Льгота по НДС 1010292

Содержание

Реестр подтверждающих документов по льготе НДС

По каким операциям нужно подтверждать льготу по уплате НДС

Когда и как нужно заполнять реестр документов, подтверждающих обоснованность льгот по НДС

Итоги

По каким операциям нужно подтверждать льготу по уплате НДС

Прежде чем перейти к разъяснениям по заполнению реестра, давайте определимся, по каким операциям нужно представлять документ, подтверждающий льготу по уплате НДС, а по каким — нет. Для этого ознакомимся с понятием налоговых льгот.

Льготами по налогам признаются налоговые послабления для определенных групп налогоплательщиков, в том числе возможность вообще не платить налоги или платить их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). Иными словами, к льготам по НДС относятся операции, которые у одних налогоплательщиков не облагаются налогом, а у других — облагаются. И по ним необходимо формировать реестр документов.

А вот операции, по которым освобождение от НДС доступно для всех категорий налогоплательщиков, к льготируемым не относятся. И реестр подтверждающих документов по льготе НДС по ним составлять не надо (п. 14 постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33).

Определять операции, освобождаемые от НДС для отдельной группы налогоплательщиков и освобождаемые от НДС для всех плательщиков, поможет наш материал «Ст. 149 НК РФ (2018): вопросы и ответы».

А для получения полной и актуальной информации о льготах по НДС предлагаем заглянуть в нашу специальную рубрику.

Когда и как нужно заполнять реестр документов, подтверждающих обоснованность льгот по НДС

Итак, мы определились с перечнем операций, по которым применяется льгота по НДС. Теперь давайте посмотрим, как нужно заполнять реестр документов, подтверждающих обоснованность льгот по НДС. Для начала берем бланк, рекомендованный налоговым органом. Скачать его можно в конце нашей статьи «Для обоснования льгот по НДС налоговики потребуют новый реестр».

Конечно, вы можете создать собственный бланк реестра, но во-первых, в этом нет необходимости, а во-вторых, если реестр будет составлен в другом формате, то ФНС откажет вам в выборочном подходе к проверке и запросит полный список документов.

Что касается сроков, то реестр подтверждающих документов по льготе НДС подается в ФНС в ответ на требование о представлении документов в течение 5 рабочих дней со дня его получения налогоплательщиком, применяющим льготы.

А вот официальные разъяснения о порядке внесения сведений в реестр документов отсутствуют. Зато в приложении № 3 к письму ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@ показан образец реестра.

Скачать пример

Мы изучили его и теперь расскажем о порядке заполнения.

Совет: прежде чем перейти к внесению в реестр сведений о подтверждающих документах, сгруппируйте их вначале по кодам операций, потом по видам операций (деятельности) и затем — по контрагентам. Документы по операциям располагайте по убыванию сумм, т. е. вначале указывайте документы по крупным суммам реализации, а под конец — по мелким.

Вначале переносим сведения из граф 1 и 2 раздела 7 декларации по НДС в графы 1 и 3 (соответственно) реестра подтверждающих документов по льготе НДС. Если под одним кодом операции проводились разные виды подопераций, то сумму в графе 3 нужно разбить еще и по этим подоперациям. Причем их названия должны быть прописаны в графе 2 реестра.

В графах 4, 5, 6 напротив соответствующей группы операций и подопераций вставляем наименование, ИНН и КПП контрагентов. А напротив каждого контрагента в графах 7, 8, 9 и 10 прописываем вид документа, подтверждающего обоснованность применения налоговых льгот, а также номер, дату и сумму этого документа.

В НК РФ нет перечня или описания документов, которыми может быть доказана правомерность использования налоговых льгот. Поэтому в рассматриваемом нами реестре подтверждающих документов по льготе НДС прописываем все первичные и иные сопровождающие документы, относящиеся к проведению конкретной операции. В частности, это:

  • договор на оказание услуг (работ), в котором есть описание льготируемой операции;
  • счет-фактура, где указаны наименование операции и сумма с пометкой «без НДС»;
  • платежное поручение, чек ККТ или иной платежный документ с указанием льготируемой операции и ее стоимости с примечанием «без НДС»;
  • лицензия на оказание льготируемой операции, если она подлежит обязательному лицензированию, и др.

Постарайтесь указать в реестре наиболее полный список документов. Чем больше в нем будет представлено подробностей, тем меньше документов запросят потом налоговые инспекторы.

После представления правильно заполненного реестра проверяющие смогут запросить не более 40% документов, причем в эти 40% должно входить не более 500 документов.

Исключением является ситуация, когда число подтверждающих документов составляет менее 30 штук. В этом случае налогоплательщику придется подготавливать полный пакет документов независимо от того, представлял он реестр в ФНС или нет.

Итоги

При своевременной подаче реестра подтверждающих документов по льготе НДС налогоплательщик получает право на проведение выборочной проверки подтверждающих документов. И чем подробнее и яснее будет раскрыта информация об этих документах, тем в меньшем количестве их запросят налоговые инспекторы.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

О «камералке» декларации по НДС с льготными операциями

Луговая Н. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Как налоговый орган проверяет обоснованность льгот по НДС? Какой объем документов истребует? Чем руководствуется при этом? Должно быть, читатель догадался, что речь в настоящей консультации пойдет о разъяснениях по проведению камеральных проверок деклараций по НДС, в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению (п. 2, 3 ст. 149 НК РФ). ФНС довела их до нижестоящих инспекций Письмом от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@. Кстати, напомним: на тему НДС-льгот (со ссылкой на обозначенное письмо ФНС) мы рассуждали в консультации А. М. Рабиновича «Что такое льгота по НДС: конец ли спорам?». Рекомендуем материалы (как дополняющие друг друга) читать в паре.

Рекомендации для льготных операций

Согласно налоговому законодательству (п. 6 ст. 88 НК РФ) ревизоры вправе контролировать льготы, но (!) только те из них, которые подпадают под понятие «налоговая льгота» с учетом п. 1 ст. 56 НК РФ и позиции Пленума ВАС, изложенной в п. 14 Постановления от 30.05.2014 № 33. Это касается, например, столовых школ, организаций инвалидов, коллегий адвокатов и др. (ст. 149 НК РФ) – названные лица не платят НДС с реализации, а инспекторы вправе требовать у них документы и пояснения.

К сведению: операции, не ограниченные видом деятельности и доступные организациям любых форм собственности, не дают компаниям налоговых преимуществ. Поэтому такие операции (например, займы, реализация жилья и др.) не относятся к разряду льготируемых. Истребуемые по ним документы в рамках п. 6 ст. 88 НК РФ налогоплательщик вправе не представлять (Письмо Минфина России от 03.12.2014 № 03-07-15/61906).

В настоящее время ФНС выступила с предложением изменить Налоговый кодекс (дополнить п. 6 ст. 88). При таких обстоятельствах инспекции смогут законно требовать документы и пояснения по всем необлагаемым операциям.

С целью эффективности администрирования налога ФНС издала рекомендации по проведению камеральных проверок деклараций по НДС, в которых отражены не подлежащие обложению НДС операции (далее – Рекомендации). Таковые основаны на риск-ориентированном подходе, предполагающем контроль лишь некоторых (не всех) льготных операций.

Но чтобы объем истребуемых документов был сокращен (что, безусловно, является положительным моментом для имеющих преимущество по НДС плательщиков), нужно четко следовать Рекомендациям.

Составляем реестр подтверждающих обоснованность применения льгот документов

В соответствии с Рекомендациями «льготники» представляют пояснения в виде реестра документов, подтверждающих обоснованность применения льготы (приложение 1 к Письму ФНС России № ЕД-4-15/1281@).

Порядок истребования таких документов одинаков для всех категорий налогоплательщиков вне зависимости от их принадлежности к группе налогового риска. Напомним, уровень налогового риска присваивается информационной системой АСК «НДС-2″с учетом результатов предыдущих проверок (Письмо ФНС России от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@). Различают три группы:

  • налогоплательщики с низким налоговым риском – они ведут реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняют свои налоговые обязательства перед бюджетом, обладают соответствующими ресурсами (активами), их деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем;

  • налогоплательщики с высоким налоговым риском – они обладают признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе третьими лицами, не имеют достаточных ресурсов (активов) для ведения соответствующей деятельности, не исполняют свои налоговые обязательства (исполняют в минимальном размере);

  • налогоплательщики со средним налоговым риском – оставшиеся (не включенные в группы с высоким или низким налоговым риском) налогоплательщики.

Пример 1.

Образовательное учреждение оказывает платные услуги образовательного характера, которые в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождаются от обложения НДС. Облагаемых НДС операций образовательное учреждение не осуществляет.

Доход от оказания образовательных услуг за I квартал отражен в разд. 7 налоговой декларации по НДС по соответствующему коду операции (1010245 – графа 1) в сумме 156 800 000 руб. (графа 2).

В ответ на требование налоговиков о представлении пояснений о льготируемых операциях учреждение представило реестр по рекомендуемой ФНС форме.

Количество перечисленных в реестре документов:

– по основному виду образования – 12;

– по дополнительному образованию – 15;

– по повышению квалификации – 20.

Код операции

В том числе:

Сумма необлагаемых операций в разрезе видов, отраженных в налоговой декларации

Наименование контрагента

ИНН

КПП

Документы, подтверждающие обоснованность применения льгот

вид (группа, направление) необлагаемой операции

Тип документа (договор, платежное поручение и т. д.)

Дата

Сумма операции, руб.

1010245 (реализация услуг в сфере образования)

Основное образование

106 800 000

Альфа

Договор

90 000 000

П/п

Бета

Договор

10 000 000

П/п

Гамма

Договор

5 000 000

П/п

Дзета

Договор

1 000 000

П/п

Тета

Договор

500 000

П/п

Сигма

Договор

300 000

П/п

Дополнительное образование

35 500 233

Повышение квалификации

14 499 767

Всего

х

156 800 000

х

х

х

х

х

х

156 800 000

Если налогоплательщик не представит реестр или представил его не по рекомендованной форме, контролеры вправе запросить все документы по льготным операциям. (Довольно любопытно: с одной стороны, главное налоговое ведомство страны указывает, что реестр документов, подтверждающих правомерность использования льгот, носит рекомендательный характер, с другой, подчеркивает, что представление реестра не по рекомендованной форме может повлечь выставление сплошного требования о представлении документов.) Например, в случае невозможности идентифицировать подтверждающие документы, невозможности их соотнести с использованными льготами, неуказания в реестре суммы операции.

Пример 2.

ООО «Лютик» и ООО «Ромашка» представили декларации по НДС за I квартал 2017 года в одну ИФНС. В обеих декларациях заявлены льготные операции по пп. 2 и 3 ст. 149 НК РФ.

В ответ на требование налоговиков о представлении пояснений о льготируемых операциях ООО «Лютик» представило реестр по установленной в Письме ФНС России № ЕД-4-15/1281@ форме, а ООО «Ромашка» – в произвольной форме.

Согласно данным СУР АСК «НДС-2» оба налогоплательщика относятся к категории налогоплательщиков с высоким налоговым риском.

По итогам применения к указанным налогоплательщикам риск-ориентированного подхода ИФНС затребует:

– у ООО «Лютик» – сокращенный объем документов (подробности – в следующем разделе консультации);

– у ООО «Ромашка» – 100% объема документов по каждому коду льготной операции, без ограничения количества представляемых документов.

Таким образом, снизить налоговые риски можно, не отклоняясь от рекомендованной формы.

Алгоритм истребования документов

Налоговики обрабатывают реестр и рассчитывают объем документов, которые необходимо истребовать в дальнейшем. Объем подлежащих истребованию документов определяется для каждого кода льготной операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в приложении 2 к Письму ФНС России № ЕД-4-15/1281@.

Если «льготник» представит реестр по рекомендованной форме и в документах не будет противоречий, максимальное количество запрошенных документов в разрезе кодов операций составит 40% их общего объема (но не более 500 документов). Если количество документов по определенному коду операции составит менее 30, контролеры истребуют их в полном объеме.

Пример 3.

Вернемся к условию предыдущего примера.

По итогам применения риск-ориентированного подхода ИФНС затребует:

– у ООО «Лютик» – 40% объема документов (но не менее 30 и не более 500) по каждому коду льготной операции;

– у ООО «Ромашка» – 100% объема документов по каждому коду льготной операции, без ограничения количества представляемых документов.

А теперь рассмотрим подробнее алгоритм истребования документов в зависимости от принадлежности организации к той или иной группе налогового риска.

Уровень налогового риска

Условия определения объема документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций

Высокий

Организации представляют документы в любом случае

Средний

Организации представляют максимальное количество документов, если:

– заявлена льгота по коду операции впервые;
– по результатам предыдущей «камералки» контролеры выявили нарушения в части конкретной льготы.

Факт того, что нарушений по части применения льготы в ходе предыдущей проверки не выявлено, ведет к сокращению истребуемых документов до 10% общего объема.

При представлении типовых договоров (и отсутствии нарушений в предыдущих «камералках») контролеры истребуют не более 5% объема документов*.

Если компания заявляет одну и ту же льготу в течение четырех налоговых периодов подряд и нарушений при этом не выявлено, документы по такому коду могут не истребоваться (не более трех налоговых периодов подряд). Пояснения (реестр) истребуются каждый налоговый период

Низкий

Организации должны представлять максимальное количество документов, только если контролеры обнаружили нарушения по итогам предыдущей «камералки».

Если льгота применена впервые, инспекция запросит не более 10% общего объема документов. Если же при этом представляются формы типового договора (договоров), объем истребуемых документов составит не более 5%*.

Если компания заявляет одну и ту же льготу в течение трех налоговых периодов подряд, предшествующих проверяемому, без нарушений, документы по такому коду могут не истребоваться (не более трех налоговых периодов подряд). Пояснения (реестр) истребуются каждый налоговый период

* В случае если внутри одного кода операции типовая форма договора используется налогоплательщиком не для всех операций, то по этому коду следует истребовать 10%.

В Письме ФНС России № ЕД-4-15/1281@ не разъяснено, что именно подпадает под выявленное нарушение по коду операции. Получается, что фактически любое нарушение (в том числе не связанное с занижением налоговой базы), зафиксированное в акте предыдущей камеральной проверки, может стать причиной для увеличения объема истребуемых документов. Достаточно, например, не представить один документ, чтобы в акте проверки появились нарушения о непредставлении и отсутствии документа (п. 1 ст. 120, п. 1 ст. 126 НК РФ), которые явятся основанием для истребования большего объема документов.

О расчете объема документов

Примеры заполнения расчета объема документов, подлежащих истребованию в целях проверки обоснованности применения льгот в разрезе кода операций, приведены в приложении 3 к Письму ФНС России № ЕД-4-15/1281@.

Соответствующие расчеты производит сам инспектор, но ни расчета, ни информации о том, к какой категории риска относится налогоплательщик, он не представит. Контролер лишь выставит требование о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ, причем по тем операциям, которые его интересуют (для каждого кода операции). Под пристальным вниманием, понятно, окажутся сделки на весомые суммы.

Пример 4.

Обратимся к условиям примера 1, уточнив их следующими данными.

Предположим, что уровень налогового риска по данным СУР АСК «НДС-2» налогоплательщика средний. В предыдущих налоговых декларациях по указанному коду имелись нарушения.

Налоговый орган определит объем документов, подлежащих истребованию, следующим образом:

Не менее 50% объема документов, подлежащих истребованию, должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены налоговые льготы.

Можно ли обжаловать запрос лишних документов?

Объем истребуемых документов Налоговым кодексом (п. 6 ст. 88, ст. 93) не ограничен. Нет таких ограничений и в требовании о представлении документов. Поэтому обжалование факта истребования лишних (по мнению налогоплательщика) документов по льготным операциям вряд ли имеет перспективы.

Ограничить право контролеров на истребование бумаг, ссылаясь на Письмо ФНС России № ЕД-4-15/1281@, также не удастся.

К сведению. За неисполнение требования о представлении пояснений контролеры вправе оштрафовать организацию по ст. 129.1 «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу» НК РФ, согласно которой:

  • неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, определенного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб.;
  • те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 руб.

* * *

Итак, мы показали суть метода, предложенного ФНС в Письме от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@ и связанного с проведением камеральных проверок деклараций по НДС, в которых отражены не подлежащие обложению НДС операции.

К факторам, определяющим, будет очередная «камералка» выборочной или полномасштабной, относятся:

  • наличие или отсутствие налоговых нарушений;

  • продолжительность и регулярность не облагаемых НДС операций;

  • представление или непредставление компанией реестра документов, подтверждающих обоснованность применения льготы.

Пояснения по использованию кода операции 1010292 и другим при заполнении декларации по НДС

Как разобраться с кодами операций?

Схема применения кода 1010292

Взаимосвязь кодов 1010292 и 1010256

Реализация по коду 1010256 (топологии интегральных схем, промышленные образцы и др.)

Особенности применения кода 1010256

Когда услуги по проведению техосмотра попадают в раздел 7 декларации по НДС с кодом 1010203?

Отсутствует лицензия: понадобятся ли коды?

Знакомимся с кодом 1011712

Нюансы применения кода 1011712

Итоги

Как разобраться с кодами операций?

Налогоплательщики, представляющие в инспекции декларации по НДС, часто сталкиваются с необходимостью отражения кодов тех или иных операций.

Коды необходимы для заполнения разделов 2, 4-7. Какие это разделы, узнайте на рисунке:

Коды — это наборы из 7 цифр, каждый из которых обозначает определенную операцию. Все коды разделены на 5 групп и описаны в приложении № 1 к Порядку заполнения декларации по НДС, утв. приказом ФНС от 29.10.2014 № MMB-7-3/558@.

На рисунке ниже представлены:

  • название каждой группы кодов операций;
  • диапазон кодов, предусмотренных для каждой группы;
  • ссылка на статью НК РФ.

Перечень кодов, действующй в 2020 году, можно скачать в этом материале.

Что будет, если в декларации не проставить код операции? Она не пройдет логический контроль, и контролеры ее не примут. Поэтому необходимо разбираться в кодах и правильно отражать их в декларации, если в этом возникнет необходимость.

Далее расскажем подробнее об отдельных кодах.

Расшифровка терминов со ссылками на НПА для кода 1010292

Согласно приложению № 1 к приказу ФНС № MMB-7-3/558@ в обновленной редакции данный код применяется для отражения в декларации операций по предоставлению займов. Обратимся к нормативным документам.

Какие НПА нужно знать, чтобы правильно отразить операции по этому коду в декларации:

  • подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ — определяет, что на территории РФ не облагаются НДС операции займа, включая проценты по ним;
  • пп. 44.2-44.5 Порядка заполнения декларации по НДС — расшифровывают порядок отражения информации в строках раздела 7, посвященного необлагаемым операциям.
  • ГК РФ и иные НПА — в части расшифровки терминов «денежный заем», «заем ценными бумагами», «проценты по займу», «операция РЕПО».

Схема применения кода 1010292

Рассмотрим схему применения кода 1010292, сконцентрировав в ней необходимые сведения для заполнения декларации:

На основании этой схемы заполним раздел 7 по данным примера.

ПАО «Весенний ветер» заключило договор займа с отечественной компанией ООО «ПалеттоЛюкс». Его сумма — 3 400 250 руб. Во 2-м квартале начисленные проценты по займу составили 38 253 руб. При заполнении раздела 7 необходимо учесть, что:

  • для займодавца (ПАО «Весенний ветер») выдача займов не является основной деятельностью;
  • общехозяйственные расходы по необлагаемым операциям у займодавца отсутствуют.

Как выглядит заполненный раздел 7 декларации по НДС с кодом операции 1010292, смотрите ниже:

При заполнении графы 2 следует учесть, что в нее заносится не «тело займа», а сумма начисленных процентов (письмо ФНС от 29.04.2013 № ЕД-4-3/7896).

Взаимосвязь кодов 1010292 и 1010256

Взаимосвязь заключается в следующем: код 1010256 в декларации по НДС так же, как и код 1010256, отражается в одном и том же разделе (раздел 7). Обе эти операции относятся к группе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Что еще объединяет эти коды? При наличии в разделе 7 указанных кодов налоговики при проведении камеральных проверок пытаются затребовать у налогоплательщика дополнительные документы. Какие? Речь идет о документальных подтверждениях правомерности отражения в декларации не облагаемых НДС операций. Причем аргументируют контролеры свои требования тем, что освобождение указанных операций от НДС носит характер налоговой льготы.

Однако судьи с ними не соглашаются — налогоплательщику удается доказать в судебном порядке, что обязанность по представлению документов вместе с декларацией противоречит п. 88 НК РФ (определения ВАС РФ от 31.01.2014 № ВАС-497/14, ВАС РФ от 12.11.2012 № ВАС-6809/12).

Подробнее о том, когда в разделе 7 декларации по НДС нужно проставить код 1010256, расскажем в следующем разделе.

Реализация по коду 1010256 (топологии интегральных схем, промышленные образцы и др.)

Код 1010256 код в декларации по НДС проставляется в том случае, если в отчетном периоде происходит реализация исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Исключительное право — это право лица на использование охраняемых объектов (включая право запрета их использования).

Что понимать под термином «результаты интеллектуальной деятельности»? Основные понятия расшифрованы ниже:

Итак:

  • Реализация исключительных прав на указанные объекты по подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не облагается НДС.
  • При отражении таких операций в разделе 7 декларации проставляется код 1010256.

Особенности применения кода 1010256

Из предыдущего раздела мы выяснили, что реализация исключительных прав на объекты интеллектуальной деятельности не облагается НДС. По отношению ко всем рассмотренным объектам действует единое правило: если в отчетном квартале произошла такая реализация, данная операция подлежит отражению в разделе 7 декларации по НДС с кодом 1010256.

Это общий подход, у которого могут быть интерпретации в процессе хозяйственной деятельности.

Например, российская организация приобрела у иностранной компании права на использование результатов секрета производства (ноу-хау). Передача прав на результаты интеллектуальной деятельности является услугой. Встает вопрос: что будет признаваться местом реализации услуги в данной ситуации? По подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ это территория Российской Федерации, если покупатель осуществляет деятельность в нашей стране. И операция по реализации исключительных прав на секрет производства НДС не облагается (позицию чиновников Минфина см. в письме от 18.11.2016 № 03-07-08/68105).

Когда услуги по проведению техосмотра попадают в раздел 7 декларации по НДС с кодом 1010203?

В разделе 7 декларации по НДС отражаются самые разнообразные операции, не подлежащие обложению НДС. Так, код 1010203 предназначен для отражения не облагаемой НДС операции по реализации услуг по проведению техосмотра (подп. 17.2 п. 2 ст. 149 НК РФ). Однако такая услуга не будет облагаться налогом только при определенных условиях — они указаны в законе «О техническом осмотре…» от 01.07.2011 № 170-ФЗ. Что это за условия?

НДС не облагается проведение техосмотра, если он проводится компанией или ИП (в т. ч. дилером), аккредитованным в установленном порядке на проведение техосмотра (подп. 7 ст. 1 закона № 170-ФЗ). Их называют операторами техосмотра. При этом правила аккредитации операторов строго регламентированы (утверждены приказом Минэкономразвития России от 28.11.2011 № № 697). Только в этом случае оказавший услугу налогоплательщик на законных основаниях заполнит код 1010203 в разделе 7 декларации.

Если услуга по проведению техосмотра оказана компанией или ИП, не прошедшими аккредитацию, такие услуги облагаются НДС, и в разделе 7 с кодом 1010203 эта операция отражаться не должна (письмо Минфина России от 05.04.2012 № 03-07-11/101).

Отсутствует лицензия: понадобятся ли коды?

Отсутствие лицензии на определенные виды деятельности, указанные в ст. 149 НК РФ (операции, не облагаемые НДС), лишает компании и ИП данной льготы.

Например, один из видов операций, подлежащих отражению в разделе 7 декларации по НДС, это услуги по организации азартных игр (код 1010226). Однако использовать освобождение от НДС организаторы азартных игр вправе только при наличии специальной лицензии (п. 6 ст. 149 НК РФ). Обязательное лицензирование данной деятельности предусмотрено п. 31 ч. 1 ст. 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ.

Если такой лицензии нет, НДС необходимо исчислять и уплачивать в общем порядке (п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33).

Это же правило в равной степени относится и к другим освобожденным от НДС операциям (если наличие лицензии обязательно). Например:

С полным перечнем операций, не подлежащих обложению НДС, вас познакомит эта публикация.

Знакомимся с кодом 1011712

Чтобы правильно отразить код операции 1011712 в декларации по НДС, также нужно ознакомиться с некоторыми терминами и статьями НК РФ.

Данный код проставляют в разделе 2 декларации по НДС налоговые агенты. Посмотрим, кого налоговое законодательство относит к налоговым агентам и когда им следует проставлять указанный код в декларации:

Обратите внимание, что код 1011712 проставляется при заказе у иностранца работ или услуг — не при приобретении товара (при покупке у иностранца товаров код операции — 1011711).

Вот здесь нас подстерегает сложность, связанная с определением места реализации работы или услуги. Если с товаром всё более-менее понятно (товар отгружен в России — значит, местом реализации признается РФ), то услуги и работы — разговор отдельный.

Как налоговому агенту правильно определить место реализации работы (услуги), расскажем в следующем разделе.

Нюансы применения кода 1011712

В чем может возникнуть сложность? Дело в том, что выполнить обязанности налогового агента российской компании или ИП потребуется только в том случае, если сделка с иностранцем (по приобретению работ или услуг) произошла на территории нашей страны. Поэтому прежде чем заняться оформлением раздела 2 декларации по НДС, убедитесь в этом (ст. 148 НК РФ). С данным обстоятельством нам поможет разобраться представленная ниже схема:

Как видите, сложности с определением места оказания услуги (выполнения работ) вполне возможны. А неверная оценка этого обстоятельства может повлиять на правильное заполнение раздела 2 декларации по НДС и обоснованное применение кода 1011712.

Итоги

Коды операций проставляются в разделах 2, 4-7 декларации по НДС. Они кодируют операции, не признаваемые объектом обложения НДС, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), операции по ставке 0% и др. Если не проставить их в декларации, она не пройдет логический контроль, и налоговики такой отчет не примут.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Новая декларация по НДС с 2019 года

Начиная с 1 января 2019 года действуют новые правила уплаты налога на добавленную стоимость. Изменения затрагивают и форму сдаваемой декларации. В первую очередь они связаны с введением новой ставки НДС 20 %. Ознакомьтесь с порядком заполнения формы, а также сроками ее подачи в налоговую инспекцию в 2019 году.

Декларация по НДС: порядок заполнения

Налоговая декларация по НДС, применяемая с начала 2019 года, состоит из титульного листа и двенадцати разделов. Ниже представлен порядок заполнения декларации по НДС.

Титульный лист

Титульный лист заполняется аналогично другим декларациям. Проставляются все необходимые реквизиты компании или ИП, включая полное наименование или ФИО и ОКВЭД. Указываются код периода и год, за который подается документ. Также заполняется часть, где плательщик или его представитель должен подтвердить достоверность и полноту направляемых сведений.

Раздел № 1

В строках 030–040 необходимо указать суммы налога к уплате. Строка 030 включает тот НДС, который должны внести следующие лица при выставлении счета-фактуры с налогом (п. 5 ст. 173 НК РФ):

  • неплательщики НДС;
  • плательщики налога при реализации тех товаров или услуг, продажа которых не подлежит налогообложению НДС.

В поле 040 указывается налог, уплачиваемый в общем порядке.

В поле 050 отражается налог, который заявляется к возмещению из бюджета.

Строчки 060–080 заполняются, только если речь идет об инвестиционном товариществе.

Раздел № 2

Эта часть заполняется, если вы являетесь налоговым агентом иностранного лица при импорте продукции, услуг, работ. Страница заполняется по каждому такому лицу.

Если иностранная организация имеет в нашей стране обособленное подразделение, по строке 010 проставляется его КПП, а по строке 030 ИНН. В поле 020 нужно указать название лица, за которое вносится налог.

Сумма, уплачиваемая в бюджет, прописывается в строке 060.

Строка 070 предназначена для проставления кода операции. Код операции в декларации по НДС указывается на основании специальной таблицы из Приложения № 1 к Приказу ФНС РФ от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@. В полях 080–100 раскрываются вычисленные суммы налога.

Раздел № 3

Данный раздел служит для раскрытия процедуры расчета НДС. Сначала определяются суммы налога к уплате (010–118). В новую декларацию добавили новую ставку НДС 20 % и соответствующую ей расчетную ставку 20/120. Далее в полях 120–190 производится расчет НДС к вычету. В результате получаем разницу между этими двумя величинами. Если налог к уплате больше вычета, эта сумма прописывается в строчке 200. Когда вычет больше налога, в поле 210 указывается сумма к возмещению. Обратите внимание на приложения к разделу 3: возможно, ваша деятельность предполагает их заполнение. В Приложении № 1 нужно отразить данные о восстановлении НДС. Приложение № 2 заполняется, если документ составляется отделением иностранной компании.

Сдайте декларацию НДС без ошибок и расхождений

Контур.Экстерн проверит, что декларация заполнена корректно и отсутствуют расхождения в данных с вашими контрагентами. Вы отчитаетесь по НДС за несколько кликов.

Попробовать бесплатно

Раздел № 4

В разделе раскрываются сведения по операциям с НДС 0 %. Для каждой из них прописывается код (строчка 010). Поля 020–050 предназначены для сумм налоговой базы и соответствующих налоговых вычетов. Сначала указываются величины, по которым ставка 0 % была подтверждена комплектом документов (020–030). Далее (040–050) проставляются суммы, которые не были подтверждены ранее.

Строки 070–080 и 100–110 служат для корректировок. Итог расчетов записывается в одном из полей 120–130 (налог к возмещению или налог к уплате соответственно).

Раздел № 5

В разделе отдельно раскрываются сведения об операциях, нулевая ставка по которым не подтверждалась раньше. При этом документы на право ее использования представлены в квартале, за который составляется декларация.

Раздел № 6

В текущем периоде у вас может не оказаться документов для подтверждения нулевой ставки. Информация по таким сделкам указывается в разделе 6. При этом производится расчет НДС к уплате по нужной ставке.

Раздел № 7

Раздел 7 декларации по НДС включает информацию по следующим операциям:

  • которые не облагаются НДС;
  • реализация товаров/работ/услуг за рубеж.

Последовательно заполняются четыре колонки: проставляется код операций, указывается стоимость проданных и купленных товаров/работ/услуг и отмечается сумма налога, не выставляемая к вычету.

Заполнение раздела 7 декларации по НДС предусматривает также раскрытие сумм предоплаты по операциям, срок исполнения которых превышает шесть месяцев (строка 010).

Разделы № 8 и 9

Здесь раскрываются данные из книг покупок и продаж плательщика. В том числе представляются реквизиты полученных или выставленных счетов-фактур, таможенных деклараций.

Для разделов 8 и 9 предусмотрены приложения. Они нужны в тех случаях, когда в книги покупок или продаж за отчетный квартал были внесены правки.

Разделы № 10 и 11

Разделы заполняются плательщиками, которые ведут деятельность по агентским договорам или договорам экспедиции/комиссии. В строках указываются реквизиты и суммы из счетов-фактур, выставленных или полученных по таким контрактам.

Раздел № 12

Заключительная часть предназначена для компаний или ИП, указанных в п. 5 ст. 173 НК РФ. Здесь прописывается информация из выставленных счетов-фактур. Последовательно по строчкам 020–080 указываются:

  • номер документа;
  • его дата;
  • ИНН и КПП покупателя;
  • код валюты;
  • стоимость товаров без НДС, сумма НДС и общая стоимость, уплаченная за товар или услугу (работы).

Полностью пошаговую инструкцию по заполнению можно увидеть в Приказе ФНС РФ от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@. Бланк декларации по НДС 2019 года представлен в этом же документе. Кроме того, вы можете .

В некоторых ситуациях плательщики НДС могут не вести операции, облагаемые НДС. Например, юрлицо или ИП только начинает свой бизнес и фактически не ведет хозяйственную деятельность. В налоговую в таких случаях подается нулевая декларация по НДС. В ней нужно будет заполнить только титульный лист, разделы № 1 и № 7. В разделе № 1 вместо цифр проставляются прочерки.

Проверка декларации по НДС

Декларация НДС 2019 направляется в налоговую в электронном виде. Инспекторы проверяют документ на основании контрольных соотношений, указанных в письме ФНС РФ от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@. Кроме того, поданные сведения сверяются с декларациями ваших покупателей и продавцов. Если у вас обнаружатся расхождения, потребуется дать необходимые пояснения.

Перед тем как подать отчетность, необходимо самостоятельно проверить правильность расчетов. Для этого можно также воспользоваться контрольными соотношениями.

Онлайн-сервисы, с помощью которых подается декларация, предлагают выполнить проверку отправляемого отчета до его отправки. Контур.Экстерн проверяет декларацию на соответствие формату и проводит внутридокументные проверки приложений. Кроме того, после заполнения декларации данные из Контур.Экстерна автоматически передаются в сервис Контур.НДС+, который сравнивает ваши счета-фактуры, книги и журналы с данными ваших контрагентов. Если найдутся расхождения, вы увидите информацию о них и сможете устранить имеющиеся несоответствия. В Контур.НДС+ уже загрузили свои данные более 200 тысяч организаций. Если ваш контрагент не пользуется сервисом, его можно пригласить.

После отправки отчетной формы следует отправить запрос на сверку с налоговой, чтобы убедиться в отсутствии расхождений.

Срок сдачи декларации по НДС в 2019 году

Налоговый период по НДС — это квартал. Декларация нему подается четыре раза в течение одного года. Последний день для подачи отчетной формы — 25-е число месяца, следующего за очередным кварталом. Если это выходной, тогда документ отправляется не позднее следующего за ним рабочего дня. Декларация НДС за I квартал 2019 года подается до 25 апреля 2019 года. Ниже представлены следующие в этом году даты для отправки декларации:

  • 25 июля 2019 — за II квартал 2019 года;
  • 25 октября 2019 — за III квартал 2019 года;
  • 27 января 2020 — за IV квартал 2019 года.

Уплачивать налог следует в течение трех месяцев с момента окончания квартала. Не позже 25-го числа каждого месяца в бюджет перечисляется по 1/3 от суммы, рассчитанной по итогам прошедшего налогового периода.

Обратим внимание на некоторые исключения. НДС по ввозимой из-за рубежа продукции уплачивается в составе платежей на таможне одновременно с ними. Кроме того, неплательщики НДС, выставляющие счета-фактуры с этим налогом, должны внести всю сумму НДС до 25-го числа следующего за кварталом месяца.

Штрафы и санкции

За несдачу или опоздание со сдачей налоговой декларации назначается штраф. Статьей 119 НК РФ установлен его размер: 5 % от не уплаченного на основании этой декларации налога за каждый полный/неполный месяц просрочки. Штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС не может быть меньше 1 000 рублей и больше 30 % от не внесенного вовремя платежа.

Кроме того, не сданная вовремя декларация может повлечь за собой санкции и для ответственного лица компании или ИП. Это может быть предупреждение или штраф от 300 до 500 рублей.

Точно так же негативные последствия будут и при опоздании с уплатой налога. За каждый календарный день просрочки придется уплачивать пени. Их сумма определяется по формулам.

Для ИП: 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ × невнесенная в срок сумма налога.

Для компаний:

  • 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ × невнесенная в срок сумма налога (при просрочке до 30 дней);
  • 1/150 ставки рефинансирования × невнесенная в срок сумма налога (при просрочке свыше 30 дней).

Обратите внимание, что в настоящий момент ставка рефинансирования не приводится самостоятельно, а равна ключевой ставке ЦБ РФ. На начало II квартала 2019 года она составляла 7,75 %. Однако это значение может изменяться.

Предположим, что вы уплатили налог вовремя, но случайно допустили ошибку при его расчете. Если в результате платеж должен был быть больше, то дополнительно придется перечислить штраф в размере 20 % от неуплаченного налога. В тех случаях, когда обнаружена попытка намеренно занизить базу для подсчета, штраф составит уже 40 %.

Отчетность по НДС составляют компании и ИП, а также посредники, которые признаны плательщиками сбора, налоговые агенты. Обязаны отчитываться и лица на специальных режимах, которые выставляют СФ с выделением платежа. Документ сдается не позднее 25 числа месяца, который идет за прошедшим периодом (1 квартал). Отправляется документация в электронной форме.

Все плательщики должны включать разделы 1,3,8,9 и 12, титул. Оформление кода операции 1010292 в разделе 7 декларации по НДС обязательно не для всех, а только при совершении соответствующих необлагаемых операций. Есть некоторые правила относительно того, кто должен заполнять 7 раздел и перечень специальных кодов.

Коды необлагаемых операций раздела 7 декларации по НДС

Правила заполнения кодов операций в разделе 7 прописаны в приказе ФНС. Сведения в указанный пункт вносят юридические лица, в деятельности которых в соответствующем квартале присутствовали льготные операции согласно статьям 149, 146, 147, 158, 167 Налогового Кодекса.

Вся информация для заполнения графы 7 берется из регистров фирмы. Пояснение подается в электронной форме. Есть специальные группы кодов для детализирования выполненных действий. В первой графе вносится вид операции (код). Затем указывается выручка по коду, стоимость, отнесенная на себестоимость и показатель сбора, не подлежащий вычету.

Выделяется 5 разделов кодов. Можно разобрать более подробно некоторые из них. В первом разделе 1010800 включены процедуры, которые не признаются объектом обложения согласно статье 146. К примеру, 1010801 отражает действия, указанные в пункте 3 ст. 146. Следующее значение – 1010802 расшифровывается как передача безвозмездно домов, детсадов, санаториев и прочих объектов, которые имеют социальное, культурное назначение.

Код 1010805 означает передачу бесплатно объектов ОС госорганам и органам местного самоуправления, согласно статье 146 пункту 5. 1010806 поясняется как продажа земельных участков и долей по ст. 146 п.2, подпункт 6.

Во втором разделе 1010200 представлены действия, которые не подлежат обложению согласно статье 149. 1010201 означает предоставление в аренду в пределах РФ помещений иностранным гражданам, которые аккредитованы в РФ. 1010204 означает реализацию некоторых медицинских продуктов по специальному перечню. Туда входят жизненно важные продукты, протезные и ортопедические изделия, некоторые средства для профилактики инвалидности.

Код 1010235 подразумевает продажу услуг по перевозке пассажиров общественным городским транспортом, морским и речным транспортом. Расшифровка 1010243 – продажа долей в уставном капитале организаций, паев, ценных бумаг.

1010251 означает продажу услуг, которые были оказаны уполномоченными органами, за которые берется пошлина государства, все виды регистрационных и патентных пошлин, сборов таможней.

1010256 отражает операции по реализации исключительных прав на изобретения и образцы промышленного производства, программы для ЭВМ, некоторые технологии, итоги интеллектуальной деятельности согласно подпункту 26 ст. 149.

Код 1010291 отражает оказание услуг коллегиями адвокатов и соответствующими бюро, палатами адвокатов субъектов страны. Код 1010292 отражает операции по предоставлению займов в форме денег, финансовые услуги по предоставлению средств в долг. Значение 1010294 отражает выполнение исследовательских и конструкторских работ за счет бюджетных средств. 1010274 отражает торговлю ломом и отходами металлов.

В 3 разделе 1010400 прописаны действия, которые облагаются по ставке 0% согласно статье 164. Значение 1010401 показывает операции по продаже товаров, которые вывезены в режиме экспорта и помещены под режим СТЗ. Значение 1010409 показывает продажу товаров в области космических работ.

В 4 разделе 1011700 пишутся операции, которые осуществляются налоговыми агентами согласно статье 161. К примеру, код 1011703 отражает услуги органов власти и местного самоуправления по предоставлению в аренду федерального имущества. 1011705 означает реализацию в пределах РФ конфискованного имущества. В 5 разделе есть коды, которые отображают процедуры по объектам недвижимости ст. 171.

Заполнение раздела 7 декларации по НДС в 1С бухгалтерии 8 (ред. 3.0)

Есть некоторые особенности отражения необлагаемой операции кода 1010292 в декларации по НДС, а также некоторых других операций. Плательщики, которые используют разные виды льготы на добавленную стоимость, могут с декларацией представить реестр документов с подтверждением в соответствующей форме.

В версии 1С Бухгалтерия 8 предоставлена возможность автоматического заполнения 7 раздела в декларации и реестра подтверждающих данных для фирм, которые ведут раздельно учет НДС. Для использования функции на закладке «НДС» в настройках устанавливаются функции ведения раздельного учета.

Для сохранения кодов, применяемых при заполнении 7 раздела, для оформления документации, которая подтверждает льготы по сборам, применяется справочник с кодами. Можно создать новый элемент в справочнике, подобрав значение из классификатора.

Поле с кодом операции можно заполнить, применяя формы элемента справочника «Договоры», если по нему отражаются только необлагаемые операции. В ином случае поле заполняется из справочника «Номенклатура». Заполняя поле с кодом операции для 7 раздела нужно отразить специальными значками, что операция не подлежит обложению сборами, включена в реестр подтверждающих документов (при необходимости).

Чтобы отразить процедуры в 7 разделе декларации по налогу на добавленную цену, предназначен документ формирования записей раздела 7 декларации по НДС. Чтобы сформировать реестр документации, которая подтверждает право на снижение платежа, есть раздел «Отчеты – НДС». Реестр заполняется в автоматическом порядке, если нажать «Сформировать».

Формирование налоговой отчетности

Формирование и направление отчетов по налогам предполагает составление документов для налоговой службы на основании первичной документации. Компании и ИП должны предоставлять в ФНС соответствующую документацию, состав которой может быть различен в зависимости от типа налогового обложения.

Составление отчетности является основной и неотъемлемой обязанностью. Она позволяет контролирующим органам получить данные о корректности уплаты сборов. Формирование документов обычно производится с применением специального ПО.

Есть некоторые нюансы заполнения и добавления операций в разделе 7 декларации. Существует ряд возможностей, который позволяет осуществлять операции и платить меньше налогов. Не всегда наличие льгот предполагает отсутствие необходимости в заполнении декларации. Поэтому коды операций в документе нужно прописывать даже в случае освобождения от сборов.

Заполнение 7 раздела обязательно для налоговых агентов и плательщиков при проведении операций, которые освобождены от сборов, если процессы не относятся к объектам, которые подходят под налоговое обложение.

Все типы действий имеют свои коды. Если во время заполнения остались незаполненные поля, ставится прочерк. В документ должна быть занесена информация из книги продаж и бухгалтерского регистра. Для кодов выделены специальные строки. Если организация продавала необлагаемый товар, стоимость его вносится в 3 графу.

В декларацию по сборам не вписывают приблизительные значения принятого безвозмездно имущества и сумму выданных займов, но вид процедуры должен быть зафиксирован в документе в обязательном порядке. Заполняется раздел 7 в случае, если в течение ¼ года была осуществлена как минимум одна безналоговая операция.