Международные стандарты бухгалтерского учета

Содержание

Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности – это нормативная система ведения бухучета и составления отчетности, применяемая по всему миру. Разработкой правил занимается Комитет по МСФО IASB, основной целью которого является формирование достоверных отчетов о финансовом положении организации в части активов, доходов и расходов, обязательств, капитала. Рассмотрим основные принципы МСБУ и законы, регулирующие этот вопрос.

Международные стандарты бухгалтерского учета – что это такое?

Термин подразумевает набор определенных документов-отчетов, составленных по единым стандартам и принципам. Цель – получение внешними потребителями правдивой финансовой информации о предприятии. В отличие от GAAP могут использоваться применительно к бизнесу любой страны, независимо от внутренних нормативных правил бухучета.

МСБУ не регламентируют типовые проводки, не утверждают План рабочих счетов и не устанавливают порядок ведения бухучета на предприятии. Основная задача заключается в описывании общих совокупных принципов оценки данных во время составления отчетности. Оригинальные документы формируются на английском языке.

Главные принципы МСФО:

  • Единая учетная политика – применяются нормы одной учетной политики для всех участников группы, а также для всех видов активов, обязательств и источников средств (п. 19 IFRS 10 о консолидированной отчетности). При невозможности применения единых методов требуется корректировка данных перед консолидацией.
  • Единая отчетная дата – отчетность всех компаний-участников требуется формировать на одну и ту же дату и за одинаковый период. За отправной момент, как правило, берется дата составления отчетности по материнской (головной) организации. В противном случае требуется составить дополнительные отчеты по дочерним предприятиям (п. В92 IFRS 10).
  • Использование единой валюты – стандарт IAS 21 применяется по отношению к операциям, совершенным в иностранной валюте и регламентирует пересчет в единую валюту всех показателей при составлении отчетности.
  • Составление отчетов по группе компаний, как по одному предприятию – заключается в сводной консолидации отчетности по всем компаниям (как дочерним, так и материнской) как по одной. Расчеты выполняются путем построчного суммирования необходимых показателей за исключением поправок на внутригрупповые операции (внутренние взаимные обязательства, задолженности и прочие расчеты).

Международные стандарты бухгалтерского учета – кратко о классификации:

  1. Блок МСБУ 1 «Представление финотчетности» – регламентируются основы составления общих финансовых отчетов. Документ утвержден приказом № 217н от 28.12.15 г. и содержит информацию в области стандартов к структуре финансовой отчетности, ее минимальному содержанию для предприятий государственного сектора, а также частного. В частности, определяются правила заполнения отчетов: о финансовом состоянии фирмы; ее прибыли/убытках и различных общих доходах; по изменениям капитала; ДДС (о движении денежных средств).
  2. Блок МСБУ 2 «Запасы» – регламентируются основы учета отдельных объектов наравне с другими IAS – 16 (по объектам основных средств), 18 (по выручке), 21 (по валютным изменениям курсов), 38 (по объектам нематериальных активов) и пр. Этот раздел включает множество подгрупп, описывающих порядок отражения различных операций, в том числе специфического характера – бартерных сделок, правительственных субсидий, концессионных соглашений и других.
  3. Блок МСБУ 10 «События после отчетной даты» – регламентируется содержание и перечень финотчетов. Наравне с остальными IAS – 24 (по связанным сторонам), 27 (отдельные виды финотчетности), 29 (финотчетность в условиях гиперинфляции), 34 (промежуточные виды финотчетов) и прочими в этом разделе представлены основополагающие стандарты-ключи, трансформирующие отчетность любого предприятия в любой стране в единообразные формы, понятные для всех пользователей.

Кто должен применять международные стандарты бухучета с 2017 года

Согласно Закону № 208-ФЗ от 27.07.10 г. в России национальные и международные стандарты бухгалтерского учета следует применять в обязательном порядке ряду организаций. Это прежде всего, кредитные и страховые компании (кроме ОМС); негосударственные ПФ; клиринговые организации; УК НПФ и инвестиционных фондов (включая паевые); ФГУП и АО по утвержденному перечню; участники котировального списка. Не попадают под действие Закона муниципальные учреждения, составляющие бюджетную отчетность; предприятия государственного сектора экономики.

Важно! С 1 января 2017 года аудиторские компании дополнили перечень предприятий, обязанных перейти на МСА и МСФО.

Требование формировать отчетность по МСБУ касается не только годовых, но и промежуточных консолидированных форм. Срок представления – не позже 60 дней с момента завершения отчетного периода. Срок раскрытия информации для кредитных учреждений и участников организованных торгов устанавливается регулятором. Допускается составление промежуточных отчетов по сокращенным принципам.

Применение международных стандартов финансовой отчетности в РФ

Финансовая отчетность – обязательная документация для любой предпринимательской деятельности. Когда предприятия сотрудничают, им необходимо знакомиться с отчетностью друг друга. Именно на основании ее изучения и принимаются решения относительно возможности и формы сотрудничества с предприятием.

С прогрессирующей глобализацией нарастает взаимодействие не только между предприятиями, но и между странами, в том числе и с отличающимися финансовыми системами. Чтобы предоставляемая контрагентам финансовая информация была более полной и прозрачной, она должна подаваться в относительно унифицированной форме.

Иными словами, финансисты разных стран должны «разговаривать на одном языке». Именно это и стало причиной создания комитета по МСФО – международным стандартам финансовой отчетности.

Рассмотрим, какова цель этого собрания документов, что именно входит в его состав, а также проследим особенности применения в экономике нашей страны, особенно в свете современных реформ.

Что такое МСФО: как объяснить российскому предпринимателю

Международные стандарты финансовой отчетности – свод документов, содержащих регламент для ведения финансовой отчетности, необходимой для внешнего предоставления, по единым принципам. Данное словосочетание сокращается в аббревиатуру МСФО (избегайте часто встречающегося ошибочного употребления МФСО).

Собрание текстов и интерпретаций к ним представляет собой официальный перевод оригинальных англоязычных документов, изданных Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) со штаб-квартирой в Великобритании. Этот Комитет – автономная организация частного характера, целью которой является объединение правил финансового учета и их унификация для международного применения.

На сегодняшний день данным стандартам добровольно подчиняются 105 стран мира. Из экономически ведущих государств этой системы не придерживаются только 3:

  • Соединенные Штаты Америки;
  • Канада;
  • Япония.

Еще ряд государств, преимущественно в Латинской Америке и в Азии, находятся в состоянии выбора, принять ли им МСФО или американскую систему GAAP.

СПРАВКА! До начала 21 века свод правил и разъяснений по ведению учета обозначался другой аббревиатурой — IAS (International Accounting Standards, «международные бухгалтерские стандарты»). Современное обозначение МСФО в англоязычной литературе значится как IFRS (International Financial Reporting Standards).

Отличие МСФО от ПБУ

Приближенным аналогом для российского предпринимателя может служить термин «стандарты бухгалтерского учета». Но главное отличие ПБУ от МСФО состоит в том, что в последних отсутствует первичная документация. Если ПБУ диктует правила ведения учета, то МСФО провозглашает его принципы. Можно сказать, что МСФО – итоговый показатель бухгалтерского учета, в который уже не нужно включать:

  • план счетов;
  • бухгалтерские проводки;
  • учетные регистры;
  • документальное сопровождение тех или иных финансовых операций;
  • другую «первичку».

Отсюда следует, что сами принципы счетоводства каждая страна может применять по своему разумению. А вот конечный результат учета, который и создает финансовый «портрет» компании, должен быть оформлен по единым стандартам.

Главный принцип МСФО

Смысл МСФО как единого регламента денежного учета состоит в том, что на него не влияют международные различия: культурные реалии, традиции, финансовые модели, законодательные нормы разных государств. Экономические законы объективны независимо от способов их применения. Поэтому основополагающим принципом МСФО является преобладание экономического содержания над формой.

Такой принцип позволяет предпринимателям в спорных случаях следовать его духу, базовым положениям, а не искать способы обойти жестко прописанные правила.

Дополнительные принципы, регламентирующие составление финансовых отчетов по МСФО:

  • принцип начисления;
  • принцип непрерывности деятельности;
  • принцип уместности и др.

Что входит в МСФО

На сегодняшний день МСФО представляет собой объединение из 44 документов и 25 разъяснений к ним. В этих текстах содержатся рекомендации:

  • по составу финансовой отчетности;
  • каким способом учитывать конкретные объекты внимания бухгалтеров;
  • какую информацию, где и как именно отражать.

Стандарты периодически меняются и обновляются, поэтому в них регулярно вносятся поправки и изменения. По иерархии документы в составе МСФО можно разделить на 4 степени.

  1. Действующие IFRS и IAS вместе со стандартными приложениями к ним.
  2. Разъяснения Комитета по МСФО (IFRIC и SIC).
  3. Приложения к Международным стандартам, не входящие в официальную версию.
  4. Рекомендации по внедрению в конкретной стране.

Кто в России должен придерживаться МСФО

В практике отечественного предпринимательства составление отчетов по требованиям МСФО регулируется Федеральным законом РФ №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27 июля 2010 года.

Согласно тексту этого акта нужно предоставлять систематизированные данные относительно динамики и финансового результата деятельности организаций, или, как они обозначаются в международной терминологии, групп. К таким группам закон РФ относит:

  • банковские организации;
  • страховые компании (кроме предприятий по обязательному медстрахованию);
  • ипотечные фирмы;
  • коммерческие пенсионные фонды;
  • инвестиционные компании;
  • акционерные общества с акциями, принадлежащими государству (по перечню Правительства РФ);
  • компании, чьи ценные бумаги значатся в официальных котировках.

КРОМЕ ТОГО, знание стандартов МСФО обязательно для следующих категорий:

  • бухгалтеры;
  • аудиторы;
  • экономические консультанты;
  • преподаватели экономических дисциплин высших учебных заведений.

Для кого МСФО не обязательны

Под действие ФЗ о консолидированной отчетности не подпадают, поскольку их их деятельность не выходит на международный рынок:

  • государственные компании;
  • сводные отчеты муниципальных заведений;
  • сводная отчетность бюджетных организаций.

Отечественные проблемы при внедрении МСФО

С 1998 года в России действует программа по реформированию бухучета, приведении его в соответствие с МСФО.

Закон, принятый в 2010 году, обязал переработку бухгалтерской отчетности по МСФО приведенных в нем категорий организаций, начиная с 2012 года. Принятие или приостановка действия того или иного стандарта на территории Российской Федерации принимается Министерством Финансов РФ. Именно на сайте Минфина тексты МСФО на русском языке доступны для широкого изучения.

Некоторые трудности, связанные с внедрением МСФО в РФ, выявились с началом практической работы по их применению, главным образом, аудиторской практики. Можно скомпоновать их по нескольким направлениям:

  1. Трудности перевода. Текст на русском языке, приведенный на сайте МинФина, к сожалению, не вполне совершенен в качестве перевода. Чтобы перевести стандарт с официального английского на русский, нужна работа представителей Комитета по МСФО, после чего сделанный перевод должен пройти процедуру обсуждения экспертами. Поэтому изменения в МСФО в переводе появляются с большой задержкой.
  2. Несоответствие основного принципа де-факто. Несмотря на то что в российских стандартах отчетности также провозглашен приоритет содержания над формой, на практике он далеко не всегда соблюдается. В отечественной документации крайне жестко регламентированы сами способы документального сопровождения финансовых операций. Это делает затруднительным трансформацию отечественных результатов учета в требующиеся по нормам МСФО.
  3. Разный подход к активам и обязательствам. В нашей стране имущественные активы классифицируются немного не так, как это принято по международным стандартам. Кроме того, при формировании финансового показателя нужна рыночная оценка актива, что далеко не всегда будет справедливо в современных российских реалиях.
  4. Юридические разночтения. Бухучет любого государства всегда входит в его законодательную базу, он не может находиться в противоречии с нормативными документами. Также нельзя пользоваться иной терминологией, нежели предусмотренная, к примеру, в Налоговом кодексе и других законах. Это создает некоторые сложности при взаимодействии с иными нормами. Корректировать такой законодательный «пат» на данном этапе крайне затруднительно, если вообще возможно.
  5. Расширение круга информации. Стандарты МСФО предусматривают больший объем обнародуемой информации, в том числе и о лицах, от которых зависят финансовые показатели, нежели это принято в РФ.

Положение (стандарт) бухгалтерского учета 13 Финансовые инструменты

Общие положения

1. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 13 «Финансовые инструменты» (далее — Положение (стандарт) 13) определяет методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о финансовых инструментах и ​​ее раскрытия в финансовой отчетности.

2. Нормы Положения (стандарта) 13 применяются предприятиями, организациями и другими юридическими лицами (далее — предприятия) независимо от форм собственности (кроме бюджетных учреждений и предприятий, которые согласно законодательству составляют финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности).

{Пункт 2 с изменениями, внесенными согласно Приказу Министерства финансов N 1591 от 09.12.2011}

3. Нормы Положения (стандарта) 13 не распространяются на:

3.1 финансовые инвестиции в ассоциированные, совместные и дочерние предприятия; 3.2 активы и обязательства работодателей по программам пенсионного обеспечения; 3.3 права и обязательства по договорам страхования (кроме производных инструментов в страховых контрактах); 3.4 права и обязательства по аренде (кроме производных инструментов, предусмотренных арендным соглашением); 3.5 соглашения, предусматривающие платежи, исходя из климатических, геологических и других физических изменений окружающей среды; 3.6 соглашения о финансовых гарантиях, кроме соглашений, предусматривающих выплату результате изменений процентной ставки, курса ценных бумаг, индекса цен, кредитного рейтинга (индекса), валютного курса или других переменных, являющихся базисными; 3.7 соглашения о непредусмотренном возмещении при объединении предприятий.

4. Термины, использованные в положениях (стандартах) бухгалтерского учета, имеют следующее значение:

Валютный риск — вероятность того, что стоимость финансового инструмента будет изменяться вследствие изменений валютного курса.

Процентный риск — вероятность того, что стоимость финансового инструмента будет изменяться вследствие изменений процентных ставок.

Дебиторская задолженность, не предназначенная для перепродажи — дебиторская задолженность, возникающая в результате предоставления средств, продажи других активов, работ, услуг непосредственно должнику и не является финансовым активом, предназначенным для перепродажи.

Долевой инструмент — контракт, который подтверждает право на часть в активах предприятия, остающаяся после вычета сумм по всем его обязательствам.

Инструмент хеджирования — производный финансовый инструмент, финансовый актив или финансовое обязательство, справедливая стоимость которых и денежные потоки от которых, как ожидается, будут компенсировать изменения справедливой стоимости или потока денежных средств объекта хеджирования.

Коэффициент эффективности хеджирования — частное от деления соответственно изменения справедливой стоимости или денежных потоков объекта хеджирования на изменение справедливой стоимости или денежного потока от инструмента хеджирования. {Абзац седьмой пункта 4 в редакции Приказа Министерства финансов N 363 от 23.05.2003}

Кредитный риск — вероятность потерь одной из сторон-составителей контракта о приобретении финансового инструмента вследствие невыполнения обязательства другой стороной.

Объект хеджирования — актив, обязательство или будущая операция, создающие для предприятия риск изменения справедливой стоимости этих активов и обязательств или изменения денежных потоков, связанных с предстоящей операцией.

Производный финансовый инструмент — финансовый инструмент:

  • расчеты по которому будут производиться в будущем;
  • стоимость которого меняется вследствие изменений процентной ставки, курса ценных бумаг, валютного курса, индекса цен, кредитного рейтинга (индекса) или других переменных, являющихся базисными;
  • который не требует первоначальных инвестиций.

Риск денежного потока — вероятность изменения величины будущего денежного потока, связанного с монетарным финансовым инструментом.

Риск ликвидности — вероятность потерь вследствие неспособности выполнить свои обязательства в связи с невозможностью реализовать финансовые активы по справедливой стоимости.

Рыночный риск — вероятность того, что стоимость финансового инструмента будет изменяться вследствие изменений рыночных цен независимо от того, вызваны ли эти изменения факторами, присущими конкретному типу ценных бумаг или их эмитента, или факторами, влияющими на стоимость всех ценных бумаг в обращении на рынке .

Сложный финансовый инструмент — финансовый инструмент, содержащий компонент финансового обязательства и компонент инструмента собственного капитала.

Твердый контракт — контракт в письменной форме, который предусматривает обмен определенного количества ресурсов по установленной цене на конкретную будущую дату (даты), имеет определенный срок исполнения, не содержит откладывающих или отменяющих условий, не может быть расторгнут и изменен в одностороннем порядке, и предусматривает обеспечение исполнения контракта.

Финансовый актив — это:

а) денежные средства и их эквиваленты; б) контракт, предоставляющий право получить денежные средства или другой финансовый актив от другого предприятия; в) контракт, предоставляющий право обменяться финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях; г) инструмент собственного капитала другого предприятия.

Финансовый актив, предназначенный для перепродажи, — финансовый актив, приобретенный с целью дальнейшей продажи для получения прибыли от краткосрочных изменений его цены и / или вознаграждения посредника.

Финансовая гарантия — предусмотренное контрактом право заимодателя получать денежные средства от гаранта и соответственно обязательства гаранта уплатить денежные средства заимодателю, если заемщик не выполнит своих обязательств.

Финансовое обязательство — контрактное обязательство:

а) передать денежные средства или другой финансовый актив другому предприятию; б) обменяться финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально невыгодных условиях.

Финансовое обязательство, предназначенное для перепродажи — финансовое обязательство, возникающее в результате выпуска финансового инструмента с целью дальнейшей продажи для получения прибыли от краткосрочных колебаний его цены и / или вознаграждения посредника.

Финансовый инструмент — контракт, который одновременно приводит к возникновению (увеличению) финансового актива у одного предприятия и финансового обязательства или инструмента собственного капитала у другого.

Хеджирование — применение одного или нескольких инструментов хеджирования с целью полной или частичной компенсации изменений справедливой стоимости объекта хеджирования или связанного с ним денежного потока.

Ценовой риск — вероятность ценовых изменений вследствие валютного, процентного и рыночного рисков.

Хеджирование справедливой стоимости — хеджирование изменений справедливой стоимости признанного актива или обязательства либо идентифицированной части такого актива или обязательства, относится к конкретному риску и влиять на чистую прибыль (убыток). {Пункт 4 дополнен абзацем двадцать четвертым согласно Приказу Министерства финансов N 363 от 23.05.2003}

Хеджирование денежных потоков — хеджирование изменения денежных потоков относительно риска, связанного с признанным активом или обязательством либо с прогнозируемой операцией, влиять на чистую прибыль (убыток). {Пункт 4 дополнен абзацем двадцать пятым согласно Приказу Министерства финансов N 363 от 23.05.2003}

Хеджирование финансовых инвестиций в хозяйственные единицы за пределами Украины — хеджирование изменения стоимости активов и обязательств хозяйственной единицы за пределами Украины в результате изменения валютных курсов. {Пункт 4 дополнен абзацем двадцать шестым согласно приказу Министерства финансов N 363 от 23.05.2003}

Классификация финансовых инструментов

5. Финансовые инструменты в бухгалтерском учете делятся на финансовые активы, финансовые обязательства, долевые и производные финансовые инструменты.

6. Финансовые активы включают: денежные средства, не ограниченные для использования, и их эквиваленты; дебиторскую задолженность, не предназначенную для перепродажи, финансовые инвестиции, удерживаемые до погашения, финансовые активы, предназначенные для перепродажи, другие финансовые активы.

7. Финансовые обязательства включают финансовые обязательства, предназначенные для перепродажи, и другие финансовые обязательства.

8. К инструментам собственного капитала относятся простые акции, доли и другие виды собственного капитала.

9. Производные финансовые инструменты включают фьючерсные контракты, форвардные контракты и другие производные финансовые инструменты.

Признание финансовых инструментов

10. Финансовый актив или финансовое обязательство отражается в балансе, если предприятие является стороной-составителем соглашения относительно финансового инструмента.

11. Безусловные права требования и обязательства признаются финансовыми активами и финансовыми обязательствами, если по условиям контракта предприятие имеет право на получение денежных средств или обязуется уплатить денежные средства.

12. Финансовые активы или финансовые обязательства, возникающие в результате твердых контрактов на покупку или продажу ресурсов (работ, услуг), отражаются в балансе после возникновения права на получение актива или обязательства на его передачу.

13. Форвардный контракт признается финансовым активом или финансовым обязательством на дату возникновения обязательства по приобретению или продажи предмета контракта.

14. Опционы признаются финансовыми активами или финансовыми обязательствами в случае заключения контракта между покупателем и продавцом.

15. Финансовые активы, приобретенные в результате систематических операций, признаются на дату заключения контракта или на дату его исполнения. При этом выбранный предприятием метод признания должен применяться последовательно к каждому виду финансовых активов. Если предприятие признает финансовый актив и связанное с ним финансовое обязательство на дату заключения контракта, то проценты начисляются с даты исполнения контракта, когда переходит право собственности.

Продажа финансовых активов в результате систематических операций признается на дату исполнения контракта.

16. В случае признания финансового актива на дату исполнения контракта изменения справедливой стоимости данного актива в период между датой заключения контракта и датой его выполнения признаются прочими расходами или иными доходами, кроме финансовых активов, учитываемых по фактической или амортизированной стоимости, и активов, которые являются инструментом хеджирования . {Пункт 16 с изменениями, внесенными согласно Приказу Министерства финансов N 363 от 23.05.2003}

17. Предприятие списывает финансовый актив с баланса, если оно теряет контроль над этим финансовым активом или его частью. Признаком потери контроля является полное выполнение контракта, окончание срока прав требования или отказа от прав по этому контракту. {Пункт 17 с изменениями, внесенными согласно Приказу Министерства финансов N 363 от 23.05.2003}

18. Если при передаче финансового актива другому предприятию контроль не теряется, то такая операция отражается как заем под обеспечение, а право предприятия, которое передало актив, на его выкуп не считается производным финансовым инструментом.

Предприятие, которое передало финансовый актив, не теряет контроля над ним и не списывает его с баланса, если предприятие:

а) имеет право выкупить этот финансовый актив, кроме случаев, когда этот актив свободно обращается на рынке или если на момент выкупа выкупная цена равняется справедливой стоимости этого актива; б) имеет право и обязано выкупить или погасить переданный финансовый актив на условиях, обеспечивающих его получателю доход кредитора от финансовых активов, полученных в обмен на переданный финансовый актив. При этом доход кредитора не должен существенно (более чем на 10 процентов) отличаться от того, который он мог бы получить по займу предприятию, передавшему актив, полностью обеспеченному переданным активом; в) сохраняет за собой значительную часть рисков и выгод от права собственности на переданный финансовый актив, который не вращается свободно на рынке, путем свопа на совокупный годовой доход с получателем этого актива или безусловного опциона на продажу. В последнем случае держателем опциона является предприятие, получившее актив.

{Пункт 18 с изменениями, внесенными согласно Приказу Министерства финансов N 363 от 23.05.2003}

{Пункт 18 исключен на основании Приказа Министерства финансов N 363 от 23.05.2003}

19. Балансовая стоимость реализованной части финансового актива распределяется между реализованной и нереализованной частями финансового актива пропорционально справедливой стоимости частей финансового актива на дату продажи. Финансовый результат признается как разница между выручкой от реализации части финансового актива и его справедливой стоимости.

Если справедливую стоимость нереализованной части финансового актива определить достоверно невозможно, то ее балансовая стоимость признается нулевой, а финансовый результат определяется как разница между выручкой от реализации части финансового актива и балансовой стоимостью всего актива.

20. Если предприятие передает контроль за финансовым активом, но благодаря этому создает новый финансовый актив или берет на себя новое финансовое обязательство, то одновременно со списанием с баланса финансового актива оно зачисляет на свой баланс новый финансовый актив или новое финансовое обязательство по справедливой стоимости . Финансовый результат от такой операции определяется как разница между выручкой и балансовой стоимостью переданного финансового актива, увеличенная на справедливую стоимость взятого на себя финансового обязательства и уменьшенная на справедливую стоимость нового финансового актива.

Если справедливую стоимость нового финансового актива или нового финансового обязательства достоверно определить невозможно, то:

  • первоначальная стоимость нового финансового актива признается нулевой, а финансовый результат определяется как разница между выручкой и балансовой стоимостью списанного финансового актива
  • первоначальная стоимость нового финансового обязательства равна сумме превышения выручки над балансовой стоимостью списанного актива. В случае необходимости создается обеспечение в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 11 «Обязательства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31 января 2000 года N 20 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 11 февраля 2000 года N 85/4306.

В аналогичном порядке признается первоначальная стоимость нового финансового актива и нового финансового обязательства, которые образуются в результате передачи финансового обязательства или его части.

21. Финансовая гарантия, согласно Положению (стандарту) 13 признана обязательством, до истечения срока гарантии отражается гарантом по справедливой стоимости или, если справедливую стоимость достоверно определить невозможно, по большему из двух значений — первоначальной стоимости или сумме обеспечения, созданного в соответствии с Положением (стандарта) бухгалтерского учета 11 «Обязательства».

Если финансовая гарантия распространяется на несколько статей баланса, то оценка такой гарантии осуществляется по каждой статье.

22. Предприятие списывает с баланса финансовое обязательство или его часть после его выполнения, аннулирования или окончания срока его действия.

23. В случае обмена заемщика с кредитором долговыми инструментами с различными условиями предыдущий долг списывается с одновременным признанием нового долга. Изменение условий существующего долгового инструмента (независимо от причины) отражается погашением предыдущего долга с одновременным признанием нового долга. Разница между балансовой стоимостью погашенного или переданного другой стороне обязательства (или его части) и уплаченной за него суммой признается прочими доходами или прочими расходами отчетного периода.

24. Инструменты собственного капитала признаются одновременно с признанием финансового актива и финансового обязательства или со списанием другого инструмента собственного капитала.

25. Расходы на выпуск или приобретение инструментов собственного капитала отражаются уменьшением дополнительного вложенного капитала, а при его отсутствии — уменьшением нераспределенной прибыли (увеличением непокрытого убытка). К расходам на приобретение или выпуск инструментов собственного капитала включаются только расходы на оплату услуг сторонних организаций по операциям, результатом которых является увеличение или уменьшение величины собственного капитала предприятия.

26. Расходы, связанные с выпуском сложного финансового инструмента, распределяются эмитентом между элементами обязательств и собственного капитала пропорционально распределению поступлений от такого выпуска.

27. Расходы, связанные с несколькими операциями с инструментами собственного капитала, распределяются между этими операциями с применением обоснованной базы распределения (количество акций, сумма сделки и т.п.), выбирается предприятием и применяется им последовательно.

28. Прибыль (убыток) от продажи, выпуска или аннулирования инструментов собственного капитала эмитент отражает увеличением (уменьшением) дополнительного вложенного капитала. Сумма превышения убытка от продажи, выпуска или аннулирования выпущенных инструментов собственного капитала над величиной дополнительного вложенного капитала отражается уменьшением нераспределенной прибыли (увеличением непокрытого убытка).

Оценка финансовых инструментов

29. Финансовые инструменты первоначально оценивают и отражают по их фактической себестоимости, которая состоит из справедливой стоимости активов, обязательств или инструментов собственного капитала, предоставленных или полученных в обмен на соответствующий финансовый инструмент, и расходов, непосредственно связанных с приобретением или выбытием финансового инструмента (комиссионные, обязательные сборы и платежи при передаче ценных бумаг и т.п.).

30. На каждую следующую после признания дату баланса финансовые активы оцениваются по справедливой стоимости, кроме:

30.1 дебиторской задолженности, которая не предназначена для перепродажи; 30.2 финансовых инвестиций, которые содержатся предприятием до их погашения; 30.3 финансовых активов, справедливую стоимость которых невозможно достоверно определить; 30.4 финансовых инвестиций и других финансовых активов, по которым не применяется оценка по справедливой стоимости.

31. На каждую следующую после признания дату баланса финансовые обязательства оцениваются по амортизированной стоимости, кроме финансовых обязательств, предназначенных для перепродажи, и обязательств по производным финансовым инструментам.

Финансовые обязательства, предназначенные для перепродажи, и финансовые обязательства по производными финансовыми инструментами (кроме обязательства по производным финансовым инструментом, которое должно быть погашено путем передачи связанного с ним инструмента собственного капитала) на каждую следующую после признания дату баланса оцениваются по справедливой стоимости.

Обязательства по производным финансовым инструментом, который должен быть погашен путем передачи связанного с ним инструмента собственного капитала, справедливая стоимость которого на каждую следующую после признания дату баланса можно достоверно определить, оценивается по себестоимости.

32. Увеличение или уменьшение балансовой стоимости финансовых инструментов, которые не являются объектом хеджирования и оцениваются по справедливой стоимости, признаются прочими доходами или прочими расходами.

33. Балансовая стоимость финансовых активов, по которым не применяется оценка по справедливой стоимости, пересматривается относительно возможного обесценения на каждую отчетную дату на основе анализа ожидаемых денежных потоков.

Сумма потерь от уменьшения полезности финансового актива определяется как разница между его балансовой стоимостью и текущей стоимостью ожидаемых денежных потоков, дисконтированных по текущей рыночной ставкой процента на подобный финансовый актив, с признанием этой разницы прочими расходами отчетного периода.

34. Финансовый актив и финансовое обязательство свертываются с отражением в балансе свернутого сальдо, если предприятие имеет:

  • юридическое право на зачет признанных сумм;
  • возможность и намерение погасить свернутое обязательство или реализовать активы и погасить обязательства одновременно.

Хеджирование

35. Учет хеджирования справедливой стоимости осуществляется при наличии всех следующих условий:

35.1 в начале хеджирования оформлена документация об отношениях хеджирования, о целях управления риском, о стратегии этого вида хеджирования. Документацией должен быть определен инструмент хеджирования, сущность хеджируемого риска и способ оценки эффективности инструмента хеджирования 35.2 ожидается, что значение коэффициента эффективности хеджирования будет в пределах 0,8 — 1,25; 35.3 справедливую стоимость или денежные потоки от объекта хеджирования и справедливую стоимость инструмента хеджирования можно достоверно оценить; 35.4 существует высокая вероятность осуществления прогнозируемой операции, являющейся объектом хеджирования денежных потоков; 35.5 на основе постоянной оценки эффективности хеджирования в течение отчетного периода установлено фактическое значение коэффициента эффективности хеджирования в пределах 0,8 — 1,25.

36. Изменения балансовой стоимости объекта хеджирования (кроме хеджирования денежных потоков) вследствие переоценки или хеджируемого риска признаются прочими доходами или прочими расходами отчетного периода. {Пункт 36 с изменениями, внесенными согласно Приказу Министерства финансов N 363 от 23.05.2003}

37. Предприятие прекращает признание изменений балансовой стоимости согласно пункту 36 Положения (стандарта) 13 при условии, если произошло одно из следующих событий:

37.1 срок действия инструмента хеджирования истек или этот инструмент был продан или выполнен; 37.2 хеджирование больше не соответствует условиям, указанным в пункте 35 Положения (стандарта) 13.

В этом случае сумма переоценки балансовой стоимости финансового инструмента, по которому начисляются проценты и который является объектом хеджирования, амортизируется с момента прекращения корректировки балансовой стоимости этого инструмента до срока его погашения. Сумма амортизации признается прочими доходами или прочими расходами соответствующих отчетных периодов.

38. Учет хеджирования денежных потоков осуществляется с учетом коэффициента эффективности хеджирования. При значении коэффициента эффективности хеджирования денежных потоков в пределах 0,8 — 1,25 изменение балансовой стоимости объекта хеджирования отражается с одновременным изменением собственного капитала (в части переоценки финансовых инструментов). Если значения коэффициентов эффективности хеджирования денежных потоков выходят за пределы 0,8 — 1,25, то изменение балансовой стоимости объекта хеджирования денежных потоков признается прочими доходами или прочими расходами отчетного периода.

39. В случае признания актива или обязательства в результате хеджирования твердого контракта или прогнозируемой операции сумма изменения балансовой стоимости соответствующего объекта хеджирования денежных потоков, что согласно пункту 38 Положения (стандарта) 13 отражена в составе собственного капитала (в части переоценки финансовых инструментов), присоединяется к первоначальной стоимости признанных финансовых активов или финансовых обязательств с одновременным уменьшением собственного капитала (в части переоценки финансовых инструментов).

40. Предприятие прекращает признание изменений балансовой стоимости объекта хеджирования денежных потоков, если:

40.1 срок действия инструмента хеджирования истек или этот инструмент был продан или выполнен; 40.2 хеджирование больше не соответствует условиям, указанным в пункте 35 Положения (стандарта) 13; 40.3 предполагается, что прогнозируемая сделка или операция по твердому контракту не состоится. В этом случае доходы или убытки от хеджирования, первоначально признанные собственным капиталом (в части переоценки финансовых инструментов), признаются прочими доходами или прочими расходами отчетного периода.

41. Хеджирование финансовых инвестиций в хозяйственные единицы за пределами Украины отражается в соответствии с пунктом 38 Положения (стандарта) 13. Кроме того, если значение коэффициента эффективности хеджирования денежных потоков от таких финансовых инвестиций выходят за пределы 0,8-1,25, то изменение балансовой стоимости финансового обязательства, является инструментом хеджирования таких денежных потоков, отражается в составе собственного капитала согласно Положению (стандарта) бухгалтерского учета 21 «Влияние изменений валютных курсов», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 10 августа 2000 года N 193 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 17 августа 2000 года N 515/4736.

Раскрытие информации о финансовых инструментах в примечаниях к финансовой отчетности

42. Для каждого класса финансовых активов, финансовых обязательств и долевых инструментов предприятие приводит информацию о:

42.1 виды и сумму финансовых инструментов, сроки и условия, которые могут влиять на их сумму, распределение во времени и определенность будущих денежных потоков; 42.2 учетную политику, в частности методы признания и оценки.

43. Если операции с финансовыми инструментами приводят к возникновению ценовых, кредитных или других рисков, предприятие приводит информацию о:

43.1 стоимости объявленной, номинальной т.д., на которой рассчитываются будущие выплаты; 43.2 дату погашения, истечения срока действия или выполнения контракта; 43.3 опционы, содержащихся какой-либо стороной-заключившей контракт о финансовом инструменте, которые предусматривают досрочное погашение обязательств, включая период или дату, когда они могут быть осуществлены, цену или верхнюю и нижнюю границу цен осуществления опциона; 43.4 опционы, содержащихся какой-либо стороной-заключившей контракт о финансовом инструменте, на конвертацию в другой финансовый инструмент, другой финансовый актив или финансовое обязательство, включая период или дату, когда опцион можно осуществить, а также коэффициенты конвертации или курс обмена; 43.5 сумме и ее распределении по сроку предусмотренных будущих денежных потоков или выплат, включая стоимость погашения финансового инструмента, объявленную ставку или величину процента, дивиденда или другого периодического дохода от финансового инструмента; 43.6 сумму и описание залога, полученной или предоставленной по финансовым инструментом 43.7 иностранную валюту, в которой будут поступать или уплачиваться суммы по финансовым инструментом 43.8 условия контракта, которые в случае их нарушения существенно изменять сроки или другие условия финансового инструмента.

44. Отношении отдельного финансового инструмента, который предусмотрено получить в обмен на другой финансовый инструмент, приводится информация, предусмотренная подпунктами 43.1-43.7 Положения (стандарта) 13.

45. Для каждого класса признанных и непризнанных финансовых активов и финансовых обязательств приводится информация о наличии:

45.1 процентного риска с указанием:

45.1.1 даты пересмотра ставки процента или даты погашения обязательств по контракту в зависимости от того, что наступает раньше; 45.1.2 эффективных процентных ставок, если они применяются;

45.2 кредитного риска с указанием:

45.2.1 его максимальной суммы на дату баланса (без учета справедливой стоимости залога); 45.2.2 наличия одновременного влияния различных факторов кредитного риска.

46. Для каждого класса признанных и непризнанных финансовых активов и финансовых обязательств приводится информация об их справедливую стоимость. Если справедливую стоимость достоверно определить невозможно, то об этом вместе со сведениями об основных характеристиках финансового инструмента, которые влияют на его справедливую стоимость, указывается в примечаниях к финансовой отчетности.

К информации о справедливой стоимости включаются сведения относительно примененного метода определения справедливой стоимости и существенных предположений (о непрерывности деятельности, об отсутствии намерений сокращать объемы деятельности или осуществлять операции на невыгодных условиях и т.п.), принятых при его применении.

47. Если предприятие отражает один или несколько финансовых активов по стоимости, превышающей их справедливую стоимость, то приводится информация о:

47.1 балансовой или справедливой стоимости отдельных активов или соответствующих групп этих активов; 47.2 причины, которые повлияли на принятие решения об отказе от снижения балансовой стоимости до справедливой, включая причины уверенности в том, что балансовая стоимость будет компенсирована (возмещена).

Национальные и международные стандарты бухгалтерского учета

Рассмотрим ключевые особенности применения международных и национальных стандартов бухгалтерского учета. Определим, кто обязан применять МСБУ в этом году.

Понятие и суть международных стандартов

Международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности — это специализированная нормативная система организации и ведения бухгалтерского учета, а также формирования бухотчетности, которая применяется по всему миру.

Данная система учета и составления отчетности разрабатывается Комитетом по МСФО IASB. Основная цель международной системы БУ направлена на формирование достоверных, полных и систематизированных данных о финансовом положении организации в части активов, полученных доходов, произведенных расходов, принятых обязательств, имеющихся капиталов.

Основная задача МСБУ заключается в ведении бухучета и последующем формировании достоверной отчетности, которая пригодна для использования внешними пользователями. Например, международным партнером.

Национальные стандарты БУ — это свод норм и правил ведения бухучета, которые установлены с учетом специфики конкретного государства, то есть применимы только на территории определенного государства.

Основное отличие национальных и международных стандартов бухгалтерского учета заключается в том, что МСБУ могут быть применимы абсолютно любой организацией, независимо от территориального расположения и государственной принадлежности, а НСБУ — только на территории одной страны.

В России национальные стандарты регламентированы законом № 402-ФЗ «О бухучете», а также тематическими ПБУ и инструкциями, утвержденными Министерством финансов.

Принципы МСБУ

Рассмотрим главные принципы организации и ведения бухучета по международным стандартам:

  1. Для ведения учета применяется единая валюта. Такая норма закреплена в стандарте IAS 2 При совершении сделок в иностранной валюте предусмотрен пересчет суммы совершенной сделки на единую валюту по действующему курсу на дату проведения операции (сделки).
  2. При формировании отчетности применяется единая дата. То есть при формировании МБО для компаний и групп компаний следует применять единую отчетную дату, а также консолидировать операции за одинаковый период. Допустимо формирование дополнительной отчетности с иными отчетными периодами для дочерних филиалов (п. В92 IFRS 10).
  3. Составление отчетности по организации в целом. Иными словами, если у компании имеются обособленные подразделения, филиалы и дочерние компании, то отчетность формируется по головной организации. Причем данные по отделениям консолидируются и включаются в показатели головной компании.
  4. Для групп компаний (филиальной сети) используется только одна учетная политика. То есть способы, методы и формы учета головной организации должны совпадать с формами и методами ведения учета в филиалах и дочерних организациях. В противном случае при формировании отчетности показатели с отклонениями должны быть пересчитаны (приведены в соответствие) по условиям учетной политики головного офиса (п. 19 IFRS 10).

Классификация МСБУ

МСБУ 1 «Предоставление отчетности». Ключевой блок, в котором регламентированы основные требования к формированию и составлению отчетной бухгалтерской документации. Данный блок утвержден приказом Минфина № 217н от 28.12.2015 и устанавливает состав бухотчетности, ее структуру, а также ключевые принципы составления.

МСБУ 2 «Запасы». В данном блоке утверждены основные правила ведения бухучета по отдельным объектам учета. Например, IAS 16 (основы бухучета по объектам основных средств), 18 (правила отражения операций по выручке), 21 (отражение фактов деятельности по валютным изменениям курсов), 38 (бухучет по объектам нематериальных активов) и пр.

МСБУ 10 «События после отчетной даты». Блок правил регламентирует порядок отражения операций, совершенных после отчетной даты. Также в блоке представлены свод правил и дополнительных отчетных ключей, регламентирующих порядок составления отчетности.

Кто обязан применять МСБО

На территории РФ национальные и международные стандарты бухучета обязательны к применению широкому ряду компаний. Так, например, применять МСБУ обязаны:

  1. Банки и кредитные организации.
  2. Страховые компании, за исключением ОМС.
  3. Негосударственные пенсионные фонды.
  4. Клиринговые компании.
  5. Управляющие компании инвестиционных и паевых фондов.
  6. Предприятия и организации, отмеченные в отдельных нормативных актах.

Есть ли будущее у МСФО в США?

Автор публикации

Богопольский Александр Борисович

CPA, MBA

Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО, IASB) добился почти всемирного признания и принятия своего довольно тяжело доставшегося в непрекращающихся технических спорах и политических боях (основной костяк стандартов разрабатывали более чем тридцать лет) детища — МСФО, универсального комплекса стандартов финансовой отчетности.

Однако это «почти» является очень значительным: США, крупнейший рынок капитала в мире, по-прежнему скептично смотрят на МСФО и явно не торопятся с их полным допуском в свою национальную систему финансовой отчетности, несмотря на признание МСФО практически на всех континентах в течение последних десяти лет.

Уже много раз на обоих берегах Атлантического океана звучали декларации о том, что целью наиболее уважаемых в деловом мире нормотворческих органов в области бухгалтерского учета и отчетности — СМСФО и ССФУ США (Financial Accounting Standards Board (FASB) — законодателя стандартов в США) — является достижение единого набора глобальных общепринятых стандартов. Поэтому довольно странным представляется тот факт, что по истечении тринадцати лет напряженнейшей работы лучших мировых экспертов бухучета (даже если считать только начиная с формальной даты принятия письменного Норуолкского Меморандума о конвергенции МСФО и ГААП США в 2002 году) до сих пор нет никаких признаков того, когда конвергенция МСФО и ГААП США все же реально состоится (если вообще когда-либо состоится).

Тем не менее, нет недостатка в публичных заявлениях руководства Комиссии США по ценным бумагам и биржам (SEC) и ее ведущих сотрудников, выражающих мнение, что единый набор международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности все же должен быть разработан и затем принят всеми участниками глобального экономического рынка. Совсем недавно «Стратегический план» (www.sec.gov/about/sec-strategic-plan-2014-2018-draft.pdf) Комиссии по ценным бумагам и биржам в отношении 2014–2018 финансовых лет отметил, что «КЦББ будет продолжать содействовать разработке и принятию качественных стандартов бухгалтерского учета в целях удовлетворения потребностей инвесторов. В связи с все более и более глобальным характером рынков капитала Комиссия будет работать в направлении способствования повышению качества финансовой отчетности во всем мире и будет рассматривать, среди прочего, является ли цель по разработке и внедрению единого набора высококачественных глобальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности достижимой».

Реальное слияние МСФО и ГААП США до сих пор не достигнуто.

Однако на сегодня реальность заключается в том, что, несмотря на завершение (или близкое к завершению состояние) всех совместных СМСФО / ССФУ США проектов по конвергенции, реальное слияние (а именно это и является смыслом конвергенции) МСФО и ГААП США до сих пор не достигнуто; а сами МСФО разрешаются к использованию на территории США только в отчетности иностранных (то есть имеющих статус Foreign Private Issuer), но не национальных американских компаний.

Может быть, уже настало время открыто признать, что цель наличия «единого набора» глобальных стандартов финансовой отчетности является непрактичной или недостижимой, по крайней мере в обозримом будущем? К сожалению, скорее всего, ответ на этот неудобный вопрос окажется положительным. Далее в статье я опишу и проанализирую то, что расцениваю как три основных фактора, которые, на мой взгляд, мешают МСФО стать стандартами финансовой отчетности для американских отечественных эмитентов.

Важная роль судебных разбирательств в деловой среде США

Общеизвестно, что одной из наиболее престижных и высокооплачиваемых профессий в США является профессия юриста, и это не случайно: спрос на услуги юристов, в том числе со стороны различных предприятий, их клиентов, инвесторов и кредиторов устойчив и неизменно высок. Роль судебных разбирательств в любых бизнес-спорах очень значительна, и сама экономическая среда и юридические прецеденты создают предпосылки для того, чтобы подавать иски к финансовому руководству предприятий или их аудиторам.

Бухгалтеры в США требуют для своей работы набор очень конкретных правил, а не «общие принципы».

Бухгалтеров и аудиторов часто обвиняют в первую очередь, если что-то — с точки зрения инвесторов или кредиторов — идет не так с их долевыми или долговыми инвестициями. Индивидуальные инвесторы и даже целые классы таковых (в США есть понятие Class action lawsuit) подают иски как против одних аудиторов, так и против аудиторов вместе с руководством отчитывающейся компании или отдельно против последнего, даже если проблемы инвесторов имеют только косвенное отношение к процессу формирования отчетности (включая все случаи действительной вины аудитора, мошенничества с отчетностью со стороны управленцев компании либо промежуточных вариаций, как, например, классический случай сговора аудиторов с руководством корпорации «Энрон» по «неконсолидации» ее убыточных дочерних предприятий).

В условиях высокой профессиональной юридической ответственности, которая порой измеряется сотнями миллионов или даже миллиардами долларов, становится вполне понятным и даже оправданным то, что бухгалтеры в США требуют для своей работы набор очень конкретных правил, а не «общие принципы», которые «всего лишь» декларируют приоритет нейтралитета, объективности и правдивого представления отчетности, оставляя много практических детальных решений на суждение и совесть, а значит, и ответственность (в том числе и юридическую) составителей.

Не существует никаких сомнений, что профессиональное суждение является важным, а в некоторых случаях и единственно возможным инструментом в процессе формирования внешней финансовой отчетности высокого качества. Но в то же время трудно отрицать, что в реальной жизни, наряду с честным и нейтральным профессиональным суждением, пользователям отчетности приходится сталкиваться и с различными противоречивыми мнениями, сомнительными диапазонами оценок и другими так называемыми гибкими подходами, которые на самом деле могут служить лишь прикрытием других целей, отличных от объективного отображения экономической реальности в отчетности предприятия. Вот почему, отвечая на это требование своих «потребителей», составители ГААП США продолжают генерировать очень конкретные, специализированные правила отчетности, которые, в отличие от МСФО, решают специфические узкие вопросы отраслевой отчетности и определенных бизнес-ситуаций, тем самым потенциально создавая все больше и больше различий с МСФО. Похоже, что война между принципами (МСФО) и правилами (как ГААП США воспринимается многими, хотя, надо отметить, все-таки не очень справедливо) далека от завершения.

Собственные приоритеты ССФУ

Вторым фактором дивергенции (то есть увеличения количества отличий, в противовес конвергенции) является то, что Совет СФУ США продолжает работать на всю мощь, разрабатывая многие неконвергенционные технические вопросы по своим собственным (то есть без совместных проектов или консультаций с Советом по МСФО) проектам и регулярно выдает новое техническое руководство, почти на еженедельной основе, которое иногда расходится с МСФО. Список недавно завершенных проектов на сайте ССФУ (например, в июле и августе 2015 года) показывает, что почти все из них предлагают учетные решения для относительно узких, конкретно-ситуационных вопросов, по которым нет соответствующих изменений в МСФО. Так, одними из последних стандартов ГААП США являются следующие (ни один из которых не имеет аналога в МСФО):

  • Исключения в отношении сделок по обычным покупкам и продажам определенных контрактов на поставку электроэнергии в узловых энергетических рынках (Application of the Normal Purchases and Normal Sales Scope Exception to Certain Electricity Contracts within Nodal Energy Markets);
  • Упрощение учета планов по выплатам пенсионных пособий сотрудникам (Employee Benefit Plan Simplifications);
  • Раскрытие информации по инвестициям в определенные компании, которые вычисляют стоимость чистых активов на акцию или ее эквивалент (Disclosures for Investments in Certain Entities That Calculate Net Asset Value per Share (or Its Equivalent));
  • Определение прибыли прошлых периодов на единицу капитала для ограниченных партнерств общего типа (Effects on Historical Earnings per Unit of Master Limited Partnership Dropdown Transactions).

Новые (какими бы незначительными они ни были) технические различия, наряду с уже существующими старыми и теми, которые не были устранены в ходе последних конвергенционных проектов (например, возможность различных вариантов расчета гудвилла в МСФО при отсутствии такой альтернативы в ГААП США), продолжают расширять область расхождений в техническом руководстве по отчетности, что явно не способствует процессу конвергенции или даже гармонизации ОПБУ США и МСФО.

Кроме того, даже совместные технические проекты СМСФО и ССФУ США, которые официально были начаты как чисто конвергенционные, в конце концов получали (или, как ожидается, получат) несколько отличающиеся друг от друга учетные руководства. Примерами такого расхождения являются недавно достигнутые различные решения Советов по МСФО и СФУ по разъяснениям указаний их соответствующих недавних стандартов по признанию выручки и подробные правила бухгалтерского учета, ожидаемые от применения новых стандартов по аренде и учету финансовых инструментов. Параллельно с этими различиями проект СМСФО и ССФУ США по страховым контрактам также, как ожидается, не приведет к сближению МСФО и ГААП США в этой важной области отчетности.

Политика

Третья и, возможно, главная причина отсутствия реального прогресса в конвергенции и принятии МСФО для национальных компаний США лежит в политической плоскости, а не в области технического бухгалтерского учета. Похоже, что США гораздо более осторожны, чем другие государства, включая страны Европейского Союза, в принятии решения об отказе от национального суверенитета в установлении стандартов отчетности для американских компаний в пользу иностранной — даже по-настоящему наднациональной — организации, расположенной в Лондоне (со второй штаб-квартирой в Токио).

С точки зрения ГААП США МСФО позволяют слишком много свободы в суждениях и действиях компаний в отношении отчетности.

Справедливо объявляя, что ее главной целью является защита интересов инвесторов США, Комиссия по ценным бумагам и биржам США неоднократно отмечала, что стандартам МСФО не хватает последовательного применения, что МСФО позволяют слишком много свободы в суждениях и действиях компаний и, в конце концов, что МСФО недостаточно разработаны во многих конкретных областях, для которых ГААП США уже давно имеет подробные и признанные правила и рекомендации и установившуюся практику применения (особенно с точки зрения отраслевых стандартов учета и отчетности, а также многих конкретных сделок).

Как было указано выше, подобное узкоспециализированное учетное руководство продолжает регулярно разрабатываться, постоянно дополняя и расширяя ГААП США. Например, в августе 2015 года в ГААП США было предложено отдельное руководство по представлению в отчетности расходов, связанных с возобновляемыми кредитными линиями.

Выражая мнение рядового инвестора США по поводу замены ГААП США новым комплектом глобальных стандартов отчетности, в своем отчете в июле 2012 года, который был тогда назван окончательным (July 2012 Final Staff Report), специалисты КЦББ США заявили, что «инвесторы не верят, что высококачественные стандарты должны быть заменены во имя единообразия».

Другими словами, до того момента, пока МСФО не достигнут — в глазах КЦББ и абстрактного рядового инвестора — высокой планки, установленной для них в США, маловероятно, что КЦББ и ССФУ уступят свою нормотворческую роль по установлению стандартов отчетности для американских компаний в пользу МСФО. Кроме того, в подтверждение преждевременности получения стандартами МСФО полной автономии и соответствующего статуса в США в том же докладе сказано: «Инвесторы отметили, что ССФУ, действуя в качестве одобряющего органа-индоссанта, может играть важную роль, гарантируя, что любой стандарт, допущенный в систему финансовой отчетности США, обладает достаточным качеством, чтобы сохранить или улучшить существующую систему финансовой отчетности». То есть подразумевается, что качество других стандартов, не ГААП США, не вполне удовлетворительно. Это означает, что даже в относительно далеком будущем, когда (если) МСФО наконец будут приняты для американских эмитентов, эти стандарты будут рассмотрены (а возможно, и изменены) в ходе получения одобрения со стороны ССФУ — во имя особенных, специфических потребностей американского инвестора, привыкшего к конкретике и защите в образе конкретных правил ГААП США.

В целом не удивительно, что вышеупомянутый «Окончательный отчет» специалистов КЦББ не предусматривает каких-либо выводов или рекомендаций для руководства КЦББ по их возможным действиям в отношении применения МСФО в США.

Если КЦББ искренне верит, что единый набор глобально признанных стандартов финансовой отчетности (замещающий ГААП США) действительно необходим и что он будет на пользу американским инвесторам, хотя бы в отдаленном, но все-таки обозримом будущем Комиссия должна разработать окончательный график для осуществления работы в направлении этой цели. В противном случае на фоне громких деклараций весь значительный объем работы, проделанный за эти годы многими профессионалами учета по всему миру во имя конвергенции МСФО и ГААП США, может в конечном итоге просто рассеяться, уступая страхам (как бы оправданны они ни были) «непроработанности», «непоследовательного применения» и «отсутствия механизма» неукоснительного исполнения МСФО.

Тенденции принятия МСФО и интереса к ним в США

Если с 2000 по 2008 год можно было говорить о некоторых признаках общественного интереса в США по отношению к МСФО и даже их поддержке и начальной (хотя, конечно, ограниченной) эйфории по поводу их принятия в США (на фоне соответствующих решений Евросоюза), то 2009 год был ознаменован началом периода утраты МСФО как общественной, так и институциональной поддержки в США.

  • 2009: новый председатель КЦББ США выразил сомнения по поводу МСФО на слушаниях в Конгрессе.
  • 2009: ССФУ и Фонд бухгалтерского учета США (Financial Accounting Foundation — FAF) ответили на вторую версию дорожной карты МСФО, подготовленную КЦББ, что лучшая стратегия в отношении МСФО — ждать и изучать.
  • 2011: персонал КЦББ выпустил отчет с анализом недостатков МСФО.
  • 2012: КЦББ опубликовал «Окончательный доклад» своего персонала, не предоставляя в заключение никаких рекомендаций в отношении принятия МСФО.
  • 2014: бывший председатель КЦББ, г-н Кокс, заявил, что США имеют лишь «ограниченный аппетит» к МСФО.

Заключительные замечания

Как уже говорилось выше, в своем последнем крупном стратегическом документе, «Стратегическом плане» на 2014–2018 финансовые годы, КЦББ США упоминает, что она готова рассмотреть идею единого набора глобальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности, однако при этом во всем документе нет ни одного слова о стандартах МСФО или Совете по МСФО. Какой же тогда единый набор стандартов имеется в виду?

Маловероятно, что им могут стать стандарты ГААП США, еще в недавнем прошлом действительно господствующие в мире отчетности крупных международных компаний, включая и российские (см., например, отчетность десятилетней давности «Лукойла» или «МегаФона» и других крупных российских компаний — для инвесторов она составлялась на основе ГААП США). Однако времена изменились, и ГААП США уже не станет в будущем единым глобальным стандартом, учитывая, что большинство стран по всему миру уже приняли МСФО в качестве основы для формирования и представления отчетности компаний — субъектов общественных интересов (например, листинговых компаний, банков, страховых компаний, брокеров и т. д.).

Все понимают, что глобально взаимосвязанные экономики требуют существования единого универсального комплекта стандартов отчетности, которые требовали бы отражения финансовых показателей бизнеса, независимо от страны его регистрации, и что скорее всего таким комплектом будут именно МСФО. Тем не менее, период времени, который потребуется для принятия МСФО в качестве основы отчетности для отечественных компаний в США (то есть в качестве внутреннего режима финансовой отчетности), вероятно, будет измеряться десятилетиями, а не годами.