Может ли меняться кадастровая стоимость земельного участка

Содержание

Все земельные участка подлежат обязательному кадастровому учету. О них вносятся регистрационные записи в базы данных Росреестра.

В отношении каждого надела отмечаются основные параметры и характеристики. Обязательной из них является кадастровая стоимость.

Показатель складывается в зависимости от типа земельного надела, вида использования, площади и других критериев. Для установления цены важно провести оценочные работы. Они осуществляются специалистами лицензированных организаций.

После установления размер вносится в государственный реестр. На протяжении некоторого периода времени внести в него новые сведения будет невозможно. Важно знать, как часто меняется кадастровая стоимость земельного участка.

Что это такое

Кадастровой стоимостью называют один из важнейших показателей, которые имеет объект недвижимости. В обязательном порядке она устанавливается и для земельных наделов.

Значение является единицей экономического учета наделов в общем массиве. Стоимость определяется в соответствии с ФЗ№135, который был принят 29 июля 1998 года. Он регулирует правила проведения оценочных работ по аналогии со статьей 66 Земельного кодекса РФ.

Статья 66. Оценка земли

Цена на недвижимость определяется в ходе оценки. Она проводится в соответствии с федеральным законодательством.

Кадастровая стоимость устанавливается инженером. Он действует в рамках федеральных нормативно-правовых актов.

Средний уровень кадастровой стоимости определяется по решению органов исполнительной власти. Он устанавливается на определенной отметке в конкретном районе.

Если имеется рыночная стоимость надела, также можно ориентироваться на ее показатель. В этом случае кадастровое значение будет приближено к тому, которое установлено на рынке.

Кадастровая стоимость является важной составляющей. Ее уровень влияет на то, какой налог будет платить собственник за земельный участок.

Отличия от рыночной и выкупной цены

Кадастровая и рыночная стоимость являются близкими значениями. Но при этом они имеют существенное отличие друг от друга. Рыночная предусматривается в соответствии с потребительскими предпочтениями и другими факторами. Кадастровая же определяется в массовом порядке на основании данных из государственных ресурсов.

Для расчета значения проводится специальная оценка. К процедуре привлекаются профессиональные работники, которые трудятся в лицензированных фирмах.

Кадастровая, в отличие от рыночной стоимости, содержится с официальном государственном реестре. Справочная информация о ее значении предоставляется на бесплатной основе.

Гражданину не требуется предоставление каких-либо бумаг. Важно составить запрос, указав адрес земельного надела и кадастровый номер.Технический паспорт на дом и земельный участок необходим в обязательном порядке.

Читайте , как составить договор купли-продажи земельного участка.

От чего зависит размер

Кадастровая стоимость может меняться в зависимости от некоторых показателей.

К ним относят:

  • расположение объекта недвижимости;
  • качественные характеристики;
  • размеры и площадь земельного надела;
  • дата возведения сооружений на территории;
  • наличие или отсутствие инфраструктуры;
  • целевое предназначение участка и вид разрешенного использования;
  • перспективы развития самого надела и населенного пункта, где он располагается;
  • рыночные показатели;
  • возможность улучшения характеристик.

Иногда требуются изменения кадастровой стоимости надела.

Российским законодательством выделяются случаи, когда это возможно:

  • уменьшение площади или увеличение размеров надела (необходимо умножить удельный коэффициент стоимости на площадь участка земли);
  • изменение категории земельного участка (установление нового удельного показателя);
  • введение нового вида разрешенного использования (распространяется на наделы в пределах населенного пункта).

Право на установление новой стоимости имеют собственники земель. Ими могут быть как физические лица, так и органы местного самоуправления.

В соответствии с законом, переоценка проводится не реже одного раза в пять лет. При этом предельное допустимое значение не устанавливается. Поэтому разрешается повторять процедуру, сколько этого пожелают собственники.

Если владеет земельным участком физическое лицо, оно должно оповещать Росреестр о новой стоимости надела. Он может проводить переоценку двумя способами.

В первом случае потребуется обращение в Росреестр. Организуется специальная комиссия, которая будет решать вопрос об установлении новой стоимости.

Возможен и вариант проведение судебного разбирательства. В данном случае кадастровая стоимость устанавливается по результатам государственной оценки.

Важно значение имеет расчет стоимости. Ведь при ее завышении возможны большие потери собственником денежных средств. Если данные не соответствуют реальному положению, без помощи суда не обойтись.

Как и где можно узнать

С 2010 года для граждан предусматривается возможность определения кадастровой стоимости наделов на бесплатной основе. Для этого нужно зайти на сайт Росреестра.

Если человек знает приблизительное местоположение земельного надела, он может отыскать его на кадастровой публичной карте. После обнаружения нужной части необходимо нажать на него кнопкой мыши.

Пользователю предоставляются сведения о наделе:

  • границы;
  • площадь;
  • назначение и вид разрешенного использование;
  • наличие обременений (арест, залог, сервитут);
  • кадастровый номер;
  • кадастровая стоимость.

Скачать выписку об обременении

Статья 11.8. Возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки

Также при наличии кадастрового номера может быть заказана выписка из единого государственного кадастра недвижимости. Ее можно заказать непосредственно в Росреестре, через МФЦ или почтовым отправлением заявления. Аналогичными способами она может быть и предоставлена.

Гражданин может обратиться в муниципалитет, где ему представят всю необходимую информацию. В постановлении будет прописана стоимость одного квадратного метра надела. Для расчета нужно умножить ее на количество квадратных метров.

Крайним вариантом является обращение в Роснедвижимость. Способ потребует большого количества времени. Поэтому лучше использовать другие представленные методы.

Как часто меняется кадастровая стоимость земельного участка

Важно выяснить, как часто меняется кадастровая стоимость земельного участка. Стоит помнить, что обозначенная цена устанавливается на основании проведенной ревизии. В зависимости от того, насколько активной будет администрация в инвентаризационном направлении, будет определен период прохождения новой оценки. Процедура осуществляется органами местного самоуправления конкретного населенного пункта.

В соответствии с регламентом, работы проводятся не реже, чем один раз в пять лет. Но при этом слишком часто также не рекомендуется выполнять оценку. Минимально между процедурами должно быть три с половиной года.

Если нарушить данный регламент, результаты оценки могут быть под вопросом. Поэтому их разрешается рассматривать на федеральном уровне.

Между этими периодами разрешается изменение кадастровой стоимости в индивидуальном порядке. Важно иметь для этого достаточные основания.

Провести переоценку человек имеет право при обнаружении ошибки в кадастровом паспорте. Может быть выявлено, что при расчетах инженер оперировал недостоверными данными.

Второй случай предусматривает изменение характеристик земельного участка. Это происходит при воздействии стихии на него, техногенной катастрофе.

Решение выносится созданной для этого специальной комиссией. Если человек не согласен с ним, то окончательный вердикт нужно принять от администрации регионального отделение Росреестра или судебного органа.

При повышении кадастровой стоимости изменяется сумма земельного и имущественного налога. Ощущают это на себе даже те граждане, которые имеют льготы по уплате. Важно своевременно провести переоценку, чтобы не платить новую сумму, указанную в квитанции.

Причины и основания

Выделяют некоторые основания для проведения повторной оценки и определения кадастровой стоимости земельного надела. Основным среди них является изменение категории, целевого назначения и вида разрешенного использования участка.

Это показатель напрямую влияет на стоимость. Для каждого из видов устанавливаются соответствующие значения. Они определяются на законодательном уровне.

Также переоценка может быть проведена, если инженер использовал неправильные данные при проведении расчетов. Такие ошибки встречаются довольно часто. Поэтому к работникам предъявляются повышенные требования относительно их профессиональных качеств, знаний и умений.

Прежде всего, могут неправильно устанавливаться границы надела. При использовании неправильной площади конечный результат также искажается. При этом данные вносятся в государственный кадастр.

Если собственник оспаривает стоимость в суде, основанием для изменения является решение органа. После независимой оценки сумма может быть снижена.

Чем больше площадь надела, тем существенней окажется кадастровая стоимость.

Поэтому скорректировано данное значение может быть при:

  • изменении границ;
  • установлении новых границ;
  • объединении участков;
  • разделении надела на части.

Каждый из факторов приводит к установлению новой кадастровой стоимости. Порядок расчета определяется в соответствии с конкретной ситуацией.

Внесение изменений в кадастровый паспорт земельного участка должно производиться только под наблюдением специалиста.

Как правильно составить договор купли продажи земельного участка в 2020 году — читайте .

Мы расскажем в этой статье, как переоформить кадастровый паспорт на земельный участок.

Влияние кадастровой стоимости участка на расчет земельного налога

Кадастровой стоимостью называют учетную стоимость земельного участка.

Она определяется и фиксируется Росреестром.

Ее величина формируется, исходя из кадастровой зоны и площади земли.

Земельный налог – это сбор, который ежегодно платят физические лица и организации, в собственности у которых находятся участки земли на праве собственности или наследования.

Кто обязан оплачивать?

В соответствии со 2 пунктом 8 статьи ГК РФ собственник земельного участка наделяется обязанностью платить земельный налог с момента прохождения процедуры государственной регистрации. Это правило касается как частных, так и юридических лиц.

Индивидуальные предприниматели также обязаны оплачивать земельный налог в полном размере, но только на землю, которая находится у них в собственности.

Скажем, если магазин, принадлежащий ИП, стоит на участке, арендуемом у государства, то за эту землю он платить не должен.

Ранее законодательство освобождало от уплаты земельного налога

  • пенсионеров,
  • многодетные семьи,
  • военных.

На сегодняшний день таких послаблений не предусмотрено, и описанные категории граждан имеют такие же обязательства, как и все остальные.

Исключением являются случаи, когда льготы устанавливает местный муниципалитет. Но такое встречается нечасто.

От чего зависит процент?

Величине земельного налога и расчету процента полностью посвящена 394 статья Налогового Кодекса РФ. В ней приведены ее предельные значения:

  • 0,3% — в отношении садоводческих, огородных, сельскохозяйственных земель, а также участков, которые располагаются под жилым фондом или ограничены в обороте;
  • 1,5% — во всех иных случаях.

В некоторых регионах средняя ставка налога повышается на коэффициент. Как правило, это касается курортных областей.

Коэффициент напрямую зависит от рекреационного значения земель:

  • Ставропольский край – от 3,7 до 7;
  • Краснодарский край – от 4 до 8;
  • Московская область – от 2,5 до 4;
  • Санкт-Петербург и Ленинградская область – от 2,5 до 4;
  • Калининградская область – от 3 до 5;
  • Приморье – от 2 до 3.

Ставка налога в этих регионах повышена с целью стимулирования природоохранных мероприятий.

Как узнать размер кадастровой стоимости земельного участка для декларации?

На размер кадастровой стоимости напрямую влияет:

  • площадь участка;
  • расположение земли;
  • актуальный уровень цен на рынке.

Определить точную стоимость для декларации можно на официальном ресурсе Росреестра. Для этого нужно найти на нем интерактивную карту. Кроме стоимости, по ней можно узнать об участке очень много полезного и важного.

Оплачивать земельный налог можно только по специальной квитанции. Любые попытки налоговых сборов наличными, например, в дачных хозяйствованиях – это мошенничество, будьте осторожны.

Величина процентной ставки

При определении земельного налога ставка налога умножается на кадастровую стоимость участка.

Точную величину ставки определяет муниципалитет. На его решение влияют многие факторы:

  • категория земельного участка;
  • состояние территории;
  • перспективы освоения земли и мн. др.

Он же регулирует порядок и временные рамки уплаты налога.

В ряде регионов уплата происходит единовременно – за весь налоговый год. Но чаще всего муниципалитет устанавливает систему авансовых платежей.

Способы просмотра категории земель по кадастровому номеру

Земельный кодекс Российской Федерации закрепляет деление всех земель на 7 основных категорий. В соответствии с принадлежностью к той или иной из них участок должен использоваться только по своему целевому назначению. Наиболее известные категории – это сельскохозяйственные земли и земли поселений.

Прочитать о них подробнее вы сможете в отдельной статье.

Как определить принадлежность земли к одной из вышеназванных категорий?

Эту информацию можно узнать:

  • на сайте Росреестра, по кадастровой карте;
  • при личном обращении и оформлении кадастровой выписки в Росреестре;
  • в отделении ФНС;
  • в ФУГРЦ;
  • по кадастровому номеру участка – в МФЦ;
  • в администрации района;
  • из документов на земельный участок.

Льготы

Отдельные категории частных лиц и организаций имеют право на определенные льготы в отношении земельного налога. Для того чтобы воспользоваться льготами, нужно принести в ФНС соответствующие документы и приложить к ним заявление.

Налогоплательщиками не должны являться физические лица и организации, которые пользуются землей на основе договора аренды или безвозмездного права пользования.

Кроме того, законодательство устанавливает право получения налогового вычета на 10 тыс. руб. для следующих категорий граждан:

  • Инвалиды 1-2 групп;
  • Герои СССР и РФ;
  • Кавалеры Ордена Славы любой степени;
  • Инвалиды и ветераны боевых действий, участники ВОВ;
  • «Чернобыльцы»;
  • Люди с диагнозом «лучевая болезнь» и др.

Данные группы граждан могут вычесть 10 тыс. руб. из кадастровой стоимости принадлежащего им участка земли. Оставшаяся сумма умножается на налоговую ставку и подлежит уплате в госбюджет.

Но если кадастровая стоимость участка меньше, чем 10 тыс. руб., то его собственник-льготник полностью освобождается от необходимости платить земельный налог.

Чтобы уточнить свое право на льготы, обратитесь в местный муниципалитет. Региональные власти имеют право устанавливать собственные послабления в данной части законодательства.

Формула расчета

Сумма налога = кадастровая стоимость земли * налоговая ставка * региональный коэффициент * число месяцев, которое участок находился в собственности лица в течение учетного года.

Эта формула удобна тем, что ее можно применить, когда земельный участок был продан, и оплачивать налог нужно не за полный год. В ином случае последнюю переменную стоит заменить на число 12.

Приведем конкретный пример из практики.

Коммерческая организация приобрела земельный участок 17 мая 2017 года.

Исходные данные будут такими:

Кадастровая стоимость 21 450 000 руб.
Ставка 1.5%
Льготы Нет
Авансы Да
Число месяцев владения в 1 квартале 0
Число месяцев владения во 2 квартале 2
Число месяцев владения в 3 квартале 3
Число месяцев владения в году 8

Владелец земли вступил в право собственности в втором квартале учетного года. Это значит, что налоги он должен начать оплачивать лишь после того, как он закончится – то есть в июне. Выходит, что во втором квартале собственник владел участком только 2 месяца – май и июнь.

Таким образом:

Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказывается, как происходит расчет налога на недвижимость по кадастровой стоимости.

От кадастровой стоимости напрямую зависит размер налога, который владелец земли ежегодно обязан уплачивать в государственный бюджет. Если собственник считает ее величину завышенной, необходимо обратиться в суд с просьбой о пересчете.

Как показывает практика, большая часть таких заявлений получают положительный исход.

Как пересчитать земельный налог при изменении кадастровой стоимости земель?

ГК «ГНК»

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка — базы для определения размера платежа — один из популярных законных способов снижения земельного налога. Также нередко земли переводят из одной категории в другую. И в том, и в другом случае меняется их кадастровая стоимость. Соответственно, претерпевает изменения и база для исчисления земельного налога. О нюансах расчета и перечисления этого платежа рассказывают эксперты ГК «ГНК».

Кадастровая стоимость земельного участка — стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах кадастровой стоимости в суде или комиссии, специально созданной для разбирательства подобных споров (ст. 3 ФЗ от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности Российской Федерации»).

По общему правилу, для расчета земельного налога юридические лица используют кадастровую стоимость земельных участков, определенную на начало налогового периода, то есть на 1 января соответствующего года (п.1 ст.391, п. 1 ст. 393 НК РФ). Для вновь созданных земельных участков используют кадастровую стоимость на дату постановки этого земельного участка на государственный кадастровый учет.

Исключения в отношении исчисления даты:

  • исправление технической ошибки кадастра (налог пересчитывается за все периоды, начиная с того, в котором возникла ошибка);

  • пересмотр кадастровой стоимости судом или комиссией Росреестра;

  • изменение кадастровой стоимости (нормативными правовыми актами местных властей, например).

Если с технической ошибкой все сравнительно ясно, то относительно расчета налога после изменения категории земель возникают вопросы: если, например, в текущем году земельный участок изменил категорию использования, в результате чего его кадастровая стоимость увеличилась или уменьшилась, с какого момента изменилась налоговая база? А если кадастровая стоимость изменилась по решению суда или комиссии?

Исчисление земельного налога при изменении стоимости земель при изменении категории использования

Еще несколько лет назад в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 13 марта 2013 г. N 03-05-04-02/7507 ведомство, ссылаясь на позицию Президиума ВАС (Постановление от 06.11.2012 N 7701/12), дало разъяснения относительно исчисления налога на земельные участки, у которых была изменена категория или вид разрешенного использования: “…полагаем, что исчисление земельного налога в отношении земельного участка, у которого в течение налогового периода изменилась кадастровая стоимость в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, целесообразно осуществлять с применением коэффициента, аналогичного коэффициенту, установленному в пункте 7 статьи 396 НК РФ» (коэффициент в данном случае — отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде).

Однако, в настоящее время позиция налоговых и судебных органов звучит так:

“В соответствии со ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

Таким образом, изменения кадастровой стоимости земельных участков, произошедшие в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, могут учитываться только со следующего налогового периода по земельному налогу (Определение Конституционного Суда РФ от 09.02.2017 N 212-О и основанное на позиции Конституционного суда Письмо ФНС РФ от 19.04.2017 № БС-4-21/7402@).

Пример: 18 августа 2015 г. подмосковное ООО “Зарядье” изменило категорию принадлежащего ему земельного участка размером 20 га с “земель сельскохозяйственного назначения” на “земли населенных пунктов” с разрешенным использованием “под комплексное жилищное строительство”. Ставка налога не изменилась, оставшись на уровне 0,3%, однако кадастровая стоимость участка, согласно ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности1, повысилась и была установлена в 3 млрд рублей вместо 560 тысяч рублей. Налог за 2015 год должен быть исчислен исходя из старой стоимости (полностью), а начиная с 2016 года — исходя из новой.

Исчисление земельного налога при изменении кадастровой стоимости в случае ее оспаривания

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда земельный налог также можно пересчитать, — но уже на дату подачи заявления об оспаривании: согласно ст. 24.20 ФЗ-135 «Об оценочной деятельности в РФ» (новация введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ), сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости (но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания).

Аналогичные данные содержатся и в п.1 ст. 391 НК РФ — “сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания”.

Таким образом, даже если заявление об оспаривании кадастровой стоимости подавалось налогоплательщиком в декабре 2016 года, и было удовлетворено в январе 2017 г, то земельный налог будет пересчитан, начиная уже с 1 января 2016 г.

Пример: то же ООО “Зарядье” имеет в собственности земельный участок в 20 га в Подмосковье, категория — земли поселений, разрешенное использование — под многоэтажную жилую застройку. Кадастровая стоимость участка составляет 3 млрд рублей.

12 декабря 2016 г. ООО подает заявление в Росреестр об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости, приложив к нему результаты независимой оценки организации-члена СРО и экспертизу этой оценки. Согласно данным оценки, рыночная стоимость участка снижается до 1 млрд рублей. 29 декабря проходит заседание комиссии, на котором заявление удовлетворяют, установив стоимость участка согласно рыночной. Соответственно, земельный налог за 2016 год, ранее составлявший 9 млн рублей по ставке 0,3% в отношении земельных участков, занятых под жилые дома многоэтажной застройки, снижается до 3 млн рублей в год.

Рассмотрим также случай, когда изменение кадастровой стоимости участка произошло на основании соответствующего постановления местных органов власти. Предположим, что посреди года (то есть в течение налогового периода) власти увеличили стоимость земель. Соответственно, увеличилась и налоговая база. Что делать налогоплательщику – экстренно пересчитывать налог и авансовые платежи за весь год? Быть готовым к санкциям за недоплату?

Однако здесь может помочь п.2 ст. 5 НК РФ, который гласит, что акты законодательства о налогах и сборах, …устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют. Повысившаяся в середине года кадастровая стоимость, конечно же, существенно ухудшает положение организации, и она может попробовать доказать это в суде. Последние встают на сторону налогоплательщиков (см., например, Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 08.06.2017 N 16-АПГ17-3).

1 При изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости. Соответствующие изменения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости (ЕГРН).

Время чтения: 9 минут

Кадастровая стоимость земли (КСЗ) – это цена участка, устанавливаемая в целях налогообложения. Используемая как налоговая база при расчете имущественных налогов и сборов при сделках с недвижимостью, она часто бывает завышена, что дает повод для недовольства граждан. Еще больше критики вызывает увеличение кадастровой стоимости земель, происходящее в результате плановой переоценки. Как часто она происходит, кем проводится и почему кадастровая стоимость оказывается завышенной?

Кем устанавливается кадастровая стоимость

В соответствии со ст. 24.12 » (далее – ФЗ № 135), единственный, кто может изменить кадастровую стоимость (КС) земли – это орган власти субъекта федерации или муниципалитета. Именно он:

  • принимает решение о проведении первичной кадастровой оценки;
  • утверждает ее результаты;
  • назначает срок следующей переоценки стоимости.

Однако оценка в целях установления КСЗ проводится не органом власти, а специальным бюджетным учреждением, созданным региональными властями и уполномоченным на проведение кадастровой оценки (ст. 6 , далее – ФЗ № 237).

Поскольку в большинстве регионов таких организаций пока нет, до 2020 года действует переходной период, а полномочия по определению КСЗ передаются, как правило, частным оценщикам. Согласно ст. 24.14 ФЗ № 135, с ними заключается договор на проведение оценки. После проведения работ по определению КСЗ, эксперты составляют отчет, результаты которого утверждаются вышеупомянутым органом власти.

Подробнее об этом читайте в материале «Кадастровая стоимость недвижимости».

Как часто производится переоценка КСЗ

Дата определения новой КСЗ зависит от того, когда была переоценка кадастровой стоимости последний раз. Так, в соответствии со ст. 11 ФЗ № 237, проведение кадастровой оценки осуществляется не чаще, чем раз в три года.

Что касается городов федерального значения (Москве, Севастополе и Санкт-Петербурге), минимальный срок для переоценки сокращен до двух лет. В любом случае если речь не идет о внеочередной процедуре, следующая оценка должна проводиться не позже, чем через пять лет.

Региональный или муниципальный орган власти принимает решение о проведении переоценки, после чего на конкурсной основе выбирается оценщик, с которым заключается договор.

Эксперт, используя методы массового оценивания, определяет КСЗ для каждого подлежащего оценке земельного участка и формирует соответствующий отчет.

При изменении кадастровой стоимости земельных участков результаты новой оценки утверждаются органом власти региона или муниципалитета, а обновленные сведения вносятся в реестр недвижимости (ЕГРН).

Больше информации о сроках проведения переоценки в статье «Как часто меняется кадастровая стоимость недвижимости».

Изменения в кадастровой стоимости в 2012-2017 годах

Первый этап массового оценивания кадастровой стоимости земель по регионам начался в 2012 году. Изначально она позиционировалась как наиболее приближенная к рыночной. Однако способ ее расчета и применение методов массового оценивания привели к тому, что на практике КСЗ оказывалась завышенной.

Поначалу это не вызывало особого недовольства у граждан, поскольку для целей налогообложения по-прежнему использовалась инвентаризационная стоимость, которая, как известно, значительно ниже рыночной. Но так было лишь до 2015 года, пока не вступили в силу изменения в налоговом законодательстве.

С 01.01.2015 налог на недвижимое имущество физических лиц, а также земельный налог для владельцев/арендаторов земельных участков начислялся с учетом кадастровой стоимости.

Фактическое применение КСЗ началось с 2016 года – именно в этом году стали применять такую специфическую налоговую базу. С тех пор для налогоплательщиков, чья КСЗ оказалась завышенной, сумма налога возросла.

В попытке увеличить налоговые сборы (а земельный налог относится к региональным сборам) местные органы власти, пользуясь правом принимать решение о переоценке уже через 3 года, стремились пересмотреть кадастровую стоимость земель.

Это привело к массовому оспариванию КС. , только в 2016 году количество судебных споров по этому поводу достигло 13,5 тыс. В результате оспаривания суммарное падение величины кадастровой стоимости достигло 46,6%.

В связи с этим федеральные власти были вынуждены пересмотреть подходы к политике введения КС. Например, на 2017-2020 годы была введена так называемая «заморозка» кадастровой стоимости.

В соответствии со ст. 19 от 03.07.2016, на период с 2017 по 2020 год КСЗ принимается как стоимость, определенная в ЕГРН на 01.01.2014 или на дату, с которой она начала впервые действовать, если первая кадастровая оценка производилась после 01.01.2014.

Данная норма не касается случаев, когда кадастровая стоимость после 1 января 2014 года снижалась – этот пересмотр остается действительным.

Таким образом, не имеет значения, с какого года повысилась КСЗ. Если это произошло с 2014 по 2017 год, действовать будет лишь первичная оценка кадастровой стоимости. По сути, это является гарантией того, что до 2020 года КСЗ не повысится – она может быть лишь снижена по результатам оспаривания или новой переоценки.

До 2020 года местные или региональные власти должны создать бюджетные организации, которые впредь будут заниматься оценкой. Планируется систематизирование их работы, благодаря чему результаты будут более объективными.

Изменения КСЗ в 2020 году

Проанализировав нормы действующего законодательства, делаем вывод, что изменение кадастровой стоимости земли в 2020 году возможно лишь в меньшую сторону. Ее повышение приостановлено на законодательном уровне, до введения единых методик и подходов оценки во всех регионах страны.

Следовательно, изменение КСЗ в текущем году может произойти лишь вследствие:

  • оспаривания цены заинтересованным в ее снижении собственником;
  • первичного проведения оценки в регионах, где она до этого не проводилась;
  • проведения в регионе или городе переоценки – плановый пересчет цены законом допускается, запрещено лишь ее повышение.

Нельзя исключать и другие причины для законного повышения КСЗ. Это может быть связано, например, с изменением разрешенного вида использования, целевого назначения или площади находящегося в собственности участка, что является легальным основанием для пересмотра цены.

Если собственнику неизвестно, почему возросла кадастровая цена в 2020 году, он может подать запрос в ответственный орган: управление госимущества или профильное региональное министерство.

Подробности читайте в статье «Изменение кадастровой стоимости недвижимости в 2020 году».

Причины завышения кадастровой стоимости

Тем, кто интересуется, почему подняли кадастровую стоимость на землю, следует знать, что это может быть связано с несовершенством методики оценки либо с ошибками, допущенными при ее проведении.

Так, приоритетным методом определения КС земель является способ массовой оценки. Он предполагает, что объекты недвижимости в пределах конкретных территорий подлежат группировке по видам разрешенного использования. Затем объекты группируются по ценовым зонам, на основе чего выводится удельный показатель кадастровой стоимости, применяемый к каждому участку, исходя из его площади.

Этот подход не требует осмотра и изучения конкретного участка, в результате чего не учитываются его индивидуальные характеристики. Таким образом, выведенная в результате этого метода оценки КСЗ является не более чем усредненной стоимостью 1 м2 земли в пересчете на площадь конкретного участка. Логично, что такой показатель будет иметь значительную погрешность.

Второе основание для увеличения КСЗ – применение некорректных сведений об участке:

  • неправильных показателей площади;
  • недостоверного целевого назначения или вида использования;;
  • неактуальных данных при проведении расчетов;
  • игнорирование значимых дефектов участка и так далее.

Если оценщик допустит такие ошибки, итоговая КСЗ может вырасти в несколько раз. Наличие неточностей в расчете стоимости – законная причина для пересмотра результатов оценки.

Проведение переоценки

В соответствии со ст. 11 ФЗ № 237, переоценка кадастровой стоимости земли может проводиться не чаще, чем раз в три года (2 года для городов федерального значения) и не реже, чем раз в 5 лет. Этот срок начинает исчисляться не с фактической даты проведения оценочных действий и не с даты определения КСЗ, а с момента утверждения результатов оценки заказчиком – органом местной или региональной власти.

По истечении трехлетнего срока уполномоченный орган самостоятельно принимает решение о проведении переоценки.

В рамках переходного периода такая переоценка может проводиться как по старым правилам (с привлечением частных оценщиков), так и по новым (путем создания бюджетного учреждения, проводящего оценку).

С 2020 года закон позволяет регионам проводить внеочередную переоценку.

Так, согласно ст. 19 ФЗ № 237, решение о проведении внеочередной переоценки принимается в случаях, когда:

  • индекс недвижимости в регионе падает на 30%;
  • в отношении 30% объектов недвижимости в качестве КСЗ установлена рыночная стоимость.

Больше об этом в материале «Переоценка кадастровой стоимости земельного участка».

Как оспорить КСЗ

Если собственник участка считает КС земли завышенной, согласно ст. 22 ФЗ № 237, он имеет право оспорить ее. Не имеет значения, в каком году она была определена – можно сделать это до момента внесения в ЕГРН результатов новой переоценки.

Собственник вправе оспорить результат оценки в следующем порядке:

  • внесудебный – путем обращения в комиссию по рассмотрению споров, созданную при каждом территориальном подразделении Росреестра;
  • судебный – через обращение в суд с иском по оспариванию КСЗ и с обжалованием негативного решения комиссии при Росреестре.

Закон не обязывает собственника обращаться сначала в комиссию – он вправе сразу идти в суд. В любом случае для этого ему потребуется основание для обращения, которым может быть:

  • выявление ошибок, допущеных экспертом при проведении оценки и значительно завысивших итоговую КСЗ;
  • определение рыночной стоимости путем проведения независимой оценки по заказу собственника на дату определения КСЗ.

Подробности читайте в статье «Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка».

Законное основание для изменения КСЗ

Если изменилась кадастровая стоимость земли, для этого могут быть законные причины. Причем такое изменение не всегда происходит при проведении очередной оценки или оспаривании.

Дело в том, что ст. 16 ФЗ № 237 позволяет корректировать данные в отношении конкретных земельных участков в период между оценками в случае модификации качественных/количественных характеристик:

  • изменения фактического размера участка;
  • смены разрешенного вида пользования или целевого назначения;
  • перехода земли из одной категории в другую;
  • объединения нескольких земельных участков или, наоборот, разделения одного надела на несколько частей;
  • присвоения статуса особо охраняемой территории и так далее.

Если информация о таких изменениях поступает в ЕГРН, Росреестр в течение 3 дней передает ее бюджетной оценочной организации. Та, в свою очередь, на протяжении пяти дней проводит необходимые расчеты и в трехдневный срок с момента определения КСЗ вносит обновленные сведения в ЕГРН.

Если для такого определения недостаточно информации, организация-оценщик вправе запросить дополнительные данные у компетентных органов. Такая оценка впоследствии тоже может быть оспорена в порядке, описанном выше. Оспаривание возможно с момента внесения обновленных сведений в ЕГРН.

Возможные изменения в законодательстве 2020

Учитывая нынешние настроения в обществе и позицию властей, повышение кадастровой стоимости в 2020 году, вероятнее всего, не произойдет. О несовершенстве кадастровой оценки и выведенной в итоге КСЗ впервые высказался даже сам президент. В своем послании Федеральному собранию он негативно оценил факты значительного превышения кадастровой стоимости перед рыночной.

Президент отметил, что имущественные налоги должны быть посильны для населения, а механизм определения кадастровой стоимости предполагает получение завышенных цифр. В связи с этим усовершенствовать методику определения КСЗ.

Конечная дата исполнения поручения – 15 июля 2020 года. На момент подготовки данной публикации неизвестно, изменилась ли методика – официальных сообщений не было. Однако действующая система не выдерживает критики, а потому в экспертном сообществе ожидают изменений, среди которых возможно:

  • введение максимальной суммы налога с сохранением действующей методики расчета (определение предела, выше которого налог не будет насчитываться);
  • внесение изменений в формулу расчета и стандарты оценки;
  • введение понижающего коэффициента, например, расчет имущественных налогов от КСЗ, сниженной на 30% (погрешность);
  • упрощение порядка обжалования и изменение состава комиссий по обжалованию при Росреестре.

Эксперты едины во мнении – сделать кадастровую оценку безошибочной невозможно. Потому потенциальные изменения вызывают скепсис.

Как уменьшить КСЗ

Единственная возможность уменьшить кадастровую стоимость участка – это оспорить ее. Как упоминалось выше, для этого необходимо подать в комиссию при Росреестре заявление на пересмотр либо обратиться в суд.

Чаще всего применяется стратегия определения КСЗ на основе рыночной стоимости: согласно , если в отношении объекта установлена рыночная стоимость, она принимается как кадастровая.

Рыночная стоимость – это результат индивидуальной оценки, учитывающий все значимые характеристики конкретного объекта, начиная с площади и заканчивая проведенными коммуникациями.

Этот показатель является наиболее объективным, а потому должен быть определен на ту же дату, что и КСЗ. Для определения рыночной стоимости заинтересованное лицо:

  1. Обращается к частному независимому оценщику.
  2. Заключает с ним договор и предоставляет необходимый доступ.
  3. Получает отчет об оценке с объективной рыночной стоимостью.
  4. С отчетом и пакетом документов отправляется в комиссию при Росреестре или в суд.


Важно: чтобы оценка была максимально объективной, следует обращаться к квалифицированным оценщикам с хорошей репутацией на рынке.

Объективность оценки – главный критерий для успешного оспаривания завышенной КСЗ. Если у суда возникнут сомнения, он назначит независимую судебную экспертизу и сам выберет оценщика. Как показывает практика, в таком случае итоги судебной оценки оказываются на 20-50% выше, чем результаты, представленные заявителем.

Как узнать КСЗ

Чтоб оспорить КСЗ, для начала необходимо узнать ее размер. Так как кадастровая цена является неотъемлемым атрибутом сведений из ЕГРН, а сам реестр является публичным, у любого заинтересованного лица есть доступ к КСЗ конкретного участка.

Такие сведения предоставляются гражданам бесплатно на основании запроса в Росреестр. Есть и другие способы, например, интернет-ресурсы. Среди самых распространенных инструментов выделяются следующие:

  • ;
  • ;
  • ;
  • .

Все они позволяют получить необходимые сведения в считаные минуты.

Кроме того, доступ к данным о КСЗ предоставляется при личном обращении в офис Росреестра либо в ближайшее отделение МФЦ.

Подробная инструкция опубликована в материале «Как узнать кадастровую стоимость земли».

Учитывая сказанное, можно сделать ряд важных выводов:

  • определение кадастровой стоимости осуществляется по решению органа местной или региональной власти не чаще чем раз в три года и не реже, чем раз в пять лет;
  • ранее привлекались частные оценщики, но после внесения изменений в законодательство эти функции были переданы новообразованным бюджетным организациям;
  • с 2017 по 2020 год КСЗ остается на уровне, установленном на 01.01.2014 или позже, если она проводится впервые (кроме случаев снижения КСЗ);
  • кадастровая цена участка может вырасти в этот период лишь в случае качественных или количественных изменений в отношении такого надела;
  • заинтересованное лицо вправе оспорить КСЗ в специальной комиссии или суде.

Правомерен ли перерасчет земельного налога за прошлые периоды?

Вы не должны исполнять данное уведомление. Объясним почему.

Что предъявлено, то и уплачено

Физические лица сами не рассчитывают земельный налог (п. 4 ст. 391 НК РФ). За них это делают налоговики, направляя налоговое уведомление, в котором указана сумма налога, подлежащая уплате. Само уведомление может содержать расчет налога не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Из текста вопроса следует, что налог на основании полученных уведомлений перечислялся вами свое­временно и в полном объеме. Таким образом, обязанность по уплате налога за 2010, 2011 и 2012 гг. вами полностью исполнена.

Когда возможен пересчет

Необходимость перерасчета земельного налога может возникнуть, если сведения, исходя из которых был произведен расчет налога, оказались ошибочными, или если органом исполнительной власти субъекта РФ были утверждены новые результаты государственной оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды.

Налоговая база по земельному налогу определяется

налоговиками как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, на основании сведений, предоставляемых им органами Росреестра (п. 1 ст. 390, п. 1, 4 ст. 391 НК РФ). Данные о кадастровой стоимости содержатся в государственном кадастре недвижимости (подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42). Ошибки в кадастре могут быть двух видов: технические и кадастровые.

Техническая ошибка возникает в случае несоответствия сведений, отраженных в кадастре, данным, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в кадастр (подп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», далее — Закон № 221-ФЗ). Исправление такой ошибки осуществляется на основании решения органа кадастрового учета.

ФНС России и Минфин России выработали согласованное мнение по вопросу перерасчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости земельных участков в результате исправления техничес­ких ошибок. В письме ФНС России от 18.03.2011 № ЗН-4-11/4353@ чиновники пришли к выводу, что перерасчет земельного налога за прошлые периоды нужно производить, если органами Росреестра проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка. Если же исправление технической ошибки приводит к увеличению кадастровой стоимости земельного участка, перерасчет налога производится только когда исправление технической ошибки произведено по решению суда. Данное письмо размещено на сайте ФНС России в рубрике «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». ФНС России еще раз подтвердила эту позицию в письме от 25.01.2013 № БС-4-11/959.

Из текста вопроса можно предположить, что никакого судебного разбирательства, связанного с исправлением технической ошибки, не было. Поэтому налоговая не вправе выставлять вам уведомление о доплате налога за прошлые периоды, если пересчет налога был вызван технической ошибкой в кадастре.

Кадастровой ошибкой является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (подп. 2 п. 1 ст. 28 Закона № 221-ФЗ). Из письма Росрегистрации от 03.04.2009 № 3-1324-ГЕ следует, что исправленная кадастровая стоимость подлежит внесению в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков.

Отметим, что аналогичная ситуация (в части изменения кадастровой стоимости в нормативном акте) возникает и в случае утверждения органом исполнительной власти субъекта РФ своим нормативным актом результатов государственной оценки земель задним числом.

Вопрос о порядке вступления в силу правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков был рассмотрен Конституционным судом в Определении от 03.02.2010 № 165-О-О. Суд решил, что такие правовые акты в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.

На основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу, только если они улучшают положение налогоплательщиков. Исходя из этого, Минфин России в своих письмах неоднократно разъяснял, что вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, только в том случае, если улучшается положение налогоплательщика (письма от 18.12.2012 № 03-05-04-02/105, от 30.10.2012 № 03-05-05-02/110).

Таким образом, и в случае исправления кадастровой ошибки, или утверждения новых результатов оценки земель местными органами власти, налоговики не вправе выставлять вам уведомление о пересчете налоговой базы по земельному налогу за прошлые периоды в сторону увеличения.

Что нужно предпринять

Итак, уведомление о доплате земельного налога было выставлено в ваш адрес незаконно. Однако его неисполнение доначислений налога не отменит. Более того, если вы в установленный срок не произведете оплату, налоговики начислят пени. Наличие задолженности по налогам чревато появлением проблем (в том числе и в виде отказа вам в выезде за границу (п. 1 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»)).

Чтобы снять незаконные доначисления, вам нужно обжаловать выставленное уведомление в вышестоящем налоговом органе или в суде (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, который направил вам оспариваемое уведомление. Подать жалобу можно в течение года с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ). В вашем случае это будет момент получения уведомления. Налоговая, направившая вам уведомление, в течение трех дней переправит жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139 НК РФ). Вышестоящий налоговый орган должен принять решение по жалобе в течение 15 дней со дня ее получения. Этот срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, но не более чем на 15 дней. В течение трех дней с момента принятия решения оно вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу (п. 6 ст. 140 НК РФ). Если жалоба удовлетворена не будет, вы можете либо обжаловать это решение в ФНС России, либо обратиться за защитой своих прав в суд. Жалоба в ФНС России может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Если вы решите защищать свои права в судебном порядке, нужно учитывать, что обратиться в суд с заявлением необходимо в течение трех месяцев со дня получения уведомления (п. 1 ст. 256 ГПК РФ). Но пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не означает, что в принятии заявления будет обязательно отказано. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании, и на их основании суд принимает решение, принять заявление или нет (п. 2 ст. 256 ГПК РФ).