Начисление НДПИ проводки

Как НДПИ отразить в учете и перечислить в бюджет

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете начисление и уплату НДПИ учитывайте на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этого к счету 68 откройте субсчет «Расчеты по НДПИ» (Инструкция к плану счетов).

Налог на добычу полезных ископаемых относится к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

Сумму исчисленного НДПИ отражайте в составе расходов по обычным видам деятельности на последнее число каждого месяца (п. 16 и 18 ПБУ 10/99).

При начислении и уплате НДПИ делайте проводки:

Дебет 20 (21, 23) Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДПИ»

– начислен налог на добычу полезных ископаемых;

Дебет 68 субсчет «Расчет по НДПИ» Кредит 51

– уплачен налог на добычу полезных ископаемых.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 20, 21, 23 и 68).

Порядок отражения НДПИ при расчете налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация.

ОСНО

При расчете налога на прибыль сумму НДПИ включайте в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Момент учета расходов на уплату НДПИ при расчете налога на прибыль зависит от того, какой метод признания расходов применяет организация.

Если организация применяет метод начисления, то расходы на уплату НДПИ включите в базу по налогу на прибыль в момент его начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Если организация применяет кассовый метод, то уплаченный НДПИ нужно признать в расходах в день его перечисления в бюджет (подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Пример отражения в бухгалтерском учете и при налогообложении расходов на уплату НДПИ. Организация применяет общую систему налогообложения

ЗАО «Альфа» добывает нефть на территории России на основании лицензии.

При расчете налога на прибыль организация применяет метод начисления. Налог рассчитывает помесячно.

Сумма НДПИ, которую нужно перечислить в бюджет за август, составила 781 613 руб. Эту сумму организация перечислила 25 сентября. Весь объем полезного ископаемого, добытого в августе, был реализован в этом же месяце.

Начисление и уплату НДПИ бухгалтер «Альфы» отразил следующим образом.

31 августа:

Дебет 20 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДПИ»
– 781 613 руб. – начислен НДПИ за август;

25 сентября:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДПИ» Кредит 51
– 781 613 руб. – перечислен НДПИ в бюджет за август.

При расчете налога на прибыль за сентябрь бухгалтер включил сумму начисленного НДПИ (781 613 руб.) в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Из-за различий в отражении сумм НДПИ в бухгалтерском и налоговом учете могут возникнуть временные разницы (п. 11 и 12 ПБУ 18/02). Например, такое может произойти, если в бухгалтерском учете сумма НДПИ была учтена в фактической себестоимости продукции, которую организация реализовала после завершения отчетного (налогового) периода.

УСН

Если организация добывает и реализует полезные ископаемые (за исключением общераспространенных), то она не вправе применять упрощенку (подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Однако переход на упрощенку при добыче общераспространенных полезных ископаемых не освобождает от обязанностей плательщика НДПИ (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Если организация применяет упрощенку и платит единый налог с доходов, то при расчете налоговой базы сумму НДПИ не учитывайте (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, НДПИ включите в состав расходов (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Эти платежи уменьшат налоговую базу в день перечисления их в бюджет (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Неуплаченный НДПИ при расчете единого налога не учитывайте.

ЕНВД

Добыча полезных ископаемых не относится к видам деятельности, подпадающим под обложение ЕНВД (п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому если какой-либо вид деятельности организации переведен на ЕНВД, то на расчет ЕНВД расходы в виде НДПИ не влияют.

Сроки уплаты

Исчисленную сумму НДПИ перечислите в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 344 НК РФ). Налоговым периодом по НДПИ является календарный месяц (ст. 341 НК РФ).

Последний срок уплаты НДПИ может приходиться на нерабочий день. В таком случае налог нужно перечислить в бюджет на следующий рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Куда перечислять налог

По общему правилу сумму НДПИ нужно перечислить в бюджет того субъекта РФ, на территории которого расположен участок недр, используемый организацией на основании лицензии (п. 2 ст. 343 НК РФ). На территории именно этого субъекта РФ организация зарегистрирована в качестве плательщика НДПИ (п. 1 ст. 335 НК РФ).

После зачисления НДПИ территориальные управления Казначейства России самостоятельно распределяют его сумму между уровнями бюджетов в зависимости от вида полезного ископаемого, добываемого организацией (ст. 58, 61, п. 1 ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ).

Если организация добывает полезные ископаемые на участке недр, расположенном за пределами территории России, то НДПИ перечислите в бюджет того субъекта РФ, на территории которого зарегистрирована сама организация (п. 3 ст. 343 НК РФ).

Если организация имеет несколько участков недр на территории одного субъекта РФ, то НДПИ по всем этим участкам перечислите в бюджет муниципального образования, в котором организация поставлена на учет в качестве плательщика НДПИ. Об этом сказано в письмах Минфина России от 12 декабря 2013 г. № 03-06-05-01/54697 и ФНС России от 7 апреля 2014 г. № ГД-4-3/6391.

Оформление платежного поручения

Платежные поручения на перечисление налога оформляйте в соответствии с Положением Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П и приложениями 1 и 2 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н. Подробнее об этом см. Как правильно заполнить платежное поручение на уплату налогов (взносов).

Код ОКТМО укажите в соответствии с полученным организацией уведомлением о постановке на учет в инспекции в качестве плательщика НДПИ (форма 9-НДПИ-1).

Уплата при ликвидации

Если организация ликвидируется, обязанность по уплате НДПИ исполняет ликвидационная комиссия (п. 1 ст. 49 НК РФ). Она составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются все обязательства организации. Задолженность по налогам погашается только после того, как будут погашены:

– задолженность гражданам, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью (например, организация должна возместить вред, причиненный здоровью при травме на производстве);

– долги по выплате авторских вознаграждений, выходных пособий и зарплаты сотрудникам;

– задолженность перед залогодержателями (за счет средств от продажи предмета залога).

Это следует из пункта 3 статьи 49 Налогового кодекса РФ и статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

Уплата при реорганизации

Если происходит реорганизация, перечислить НДПИ необходимо:

– организации, возникшей при слиянии (п. 4 ст. 50 НК РФ);

– организации, возникшей при преобразовании (п. 9 ст. 50 НК РФ);

– организации, которая присоединила к себе другую организацию (п. 5 ст. 50 НК РФ);

– организациям, которые образовались при разделении (п. 6 ст. 50 НК РФ).

В последнем случае сумму НДПИ должна перечислить организация, на которую разделительным балансом возложена обязанность по уплате этого налога. Если разделительный баланс не позволяет определить ее, то по решению суда организации, возникшие при реорганизации в форме разделения, платят налог солидарно. Такой порядок вытекает из пункта 7 статьи 50 Налогового кодекса РФ.

При реорганизации в форме выделения обязанность по уплате налога к правопреемникам не переходит. Исключением является тот случай, когда в результате выделения реорганизованная организация не имеет возможности исполнить в полном объеме эту обязанность. В этом случае по решению суда выделившиеся организации могут солидарно нести обязанность по перечислению налогов. Такие правила установлены пунктом 8 статьи 50 Налогового кодекса РФ.

Налоговый период по НДПИ при реорганизации, создании или ликвидации организации согласуйте с налоговой инспекцией по месту учета (п. 4 ст. 55 НК РФ). Поскольку сроки уплаты налогов не изменяются, правопреемник должен перечислить НДПИ не позднее 25-го числа месяца, следующего за согласованным с налоговой инспекцией налоговым периодом (п. 3 ст. 50, ст. 344 НК РФ).

Ответственность

Внимание: если НДПИ перечислен в бюджет позже установленных сроков, то налоговая инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ). Если неуплата (неполная уплата) налога выявлена в результате проверки, организация (ее сотрудники) может быть привлечена к налоговой, административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 122 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199 УК РФ).

Как НДПИ отразить в учете и перечислить в бюджет

7.3. Порядок перечисления ндпи в бюджет

Налоговымпериодом для НДПИ установлен календарныймесяц (ст. 341 НК РФ). Исчисленную суммуНДПИ перечислите в бюджет не позднее25-го числа месяца, следующего за истекшимналоговым периодом (ст. 344 НК РФ).

Пообщему правилу сумму НДПИ нужноперечислить в бюджет того субъекта РФ,на территории которого расположенучасток недр, используемый организациейна основании лицензии (п. 2 ст. 343 НК РФ).На территории именно этого субъекта РФорганизация зарегистрирована в качествеплательщика НДПИ.

Послезачисления НДПИ территориальныеуправления Казначейства Россиисамостоятельно распределяют его суммумежду уровнями бюджетов в зависимостиот вида полезного ископаемого, добываемогоорганизацией.

Еслииспользуемый участок занимает территориюнескольких субъектов, то подлежащуюуплате сумму НДПИ разделите на долипропорционально величине добытогополезного ископаемого в каждом изсубъектов.

НДПИперечислите отдельным платежнымпоручением по каждому ОКАТО, то есть покаждому месту постановки на учет вкачестве плательщика НДПИ.

КодОКАТО укажите в соответствии с полученныморганизацией уведомлением о постановкена учет в инспекции по месту нахожденияучастка недр (форма 9-НДПИ-1).

СуммуНДПИ распределите по кодам ОКАТО последующей формуле:

Сумма НДПИ, подлежащая уплате по соответствующему коду ОКАТО = Сумма НДПИ × Количество полезного ископаемого, добытого на соответствующих участках недр, в отношении которых налог уплачивается по данному коду ОКАТО : Общее количество добытого полезного ископаемого

7.4. Порядок сдачи декларации по ндпи

По окончаниикаждого налогового периода (месяца)плательщики НДПИ должны сдать в налоговуюинспекцию декларацию по этому налогу.Сделать это нужно не позднее последнегочисла месяца, следующего за истекшимналоговым периодом. Такой порядокустановлен пунктом 2 статьи 345 Налоговогокодекса РФ.

Впервыедекларацию по НДПИ сдайте за тот налоговыйпериод, в котором организация началафактическую добычу полезных ископаемых.Дата получения лицензии на правопользования недрами и дата постановкина учет в качестве плательщика НДПИ дляподачи декларации значения не имеют.

В настоящее времяпри составлении декларации по НДПИследует руководствоваться формой ипорядком, которые были утвержденыприказом Минфина России от 29 декабря2006 г. № 185н.

Пообщему правилу налоговую декларациюпо НДПИ нужно сдавать в инспекцию поместонахождению организации (абз. 2 п.1 ст. 345 НК РФ).

Еслиорганизация стоит на учете в межрегиональной(межрайонной) инспекции по крупнейшимналогоплательщикам, то представляйтедекларации в эту инспекцию. Иностранныеорганизации должны подавать отчетностьпо месту осуществления ее деятельностичерез филиалы и представительства,созданные на территории России.

8.1. Плательщики

Платуза загрязнение окружающей среды обязаныперечислять занимающиеся на территорииРоссии любыми видами деятельности,связанными с природопользованием:–организации независимо от ихорганизационно-правовой формы (в т. ч.иностранные, осуществляющие деятельностьв России);– предприниматели.

Статьей 16 Законаот 10 января 2002 г.

№ 7-ФЗ предусмотрено,что плата должна взиматься за следующиевиды негативного воздействия наэкологию:– выбросы в атмосферныйвоздух загрязняющих и иных веществ;–сбросы загрязняющих и иных веществ, атакже микроорганизмов в поверхностныеи подземные водные объекты и на водосборныеплощади;– загрязнение недр, почв;–размещение отходов производства ипотребления;– загрязнение окружающейсреды шумом, теплом, электромагнитными,ионизирующими и другими видами физическихвоздействий;– другие виды негативноговоздействия на окружающую среду.

Однаков настоящее время плата взимается неза все перечисленные выше виды негативноговоздействия.

Организации и индивидуальныепредприниматели перечисляют платутолько за те виды негативного воздействияна окружающую среду, на которыепостановлением Правительства РФ от 12июня 2003 г. № 344 установлены нормативыплаты.

К ним относятся:– атмосферныевыбросы стационарными и передвижнымиобъектами;– сбросы загрязняющихвеществ в поверхностные и подземныеводные объекты;– размещение отходовпроизводства и потребления.

Этоследует из постановления ПравительстваРФ от 12 июня 2003 г. № 344.

Обязанностьвносить плату за атмосферные выбросывозникает у организаций независимо отвида осуществляемой деятельности(производственная, непроизводственнаяили иная сфера). Определяющим являетсяфакт оказания негативного воздействияна окружающую среду в виде выбросовзагрязняющих веществ в атмосферныйвоздух.

Обязанность вноситьплату за сбросы загрязняющих веществв водные объекты возникает в процесседеятельности организаций, у которыхобразуются стоки, сбрасываемые вповерхностные и подземные водныеобъекты.

Еслиорганизация сбрасывает стоки в системуканализации (по договору, заключенномус канализационной службой), сбросов вводные объекты не происходит. В этомслучае вносить плату за сбросы загрязняющихвеществ в водные объекты не нужно.Платить за загрязнение будет канализационнаяслужба, которая осуществляет сбросстоков непосредственно в водные объекты.

Такойвывод следует из пункта 2 статьи 16 Законаот 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, пункта 1.1Методических указаний, утвержденныхГоскомэкологии России 29 декабря 1998 г.

Обязанностьвносить плату за размещение отходовпроизводства и потребления возникаету организаций, в процессе деятельностикоторых образуются:

– остаткисырья, материалов, полуфабрикатов, иныхизделий или продуктов;

– товары(продукция), утратившие свои потребительскиесвойства.

Этоследует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ.

Вносить плату зазагрязнение окружающей среды обязаныорганизации, применяющие любую изпредусмотренных Налоговым кодексом РФсистем налогообложения:– общуюсистему налогообложения;– ЕСХН;–упрощенку;– ЕНВД;– системуналогообложения при выполнении соглашенийо разделе продукции.

Всоответствии с постановлениемПравительства РФ от 13 сентября 2010 г. №717 функции Ростехнадзора по государственномуучету объектов, оказывающих негативноевоздействие на окружающую среду, переданыРосприроднадзору. Минприроды России иРостехнадзору поручено в трехмесячныйсрок внести в существующие нормативныеакты соответствующие изменения.

Как НДПИ отразить в учете и перечислить в бюджет – НалогОбзор.Инфо

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете начисление и уплату НДПИ учитывайте на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этого к счету 68 откройте субсчет «Расчеты по НДПИ» (Инструкция к плану счетов).

Налог на добычу полезных ископаемых относится к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

Сумму исчисленного НДПИ отражайте в составе расходов по обычным видам деятельности на последнее число каждого месяца (п. 16 и 18 ПБУ 10/99).

При начислении и уплате НДПИ делайте проводки:

Дебет 20 (21, 23) Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДПИ»

– начислен налог на добычу полезных ископаемых;

Дебет 68 субсчет «Расчет по НДПИ» Кредит 51

– уплачен налог на добычу полезных ископаемых.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 20, 21, 23 и 68).

Порядок отражения НДПИ при расчете налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация.

ОСНО

При расчете налога на прибыль сумму НДПИ включайте в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Момент учета расходов на уплату НДПИ при расчете налога на прибыль зависит от того, какой метод признания расходов применяет организация.

Если организация применяет метод начисления, то расходы на уплату НДПИ включите в базу по налогу на прибыль в момент его начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Если организация применяет кассовый метод, то уплаченный НДПИ нужно признать в расходах в день его перечисления в бюджет (подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Пример отражения в бухгалтерском учете и при налогообложении расходов на уплату НДПИ. Организация применяет общую систему налогообложения

ЗАО «Альфа» добывает нефть на территории России на основании лицензии.

При расчете налога на прибыль организация применяет метод начисления. Налог рассчитывает помесячно.

Сумма НДПИ, которую нужно перечислить в бюджет за август, составила 781 613 руб. Эту сумму организация перечислила 25 сентября. Весь объем полезного ископаемого, добытого в августе, был реализован в этом же месяце.

Начисление и уплату НДПИ бухгалтер «Альфы» отразил следующим образом.

31 августа:

Дебет 20 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДПИ»
– 781 613 руб. – начислен НДПИ за август;

25 сентября:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДПИ» Кредит 51
– 781 613 руб. – перечислен НДПИ в бюджет за август.

При расчете налога на прибыль за сентябрь бухгалтер включил сумму начисленного НДПИ (781 613 руб.) в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Из-за различий в отражении сумм НДПИ в бухгалтерском и налоговом учете могут возникнуть временные разницы (п. 11 и 12 ПБУ 18/02). Например, такое может произойти, если в бухгалтерском учете сумма НДПИ была учтена в фактической себестоимости продукции, которую организация реализовала после завершения отчетного (налогового) периода.

УСН

Если организация добывает и реализует полезные ископаемые (за исключением общераспространенных), то она не вправе применять упрощенку (подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Однако переход на упрощенку при добыче общераспространенных полезных ископаемых не освобождает от обязанностей плательщика НДПИ (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Если организация применяет упрощенку и платит единый налог с доходов, то при расчете налоговой базы сумму НДПИ не учитывайте (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, НДПИ включите в состав расходов (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Эти платежи уменьшат налоговую базу в день перечисления их в бюджет (п. 2 ст. 346.

17 НК РФ). Неуплаченный НДПИ при расчете единого налога не учитывайте.

ЕНВД

Добыча полезных ископаемых не относится к видам деятельности, подпадающим под обложение ЕНВД (п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому если какой-либо вид деятельности организации переведен на ЕНВД, то на расчет ЕНВД расходы в виде НДПИ не влияют.

Исчисленную сумму НДПИ перечислите в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 344 НК РФ). Налоговым периодом по НДПИ является календарный месяц (ст. 341 НК РФ).

Последний срок уплаты НДПИ может приходиться на нерабочий день. В таком случае налог нужно перечислить в бюджет на следующий рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

По общему правилу сумму НДПИ нужно перечислить в бюджет того субъекта РФ, на территории которого расположен участок недр, используемый организацией на основании лицензии (п. 2 ст. 343 НК РФ). На территории именно этого субъекта РФ организация зарегистрирована в качестве плательщика НДПИ (п. 1 ст. 335 НК РФ).

После зачисления НДПИ территориальные управления Казначейства России самостоятельно распределяют его сумму между уровнями бюджетов в зависимости от вида полезного ископаемого, добываемого организацией (ст. 58, 61, п. 1 ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ).

Если организация добывает полезные ископаемые на участке недр, расположенном за пределами территории России, то НДПИ перечислите в бюджет того субъекта РФ, на территории которого зарегистрирована сама организация (п. 3 ст. 343 НК РФ).

Если организация имеет несколько участков недр на территории одного субъекта РФ, то НДПИ по всем этим участкам перечислите в бюджет муниципального образования, в котором организация поставлена на учет в качестве плательщика НДПИ. Об этом сказано в письмах Минфина России от 12 декабря 2013 г. № 03-06-05-01/54697 и ФНС России от 7 апреля 2014 г. № ГД-4-3/6391.

Платежные поручения на перечисление налога оформляйте в соответствии с Положением Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П и приложениями 1 и 2 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н. Подробнее об этом см. Как правильно заполнить платежное поручение на уплату налогов (взносов).

Код ОКТМО укажите в соответствии с полученным организацией уведомлением о постановке на учет в инспекции в качестве плательщика НДПИ (форма 9-НДПИ-1).

Если организация ликвидируется, обязанность по уплате НДПИ исполняет ликвидационная комиссия (п. 1 ст. 49 НК РФ). Она составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются все обязательства организации. Задолженность по налогам погашается только после того, как будут погашены:

– задолженность гражданам, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью (например, организация должна возместить вред, причиненный здоровью при травме на производстве);

– долги по выплате авторских вознаграждений, выходных пособий и зарплаты сотрудникам;

– задолженность перед залогодержателями (за счет средств от продажи предмета залога).

Это следует из пункта 3 статьи 49 Налогового кодекса РФ и статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

Если происходит реорганизация, перечислить НДПИ необходимо:

– организации, возникшей при слиянии (п. 4 ст. 50 НК РФ);

– организации, возникшей при преобразовании (п. 9 ст. 50 НК РФ);

– организации, которая присоединила к себе другую организацию (п. 5 ст. 50 НК РФ);

– организациям, которые образовались при разделении (п. 6 ст. 50 НК РФ).

В последнем случае сумму НДПИ должна перечислить организация, на которую разделительным балансом возложена обязанность по уплате этого налога. Если разделительный баланс не позволяет определить ее, то по решению суда организации, возникшие при реорганизации в форме разделения, платят налог солидарно. Такой порядок вытекает из пункта 7 статьи 50 Налогового кодекса РФ.

При реорганизации в форме выделения обязанность по уплате налога к правопреемникам не переходит.

Исключением является тот случай, когда в результате выделения реорганизованная организация не имеет возможности исполнить в полном объеме эту обязанность.

В этом случае по решению суда выделившиеся организации могут солидарно нести обязанность по перечислению налогов. Такие правила установлены пунктом 8 статьи 50 Налогового кодекса РФ.

Налоговый период по НДПИ при реорганизации, создании или ликвидации организации согласуйте с налоговой инспекцией по месту учета (п. 4 ст. 55 НК РФ). Поскольку сроки уплаты налогов не изменяются, правопреемник должен перечислить НДПИ не позднее 25-го числа месяца, следующего за согласованным с налоговой инспекцией налоговым периодом (п. 3 ст. 50, ст. 344 НК РФ).

Внимание: если НДПИ перечислен в бюджет позже установленных сроков, то налоговая инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ).

Если неуплата (неполная уплата) налога выявлена в результате проверки, организация (ее сотрудники) может быть привлечена к налоговой, административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст.

122 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199 УК РФ).

НДПИ: лицензия, учетная политика, формула, отчет, размер, начисление

Как известно, доход государства и его бюджет в основном формируется налоговыми платежами.

Среди них важнейшее место занимает налог на добычу полезных ископаемых, который уплачивают предприятия и бизнесмены, занятые в добывающей отрасли.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время экономика страны держится на использовании собственных ресурсов и природных недр. Поэтому НДПИ можно считать одним из главных источников дохода бюджета.

Понятие НДПИ

Недропользователи платят НДПИ. Как складывается налогообложение в добывающем секторе экономики? Какие элементы и особенности имеет НДПИ? И вообще, что такое НДПИ простыми словами? Ответить на эти вопросы попробуем далее.

В этом видео вы найдете определение объекта налогообложения НДПИ:

Терминология и особенности

Налог на добычу полезных ископаемых представляет собой налог федерального уровня и прямого типа.

Это наиважнейшее налоговое обязательство возлагается на тех лиц, которые решили вести деятельность в добывающей промышленности.

Так как фундаментом российской экономики является именно эта отрасль, не будет преувеличением сказать, что НДПИ занимает центральное место в налоговой системе.

Природные ресурсы нашей страны настолько богаты, что ведётся добыча множества видов полезных ископаемых. В этой связи налог имеет много особенностей.

Это касается налоговых ставок, так как они могут быть в обычном процентном выражении, так и в количественном, учитывая специфику добычи некоторых видов сырья.

Кроме этого в формулах расчёта НДПИ могут присутствовать некоторые коэффициенты, характерные только для данного полезного ископаемого.

Элементы налога

Любая система налогообложения имеет свои элементы. Составляющие НДПИ можно представить в виде таблицы:

ЭлементКраткое описание
Субъекты Предприятия, индивидуальные предприниматели, получившие лицензию на пользование недрами, вставшие на учёт в налоговом органе в соответствии с юридическим адресом или по месту расположения разрабатываемых месторождений
Объекты Добытое сырьё из недр на территории страны и за её пределами на арендных участках, а также полученное в результате лицензированной деятельности по переработке отходов или потерь основного производства.
Налоговая база Может быть представлена в виде стоимости сырья или его количества. От этого зависит также тип применяемой ставки. Налоговая база на уголь и углеводородное сырьё определяется по количественному подсчёту, остальные виды ископаемых облагаются налогом по стоимости.
Период Месяц в году
Ставки Адвалорные (процентные) и специфические
Отчётность Ежемесячно до конца следующего после отчётного месяца
Расчёт НДПИ вычисляют, умножая налоговую базу на соответствующую ставку. В налогообложении нефти, угля и газа применяются различные коэффициенты
Срок уплаты Крайний срок 25 число

Как определяется налоговая база по НДПИ, и что признается налоговым периодом, читайте далее.

Нормативное регулирование

НДПИ является одним из самых новых налоговых систем, поскольку 26 глава налогового кодекса (НК) РФ, которая является его законодательной базой, вступила в законную силу только с начала 2002 года. Отдельные составляющие налога на добычу регулируются следующими статьями Налогового Кодекса:

  • 334, 335 – о постановке на учёт налогоплательщиков;
  • 336, 337 – про налогооблагаемый объект;
  • 338-340 – база начисления;
  • 341 – отчётный период;
  • 342, 342 – ставки и порядок исчисления;
  • 344, 345 – сроки и отчётность.

Новый налог на добычу сырья стал совершенной новой системой налогообложения в добывающей сфере экономике. До того, как он появился, действовала акцизная система на нефть и система платежей с целью воспроизводства базы минерального сырья. НДПИ заменил собой эти системы.

О том, что относится к объектам обложения (налогообложения) для исчисления налога НДПИ, а также про его разделение по налогоплательщикам расскажем вам далее.

Субъекты и объекты

Одними из основных элементов любой системы налогообложения являются её субъекты и объекты. Субъектами могут быть лица, физические и юридические, у которых возникло данное налоговое обязательство, а объектами – материальные ценности, в случае с НДПИ – добыча и реализация полезных ископаемых, поставленных на государственный баланс.

Любые предприятия, организации и отдельные предприниматели не только находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации, но и представители иностранных государств, использующие природные ресурсы страны для извлечения полезных ископаемых, понимаются в качестве налогоплательщиков НДПИ. Они выступают субъектами. При этом их деятельность должна быть не только лицензированной, но и зарегистрированной в налоговом органе.

Главный признак объекта налогообложения НДПИ определяется термином ДПИ (добытые полезные ископаемые). Это не просто породы в сыром виде, а ископаемые прошедшие полную технологическую обработку цикла добычи и обладающие качеством, соответствующим установленным стандартам.

Существует перечень видов ДПИ, которые исключены из понятия объекта налогообложения, поэтому они не состоят на государственном учёте. Это, например, общедоступные виды ПИ или подземные воды. Полный их список приведён в ст. 336 НК РФ.

Про особенности исчисления НДПИ, и когда его платят, читайте ниже.

Налог на добычу полезных ископаемых, в которых есть золото, могут понизить, о чем и расскажет этот видеоролик:

Расчёт и оплата

Расчёт НДПИ представляет собой довольно сложную систему, которая напрямую зависит от вида полезного ископаемого.

В самом общем виде формула для определения НДПИ представляет собой произведение налоговой базы на ставку, но трудность в том и заключается, что очень важно эту базу правильно вычислить.

Для угля, нефти, газа и газоконденсата в формулу добавляются ещё специфические коэффициенты.

Для общего представления в расчёте НДПИ можно выделить следующие основные моменты:

  1. Налог считают ежемесячно, без суммирования предыдущих сумм, отдельно на каждый вид сырья, по каждому месторождению.
  2. Уплата налога происходит в местный бюджет по расположению участка месторождения.
  3. Добыча на отдельно оговорённые в законодательстве виды ПИ (уголь, газ, нефть) облагаются налогом по количеству, остальные по стоимости.
  4. Количество ДПИ можно посчитать с помощью измерительных приборов (прямой метод) или с помощью расчётных данных содержания полезных компонентов в неочищенном сырье.
  5. Специфика коэффициентов при расчёте НДПИ на нефть заключается во влиянии мировых цен на чёрное золото, сложности технологии добычи, степени отработки залежи.
  6. В формуле НДПИ на газ присутствуют показатели, учитывающие транспортные расходы и сложность добычи. Расчёт сводится к условным единицам.
  7. Коэффициенты при расчёте НДПИ на уголь называются дефляторами. Их значения можно узнать в официальных источниках.

Что будет, если нарушить сроки сдачи декларации по НДПИ, читайте далее.

Санкции за неуплату

Неуплата НДПИ, намеренное занижение налоговой базы, просрочка платежей, всё это относится к правонарушениям, за которыми должны последовать штрафные санкции. В зависимости от тяжести проступка плательщика НДПИ могут наказать с помощью:

  • начисления пени;
  • штрафа;
  • административной ответственности;
  • уголовной ответственности.

Уплата НДПИ позже срока грозит увеличением платежа в виде начисления пени. Чем больше срок просрочки, тем большая сумма пени накопится за это время, так как её размер находится в прямой зависимости от количества календарных дней позже срока. Поэтому стоит внимательно следить, чтобы оплата налога прошла не позднее 25 числа каждого месяца, во избежание дополнительных взысканий.

  • Штраф предусмотрен за ошибки в расчётах НДПИ, причём как за умышленные, так и без специального умысла (по 40 и 20% от размера недоимки соответственно).
  • Злостные нарушители, допустившие намеренное искажение налоговой базы могут быть привлечены к административной ответственности. Это касается, прежде всего, ответственных должностных лиц, главного бухгалтера и руководителя предприятия.
  • Уголовная ответственность наступает, если действия по неисполнению обязательств НДПИ будут расцениваться как преступление. Наказание могут понести как лица на руководящих должностях, так и другие сопричастные люди.

Это видео расскажет о том, чем чревато повышение ставки НДПИ на нефть:

Учет налога на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых является федеральным налогом, который уплачивают юридические лица – организации и индивидуальные предприниматели, если их видами деятельности является добыча полезных ископаемых.

Регулируется налог на добычу полезных ископаемых главой 26 налогового Кодекса Российской Федерации. В частности, данной главой, определены субъекты и объекты налогообложения, сроки и порядок начисления и уплаты налога.

Все налогоплательщики налога на добычу полезных ископаемых обязаны встать на учет в налоговые органы по фактическому месту добычи в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Если у предприятия есть несколько участков добычи полезных ископаемых, по разным районам, то постановка на учет должна быть в каждом таком районе.

Особенности исчисления налога на добычу полезных ископаемых

Замечание 1

Налог на добычу полезных ископаемых, соответственно оплачивают только предприятия, которые занимаются добычей полезных ископаемых.Налоговой базой, является стоимость каждого вида добытых полезных ископаемых.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

По истечении отчетного периода (месяца), налогоплательщиком определяется количество или объем добытых полезных ископаемых. Количество или объем могут определяться двумя методами:

  • Прямой метод.

    Данный метод предусматривает определение количества или объема с помощью различных измерительных приборов.

  • Косвенный метод.

    Данный метод применяют в случаях, когда исключена возможность использования прямого метода. Объем добытых полезных ископаемых определяется на основании показателей содержания объекта добычи в получаемом сырье. Например, по показателю доли в содержании.

Добыча драгоценных металлов и камней из россыпных, коренных и техногенных месторождений подразумевает определение количества добытого полезного ископаемого по химически чистому металлу.

Ставки налога на добычу полезных ископаемых разнообразны. Они отличаются, прежде всего, по виду полезных ископаемых.Определенную сложность вызывает признание объектов налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых. Статьей 336 налогового Кодекса Российской Федерации определены следующие критерии признания/непризнания объекта налогообложения (Рис.1):

Рисунок 1. Критерии признания объектов налогообложения

Налоговым кодексом РФ предусмотрена система налоговых вычетов при определении налога. Налоговыми вычетами могут быть:

  • материальные расходы предприятия;
  • расходы предприятия на приобретение и (создание) имущества, подлежащего амортизации;
  • расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств.

Право на данные вычеты обязывает предприятия обеспечивать безопасные условия труда и их охрану.

Особенности бухгалтерского учета и отчетности налога на добычу полезных ископаемых

Для учета налога на добычу полезных ископаемых используется счет 68 «расчеты по налогам» – субсчет «Расчеты по налогу на добычу полезных ископаемых.

По итогам отчетного периода (месяца) бухгалтер определяет количество/объем добытых полезных ископаемых и к данному показателю применяет действующую ставку налога по данному виду полезного ископаемого.

Полученная сумма начисленного налога относится в кредит счета 68. По дебету происходит отражение перечисления такого налога в бюджет, или применение налоговых вычетов (Табл.1):

Рисунок 2. Проводки по учету налога на добычу полезных ископаемых

По итогам отчетного месяца налогоплательщиками подается Налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых. Ее действующая форма – КНД 1151054 (Приложение N 1к приказу ФНС России от 14.05.2015 N ММВ-7-3/197@). Декларация содержит семь разделов.

Такая декларация подается не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным. Налоговая декларация также может быть представлена в электронном виде.

Предоставлять налоговую декларацию налогоплательщик обязан по месту добычи полезных ископаемых. Если таких мест у налогоплательщика несколько в разных районах, то декларация подается обособленно в каждый из них.

Платежи в бюджет налога на добычу полезных ископаемых должны перечисляться налогоплательщиков не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Как отразить в учете добычу полезных ископаемых

Информация о затратах на добычу полезных ископаемых необходима для принятия управленческих решений об использовании ресурсов, снижении себестоимости и, как следствие, об увеличении прибыли, которая является целью предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Чтобы вести учет таких затрат, нужно:

  • определять (калькулировать) себестоимость добытого ископаемого;
  • формировать сведения о структуре и динамике расходов, связанных с добычей полезных ископаемых.

Бухучет

Бухучет затрат на калькулирование себестоимости в добывающей промышленности в настоящее время регулируется ПБУ 10/99 и Инструкцией к плану счетов. Однако эти документы устанавливают лишь общие правила и не учитывают специфику добычи полезных ископаемых.

Определенная специфика отражена в отраслевых инструкциях по учету затрат в добывающей промышленности. Но они были разработаны в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552, которое с вступлением в силу главы 25 Налогового кодекса РФ не применяется. Вместе с тем, до разработки и утверждения новых актов можно воспользоваться и ими, но в части, не противоречащей действующему законодательству (письмо Минфина России от 29 апреля 2002 г. № 16-00-13/03).

Вы можете и самостоятельно разработать порядок бухучета затрат на добычу полезных ископаемых и закрепить его в учетной политике для целей бухучета.

Ситуация: как горнодобывающей организации отразить в бухучете руду, которая попутно добыта в процессе горно-капитальных работ – строительства шахты? Руду используют для производства готовой продукции (концентратов).

Если стоимость руды не существенна, как актив ее не отражайте, но организуйте количественный учет. В противном случае отразите ее на счете 10 или 20 по рыночной стоимости, не уменьшая капитальные вложения в горно-капитальные работы.

Работы, которая организация проводит с целью вскрытия месторождения, а также работы по возведению капитальных горнотехнических сооружений и зданий относятся к горно-капитальным работам.

Расходы, которые формируют первоначальную стоимость основного средства (в т. ч. шахтные стволы, шурфы, штольни, копры шахт и бункеры при них, здания подъемных машин и лебедок), сразу капитализируйте. С месяца, следующего за тем, в котором данный объект примете к учету в качестве основного средства, начните начислять амортизацию.

Подробнее о порядке отражения в бухучете объектов строительства см.:

  • Как отразить в учете строительство основных средств подрядным способом;
  • Как отразить в учете строительство основных средств хозяйственным способом.

При этом уменьшить первоначальную стоимость таких основных средств на стоимость руды, которую попутно добыли при их строительстве, организация не вправе. Такое изменение первоначальной стоимости объекта законодательством о бухучете не предусмотрено.

Попутно добытую руду на счетах бухучета отдельно в качестве актива не отражайте. Ее учитывайте только в количественном выражении. Так поступите, если стоимость добытого полезного ископаемого не существенна. Поскольку критерий существенности стоимости актива законодательством не установлен, определите его самостоятельно в учетной политике для целей бухучета.

Если же стоимость попутно добытой руды существенна, то полезное ископаемое отразите на счете 20 «Полуфабрикаты собственного производства» или 10 «Материалы» по рыночной цене. Корреспондирующим счетом будет счет 91-1 «Прочие доходы».

Такие выводы можно сделать из совокупности положений пунктов 19, 21 и 24 ПБУ 6/01, пункта 11 ПБУ 4/99, пунктов 7 и 8 ПБУ 1/2008, пунктов 2.3–2.5 приложения 9 Инструкции, утвержденной Роскомдрагметом 28 февраля 1994 г., приложения 1 к приказу Минфина России от 31 октября 2012 г. № 143н, Инструкции к плану счетов, пункта 7 постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 6 декабря 2011 г. № А27-270/2011 (определением ВАС РФ от 5 мая 2012 г. № ВАС-2485/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Группировка затрат

В бухучете все затраты, связанные с добычей полезных ископаемых, относятся к расходам по обычным видам деятельности. По экономическому содержанию они группируются по следующим элементам:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация;
  • прочие затраты.

Об этом сказано в пунктах 5 и 8 ПБУ 10/99.

Прямые и косвенные затраты

В зависимости от способа включения в себестоимость затраты подразделяйте на прямые (основные) и косвенные (накладные) (Инструкция к плану счетов). Подробнее об этом см. Как учесть затраты на производство продукции (работ, услуг).

Метод калькулирования себестоимости

Расходы, связанные с добычей полезных ископаемых, учитывайте на счете 20 «Основное производство». При этом, как правило, применяется попроцессный метод калькулирования себестоимости.

Формирование себестоимости

Для формирования себестоимости полезных ископаемых все затраты собирайте и отражайте по дебету счета 20. Если полезные ископаемые складируются, то при отпуске их на склад себестоимость отражайте по кредиту этого счета в корреспонденции со счетами учета готовой продукции. При этом порядок учета выпуска готовой продукции по каждому процессу зависит от вариантов оценки добытых полезных ископаемых:

  • по нормативной себестоимости с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;
  • по нормативной себестоимости без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;
  • по фактической себестоимости (без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»).

Формирование себестоимости добытых полезных ископаемых отражайте в бухучете так же, как и у любой другой готовой продукции. Подробнее об этом см. Как учесть затраты на производство продукции (работ, услуг).

Передача на склад

Если полезные ископаемые складируются, то передачу их из подразделения (шахты, участка, разреза и т. д.) на склад можно оформить одним из документов:

  • унифицированной формой № МХ-18;
  • самостоятельно разработанной формой накладной.

Такой порядок предусмотрен пунктами 11, 12 и 200 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, и следует из части 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Использование добытых полезных ископаемых

Добытые полезные ископаемые учитывайте в зависимости от их дальнейшего использования. Они могут быть:

  • переработаны (подвержены аффинажу, огранке, гидроочистке, обогащению, ректификации, реформингу и т. п.) собственными силами;
  • переданы на переработку сторонней организации на давальческой основе;
  • реализованы на сторону без переработки;
  • направлены на собственные нужды организации (например, добытый уголь использовали в качестве топлива в собственной котельной).

Полезные ископаемые, направленные на собственные нужды в качестве материалов, оприходуйте на основании требования-накладной по форме № М-11. В учете такие материалы отразите в сумме фактических (или нормативных с последующей корректировкой) затрат на их добычу:

Дебет 10 Кредит 43 (40)
– поступили на склад полезные ископаемые, направленные на нужды организации в качестве материалов.

Подробнее об этом см. Как отразить в учете поступление материалов.

Такие правила следуют из пункта 8 ПБУ 6/01, пунктов 26 и 27 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, пунктов 5, 7 ПБУ 5/01 и Инструкции к плану счетов (счета 43, 40).

ОСНО

При расчете налога на прибыль расходы, связанные с добычей полезных ископаемых, учитывайте в зависимости от того, к какой из групп они относятся:

  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • начисленная амортизация;
  • прочие расходы.

Такой перечень установлен статьей 253 Налогового кодекса РФ.

Если организация ведет деятельность по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении, то при расчете налога на прибыль учитывайте специальные правила.

При калькулировании себестоимости добытых полезных ископаемых можно пользоваться отраслевыми инструкциями и указаниями. Их перечень приведен в таблице.

Суммы входного НДС при соблюдении всех условий принимайте к вычету (ст. 171 и 172 НК РФ). Исключение составляет НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для добычи тех полезных ископаемых, реализация которых НДС не облагается. В этом случае суммы входного налога учтите в стоимости таких товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Кроме того, добытые полезные ископаемые облагаются НДПИ (ст. 334 и 338 НК РФ).

УСН

Применять упрощенку могут лишь те добывающие организации, которые занимаются добычей общераспространенных полезных ископаемых (подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Если такая организация платит единый налог с доходов, то расходы, связанные с добычей полезных ископаемых, она не учитывает (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

Если же организация рассчитывает единый налог с разницы между доходами и расходами, она вправе уменьшить доходы на сумму понесенных расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ). Перечень расходов, которые можно признать на упрощенке, является закрытым и приведен в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Подробнее об этом см. Какие расходы учитывать при расчете единого налога при упрощенке.

Кроме того, добывающие организации на упрощенке должны платить НДПИ (ст. 334 и 338 НК РФ).

Предприятие занимается добычей щебня и несет расходы:
— на разработку документации по изменению границ защитных лесов;
— на уточнение и выделение особо защитных участков лесов, установление и изменение их границ.
Данные услуги оказаны по участку недр, на котором планируется добыча полезных ископаемых. У предприятия есть лицензия на добычу на данном участке, но в данный момент на данном участке расположены лесные насаждения, и данные услуги нужны для того, чтобы изменить границы этого леса и получить разрешение на его вырубку. В целях налогообложения прибыли применяется метод начисления.
Как предприятию следует учитывать в бухгалтерском и налоговом учете указанные расходы?
На каких счетах учета отражать данные расходы, в какой момент их брать в расходы и по каким статьям затрат?
Как это повлияет на расчет НДПИ исходя из расчетной стоимости, если эти расходы будут учитываться в момент подписания акта выполненных работ (в июне 2019), а добыча на данном участке будет вестись в следующем году, после вырубки леса и проведения вскрышных работ?

23 июля 2019

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В бухгалтерском учете указанные в вопросе расходы могут быть списаны равномерно в течение срока действия лицензии.
В целях налогообложения прибыли предприятие вправе учесть рассматриваемые затраты в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. В целях сближения бухгалтерского и налогового учета допустимо учесть в налоговом учете в порядке, аналогичном применяемому в бухгалтерском учете.
В 2020 году в месяцах, когда добыча щебня будет осуществляться, в расчетную стоимость добытого полезного ископаемого необходимо будет включать часть стоимости рассматриваемых услуг, ежемесячно списываемую в налоговом учете в расходы.

Обоснование позиции:
В соответствии со ст. 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-I «О недрах» (далее — Закон N 2395-I) земельные участки, в том числе лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством *(1) и Законом N 2395-I.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, удостоверяющей право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ч. 1 ст. 11 Закона N 2395-1, п. 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами*(2) (далее — Положение)). В лицензии определяются пространственные границы предоставляемого участка недр, в пределах которого разрешается осуществление работ, указанных в лицензии (п. 3.2 Положения).
Согласно ст. 7 Закона N 2395-1 в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются, в частности, пространственные контуры месторождения полезных ископаемых.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со ст. 23.2 Закона N 2395-1 орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией (абзацы 3 и 4 ст. 7 Закона N 2395-1)*(3).
Исходя из вышеизложенного полагаем, что указанные в вопросе затраты Предприятия, производимые в целях уточнения (расширения) границ участка недр, предоставленного для добычи полезных ископаемых, можно считать связанными с получением лицензии, несмотря на то, что они произведены после ее получения.

Бухгалтерский учет

Прежде всего отметим, что к расходам, осуществленным в рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, не применяются положения ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (далее — ПБУ 24/2011), поскольку такие расходы не являются поисковыми. В силу п. 2 ПБУ 24/2011 к поисковым затратам относятся затраты на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых и разведку полезных ископаемых.
Кроме того, исходя из пп. «б» п. 3 ПБУ 24/2011, если в отношении участка недр установлена коммерческая целесообразность добычи, учет затрат на добычу полезных ископаемых на данном участке недр не входит в предмет регулирования ПБУ 24/2011.
В данном случае затраты производятся после получения лицензии, необходимой для добычи щебня. Сам факт получения лицензии подразумевает, что коммерческая целесообразность добычи уже подтверждена. Таким образом, в данном случае речь не идет о поисковых затратах*(4).
В настоящее время нормами бухгалтерского законодательства не установлены какие-либо специальные правила по учету затрат предприятиями горнодобывающего сектора экономики.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в части, не противоречащей Закону N 402-ФЗ (информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012).
В этой связи мы придерживаемся позиции, что для целей бухгалтерского учета рассматриваемых затрат предприятию надлежит руководствоваться нормами действующих ПБУ.
Затраты, понесенные организацией, могут включаться в состав внеоборотных активов (в частности, основных средств (далее — ОС), нематериальных активов (далее — НМА)) либо учитываться в текущих расходах.
Существует подход, согласно которому лицензии на добычу полезных ископаемых могут признаваться НМА*(5). Вместе с тем имеются примеры судебных решений*(6), в которых обозначена позиция, что в бухгалтерском учете наличие лицензии на право пользование недрами НМА не образует, а соответствующие затраты списываются в расходы будущих периодов (счет 97).
Включение расходов на приобретение лицензий в состав расходов будущих периодов достаточно широко распространено на практике.
По нашему мнению, затраты, произведенные предприятием после получения лицензии (связанные с внесением изменений в полученную лицензию), следует учитывать в соответствии с требованиями ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99). На основании п. 5 ПБУ 10/99 такие расходы признаются расходами по обычным видам деятельности.
В общем случае расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Вместе с тем если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, то они признаются в отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между отчетными периодами (п.п. 18, 19 ПБУ 10/99).
Учитывая, что рассматриваемые расходы непосредственно связаны с полученной лицензией, на наш взгляд, они могут быть учтены равномерно в течение срока действия лицензии*(7).
Напомним, что порядок списания расходов в бухгалтерском учете должен быть закреплен в учетной политике организации (п.п. 2, 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

Налог на прибыль

Для признания в целях налогообложения прибыли расходы должны соответствовать критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. Расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
На основании пп. 3 п. 1 ст. 253 НК РФ в расходы, связанные с производством и реализацией, включаются расходы на освоение природных ресурсов.
Расходами на освоение природных ресурсов признаются в том числе расходы на проведение работ подготовительного характера, например расходы на подготовку территории к ведению горных работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды (п. 1 ст. 261 НК РФ).
По нашему мнению, расходы, понесенные предприятием в целях расширения участка добычи, могут быть отнесены к расходам на проведение работ подготовительного характера.
Расходы на освоение природных ресурсов, указанные в п. 1 ст. 261 НК РФ, учитываются в порядке, предусмотренном ст. 325 НК РФ.
В свою очередь, п. 1 ст. 325 НК РФ определено, что расходы, осуществленные налогоплательщиком в целях приобретения лицензии, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе НМА, амортизация которых начисляется в порядке, установленном ст.ст. 256-259.2 НК РФ, или по выбору налогоплательщика в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения.
Таким образом, предприятие вправе учесть рассматриваемые затраты в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет.
В то же время, с нашей точки зрения, рассматриваемые затраты (в целях сближения бухгалтерского и налогового учета) допустимо учесть в налоговом учете в порядке, аналогичном применяемому в бухгалтерском учете, то есть путем распределения расходов между отчетными (налоговыми) периодами в течение срока действия лицензии (п. 1 ст. 272 НК РФ).

НДПИ

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 338 НК РФ налоговая база по НДПИ по общему правилу определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, рассчитанная в соответствии со ст. 340 НК РФ.
Из совокупности норм пп. 3 п. 1, абзаца первого п. 4 ст. 340 НК РФ следует, что в случае отсутствия реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки стоимости добытых полезных ископаемых исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций (абзац второй п. 4 ст. 340 НК РФ).
Виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, которые учитываются при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого, перечислены в абзаце третьем п. 4 ст. 340 НК РФ. К ним, в частности, относятся расходы на освоение природных ресурсов, определяемые в соответствии со ст. 261 НК РФ.
Таким образом, расходы на освоение природных ресурсов относятся к расходам, которые учитываются при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого, при условии, что такие расходы связаны с добычей полезных ископаемых*(8).
Соответственно, предприятие должно учитывать рассматриваемые расходы при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых в целях определения налоговой базы по НДПИ в размере, приходящемся на соответствующий налоговый период по НДПИ (месяц).
То есть в 2020 году, в месяцах, когда добыча щебня будет осуществляться, по нашему мнению, в расчетную стоимость необходимо будет включать часть стоимости рассматриваемых услуг, ежемесячно списываемую в налоговом учете в расходы*(9).
Обращаем внимание, что данный ответ выражает мнение экспертов и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

26 июня 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В современном обществе государство играет важную роль. Для обеспечения задач и функций государства существует государственный бюджет. Государственный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления.

В современной практике РФ одним из важных источником формирования государственного бюджета являются налоговые поступления. Как и государственный бюджет, налоговые поступления следует планировать и прогнозировать.

Налоговое планирование  совокупность форм и методов определения экономически обоснованных (оптимальных) налоговых параметров и решений соответствующих государственных органов управления, направленных на реализацию функций налогов и обеспечение максимально возможного объема налоговых поступлений в бюджетную систему в рамках заданных параметров налогового потенциала. Налоговое прогнозирование выступает базой налогового планирования. Основная задача налогового прогнозирования – определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет (2).

В связи с введением иностранных санкций против Российской Федерации для «подрывания» ее экономической стабильности, планирование и прогнозирование налоговых поступлений играют важную роль при формировании государственного бюджета.

В данной работе мы рассмотрим планирование и прогнозирование такого налога, как налог на добычу полезных ископаемых. Данный налог регламентируется главой 26 Налогового кодекса Российской Федерации и является федеральным налогом.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и ИП, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации(3).

Объектами налогообложения являются:

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ;

  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;

  • полезные ископаемые, добытые за пределами территории РФ

В целях налогообложения добытым полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае их отсутствия — стандарту организации.

Налоговой базой является:

1) количество добытых полезных ископаемых – при добыче нефти, природного газа, газового конденсата (за исключением добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья), а также угля;

2) стоимость добытых полезных ископаемых – при добыче других полезных ископаемых, а также при добыче нефти, природного газа, газового конденсата на новых морских месторождениях углеводородного сырья. (4).

Ниже приведена таблица, в которой показана состав и структура налоговых поступлений налога и сборов за пользование природными ресурсами в консолидированный бюджет РФ за 2011- 2015 года.

Таблица 1 Состав налоговых поступлений НДПИ в консолидированный бюджет РФ

Показатель

Год

налог на добычу полезных ископаемых

1406,3

2042,5

2459,4

2575,8

2904,2

3226,8

в том числе:

Нефть

1266,8

1845,8

2132,6

2190,2

2463,6

2703,5

газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья

85,1

136,3

257,4

311,7

357,2

346,5

газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья

9,4

6,4

9,8

12,6

16,0

80,5

*-Данные взяты из форм статистической налоговой отчетности.

Из данной таблицы видно, что в основном данный налог уплачивают за нефть, в малых суммах за природный газ, и совсем незначительных за газовый конденсат. Также можно рассмотреть, как из года в год сумма налоговых поступлений стремительно растет, что связано с развитием добывающей промышленности. В 2015 году уплаченная сумма налога на добычу полезных ископаемых выросла более чем в 2 раза, с 1406,3 тыс. руб. до 3226,8 тыс. руб.

Далее рассмотрим, какой удельный вес составляет НДПИ в отношении всего поступивших в консолидированный бюджет РФ денег.

Таблица 2 Структура налоговых поступлений НДПИ в консолидированный бюджет РФ

Показатель

Удельный вес, %

налог на добычу полезных ископаемых

18,4

21,0

22,5

22,8

23,0

23,5

в том числе:

нефть

16,5

19,0

19,5

19,3

19,5

19,7

газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья

1,1

1,4

2,3

2,8

2,8

2,5

газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

*-Данные взяты из форм статистической налоговой отчетности.

По данным из таблицы 2 можно сделать вывод, что налоговые поступления в бюджет от НДПИ составляют значительную часть. Начиная с 2010 года, налог на добычу полезных ископаемых имеет положительную тенденцию и с каждым годом его доля в формировании консолидированного бюджета РФ растет.

Итак приступим к самому прогнозированию и планированию. Для рационального построения прогнозов поступления налогов в бюджет РФ необходимо использовать статистическое изучение динамики. Для этого определи тренд. Одним из широко применяемых методов выявления и описания основной тенденции (тренда) динамического ряда является метод аналитического выравнивания. На основе данного метода мы будем выявлять тенденцию налоговых доходов бюджета по НДПИ и валового внутреннего продукта.

Расчет налоговых доходов по статье налога на добычу полезных ископаемых лучше всего проводить по уравнению параболы: =1763,25+210,91t+19,13t2 и учетом ошибки равной 64,3 млн. руб.

Таблица 3 Прогноз налоговых поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых

Прогноз свидетельствует о том, что величина налоговых доходов по налогу на добычу полезных ископаемых за период с 2016 по 2020 гг. увеличится с 3717,4 до 5785,4 млн. руб. Оптимистический прогноз говорит о том, что данная величина возрастет с 3781,7 до 5849,6 млн. руб., а пессимистический – с 3653,1 до 5721,1 млн. руб.

По построенному тренду ожидается что налоговые доходы в государственный бюджет от добычи полезных ископаемых за последующие 5 лет вырастит почти в 2 раза. С одной стороны это хорошо, потому что означает развитие и рост производительности в добывающей промышленности, и повышение экономической активности в данной сфере. Но с другой стороны, такое возрастание в добыче полезных ископаемых может плохо сказаться на окружающей среде из-за истощения земли и ее дальнейшей эрозии, а также производственных отходов, которые выбрасывают в атмосферу и гидросферу при переработке полезных ископаемых.

Список использованных источников:

2) Барулин С.В. Налоговый менеджмент : учебное пособие/ С.В. Барулин, Е.А. Ермакова, В.В. Степаненко.– М.:Дашков и Ко, 2012.–.260с.

4) Ефимова М.Р. Общая теория статистики : Учебник / М.Р. Ефимова, Е.В. Петрова, В.Н. Румяцев. – Москва: ИНФРА-М, 2013.- 416 с.

5) Сайт федеральной налоговой службы . Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/ndpi/