Надо ли знак ш?

Отменён ли знак «Шипы» по ПДД и штраф за него на сегодняшний день?

C приближением зимних месяцев в сети всё чаще появляются вопросы о том, нужно ли клеить знак «Шипы» сзади автомобиля, правда ли, что наклейку «Ш» в 2020 году отменили в ГИБДД, а вместе с этим и штраф за её отсутствие. В этом вопросе разобраться достаточно легко, если просто прочитать действующие ПДД со всеми изменениями, а также понимать, как вносятся изменения в законодательстве 2020 года.

Да. По состоянию на 17 Марта 2020 года данную обязанность устанавливать данную наклейку отменили.

Действующие ПДД утратили данную обязанность с 8 декабря 2018 года – соответствующий закон принят, то есть знак отменили, и в указанную дату он вступил в законную силу.

Обязанность была прописана в пункте 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации (Приложение Правил дорожного движения):

8. На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:

«Шипы» – в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква «Ш» чёрного цвета сзади механических транспортных средств, имеющих ошипованные шины.

Таким образом, актуальные новости на 17 Марта 2020 года – знак «Шипы» на сегодняшний день отменён.

В начале статьи мы уже упоминали, что здесь всё достаточно просто. Обязанность устанавливать наклейку «Ш» была прописана в ПДД. Этот нормативно-правовой акт имеет статус Постановления Правительства РФ. А изменения в постановления Правительства вносятся аналогичными постановлениями – только если сами правовые акты имеют статус утверждённых, то изменения в них вносятся соответственно Постановлениями о внесении изменений.

Таким образом, для внесения изменений по отмене знака в нашем случае должны были произойти следующие этапы процедур со стороны Правительства:

  1. некий депутат предлагает внести изменения в ПДД по части отмены знака «Шипы» (и, соответственно, штрафа за него),
  2. он разрабатывает проект Постановления вместе с пояснительной запиской, где формулирует, зачем это,
  3. проект обсуждается и вносится на рассмотрение в Госдуму,
  4. проходит 3 этапа чтений, на каждом из которых его могут отклонить,
  5. если проект принят во всех 3 чтениях, он подписывается Президентом России,
  6. далее он публикуется на портале правовой информации Правительства
  7. и, наконец, проект Постановления об отмене знака «Ш» вступает в силу через определённое время после опубликования.

На самом деле, ещё в мае 2018 года в Госдуму был внесён соответствующий проект Постановления с предложением отменить этот знак с 1 июня. На сегодняшний день он вступил в законную силу, пройдя все 7 указанных выше этапов.

Но всё равно многочисленные издания ещё осенью 2018 года спохватились и начали писать о том, что знак «Шипы» отменили ещё тогда, когда этого не произошло.

Если всё равно не верите, зайдите на портал правовой информации, и увидите там Постановление правительства №1414 – оно было опубликовано 30 ноября 2018 года. Это значит, что в силу по закону оно вступает ровно через 7 дней после этого – то есть 8 декабря.

Итак, законодатели прислушались и задумались об абсурдности и ненужности знака «Шипы» как такового, равно как и цели предупреждать водителей позади машины о том, что у вас установлена ошипованная резина. Поэтому и были приняты соответствующие поправки, о которых говорится выше.

Нет, уже не нужно. Так как из действующих на 17 Марта 2020 года ПДД удалена обязанность устанавливать знак.

Ранее, при этом, нужно было знать несколько тонкостей наклейки, иначе неправильность установки могла быть равнозначна тому, что её вовсе нет, и привести к выписыванию штрафа:

  • Знак «Ш» нужно было клеить сзади автомобиля, впереди тоже можно, но в любом случае на задней части транспортного средства он тоже должен был быть,
  • не было чёткого указания, что его нужно устанавливать именно на заднее стекло – только сзади машины; это значит, что можно было наклеить его на бампер, заднюю стенку багажника, на запасное колесо – даже если оно внутри и так далее,
  • были указаны минимальные размеры наклейки – не меньше 20 см каждая сторона треугольника и не меньше 1/10 – ширина каймы:

    если знак меньше размерами, то это равнозначно тому, что его вовсе нет, и влекло штраф, можно ,
  • обязанность устанавливать была прописана только для владельцев шипованных покрышек – даже если только одна такая и даже если ездите летом; если у вас «липучка» или вылетели все до единого шипы, то обязанность пропадала (но оставалась, если есть хотя бы один шип).

Штрафа за отсутствие знака «Ш» зимой 2020 года нет. Ранее, до отмены, он составлял 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП. Повторности у этого нарушения не было, равно как не было мер обеспечения – эвакуации и запрета эксплуатации автомобиля.

Этот штраф можно было оплатить со скидкой 50% в первые 20 дней с даты вынесения постановления.

Штраф за отсутствие знака «Шипы» отменили

Среди перечня опознавательных знаков ПДД знак «Шипы» долгое время воспринимался водителями неоднозначно: требование устанавливать его при использовании шипованной резины не всегда считалось обязательным. В то же время шипы существенно влияют на безопасность и этого не могли не учитывать изменения в законодательстве о дорожном движении.

До недавнего времени наличие знака «Шипы» на автомобилях с ошипованными шинами являлось обязательным, а за его отсутствие был предусмотрен штраф в размере 500 рублей или предупреждение.

С 8 декабря 2018 года знак «Шипы» исключён из ПДД (прим. – Постановление Правительства №1414 от 24.11.2018 г.). То есть теперь наличие знака «Шипы» на транспортных средствах не является обязательным, соответственно, и штраф за его отсутствие больше не накладывается.

Тем не менее, существуют достаточно веские причины, по которым мы рекомендуем водителям продолжать обозначать знаком «Шипы» свои автомобили зимой, при езде на ошипованных колёсах. Ниже вы найдете ответы на следующие вопросы:

  • Почему отменили обязательное использование знака «Шипы»?
  • Для чего стоит продолжать использовать знак «Шипы»?
  • Какого размера должен быть знак «Шипы» и куда его лучше клеить?
  • Дополнительная информация об отмене штрафа за отсутствие знака «Шипы».

Почему отменили знак «Шипы»?

Когда знак «Шипы» объявляли обязательным для обозначения машин на шипованной резине, логика законодателей состояла в том, что автомобиль с такой резиной тормозит намного резче. Поэтому водитель, следующий за вами, должен знать о ваших шипах, чтобы соблюдать достаточно большую дистанцию.

На самом же деле, вопреки этой логике, тормозной путь автомобиля зависит в первую очередь от его массы, наличия электронных систем безопасности и погодных условий. Само по себе наличие или отсутствие шипов на покрышке если и оказывает влияние, то далеко не первостепенное.

Возможно лет 30 назад знак «Шипы» и имел какой-то смысл, когда все ездили на всесезонной резине и шипы встречались достаточно редко. Тогда, наверное, автомобили с шипами действительно тормозили заметно резче, чем все остальные машины. Но в наше время это уже не так.

Знак «Шипы» потерял свой первоначальный смысл, так как сегодня на шипованной резине ездит уже более 70% автомобилистов, то есть – подавляющее большинство. Поэтому если и нужно обозначать в потоке какие-то машины на зимней резине, то логичнее было бы клеить знак на автомобили с «липучкой», а не с шипами.

Зачем тогда наклеивать знак «Шипы» на авто?

Использование в зимнее время ошипованной резины создало не только более безопасные и комфортные условия для водителей и пассажиров таких «переобутых» машин, но и определённые проблемы для других участников движения, особенно движущихся сзади.

Главная опасность от машин на «шипах» – это мелкий щебень, который может вылетать из-под шипованных колес и повредить едущий позади автомобиль, или даже травмировать водителя. Да и вылетающий из покрышки шип также может серьёзно повредить лобовое стекло.

Именно по выше названным причинам, мы рекомендуем всем сознательным водителям продолжать обозначать свои авто знаком «Шипы» при использовании шипованной резины.

Кстати, опытные автомобилисты могут припомнить случаи, когда инспекторы ГИБДД делали вывод об обоюдной вине столкнувшихся «гуськом» на скользкой дороге автомобилей только потому, что у впереди идущей на шипах машины не было установлено опознавательного знака «Шипы». И никакие апелляции к тому, что задняя машина не соблюдала положенной дистанции, не помогали.

Другое дело, что применение новых технологий при производстве автомобильных шин, позволило создать модели зимней резины не только не уступающей по эффективности торможения шипованной, но и превосходящей её во многих ситуациях (шипы или липучка – что лучше?). Поэтому увеличенную дистанцию до впереди идущей машины необходимо соблюдать и автомобилям на шипах тоже.

Какого размера должен быть знак «Шипы» и куда его лучше клеить

До отмены обязательного использования знака «Шипы», с началом зимнего сезона в автомагазинах, зачастую, товарный запас наклеек с его изображением оказывался недостаточным.

В связи с этим самостоятельное изготовление знака было весьма актуальным и многим автолюбителям требовались сведения о форме, размерах и цветовой гамме знака.

  1. В соответствии со старой редакцией Правил дорожного движения, знак «Шипы» представляет собой равносторонний треугольник, внутри которого расположена буква «Ш».
  2. Треугольник расположен вершиной вверх, а длина стороны – не менее 20 см.
  3. По сторонам треугольника проходит кайма, ширина которой составляет десять процентов от длины стороны.
  4. Цветовая гамма: знак имеет белый фон, кайма красная, буква «Ш» – черная.

Где скачать знак «Шипы» и как его правильно распечатать?

Если у Вас есть возможность воспользоваться цветным принтером, то знак «Шипы» можно скачать по этой ссылке и затем его распечатать. Желательно сделать это на плотной бумаге, например, фотобумаге плотностью до 150 г/м2, иначе знак получится недолговечным.

Если доступен только черно-белый принтер, тогда предлагаем скачать чёрно-белый знак «Шипы», а распечатку необходимо будет доработать: кистью с красной краской или красным фломастером раскрасить окантовку знака.

Куда нужно клеить знак «Шипы»?

Клеить знак «Шипы» необходимо «сзади механических транспортных средств». Чаще всего его приклеивают в верхнем углу на заднем стекле автомобиля с внутренней стороны – это место удобно и для информирования едущего сзади водителя, и для обеспечения долговечности самого знака.

Однако не противоречат ПДД и другие места установки, например, на бампере или на задней крышке багажника. Только при этом знак будет подвержен воздействию атмосферных осадков и может быстро прийти в негодность.

Что касается использования самодельного знака «Шипы» нестандартных размеров, то меньше рекомендованного минимума его делать не стоит, но и существенно больший знак также нежелателен – при установке на заднее стекло это может недопустимо ограничить обзор водителю.

Об отмене штрафа за отсутствие знака «Шипы»

Раньше отсутствие знака «Шипы» относилось к неисправностям, при которых эксплуатация авто запрещена. Поэтому и наказание за неисполнение требования об его установке регламентировалось соответствующей статьёй Кодекса об административных правонарушениях:

Статья КоАП

Изменения в ПДД летом 2018: отмена знака Шипы и парковка для инвалидов по-новому

Обновление: обязанность устанавливать знак «Шипы» отменена 8 декабря 2018 года в связи с соответствующими поправками в ПДД.

Не успели вступить в силу изменения в ПДД о вафельной разметке и светоотражающих жилетах, как грядут новые поправки, которые, как предполагалось, вступят в силу 1 июня 2018 года, но этого не произошло. В этот раз новый закон о таких изменениях затронул знак «Шипы», правила оформления ДТП по европротоколу, особенности остановки и стоянки, а также движения инвалидов-колясочников. Давайте рассмотрим по порядку все обновлённые пункты с таблицей сравнения!

Наконец, до законодателей дошла вся абсурдность в 2020 году обязательности установки знака «Шипы» – его собираются отменить в новой редакции Правил.

Сравнительная таблица изменений ПДД про знак «Ш»

Было Стало
8. На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:
….
«Шипы» — в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква «Ш» черного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы — 1/10 стороны) — сзади механических транспортных средств, имеющих ошипованные шины;
Абзац про знак «Шипы» исключён

Со дней, когда сотрудники ГИБДД начали активно штрафовать водителей за отсутствие данного знака, среди автолюбителей начали вестись возмутительного характера дискуссии, в основном, в 2 направлениях:

  • нелепость клеить знак «Шипы» в его прямом назначении – предупредить водителей сзади о шипованной резине, ввиду того, что далеко не только шипованные шины сокращают тормозной путь, а иногда, при определённых погодных условиях, они же только увеличивают путь торможения;
  • ПДД обязывали устанавливать знак сзади автомобиля, не уточняя, где именно, и что его вообще должно быть видно; таким образом, получалось, что наклеить его можно было вообще внутри багажника – формально ПДД соблюдено;
  • обоюдная вина в ДТП в случае отсутствия знака у впереди едущего авто и удара ему сзади движущегося транспортного средства – это, конечно же, не практиковалось инспекторами и судьями.

И вот за 2 года и законодатели призадумались о нелепостях в этим опознавательным знаком и решили исключить его из Правил дорожного движения.

До этого существовали следующие требования к нему:

  • до летних изменений ПДД 2018 года его нужно было обязательно клеить сзади, если у Вас шипованная резина и сохранился хотя бы один шип (если все вылетели, то и обязанность пропадала),
  • не было обязанности клеить его, если у Вас установлена «липучка»,
  • не было обязанности снимать его после переобувки на летнюю резину,
  • длина стороны не менее 20 см, а ширина красной каймы – 0,1 от длины стороны, как на рисунке ниже.

Ещё одно нововведение – другой опознавательный знак «инвалид», который ставился на машины спереди и сзади, теперь распространяется на все группы, а не только на I и II.

Но главное в другом – отныне такой знак можно будет получить только в индивидуальном порядке. Предполагается, что их будут выдавать либо в МФЦ, либо в медицинских учреждениях (как медицинскую справку). О том, как будут бороться с тем, что хитрые автолюбители смогут его легко подделать, не уточняется.

Изменения в ПДД летом 2018 – знак инвалид

Было Стало
«Инвалид» – в виде квадрата жёлтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета – спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов. «Инвалид» – в виде квадрата жёлтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета – спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами, перевозящих инвалидов, в том числе детей-инвалидов, выданный для индивидуального использования в установленном порядке.

Но для инвалидов есть ещё целый ряд поправок в ПДД.

Изменений коснулись и правила стоянки инвалидов. Отныне знаки запрета стоянки (дорожный знак 3.28, см. рисунок ниже), в том числе отдельные по чётным (3.30) или нечётным (3.29) числам месяца, не распространяют своё действие на инвалидов всех групп. Но только в том случае, если на автомобиле установлен соответствующий опознавательный знак из вышеприведённого изменения, который теперь нельзя будет просто купить любому желающему.

Однако, знаки запрета движения не изменят своё действие летом 2018 года. Если как раньше, так и после нововведений будут распространяться только на инвалидов I и II группы.

Новые правила действия дорожных знаков

Было Стало
Действие знаков не распространяется:
….
3.28-3.30 – на транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, а также на такси с включенным таксометром;
Действие знаков не распространяется:
….
3.28-3.30 – на транспортные средства, управляемые инвалидами, перевозящие инвалидов, в том числе детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак «Инвалид», а также на транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне и на такси с включенным таксометром;
3.2, 3.3, 3.28-3.30 – на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак «Инвалид». 3.2, 3.3 – на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак «Инвалид».

Помимо прочего, изменено одно важное условие оформления евпропротокола в пункте 2.6.1 ПДД. Мы уже писали о том, что лимит по такому формату фиксации ДТП увеличивается с 1 июня до 100 тысяч рублей.

Теперь для возможности оформить аварию без ГИБДД нужно при наличии возможности передать информацию в единую систему страховых компаний. Что это за возможность? Это ни что иное как специальное приложение, которое устанавливается на смартфон. Вот только приложение это до сих пор не разработано.

Но отсутствие возможности по новым ПДД не означает именно отсутствие программы страховщиков как таковой. Это может быть и отсутствие смартфона. Вот только большой вопрос: наличие телефона, на который есть техническая возможность установить приложение, но нежелание водителя этого делать – это «невозможность использования» по ПДД или нет… Покажет практика после вступления в силу изменений.

Сейчас же, после изменений, если приложения у водителя нет, то он всё также обязан зафиксировать положение машин и обстоятельства ДТП на фото или видео. И в любом случае должен оформить извещение европротокола.

Было Стало

2.6.1. Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия или характер и перечень видимых повреждений транспортных средств вызывают разногласия участников дорожно-транспортного происшествия, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия. В случае получения указаний сотрудника полиции об оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции водители оставляют место дорожно-транспортного происшествия, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

2.6.1. Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав и передав данные о дорожно-транспортном происшествии в автоматизированную информационную систему обязательного страхования с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации и (или) с использованием специального программного обеспечения, соответствующего установленным требованиям. При отсутствии либо невозможности использования указанных технических средств или программного обеспечения, прежде чем освободить проезжую часть, водитель обязан зафиксировать средствами фотосъемки или видеозаписи либо иным доступным способом положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Кроме того, дополнен пункт 2.5 ПДД всего одним предложением по общим обязанностям водителя в случае аварии:

При нахождении на проезжей части водитель обязан соблюдать меры предосторожности.

Ещё одна поправка касается недоработки законодательства. До изменений Правил инвалиды-колясочники, если в коляску установлен двигатель, приравнивались по букве подзаконного акта к транспортным средствам. То есть им было запрещено ездить по пешеходным дорогам, тротуарам с другими вытекающими.

Теперь же эту коллизию устранили, для этого оказалось достаточно просто убрать небольшой фрагмент текста из определения пешехода.

Поправки в определение пешехода по ПДД

Было Стало
Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства. Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Это пока не определено. Были высказывания представителей власти о том, что вступление в силу планируется к 1 июня 2018 года – ровно к дате соответствующих поправок в ОСАГО по части новых правил оформления ДТП по европротоколу. Но на сегодняшний день проект находится ещё на рассмотрении.

В любом случае мы в курсе всех изменений ПДД и будем ежедневно отслеживать новые факты о вышеперечисленных новшествах.

«Шипы» отменили

Но начнем со знака «Шипы». Когда постановление вступит в силу, такой знак больше не потребуется крепить на заднее стекло автомобиля, предупреждая всех водителей о том, что машина едет на шипованных колесах. Надо сказать, что это обозначение устарело давно и практически не применялось на автомобилях до 2016 года. Именно тогда в правила внесли поправки, согласно которым обязательным к установке на автомобиле стал знак «Начинающий водитель». Одновременно с ним обязательным стал и знак «Шипы».

После этого нововведения сотрудникам ГАИ было не зазорно проверять машины на соответствие шин и знаков на машине. В итоге автомобилистов, катающихся на шипованной резине без уведомления об этом на заднем стекле, начали штрафовать. Штраф небольшой — 500 рублей, но обидный.

В МВД довольно быстро поняли несуразность этого требования. Руководству ГИБДД на местах было дано указание не привлекать водителей к ответственности за отсутствие этого знака. А уже в июле этого года МВД направило в правительство проект постановления, который его вовсе отменяет.

МВД пояснило, что знак утратил свою необходимость. Ведь сейчас, благодаря развитию технологий, эффективность торможения шипованных и нешипованных зимних шин не сильно отличается. К тому же на заднем стекле автомобиля уже должно столько знаков вешаться, что это серьезно ограничивает обзор водителя.

Право на установку знака «Инвалид» получили и инвалиды III группы. Но проезжать под знак «Движение запрещено» они по-прежнему не смогут

Как только это постановление будет официально опубликовано, через семь дней после этого такие знаки, загораживающие обзор, можно будет смело снимать со стекол, не боясь получить за это штраф.

А вот со знаками, которые выделяют в потоке машины инвалидов или тех, кто их перевозит, произошел другой казус. Теперь такие знаки стали индивидуальными. Их нельзя купить на заправке или в автомагазине. Они выдаются каждому инвалиду персонально.

При этом на знаке указывается, кому он выдан, на основании какого документа, а также срок его действия. Срок действия такого знака соответствует сроку действия справки об инвалидности.

Однако наличие такого знака вовсе не отменяет наличие у водителя или пассажира справки об инвалидности. Этот знак только подтверждает возможность пользоваться рядом льгот. Например, парковаться на местах для инвалидов.

Также инвалиды имеют право парковаться под знаком «Стоянка запрещена» и под знаками «Стоянка запрещена по четным/нечетным дням». До сих пор такое право распространялось только на инвалидов I и II групп. После вступления в силу постановления, оно распространится и на инвалидов III группы. Они имели право пользоваться этими привилегиями довольно давно. Но возможность устанавливать знаки на свои машины в соответствии с правилами дорожного движения получат после вступления в силу данного постановления.

Однако на них не будет распространяться еще одна привилегия, которая позволительна инвалидам I и II групп, а также перевозящим их и детей-инвалидов. А именно проезд под знак «Движение запрещено».

Понятно, что такие тонкости, а именно какой инвалид сидит в машине и сидит ли он там вообще, камеры фотовидеофиксации не выявляют. То есть таких нарушителей должны будут отлавливать инспекторы вручную. И именно для таких случаев водителю или его пассажиру потребуется иметь на руках еще и справку об инвалидности.

За незаконную установку знака «Инвалид» на машине предусмотрен штраф в размере 5 тысяч рублей, а также конфискация этого самого знака.

Процедура

Как оформить аварию

Постановление также вносит поправки в порядок оформления аварий, при которых водитель может оставить место происшествия. Связано это с изменением условий оформления Европротокола.

Согласно этим поправкам, если в аварии вред причинен только имуществу, водитель обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие. Но предварительно он должен зафиксировать и передать данные о ДТП в автоматизированную информационную систему ОСАГО с помощью технических средств контроля. Эти средства должны обеспечивать оперативное получение формируемой в некорректируемом виде информации на основе использования сигналов ГЛОНАСС. Или же должно использоваться специальное программное обеспечение.

Специальное программное обеспечение уже сейчас можно скачать и установить в свой смартфон. Называется оно просто «ДТП. Европротокол». Его производитель — Российский союз автостраховщиков — утверждает, что страховщики давно и плотно работают с этим приложением. Однако до сих пор Центробанк не разработал никаких требований к таким приложениям, но попытался создать свое собственное. В результате его наработки были объединены с усилиями РСА. В итоге мы получим некое единое приложение. Но где-то через год. А когда оно заработает, в нескольких регионах — предположительно в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области — начнется эксперимент по электронному оформлению мелких аварий без пострадавших.

Если нет технических средств или программного обеспечения, водитель, прежде чем освободить проезжую часть, обязан зафиксировать средствами фотосъемки или видеозаписи (либо иным доступным способом) положение машин по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения машин.

Уехать с места происшествия можно в тех случаях, когда нет пострадавших и оформление вообще не требуется. И если оформить происшествие можно по Европротоколу. Кроме того, уехать можно и тогда, когда сотрудник полиции решил, что оформить аварию можно на ближайшем посту или в подразделении.

С 8 декабря 2018 года знак «Шипы» отменен и другие изменения ПДД

В соответствии с Постановлением Правительства от 24 ноября 2018 года №1414 — с 8 декабря 2018 года вносятся изменения в Правила дорожного движения. Долгожданная отмена опознавательного знака «Шипы», поправки в правила действий при ДТП и другие изменения. Приступим.

Изменения для Инвалидов

Изменения термина «Пешеход»

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

К пешеходам приравниваются лица на инвалидной коляске, в том числе и оборудованной двигателем. Если Вам известно для чего были ранее обособлены инвалидные коляски с двигателем, пожалуйста, пишите в комментариях.

Инвалидная коляска с двигателем — не транспортное средство

Аналогичная правка и в правила движения пешеходов — в абзац 4.1.

Изменение пункта 4.1 ПДД

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Всем инвалидам разрешена стоянка в зоне знаков, запрещающих стоянку.

ДО ПОСЛЕ
3.28-3.30 — на транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, а также на такси с включенным таксометром;
3.2, 3.3, 3.28-3.30 — на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак «Инвалид».
3.28 — 3.30 — на транспортные средства, управляемые инвалидами, перевозящие инвалидов, в том числе детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак «Инвалид», а также на транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, и на такси с включенным таксометром;

3.2, 3.3 — на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак «Инвалид»;

Дорожные знаки 3.28 «Стоянка запрещена», 3.29 «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца» и 3.30 «Стоянка запрещена по четным числам месяца» не распространяются на всех инвалидов вне зависимости от группы инвалидности.

Соответствующее изменение в основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации.

Установка знака «Инвалид»

«Инвалид» — в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета — спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов.

Знак могут устанавливать инвалиды любой группы.

Предъявление электронного полиса ОСАГО

Электронный полис ОСАГО необходимо распечатать

Еще в 2015 году у водителей появилась возможность приобретать электронный полис ОСАГО, однако по Правилами дорожного движения требовалось предъявлять полис на бумажном носителе. Копии в списке требуемых документов предусмотрены не были. Этот недочет исправлен в следующем изменении ПДД.

Изменения п.2.1.1 ПДД, водитель обязан передать:

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе
информацию о заключении договора такого обязательного страхования
в виде электронного документа в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Обратите внимание. Информация должна быть на бумажном носителе. Изображение со смартфона или планшета не подойдет. Кроме того водитель обязан передавать документы, а не просто предъявлять.

Интересно, что не уточняется какую именно информацию о заключении договора необходимо распечатать для передачи инспектору. Требования распечатать полную копию полиса нет.

Штраф за светоотражающий жилет

Изменение п.2.5 ПДД

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. При нахождении на проезжей части водитель обязан соблюдать меры
предосторожности.

Относится ли одетый жилет к соблюдению мер предосторожности? Есть ли основания для штрафа водителя, если жилет одет не был?

Не забывайте, что возить с собой жилет обязанности нет, а одевать только в определенных Правилами случаях. Подробнее об этом в статье «Светоотражающий жилет — требования, правила использования»

Действия при ДТП

ДТП без пострадавших

Изменения п.2.6.1 — Действия при ДТП без пострадавших

2.6.1. Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств. Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции. Если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств документы о дорожно-транспортном происшествии не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия.

Действия водителя при ДТП без пострадавших, в части вызова сотрудников полиции и самостоятельного оформления выносятся из Правил дорожного движения и регулируются законом об ОСАГО. Это отдельная большая тема за рамками данного обзора изменений. Следите за обновлениями на сайте.

Отмена опознавательного знака «Шипы»

И на десерт, один из самых обсуждаемых вопросов уже не один год. Готовы?

Знак «Шипы» больше не нужен

Цитата из Постановления:

а) абзац третий признать утратившим силу;

Вот так — 5 слов и «главная» проблема водителей решена. Абзац о котором идет речь из пункта 8 Основных положений по допуску.

Знак шипы отменен

8. На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:

«Шипы» — в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква «Ш» черного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы — 1/10 стороны) — сзади механических транспортных средств, имеющих ошипованные шины;

Добавить больше нечего.

Когда изменения вступают в силу?

Постановление о внесении изменений в Правила дорожного движения опубликовано 30 ноября 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации, который является официальным источником опубликования правовых актов.
Изменения вступят в силу через 7 дней после официального опубликования, то есть 8 декабря 2018 года.