Налогообложение малого бизнеса

Налоговые режимы для малого бизнеса

Для любой страны с рыночной экономикой роль малого бизнеса неоценима — формирование антимонопольной хозяйственной среды, здоровой конкуренции, развитие национального производства, общий экономический рост.

Важные нюансы:

  • наиболее гибкий и одновременной прочный сектор рынка, переносящий кризисные периоды легче, чем средний и крупный;
  • объект налоговых платежей и налоговый агент;
  • стимулятор технологического развития и инноваций;
  • субъекты малого бизнеса вкладывают инвестиции в высокотехнологичные и научные проекты;
  • социально-экономический носитель, так как создает занятость, новые рабочие места.

В связи с такими важными позициями в национальном хозяйстве страны мира уделяют большое внимание поддержке, поощрению и вовлечению малого предпринимательства. Европейские страны, например, перевели решение многих экономических вопросов на предпринимателей и на государственном уровне обеспечивают их необходимыми условиями.

Важным рычагом влияния на бизнес — как малый, так средний и крупный — является налогообложение. Однако, в отличие от остальных классов предпринимательства, малое ввиду мобильности более чувствительно к изменениям,.

Субъекты малого бизнеса

Регламентация этой категории хозяйствующих лиц есть в Федеральном законе №209. Субъектами малого и среднего предпринимательства признаются:

  • индивидуальные предприниматели;
  • хозяйственные партнерства и общества;
  • потребительские и производственные кооперативы;
  • крестьянские и фермерские хозяйства.

Определение охватывает и средних предпринимателей. Поэтому предусмотрены лимиты, разделяющие субъекты хозяйствования по размерам.

В законе градация приводится по среднему числу трудящихся в год, лимиты делят малый бизнес на 2 категории:

  • менее 15 человек — микропредприятия;
  • менее 100 человек — малые предприятия.

Еще одним критерием является выручка за год, показатели прописаны в Постановлении Правительства РФ №265. Данные о выручке индексируются ежегодно — предыдущее постановление аннулируется новым. Итак, лимиты:

  • 120 миллионов рублей — микропредприятия;
  • 800 миллионов рублей — малые предприятия.

Специальные режимы

Предприниматели имеют самый широкий среди всех бизнес-единиц выбор системы налогообложения для своей работы. Специфика их деятельности, как правило, имеет небольшие обороты, основные средства и штат сотрудников позволяют применять все активные специальные режимы:

  • ЕСХН;
  • УСН;
  • ЕНВД;
  • ПСН.

Патентная система доступна только индивидуальным предпринимателям, юридические лица не могут применять ее.

Если выручка и доходы субъекта не вмещаются в лимиты этих систем, они используют общий режим налогообложения. Иногда предприниматели выбирают ОСНО ради контрагентов-плательщиков НДС, и возможности совместно работать по системе возмещения этого налога.

ЕСХН

В порядке очередности глав Налогового кодекса РФ среди спецрежимов представлена система для сельхозпроизводителей. Этот единый налог ориентирован на учет специфической деятельности фирм сельскохозяйственного сектора. Данная сфера за последние годы не реформировалась законодательством, ее регламентирует глава 26.1 НК РФ.

Субъект хозяйствования вправе использовать систему ЕСХН, если соответствует условию о доле выручки от сельскохозяйственной деятельности в общем объеме продаж, равной или большей 70%.

Несмотря на определенные проблемы правового обоснования системы для сельхозпроизводителей, на более слабое развитие во всех аспектах законодательства, режим ЕСХН создает комфортные условия и здоровый рост сельскохозяйственного производства, заинтересованность представителей малого и среднего хозяйствования выбирать этот сектор рынка и пользоваться благоприятными положениями его налогообложения, среди которых главные — простота и ясность.

УСН

Для субъектом малого предпринимательства, занятых одним типом хозяйствования, упрощенная система — оптимальна. Особенно привлекательна система для предпринимателей, занимающихся розничной торговлей или другими видами непосредственного взаимодействия с потребителями, так как становится очевидной экономия без учета НДС.

УСН применяется на добровольном основании — уведомлении, подаваемом в ИФНС. Многие налогоплательщики не обращают внимания на такие мелочи, но в случае УСН подается именно уведомление — т. е. сообщение об использовании спецрежима, тогда как в других режимах предусмотрена подача заявления, которое будет рассматриваться инспекторами.

Единицы малого бизнеса четко попадают в границы пользования системой:

  • число трудящихся — не больше 100 человек (этот предел совпадает с пределом для малых предприятий);
  • оценка основных средств в остатке по итогам года — 150 миллионов рублей;
  • доходы за отчетные периоды — не больше 150 миллионов рублей;
  • доходы за 9 месяцев — не больше 112,5 миллионов рублей.

Даже увеличенные лимиты позволяют малым предпринимателям применять УСН, если они:

  • не имеют представительства/филиалы;
  • не работают на рынке ценных бумаг;
  • не реализовываются через банки, страховые фирмы и ломбардные учреждения;
  • не производят подакцизную продукцию;
  • и т. д. по статье 346.12 Налогового кодекса РФ.

Важным условием является доля участия в деятельности других представителей рынка — не больше 1/4. Предприниматель также самостоятельно избирает объект налогообложения — доходы либо прибыль (доходы, из которых вычтены расходы).

Аналитика демонстрирует следующие закономерности:

  • если траты бизнесмена сложно собрать в бухгалтерской документации в виде доказательств, а доходы больше их на 60%, то предпринимателю выгоднее работать с объектов «доходы»;
  • когда расходы больше доходов на 60%, а их документальное доказательство непроблематично, то для предпринимателей более оптимален второй объект.

Налоговый кодекс РФ предусмотрел соответствующие ставки — 6 и 15%. В пределах этих размеров представительные органы власти регионов вправе устанавливать собственные ставки. Также налогоплательщики ведут книгу учета и подают декларацию в установленный срок.

УСН — это действительно удобная и легкая система налогообложения. В частности эта система весьма привлекательна в плане объекта доходов, уменьшенных на расходы, и напоминает форму налога на прибыль — фундаментального платежа для юридических лиц.

Проблемой в УСН является поведение субъектов бизнеса, которые хотят оставаться на системе, даже когда в силу растущих оборотов не могут соответствовать установленным ограничениям. В такой ситуации предприниматели начинают дробить свой бизнес на несколько юридических лиц и ИП, что ведет к сложностям управления, администрирования, заключения сделок, снижению трудовой эффективности персонала, риску оказаться в числе обвиняемых органами ФНС в уклонении от уплаты налогов.

Другими проблемами для налогоплательщиков является доказательство целесообразности и обоснованности нормы расходов. Также неудобны правила регистрации и прекращения учета в качестве плательщика УСН — предприниматель узнает об изменившемся статусе и переходе на ОСНО поздно. Существуют и другие трудности использования режима.

ЕНВД

Применение единого налога на вмененный доход до введения патентной системы носило принудительный характер, если осуществляемая деятельность попадала в виды хозяйствования по данному платежу.

После появления патента налогоплательщиков наделили правом выбирать между двумя спецрежимами. При этом еще в 2012 году предпринимателей предупредили, что ЕВНД будет упразднен. Однако он действует до сих пор и будет функционировать как минимум до 2021 года.

Отличием системы ЕНВД является объект обложения — вмененный доход, то есть примерный, потенциальный, средний доход, который лицо будет получать от конкретного вида хозяйствования. Для предпринимателей, получающих доходы, превышающие законодательные значения, применение системы определенно выгодно. Но лица, не имеющие стабильно высоких или средних доходов, могут потерпеть убытки, так как отнесение какие-то операций к расходам или отражение реального дохода в режиме не предусмотрены.

Элементы режима крайне просты. Отчитываться необходимо каждый квартал — сдавая декларацию и уплачивая сумму налога. Размер ставки составляет 15%.

Внедряя ЕНВД в налоговую систему России, законодатели хотели включить в общую всероссийскую налоговую базу предпринимателей, которые ввиду специфики работы способны уклоняться от уплаты налогов и занижать базу, а мониторинг за такими налогоплательщиками требует затрат и времени, не оправдывающих взимаемые при этом суммы.

Среди проблем режима стоит отметить противоречие концепции ЕНВД как простейшей и удобной системы для небольших предпринимателей с одновременной обязанностью вести раздельный учет — трудоемкую и сложную работу, зачастую упирающуюся в тупик из-за недоработанности норм по нему.

ПСН

Самым молодым спецрежимом является система патента. К особенностям патентной системы относится очень узкий круг субъектов — работать на спецрежиме могут только единичные индивидуальные предприниматели. Юридические лица не входят в число субъектов ПСН.

Но даже индивидуальным предпринимателям необходимо соответствовать узким требованиям главы 26.5 НК РФ:

  • число сотрудников — не больше 15;
  • отсутствие в бизнесе соглашений о совместительстве;
  • доход за налоговый период не переходит за границу 1 миллиона рублей (субъекты России вправе увеличивать лимит в 3, 5 или 10 раз).

Для функционирования на ПСН предприниматели подают в ИФНС заявление о переходе на новый режим и получают в ответ патент — основание применения.

Как с ЕВНД, в патенте выбран специфический объект — потенциальный годовой доход, т. е. потенциальная базовая доходность лица от осуществляемой им деятельности. Но, в отличие от того же ЕНВД, при формировании налоговой базы не учитывается физический показатель — площадь, мощность, вес и т. д. База тождественна годовому доходу в рублях.

Также на патентной системе установлена более сложная система периодов. Максимальный период — календарный год. Минимальный период — один месяц. Налоговый период зависит от времени действия патента, которое ИП устанавливает сам, когда подает заявление. Разумеется, при досрочном прекращении работы с патентом это учитывает налоговыми органами.

Общий тариф для всех видов хозяйствования — 6%. Существует также ставка 0% для ИП, занятых в развивающих экономику и социальную среду видах хозяйствования.

Перечисление патентного налога в казну осуществляется:

  1. Если патент получен на полгода и меньше — в полном размере суммы уплачивается не позднее истечения срока действия патента.
  2. Если патент получен на полгода и больше:
  • 1/3 суммы налога перечисляется не позднее 90 календарных дней со дня применения патента;
  • 2/3 суммы налога перечисляются не позднее истечения срока действия патента.

Единичные предприниматели освобождены от обязанности подавать декларационное заявление в налоговую инспекцию, но отчитываются по книге учета.

Проблема данного спецрежима в первую очередь связана с порядком расчета. Учитывая непредсказуемость бизнеса и различные экономические риски, предпринимателям не нравится уплата налога авансом, так как невозможно предугадать будущие доходы и расходы, внеплановые события и т. п.

Также строгие и узкие границы по числу работников и оборотам делают систему недоступной для многих ИП, а для тех, кто включается в субъекты ПСН, не всегда легко соответствовать внутренним лимитам по каждому виду деятельности — например, площадь зала не больше 50 метров в квадрате. Также число видов деятельности не вбирает в себя все существующие формы хозяйствования ИП, и им приходится рассматривать другие режимы налогообложения.

Необходимость ежегодно получать новый патент и отдельный документ на каждый вид деятельности увеличивает административную нагрузку на бизнесменов, как и на самих налоговых инспекциях.

Однако все перечисленные проблемы касаются правовых норм и с помощью соответствующих поправок постепенно должны решиться.

Общая система

Кроме специальных налоговых режимов субъекты малого бизнеса могут работать на общей системе, причем не только в случае превышения показателей над лимитами по льготным режимам, но и мотивированным решением — например, для заключения сделок с контрагентами и функционирования по вычету входного НДС. Также для некоторых предпринимателей общий режим более привлекателен в силу специфики деятельности — по налогам ОСНО предусмотрены освобождения или значительные льготы.

В любом случае общая система всегда открыта для любых налогоплательщиков, имеет гибкие рычаги оптимизации налоговой базы и получения преференций и льгот.

Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях

Что такое упрощенный бухучет и кто его может вести?

Когда применение упрощенного бухучета для субъектов малого бизнеса недоступно?

Ограничительный критерий — доход вместо выручки

Процедуры и алгоритмы, без которых обходится упрощенный бухучет

Организация упрощенного бухучета: рекомендации Минфина

Итоги

Что такое упрощенный бухучет и кто его может вести?

О возможности применения малыми предприятиями упрощенного бухучета говорит основной регламентный документ — закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (п. 4 ст. 6). Он же устанавливает следующее:

  • ведение бухучета — обязанность любой организации (за исключением отдельных, указанных в законе случаев);
  • упрощенный БУ — это право, предоставленное субъектам малого предпринимательства (СМП).

Из этого следует, что для СМП существует законодательно установленное право выбора — вести БУ в общеустановленном порядке или применять упрощенные алгоритмы учета и отчетности.

Упрощенный БУ — это система формирования документированной систематизированной информации об учетных объектах, освобожденная от отдельных элементов общепринятого бухучета. О таких элементах пойдет речь в одном из следующих разделов.

ВНИМАНИЕ! Чтобы воспользоваться правом использования в учете упрощенных алгоритмов субъект бизнеса должен соответствовать критериям, указанным в законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ о развитии малого и среднего бизнеса в России. Подробнее о критериях отнесения фирм к малым предприятиям читайте .

Остановимся подробнее на ст. 4 закона № 209-ФЗ (в новой редакции), повествующей о категориях СМП.

Согласно этой статье к СМП относятся:

  • хозяйственные общества и партнерства;
  • производственные и потребкооперативы;
  • КФХ (крестьянско-фермерские хозяйства);
  • ИП.

При этом вышеуказанные субъекты:

  • должны быть зарегистрированы в законном порядке; и
  • соответствовать определенным условиям, перечисленным в п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ.

Условия не являются идентичными для всех указанных субъектов — об этом пойдет речь в следующем разделе.

Когда применение упрощенного бухучета для субъектов малого бизнеса недоступно?

Недоступным для применения упрощенный бухучет становится в том случае, когда обязательные условия ст. 4 не соблюдаются. Рассмотрим эти условия подробнее.

Чтобы признать СМП хозяйственное общество или партнерство, должно выполняться хотя бы одно из нижеперечисленных требований:

  • должно соблюдаться правило «25 и 49»: суммарная доля участия государства, благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО не может превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) не являющихся СМП юридических лиц не может превышать 49%;
  • должно выполняться условие о «высокотехнологичных» акциях: акции ПАО (акционерного общества, акции которого обращаются на организованном рынке ценных бумаг) должны быть отнесены к акциям инновационного (высокотехнологичного) сектора экономики — порядок такой классификации устанавливается Правительством России;
  • коммерсант является «внедренческой фирмой»: применяет практически результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных и др.), исключительные права на которые принадлежат учредителям этих обществ — бюджетным или автономным научным (или образовательным) учреждениям;
  • субъект должен обладать статусом «сколковца» (являться участником этого проекта);
  • в наличии учредитель — юридическое лицо, входящее в утвержденный Правительством России спецсписок (поддержка инновационной научно-технической деятельности).

Недоступным статус СМП будет и в том случае, если, выполнив одно из вышеуказанных условий, коммерсант превысит показатель Чср (среднесписочную численность работников за предыдущий год).

Закон № 209-ФЗ устанавливает следующие «среднесписочные» ограничения:

  • для средних фирм и ИП показатель Чср находится в диапазоне от 101 до 250 чел.;
  • для малых компаний Чср до 100 чел.;
  • для микрофирм Чср до 15 чел.

Не ошибиться в подсчете Чср поможет материал «Как рассчитать среднесписочную численность работников?».

Однако выполнение вышеуказанных условий и числовых ограничений тоже не является достаточным для получения статуса СМП. Еще об одном ограничительном пороге расскажем в следующем разделе.

Ограничительный критерий — доход вместо выручки

Если выполняются «численные» параметры и условия п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, претенденту на получение статуса СМП необходимо проверить еще один показатель — предпринимательский доход за предыдущий календарный год. Если он превышает установленное Правительством РФ значение, обрести статус СМП не получится.

ВНИМАНИЕ! С 01.08.2016 вступило в силу постановление Правительства России от 04.04.2016 № 265, установившее предельные значения предпринимательского дохода, позволяющего получить статус СМП:

  • микрофирмы — 120 млн руб.;
  • малые компании — 800 млн руб.;
  • средние предприятия — 2 млрд руб.

Ранее действовавшее постановление Правительства России (от 13.07.2015 № 702) оперировало теми же цифровыми порогами, однако за сравниваемый показатель вместо дохода принималась выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС.

Изучайте нюансы учета выручки и НДС с материалами нашего сайта:

  • «МСФО № 18 Выручка — особенности применения (нюансы)»;
  • «Основные правила, когда организация без НДС работает с организацией с НДС».

Выручка и доход — понятия не идентичные. Доход от предпринимательской деятельности представляет собой более широкий совокупный показатель, включающий в себя не только выручку, но и остальные полученные коммерсантом доходы (к примеру, взысканные с контрагентов штрафные санкции, полученные банковские проценты за размещение депозита и др.).

О нюансах определения предпринимательского дохода расскажут статьи, размещенные на нашем сайте:

  • «Если кредитор не требует уплаты штрафных санкций, предусмотренных договором, нужно ли их включать в доходы?»;
  • «Какие доходы являются внереализационными?».

Процедуры и алгоритмы, без которых обходится упрощенный бухучет

У СМП есть право отказаться от следующих норм общепринятого бухучета:

  • забыть о методе начисления и определять доходы и расходы кассовым методом;
  • применять упрощенную систему учетных регистров;
  • отказаться от ведения счетов 09 и 77, предназначенных для учета отложенных налоговых активов и обязательств (не вести учет постоянных и временных разниц);
  • применять один синтетический счет вместо группы счетов (например, счет 20 «Основное производство» вместо счетов 23, 25 и 26);
  • не формировать резервы;
  • не применять отдельные ПБУ (к примеру, для строительных СМП — ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утвержденное приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н);
  • не переоценивать ОС и НМА, не отражать обесценение НМА и финвложений в бухучете;
  • признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности;
  • все расходы по займам признавать прочими (без включения в стоимость инвестиционного актива).

Упрощенный бухучет имеют право применять организации на УСН. Как организовать бухгалтерский учет при данном спецрежиме, читайте в материале «Порядок ведения бухгалтерского учета при УСН (2019)».

Помимо учетных послаблений СМП вправе облегчить свои затраты и при формировании отчетности:

  • сократить объем отчетов, заполняя только баланс и отчет о финансовых результатах;
  • отказаться от детализации показателей по статьям, обобщая их по группам;
  • раскрывать информацию в меньшем объеме, не сообщая о связанных сторонах, о прекращаемой деятельности и др.;
  • исправлять существенные ошибки в периоде их обнаружения, не применяя ретроспекции.

При этом бухучет малого предприятия должен быть организован таким образом, чтобы его отчетность была достоверной и полезной для ее пользователей, отражая правдиво во всех существенных аспектах финансовое положение предприятия и финансовые результаты работы.

Организация упрощенного бухучета: рекомендации Минфина

Организация бухгалтерского учета на малом предприятии —процедура, требующая хороших знаний законодательных требований в сфере бухучета и налогообложения. Основным помощником при этом может стать Минфин — на его сайте размещены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для СМП, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н.

Исходя из этих рекомендаций, СМП:

  • не сможет обойтись без оформления учетной политики;
  • должен организовать сплошное документирование всех хозяйственных операций;
  • может выбрать из трех предлагаемых систем учетных регистров (единой журнально-ордерной, утвержденной письмом Минфина от 08.03.1960 № 63, журнально-ордерной для малых компаний, утвержденной письмом Минфина от 06.06.1960 № 176, или сокращенной формы бухучета).

Организовать упрощенный БУ коммерсант вправе одним из трех предложенных способов:

  • организовать бухучет в полном объеме (общепринятая учетная система);
  • вести учет в комбинированном регистре бухучета — книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (простая форма учета);
  • построить учетную систему с использованием регистров учета имущества СМП.

О том, какие еще рекомендации выпускает для бизнесменов отечественный Минфин, расскажут статьи нашего сайта:

  • «Вышли традиционные рекомендации Минфина по годовому аудиту — есть полезные разъяснения»;
  • «Как прошить истребуемые документы — Минфин дает рекомендации».

Итоги

Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях заключаются в возможности выбора между традиционным ведением учета (в полном объеме) и упрощенными способами бухучета.

Чтобы воспользоваться такой возможностью выбора, коммерсант должен соответствовать специальным критериям, дающим ему возможность получить статус СМП.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Единый реестр субъектов МСП: для чего он нужен и как в него попасть

Единый реестр субъектов МСП представляет собой открытую базу данных. Этот инструмент позволяет убедиться, действительно ли хозяйствующий субъект относится к малым и средним предпринимателям.

Предполагается, что реестр, как системное решение, поможет снизить затраты не только малых, но и крупных компаний. В первом случае открытая база оптимизирует процесс подтверждения статуса малого и среднего предприятия для участников программ поддержки. Во втором случае ресурс упростит поиск поставщиков. Полезным реестр окажется и для ведомств, которые смогут использовать содержащиеся в нем сведения для планирования надзорной деятельности. По словам представителей Минэкономразвития, поскольку в ближайшие три года для малых предприятий предусмотрены надзорные каникулы, то, сверяя информацию о них, контрольные органы будут ориентироваться именно на реестр.

Какие сведения о субъектах МСП содержатся в реестре в открытом доступе

Чтобы получить сведения о юрлице или ИП, необходимо в строке «поиск» ввести ИНН, ОГРН или ОГРНИП, наименование организации или ФИО ИП. Выйдет следующая информация, которую при желании можно выгрузить в формате Excel:

  • наименование юрлица или ФИО ИП;
  • категория субъекта (микро-, малое или среднее предприятие);
  • ИНН;
  • место нахождения юрлица или место жительства ИП;
  • основной вид деятельности;
  • дата внесения сведений в реестр;
  • пометка о том, является ли субъект вновь созданным юрлицом или вновь зарегистрированным ИП;
  • наличие заключенных договоров, контрактов;
  • информация о производстве инновационной, высокотехнологичной продукции;
  • участие в программах партнерства;
  • сведения о полученных лицензиях.

Принципы формирования реестра

Информационная база реестра включает сведения из налоговой отчетности, ЕГРЮЛ и ЕГРИП и других госисточников, которые предоставили информацию в ФНС. Что важно, сведения поступают автоматически, без участия предпринимателей. Но если компания не представляет сведения о среднесписочной численности работников и налоговую отчетность, то ФНС просто не внесет ее в реестр.

Сдать любые виды отчетности во все контролирующие органы

Узнать больше

С 2017 года ФНС планирует обновлять сведения о принадлежности субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа соответствующего календарного года, используя данные ФНС по состоянию на 1 июля. Какие сведения будут обновляться?

  • о вновь созданных юрлицах и ИП;
  • о юрлицах и ИП, прекративших деятельность в установленном порядке (п. 5, п. 7 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ), – в этом случае предприниматели будут исключены из реестра. Но субъекты могут быть исключены и по нескольким другим причинам: если не представляют сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, не сдают налоговую отчетность либо перестают соответствовать условиям отнесения к субъектам МСП в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ;
  • общие сведения (наименование, место нахождения, лицензии и др.);
  • о производимой продукции, участии в закупках товаров, работ, услуг.

Критерии попадания в реестр

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год

  • до 15 человек (микропредприятия);
  • до 100 человек (малые предприятия);
  • 101–250 человек (средние предприятия).

Предельные значения дохода за предшествующий календарный год

Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.04.2016 № 265:

  • 120 млн руб. (микропредприятия);
  • 800 млн руб. (малые предприятия);
  • 2 млрд руб. (средние предприятия).

Участие других организаций в уставном капитале

Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО не превышает 25%.

Суммарная доля участия иностранных юрлиц и (или) юрлиц, не являющихся субъектами МСП, не превышает 49%.

Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юрлиц и (или) юрлиц, не являющихся субъектами МСП, не распространяется на ООО, соответствующие требованиям в пп. «в» — «д» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Инновационная и интеллектуальная деятельность

Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства имеют статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.

Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования).

Учредители хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — юрлица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юрлиц, предоставляющих господдержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ. Юрлица включаются в перечень, если соответствуют одному из критериев:

  • являются публичными АО, не менее 50% акций которых находится в собственности РФ, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные АО имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
  • являются госкорпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • созданы в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 211-ФЗ;

Попробуйте — новым клиентам 3 месяца без абонентской платы. Расчетный счет в Контур.Банке со встроенной бухгалтерией и отчетностью. Корпоративная карта и электронная подпись — бесплатно. До 5 % на остаток.

Узнать больше

Как предпринимателю попасть в реестр самому

С помощью специального сервиса предприниматель может подкорректировать данные о себе или внести в реестр дополнительные сведения, сообщив о своей продукции, опыте исполнения контрактов, участии в программах партнерства, уточнив контактную информацию. Потенциальные партнеры в свою очередь смогут проверить эту информацию на сайте ФНС.

Льготы для малого бизнеса в 2020 году

Льготы для малого бизнеса – это преимущества, которые государство предоставляет определенным категориям предпринимателей, чем ставит их в более выгодное положение по сравнению с остальными субъектами бизнеса. Льготный режим деятельности индивидуальных предпринимателей, микропредприятий и предприятий малого бизнеса снижает поступление в бюджет налогов и взносов, но зато решает другие вопросы государственной значимости:

  • Обеспечение самозанятости и дальнейшего пенсионного обеспечения предпринимателей без работников (фрилансеров, ремесленников, лиц, оказывающих услуги разного рода);
  • Создание новых рабочих мест и снятие с государства бремени по содержанию безработных;
  • Снижение социальной напряженности в обществе за счет роста благосостояния населения;
  • Развитие новых видов деятельности и организация небольших инновационных производств, которые хоть и не гарантируют большой прибыли, но зато не требуют крупных финансовых вложений.

Сейчас в России насчитывается более 20 миллионов человек трудоспособного возраста, которые нигде официально не работают и не стоят на налоговом учете, как предприниматели. Государство заинтересовано максимально вывести эту категорию из тени, чтобы хотя бы вопросы самообеспечения эти граждане взяли на себя. Для этого необходимо сделать так, чтобы вести легальный малый бизнес было просто, удобно и выгодно, а значит:

  • Максимально уменьшить налоговую нагрузку для этой категории налогоплательщиков;
  • Снизить административные барьеры при государственной регистрации субъектов малого предпринимательства;
  • Упростить отчетность малого бизнеса перед государственными органами;
  • Смягчить административный и налоговый контроль и уменьшить размер штрафных санкций за нарушение законодательства;
  • Предоставить особые условия субъектам малого бизнеса для получения заказов на производство товаров и реализацию услуг, в частности, в рамках госзакупок.

Но прежде чем узнать, какие льготы малому бизнесу в 2020 году предоставляет государство, давайте разберемся, что собой представляют субъекты малого предпринимательства и кто к ним относится.

Кто относится к малому бизнесу

Закон № 209-ФЗ от 24.07.07 выделяет несколько категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Разделение на категории малого и среднего бизнеса проводится по двум основным критериям: количеству работников и получаемому доходу.

Категория

Количество работников

Предельная выручка за год

Микропредприятие

до 15 человек

120 млн рублей

Малое предприятие

до 100 человек

800 млн рублей

Среднее предприятие

до 250 человек

2 млрд рублей

Большей государственной поддержкой пользуется именно малый бизнес, а не средний, поэтому подробнее рассмотрим критерии отнесения к этой категории. Поправки, внесенные в закон № 209-ФЗ, позволили с 2016 года относить к малому бизнесу (в том числе, к микропредприятиям) большее количество бизнесменов:

  • Лимит годовой выручки от реализации товаров и услуг для малых предприятий увеличился с 400 до 800 млн рублей, а для микропредприятий – с 60 до 120 млн рублей.
  • Выросла разрешенная доля участия других коммерческих организаций (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в уставном капитале малого предприятия – с 25% до 49%.
  • Средняя численность работников осталась прежней — не более 15 человек для микробизнеса и не более 100 человек для малого предприятия.
  • Увеличен период, в течение которого бизнесмен относится к этой категории, даже если он превысил лимит по выручке или численности работников – с двух до трех лет. Так, если лимит был превышен в 2017 году, то компания утратит право считаться малой только в 2020 году.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них действуют те же самые критерии разделения на малый и средний бизнес: по доходам и количеству работников. Тех ИП, кто не является работодателями, оценивают по полученной за год выручке (данные в таблице выше). Индивидуальных предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Налоговые льготы для малого бизнеса в 2020 году

Самое главное преимущество налоговых льгот для малого бизнеса в том, что они напрямую снижают сумму налогов, которые бизнесмен должен перечислить в бюджет. В России существуют специальные системы налогообложения с низкими налоговыми ставками, воспользоваться которыми могут только субъекты малого и микробизнеса:

  1. УСН – лимит годовой выручки в 2020 году – не более 150 млн. руб., численность работников – не более 100 человек.
  2. ЕНВД – лимит годовой выручки не установлен, но количество работников тоже не должно превышать 100 человек.
  3. ПСН – на этом режиме могут работать только индивидуальные предприниматели, разрешенное количество работников — всего 15 человек, причем, по всем видам деятельности ИП в совокупности. Лимит годовых доходов для предпринимателя на патенте – 60 млн рублей.
  4. ЕСХН – лимит годовой выручки не установлен, однако доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от всего дохода. Количество работников имеет ограничение (не более 300 человек) только для ИП и рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей. Для сельскохозяйственных организаций такого ограничения нет.
  5. НПД — пилотный режим для так называемых самозанятых, с января 2020 года действует в 23 регионах РФ. Налог на профдоход могут платить не только обычные физлица, но и ИП. Здесь установлены самые жесткие ограничения по доходу (не более 2,4 млн рублей в год, запрет на наём работников, только определенные виды деятельности).

Дополнительная неявная льгота для УСН Доходы и ЕНВД – это уменьшение авансового платежа и квартального вмененного налога на сумму уплаченных в отчетном квартале страховых взносов за работников и ИП за себя.

С 2016 года перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на своей территории для плательщиков ЕНВД и УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Так, налоговая ставка по ЕНВД может быть снижена с 15% до 7,5%, а на УСН – с 6% до 1%. По сути, регионы могут создавать на своей территории настоящие налоговые гавани почти с нулевым налогообложением. Все, что требуется государству от предпринимателей, зарегистрировавшихся в этих регионах, — это создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.

Наконец, в период в 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум – двух лет) после регистрации работать в рамках налоговых каникул, то есть, по нулевой налоговой ставке. Для этого надо будет удовлетворять ряду условий:

  • быть впервые зарегистрированным в статусе ИП после вступления в действие регионального закона о налоговых каникулах;
  • выбрать налоговый режим ПСН или УСН;
  • осуществлять деятельность, указанную в региональном законе о налоговых каникулах.

Таким образом, налоговые льготы малому бизнесу в 2020 году позволяют начать свое дело, вкладывая большую часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.

Собираетесь открыть свой бизнес? Не забудьте про расчётный счёт. Самые надежные банки с выгодными тарифами представлены .

Административные льготы для малого бизнеса в 2020 году

Не секрет, что законодательство, регулирующее деятельность бизнеса в России, можно назвать сложным, запутанным, изобилующим суровыми санкциями за его нарушение. Одна из причин, заставляющая предпринимателей уходить в тень, – это административные трудности, такие как сложный порядок отчетности, оформления кадров и денежных расчетов, частые проверки надзорных органов, нежелание банков выдавать необеспеченные кредиты и т.д.

Для решения этих вопросов государство предложило ряд административных льгот для малого бизнеса, которые действуют в 2020 году:

  1. ИП без работников, которые оказывают услуги, выполняют работы или продают изделия собственного изготовления, могут работать без кассы до 1 июля 2021 года.
  2. Организации, которые относятся к малым, могут вести бухучет в упрощенной форме
  3. Малые организации и ИП имеют право вести кассовые операции в упрощенном порядке и не устанавливать лимит кассы.
  4. Работодатели, относящиеся к категории малого бизнеса, вправе оформлять срочные трудовые договоры на срок до 5 лет (по общему правилу, трудовые договоры с большинством категорий работников являются бессрочными). При этом надо соблюдать два условия: численность персонала не может превышать 35 человек, а работник должен дать свое согласие на заключение срочного договора.
  5. Надзорные каникулы для малого бизнеса (запрет на проведение плановых неналоговых проверок) продлены до конца 2020 года. Внеплановые неналоговые проверки, а также проверки от ФНС по-прежнему могут проводиться в любое время.
  6. Региональные и местные власти в субъектах РФ могут заключать с представителями малого бизнеса договоры аренды зданий и помещений на льготных условиях в течение 5 лет, а также предоставлять арендаторам преимущественное право выкупа такого имущества.
  7. При получении банковского кредита малые предприятия могут обратиться в гарантийные организации для получения государственной гарантии, что значительно повышает шансы заемщика.
  8. Для участия представителей малого бизнеса в госзакупках предусмотрена специальная льгота — госзаказчики обязаны производить не менее 15% совокупного годового объема закупок у этой категории.

Финансовые льготы для малого бизнеса в 2020 году

Здесь речь идет уже не об улучшения условий для ведения бизнеса, а о льготах предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям в виде прямой финансовой поддержки, например, субсидий:

  • на возмещение части затрат по договорам лизинга
  • на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам
  • на возмещение части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях
  • для начинающих предпринимателей (до 500 тысяч рублей).

Безвозмездные субсидии и гранты предоставляются малому бизнесу в рамках Федеральной программы, действующей до 2020 года. Базу базу субсидий по субъектам РФ можно найти на официальном портале малого и среднего предпринимательства.

Налогообложение малого бизнеса

Актуально 2018 год:

Налоговый учет, обложение для малого бизнеса разрешено вести по упрощенным налоговым схемам и правилам. Но для того, чтобы платить меньше (и меньше, соответственно, отчитываться), надо предварительно, во время регистрации налогового учета в ИФНС, выбрать именно упрощенные методики. Подавать заявления на использование наиболее выгодной, перспективной методики, системы налогообложения.Налоговый Кодекс позволяет применить различные режимы расчета и взимания налогов с малого предпринимательства:

  1. Упрощенная налоговая система (УСН).
  2. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
  3. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
  4. Патентная налоговая система (ПНС).

Выбор не всегда целиком и полностью зависит от желания потенциального плательщика. Использование конкретных видов упрощенных режимов ограничено требованием к отрасли, субъекту, типу деятельности или общей величине выручки, полученной плательщиком.

Выгода от использования режимов:

  • отменяют налог на имущество (кроме имущества физлиц);
  • нивелируют необходимость учитывать и уплачивать НДС;
  • предприниматель (ИП) освобожден от платежа НДФЛ (только того дохода, который связан с его предпринимательской деятельностью.

УСН (Упрощённая система налогообложения)

Возможна к применению широким кругом лиц, как физических (ИП), так и юрлиц (ООО), работающих в сфере малого бизнеса. Существуют два вида объектов тспользования по УСН, и бизнесмены обязаны определиться в ИФНС, какой конкретно они желают использовать:

  1. По доходам минус расходам. Ставка по нему -15% от разности доходов (выручки), полученной от ведения бизнеса и расходов (затрат) по нему. Подойдет для компаний, частников, у которых отражаются фиксированные затраты, которые можно вычесть для уменьшения облагаемой базы. Например, для торговли (вычитается сумма приобретенных у поставщиков продуктов), монтажа (вычитается стоимость оборудования, закупка комплектующих), производственных работ (амортизация, материалы, электроэнергия, иные производственные расходы). Осуществлять платежи по УСН нужно ежеквартально, до 20 числа следующего за окончанием квартала месяца.
  2. По доходам. Ставка – 6% от суммы заработанной от бизнеса выручки. Подойдет для тех видов, по котором сложно учесть расходы. Например, сфера оказания разнообразных услуг: по ведению бухгалтерского учета, юридических, информационных заказов. Этот налоговый учет предельно упрощен в ведении, отчеты и платежи по нему перечисляются и предоставляются ежеквартально, в те же сроки, что и плата УСН (предыдущий метод – разность доходов и расходов).

ЕНВД (Единый налог на вмененный доход)

Объект обложения в рамках этой методики признан вмененный доход. То есть, некая определенная посредством статистических вычислений сумма, определяющая фиксированную к получению выручку в той или иной отрасли, по регионам. База определяется посредством умножения этой фиксированной величины на ставку налога (15%) и уточняющие, корректирующие коэффициенты. Они устанавливаются в зависимости от:

  • местонахождения точки;
  • запланированного и фактического уровня инфляции;
  • иных, влияющих на бизнес факторов.

ЕНВД зачисляется в бюджет поквартально, до 25 числа каждого месяца, следующего за окончанием отчетного квартала, то есть, до 25 апреля, июля, октября и января.

На ЕНВД выгодно перейти динамично развивающимся компаниям, выручка которых равна или выше среднего областной по конкретному виду бизнеса. Практика показывает, что лица, изначально использовавшие УСН, по мере развития переводят обложение на ЕНВД. Это позволит существенно сэкономить на услугах бухгалтера.

ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог)

Льготный режим, введенный для стимулирования развития сельскохозяйственных производителей. ЕСХН предусматривает наименьшую нагрузку, платеж по нему составляет всего 6% от разницы доходов и расходов предпринимателей.Но он фиксирует и четкие условия работы в системе: применить такой режим разрешено лишь тем, чьи доходы от изготовления и продажи сельхозпродукции больше 70% от общего оборота. Нарушение такого требования грозит переводом фирмы на общий режим обложение и пересчетом всех налогов за период, когда выявлено нарушение, штрафами и иными санкциями.

ЕСХН по закону необходимо начислить и заплатить дважды в год – авансовый платеж за полугодие – до 25 июля текущего года, полный расчет произвести за год, до 31 марта следующего года.

ПНС (Патентная система налогообложения)

Патенты вводятся не для всех видов деятельности, а лишь для тех категорий, которые в субъекте Федерации считаются приоритетными. Список утверждается и публикуется в региональных официальных источниках, в него регулярно вносятся изменения.Этот тип обложения позволяет минимизировать расходы на осуществление учета, как налогового, так и бухучета, поскольку не требует предоставления налоговой деклараций и отчетов. Разрешен к использованию лишь физическими лицами (индивидуальными предпринимателями). Сумма перечисления снижена по сравнению с иными видами, это стало мерой для стимулирования нужных региону отраслей, позволяющей развивать частную деятельность и бизнес в государстве.Плата за патент направляется в бюджет дважды в год. Первая часть – одна треть от суммы – в течение первого квартала года или 90 дней с даты перехода на патент (если компания образована и приняла ПНС не с 1 января). Вторая – две трети, до конца налогового периода. Квитанцию на перечисление можно взять непосредственно в местном ИФНС.

Применение ПНС строго ограничено по величине выручки (до 60 миллионов рублей в год) и численности сотрудников (до 15 человек).

Кроме этих платежей, введены и применяются иные, приравненные к налогам, обязательные платежи для малого бизнеса.

  1. Торговый сбор (ТС). Он существует не во всех регионах, с 01.07.2015 введен в городе Москва, но планируется постепенное расширение списка субъектов Федерации, где будет взиматься ТС. Данный платеж зависит от территориального местонахождения торговой точки. Рассчитывается и перечисляется поквартально. Например, для центральных округов – 60 000 рублей в квартал, для Южного – 30 000 рублей и т. п. Хотя теоретически ТС увеличивает налоговые нагрузки на средний и малый бизнес, фактически этого можно избежать. Допускается вычесть ТС из суммы налога по принятому налогоплательщиком режиму налогообложения. Например, из величины УСН. Но для того, чтобы реализовать это право, надо уплатить ТС до последнего числа месяца текущего квартала. Общие сроки уплаты – до 25 числа месяца, следующего за истекшим периодом.
  2. Страховые взносы в Пенсионный фонд. ИП платит их в заранее известной, зафиксированной сумме, порядка 20 000 рублей в год, учредители ООО – со своих сотрудников, и со своих зарплат, если они приняты в качестве генерального директора или на иные руководящие посты. Эти суммы также разрешается вычитать из стандартных налогов, снижая, таким образом, сумму к уплате. Но для этого взносы следует произвести до окончания текущего периода.

Несвоевременное перечисление в бюджет влечет санкции. Они чаще всего принимают форму штрафов. Неполная или неуплата – 20% от величины налога, непосредственно сам неуплаченный налог, за просрочку – 1\300 от банковской ставки рефинансирования за каждый день. С 1 января 2016 года она равна 11% годовых. Также берутся штрафы за не предоставление (несвоевременно поданные декларации) в сумме тысячи рублей. Если нарушения выявлены не самим лицом, а налоговыми органами в ходе проверок (выездных или камеральных), помимо штрафов начисляются неустойки, пени и иные санкции.