Налоговая нагрузка 2017

Налоговая нагрузка для ИП на ОСНО

Как и для чего рассчитывают налоговую нагрузку

В пункте 4 Приказа ФНС № ММ-3-06/333@ от 30 мая 2007г. «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» перечислены критерии, по которым налогоплательщики могут оценить, насколько они рискуют привлечь внимание проверяющих.

Среди критериев для отбора объектов проверок – налоговая нагрузка конкретного предпринимателя или компании ниже, чем в среднем по отрасли (виду экономической деятельности).

Среднеотраслевые показатели прошлых лет можно посмотреть в приложении 3 Приказа и на официальном сайте ФНС.

Их рассчитывают так: сумму уплаченных налогов и сборов за год (по данным прошлогодней налоговой отчетности) делят на годовой оборот (выручку) организаций по данным Росстата и умножают на 100, чтобы получить результат в процентах.

При этом, как пояснила ФНС в Письме № БА-4-1/12589@ от 29 июня 2018 г.:

  • страховые взносы в расчете не учитывают;
  • в оборот организаций включают выручку по данным бухучета без НДС и акцизов;
  • в сумму уплаченных налогов входит НДФЛ.

Если у конкретного налогоплательщика рассчитанная нагрузка значительно ниже среднеотраслевой, есть большая вероятность, что его заподозрят в применении каких-то схем для ухода от налогов.

Бухгалтерское обслуживание ИП от 1 667 руб./мес

Сама по себе небольшая налоговая нагрузка – не нарушение и не гарантия попадания в кандидаты для выездной проверки. Налоговики рассматривают организации и ИП комплексно, оценивают их деятельность по десяткам критериев.

Однако это важный показатель, и при низких значениях инспекторы сначала могут запросить причины отклонений, а после – назначить проверку, по результатам которой возможны доначисления налогов и санкции.

Самостоятельно сделав расчет налоговой нагрузки при ОСНО, организация или ИП определят, насколько они рискуют навлечь на себя проверку. Если результат значительно ниже нормы, будет шанс пересмотреть и скорректировать деятельность, и заранее подготовить аргументы для объяснений с инспекторами.

Также расчет этого показателя поможет выбрать наиболее выгодный режим налогообложения.

Как рассчитать налоговую нагрузку ИП на ОСНО

ИП на ОСНО анализирует свою деятельность так:

  1. Сумму уплаченных налогов с учетом НДФЛ делит на общую выручку от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов) и прочих доходов, и умножает на 100 %.
  2. Полученный результат сопоставляет с его «безопасным» значением.

Также можно воспользоваться сервисом, разработанным ФНС. На сайте налоговой службы в разделе «Прозрачный бизнес» размещен калькулятор по расчету налоговой нагрузки. Он подходит для ОСНО. Сервис сравнивает фактические показатели со среднеотраслевыми по субъектам РФ и сразу показывает, на сколько процентов отклонение. Калькулятор не учитывает уплаченные суммы:

  • налога на прибыль организаций с дивидендов;
  • НДФЛ;
  • страховых взносов.

Пример расчета

Допустим, ИП на ОСНО занимается производством кожаной обуви, и за 2018 год оплатил по декларациям 660 тыс. руб. налогов. Выручка без учета НДС – 8,6 млн. руб.

Налоговая нагрузка = 0,66 млн./8,6 млн х 100%

Получаем 7,6%

Сравниваем с таблицей контрольных значений за 2018 год, рассчитанных ФНС. Нам нужна строка «Производство кожи и изделий из кожи» – 8,2%.

Таким образом, налоговая нагрузка предпринимателя на ОСНО почти соответствует норме и, скорее всего, не привлечет внимание проверяющих.

Если в таблице не оказалось вашего вида экономической деятельности, берите значение из аналогичной отрасли. Если ничего подходящего не нашлось, ФНС рекомендует сравнивать свои показатели со строкой «Всего» – налоговой нагрузкой в целом по России (Письмо № ГД-3-1/5806@от 22 августа 2018 г.).

Налоговая нагрузка по НДФЛ для ИП на ОСНО

ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@ от 25 июля 2017 г. привела критерии, по которым инспекторы выявляют тех, кого вызывать на заседание комиссии для беседы.

Например, претендентами на приглашение в ИФНС могут стать ИП с низкой налоговой нагрузкой по НДФЛ.

Она определяется так: исчисленный налог на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности нужно разделить на общую сумму доходов от этой деятельности и умножить на 100.

При этом в письме никаких конкретных показателей, с чем сравнить результат, не приводится.

Но упоминается другой критерий, по которому предпринимателя на ОСНО тоже могут вызвать на комиссию: если в декларации 3-НДФЛ он заявит профессиональный налоговый вычет более 95 процентов от доходов.

Скачать бланк 3-НДФЛ

Выводы

ФНС рекомендует компаниям и ИП на ОСНО самостоятельно оценивать, попадает ли их бизнес в зону высокого налогового риска. Для этого она предоставила данные о средней налоговой нагрузке по отраслям и видам экономической деятельности и разработала электронный сервис.

Если вы рассчитали свою налоговую нагрузку, и она оказалась ниже нормы, можно проанализировать деятельность, выяснить причины отклонений и принять меры, чтобы избежать разбирательств с ИФНС.

Если вы ИП на ОСНО, подключайтесь к сервису «Моё дело», чтобы не запутаться в сложных вопросах бухгалтерского и налогового учета и всегда быть в курсе последних изменений законодательства.

Расчитать налоги и сдать отчетность онлайн

В избранное Нажмите Ctrl+D чтобы добавить страницу в избранное 0 нравится Поделиться:

Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

Актуально на: 15 февраля 2017 г.

Налоговая нагрузка – это показатель, рассчитываемый как отношение суммы налогов, уплаченных налогоплательщиком, к сумме его выручки по бухгалтерской отчетности, умноженное на 100%. Каждая организация может рассчитать его самостоятельно по формуле:

Налоговики в свою очередь определяют коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, т. е. некое среднее значение для каждой отрасли (п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков ВНП, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). И если получается, что уровень нагрузки в конкретной организации ниже, чем среднеотраслевой показатель, это может стать основанием для включения компании в план выездных проверок (п. 1 разд. 4 Концепции системы планирования ВНП, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, Письмо Минфина России от 23.06.2016 N 03-02-08/36472). Ведь это значит, что организация платит меньше налогов (их доля составляет меньшую часть ее выручки), чем другие компании, работающие в той же сфере. Что вызывает у контролирующих органов определенные подозрения.

Как видно из формулы, страховые взносы в сумму уплаченных налогов за год не включаются (Письмо ФНС России от 22.03.2013 N ЕД-3-3/1026@).

Показатели среднеотраслевой налоговой нагрузки

Значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности находятся в свободном доступе. ФНС публикует их по окончании каждого года на своем сайте не позднее 5 мая следующего года (п. 6 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). На данный момент в документе содержатся данные за период с 2006 по 2015 гг. И разброс значений по отраслям достаточно большой: за 2015 год – от 1,4% до 41,5%.

Показатели налоговой нагрузки по конкретным налогам

Низкий уровень нагрузки по конкретному налогу (налогу на прибыль, налогу при УСН и т.д.) может стать поводом для отбора налогоплательщика в список тех, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии. Так, нагрузка по налогу на прибыль определяется по данным декларации по налогу на прибыль как отношение исчисленного налога к сумме выручки и внереализационных доходов, умноженное на 100%. Если полученное значение составляет менее 3% (а для торговых организаций – менее 1%), то уровень нагрузки считается низким. И значит, компания попадет в «комиссионный» список.

Налоговая нагрузка по НДС определяется по-другому: как отношение суммы вычетов по НДС за 4 предыдущих квартала к сумме начисленного НДС за тот же период, умноженное на 100%. Здесь низкой признается нагрузка при значении показателя 89% или более (Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722).

Налоговая нагрузка предприятия и способы ее оптимизации



В статье рассматривается экономическая сущность налоговой нагрузки и способы ее оптимизации. Для наиболее оптимального налогового планирования предприятию необходимо рассчитать налоговую нагрузку на свою деятельность. В статье приведены различные методики расчета налоговой нагрузки.

Ключевые слова: налоги, налоговая нагрузка, налоговое планирование, оптимизация налоговых платежей

В современных условий рыночной экономики налоги — один из наиболее значимых рычагов регулирования рыночных процессов и финансового наполнения бюджетов для функционирования государства. Одновременно с этим влияние налоговых рычагов на экономику должно быть сбалансированным, системным и прогнозированным.

Налоговая нагрузка, согласно НКРФ, рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Иными словами, налоговая нагрузка — это налоговое бремя, наложенное на организацию — сумма налогов и взносов которую необходимо уплатить в государственную казну.

Размер налоговой нагрузки зависит от различных критериев, одним из самых показательных является вид деятельности предприятия, т. к. размер налоговой нагрузки конкретного предприятия должен быть равен или выше налоговой нагрузке предприятий его видов деятельности, в случае если она будет занижена, то это послужит поводом для выездной налоговой проверки. Следующим немаловажным фактором является особенности ведения бухгалтерского и налогового учета, организационно-правовая форма предприятия, количества и состав уплачиваемых налогов. В настоящее время существуют различные методики определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты.

Современные методики, как правило, различаются по двум основным направлениям, которые представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Направления современных методик определения налоговой нагрузки.

Далее выделены некоторые методики расчета налоговой нагрузки.

Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки — это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН = x 100 %,(1)

где НН — налоговая нагрузка на предприятие;

НП — общая сумма всех уплаченных налогов;

В — выручка от реализации продукции (работ, услуг);

ВД — внереализационные доходы.

Отрицательным моментом данной методики является то, что она не дает возможности определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Расчет согласно предложенной методике налоговая нагрузка отражает только налогоемкость продукции (работ или услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальную картину налогового бремени налогоплательщика.

Ниже приведены подходы различных авторов к определению налогового бремя предприятия.

Таблица 1

Характеристика различных методик расчета налоговой нагрузки на предприятие

Методика

Порядок расчета налоговой нагрузки

Характеристика расчета налоговой нагрузки

Е. А. Кирова

АНН=НП + ВП + НД,

где АНН — абсолютная налоговая нагрузка;

НП — налоговые платежи, уплаченные организацией; ВП — уплаченные платежи во внебюджетные фонды; НД — недоимка по платежам.

ОНН = (АНН / ВСС) x 100 % где ОНН — относительная налоговая нагрузка,

ВСС — вновь созданная стоимость.

Позволяет рассчитать абсолютную и относительную налоговую нагрузку. Налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных платежей. При этом в сумму налогов не включается НДФЛ.

М. И. Литвин

НН= (НП/ДС — КБ) x 100 %,

где НП — начисленные налоговые платежи (без учета налога на доходы);

ДС — сумма денежных средств, полученных организацией за отчетный период;

КБ — заемные денежные средства, привлеченные в отчетном периоде.

Представляет собой модификацию методики 4. Показывает уровень денежного изъятия, т. е. отношение начисленных налоговых платежей к реально полученным организацией финансовым ресурсам.

А.Кадушин и Н.Михайлова

НН=ДСx(0,322 + 0,109Кот — 0,20Ка),

гдеДС-добавленная стоимость;

Кот — доля заработной платы в добавленной стоимости (включая начисления на заработную плату);

Ка — удельный вес амортизации в добавленной стоимости.

ДС = А + (ОТ + ВФ) + НДС + П,

где ДС — добавленная стоимость;

А — амортизация;

ОТ — оплата труда;

ВФ — взносы во внебюджетные фонды; НДС — налог на добавленную стоимость;

П — прибыль.

По этой методике предлагается оценивать налоговую нагрузку как долю отдаваемой в бюджет добавленной стоимости, созданной конкретным экономическим субъектом. Позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. При этом сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью.

Оптимизацияналогообложения предприятия представляет собой выбор такого варианта ведения хозяйственной деятельности при котором обеспечивается наилучший финансовый результат. Стремление к уменьшению налогового бремени является рациональным и адекватным желанием руководства организации.

Применяемые способы минимизации налогообложения можно разделить на две группы: законные и незаконные.

Законные способы снижения налогов представляют собой различные варианты оптимизации налогообложения (разработку налоговой политики, налоговое планирование, составление налогового календаря).

К незаконным же в свою очередь относится умышленное нарушение действующего законодательства, а именно занижение размера налоговых обязательств организации, уклонение от уплаты налогов, занижение выручки, увеличение затрат и тд.

К законным способам налоговой оптимизации для отечественных хозяйствующих субъектов можно отнести выбор налогового режима или выбор объекта налогообложения, что позволит минимизировать расходы предприятия.

В качестве примера оптимизации налоговой нагрузки далее рассмотрим выбор наиболее выгодного налогового режима на примере севастопольского предприятия ООО ПК «Новая Волна».

Анализируемое предприятие находится на упрощенной системе налогообложения (доходы), в данной работе был произведен расчет для выбора наиболее выгодного объекта налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов).

Для анализа были взяты данные из упрощенной бухгалтерской отчетности за 2015 год.

Таблица 2

Расчет налоговой нагрузки для разных объектов налогообложения

Налоги ивзносы

УСН доходы

УСН доходы минус расходы

НДС

Страховые взносы

152 208 ₽

152 208 ₽

Налог на прибыль

Единый налог по УСН

707 292 ₽

417 185 ₽

Чистая прибыль (убыток)

5 252 500 ₽

5 542 607 ₽

По данным расчета можно сделать вывод, что наиболее оптимальным выбором объекта налогообложения для данного предприятия является «Доходы, уменьшенные на величину расходов».

Данный подсчет является обобщающим и можно сказать грубым, но при наличии всех подтверждающих документов на расходы и ряда иных обязательных условий данного режима, выбор данного объекта налогообложения позволит сэкономить предприятию около 290 тыс. руб. в год.

Таким образом, оптимизация и законная минимизация налоговой нагрузки предприятия является одной из основных задач хозяйствующего субъекта.

Литература:

Налоговая нагрузка организации показывает степень влияния налоговых отчислений на ее финансовое положение. Рассмотрим основные виды налоговой нагрузки, пути ее снижения и влияние на степень риска для предприятия стать объектом налоговой проверки.

Оценка налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка предприятия может быть рассчитана в абсолютных или в относительных величинах. Абсолютная налоговая нагрузка – это сумма всех налогов, уплаченных организацией за отчетный период. Относительная налоговая нагрузка – это соотношение между суммой уплаченных налогов и каким-либо финансовым показателем, характеризующим результаты деятельности предприятия. Как правило, в качестве такого показателя используется выручка от реализации, но возможны и другие варианты – добавленная стоимость, чистая прибыль и т.д.

  • НН = Н / В х 100%

Также налоговая нагрузка может определяться и по отдельным налогам, например, по НДС, налогу на прибыль, НДФЛ или обязательным страховым взносам. В двух последних случаях в качестве базы для расчета нагрузки обычно используют не выручку, а общий фонд оплаты труда организации.

Как использовать расчет налоговой нагрузки для минимизации риска проверок

Показатели налоговой нагрузки не только дают руководству предприятия информацию для анализа эффективности его деятельности, но и позволяют оценить и минимизировать риск включения организации в план налоговых проверок.

В приказе ФНС РФ от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» приведен набор критериев, руководствуясь которыми налоговые органы отбирают налогоплательщиков для проверки. В частности, предприятие может быть включено в план проверок, если налоговая нагрузка по нему существенно меньше, чем среднеотраслевая налоговая нагрузка.

Таким образом, предприятие может сравнить свою нагрузку со средней по отрасли (данные ежегодно публикуются на сайте ФНС РФ) и, в случае необходимости, внести исправления в отчетность. Если же низкий показатель нагрузки связан с объективными причинами (конъюнктура рынка, крупные единовременные затраты и т.п.), желательно сразу подготовить соответствующие объяснения для налоговых органов. Даже если налоговики и не придут сразу с проверкой, они, скорее всего, вызовут руководителя предприятия на комиссию, где и потребуется пояснить причины снижения объемов платежей в бюджет.

Снижение налоговой нагрузки

Если расчет налоговой нагрузки показывает, что ее размер слишком велик и отрицательно сказывается на финансовом состоянии предприятия, необходимо принять меры для ее снижения.

Основных путей снижения налоговой нагрузки существует два:

  1. Рост объемов реализации. В данном случае снижается только относительная нагрузка и только по тем налогам, размер которых не зависит от выручки (налог на имущество, на землю, с владельцев транспортных средств).
  2. Налоговая оптимизация. При этом суммы уплаченных налогов снижаются в абсолютных показателях при сохранении (или даже росте) объемов реализации. Основными путями оптимизации является использование различных налоговых льгот, а также переход на специальные режимы налогообложения (если предприятие имеет право на такой переход).

Налоговая нагрузка отражает влияние налоговых платежей на деятельность предприятия. Она может определяться в абсолютных или в относительных величинах, в целом по предприятию или по отдельным видам налогов. Если налоговая нагрузка на организацию существенно меньше среднеотраслевой, повышается вероятность ее включения в план налоговых проверок. Если же нагрузка сильно завышена – необходимо осуществить мероприятия по налоговой оптимизации.

Фискальная нагрузка по СВ (страховым взносам) необходима для оценки уровня риска появления налоговых правонарушений. Этот показатель используется налоговиками для выявления налогоплательщиков, которых надо включить в план проверок в первую очередь (чем выше степень риска, тем с большей вероятностью будет назначена на следующий год проверка). При сопоставлении расчетных величин по налоговой нагрузке с нормативными специалисты контролирующего органа принимают за основу среднеотраслевое значение конкретного параметра.

Усредненные показатели налоговой нагрузки в процентах приведены в приказе авторства ФНС от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@. В приложении 3 этого правового акта представлены данные за 2017 год в разбивке по направлениям деятельности субъектов предпринимательства. Здесь же приведена справочно фискальная нагрузка по СВ. Такие данные налоговый орган готовит ежегодно с учетом обновленной статистики по отраслям. Измененные показатели находятся в общем доступе – они публикуются на сайте ИФНС. Величина страховых взносов начала учитываться в составе факторов, влияющих на уровень фискальной нагрузки, с 2017 года после передачи функций администратора этих платежей от страховых фондов налоговикам.

Фискальная нагрузка по СВ – что это такое

Под налоговой нагрузкой понимается относительная величина ресурсов, отвлекаемых субъектом хозяйствования из оборота для уплаты налоговых обязательств перед бюджетом. Этот показатель позволяет оценить уровень влияния налогов на текущую рентабельность деятельности. Фискальную нагрузку можно выводить по разным параметрам:

  • в целом по государству;
  • в разбивке по субъектам РФ;
  • по отраслям предпринимательской деятельности;
  • по категориям предприятий, сгруппированным по однородным признакам;
  • по отдельным субъектам хозяйствования или физическим лицам.

Базой для оценки уровня налогового давления могут выступать, в том числе, начисляемые и уплачиваемые страховые взносы. Абсолютное и относительное значение налоговой нагрузки требуется для объективного анализа деятельности предприятия, составления плана проверочных мероприятий контролирующими органами. Субъектам предпринимательства этот параметр дает возможность оценить уровень налоговых рисков.

Фискальная нагрузка по страховым взносам: алгоритм расчета

Порядок выведения показателя налоговой нагрузки регламентирован Приказом № ММ-3-06/333@. В документе приведена универсальная формула, по которой производится анализ налоговых рисков. Более подробные рекомендации даются в письменных разъяснениях ФНС:

  • письмо от 25.07.2017 г. № ЕД-4-15/14490@;
  • письмо от 29.06.2018 г. № БА-4-1/12589@.

В последнем документе приведен алгоритм расчета нагрузки именно по страховым взносам:

Совокупный объем уплаченных в бюджет страховых взносов / Выручка (не включающая сумму НДС и акцизов) х 100%.

Общая фискальная нагрузка определяется по формуле:

Размер уплаченных налогов, в числе которых значится и НДФЛ / (Вырученные средства без учета НДС и акциза + Прочие доходные поступления) х 100%.

Для самоанализа субъектам хозяйствования рекомендуется вычислять текущий уровень налоговой нагрузки и сравнивать его с опубликованным на сайте ФНС среднеотраслевым показателем. Значительное превышение или занижение этого параметра могут стать причиной пристального внимания к деятельности компании со стороны налоговиков. Желательно сравнивать расчетные величины отчетного периода с предыдущими годами. Анализ изменений в динамике позволит понять, насколько существенным может оказаться влияние налогов на результаты деятельности в перспективе.

При низком уровне налоговой нагрузки налоговики перед принятием решения о включении предприятия в план проверок истребуют письменные пояснения. Если доводы компании покажутся проверяющим объективными и обоснованными, проверку в ближайшее время можно не ждать. Но если объяснения субъекта хозяйствования не смогут убедить налоговиков в отсутствии правонарушений, ФНС инициирует проведение проверки деятельности налогоплательщика.

Читайте также: Страховые взносы в 2018 году (ставки)