Ликвидация ООО проверка налоговой

Ликвидация ООО: документы в налоговую и порядок подачи

Добровольное закрытие компании предполагает активное взаимодействие с налоговыми органами. Последние, в частности:

— регистрируют начало ликвидации ООО (документы в налоговую для этого подаются представителями юрлица);

— проводят проверку на предмет отсутствия задолженности перед бюджетом у ликвидируемой компании;

— утверждают промежуточный и итоговый ликвидационные балансы;

— проводят государственную регистрацию прекращения юридического лица – вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и выдает лист из него.

Все процедуры детально урегулированы законодательством и имеют место на разных этапах ликвидации общества.

Какие документы предоставляются налоговой?

Пакет документов, который требуется подать в налоговую инспекцию, довольно обширный. Направляется документация поэтапно:

1. Для начала ликвидационного процесса.

Подается уведомление в форме Р15001 и решение участников о ликвидации ООО. Предоставить данные документы в налоговую нужно не позже, чем через 3 рабочих дня после принятия соответствующего решения.

2. Для прохождения сверки по уплате налогов и других обязательных платежей.

При ликвидации ООО документы в налоговую для осуществления проверки предоставляются не обязательно. Как правило, руководитель инспекции выносит решение о назначении выездной проверки, в ходе которой изучаются последние 3 года деятельности компании. Комиссия проверяющих прибывает в офис юрлица и знакомиться с интересующими ее документами. Если дополнительно налоговой понадобятся копии документации, она направит запрос на их предоставление с конкретным перечнем.

3. Для утверждения промежуточного ликвидбаланса.

Когда заканчиваются 2 месяца, отведенные кредиторам на заявление требований и завершается налоговая проверка, составляется промежуточный ликвидационный баланс. Строго установленной формы для него не предусмотрено, нужно придерживаться требований к бухгалтерской отчетности. Ликвидбаланс утверждают учредители ООО, в налоговую он подается вместе с уведомлением Р15001 и протоколом/решением об утверждении.

4. Для утверждения окончательного ликвидационного баланса.

Итоговый баланс принимается после удовлетворения заявленных кредиторами требований. Составляется он по тем же правилам, что и промежуточный. Отдельно в налоговую его подавать не нужно.

5. Для проведения госрегистрации прекращения ООО.

Направляется окончательный пакет документации: заявление по форме Р16001, решение об утверждении ликвидационного баланса, сам ликвидбаланс, квитанцию об оплате государственной пошлины за регистрацию ликвидации в размере 800 рублей.

Особенности подачи документов

При ликвидации ООО документы в налоговую подаются с такими предусмотренными законом особенностями:

— подписи заявителей на формах Р15001 и Р16001 заверяются нотариально, а в их составлении нужно придерживаться требований приказа ФНС № ММВ-7-6/25@ от 25.01.2012 г. В названном документе содержаться общие правила заполнения всех установленных форм и, кроме того, для каждой отдельной формы подробно расписаны особенности заполнения каждого пункта. Скачать требования к заполнению.

— все документы можно направлять несколькими способами: заявитель уполномочен подать их лично в налоговую или МФЦ, направить по почте, предоставить через Интернет с использованием цифровой подписи или уполномочить на это представителя по нотариальной доверенности;

— факт принятия документов к рассмотрению подтверждается распиской, которую выдает налоговый инспектор при их получении. Заявителю сразу же называется дата, когда он может прийти за ответом. Также есть возможность указать о желании получить ответ по почте;

— на рассмотрение всех документов налоговой отводится 5 рабочих дней, по истечению которых она выдает итоговую бумагу: лист записи из ЮГРЮЛ, свидетельство о прекращении деятельности и др.;

— решение об отказе налоговой в проведении государственной регистрации или оставлении поданных документов без рассмотрения можно оспорить в вышестоящем органе.

Как видим, в процессе ликвидации ООО в налоговую подается довольно много документов. От правильности и быстроты их подготовки зависит не только соблюдение норм закона, но также скорость прохождения всей ликвидационной процедуры.

Чтобы максимально упростить налоговые процедуры, обращайтесь в Центр правовых услуг «Империя». Наши юристы предоставят консультации, окажут помощь в подготовке, составлении и подаче документов для регистрации прекращения компании. Подробнее об услуге – на странице https://cpu-imperia.ru/likvidaciya_ooo/.

Дата:

Налоговая проверка при ликвидации ООО — что проверяют и как подготовиться

Здравствуйте! В этой статье расскажем о проверках, которые проводятся при ликвидации ООО.

Сегодня вы узнаете:

  1. Обязательна ли проверка при ликвидации ООО.
  2. Что могут проверить в процессе ликвидации.
  3. Когда закрытие ООО допустимо без проведения проверки.

Ликвидация: суть понятия

Ликвидацией называют процесс, когда юридическое лицо полностью и окончательно прекращает свою деятельность. При этом права и обязанности никому не передаются.

Перед ликвидацией компания обязана:

  • В полном объеме произвести расчеты по всем долговым обязательствам;
  • Внести все обязательные платежи в государственный бюджет.

Ликвидация может быть произведена в добровольном порядке (если так решили учредители) и в принудительном по решению вынесенному судебными органами.

Но при любом раскладе вся процедура начинается с уведомления об этом ФНС.

Законодательное регулирование

Взаимодействие компании с ФНС по процедуре ликвидации регулируют:

  • ГК РФ;
  • НК РФ;
  • Закон о госрегистрации юрлиц.

Сразу отметим, что при ликвидации ООО вероятность налоговой проверки практически стопроцентная.

Этапы ликвидации

  • Избирается ликвидационная комиссия или ликвидатор в единственном лице;
  • Уведомляется каждый кредитор, письменным уведомлением и посредством публикации в СМИ;
  • Выявляются все задолженности;
  • Проводятся ревизионные мероприятия;
  • Составляется промежуточный баланс;
  • Производится гашение долговых обязательств перед кредиторами;
  • Формируется ликвидационный баланс;
  • Вносится запись в ЕГРЮЛ.

Как подготовиться к приезду проверяющих

После того как вы уведомили ФНС о ликвидации компании, осуществлять какие-то кардинальные перемены (особенно связанные с документацией) нельзя. Но некоторая подготовка все-таки допустима.

Итак, вы вполне можете:

  • Устранить мелкие недочеты и привести в порядок бухгалтерскую документацию;
  • Погасить кредиторскую задолженность, а документы о погашении сохранить.

Вообще, подготовиться к прибытию проверяющих можно эффективнее, если составить план погашения задолженности и тщательно проанализировать всю документацию. Только сделать это лучше до уведомления ФНС о ликвидации компании.

Также к моменту выездной проверки должен быть подготовлен ликвидационный баланс, а в СМИ опубликована информация о ликвидации вашей компании.

Выездная проверка при ликвидации ООО

В данном случае все проверочные мероприятия будут проводиться на вашей территории. Проводится такая проверка прежде всего для того, чтобы выявить, не нарушала ли ваша компания налоговое законодательство во время осуществления своей деятельности.

Проверяющие будут выявлять ошибки в работе бухгалтерии, искать факты неуплаты налогов и так далее.

Но есть ситуации, когда из-за приезда проверяющих нервничать не стоит:

  • Вы своевременно и аккуратно подавали декларации;
  • Вы честно уплачивали налоги все время, пока ООО существовало.

Что касается непосредственно процедуры, то для ее проведения решение выносит руководитель территориального отдела ФНС.

Вы же, со своей стороны, обязаны:

  • Предоставить проверяющим помещение;
  • Обеспечить их возможностью ознакомления с документацией.

Впрочем, права у вас тоже есть. Например, вы имеете право требовать при проведении осмотра или истребовании документации участия понятых.

Длительность проверки.

Прежде всего уточним, что проверку проведут независимо от того, сколько времени существовала ваша компания. Даже если ваш бизнес уже проверяли недавно, в процессе ликвидации проверку осуществят снова.

Если говорить о конкретных сроках проведения, то обычно он не превышает 60 дней. Он может быть увеличен только в случае непредвиденных обстоятельств.

В том случае, когда у вашей компании есть филиалы, проверка может длиться полгода. Но в то же время ее могут закончить раньше срока, по официальному распоряжению руководства ФНС.

Какой период проверяется.

Проверке подлежат последние 3 года деятельности вашей компании, а также период того года, в котором вы приняли решение о ликвидации.

Какие документы могут истребовать.

  • Кассовую документацию;
  • Документацию первичного учета;
  • Декларации в ФНС;
  • Данные о заработной плате сотрудников.

Этот список при необходимости может быть дополнен.

Права проверяющих.

В процессе выездной проверки инспекторы имеют право:

  • Осматривать территорию и помещения;
  • Просматривать и анализировать документацию;
  • Ксерокопировать документацию;
  • Осуществлять видеосъемку и фотографирование;
  • Проводить ревизии.

Важные нюансы.

  • Если у вас отсутствует возможность предоставить какую-либо документацию проверяющим, уведомите их об этом в письменном виде и указав причины;
  • Если вы попытаетесь скрыть или умышленно предоставить информацию не полностью, то можете быть подвергнуты административному взысканию;
  • Если по итогам проверки вы будете уклоняться от принятия результата, документ вам отправят почтой.

Фиксация результатов.

Результаты, которые будут получены в ходе проверочных мероприятий отражаются в протоколе и закрепляются в итоговой справке. В ней же отразят сумму задолженности (если она будет выявлена), все нарушения, если таковые имеют место.

Несогласие с результатами.

Если вы с результатами проверки категорически не согласны, у вас есть право их обжаловать. Для этого свои претензии излагаете в письменном виде и направляете руководителю ФНС. У вас есть на это 15 дней с той даты, когда вы получили результаты проверки.

Камеральная проверка

Ее осуществляют на территории ФНС. Проверять будут налоговые декларации, которые вы подавали, а также промежуточный и ликвидационный балансы.

Чтобы провести камеральную проверку, инспекторам не нужно ждать решения руководства и уведомлять об этом ликвидационную комиссию.

В ходе мероприятий проверяющие будут искать различные ошибки и расхождения в сведениях. Если их выявят, вам будет направлено требование предоставить разъяснения по данным фактам либо внести коррективы в документацию. На это отводится пять дней.

Ликвидация ООО без проверки

Проведение проверки компании, которая ликвидируется – это право, но не обязанность представителей налоговой службы. Поэтому, если у ФНС отсутствуют претензии к вашей фирме, проверки можно избежать.

Есть следующие варианты ликвидации ООО без общения с инспекторами:

  • Ликвидировать компанию с нулевым балансом;
  • Обратиться за помощью к юристу-посреднику или специализированной фирме;
  • Решить вопросы по долгам с дебиторами и кредиторами;
  • Закрыть все задолженности перед государством;
  • Продать компанию.

Также вам не стоит переживать по поводу проверки, если деятельность ваша компания не вела в течение трех лет.

При этом нужно соблюсти ряд условий:

  • Наемный персонал отсутствует;
  • Начисление и выплата зарплаты не осуществляется;
  • Операции по открытым банковским счетам не производятся.

Ликвидация с нулевым балансом

Для признания баланса нулевым должны быть соблюдены некоторые условия:

  • У вашей компании нет долгов и вы фактически не ведете деятельность;
  • Вы можете подтвердить нулевой отчетностью, что доходов и расходов у компании нет;
  • Сумма прибыли равна нулю либо вообще отрицательная.

При выполнении этих условий налоговая проверка вам не грозит и ликвидация пройдет быстрее.

Продажа компании

Также есть методы ликвидации, которые являются альтернативными. Один из таких – продажа компании. В этом случае фирма функционирует и дальше, но учредители к ней никакого отношения иметь не будут.

Сразу оговоримся, что этот метод противозаконным не является. Его суть состоит в том, что за определенную плату доля в уставном капитале в полном объеме передается другим лицам.

В итоге меняется руководство и фирма переходит к новому собственнику.

Перевод компании в другой регион

В этом случае происходит не только смена юридического адреса, но и фактического расположения компании. А это означает, что ООО снимут с учета в пункте А. и поставят в пункте Б.

Таким образом, ФНС не сможет применить штрафные санкции и провести выездные проверочные мероприятия, так как изменится территориальная подведомственность.

Этим методом могут воспользоваться те, у кого есть задолженность по налоговым платежам либо перед кредиторами.

Налоговая проверка в любом случае вызывает волнения и опасения, даже если вы ничего не нарушали. Если вы не уверены, что в вашей компании все идеально, привлеките аудитора и проведите полный анализ деятельности, причем до того, как поставите в известность ФНС о своем желании провести ликвидацию фирмы.

Но если долгов по налогам у вас нет, а вся отчетность предоставлялась вовремя, бояться вам нечего, процедура пройдет без особого ущерба для средств и нервов.

Налоговая проверка при ликвидации

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Процедуре ликвидации хозяйствующих субъектов, как правило, сопутствует выездная налоговая проверка.

Рассмотрим особенности налоговой проверки при ликвидации организации

Регистрация и ликвидация хозяйственных субъектов осуществляется регистрирующим органом – налоговой инспекцией. В какой момент налоговая инспекция узнает о предстоящей ликвидации организации? Учредителями (либо органами, принявшими решение о ликвидации) юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации подается в налоговый орган сообщение о начале процесса ликвидации (ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту — Закон №129-ФЗ)). И на основании поданного сообщения налоговая инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Таким образом, налоговой инспекции становится известна информация о процессе ликвидации налогоплательщика.

Ликвидатор юридического лица уведомляет налоговые органы о формировании ликвидационной комиссии, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Налоговая проверка при ликвидации – право или обязанность?

Сразу отметим, что обязанность налогового органа проводить налоговые проверки при ликвидации организаций, налоговым законодательством не установлена (постановление АС Уральского округа от 07.07.2015 г. №А60-43521/2014).

Но в том случае, если налоговая инспекция, располагая данными о ликвидации организации (в связи с внесением ею в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации), не воспользовалась своим правом на проведение мероприятий налогового контроля, предусмотренных п.11 ст.89 НК РФ, то она не может заявить никаких требований как кредитор в части задолженности по налогам и сборам (решение АС г. Москвы от 14.10.2015 г. №А40-95304/2015).

Напомним, что ликвидируемая организация должна разместить сообщение о предстоящей ликвидации с указанием адреса и срока для направления требований кредиторами в Вестнике государственной регистрации (ст.63 ГК РФ). Кредиторы (в т.ч. и налоговая инспекция) в течение двух месяцев должны направить организации требование о включении сумм пеней, недоимок в реестр требований кредиторов. Если такое требование в двухмесячный срок не будет направлено, то ликвидационная комиссия вправе завершить ликвидацию без учета требований налогового органа.

Таким образом, процедура ликвидации налогоплательщика не всегда сопровождается проведением выездной налоговой проверки.

Важно!

Положения п.11 ст.89 НК РФ устанавливают право налогового органа на осуществление выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации — налогоплательщика независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.

Как правило, ликвидируемые организации с «нулевой» отчетностью или организации с несущественными оборотами, не представляют интереса для налоговых органов.

В поле зрения налоговых органов попадают налогоплательщики, имеющие задолженность перед бюджетом, масштабы деятельности и пр.

Когда к вам может прийти налоговая проверка?

И при этом не имеет значения, что в отношении данного налогоплательщика уже ранее проводилась проверка. При проведении проверки проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Суды поддерживают право налоговых органов на повторное проведение проверки по одним и тем же налогам (решение АС Камчатского края от 28.12.2015 г. № А24-4330/2015).

Но, налоговые органы, воспользовавшись своим правом на проведение проверки, не могут ликвидировать юридическое лицо до момента ее завершения (постановление АС Московского округа от 18.11.2014 г. №Ф05-11476/2014).

Процедурные моменты

Налоговые органы при проведении налоговой проверки ликвидируемой организации используют те же методы, что и при «обычной» проверке: осмотр помещений, складов (ст.92 НК РФ), истребование документов (ст.93 НК РФ), выемку документов (ст.94 НК РФ). В рамках проведения выездной налоговой проверки налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, ознакомиться с любыми документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (письмо Минфина РФ от 25.01.2012 г. №07-02-06/10).

Оформление результатов проверки

Проанализируем, какие оплошности налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля могут сыграть на руку налогоплательщика.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки (п.1,6 ст.100 НК РФ). А организация, подлежащая ликвидации вправе в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения.

После рассмотрения возражений налоговый орган должен вынести решение о привлечении (отказе) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Но, в ряде случаев налоговые органы нарушают процедурные моменты и предъявляют требование об уплате налогов ликвидируемой организации на основании одного лишь акта.

Важно!

Акт проверки не является ненормативным актом налогового органа, на основании которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов и не может являться самостоятельным основанием для обращения в суд с требованием о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (определение АС Республики Алтай от 19.02.2016 г. №А02-1081/2015).

Причины назначения выездных налоговых проверок

Статья актуальна на 08.03.16

Налоговая проверка после ликвидации ООО

Обновление: 9 августа 2017 г.

Налоговое законодательство предусматривает проведение налоговой проверки при ликвидации организации, включая ООО. Рассмотрим сроки, порядок и особенности ее проведения на примере добровольной ликвидации этого юридического лица, когда такая проверка наиболее вероятна.

Добровольная ликвидация ООО и уведомление инспекции ФНС

П. 1 ст. 62 ГК РФ обязывает участников ООО, решивших его ликвидировать, незамедлительно в письменной форме известить об этом регистрирующий орган (соответствующую инспекцию ФНС) для внесения в ЕГРЮЛ (Единый госреестр юрлиц) сведений о нахождении юрлица в процессе ликвидации.

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» конкретизирует, что письменное уведомление о ликвидации направляется в регистрирующий орган в срок три рабочих дня с даты принятия решения о ликвидации юрлица (п. 1 ст. 20).

Формы уведомления и заявления вместе с порядком их заполнения утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. Уведомление о ликвидации подается по форме № Р15001.

Получив от ООО уведомление с приложением решения (протокола), ИФНС вносит в ЕГРЮЛ запись о нахождении юрлица в процессе ликвидации.

Этот факт может стать основанием для назначения в отношении ООО выездной налоговой проверки при ликвидации.

Проведение её регулируется нормами ч. 1 НК РФ, а также многочисленными ведомственными актами ФНС, в частности утвержденными Приказом ФНС РФ от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@ Методическими указаниями для налоговых органов, Письмом ФНС РФ от 21.12.2007 N ШС-6-02/998@ и др.

Формулировка п. 11 ст. 89 НК РФ о проведении налоговой проверки при ликвидации юрлица такова, что обязанность ИФНС проводить ее не установлена. Там говорится лишь об этой возможности.

То есть ИФНС не обязана назначать налоговую проверку после получения уведомления формы Р15001 от ООО.

На практике налоговики эту возможность используют практически всегда, особенно если ликвидируемое ООО имеет большие финансовые обороты или за ним числится задолженность по налогам.

У заинтересованных лиц нередко возникает вопрос: «Как закрыть ООО без налоговой проверки?»

В законодательстве ответа на него нет. Решение вопроса о необходимости проверки отдано на усмотрение органа ФНС, и тут могут присутствовать субъективные моменты.

Такая проверка нужна для того, чтобы убедиться, что у ликвидируемого ООО отсутствуют долги перед кредиторами и государством. Поэтому вероятность проведения налоговой проверки при ликвидации юридического лица, которое было законопослушным налогоплательщиком и своевременно подавало необходимую отчетность, меньше, чем у тех организаций, которые были не слишком дисциплинированны в этом отношении.

Аналогично и с кредиторами, сведения о задолженности перед которыми налоговики могут почерпнуть из ликвидационного баланса, представляемого в ИФНС: их интересы налоговики тоже в некоторой степени защищают, проводя проверку.

Сроки выездной налоговой проверки при ликвидации ООО

П. 11 ст. 89 НК РФ говорит о сроках такой проверки следующее:

  • она осуществляется независимо от того, когда и по какому поводу была проведена предыдущая;
  • проверяемый период не может быть более трех предшествующих календарных лет.

Следовательно, тут не применяется правило о запрете осуществления двух и более выездных проверок в календарном году, установленное в абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ. И она возможна вне зависимости от числа проверок этого налогоплательщика на протяжении текущего календарного года.

Обычно в рамках налоговой проверки при закрытии ООО устанавливаются правильность и своевременность исчисления и уплаты всех налогов за три предшествующих ликвидации календарных года.

Основания для внеплановой проверки налоговой

Внеплановая проверка налоговойне входит в общий график, разрабатываемый территориальными отделениями ФНС в начале каждого налогового периода, а проводится на основании соответствующего решения налогового органа. В нашей статье вы найдете информацию о том, в каких случаях ФНС может провести внеплановую проверку и какие моменты подвергаются анализу и оценке при вынесении решения о необходимости ее осуществления.

Налоговая проверка — понятие и виды

Внеплановая налоговая проверка — основания для проведения

Внеплановая выездная проверка налоговой — чем руководствуется ФНС при выборе проверяемого юридического лица?

Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков

Дополнительные критерии, установленные ФНС

Налоговая проверка — понятие и виды

Налоговая проверка является одним из способов осуществления контроля со стороны ФНС за деятельностью индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с положениями ст. 87 НК РФ, налоговые проверки бывают 2 видов:

  1. Камеральные — проводятся налоговым органом по месту его непосредственного местонахождения. Объектами исследования при этом становятся налоговые декларации и иные отчетные документы, представленные налогоплательщиком в ФНС (ст. 88 НК РФ). Внеплановыми камеральные проверки быть не могут, поскольку фактически их инициирует сам налогоплательщик, направляя в ФНС декларацию.
  2. Выездные — проводятся налоговым органом на территории налогоплательщика на основании решения, вынесенного руководителем отделения ФНС (ст. 89 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 89 НК РФ, предметами налоговой проверки являются правильность исчисления размера налоговых платежей и соблюдение сроков их перечисления в бюджет. В п. 5 указанной статьи устанавливается ограничение на количество проверок, которое может проводиться в отношении налогоплательщика за один период: налоговый орган не вправе проводить более 2 проверок по 1 налогу за год. Согласно п. 6 этой же статьи, максимальная продолжительность выездной проверки составляет 2 месяца, однако этот срок может быть продлен до 4 или даже (в исключительных случаях) 6 месяцев.

Налоговые проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. В первом случае налоговая служба заранее включает предприятие в составляемый график, во втором проверка осуществляется спонтанно. При этом законодательство не содержит точного определения понятия «внеплановая проверка», хотя на практике такие мероприятия проводятся довольно часто.

Внеплановая налоговая проверка — основания для проведения

Скачать форму решения о проведении
выездной налоговой проверки

Порядок организации и проведения внеплановых проверок разного рода (в том числе инициируемых налоговой службой), определен положениями ст. 10 федерального закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294. В п. 2 указанной статьи приведен перечень оснований для проведения налоговой внеплановой проверкиорганизации.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Так, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям стоит ожидать проверяющих в том случае, если:

  • истек срок, отведенный налоговым органом на устранение нарушений, выявленных в ходе ранее проведенной проверки;
  • руководителем надзорного органа на основании требования прокурора был издан приказ о проведении внеплановой проверки.

Согласно ч. 11 ст. 89 НК РФ, внепланово проводятся проверки, связанные с осуществлением процедуры реорганизации или ликвидации предприятия (в этом случае неважно, когда и по какой причине проводилась предыдущая проверка). При этом налоговики могут проверять период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором было вынесено решение о необходимости проведения такой проверки.

Порядок проведения внеплановой выездной проверки аналогичен порядку осуществления обычной выездной, который установлен п. 5 письма ФНС РФ «О рекомендациях…» от 25.07.2013 № АС-4-2/13622. Фактически внеплановая проверка и является выездной, однако ФНС проводит ее не на основании заранее разработанного и утвержденного плана, а по иным причинам. Далее рассмотрим подробнее, по каким критериям ФНС выбирает для проверки те или иные фирмы?

Внеплановая выездная проверка налоговой — чем руководствуется ФНС при выборе проверяемого юридического лица?

Раздел 3 приказа ФНС «Об утверждении концепции…» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ определяет критерии, служащие ориентиром при выборе налогоплательщиков, в отношении которых будет проведена проверка. В ходе анализа финансово-экономических показателей деятельности предприятия налоговики принимают решение о целесообразности проведения дальнейших мероприятий, направленных на выявление нарушений в его налоговой политике.

Причиной проведения внеплановой проверки налоговой на предприятии могут стать следующие факторы:

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  1. Небольшой размер налоговых отчислений, не соответствующий среднему показателю в отрасли.
  2. Несоответствие размера платежей, внесенных налогоплательщиком в бюджет, суммам, которые он должен был уплатить в соответствии с положениями действующего налогового законодательства и выбранной им системой налогообложения.
  3. Значительные отклонения результатов финансово-экономической деятельности предприятия в текущем налоговом периоде от результатов, которые были достигнуты за аналогичный временной промежуток ранее.
  4. Наличие противоречий между сведениями, содержащимися в документах на предприятии и переданными в налоговую.
  5. Ошибки, неточности и неправомерные действия, допущенные при формировании налоговой базы.

Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков

Помимо направлений, в которых осуществляется финансово-экономический анализ деятельности предприятия, приказ ФНС № ММ-3-06/333@ определяет перечень критериев, которые служат ориентиром для налогового органа при принятии решения о проведении выездной проверки. В этот перечень входят:

  1. Низкая налоговая нагрузка на налогоплательщика. При оценке данного показателя налоговики сопоставляют налоговую нагрузку конкретной организации, со средним размером налоговых платежей, перечисляемых предприятиями, ведущими деятельность в той же отрасли. Расчет среднего уровня налогового бремени ведется на основании статистических сведений, характеризующих общий объем оборота денежных средств по анализируемому направлению деятельности, а также суммы уплаченных по итогам ее осуществления налоговых взносов. Если размер обязательных платежей, вносимых компанией, существенно отличается от установленных средних значений, вероятность того, что налоговики решат провести внеплановую проверку, крайне высока.
  2. Работа в убыток. Если налоговые декларации, подаваемые налогоплательщиком на протяжении нескольких налоговых периодов, содержат информацию о том, что предприятие не только не получает прибыль, но и не покрывает собственных расходов, понесенных на осуществление предпринимательской деятельности, представители налоговой службы могут вынести решение о необходимости проведения внеплановой проверки. Однако при этом, как показывает практика, налоговики относятся к убыточным компаниям весьма лояльно, т. к. обычно в ущерб себе работают предприниматели, недавно вышедшие на рынок и не успевшие покрыть понесенные на стадии запуска производства затраты.

Дополнительные критерии, установленные ФНС

Помимо указанных выше признаков основанием для проведения проверки могут стать:

  1. Несоответствие темпа роста расходов и доходов, приводящее к уменьшению размера прибыли и, как следствие, снижению размера налоговых платежей.
  2. Применение налоговых вычетов в значительных размерах. Значительным признается размер, при котором доля вычетов по НДС превышает 89% за последний год.
  3. Низкий уровень заработка работников, входящих в штат организации: сотрудники предприятия получают зарплату, размер которой существенно отличается от величины среднего заработка, сложившегося в регионе у специалистов этой отрасли.
  4. Неоднократное приближение значения показателей, характеризующих результаты финансово-экономической деятельности предприятия, к значениям, установленным в качестве ограничения для использования определенного специального налогового режима.
  5. Представление в ФНС декларации, суммы доходов и расходов в которой различаются минимально (для ИП).
  6. Осуществление взаимосвязи с контрагентами через нескольких посредников, создающих так называемую цепочку, в том случае, если нет разумного и обоснованного подтверждения целесообразности использования подобного подхода.
  7. Непредставление пояснений и ответов на запросы, направленные налоговым органом в адрес налогоплательщика.
  8. Неоднократное снятие с учета в одном территориальном отделении ФНС с последующей постановкой на учет в другом.
  9. Существенное отклонение уровня рентабельности от значения аналогичного показателя, сложившегося в среднем в отрасли.

Итак, внеплановая выездная проверка налоговой представляет собой комплекс мероприятий, направленных на оценку правильности исчисления налоговых платежей и погашения задолженности, сформировавшейся перед ФНС. Такая проверка осуществляется на территории налогоплательщика, за исключением случаев, в которых помещение не позволяет проверяющим выполнить свои обязанности. Основанием для проведения внеплановой выездной проверки может стать ликвидация предприятия, истечение срока, отведенного для исправления ранее выявленных нарушений, или требование прокуратуры, на основании которого руководство налогового органа приняло решение о необходимости проверочных мероприятий.