Налоговый аудитор

Содержание

Порядок проведения налогового аудита в компании

Налоговый аудит: что это, кто и как его проводит

Роль контроля правильности ведения учета и составления отчетности

Проверка расчетов с бюджетом по налогу на прибыль (в т. ч. отложенных обязательств и активов)

Итоги

Налоговый аудит: что это, кто и как его проводит

Налоговый аудит (или аудит расчетов с бюджетом по налоговым платежам) — проверка правильности начисления, отражения в учете и отчетности, уплаты налогов, сборов и страховых взносов (п. 2.1 Методики аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги…», одобренной Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000, протокол № 1).

Вышеупомянутая методика регламентирует проведение подобных проверок при аудиторском контроле, который может быть обязательным или добровольным для налогоплательщика. Аналогичные методы использует при проверке правильности расчета налоговых платежей налоговый орган. И такую же методику может применять налогоплательщик, самостоятельно осуществляющий налоговый аудит перед направлением отчетности в ИФНС.

Для выполнения подобной проверки аудитору требуется специальное четко сформулированное задание (пп. 2.6, 2.7 Методики), поскольку закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ не относит ее к числу обязательных, упоминая о ней только в связи с прочими услугами, связанными с аудиторской деятельностью (п. 7 ст. 1). Вместе с тем с учетом важности правильного исчисления налогов этот раздел контроля имеет особую значимость для налогоплательщика. Благодаря ему удается не только выявить факт отсутствия ошибок в расчетах, но и своевременно внести исправления в отчетность, имеющую недочеты, а также получить рекомендации по оптимизации налоговых баз и предупреждения о возможных налоговых рисках.

В процессе налогового аудита (пп. 2.9-2.9.4 Методики):

  • ведущаяся налогоплательщиком деятельность и применяемая им система налогообложения анализируются с точки зрения значимости для целей исчисления налогов;
  • проверяются наличие и достоверность исходных данных, необходимых для налоговых расчетов;
  • оцениваются правильность используемой методики исчисления и обоснованность применения налоговых льгот;
  • проводятся дублирующие подсчеты налогов;
  • проверяются правильность применения форм налоговой отчетности и корректность внесения данных в них.

По итогам проверки аудиторы в заключении высказывают свое мнение по кругу вопросов, сформулированных в задании на налоговый аудит (пп. 2.7, 5.6 Методики).

Роль контроля правильности ведения учета и составления отчетности

Особую значимость при налоговом аудите приобретает проверка тех исходных данных, на основе которых формируется база для расчета каждого из налогов. При этом следует иметь в виду, что для большинства налогов данные для этой базы берутся из регистров бухгалтерского учета. Это обстоятельство требует контроля за полнотой, достоверностью и своевременностью отражения нужных сведений в бухучете. Именно поэтому до начала налоговых расчетов бухгалтеру необходимо убедиться в том, что все документы приняты к бухучету и все необходимые бухгалтерские учетные операции, влияющие на исчисление соответствующего налога, выполнены, причем корректно.

Говорить об аудите именно налогового учета можно лишь в отношении начислений, требующих ведения специальных налоговых регистров, в которых будут собраны данные, формирующие налоговую базу. Это касается:

  • налогов, начисляемых от прибыли;
  • НДС;
  • налогов при УСН;
  • НДФЛ.

Аудит налоговой отчетности позволяет выявить правильность разнесения данных по строкам отчета, а также обнаружить возможные опечатки и арифметические ошибки.

Проверка расчетов с бюджетом по налогу на прибыль (в т. ч. отложенных обязательств и активов)

Сложность проведения аудита налога на прибыль обусловлена:

  • существованием особой учетной системы, предполагающей ведение большого количества специальных налоговых регистров, отличающихся от регистров бухучета;
  • наличием не только особых методик для внесения сведений в эти регистры, но и своих правил принятия объектов к учету, которые изначально могут приводить к существенным расхождениям между бухгалтерскими и налоговыми учетными данными;
  • необходимостью отражения в бухучете сумм налога, отвечающих расхождениям между бухгалтерским и налоговым учетом.

Последний момент требует выполнения аудита отложенных налоговых активов и обязательств, а также постоянных разниц, возникающих между двумя учетами.

Итоги

Налоговый аудит имеет целью проверку правильности исчисления налоговых платежей. Он проводится либо аудиторами в обязательном или добровольном для налогоплательщика порядке, либо плательщиком налогов самостоятельно. Наиболее сложным для такого контроля является налог на прибыль, данные для расчета которого берутся из системы особых налоговых регистров.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Что дает аудит налогообложения и как он проводится


Профессиональный налоговый аудит и экспертиза дают возможность избежать проблем с налоговым законодательством, оптимизировать базу налогообложения и обеспечить эффективную деятельность фирмы.
Бесплатная консультация по вопросам оказания услуги…

Рассчитать стоимость проведение аудита можно предварительно и бесплатно, всего за 5 шагов.
Рассчитать стоимость онлайн…

Чтобы правильно подготовиться к налоговой проверке, привести в порядок документацию, провести инструктаж специалистов и учесть другие нюансы, можно воспользоваться консалтинговой помощью.
Узнать, какие услуги она включает…

Хотите исключить риск санкций, подготовиться к налоговым проверкам, оптимизировать расходную часть и даже рассчитывать на льготы? Бухгалтерское и налоговое консультирование — оптимальное решение.

Сопровождение налоговых проверок на досудебной и судебной стадиях — эффективный способ защитить интересы фирмы при оспаривании решений налоговых органов.
Узнать больше об услуге
и ее стоимости…

Точность, надежность, своевременность — очевидные преимущества проведения аудиторской проверки независимой консалтинговой компанией.
Где можно заказать услуги аудита?

Аудит со стороны налоговых органов — не самый приятный момент в жизни компании. Но есть способ подготовиться к нему и избежать штрафов — провести независимую внутреннюю проверку. Заранее выявить все неточности в документах и исправить их до прихода инспекторов поможет добровольный налоговый аудит.

Налоговый аудит предприятия: что это и зачем он нужен

Налоговый аудит — это проверка финансовой документации на предмет ее соответствия налоговому законодательству. Компания-поставщик или частный аудитор осуществляет мониторинг начисления и уплаты налогов, занимается составлением и ведением необходимой отчетности, дает оценку рисков и консультации по вопросам налогообложения. Цель услуги — оградить клиента от потенциальных штрафов и прочих санкций за нарушение законодательства в данной сфере, а также исключить возможность переплат. Специалисты, осуществляющие аудит налогообложения, проверяют бухгалтерскую отчетность и выявляют в ней какие-либо неточности, которые противоречат закону. Эти неточности могут возникнуть не только по причине недостаточного профессионализма бухгалтеров, но и из-за частых изменений в законодательстве.

Услуга аудита налоговых обязательств пользуется наибольшим спросом у крупных компаний, ведущих бизнес в смежных или разных сферах, где большой объем документооборота ведет к возникновению ошибок. Также в налоговом аудите нуждаются компании, имеющие холдинговую или иную многоуровневую структуру. Эта услуга популярна и среди фирм с разветвленной сетью филиалов. Средний и малый бизнес также пользуются налоговым аудитом с целью оптимизации системы отчислений.

Налоговый аудит важно проводить вовремя. Приведение отчетности в порядок непосредственно перед обязательным налоговым аудитом может избавить от многих проблем. А вернуть переплаченные деньги можно не позднее, чем через три года после уплаты, поэтому своевременность услуги определяет ее эффективность. Кроме этих случаев, аудит налогообложения имеет смысл проводить при смене главного бухгалтера или специалиста, ответственного за составление деклараций и осуществление платежей.

Инициативный налоговый аудит предприятия — услуга необязательная и проводится всегда по инициативе клиента (не освобождает от проверок должностными лицами). Но для крупных компаний она зачастую оказывается необходимой, поскольку может значительно снизить затраты. Примеры экономии для организации мы приведем далее.

Результаты аудита налогообложения

Сказать конкретно, сколько денег может сэкономить налоговый аудит для предприятия, нельзя, поскольку ошибки в отчетности бывают разные. Но несколько примеров результативного аудита налогообложения прибыли могут показать общую картину.

Крупный поставщик сырья (полезных ископаемых) решил оспорить налоговую проверку, в результате которой его обязали доплатить более 10-ти млн рублей. Налоговая инспекция требовала доначислений в связи с претензиями к подрядчику клиента, с которыми он был не согласен и по этой причине обратился к компании-аудитору (КСК групп). В результате оспаривания проверки клиенту удалось сохранить 10 млн, а также ему были возмещены судебные расходы в размере 300 тыс. рублей. Аудит правильности налогообложения обошелся в 950 тыс., ROI оценивается в 985%.

При этом аудит налогообложения может не только сохранить средства, но и вернуть их.

Компания-производитель мебели, поставляющая 40% своей продукции за границу, имеет право вернуть НДС из бюджета. Однако реализовать это право не удалось. Клиент обратился за помощью в аудиторскую компанию. Было инициировано судебное разбирательство, в результате которого было возвращено 6 млн рублей, а также отлажена процедура возврата НДС.

Важная задача аудита налогообложения малого бизнеса — оптимизация затрат.

Эта задача была выполнена компанией-аудитором для крупного технопарка. В результате проверки распределения НДС между несколькими видами деятельности клиента была выявлена переплата более 30-ти млн за три года. Компания предложила другую структуру распределения, тем самым избавила клиента от лишних расходов.

Из приведенных примеров видно, что аудит налогообложения — выгодная услуга, в большинстве случаев она окупается сразу же после оказания. Но для наибольшей эффективности необходимо выбирать тот вид налогового аудита, который подходит компании в данной сложившейся ситуации и учитывает специфику бизнеса.

Традиционно налоговый аудит разделяется на три вида: комплексный, тематический и структурный. Комплексный аудит — это проверка всей налоговой отчетности за год, а тематический — проверка какой-либо определенной налоговой отчетности за выбранный период. Структурный аудит проверяет декларации по отдельным налогам, которые клиент платит по месту нахождения подразделений компании.

Комплексный аудит требует больших затрат времени со стороны компании-поставщика и больших финансовых затрат со стороны клиента. Кроме того, при такой масштабной проверке могут быть пропущены какие-либо мелочи в документах, которые могут оказаться как незначительными, так и определяющими. В то же время комплексный аудит больше подходит клиенту в преддверии плановой проверки налоговой инспекции. Также он позволяет выявить тенденции затрат и разработать систему их оптимизации.

Тематический аудит — верный выбор для тех клиентов, которые сами представляют, какая именно область в бизнесе проблемная и чему стоит уделить большее внимание. Тематический аудит позволяет углубиться в детали отчетности, найти слабые места. Обычно он проводится несколько оперативнее, чем комплексный, в чем тоже заключается его плюс.

Структурный аудит лучше других подходит для предприятий, имеющих разветвленную структуру. Он позволяет охватить всю систему налогообложения предприятия, сравнить налоговую нагрузку на подразделения и сбалансировать ее.

Отдельно выделяют такой вид услуги, как экспресс-аудит. Этот вид аудита в каком-то смысле объединяет в себе комплексный и тематический. Экспресс-аудит — это экспертиза всей налоговой отчетности в сжатые сроки. Этой услугой пользуются в том случае, когда не хватает времени и средств на комплексный аудит, а тематического оказывается недостаточно, поскольку нужно проанализировать большой объем информации. Кроме того, экспресс-аудит налоговых рисков оказывается незаменимым в том случае, если компания-клиент желает приобрести какую-либо другую компанию или ее часть. В этом случае оцениваются либо все налоговые риски, либо риски по какому-то конкретному направлению деятельности компании, выставленной на продажу.

Методика проведения аудита

Аудит налоговых обязательств разделяется на два этапа — предварительная оценка действующей системы налогообложения и проверка правильности налоговых отчислений в бюджет и внебюджетные фонды. Эти этапы включают в себя несколько видов работ.

Предварительная оценка действующей системы налогообложения

В рамках первого этапа аудиторы осуществляют:

  • выявление факторов, имеющих влияние на налоговые показатели;
  • проверку методики исчисления платежей;
  • правовую экспертизу внутренней структуры компании;
  • диагностику документооборота и деятельности отделов, ответственных за платежи;
  • расчет налоговых показателей компании.

В результате этой работы специалисты могут понять специфику бизнеса и оценить возможные нарушения законодательства, наметить проблемные зоны. Чтобы сказать, сколько времени понадобится для выполнения этих задач, аудитору нужно 1–1,5 часа на оценку. Сроки будут зависеть от размера компании и объема документооборота.

Проверка правильности налоговых отчислений

Этот этап предполагает под собой анализ налоговых деклараций по НДС, деклараций по налогам на прибыль, справок по авансовым платежам, налоговый аудит по НДФЛ и прочее. Обычно эта процедура занимает не более 5-ти дней на один налог, но при многоуровневой или разветвленной системе бизнеса сроки могут быть больше. По результатам этого этапа делаются выводы о структуре налогообложения, исправляются системные недочеты, предлагаются варианты оптимизации.

Особенности аудита налогообложения

Аудит правильности налогообложения практически на всех предприятиях выполняется по вышеизложенной схеме. Но в зависимости от специфики бизнеса он может иметь некоторые особенности.

Так, добыча полезных ископаемых на территории РФ облагается многими налогами, размеры и процедура уплаты которых различаются в зависимости от ресурса (нефть, металлы, минералы и прочее). Обычно ошибки в уплате НДПИ связаны с адвалорными и специфическими ставками.

Нарушения в уплате налога на прибыль обычно возникают из-за неправильно составленной налоговой базы, неверного использования налоговых льгот или просто математических неточностей. А ошибки в начислении НДС обычно связаны с применением этого налога к вычету, тем же способом строятся и схемы по уклонению от уплаты.

Кстати
Уплата транспортных взысканий часто оказывается излишней, поскольку некоторые виды транспорта вообще не облагаются налогами.

Ошибки в имущественных платежах чаще всего возникают в связи с неправильно составленными договорами аренды. Аудиторы проверяют их юридическую точность, выявляя недочеты как со стороны клиента, так и со стороны контрагента.

Налоговая правовая база актуализируется очень часто, кроме того, меняется и толкование действующих законов. При такой конъюнктуре налоговый аудит — это хороший способ избежать санкций, которые в некоторых случаях могут не ограничиваться денежными штрафами. Кроме того, аудит правильности налогообложения может избавить компанию не только от существующих переплат, но и предотвратить риск их возникновения в будущем.

Кто проводит налоговый аудит?

В большом разнообразии компаний и частных лиц, предоставляющих услуги налогового аудита, легко запутаться. Как правило, определяющими факторами в выборе являются цена услуги и сроки реализации. Но тот, кто способен провести качественный налоговый аудит, должен соответствовать следующим требованиям: достаточно длительный опыт работы и наличие успешно реализованных кейсов, умение оперативно устранять выявленные несоответствия, знание актуального законодательства и владение информацией о судебной практике (ситуации и решения). Всем этим требованиям соответствует, например, компания КСК групп, которая предоставляет услуги обязательного, инициативного, а также экспресс-аудита, бухгалтерского и налогового консалтинга, осуществляет международное налоговое планирование и подготавливает клиента к налоговым проверкам. В рейтинге RAEX («Эксперт РА») за 2015 год КСК групп заняла третье место в области налогового консалтинга, что также подтверждает высокий уровень качества предоставляемых услуг. Экономьте свое время и деньги — обращайтесь к профессионалам.

Налоговый аудит: виды и методика проведения

Чаще всего налоговый аудит компания начинает проводить в преддверии налоговых проверок, которые являются для нее серьезным испытанием. Однако если заранее и грамотно подготовиться к ним, то можно свести к минимуму имеющиеся налоговые риски и избежать множества потенциальных проблем. Качественный налоговый аудит не только выявит и устранит ошибки в налоговых документах, снизит издержки компании по налоговым доначислениям, штрафам и пеням, но и создаст основу для оптимизации налогооблагаемой базы.

Что такое налоговый аудит

Налоги, налоги, налоги — это слово любой руководитель предприятия (да и не только руководитель) слышит каждый день. Так что же такое налоги? Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Ключевым моментом в определении является условие обязательности. Иными словами, если налог по какой-то причине не будет уплачен в срок, то заплатить все равно придется. Но в этом случае уже не только налог, но и штраф, равный 20% от суммы неуплаты (статья 122 НК РФ), а также пени, размер которых зависит от величины ставки рефинансирования ЦБ РФ (напомним, что в настоящее время ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке ЦБ РФ).

Чтобы избежать потенциальных штрафов и доначислений, многие компании проводят аудит системы налогообложения на предприятии или налоговый аудит. Стоит отметить, что оценить вероятность проведения налоговой проверки на предприятии довольно просто — для этого нужно воспользоваться Концепцией планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@. В ней приведены усредненные значения таких показателей, как:

  • рентабельность продаж;
  • рентабельность активов;
  • налоговая нагрузка по видам деятельности организаций.

Если хотя бы один рассчитанный показатель будет существенно отличаться от нормативных значений, то вероятность прихода в организацию налоговой инспекции близка к абсолютной.

Налоговый аудит — это проверка соблюдения налогового законодательства на предмет правильности определения налогооблагаемой базы, применения ставок и льгот, заполнения налоговых деклараций, своевременности начисления налогов и перечисления налоговых платежей в бюджет. Данный вид аудита проводится как собственниками, так и руководителями компаний, в том числе для проверки квалификации сотрудников, отвечающих за расчет и исчисление налогов.

Основной целью аудита налогов является выявление и устранение налоговых рисков для дальнейших прохождений проверок контролирующими органами с минимальными доначислениями.

Рассмотрим основные виды налогов, установленные в РФ, анализируемые в ходе проверки:

  1. Налог на прибыль — обычно составляет 20% от прибыли предприятия. Проверка правильности исчисления данного налога прежде всего необходима производственным и строительным компаниям, где существуют сложные механизмы расчетов себестоимости выпускаемой продукции. Также пристальное внимание уделяется организациям, получающим консультационные, рекламные и маркетинговые услуги. Компании, активно привлекающие иностранное финансирование, также находятся в зоне высокого риска.
  2. Налог на добавленную стоимость (НДС) — как правило, исчисляется по ставке 18% от суммы реализованных товаров, работ и услуг. Проверка правильности исчисления данного налога обычно необходима компаниям, возмещающим НДС из бюджета, а также осуществляющим внешнеэкономическую деятельность.
  3. Налог на имущество, земельный налог. Аудит налогообложения в данном случае необходим организациям, владеющим недвижимостью. Дело в том, что по отдельным объектам налог исчисляется не с той стоимости, которая отражена на счетах бухгалтерского учета, а с кадастровой стоимости, определяемой органами Росреестра.
  4. Страховые взносы. На правильность исчисления страховых взносов следует обратить внимание всем компаниям, учитывая, что с 1 января 2017 года их администрированием занимаются налоговые органы, а не Фонды социального страхования.

Кроме того, при проверке анализируются следующие налоги и сборы: транспортный налог, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, уплата государственных пошлин и другие. В ходе налогового аудита может быть рассмотрен как один конкретный налог (например, НДС или налог на прибыль), так и абсолютно все налоги, исчисляемые предприятием.

Важно!
Информация, полученная в ходе аудита, является конфиденциальной, ее использование и распространение не допускаются, но с 1 января 2018 года аудиторскую тайну предлагается отменить. Возможно, должностные лица налоговых органов будут иметь право требовать у аудиторов все документы о налогоплательщике, полученные ими при аудиторской деятельности. Правительство РФ уже одобрило этот законопроект.

При проведении налогового аудита дополнительно может быть проанализирована должная осмотрительность компании в выборе контрагентов — в этом случае она имеет определяющее значение при исчислении налога на прибыль и НДС.

Что оценивается в ходе аудита

Сама процедура налогового аудита проводится в несколько этапов:

  1. Перед началом проверки обязательно выясняются цели и задачи заказчика аудита, акцентируются проблемы, которым следует уделить особое внимание.
  2. Сам налоговый аудит в большинстве случаев проводится на территории компании-заказчика, но в отдельных случаях может быть проведен и в офисе аудиторской фирмы. Продолжительность стандартного налогового аудита обычно составляет от 5–7 рабочих дней.
  3. По результатам проверки заказчик аудита получает отчет, в котором содержатся сведения обо всех выявленных в ходе проверки нарушениях и, самое главное, подробные рекомендации по их устранению.

В дальнейшем компания может самостоятельно провести работу над замечаниями или обратиться за помощью к специалистам. В любом случае риски серьезных санкций при проверке контролирующими органами будут сведены к минимуму.

Как выбрать надежную компанию для проведения налогового аудита?

Свои рекомендации по выбору компании для проведения налогового аудита нашим читателям дал Роман Шишкин, к.ю.н., руководитель налоговой практики аудиторско-консалтинговой компании КСК групп:

«Во-первых, доверяйте проведение проверки хорошо зарекомендовавшим себя компаниям, предоставляющим определенные гарантии качества выполняемых работ, а также обеспечивающим полную конфиденциальность и сохранность полученной в ходе проверки информации. Для этого необходимо ознакомиться с сайтом аудиторской организации, обратив внимание на следующее: периодичность обновления информации, наличие обзоров изменений законодательства и сведений о членстве компании в СРО, данных о страховании ответственности компании, информации о действующих клиентах и их отзывы, о наличии компании в различных рейтингах и т.п.

Во-вторых, желательно, чтобы проверку осуществляли аттестованные аудиторы, имеющие большой опыт в проведении налогового аудита предприятий различных форм собственности и отраслей хозяйства. Если на сайте компании доступна информация об отраслевом опыте как самой организации, так и сотрудников- аудиторов — это плюс.

Цена налогового аудита не может быть слишком низкой. В противном случае велика вероятность проведения проверки исключительно по формальному признаку и отсутствие желаемого результата».

P.S. КСК групп — один из лидеров российского рынка аудиторско-консалтинговых услуг, занимающий по итогам 2016 года 8 место среди российских компаний, осуществляющих налоговый консалтинг (по данным «Эксперт РА»)1. Компания оказывает широкий спектр услуг для бизнеса, включая проведение всех видов налогового аудита: комплексного, тематического, экспресс-аудита, а также бухгалтерский и налоговый консалтинг, международное налоговое планирование и многое другое.

Аудит налога на добычу полезных ископаемых: налоговые риски

Главная — Статьи

Правоприменительная практика по вопросам исчисления налогов (это касается и налога на прибыль, и налога на добавленную стоимость, и налога на добычу полезных ископаемых, и др.) в Российской Федерации характеризуется наличием конфликтных ситуаций между налоговыми органами и налогоплательщиками. Зачастую эти ситуации находят свое разрешение в судах. Но итоги судебных разбирательств даже схожих ситуаций бывают противоположными, что позволяет усомниться в безоговорочности тезиса о наличии в нашей стране единого правового поля. Все это ставит в двусмысленное положение должностных лиц организаций, ответственных за принятие финансово-экономических решений, их воплощение в жизнь и оценку правовых последствий.

Однако возрастают налоговые риски не только у налогоплательщиков, но и у аудиторских компаний, высказывающих профессиональное суждение о наличии или отсутствии налогового правонарушения в целях выработки мнения о достоверности бухгалтерской отчетности и порядке (характере) ведения бухгалтерского учета аудируемого лица. Исходя из неопределенности имеющейся ситуации аудитор, чтобы минимизировать риск ошибки в прогнозе по исходу налогового спора, скорее всего, выдаст заключение, отличное от безусловно положительного, даже несмотря на то, что хозяйствующий субъект действовал на законных основаниях. Такие действия аудитора, в свою очередь, могут спровоцировать возникновение определенных экономических трудностей у аудируемого лица.

В качестве примера рассмотрим спорную ситуацию, возникшую по вопросу исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) между ООО «Золотодобывающее предприятие» и налоговым органом. Речь идет о правомерности применения обществом понижающего коэффициента 0,7 при расчете налога.

При изучении нормативных правовых документов и документов конкретного хозяйствующего субъекта обнаружилось, что спорный характер отношений налогоплательщика и налогового органа кроме субъективного имеет и объективный характер, заложенный в правовых нормах НК РФ.

Результаты исследования документов хозяйствующего субъекта

Лицензия БЛГ N 009 БЭ, выданная ОАО «ЗДП», на разведку и разработку месторождений россыпного золота в долине р. Бур, была переоформлена на ООО «Золотодобывающее предприятие». Права последнего были подтверждены Распоряжением главы администрации Амурской области от 14.06.2002 N 518-р и руководителя Комитета природных ресурсов по Амурской области от 17.05.2002 N 81-р. На основании этого Распоряжения ООО «Золотодобывающее предприятие» выдана лицензия БЛГ N 013 БЭ на разведку и разработку месторождений россыпного золота в долине р. Бур, и с ним заключено лицензионное соглашение, которое является неотъемлемой частью лицензии, на аналогичных ранее установленным для ОАО «ЗДП» условиях. В прилагаемом к лицензии лицензионном соглашении (разд. 4) указано, что общество обязуется производить уплату НДПИ по ставкам 6% и 6,5% и что налог устанавливается с коэффициентом 0,7. Недропользователем — правопреемником ОАО «ЗДП» согласно ст. 17.1 Закона «О недрах» названо ООО «Золотодобывающее предприятие».

Результаты исследования нормативных правовых документов

До введения в действие гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ с пользователей недр взимались отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Порядок взимания отчислений регулировался Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» . В соответствии со ст. 44 Закона пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиски и разведку запасов полезных ископаемых, освобождались от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений в порядке, установленном Правительством РФ .

С 1 января 2002 г. прекратилось взимание отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и стал уплачиваться НДПИ. При этом для тех недропользователей, кто ранее пользовался упомянутой льготой по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы (по состоянию на 01.07.2001), была сохранена льгота по НДПИ в виде установления понижающего коэффициента 0,7 (ст. 342 НК РФ).

Условия об освобождении пользователей недр от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы принимались органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и должны были быть прописаны в лицензии .

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, с вступлением в силу части второй НК РФ продолжают действовать в части, не противоречащей этому акту. Поскольку Закон «О недрах» не вошел в перечень утративших силу с даты введения в действие части второй НК РФ законов, он продолжает действовать и в настоящее время и относится к прочим законам, содержащим налоговые нормы, что не противоречит правоприменительной практике.

Согласно ст. 11 Закона «О недрах» документом, удостоверяющим право лица на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в нем целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем заранее оговоренных условий, является лицензия. Там же предусматривается, что между уполномоченными органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по его выполнению.

В ст. 17.1 Закона «О недрах» перечисляются случаи, когда право пользования участком недр переходит с соблюдением ранее предоставленных прав: реорганизация юридического лица путем преобразования (изменения организационно-правовой формы), присоединения, выделения, смена названия и др. При этом не предусматриваются какие-либо различия в предоставлении прав и несении обязанностей при переоформлении лицензии на новое лицо (даже если речь идет всего лишь об изменении названия).

В гл. 26 НК РФ не рассматриваются вопросы налогообложения НДПИ в случае реорганизации юридических лиц (в отличие от иных глав, например, по НДС (ст. 162.1), налогу на прибыль организаций). Поэтому, исходя из ст. 11 НК РФ, согласно которой институты, понятия и термины других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства, в данном случае нужно руководствоваться Законом «О недрах». Тем более что льготы к существенным элементам налога не относятся.

Пункт 2 ст. 8 НК РФ гласит: под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Следовательно, факт выдачи уполномоченными государственными органами соответствующей лицензии с определенными к исполнению условиями и обязательствами должен рассматриваться налоговым органом как признание юридического лица пользователем недр и, соответственно, налогоплательщиком НДПИ, а сама лицензия — как нормативный документ, в котором на законных основаниях закреплены права и обязанности налогоплательщика, в том числе право на использование льгот по налогу. Рассматривать это право в отрыве от властных полномочий органов, выдавших лицензию, и прав лиц, подписавших ее, не представляется возможным.

С 2004 г. и по настоящее время полномочия по выдаче, оформлению и регистрации лицензий на пользование недрами, а также по принятию решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр осуществляет Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) .

Согласно ст. 12 Закона «О недрах» условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, если она не аннулирована, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Результаты исследования судебной практики

Схожие случаи налоговых правоотношений рассматривались в судах. Толкования арбитражных судов различных округов, Президиума ВАС РФ не были единообразными, например: Постановления ФАС Уральского округа от 15.05.2003 N Ф09-1374/03АК, от 30.11.2005 N Ф09-2341/05-С7, Московского округа от 28.03.2006 N КА-А40/2015-06, Постановления Президиума ВАС РФ от 20.04.2004 N 16455/03 и от 17.07.2007 N 3803/07 и др. Но такое разнообразие может быть связано и с конкретными обстоятельствами дел.

Абсолютно одинаковые обстоятельства, как правило, встречаются в единичных случаях (по существу и по степени подробности описания судебного процесса). Для ситуации по степени схожести было отобрано дело, рассмотренное ФАС Дальневосточного округа (Постановление от 13.04.2005 по делу N Ф03-А73/05-2/340). В этом споре геолого-разведочные работы по месторождению Тас-Юрях были осуществлены ЗАО «Горнорудная компания «Тас-Юрях», которое впоследствии реорганизовалось путем присоединения к ЗАО «Артель старателей «Амур». К правопреемнику перешли все принадлежащие обществу права, в том числе и освобождение от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (по состоянию на 01.07.2001), а также затраты, произведенные обществом на поиски и разведку месторождения Тас-Юрях. Лицензия на право пользования недрами данного месторождения была переоформлена на ЗАО «Артель старателей «Амур». В ситуации, аналогичной рассматриваемой, суд пришел к выводу о правомерности использования налогоплательщиком понижающего коэффициента 0,7.

Иной (противоположный) подход, по нашему мнению, нарушил бы единство правоприменительной практики, вызвал бы неопределенность толкования отдельных положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, привел бы к возникновению рисков постоянного неправильного применения НК РФ и иных законодательных актов о налогах и сборах и, следовательно, помешал бы законной предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта. Однако риск непринятия даже тем же судом решения в пользу налогоплательщика существует. Он формируется под влиянием разных факторов, одним из которых является искусство защиты интересов хозяйствующего субъекта в суде.

Выводы

Кратко приведем позиции сторон в споре.

По мнению налогового органа, ООО «Золотодобывающее предприятие» самостоятельно и неправомерно применяло понижающий коэффициент 0,7, поскольку ОАО «ЗДП» не вправе было передавать его данному налогоплательщику. Налоговый орган также считает, что право на применение этого коэффициента имеют только налогоплательщики, осуществившие разведку полезных ископаемых, «а не налогоплательщики, чьи учредители были освобождены от уплаты указанных платежей».

Точка зрения аудитора такова: НК РФ — не единственный документ, который регулирует взимание платежей за пользование недрами, в частности НДПИ. Есть и другие нормативные правовые акты, устанавливающие права и обязанности недропользователей как до вступления в законную силу гл. 26 НК РФ, так и после этого. Имеется и судебная практика.

Более того, ООО «Золотодобывающее предприятие» располагает всеми необходимыми документами по лицензированию, которые выданы уполномоченными государственными органами и в течение более 5 лет не оспорены, не признаны недействующими. Поэтому нет оснований считать действия ООО «Золотодобывающее предприятие» по добыче драгоценных металлов (является пользователем недр на условиях, указанных в лицензии, а следовательно, налогоплательщиком) незаконными. Поэтому доводы налогового органа о необоснованном применении понижающего коэффициента 0,7 при расчете НДПИ хозяйствующим субъектом должны быть признаны несостоятельными.

Справедливости ради стоит отметить, что рассмотренная ситуация — не единственная, которая вызывает затруднение при расчете НДПИ. Это, например, и расчет цены: определение источников (документов) и размеров расходов на аффинаж при отнесении их к конкретному налоговому периоду (если в сопроводительных документах указаны смежные налоговые периоды), определение химически чистого металла, объекта налогообложения, стоимости сопутствующих добыче драгоценных металлов.

Таким образом, можно констатировать наличие в НК РФ множества недостаточно прописанных положений, по которым постоянно ведутся споры. Отсутствие единых, всем понятных правил приводит к различным судебным решениям по одному и тому же вопросу и, как следствие, к правовой неопределенности. Представляется, что НК РФ должен иметь единые подходы, в том числе по вопросам реорганизации, перехода права собственности (ст. 38 НК РФ в каждой главе трактуется по-своему и практически неприменима), а также отсылочные нормы на другие нормативные правовые акты.

Кроме того, следует решить вопрос о разработке методических положений по применению судебной практики и корректировке НК РФ в соответствии с нею, чтобы принятые судебные решения не существовали «параллельно» главному нормативному правовому акту в сфере налогообложения — НК РФ, а влияли бы на него, формируя ясные, не допускающие толкований и не вызывающие споров нормы. Это особенно важно в ситуации, когда письма Минфина России потеряли былую «магическую» силу.

Аудит налогового учета

Понятие аудита налогового учета

Определение 1

Аудит налогового учета – это проверка состояния расчетов с бюджетом, а также правильности и полноты формирования налоговой базы для исчисления различных налогов.

Аудит налогового учета является одним из распространенных видов аудита, так как ошибки и искажения в налоговом учете грозят предприятию и ответственным лицам штрафными санкциями.

Замечание 1

При аудите налогового учета, проверке подлежит множество различных элементов учета, так как налоговую базу формируют практически все хозяйственные операции на предприятии.

Этапы аудита налогового учета

Аудит налогового учета осуществляется в несколько этапов. На первом этапе, аудитор изучает учетную политику предприятия. Отдельное внимание аудитор уделяет разделу о налоговом учете на предприятии. Так, аудитор определяет:

  1. Порядок признания выручки в организации. Это может быть метод начисления или кассовый метод.
  2. Классификацию видов доходов предприятия.
  3. Классификацию видов расходов предприятия.
  4. Методы формирования различных видов расходов (методы амортизации, методы списания запасов, расчет незавершенного производства и т.д.).

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Аудит налогового учета 460 руб.
  • Реферат Аудит налогового учета 250 руб.
  • Контрольная работа Аудит налогового учета 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Изучая учетную политику, аудитор обращает внимание на ее соответствие Налоговому кодексу и другим действующим нормативно-правовым актам.

Обязательной процедурой для аудитора является оценка системы контроля налогового учета на аудируемом предприятии.

После этого, аудитор изучает составляющие учета и документального оформления операций по налоговому учету.

Далее, аудитор проводит следующие процедуры:

  1. Рассчитывает уровень существенность.
  2. Определяет степень аудиторского риска.
  3. Определяет метод аудиторской выборки.
  4. Составляет План и Программу аудита.

Второй этап аудита налогового учета – это последовательная проверка согласно пунктам плана аудита всех элементов налогового учета. Пользуясь определенной методикой аудиторской выборки, аудитор изучает отдельные хозяйственные операции по налоговому учету.

Например, это могут быть следующие операции:

  1. Порядок отражения в учете операций по признанию выручки в организации. Насколько корректно, полно и своевременно данные показатели отражены на счетах бухгалтерского учета.
  2. Порядок формирования расходов в организации. Насколько правильно исчисляются и отражаются данные показатели на счетах учета и учетных регистрах.
  3. Арифметическая проверка правильности определения налоговой базы и самого налога к уплате
  4. Сопоставимость отраженных данных в налоговой декларации с данными в бухгалтерском учете предприятия.
  5. Своевременность и полноту перечисления платежей в бюджет.
  6. Документальное оформление всех хозяйственных операций, которые являются элементами налогового учета.

Данные процедуры, аудитор проверяет при проверке налогового учета по налогу на прибыль.

При проверке налогового учета по налогу на добавленную стоимость, аудитор проверяет:

  1. Своевременность отражения обязательств и налоговых вычетов по НДС на счетах бухгалтерского учета.
  2. Документальное оформление операций с НДС (счета-фактуры, книга продаж, книга покупок и т.д.).
  3. Арифметическая проверка правильности определения налоговой базы и самого налога к уплате.
  4. Сопоставимость отраженных данных в налоговой декларации с данными в бухгалтерском учете предприятия.
  5. Своевременность перечисления налога в бюджет.

Замечание 2

При аудите налогового учета по другим видам налогов, методика проверки может несколько отличаться.

На заключительном этапе, аудитор готовит аудиторское заключение, в котором отражено его независимое собственное мнение, как профессионала о состоянии налогового учета в организации.