 46, 50, 51 и 52 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44‑ФЗ, при условии, что информация о соответствующих контрактах включена в план-график закупок, предусмотренный названным законом;

  • если бюджетные обязательства возникают из государственных контрактов, заключаемых в текущем финансовом году в связи с расторжением ранее заключенных контрактов по соглашению сторон, решению суда или одностороннему отказу стороны контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством РФ, в том числе по причине введения процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве) поставщика (подрядчика, исполнителя), а также из контрактов на оказание услуг по привлечению экспертов, специалистов и переводчиков;

  • в случае если бюджетные обязательства возникают в связи с процессуальными издержками, связанными с производством по уголовному делу, издержками, связанными с рассмотрением гражданского дела, административного дела, дела по экономическому спору, выполнением требований Конституционного Суда, а также при представлении по законодательству РФ о несостоятельности (банкротстве) интересов РФ по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам по контрактам;

  • при осуществлении закупок за пределами РФ;

  • при принятии бюджетных обязательств в размере, не превышающем 10 % общей суммы не использованных по состоянию 1 октября доведенных лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок.

Для реализации указанных исключений (кроме первого случая) не позднее 6 октября 2018 года необходимо направить в территориальные органы Федерального казначейства информацию о соответствующих бюджетных обязательствах.

Принимать бюджетные обязательства по контрактам после 1 декабря нельзя, если в контракте предусмотрена выплата аванса в пределах доведенных в установленном порядке заказчику лимитов бюджетных обязательств и срок его выплаты превышает один месяц после названной даты (п. 14 Положения № 1496).

* * *

Согласно п. 18 Положения № 1496 в любом государственном контракте (договоре) можно установить условие о предоплате до 30 % суммы контракта. Исключение – закупки, поименованные в перечне, утвержденном Распоряжением Правительства РФ № 21‑р. Также допускается авансирование по контрактам:

  • до 30 или 70 % при выполнении работ по строительству, реконструкции и капремонту (в зависимости от суммы контракта и определенных условий);

  • от 30 до 80 % при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

  • от 30 до 90 % при казначейском сопровождении контрактов;

  • до 100 % в ряде случаев, среди которых заключение государственного контракта об оплате услуг связи, обучении на курсах повышения квалификации, о подписке на печатные издания, приобретении полисов ОСАГО и др.

При заключении контрактов, указанных в пп. «а» и «б» п. 18 Положения № 1496, предусматривающих отдельные этапы их исполнения и оплаты, в них не включают условие о внесении авансового платежа на последнем этапе исполнения контракта.

Бюджетные обязательства, связанные с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, должны быть приняты заказчиками не позднее 1 октября 2018 года, если иное не определено Положением № 1496.

С 1 января 2019 года в России повысился НДС – с 18 до 20%. Закон о смене ставки самого важного налога Президент подписал в августе 2018 года. В связи с этим весь оставшийся период 2018 года компаниям потребовалось в срочном порядке уточнять условия договоров на 2019 год и обновлять настройки программ. Бухгалтеры также столкнулись со сложностями по НДС в переходный период, поскольку часть счетов-фактур была со «старым» НДС, а часть – с новым.

Немного истории

Для россиян прошедший летом 2018 года Чемпионат мира по футболу неминуемо теперь ассоциируется с двумя неприятными нововведениями – повышением пенсионного возраста и повышением ставки НДС до 20 процентов. Ведь именно в день открытия ЧМ-2018 14 июня на заседании Правительства премьер Дмитрий Медведев «обрадовал» всех этими сообщениями. Законопроект о повышении налога был написан в считанные дни, к концу июля Госдума уже приняла закон о повышении ставки НДС с 18 до 20%, а президент также быстро согласился ввести более высокую ставку и подписал соответствующий закон ().

НДС 20% – с какого года изменился и чем это грозит?

Крупного бизнеса, работающего на общей системе налогообложения (т.е. с НДС), и заключающего сделки с такими же крупными компаниями, повышение ставки коснулось незначительно – такие компании стали закупать и продавать товары с одинаковым размером НДС 20%, и с возможностью уменьшить его на сумму входящего налога. Обратная ситуация с экспортерами: они оказались даже в плюсе – для них сохранилась льготная ставка 0%, и если раньше они могли возместить 18% НДС, то после 1 января 2019 года эти суммы выросли на 2%

Больше всего последствия повышения НДС ощутили на себе небольшие компании и рядовые покупатели в магазинах. Увеличение НДС отразилось на стоимости товаров, работ, услуг.

Итак, НДС подняли с 1 января 2019 года. Новая ставка 20% применялась к товарам, отгруженным после этой даты, независимо от даты заключения договора. То есть, если заключение договора на реализацию и перечисление аванса произошло в 2018 году, а отгрузка – после 1 января 2019 года, то ставка НДС по этому товару составила уже 20 процентов. НДС по «старой» ставке 18% могли применять только те, кто успел реализовать свои товары во время до 31 декабря включительно.

Важно!

Льготная ставка НДС в размере 10% в 2019 году сохранилась. Поэтому компании, которые занимаются поставкой данных товаров, со сложностями переходного периода по НДС не столкнулись.

Как переходили на НДС 20%?

Чтобы не потерять деньги из-за претензий со стороны контрагентов и споров с инспекцией, компаниям еще осенью 2018 года пришлось задуматься о том, как подготовиться к нововведению и что поменять в своей работе. Первое и самое важное, что надо было сделать, – провести ревизию всех договоров и внести соответствующие корректировки. В новых договорах сразу учесть увеличение ставки НДС, а к старым создать дополнительные соглашения, чтобы переделать их в договоры с НДС 20%.

Какие договоры нужно было исправлять?

  1. В договоре прописано, что ставка НДС 18%

    Как исправляли: В дополнительном соглашении прописывалась стоимость без учета НДС, а также сумма и ставка НДС сверху.

  2. В договоре прописано, что стоимость указана без учета НДС, значит, НДС начисляется сверх стоимости товара или услуги

    Как исправляли: В принципе договор в этом случае можно было не изменять. Но мы рекомендовали нашим клиентам все же составить допсоглашения, чтобы точно избежать споров с покупателем.

  3. В договоре о НДС не сказано

    Как исправляли: В дополнительном соглашении надо было четко зафиксировать, что цена не включает НДС, а НДС начисляется сверху.

Какие договоры не потребовалось исправлять?

  1. Если стоимость устанавливается в спецификациях, приложениях или других дополнительных документах к договору.
  2. Если компания продает товары или оказывает услуги, облагаемые НДС по ставке 10 или 0%. Ставка 10% используется при продаже социально значимых товаров: продукты, лекарства, детские товары, услуги по внутренним воздушным перевозкам граждан.Нулевая ставка используется в основном при экспорте товаров, при оказании услуг по международным перевозкам.
  3. Если по договору предусмотрено право продавца в одностороннем порядке увеличить стоимость в случае увеличения НДС. К слову, такая ситуация встречается очень редко.

Если покупатель отказывался от повышения цены?

Мы не исключали ситуацию, когда покупатель будет отказывается от подписания дополнительного соглашения о повышении стоимости в связи с увеличением НДС до 20%. В таком случае, по сути, нагрузка в дополнительные 2% НДС ложилась на компанию-поставщика.

Рассмотрим на примере.

То есть выручка компании станет на 1,67 руб. меньше, чем раньше.

Мы сразу предупредили наших клиентов о том, что, если они вдруг решат повлиять на такого покупателя через суд, то сделать это будет довольно непросто. Поскольку судебная практика по таким делам еще не сложилась, то решение судей в каждой конкретной ситуации непредсказуемо.

В связи с этим мы предложили наиболее оптимальный вариант для избежания таких сложностей в будущем: указывать, что стоимость указана без учета НДС. В этом случае будет четко зафиксирована сумма выручки, на которую сверху должен будет начисляться НДС.

Пример формулировки в допсоглашении или новом договоре

При составлении договора/допсоглашения мы рекомендовали учесть 2 важных момента:

  1. Стоимость указывать без НДС – в таком случае поставщик будет защищен от споров с покупателями из-за повышения цены, так как она зафиксирована, и к ней НДС прибавляется сверху (сколько бы он ни был).
  2. Прописать, что до конца 2018 года все отгрузки идут с НДС 18%, а с начала 2019 года – 20%.

Пример формулировки для дополнительного соглашения либо нового договора:

Стоимость составляет 100 руб. без учета НДС.

Что еще изменилось вместе с увеличением НДС?

В связи с изменением ставки НДС поменялась декларация по налогу, а также форма книг продаж и покупок. В бухгалтерских программах также потребовалось сделать некоторые перенастройки.

Однако наши клиенты, которые находятся у нас на комплексном бухгалтерском обслуживании, все эти «организационные» изменения на себе не почувствовали – переход со «старого» НДС на новый для них проходил в штатном режиме

Кроме того, одновременно с законом о повышении ставки НДС до 20% были приняты поправки в Налоговый кодекс, сокращающие срок камеральной проверки по НДС на месяц (). Закон вступил в силу с 3 сентября 2018 года, и на «камералку» по НДС инспекторам теперь отводится два месяца. Но проверка пройдет быстрее, только если у инспекторов не возникнет подозрений и вопросов к отчетности и подтверждающим документам. Если же они заподозрят малейшее нарушение, срок проверки будет продлен на месяц.

Заказать услугу

Повышение НДС с 2019 года и операции переходного периода в 1С:Бухгалтерии 8

С 1 января 2019 года вместо ставки НДС 18% будет применяться ставка 20% (Федеральный закон № 303-ФЗ от 03.08.2018). Эксперты 1С поделились секретами переходного периода и рассказали об особенностях проведения хозяйственных операций переходного периода по НДС в программе «1С:Бухгалтерия 8».

Самые большие сложности, связанные с нововведениями, ожидаются в процессе перехода со старой на новую ставку налога. Новая ставка НДС будет действовать в отношении товаров (работ, услуг, имущественных прав), облагаемых в настоящее время по ставке 18%, отгруженных (выполненных, оказанных, переданных) начиная с 1 января 2019 года. При подготовке к переходу на новую ставку можно ориентироваться на письмо ФНС России № СД-4-3/20667@ от 23.10.2018, которое сможет ответить на вопросы, мучающие налогоплательщиков.

В 1С:Бухгалтерии 8 пользователям не придется менять показатель ставки НДС вручную

В 1С:Бухгалтерии 8 ред. 3 справочник «Номенклатура», в котором указывается ставка НДС, используемая для подстановки при оформлении первичных документов в программе, был доработан начиная с версии 3.0.67. Теперь в справочнике хранятся следующие виды ставки НДС:

  • общая (18% – в 2018 году, 20% – в 2019 году);
  • пониженная – 10%;
  • нулевая – 0%.

Соответственно, ставка НДС 18% или 20% будет проставляться автоматически при выборе даты документа. Если документ будет датирован 2018 годом – 18%, а 2019 – 20%. От непосредственной даты ввода документов ставка налога зависеть не будет. Можно спокойно вводить документы за 2018 год в 2019 году.

ВНИМАНИЕ! Не забудьте установить обновление!

Аванс получен в 2018 году под отгрузки 2019 года

При выставлении в 2018 году счетов на оплату, отгрузки по которой планируются в 2019 году, необходимо рассчитывать общую сумму исходя из ставки НДС 20%. Соответственно, в счете на оплату указывается стоимость товаров и выделяется НДС 20%.

При этом полученная в 2018 году предоплата для целей НДС облагается по действующей в IV квартале 2018 года ставке 18/118, так как применять другую ставку нет оснований. ФНС в своем письме № СД-4-3/20667@ обращает внимание налогоплательщиков на этот момент.

Реализация в 2019 году отражается с применением ставки НДС 20%. При этом в зачет в книгу покупок идет НДС по ставке 18%, ровно в той сумме, которая была начислена в 2018 году.

В новой версии 1С:Бухгалтерии 8 есть возможность выставлять счета на оплату с указанием новой ставки НДС уже сегодня.

При этом если аванс будет получен в 2018 году, программа автоматически сформирует счета-фактуры на аванс со ставкой 18/118.

В счетах-фактурах на отгрузку, формируемых в 2019 году, будет по умолчанию подставляться НДС 20%.

Обратите внимание! В новой версии 1С:Бухгалтерии 8 в книгу продаж 2019 года уже добавлена ставка НДС 20%.

При зачете аванса в книге покупок автоматически отражаются суммы, начисленные в 2018 году исходя из ставки 18/118.

Доплата к авансу 2018 года, полученному, но не зачтенному в 2018 году

В ситуации, когда счета на оплату были выставлены со ставкой НДС 18%, оплата была получена, но отгрузка в 2018 году не состоялась, а была перенесена на 2019 год, покупателю необходимо доплатить 2%. При этом порядок учета такой доплаты для целей НДС будет зависеть от того, в каком периоде она прошла. Рассмотрим оба случая.

Доплата 2% прошла в 2018 году

Если доплата 2% была осуществлена в 2018 году, с точки зрения налогообложения НДС данный аванс будет рассматриваться как дополнительная оплата стоимости. С этой доплаты начисляется НДС по действующей в 2018 году ставке – 18/118 (письмо ФНС № СД-4-3/20667@).

При получении таких сумм продавец может выставить корректировочный счет-фактуру на аванс.

В новой версии 1С:Бухгалтерии 8 появилась возможность выбора вручную вида счета-фактуры «Корректировочный на аванс» в документе «Счет-фактура выданный на аванс».

Автоматически программа такой вид не присвоит, необходимо вмешательство пользователя.

При выборе вида счета-фактуры «Корректировочный на аванс» в табличной части необходимо также самостоятельно указать первоначальный счет-фактуру на аванс, к которому проводится корректировка.

Дальше программа автоматически поставит первоначальные данные и данные после изменения. Ставка НДС в обоих случаях будет 18/118.

При зачете аванса в 2019 году в книгу покупок автоматически попадут два счета-фактуры: первоначальный счет-фактура на аванс и корректировочный счет-фактура на аванс.

Доплата 2% прошла в 2019 году

Если доплата 2% была осуществлена в 2019 году, с точки зрения налогообложения НДС данная доплата будет рассматриваться как доплата суммы налога (письмо ФНС № СД-4-3/20667@).

При получении такой доплаты выставляется корректировочный счет-фактура на разницу суммы НДС в размере полученной доплаты.

Как и в случае доплаты 2%, полученной в 2018 году, в программе необходимо вручную выбрать вид авансового счета-фактуры «Корректировочный на аванс».

В табличной части подбираем счет-фактуру на аванс выданный, к которому проводим корректировку. После этого программа проставляет автоматически данные из первоначального счета-фактуры (ставка НДС 18/118) и новые данные, и в этом случае ставка НДС уже будет указываться иная — 20/120.

Вся сумма доплаты попадает на увеличение суммы НДС.

При зачете авансов в 2019 году в книгу покупок автоматически попадут два счета-фактуры и обе суммы НДС.

Одна – по ставке 18/118, вторая – по ставке 20/120.

Доплата одной суммой к нескольким авансам

Может сложиться такая ситуация, когда к нескольким авансам покупатель перечислит доплату 2% одной суммой. В этом случае продавец может выставить единый корректировочный счет-фактуру на аванс (письмо ФНС № СД-4-3/20667@).

В программе также необходимо вручную выбрать вид авансового счета-фактуры «Корректировочный на аванс».

В табличной части нужно подобрать все те счета-фактуры на аванс выданные, к которым проводится корректировка, после этого программа проставит данные из первоначальных счетов-фактур (ставка НДС 18/118) автоматически.

Также автоматически проставятся и данные после изменения к каждому корректируемому счету-фактуре на аванс. Ставка 18/118 или 20/120 будет зависеть от даты произведенной доплаты – 2018 или 2019.

В печатной форме в строке «К счету-фактуре (счетам-фактурам)» будут отражены все номера и даты корректируемых счетов-фактур.

Обратите внимание! Есть особенность отражения такого корректировочного счета-фактуры на аванс в книге продаж: и в графе «Номер и дата счета-фактуры продавца», и в графе «Номер и дата корректировочного счета-фактуры продавца» указываются данные единого корректировочного счета-фактуры на аванс.

При зачете авансов в 2019 году в книгу покупок автоматически попадут авансовые счета-фактуры и единый корректировочный счет-фактура на аванс (в соответствии с произведенными отгрузками).

Частичный зачет аванса с учетом доплаты 2%

Зачастую договором поставки предусмотрен поэтапный зачет предоплаты в счет осуществляемых отгрузок. Соответственно, в момент такого зачета необходимо произвести зачет не только части аванса, но и части доплаты 2%.

При частичном зачете аванса и доплаты 2% необходимо в документе «Реализация товаров» в графе «Расчеты» выбрать «Способ зачета аванса»– по документу.

В табличную часть нужно добавить вручную «Документ аванса» – выбрать «Поступление на расчетный счет» первоначального аванса и добавить «Поступление на расчетный счет» доплаты 2% к этому авансу.

Это позволит программе правильно зачесть НДС с авансов в книге покупок.

Корректировка счетов-фактур 2018 года в 2019 году

При исправлении/корректировке счетов-фактур 2018 года в 2019 году в графе 7 (налоговая ставка) исправительного/корректирующего счета-фактуры указывается налоговая ставка НДС, действовавшая на момент выставления первоначального счета-фактуры (письмо ФНС № СД-4-3/20667@).

То есть при исправлении/корректировке счетов-фактур, выставленных в 2018 году, сохраняется значение ставки НДС 18%.

Оформление возврата товаров, отгруженных в 2019 году

При возврате товаров с 1 января 2019 года продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру. При этом не важно, были ли приняты товары на учет покупателем или нет. А также не играет роли, происходит ли полный или частичный возврат товаров (письмо ФНС № СД-4-3/20667@).

Аналогичные положения содержит Проект изменений в постановление Правительства РФ №1137 от 26.12.2011г.

Обратите внимание! С 1 января 2019 года покупатель не выставляет «встречные» счета-фактуры при возврате товаров.

При возврате товаров от розничных покупателей в книге покупок регистрируется корректировочный документ, содержащий сводные данные по всем операциям возврата за месяц/квартал (письмо ФНС № СД-4-3/20667@).

Мы рекомендуем отражать сведения за налоговый период, т. е. квартал.

В 1C:Бухгалтерии 8 редакции 3 начиная с 1 января 2019 года при возврате поставщику покупателю необходимо вводить документ «Корректировка поступления» (а не «Возврат товаров поставщику», как это делается в настоящее время), который теперь содержит печатную форму ТОРГ-12, подтверждающую переход права собственности обратно от покупателя к продавцу и предназначенную для возврата товаров.

В дальнейшем к документу «Корректировка поступления» регистрируются полученные от продавцов корректировочные счета-фактуры (универсальные корректировочные документы – УКД).

Поставщик оформляет возврат товаров, начиная с 2019 года, документом «Корректировка реализации» (а не документом «Возврат товаров от покупателя») и выставляет покупателю корректировочные счета-фактуры (УКД).

Возврат товаров в рознице

В программе ранее была добавлена возможность формирования документа «Сводная справка по розничным продажам» (документ «Сводная справка по розничным продажам» находится в счетах-фактурах выданных) по розничным реализациям, который вводится раз в месяц/квартал, автоматически заполняется по данным розничных реализаций и регистрируется в книге продаж.

В новой версии программы добавлена возможность формирования документа «Корректировочная сводная справка по розничным продажам» (документ «Корректировочная справка по розничным продажам» также находится в счетах-фактурах выданных) при возврате товаров от розничных покупателей.

Его также можно вводить раз в квартал/месяц, он автоматически заполняется по данным возвратов в рознице и регистрируется в книге покупок.

При выборе документа «Корректировочная сводная справка по розничным продажам» открывается список документов «Сводная справка по розничным продажам», из которого нужно выбрать ту сводную справку, которую необходимо скорректировать.

Во всплывающем окне «Список документов-оснований» можно воспользоваться кнопкой «Заполнить», и программа автоматически заполнит таблицу на основании данных о возвратах, осуществленных до даты ввода корректирующей справки.

В книге покупок корректировочная справка регистрируется одной строкой.

В графе 3 «Номер и дата счета-фактуры продавца» указываются реквизиты первоначальной справки, а в графе 5 «Номер и дата корректировочного счета-фактуры продавца» указываются реквизиты корректировочной справки.

Особенности перехода на новую ставку НДС налоговых агентов

Налоговая ставка по НДС в размере 20% применяется в отношении товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных (выполненных, оказанных, переданных) начиная с 1 января 2019 года.

При предварительной оплате в 2018 году услуг нерезидентов, оказание которых произойдет в 2019 году, НДС исчисляется по ставке 18/118.

При оплате в 2019 году услуг нерезидентов, оказанных в 2018 году, налог также исчисляется по ставке 18/118 (письмо ФНС № СД-4-3/20667@).

В новой версии 1С:Бухгалтерии 8 редакции 3 при введении счетов-фактур как через обработку «Регистрация счетов-фактур налогового агента», так и вручную на основании документа «Списание с расчетного счета» нужная ставка НДС проставится автоматически (при оплате в 2019 году документов 2018 года – 18/118).

Планируемые изменения в документах по НДС

В данный момент доступен проект изменений в постановление Правительства РФ № 1137 от 26.12.2011. В соответствии с этим проектом:

  • добавляются графы по ставке 20% в книгу продаж и дополнительный лист книги продаж;
  • исключается возможность выставления покупателем счета-фактуры при возврате принятых на учет товаров.

В релизе 3.0.67 уже реализована книга продаж за I квартал 2019 года в соответствии с проектом постановления.

Декларация по НДС

Упрощение отчетности по НДС

Начиная с релиза 3.0.67 отчетность по НДС будет формироваться автоматически у 84% пользователей. Для простого учета НДС упрощено формирование отчетности в программе «1С:Бухгалтерия 8.3». Теперь достаточно ввести первичные документы и запустить помощник:

Разъяснение по отнесению НДС в зачет согласно Налоговому кодексу с 1 января 2018 года (Л. Букина, 16 февраля 2018 г.)

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

Л. Букина, профессиональный бухгалтер РК, САР,

налоговый консультант РК 1-й категории

Палаты налоговых консультантов РК, DipIFR, IPFM

РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО ОТНЕСЕНИЮ НДС В ЗАЧЕТ СОГЛАСНО НАЛОГОВОМУ КОДЕКСУ

С 1 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА

Условия отнесения НДС в зачет

Дата отнесения в зачет НДС

Отражение суммы НДС, относимого в зачет, в Декларации по налогу на добавленную стоимость

С 1 января 2018 года вступил в силу Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (далее — Налоговый кодекс).

Порядок отнесения НДС в зачет регламентируется главой 46 «Зачет по налогу на добавленную стоимость», в которую вошли статьи 400-411 Налогового кодекса.

В редакции Налогового кодекса, действовавшего до 1 января 2018 года, условия и сроки отнесения НДС в зачет регламентировались одной статьей 256. После 1 января 2018 года положения по отнесению НДС в зачет разделены на две статьи:

статья 400 «Налог на добавленную стоимость, относимый в зачет» определяет условия отнесения НДС в зачет;

статья 401 «Дата отнесения в зачет налога на добавленную стоимость» определяет дату отнесения в зачет налога на добавленную стоимость.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Условия отнесения НДС в зачет

Рассмотрим условия отнесения НДС в зачет, регламентированные статьей 400 Налогового кодекса:

1. Получатель товаров, работ, услуг должен быть действующим плательщиком НДС.

2. Сумма налога на добавленную стоимость подлежит уплате за полученные товары, работы и услуги.

3. Приобретенные товары, работы и услуги будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации.

4. При приобретении товаров, работ и услуг на территории РК налог на добавленную стоимость должен быть указан в одном из следующих документов с выделенным в нем налогом на добавленную стоимость и указанием идентификационного номера налогоплательщика-поставщика:

— счете-фактуре или проездном билете (на бумажном носителе, в электронном билете, электронном проездном документе), выписанном поставщиком, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость на дату выписки счета-фактуры;

— счете-фактуре, выписанном в соответствии со статьей 414 Налогового кодекса («Особенности выписки счетов-фактур при реализации печатных изданий и иной продукции средств массовой информации»), в части, приходящейся на стоимость полученных в отчетном налоговом периоде периодических печатных изданий и иной продукции средств массовой информации, включая размещенные на интернет-ресурсе в общедоступных телекоммуникационных сетях;