Ликвидация подразделения в организации

Содержание

Ликвидация обособленного подразделения: пошаговая инструкция

Обновление: 11 марта 2020 г.

Если руководитель организации (общее собрание участников общества) приняли решение закрыть обособленное подразделение организации, то необходимо провести ряд определенных действий.

Сразу скажем, что ликвидация любого структурного подразделения организации в принципе происходит в том же порядке.

Ликвидация обособленного подразделения организации, как правило, происходит по следующей схеме:

  • готовится решение о закрытии обособленного подразделения, в котором прописываются основные вопросы закрытия подразделения и по возможности фиксируется дата прекращения деятельности обособленного подразделения;
  • сотрудников подразделения переводят в другие подразделения или увольняют;
  • имущество подразделения передается другим подразделениям или в головную организацию;
  • в ИФНС подается сообщение о закрытии обособленного подразделения. По итогам закрытия обособленного подразделения нужно получить в инспекции уведомление о закрытии обособленного подразделения. Этот пункт мы подробно рассмотрели в отдельной консультации;
  • в ФСС подается заявление о снятии с учета подразделения. Об этом читайте ;
  • сдается отчетность по закрытому обособленному подразделению и перечисляются налоги, уплачиваемые через обособленное подразделение.

Увольнение при закрытии обособленного подразделения

При закрытии обособленного подразделения организация может:

  • перевести сотрудников этого подразделения с их согласия в другое подразделение или в головной офис;
  • уволить этих сотрудников.

Если обособленное подразделение и сама организация находятся в пределах административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта, то сотрудников подразделения увольняют по правилам сокращения. А если обособленное подразделение и организация расположены в разных местностях, то увольнение должно проходить по правилам ликвидации организации (ст. 81 ТК РФ). Между этими двумя процедурами есть различия. Например, это касается необходимости предлагать сотрудникам перед увольнением другие вакансии, имеющиеся в этой местности (ст. 180 ТК РФ).

Подробно об увольнении работников при ликвидации обособленного подразделения мы рассказали .

Ликвидация подразделения в организации: уплата налогов

Важно полностью произвести расчет по налогам и взносам, уплачиваемым через обособленное подразделение. Напомним, какие окончательные расчеты могут понадобиться:

  • необходимо уплатить в бюджет по месту нахождения подразделения удержанный с доходов работников обособленного подразделения НДФЛ и подать расчет 6-НДФЛ за последний квартал работы обособленного подразделения. О том, как сдать 6-НДФЛ по закрытому обособленному подразделению, вы можете прочитать ;
  • нужно сдать справки 2-НДФЛ за работников закрытого обособленного подразделения. Срок подачи справок – общий;
  • понадобится сдать расчет по страховым взносам и расчет 4-ФСС за последний квартал работы закрытого обособленного подразделения. При необходимости доплатите взносы, начисленные с выплат работников обособленного подразделения;
  • декларацию по налогу на прибыль нужно будет сдавать до конца года. После закрытия подразделения декларация сдается в ИФНС по месту учета организации (п. 2.7 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утв. Приказом ФНС от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@). Безусловно, необходимо полностью перечислить в бюджет по месту нахождения подразделения налог на прибыль, уплачиваемый в региональный бюджет (Письмо ФНС от 28.05.2019 N СД-4-3/10244@);
  • при необходимости нужно сдать декларации по транспортному налогу, по налогу на имущество, по земельному налогу и доплатить налоги (Письмо ФНС от 10.06.2019 N БС-4-21/11151@).

О соотношении понятий «упразднение государственного органа» и «ликвидация юридического лица»

Бевзенко Роман, кандидат юридических наук.

Судебная практика окружных судов не дает единообразного ответа на вопрос: равнозначны ли понятия «упразднение» и «ликвидация» государственного органа? В статье предложены пути законодательного урегулирования правовых последствий упразднения государственного органа.

Административные реформы, которые следуют одна за другой уже на протяжении нескольких последних лет, зачастую поднимают вопросы, которые слабо связаны или вообще не связаны с собственно административным правом и государственным управлением, а представляют интерес в основном для цивилистов. Главный и наиболее злободневный из них заключается в определении гражданско-правового содержания понятия «упразднение органа государственного управления», которое весьма часто употребляется в правовых актах, регулирующих административную реформу.

Гражданско-правовой статус государственного органа

Однако прежде чем обратиться к разрешению этого вопроса, который, собственно, и составляет предмет настоящей статьи, мы сочли целесообразным обсудить правовое положение органа государственного управления с точки зрения его гражданско-правовой личности (гражданско-правового положения). Если быть еще более точным, проблема состоит в возможности (либо невозможности) признания государственного органа юридическим лицом.

В частности, в исследованиях, посвященных юридической личности органов государственной власти, подвергается сомнению возможность признания органа государственной власти юридическим лицом. Этот тезис обосновывается, в частности, следующим соображением: государственные органы действуют от имени государства и осуществляют функции, которые принадлежат государству. В связи с этим государственные органы не могут быть признаны юридическим лицом.

С.А. Зинченко и В.В. Галов полагают, что государственные и муниципальные органы в гражданском обороте не предстают юридическими лицами, а выступают субъектами с правами юридического лица, объем которых определяется существующим правопорядком исходя из публичных задач, целей, интересов государства, общества, муниципалитета <1>. Кроме того, эти авторы предлагают разграничивать два случая: когда субъект права является юридическим лицом и когда субъект права обладает правами юридического лица <2>.

<1> Зинченко С., Галов В. Юридическое лицо и правовой статус органов государственного и муниципального управления (вопросы соотношения) // Хозяйство и право. 2006. N 11. С. 116.
<2> Зинченко С., Галов В. Указ. соч. // Хозяйство и право. 2006. N 10. С. 109.

Высказанное авторами мнение о том, что государственный орган не должен признаваться юридическим лицом, следует поддержать. В самом деле, государственный орган не имеет собственных целей и задач, он действует от имени государства и в интересах общества и государства. Иными словами, у государственного органа нет правовой потребности в том, чтобы отделять себя от юридической личности государства.

Кроме того, к этому рассуждению можно добавить и довод общего логического характера: ведь орган чего-либо — это часть чего-то целого, его «голова, руки и ноги». Иначе говоря, орган не может быть отделен от того, чью правоспособность он реализует. Эта довольно простая мысль нашла свое отражение в позиции ВАС РФ по вопросу о том, являются ли сделки, совершенные органом юридического лица, сделками, совершенными представителем. В ранней практике Президиума ВАС РФ такие сделки признавались недействительными на основании п. 3 ст. 182 ГК РФ и, следовательно, субъект, подписавший договор с обеих сторон, считался представителем юридического лица <3>.

<3> См., например: Постановление Президиума ВАС РФ от 27.01.1998 N 7035/97; информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21.04.1998 N 33 (п. 13).

Впоследствии позиция высшей судебной инстанции изменилась: в нескольких делах было обращено внимание нижестоящих судов на то, что поскольку юридическое лицо приобретает права и обязанности через свои органы, то органы юридического лица не могут рассматриваться в качестве представителей последнего <4>.

<4> См., например: Постановления Президиума ВАС РФ от 09.02.1999 N 6164/98, от 21.09.2005 N 6773/05, от 01.11.2005 N 9467/05, от 06.12.2005 N 9341/05, от 11.04.2006 N 10327/05.

Данный подход является, безусловно, правильным и применимым не только к органам частных юридических лиц, но и к органам государства. Таким образом, государственный орган не может и не должен признаваться юридическим лицом.

Однако действующее законодательство, увы, исходит из противоположной посылки: органы государственной власти признаются юридическими лицами или по крайней мере объявляются субъектами, имеющими права юридического лица.

Примеры такого подхода столь многочисленны, что мы приведем лишь некоторые из них. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 4, 20, далее — Закон) законодательный и исполнительный органы власти субъекта РФ обладают правами юридического лица.

Аналогичные правила установлены в отношении представительного органа местного самоуправления и местной администрации (ст. 35 и 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В соответствии с Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» МИД РФ является юридическим лицом (п. 13). Аналогичным образом решен вопрос статуса МВД, Минюста, МЧС, Минкультуры, Минфина, федеральных служб и агентств. Действующее законодательство об арбитражных судах РФ также устанавливает, что арбитражный суд является юридическим лицом (ст. 50 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).

Следовательно, не вызывает никаких сомнений то, что гражданско-правовой статус государственного органа должен регулироваться положениями гл. 4 «Юридические лица» ГК РФ, так как они все объявлены юридическими лицами.

Государственный орган: упразднение или ликвидация

На почве признания государственного органа юридическим лицом возникает вполне логичный вопрос: является ли упразднение государственного органа ликвидацией юридического лица в смысле ст. 61 ГК РФ?

Напомним, что законодатель никогда (или практически никогда) не употребляет выражения «ликвидировать министерство», «ликвидировать службу», «ликвидировать агентство» или «ликвидировать суд». Вместо слова «ликвидировать» используется термин «упразднить». Однако этот термин неизвестен ГК РФ, который «знает» только одну процедуру прекращения юридических лиц — ликвидацию.

Наиболее остро вопрос о правовой природе упразднения государственных органов встал перед арбитражными судами в ходе проведения в РФ административной реформы в 2004 г. <5>. В частности, перед судами, рассматривавшими споры с участием органов, которые подлежали упразднению, были поставлены вопросы о возможности либо невозможности преемства прав и обязанностей (как материальных, так и процессуальных) упраздненных органов государственной власти вновь образуемыми государственными органами, на которых возлагаются те же функции, которые выполняли упраздненные государственные органы.

<5> Указ Президента РФ от 09.03.2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

ВАС РФ в письме от 19 июля 2004 г. N С1-7/уп-905 (далее — письмо) разъяснил, что производство по делам, по которым от имени РФ выступали упраздненные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, не может быть прекращено по мотиву упразднения соответствующего федерального органа. В названных случаях к участию в арбитражном деле вместо упраздненных должны допускаться федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), которым переданы соответствующие функции упраздняемых федеральных органов.

Таким образом, в письме правовая природа упразднения государственного органа не получила какой-либо правовой квалификации. Однако, на наш взгляд, сама по себе возможность преемства в процессуальных отношениях, которая была подтверждена ВАС РФ, означает и возможность преемства в материально-правовых отношениях (т.е. в отношениях, из которых возник соответствующий спор). Следовательно, упразднение государственного органа не влечет за собой его ликвидацию в соответствии со ст. 61 ГК РФ.

Судебная практика окружных судов не дает единообразного ответа на вопрос о том, является ли упразднение государственного органа его ликвидацией либо эти понятия неравнозначны. Причем различные подходы к понятию «упразднение» наблюдаются даже в пределах одного окружного суда.

Так, в одном из дел ФАС Московского округа признал, что упразднение государственного органа не означает его ликвидации в смысле ст. 61 ГК РФ, поскольку передача функций от одного государственного органа к другому влечет за собой и переход прав и обязанностей <6>.

<6> Постановление ФАС Московского округа от 26.12.2002 по делу N КГ-А40/8491-02.

В другом деле ФАС Северо-Западного округа указал, что упразднение государственного органа не свидетельствует о том, что его функции и полномочия не переданы другим организациям. Поэтому к упразднению государственного органа не применяются положения ГК РФ, регулирующие порядок ликвидации юридического лица <7>. Еще в одном деле тот же суд указал, что при упразднении государственного органа имеет место правопреемство во всех правоотношениях, в которых состоял упраздненный государственный орган <8>.

<7> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.09.2006 по делу N А42-2142/2005.
<8> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.02.2006 по делу N А05-4209/04-21.

ФАС Северо-Кавказского округа также высказался в пользу понимания упразднения государственного органа и передачи его функций вновь образованному органу как ситуации универсального правопреемства <9>.

<9> Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.01.2006 по делу N Ф08-6140/2005.

И наконец, ФАС Уральского округа в одном из недавних постановлений также признал, что упразднение государственного органа производится в особом порядке с передачей его функций и полномочий вновь образуемому государственному органу, поэтому общие положения ГК РФ о ликвидации юридического лица должны применяться с учетом названных особенностей. Суд также указал, что перераспределение РФ функций органов власти не прекращает и не изменяет гражданских правоотношений, в которых состоят названные органы <10>.

<10> Постановление ФАС Уральского округа от 14.11.2006 по делу N Ф09-10193/06-С4.

Однако существуют дела, в которых суды признавали, что упразднение государственного органа означает его ликвидацию в соответствии со ст. 61 ГК РФ, а государственный орган, которому были переданы полномочия упраздненного органа, не является его правопреемником.

Так, например, к этому выводу пришел ФАС Восточно-Сибирского округа в деле N А10-5608/06-Ф02-1772/07 от 12 апреля 2007 г., указавший, что применение термина «упразднить» вместо «ликвидировать» не влияет на суть совершенного юридически значимого действия. Однако особенностью данного дела является то, что в правовом акте, которым был упразднен государственный орган, содержались также и положения о необходимости создания ликвидационной комиссии. Окружной суд подчеркнул, что ликвидационная комиссия осуществляет ликвидацию юридического лица, следовательно, государственный орган был ликвидирован посредством упразднения. Вывод о том, что упразднение предполагает ликвидацию юридического лица, высказывался судом и в более ранних делах <11>.

<11> Постановление ФАС Поволжского округа от 08.02.2005 по делу N А65-7789/2004-СГ3-12.

К схожему выводу пришел ФАС Московского округа, который указал, что в соответствии со ст. 61 ГК РФ упразднение государственного органа влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам <12>.

<12> Постановление ФАС Московского округа от 08.09.2005 по делу N КГ-А40/6238-05.

ФАС Северо-Западного округа в одном из дел также высказал мнение о том, что упразднение государственного органа и возложение на другой государственный орган полномочий упраздненного органа не влекут за собой правопреемства в правах и обязанностях. Суд указал, что упразднение государственного органа означает его ликвидацию как юридического лица <13>.

<13> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.09.2005 по делу N А56-15455/04.

Весьма противоречивой является позиция ФАС Уральского округа, высказанная им в деле N Ф09-3402/05-С4 от 14 ноября 2005 г. В нем суд, с одной стороны, допустил возможность правопреемства между упраздненным и вновь образованным органом, указав, с другой стороны, что упразднение государственного органа является разновидностью ликвидационной процедуры.

Из изложенного выше можно сделать вывод о том, что правовые последствия упразднения государственного органа действующим законодательством не урегулированы, т.е. имеет место пробел в законе. Указанный пробел должен быть восполнен следующим образом.

Государственный орган имеет одновременно два статуса: публично-правовой (как государственный орган, уполномоченный на отправление от имени государства правосудия) и частноправовой (как юридическое лицо, создаваемое в форме учреждения, самостоятельно выступающее от собственного имени в гражданском обороте).

Под упразднением государственного органа можно понимать прекращение публично-правового статуса арбитражного суда как государственного органа, не затрагивающее его частноправовой статус (как юридического лица).

Следовательно, после прекращения публично-правового статуса государственного органа вопросы гражданско-правового статуса арбитражного суда как государственного учреждения могут решаться его учредителем (т.е. государством) по собственному усмотрению. Учредитель может принять решение о ликвидации учреждения (в связи с отпадением необходимости в функционировании учреждения как юридического лица), его преобразовании либо переименовании для целей будущего наделения иным публично-правовым статусом.

Сокращение служащих при реорганизации государственного органа

Давыдова Е. В., эксперт журнала

Журнал «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения» № 4/2019 год

Реорганизация юридического лица – прекращение или иное изменение его правового положения, влекущее отношения правопреемства. Порядок реорганизации юридического лица закреплен в ст. 57 – 60 ГК РФ. Однако реорганизация государственных органов имеет свои нюансы и практически всегда сопровождается сокращением численности или штата. В статье рассмотрим, что такое реорганизация государственного органа и в каком порядке происходит сокращение его служащих при этом.

Реорганизация юридических лиц.

В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Осуществляется реорганизация в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Эти формы могут и сочетаться.

Реорганизация может проходить с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если Гражданским кодексом или другим законом преду­смотрена возможность преобразования юридического лица одной из организационно-правовых форм в юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Ограничения реорганизации юридических лиц устанавливаются законом. Для некоторых компаний (например, кредитных, страховых, клиринговых) особенности реорганизации определены законами, регулирующими деятельность в соответствующей сфере.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица:

  • в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц – осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда;

  • в форме слияния, присоединения или преобразования – может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Правопреемство в результате реорганизации согласно ст. 58 ГК РФ осуществляется следующим образом:

При слиянии юридических лиц

Права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу

При присоединении одного юридического лица к другому

Последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица

При разделении юридического лица

Его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц

К каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом

При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой формы

Права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей

Реорганизация государственных органов.

Государственный орган – это юридически оформленная действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для реализации задач и функций, возложенных государством. При этом государственные органы, создаваемые для выполнения властных функций, также являются юридическими лицами.

Государственный орган может быть создан путем его учреждения вновь в случае, если предоставляемые ему властные функции являются новыми и ранее не выполнялись никаким другим государственным органом или путем реорганизации в формах преобразования, слияния, присоединения, выделения и разделения.

Изменение системы органов государственной власти, которое скорее можно назвать реструктуризацией, а не реорганизацией, идет уже давно – в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее – Указ № 314). Этим указом было образовано более 40 новых органов (сейчас некоторые из них уже не существуют). Как правило, образуемый государственный орган наделяется полномочиями по выполнению функций, которые до его создания выполнялись другими органами государственной власти.

На основании Указа № 314 можно выделить несколько способов реструктуризации:

  1. Упразднение государственного органа. Указом № 314 были упразднены, например Министерство по антимонопольной политике, Министерство имущественных отношений РФ, Министерство культуры РФ, Министерство образования РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство труда и социального развития РФ и т. д.

При этом их полномочия были переданы вновь созданным органам, например:

  • Министерству здравоохранения и социального развития РФ переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства здравоохранения и Министерства труда и социального развития;

  • Министерству культуры и массовых коммуникаций переданы функции упраздненных Министерства культуры и Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Некоторые полномочия передавались уже существующим органам, например, при упразднении Федеральной службы железнодорожных войск РФ ее функции были переданы Министерству обороны РФ.

Упразднение госоргана осуществляется по правилам ликвидации с образованием ликвидационной комиссии, составлением и представлением вышестоящему государственному органу ликвидационного (а в некоторых случаях разделительного) баланса и внесением записи о прекращении существования юридического лица в связи с его ликвидацией в ЕГРЮЛ.

При этом прекращение существования прежних и создание новых органов сопровождается передачей прав и обязанностей в порядке правопреемства.

Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет прекращение его существования без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, упразднение государственных органов, сопровождающееся передачей прав и обязанностей другим государственным органам, не может быть признано ликвидацией с точки зрения гражданского законодательства. Данные отношения скорее можно квалифицировать как реорганизацию юридического лица в виде присоединения, разделения, разделения с последующим присоединением, преобразования с частичным слиянием или присоединением функций, полученных в результате разделения или выделения других органов.

  1. Преобразование государственного органа. Например, Министерство РФ по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу, а его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах были переданы Министерству финансов РФ. В ЕГРЮЛ были внесены записи о прекращении существования юридического лица в связи с реорганизацией и о создании юридического лица путем реорганизации.

Порядок преобразования государственных органов обычно соответствует положениям гражданского законодательства о реорганизации юридических лиц. Однако в силу п. 5 ст. 58 ГК РФ преобразование должно сопровождаться изменением организационно-правовой формы реорганизуемого юридического лица. А в данном случае организационно-правовая форма – финансируемое собственником учреждение – остается неизменной. Изменение разновидности органа государственной власти (министерство, служба, агентство) не может считаться изменением организационно-правовой формы, поэтому, по сути, в подобных случаях не могут применяться положения гражданского права о реорганизации юридического лица в форме преобразования.

Указом № 314 предусмотрено просто переименование государственного органа без реорганизации юридического лица (п. 16 – 18). Так, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности был переименован в Федеральную службу по атомному надзору. При этом было отмечено: «…без проведения организационно-штатных мероприятий».

  1. Передача части функций от существующих государственных органов вновь образуемым органам государственной власти. Например, созданной Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ были переданы функции по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства РФ.

Подобные способы реструктуризации рассматриваются как создание юридического лица без принятия прав и обязанностей в порядке правопреемства.

В более поздних указах Президента РФ уже отмечалось, что вновь созданный госорган является правопреемником упраздняемых органов. Так, согласно Указу Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Министерство внутренних дел РФ является правопреемником упраздненной Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральной миграционной службы (ФМС). При этом данным указом установлена передача МВД штатной численности ФСКН и штатной численности ФМС с сокращением ее на 30 %.

Как видим, реорганизация государственного органа осуществляется по-особому и не всегда соответствует положениям ГК РФ. В частности, предусмотрена такая форма ликвидации, как упразднение, когда полномочия от упраздняемого органа переходят к другому – вновь созданному или уже существующему органу. И в этом случае можно сказать, что произошла реорганизация в форме слияния. В любом случае считаем, что со стороны законодательства данная ситуация требует специальной нормативно-правовой регламентации.

Как бы то ни было, и при упразднении, и при реорганизации в любой форме без сокращения служащих не обходится. Как оно происходит – расскажем далее.

Порядок сокращения гражданских служащих.

Сразу отметим, что сокращение в связи с реорганизации государственных гражданских служащих упраздняемого или реорганизуемого госоргана осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ) и Правилами предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 № 822 (далее – Правила).

К сведению:

Если в государственном органе трудились работники, не являющиеся госслужащими, сокращение происходит в соответствии с нормами Трудового кодекса.

В силу ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения со служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, продолжаются в случае предоставления такому служащему с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в органе, которому переданы функции упраздненного органа, либо в другом государственном органе. При этом необходимо учитывать:

  • уровень его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;

  • уровень его профессионального образования, продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа служащих, замещающих сокращаемую должность или должность в упраздняемом органе, предупреждает представитель нанимателя персонально и под подпись не менее чем за два месяца до увольнения. Причем представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить увольняемому все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в органе, которому переданы функции упраздненного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направления подготовки.

В случае отсутствия таких должностей в указанных органах служащему могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правилами.

Согласно ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности, предоставляется преимущественное право на замещение должности гражданской службы.

В силу ч. 3 ст. 31 Закона № 79-ФЗ в течение двухмесячного срока уведомления о сокращении в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со ст. 48 Закона № 79-ФЗ. По результатам такой аттестации служащим, обладающим преимущественным правом на замещение должности, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Вакансии в другом госоргане.

Согласно Правилам кадровая служба органа, в котором происходит сокращение в связи с реорганизации должностей, или органа, которому переданы функции упраздненного органа, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством официального сайта федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации», на котором размещаются списки вакантных должностей государственной гражданской службы в государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии – должности в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах РФ.

При поиске необходимо учитывать категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности, область и вид его профессиональной служебной деятельности, уровень его квалификации, профессионального образования и стаж государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.

Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему под подпись уведомление, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей.

Служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением подает в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.

Анкета составляется по форме, предусмотренной Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации».

Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить государственному органу, в котором сокращаются должности или которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности и дата окончания двухмесячного срока. Также прикладывается анкета служащего.

Кадровая служба государственного органа, получившего письмо, не позднее трех рабочих дней со дня его получения направляет ответ о готовности рассмотрения кандидатуры гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры (с обоснованием). Если представитель нанимателя государственного органа или уполномоченного им лица готов рассмотреть кандидатуру служащего, в ответе указывается информация о месте, дате и времени проведения собеседования.

Переписка между государственными органами может осуществляться с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом.

Информация, поступившая от государственного органа, доводится кадровой службой до сведения служащего под подпись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

Обратите внимание:

Расходы, связанные с проведением собеседования (на проезд к месту проведения собеседования и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и др.), осуществляются государственным гражданским служащим за счет собственных средств.

Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности, направляется кадровой службой этого государственного органа не позднее трех дней со дня собеседования в письменном виде в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит ответ до сведения служащего под подпись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

Если представитель нанимателя принял решение о предоставлении служащему вакантной должности, с его согласия осуществляется перевод. При этом служащему может быть поставлено условие о прохождения им профессиональной переподготовки или повышения квалификации по образовательной программе, соответствующей области и виду профессиональной служебной деятельности по выбранной должности государственной гражданской службы, которое будет осуществлено за счет бюджетных ассигнований, выделенных этому госоргану.

Увольнение служащего.

При отказе служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 8.2 в связи с сокращение в связи с реорганизации или по п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ в связи с упразднением госоргана.

Увольнение служащего оформляется приказом, в качестве основания которого указываются реквизиты нормативного акта государственного органа о сокращении штата или упразднении госоргана, уведомления о прекращении служебного контракта, предложения о переводе на другую должность или уведомления об отсутствии вакантных должностей, отказ от предложенной должности, иные документы. Служащий должен быть ознакомлен с приказом под подпись.

Обратите внимание:

Представитель нанимателя вправе расторгнуть со служащим контракт и до истечения двухмесячного срока с его письменного согласия, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).

В трудовую книжку вносится запись со ссылкой на п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ. Служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.

Напомним, что служащий не может быть освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в периоды пребывания в отпуске и отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью (если этот период не превышает четырех месяцев), а также в период временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

Нельзя уволить по сокращению штата беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу (Постановление КС РФ от 06.12.2012 № 31-П), и лиц с семейными обязанностями (Постановление КС РФ от 22.11.2011 № 25-П, ст. 261 ТК РФ).

Согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта в связи с сокращение штата в связи с реорганизации или упразднением государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

* * *

В заключение остается отметить, что поскольку законодательством установлены конкретные сроки уведомления служащих о сокращении или упразднении госоргана, представителю нанимателя следует в них уложиться. И так как с периодом завершения реорганизации можно ошибиться, в уведомлении о сокращении рекомендуют не указывать конкретную дату предстоящего увольнения, а написать, например: «Служебный контракт будет расторгнут в день прекращения деятельности организации в связи с ее реорганизацией в форме присоединения (слияния), но не ранее чем через два месяца с момента настоящего предупреждения».

Что касается остальных служащих, которые не подлежат увольнению, их следует уведомить о предстоящей реорганизации, в результате которой, скорее всего, изменятся некоторые условия служебного контракта, заключить дополнительные соглашения к контрактам, а запись о реорганизации внести в трудовые книжки.

«По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Л. А. Пугиевой».

«По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки В. Ю. Боровик».

Чтобы сократить расходы, петербургские компании все чаще ликвидируют свои обособленные подразделения. Для этого необходимо выполнить ряд обязательных процедур и решить юридические, кадровые, налоговые и бухгалтерские вопросы. Сделать все быстро и без ошибок помогут рекомендации ведущего специалиста ООО «ВИТ-Аудит» Анастасии Валентиновны Черепановой. Оформляем ликвидацию документально

Основные требования

Закрывая филиал или представительство, организация должна внести соответствующие изменения в устав. Они могут быть оформлены в виде самостоятельного решения либо включаться в текст решения о ликвидации представительства.

О внесении изменений необходимо уведомить орган государственной регистрации (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). В Санкт-Петербурге — это Единый центр регистрации на базе МИФНС № 15, в Ленобласти — соответствующий отдел в налоговой инспекции по месту постановки на учет. Туда нужно представить уведомление по форме № Р13002 (утв. постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439; порядок заполнения — приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16 @), а также решение о внесении изменений в учредительные документы и сами изменения.

📌 Реклама Отключить

Кроме того, в течение месяца со дня закрытия обособленного подразделения налогоплательщик-организация должна сообщить в налоговый орган о прекращении деятельности через него (п. 2 ст. 23 НК РФ). Сделать это надо письменно, заполнив и отправив в МИФНС или ИФНС по своему местонахождению сообщение согласно форме № С-09-3 (утв. приказом ФНС России от 21 апреля 2009 г. № ММ-7-6/252@; далее — приказ № ММ-7-6/252@).

Третий документ, который понадобится, — заявление по форме № 1-4-Учет (утв. приказ ФНС России от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3-09/826@). На его основании в течение 10 рабочих дней налоговый орган снимет организацию с учета по месту нахождения обособленного подразделения (п. 5 ст. 84 НК РФ).

Все перечисленные процедуры осуществляются бесплатно.

Специфика при ликвидации подразделения с отдельным балансом и счетом

📌 Реклама Отключить

Если ликвидируется обособленное подразделение, которое имеет отдельный баланс, расчетный счет и начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, дополнительно к вышеназванным следует выполнить следующие действия.

Во-вторых, предоставить в территориальные органы ПФР по месту нахождения обособленного подразделения документы для снятия с регистрационного учета: заявление (форма согласно приложению 5 к Порядку, утв. постановлением Правления ПФР от 13 октября 2008 г. № 296п) и копию решения (приказа, распоряжения) о прекращении его деятельности.

В-третьих, подать заявление о снятии организации с учета по месту нахождения закрытого обособленного подразделения в территориальный орган ФСС РФ, первый экземпляр Извещения о регистрации и заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих наступление обстоятельств, которые стали причиной снятия с учета (п. 25 Порядка регистрации, утв. постановлением ФСС РФ от 23 марта 2004 г. № 27).

📌 Реклама Отключить

Имущество, ранее закрепленное за ликвидируемым подразделением и приобретенное в процессе его хозяйственной деятельности, передается головной организации.

Нормативных требований к порядку передачи активов и составлению документов нет. Поэтому достаточно составить опись всех активов представительства и передать их по акту приемки-передачи от материально ответственного лица обособленного подразделения материально ответственному лицу головного предприятия. Документацию обособленного подразделения также следует передавать по акту и описи.

ВИДЫ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

(ст. 55 ГК РФ, ст. 11 НК РФ)

представительства — располагаются вне места нахождения юридического лица, представляют его интересы и осуществляют их защиту;

филиал — располагаются вне места нахождения юридического лица и осуществляют все его функции или их часть, в том числе функции представительства;

📌 Реклама Отключить

иные обособленные структурные подразделения, сведения о которых не указываются в учредительных документах.

Например, структурное подразделение — отдел, через который компания осуществляет деятельность; располагается по адресу, отличному от адреса (места нахождения) самой компании.

Обособленное подразделение признается таковым при наличии двух признаков: осуществление организацией деятельности через свое подразделение, территориально обособленное от места ее нахождения, и создание по месту осуществления этой деятельности оборудованных рабочих мест на срок более одного месяца.

Расформировываем штат сотрудников

Компания может перевести сотрудника обособленного подразделения на работу в другое подразделение в той же местности либо в головной офис (статьи 72, 72.1 и 73 ТК РФ) или уволить его по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации (ст. 81 ТК РФ).

📌 Реклама Отключить

Перевод

Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника (кроме временного перевода согласно ст. 72.2 ТК РФ). Его согласие не требуется, если речь идет о перемещении у того же работодателя на иное рабочее место, в другое структурное подразделение в той же местности, а также о поручении работы на другом механизме или агрегате, если это не меняет условий трудового договора.

Запрещено переводить и перемещать сотрудника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

По письменной просьбе или на основании письменного согласия сотрудник может быть переведен на постоянную работу к другому работодателю. При этом трудовой договор на прежнем месте работы прекращается (п. 5 ст. 77 ТК РФ).

Увольнение в связи с ликвидацией

Такой вариант разрыва отношений допустим, если работника с его письменного согласия нельзя перевести на другую работу, которую он может выполнять с учетом состояния здоровья. При этом могут предлагаться вакантные должности или работа, как соответствующие квалификации сотрудника, так и нижестоящие и нижеоплачиваемые, — все, которые имеются в данной местности.

📌 Реклама Отключить

Предложение вакансий в других местностях возможно, если коллективный договор, соглашения или трудовые договоры содержат соответствующий пункт.

Об увольнении в связи с ликвидацией работников необходимо уведомить под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ст. 180 ТК РФ).

Разбираемся с налогообложением

Налог на прибыль

Если обособленное подразделение ликвидируется в течение года, при подаче деклараций и уплате налога на прибыль необходимо учитывать разъяснения Минфина России (см. письмо от 5 марта 2007 г. № 03-03-06/2/43) и ФНС России (см. письмо от 16 декабря 2005 г. № 02-4-12/93@).

Авансовые платежи и налог за год в федеральный бюджет целиком уплачиваются по месту нахождения головной организации без распределения по обособленным подразделениям; в бюджеты субъектов РФ — по месту нахождения и подразделения, и организации, исходя из доли прибыли, которая приходится на каждого из них без учета подразделения.

📌 Реклама Отключить

ПРИМЕР 1:

У ООО «Круиз» (далее — ГП) есть обособленное подразделение (далее — ОП), которое выделено на отдельный баланс и имеет расчетный счет. Головная организация и подразделение зарегистрированы в разных МИФНС по Санкт-Петербургу.

В мае 2009 года принято решение о закрытии ОП. 1 июня получено уведомление о том, что оно снято с налогового учета.

Компания исчисляет ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль, исходя из фактически полученной прибыли. Отчетные периоды — месяц, два месяца, три месяца и т.д. до окончания календарного года.

Налоговая ставка — 20%, из которых 2% идет в федеральный бюджет, 18% — в бюджет Петербурга.

Последним отчетным периодом для ОП является январь-май 2009 года. Налоговая база за этот период в целом по организации составила 5 000 000 руб. Доля прибыли ГП — 80%, ОП — 20%.

В декларациях по налогу на прибыль за январь-май, представляемых в инспекции ГП и ОП, будут отражены следующие показатели:

📌 Реклама Отключить

налоговая база для исчисления налога — 5 000 000 руб.;

сумма исчисленного налога на прибыль в бюджет Петербурга по ставке 18% — 900 000 руб.

Приложение к декларации будет выглядеть так:

Показатели Декларация
по ГП
Декларация
по ОП
налоговая база в целом по организации 5 000 000 5 000 000
доля налоговой базы, % 80 20
налоговая база, исходя из доли 4 000 000 1 000 000
сумма налога 720 000 180 000

Обязанность уплачивать налог на прибыль и авансовые платежи по ликвидированному обособленному подразделению и представлять соответствующие декларации прекращается в том отчетном периоде, в котором налоговый орган уведомил организацию, что она снята с учета по месту нахождения закрытого подразделения. 📌 Реклама Отключить

За следующие после ликвидации отчетные периоды, а также за текущий налоговый период организация не платит авансы по бывшему месту нахождения обособленного подразделения. Декларацию в налоговый орган она представляет по месту своего нахождения (учета) (приказ Минфина России от 5 мая 2008 г. № 54н).

НДФЛ

Обособленные подразделения, которые имеют отдельный баланс и расчетный счет, самостоятельно удерживают НДФЛ с доходов работников и перечисляют его по месту нахождения. При этом сведения о доходах всех работников в налоговый орган подает головная организация по месту своего нахождения.

Если налог ошибочно перечислен по месту нахождения головной организации, налоговые органы пытаются привлечь компанию к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ (налоговый агент не удержал и не перечислил налог). Однако ВАС РФ в постановлении от 23 августа 2005 г. № 645/05 указал: несмотря на то, что порядок перечисления НДФЛ в данном случае нарушен, обязанность по его уплате исполнена и санкции неправомерны.

📌 Реклама Отключить

В то же время суд говорит о необходимости уплатить недоимку по налогу и пени за несоблюдение сроков перечисления, поскольку НДФЛ не поступил в бюджет региона, где состоит на учете обособленное подразделение. Региональные арбитры в подобных ситуациях тоже часто поддерживают налогоплательщиков (см., например, постановление ФАС СЗО от 4 февраля 2008 г. по делу № А56-29822/2006).

В случае ликвидации обособленного подразделения, так как его сотрудники увольняются или переводятся на другую работу, зарплата начисляется и НДФЛ удерживается по новому месту работы.

Налог на имущество организаций

Как только подано заявления о снятии с налогового учета обособленного подразделения, все числящееся на его балансе имущество должно быть передано головной организации. С момента получения соответствующего уведомления оно будет учитываться при расчете среднегодовой стоимости имущества и суммы налога, который уплачивается в бюджет по месту нахождения головного предприятия.

📌 Реклама Отключить

Организация имеет право посчитать сумму налога на имущество с учетом ранее начисленных авансовых платежей и представить в налоговый орган декларацию по ликвидированному подразделению в течение календарного года до срока ее подачи, установленного пунктом 3 статьи 386 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 16 сентября 2004 г. № 03-06-01-04/32).

ПРИМЕР 2:

Воспользуемся условиями примера 1.

Организация уплачивает авансовые платежи по налогу на имущество.

Отчетные периоды — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговый период — календарный год.

Налоговая ставка — 2,2%. За I квартал 2009 года уплачен авансовый платеж по обособленному подразделению в размере 19 043 руб.

Остаточная стоимость основных средств ООО «Круиз» за первое полугодие:

Дата Остаточная стоимость основных средств, руб.
ГП ОП Всего
1 января 7 000 000 5 000 000 12 000 000
1 февраля 6 000 000 3 000 000 9 000 000
1 марта 8 000 000 2 850 000 10 850 000
1 апреля 8 000 000 3 000 000 11 000 000
1 мая 8 000 000 2 500 000 10 500 000
1 июня 10 300 000 10 300 000
1 июля 12 000 000 12 000 000
среднегодовая стоимость имущества обособленного подразделения на дату его снятия с учета 1 257 692 (5 000 000 + 3 000 000 + 2 850 000 + 3 000 000 + 2 500 000)/13)
сумма налога подлежащего уплате в бюджет по итогам года 27 669 (1 257 692 х 2,2%)

Таким образом, с учетом авансового платежа за I квартал необходимо доплатить 8626 руб. (27 669 руб. – 19 043 руб.). 📌 Реклама Отключить

Транспортный налог

Если на ликвидируемое обособленное подразделение организации зарегистрированы транспортные средства, оно обязано платить транспортный налог по своему местонахождению (письмо Минфина России от 16 апреля 2007 г. № 03-05-06-04/ 20).

В случае перерегистрации автомобиля на головную фирму плательщиком становится последняя.

Когда транспортное средство снимается с учета в одном субъекте РФ и регистрируется (перерегистрируется) на того же налогоплательщика в другом субъекте РФ, и это происходит в одном месяце, местом нахождения автомобиля следует считать

место его регистрации по состоянию на первое число данного месяца (письмо Минфина России от 27 марта 2007 г. № 03-05-06-04/16). Там же надо платить транспортный налог.

Важный момент. Так как по российскому законодательству (п. 2 ст. 11; второй абзац ст. 19 НК РФ) для целей налогообложения обособленные подразделения не признаются организациями, а только исполняют их обязанности по уплате налогов и сборов, к ответственности за ненадлежащее исполнение требований Налогового кодекса РФ может быть привлечена лишь головная организация (п. 1 ст. 107 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

Правильно ведем бухгалтерский учет

Рассмотрим проводки, которые необходимо сделать в случае ликвидации обособленного подразделения организации.

ПРИМЕР 3:

Воспользуемся условиями примера 1.

Сотрудники обособленного подразделения ООО «Круиз» переведены в головную организацию.

Задолженность по зарплате равна 30 000 руб. На момент ликвидации на расчетном счете ОП было недостаточно средств для погашения кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками (всего — 20 000 руб.). Дебиторская задолженность составляет 16 000 руб.

В мае 2009 года имущество на сумму 4 000 000 руб. (первоначальная стоимость) передано с баланса ОП на баланс ГП. Общая сумма начисленной амортизации по объектам основных средств —

1 500 000 руб.

Поскольку ОП выделено на отдельный баланс, организация отражает расчеты с данным подразделением, используя счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» и субсчета 79-1 «Расчеты по выделенному имуществу», 79-2 «Расчеты по текущим операциям» (Инструкция по применению Плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31 января 2000 г. № 94н).

📌 Реклама Отключить

При ликвидации в бухгалтерском учете ОП производятся следующие записи:

Д20 К70 — 30 000 руб.— начислена зарплата сотрудникам подразделения;

Д68 К70 — 3 900 руб. — удержан НДФЛ с начисленной зарплаты;

Д68 К51 — 192 528 руб. — погашена задолженность по налогам перед бюджетом;

Д50 К51 — 26 100 руб. — получены наличные денежные средства с расчетного счета для расчетов с сотрудниками;

Д70 К50 — 26 100 руб. — произведен расчет с сотрудниками;

Д79-2 К62,76 — 16 000 руб. — списана сумма дебиторской задолженности;

Д62,76 К79-2 — 20 000 руб. — списана сумма кредиторской задолженности;

Возврат имущества в головную организацию отражается следующими записями:

Д79-1 К01 — 4 000 000 руб.— списана первоначальная стоимость основных средств;

Д02 К79-1 — 1 500 000 руб. — списана сумма начисленной амортизации.

Увольнение при ликвидации структурного подразделения

В состав бюджетного учреждения входят три обособленных подразделения, расположенных в разных городах. Учредителем принято решение о прекращении деятельности одного из обособленных подразделений, работникам которого предложена работа в двух оставшихся обособленных подразделениях.


— Изменения в оплате труда в ГУ
—Возмещение ущерба по вине работника

Однако работники настаивают на увольнении по сокращению штата с выплатой пособия, несмотря на то что штатные единицы в нашем случае не сокращаются. Правомерны ли их требования и какими должны быть действия работодателя?

Условие о месте работы в трудовом договоре.

Решение работодателем вопроса с работниками при прекращении деятельности обособленного подразделения будет зависеть от того, каким образом прописано в трудовом договоре условие о месте работы.

Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательным для включения в трудовой договор является условие о месте работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, – о месте работы с указанием наименования обособленного структурного подразделения и его местонахождения.

В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Переводом на другую работу в соответствии со ст. 72.1 ТК РФ является постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем.

Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев временного перевода по причине катастрофы природного или техногенного характера, а также случаев простоя.

Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет изменения определенных сторонами условий трудового договора. При этом необходимо иметь в виду, что под структурными подразделениями понимаются как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки, магазины и т. д., а под другой местностью – местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.

Таким образом, если в трудовом договоре с работником в качестве места работы указаны конкретное структурное подразделение и его адрес, а работодатель предлагает ему работу в обособленных подразделениях, расположенных в других городах, это будет являться переводом, а не перемещением, поскольку структурные подразделения расположены в другой местности.

Данная позиция отражена в п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 и Определении Московского областного суда от 15.06.2010 по делу № 33-11570.

Если же в трудовом договоре в качестве места работы указано только наименование организации и адрес, но отсутствуют сведения о месте работы в обособленном структурном подразделении, работа в обособленном подразделении организации, расположенном в той же местности, которая указана в трудовом договоре, не будет считаться переводом на другую работу.

Согласие работника на работу в структурном подразделении, место нахождения которого совпадает с местом нахождения организации, указанным в трудовом договоре, и изменение условий договора не требуются, так как работник будет продолжать работать в той же организации, но без указания обособленного структурного подразделения в качестве места работы.

Однако следует обратить внимание, что если работа в другом структурном подразделении будет связана с изменением трудовой функции работника или других условий трудового договора, то к таким отношениям должны применяться правила о переводе (ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ). Понятие трудовой функции определено в ст. 15 ТК РФ. Кроме того, необходимо иметь в виду, что ч. 4 ст. 72.1 ТК РФ запрещает переводить и перемещать работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Увольнение при ликвидации: основания для расторжения договора.

Если обособленное подразделение, указанное в трудовом договоре в качестве места работы, прекращает свою деятельность, трудовой договор может быть расторгнут по двум основаниям:

1. Пункт 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ – отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (ч. 4 ст. 74 ТК РФ).

Руководствуясь ст. 74 ТК РФ, работодатель может произвести изменение определенных сторонами условий трудового договора по собственной инициативе (за исключением изменения трудовой функции работника) только в случае, когда определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства и др.).

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора и о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ.

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у него работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель должен предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с выплатой выходного пособия работнику в размере двухнедельного среднего заработка на основании абз. 6 ч. 3 ст. 178 ТК РФ.

Однако при прекращении трудового договора на основании п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ работодатель должен в случае спора представить доказательства того, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда, например изменений в технике и технологии производства, совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства, и не ухудшало положения работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения (п. 21 Постановления Пленума ВС РФ № 2).

2. Пункт 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – по инициативе работодателя трудовой договор может быть расторгнут при ликвидации организации (увольнение при ликвидации) либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем.

Увольнение при ликвидации по указанной статье возможно, так как в соответствии с ч. 4 ст. 81 ТК РФ в случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации.

Но в случае прекращения деятельности обособленного подразделения нужно иметь в виду, что подразделение юридического лица может считаться обособленным, если оно отвечает требованиям, содержащимся в ст. 55 ГК РФ.

Что является обособленным подразделением?

В соответствии со ст. 55 ГК РФ общими для представительств и филиалов признаками являются следующие: они расположены вне места нахождения юридического лица, представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту; наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений; имеют руководителей, назначаемых юридическим лицом и действующих на основании его доверенности; подлежат указанию в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных либо иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более месяца.

Кроме того, организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения в соответствии со ст. 83 НК РФ.

Таким образом, для того чтобы расторгнуть трудовые договоры с работниками по причине прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения учреждения, расположенного в другой местности (произвести увольнение при ликвидации), необходимо, чтобы данное обособленное подразделение отвечало указанным выше признакам, а в трудовом договоре с работником были указаны в качестве места работы конкретное обособленное структурное подразделение и его адрес.

В противном случае при наличии спора суд может признать увольнение при ликвидации незаконным на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ по причине непризнания структурного подразделения обособленным (Кассационное определение Псковского областного суда от 08.06.2010 № 33-625).

Также работодатель должен иметь в виду, что при расторжении трудового договора в связи с прекращением деятельности обособленного структурного подразделения необходимо совершить все те действия, которые предусмотрены при увольнении при ликвидации организации.

К данным действиям относится предупреждение работодателем работников в соответствии с ч. 2 ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с прекращением деятельности филиала персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения двухмесячного срока, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Также работодатель в соответствии с ч. 1 ст. 178 ТК РФ должен при расторжении трудового договора в связи с прекращением деятельности обособленного подразделения (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) выплатить увольняемому работнику выходное пособие в размере среднего месячного заработка. При этом за работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Трудовым или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

В заключение хочется добавить, что в случае наличия в трудовом договоре условия о работе в обособленном подразделении с указанием его адреса перевод работников для работы в обособленных подразделениях, расположенных в другой местности, возможен только с их согласия и путем внесения сведений об изменении места работы в трудовой договор.

Однако требование работников об увольнении при ликвидации обособленного подразделения, а также по сокращению штата незаконно, поскольку увольнение по этому основанию может производиться только по инициативе работодателя. Если работодатель готов предоставить работникам работу в другом обособленном подразделении, их увольнение может быть произведено только на основании п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора).

Миронова А. Р.,
руководитель юридического департамента КГ «Аюдар»