МСФО ias 28

IAS 37 — Как учитывать резервы, условные обязательства и условные активы?

Приходилось ли вам слышать древний анекдот о двух бухгалтерах, претендующих на одну и ту же должность?

Во время интервью им была поставлена ​​задача рассчитать показатель чистой прибыли на основе имеющихся данных.

Первый бухгалтер ответил так: «Чистая прибыль составляет 1 млн. долларов»

А второй в ответ спросил: «А какая прибыль вам нужна?»

Попробуйте догадаться, кому досталась работа?

Фактически, манипуляция показателем чистой прибыли в отчетности путем создания и использования различных резервов была весьма популярной «практикой творческого учета» в прошлом.

Неудивительно, что долгое время не было никаких правил для резервирования средств. Поэтому многие компании использовали так называемую стратегию «большого списания» (англ. ‘big bath provisioning’). Стратегия сводилась к ухудшению показателей прибыли в убыточном периоде, и завышению прибыли в последующих (также неудачных) периодах за счет сформированных резервов.

Эта порочная практика была пресечена в 1998 году, с появлением стандарта МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», который вступил в силу с 1 июля 1999 года.

Рассмотрим, что он из себя представляет.

В чем цель МСФО (IAS) 37?

Положения стандарта МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» устанавливают критерии для признания и оценки:

  • Резервов (оценочных обязательств),
  • Условных обязательств и
  • Условных активов.

Стандарт также предписывает раскрытие информации об этих резервах, обязательствах и активах, чтобы пользователь отчетности мог лучше понять их.

Что такое резерв?

Резерв или оценочное обязательство (англ. ‘provision’) представляет собой обязательство c неопределенным сроком или суммой.

Слово «неопределенность» в этом определении является ключевым, потому что, если срок или сумма являются определенными или почти определенными, то вы имеете дело не с резервом (оценочным обязательством), а с выплатой или начислением.

Что такое резерв?

Чтобы лучше понять резервы, давайте разделим определение обязательства в МСФО (IAS) 37:

Обязательство (англ. ‘liability’) представляет собой текущую задолженность, вытекающую из прошлых событий, погашение которых, как ожидается, приведет к оттоку экономических выгод (уменьшению ресурсов) из компании.

Иными словами, если нет прошлого (обязывающего) события, то нет никакого обязательства, и никакой резерв не может быть признан.

Обязывающее событие (англ. ‘obligating event’) может привести к образованию 2 видов обязательств:

  • Юридическое или правовое обязательство (англ. ‘legal obligation’), вытекающее из законодательства, договора или иного правового акта; или
  • Конструктивное обязательство (англ. ‘constructive obligation’) или обязательство, обусловленное сложившейся практикой. Это обязательство возникает из какой-либо деловой практики или обычаев; оно приводит к ожиданию другими сторонами выполнения обязательства (другими словами, люди просто ожидают, что какая-либо компания выполнит это обязательство, даже если это не предусмотрено законом или каким-либо договором).

На самом деле не имеет значения, с каким этих типов обязательств вы имеете дело — оно в любом случае означает оценочное обязательство (резерв). Однако, если вы определяете обязательство, это может помочь вам решить, признавать ли резерв или нет.

Когда нужно признать резерв?

Стандарт IAS 37 устанавливает 3 критерия для признания оценочного обязательства:

  • У компании есть действующее обязательство, вытекающее из прошлого события;
  • Есть вероятность оттока экономических выгод при выполнении обязательства (то есть эта вероятность составляет более 50%);
  • Сумму экономических выгод, необходимых для выполнения обязательства, можно надежно оценить.

Если все три критерия выполнены, то вы должны признать этот резерв.

Если хотя бы один из критериев не выполняется, вы должны:

  • или раскрыть условное обязательство (подробнее об этом см. далее);
  • или ничего не предпринимать, если отток экономических выгод отдален по времени.

Для лучшего понимания резервов, условных обязательств и условных активов в МСФО (IAS) 37 также представлено дерево решений (см схему ниже).

Если вы не уверены, следует ли признавать какой-либо резерв в конкретной ситуации или нет, задайте себе простой вопрос:

Можно ли избежать обязательства в результате каких-либо действий в будущем?

Если да, то вы НЕ должны формировать резерв. Например, если правительство ввело новое налоговое законодательство, нужно ли консалтинговой компании, занимающейся налогами, тратить деньги на обучение своих сотрудников и, таким образом, признавать резерв на это обучение?

Если нет, признавать резерв не обязательно. В данном случае, консалтинговая компания может избежать обучения и даже принять решение о прекращении своей деятельности (это выглядит немного надуманно и маловероятно, но, тем не менее, это возможно).

Если вы не можете избежать обязательства в результате каких-либо будущих действий, вам необходимо признать резерв.

Например, если вы обещаете клиентам бесплатное гарантийное обслуживание дефектных продуктов в месте продажи, у вас есть существующее обязательство. Если ваши прошлые учетные данные показывают, что вам нужно будет сделать затраты на гарантийный ремонт, то вам необходимо сделать резерв под эти затраты.

Когда нужно признавать оценочное обязательство?

Как оценивать резервы?

Сумма резерва должна оцениваться по наилучшей оценке расходов, необходимых для выполнения обязательства на конец отчетного периода.

Как вы можете видеть, это связано с некоторыми оценочными суждениями. Руководство компании должно включать в свои оценочные суждения всю имеющуюся информацию, и не должно забывать о:

  • Рисках и неопределенности (например, инфляция);
  • Временной стоимости денег (дисконтирование, при длительных сроках погашения обязательств);
  • Некоторых вероятные будущие события и т. д.

Существует два основных метода оценки резерва:

  • Метод ожидаемой стоимости (англ. ‘expected value method’). Этот метод следует использовать, если у вас есть множество схожих обязательств, для которых необходимо оценить резервы.
    В этом случае вам нужно взвесить каждое обязательство в соответствии с его вероятностью (например, затраты на гарантийное обслуживание для 10 000 товаров).
  • Метод наиболее вероятного результата (англ. ‘most likely outcome’). Этот метод подходит для одного обязательства или одного события (например, резерв на случай убытка в результате судебной тяжбы).

Как учитывать резервы?

Существует несколько событий, связанных с учетом резервов:

Признание резерва. В большинстве случаев вы должны признать резерв в составе прибыли или убытка. Иногда резерв признается в стоимости другого актива, например, резерв на вывод актива из эксплуатации и восстановление площадки после удаления актива. Не забывайте разделить резерв на оборотную и внеоборотную часть для целей представления в отчете о финансовом положении.

Приращение дисконтированной суммы. Когда резерв носит долгосрочный характер (более 12 месяцев), к нему применяется дисконтирование, поскольку вам необходимо представить его в приведенной стоимости. В каждом отчетном периоде вы учитываете процент (по ставке дисконтирования) от суммы резерва на начало периода, и это называется «приращение дисконтированной суммы» (англ. ‘unwinding the discount’). Вы должны признать это приращение в составе прибыли или убытка, а также увеличить размер резерва на сумму этого приращения.

Использование резерва. Когда вы несете расходы, связанные с погашением вашего обязательства, вы должны «использовать резерв» (англ. ‘utilize provision’). В большинстве случаев вы просто признаете это использование на основании инвойсов от поставщиков или любых связанных платежей с погашением обязательства платежей (например, проводка: Дебет. Резерв — Кредит. Денежные средства).

Возмещение. Иногда компании имеют право на возмещение соответствующих расходов третьей стороной (например, страховой компанией). В этом случае право на возмещение признается как отдельный актив (без взаимозачета с самим резервом), но вы может компенсировать расходы на формирование резерва за счет учета дохода от возмещения в составе прибыли или убытка.

Как учитывать резервы?

Дебет

Кредит

Признание
резерва

Расход / актив

Обязательство — резерв

Приращение дискон-
тирован-
ной суммы

Процентные расходы

Обязательство — резерв

Использо-
вание
резерва

Обязательство — резерв

Денежные средства

Возмещение

Возмещение актива

Расходы

Порядок учета резервов в особых обстоятельствах.

Стандарт МСФО (IAS) 37 определяет порядок учета резервов в нескольких особых ситуациях:

Будущие операционные убытки.

Вы не должны формировать резерв для будущих операционных убытков.

Почему?

Потому что нет прошлого события. Будущих операционных убытков можно избежать с помощью определенных действий в будущем, например, путем продажи бизнеса.

Однако вы должны проверить свои активы на предмет обесценения в соответствии с МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов».

Обременительные договоры.

Обременительный договор (англ. ‘оnerous contract’) — это договор, в котором неизбежные затраты на его выполнение превышают выгоды от его выполнения.

Другими словами, это убыточный договор, которого нельзя избежать.

Вы должны сделать резерв на наименьшую сумму из:

  • Неизбежных затрат на выполнение контракта; и
  • Штрафов за невыполнение ваших обязательств по контракту.

Реструктуризация.

Реструктуризация — это управленческий план изменения сферы деятельности компании или способа ведения бизнеса.

Вы должны признать резерв на реструктуризацию только тогда, когда соблюдаются общие критерии признания резервов.

В случае реструктуризации обязательство по реструктуризации возникает только в том случае, если:

  • Существует подробный формальный план реструктуризации с соответствующей информацией (о бизнесе, местонахождении, сотрудниках, графике реструктуризации и расходах).
  • У участвующих сторон есть обоснованные ожидания реализации плана реструктуризации.

МСФО (IAS) 37 также разъясняет, какие виды расходов могут / не могут быть включены в резерв.

Что такое условные обязательства и условные активы?

Помимо резервов, компания также можеть иметь дело с условными обязательствами и условными активами.

Условные обязательства.

Условное обязательство (англ. ‘contingent liability’) это:

  • Возможное обязательство (не текущее), вытекающее из прошлого события, которое будет подтверждено каким-либо будущим событием; или
  • Текущее обязательство, вытекающее из прошлого события, которое нельзя признать из-за того, что:
    • экономические выгоды от выполнения этого обязательства маловероятны (вероятность менее 50%) или
    • сумму обязательства нельзя надежно оценить (на самом деле это бывает очень редко).

Например, вы столкнулись с судебным процессом, но ваши адвокаты оценивают вероятность проигрыша в 30% — в этом случае вам не придется брать на себя какие-либо расходы на урегулирование претензии, и вы не должны формировать под это резерв. Это — типичный пример условного обязательства.

Если вы определили, что имеете дело условным обязательством, вы НЕ признаете его — не делаете записей в журнале. Вы должны только сделать соответствующие раскрытия в примечаниях к финансовой отчетности.

Условные активы.

Условный актив (англ. ‘contingent asset’) — это возможный актив, связанный с прошлыми событиями, которые будут подтверждены некоторыми будущими событиями, которые компания не может контролировать в полной мере.

Аналогичным образом, как и в случае с условными обязательствами, вы не должны ничего делать в отношении условных активов, но вам нужно сделать соответствующие раскрытия.

Дополнительные указания и руководства по учету резервов.

Стандарт МСФО (IAS) 37 содержит дополнительное руководство для определенных ситуаций в приложениях к нему.

Выпущено также несколько разъяснений об учете резервов в некоторых конкретных ситуациях:

  • Разъяснение IFRIC 1 «Изменения в существующих обязательствах по выводу объектов из эксплуатации, восстановлению окружающей среды и иных аналогичных обязательствах» — касается резервов на ликвидацию актива.
  • Разъяснение IFRIC 5 «Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, восстановления окружающей среды и экологической реабилитации» — связано с Разъяснением IFRIC 1, и применяется, когда компания делает взносы в фонды для возмещения расходов, под которые сформированы резервы.
  • Разъяснение IFRIC 6 «Обязательства, возникающие в связи с деятельностью на специфическом рынке – отработавшее электрическое и электронное оборудование» — указывает, когда производители электрических и аналогичных приборов, использующихся в домохозяйствах, несут ответственность за вывод из эксплуатации электрических данных приборов.
  • Разъяснение IFRIC 17 «Распределение неденежных активов собственникам».
  • Разъяснение IFRIC 21 «Обязательные платежи».

Стандарты МСФО

На территориии Российской Федерации действуют следующие международные стандарты финансовой отчетности:

International Accounting Standards (IAS):

  • IAS 1 «Представление финансовой отчетности»
  • IAS 2 «Запасы»
  • IAS 7 «Отчет о движении денежных средств»
  • IAS 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»
  • IAS 10 «События после окончания отчетного периода»
  • IAS 11 «Договоры на строительство»
  • IAS 12 «Налоги на прибыль»
  • IAS 16 «Основные средства»
  • IAS 17 «Аренда» — ПРЕКРАТИЛ ДЕЙСТВИЕ со дня вступления в силу IFRS 16
  • IAS 18 «Выручка»
  • IAS 19 «Вознаграждения работникам»
  • IAS 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»
  • IAS 21 «Влияние изменений обменных курсов валют»
  • IAS 23 «Затраты по займам»
  • IAS 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»
  • IAS 26 «Учет и отчетность по пенсионным планам»
  • IAS 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность»
  • IAS 28 «Инвестиции в ассоциированные предприятия»
  • IAS 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике»
  • IAS 31 «Участие в совместном предпринимательстве» — ПРЕКРАТИЛ ДЕЙСТВИЕ со дня вступления в силу IFRS 11
  • IAS 32 «Финансовые инструменты: представление информации»
  • IAS 33 «Прибыль на акцию»
  • IAS 34 «Промежуточная финансовая отчетность»
  • IAS 36 «Обесценение активов»
  • IAS 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»
  • IAS 38 «Нематериальные активы»
  • IAS 39 «Финансовые инструменты: признание и измерение»
  • IAS 40 «Инвестиционное имущество»
  • IAS 41 «Сельское хозяйство»

International Financial Reporting Standards (IFRS):

  • IFRS 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности»
  • IFRS 2 «Платеж, основанный на акциях»
  • IFRS 3 «Объединения бизнеса»
  • IFRS 4 «Договоры страхования»
  • IFRS 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»
  • IFRS 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых»
  • IFRS 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»
  • IFRS 8 «Операционные сегменты»
  • IFRS 9 «Финансовые инструменты»
  • IFRS 10 «Консолидированная финанасовая отчетность»
  • IFRS 11 «Совместная деятельность»
  • IFRS 12 «Раскрытие информации об участии в других предприятиях»
  • IFRS 13 «Оценка справедливой стоимости»
  • IFRS 14 «Счета отложенных тарифных разниц»
  • IFRS 15 «Выручка по договорам с покупателями»
  • IFRS 16 «Аренда»
  • IFRS 17 «Договоры страхования»

Международные стандарты финансовой отчетности — Обзор

Александр Барабанов asbarabanov@mail.ru, barabanov@tatneft.co.ru

Введение
Глава 1. Классификация моделей бухгалтерского учёта
Глава 2. Комитет по международным стандартам финансовой отчётности
Глава 3. Общие принципы международных стандартов
Глава 4. Краткая характеристика международных стандартов
Глава 5. Основные различия российских и международных стандартов бухгалтерского учёта
Глава 6. Реформа бухгалтерского учёта в России
Заключение

Глава 2. Комитет по международным стандартам финансовой отчётности

§ 1. Структура Комитета

Комитет по международным стандартам финансовой отчётности был основан в 1973 г. в результате соглашения профессиональных организаций 10 стран: Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США. В 1983-2000 г. членами КМСФО являлись все члены Международной Федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants (IFAC)). В 2001 г. структура Комитета была реформирована, и теперь он называется Правление КМСФО (в дальнейшем также именуемое как КМСФО).

Работа КМСФО финансируется за счёт взносов профессиональных объединений бухгалтеров, различных компаний, финансовых организаций, а также за счёт прибыли от публикаций стандартов. В 2002 г. бюджет КМСФО составил около 15 млн. долларов.

В настоящее время структура Комитета выглядит следующим образом:

  1. Попечительский совет «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности» (International Accounting Standards Committee Foundation);
  2. ПравлениеКМСФО(International Financial Standards Board);
  3. Консультативный Совет по стандартам (Standards Advisory Council);
  4. Комитет поинтерпретациямМСФО(International Financial Reporting Interpretations Committee).

Попечительский совет «Комитет по международным стандартам финансовой отчетности». Попечительский совет – это некоммерческая организация, которая была зарегистрирована по законам американского штата Делавэр 6 февраля 2001 г. Попечительский совет является правопреемником прежнего Комитета по международным стандартам, отвечавшим за разработку МСФО до реформирования структуры Комитета в 1997-2000 гг.

Учредителями Попечительского совета являются 19 доверенных лиц (Trustees), имеющих богатый опыт работы в различных сферах деятельности и обладающих необходимыми знаниями для разработки высококачественных стандартов финансовой отчетности для их использования на международных рынках капитала.

Основные цели совета это:

  1. формулировать и публиковать, исходя из общественных интересов, высококачественные, понятные и осуществимые глобальные стандарты финансовой отчётности, предусматривающие представление высококачественной, прозрачной и сравнимой информации в финансовой отчетности для того, чтобы пользователи финансовой отчетности могли принимать экономические решения;
  2. проводить работу по более широкому использованию и точному применению стандартов;
  3. способствовать сближению МСФО и национальных стандартов финансовой отчетности.

Попечительский совет выполняет следующие функции:

  • назначение членов Правления КМСФО, Консультативного Совета по стандартам, Комитета по интерпретациям МСФО;
  • ежегодный анализ эффективности стратегии Правления КМСФО;
  • одобрение бюджета Правления;
  • рассмотрение стратегических вопросов, затрагивающих международные стандарты финансовой отчетности, повсеместное продвижение целей КМСФО;
  • утверждение оперативных процедур Правления КМСФО, Консультативного Совета по стандартам, Комитета по интерпретациям МСФО;
  • утверждение поправок к Конституции в соответствии с установленными процедурами.

Следует отметить, что Попечительский совет не занимается вопросами разработки международных стандартов, это является исключительной прерогативой Правления КМСФО.

В настоящее время Председателем Попечительского совета является Пол Волкер, в прошлом Председатель Федеральной резервной системы США (1979-1987 гг.). В состав Доверенных лиц входят представители следующих регионов: 6 представителей из Северной Америки, 6 – из Европы, 4 – из Тихоокеанского региона и 3 – из других регионов.

Правление КМСФО. Правление КМСФО – это основной орган, занимающийся разработкой международных стандартов финансовой отчётности (в некоторых источниках International Accounting Standards Board переводится как Совет по международным стандартам финансовой отчетности). Правление состоит из 14 представителей, 12 из которых работают на основе полной занятости, 2 – на основе неполной занятости. Представители Правления должны обладать отвечать жестким критериям, таким как высокий уровень знаний и практического опыта в сфере бухгалтерского учета, приверженность целям КМСФО и общественным целям, знание общеэкономической конъюнктуры и т.п. Минимум 5 членов должны обладать профессиональным опытом в сфере аудита, минимум 3 – опытом подготовки финансовой отчетности, минимум 3 должны являться опытными пользователями финансовой отчетности и минимум один член должен иметь академический опыт. Члены Правления избираются на 5 лет.

Правление выполняет следующие основные функции:

  • Разработка международных стандартов финансовой отчетности, Проектов МСФО, утверждение Интерпретаций, разработанных Комитетом по интерпретациям МСФО;
  • Публикация всех Проектов МСФО, Проектов изложения принципов и прочих документов для публичного осуждения;
  • Решение всех технических вопросов, включая их совместное обсуждение с национальными организациями по разработке стандартов;
  • Разработке процедур по анализу комментариев по вопросам, вынесенным на публичное обсуждение;
  • Создание групп специалистов для технических консультаций по крупным проектам;
  • Совместная работа с Консультативным Советом по стандартам по основным проектам.

Консультативный Совет по стандартам. Совет состоит приблизительно из 45 членов, избираемых на 3 года, и включает специалистов с различным опытом и представляющих различные географические регионы. Совет проводит встречи с Правлением КМСФО минимум три раза в год. Совет может вносить в повестку работы Правления актуальные проекты, а также проводить совместные консультации по текущим проектам КМСФО.

Комитет по интерпретациям МСФО. В задачи Комитета входит рассмотрение вопросов бухгалтерского учёта, которые не получили отражения в существующих стандартах или могут иметь неоднозначное толкование. Работа Комитета осуществляется в тесном взаимодействии с аналогичными национальными комитетами. Комитет занимается неудовлетворительной практикой учёта в рамках международных стандартов и возникновением новых обстоятельств, не учтённых при разработке существующих стандартов. Интерпретации утверждаются Правлением КМСФО. Постоянный Комитет по интерпретациям состоит из 12 голосующих членов, избираемых на 3 года. Представители Европейской комиссии и Международной организации комиссий по ценным бумагам являются наблюдателями Комитета без права голоса.

§ 2. Процесс разработки МСФО

Для того чтобы обеспечить самое высокое качество стандартов, а, следовательно, их широкое применение в мире, Комитет выработал многоступенчатую процедуру их разработки и принятия. Разработка международных стандартов осуществляется в несколько этапов.

  1. Создание Подготовительного комитета (AdvisoryCommittee) из широкого круга специалистов различных сфер для осуждения вопросов, внесенных в повестку Правления. Правление также проводит консультации с Консультативным Советом по стандартам.
  2. Разработка и публикация документа для публичного обсуждения (срок для обсуждения – 90 дней).
  3. Подготовка рабочего проекта положений стандарта с учетом комментариев, полученных от всех заинтересованных сторон на втором этапе. На основе этого анализа Правление готовит Проект международного стандарта финансовой отчётности (Exposure Draft), а также предлагаются альтернативные решения и аргументы в пользу их принятия или отклонения. В течение 90 дней все заинтересованные стороны вправе вносить свои замечания и предложения в рабочий проект. В определённых случаях ещё до Проекта изложения принципов Правление может предложить вопрос на обсуждение.
  4. Выпуск окончательного международного стандарта финансовой отчетности, который готовится в результате обсуждения Проекта МСФО.

Интерпретация МСФО, Проект стандарта и непосредственно сам стандарт должен быть утвержден как минимум 8 членами Правления из 14. Для прочих решений достаточно простого большинства голосов членов Правления, при этом требуется присутствие 7 членов на заседании.

Заседания Правления, Консультативного совета и Комитета по консультациям являются открытыми, хотя некоторые процедурные вопросы (в основном касающиеся персонала) могут решаться в закрытом режиме. Повестка заседаний также публикуется заранее.

Помимо стандарта Правление публикует Основу для выводов (Basisfor Conslusions), где объясняется, каким образом Правление пришло к тем или иным выводам для того, чтобы помочь пользователям использовать стандарты. Правление также публикует альтернативные мнения, в которых высказываются мнения оппонентов предложенного правила учета.

Версия для печати

МСФО (IAS)

Актуально на: 17 мая 2018 г.

О нормативном регулировании бухгалтерского учета в РФ мы рассказывали в нашей консультации и отмечали, что наряду с положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н) к нормативным актам второго уровня относятся также Международные стандарты финансовой отчетности.

Стандарты IAS

Международные Стандарты Финансовой Отчетности (МСФО) – от англоязычного International Financial Reporting Standards (IFRS). МСФО также часто именуют IAS – International Accounting Standards, или Международные Стандарты Бухгалтерского Учета (МСБУ). Несмотря на то, что термины IAS и IFRS обычно используются как равнозначные, между ними есть различия.

IAS называются стандарты, которые издавались Комитетом по МСФО (International Accounting Standards Committee, IASC).

В 2001 году была произведена реструктуризация Комитета по МСФО и был основан Фонд МСФО. Действующий в его составе Совет по МСФО (International Accounting Standards Board – IASB) с 01.04.2001 стал выпускать стандарты, которые именуются IFRS. Но по сути это такие же МСФО, которые действуют наряду с IAS.

А потому и Приказ Минфина от 28.12.2015 № 217н, который ввел МСФО в действие на территории РФ, предусматривает применение как IAS, так и IFRS.

Для разграничения по принявшему их органу стандарты именуются МСФО (IAS) или МСФО (IFRS).

Напомним, что МСФО в настоящее время должны применять организации, которые составляют консолидированную финансовую отчетность (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ). Другие организации могут наряду с российским учетом вести бухучет по МСФО по своему желанию.

Действующие МСФО на территории РФ

Приказ Минфина от 28.12.2015 № 217н ввел в действие на территории РФ не только IAS и IFRS, но и разъяснения МСФО. Эти разъяснения выпускаются Комитетом по интерпретациям международной финансовой отчетности (КРМФО) и именуются IFRIC, а ранее, когда выпускались Постоянным комитетом по разъяснениям (ПКР), — SIC. Цель интерпретаций — разъяснять применение МСФО и своевременно предоставлять рекомендации по вопросам учета, специально не рассматриваемым в самих МСФО.

Приведем перечень действующих в 2018 году международных стандартов и их интерпретаций. В настоящее время их 66:

  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 Представление финансовой отчетности;
  • МСФО (IAS) 2 Запасы;
  • МСФО (IAS) 7 Отчет о движении денежных средств;
  • МСФО (IAS) 8 Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки;
  • МСФО (IAS) 10 События после отчетного периода (также иногда именуемый как МСФО IAS 10 События после отчетной даты);
  • МСФО (IAS) 11 Договоры на строительство;
  • МСФО (IAS) 12 Налоги на прибыль;
  • МСФО (IAS) 16 Основные средства;
  • МСФО (IAS) 17 Аренда;
  • МСФО (IAS) 18 Выручка;
  • МСФО (IAS) 19 Вознаграждения работникам;
  • МСФО (IAS) 20 Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи;
  • МСФО (IAS) 21 Влияние изменений валютных курсов;
  • МСФО (IAS) 23 Затраты по заимствованиям (также именуется как МСФО (IAS) 23 Затраты по займам);
  • МСФО (IAS) 24 Раскрытие информации о связанных сторонах;
  • МСФО (IAS) 26 Учет и отчетность по пенсионным программам;
  • МСФО (IAS) 27 Отдельная финансовая отчетность;
  • МСФО (IAS) 28 Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия;
  • МСФО (IAS) 29 Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике;
  • МСФО (IAS) 32 Финансовые инструменты: представление;
  • МСФО (IAS) 33 Прибыль на акцию;
  • МСФО (IAS) 34 Промежуточная финансовая отчетность;
  • МСФО (IAS) 36 Обесценение активов;
  • МСФО (IAS) 37 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы
  • МСФО (IAS) 38 Нематериальные активы;
  • МСФО (IAS) 39 Финансовые инструменты: признание и оценка;
  • МСФО (IAS) 40 Инвестиционная недвижимость (также часто именуемое как IAS 40 Инвестиционное имущество);
  • МСФО (IAS) 41 Сельское хозяйство;
  • МСФО (IFRS) 1 Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности;
  • МСФО (IFRS) 2 Выплаты на основе акций;
  • МСФО (IFRS) 3 Объединения бизнесов;
  • МСФО (IFRS) 4 Договоры страхования;
  • МСФО (IFRS) 5 Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность;
  • МСФО (IFRS) 6 Разведка и оценка запасов полезных ископаемых;
  • МСФО (IFRS) 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации;
  • МСФО (IFRS) 8 Операционные сегменты;
  • МСФО (IFRS) 10 Консолидированная финансовая отчетность;
  • МСФО (IFRS) 11 Совместное предпринимательство;
  • МСФО (IFRS) 12 Раскрытие информации об участии в других организациях;
  • МСФО (IFRS) 13 Оценка справедливой стоимости;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 1 Изменения в существующих обязательствах по выводу объектов из эксплуатации, восстановлению окружающей среды и иных аналогичных обязательствах;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 2 Доли участников в кооперативных организациях и аналогичные инструменты;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 4 Определение наличия в соглашении признаков аренды;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 5 Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, восстановления окружающей среды и экологической реабилитации;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 6 Обязательства, возникающие в связи с деятельностью на специфическом рынке — отработавшее электрическое и электронное оборудование;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 7 Применение метода пересчета, предусмотренного МСФО (IAS) 29 Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 9 Повторный анализ встроенных производных инструментов;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 10 Промежуточная финансовая отчетность и обесценение;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 12 Концессионные соглашения о предоставлении услуг;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 13 Программы лояльности покупателей;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 14 МСФО (IAS) 19 — Предельная величина актива программы с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 15 Соглашения на строительство объектов недвижимости;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 16 Хеджирование чистой инвестиции в иностранное подразделение;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 17 Распределение неденежных активов собственникам;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 18 Передача активов покупателями;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 19 Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 20 Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 21 Обязательные платежи
  • Разъяснение ПКР (SIC) 7 Введение евро;
  • Разъяснение ПКР (SIC) 10 Государственная помощь — отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью;
  • Разъяснение ПКР (SIC) 15 Операционная аренда – стимулы;
  • Разъяснение ПКР (SIC) 25 Налоги на прибыль — изменения налогового статуса организации или ее акционеров;
  • Разъяснение ПКР (SIC) 27 Определение сущности операций, имеющих юридическую форму аренды;
  • Разъяснение ПКР (SIC) 29 Концессионные соглашения о предоставлении услуг: раскрытие информации;
  • Разъяснение ПКР (SIC) 31 Выручка — бартерные сделки, включающие рекламные услуги;
  • Разъяснение ПКР (SIC) 32 Нематериальные активы — затраты на веб-сайт.

Обращаем внимание, что с 01.01.2019 некоторые из указанных документов утрачивают силу (Приказ Минфина от 11.07.2016 № 111н). Например, МСФО (IAS) 17 Аренда в связи с введением в действие МСФО (IFRS 16) Аренда.