Налоговые льготы виды

Статья 56 НК РФ. Установление и использование льгот по налогам и сборам

Новая редакция Ст. 56 НК РФ

1. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

2. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

3. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах).

Комментарий к Статье 56 НК РФ

Настоящей статьей дано определение льгот по налогам и сборам.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков (организаций и физических лиц) и плательщиков сборов (организаций и физических лиц) предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Таким образом, преимущества отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов могут выражаться:

— в более низкой налоговой ставке;

— в переносе сроков уплаты налогов и сборов;

— в иной периодичности исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (например, не ежедекадно или ежемесячно, а по окончании квартала);

— в праве осуществлять различные налоговые вычеты (уменьшающие налогооблагаемую базу);

— в праве на ускоренную амортизацию основных средств (что также приводит к уменьшению налогооблагаемой базы) либо на включение в себестоимость товаров(работ, услуг), затрат, которые обычно в нее не включаются, и т.д.;

— в полном освобождении от уплаты налогов и сборов (такая льгота может предоставляться как по одному, так и по всем видам налогов и сборов).

Льготы по налогам и сборам могут быть предоставлены лишь в случае, когда это предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Льготы по налогам и сборам предоставляются отдельным категориям плательщиков (например, субъектам малого предпринимательства, физическим лицам — инвалидам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза и т.д.). Льготы по налогам и сборам не могут носить индивидуальный характер (т.е. их нельзя предоставлять конкретной организации, конкретному физическому лицу). Не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Таким образом, нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания (т.е. обстоятельства, позволяющие предоставлять данной категории налогоплательщиков льготы по налогам и сборам), порядок (процедура предоставления налогоплательщику льгот по налогам и сборам, оформление и т.п.) и условия применения льгот по налогам и сборам (т.е. обязательность соблюдения налогоплательщиком, которому предоставлены льготы по налогам и сборам, определенных требований либо исполнения им определенных действий как необходимых предпосылок для реального использования льгот), не могут носить индивидуального характера.

Налогоплательщик вправе:

— отказаться от использования любых льгот по налогам и сборам, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

— приостановить использование любой льготы по налогам и сборам на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (т.е. по окончании налогового периода (в течение которого льгота не применялась) плательщик вправе этой льготой воспользоваться (в отношении следующего периода)).

Если налогоплательщик решил отказаться от использования льготы по налогам и сборам либо приостановить ее использование, он обязан письменно уведомлять налоговый орган об отказе (приостановлении) использовать льготу.

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

Другой комментарий к Ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Пунктом 2 ст. 17 Кодекса предусмотрено, что в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (см. комментарий к ст. 17 Кодекса).

Как определено п. 1 ст. 56 Кодекса, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В пункте 15 Постановления Пленума ВАС России от 28 февраля 2001 г. N 5 разъяснено, что до момента введения в действие соответствующих глав части второй Кодекса судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены — связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.

КС России в своих решениях неоднократно указывал, что освобождение от уплаты налогов по своей природе — льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции РФ (ст. 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (Постановления КС России от 21 марта 1997 г. N 5-П, от 28 марта 2000 г. N 5-П <*>, от 19 июня 2002 г. N 11-П <**> и от 27 мая 2003 г. N 9-П <***>).

———————————
<*> СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 1533.

<**> СЗ РФ. 2002. N 27. Ст. 2779.

<***> СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2431.

В Определении от 7 февраля 2002 г. N 37-О <*> КС России признал, что предусмотренное ст. 145 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Кодекса освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость является разновидностью налоговых льгот.

———————————
<*> СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1913.

Согласно п. 1 комментируемой статьи не допускается установление индивидуальных льгот. Причем запрет на индивидуальный характер касается норм законодательства о налогах и сборах, определяющих и основания, и порядок, и условия применения льгот по налогам и сборам.

2. Пункт 2 ст. 56 Кодекса предоставляет налогоплательщику право отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом.

Пленум ВАС России и Пленум ВС России в п. 16 Постановления от 11 июня 1999 г. N 41/9 при возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, предписал судам исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.

КС России в Определении от 5 февраля 2004 г. N 43-О <*> выразил следующую позицию в отношении п. 2 комментируемой статьи:

———————————
<*> Вестник КС РФ. 2004. N 5.

пункт 2 ст. 56 Кодекса лишь предоставляет налогоплательщику право, но не обязывает его отказаться от использования налоговой льготы на один или несколько налоговых периодов, а потому не может рассматриваться как затрагивающий какие-либо конституционные права и свободы;

однако, осуществляя соответствующий выбор, налогоплательщик вправе требовать реализации только того механизма предоставления налоговой льготы, который закреплен в законе. При этом установление в Кодексе особенностей применения налоговых льгот, в том числе в виде некоторых ограничений права налогоплательщика отказаться от использования налоговой льготы и обязанности совершить определенные действия, связанные с учетом сумм налога, также не направлено на ущемление конституционных прав и свобод налогоплательщика, поскольку законодатель, вводя налоговую льготу, вправе предусмотреть и особый порядок ее использования.

Президиум ВАС России при разрешении конкретного дела в Постановлении от 17 февраля 2004 г. N 12671/03 <*> указал, что исходя из положения ст. 56 Кодекса право на льготу по налогу не может быть поставлено в зависимость от избранного организацией метода учетной политики, т.к. в этом случае хозяйствующие субъекты поставлены в неравное экономическое положение при прочих равных условиях и права части из них.

———————————
<*> Справочные правовые системы.

3. Пункт 3 ст. 56 Кодекса определяет нормативные правовые акты, которыми устанавливаются и отменяются льготы по налогам:

по федеральным налогам и сборам — Кодексом;

по региональным налогам — Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах;

по местным налогам — Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

Положения п. 3 комментируемой статьи основаны на закрепленных ст. 12 Кодекса полномочиях законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов (см. комментарий к ст. 12 Кодекса):

законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (п. 3 ст. 12);

представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (п. 4 ст. 12).

Центр обучения «Клерка»📌 Реклама

— возможность применения амортизационной премии. Контролирующие органы ранее неоднократно в разъяснениях называли амортизационную премию льготой <4>. Хотя в более поздних разъяснениях упоминали о том, что налоговые льготы не предусмотрены гл. 25 НК РФ <5>;

— возможность переноса на будущее убытка прошлых лет. Документы, подтверждающие размер убытка, вы должны хранить в течение всего срока, пока уменьшаете на этот убыток налоговую базу текущего года <6>. И налоговики часто требуют в рамках камеральной проверки представить их;

— возможность не начислять НДС при оказании услуг, место реализации которых — не территория РФ (не возникает объекта обложения).

Но это неправильно.

ВЫВОД

Перечисленными возможностями может воспользоваться любой налогоплательщик, а значит, преимуществом для отдельных организаций и, соответственно, льготой это назвать нельзя. Так, освобождение от НДС услуг, местом реализации которых территория РФ не является, ФАС СЗО не посчитал льготой <7>. Получается, требование налогового органа представить в ходе камеральной проверки документы, подтверждающие так называемые льготы в вышеперечисленных ситуациях, незаконно. А значит, можно его не выполнять <8>.

📌 Реклама Отключить

Какие преимущества организации приравнивают к льготам

А бывает и наоборот. Некоторые предоставленные НК РФ преимущества не всегда выгодны для организации, и она хотела бы от них отказаться. Поэтому организация называет это преимущество льготой (ведь от льготы можно отказаться) и считает, что это дает ей право преимуществом не пользоваться.

Освобождение от налогообложения НДС

В первую очередь, именно освобождение от обложения НДС, предусмотренное ст. 149 НК РФ, принято считать налоговой льготой. Ведь это явное преимущество — можно не платить НДС по определенным операциям. Вместе с тем нельзя принять к вычету весь свой входной НДС. Кроме того, освобождение от НДС влечет необходимость ведения раздельного учета <9>. Плюс — придется заботиться о документальном подтверждении права на освобождение <3>.

📌 Реклама Отключить

В ст. 149 НК РФ приведены три списка не облагаемых НДС операций. И от освобождения по операциям, поименованным в п. 3 ст. 149 НК РФ, вы можете отказаться на законных основаниях — это прямо определено в НК <10>. Соответственно, только это освобождение является льготой.

А вот о возможности отказаться от освобождения операций, перечисленных в пп. 1 и 2 ст. 149 НК РФ, в НК ничего не сказано.

В связи с этим контролирующие органы считают, что применение освобождения по операциям из пп. 1 и 2 ст. 149 НК РФ является обязательным для налогоплательщиков <11>.

В то же время освобождение от налогообложения операций по передаче исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также прав на использование указанных результатов на основании лицензионного договора столичное Управление ФНС в своем Письме называло именно льготой <12>. Также именно льготой называли освобождение операций, перечисленных в п. 2 ст. 149 НК РФ, Конституционный суд и ВАС <13>.

📌 Реклама Отключить

Это позволило ФАС МО прийти к выводу, что любое освобождение от НДС по сути является льготой. Несмотря на то что порядок отказа от него не установлен гл. 21 НК РФ по НДС, от него можно отказаться, сославшись на ст. 56 НК РФ <14>.

А вот ФАС ВВО сделал такой вывод: если от обложения НДС освобождается отдельная категория налогоплательщиков, то это льгота. Если же не облагается конкретная операция, то такое освобождение — не льгота <15>. Например, если следовать его логике, освобождение от налогообложения услуг, оказываемых организациями сферы культуры и искусства, — это льгота, а вот реализация лома и отходов черных и цветных металлов — не льгота <16>.

ВЫВОД

Учитывая противоречивость позиций по данному вопросу, отказываться от применения освобождения по операциям, предусмотренным пп. 1 и 2 ст. 149 НК РФ, не стоит. Ведь что может произойти? Вы будете начислять налог по этим операциям и принимать к вычету входной НДС. А налоговики при проверке снимут вам вычеты, поскольку приобретенные для такой деятельности товары (работы, услуги), по их мнению, использованы в необлагаемой деятельности <17>. А примет ли суд вашу сторону — неизвестно. Хотя в крайнем случае можно будет снять начисления, подав уточненку.

📌 Реклама Отключить

Применение ставки 0% по НДС

Есть еще одно ошибочное мнение, что применение нулевой ставки по НДС является льготой.

Действительно, вам не нужно платить налог, а это, несомненно, преимущество. Но некоторые организации не хотят усложнять себе жизнь необходимостью подтверждения права на применение нулевой ставки и сразу начисляют НДС по ставке 18 или 10%.

Однако нулевая ставка — вовсе не льгота. Вы не можете выбирать ставку налога по своему усмотрению. И обязаны применять ставку, установленную ст. 164 НК РФ.

Конечно, начислить НДС по повышенным ставкам вы можете. За увеличение налога по собственной инициативе вас не накажут. Для налоговиков это даже лучше, ведь они получат налог. Но если вы выставите своему контрагенту счет-фактуру с 18%-м НДС (вместо нулевого налога), то это, скорее всего, ему не понравится и он легко сможет оспорить в суде предъявление ему НДС и вернуть свои 18%, так как суд считает получение таких сумм неосновательным обогащением. Платить же НДС за счет собственных средств просто нерационально. К тому же налоговики могут отказать вам в вычетах НДС, относящихся к этой реализации, так как не подтверждена ставка 0% <18>.

📌 Реклама Отключить

ВЫВОД

Применять при экспортных операциях нулевую ставку НДС вы обязаны и отказаться от нее не можете.

* * *

Если налоговики требуют у вас документы в ходе камералки, напирая на то, что вы применяете льготу, может быть, проще и не спорить с ними. И выдать им требуемые бумаги. Но если их требования начинают выходить за рамки разумного — не бойтесь возразить, что льготы вы не применяете. Аргументы, с помощью которых можно это доказать, мы вам привели.

И сами будьте осторожнее при приравнивании различных преимуществ к льготам: нажитые проблемы могут перевесить все плюсы, приобретенные в связи с отказом от так называемой льготы.

_________________________________

<1> п. 1 ст. 56 НК РФ

<2> п. 2 ст. 56 НК РФ

<3> п. 6 ст. 88 НК РФ

<4> Письма Минфина от 16.05.2006 N 03-03-04/1/452, от 21.12.2006 N 03-03-04/1/852

📌 Реклама Отключить

<6> п. 4 ст. 283 НК РФ

<7> Постановления ФАС СЗО от 03.06.2010 N А05-17483/2009, от 18.05.2010 N А05-17482/2009, от 01.06.2010 N А05-17481/2009

<8> подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ

<9> п. 2 ст. 170 НК РФ

<10> п. 5 ст. 149 НК РФ

<11> Письма Минфина от 02.06.2009 N 03-07-07/48; ФНС от 15.07.2009 N 3-1-10/501@

<12> подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ; Письмо УФНС по г. Москве от 04.01.2008 N 19-11/9666

<14> Постановление ФАС МО от 24.11.2010 N КА-А40/11987-10

<15> Постановление ФАС ВВО от 30.06.2010 N 79-8805/2009

<16> подп. 20, 25 п. 2 ст. 149 НК РФ

📌 Реклама Отключить

<17> п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале «Главная книга» N07, 2012

71. Налоговые льготы

Налоговые льготы — это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Сущность налоговой льготы состоит в снижении налогового бремени.

Налоговые льготы предоставляются либо в целях социального выравнивания материального положения различных групп налогоплательщиков, материального вознаграждения за особые заслуги перед государством, для стимулирования тех или иных отраслей, производств, направлений коммерческой деятельности, поддержки отечественного товаропроизводителя, привлечения в страну иностранных инвестиций (оффшорные зоны) и т. д.

В большинстве случаев налоговые льготы призваны выполнять стимулирующую функцию и устанавливаются в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности.

Налоговые льготы являются законными средствами оптимизации налогообложения.

Формы налоговых льгот достаточно разнообразны.

Рассмотрим отдельные виды налоговых льгот, к которым относятся:

1) Освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налога. Освобождение от уплаты налога может носить бессрочный характер или же предоставляться на определенный срок (так называемые «налоговые каникулы»).

2) Освобождение отдельных объектов от налогообложения. Например, ст. 217 НК РФ предусматривает более тридцати видов доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, включая государственные пособия, пенсии, стипендии, компенсационные выплаты, алименты, гранты и др.

3) Понижение налоговой ставки.

4) Налоговые вычеты. Эта льгота состоит в исключении отдельных сумм из налоговой базы. В некоторых случаях налоговые вычеты производятся непосредственно из исчисленной суммы налога, подлежащей к уплате. В зависимости от влияния на результаты налогообложения налоговые вычеты подразделяются на лимитированные (размер скидок ограничен прямо или косвенно) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Понятие налоговых льгот и их отличительные характеристики

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56НКРФ.).

Отличительные черты налоговых льгот.

Ограниченная сфера применения.

Стимулирующая направленность.

Экстерриториальность

Мобильность.

Признаки налоговых льгот установленных законодательством РФ

  • 1. Законность их установления
  • 2. Недопустимость индивидуального (персонифицированного) характера установления льгот.
  • 3. Недопустимость дискриминационного характера установления льгот.
  • 4. Добровольность применения льгот.
  • 5. Создание налоговых преимуществ .

Классификация налоговых льгот по элементам налога (форме представления)

Классификация налоговых льгот

Классификационный признак

Виды налоговых льгот

По целевому использованию высвобожденных средств

  • · целевые
  • · нецелевые

По субъектам воздействия

  • · предоставляемые конечному потребителю (стимулирование потребления)
  • · предоставляемые экономическим агентам, не являющиеся конечными потребителями (стимулирование производства и распределения)

По периоду действия

  • · льготы, период применения которых не определен
  • · льготы, период применения которых определен

По компетенции установления и масштабу применения

  • · федеральные (общегосударственные)
  • · региональные
  • · местные

По элементам налога (форме представления)

  • · освобождение от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков
  • · уменьшение объекта налогообложения
  • · уменьшение (ограничение) налоговой базы
  • · применение специальных методов налогового учета
  • · увеличение налогового (отчетного) периода
  • · уменьшение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет
  • · рассрочка и отсрочка уплаты налогов (сборов)

Освобождение от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков — это льгота, предоставляемая по элементу «субъект налогообложения». Сфера применения таких льгот довольно широка — они встречаются в большинстве европейских налоговых систем.

Наиболее востребованной разновидностью льгот этой группы являются «налоговые каникулы», которые представляют собой освобождение определенных групп плательщиков от налогообложения на определенный период. Назначение этой льготы — предоставление налоговой поддержки отдельным секторам экономики или отраслям, а также стимулирование инвестиций.

Уменьшение объекта налогообложения — это группа льгот, которая предполагает исключение из объекта налогообложения отдельных его элементов, которые не учитываются при дальнейшем исчислении налоговых обязательств.

пример подобных льгот : перечень операций, освобожденных от НДС. К этой группе также может быть отнесено, например, освобождение от налогообложения прибыли, полученной предприятиями и организациями общественных организаций инвалидов (при соблюдении установленных ограничений.

Налоговая скидка — предусматривает исключение из исчисленной суммы налога какой-либо ее части. Эта часть может быть установлена как в процентном выражении от суммы налога (в большинстве случаев до 50%), так и в абсолютном выражении.

Налоговый кредит — уменьшение суммы налога, подлежащего уплате, на величину понесенных плательщиком целевых расходов. Налоговый кредит более благоприятен для плательщика, поскольку его затраты уменьшаются на полную сумму предоставленного освобождения. Льгота в виде налогового кредита широко применяется за рубежом для стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности. Этот вид льготы может быть использованы также для стимулирования деятельности, связанной с осуществлением природоохранных мероприятий, решением социальных задач (например, создание новых рабочих мест, в том числе для инвалидов, развитие социальной инфраструктуры предприятий и т.п.).

В мировой практике в качестве налоговых льгот применяются два вида налогового кредита.

Простой (объемный) налоговый кредит предполагает уменьшение суммы налога на полную сумму понесенных целевых затрат или ее часть.

Приростной налоговый кредит предполагает уменьшение суммы налога на полную или частичную сумму прироста соответствующих затрат в отчетном периоде по отношению к установленной базе (например, среднегодовые фактические затраты прошлых периодов или среднеотраслевые затраты, приведенные к фактическому объему деятельности).

Льготы по налогам и основания для их применения устанавливаются налоговым законодательством (ст. 17. НК РФ). Налоговый кодекс РФ вводит и отменяет льготы по федеральным налогам и сборам. По региональным и местным налогам льготы вводятся и отменяются не только НК РФ, но и законами субъектов РФ, а также муниципальными нормативными актами о налогах. Что включает в себя понятие льгот, и какие виды налоговых льгот существуют – об этом наш материал.

Что такое налоговые льготы

Налоговые льготы — это преимущества, которые законодательство предоставляет определенным категориям плательщиков по сравнению с остальными, в том числе и возможность не платить налог вовсе, или платить, но в меньшем размере (ст. 56 НК РФ). Таким образом государство создает более благоприятный налоговый климат для налогоплательщиков.

Имея право на льготу, лицо применять ее не обязано: организации и граждане решают сами, подавать ли документы на льготу, могут совсем отказаться от ее использования, либо приостановить действие льготы на один и более налоговых периодов (п. 2 ст. 56 НК РФ).

Нормы о льготах по налогам индивидуального характера не имеют, что означает – льготы предоставляются не конкретному лицу, а целой категории налогоплательщиков, отвечающей установленным условиям. Льготы по некоторым налогам могут и вовсе отсутствовать, поскольку для установления налога их наличие не является обязательным, то есть налог может «работать» как со льготами, так и без них.

Виды налоговых льгот

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но в целом их можно распределить на: освобождение от налога, уменьшение налоговой базы и налоговый кредит.

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

  • налоговые каникулы — освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода (закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ);
  • налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку. К примеру, если до 01.01.2017 физлицо не получало от ИФНС уведомлений по налогу на имеющееся у него имущество и не платило налог, то заявив о таком имуществе до 01.01.2017, лицо платит налог с года, когда было сделано заявление, а за более ранние периоды налог с него не взимается;
  • полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).
  • изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);
  • пониженная ставка налога — позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

  • налоговые вычеты — исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ (ст. ст. 218-220 НК РФ);
  • необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Налоговые кредиты:

  • инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Зачастую к льготам также относят отсрочку или рассрочку уплаты налога, но это скорее послабление, не в полной мере соответствующее понятию и видам налоговых льгот, ведь налоговые обязательства при этом не уменьшаются. Уплата налога лишь переносится на более поздний срок, либо происходит разделение суммы к уплате на несколько частей с установлением срока платежа по каждой из них (ст. 64 НК РФ).