Налоговый риск

Налоговые риски: виды

Актуально на: 3 марта 2017 г.

Налоговое законодательство не содержит четкого определения того, что такое налоговые риски предприятия. Этот термин можно встретить, скорее, в научной литературе. Вместе с тем, налоговые риски можно охарактеризовать как опасности возникновения финансовых потерь, а также неблагоприятных правовых последствий, которые могут быть оценены с той или иной степенью вероятности.

Виды налоговых рисков

Виды налоговых рисков организации классифицируются по разным критериям. Допустим, по характеру возникновения риски делят на:

  • внешние, не зависящие от деятельности компании. То есть связанные с макроэкономическими факторами или политическими переменами в государстве, которые приводят к изменениям в налоговой системе;
  • внутренние, возникающие в результате деятельности компании. Это может быть переход организации на другую систему налогообложения, смена поставщиков, увеличение количества работников и т.д.

По времени возникновения выделяют риски:

  • текущие, которые имеют место здесь и сейчас. К примеру, если срок представления налоговой декларации истекает сегодня-завтра, то пропуск срока и несдача декларации в течение 10 рабочих дней после срока, несет в себе риск приостановления операций по счетам организации (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • перспективные. Заключаются в том, что действия компании сегодня (например, заключение договора с сомнительным контрагентом) могут привести к негативным последствиям в будущем.

Также в научной литературе выделяют такие основные группы рисков, как:

  • риски налогового контроля – возможные доначисления по результатам камеральных и выездных проверок (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57);
  • риски увеличения налоговых обязательств – повышение налоговых ставок, отмена налоговых льгот и т.д.;
  • риски правового характера. Речь идет, в первую очередь, о неопределенности налогового законодательства, которая приводит к различным толкованиям норм права со всеми вытекающими отсюда последствиями (разные точки зрения налогоплательщиков и налоговых органов, доначисления по налогам, пени, штрафы, судебные издержки и т.д.).

Кроме того, налоговые риски бизнес может создавать себе сам, точнее лица, занимающие руководящие должности в бизнесе. К примеру, при непроявлении должной осмотрительности при выборе контрагентов, либо при умышленном уклонении от уплаты налогов.

Оценка налоговых рисков на уровне фирмы

Некоторые налоговые риски организация может оценить самостоятельно. Допустим, бухгалтер фирмы может самостоятельно рассчитать уровень налоговой нагрузки компании и тем самым оценить вероятность попадания организации в план проведения выездных проверок.

Можно выделить несколько видов налоговых рисков:

  • риски налогового контроля;

  • риски усиления налогового бремени;

  • риски уголовного преследования.

Риски налогового контроля

Потери связанные с данным видом рисков возникают из-за неблагоприятных санкций, предусмотренных двумя кодексами РФ за совершение налоговых правонарушений налогоплательщиками.

Налоговый кодекс РФ в статьях 116-135 предусматривает систему штрафов за различные правонарушения.

Риски налогового контроля существенно зависят от уровня активности налогоплательщика в отношении минимизации налогов. У законопослушного налогоплательщика риски налогового контроля достаточно невелики и скорее сводятся к возможности появления и обнаружения налоговыми органами случайных ошибок налогового учета. У налогоплательщика, который предпринимает активные действия по минимизации налогов, эти риски существенно возрастают.

Риски усиления налогового бремени

Это риски свойственны экономическим проектам длительного характера, таким как, новые предприятия, инвестиции в недвижимость и оборудование, долгосрочные кредиты. К таким рискам относятся появление новых налогов, рост ставок уже существующих налогов и отмена налоговых льгот.

Риски уголовного преследования

Существенные финансовые потери могут возникнуть у налогоплательщиков и в рамках уголовного преследования за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 194, 198, 199 УК РФ.

Для руководителей крупнейших предприятий нашей страны при проведении серьезной налоговой проверки, формальная вероятность осуществления риска попадания под возбуждение уголовного дела приближается к 100%. Это происходит из-за того, что критерий существенности неуплаты налогов, приводящий к уголовному преследованию, установлен УК РФ в размере 100 000 рублей. Для малых предприятий такой показатель, наверное, является обоснованным, для крупных такой критерий представляется крайне заниженным.

налоговая безопасность – это некоторый диапазон значений допустимого налогового риска. При этом размеры данного диапазона определяются самим субъектом налогообложения с учетом большого количества факторов, таких как уровень налогообложения и уровень требуемой доходности бизнеса в отрасли, размеры предприятия, отношение собственников к риску, а также многих других.

44.Налоговый контроль и его роль в формировании бюджета государства

Налоговый контроль — это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Налоговый контроль включает в себя наблюдение за подконтрольными объектами; прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере; принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений; выявление виновных лиц и привлечение их к ответственности.

Виды налогового контроля. В зависимости от субъекта, осуществляющего контроль, выделяют:

1) государственный контроль, проводимый уполномоченными государственными органами (налоговыми, таможенными, органами государственных внебюджетных фондов);

2) негосударственный контроль:

а) внутренний аудит — первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб организации.

б) внешний аудит — налоговый контроль со стороны специализированных фирм или аудиторов.

По времени проведения налогового контроля различают:

1)предварительный контроль

2) текущий (оперативный) контроль

3) последующий (периодический) контроль

В зависимости от вида используемых источников контроля выделяют:

1) документальный контроль — проверка соответствия проверяемого объекта установленным нормативам на основании первичных и производных документов;

2) фактический контроль — проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной закупки и т. д.

Формами проведения налогового контроля должностными лицами налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции в соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ являются:

* налоговые проверки;

* получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

* проверка данных учета и отчетности;

* осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;

* другие формы, предусмотренные НК РФ.

Государственный финансовый контроль является существенным элементом управления государственными финансами и обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы и экономики страны в целом. Его основная цель — содействие успешной реализации финансовой политики государства в процессе формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. От эффективности государственного финансового контроля в значительной степени зависит экономическое и политическое благополучие государства. Основными составляющими системы государственных финансов являются государственные доходы и расходы, поэтому финансовый контроль, в первую очередь, направлен на проверку своевременности и полноты мобилизации доходов, правомерности и целесообразности расходования государственных средств.

Налоговые поступления являются основным доходным источником бюджетов всех уровней; свыше 80% общего объема доходов консолидированного бюджета Российской Федерации формируется за счет налогов и сборов, взимаемых с физических и юридических лиц. Значимость налогов в процессе формирования денежных фондов государства определяет особую роль налогового контроля в системе государственного финансового контроля.

Методы управления налоговыми рисками: как компании снизить вероятность финансовых и имиджевых потерь


Налоговый консалтинг может помочь снизить финансовые риски, которые угрожают организации штрафами, пенями, потерей репутации на рынке.
Актуальные услуги…

В рамках услуги «Аналог выездной налоговой проверки» юристы и аудиторы могут оценить степень налоговых рисков и разработать решения по их минимизации.

В рамках оказания услуги «Подготовка и сопровождение выездной налоговой проверки» специалисты по налоговому консалтингу проводят проверку различных документов, в том числе:

  • налоговых деклараций;
  • регистров налогового учета;
  • счетов-фактур;
  • книг покупок и продаж.


Опытные специалисты могут помочь в обжаловании актов налоговых органов в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Как обжаловать акты налоговых органов?

Критерии удачного выбора консалтинговой компании: репутация, опыт, надежность.
Как выбрать консалтинговое агентство?

Процедуры по возмещению НДС — один из самых сложных видов работ с государственным бюджетом, поэтому их стоит доверить опытным специалистам.
Получить консультацию…

Большинство толковых словарей трактуют понятие риска как возможную опасность потерь, вытекающую из специфики явлений природы либо тех или иных видов человеческой деятельности. Аналогичным характером обладает и понятие налогового риска, причем для всех участников налоговых правоотношений — налогоплательщиков, налоговых агентов и даже для налоговых органов.

Понятие и виды налоговых рисков

Само определение налогового риска появилось сравнительно недавно. Налоговый риск — это возможность наступления неблагоприятного события, в результате которого компания, организация или частное лицо, принявшие то или иное решение в сфере налогообложения, могут потерять или не получить ресурсы, утратить предполагаемую выгоду или понести дополнительные финансовые либо имиджевые убытки. Проще говоря, налоговые риски угрожают организации штрафами, пенями, потерей репутации на рынке, а в некоторых случаях и уголовной ответственностью.

Это определение подразумевает существование налоговых рисков не только для налогоплательщиков, но и для государства в лице органов исполнительной власти. В этом случае налоговые риски состоят в возможном снижении поступления суммы налогов, которые являются основной составляющей бюджета.

Налоговые риски, которые можно оценить в денежном выражении, относятся к категории финансовых, поскольку и сами налоговые отношения являются частью финансовых отношений. Нефинансовыми можно назвать только те риски, которые связаны с уголовной ответственностью, поскольку она не может быть оценена в денежном выражении, по крайней мере, законным образом.

Главными характеристиками налогового риска являются:

  • отсутствие возможности благоприятного исхода;
  • высокий уровень субъективной оценки и возможность возникновения новых рисков, предусмотреть появление которых в момент принятия решения было сложно или невозможно;
  • тесная связь с неопределенностью экономической и правовой информации;
  • негативный характер для всех участников налоговых отношения, в отличие от других видов риска;
  • разное проявление для каждого участника налоговых отношений.

Существует несколько видов налоговых рисков, вызванных теми или иными причинами. Самым распространенным среди них является риск доначисления налогов в результате выявления нарушений в ходе налоговой проверки. Но кроме него также существуют риски неэффективного налогообложения, риски усиления налогового бремени, риски уголовной ответственности.

На возникновение налоговых рисков оказывают влияние две группы факторов: внешние и внутренние.

Внешние факторы:

  1. Информационные: налоговые проблемы контрагентов, изменение позиции налоговых, судебных и финансовых органов по вопросам налогообложения, несвоевременное получение информации от госорганов.
  2. Экономические: финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика, изменение состава налогоплательщиков, изменение перечня налогов, изменение налоговых ставок или других элементов налогообложения, изменение штрафных санкций.
  3. Социальные: социальная политика, коррупция.
  4. Политические: конфликт с органами власти.

Внутренние факторы:

  1. Организационные: недостаточная квалификация работников налоговых департаментов компаний, взаимодействие структурных подразделений между собой и с налоговыми органами в процессе начисления налогов, низкая осведомленность руководства о налоговых рисках.
  2. Технические: отсутствие налогового планирования, несовершенная технология учета и обработки информации при исчислении и уплате налогов.
  3. Экономические: затратность содержания налогового подразделения или использования услуг аудиторско-консалтинговых компаний, ухудшение финансово-хозяйственной деятельности фирмы.
  4. Социальные: конфликт интересов собственника и менеджмента организации.

Обычно налоговые риски возникают там, где имеется неопределенность. Но если с другими видами рисков отечественные бизнесмены уже научились более или менее эффективно бороться, то отношение к налоговым рискам в России, в отличие от всего остального цивилизованного мира, является не слишком серьезным. Нередко руководство компании узнает об обременительных налоговых последствиях той или иной сделки уже после ее завершения, когда уже поздно принимать меры по их снижению.

Как правило, предприниматели, активно развивающие свой бизнес, вместе с этим воспроизводят и налоговые риски, поэтому наиболее дальновидные и опытные компании, особенно средние и крупные, стали создавать у себя отдельные подразделения, которые и занимаются управлением налоговыми рисками.

Основные задачи риск-менеджмента:

  1. Сбор и хранение информации об изменениях во внутренней и внешней среде, например, о новшествах в налоговом законодательстве.
  2. Определение совокупности факторов налоговых рисков для конкретной компании.
  3. Установление уровня угроз, связанных с этими рисками.
  4. Выработка тактики и стратегии борьбы с ними.
  5. Разработка программы мероприятий по снижению уровня налоговых рисков и введение ее в работу.
  6. Ведение управленческого учета и финансовой отчетности по решениям, которые могут вызвать возникновение налоговых рисков.

Несмотря на общую актуальность проблемы управления налоговыми рисками, российские и зарубежные риск-менеджеры эти риски видят по-разному. Для отечественных компаний самым важным является снижение угрозы предъявления претензий со стороны налоговой инспекции и доначисления налогов, а также наложения штрафов. Иностранные компании под риском понимают еще и риск переплаты налогов. Именно такое, более широкое понимание налогового риска стимулирует внедрение в организации полноценной системы внутреннего контроля, направленной не только на избежание доначислений, но и на выбор оптимальной системы налогообложения.

На заметку
В Нидерландах наличие у компании собственной формализованной системы внутреннего контроля налоговых процессов, корректность которой подтверждена независимым аудитором, является веским основанием для освобождения от налоговой проверки.

Согласно опросу, проведенному среди компаний из стран-участниц БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), только 10% российских компаний уделяют налоговому планированию время в своей повседневной деятельности. Для сравнения — в остальных странах БРИК, например, этим занимаются 20% фирм. Еще одной отечественной проблемой остается отсутствие внутрикорпоративных коммуникаций по вопросам налогов. Только 24% из опрошенных заявили, что регулярно отчитываются перед руководством (в других странах БРИК — 45%).

На сегодня методы анализа и управления налоговыми рисками на российских предприятиях существенно отличаются друг от друга в зависимости от размера организации, ее публичности и уровня развития корпоративного управления.

Методы оценки налоговых рисков

Для того чтобы дать налогоплательщикам возможность самостоятельной оценки налоговых рисков, Федеральная налоговая служба РФ разработала концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Эта концепция утверждена приказом ФНС от 30 мая 2007 года № MM-3-06/333@.

Теперь каждый налогоплательщик может самостоятельно проанализировать деятельность своей компании, чтобы понять, относится ли она к высокорисковой или же нет. Всего налоговой службой принято 12 ключевых признаков:

  1. Уровень налоговой нагрузки ниже среднего по сравнению с другими хозяйствующими субъектами в конкретной отрасли.
  2. Отражение убытков в бухгалтерской отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов.
  3. Отражение в отчетности крупных сумм налоговых вычетов за определенный период.
  4. Рост расходов превышает рост доходов от реализации товаров или услуг.
  5. Среднемесячная заработная плата в компании ниже, чем средняя по другим компаниям в этом же виде экономической деятельности в России.
  6. Неоднократное приближение к предельному значению, установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, дающих право на применение специальных налоговых режимов.
  7. Отражение суммы расхода, максимально приближенной к сумме дохода за один календарный год.
  8. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия обоснованных экономических или других причин.
  9. Непредоставление по требованию налогового органа пояснений по поводу выявленных несоответствий показателей деятельности, непредоставление запрашиваемых документов, наличие информации об их порче или уничтожении.
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в разных налоговых органах.
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности компании от уровня рентабельности, характерной для данной сферы деятельности.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Пользуясь этим перечнем, налогоплательщик сможет своевременно оценить налоговые риски и уточнить налоговые обязательства. Если риски действительно высоки, то налоговые органы рекомендуют компании исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за конкретный период, уведомить налоговые органы о принятых мерах для снижения рисков.

Если же компания ведет свою деятельность в высокорисковой области и не принимает никаких мер, то, скорее всего, ее включат в план выездной налоговой проверки, по результатам которой с большей или меньшей очевидностью будут начислены штрафы, пени или назначено иное наказание, вплоть до уголовной ответственности.

Методы налогового риск-менеджмента

Снижение степени риска — это сокращение вероятности и объема возможных потерь. Для этого применяется целый спектр методов оценки налоговых рисков, каждый из которых способен принести реальную пользу компании:

  • Диверсификация. Она представляет собой процесс заключения однотипных сделок в различных вариантах, которые варьируются по степени налогового риска от нуля до допустимого в компании уровня. Одним из видов диверсификации может быть расширение присутствия на территориях с разными условиями налогообложения, например, в офшорах. Но свести налоговые риски к нулю с помощью диверсификации невозможно.
  • Лимитирование сумм сделок. Под ним понимают установление ограничений предельных сумм, на которые могут быть проведены сделки, являющиеся рискованными с точки зрения налогообложения. Лимитирование — один из важнейших и наиболее эффективных приемов снижения налоговых рисков, обычно оно применяется компаниями в случае наличия значительных портфельных рисков.
  • Создание системы внутреннего мониторинга процессов, связанных с налогами. Такая система подразумевает отслеживание всех мероприятий по исчислению и уплате налогов. Для этого для всех структурных подразделений компании разрабатываются и вводятся в действие нормативные документы, регламентирующие это процесс: внутренние регламенты, методологические указания, формализованные процедуры расчета налогов, должностные инструкции, система KPI.
  • Формализация налоговых процессов внутри компании. Позволяет эффективно выявлять, собирать и анализировать информацию о возможных налоговых рисках с целью принятия необходимых решений по их минимизации. Построение формата системы управления рисками зависит от особенностей бизнес-процессов в конкретной компании. Большинство организаций реализуют ее через внутренние приказы, регламенты, конкретные процедуры, ужесточая при этом требования к документам системы внутреннего контроля.

На заметку
В большинстве крупных международных и некоторых российских компаниях общие принципы в сфере налогообложения формализованы в собственной налоговой стратегии, которая согласована с топ-менеджментом и утверждена внутренним приказом.

  • Автоматизация процессов, в том числе, документооборота. Для этого применяется или обновляется программное обеспечение, отвечающие за автоматизацию бизнес-процессов компании, включая и налоговые процедуры.
  • Повышение осведомленности специалистов и руководства. В рамках этого метода проводится постоянный мониторинг налогового законодательства, включая консультации в налоговых органах или со специалистами аудиторско-консалтинговых фирм. Еще один путь повышения осведомленности — проведение дью дилидженс контрагентов, с целью получения исчерпывающий информации об их надежности с точки зрения налоговых рисков.
  • Повышение квалификации сотрудников налогового департамента и оптимизация штатного расписания в этой области. Для повышения квалификации сотрудников, отвечающих за исчисление и уплату налогов, необходимо обеспечить условия для отслеживания всех изменений в законодательстве, изучения и применения новейших компьютерных программ. Для оптимизации штатного расписания в компании может быть выделена группа, осуществляющая налоговый учет, или введена должность специалиста по налоговым расчетам.
  • Создание внутренней системы аудита налоговых рисков или привлечение внешних аудиторов (налоговый инициативный внутренний и внешний аудит). Эффективный метод налогового риск-менеджмента, заключающийся в создании в компании службы, отвечающей за соблюдение установленного порядка исчисления и уплаты налогов. Внутренний налоговый аудит проводится в интересах компании и регламентируется ее внутренней документацией, все проверки такого рода осуществляются собственными силами организации. Отдел внутреннего аудита целесообразно создавать только в больших фирмах, поэтому небольшие и средние организации обычно привлекают для минимизации налоговых рисков внешних аудиторов.
  • Налоговый консалтинг. Постоянное сотрудничество с консалтинговыми фирмами по вопросам налогообложения также может стать одним из эффективных методов снижения рисков, поскольку эксперты владеют информацией по самым последним изменениям в законодательстве и имеют большой практический опыт работы в области налогообложения.
  • Самострахование. Этот метод заключается в том, что компания предпочитает страховаться сама, нежели покупать страховку, экономя таким образом средства. Самострахование — это форма создания резервных фондов непосредственно на самих предприятиях.
  • Страхование. Сущность этого метода — в отказе компании от части дохода для того, чтобы нивелировать риск. По сути, организация готова заплатить за снижение его степени до нуля, приобретая страховку. Несклонные к риску фирмы стараются застраховаться так, чтобы обеспечить максимальное возмещение финансовых потерь, которые они только могут понести.

При выборе того или иного метода снижения налогового риска налогоплательщик должен заранее оценить его возможные последствия. Уменьшение налоговых рисков до приемлемого уровня требует высокого профессионализма в сфере налогообложения, в бухгалтерском учете и судебной практике. Часто оказывается, что компания, особенно небольшая, в состоянии сделать это только с помощью внешних специалистов.

Помощь в построении системы управления налоговыми рисками на предприятии

О том, чем помогают бизнесу приглашенные консультанты, нам рассказал Дмитрий Водчиц, руководитель налоговой практики аудиторско-консалтинговой компании КСК групп:

«Любой бизнес так или иначе связан с появлением налоговых рисков, возникающих из-за частых изменений в налоговом законодательстве и по многим другим причинам. Даже добросовестные налогоплательщики нередко оказываются заложниками неприятной ситуации, поскольку не всегда успевают отслеживать ситуацию внутри компании и за ее пределами. В этом случае может потребоваться помощь специалистов по налогообложению консалтинговых компаний. Глубокий анализ налоговых рисков дает возможность избежать опасных последствий, связанных с несвоевременной реакцией на законодательные новеллы или поведение недобросовестных контрагентов. Несмотря на то, что налоговыми органами разработана концепция самостоятельной оценки налоговых рисков, при малейшем подозрении на то, что компания подпадает под эти критерии, лучше обратиться к профессионалам.

Специалисты КСК групп оказывают исчерпывающий перечень услуг, которые могут состоять в выборе налогового режима и ведении учета, в формировании стратегии взаимодействия с налоговыми органами, в консультациях по легальному возмещению НДС, в сопровождении налоговой проверки, в ведении исполнительного производства в суде, в оспаривании результатов налоговой проверки и судебного заключения и во многом другом. По результатам анализа налоговых рисков компания получит исчерпывающий отчет, составленный в доступной форме. Благодаря этому, руководитель, даже не имея специальных знаний, сможет вынести собственное решение и принять нужные меры по минимизации рисков».

P.S. КСК групп по итогам 2016 года занимает 3-е в России место в области налогового консалтинга (данные агентства «Эксперт РА»). В штате компании работает более 350 отраслевых специалистов высокого уровня. За почти четверть века работы КСК групп реализовано свыше 4000 проектов по различным направлениям консалтинга и аудита.

Возможные потери и последствия налоговых рисков

Следующим классификационным признаком налоговых рисков является их группировка по величине возможных потерь. В данной группе следует различать допустимые, критические и катастрофические налоговые риски.

Допустимыми являются такие риски, последствия которых не могут оказать существенного влияния на финансовое положение хозяйствующего субъекта, а в части рисков государства – на исполнение доходов бюджетов всех уровней. Последствия критического налогового риска для хозяйствующего субъекта могут представлять угрозу его платежеспособности. Это может произойти, например, вследствие начисления контролирующим органом существенной суммы налогов и предъявления штрафных санкций, закрытия операций по счетам, ареста имущества и т.д.

Критический риск для государства означает вероятность уменьшение поступлений в бюджет доходов до уровня, когда возникает угроза секвестрования предусмотренных в бюджете расходов.

Катастрофический риск представляет собой возможную угрозу самого существования организации-налогоплательщика вследствие потери имущества, банкротства. В отношении государства катастрофический риск означает угрозу невозможности финансирования из бюджета самых неотложных нужд.

Налоговые риски могут быть классифицированы также по виду наступающих последствий. В этом случае следует различать риски проверки контролирующим органом, риски увеличения налоговой нагрузки, а также риски уголовного преследования. Риск проверки контролирующим органом относится исключительно к хозяйствующим субъектам. Он обусловлен уменьшением конкретным налогоплательщиком сумм уплачиваемых налогов по сравнению со средними в данной отрасли в связи с применением им различных схем минимизации налогов. Данный вид риска тесно связан с системой управления налоговыми рисками контролирующих органов, которые отслеживают динамику финансовых показателей и налоговых платежей налогоплательщиков в целях составления плана выездных налоговых проверок. Риск увеличения налоговой нагрузки может быть распространен и на налогоплательщиков, и на государство. В частности, действия государственных органов по увеличению налоговых ставок, введению новых видов налогов, отмене налоговых льгот неизбежно приводят к увеличению налоговой нагрузки как на экономику в целом, так и на соответствующие категории налогоплательщиков. Риск уголовного преследования распространяется на налогоплательщиков – физических лиц и на должностных лиц налогоплательщиков – юридических лиц. Он связан с вероятностью возбуждения уголовного дела в связи с незаконной минимизацией налогообложения в особо крупных размерах, подпадающих в соответствии с УК РФ под уголовную ответственность.

Возможные пути снижения налоговых рисков

В отличие от других видов предпринимательских рисков, налоговые риски зачастую не являются неизбежными. Большинство их можно свести к минимуму. Поэтому все участники налоговых правоотношений обязаны, осуществляя свою налоговую политику, оценивать степень налоговых рисков, принимая все меры к тому, чтобы избежать их или в значительной мере минимизировать. Основная роль в снижении налоговых рисков всех участников налоговых отношений принадлежит государству. В этих целях уполномоченными государственными органами должны осуществляться следующие мероприятия.

Во-первых, в действующем налоговом законодательстве должны быть устранены все неясности, неточности, внутренние противоречия и двусмысленность толкования отдельных положений, а также противоречия между налоговым и другими отраслями права, и в первую очередь гражданского законодательства. Налоговый кодекс РФ должен быть законом прямого действия, не допускающим толкования его положений исполнительными и судебными органами. При этом необходимо осуществлять постоянно действующий мониторинг законодательства о налогах и сборах в целях выявления в нем правовых и финансовых коллизий.

Во-вторых, необходима тщательная правовая экспертиза, а также более обоснованная оценка влияния вносимых изменений в налоговое законодательство на уровень налоговых рисков государства и соответствующих категорий налогоплательщиков.

В-третьих, должен проводиться комплекс мер по повышению налоговой культуры в стране, способствующей росту налоговой квалификации, а также снижению стремления плательщиков налогов и сборов минимизировать незаконными методами свои налоговые обязательства перед государством.

В-четвертых, требуется повышение профессиональной квалификации и уровня знаний работников контролирующих органов, в том числе и за счет улучшения их материального обеспечения.

Центр обучения «Клерка»📌 РекламаТак, например, с увеличением НДС многие бизнесы потеряли разницу в 2% по прибыли, в связи с плановым повышением ставки налога. Многие контрагенты понесли данную потерю из-за невозможности подписания дополнительных соглашений, в любом случае та или другая сторона сделки взяла ее на себя. В связи с ежегодным обновлением программного обеспечения в налоговых органах увеличен риск вероятности налоговых проверок в любом бизнесе, несмотря на обоснование и правомерность данных действий. В массовом порядке производится электронная проверка еще на стадии сдачи отчетности ежеквартально. Даже технические ошибки учета в базе 1С при формировании отчета могут вызвать пристальное внимание налогового органа к вашей организации и запустить процесс проверки (что называется, «на ровном месте»). 📌 Реклама Отключить

Если у вас не вовремя оплачен налог, не своевременно сдана отчетность, не принята квитанция по запросу, требованию налоговой, не предоставлен своевременно ответ на требование, запрос, то это ваш внутренний налоговый риск, который повлечет за собой не только ограничения на расчетный счет, но штрафные санкции по каждому нарушению.

Все вышеперечисленное дает отрицательный результат репутации организации. Все контрагенты вынуждены сейчас отбирать поставщиков и покупателей оценивая налоговые риски и репутацию вашей организации, именно поэтому важно контролировать все вышеперечисленные показатели. Иначе, кроме налоговых рисков, возникают прямые риски потери прибыли и привлечения новой клиентской базы, а также потеря репутации в глазах ваших постоянных покупателей и поставщиков. 📌 Реклама Отключить

Минимизируем налоговые риски с помощью:

  1. Своевременной оплаты налоговых обязательств и сдачи отчетности за каждый текущий период.
  2. Принимаем и отвечаем в срок на все уведомления, письма, запросы, требования, приглашения от налогового органа.
  3. Следим за законодательством в части налоговых изменений постоянно.
  4. Проверяем не реже одного раза в месяц достоверность сведений в вашей выписке ЕГРЮЛ и основных контрагентов.
  5. Пользуемся любыми сервисами и сайтами (включая Интернет-банк для определения индикатора ведения хозяйственной деятельности).
  6. Корректируем отчетность на исправление ошибок самостоятельно, не ждем, когда налоговый орган пришлет требование.
  7. Выдерживаем оптимальную налоговую нагрузку. Нельзя занижать налоги более чем на 2% от выручки, особенно формальными сделками, или рисковыми контрагентами.
  8. Анализируем свои налоговые риски и снижаем возможность их возникновения.
  9. Формируем стратегию, которая позволит улучшить вашу репутацию в глазах налоговой и контрагентов, выстраиваем доверительные и постоянные взаимоотношения с контролирующими органами, договариваемся, не стесняемся, присутствуем там периодически.
  10. Немало важный фактор: наличие информации об организации в СМИ, сети Интернет о ее хозяйственной деятельности, будь то размещение в рекламных целях или каких-либо других.

Для полной картины и своевременного вмешательства в каждой организации необходимо проводить внутренний аудит налоговых рисков не реже одного раза в квартал. 📌 Реклама Отключить

Приведу примерную схему действий оценки налоговых рисков и анализа лишь нескольких факторов их возникновения:

  • Достоверность сведений (адрес, учредители, офис, склад, соответствие деятельности — данные Контур Фокус, сайт фнс) — данные о недостоверности сведений отсутствуют 100% — 0% риска.
  • Риск камеральной/выездной проверки на 2019 г — присутствует — 20% риска (с учетом сведений в открытом доступе и решения вопроса).
  • Наличие камеральных/встречных проверок на дату запроса (2) (НДС страховые) — 10% риска.
  • Наличие недоимок/штрафов/пеней по отношению к выручке 0,01% (риск)
  • Наличие ограничений на расчетном счете — отсутствуют 0% (риск)
  • Соотношение затрат к выручке — 1,46% (риск)
  • Соотношение налогов к выручке — 0,09% (менее 1%) — риск 9,01% благонадежность — 10%
  • Соотношение Основной фонд (средства на балансе) к обороту — 28%, нет риска (рисковая зона менее 10%)
  • Остаток денежные средства (чистый актив) по отношению к расходу — 12% — нет риска
  • Резерв налоговых обязательств — 0%, риск — 1%
  • Соотношение чистой прибыли к обороту за последний финансовый год (2018) — 0,01% (рисковая зона больше 15%) — риск 4,99%
  • ДЗ к выручке — 3,09% (риск)
  • КЗ к расходу — 9,21% (риск) — это мы можем исправить
  • Соотношение затрат на оплату труда к общим затратам — 0,09% (рисковая зона менее 1%, благонадежность — 10%) — 9,1% (риск)

Итого 67,87%. Чем ниже этот показатель, тем лучше. Разные источники информации по-разному трактуют процентное соотношение налоговых рисков. Стратегию выбираете вы, поэтому и решать, какой показатель вызовет негативную обстановку в вашей организации тоже вам. Главное следить за ситуацией и делать соответствующие выводы от анализа вовремя.