Можно работать без прописки

Содержание

Как устроиться на работу без прописки, нужна ли регистрация для трудоустройства

В поисках хорошей работы многие граждане готовы переезжать из одного города в другой, но не все из них могут оформить временную регистрацию (а у некоторых отсутствует даже постоянная). Чем грозит такая ситуация? Реально ли устроиться на работу без прописки?

Можно ли устроиться на работу без временной или постоянной прописки

В соответствии с современным законодательством реализация гражданами трудовых прав не зависит от места их проживания, а также от того, есть ли у них временная или постоянная регистрация (ст. 64 Трудового кодекса России).

Теоретически отказывать в приеме на работу по мотивам отсутствия у гражданина прописки запрещено, но на практике данный момент часто становится препятствием к заключению трудового договора.

Разумеется, при этом свой отказ в трудоустройстве работодатель объясняет другими причинами, не связанными с особенностями регистрационного учета соискателя.

Работодатели предпочитают брать на работу граждан, имеющих как минимум постоянную прописку. Если человек живет в одном субъекте РФ, а пытается трудоустроиться в другом, то наличие временной регистрации может упростить его попытки. Только у высококвалифицированных специалистов шансы найти достойную работу достаточно высоки, невзирая даже на отсутствие какой бы то ни было прописки.

Обязательна ли регистрация в другом городе для устройства на работу

На основании ст. 64 Трудового кодекса России гражданин имеет право быть постоянно зарегистрированным в одном месте, а проживать и работать в другом. Конечно, в таких случаях нужно встать на временный учет, однако даже его отсутствие никак не влияет на возможность трудоустройства.

Также совершенно не важно, прописан ли соискатель на должность в том же или в другом городе (регионе), где находится работодатель.

Наличие или отсутствие такой прописки не должно влиять на решение работодателя о приеме на работу соискателя.

Перечень документов для трудоустройства в РФ

При устройстве на работу соискатель должен предоставить работодателю документы, которые перечислены в ст. 65 Трудового кодекса России:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Здесь следует знать, что паспорт является основным документом, и прием на работу без паспорта осуществляется в очень редких случаях.
  • трудовая книжка, кроме случаев, когда работник устраивается на работу впервые либо по совместительству.
  • СНИЛС — свидетельство обязательного пенсионного страхования.
  • документы воинского учета (для военнообязанных лиц).
  • документ, подтверждающий наличие познаний в определенной области (диплом об образовании, свидетельство об окончании курсов и т. п.). При устройстве на должность, не требующую специальных знаний, подобные документы не нужны.

В зависимости от должности, на которую претендует соискатель (например, при устройстве на работу в правоохранительные органы), работодатель может дополнительно потребовать:

  • справку об отсутствии судимости;
  • справку от психиатра и нарколога;
  • справку о том, что соискатель не подвергался административному наказанию за потребление наркотиков или других действующих на психику веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Перечень документов, приведенный в ст. 65 ТК РФ не является исчерпывающим, т. к. в той же статье оговорено, что с учетом специфики работы работодатель может потребовать дополнительные документы, но это требование должно быть обосновано положениями ТК РФ, другими федеральными законами, президентскими указами и постановлениями Правительства РФ.

Требовать другие документы, не предусмотренные кодексом, работодатель не имеет права. Такие действия считаются нарушением трудовых прав граждан и могут быть оспорены в суде.

Тем не менее, сделать временную регистрацию совсем не сложно! Например, через почту или МФЦ. Мы рассказали об этом в нашем материале: как проводится временная регистрация на почте для граждан России, СНГ и других стран, делаем временную регистрацию (по месту пребывания) в другом городе самостоятельно и бесплатно, что для этого нужно. ⇐

Можно ли принять на работу без прописки или временной регистрации: советы бухгалтеру

Так как дискриминация в сфере труда из-за наличия или отсутствия прописки признается незаконной, то прием на работу без прописки не запрещается.

Однако такой работник может затруднить работу бухгалтерии, ведь в большинстве отчетных документов есть графа, посвященная адресу места жительства работника. В таких случаях можно поступить различными способами:

  1. Указывать во всех документах (в т. ч. в трудовом договоре) адрес со слов работника. Данный совет подходит в тех случаях, когда внесение сведений об адресе не должно осуществляться на основании подтверждающих документов. Так, при подаче сведений о работнике в пенсионный фонд в случае отсутствия прописки заполняется графа «Адрес фактического места жительства», а поле «Адрес регистрации» остается пустым.
  2. Оставлять графу «Адрес регистрации» пустой, если она должна заполняться на основании подтверждающего документа (например, форма 2-НДФЛ). Теоретически это правильный подход, т. к. нужный реквизит отсутствует. Однако налоговый орган может не разделять ваше мнение и отказать в приеме отчетности из-за наличия пустого реквизита.

Складывается двойственная ситуация: работодатель не может и не должен отвечать за прописку своего работника, но из-за ее отсутствия не может выполнить свою обязанность по сдаче налоговой отчетности. Для разрешения возникшей ситуации рекомендуется обратиться за разъяснениями в Минфин, т. к. в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса России, плательщики налогов и сборов имеют право получать от Министерства финансов России разъяснения (в письменном виде) по вопросам применения законов о налогах и прочих сборах.

Полученные рекомендации позволят избежать споров с налоговой инспекцией и исключат возможную вину в совершении налогового правонарушения.

Прописка по месту работы

Граждане России вправе быть прописанными в одном регионе, а работать в другом. Прописка по месту работы необязательна, и работодатель не вправе выдвигать такое условие.

Так, ст. 3 Трудового кодекса России запрещает дискриминацию в трудовой сфере из-за места жительства гражданина, а ст. 64 того же кодекса прямо указывает на незаконность отказа в приеме на работу из-за наличия или отсутствия у претендента на должность регистрации по месту жительства или временного пребывания, а также по месту работы.

Негативные моменты, которые могут возникнуть при трудоустройстве без регистрации

Главный вопрос, возникающий при попытке устроиться на желаемую работу без прописки или хотя бы временной регистрации в данном городе – чем это грозит работодателю или работнику? Является ли данное действие правонарушением?

Для работника

Основной сложностью для будущего работника является сам поиск работы. Отказ в приеме на работу из-за отсутствия временной или постоянной регистрации незаконен, но обычно свой отказ работодатель объясняет иными причинами. Только высокая квалификация соискателя в сочетании с дефицитом специалистов данного профиля помогут убедить работодателя в обратном.

В тех случаях, когда прием на работу все же свершился, а регистрация по месту пребывания или жительства отсутствует, нужно быть готовым к риску ответить за отсутствие прописки рублем.

В соответствии со ст. 19.15.1 КоАП РФ, проживание граждан по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации является административным правонарушением и подлежит наказанию в виде штрафа от 2000 до 3000 руб. (в Москве и Санкт-Петербурге эта сумма вырастает до 5000 руб.).

Больше информации: штраф за несвоевременную регистрацию (прописку) ребенка или взрослого, за простроченную регистрацию. ⇐

Кроме того отсутствие регистрации может породить массу сложностей при различных налоговых и пенсионных отчислениях, что в итоге способно привести к путанице в базах данных налоговой инспекции и пенсионного фонда.

Для работодателя

Можно ли принять на работу без прописки и грозит ли это каким-то санкциями?
Работодатели, в большинстве своем, предпочитают не связываться с соискателями, не имеющими постоянной прописки, хотя формально это ничем не грозит ни организации, ни директору.

Работодатель не обязан контролировать состояние прописки своих работников, к тому же любой из ранее принятых подчиненных может сняться с регистрационного учета и нигде более не прописаться.

Основная сложность, с которой может столкнуться работодатель – различные технические трудности, связанные с оформлением документов, т. к. заполнение большинства из них предполагает наличие у гражданина регистрации по месту жительства или пребывания.

В трудовом договоре достаточно указать адрес фактического проживания работника и предупредить его об ответственности за предоставление заведомо ложных сведений при приеме на работу.

Нужна ли прописка при устройстве на работу?

По закону – нет, не обязательна.

Трудоустройство без прописки теоретически возможно, но на практике довольно проблематично.

Работодатели боятся возможных проблем и бумажной волокиты, и часто отказывают соискателям, не имеющим регистрации. Такой отказ заведомо является незаконным, и несостоявшийся работник вправе обжаловать его в суде.

Отсутствие прописки и работа: можно ли устроиться без регистрации и как это сделать?

Для нанимателя Для работника

Можно ли это сделать?

Существуют две формы регистрации проживания:

  • Постоянная – адрес проживания указывается в паспорте, в случае изменения постоянной регистрации необходимо предоставить данные в миграционную службу о новом месте жительства в течении семи дней после смены.
  • Временная – необходимо получить временную регистрации, если пребывание на новом месте длится более 90 дней, при регистрации временной прописки оформляется свидетельство с указанием нового адреса.

Согласно законодательству Российской федерации, гражданин обязан иметь временную или постоянную прописку, но её отсутствие не является законной причиной для отказа соискателю в трудоустройстве. Тем не менее среди работодателей можно встретить тех, кто под предлогом иной законной причины отказывается принимать на работу претендента без регистрации.

В случае, если рассматриваемая должность связана с государственной службой, например, сотрудник правоохранительных органов, таможенный работник и т.д., то гражданин всё же должен иметь официальное место жительства.

Важным моментом является наличие гражданства РФ. Если соискатель не имеет соответствующего гражданства, то для трудоустройства он в обязательном порядке должен прописаться и иметь разрешение на работу, согласно Трудовому кодексу РФ.

Условия для принятия

Работодатель обязан принимать на работу граждан вне зависимости от наличия/отсутствия официального места жительства. Однако такие факторы, как регистрация временной прописки в регионе проживания, высокая квалификация соискателя и т.д., являются плюсом при выборе на заявленную должность из числа других претендентов.

Формально гражданин должен оформить временную прописку (имея постоянную регистрацию), если он находится в другом регионе более 90 дней.

Основания для отказа в трудоустройстве

Работодатель может отказать в приёме на работу на основании любой законной причины, например, отсутствия специальных знаний и навыков в соответствующей сфере деятельности и т.д. Соискатель может и не узнать истинной причины отказа, а работодатель предпочтёт не нанимать сотрудника без временной или постоянной регистрации, объяснив отказ в трудоустройстве любой законной причиной.

Также работодатель может сообщить в миграционную службу о потенциальном работнике, не имеющем официального места жительства – соискатель, как правило, предоставляет личные персональные данные до момента трудоустройства. В таком случае работодатель избежит возможного наказания за отказ в трудоустройстве, а соискатель получит штраф за административное правонарушение.

Оспаривание отказа

Гражданин имеет право оспорить отказ в трудоустройстве в случае отсутствия временной или постоянной регистрации. Чтобы оспорить отказ необходимо обратиться в судебный орган и предоставить заявление, а также необходимые документы.

На основании статей 64 и 65 ТК РФ работодатель не имеет права отказать работнику при отсутствии официального места жительства. Подобные спорные моменты не являются редкостью, особенно в Москве и Московской области. Гражданин может оспорить подобное решение, если намеревается получить заявленную должность и считает, что его права были нарушены.

Последствия

Рассмотрим возможные последствия для сторон, если работник не имеет официальной прописки (о том, что делать, когда отсутствует прописка и где можно зарегистрироваться, можно узнать ).

Для нанимателя

  1. Сложности при оформлении документов работника.
  2. Сложности при работе с налоговой отчётностью сотрудника.

Наниматель, принявший на работу гражданина РФ без прописки, не несёт никакой ответственности.

  • Если миграционная служба установит отсутствие прописки, то гражданину необходимо будет оплатить штраф в размере до 5 000 рублей (о том, сколько можно находиться без регистрации и какая ответственность за нарушение правил и просрочку, читайте ).
  • Сотрудник не сможет получать отчисления НДФЛ, а это отразится на размере будущей пенсии.
  • Сложности в поиске соответствующей должности в связи с нежеланием нанимателей трудоустраивать сотрудника без регистрации.

Соискатель имеет право устроиться на работу без прописки, а наниматель не имеет права отказать ему. Исключение составляют государственные служащие, наличие постоянной прописки для них является важным фактором. Также лица, которые не являются гражданами РФ, должны оформить временную прописку при устройстве и разрешение на работу. Гражданин может оспорить отказ нанимателя в трудоустройстве через судебный орган.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Можно ли принять на работу сотрудника без прописки и регистрации

Работа большинства хозяйствующих субъектов требует приема на предприятие трудовым соглашениям наемных сотрудников. Заключая данные договора, каждая из сторон этих взаимоотношений должна назвать себя путем фиксации своего наименования, месторасположения и основных реквизитов. Однако у кадровика порой возникает вопрос, можно ли принять на работу сотрудника без прописки и регистрации.

Особенности устройства на работу без прописки

Рассмотрим подробнее можно ли принять на работу без прописки и регистрации сотрудников.

Что говорит закон

Положения нормативных актов устанавливает, что у человека существует право на труд. При этом применение каких либо ограничений, в том числе и наличие регистрации по строго установленному месту, в отношении данного права ведет к дискриминации данного человека. А трудовое законодательство определяет запрет на установление каких либо видов дискриминации при приеме на работу сотрудников.

В связи с этим работодатель может принять на работу сотрудника даже если у него отсутствует постоянная или временная прописка. Нормы права на вопрос можно ли работать без регистрации гражданину рф не запрещают это делать.

Работодатели часто отказываются от такого приема из-за того, что с таким человеком при необходимости будет очень трудно связаться. Ему нельзя будет как в обычных ситуациях отправить письмо на домашний адрес. Поэтому в отношении данного работника процедура уведомления усложняется.

Важно! Однако, если руководство компании откажет кандидату на вакансию по причине отсутствия у него регистрации, оно может быть привлечено к соответствующей ответственности.

Данное правило действует и в ситуации, когда у работника закончилась регистрация, а он ее не спешит продлевать. Работодатель не имеет право требовать этого, а тем более расторгнуть трудовое соглашение по причине окончания прописки.

Обязательность регистрации для граждан России и трудовых мигрантов

Нормы предусматривают обязанность граждан России проходить процедуру регистрации, если они проживают по данному месту более 90 дней.

Постановка на регистрационный учет не требует затрат. Однако, она влечет сообщение контролирующим органам, где этот человек проживает, а это может привести к огласке договоров найма помещения.

Многие лица, которые сдают в настоящее время жилье другим, пытаются утаить данный доход от налогообложения, поэтому они предпочитают официально не показывать. Поэтому и работники остаются часто без временной регистрации.

Внимание! Тем не менее нормы права требуют от этих лиц, чтобы они проходили хотя бы процедуру временной регистрации. В противном случае к данным лицам могут применяться меры административного воздействия в виде штрафа. Данное правило распространяется на трудовых мигрантов.

До июля 2018 года такие лица могли проходить регистрацию по месту нахождения своего работодателя. Однако, новые нормы, вступившие в силу в прошлом году, требуют, чтобы мигранты проходили постановку на учет по месту своего фактического проживания. Это они должны сделать, как только старая их регистрация закончиться.

Когда наличие прописки – обязательное условие?

Закон определяет, что на некоторые должности можно трудоустроиться только при наличии постоянной регистрации в месте работы. Речь идет о государственной службе в фискальных органах, таможне, органах обеспечения правопорядка. Если трудоустройство осуществляется туда, то о наличии прописки необходимо позаботиться заранее.

Также требование об обязательном наличии прописки действует на иностранных граждан. Если он хочет осуществлять трудовую деятельность на территории России, он обязан получить разрешающий документ на это. Если такое разрешение не оформлено, то работодатель имеет право отказать в приеме на работу.

Не требуется проверять прописку иностранца в следующих случаях:

  • Если на работу устраивается иностранец, у которого оформлен вид на жительство;
  • При приеме на работу граждан из ЕАЭС.

Трудоустройство с временной регистрацией по месту жительства

Когда гражданин приезжает в другой регион для заработка, он обычно меньше всего задумывается о необходимости иметь временную регистрацию. Однако работодатели очень часто предъявляют такое требование к своим соискателям. И не все понимают законность данного требования.

На самом деле предъявлять такое требование к работнику уже незаконно. В ТК РФ указан перечень документов, которые необходимо предоставить при оформлении на работу. Этот перечень является закрытым — работодатели могут его сократить, но не имеют права расширять собственными документами. В текущий вариант этого списка не входит документов, подтверждающих временную регистрацию.

Точно такой же позиции придерживается и Верховный суд, который указал судам иных видов обратить внимание на то, что отказ работодателя трудоустроить из-за отсутствия регистрации является незаконным. Такое требование со стороны работодателя нарушает право на свободу передвижения и выбор места проживания.

Внимание! При этом самим работникам необходимо помнить, что закон требует проводить временную регистрацию в случае, если пребывание в другом городе либо регионе превышает 90 дней. За нарушение указанного пункта может накладываться административная ответственность.

Может ли работодатель отказать в трудоустройстве сотруднику?

Информация о том, что нельзя устроиться на работу в случае отсутствия регистрации в регионе работы, основывается на трудовом законодательстве СССР. Там действительно было такое ограничение.

В настоящее время законодательство СССР не действует, а в ТК РФ и иных нормативных документах не содержится данного требования. Поэтому можно ли принять на работу в организацию человека без прописки, руководство не должно устанавливать данное ограничение.

При этом законодательство запрещает устанавливать какие-либо ограничения исходя из места жительства работника. Так, администрация обязана заключить трудовое соглашение с любым желающим, если он соответствует предъявляемым деловым качествам, не учитывая сведения о прописке либо регистрации. Также нет никаких штрафов за то, что на работу будет принят сотрудник без местной прописки либо регистрации.

Важно! Если работодатель отказывает в оформлении по данной причине, то он нарушает Конституцию РФ, ТК Российской Федерации, и федеральные законы. Если такой факт будет выявлен, то компания может быть привлечена к ответственности.

Негативные моменты, которые могут возникнуть при трудоустройстве без временной или постоянной регистрации:

При вопросе как устроиться на работу без прописки это лицо должно понимать, что сделать это можно, но у него могут возникнуть проблемы с административным законодательством.

КОАП предусматривает наказание в случае, если гражданин игнорирует требование закона о наличии в любом месте постоянной либо временной регистрации. Если страница паспорта, где должен стоять соответствующий штамп пуста, то на нарушителя может накладываться штраф до 5000 рублей.

Работодатель не имеет право отказать соискателю в приеме на работу по причине того, что у него нет прописки. Однако, поскольку у работника отсутствует один из обязательных «реквизитов» – адрес, он должен сообщить об этом факте в УФМС. Работники данной службы в этой ситуации найдут нарушителя и наложат штраф.

Закон запрещает работодателю отказывать в заключении трудового соглашения с соискателем, если последний удовлетворяет предъявляемым к должности требованиям, но у него нет местной прописки либо регистрации. Поэтому, в случае отказа к нему может быть применено административное наказание.

Также в законе нет каких-либо запретов на оформление работника, у которого нет прописки. Работодатель не несет какой-либо ответственности, поскольку на него не возлагается обязанность следить – есть ли у работника временная регистрация.

Однако, если у сотрудника нет какого-либо постоянного адреса, организация может столкнуться с невозможностью отравить ему какой-либо письменный запрос или уведомление — к примеру, о сокращении, либо о необходимости получить трудовую книжку и т. д.

Данное правило не касается трудоустройства иностранцев. Работодатель при приеме на работу такого лица обязан требовать предоставления документа, подтверждающего легальность нахождения данного человека на территории России.

Внимание! В случае, если будет допущен прием на работу иностранца без обязательной регистрации, то на такого работодателя будет наложен административный штраф согласно КОАП размером до 1 млн. рублей.

При этом если иностранец не предоставляет документ, то ему можно легально отказать в оформлении на работу по причине непредоставления обязательного пакета документов.

Выводы

В настоящее время регистрация (постоянная либо временная) имеет большое значение. Работники, переезжая в другую местность, должны понимать, что за ними закрепляется обязанность при длительном пребывании на данной территории встать на регистрационный учет.

Администрация должна положительно отвечать на вопрос можно ли работать в компании без прописки, поскольку трудовое законодательство не предусматривает данного требования. Если работодатель попытается применить к работнику административные меры из-за отсутствия прописки, он понесет наказание в соответствии с законом.

Люди, у которых нет постоянной или временной регистрации задаются вопросом о том, есть ли у них возможность устроиться на работу. Такая же проблема волнует работодателей в отношении своих сотрудников. В законодательстве Российской Федерации прописано множество нюансов, которые регулируют процедуру устройства на работу гражданина без наличия временной или постоянной регистрации. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию и не нарушать закон, необходимо ознакомиться с порядком проведения подобной процедуры и наказанием за ее нарушение.

Нюансы процесса приема на работу сотрудника без регистрации

В Российской Федерации есть регламентированная процедура устройства нового сотрудника на работу. Для этого ему необходимо подготовить документ, который подтверждает его личность и пакет определенных бумаг. Работодатель имеет право запросить у будущего сотрудника такие документы:

  • СНИЛС;
  • военный билет;
  • паспорт;
  • трудовую книгу;
  • подтверждение наличия необходимого уровня квалификации.

В данном перечне документов ничего не сказано об обязательном наличии регистрации. Она может быть двух видов:

  • постоянная;
  • временная (может выдаваться на период от 3 месяцев до 5 лет).

Законодательное регулирование

Ответ на вопрос о возможности устройства на работу без прописки можно найти в положениях нормативных актов Российской Федерации. В них указанно, что любой человек имеет право на труд, никто и никак не имеет возможности его ограничивать. Если отсутствие временной или постоянной регистрации станет поводом для отказа в принятии на работу, это будет расцениваться как дискриминация прав человека. В трудовом законодательстве прописан запрет на применение какого-либо способа дискриминации при приеме человека на работу.

В части 1 статье 27 Конституции Российской Федерации прописано право на свободу в выборе места жительства. В статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации прописаны нюансы приема на работу сотрудника без прописки.

Каждый российский гражданин обязан иметь временное или постоянное место регистрации, которое будет соответствовать его месту проживания. Это указано в Законе Российской Федерации №5242-1.

Если будет зафиксировано, что человек в указанный срок не провел процедуру регистрации своего мета жительства, он будет притянут к административной ответственности. Ему придется уплатить штраф в размере 5 тысяч рублей. Это касается, как граждан Российской Федерации, так и иностранных жителей. Такой нюанс прописан в статье 19.15 КоАП.

Любому официально трудоустроенному гражданину или же желающему это сделать, необходимо ознакомиться со статьями 64 и 65 Трудового кодекса Российской Федерации. В них прописаны правила о защите прав кандидатов на рабочие места. Если работодатель их нарушит, и для этого будут доказательства, пострадавший имеет право обратиться в суд, изложив в письменной форме свою жалобу.

В каких случаях обязательно иметь место регистрации?

В законодательстве Российской Федерации прописаны должности, на которые нельзя принимать на работу без прописки. Тут идет речь о вакансиях в таможенных, фискальных органах и органах обеспечения правопорядка. Поэтому прежде, чем устраиваться на работу в подобные учреждения, необходимо проверить наличие прописки и срок ее годности (если это временная регистрация).

Если соискатель открытых вакансий хочет получить должность, связанную с несением материальной ответственности, ему необходимо также иметь место регистрации. Ему придется подписать с работодателем договор о соглашении ним на полную материальную ответственность. В таком документе обязательно прописывают фактический адрес проживания для того, чтобы такого сотрудника можно было отыскать. Это нормальная процедура, которая является страховкой материального имущества работодателя.

Иностранным гражданам также необходимо быть прописанными для устройства на работу. Для того чтобы он мог заниматься официальной трудовой деятельностью на территории страны, ему необходимо получить на это разрешительный документ. Без такой бумаги работодатель может смело отказывать в приеме на работу иностранцу.

Есть случаи, в которых прописка иностранцу может не понадобиться. К их числу относятся следующие ситуации:

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно — попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

+7 (499) 288-16-93
(Москва)

+7 (812) 490-76-51
(Санкт-Петербург)

8 (800) 222-76-65
(бесплатный звонок по России)

Это быстро и бесплатно! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

  • граждан из ЕАЭС;
  • у иностранца есть оформленный актуальный вид на жительство.

Прежде чем принимать иностранца на работу, его будущий начальник обязан проверить следующую информацию:

  • наличие патента;
  • наличие миграционной карты;
  • наличия полиса медицинского страхования.

Можно ли устроиться на работу в новом городе без временной прописки?

При переезде, соискатели открытых вакансий часто задаются вопросом о том, можно ли устроиться на работу без прописки в новом городе. Очень часто работодатели начинают требовать от потенциального сотрудника наличие временной регистрации по месту жительства. Но, для этого у них нет законных оснований. В Трудовом кодексе Российской Федерации прописан список бумаг, которые нужно подавать для официального устройства на работу. Такой список документов закрытый, а, значит, работодатель может его изменить, убрав пару бумаг. Но, в то же время, он не имеет права расширять этот перечень. Стоит учесть, что в него не входит наличие бумаги с подтверждением временной регистрации.

Отказ для работника в трудоустройстве

В законодательстве Советского Союза было прописано правило, которое позволяло отказать в приме на работу сотруднику без наличия временной регистрации в городе трудоустройства.

В современном Трудовом кодексе Российской Федерации такого правила не прописано. Поэтому при принятии на работу нового человека, ему не могут отказать из-за отсутствия временной прописки по месту трудоустройства. Более того, работодателю не придется платить штраф за то, что он принял на работу человека без местной временной прописки.

Проблемы, которые могут возникнуть при трудоустройстве без регистрации

Вопрос о том будет, если устроить на работу человека без прописки, волнует как работодателей, так и соискателей открытых вакансий.

Работодатель не имеет прав отказать подходящему по всем параметрам сотруднику в приеме на работу из-за того, что у него нет временной или постоянной регистрации. Если он нарушит такой запрет, его могут притянуть к административной ответственности.

Для работодателя также нет никаких штрафов или других видов наказания, если он примет на работу человека без прописки. Будущий начальник не должен следить за тем, прописаны ли где-то его сотрудники или у них есть с этим проблемы.

Но, при этом работнику необходимо иметь какой-либо адрес постоянного проживания. Это нужно для того, чтобы с места работы ему смогли отправлять по почте различные письма с уведомлениями, например, о сокращении или просьбе предъявить определенные документы и т.д.

Но, если на работу принимают иностранца, то работодатель обязан потребовать от того наличие места регистрации. Оно станет подтверждением того, что этот человек легально находиться на территории Российской Федерации.

При приеме на работу нелегала, работодатель придется выплатить штраф в размере 1 млн. руб.

При отказе иностранцу в приеме на работу из-за отсутствия прописки, необходимо выдать официальный документ, в котором указана подобная причина.

Если гражданин Российской Федерации устраивается на работу без постоянного места регистрации, он должен осознавать, что у него могут возникнуть проблемы с административным законодательством.

Если работник в указанные законом сроки не получить временную или постоянную прописку, ему придется оплатить штраф в размере 5 тыс. руб.

Работодатель не имеет права отказать сотруднику в работе без наличия места регистрации. Но, при этом необходимо сообщить органам УФМС о принятии на работу такого кандидата и о его проблемах с пропиской. Если он не получил регистрацию вовремя и просрочил период ее оформления, сотрудники УФМС наложат на него штраф.

Рассылка новостей журнала «Отдел кадров»

Как известно, Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» с последующими изменениями и дополнениями (далее — Декрет № 18) в целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию и содержанию своих детей, предусмотрен ряд мер, в том числе направленных на надлежащую реализацию обязанности по возмещению расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, родителями таких детей.

В силу требований п. 9 Декрета № 18 обязанность возмещения расходов по содержанию детей возникает со дня помещения ребенка на государственное обеспечение, но не ранее дня принятия решения комиссии по делам несовершеннолетних об отобрании ребенка, постановления органа, ведущего уголовный процесс, либо вступления в силу судебного постановления, приговора в отношении родителей, указанных в ч. 1 п. 8 Декрета № 18 (речь идет о родителях, отбывающих наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста), а прекращается после полного погашения расходов по содержанию детей, а также в случае смерти последнего родителя, являющегося обязанным лицом, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, недееспособным либо в связи с наличием у родителя заболевания, предусмотренного перечнем заболеваний, при наличии которых родители не могут выполнять родительские обязанности, утверждаемым Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Вышеобозначенные лица указаны в Декрете № 18 как «обязанные лица». Данный термин используется и в других нормативных правовых актах, регламентирующих различные правоотношения в указанной сфере.

Особенности решения вопросов трудоустройства обязанных лиц нашли отражение не только в Декрете № 18, но и в Положении о трудоустройстве родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 января 2007 г. № 105 (в ред. постановления от 6 августа 2009 г. № 1025) (далее — Положение).

В силу требований п. 2 Положения трудоустройству подлежат неработающие родители, обязанные возмещать расходы по содержанию детей (далее — обязанные лица), а также работающие обязанные лица, возмещающие расходы по содержанию детей в добровольном порядке по заявлению или по судебному постановлению о взыскании расходов, если размер их заработной платы и приравненных к ней в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее — ГПК) доходов не позволяет им в течение 6 месяцев в полном объеме выполнять обязательства по возмещению расходов по содержанию детей.

Вопросы трудоустройства обязанных лиц решаются судом в судебном постановлении о трудоустройстве. В соответствии с ч. 2 п. 13 Декрета № 18 таковым признается:

  • определение о судебном приказе о взыскании расходов по содержанию детей;
  • решение о лишении родительских прав;
  • решение об отобрании детей без лишения родительских прав;
  • решение о взыскании расходов по содержанию детей;
  • определение, выносимое при возникновении вопросов трудоустройства при исполнении вышеуказанных судебных постановлений в целях обеспечения совершения исполнительных действий судом по месту их исполнения.

Судебное постановление о трудоустройстве выносится один раз, приобщается к исполнительному документу и является его неотъемлемой частью.

Судебное постановление о трудоустройстве обязанного лица является основанием для увольнения его с работы (ч. 3 ст. 13 Декрета № 18). В данном случае речь идет об увольнении работающих обязанных лиц, возмещающих расходы по содержанию детей в добровольном порядке по заявлению или по судебному постановлению о взыскании расходов, если размер их заработной платы и приравненных к ней в соответствии с ГПК доходов не позволяет им в течение 6 месяцев в полном объеме выполнять обязательства по возмещению расходов по содержанию детей.

Судебное постановление о трудоустройстве в течение трех рабочих дней после его вынесения направляется в органы внутренних дел и комитет по труду, занятости и социальной защите Минского горисполкома, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов (далее — орган по труду, занятости и социальной защите) по месту жительства (пребывания) обязанного лица, а в случае отсутствия места житель­ства (пребывания) у этого лица — по последнему известному месту жительства и подлежит немедленному исполнению (п. 4 Положения).

Учет обязанных лиц осуществляют органы по труду, занятости и социальной защите. Трудоустройство обязанных лиц обеспечивается указанными органами в соответствии с судебным постановлением о трудоустройстве, для чего на явившихся для трудоустройства обязанных лиц оформляются личные дела.

При получении судебного постановления о трудоустройстве обязанного лица орган по труду, занятости и социальной защите в течение трех рабочих дней определяет одну или несколько организаций для трудоустройства обязанного лица таким образом, чтобы заработная плата обязанного лица позволяла обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей и за ним сохранялось не менее 30 % заработной платы. Одновременно орган по труду, занятости и социальной защите выдает обязанному лицу направление на работу по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Перечень организаций для трудоустройства обязанных лиц определяется облисполкомами, а также Минским гор­исполкомом совместно с Минским обл­исполкомом, поскольку в соответствии с Декретом № 18 именно на данные исполнительные и распорядительные органы возложена ответственность за обеспечение занятости обязанных лиц и оплаты их труда в размере, позволяющем полностью возместить расходы по содержанию детей (ч. 11 п. 14 Декрета № 18).

В перечни организаций для трудоустройства обязанных лиц включаются организации независимо от форм собственности. Например, перечень таких организаций, приведенный в приложении к совместному решению Миноблисполкома и Мингорисполкома от 4 января 2007 г. № 5/32 «Об определении перечня организаций Минской области и г. Минска для трудоустройства родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении», изложенном в новой редакции совместным решением от 14 февраля 2008 г. № 117/281, включает 1907 организаций. Более 900 организаций (филиалов) насчитывает аналогичный перечень, утвержденный решением Брестского облисполкома от 12 января 2008 г. № 9 (в ред. решения от 31 марта 2009 г. № 236).

Трудоустройство обязанных лиц осуществляется только в организации, включенные в перечень.

Согласно п. 5 Положения организации, включенные в перечень, обязаны в трехдневный срок со дня возникновения свободных рабочих мест (вакансий) информировать об этом органы по труду, занятости и социальной защите с указанием условий труда и размера заработной платы по соответствующим вакансиям.

Если речь идет о необходимости трудоустройства обязанного лица, освободившегося из лечебно­трудового профилактория или из мест лишения свободы, то установлены следующие правила. Администрация лечебно­-трудового профилактория или учреждения уголовно-­исполнительной системы Министерства внутренних дел за 3 месяца до истечения срока его пребывания (освобождения) информирует об этом суд по месту постоянного проживания обязанного лица, орган внутренних дел и орган по труду, занятости и социальной защите, а также направляет в суд исполнительный документ в день освобождения данного лица. Трудоустройство этих лиц производится на основании судебного постановления о трудоустройстве. При отсутствии такого судебного постановления судом в течение 5 рабочих дней со дня поступления исполнительного документа в суд должно быть вынесено постановление о трудоустройстве обязанного лица (п. 6 Положения).

После получения судебного постановления о трудоустройстве обязанного лица орган по труду, занятости и социальной защите обязан в течение 3 рабочих дней определить одну или несколько организаций, в которые обязанное лицо может быть трудоустроено.

При этом важно иметь в виду, что по­скольку не все организации, включенные в перечень, имеют специальные разрешения (лицензии) на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, а обязанные лица из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь, — специальные разрешения, получаемые в подразделениях по гражданству и миграции органов внутренних дел, то нормами Декрета № 18 и Положения уточнено, что такое лицо может быть трудоустрое­но в указанную организацию без наличия у организации специального разрешения (лицензии) и без наличия у обязанного лица специального разрешения.

Таким образом, приведенная норма позволяет исключить возникновение на практике ситуаций невозможности трудоустройства обязанных лиц из числа ино­странных граждан и лиц без гражданства в силу требований специального законодательства о необходимости получения указанных документов.