Модернизация транспортного средства

В рамках дооборудования автомобиля были сделаны следующие виды работ: — антикоррозийная обработка днища; — установка блока увеличения мощности ДВС; — установка сигнализации; — установка видеорегистратора; — установка замка АКПП; — бронирование стекол и пр. Указанные работы были осуществлены одновременно с вводом автомобиля в эксплуатацию. Каков порядок учета расходов на приобретение дополнительного оборудования на автомобиль в бухгалтерском и в налоговом учете?

7 августа 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Порядок учета расходов на приобретение дополнительного оборудования на автомобиль как в бухгалтерском, так и в налоговом учете Ваша организация вправе определить самостоятельно. Данные затраты можно включить в первоначальную стоимость автомобиля или учесть единовременно в составе прочих расходов.

При этом включение таких затрат в расходы единовременно в целях налогообложения прибыли может привести к налоговым рискам.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Мы полагаем, что указанные в вопросе блок увеличения мощности ДВС, пленка для бронирования, а также коврики самостоятельно без установки на автомобиль не могут выполнять свои функции. Поэтому, на наш взгляд, такие активы возможно учесть вместе с автомобилем в качестве единого инвентарного объекта — автомобиля.

Аналогичные выводы можно сделать и в отношении сигнализации и замка АКПП, так как сам по себе факт того, что сигнализация и замок могут быть сняты с одной машины и установлены на другую не дает достаточных оснований для учета их в качестве самостоятельных объектов основных средств.

Вместе с тем в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект (абзац 2 п. 6 ПБУ 6/01, письмо Минфина России от 18.11.2016 N 03-03-06/1/67863). Схожей позиции придерживаются и судьи (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 04.02.2011 по делу N А32-44414/2009, ФАС Поволжского округа от 26.01.2010 по делу N А65-8600/2009, ФАС Уральского округа от 03.12.2007 N Ф09-9180/07-С3).

Однако конкретный уровень существенности ПБУ 6/01 не определен.

В этой связи если, по мнению Вашей организации, сроки полезного использования сигнализации и замка АКПП существенно отличаются от срока полезного использования автомобиля, то указанные активы следует учесть как самостоятельные инвентарные объекты.

При этом если их стоимость составляет менее 40 000 руб., то в силу абзаца 4 п. 5 ПБУ 6/01 сигнализацию и замок АКПП Ваша организация вправе учесть в составе материально-производственных запасов.

Метод формирования первоначальной стоимости автомобиля, при котором в нее включаются блок увеличения мощности ДВС, пленка для бронирования, коврики, сигнализация и замок АКПП согласуется с положениями п.п. 7 и 8 ПБУ 6/01, из которых следует, что основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). При этом перечень затрат на приобретение, сооружение и изготовление основных средств фактически является открытым.

Первоначальная стоимость транспортного средства формируется при его приобретении до момента начала его использования (до ввода в эксплуатацию). Поскольку поименованные Вами работы были выполнены не позже ввода автомобиля в эксплуатацию, считаем, что они могут формировать первоначальную стоимость в качестве иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Исключение из приведенного выше порядка, по нашему мнению, составляет видеорегистратор, который способен выполнять свои функции самостоятельно, и, следовательно, может быть учтен в качестве отдельного инвентарного объекта.

Вместе с тем стоимость видеорегистратора с большой долей вероятности составляет менее 40 000 руб. Поэтому также на основании абзаца 4 п. 5 ПБУ 6/01 видеорегистратор Ваша организация вправе учесть в составе материально-производственных запасов.

В анализируемой ситуации, на наш взгляд, также необходимо учитывать, что указанные Вами активы и выполненные работы нельзя рассматривать в качестве затрат по доведению объекта основных средств до состояния, пригодного к эксплуатации. Очевидно, что автомобиль в состоянии выполнять свои функции и без видеорегистратора, сигнализации, тонировки и прочего дополнительного оборудования.

Учитывая изложенное, полагаем, что в отношении сигнализации, пленки для тонировки, замка для АКПП и др. дополнительного оборудования имеются предпосылки для их учета единовременно в составе прочих расходов в соответствии с п. 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Налог на прибыль

Для целей исчисления налога на прибыль автомобиль, приобретенный для использования в деятельности организации, направленной на получение дохода, признается амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Аналогично нормам ПБУ 6/01 первоначальная стоимость автомобиля определяется как сумма расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС, кроме случаев, предусмотренных НК РФ (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Таким образом, стоимость установленного дополнительного оборудования и работы по его монтажу, осуществленные при приобретении автомобиля до начала его ввода в эксплуатацию, могут быть включены в первоначальную стоимость автомобиля и в налоговом учете.

Как показывает имеющаяся арбитражная практика, контролирующие органы придерживаются мнения, что подобные расходы увеличивают первоначальную стоимость автомобиля. Причем это касается и расходов по установке дополнительного оборудования, приводящих, в частности, к изменению технологического, служебного назначения объекта и осуществленных после ввода основного средства в эксплуатацию (смотрите, например, письмо Минфина России от 21.02.2012 N 03-03-06/1/94).

В результате так же, как и в бухгалтерском учете, в целях налогообложения прибыли указанные объекты могут как учитываться в первоначальной стоимости автомобиля, так и быть признаны в расходах единовременно.

По нашему мнению, с точки зрения возникновения налоговых рисков первый вариант (включение в первоначальную стоимость) является более предпочтительным.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Дооборудование и модернизация

Иногда купленный автомобиль бывает не приспособлен к перевозке грузов. Водителю приходится ставить на него дополнительные рессоры, наращивать борта кузова и др., то есть проводить дооборудование транспортного средства.

Расходы по дооборудованию автомобиля увеличивают его первоначальную стоимость. И при этом неважно, когда они были произведены: до ввода автомобиля в состав основных средств или после. В любом случае эти расходы сначала собираются на счете 08, а затем списываются на счет 01 (п. 14 ПБУ 6/01).

Пример 7. ООО «Прогресс» приобрело грузовой автомобиль у ООО «Вольтер». Согласно договору стоимость автомобиля составляет 400 000 руб. без НДС. Для перевозки крупногабаритных грузов были поставлены дополнительные борта на кузов. Эту работу выполняла сторонняя организация. Стоимость работ составила 17 700 руб., в том числе НДС — 2700 руб.

Расходы, связанные с постановкой автомобиля на учет в ГАИ, равны 2000 руб. Эта сумма была выдана водителю под отчет.

В бухгалтерском учете ООО «Прогресс» были сделаны следующие проводки:

Дебет 08-4 Кредит 60

— 400 000 руб. — отражена покупная стоимость автомобиля;

Дебет 71 Кредит 50

— 2000 руб. — выданы деньги под отчет водителю;

Дебет 08-4 Кредит 71

— 2000 руб. — отражены расходы, связанные с постановкой автомобиля на учет в ГАИ;

Дебет 08-4 Кредит 76

— 15 000 руб. — отражена задолженность предприятия перед сторонней организацией за выполненные ею работы;

Дебет 19-3 Кредит 76

— 2700 руб. — учтена сумма НДС за работы, выполненные сторонней организацией;

Дебет 76 Кредит 51

— 17 700 руб. — погашена задолженность перед сторонней организацией за выполненные ею работы;

Дебет 01 Кредит 08-4

— 417 000 руб. (400 000 руб. + 2000 руб. + 15 000 руб.) — грузовой автомобиль введен в эксплуатацию;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19-3

— 2700 руб. — сумма НДС предъявлена к налоговому вычету.

В налоговом учете расходы на дооборудование транспортного средства включаются в его первоначальную стоимость (п. 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ).

Под модернизацией понимаются работы, которые вызваны изменением технологического или служебного назначения автотранспортного средства. То есть ремонтные работы признаются модернизацией в том случае, если у объекта появились новые свойства, улучшающие его эксплуатационные характеристики: повысилась мощность, увеличился срок полезного использования, поменялось назначение транспортного средства.

Например, замена старого двигателя на новый является всего лишь ремонтом. Но если у «Волги» заменить «родной» двигатель на двигатель от «мерседеса», то такие работы будут являться модернизацией.

Если же в процессе доработки автомобиля его старые детали просто заменяются на новые, более современные, то это все равно будет ремонт, а не модернизация.

При модернизации первоначальная стоимость автотранспортного средства увеличивается на сумму, потраченную на покупку новых комплектующих. А если организация платит и за установку новых комплектующих, то эти расходы также необходимо включить в первоначальную стоимость автомобиля или прицепа.

В налоговом учете расходы на модернизацию транспортного средства также включаются в его первоначальную стоимость (п. 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ).

В результате модернизации организация может изменить и срок полезного использования автотранспортного средства как в бухгалтерском (п. 27 ПБУ 6/01), так и в налоговом учете (п. 1 ст. 258 Налогового кодекса РФ).

Однако в налоговом учете есть ограничение — увеличить срок полезного использования можно только в пределах тех сроков, которые установлены для амортизационной группы транспортного средства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1. Это означает, что если организация изначально установила максимальный срок полезного использования по автотранспортному средству, то никакого его увеличения производить не следует. Даже если фактически будет увеличен срок его полезного использования.

Если же модернизация не привела к увеличению срока полезного использования, то амортизация модернизированного автомобиля начисляется исходя из оставшегося срока его полезного использования.

При модернизации транспортного средства некоторые старые агрегаты еще можно использовать в качестве запасных комплектующих для других автомобилей. Оприходовать на склад эти агрегаты нужно по рыночной стоимости (п. 9 ПБУ 5/01). При этом в бухгалтерском учете делается запись:

Дебет 10-5 Кредит 91-1

— оприходованы старые агрегаты.

В налоговом учете рыночная стоимость старого агрегата включается в состав внереализационных расходов (п. 13 ст. 250 Налогового кодекса РФ).

Пример 8. ООО «Эскулап» приобрело грузовой автомобиль. Его первоначальная стоимость составила 300 000 руб. как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Автомобиль относится к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования от 37 до 60 месяцев. Организация установила максимальный срок полезного использования — 60 месяцев. Амортизация начисляется линейным способом.

Через 20 месяцев эксплуатации автомобиль был модернизирован. Вместо старого двигателя на автомобиль был установлен новый, более мощный двигатель, стоимость которого составила 40 000 руб. без НДС. Двигатель, снятый с автомобиля, был оприходован на склад по рыночной стоимости — 18 000 руб.

В результате модернизации срок полезного использования грузового автомобиля увеличился на 12 месяцев.

В бухгалтерском учете ООО «Эскулап» были сделаны следующие проводки:

Дебет 08 Кредит 60

— 40 000 руб. — отражена стоимость нового двигателя;

Дебет 01 Кредит 08

— 40 000 руб. — после установки нового двигателя первоначальная стоимость легкового автомобиля увеличена на его стоимость;

Дебет 10-5 Кредит 91-1

— 18 000 руб. — оприходован старый двигатель по рыночной стоимости.

В налоговом учете 18 000 руб. необходимо включить во внереализационные доходы.

Первоначальная стоимость автомобиля как в бухгалтерском, так и в налоговом учете после проведения амортизации увеличилась на сумму произведенных расходов и составила 340 000 руб. (300 000 руб. + 40 000 руб.).

Срок полезного использования этого транспортного средства может быть изменен только в бухгалтерском учете. Это связано с тем, что ООО «Эскулап» изначально установило максимальный срок полезного использования, предназначенный для группы, в которую входит легковой автомобиль (60 мес.).

Если же изначально организация определит срок полезного использования меньший, чем предельный срок, установленный Классификацией основных средств для данного транспортного средства, то она может увеличить срок полезного использования в пределах указанной группы и в целях налогообложения.

Пример 9. Используем условия предыдущего примера.

Предположим, что ООО «Эскулап» установило срок полезного использования грузового автомобиля при передаче в эксплуатацию в 50 месяцев. Фактическое изменение срока полезного использования составляет 12 мес., предельное изменение — 10 мес. (60 мес. — 50 мес.). Поэтому оставшийся срок полезного использования грузового автомобиля в целях налогового учета будет равен 40 мес. (50 мес. — 20 мес. + 10 мес.).

В результате изменения первоначальной стоимости автотранспортного средства и срока его полезного использования бухгалтеру нужно заново рассчитать сумму ежемесячных амортизационных отчислений. Она рассчитывается на основании остаточной стоимости транспортного средства на 1-е число месяца, следующего за месяцем окончания модернизации, и нормы амортизационных отчислений, определяемой исходя из оставшегося срока полезного использования.

Момент замены транспортного средства


У транспортно-экспедиционных компаний очень часто возникает проблема замены автотранспорта. Связано это с общей изношенностью автопарка грузовых автомобилей в России, а также с постоянной работой в кризисных условиях, в которых все предприниматели, компании, перевозчики стараются экономить по максимуму в нашей стране. Сначала это была «перестройка», затем лихие 90-е, чеченские войны, кризис 2008 года, кризис 2014 года и так далее. Понятно, что в таких условиях главная цель транспортников – пережить кризис.
Однако рано или поздно подвижной состав нужно обновлять. Иногда даже случается так, что постоянное поддержание в рабочем состоянии автомобиля при постоянных ремонтах и замене деталей становится дороже, чем купить бюджетный новый большегруз в кредит.
Тут, конечно, многое зависит от собственников транспортной компании. Никакие методики расчета рентабельности того или иного подвижного состава не помогут, если собственник настроен на одну из нижеперечисленных моделей поведения:

  • Владелец фирмы хочет, чтобы в компании был автопарк исключительно из, скажем, автомобилей «КАМАЗ»
  • Владелец собирается поддерживать существующие ремонтные бригады и ремонтный отдел, несмотря на то, что сейчас все новые автомобили имеют гарантийный срок обслуживания
  • Владелец экономит на водителях и на новые автомобили, скажем, «Volvo», набирает неквалифицированных водителей из стран Средней Азии

Есть еще и другие факторы, связанные с пожеланиями владельца транспортной компании, которые влияют на состояние парка собственного транспорта и на его рентабельность. Однако обо всем по порядку.
Нашей целью является экономическое обоснование для определения момента необходимости замены транспорта. Каких-то научных методик расчета не существует, у каждого предприятия этот момент может наступать в самое разное время.
Конечно, есть очень много транспортных предприятий, которые в последствие стали экспедиционными или транспортно-экспедиционными фирмами, и отказались от собственного транспорта, занимаясь аутсорсингом, т.е. привлекая владельцев большегрузов на работу со своими автомобилями. Но есть и фирмы, для которых собственные автомобили в парке – это принцип. И таких тоже хватает в России и странах СНГ.

При износе транспортного подвижного состава, машина не то, что не будет приносить прибыль, она будет приносить огромные убытки, и это не только убытки, связанные с ремонтом авто и заменой деталей. Например, нарушение сроков поставки и штрафные санкции со стороны заказчика перевозки. Или же гнилой кузов, что привело к намоканию сухого груза в полуприцепе. Поэтому нужно следить за состоянием подвижного состава, раз вы уже решились иметь собственный транспорт и не экономить на нем.
Конечно, многое зависит и от водителя. И никакой механик, сидящий у вас на территории фирмы на кресле, не скажет о состоянии автомобиля, расходе топлива, каких-то недостатках и поломках автомобиля лучше, чем водитель. Это тоже нужно учитывать при расчете момента, когда наступит необходимость замены грузовика.
Но, если абстрагироваться от человеческого фактора, то есть несколько методик экономически обоснованного момента, когда транспорт нуждается в замене.

Нужно, прежде всего, выбрать необходимые критерии, просчитать себестоимость пробега грузовиком одного километра, за вычетом затрат и амортизации. Затем просчитать время ремонта транспортного средства по отношению к полезному времени работы, учитывая год производства и пробег с момента его выпуска. Можно также подсчитать прибыль, которую отдельная машина принесла за прошлый год по отношению ко всем затратам за тот же период времени (топливо, масла, ремонтные работы итд итп) и соотнести к позапрошлому году или к периоду, когда эта конкретная машина начала работу на предприятии. Конечно же, если такие данные собирались и сохранились у механиков и ремонтников. Хотя всегда можно необходимые данные достать из бухгалтерской отчетности.

Неплохим методом подсчета рентабельности транспортного средства будет обращение к самому водителю по этому вопросу. Даже если у него нет конкретных замечаний по работе грузовика, то можно его попросить поговорить по данному вопросу с другими дальнобойщиками, поскольку он ежедневно разговаривает с десятками собратьев, и выцепить необходимую информацию из них может без проблем.
Однако конкретной экономической универсальной модели расчета, которая была бы прописана в методичках и изучалась бы в технических университетах по всему мира, нет. Потому что помимо человеческого фактора существует и специфика работы самой транспортной фирмы. Например, перевозка 24 тонн груза из Москвы до Екатеринбурга за 1000 евро, или же 17 тонн груза по той же трассе за 1400 евро? В каком случае затраты на топливо и амортизацию будут больше, а прибыль меньше? Или же перевозка на трассах между Закавказьем и Кубанью по отношению к перевозкам между Германией и Чехией, даже при одинаковых расстояниях, весе груза и фрахте? Где автомобиль будет ездить по равнинам и идеальным автобанам, а где – по горам и разбитым дорогам? Так что выработать единую методику расчета просто напросто невозможно.
Неплохим решением для транспортных компаний было бы составление списка автомобилей, с которыми случаются постоянные проблемы и которые нуждаются в постоянных ремонтах, или же расходуют слишком много топлива. Можно было бы просто напросто заняться ими и поднимать все документы, касающиеся затрат на конкретные машины и разбираться только с ними.
В любом случае нужно уделять большое внимание состоянию собственного автопарка и научиться самостоятельно определять, какие факторы влияют на амортизацию транспортного средства. Также собственникам транспорта следует научиться самостоятельно понимать, в какой момент грузовик лучше поменять и продать, нежели продолжать эксплуатировать.

Станислав С

Ремонт транспортного средства

Смотреть что такое «Ремонт транспортного средства» в других словарях:

  • Ресурс транспортного средства — РЕСУРС наработка транспортного средства до предельного состояния, установленного нормативно технической документацией. Технические критерии предельного состояния, при достижении которых транспортные средства направляются в капитальный ремонт или… … Официальная терминология

  • ДОГОВОР АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА БЕЗ ЭКИПАЖА — в соответствии со ст. 613 ГК по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической… … Юридический словарь современного гражданского права

  • Ходовая часть транспортного средства — Содержание 1 Ходовая часть локомотива 1.1 Тележки электровоза 1.2 Тележки тепловоза … Википедия

  • ремонт — 3.10 ремонт: Комплекс операций по восстановлению исправности и работоспособности, восстановлению технического ресурса ЭПС или его составных частей. Источник: ГОСТ Р 52278 2004: Электроподвижной состав моно … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Ремонт транспортных средств восстановительный — 2. Восстановительный ремонт назначается для устранения повреждений транспортного средства, причиной которых является дорожно транспортное происшествие. Перечень указанных повреждений определяется на основе результатов осмотра поврежденного… … Официальная терминология

  • ремонт — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? ремонта, чему? ремонту, (вижу) что? ремонт, чем? ремонтом, о чём? о ремонте 1. Ремонтом называют исправление повреждений, поломок, изъянов в каком либо строении, устройстве и т. д. Мелкий,… … Толковый словарь Дмитриева

  • Харьковский электромеханический техникум транспортного строительства — Координаты: 49°59′08″ с. ш. 36°12′57″ в. д … Википедия

  • система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • тип — 2.2 тип: Лампы, имеющие одинаковые световые и электрические параметры, независимо от типа цоколя. Источник: ГОСТ Р МЭК 60968 99: Лампы со встроенными пускорегулирующими аппаратами для общего освещения. Требования безопасности … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ — осуществляется в соответствии с гл. 11 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь (далее Положение), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. N 530. Объектом обязательного страхования являются… … Юридический словарь современного гражданского права

Определение направлений модернизации товара (услуги)

Предприятие может увеличить сбыт продукции путем изменения некоторых свойств товара, что привлечет новых покупателей или увеличит возможности использования товара постоянными клиентами.

Модернизация товара часто определяется, как повторное внедрение товара и существует в различных формах:

· Улучшение качества товара

· Модернизация товара.

· Модификация маркетинговых средств.

Улучшение качества товара — эта форма, направленная на улучшение функциональных характеристик товара, таких, внешний вид, качество, вкус и т. д. Можно добиться реальных преимуществ перед конкурентами путем выпуска высококачественных продуктов питания.

Однако увеличить объем сбыта путем улучшения качества товара можно, если соблюдаются следующие условия:

— Свойства товара могут быть улучшены

— Покупатель верит в возможность улучшения качества товара

— Значительное число покупателей ощутит улучшение качества товара.

Модернизация товара — эта форма повторного внедрения товара, предполагает придание ему таких свойств, которые расширяют сферу его применения.

Модернизация товара дает организации, по крайней мере, четыре преимущества перед конкурентами:

· ведущей в своей отрасли;

· повысить доверие постоянных покупателей к товару;

· не только повысить объемы реализации, но и обеспечить лучшее качество;

· повысить интерес сотрудников организации к работе.

Модификация маркетинговых средств — для увеличения объема сбыта можно воспользоваться одним или несколькими маркетинговыми средствами.

Одной из наиболее действенных мер является снижение цен, с тем, чтобы выйти на новые сегменты рынка и привлечь к товару новых покупателей.

Другой мерой может быть новая форма рекламы. Еще один путь для привлечения новых покупателей к товару — активное стимулирование продаж: материальное стимулирование торговых агентов, предоставление торговых скидок, подарки покупателям, призовые конкурсы среди покупателей. Организация может увеличить объем сбыта, предоставляя покупателям разнообразные дополнительные услуги.