Ликвидация по решению суда

Каков порядок ликвидации некоммерческой организации — фонда? Какова процедура, сроки и место проведения, а также необходимые документы?

30 мая 2018

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация (далее — НКО) может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Законом N 7-ФЗ и другими федеральными законами. Условно в процедуре ликвидации фонда выделить следующие этапы.

1. Принятие решения о ликвидации

В силу прямого указания закона (п. 2 ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона N 7-ФЗ) решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:
— если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
— если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
— в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
— в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Рассмотрение дел о ликвидации фондов подведомственно судам общей юрисдикции (п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 N 11, п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64). Заявление о ликвидации фонда подается в районный суд по месту нахождения организации. При этом с заявлением вправе обратиться не только уполномоченные органы или его должностные лица, но и иные заинтересованные лица, в частности учредители фонда (смотрите также Апелляционное определение Московского городского суда от 06.02.2017 N 33-3711/17)*(1).
По общему правилу гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд (ст. 154 ГПК РФ).
Суд, принимая решение о ликвидации фонда, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами фонда.

2. Уведомление о начале процедуры ликвидации

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение 3 рабочих дней после даты его принятия обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее — регистрирующий орган), для внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
С учетом норм п.п. 1 и 2 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации фонда принимается органом власти, уполномоченным в сфере регистрации НКО, то есть Министерством юстиции РФ (подп. 1 п. 1 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»).
В силу п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ), приказа Минюста России от 07.05.2013 N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее — Приказ N ММВ-7-6/25@), утвердившим формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, в течение 3 рабочих дней после даты вступления в законную силу решения суда о ликвидации фонда руководителю ликвидационной комиссии (ликвидатору) надлежит представить в соответствующее территориальное управление Министерства юстиции РФ (далее — Территориальное управление) следующие документы:
— уведомление о ликвидации юридического лица по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@;
— решение суда о ликвидации фонда и формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) фонда;
— протокол заседания руководящего органа фонда, на котором принято решение по вопросу о ликвидации фонда.
Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Поскольку к моменту направления в Территориальное управление уведомления ликвидационная комиссия уже сформирована (ликвидатор назначен), заявителем в этом случае выступает, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. «г» п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 14.2.05.18 правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенных 30.01.2014 в федеральном разделе информационного ресурса «База данных «Вопрос-Ответ» и направленных письмом ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645 (далее — Правовые позиции)).
Территориальным управлением принимается решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации и сведений о назначении ликвидатора НКО. При этом общий срок принятия решения — 17 рабочих дней, а направление документов в регистрирующий орган (ФНС России) осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ названной записи (п.п. 22 и 23 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 455 (далее — Административный регламент)).
Обращаем внимание, что с 01.01.2015 законодательство не предусматривает необходимости уведомлять о принятом решении о ликвидации органы контроля за уплатой страховых взносов (ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратила силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ). Также в настоящее время налоговое законодательство не обязывает организацию сообщать о принятом решении о ликвидации в налоговый орган по месту учета (смотрите письмо ФНС России от 21.10.2013 N СА-3-14/3892@).

3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале «Вестник государственной регистрации» — смотрите приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации фонда (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями фонда (п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@. В данном случае такое уведомление надлежит представить в Территориальное управление*(2).
В п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак V, указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований). Заявителем при подаче уведомления формы N P15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 14.2.05.35 Правовых позиций).
Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии какой-либо деятельности и представлении «нулевой» отчетности, при отсутствии задолженности перед кредиторами НКО должно выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у НКО отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале «Вестник государственной регистрации» будет опубликовано сообщение о ликвидации фонда.

4. Составление и утверждение ликвидационного баланса

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном п. 4 ст. 63 и ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается учредителями фонда (п. 5 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Безусловно, при отсутствии кредиторской задолженности необходимость производить расчеты с кредиторами у фонда отсутствует. Поэтому мы полагаем, что при таких обстоятельствах выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости, и оба ликвидационных баланса (промежуточный и «итоговый») могут быть составлены и утверждены одновременно.
Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием соответствующего наименования «промежуточный ликвидационный баланс» и «ликвидационный баланс» (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).
Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями соответствующих отметок на самом документе или в виде приложения к ликвидационному балансу решения о его утверждении (п. 14.2.05.49 Правовых позиций).
Отметим также, что налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица — п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ) (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@)).

5. Государственная регистрация ликвидации фонда

После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией фонда в Территориальное управление в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
— заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N P16001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;
— ликвидационный баланс;
— документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
— документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ предоставляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).
При заполнении заявления формы N P16001 необходимо учитывать положения раздела X Требований.
Кроме того, рекомендуем дополнительно представить протокол (решение) об утверждении ликвидационного баланса и копию публикации в Вестнике государственной регистрации.
В силу п. 22 Административного регламента срок предоставления государственной услуги при государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней.
Ликвидация фонда считается завершенной, а сам фонд — прекратившим свою деятельность, после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

11 мая 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Ликвидация фонда

Существует много разновидностей некоммерческих организаций, однако, особый интерес среди них вызывают именно фонды. Это, прежде всего, связано с юридическим статусом этих организаций и отсутствием специального закона, который регулирует их деятельность.

Учитывая особенности создания и функционирования фонда, а также возможное прекращение его деятельности, необходимо более детально рассмотреть вопрос, связанный с ликвидационной процедурой этой организации.

Правовой статус организации

Гражданский кодекс РФ относит фонды к категории унитарных некоммерческих организаций, у которых отсутствует членство. Подобное учреждение может быть основано гражданами или юридическими лицами.

В основе деятельности фонда всегда лежат добровольные взносы, которые носят имущественный характер и направлены на благотворительные, культурные и иные другие полезные для общества цели (ст.123.17 ГК РФ).

В то же время некоммерческая организация не лишается возможности осуществлять деятельность приносящую прибыль, если это способствует достижению основной цели, ради которой фактически и создавался фонд (ст.50 ГК РФ). Основным документом некоммерческой организации служит устав, который утверждается учредителями и обязательно должен содержать слово «фонд» в своем наименовании.

Дополнительно в уставе должны быть указаны следующие данные:

  • местонахождение фонда;
  • предмет и основные цели деятельности;
  • наличие филиалов с отображением их названия и места нахождения;
  • органы управления, включая высший, исполнительный, надзорный и контрольно-ревизионный орган управления фондом;
  • процедуру назначения должностных лиц, а также процедура их освобождения от исполнения прямых обязанностей;
  • источники формирования имущества;
  • способ внесения изменений в устав учреждения;
  • механизм ликвидации некоммерческой организации;
  • судьба имущества фонда, если он подвергнется ликвидации.

Фонд должен иметь свой самостоятельный баланс.

Организация также имеет право открывать расчетные счета в банковских учреждениях, как на территории РФ, так и за ее пределами. Для участия в гражданских правоотношениях учреждение должно обладать печатью с полным русскоязычным названием. Также допускается наличие штампов, фирменных бланков, использование собственной эмблемы и создание филиалов.

При создании некоммерческой организации или благотворительного фонда обычно не устанавливаются конкретные сроки их деятельности.

Стоит отметить, что имущество, переданное в фонд на добровольной основе, не подлежит возврату учредителям, даже если по отношению к нему будет начата процедура ликвидации. Обычно имущество, оставшееся после погашения требований кредиторов, передается на цели установленные уставом организации. При этом на учредителей не возлагается ответственность за взятые фондом обязательства перед третьими лицами, равно как и фонд не несет ответственности по обязательствам участников.

Кроме того, в обязанности учреждения входит ежегодная публикация данных относительно использования имущества, которое было передано ему добровольно. В отличие от других юридических лиц, законодатель запретил ликвидировать фонд в добровольном порядке по решению участников (ст.123.20 ГК РФ).

Увольнение персонала в случае закрытия деятельности должно происходить с соблюдением требований законодательства. Читайте о правах работников при ликвидации предприятия.

Выплата декретных при ликвидации предприятия не прекращаются. Узнайте, кто платит.

Ликвидация фонда: пошаговая инструкция

Порядок ликвидации некоммерческой организации:

  • заинтересованные лица обращаются в судебный орган;
  • суд назначает ликвидационную комиссию;
  • совершается публикация объявление в СМИ;
  • устанавливаются все существующие кредиторы;
  • подготавливается промежуточный баланс;
  • удовлетворяются требования кредиторов;
  • подготавливается ликвидационный баланс;
  • закрываются расчетные счета в банках, уничтожается печать учреждения;
  • документы организации сдаются в архив на хранение;
  • фонд подлежит снятию с регистрационного учета.

Ликвидационная процедура считается оконченной после того, как регистрирующий орган внесет соответствующую запись в ЕГРЮЛ (ст.21 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

При этом запись вноситься в реестр на основании нижеуказанных документов:

  • заявления о госрегистрации учреждения, в связи с прекращением его деятельности;
  • судебного акта о ликвидации фонда;
  • устава, свидетельства о госрегистрации некоммерческой организации;
  • окончательного ликвидационного баланса;
  • документа, подтверждающего уничтожение печати.

Инициаторы и причины

Ликвидация некоммерческой организации может быть начата на основании искового заявления со стороны заинтересованных лиц. К таким лицам относятся учредители, исполнительный, надзорный и контрольно-ревизионный орган управления. Инициатором ликвидации также может выступить орган государственной власти.

Перечень причин, по которым может быть начата ликвидационная процедура:

  1. Организация не имеет достаточно имущества, для осуществления целей, предусмотренные уставом, тогда как вероятность получения такого имущества полностью отсутствует.
  2. Учреждение не может достигнуть поставленных целей, а их коррекция не может быть осуществлена.
  3. Деятельность фонда не соответствует тем целям, которые установлены уставом.
  4. Во время регистрации организации были допущены грубые нарушения, которые имеют неустранимый характер.
  5. В иных случаях, установленных законодательством.

Также прекращение деятельности учреждения может быть осуществлено в порядке ст.65 ГК РФ. Исходя из этого, процедура ликвидации некоммерческой организации регулируется нормами ФЗ «О несостоятельности…». По общим правилам ликвидации юридических лиц, процедура банкротства может быть начата из-за невозможности организацией выполнить свои обязательства перед кредиторами более 3 месяцев подряд (ст.3 Закона).

После того как постановлением суда открывается ликвидационная процедура (ст.21 Закона), полномочия по управлению организацией переходят к арбитражному управляющему и собранию кредиторов.

К заинтересованным лицам, которые могут инициировать обращение в арбитражный суд, относятся:

  • должник или кредиторы;
  • уполномоченный орган.

Внесение записи в государственный реестр о прекращении деятельности фонда происходит в течение 5 дней после того, как поступит судебное определение в регистрирующий орган.

Подача документов в суд

Как уже говорилось, ликвидационная процедура по отношению к фонду может быть начата только в судебном порядке (ст.123.20 ГК РФ).

Для обращения в суд необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • исковое заявление (образец можно скачать здесь: Иск о ликвидации фонда (образец);
  • устав организации;
  • свидетельство о госрегистрации;
  • данные о состоянии налоговой базы;
  • ведомости об имуществе фонда;
  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • ведомости о постановке на налоговый учет;
  • данные о расчетном счете;
  • документы, подтверждающие невозможность достижения цели;
  • квитанцию об оплате госпошлины.

Иск подается по месту нахождения организации в порядке ст.131 ГПК РФ. После рассмотрения исковых требований, суд примет решение о признании фонда таким, что подлежит ликвидации и установит сроки для осуществления ликвидационной процедуры. Одновременно будет принято решение о создании комиссии, которая фактически исполнит принятое судом решение (ст.18 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Кроме того, суд в течение трех дней должен будет уведомить регистрирующий орган о принятом решении (ст.62 ГК РФ).

На основании этого уведомления в ЕГРЮЛ будут внесены ведомости о том, что организация пребывает в процессе ликвидации.

При этом, если у фонда нет имущества, и каких-либо обязательств перед третьими лицами, тогда исключение некоммерческой организации из государственного реестра может быть произведено по решению суда, но без назначения ликвидационной комиссии. В результате процедура ликвидации займет значительно меньше времени. При наличии судебного акта регистрирующий орган вынесет соответствующее распоряжение, с последующим исключением учреждения из ЕГРЮЛ. Прекращение деятельности фонда по общей процедуре занимает в среднем до 6 месяцев. Образец иска о ликвидации фонда можно посмотреть в приложенном файле.

Назначение ликвидационной комиссии

Комиссия назначается после обращения заинтересованными лицами в суд. Все полномочия по управлению ликвидируемым фондом, переходят к ликвидационной комиссии по факту ее утверждения и регулируются положениями ст.19 ФЗ «О некоммерческих организациях».

В обязанности комиссии входит:

  • размещение объявления о начале ликвидационной процедуры в СМИ;
  • выявление кредиторов и взыскание дебиторской задолженности;
  • инвентаризация имущества фонда;
  • подготовка промежуточного баланса;
  • увольнение работников организации;
  • удовлетворение кредиторских требований;
  • продажа имущества фонда, при недостаточности денег для погашения обязательств перед кредиторами;
  • подготовка ликвидационного баланса;
  • закрытие банковских счетов, уничтожение печати;
  • снятие организации с регистрационного учета, в том числе во внебюджетных фондах.

Общий порядок действий ликвидационной комиссии, включая подачу объявления в СМИ, выявление кредиторов и дебиторов, а также подготовку ликвидационного баланса, установлен предписаниями ст.63 ГК РФ.

Ликвидационный баланс

В зависимости от стадии ликвидации, баланс бывает промежуточным или окончательным. Промежуточный баланс оставляется комиссией после того как истекут сроки установленные для предъявления требований со стороны кредиторов, тогда как окончательный баланс подготавливается после проведения расчетов с ними (ст.19 Закона). В этом документе, как правило, отображается информация о составе имущества учреждения, а также фиксируются требования кредиторов и итоги их рассмотрения.

Промежуточный баланс позволяет увидеть, какие именно требования кредиторов подлежат удовлетворению и были ли они поданы своевременно.

Документ дает возможность установить реальное финансовое состояние фонда, а также стоимость имущества, что может быть реализовано на торгах, если будет недостаточно денег для полного погашения требований кредиторов.

После осуществления всех расчетов, включая выплаты кредиторам, комиссия должна подготовить ликвидационный баланс. По общим правилам промежуточный и окончательный ликвидационный баланс должны быть утверждены органом, принявшим решение о ликвидации учреждения. Образец ликвидационного баланса можно посмотреть в приложенном файле.

Смотрите видео о ликвидационном балансе

Работа с Минюстом

Документы в органы ФНС по ликвидации фонда передаются через Министерство Юстиции РФ. В связи с этим комиссии необходимо готовить два пакета документов для каждой из этих государственных структур.

Для обращения в регистрирующий орган необходимо подготовить нижеуказанные документы:

  • нотариально удостоверенное уведомление по форме PH0008;
  • судебное решение;
  • ликвидационный баланс;
  • протокол, которым утвержден баланс;
  • устав организации;
  • свидетельство о госрегистрации;
  • квитанция об уплате госпошлины за госрегистрацию в связи с прекращением деятельности фонда;
  • дополнительные документы по запросу органа ответственного за регистрацию.

Прекращение работы любой организации — затратное мероприятие. Узнайте подробнее о стоимости ликвидации предприятия.

Уведомление о ликвидации предприятия следует составлять на установленном бланке. Найти его можно

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом может стать проблемой для его учредителей. Читайте инструкцию в статье.

Стоит напомнить, что раньше о прекращении деятельности фонда нужно было уведомлять регистрирующий орган по форме РН0005 и РН0006. Другими словами, о принятом учредителями решении относительно прекращения деятельности некоммерческой организации и касательно назначения ликвидационной комиссии. По истечении двух месяцев, после того как комиссия подала объявление в СМИ о ликвидации фонда, нужно было подавать заявление по форме РН0007, т. е. о составлении промежуточного баланса.

Однако после внесенных изменений в Гражданский кодекс, которые были введены ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ, а также в другие нормативные акты, то фактически был установлен новый регистрационный порядок ликвидации для некоммерческих организаций.

Это связано с тем, что законодатель утвердил прекращение деятельности фонда только по решению суда. В результате законодательных изменений, учредители не могут больше принимать решение о ликвидации учреждения самостоятельно, а, значит, и не должны уведомлять о нем регистрирующий орган.

В связи с этим в регистрирующий орган подается только уведомление по форме PH0008, в котором есть графа «Способ ликвидации – по решению суда».

Образец заявления о госрегистрации организации в связи с прекращением ее деятельности можно посмотреть в приложенном файле: РН0008

Последствия

Ответственность и возможные последствия для учредителей фонда напрямую связаны со способом ликвидации и требованиями устава организации. Ранее упоминалось, что учредители организации не отвечают по ее обязательствам перед третьими лицами точно так же и учреждение не несет ответственности по обязательствам участников.

Другими словами, обязательства фонда определяются объемом принадлежащего ему имущества. Если размер имущества, или его стоимость в случае реализации превышают долговые обязательства перед кредиторами, тогда положительная разница оставшихся активов идет на цели, которые предусмотрены уставом ликвидируемой организации или в доход государства (ст.20 Закона).

Предыдущая статья: Банкротство и ликвидация предприятия Следующая статья: Ликвидация представительства иностранной компании

Порядок и особенности ликвидации фондов

Некоммерческие организации, создаваемые гражданами или юр. лицами, имеют разнообразные формы. Одной из них являются благотворительные организации, функционирующие в сфере культурной, социальной и иной деятельности.

Чтобы их закрыть, требуется знание и соблюдение определенных процессуальных действий. Ликвидация благотворительного фонда, пошаговая инструкция к которой будет предложена ниже, – тема сегодняшней статьи.

Закон о ликвидации фонда

Фондом называется юр. лицо, на добровольных началах объединяющее физических или юридических лиц, созданное на базе добровольных пожертвований граждан, и ориентированное на реализацию некоммерческой деятельности.

Процесс организации, работы и закрытия такой некоммерческой организации как фонд попадает под действие федерального закона РФ «О некоммерческих организациях». В рамках нормативов, прекращение существования возможно в любой момент, но ликвидационное решение принимается в рамках судебного разбирательства по факту верно оформленного искового заявления.

В отсутствии закона, напрямую регулирующего деятельность и иные аспекты фондов, используются следующие статьи гражданского законодательства:

  • ст. 50 ГК дает определение некоммерческой организации;
  • п.1, §7, гл. 4 ГК РФ – рассматривает аспекты деятельности фондов;
  • ст.61—64 ГК – разбирают процедуру добровольной ликвидации юр. лиц;
  • 127-ФЗ содержит указание на принудительную процедуру ликвидации.

Несмотря на все вышеуказанные акты, стоит помнить о том, что законных директив на добровольное закрытие не предусмотрено. Ст. 123.20 Гражданского кодекса указывает на факт возможности прекращения деятельности фонда только на основании решения судебных органов.

Основания к закрытию

Обстоятельства заставляют заинтересованных лиц (учредители, уполномоченные органы) обращаться в суды с заявлением о намерении ликвидировать фонд. Заявление принимается при наличии указания на обоснованные причины. В перечень внесено:

  • реализация целей невозможна из-за недостатка имущества фонда (получение невозможно);
  • достижение поставленных целей и их изменение невозможно;
  • отклонение основной линии деятельности от озвученных в уставе целей;
  • нарушения при оформлении документов и иных регистрационных действиях;
  • отсутствие лицензии;
  • иные обстоятельства, указание на которые имеются в ФЗ.

Имущество фонда является его собственностью. Следовательно, долговые обязательства на участников (учредителей) не распространяются. Не подлежащее распределению между учредителями остаточное имущество (после ликвидации и выплат кредиторам), используется в соответствии с целями, озвученными в уставных документах.

Способы ликвидации

Существует два способа закрытия фонда:

  1. Добровольная. В законодательстве подобная форма не предусмотрена.
  2. Принудительная. Способ предполагает обращение заинтересованных лиц в суд.

Начало производства ликвидационных мероприятий допустимо при согласии с решением 3/4 участников Правления.

Важно. К начальной стадии проведения ликвидационных мероприятий деятельность структурного подразделения должна быть закрыта.

Еще одна возможность ликвидации – подвергнуть реструктуризации. Мероприятия предполагают возможность проведения процедуры двумя способами:

  • слияние с более крупными аналогичными структурами;
  • разделение на более мелкие структурные единицы.

Процедура закрытия: шаги к цели

Вне зависимости от выбранного способа ликвидации процедура должна проводиться поэтапно с соблюдением последовательности шагов. Началу официальных действий должны предшествовать процедуры:

  • получения судебного решения;
  • формирования ликвидационной комиссии.

Инструкция

Для ликвидации некоммерческого фонда требуется обращение инициаторов закрытия в суд, где заявление рассматривается на протяжении пяти рабочих дней. По итогам слушаний могут быть вынесены решения:

  • допустить к рассмотрению;
  • оставить без движения;
  • отказать (не принимать) в рассмотрении.

Т.е. судом выноситься определение, копия которого отправляется истцу.

По итогам рассмотрения судебные органы осуществляют процедуру назначения ликвидационной комиссии.

Информация о том, что фонд ликвидируется, публикуется в СМИ. Для этого используется площадка специального издания под названием «Вестник государственной регистрации».

Проводятся действия по установлению полного списка кредиторов и объема задолженностей.

Проводится инвентаризация.

Ведется работа по формированию промежуточного баланса.

Удовлетворяются кредиторские требования.

Увольняются сотрудники.

Формируется ликвидационный баланс.

  1. Аннулирование банковских счетов.
  2. Признание печатей недействительными и их ликвидация.
  3. Передача документов в архив.
  4. Отмена регистрационного учета.

На этапе отмены требуется отправить в Минюст документы с прилагаемой квитанцией об оплате госпошлины, которой облагается процесс ликвидации структуры.

Длительность процедуры закрытия некоммерческой структуры длится не менее полугода. Правильность действий позволит избежать отказа в проведении комплексных мероприятий.

Документация

Наряду с протоколом о принятии ликвидационного решения и иском в формате заявления с уточнением оснований закрытия фонда, требуется подготовка следующих документов:

  • информация из единого гос. реестра юр. лиц;
  • данные об имуществе;
  • сведения о счетах и балансе;
  • регистрационные документы и устав;
  • данные о погашении обязательств перед кредиторами;
  • квитанция, свидетельствующая об оплате государственной пошлины;
  • информация, свидетельствующие в пользу закрытия;
  • сведения о регистрации в налоговых органах и расчетах;
  • протокол с заседания Правления с одобрением решения о ликвидации.

Если документы оформлены правильно и поданы одновременно с исковым заявлением, то решение суда будет положительным. Судебное решение о закрытие без организации ликвидационной комиссии может быть принято при отсутствии у фонда имущества и задолженностей.

Исковое заявление: образец

В Гражданском Кодексе России прописаны условия принятия решения о ликвидации. По закону это может сделать только суд, но на основании искового заявления заявителей. В заявлении должна присутствовать следующая информация:

  • наименование суда, принимающего иск и документы;
  • название структуры и адрес, наименование представителя и местоположение;
  • данные ответчика (адрес);
  • перечень угроз, нарушений, затрагивающих интересы истца, список требований;
  • основания требований с доказательствами;
  • в случае оценки иска указывается его стоимость;
  • расчеты по суммам взыскания/оспаривания;
  • перечень передаваемых документов;
  • контактные данные истца, важные сведения;
  • подписи истца/ представителя.

С образцом искового заявления можно ознакомиться на сайте.

Последствия ликвидации

Фонд не отвечает за последствия действий и обязательств учредителей, так же как и участники по фондовым обязательствам. Фондовые обязательства исполняются благодаря находящемуся на балансе структуры имуществу и средствами.

Ответственность по незакрытым долгам не распространяется на личные средства учредителей.

Деятельность фонда, как некоммерческой организации, регулируется одноименным законом. Однако ликвидационные мероприятия обладают особенностями, знание которых позволит пройти все этапы без задержек и осложнений.

Ликвидация юридического лица по решению суда

Есть вопросы? Проконсультируйтесь у юриста (бесплатно, круглосуточно, без выходных):

8 (800) 350-13-94 — Федеральный номер

8 (499) 938-42-45 — Москва и Московская обл.

8 (812) 425-64-57 — Санкт-Петербург и Лен. обл.

Закрытие предприятия может осуществляться в добровольном или принудительном порядке. Последний способ предусматривает ликвидацию через суд по иску от уполномоченных органов.

Законодательная база

Основными законами о ликвидации юридического лица являются:

Также могут применяться иные нормативно-правовые акты РФ.

Кто может быть инициатором

Направить иск о ликвидации юридического лица в суд могут следующие уполномоченные органы:

  • ФАС;
  • ФНС;
  • ПФР;
  • прокуратура;
  • полиция.

Помимо этого инициировать закрытие предприятия могут органы местного самоуправления, кредитно-финансовые учреждения или один из создателей компании.

Причины

Согласно ГК РФ и ФЗ о ликвидации юридического лица причинами для обращения в суд являются:

  • ошибки, сделанные при регистрации компании;
  • ведение деятельности без лицензии, при ее необходимости;
  • производство или реализация запрещенных товаров;
  • неоднократное, грубое нарушение законодательства при работе предприятия;
  • оказание услуг, не закрепленных в уставе;
  • банкротство;
  • ограничение конкуренции в результате функционирования.

Для некоторых организационно-правовых форм собственности существуют дополнительные основания, по которым возможна ликвидация юридического лица по решению суда.

Учредитель выступает в роли инициатора прекращения функционирования фирмы только в случае невозможности осуществления целей, для которых она была образована.

Этапы

Закрытие предприятия в принудительном порядке состоит из тех же этапов, что и в добровольном. Единственным отличием является процедура принятия решения. В данном случае эта обязанность возлагается на судебный орган, который также назначает ликвидационную комиссию.

Вопрос ликвидации входит в юрисдикцию арбитражного суда. После вынесения решения проходят следующие этапы:

  • публикация информации в СМИ;
  • погашение долгов перед контрагентами;
  • сдача ликвидационного баланса.

Важно знать: Решение арбитражного суда может быть обжаловано в установленный законодательством срок.

Исковое заявление

В исковом заявлении о прекращении деятельности указывается:

  • наименование судебного органа;
  • информация об истце;
  • данные ответчика (организации, которую желают закрыть);
  • причина обращения;
  • просьба о прекращении функционирования предприятия;
  • список прилагаемых документов.

В конце ставится дата и подпись должностного лица, составившего заявление.

К иску прикладываются копии документов о ликвидации юридического лица:

  • устав;
  • свидетельство ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • информация о проведенных проверках;
  • подтверждение мер административного воздействия.

Один экземпляр искового заявления направляется в адрес ответчика, а в суд предоставляется квитанция о надлежащем уведомлении компании.

Действия ликвидатора

После вступления судебного решения в законную силу, назначенный ликвидатор должен подать сообщение о закрытии фирмы в «Вестник государственной регистрации». Данный журнал является официальным печатным изданием, в котором публикуется информация о прекращении деятельности всех юр. лиц.

В течение двух месяцев после этого в адрес ликвидационной комиссии должны поступать заявления от кредиторов с требованием выплаты средств. Также ликвидатор должен предпринять иные меры по выявлению дебиторской и кредиторской задолженности. Расчеты с контрагентами осуществляются в порядке очереди, закрепленной в статье 64 ГК РФ. Данное правило не распространяется на случаи ликвидации юридического лица вследствие банкротства.

Неосуществление необходимых действий со стороны ликвидационной комиссии является основанием для выполнения их функций арбитражным управляющим, за счет средств и имущества юридического лица. При недостаточности финансирования на расходы по закрытию предприятия деньги взыскиваются с основателей фирмы.

Интересно: В ситуации, когда после удовлетворения всех требований контрагента осталось имущество, оно передается учредителям компании или реализуется с торгов.

После исполнения обязательств составляется ликвидационный баланс, который утверждается арбитражным судом, вынесшим решение о ликвидации. В налоговый орган для завершения процедуры направляется:

  • заявление по форме № Р16001;
  • бухгалтерская отчетность;
  • квитанция об уплате пошлины.

Заявление № Р16001заполняется на основании сведений из ЕГРЮЛ и подписывается ликвидатором.

Инспектор вносит в ЕГРЮЛ сведения о прекращении деятельности фирмы.

Сроки

Арбитражный суд определяет предельные сроки для исполнения решения, которые не нарушают требований законодательства к проводимым процедурам. Весь процесс, начиная от вынесения решения, и заканчивая внесением записи в ЕГРЮЛ, занимает около 12 месяцев.

Госпошлина

В статье 333.33 НК РФ установлен размер госпошлины за ликвидацию юридического лица – 800 рублей. Плательщиком может быть юр. или физ. лицо. При этом если пошлину уплачивает гражданин, то в платежном поручении необходимо указать, что оплата производится за предприятие в связи с прекращением функционирования.

Сформировать и оплатить квитанцию можно на портале ФНС www.nalog.ru в разделе «все сервисы». Среди категорий нужно выбрать «Уплата госпошлины», а затем необходимый вид платежа и кликнуть «далее».

На открывшейся странице заполняются данные плательщика:

  • ИНН;
  • ФИО;
  • адрес юридического лица;
  • место жительства гражданина.

На следующем шаге нужно проверить введенные данные и кликнуть «оплатить».

На портале доступны два способа оплаты:

  • наличными средствами;
  • безналичный расчет.

При выборе наличного расчета формируется квитанция, которую впоследствии можно оплатить в любом банковском или почтовом отделении. Безналичное перечисление средств доступно через госуслуги или карты банков-партнеров портала.

Отзыв лицензий

Если ликвидируемое предприятие осуществляло лицензируемую деятельность, то лицензия при ликвидации юридического лица аннулируется. Сначала применяется мера приостановления действия на основании нарушений, выявленных:

  • лицензирующим органом;
  • надзорными и контрольными организациями;
  • ФСБ;
  • ОВД;
  • иные госорганы.

После вступления в силу судебного постановления о прекращении деятельности лицензия теряет юридическую силу.

Справка: Согласно закону от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ, решение суда об аннулировании лицензии не подлежит обжалованию.

Ликвидация фондов

Фонды являются некоммерческими учреждениями, поэтому прекращение деятельности возможно только по решению суда. Инициировать закрытие может заинтересованное лицо, например, член высшего руководящего органа.

Из-за иного правового статуса основаниями для прекращения функционирования фонда являются:

  • недостаточность собственного имущества для осуществления целей его создания;
  • изменить задачи не представляется возможным;
  • в процессе деятельности фонд уклонился от первоначальных планов;
  • нарушение прав и свобод человека.

Решение о ликвидации оформляется протоколом заседания руководящего органа. Исковое заявление направляется в суд общей юрисдикции.

Внимание: Протокол заседания, на котором принято решение о закрытии фонда направляется в Министерство юстиции РФ.

В остальном процедура завершения функционирования не отличается от обычной ликвидации коммерческих предприятий.

Как избежать принудительного закрытия

В каждом конкретном случае необходимо рассмотреть причину направления искового заявления в судебный орган. Если ее можно устранить, то предприятие сможет продолжить свою экономическую деятельность, а судебное разбирательство будет прекращено.

Чтобы не попасть в поле зрения проверяющих и контролирующих органов следует:

  • внимательно представлять документы при создании юр. лица;
  • своевременно предоставлять отчетность;
  • соблюдать требования законодательства в сфере лицензирования;
  • не допускать правонарушений;
  • не заниматься незаконной деятельностью.

В процессе ведения бизнеса необходимо регулярно отслеживать изменения в законодательстве и своевременно вносить эти метаморфозы в документацию.

Так как принудительное закрытие компании возможно только при нарушении законодательства, то руководитель фирмы может понести личную ответственность за выявленные правонарушения. К таковым мерам относятся:

  • штрафы;
  • увольнение по статье;
  • возбуждение уголовного дела.

Если для учредителей в рамках закона предусмотрена субсидиарная ответственность, то они будут погашать долги компании за счет личных средств, в случае нехватки денег на предприятии.

Увольнение персонала

О предстоящем закрытии учреждения необходимо сообщить персоналу не позднее, чем за два месяца. Уведомление вручается каждому работнику, под роспись. При желании, сотрудники могут уволиться раньше установленного срока.

В последний день нужно произвести окончательный расчет с персоналом и выдать им трудовые книжки. После этого сотрудники обращаются в Центр занятости для постановки на учет и назначения пособия.

Полезно: Увольнение должно происходить по пункту 1 статьи 81 ТК РФ.

Принудительное завершение функционирования компании – неприятная и длительная процедура. Чтобы предприятие не было ликвидировано, нужно соблюдать законность в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Ликвидация фонда пошаговая инструкция в 2020 году

Фонд – это некоммерческая организация (НКО), не имеющая членов, которая создается для материального обеспечения определенных миссий на основе добровольных имущественных взносов. Миссии могут быть благотворительные, социально-культурные, образовательные и т.д. Целью любого фонда является достижение общественной пользы.

Какие бывают фонды в России

В России существует большое разнообразие различных фондов. Виды и типы фондов отражены в следующей таблице.

Наименование фонда Типы фондов Примечание
Государственные фонды бюджетные существуют за счет бюджетных средств, находятся в распоряжении органов местного самоуправления и государственных органов. Целью создание таких фондов является:

· финансирование разных отраслей экономики;

· ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

· осуществление разных программ в социальной, научной и других областях

внебюджетные эти фонды не зависят от бюджетных средств. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан России на социальное страхование, охрану труда и здоровья, пенсионное обеспечение и т.д.

Существуют такие фонды за счет взносов российских граждан

Негосударственные фонды фонд предприятий фонд создается для накопления средств коммерческой организации для решения каких-либо задач, стоящих перед этой организацией
некоммерческий фонд фонд, который собирает средства для выполнения полезных для общества целей, например, благотворительных
инвестиционный фонд фонд создается для получения прибыли, для образования общего капитала, который потом инвестируется в отрасли экономики, которые производят товары и услуги
взаимный фонд это портфель акций, который приобретается на денежные средства вкладчиков
трастовый фонд это денежные средства, а также другие активы, предназначенные для передачи другому лицу (организации) на определенных условиях. Такой фонд могут организовать и физические и юридические лица
резервный фонд фонд формируются из прибыли на случай непредвиденных ситуаций
международный валютный фонд это организация, которая кредитует государства в условиях снижения их платежеспособности

Правовые основы деятельности фондов в России

Фонд может быть основан как физическими, так и юридическими лицами. Фонд, согласно статье 123.17 Гражданского Кодекса РФ, существует на добровольных взносах, которые носят имущественный характер. Имущество, которое передается фонду, является его собственностью. При этом фонды могут вести предпринимательскую деятельность, которая приносит прибыль, если это способствует цели, ради которой фонд и создавался. Это сказано в статье 50 Гражданского Кодекса РФ. Правовые основы фондов также указаны в федеральном законе №7-ФЗ от 12.01.96 «О некоммерческих организациях», Гражданский Кодекс РФ.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Содержание Устава фонда

Основным документом фонда является Устав фонда. Устав утверждается учредителями. Устав фонда – это документ, в котором содержатся следующая информация:

  • название фонда, в котором должно содержаться слово «фонд»;
  • местоположение фонда;
  • цели и миссия фонда;
  • наличие филиалов фонда;
  • название филиалов;
  • местоположение филиалов;
  • органы управления фондом и порядок их формирования;
  • высший исполнительный орган;
  • надзорный контрольно-ревизионный орган;
  • процедура назначения должностных лиц и процедура их освобождения от обязанностей;
  • источники существования фонда;
  • способ внесения изменений в устав;
  • порядок ликвидации фонда;
  • распоряжение имуществом фонда при его ликвидации;
  • баланс фонда;
  • другое

Что касается сроков создания фондов, то обычно они не устанавливаются.

Ликвидация фондов пошаговая инструкция

Ликвидировать фонд могут заинтересованные люди, но исключительно в судебном порядке. Это сказано в статье 123.20 Гражданского Кодекса РФ. Иск нужно подать по месту нахождения фонда.

После рассмотрения искового заявления и всех документов, суд принимает решение о ликвидации фонда, устанавливает сроки для этого и принимает решение о создании комиссии, которая будет заниматься ликвидацией фонда. В течение 3 дней суд должен уведомить Росреестр о решении ликвидировать фонд. Это сказано в статье 62 Гражданского Кодекса РФ. Росреестр, на основании этого судебного уведомления, вносит в единый государственный реестр юридических лиц информацию о том, что фонд находится в стадии ликвидации.

Если у фонда нет никакого имущества и обязательств перед третьими лицами, то ликвидировать фонд можно без создания ликвидационной комиссии, а только по решению суда.

После открытия ликвидационной процедуры, полномочия по управлению фондом переходят к арбитражному управляющему и возможно к собранию кредиторов.

Вид фонда Порядок действий
Некоммерческий фонд Как уже было сказано, сначала необходимо обратиться в суд. Для суда необходимо подготовить следующие документы:

· исковое заявление;

· иск о ликвидации фонда;

· устав фонда;

· свидетельство о государственной регистрации фонда;

· данные о налоговой задолженности фонда или отсутствие таковой перед налоговым органом, Фондом социального страхования и Пенсионным фондом. Необходимо предоставить справку, о налоговой задолженности или об отсутствии налоговой задолженности, заверенную налоговым органом. Такие же справки необходимо взять в Фонде социального страхования и в Пенсионном фонде;

· информация об имуществе фонда, его размере и состоянии;

· выписка из ЕГРЮЛ;

· документ о постановке на налоговый учет;

· данные о расчетном счете фонда;

· документы, подтверждающие причину ликвидации фонда;

· квитанцию об оплате госпошлины

После решения суда о ликвидации фонда, назначается ликвидационная комиссия. Ликвидационная комиссия должна:

· опубликовать объявление в средствах массовой информации;

· определить кредиторов и суммы их задолженностей;

· выяснить сумму дебиторской задолженности

· взыскать дебиторскую задолженность;

· провести инвентаризацию имущества;

· подготовить промежуточный баланс (этот баланс нужен для того, чтобы увидеть, требования кредиторов и выяснить были ли они поданы своевременно);

· уволить и рассчитать сотрудников;

· полностью расплатиться с кредиторами;

· продать имущество, если не хватает денег чтобы расплатиться с кредиторами;

· подготовить ликвидационный баланс (делается после проведения расчетов с кредиторами);

· закрыть расчетные счета;

· подготовить документы об уничтожении печати;

· уничтожить печать;

· сдать документы в архив;

· снять фонд с регистрационного учета;

· внести запись в ЕГРЮЛ

Как снять фонд с регистрационного учета

Запись в ЕГРЮЛ о ликвидации фонда, можно внести только на основании следующих документов:

  • заявления о государственной регистрации фонда, в связи с прекращением его деятельности;
  • судебного акта о ликвидации фонда;
  • устава фонда;
  • свидетельства о государственной регистрации фондов;
  • ликвидационного баланса фонда;
  • документов, которые подтверждают уничтожение печати

Документы о ликвидации фонда в налоговые органы передаются через Министерство Юстиции России. Поэтому нужно подготовить два пакета документов. Для снятия с регистрационного учета в Росреестре нужно собрать следующие документы:

  • заполнить уведомление по форме PH0008 и заверить его у нотариуса;
  • предоставить судебное решение;
  • ликвидационный баланс фонда;
  • протокол об утверждении ликвидационного баланса;
  • устав фонда;
  • свидетельство о государственной регистрации фонда;
  • квитанцию об уплате госпошлины за ликвидацию фонда

Внесение записи в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности фонда осуществляется в пятидневный срок после того как судебное постановление окажется в Росреестре.

Причины ликвидации фондов

Заинтересованными лицами при ликвидации фонда могут быть:

  • учредители фонда;
  • кредиторы фонда;
  • уполномоченный орган;
  • исполнительный орган фонда;
  • надзорный и контрольно-ревизионный орган управления;
  • органы государственной власти

К причинам, по которым может быть начата ликвидация фонда, можно отнести:

  • у фонда не достаточно имущества, чтобы достичь целей, которые обозначены в Уставе фонда. При этом возможности для получения такого имущества нет;
  • у фонда нет средств, чтобы продолжать свою деятельность;
  • ведение деятельности фондом без необходимых, установленных законодательством документов, например, лицензии;
  • нарушения законодательства при осуществлении деятельности фонда;
  • деятельность фонда не соответствует целям, которые указаны в Уставе фонда;
  • изменение направления деятельности фонда;
  • во время регистрации фонда были допущены нарушения, которые нельзя устранить;
  • фонд не может выполнить свои обязательства перед кредиторами три месяцев подряд.