МСП отчет кто сдает

Отчетность в Росприроднадзор

Рассмотрим, с какой периодичностью природопользователям нужно отчитываться в Росприроднадзор и в какой срок необходимо представлять отчеты: НВОС, 2-ТП (отходы), 2-ТП (рекультивация) и МСП. А также, что такое всеобщая категоризация.

Рассмотрим, с какой периодичностью природопользователям нужно отчитываться в Росприроднадзор и в какой срок необходимо представлять отчеты: НВОС, 2-ТП (Отходы), МСП и экологический сбор.

НВОС

С 2016 года декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду является годовой формой отчетности, которую необходимо сдавать до 10 марта года, следующего за отчетным. Таким образом, за 2018 год нужно будет отчитаться до 10 марта 2019 года.

Данную декларацию необходимо представлять всем природопользователям, кроме тех, кто осуществляет деятельность исключительно на объектах IV категории. Декларацию сдают в территориальное управление РПН.

Внесение платежа за НВОС в бюджет в 2019 году

С 2016 года хозяйствующие субъекты должны вносить платеж в бюджет до 1 марта года, следующего за отчетным. То есть за 2018 год платеж нужно внести до 1 марта 2019 года.

При этом для субъектов малого и среднего бизнеса не предусмотрены авансовые платежи в течение года. Те, кто не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы, уплаченной за НВОС за предыдущий год. И до 1 марта года, следующего за отчетным, вносят оставшуюся сумму платежа как разницу между начисленной суммой и суммой внесенных авансовых платежей. Если по итогам расчета выявлена переплата, то предусмотрен механизм возврата излишне уплаченной суммы либо зачет в счет будущих платежей.

Таким образом, в 2019 году нужно произвести платежи:

  • за первый квартал 2019 года — до 20.04.2019;
  • за второй квартал 2019 года — до 20.07.2019;
  • за третий квартал 2019 года — до 20.10.2019.

Подключите тест-драйв «Отчетность в Росприроднадзор» — три месяца бесплатно сдавайте отчетность в РПН и пользуйтесь другими возможностями Экстерна.

Подключиться бесплатно

Нормативно-правовые акты:

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды»: определяет, что необходимо вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, и устанавливает виды негативного воздействия.
  2. Приказ Минприроды РФ от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы»: определяет порядок, сроки и форму представления декларации о плате за НВОС.
  3. Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах»: определяет ставки платы по каждому загрязняющему веществу на 2016–2018 годы. В 2019 году применяются ставки, установленные на 2018 год, с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,04 (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 № 758).
  4. Постановление Правительства РФ от 08.11.2012 № 1148 «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа».

2-ТП (воздух)

С 2019 годовой отчет 2-ТП (воздух) сдают в Росприроднадзор (ранее отчет сдавали в Росстат). Срок сдачи — до 22 января года, следующего за отчетным. Место сдачи — территориальный орган РПН.

2-ТП (воздух) сдают юридические лица и ИП, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет.

Отличие от порядка сдачи предыдущей формы:

  • В отчете разделы заполняются отдельно по каждому объекту негативного воздействия (по каждой производственной площадке);
  • Если у ЮЛ или ИП имеется несколько объектов негативного воздействия и они находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, то отчет по форме предоставляется отдельно по каждому субъекту Российской Федерации в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора по месту учета объекта негативного воздействия.

2-ТП (Отходы)

Годовой отчет 2-ТП (Отходы) сдают до 1 февраля года, следующего за отчетным, в территориальный орган РПН все хозяйствующие субъекты, которые ведут деятельность в области обращения с отходами.

Форма 2-ТП (Отходы) утверждена Приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 и официально называется «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства».

2-ТП (рекультивация)

Годовой отчет 2-ТП (рекультивация) сдают до 1 февраля года, следующего за отчетным, в территориальный орган РПН юридические лица и ИП, ведущие следующие виды деятельности:

  • разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые);
  • осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы;
  • осуществляющие размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов.

Форма 2-ТП (рекультивация) утверждена Приказом Росстата от 29.12.2012 № 676 и официально называется «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы».

МСП

Годовую форму МСП сдают субъекты малого и среднего предпринимательства. Ее официальное название: «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».

МСП представляют в разные контролирующие органы в зависимости от уровня поднадзорности объекта. За объекты федерального уровня контроля отчитываются в территориальный орган РПН, за объекты регионального уровня контроля — в органы исполнительной власти субъекта (например, Минприроды Свердловской области).

Для объектов федерального уровня порядок отчетности установлен Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 (ред. от 09.12.2010), форма отчетности утверждена письмом Ростехнадзора от 08.06.2010 № 00-07-12/2968. Установлен срок сдачи — до 15 января года, следующего за отчетным.

Для объектов регионального уровня контроля форма и порядок отчетности могут быть аналогичными тем, что установлены для объектов федерального уровня, а могут утверждаться в отдельных НПА регионального уровня. При этом срок сдачи может быть отличным от 15 января года, следующего за отчетным.

Экологический сбор

Отчетность по экосбору обязаны сдавать производители и импортеры товаров и упаковки, входящих в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-Р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств». Данный перечень включает в себя 45 групп товаров и девять видов упаковки.

Также нужно учесть: если производитель использует для своей продукции упаковку, которая подпадает под отчетность по экосбору, то он и платит экосбор (Постановление Правительства от 08.10.2015 № 1073 в ред. от 23.08.2018). Например, компания выпустила бумажные пакеты и продала их мини-кондитерской, которая складывает в эти пакеты пирожные собственного производства для продажи. В этом случае платить экосбор должна кондитерская.

Еще один момент: если товар ввезли в упаковке, которая подпадает под экосбор, а сам товар — нет, то упаковку придется утилизировать или платить экосбор. Например, компания импортировала тюльпаны в картонных коробках — за коробки нужно отчитаться.

Формы по экосбору являются годовыми. Производители отчитываются в территориальный орган РПН, импортеры — в Центральный аппарат РПН. Организации, являющиеся одновременно производителями и импортерами, — в Центральный аппарат РПН.

В рамках отчетности по экосбору учитывается только количество выпущенных в обращение товаров и упаковки: не общее количество произведенного/импортированного товара, а именно реализованного конечному потребителю.

Порядок взимания экологического сбора утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» (ред. от 23.08.2018). В данном порядке также прописана ответственность за неуплату экологического сбора. Обратите внимание, что с отчетности за 2018 год срок на добровольную уплату экологического сбора после получения требования от РПН сократился с 30 до 15 календарных дней.

Существует четыре вида отчета по экосбору, и для первых трех обязательна строгая последовательность сдачи. Если нарушить ее, РПН может не принять отчеты.

1. Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации.

Представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным, форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 (ред. от 25.07.2018) «Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

2. Отчет о выполнении нормативов утилизации.

Представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным. Форма отчета утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров». К отчетности за 2018 год форма будет изменена, на данный момент законопроект находится на стадии обсуждения.

Нормативы утилизации утверждены Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-Р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

3. Расчет суммы экологического сбора. Форма расчета утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488 «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора». Представляется до 15 апреля года, следующего за отчетным. Ставки платы за 2018 год пока не утверждены, соответствующий законопроект находится на стадии обсуждения.

4. Отчет об объектах (мощностях) основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов от использования товаров.

Важно: данный отчет необходимо представлять только тем организациям, которые имеют на своем балансе указанные мощности!

Срок сдачи: до 1 апреля года, следующего за отчетным. Форма отчета утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1520 «О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров» (Приложения 10, 11). Отчет делится на две формы:

  • информация об объектах (мощностях) основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов от использования товаров;
  • информация о местах сбора отходов от использования товаров, организованных производителями, импортерами товаров.

Вместе с другими отчетами, которые обязаны подавать предприятия, им необходимо предоставлять в государственные органы отчетность об образовании использовании обезвреживании и размещении отходов.

По состоянию на март 2020 года форму для нового отчета по отходам для объектов 3 категории НВОС не утвердили (письмо Минприроды от 25.03.2019 № 19-50/02703-ОГ).

До утверждения бланка МСП вы обязаны сдавать форму № 2-ТП (отходы). Заполнить и направить ее не сложно, правила и требования просты. Однако можно столкнуться с ситуацией, когда государственный орган отказывает в принятии документа, мотивирую, например, тем, что субъект не получил электронный идентификатор в информационной системе Росприроднадзора. Чтобы не идти на поводу у недобросовестных чиновников, рекомендуется ознакомиться с требованиями к этому виду отчетности.

Общие положения: кто сдает, в какие сроки и куда

К тем субъектам, кто сдает отчет об образовании использовании обезвреживании и размещении отходов, относятся лица, которые:

  1. Являются индивидуальными предпринимателями или коммерческими организациями;
  2. Относятся к субъектам малого и среднего бизнеса.

Кроме того, по закону у таких субъектов объекты деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) должны относиться к 3 категории. К ним относятся такие объекты, которые незначительно загрязняют окружающую среду.

В соответствии с критериями к объектам 3 категории НВОС относятся все те, которые не попали в перечень для 1, 2 и 4 категории (п.5 правительственного постановления от 28.09.15 №1029). Категория НВОС присваивается объекту сразу при его государственной регистрации.

Подать отчет нужно в территориальный орган Росприроднадзора. При этом может возникнуть вопрос о том, куда сдавать отчет об образовании использовании обезвреживании и размещении отходов, если у субъекта есть обособленные подразделения.

К последним относятся предприятия, которые:

  1. Напрямую подчинены основному субъекту, входят в него структурно;
  2. Находятся по другому юридическому или фактическому адресу;
  3. Оборудованы стационарными рабочими местами.

В этом случае рассматриваемый отчет подается по каждому из этих обособленных подразделений. При этом выбирается соответствующий территориальный орган природоохранного ведомства, а именно:

  1. По юридическому адресу подразделения;
  2. По его фактическому адресу, если он не совпадает с юридическим.

Подготовленный документ нужно направить до 15 января года, который следует за отчетным. При этом датой его предоставления считается:

  1. Отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении, проставленная на втором экземпляре;
  2. Дата, указанная на конверте отделением почты.

Таким образом, если субъект не успевает в рабочее время посетить природоохранное ведомство, чтобы предоставить отчет, он может направить его почте не позднее 25 марта. Дата на конверте, а также в чеке подтверждает, что документ выслан своевременно. Срок сдачи отчет об образовании использовании обезвреживании и размещении отходов пропускать не рекомендуется. В противном случае виновное лицо привлекут к административной ответственности.

Форма отчета

Готовится отчет на бумажном носителе. Обязательно два экземпляра – второй остается у субъекта малого и среднего бизнеса. Кроме того, при подаче через территориальный орган Росприроднадзора, подпись ответственного лица, дата о получении, печать ведомства ставятся именно на этом экземпляре.

Помимо бумажной версии предоставляется документ и в электронном виде. Для этого используется специальный магнитный носитель – диск или флэшка. Чтобы лишить чиновников возможности предъявлять необоснованные претензии, отчет с носителем предоставляется вместе с сопроводительным письмом и описью вложения.

Что включается в отчет?

Как заполнить отчет об образовании использовании обезвреживании и размещении отходов? Для этого нужно включить в документ следующие сведения:

  1. Информацию о субъекте – его полное наименование в соответствии с ЕГРЮЛ, юридический или фактический адрес, если они не совпадают, другие данные;
  2. Объем отходов, которые образованы предприятием, использованы вторично или обезврежены, размещены, переданы другим субъектам или приняты от них;
  3. Информация о субъектах, которым были переданы отходы.

Во втором случае данные предоставляются отдельно для отходов каждого класса опасности. В последнем случае кроме указания информации о субъектах нужно вписывать:

  1. Соглашения, на основании которых проводилась прием-передача отходов;
  2. Лицензии субъектов, на основании которых они занимаются обращением отходов 1-4 класса опасности;
  3. Сведения о переданных объемах: дата, масса (в тоннах), класс опасности, цель (утилизация, захоронение, переработка и т.п.).

На каком основании могут не принять отчет?

Описанный выше эпизод – это показательный случай недобросовестности чиновников. Не принять отчет они не имеют права. В этом случае субъект может написать жалобу в вышестоящий орган, местные органы власти, прокуратуру, а также обратится в суд.

Исключение, которое дает право чиновникам не принимать отчет, – грубые нарушения. Это отсутствие подписи, явно неправильное заполнение, не указан субъект, из-за чего его нельзя идентифицировать.

В остальных случаях ошибки и неточности, неправдивая информация – все это дает основание для привлечения субъекта к административной ответственности по ст.ст. 8.5, 13.19 КоАП РФ. Максимальный штраф по ним – до 150 т.р.

В 2020 году вступили некоторые изменения в то, как сдать отчетность по экологии. В основном это касается сроков сдачи экологической отчетности, которые ненамного сдвинулись, субъектам предпринимательской деятельности (СПД) нужно сделать это по некоторым направлениям раньше. Кроме того, поменялись и нормы в сфере обращения с отходами. Наиболее спорные вопросы касаются таких форм отчетности, как № 2-ТП (воздух) и № 2-ТП (отходы).

Изменения для МСП, кто сдает экологическую отчетность

Теперь заниматься разработкой ПНООЛР необходимо и субъектам МСП.

Старая система нормирования предусматривала, что СПД не занимались разработкой ПНООЛР – проектов нормативов образования отходом и лимитов на их размещение. Эта обязанность ложилась только на субъекты крупного бизнеса, которые должны были:

  1. Согласовывать этот проект в территориальном природоохранном органе (Росприроднадзоре);
  2. Получить лимиты на размещение отходов.

Вместо Росприроднадзора проект может согласовываться в соответствующем органе исполнительной власти, если для объекта предусматривался региональный надзор. Срок действия выдаваемых лимитов составлял 5 лет.

Несмотря на это, на субъект крупного бизнеса ложилась обязанность ежегодно сдавать технический отчет. Его предназначение – подтверждение того, что технологический процесс на предприятии не изменился, вносить коррективы в ПНООЛР не нужно.

СПД малого и среднего бизнеса, хотя и освобождены от разработки этого проекта, ежегодно должны отчитываться об объемах образования, использования и размещения отходов:

  1. Если используемые объекты относятся к федеральному уровню, отчитаться необходимо до 15 января;
  2. Для остальных объектов сроки устанавливаются на региональном уровне. В противном случае нужно также подавать отчет до указанной выше даты.

Для справки! В первом случае сроки сдачи отчетности устанавливаются Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 (далее – Порядок).

Но с началом мусорной реформы с 1 января 2019 года в установленный порядок по отчетности за обращение с отходами введены изменения. Теперь нормативы ТБО/ТКО, лимиты на их размещение обязаны разрабатывать все субъекты, независимо от того, к какому виду бизнеса относится субъект – крупному, среднему или малому.

Законодатель посчитал, что даже у небольшого предприятия могут быть объекты, негативно воздействующие на окружающую среду (НВОС). Они могут быть любой категории, а значит СПД обязан отчитаться за них перед природоохранным ведомством.

Особенности сдачи отчетности

СПД малого и среднего бизнеса в 2020 году оказались в непростой ситуации, которая не урегулирована на законодательном уровне. Это связано со следующим:

  1. В Законе об отходах производства и потребления (№89-ФЗ) нет положений, регламентирующих отчетность этих субъектов, не определены соответствующие формы отчетности;
  2. Эти положения содержит Порядок, который по-прежнему остается актуальным, но он касается исключительно СПД крупного бизнеса.

Соответствующих разъяснений со стороны Росприроднадзора нет. Предполагается, что природоохранное ведомство или соответствующие органы местного самоуправления будут требовать отчетность от малого и среднего бизнеса об образовании и обращении отходов в соответствии с положениями указанного Порядка.

Сдача отчетности в Росприроднадзор за 2019 год

Вся отчетность сдается через личный кабинет природопользователя — lk.fsrpn.ru

Итак, отчитываться всем СПД за 2019 год пришлось не позднее 15 января 2020 года. Исключения – департаменты природных ресурсов соответствующих субъектов федерации установили иные сроки предоставления отчетности. Они указаны в актах, выданных этими органами.

Как сдать отчет в Росприроднадзор? СПД предстоит два этапа подачи документа в контролирующий орган – направление его в бумажном и электронном виде.

Для справки! Электронная версия отчета обязательно регистрируется перед отправлением бумажной версии документа. Поэтому необходимо сдать отчет в Росприроднадзор через госуслуги, чтобы пройти процедуру идентификации.

Форма отчета заполняется с помощью «Модуля природопользования». Порядок действий следующий:

  1. Зайти на официальный веб-ресурс Росприроднадзора;
  2. Авторизоваться на нем, нажав на кнопку «войти через Госуслуги»;
  3. Установить указанный модуль и с его помощью заполнить форму отчета;
  4. Выгрузить созданный документ из программы и загрузить его в разделе подготовки и сдачи отчета. Последним на этом этапе получается уникальный номер-идентификатор.

Далее меняется статус, система присваивает документу электронный номер. Его и нужно проставить на бумажном носителе, который после распечатывания отправляется в территориальный орган Росприроднадзора.

Документ направляется по почте ценным письмом с уведомлением о вручении. К нему прилагается электронная версия отчета на любом носителе. Как правило, можно предоставить СD-диск.

Заполнение бланка отчета по отходам

Чтобы сдать отчетность в Росприроднадзор на сайте, нужно отобразить в представленной форме следующие данные:

  1. Юридическое название и адрес, другие данные, которые идентифицируют СПД;
  2. Объемы образуемых отходов;
  3. Другие юридические и физические лица, которым передавались ТБО на хранение, переработку и утилизацию;
  4. Отходы, которые размещаются на собственной территории СПД.

Обязательно указанные образуемые отходы распределяются на те, которые утилизировались, перерабатывались, обезвреживались, направлялись на захоронение или хранение. Прием-передача другим субъектам, которая при этом проводилась, должна подтверждаться документами: соглашения, акты приема/передачи, справки (об утилизации, переработке, захоронении).

Что такое экологический сбор

Экологический сбор – это самостоятельный неналоговый платеж, который установлен статьей 24.5 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (письмо Минфина от 13.04.2015 № 03-02-07/1/20823). Какого-либо отношения к плате за загрязнение окружающей среды экологический сбор не имеет.

Экологический сбор обязаны платить производители, а также импортеры товаров, которые после утраты ими своих потребительских свойств нужно утилизировать. С 2018 года действует перечень таких товаров, утвержденный распоряжением Правительства от 28.12.2017 № 2970-р. Перечень на 2017 год утвержден распоряжением Правительства от 24.09.2015 № 1886-р. Если товара нет в перечне, платить экологический сбор не нужно. От уплаты сбора освобождены производители и импортеры, которые самостоятельно обеспечивают утилизацию отходов. Это следует из положений пункта 7 статьи 24.2 и пункта 2 статьи 24.5 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ кто должен платить и отчитываться в РосПРИРОДНадзор

Зачастую возникает масса вопросов, связанных с таким понятием, как «Экологические платежи», НВОС. В данной статье мы и постараемся ответить на них максимально подробно и развернуто.

Для начала определимся, что платежи НВОС, за загрязнение — это ни что иное, как плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Подробную информацию по данной теме можно получить из КоАП РФ и Федеральных законов — от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Оплату за это самое воздействие контролирует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Росприроднадзор утверждает формы отчетности и форматы ее сдачи. Также данный орган осуществляет контроль за своевременным перечислением платежей и сдачей отчетности НВОС в срок.

Официальный сайт Росприроднадзора

  • Адрес — … ссылка
  • Электронные сервисы (отчетность и др.) — … ссылка
  • Отправить обращение, вопрос в Росприроднадзор — … ссылка

Экологический сбор – это самостоятельный неналоговый платеж, который установлен статьей 24.5 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ. Какого-либо отношения к плате за загрязнение окружающей среды экологический сбор не имеет.

Этот сбор обязаны платить производители, а также импортеры товаров, которые после утраты ими своих потребительских свойств нужно утилизировать. От уплаты сбора освобождены производители и импортеры, которые самостоятельно обеспечивают утилизацию отходов. Это следует из положений пункта 7 статьи 24.2 и пункта 2 статьи 24.5 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Примечание: Плата за загрязнение: ответы на вопросы чиновника Росприроднадзора
к меню

Какую отчетность сдавать в РОСПРИРОДНАДЗОР

Все организации и предприниматели, которые негативно влияют на окружающую среду, должны сдавать в Росприроднадзор:

  • декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
  • форму 2-ТП (отходы);
  • декларацию о готовых товарах;
  • отчетность о выполнении нормативов утилизации;
  • отчет об образовании, использовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов;
  • форму 2-ТП рекультивация.

Примечание: По вопросам использования «Модуля природопользователя» или «Личного кабинета» при подготовке отчетности природопользователя, направляемой в Росприроднадзор , обращайтесь по телефонам +7 (916) 496-11-07 (с 9:30 до 18:30 по МСК) и +7 (926) 693-70-46 (с 9:00 до 17:00 по МСК) или по электронной почте portal.rpn@mail.ru Отчетность в Росприроднадзор: Дана Общая информация по отчетности, Порядок сдачи, бланки форм отчетности, Способы подачи, приведен Электронный сервис, Видеоматериалы, а также инструкция по установке Модуля природопользователя

Форма Название Сроки сдачи Кто сдает
2-ТП (отходы) Годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления»
Утверждена приказом Росстата от 12.12.2019 № 766.
Ежегодно до 01.02 после отчетного периода. Форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления
Не представлять его могут только арендаторы офисов, если в договоре аренды четко указано, что за мусор отвечает арендодатель.
Примечание: Паспортизация отходов «офисными» фирмами, их учет и представление отчетности
Отчетность МСП Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) Ежегодно до 15.01 следующего за отчетным периодом. Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) представляют субъекты малого и среднего предпринимательства
Письмо Ростехнадзора от 8 июня 2010 г. № 00-07-12/2968. Скачать Пример
Отчет об отходах сдают все малые и средние компании, даже если из мусора у них только офисная бумага. Компании, у которых есть объекты, подлежащие федеральному надзору, отчитываются в управление Росприроднадзора. Перечни таких организаций и объектов смотрите на сайте … ссылка
Компании, которых нет в списках Росприроднадзора, отчитываются в своих регионах. Для них порядок и сроки устанавливают региональные власти.
Проверять малые организации пока не будут. Надзорные каникулы продлятся до конца 2018 года (п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Поэтому риск, что малую компанию оштрафуют за несдачу отчетов, минимальный.
Декларация о плате за НВОС Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду Ежегодно, до 10 марта года, следующего за отчетным периодом Декларация представляется лицами, обязанными вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии со ст.16.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Примечание: Форма расчёта утверждена Приказом Минприроды от 9 января 2017 г. N 3.
Скачать пример .xlsx 170 Кб
Декларация о готовых товарах Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки Ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом Декларация представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств
Отчетность о выполнении нормативов утилизации Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств Ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом Отчетность представляется в отношении готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.
2-ТП (рекультивация) Годовая форма федерального статистического наблюдения №2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» Ежегодно до 01.02 после отчетного периода Форму федерального статистического наблюдения №2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательные работы, а также размещение отходов.

к меню

Отчитаться «за грязь» уже стало возможно

Приказ Минприроды России от 9 января 2017 г. № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» зарегистрирован в Минюсте 22.02.2017 Но. 45747. (скачать)

Формирование и отправка Декларации в машиночитаемом формате доступна в Модуле природопользователя версии 3.8, опубликованной в разделе Отчетность природопользователя.

к меню

Виды НВОС негативного воздействия на окружающую среду

Статьей 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ предусмотрено, что плата должна взиматься за следующие виды негативного воздействия на экологию:

  1. атмосферные выбросы стационарными объектами;
  2. сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  3. размещение отходов производства и потребления.

Ставки платы по видам негативного воздействия на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 № 913.

Плата за атмосферные выбросы передвижными объектами не взимается (письма Минприроды России от 23 июля 2015 № 02-12-44/17039, от 10 марта 2015 № 12-47/5413). Все организации, у которых на балансе есть автомобили (или другие транспортные средства), освобождены от платы за негативное воздействие на окружающую среду этими передвижными объектами.

Правильность расчета платы и своевременность ее перечисления в бюджет контролирует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 995.

Для Вас мы собрали все Законы по ПЛАТе за НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ — ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ. Ими и нужно руководствоваться.

к меню

Кто не должен платить за загрязнение окружающей среды

Организации и предприниматели не перечисляют плату за загрязнение окружающей среды, если ведут деятельность только на объектах IV категории опасности. Это объекты, на которых:

  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, но количество выбросов не превышает 10 тонн в год;
  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • нет сбросов загрязняющих веществ, которые образуются при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду (в поверхностные и подземные водные объекты, на земную поверхность).

Примечание: Пункт 1 статьи 16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ, пункте 6 постановления Правительства РФ от 28 сентября 2015 № 1029 и в письме Росприроднадзора от 31 октября 2016 № АС-09-00-36/22354.

Чтобы не платить за загрязнение окружающей среды, убедитесь, соответствуют ли объекты, которые эксплуатирует ваша организация, IV категории опасности. Специалисты Росприроднадзора присваивают категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре. Новый объект нужно поставить на учет в течение шести месяцев после ввода в эксплуатацию. Чтобы узнать категорию опасности по старым объектам, обратитесь в Росприроднадзор.

к меню

1. Образование отходов — платежи за загрязнение, классы опасности отходов

Организация, заключила договор на вывоз мусора (отходов), нужно перечислять плату за загрязнение окружающей среды ?

Да, должна, потому что за размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.

Согласно статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ к отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления и которые необходимо удалить.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, ст. 136 ГК РФ).

Важно!Производя оплату по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает только затраты, связанные с вывозом мусора, но не производит оплату за загрязнение окружающей среды.

Таким образом, наличие договора со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию – собственника отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008, от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007, Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).

Плата «за грязь»: кто намусорил, тот и платит

Даже если компании или ИП, имеющие обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, передадут права на образовавшиеся отходы другому лицу, от платы «за грязь» их это не освободит.

Примечание: Письмо Росприроднадзора от 29.03.2016 № АА-06-01-36/5099

Как следует из статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ с 01.01.2016 года платить за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов, плату за размещение которых вносят региональные операторы) должны юрлица и ИП, в процессе деятельности которых эти отходы и образовались.

Как арендодателю быть с мусором арендаторов?

Собственнику арендных объектов (арендодателю) следует в договорах аренды прописать пункт о том, что арендаторы обязаны самостоятельно исполнять требования природоохранного законодательства: представлять отчетность в госорганы, оформлять паспорта отходов, получать нормативы и лимиты на размещение отходов, вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду и т. д. У арендаторов должны быть отдельные контейнеры для мусора, а условие вывоза отходов с вашей территории также можно прописать в договоре аренды.

к меню

Нужно ли вносить плату за загрязнение окружающей среды (НВОС), если единственный вид отходов, который образуется в организации – бытовой и офисный мусор

Всё зависит от того, есть ли у организации объекты негативного воздействия на окружающую среду, и от категории опасности. Потому что согласно пункта 1 статьи 16.1 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ плату за негативное воздействие, загрязнение окружающей среды должны перечислять все организации и предприниматели, которые ведут деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Исключение сделано для тех, кто ведет деятельность исключительно на объектах IV категории опасности.

Критерии категорий опасности утверждены постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. № 1029

Сама по себе деятельность, в результате которой образуется бытовой и офисный мусор, не основание для постановки на учет в Росприроднадзоре. Если у организации нет объектов негативного воздействия на окружающую среду, регистрироваться в Росприроднадзоре она не обязана. Дело в том, что Росприроднадзор регистрирует не все организации подряд, а только те, у которых есть «негативные» объекты. Ведомство ставит на учет на основании заявок, которые организации должны подавать по каждому объекту. И если, например, офис, магазин, школа, детский сад и т. п. образуют и накапливают отходы, но не эксплуатируют «негативные» объекты, заявку им подавать не нужно. Следовательно, от платы за негативное воздействие они освобождены.

Категорию опасности присваивают объекту при его регистрации в государственном реестре (п. 4 ст. 4.2 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).

Другое дело, если организация эксплуатирует объекты негативного воздействия. Такие объекты нужно поставить на учет в Росприроднадзоре. А дальше все будет зависеть от того, какую категорию опасности присвоят этим объектам. Если объект отнесут к I–III категории, плату за негативное воздействие придется вносить. Если объекту присвоят IV категорию, платить за него не нужно. Такие разъяснения есть на официальном сайте Росприроднадзора и в письме Росприроднадзора от 22 ноября 2016 № АА-05-04-32/23821.

к меню

Плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) офисам платить не нужно !

Росприроднадзор наконец-то прояснил, к какой категории негативно действующих на природу объектов относятся офисные здания. По общему правилу офисам присваивается IV категория «объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду».

Примечание: Письмо Росприроднадзора от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054

А это значит, что вносить плату «за грязь» в отношении офисных помещений не придется. Конечно, это относится только к тем бизнес-центрам и прочим офисным зданиям, в которых нет стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух).

Офисы не нужно ставить на госучет, чтобы получить освобождение от экологических платежей

Если офисное здание образует отходы, но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, то уплачивать экологические платежи и ставить его на учет в качестве загрязняющего объекта не нужно. Об этом проинформировал Росприроднадзор на своем сайте, тем самым изменив снова позицию по данному вопросу.

к меню

Постановка на учет в РОСПРИРОДНАДЗОР

Совершать какие-либо действия для того, чтобы встать на учет в качестве плательщика сборов за негативное воздействие на окружающую среду, организация не должна. Территориальные отделения Росприроднадзора зарегистрируют ее самостоятельно. Единственное – организацию могут попросить заполнить заявление о постановке на учет. Форму такого заявления каждое территориальное отделение Росприроднадзора устанавливает отдельно.

Заявку на Постановку на учет загрязняющего объекта можно подать в электронном виде

Росприроднадзор Приказом Росприроднадзора от 24.11.2016 № 756 утвердил порядок подачи электронной заявки о постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Подать такую заявку можно с помощью бесплатного сервиса подготовки отчетности природопользователя («Модуль природопользователя»), который размещен на официальном сайте Росприроднадзора, либо через Личный кабинет природопользователя.

Примечание: Всё зависит есть у вас электронная подпись (ЭП) или нет.

а) Если есть электронная подпись, в этом случае заявку, сохраненную в формате XML и заверенную ЭП, нужно отправить через портал приема отчетности в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта РФ (в зависимости от вида объекта НВОС). В этом случае датой приема заявки считается дата ее загрузки на портал.

б) Если же электронной подписи у заявителя нет, он формирует электронную заявку при помощи Модуля природопользователя и отправляет в соответствующий территориальный орган через портал приема отчетности. После этого заявку следует распечатать, заполнить сопроводительное письмо по форме, утвержденной Росприроднадзором, и направить заявку и письмо в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта РФ по почте или отнести лично.

В этом случае датой приема будет считаться день поступления бумажной заявки и сопроводительного письма в соответствующее учреждение.

Росприроднадзор опубликовал информационное уведомление, в котором подробно рассказал о порядке постановки на учет объектов НВОС. Так, в частности, в документе разъясняются особенности постановки на учет загрязняющих объектов в отдельных случаях (например, при нахождении объекта на территории нескольких субъектов РФ или при нахождении в составе объекта нескольких источников НВОС и др.).

При постановке организации на учет территориальное отделение Росприроднадзора присвоит ей регистрационный номер, внесет ее в реестр и зафиксирует все необходимые характеристики каждого источника негативного воздействия на окружающую среду.

к меню

Как определить, относится ли объект НВОС к IV категории

К объектам, оказывающим минимальное негативное воздействие на окружающую среду, то есть к IV категории, относятся здания, в которых нет источников выбросов веществ I и II классов опасности. А как определить класс опасности загрязняющих веществ? Ответ на этот вопрос содержится в письме Росприроднадзора от 26.04.17 № АС-09-01-36/8824.

Каким образом определить класс опасности загрязняющих веществ?

Чтобы определить класс опасности загрязняющих веществ, необходимо использовать гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, которые предусматривают классы опасности для загрязняющих веществ. К таким нормативам, в частности, относятся «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест (ГН 2.1.6.1338-03)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.03 № 114.

Вставать на учет в качестве загрязняющих объектов «чистым» офисам не нужно

Росприроднадзор уточнил порядок постановки на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Исходя из нового разъяснения, большинству офисов не только не нужно платить «за грязь», но и вставать на учет в качестве загрязняющего объекта. Письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354.

Согласно письма Роприроднадзора к загрязняющим объектам IV категории относятся объекты, соответствующие следующим критериям:

  • наличие стационарных источников выбросов;
  • наличие не более 10 тонн выбросов загрязняющих веществ в год;
  • отсутствие выбросов радиоактивных веществ;
  • отсутствие сбросов в системы водоотведения загрязняющих веществ, образовавшихся в результате использования вод не для бытовых нужд;
  • отсутствие сбросов в окружающую среду (т.е. сбросов в поверхностные и подземные водные объекты, недра, на земную поверхность).

Т.е. для отнесения к IV категории офисное здание должно хоть и минимально, но все ж таки загрязнять атмосферу. А если стационарных источников выбросов загрязняющих веществ нет вообще, а система водоснабжения используется исключительно в бытовых целях и ничего особо загрязняющего в водопровод не смывается, то такой офис относится к «чистым» и ставить его на учет как загрязняющий объект не требуется.

Даже если вы подадите заявление о постановке на учет «чистого» офиса в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и укажете в заявке ту или иную загрязняющую категорию (например, IV), это не значит, что именно такая категория и будет ему присвоена. В ходе рассмотрения информации о хозяйственной деятельности заявителя Росприродназхор может не согласиться с указанной в заявке категорией и, исходя из соответствия критериям, присвоить иную категорию. Или же вовсе отказать в регистрации по причине отсутствия оснований для постановки на учет объекта как загрязняющего.

Объекты негативного воздействия, которые не отнесены к I–IV категории опасности, на учет в Росприроднадзоре не ставьте. Например, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но нет других видов загрязнений, то такой объект регистрировать не нужно (письмо Росприроднадзора от 21 февраля 2017 и письмо Росприроднадзора от 21 февраля 2017 № АС-06-02-36/3591).

к меню

Срок внесения платы за негативное воздействие за НВОС

Примечание: Письмо Росприроднадзора № АС-06-01-36/21588 от 04.12.2015

Срок – 20-е число месяца, следующего за отчетным, распространяется на расчеты платы за загрязнение окружающей среды, которые организации сдают за IV квартал 2015 года. Отчетность за 2016 год нужно будет составлять и сдавать по новым правилам:

  1. взамен расчетов платы за загрязнение вводится новая форма отчетности – декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Форму декларации и порядок ее заполнения утвердит ведомство, назначенное Правительством РФ.
  2. отчетным периодом по плате за негативное воздействие будет не квартал, а календарный год.
  3. новую декларацию впервые нужно будет представить не позднее 10 марта 2017 года.

Примечание: Такие нововведения предусмотрены пунктом 5 статьи 16.2 и пунктами 2, 5 и 6 статьи 16.4 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду включает в себя:

  • квартальные авансовые платежи;
  • итоговую сумму платы, которую нужно перечислить в бюджет по итогам года.

Квартальные авансовые платежи перечисляют все плательщики (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства). Срок – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. За IV квартал платеж перечислять не нужно. Авансовый платеж за каждый квартал равен 1/4 от суммы платы за предыдущий год.

Величину доплаты по итогам года определите как разницу между суммой платы, начисленной за год, и суммой авансовых платежей, перечисленных в бюджет в течение года. Эту сумму нужно перечислить в бюджет не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 16.4 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ).

К примеру, сумма платы за 2015 год составила 120 000 руб. Значит, в 2016 году необходимо было перечислить:

  • не позднее 20 апреля – 30 000 руб.;
  • не позднее 20 июля – 30 000 руб.;
  • не позднее 20 октября – 30 000 руб.

Сумма платы, рассчитанная по итогам 2016 года, составляет 140 000 руб. Это значит, что не позднее 1 марта 2017 года организация должна перечислить в бюджет плату за загрязнение окружающей среды в размере 50 000 руб. (140 000 руб. – 90 000 руб.).

Субъекты малого и среднего предпринимательства, которые освобождены от квартальных авансовых платежей, всю сумму платы за год перечисляют в бюджет единовременно не позднее 1 марта следующего года (письмо Росприроднадзора от 11 апреля 2016 № АС-06-01-36/6155).

Примечание: Если плату перечислили позже установленного срока, Росприроднадзор начислит организации пени.
к меню

Штрафы за неуплату экологических платежей

Не нужно считать данный вид платежей несущественным и несерьезным. Ведь законодательством предусмотрены штрафы за несвоевременную уплату и непредставление отчетности, причем в немалых размерах.

Какая ответственность грозит за отсутствие учета производственных отходов

Штрафных санкций за непредставление расчета платы за НВОС, а также за его подачу позднее установленного срока не предусмотрено. Однако такие действия природопользователя можно расценить как сокрытие экологической информации. За это предусмотрен штраф: для должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей, для организаций – от 10 000 до 20 000 рублей (ст. 8.5 КоАП РФ).

Неправильное обращение с отходами производства и другими опасными веществами

также грозит наказанием:

  • для должностных лиц – штраф от 10 000 до 30 000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для организаций – от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 8.2 КоАП РФ).

За невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в срок

накажут штрафом: должностных лиц – от 3000 до 6000 рублей, организацию – от 50 000 до 100 000 рублей (ст. 8.41 КоАП РФ).

Если у предприятия нет разрешения на обращение с производственными отходами, это приведет к пятикратному повышению норматива платы за одну тонну отходов и к ответственности по статьям 8.2, 8.5, 8.41 Кодекса об административных правонарушениях.

к меню

Сроки Платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 г.

С 01.01.2016 г. вводятся авансовые платежи по плате «за грязь». Их нужно перечислять не позднее 20 числа месяца, следующего за последним числом месяца соответствующего квартала, в размере 1/4 платы, перечисленной за предыдущий год. Т.е., например, по итогам I квартала 2016г. аванс нужно перечислить не позднее 20.04.2016г.

Примечание: Федеральный закон от 29.12.2015 № 404-ФЗ

Организации и ИП, являющиеся субъектами малого и среднего бизнеса, — их это новшество не касается. Следовательно, такой категории плательщиков нужно вносить плату лишь раз в год – не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Изменился и срок сдачи отчетности по плате «за грязь» — это нужно сделать не позднее 10 марта, года следующего за отчетным. Причем это нововведение касается уже абсолютно всех плательщиков.

к меню

Как составить и сдать расчет платы за загрязнение окружающей среды

Если деятельность организации связана с природопользованием, она должна отчитываться о видах и объемах загрязняющих веществ (отходов), выброшенных в окружающую среду. С отчетности за 2016 год применяйте новую форму декларации (pdf 10 Мгб) о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Форму декларации и порядок ее заполнения Минприроды России утвердило приказом от 9 января 2017 № 3.

Это следует из положений пункта 5 статьи 16.2 и пунктов 3, 5 и 6 статьи 16.4 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ и подтверждается письмом Росприроднадзора от 11 апреля 2016 г. № АС-06-01-30/6155.

к меню

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме

    Сдача отчетности в Росприроднадзор

    Деятельность Росприроднадзора

    Росприроднадзор – федеральный орган, осуществляющий контроль за природопользованием.

    Эта инстанция работает как самостоятельно, так и через свои местные органы, которые есть в любом субъекте России.

    Помимо Росприроднадзора к контролю могут подключаться и другие государственные органы, например, Министерство природы, Федеральные агентства водных ресурсов, лесного хозяйства, однако, отчетность им не сдается.

    Вся информация по данной работе расположена на официальном сайте.

    Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – главная страница

    Росприроднадзор контролирует следующие вопросы:

    • использование и воспроизводство животного мира;
    • функционирование охраняемых природных территорий;
    • рациональное использование природных недр, лесного и водного пространства;
    • исполнение законодательства.

    Для контроля за выполнением данных задач, предприниматели обязаны предоставлять отчетность. Дополнительно Росприроднадзор может осуществлять плановые и внеплановые проверки.

    Задачи этого федерального органа очень важны в целом для государства.

    Ведь именно их деятельность сохраняет экологическую и экономическую безопасность РФ, благодаря им происходит контроль за целесообразностью использованием ресурсов природы.

    В современном мире экологии уделяется минимум времени, практически все организации лишь используют и загрязняют окружающую среду, поэтому контроль должен быть очень серьезный.

    Деятельность Росприроднадзора регулируется на законодательном уровне несколькими законами:

    • Кодекс РФ об административных правонарушениях РФ;
    • Федеральный закон от 24.06.1998 №89 «Об отходах производства и потребления»;
    • Федеральный закон от 10.04.2002 №7 «Об охране окружающей среды».

    Виды и сроки отчетности

    Каждый предприниматель, юридическое лицо обязан предоставлять отчетность в Росприроднадзор в четко установленные сроки – до 20 числа в следующем после отчетного периода месяце.

    В случае нарушения сроков предусмотрена административная ответственность в виде взыскания штрафов.

    Выделяют следующие виды отчетности:

    • 2-ТП (отходы) – форма отчетности, которую предоставляют предприниматели, чья деятельность связана с производственными и потребительскими отходами. Сдача обязательна каждый год до 1 февраля.
    • Отчеты МСП – форма отчетности для малого и среднего бизнеса. Отчетность по реализации отходов, обязательная сдача каждый год до 15 января.
    • Расчет платежа НВОС – форма отчетности для субъекта, который оказывать негативное влияние на окружающую среду в результате загрязнения атмосферы, воды, недр и почты. Отчетность предоставляется раз в квартал до 20 числа.
    • Декларация о готовом товаре – для организаций, которые создают товары, которым требуется утилизация после утраты их потребительских свойств. Отчетность сдается раз в год до 1 апреля.
    • Отчеты о выполнении утилизационных норм – эта форма отчета связана с предыдущей.
    • 2-ТП рекультивация – отчеты компаний, деятельность, которых связана с разработкой месторождений ископаемых, строительством, лесозаготовительными и изыскательными, а также размещением отходов. Благодаря этому отчету Росприроднадзор получает сведения о рекультивации земли, об использовании плодородного слоя почвы. Срок сдачи этой формы раз в год до 1 февраля.

    Все данные должны быть предоставлены по каждому виду отхода с 1-4 класса опасности. Сведения предоставляются по массе отходов в тоннах и округляют.

    В каждом отчете предоставляется следующая информация:

    • сведения об организации – название, юридический адрес, контакты, данные руководителя, реквизиты – ИНН, КПП и ОГРН;
    • данные о сопутствующей организации, которая будет транспортировать и хранить отходы;
    • сведения о сборе, транспортировке, обезвреживании отходов.

    Подробную информацию о видах и формах отчетности можно получить на официальном сайте Росприроднадзора внизу главной страницы.

    Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – главная страница

    При выборе организационно-правовой формы организации выходит подробная информация о видах отчетности. Также при любой из этих кнопок выходит возможность использования и скачивания «модуля природопользования».

    Раздел «Отчетность природопользователя — Малым и средним предприятиям и ИП» на официальном сайте Росприроднадзора

    Далее при выборе какого-либо отчета, выходит информация конкретно по нему.

    Раздел «2-ТП Отходы»

    В целом на сайте очень легко получить всю необходимую информацию. Все данные структурированы четко и понятно. Сервис очень прост в управлении. Если возникают какие-то сбои, то всегда можно обратиться в техническую поддержку.

    Не все организации обязаны отчитываться, платить за загрязнение окружающей среды и быть на учете в Росприроднадзоре.

    Такими организациями являются:

    • офисные компании, которые производят лишь бытовой мусор;
    • компании, у которых не стационарные, а передвижные источники загрязнения.

    Платой за загрязнение природной среды является экологический сбор, неналоговый платеж. Даже если вывозом мусора занимается другая компания, за его создание платит та организация, которая этот мусор произвела.

    Остальные организации, работающие с отходами и загрязнением природной среды обязаны вносить своевременно платежи и предоставлять все формы отчетности.

    Сдача отчетности

    Отчеты можно передавать в электронном и бумажном виде вместе с документацией компании – лицензиями, договорами компании со сторонними организациями о приеме и передаче отходов, актами о приеме-передаче. Вся ответственность за правильность и корректность предоставляемой информации лежит на исполнителях.

    Для того, чтобы сдать отчеты в электронном виде, необходимо пройти регистрацию в личном кабинете на сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

    Официальный сайт Росприроднадзора – главная страница, вход в личный кабинет

    Такой способ считает наиболее эффективным и удобным.

    У каждой из форм есть свои особенности при заполнении и сдаче, но можно проследить общий алгоритм действий при сдаче отчетов.

    Он состоит из нескольких шагов:

    • необходимо загрузить на сайт электронный документ отчета. Отчет формируется в специальной программе «модуль природопользования». Этот модуль бесплатен.
    • Если все сделать правильно, то отчету будет присвоен номер. Этот номер нужно проставить на бумажном варианте. Важно понимать, что бумажный вариант отчета необходимо принести в государственный орган или отправить по почте заказным письмом. Если этого не сделать, то отчет не будет принят. Очень важно, чтобы стояла печать и подпись руководителя организации.

    Отчетность, передаваемая в электронном виде, подтверждается электронной подписью.

    Ответственность за неисполнение законодательства

    Административная ответственность ожидает каждого предпринимателя, кто не предоставил вовремя отчетность или не оплатил платежи. Ответственность назначается в виде штрафов.

    Например, за ненадлежащее использование отходов должностному лицу грозит штраф до 30 000 рублей, а юридическому лицу до 250 000 рублей.

    Также предпринимателей, ведущих свою деятельность официально, возможно ограничение в правах заниматься своей деятельность на различный промежуток времени. Если отчетность не предоставлена вовремя, то должностные лица получат штраф в размере 2000 рублей, а юридические – 10 000 рублей.

    Очень важно понимать, что формы отчетности, сроки и ответственность могут изменяться.Все изменения и поправку вносятся в соответствующие законы и выкладываться на все информационные ресурсы.

    Предприниматели, кто заинтересован в такого рода деятельности, обязаны своевременно просматривать новости и знакомиться со всеми изменениями.

    В таком случае ответственность только на них. Все поправки такого рода можно получить на официальном сайте.

    Деятельность Росприроднадзора – очень важна для государства и для планеты в целом.

    Именно благодаря данному органу происходит контроль за разумным использованием ресурсов природы.

    Однако, предпринимателям нужно понимать, что важно не только качественно заполнить отчетность и вовремя ее сдать, но самое главное – заботься об окружающем мире, а не о своей выгоде, эффективно проводить свои мероприятия и беречь природные ресурсы, так как многие из них уже восполнить нельзя.

    Росприроднадзор в Твиттер Росприроднадзор в Фейсбуке

    Контактная информация

    Официальный сайт: www.rpn.gov.ru
    Горячая линия: 8(800)550-80-45