Льготы по НДС

Содержание

Какие льготы по НДС предусмотрены в 2019-2020 годах?

Условия применения льготного налогообложения по НДС

Операции, при которых НДС отсутствует

Когда применение льгот является добровольным

Условия применения льготного налогообложения по НДС

Российским законодательством предусматриваются льготы при налогообложении НДС некоторых товаров или услуг. Льгота – это некоторое преимущество по сравнению с прочими участниками, дающее возможность не начислять налог или применять пониженную ставку (пп. 1–2 ст. 56 НК РФ).

В отношении НДС также предусмотрено льготное налогообложение при совершении отдельных действий. Причем их перечень, установленный Налоговым кодексом, дополнению не подлежит.

Более подробно об использовании льготного налогообложения вы узнаете из материала «Ст. 149 НК РФ (2019): вопросы и ответы».

Если же субъект экономических отношений действует в интересах третьих лиц на основании договоров комиссии, поручительства, агентских соглашений, освобождения от НДС не предполагается.

Возможность использования льгот должна быть подтверждена документально, в том числе и по требованию ФНС в рамках проведения камеральных проверок (пп. 2, 6 ст. 88 НК РФ). Для этих целей могут быть затребованы следующие документы:

  • лицензии, позволяющие осуществлять некоторые виды деятельности;
  • договоры с контрагентами;
  • счета-фактуры без выделенной суммы НДС;
  • прочие бумаги и регистры.

Если текущая деятельность подлежит обязательному лицензированию, то льготы по НДС применяются в зависимости от некоторых факторов.

В частности, про льготы в сфере образования вы сможете узнать из статьи «Когда образовательные услуги облагаются НДС?».

Операции, при которых НДС отсутствует

Список действий, при совершении которых отсутствует обязанность начисления НДС, обширен. Операции, при выполнении которых налогообложения можно избежать, отражены в НК РФ.

Сведения о том, при реализации каких ценностей предоставляются льготы по НДС, содержит материал «Какие товары не облагаемые НДС закреплены в Налоговом кодексе?».

Если предприятие в процессе своей деятельности использует операции 2 видов (облагаемые налогом и необлагаемые), необходимо вести по ним раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ), а выставленную поставщиками сумму налога для операций, по которым применяется льгота по НДС, нужно учитывать в стоимости товаров. Входящий налог в отношении действий, по которым начисляется НДС, учитывают отдельно для последующего вычета.

Также допустимо вычисление пропорции, если приобретенный товар используется в налогооблагаемых и необлагаемых операциях. Пропорция с целью ведения раздельного учета определяется по стоимости отгруженных товаров (оказания услуг). При этом если доля товаров, реализация которых предусматривает льготу по НДС, не превышает 5% от общего объема продаж, можно не распределять «входной» НДС по товарам, (работам/ услугам), которые одновременно относятся к облагаемым и необлагаемым операциям. Всю сумму такого НДС можно принять к вычету.

ВНИМАНИЕ! С 01.07.2019 при расчете 5% операции по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых не признается территория РФ, не включайте в состав необлагаемых. Важно, чтобы они не были перечислены в ст. 149 НК РФ. С этой даты такие операции для целей расчета пропорции относятся к облагаемым (п. 4 ст. 170 НК РФ).

НДС по товарам (работам, услугам), которые используются исключительно в не облагаемой данным налогом деятельности, вычету не подлежит, даже если доля совокупных расходов налогоплательщика на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, составляет менее 5% (определение Верховного суда РФ от 12.10.2016 № 305-КГ16-9537 по делу № А40-65178/2015, п. 4 ст. 170 НК РФ, Письма Минфина России от 23.04.2018 N 03-07-11/27256, от 05.04.2018 N 03-07-14/22135).

Подробный список операций, в отношении которых применяются льготы, можно найти в статье «Операции, не подлежащие налогообложению НДС: виды и особенности».

По тем операциям, осуществлять которые можно только при наличии лицензирования, для получения льготы по НДС необходимо иметь разрешающие документы (лицензию). В случае если они отсутствуют, права на использование льготы по НДС также не возникает.

Отказаться от льгот по НДС в отношении операций, перечисленных в пп. 1–2 ст. 149 НК РФ, организации и предприниматели не вправе. Однако важно понимать, при каких обстоятельствах льготы по НДС законодательно оправданы.

Об этом рассказывает наш материал «Законна ли продажа программного обеспечения без НДС?».

Те операции субъектов, которые подлежат обязательному лицензированию на основании закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, имеют право на льготы по НДС лишь при наличии определенной лицензии. Если же данное требование по осуществляемым работам не установлено, то воспользоваться положениями ст. 149 НК РФ можно и при отсутствии лицензии.

Когда применение льгот является добровольным?

Наравне с операциями, налогообложение НДС по которым не предусмотрено законодательно, существуют еще и такие, применение по которым льгот по НДС носит добровольный характер. То есть налогоплательщик вправе отказаться от предоставленной возможности. Полный список таких операций имеется в п. 3 ст. 149 НК РФ.

В этом случае субъекты могут реализовать свое право на отмену льготы в соответствии со ст. 56 НК РФ. Период, на который можно отказаться от освобождения по налогу, не может быть меньше 1 года.

О некоторых операциях, применение льгот по НДС по которым не предполагает жестких обязательств, читайте в публикации «Проценты по коммерческому кредиту не облагаются НДС».

Иногда у налогоплательщиков возникают вопросы, решение которых зависит от трактовки законодательства. Так, например, многих учредителей интересует, существуют ли льготы по НДС при реализации ценных бумаг?

Ответ на этот вопрос можно узнать «Облагается ли НДС реализация ценных бумаг».

Применение льгот по НДС по отдельным операциям, в том числе носящее добровольных характер, имеет некоторые нюансы. К примеру, застройщики могут использовать положения ст. 149 при наличии определенных условий.

В некоторых случаях льготы по НДС по отношению к отдельным видам действий невыгодны для налогоплательщиков по разным причинам. Имеется ли в таком случае необходимость обязательного применения льгот, или существует возможность отказаться от невыгодных действий?

Ответ на этот вопрос вы найдете в материале «От НДС-освобождения можно отказаться частично».

Для отказа от льгот, предусмотренных в п. 3 ст. 149 НК РФ, требуется подать в ИФНС заявление до 1-го числа квартала (налоговый период по НДС см. в ст. 163 НК РФ), с которого принято решение отказаться от льготы по НДС. При этом по заявленным видам деятельности предусмотрено полное применение льгот или полный отказ от них. Использование разных подходов при осуществлении идентичных операций недопустимо.

Как поступить, если нарушен срок подачи заявления с отказом от льготы, читайте в статье «Не успели уведомить налоговиков об отказе в освобождении от НДС. Что с вычетами?».

Перечень операций, при которых предполагается льготное обложение НДС, закреплен в НК РФ. В то же время нужно помнить, что при совершении некоторых действий льготы носят обязательный характер. Но иногда от ненужных «поблажек» со стороны законодательства можно отказаться. Подробную актуальную информацию по этим вопросам вы всегда можете найти в нашей рубрике «Льготы по НДС».

Как изменится НДС с 2019 года: новые правила для тех, кто получает субсидии и другие поправки

Бюджетные субсидии и инвестиции

Вычет «входного» налога

В пункте 2.1 статьи 170 НК РФ изложены правила для компаний и предпринимателей, которые приобретают товары (в том числе основные средства и НМА), работы, услуги или имущественные права за счет средств, полученных из бюджета. Установлено, что при таких операциях налогоплательщики не вправе принять к вычету «входной» НДС, включая тот, что заплачен на таможне.
С января 2019 года в этой норме появится дополнение для случая, когда бюджетные деньги израсходованы на оплату не всей покупки, а только ее части. Тогда запрет на предъявление вычета будет распространяться не на весь «входной» НДС, а только на его долю. Она пропорциональна части покупки, оплаченной за счет бюджетных денег. Пропорцию следует составлять с учетом «входного» НДС, который содержится в стоимости приобретенных товаров, работ, услуг или имущественных прав.
Кроме того, в обновленной редакции пункта 2.1 статьи 170 НК РФ отдельно указано: если субсидия предоставлена для уплаты НДС на таможне, импортер не вправе принять налог к вычету.

Купить сервис «Контур.Декларант» для формирования и отправки таможенных деклараций

Есть изменения и по учету «входного» НДС, который оплачен из бюджетных средств и, как следствие, не принят к вычету. Сейчас все зависит от того, ведет ли налогоплательщик раздельный учет сумм «входного» налога, оплаченных за счет бюджетных денег. Если ведет, то налог можно списать на расходы, а если не ведет — списать не получится. С 1 января 2019 года наличие, либо отсутствие раздельного учета перестанет играть какую-либо роль. С указанной даты начнет действовать следующее правило: налог, не принятый к вычету, нельзя включить в стоимость товаров (работ, услуг, имущественный прав), а нужно отнести на прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
Наконец, с января 2019 года будет действовать оговорка на случай, когда в документах на предоставление субсидий или инвестиций отмечено, что бюджетные деньги не идут на оплату «входного» НДС. В такой ситуации компания или ИП сохраняет за собой право на вычет налога в полном объеме.

Согласно части 7 статьи 9 комментируемого закона, все перечисленные новшества применяются в ситуации, когда бюджетные средства получены в 2019 году и позднее.

Восстановление налога

В подпункте 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ говорится, что ранее принятый к вычету НДС необходимо восстановить, если расходы на приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав) были возмещены из бюджета. Сейчас это нужно делать независимо от того, включен ли НДС в сумму субсидий (бюджетных инвестиций). С января 2019 года восстанавливать «входной» налог придется только в одной ситуации. А именно: если из документов на предоставление бюджетных денег следует, что эти средства идут, в том числе, на оплату «входного» НДС. Если же сумма субсидий (бюджетных инвестиций) не покрывает налог, то его можно не восстанавливать.

Вести бюджетный учет и формировать отчетность в программе «Контур‑Бухгалтерия Бюджет»

При этом в обновленной редакции подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ отдельно оговорено: если субсидии (бюджетные инвестиции) предоставлены для возмещения НДС, уплаченного на таможне, импортер обязан восстановить налог, ранее принятый к вычету.

По-прежнему будет действовать норма, согласно которой при частичном возмещении расходов из бюджета восстанавливать следует часть вычета в доле, пропорциональной возмещенной части расходов. Но расчет пропорции изменится. Сейчас ее составляют без учета «входного» НДС, а с 2019 года необходимо будет учитывать данный налог.
Помимо этого, законодатели предусмотрели нововведение для случая, когда при получении субсидий (бюджетных инвестиций) не понятно, затраты на покупку каких именно товаров, работ, услуг или имущественных прав подлежат возмещению за счет этих средств. При подобных обстоятельствах восстанавливать следует часть вычета, принятого в течение календарного года, предшествовавшего году получения указанных бюджетных средств. Часть налога, подлежащая восстановлению, рассчитывается исходя из доли возмещенных расходов в общей сумме расходов налогоплательщика с учетом «входного» НДС.

Провести автоматическую сверку счетов‑фактур с контрагентами

Согласно части 8 статьи 9 комментируемого закона, уточненные правила восстановления налога применяются в ситуации, когда бюджетные средства на возмещение расходов получены в 2019 году и позднее.

Раздельный учет

Скорректированы положения, относящиеся к раздельному учету «входного» НДС, оплаченного за счет субсидий и бюджетных инвестиций, и «входного» НДС, оплаченного за счет других источников. Сейчас обязанность вести раздельный учет возникает у каждого налогоплательщика в момент получения субсидии или инвестиции (п. 2.1 ст. 170 НК РФ). С января 2019 года раздельный учет понадобится не всегда, а только если нет полной ясности, на приобретение каких именно товаров (работ, услуг, имущественных прав) предоставлены бюджетные средства. При этом раздельный учет необходимо будет применять не только в отношении «входного» налога, но и в отношении полной суммы расходов.
При этом в пункте 3 статьи 170 НК РФ появится новый подпункт 7. Он предназначен для компаний и ИП, которые должны вести раздельный учет, но не делают этого. Такие налогоплательщики будут обязаны в последнем квартале года восстановить часть налога, принятого к вычету в текущем календарном году. Часть налога, подлежащая восстановлению, определяется пропорционально доле субсидий (бюджетных инвестиций) в общем объеме расходов. В расчет берутся все расходы налогоплательщика, понесенные начиная с квартала, в котором получены субсидии (бюджетные инвестиции), с учетом «входного» НДС. Если окажется, что величина субсидий (бюджетных инвестиций) превышает величину расходов, то разницу между ними при расчете доли в текущем году учитывать не нужно. Эту разницу следует перенести на следующий год и приплюсовать к субсидиям (бюджетным инвестициям) будущих периодов.
Суммы восстановленного налога надо отнести на прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Включать его в стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав) нельзя.
Согласно части 7 статьи 9 комментируемого закона, все изменения, касающиеся раздельного учета, применяются в ситуации, когда бюджетные средства получены в 2019 году и позднее.

Бесплатно заполнить, проверить и сдать декларацию по НДС через интернет

Новшества по гарантийному ремонту

Следующая поправка касается тех, кто оказывает услуги по гарантийному ремонту и техническому обслуживанию товаров, включая медицинские. Сейчас такие услуги не облагаются НДС, если клиент не вносит за них плату. Также не облагаются НДС запчасти и детали, которые бесплатно заменяются в рамках гарантийного ремонта и техобслуживания. Это прописано в подпункте 13 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
В будущем году освобождение от НДС сохранится, но оно будет закреплено в подпункте 37 пункта 3 статьи 149 НК РФ. А на основании пункта 5 статьи 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции, предусмотренные пунктом 3 статьи 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от НДС. В связи с этим с будущего года компании и ИП, занимающиеся гарантийным ремонтом и техобслуживанием, смогут по своему желанию не применять льготу по НДС. Для этого им достаточно представить соответствующее заявление в свою ИФНС. Тогда с 1-го числа следующего квартала они станут начислять налог как при безвозмездной реализации.

Аренда госимущества физлицом

В соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ арендаторы федерального, регионального и муниципального имущества являются налоговыми агентами по НДС. Это значит, что при перечислении арендной платы они обязаны удержать налог на добавленную стоимость и заплатить его в бюджет. При этом в указанной норме не говорится, распространяется ли она на арендаторов-физических лиц, которые не имеют статуса ИП.
С января 2019 года появится уточнение, касающееся физлиц, арендующих государственное и муниципальное имущество. В новой редакции пункта 3 статьи 161 НК РФ будет четко сказано, что такие лица налоговыми агентами по НДС не являются.

Покупка макулатуры

В настоящее время компании и предприниматели, покупающие лом и отходы черных и цветных металлов, а также сырые шкуры животных, являются налоговыми агентами по НДС (п. 8 ст. 161 НК РФ). Поставщики данных товаров выставляют счета-фактуры с надписью «НДС исчисляется налоговым агентом» и не перечисляют налог в бюджет. А покупатели (кроме физлиц, которые не являются ИП) выставляют счета-фактуры с выделенным НДС, удерживают налог, перечисляют его в бюджет и получают право на вычет.
С принятием комментируемых поправок к перечисленным товарам добавится макулатура, определение которой приведено в обновленной редакции пункта 8 статьи 161 НК РФ. Это бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения. Таким образом, организации и ИП, купившие макулатуру в 2019 году и позднее, станут налоговыми агентами по НДС (ч. 6 ст. 9 комментируемого закона).

Пп.1 и 2 ст.81 Трудового кодекса РФ.

Трудовой кодекс предъявляет определенные требования к соблюдению процедуры увольнения работников по основаниям, предусмотренным пп.1 и 2 ст.81 ТК РФ. Основанием для проведения мероприятий по увольнению в связи с ликвидацией организации является решение уполномоченного лица (органа). Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица уполномоченного учредительными документами в следующих случаях:

 с истечением срока, на которое создано юридическое лицо;

 с достижением цели, ради которой оно создано;

 с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его созданиями неустранимыми нарушениями закона;

 в случае осуществления деятельности без соответствующего разрешения (лицензии);

 в случае осуществления деятельности, запрещенной законом;

 в случае признания юридического лица, являющегося коммерческой организацией, либо действующего в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, несостоятельным (банкротом).

Основаниями для увольнения по п.2 ст.81 ТК РФ является сокращение численности или штата работников. Сокращение штата вызывается, как правило, организационными изменениями (создание на базе двух отделов одного, изменение структуры организации в целом); сокращение же численности проявляется в уменьшении численного состава работающих. При этом сокращение штата работников может сопровождаться увеличением общей численности работающих, но в связи с тем, что отдельные структурные подразделения организации, отдельные должности упраздняются (исключаются из штатного расписания организации), есть основания для утверждения о сокращении штата работников. Указанные факты подтверждаются изменениями в штатном расписании, а также приказы администрации об изменении структуры организации, общей численности работников. Основаниями для проведения мероприятий по сокращению численности или штата работников являются:


 уменьшение объема работы;

 проведение технических и организационных мероприятий, связанных как с уменьшением общего объема производства, так и с его видоизменением;

 длительная приостановка работ, связанная с нарушением договорных обязательств поставщиками;

 техническое перевооружение материальной базы, внедрение новой техники и технологии;

 совершенствование методов и приемов труда;

 нерентабельность деятельности организации и связанное с этим перепрофилирование.

Нередко сокращение штата или численности связано с необходимостью увеличения размера оплаты труда работников, предусмотренной условиями коллективного договора.

Право вносить изменения в штатное расписание организации и проводить мероприятия по сокращению численности или штата работников закреплено за руководителем организации.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения. В случае ликвидации организации увольнению подлежат все работники, и, соответственно, все они получают уведомления о предстоящем увольнении. А в случае сокращения штата или численности уведомления о предстоящем увольнении вручаются только тем работникам, которые не имеют преимущественного права на оставление на работе.

В случае ликвидации организации расторжение трудового договора по инициативе работодателя допускается со всеми без исключения работниками. В то же время в связи с сокращением численности или штата работников расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до 3 лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), другими лицами, воспитывающими ребенка без матери, расторжение трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников, не допускается.

Если работодатель не утвердил новое штатное расписание, которым предусмотрено сокращение численности, и вместе с этим, вручил уведомление отдельным работникам о предстоящем их увольнением в связи с сокращением численности (штата) работников, то такое увольнение признается судами незаконным, а работники — подлежащими восстановлению на работе с возмещением им среднего заработка за время вынужденного прогула. Такое решение мотивировано тем, что оснований для вручения работнику уведомления до издания соответствующего приказа, подтверждающего факт сокращения штата или численности работников, у работодателя не было.

Необходимо помнить, что преимущественным правом на оставление на работе обладают работники с более высоким уровнем квалификации или более высокой производительностью труда. При равной же производительности труда и квалификации предпочтение отдается:

 семейным работникам — при наличии двух или более иждивенцев;

 лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;

 работникам, получившим в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание;

 инвалидам Великой Отечественной войны;

 инвалидам боевых действий по защите Отечества;

 работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Трудовой кодекс не предусматривает наличие определенного органа, определяющего преимущественное право работника на оставление на работе. Вместе с тем правоприменительная практика дает основания считать, что создание такого органа необходимо, особенно если в организации отсутствует профсоюз. Это может быть комиссия по высвобождению и трудоустройству работников, которая создается приказом работодателя одновременно с изданием приказа о сокращении численности или штата работников. В нее обычно включаются сотрудники кадровой и юридической службы, руководители структурных подразделений. Такая комиссия имеет больше возможностей для определения обстоятельств, имеющих важное значение для конкретного работника, подлежащего высвобождению. Определив лицо, не обладающее преимущественным правом на оставление на работе по сравнению с другими работниками, занимающими одинаковые должности работодатель (либо комиссия) вручает персонально под расписку каждому подлежащему увольнению работнику письменное уведомление. Отказ работника расписаться в получении персонального уведомления о предстоящем увольнении не препятствует работодателю проводить мероприятия по сокращению численности или штата работников. В этом случае комиссионно составляется акт об отказе работника в получении уведомления либо об отказе расписаться в получении им письменного предупреждения.

С вручением работнику предупреждения о предстоящем увольнении работодатель обязан предложить ему другую имеющуюся работу (вакантную должность), которая соответствует его квалификации и состоянию здоровья, а при ее отсутствии — вакантной нижестоящей или нижеоплачиваемой работы, которую работник может выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья. Первый раз работодатель обязан предложить работнику имеющуюся в организации работу одновременно с вручением уведомления о предстоящем высвобождении, а также предлагать ему все образующиеся вакансии уже после вручения уведомления, безусловно, аналогичное предложение необходимо сделать работнику и в последний день работы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

НДС — один из самых «тяжелых» в смысле фискальной нагрузки налогов. Однако закон предусматривает по нему и немало льгот. Рассмотрим, при каких условиях бизнесмен может получить полное или частичное освобождение от уплаты НДС.

Виды налоговых льгот по НДС

Все установленные Налоговым Кодексом льготы по НДС можно разделить на следующие категории:

  1. Полное освобождение, которое предусмотрено:
    • при использовании специальных налоговых режимов
    • для бизнесов с выручкой до 2 млн руб. в квартал (ст. 145 НК РФ)
    • для резидентов «Сколково» (ст. 145.1 НК РФ)
  2. Освобождение реализации отдельных видов товаров или услуг (ст. 149 НК РФ).
  3. Льготные ставки — 10% и 0%. Здесь важно не смешивать «нулевую» ставку и освобождение от налога. Бизнесмен, работающий по ставке 0%, является плательщиком НДС и несет все его обязанности: должен вести налоговый учет, выставлять счета-фактуры, сдавать отчетность и т.д.

Далее рассмотрим, какие именно организации или ИП могут рассчитывать на применение указанных льгот.

Кто может получить льготы по уплате НДС

Начнем со спецрежимов. НК РФ предусматривает следующие варианты:

  • упрощенная система (УСН)
  • «вмененка» (ЕНВД)
  • единый сельхозналог (ЕСХН)
  • патентная система (ПСН)

Каждый из этих режимов имеет свои условия для перехода, но в целом критерии можно объединить в следующие группы:

  1. Организационная форма и состав учредителей. Для ЕНВД и УСН доля организаций в уставном капитале ограничена 25%. А на патентную систему могут перейти только индивидуальные предприниматели.
  2. Масштаб бизнеса. Лимиты устанавливаются для выручки, численности персонала и стоимости объектов основных средств. Также ограничение предусмотрено и для предприятий, имеющих филиалы.
  3. Виды деятельности. Для УСН предусмотрены «запретные» сферы, например, банковские услуги или торговля подакцизными товарами. Всеми остальными видами деятельности на «упрощенке» заниматься можно (при соблюдении других ограничений). Для остальных трех спецрежимов, напротив, существуют только «закрытые» списки разрешенных направлений работы.

Как получить льготу по НДС

При использовании спецрежимов отдельного порядка оформления льготы по НДС не предусмотрено. Сам по себе переход на особый режим уже дает освобождение от этого налога. Далее бизнесмену необходимо только контролировать соблюдение ограничений: по составу учредителей, выручке, численности и т.п.

Важно!

Спецрежимы не всегда позволяют полностью освободиться от НДС. При использовании УСН, ЕНВД и ПСН этот налог нужно платить в следующих случаях:

  • при импорте товаров
  • для налоговых агентов
  • если бизнесмен ведет общий учет в рамках товарищества

До 2019 года налогоплательщики, применяющие ЕСХН, не являлись плательщиками НДС. С 01.01.2019 ситуация поменялась: бизнесмены на ЕСХН признаются налогоплательщиками НДС в общем порядке.

Важно!

Плательщики сельхозналога смогут получить освобождение от НДС в следующих случаях:

  • начало применения ЕСХН приходится на 2019 год;
  • ЕСХН применялся и раньше, за 2018 год выручка не превысила 100 млн рублей (за 2019 год — 90 млн. рублей, за 2020 год — 80 млн. рублей, за 2021 год — 70 млн. рублей, за 2022 и последующие годы — 60 млн. рублей).

«Микробизнесмены» с выручкой до 2 млн руб. в квартал для получения льготы должны подать заявление, а затем подтверждать право на освобождение от НДС каждые 12 месяцев (п. 3, 4 ст. 145 НК РФ). Аналогичные требования закон предъявляет и к резидентам проекта «Сколково». Они также должны заявить право на льготу и ежегодно подтверждать его (п. 3, 5 ст. 145.1 НК РФ).

Для получения льготы по отдельным видам операций нужно вести раздельный учет. Освобожденная от налога реализация отражается в специальном разделе 7 декларации по НДС. Льготные ставки 10% и 0% также отдельно указываются в налоговом отчете, для чего предусмотрены специальные строки и разделы. Кроме того, для получения «нулевой» льготы установлен дополнительный механизм подтверждения (ст. 165 НК РФ).

Документы, подтверждающие льготу по НДС

Для «спецрежимников» само заявление о переходе на «особую» форму налогообложения уже подразумевает получение всех положенных льгот, в том числе и по НДС.

Резиденты «Сколково» и «микропредприниматели» должны подавать заявления, относящиеся именно к НДС. Кроме того, они обязаны предоставить документы, подтверждающие соблюдение установленных лимитов, а для «сколковцев» — еще и статус участника проекта.

Освобождение от НДС по отдельным категориям реализации предоставляется на основании декларации. Это же относится и к льготным ставкам 10% и 0%.

Льготная «нулевая» ставка применяется главным образом к экспортным операциям (п. 1 ст. 164 НК РФ). Поэтому для нее предусмотрен дополнительный механизм подтверждения. Бизнесмен должен предоставить документы, связанные с экспортом (контракты с иностранными партнерами, таможенные декларации и т.п.).

Как отказаться от льготы по НДС и зачем это нужно

Иногда бизнесмену бывает выгоднее или проще отказаться от льготы по НДС:

  1. «Микропредприятие» работает с крупными заказчиками, которые платят НДС. Поэтому клиентам невыгодно приобретать товар или услугу, по которой они не смогут возместить налог.
  2. Доля реализации, не облагаемой НДС, невелика, и поэтому нет смысла организовывать раздельный учет.
  3. Компания планирует разовую экспортную поставку на небольшую сумму и не хочет из-за этого «связываться» со сбором документов для подтверждения экспорта.

Итак, причины для неприменения льгот по НДС могут быть самыми разными. При этом следует учитывать ряд ограничений:

  1. При использовании спецрежимов отказ от льготы по НДС законом не предусмотрен.
  2. Отказ для «микропредприятий» возможен только через год после получения освобождения (п. 4 ст. 145 НК РФ).
  3. Для «сколковцев» после отказа повторно получить льготу будет невозможно (п. 4 ст. 145.1 НК РФ).
  4. При освобождении по отдельным видам реализации отказаться можно только в части тех категорий, которые указаны в п. 3 ст. 149 НК РФ. Срок действия отказа не может быть менее года (п. 5 ст. 149 НК РФ).
  5. Отказ от «нулевой» ставки также возможен не менее, чем на год (п. 7 ст. 164 НК РФ).

Как снизить налоги без риска

НДС — один из основных источников пополнения бюджета. Неудивительно, что налоговики уделяют ему повышенное внимание, особенно — если речь идет о применении льгот.

Банки будут выявлять схему уклонения от НДС

Чтобы повысить безопасность своего бизнеса, нужно планировать все операции с учетом «фискальных» последствий и применять только законные способы снижения налоговой нагрузки. В противном случае претензии проверяющих могут повлечь за собой доначисления и штрафные санкции, нередко исчисляемые миллионами рублей.

Если же предполагается заключение крупного контракта, то помощь налогового консультанта будет просто необходима. При подготовке сделки нужно максимально обезопасить себя, чтобы ваш бизнес в глазах налоговиков выглядел безупречно. Такую работу может выполнить только компания, обладающая многолетним опытом в решении проблем, связанных с бухгалтерским и налоговым учетом.

Варианты снижения фискальной нагрузки с помощью льгот и других законных методов мы прорабатываем, исходя из особенностей бизнеса клиента, а также с учетом требований ст. 54.1 НК РФ.

Заказать услугу

Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ) – это федеральный налог, постановка на учёт по которому происходит автоматически. Налоговая льгота по НДС является преимуществом, предоставляемым отдельным категориям налогоплательщиков.

Налоговые льготы по НДС: список операций

Список операций, освобождаемых от уплаты НДС, является закрытым (ст. 149 НК РФ). Часто это освобождение принимают за льготы:

Согласно Пленуму ВАС РФ в п. 14 Постановления от 30.05.2014 N 33, налоговыми льготами по НДС являются (не подлежит налогообложению и уведомлению об этом налогового органа) реализация:

  • продуктов питания, произведённых столовыми общеобразовательных и медицинских организаций и реализуемых для них же, включая продукты питания, произведенные для них организациями общественного питания (п. 2 пп. 5 ст. 149 НК РФ);
  • в т.ч. передача для собственных нужд, предметов религиозного назначения, религиозной литературы согласно перечню Правительства РФ религиозными организациями, включая проведение культовых действий (п. 3 пп. 1 ст. 149 НК РФ);
  • товаров, работ и услуг, кроме посреднических, производимых и реализуемых:

– общественной организацией инвалидов, где инвалидов-членов не менее 80 %, и организацией с уставным капиталом полностью из их вкладов, при этом среднесписочная численность инвалидов не менее 50%, их доля в ФОТ – не менее 25%. А также организацией с социальными целями: помощь инвалидам, детям-инвалидам, их родителям) с единственными собственниками в их лице;

– медицинских организаций, в части оказания психиатрической, наркологической, противотуберкулезной помощи, а также лечебных исправительных учреждений (п. 3 пп. 2 ст. 149 НК РФ);

  • услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, палатами субъектов РФ или Федеральной палатой адвокатов своим членам при осуществлении профессиональной деятельности (п. 3 пп. 14 ст. 149 НК РФ).

Если лицо реализует товары, выполняет работы или оказывает услуги, указанные в ст. 149 НК РФ, только в собственных интересах, то – такая «посредническая» деятельность освобождена от уплаты НДС.

Условия и ограничения

Правом на освобождение от уплаты (льгота) НДС могут воспользоваться организации, ИП, выручка от реализации товаров, работ или услуг которых за три предшествующих календарных месяца составляет менее 2 000 000 руб. По операциям с подакцизными товарами действует запрет на освобождение от уплаты налога.

Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость применяется при условии наличия предусмотренной законом лицензии по осуществлению лицензируемой деятельности налогоплательщиком.

Обязательным условием применения налоговых льгот является ведение раздельного учёта, в том числе суммы «входного» НДС (ст. 170 п. 4 НК РФ). Его методика определяется самостоятельно и закрепляется в учётной политике организации.

При невыполнении данных предписаний, установленных нормативно-правовыми актами, имеет место быть неблагоприятным налоговым последствия, но только если это зафиксировано (прямо) в части 2 НК РФ.

Подтверждающие документы

Налоговая инспекция вправе истребовать у организации при камеральной проверке документы для подтверждения применения данных льгот.

ФНС рекомендует юридическим лицам подавать пояснения о применении льгот по НДС реестром документов в виде таблицы, в который включаются:

  • код операции (Приложение 1 порядка заполнения декларации по НДС);
  • сумма по необлагаемым операциям в рублях;
  • контрагент (наименование);
  • подтверждающий документ (тип, № и дата).

Вместе с ним предоставляются перечень и формы типовых договоров организации, используемых при льготных операциях.

Отказ от льгот по НДС

Перед применением льготы по НДС или отказа от неё, следует проанализировать экономический эффект по каждому решению. Отказ распространяется на все сделки освобождаемого вида деятельности.

Отказ от применения освобождения по НДС в части всех операций или только некоторых видов требует представления заявления в произвольной форме в ИФНС по месту регистрации не позднее 01 числа налогового периода, применяемого к отказу. В заявлении необходимо указать перечень операций, налоговый период начала действия отказа и его срок. Отказ действует не менее 1 года, но можно более.

Отказу не подлежит:

  • предоставление в аренду помещения на территории РФ иностранной организации или гражданину, имеющим аккредитацию в РФ (п. 1 ст. 149 НК РФ);
  • реализация, согласно пункту 2 ст. 149 НК РФ.

Рассмотрим пример:

Допустим, между ООО «Фенх» и физическим лицом оформлен договор купли-продажи жилого дома в октябре 2004 года. После государственной регистрации в 2004 году право собственности перешло физическому лицу, а расчёты производились частями в следующем году.

Решение:

Освобождение от НДС было введено в действие ФЗ № 109-ФЗ от 20.08.2004 с 01 января 2005 года. До 01 января 2005 года данные операции облагались в общем порядке. При реализации ООО «Фенх» должно было исчислить, предъявить физическому лицу и уплатить в бюджет НДС (п. 8 ст. 149 НК РФ).

В данном примере действует правило «по отгрузке», которая произошла до новоизменений по освобождению от уплаты НДС.