Льготный список 2

«Льготные» профессии для досрочной пенсии

В России существует четко определенный пенсионный возраст (лица мужского пола — 60 лет, женского – 55). Однако далеко не все профессии соответствуют друг другу по степени тяжести и влияния на здоровье человека. Именно поэтому, согласно принятым в РФ законам, отдельным категориям граждан предоставляется право досрочного ухода на пенсию.

Кому положена досрочная пенсия? Что такое список №1 и список №2? Предоставляются ли льготы при наличии частичного стажа по «вредной» профессии? На эти вопросы постараемся ответить в данной статье.

Классификация льготных специальностей

Перечень лиц, которым могут быть предоставлены льготные пенсионные условия, достаточно обширен (в общей численности это более 500 профессий из самых разных сфер занятости). Он регламентируется такими нормативными актами, как:

  • Постановление Кабинета Министров СССР «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» от 26.01.1991 № 10;
  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (статьи 27 и 28);
  • Федеральный закон «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 №400-ФЗ (глава 6).

Основные профессии и специальности, дающие право на досрочную пенсию, а также главные условия для ее назначения представлены в таблице:

Вид профессиональной деятельности Возраст, по достижению которого можно выйти на пенсию (муж/жен) Требования по страховому стажу (муж /жен) Требования стажа, непосредственно по «льготной» специальности (муж /жен)
Работа из списка №1 50/45 лет 20/15 лет 10/7,5 лет
Работа из списка №2 55/50 лет 25/20 лет 12,5/10 лет
Текстильное производство (отдельные специальности с высокой интенсивностью труда) 50 лет (распространяется только на женщин) Без ограничений 20 лет
Вождение тракторов и специальной техники в сельском хозяйстве, промышленности и т.п. 50 лет (распространяется только на женщин) 20 лет 20 лет
Погрузочно-разгрузочная деятельность в портах и доках (механизаторы) 55/50 лет 25/20 лет 20/15 лет
Работа на участках лесозаготовки и лесосплава 55/50 лет 25/20 лет 12,5/10 лет
Плавание в составе экипажа на судах речного и морского флота (кроме судов, постоянно находящихся в порту) 55/50 лет 25/20 лет 12,5/10 лет
Работа на железных дорогах и станциях метрополитена (отдельные категории, напрямую связанные с осуществлением перевозок) 55/50 лет 25/20 лет
Вождение грузовой и специальной техники на рудниках, карьерах и т.п. 55/50 лет 25/20 лет 12,5/10 лет
Работа в отрядах и экспедициях, осуществляющих поисковую, геологическую, топографическую, гидрологическую и любую другую деятельность подобного рода (т.е. связанную с постоянными командировками в различные регионы) 55/50 лет 25/20 лет 12,5/10 лет
Работа в экипажах гражданских авиалиний Любой Без ограничений 25/20 лет (20/15 лет при уходе из авиации по состоянию здоровья)
Все виды работ, являющиеся часть процесса ловли рыбы и иных морепродуктов на морских суднах Любой Без ограничений 25/20 лет
Лечебная и иная деятельность, связанная с оказанием медицинских услуг в учреждениях здравоохранения Любой Без ограничений 25 лет в сельской местности / 30 лет в любых других случаях
Инженерно-техническое обслуживание техники и авиапарка гражданских авиалиний 55/50 лет 25/20 лет 20/15 лет
Работа в организациях, занимающихся тушением и предотвращением пожаров, охраной людей и населенных пунктов от природных катаклизмов и ЧС 50 лет Без ограничений 25 лет
Работа с осужденными лицами в местах лишения свободы 55/50 лет 25/20 лет 20/15 лет
Работа в качестве сотрудников МЧС и других организациях подобного рода 40 лет Без ограничений 15 лет
Преподавание в образовательных учреждениях Любой Без ограничений 25 лет
Актерская деятельность и другая работа, связанная с творчеством в театральных организациях 55/50 лет Без ограничений 15-30 лет (определяется индивидуально, исходя из множества факторов)

Что такое список №1 и список №2?

Указанные в таблице выше списки это два регламентированных перечня профессий с особенными условиями труда, которые были разработаны в 1991 году и тогда же утверждены Постановлением Совмина СССР №10. С течением времени никаких глобальных изменений в них не произошло и в 2014 году Правительство РФ повторно утвердило эти списки для современного использования. Лично ознакомиться с ними можно по ссылкам:

В первом перечне перечислены вакансии с так называемыми вредными условиями труда (это значит, что негативное воздействие на организм человека оказывают факторы производственной среды, например, излучения, шум, отходы, химические реакции). Всего в него включены 24 отрасли, в основном связанные с добывающей и обрабатывающей промышленностью, а также здравоохранением, транспортом и научно-исследовательской деятельностью.

Второй список содержит в себе специальности с тяжелыми условиями труда (эта формулировка, в свою очередь, обозначает негативное влияние на самочувствие работников из-за высоких физических (умственных, эмоциональных) нагрузок). Поскольку прогнозируемый вред для здоровья человека здесь ниже и он не такой очевидный, пенсионные льготы тут менее существенные, чем в списке №1.

Частичное уменьшение пенсионного возраста

Если какой-либо гражданин трудился по специальности, относящейся к первому либо второму списку, но не наработал необходимого стажа для того, чтобы иметь возможность рассчитывать на досрочную пенсию из-за особых условий труда, то при определенных условиях он все равно может получить льготу.

В общем случае понадобится хотя бы наличие половины от требуемого стажа по специальности из перечня (цифры указаны в таблице выше), страховой стаж в полном объеме (также есть в таблице) и минимально допустимое количество пенсионных баллов (на 2017 год – 11,4, в дальнейшем эта величина будет повышаться). При соблюдении всех перечисленных условий гражданину полагается досрочное пенсионное обеспечение с уменьшением установленного пенсионного возраста пропорционально накопленному стажу. Как это работает? Для примера можно рассмотреть следующую ситуацию:

Иван Сапожников в молодости проработал 7 лет дробильщиком на металлургическом заводе. Впоследствии он также трудился на других предприятиях и в 53 года оказался безработным из-за банкротства организации, которая являлась его последним местом трудоустройства. Поскольку страховой стаж у него больше 20 лет, Ивану не обязательно было заниматься поисками новой работы – он получил право обратиться в ПФР за получением досрочной пенсии на основании наличия стажа по специальности из списка №1 (соответственно в его случае пенсионный возраст должен быть уменьшен как раз до 53 лет (от общеустановленного значения в 60 лет отнимается 7 лет, отработанных на «вредном» предприятии)

Особый порядок страховых выплат

Обязанность по финансированию пенсионных выплат граждан, работавших в местах с особыми условиями труда, с недавнего времени легло не только на государство, но и на самого работодателя. Начиная с 2013 года, всем организациям, на которых имелись рабочие места, указанные в 1 либо 2 списках, стало необходимо перечислять дополнительные страховые взносы исходя из установленного тарифа.

Так как вредность большей части специальностей нельзя определить абстрактным путем (например, тяжесть работы оператора плавильной установки на современном модернизированном предприятии и на заводе с оборудованием 20-летней давности будет разной), Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ стал регулировать обязанность нанимателя проводить специальную оценку условий труда. Эти условия можно разделить на 7 классов от оптимального 0% тарифа до опасного с 8% увеличением страхового взноса. Если подобная аттестация рабочих мест не проводилась, то должны применяться базовые надбавки к тарифам (9% по профессиям из 1 списка и 6% из 2).

Однако не все работодатели добросовестно следят за соблюдением данного закона у себя в организации или на предприятии и, соответственно, не отчисляют дополнительные взносы в Пенсионный фонд. Контролировать исполнение нанимателем своих обязательств могут и сами сотрудники посредством обращения в ПФР.

В список «льготных» профессий для выхода на досрочную пенсию входит около 500 специальностей из сферы промышленности, здравоохранения, образования, госслужбы и других. Условия назначения пенсионных выплат для каждой категории граждан разнятся в зависимости от сложности и опасности их трудовой деятельности. В среднем, граждане, относящиеся к одной из «льготных» категорий, имеют право выйти на пенсию на 5-10 лет раньше общеустановленного срока.

Советуем почитать: Досрочный выход на пенсию в 2017 году 1/5 (1 голосов)

Списки 1 и 2 вредных профессий в РФ

Обновление: 3 марта 2017 г.

В целях реализации и соблюдения права граждан на льготное пенсионное обеспечение установлены правила о применении Списков 1 и 2 вредных профессий РФ, в соответствии с которыми у некоторой категории работников имеется право выйти на пенсию раньше, чем у большинства остальных граждан. При наличии документального подтверждения факта и периода работы в специальных условиях, отнесенных Списками 1 и 2 к вредным (тяжелым) условиям труда, работник может обратиться в управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.

Вредные профессии по Спискам 1 и 2

Разъяснения, как определять специальный трудовой стаж и применять Списки 1 и 2 вредных профессий в РФ, содержатся в Постановлении Правительства РФ № 665 от 16.07.2014. Сформулируем для удобства кратко основные моменты:

  • Список 1 подлежит применению в том случае, если работник был занят на подземных работах, а также работах с вредными условиями труда, либо работа проходила в горячих цехах при высокой температуре окружающего воздуха либо непосредственном соприкосновении с искрами/очагами огня;
  • При занятости на работах, при которых условия труда признаны работой с тяжелыми условиями труда, следует смотреть Список 2.

На практике возможна ситуация, когда работник занят одновременно на нескольких работах из разных Списков (например, является совместителем), в этом случае необходимо применять Список 2.

Чтобы при назначении досрочной страховой пенсии у работника не было проблем с Пенсионным фондом, работодателю следует учитывать требования к названию вредных профессий, предусмотренные Списками 1 и 2. Поэтому еще на стадии приема на работу и оформления документов, включая штатное расписание, трудовую книжку, трудовой договор с работником, его личную карточку, работодателю следует ознакомиться с порядком применения Постановления Правительства РФ № 665 от 16.07.2014 и указывать название должности (профессии) и трудовой функции работника так, как указано в Списках 1 и 2.

При несовпадении наименования должностей (либо трудовой функции) для работника существует риск наступления негативных последствий: работнику ПФР может отказать в досрочном выходе на пенсию. В этой связи работнику можно рекомендовать попытаться доказать идентичность наименований, заручившись правовой поддержкой Минтруда России, изложенной в письме от 02.08.2000 № 3073-17, № 06-27/7017. Государственные органы признают право работника на льготное пенсионное обеспечение при соблюдении необходимых требований для возникновения такого права, несмотря на разные наименования одной профессии.

Список 1: особо вредные условия

Установление факта, что характер трудовой функции работника у конкретного работодателя связан с особо вредными или особо тяжелыми условиями труда, как того требует Список 1, производится через аттестацию рабочих мест.

Работодатель, а также соответствующие государственные (муниципальные) органы по просьбе работника обязаны предоставить ему справку о характере и периоде работы. Указанные документы предоставляются в дальнейшем в Пенсионный фонд и являются основанием для исчисления работнику льготного стажа и досрочного выхода на пенсию по старости.

Право на досрочную льготную пенсию по старости согласно Списку № 1 с особо вредными условиями имеет тот работник, профессия которого идентична профессии из Списка 1, при соблюдении условий, что:

  • у работника полная трудовая занятость (то есть не менее 80 % своего рабочего времени работник выполняет работу в особо вредных и особо тяжелых условиях труда) и
  • факт работы в особых условиях может быть документально подтвержден.

Основным, но не единственным документом, подтверждающим факт работы в особых условиях, является трудовая книжка. Законодатель не ограничивает работника в праве предоставить иные документы, которые Пенсионный фонд также обязан принять для подсчета страхового стажа для установления льготной пенсии. Это могут быть справка работодателя о периоде и характере работ, личная карточка работника, трудовое соглашение, оформленное по правилам, действовавшим на момент его заключения, справки о заработной плате, приказы и иные документы. Право работника предоставлять дополнительные документы закреплено в пункте 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015.

Стаж работы в должности, включенной в список льготных профессий с вредными условиями труда, для мужчин составляет не менее 10 лет и 7 лет и 6 месяцев для женщин.

Список 2 льготных профессий

В специальный стаж работнику также будет засчитана работа, если его работа (должность, профессия) и показатели с вредными и тяжелыми условиями труда включены в Список 2.

Список 2, как и Список 1, утвержден постановлением кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

При включении работы из Списка 2 в специальный стаж следует учитывать разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 года № 5 о порядке применения льготных Списков 1 и 2.

Пенсионный фонд обязан назначить работнику досрочную льготную пенсию по старости, включив в подсчет специальный трудовой стаж работу, если:

  • должность работника из указанных в Списках 1 и 2 вредных профессий РФ,
  • у работника полная трудовая занятость (то есть не менее 80 % своего рабочего времени работник выполняет работу в особо вредных и особо тяжелых условиях труда, включая командировки, больничные, отпуска (ежегодный, дополнительный), время для перерыва на обед).

Особые правила подсчета специального трудового стажа предусматривают, что:

  • при сокращении объема производства и перевода работника на режим работы с неполным рабочим днем (рабочей неделей) стаж следует считать исходя из фактически отработанного времени;
  • в подсчет специального стажа не подлежат включению периоды работы, в которые предоставлялись учебные отпуска.

Льготное пенсионное обеспечение по Спискам 1 и 2

Несмотря на проводимую в настоящее время в стране очередную пенсионную реформу, направленную, в том числе, на увеличение пенсионного возраста, которая уже с 1 января 2017 года коснулась некоторых граждан, являющихся государственными и муниципальными служащими, а также лиц, занятых на политических должностях, порядок льготного пенсионного обеспечения сохранился прежним.

Суть льготного пенсионного обеспечения заключается в том, что мужчины могут выйти на пенсию по старости не в 60 лет, а женщины при достижении 55 лет, а на несколько лет раньше.

Это означает, что те работники, работа (должность, профессия) которых включена в Списки 1 и 2 вредных профессий РФ, при условии соблюдения требований:

  • о стаже работы на указанных работах у мужчин не менее 10 лет и у женщин — 7 лет 6 месяцев, а также
  • наличии страхового стажа у мужчин не менее 20 лет, у женщин – 15 лет,

то указанные работники имеют право на льготное пенсионное обеспечение. Это означает, что мужчины могут выйти на пенсию по достижении 50 лет, а женщины – по достижении возраста 45 лет.

При отработке не менее половины требуемого срока на работах, включенных в список льготных профессий с вредными условиями труда, и при условии соответствия остальным требованиям закона (включая требуемый минимальный страховой стаж и период работы во вредных и опасных условиях труда) мужчины и женщины могут также рассчитывать на особый порядок назначения страховой пенсии – общеустановленный для всех граждан России пенсионный возраст подлежит уменьшению на один год за каждый полный год такой работы.

В заключение укажем нормативно-правовую базу, регулирующую отношения по назначению пенсий, касающиеся, в том числе, льготного пенсионного обеспечения в связи с выполнением работ на вредных и опасных условиях труда. Это:

  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ регулируется право на досрочное назначение страховой пенсии;
  • до 01.01.2015 применению подлежал Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (см. подпункт 1 пункта 1 статьи 27).

Направления и инфраструктура поддержки малого предпринимательства в РФ

Поддержка малого предпринимательства регулируется Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Под поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства понимают — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Минэкономразвития готов финансировать любой региональный проект по поддержке малого бизнеса.

Первые федеральные проекты, направленные на развитие бизнеса в регионах. Субъекты, победившие в конкурсах на реализацию этих проектов, получили финансовую федеральную помощь.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по направлениям:

Создание льготных условий использования субъектов малого предпринимательства государственных, финансовых, информационных и материально-технических ресурсов. Установление упрощенного порядка регистрации, лицензировании их деятельности, сертификации их продукции и предоставление бухгалтерской и статистической отчётности.

Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства.

Организация, подготовка и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства.

Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе, финансирование федеральных программ поддержки и развития малого бизнеса, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности, льготное кредитование и страхование субъектов малого бизнеса, предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и другие формы поддержки. К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.

В настоящее время оказанию действенной поддержки малым предприятиям препятствуют отсутствие или недостаток эффективных объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий.

Крупные предприятия создают себе инфраструктуру сами: учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, коммуникационную инфраструктуру — подъездные пути, инженерные сети и прочее, открывают представительства и магазины, создают собственные банки и социальные объекты для своих служащих. Малое предприятия так действовать не может. Но правила на рынке одинаковы для всех. Следовательно, для успешной конкуренции продукции предприятия руководитель малого предприятия должен иметь возможность проконсультироваться у опытного юриста, провести маркетинговые исследования, реализовать товар с помощью сети сбыта. малый предпринимательство бизнес поддержка

Представлять такую возможность, причем на доступных условиях, должна инфраструктура поддержки малого бизнеса. Несмотря на то, что в последние годы возникли и действуют десятки объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, очевидно, что без поддержки государства и местных органов власти комплексная и эффективная инфраструктура поддержки возникнуть и существовать не может. Именно поэтому одна из первых задач (первая, пожалуй, все-таки создание нормативно-правовой базы, стимулирующей развитие бизнеса) — это создание комплексной инфраструктуры поддержки малого бизнеса на региональном и муниципальном уровнях.

Инфраструктура поддержки малого бизнеса — это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.

В известной степени налоговая инспекция, торгинспекция, отдел регистрации мэрии также являются частью инфраструктуры, но не поддержки, а регулирования малого бизнеса.

На федеральном уровне существует не менее десятка министерств и ведомств, которые в той или иной степени занимаются вопросами развития предпринимательской деятельности.

Основные из них — это Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого бизнеса, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство науки и технологий РФ, Государственный комитет по делам молодежи РФ, Министерство общего и профессионального образования РФ и другие.

К объектам инфраструктуры в широком смысле можно отнести и различные общественные предпринимательские организации, которые прямо или косвенно представляют и лоббируют интересы предпринимателей либо содействуют объединению усилий для решения собственных проблем. Ассоциации, союзы, объединения, лиги и прочие образования зарегистрированы и действуют практически в каждом регионе РФ.

Только на федеральном уровне в Торгово-промышленной палате РФ зарегистрированы более 50 таких объединений. Они призваны играть очень важную роль в защите интересов малых предприятий. Крупнейшей и наиболее авторитетной структурой сегодня является Торгово-промышленная палата Российской Федерации, в состав которой входят более 110 региональных и городских торгово-промышленных палат. Данные структуры оказывают услуги по целому ряду направлений

Объекты инфраструктуры часто имеют различные названия: «бизнес-центры», «школы предпринимателей», «технопарки», «бизнес-инкубаторы», «агентства», » учебно-деловые центры», фонды поддержки» и другие. На практике бизнес- инкубатор может ничем не отличаться от технопарка, а бизнес-центр от школы менеджеров. Определение же субъектов инфраструктуры следует далее.

Бизнес — школы — структуры, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации предпринимателей, руководителей и персонал малых предприятий (бухгалтеров, финансовых директоров, маркетологов и др.), государственных и муниципальных служащих, работающих в департаментах, отвечающих за развитие малого бизнеса в городе, области, регионе и т.д., а также учащихся старших классов, граждан, желающих создать собственное дело, и безработных. Эти структуры могут называться иначе: школы управления, образовательные центры, школы предпринимателей и т.п., однако суть от этого не меняется. БШ осуществляют обучение путем организации и проведения краткосрочных семинаров. По окончании не всегда выдаются документы государственного образца. Как правило, БШ — негосударственные образовательные учреждения, зачастую создаваемые на базе вузов, техникумов, различных структур поддержки малого бизнеса.

Агентства поддержки малого бизнеса. По существу, это консалтинговые фирмы, оказывающие широкий спектр услуг малым предприятиям в регистрации, обучении персонала, получении инвестиций и др. Агентства поддержки малого бизнеса впервые появились в Англии в период экономической депрессии 50-60 годов. В России этот термин был введен при создании в 1992 году первого агентства — АО «Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса», образованного для реализации межправительственной программы России и Великобритании при поддержке Фонда «Ноу-Хау». В настоящее время более чем в 30 городах созданы региональные агентства с участием Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса. Они являются негосударственными структурами, но функционируют при поддержке государства и местных администраций.

Региональные фонды и центры поддержки малого бизнеса созданы в 73 субъектах Российской Федерации. Региональные фонды проводят отбор, экспертизу предпринимательских проектов и их финансирование, контролируют использование финансовых ресурсов, формируют региональную информационную базу предпринимательских проектов.

Многие региональные фонды и центры поддержки малого бизнеса тесно сотрудничают с Федеральным фондом поддержки малого бизнеса, часть из которых является агентами Федерального фонда. Через региональные фонды — агенты проходило финансирование региональных программ, мероприятий федеральных программ государственной поддержки малого бизнеса. Некоторые региональные фонды помогают в выборе деловых партнеров, выступают в качестве гаранта для получения кредитных ресурсов.

Несколько региональных фондов договариваются об объединении своих усилий для решения вопросов финансовой помощи в поддержке и развитии малого бизнеса в регионах (Новосибирский государственный областной фонд и Алтайский фонд «Ноу-хау»; Коми региональный фонд поддержки малого и среднего бизнеса с соседними региональными фондами).

Технопарки. Это структуры, создаваемые в основном на базе высших учебных заведений с целью использования научного потенциала этих вузов и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие размещающихся на территории технопарка малых инновационных предприятий. Чаще технопарки создаются в крупных университетских центрах. Их создание и поддержка требуют значительных стартовых средств. В России технопарки создавались на базе высшей школы. В настоящее время зарегистрированы более 150 технопарков.

Основные задачи, которые решают технопарки:

— экспертизу и отбор инновационных проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий;

— оценку риска, сопряженного с реализацией проекта;

— помощь в проведении научно-исследовательских работ и внедрении их результатов в сфере производства;

— предоставление малым инновационным фирмам производственных мощностей;

— оказание юридической, организационной, маркетинговой, финансовой и другой поддержки.

Технологические центры. Инновационно-технологические центры создаются, как правило, на базе научно — исследовательских институтов и центров. Цели аналогичны целям технопарков, отличаясь тем, что в уделяют больше внимания коммерциализации и трансферу технологий, и не столько малым предприятиям, сколько корпорациям, способным реализовать данные технологии. В настоящее время Министерством науки и технологий РФ совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создается 12 , в том числе и на базе ведущих технопарков.

Учебно-деловые центры. Термин «учебно-деловые центры» введен в обиход Академией менеджмента и рынка, с 1992 года реализующей Морозовский проект — широкомасштабную программу поддержки малого бизнеса и подготовки кадров для рыночной экономики. имеют сходные с агентствами и бизнес — школами функции, однако, в отличие от агентств, нацелены на реализацию образовательных программ, а от бизнес — школ их отличает внимание к консалтинговому и организационному сопровождению проектов. В настоящее время в регионах России созданы 77, а также 52 их филиала в небольших городах.

Социально-деловые центры. Это структуры, создаваемые при центрах занятости. Впервые появились в Московской области в 1993 году. Опыт первого Орехово-Зуевского был распространен в Московской области, а затем в регионах России. Цель — создание новых рабочих мест для незанятого населения и безработных через развитие малого бизнеса. Как правило — это государственные предприятия с единственным учредителем — соответствующим центром занятости. В Настоящее время в России зарегистрированы более 20.

Бизнес-центры оказывают, как правило, сервисные услуги предпринимателям и бизнесменам. Очень часто создаются при гостиницах, торговых центрах для обслуживания клиентов. Бизнес-центры на платной основе предоставляют помещения для переговоров, средства связи, компьютерную и оргтехнику. Некоторые сдают в аренду офисные помещения. В отличие от бизнес-инкубаторов, бизнес-центры оказывают услуги физическим лицам и по коммерческим расценкам.

В последние годы структуры, называющиеся бизнес-центрами, созданы во многих регионах при центрах занятости. Однако они отличаются от вышеописанных. Как правило, они предоставляют комплекс услуг по работе с незанятыми гражданами, желающими создать собственное дело, в этом их деятельность сходна с деятельностью.

Региональные информационно — аналитические центры. Эти структуры были созданы в 1994-1997 года в 39 регионах России. Изначально информационно-аналитические центры создавались в рамках Федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса на 1994-1995 года За этот период были созданы в 14 регионах России 16 объектов инфраструктуры. Другие информационно — аналитические центры создавались на базе региональных — центров научно — технической информации, территориальных торгово-промышленных палат, агентств поддержки малого бизнеса, инновационных центров поддержки бизнеса, научно — производственных фирм. Более 50 % региональных информационно — аналитических центров — коммерческие организации, однако существуют — негосударственные некоммерческие, государственные некоммерческие структуры, а также, действующие без образования юридического лица.

Финансироваться могут за счет средств регионального и федерального бюджетов, средств, полученных в результате собственной деятельности. В задачи информационно — аналитических центров входит информационное обслуживание предпринимателей (представление консультационной, юридической, справочной, нормативно — технической, экономической налоговой информации), проведение работ по созданию реестра малых предприятий и банка инвестиционных и инновационных проектов, осуществление рекламной и издательской, а также образовательной деятельности, предоставление услуг по приобретению, установке и эксплуатации компьютерной техники, разработке компьютерных программ.

Без информации практически невозможно принять любое управленческое решение. В России сегодня предпринимателю получить необходимую информацию в определенные сроки довольно сложно. Государственные источники информации практически не функционируют или ограничены для информационного обмена даже между собой. Информационная структура дефицитной экономики разрушена, а новая находится в зачаточном состоянии. В особенно сложном положении находятся представители малого и среднего бизнеса.

Для обеспечения информацией представителей малого и среднего бизнеса при фонде поддержки бизнеса были созданы: федеральный информационно-аналитический центр и сеть региональных информационно — аналитических центров.

В рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса на базе были проведены следующие маркетинговые исследования:

— потребностей предпринимателей в информационных и аналитических услугах;

— возможностей и потребностей региональных центров Системы информационного обеспечения малого бизнеса, других центров поддержки предпринимателей;

— потребностей и возможностей администраций регионов РФ, инвесторов.

Для сбора первичной информации были использованы два метода: почтовый опрос глав администраций краев и областей и опрос участников Первого съезда предпринимателей России, участников выставки «Бизнес и банки», участников семинара «Предприниматели малого бизнеса» и т.д. Фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств).

Фонд — совокупность финансовых ресурсов, консолидированных Гарантийным фондом для обеспечения исполнения обязательств перед кредиторами путем предоставления гарантий. Средства Фонда формируются за счет средств краевого бюджета, с дальнейшим привлечением средств федерального бюджета на условиях софинансирования. Размер фонда на первом этапе 50 млн. руб. (в том числе 15 миллионов. рублей. — средства краевого бюджета, 35 миллионов. рублей. — средства федерального бюджета). Фонд — пополняемый, и его средства могут расходоваться только на уставные цели.

Ожидаемые результаты от создания Гарантийного фонда:

· консолидация усилий участников инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

· организация более широкого доступа к кредитным ресурсам;

· дополнительное привлечение ресурсов коммерческих банков к работе.

Бизнес-инкубаторы — это структуры, размещающие на льготных условиях специально отобранные малые предприятия на своих площадях и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги. В настоящее время бизнес-инкубаторов 123. В ближайшие три-четыре года минэкономразвития планирует открыть подобные структуры практически в каждом крупном городе России и довести общее число до 500. В бизнес-инкубаторе есть четкий срок поддержки, за 3 года идея должна перейти на уровень опытного образца.

Список профессий имеющих право на досрочную пенсию

Большинство наших соотечественников трудится в небезопасных условиях. В связи с этим они нередко задумываются над возможностью сокращения срока службы. Это позволяет наслаждаться свободным временем со спокойной совестью. Рассмотрим, как это право может быть реализовано на практике и каков список профессий, имеющих право на досрочную пенсию.

С чем может быть связан досрочный выход на пенсию

Речь идет о недостаточно хороших условиях труда или о достижении особого статуса.

  1. Человек, который проработал в тяжелых условиях определенное время, может рассчитывать на раннее время прекращения службы.
  2. Во второй ситуации речь идет о наличии определенного статуса, в соответствии с которым полагается ранняя пенсия.

Такие перечни, содержащие набор профессий, были разработаны еще во времена СССР. С тех пор и осталось два основополагающих списка.

Пенсионное законодательство сумело предусмотреть ранний возраст для определенных категорий граждан. К ним относятся:

  • женщины, которые успели родить и воспитать детей в количестве 5 и более;
  • люди, у которых дети – инвалиды с детского возраста (но это относится не к обоим – матери и отцу, а только к одному из них);
  • лица, которые получили определенную группу инвалидности в связи с военной травмой;
  • люди, являющиеся инвалидами первой группы по состоянию зрения;
  • лица, относящиеся к категории карликов;
  • те, кто обладает рабочим стажем в районах Крайнего Севера.

Идентичным правом наделяются и сотрудники, работающие в опасных условиях, имеющие определенные статусы и должности.

Перечень льготных профессий

На практике применяется список «1» и «2» льготных профессий для досрочной пенсии. Они различны по своей структуре и общим особенностям.

Список «1»

Все профессии, вписанные в данный перечень, объединены одной особенностью: на подобных производствах обязательно присутствуют опасные и вредоносные трудовые условия. Это горные профессии, производственная деятельность, связанная с изготовлением и обработкой металлов, область транспортных услуг. Только при соблюдении следующих условий граждане могут получить пенсию:

  1. Мужчины должны иметь стаж на «вредной» работе от 10 лет. Такие мужчины уходят на пенсию в 50 лет. С учетом того, что пенсионный возраст – 60 лет, здесь происходит его сокращение на целое десятилетие.
  2. Женщины – к ним предъявляется требование, связанное с присутствием специального стажа от 7,5 лет. Общий страховой показатель должен составлять от 15 лет, важно, чтобы работницей был достигнут возраст в 45 лет. То есть с учетом того, что общие условия предполагают пенсионный возраст 55 лет, здесь также происходит его сокращение на 10 лет.

Список «2»

Данный перечень включает в себя представителей должностей, связанных с тяжелыми трудовыми условиями. Это работники горных специальностей, те, кто занят в производстве огнеупорных элементов, люди, работающие в области связи, железной дороги. Как и в рамках первого списка, здесь существуют особые требования для женщин и мужчин:

  1. Мужчины должны иметь специальный стаж от 12 с половиной лет, при этом общее страховое время работы составляет 25 лет. Что касается пенсионного возраста, то для данной категории работников он сокращается до 55 лет.
  2. Женщины должны обладать специальным стажем от одного десятилетия, а общий размер отработанного времени – от 20 лет. Что касается пенсионного возраста, то для этой категории работников он составляет 50 лет, то есть произошло его сокращение на 5 лет.

В оба перечня включены именно «общие профессии», работу в них не нужно подтверждать с помощью справок и другой документации. Для этого достаточно записи в Трудовой книжке, которая подтверждает общий стаж работы. Есть должности, стаж занятости на которых требует специального подтверждения посредством справок. Если эти документы отсутствуют, сотрудник может получить отказ в плане раннего ухода. Поэтому каждый работающий гражданин обязуется заботиться о собственных правах заранее и делать это самостоятельно.

А теперь рассмотрим оба списка профессий, которые могут претендовать на раннюю пенсию, более детально.

Первый список

Он утвержден в рамках специального Постановления и включает в себя несколько профессий. В него включены такие направления деятельности, как:

  • горные работы;
  • работы с рудой, в частности – обогащение, обжиг, агломерация;
  • производство металлов цветного и черного типа;
  • коксовая деятельность;
  • мероприятия с генераторными газами;
  • изготовление электротехники;
  • создание химических веществ;
  • изготовление взрывчатых конструкций;
  • работы, связанные с переработкой газа и нефти;
  • изготовление стройматериала;
  • мероприятия по металлической обработке;
  • занятость в области создания стекла, волокна искусственного происхождения;
  • работа в рамках сферы изготовления бумаги, целлюлозы;
  • полиграфия;
  • транспортный сервис;
  • взаимодействие с веществами радиоактивного происхождения;
  • атомная промышленная и энергетическая сфера.

Таков базовый первый список льготных профессий для выхода на пенсию.

Второй список

  • работы, совершаемые в горах;
  • обогащение руды;
  • занятость в металлургической сфере;
  • изготовление кокса, подготовка угля;
  • производственный процесс огнеупоров;
  • создание метизов;
  • изготовление газовых генераторов;
  • работа со ртутными подстанциями;
  • мероприятия по добыче нефти, нефтеперерабатывающие работы;
  • содержание энергопоездов, паросиловых установок;
  • ремонт оборудование электротехнического назначения;
  • полиграфические краски;
  • работа в сфере связи;
  • медикаментозное производство;
  • торфяная добыча;
  • пищевая сфера;
  • строительные и реконструкционные мероприятия.

В этих случаях гражданам может быть запросто положена досрочная пенсия по вредности, список «2» перечень профессий содержит обширный. Все эти сведения являются действительными и в настоящий момент времени. То есть абсолютно любой человек, который отыскал свою должность или рабочее место в приведенных списках, может запросто отправляться в Пенсионный фонд с целью оформления специальных льготных условий и обеспечения досрочной пенсии.

Позднее к приведенным перечням были добавлены дополнительные профессии. Специалисты этих областей задействованы в следующих отраслях:

  • производство стекла и бумаги;
  • металлургия;
  • добыча ископаемых, которые могли бы быть полезны в промышленности;
  • работа с радиоактивными веществами.

Нелишней будет информация о том, что порядок использования данных списков имеет специальный регламент и четкое постановление в рамках №665 ст. 13 ФЗ 400.

Уход на досрочные пенсии в соответствии с категориями

Каждое предприятие, в рамках которого работают люди, обязуется осуществлять детальные оценочные мероприятия, связанные с проверкой опасности трудовых условий. Также важно заниматься анализом степени вредности тех или иных условий работы. Эти положения отображены в рамках акта федерального законодательства 426, в ст. 14. Закон стал действующим в 2013 году. Именно на базе данной оценки и будет совершаться плата со стороны работодателя взносов в ПФР. Чем выше производственная опасность, тем большие размеры суммы придется оплачивать.

Если детальный анализ отсутствует (а порой эта мера необязательна), каждым работодателем могут отчисляться взносы на общих условиях. То есть работодатель действует по списку, предполагающему выплату процента (1—9% по списку 1 и 2—6% по списку 2) от уровня заработной платы. Если данные выплаты не будут совершаться нанимателем по каким-либо причинам, это грозит ему административной ответственностью и судами.

Особенности пенсии для мужчин и женщин

При назначении льготных условий для получения пенсии важно принимать во внимание большое количество факторов, которые включают в себя общий параметр стажа, степени вредности работы, ИПК, пол. Ведь стандартный возраст у мужчин и женщин разнится, соответственно – будет наблюдаться разница и в схемах пенсионных выплат. Практика свидетельствует о том, что женщины живут дольше мужчин, поэтому в законодательстве фигурируют проекты, связанные с уравнением возрастов. Но в настоящее время они недействительны, поэтому и получается, что работницы уходят на пенсию раньше работников.

Особенности ухода на пенсию для жителей Крайнего Севера

Если человек трудится в условиях Крайнего Севера, то он может претендовать на раннее пенсионное обеспечение. Для этого важно соблюсти несколько условий:

  • владеть справкой, связанной с подтверждением проживания на территориях, относящихся к опасным местам для труда;
  • достичь возраста, который считается пенсионным (в рамках той или иной специальности), чтобы можно было рассчитывать на досрочный выход на пенсию;
  • владеть минимальным страховым стажем;
  • иметь на руках документ (чаще всего – трудовую книжку), который свидетельствует о присутствии минимального стажа работы на Крайнем Севере.

Также есть еще несколько параметров, определяющих, в каком возрасте можно на пенсию. Важно их учитывать, чтобы выход на пенсию по списку «2» вредности или по первому перечню осуществлялся своевременно.

Социальная пенсия для малочисленных народностей

Для граждан, имеющих принадлежность к малочисленным народностям, не превышающим по своей численности 50 000 человек, не успевших отработать необходимый стаж, предполагается заблаговременное пенсионное обеспечение. Такие люди наделяются правомочиями, закрепленными в Федеральном законе №166, 11-й ст. Но есть условия, на основании которых гражданин сможет рассчитывать на получение полагающихся выплат. Нужно доказать принадлежность к этим народностям документально и подтвердить факт проживания на определенных территориях.

Факт того, что человек принадлежит к определенному народу, должен строго иметь официальное подтверждение. Для этого необходимо предоставление справки из коренного народа, а также ксерокопия паспорта, свидетельство о рождении.

Особенности пенсионного обеспечения для безработных граждан

Согласно действующему закону, на основании ст. 32, каждый гражданин, оказавшийся безработным в связи с сокращением штатов или ликвидационной деятельностью компании, может претендовать на факт досрочного обеспечения по пенсии, особенно если он не в состоянии отыскать новое рабочее место, связанное со специальностью. Условия следующие:

  • безработица не менее чем на протяжении трехмесячного периода;
  • стаж, который является минимально необходимым для получения обеспечения;
  • невозможность гражданина трудоустроиться в рамках специальности.

Льготные условия пенсии для представителей педагогических специальностей

Особого внимания заслуживает список должностей педагогических работников по льготной пенсии. Это следующие категории сотрудников:

  • директора;
  • заместители;
  • заведующие специалисты;
  • преподаватели;
  • воспитатели (включая работников ДДУ);
  • школьные учителя;
  • устроители внеурочных мероприятий;
  • педагоги-психологи;
  • логопеды;
  • специалисты муз. школ и училищ;
  • представители дополнительных программ образования.

Таким образом, существует достаточно много профессий, предполагающих раннее получение пенсионного обеспечения. Львиная их доля связана с тяжелым физическим трудом в неблагоприятных условиях, но их перечень все чаще пополняется умственными видами специальностей. Каждый работник должен знать свои права и возможности, чтобы избежать непониманий и обманов. Также немаловажную роль играет соблюдение определенных условий, позволяющий получить заслуженный отдых раньше времени.

Льготная пенсия прорабам

Согласно действующему пенсионному законодательству, сегодня работники целого ряда профессий имеют право на досрочный выход на покой. Полагается льготная пенсия для прорабов в строительстве. Связано это с тяжёлыми условиями труда, влияющими на состояние здоровья человека.

Досрочная пенсия работникам строительной отрасли

Работа в строительной отрасли связана со значительными физическими нагрузками, а также с постоянным нахождением во вредных для здоровья условиях. В связи с этим, лица, занятые в строительстве имеют право на некоторые преференции при оформлении пенсии. Среди прочих строительных профессий, положена льготная пенсия прорабам и мастерам. Им предоставляется возможность не только выйти на отдых ранее общеустановленного возрастного порога, но также получать ряд дополнительных пенсионных выплат.

Все профессии, подпадающие под действие положений о досрочном предоставлении пенсии, разделяются на два списка – №1 и 2. Строители относятся ко второй категории вредных работ. Льготная пенсия прорабам, список №2, назначается при наработке ими необходимого стажа в организациях, занимающихся строительными и монтажными работами. Следует заметить, что право на льготные пенсии имеют исключительно прорабы и мастера, занимающие строительную должность. Дело в том, что при проведении строительно-монтажных работ, могут задействоваться представители таких профессий, как дорожный мастер, мастер ремонтных работ и т.д. Однако, перечисленные профессии не входят в список №2, и эти работники не могут претендовать на досрочный выход на пенсию.

Льготная пенсия прорабов в соответствии со стажем работы

Чтобы получить право на льготы, строитель-мужчина должен проработать в данной сфере народного хозяйства не менее 12,5 лет, а женщина – 10.

Ещё одно обязательное условие заключается в том, чтобы их общий трудовой стаж превышал, соответственно 25 и 20 лет. Минимальный возраст, с какого можно строителям досрочно выходить на пенсию, равен 55 годам у мужчин и 50 годам для женщин. Данный регламент предоставления льготных пенсий, установлен в 1996г. правительственным постановлением №40-4112.

Какие документы потребуется предоставить

Для оформления льготной пенсии мастерам и прорабам при строительстве потребуется предоставить вниманию сотрудников Пенсионного фонда комплект документов, определённый нормативными актами.

В него входят:

  • Заявление об оформлении досрочной пенсии.
  • Удостоверение личности (российский паспорт).
  • Трудовая книжка, в которой отмечен как общий стаж, так и время, отработанное в строительной сфере.
  • Пенсионное страховое свидетельство.

Оформление льготной пенсии возможно только при наличии у гражданина всех перечисленных документов. Также обязательно соответствие указанным выше требованиям относительно величины общего и строительного рабочего стажа. При подаче полного комплекта документации, сотрудникам Пенсионного фонда отводится 10 рабочих дней на рассмотрение поданного заявления. Ещё три месяца им даётся для проверки поданных бумаг на подлинность, подготовки всех необходимых документов и действий по назначению льготной пенсии.

Стаж работы для получения льготной пенсии

Основным фактором, дающим прорабу или строительному мастеру право на досрочный выход на покой, является наличие необходимого трудового стажа. В зачёт, при начислении пенсии, идёт только чистый рабочий стаж. Не принимаются в расчет время, проведённое на больничном, в очередном отпуске, или в отпуске за свой счёт.

Снижение пенсионного порога в данном случае происходит по следующей схеме:

  • Для мужчин: на 1 год за каждые 2,5 года работы в строительной сфере.
  • Для женщин: на 1 год, за каждые 2 года, отданные работе в строительстве.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже: