Населенные пункты освобожденные от онлайн касс

Содержание

Где искать перечень населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс или тех, на территории которых ККТ может работать без передачи данных в ОФД

ИП и предприятиям, которые ведут деятельность за городом в отдаленной местности, может быть доступен ряд примечательных преференций в части обязательств по применению онлайн-касс. Их содержание зависит от того, где именно располагается хозяйствующий субъект — в «труднодоступной» или «отдаленной от сетей связи» местности с точки зрения классификации по Закону № 54-ФЗ.

Ознакомимся подробнее с особым порядком ведения расчетов с покупателями торговыми предприятиями, расположенными в пределах того или иного типа территорий со льготным условиями применения ККТ, а также где искать список населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс или где они могут работать в автономном режиме — без передачи фискальных данных в ОФД.

Предлагаем условиться, что используемые далее в статье понятия следует понимать как:

  • «магазин» — торговая точка или место оказания услуг/работ;
  • «труднодоступный» — указанный в п. 3 ст. 2 Закона №54-ФЗ;
  • «отдаленный» — указанный в п. 7 ст. 2 Закона №54-ФЗ.

«Труднодоступный» магазин вправе не применять ККТ вообще

Положениями пункта 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ () определено, что ИП и юрлица, которые ведут бизнес в «отдаленной» или «труднодоступной» местности вправе не использовать контрольно-кассовую технику:

Точный перечень таких населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс, закрепляется в нормативном акте, принимаемом на уровне субъекта РФ.

К местностям, на которых ККТ применять необязательно, не могут относиться территории:

  • любых городов;
  • любых районных центров (кроме тех, что являются единственными населенными пунктами в своем муниципальном районе);
  • любых поселков городского типа.

Отметим, что в статье 2 закона есть еще пункт 5, по которому ККТ вправе не применять аптечные организации, которые располагаются в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах в селах. Кроме того, обособленные подразделения медорганизаций с лицензиями также вправе не применять онлайн-кассы при осуществлении деятельности в сельской местности.

Несмотря на то, что «труднодоступный» магазин вправе не использовать ККТ, вместо кассового чека он должен выдать покупателю (клиенту) по его просьбе иной документ, подтверждающий факт оплаты за товар (услугу). Такой документ должен содержать реквизиты, указанные в абзацах 4-12 пункта 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ. Выдаваться документ должен в порядке, определенном в постановлении Правительства России от 15.03.2017 № 296 ().

Ознакомимся с требованиями к документу, заменяющему кассовый чек, и с порядком его выдачи покупателю подробнее.

Нюансы выдачи документа, заменяющего чек («труднодоступным» магазином)

Выдаваемый «труднодоступным» магазином документ (далее чек) — заменяющий чек онлайн-кассы, должен иметь следующие реквизиты:

  • название документа, порядковый номер (присваиваемый с начала смены);
  • дата, время, адрес расчетов;
  • наименование хозяйствующего субъекта (ФИО ИП), его ИНН;
  • сведения о системе налогообложения, применяемой хозяйствующим субъектом;
  • сведения об операции, при которой выдан чек на кассе магазина — приход или расход денежных средств;
  • перечень товаров, за которые осуществляется оплата по чеку (с учетом скидок, наценок, с указанием НДС, если он применяется хозяйствующим субъектом и с выделением товаров, которые освобождены от НДС);
  • итоговую сумму расчета (с указанием НДС и с выделением суммы за товары, которые не облагаются НДС);
  • сведения о способе расчета — наличными или по карте (с выделением сумм, принятых наличными и по карте);
  • ФИО и должность продавца.

Чек обязательно должен быть подписан продавцом.

Технически чек может быть сформирован с помощью:

  • ККТ старого образца (настроенного на распечатку чеков с указанными выше реквизитами);
  • чекового принтера.

Теоретически, каждый чек можно печатать и на компьютере или даже выписывать вручную (однако, и то и другое — крайне медленные процедуры, и потому лучше обеспечивать формирование чеков с помощью указанных автоматических устройств).

В соответствии с постановлением № 296 «труднодоступный» чек применяется в следующем порядке:

  1. Продавец распечатывает (заполняет) документ, подписывает, передает покупателю в момент принятия от него денежных средств (проведения оплаты по карте).

При этом, должны использоваться технические средства, позволяющие одновременно формировать чек в 2-х экземплярах, либо в одном, но с отрывной частью — по аналогии с бланком строгой отчетности. Во втором случае отрывная часть, как и основная, должна содержать все реквизиты, указанные выше. Одна из копий чека или отрывная часть передается покупателю.

Порядковые номера, присваиваемые каждому чеку, не должны повторяться (за исключением ситуации, когда номер наносится на копию или отрывную часть чека — он как раз должен совпадать с номером исходного чека или основной его части).

  1. В конце смены продавец передает сохраненные копии (основные части) чеков, сотруднику, ответственному за ведение журнала учета документов (составляется в свободной форме) — для регистрации сохраненных документов в данном журнале.

Вполне рабочая схема — когда за ведение журнала отвечает сам продавец — в этом случае сведения по чекам никому не передаются.

В журнале учета документов сведения по чекам приводятся в последовательности, соответствующей порядку выдачи каждого чека.

Журнал необходимо прошить, пронумеровать. Руководитель фирмы или ИП должен заверить данный журнал (и поставить на нем печать, если она используется).

Если в течение дня покупок в магазине не было, то никакие сведения в журнал не вносятся.

В журнале также фиксируются сведения по некорректно составленным чекам. Такой чек, прежде всего, должен быть изъят из оборота (его нельзя выдавать покупателю или использовать каким-либо иным образом), перечеркнут и сдан сотруднику, ответственному за ведение учета чеков. При этом, порядковый номер сохраняется за чеком, несмотря на то, что он считается некорректным и не подлежит использованию.

Руководитель фирмы должен заключить с работником, ответственным за выдачу чеков — то есть, с продавцом, и с человеком, который заполняет журнал учета (в принципе, это может быть, как мы уже отметили выше, один и тот же работник) отдельное соглашение о материальной ответственности.

Продавцом и работником, который ведет учет чеков и журнала, безусловно, может быть и сам руководитель фирмы и ИП. В этом случае нет необходимости составлять какие-либо разрешительные документы.

Копии чеков (отрывные части) должны храниться в защищенном месте — в сейфе или закрываемой на ключ комнате, не менее 5 лет. Затем они уничтожаются в соответствии с решением комиссии, которая назначается руководителем — если не он сам отвечает за выдачу и учет чеков.

Где найти список населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс

Списки «труднодоступных» населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс, как правило, публикуются на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов РФ или муниципалитетов.

Централизованного федерального ресурса на эту тематику пока что не появилось. Но есть крайне информативные частные сайты. Например, перечень «труднодоступных» населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс можно найти .

«Труднодоступные» населенные пункты следует принципиально разграничивать с теми населенными пунктами, которые расположены в местностях, «отдаленных от сетей связи» (пункт 7 статья 2 Закона № 54-ФЗ). В «отдаленных» местностях для продавцов существует несколько иная привилегия — возможность использовать онлайн-кассы в автономном режиме без передачи данных.

Ознакомимся с особенностями такого применения ККТ подробнее.

«Отдаленный от сетей связи» магазин использует онлайн-кассу в автономном режиме — без передачи данных в ОФД

Итак, в соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона № 54-ФЗ в «отдаленных» населенных пунктах — соответствующих критериям, которые определены законом, можно использовать ККТ в режиме, не предусматривающем передачи данных в ОФД через интернет:

Что это значит?

Самое главное — то, что использовать нужно, несмотря на «офлайновый» режим применения ККТ, именно онлайн-кассу. То есть — устройство, имеющее фискальный накопитель, который регистрируется (снимается с регистрации, заменяется) в ФНС в установленном законом порядке.

Режим «без передачи данных» позволяет использовать онлайн-кассу без подключения к серверу Оператора фискальных данных и, как следствие, не платить ОФД порядка 3000 рублей в год за контракт, но это на усмотрение пользователя ККТ. Нет необходимости передавать покупателям кассовые чеки в электронном виде — достаточно выдавать бумажные на руки.

Как мы отметили выше, населенный пункт для отнесения к категории «отдаленных» должен соответствовать ряду законодательных критериев — ознакомимся с ними подробнее.

Какие есть критерии по «отдаленным» пунктам

Главный документ, в котором отражены критерии, о которых идет речь — приказ Минкомсвязи России от 05.12.2016 № 616 (). По сути, это единственный критерий — численность населения, не превышающая 10 тыс. человек. Но не исключено появление иных — по аналогии с теми, что определены в федеральном законе по «труднодоступным» населенным пунктам.

Перечни «отдаленных» населенных пунктов также публикуются достаточно децентрализованно, если говорить об официальных сайтах органов власти. Поэтому приходится искать такую информацию на альтернативных сайтах: например, или указанном выше частном сайте, который также содержит список «отдаленных» населенных пунктов.

При этом, следует иметь в виду, что в случае, если регионом не принято нормативных актов, устанавливающих перечни «отдаленных» населенных пунктов, то считается, что такие пункты в регионе отсутствуют (письмо ФНС России от 27.01.2017 № ЕД-4-20/1435 — ).

В любом случае для уточнения данных полезно обратиться в местное отделение ФНС — возможно, там скажут об анонсируемых изменениях в региональных нормативных актах, которые определяют перечни «труднодоступных» или «отдаленных» местностей.

Тот факт, что при ведении торговли в «отдаленной» местности хозяйствующий субъект вправе применять ККТ без передачи данных в ОФД, означает не только экономию на услугах Оператора, но и наличие ряда дополнительных обязательств хозяйствующего субъекта в части регистрационных действий, производимых при пользовании ККТ.

Отметим, что с учетом содержания таких действий, экономия на услугах ОФД далеко не во всех случаях выйдет очевидной.

Особенности регистрация «отдаленных» онлайн-касс

При работе с «отдаленной» онлайн-кассой, которая работает в автономном режиме (без заключения договора с ОФД), пользователь, как и в сценарии с применением онлайн-кассы в обычном режиме, обязан регистрировать ее (и фискальный накопитель) в ФНС, а также снимать ККТ с регистрации в предусмотренных законом случаях.

При использовании кассы в обычном режиме все регистрационные действия производятся онлайн — через Личный кабинет ФНС (либо при содействии ОФД). Но если ККТ применяется в режиме без передачи данных, то пользователю необходимо:

  1. В целях регистрации онлайн-кассы в ФНС (как условия начала ее легального использования) отправить в Налоговую службу по месту учета хозяйствующего субъекта заявление на регистрацию ККТ на бумаге — по форме, утвержденной в приложении № 1 к приказу ФНС РФ от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@ ().

При этом, в заявлении отражается тот факт, что ККТ будет применяться в режиме без передачи данных.

При наличии фактической возможности получения доступа в Личный кабинет (как вариант, при нахождении владельца магазина в населенном пункте, где интернет есть) зарегистрировать онлайн-кассу можно и через Личный кабинет ФНС. В заявлении, подаваемом онлайн, также обязательно нужно указать, что касса будет использоваться в режиме без передачи данных в ОФД.

  1. В случае необходимости перерегистрации ККТ по причине замены фискального накопителя (либо при снятии онлайн-кассы с регистрационного учета) — отнести онлайн-кассу вместе с накопителем в ФНС, снять его там и сдать на считывание фискальных данных. Касса передается специалистам ФНС вместе с заявлением на перерегистрацию (снятие с регистрации) онлайн-кассы.

Фискальные данные считываются специалистами ФНС с использованием специального USB-адаптера (письмо ФНС России от 16.02.2018 № АС-4-20/3107@ — ).

Таким образом, у пользователя, объективно, может возникнуть необходимость в неоднократном посещении ФНС в различных целях. На это уйдет время и, возможно, выгоднее будет — несмотря на наличие законных оснований применять ККТ без передачи данных, все-таки заключить договор с ОФД при наличии фактической технической возможности это сделать. «Просадка» в продажах вследствие затраченного на визиты в ФНС времени может быть гораздо выше стоимости услуг ОФД.

Даже если касса применяется в населенном пункте с численностью населения менее 10 тыс. человек, то интернет там, скорее всего, в какой-либо разновидности есть — хотя бы мобильный. Его вполне хватит на обслуживание онлайн-кассы, которая не потребляет много трафика.

Резюме

Положениями Закона № 54-ФЗ определено 2 типа преференций в отношении хозяйствующих субъектов, которые производят расчеты с физическими лицами (и в общем случае обязаны применять онлайн-кассу с передачей данных в ОФД):

  1. Легальный отказ от использования онлайн-кассы — на территориях, признанных «труднодоступными» в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ.

Вместо чека онлайн-кассы магазин должен выдать покупателю аналогичный по существу документ, в котором содержатся реквизиты, очень близкие тем, что отражаются в чеке, распечатываемом на ККТ.

  1. Легальный отказ от заключения договора с ОФД — то есть, возможность применения ККТ в режиме, не предусматривающем передачу данных, на территориях, признанных «отдаленными от сетей связи» — в соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона № 54-ФЗ.

При этом, касса должна иметь полноценный фискальный накопитель, ее нужно в установленном порядке (допустимо — с применением бумажных документов) регистрировать в ФНС (перерегистрировать, снимать с регистрации).

Перечни населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс (которые относятся к «труднодоступным»), или тех, где онлайн-кассы могут работать в автономном режиме без передачи данных в ОФД (которые относятся к «отдаленным»), определяются на уровне региональных органов власти, которые издают в этих целях отдельные нормативные акты.

Кто может получить налоговый вычет за онлайн-кассы и как его оформить.

Желательно, чтобы кассиры и продавцы заранее прошли соответствующее обучение и знали как работать с кассовым аппаратом.

Эксперты Контур.ОФД подготовили справочник местностей, удаленных от сетей связи

До перехода на онлайн-кассы осталось меньше месяца. С 1 июля 2017 на территории Российской Федерации контрольно-кассовая техника должна будет применяться в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом 54-ФЗ.

В связи с вступлением в силу новых требований, продавец товаров или поставщик услуг обязаны обеспечить передачу в момент расчета фискальных данных, сформированных с применением контрольно-кассовой техники, в налоговые органы через оператора фискальных данных.

Для организаций и ИП, осуществляющих деятельность в отдаленных от сетей связи местностях, действует льгота: они могут применять ККТ в автономном режиме, то есть без подключения к ОФД и без передачи данных в налоговые органы через интернет.

Министерство связи и массовых коммуникации РФ приказом №616 от 05.12.16 определило основания для включения населенного пункта в подобный список. Критерием стала численность населения до 10 тысяч человек.

Местные органы власти с учетом данного критерия, должны подготовить списки населенных пунктов, которые относятся к таким местностям. На 1 июня 2017 года подавляющее большинство регионов утвердило и опубликовало подобные перечни.

Ознакомиться со Справочником местностей, удаленных от сетей связи, можно или выбрав регион из списка ниже.

Где можно не применять онлайн-кассы: перечень регионов

Перечень отдаленных или труднодоступных местностей, где можно работать на старой ККТ, — это список определенных местными властями территорий, где бизнесмены пока смогут не внедрять онлайн-кассы или применять их частично. С 01.07.2019 все остальные организации и предприниматели могут зарегистрировать и использовать только ККТ, которая передает фискальные данные в ФНС по интернету (кроме исключений, указанных отдельно в законе).

Отдаленные и труднодоступные местности получили льготы по применению онлайн-касс. В соответствии с пунктами 3 и 7 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ (ред.от 03.07.2016), новые правила о применении онлайн-касс распространяются не на весь бизнес, который производит наличные расчеты. От такой обязанности власти пока избавили торговые точки, которые расположены:

  • в труднодоступных местностях;
  • на территориях, отдаленных от сетей связи.

Законодатели четко разделяют обязанности по использованию контрольно-кассовой техники (ККТ) для этих двух категорий. Общее только одно: применять старые кассовые аппараты все равно сложно. В статье приведен перечень населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс, с пояснениями и комментариями.

ККТ в труднодоступных районах

В соответствии с действующим законодательством, существует такая категория территорий в Российской Федерации, как регионы-исключения, где можно не применять онлайн-кассы. К таким территориям законодатели отнесли особо удаленные малонаселенные районы, которые нередко недоступны для транспортного сообщения. В самом законе о ККТ отдельно не определен термин «труднодоступная местность». Организации, находящиеся в таких местностях, могут не переходить на онлайн-кассы. Но они все равно обязаны выдавать клиентам документ, подтверждающий факт оплаты. В частности, он должен обязательно иметь реквизиты, предусмотренные нормами закона № 54-ФЗ:

  • дату, время и место операции по расчету;
  • наименование организации-продавца или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя;
  • ИНН продавца;
  • применяемую систему налогообложения;
  • признак расчета (приход, расход, возврат прихода, расхода);
  • наименование товаров, работ, услуг;
  • количество товара или услуг;
  • цену за единицу;
  • стоимость и общую сумму покупки;
  • ставку НДС и его выделенную сумму;
  • форму расчета (наличные, карта);
  • сумму внесенной оплаты;
  • должность и фамилию кассира.

Исключение из этого правила составляют предприниматели, занимающиеся реализацией подакцизных товаров и осуществляющие расчеты при помощи автоматических средств. Им придется искать возможность передавать данные в ФНС. Правом утверждения перечня таких местностей наделены власти субъектов РФ. Однако, по общему правилу, в их число не входят города, районные центры и поселки городского типа. Преимущественно это сельская местность или совсем нежилые районы, например, места вырубки леса или добычи полезных ископаемых, где действуют торговые точки.

Территории с нестабильной связью

К местностям с нестабильной связью законодатели отнесли населенные пункты, в которых нет стабильного интернет-соединения. Предприятия, которые работают в таких населенных пунктах, все равно обязаны перейти на ККТ. Но они имеют право не передавать данные в ФНС. Переход для большинства таких организаций на технику нового типа осуществлен в срок до 01.07.2017, как и для всех остальных бизнесменов.

Кассовый аппарат обязательно должен содержать фискальный накопитель вместо ЭКЛЗ. При расчетах необходимо пробивать бумажные чеки, поэтому перед использованием кассы производится ее перенастройка на автономный режим. Совершенные операции будут регистрироваться и записывать в память накопителя в обычном порядке. Заключать договор с оператором фискальных данных таким бизнесменам не нужно.

Ответственность за подготовку перечней таких местностей возложена на региональные власти. Они обязательно должны учитывать критерии, утвержденные Министерством связи и массовых коммуникаций РФ. В частности, установлено, что к таким местностям относятся территории с населением, не превышающим 10 000 человек. По мере стабилизации связи списки таких территорий будут сокращаться.

Чем заменить онлайн-чек тем, чьи точки продаж расположены в регионах из списка

В соответствии с законом о ККТ, субъекты хоздеятельности, осуществляющие деятельность в труднодоступных местностях и на территориях с нестабильной связью, обязаны выдавать документ, подтверждающий факт оплаты, потребителям их товаров, работ или услуг, даже несмотря на льготы в отношении установки онлайн-касс.

По ст. 4.7 ФЗ-53, такой бланк должен содержать следующие реквизиты:

  • дату и конкретное время осуществления расчета;
  • указание на место, где он произведен;
  • наименование организации или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя;
  • ИНН организации или ИП;
  • применяемую субъектом систему налогообложения;
  • форму расчета;
  • определение НДС;
  • наименование приобретаемого товара или оказываемой услуги, выполняемой работы;
  • указание на приход, расход либо на возврат прихода, расхода;
  • фамилию заполнившего документ специалиста и его должность.

Даже если организации или ИП вовсе обходятся без ККТ, что допускается по закону в некоторых особенно труднодоступных местностях, подобный подтверждающий оплату документ они выдавать обязаны.

Перечень территорий без онлайн-ККТ

Правом утверждать список труднодоступных местностей наделены местные власти. По этому же правилу составляется другой документ: перечень местностей, удаленных от сетей связи. Ниже представлена таблица, в которой перечислены субъекты РФ, подготовившие списки местностей, где установлен особый порядок применения ККТ, и реквизиты документов, которыми были утверждены соответствующие перечни. В этих нормативных актах содержатся списки удаленных от связи местностей и труднодоступных территорий на дату написания этого материала. По мере утверждения новых региональных НПА список пополняется.

Регион

Местности, удаленные от сетей связи

Труднодоступные местности

Алтайский край

Постановление Правительства Алтайского края от 16.02.2017 № 54

Постановление Администрации Алтайского края от 23.12.2016 № 432

Амурская область

Постановление Правительства Амурской области от 27.01.2017 № 38

Постановление Правительства Амурской области от 22.09.2016 № 416

Архангельская область

Постановление Правительства Архангельской области от 31.01.2017 № 32-пп

Постановление Правительства Архангельской области от 01.02.2011 № 22-пп

Астраханская область

Постановление Правительства Астраханской области от 31.01.2017 № 14-П

Постановление Правительства Астраханской области от 08.02.2017 № 31-П

Белгородская область

Постановление Правительства Белгородской обл. от 20.03.2017 № 100-пп

[Постановление Правительства Белгородской обл. от 02.05.2017 № 150-пп

Постановление Правительства Белгородской обл. от 20.03.2017 № 100-пп

[Постановление Правительства Белгородской обл. от 02.05.2017 № 150-пп

Брянская область

Приказ Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 31.01.2017 № 32

Приказ управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 31.01.2017 № 33

Владимирская область

Постановление департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации области от 30.01.2017 № 1

Постановление администрации Владимирской области от 18.10.2016 № 901

Волгоградская область

Приказ комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 30.01.2017 № 02-н

Приказ комитета промышленности и торговли Волгоградской обл. от 15.03.2017 № 16-н

Вологодская область

Постановление Правительства Вологодской области от 30.03.2017 № 290

Постановление Правительства Вологодской области от 21.11.2016 № 1038

Воронежская область

Постановление Правительства Воронежской области от 03.03.2017 № 156

Постановление Правительства Воронежской обл. от 18.05.2017 № 386

Еврейская автономная область

Постановление Правительства Еврейской автономной области от 25.01.2017 № 11-пп

Постановление Правительства Еврейской автономной области от 08.02.2017 № 21-пп

Забайкальский край

Постановление Правительства Забайкальского края от 31.01.2017 № 19

Постановление Правительства Забайкальского края от 20.01.2009 № 2

Постановление Правительства Забайкальского края от 14.02.2017 № 51

Ивановская область

Постановление Правительства Ивановской области от 13.04.2017 № 125-п

Постановление Правительства Ивановской области от 08.06.2017 № 219-п

Иркутская область

Постановление Правительства Иркутской области от 25.04.2017 № 277-пп

Постановление Правительства Иркутской области от 29.12.2008 № 131-пп

Кабардино-Балкарская республика

Постановление Правительства КБР от 31.03.2017 № 58-ПП

Постановление Правительства КБР от 31.03.2017 № 58-ПП

Калининградская область

Постановление Правительства Калининградской области от 07.06.2017 № 287

Нормативные акты отсутствуют

Калужская область

Приказ Министерства конкурентной политики Калужской обл. от 10.03.2017 № 71м

Нормативные акты отсутствуют

Камчатский край

Приказ Минэкономразвития и торговли Камчатского края от 11.04.2017 № 148-п

Постановление Правительства Камчатского края от 09.01.2017 № 2-П

Карачаево-Черкесская республика

Постановление Правительства Карачаево-Черкесской республики от 13.07.2017 № 195

Нормативные акты отсутствуют

Кемеровская область

Постановление коллегии администрации Кемеровской области от 16.02.2017 № 68

Постановление коллегии администрации Кемеровской области от 22.05.2017 № 222

Кировская область

Постановление Правительства Кировской области от 31.01.2017 № 43/52

Закон Кировской области от 27.12.2007 № 208-ЗО

Костромская область

Постановление администрации Костромской области от 22.02.2017 № 67-а

Постановление администрации Костромской области от 14.02.2017 № 47-а

Краснодарский край

Приказ департамента информатизации и связи Краснодарского края от 13.02.2017 № 20

Постановление главы администрации Краснодарского края от 21.03.2017 № 196

Красноярский край

Нормативные акты отсутствуют

Закон Красноярского края от 16.03.2017 № 3-479

Курганская область

Постановление Правительства Курганской области от 31.01.2017 № 20

Постановление Правительства Курганской области от 27.02.2017 № 50

Курская область

Постановление администрации Курской области от 01.02.2017 № 51-па

Постановление Правительства Курской области от 26.01.2004 № 5

Ленинградская область

Приказ комитета по связи и информатизации Ленинградской области от 28.02.2017 № 06

Нормативные акты отсутствуют

Липецкая область

Постановление администрации Липецкой области от 31.01.2017 № 35

Нормативные акты отсутствуют

Магаданская область

Постановление Правительства Магаданской области от 16.02.2017 № 84-пп

Постановление Правительства Магаданской области от 08.09.2016 № 723-пп

Московская область

Распоряжение Министерства потребительского рынка и услуг МО от 27.04.2017 № 17РВ-10

Нормативные акты отсутствуют

Мурманская область

Нормативные акты отсутствуют

Постановление Правительства Мурманской области от 21.04.2017 № 216-ПП

Нижегородская область

Нормативные акты отсутствуют

Постановление Правительства Нижегородской области от 14.12.2016 № 852

Новгородская область

Постановление Правительства Новгородской области от 07.03.2017 № 69

Постановление Правительства Новгородской области от 26.06.2014 № 343

Постановление Правительства Новгородской области от 05.06.2017 № 197

Новосибирская область

Постановление Правительства Новосибирской области от 04.04.2017 № 130-п

Постановление Правительства Новосибирской области от 04.04.2017 № 129-п

Омская область

Постановление Правительства Омской области от 01.03.2017 № 53-п

Постановление Правительства Омской области от 01.03.2017 № 53-п

Оренбургская область

Постановление Правительства Оренбургской области от 09.03.2017 № 177-п

Нормативные акты отсутствуют

Орловская область

Постановление Правительства Орловской области от 31.03.2017 № 131

Постановление Правительства Орловской области от 20.06.2017 № 259

Пензенская область

Постановление Правительства Пензенской области от 01.02.2019 № 43-пП

Постановление Правительства Пензенской обл. от 28.06.2017 № 300-пП

Пермский край

Постановление Правительства Пермского края от 09.02.2017 № 43-п

Постановление Правительства Пермского края от 09.02.2017 № 43-п

Приморский край

Постановление администрации Приморского края от 02.03.2017 № 55-па

Постановление администрации Приморского края от 02.03.2017 № 55-па

Псковская область

Постановление администрации Псковской области от 17.02.2017 № 81

Постановление администрации Псковской области от 23.03.2017 № 138

Республика Адыгея

Постановление Кабинета министров Республики Адыгея от 03.03.2017 № 33

Нормативные акты отсутствуют

Республика Алтай

Постановление Правительства Республики Алтай от 13.07.2017 № 163

Постановление Правительства Республики Алтай от 13.07.2017 № 163

Республика Башкортостан

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23.01.2017 № 10

Распоряжение Кабинета министров Республики Башкортостан от 26.01.2001 № 67-р

Республика Бурятия

Нормативные акты отсутствуют

Постановление Правительства Республики Бурятия от 03.04.2001 № 119

Республика Дагестан

Постановление Правительства РД от 30.05.2017 № 118

Нормативные акты отсутствуют

Республика Ингушетия

Постановление Правительства Республики Ингушетия от 29.11.2016 № 224

Постановление Правительства Республики Ингушетия от 29.11.2016 № 224

Республика Калмыкия

Приказ Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия от 01.12.2016 № 136-с

Приказ Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия от 03.03.2017 № 21-с

Приказ Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия от 01.12.2016 № 137-с

Республика Карелия

Приказ Государственного комитета по дорожному хозяйству, транспорту и связи от 29.12.2016 № 174

Постановление Правительства РК от 20.11.2006 № 163-П

Постановление Правительства РК от 27.03.2017 № 101-П

Республика Коми

Постановление Правительства Республики Коми от 23.12.2017 № 27

Постановление Правительства Республики Коми от 24.01.2017 № 31

Республика Мордовия

Приказ Мининформсвязи Республики Мордовия от 31.01.2017 № 8

Приказ Министерства торговли и предпринимательства Республики Мордовия от 14.02.2017 № 57

Республика Саха (Якутия)

[Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.02.2017 № 50

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.02.2017 № 50

Республика Северная Осетия — Алания

Постановление Правительства Республики Северная Осетия — Алания от 14.03.2017 № 119

Нормативные акты отсутствуют

Республика Татарстан (Татарстан)

Постановление КМ РТ от 30.05.2017 № 320

Нормативные акты отсутствуют

Республика Тыва

Постановление Правительства Республики Тыва от 11.11.2016 № 472

Постановление Правительства Республики Тыва от 11.11.2016 № 472

Ростовская область

Постановление Правительства Ростовской области от 02.02.2017 № 50

Постановление Правительства РО от 19.07.2012 № 655

Постановление Правительства РО от 15.03.2017 № 167

Рязанская область

Распоряжение Правительства Рязанской области от 31.01.2017 № 39-р

Распоряжение Правительства Рязанской области от 31.01.2017 № 38-р

Саратовская область

Постановление Правительства Саратовской области от 13.02.2017 № 52-П

Постановление Правительства Саратовской области от 22.02.2002 № 13-П

Сахалинская область

Постановление Правительства Сахалинской области от 18.04.2017 № 169

Постановление Правительства Сахалинской области от 18.04.2017 № 169

Свердловская область

Постановление Правительства Свердловской области от 27.04.2017 № 307-ПП

Нормативные акты отсутствуют

Севастополь

Постановление Правительства Севастополя от 02.02.2017 № 71-ПП

Нормативные акты отсутствуют

Смоленская область

Постановление администрации Смоленской области от 27.01.2017 № 27

Постановление администрации Смоленской области от 05.11.2003 № 282

Ставропольский край

Постановление Правительства Ставропольского края от 03.04.2017 № 128-п

Постановление Правительства Ставропольского края от 14.10.2005 № 129-п

Тамбовская область

Приказ Управления по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области от 30.01.2017 № 16

Приказ управления по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области от 15.02.2017 № 27

Тверская область

Постановление Правительства Тверской области от 07.06.2017 № 173-пп

Нормативные акты отсутствуют

Томская область

Постановление администрации Томской области от 30.01.2017 № 26а

Постановление администрации Томской области от 21.06.2017 № 219а

Тульская область

Приказ Министерства по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области от 24.01.2017 № 5-осн

Нормативные акты отсутствуют

Тюменская область

Постановление Правительства Тюменской области от 21.02.2017 № 51-п

Постановление Правительства Тюменской области от 20.02.2007 № 26-п

Удмуртская Республика

Приказ Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики от 18.01.2017 № 3

Приказ Минпромторга УР от 26.12.2016 № 112 (ред. от 10.02.2017)

Ульяновская область

Постановление Правительства Ульяновской области от 27.02.2017 № 86-П

Постановление Правительства Ульяновской области от 25.01.2017 № 36-П

Хабаровский край

Постановление Правительства Хабаровского края от 07.03.2017 № 56-пр

Постановление Правительства Хабаровского края от 02.12.2004 № 97-пр

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 27.01.2017 № 23-п

Постановление Правительства ХМАО — Югры от 22.12.2016 № 537-п

Челябинская область

Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 26.01.2017 № 800

Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 26.01.2017 № 799

Чеченская Республика

Постановление Правительства Чеченской Республики от 30.11.2015 № 232

Постановление Правительства Чеченской Республики от 06.06.2017 № 150

Нормативные акты отсутствуют

Чувашская Республика — Чувашия

Постановление Кабинета министров Чувашской Республики от 03.02.2017 № 28

Постановление Кабинета министров Чувашской Республики от 14.12.2016 № 530

Чукотский автономный округ

Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 11.01.2017 № 5

Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 11.01.2017 № 5

Ямало-Ненецкий автономный округ

Постановление Правительства ЯНАО от 28.04.2017 № 413-П

Постановление администрации НАО от 20.09.2012 № 265-п

Постановление администрации НАО от 02.02.2017 № 22-п

Ярославская область

Постановление Правительства Ярославской области от 01.02.2017 № 59-п

Нормативные акты отсутствуют

Причем на местах списки могут быть утверждены достаточно давно, например, список отдаленных и труднодоступных местностей Лужского района, где можно работать без кассового аппарата, введен Постановлением Правительства Ленинградской области № 289 от 02.11.2007 (в 2014 году в него внесены изменения). Таким образом, конкретный перечень населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс, нужно искать в местных законодательных актах.

Согласно Федеральному закону №54-ФЗ в редакции от 03.07.2016, все предприниматели обязаны перейти с обычных кассовых аппаратов на онлайн кассы. Крайним сроком перехода на новую систему расчетов является дата 01.07.2018, а большинство должно приобрести и установить ККТ нового образца уже к 1 июля 2017 года. Такое требование предъявляется буквально ко всем, однако и здесь не обошлось без исключений.

Кто освобождается от перехода на онлайн кассы

Научиться работать с онлайн кассами и модернизировать старый аппарат придется все-таки не всем бизнесменами. Так, согласно положению №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» и Федеральному закону от 03.07.2016 №290-ФЗ «О внесении изменений…» от введения онлайн кассы освобождаются:

  • предприниматели малого бизнеса по предоставлению таких услуг, как ремонт обуви;
  • продавцы на рынках, не оборудованных контрольно-кассовыми аппаратами;
  • владельцы сезонных палаток (овощи, фрукты, сухофрукты);
  • палатки по продаже газет и журналов;
  • люди, зарабатывающие при помощи сдачи собственной жилой площади в аренду;
  • предприятия, предоставляющие питание в общеобразовательных учреждениях;
  • религиозные предприятия (объединения).

Более того, вне зависимости от вида деятельности от введения онлайн касс также освобождаются предприниматели, которые находятся в труднодоступных и отдаленных местностях.

Какая местность считается труднодоступной

Онлайн кассы в труднодоступных местностях установить не всегда возможно. Например, не каждый населенный пункт оснащен сетями связи. Без постоянного интернета внедрение онлайн кассы становится невозможным.

Также, на основании приказа Минкомсвязи России от 05.12.2016 №616, критерием, который является основополагающим для определения отдаленных от сетей связи местностей являются все населенные пункты с численностью человек менее 10 тысяч.

Таким образом, онлайн кассы в труднодоступных местностях, таких как: поселения, деревни, села, рабочие поселки и разъезды — не обязательны. Более точный перечень населенных пунктов, освобожденных от онлайн касс и признанных труднодоступными утверждается в каждой отдельной местности, региональным нормативным документом.

Подробный перечень населенных пунктов, освобожденных от онлайн касс уже утвержден: в Амурской (постановление Правительства Амурской области от 27.01.2017 № 38), Астраханской (постановление Правительства Астраханской области от 31.01.2017 № 14-П), Кировской (постановление Правительства Кировской области от 31.01.2017 № 43/52), Курганской (постановление Правительства Курганской области от 31.01.2017 № 20), Липецкой (постановление администрации Липецкой области от 31.01.2017 № 35), Пензенской (постановление Правительства Пензенской области от 01.02.2017 № 43-пП), Ростовской (постановление Правительства Ростовской области от 02.02.2017 № 50), Томской (постановление Администрации Томской области от 30.01.2017 № 26а), Ульяновской и Ярославской (постановление Правительства Ярославской области от 01.02.2017 № 59-п) областях; в Забайкальском (постановление Правительства Забайкальского края от 31.01.2017 № 19) и Пермском краях (постановление Правительства Пермского края от 09.02.2017 № 43-п); в республиках Коми (постановление Правительства Республики Коми от 23.01.2017 № 27), Башкортостан (распоряжение правительства РФ от 07.12.2016) и Саха-Якутия (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.02.2017 №50), в Чувашской республике (постановление кабинета министров Чувашии от 14.12.2016 №530); в Чукотском автономном округе (постановление правительства Чукотского АО от 11.01.2017 №5). Где-то список исчисляется десятками населенных пунктов (в Амурской, к примеру, области), а, в частности, в Ярославской области, всего 8 городов, где предприниматели обязаны перейти на онлайн ККТ – это, кроме Ярославля, Переславль-Залесский, Рыбинск, Гаврилов-Ям, Данилов, Ростов, Тутаев и Углич. Все остальные поселения местные власти сочли для онлайн касс труднодоступными.

Перечень труднодоступных местностей продолжает пополняться и по настоящее время.

Альтернатива онлайн кассам в труднодоступной местности

Согласно закону №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники», предприниматели, которые ведут бизнес там, где в перечень попали населенные пункты, освобожденные от онлайн касс, обязаны выдавать покупателям документ, подтверждающий факт оплаты товара (услуги). Такой документ, основываясь на абзацах 4-12 п.1 ст. 4.7 Закона №54-ФЗ должен содержать:

  • дату, время и место, в котором произведена покупка (расчет);
  • ФИО предпринимателя или наименование предприятия (организации);
  • ИНН;
  • систему налогообложения;
  • приход/расход или возврат прихода/расхода;
  • наименование товара (услуги);
  • НДС;
  • форму расчета;
  • фамилию и должность специалиста.

В некоторых труднодоступных местностях позволяется и вовсе обходиться без кассового аппарата, не говоря уже об онлайн кассах, но и в них предприниматель обязан выдавать клиенту расчетные документы с указанием всех реквизитов.

Когда в контексте 54-ФЗ речь заходит об отдалённых и труднодоступных местностях, может возникнуть недопонимание. Поэтому сразу обозначим две категории организаций и ИП:

1. Организации и индивидуальные предприниматели, которым необходимо использовать ККТ, но не обязательно, чтобы она была подключена к сети Интернет. Такие онлайн-кассы предприниматели называют термином «Автономная онлайн-касса» для местностей, отдалённых от сетей связи.

2. Организации и предприниматели, которые при осуществлении расчётов не обязаны применять ККТ вовсе. Именно о них пойдёт речь ниже.

Исключение для ИП и организаций по установке онлайн-касс предписано самим 54-ФЗ, а именно пунктом 3 ст. 2: если организация или индивидуальный предприниматель осуществляет расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), данная организация или индивидуальный предприниматель не обязаны применять онлайн-кассу.

Перечень отдаленных или труднодоступных местностей утверждается органом государственной власти каждого отдельно взятого субъекта Российской Федерации для соответствующего субъекта федерации и подлежит обязательному опубликованию на официальном сайте этого органа в пятидневный срок со дня его принятия либо изменения соответствующего перечня.

Организация или ИП этой категории при расчётах с клиентами по требованию последних должны выдавать документ, подтверждающий факт осуществления расчёта. Такой документ должен содержать ряд следующих обязательных реквизитов:

— дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях – адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах – наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя);

— наименование организации или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

— идентификационный номер налогоплательщика пользователя;

— применяемая при расчете система налогообложения;

— признак расчета;

— наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг можно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки НДС (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками НДС или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС);

— сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм НДС по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками НДС или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС);

— форма расчета (наличные денежные средства и (или) электронные средства платежа), а также сумма оплаты наличными денежными средствами и (или) электронными средствами платежа;

— должность и фамилия лица, осуществившего расчет, оформившего бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его (за исключением расчетов, осуществленных с использованием автоматических устройств для расчетов, применяемых в том числе при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети Интернет);

— регистрационный номер ККТ.

ВАЖНО ! ! !

До 01.02.2021 индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, УСН, ЕНВД для отдельных видов деятельности, могут не указывать наименование товара (работы, услуги) и его количество (ФЗ от 03.07.2016 N 290-ФЗ), за исключение индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю подакцизными товарами.

В настоящее время ряд субъектов Российской Федерации уже принял нормативно-правовые акты, определяющие перечни отдаленных или труднодоступных местностей, в которых организации и индивидуальные предприниматели вправе при осуществлении расчетов не применять контрольно-кассовую технику.

С данным перечнем можно ознакомиться ниже:

1. Республика Адыгея (Адыгея) – перечень не установлен

Алтайский край

3. Республика Башкортостан

4. Республика Бурятия

5. Республика Дагестан – перечень не установлен

6. Республика Ингушетия

7. Кабардино-Балкарская Республика

Республика Калмыкия

9. Карачаево-Черкесская Республика – перечень не установлен

10. Республика Карелия

Республика Коми

12. Республика Крым – перечень не установлен

13. Республика Марий Эл

14. Республика Мордовия (1, 2, 3)

15. Республика Саха (Якутия)

16. Республика Северная Осетия – Алания – перечень не установлен

17. Республика Татарстан (Татарстан) – перечень не установлен

18. Республика Тыва

19. Удмуртская Республика (1, 2)

20. Республика Хакасия

21. Чеченская Республика – перечень не установлен

22. Чувашская Республика – Чувашия

23. Забайкальский край (1, 2)

24. Камчатский край

25. Краснодарский край

26. Красноярский край

27. Пермский Край

28. Приморский край

29. Ставропольский край

30. Хабаровский край

31. Амурская область

32. Архангельская область

33. Астраханская область

34. Белгородская область (1, 2)

35. Брянская область

36. Владимирская область

37. Волгоградская область (1, 2)

38. Вологодская область

39. Воронежская область

40. Ивановская область

41. Иркутская область

42. Калининградская область – перечень не установлен

43. Калужская область – перечень не установлен

44. Кемеровская область

45. Кировская область

46. Костромская область

47. Курганская область

48. Курская область

49. Ленинградская область – перечень не установлен

50. Липецкая область – перечень не установлен

51. Магаданская область

52. Московская область – перечень не установлен

53. Мурманская область

54. Нижегородская область

55. Новгородская область (1; 2)

56. Новосибирская область

57. Омская область

58. Оренбургская область – перечень не установлен

59. Орловская область

60. Пензенская область

61. Псковская область

62. Ростовская область

63. Рязанская область

64. Самарская область – перечень не установлен

65. Саратовская область

66. Сахалинская область

67. Свердловская область – перечень не установлен

68. Смоленская область

69. Тамбовская область

70. Тверская область – перечень не установлен

71. Томская область

72. Тульская область – перечень не установлен

73. Тюменская область

74. Ульяновская область

75. Челябинская область

76. Ярославская область – перечень не установлен

77. Город Москва – перечень не установлен

78. Город Санкт-Петербург – перечень не установлен

79. Город Севастополь – перечень не установлен

80. Еврейская автономная область

81. Ненецкий автономный округ

82. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

83. Чукотский автономный округ

84. Ямало-Ненецкий автономный округ

Не нашли ответ на интересующий Вас вопрос? Или не нашли нужную Вам статью?

Задайте вопрос специалистам КОМТЕТ Кассы прямо сейчас.