Квоты

Содержание

Квоты на рабочие места для инвалидов

Соискателю с ограниченными возможностями на работу устроиться труднее, чем здоровому человеку. Для того чтобы облегчить этот процесс государство предусмотрело обязательное наличие квотных мест на предприятиях. Вакансия по квоте для инвалидов гарантирует трудоустройство этой категории населения.

Что это такое

Такая квота устанавливается на государственном уровне. Она обязывает руководителей средних и крупных предприятий сохранять определенный процент рабочих мест именно для инвалидов.

Это означает, что при наличии свободных квотных мест организация не имеет право отказать соискателю-инвалиду в приеме на открытую вакансию такого типа без оснований, определенных законодательством.

Прием на вакансии по квотам регулируется N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. За невыполнение обязательств по квотам работодателя ждут штрафные санкции. Для выявления фактических нарушений в этой области на предприятия проводятся ежегодные проверки.

Установление квоты для приема на работу инвалидов

Квотирование при приеме на открытые вакансии регулируется и на уровне регионов. В столице такое трудоустройство регламентировано Законом № 90 г. Москвы от 22.12.2004 г.

Квоты устанавливаются для организаций, штат которых больше 35 человек. В них процент квотных мест должен составлять три процента от общего количества сотрудников.

Для компаний со штатом больше ста человек установлена квота в размере четырех процентов. Данные квоты распространяются на соискателей с ограниченными возможностями, чья квалификация соответствует условиям открытой вакансии.

Пример 1

В IT-компанию, в которой есть свободные квотные места, устраивается программист-инвалид. Он полностью соответствует желаемой должности – у него есть документ о высшем образовании и опыт аналогичной работы.

Такого специалиста обязаны принять на работу, так как законных причин для отказа нет. Если работодатель все же откажет такому программисту, его ожидают штрафные санкции.

Пример 2

В туже самую организацию хочет устроиться соискатель с ограниченными возможностями. Он имеет опыт работы в этой сфере, но диплом о высшем образовании отсутствует. Такому соискателю вправе отказать, так как у него нет документов, подтверждающих специализацию в IT-сфере.

Есть организации, на которые не распространяется закон о квотных местах. К ним относятся:

  • Общественные организации, созданные инвалидами;
  • Предприятия, специально созданные для труда лиц с ограниченными возможностями.

Специальные рабочие места для инвалидов

Если в резерве фирмы есть место для инвалида, оно должно быть оборудовано в соответствии с его ИПР. Такой сотрудник на своем рабочем месте не должен испытывать неудобств, связанных с его физическими ограничениями.

В соответствии с обязательствами по квотам таких мест в компании не может быть менее 2 процентов. На оборудование одной рабочей зоны требуется порядка ста тысяч рублей. Но эти затраты полностью компенсирует государство.

При оборудовании рабочей зоны для инвалида учитывают его физические особенности и трудности, которые он может испытывать в процессе своего труда.

Пример 1

На работу в качестве программиста приняли слепого человека. В данном случае ему потребуется специальная клавиатура и голосовая компьютерная программа для озвучивания заданий и текстов в ПК.

Пример 2

Для работы за компьютером приняли человека с ограничениями опорно-двигательной системы. Для нормального исполнения им своих обязанностей потребуется специальная мышь и клавиатура, которые рассчитаны на работу людей с ограничениями по моторике.

Обязанности работодателя по обеспечению занятости инвалидов

Такие обязанности возникают с момента обращения соискателя-инвалида по квоте. Заключаются они в следующем:

  1. Соискателю не может быть отказано без законной причины;
  2. При приеме на работу составляется особый трудовой договор;
  3. Работнику должны предоставить сокращенный рабочий день или неделю;
  4. Место, где он трудится, должно быть специально оборудовано, в соответствии с его ИПР;
  5. Ему не могут предложить сверхурочную, опасную или вредную для здоровья работу;
  6. Его оплачиваемый отпуск должен составлять не менее 30 дней;
  7. Помимо этого, он имеет право на шестидесятидневный неоплачиваемый отпуск;
  8. Такому сотруднику может быть предоставлен оплачиваемый больничный продолжительностью в тридцать дней.

Если соискатель по всем параметрам соответствует желаемой вакансии, ему не может быть отказано в приеме на работу. В противном случае предприятию грозит штраф до пятидесяти тысяч рублей, а должностное лицо, отказавшее в приеме, может быть оштрафовано на сумму до пяти тысяч.

При приеме с соискателем подписывается особый тип договора. В нем оговариваются все особенности, связанные с трудом сотрудника с ограниченными возможностями:

  • Продолжительность рабочего дня или недели;
  • Продолжительность отпуска;
  • Оборудование рабочей зоны;
  • Ограничения по ИПР.

Образец трудового соглашения

Порядок трудоустройства инвалидов по квоте

Трудоустройство на квотную вакансию имеет ряд особенностей. Найти такую вакансию в интернете или СМИ довольно трудно, хотя и возможно.

Как найти вакансии по квоте для инвалидов, как узнать квоту

При поиске лучше ориентироваться на учреждения, которые занимаются именно таким типом вакансий. В основном это службы занятости и ярмарки вакансий для инвалидов.

При обращении в службу занятости инвалиду обязаны предоставить на выбор именно квотные вакансии, а также сообщить, какое количество таких вакансий есть в компании. Ту же самую информацию можно получить и на ярмарках.

Какие документы нужны, правила и порядок трудоустройства

При оформлении в службе занятости нужно представить:

  • Удостоверение личности;
  • СНИЛС, ИНН;
  • Документы об образовании;
  • Трудовую;
  • Бумагу из МСЭ;
  • ИПР.

После оформления в службе занятости соискателю присваивают статус безработного. Далее ему еженедельно предоставляют несколько соответствующих вакансий. Задачей соискателя является прохождение собеседований по предоставленным ему адресам.

Работодатель не имеет право отказать такому кандидату без законного основания. При отказе он обязан письменно изложить причину, поставить свою подпись и печать организации в направлении на собеседование – официальной бумаге, которую кандидат получает в службе занятости.

Помимо этого, работодатели, в компаниях которых есть квоты, обязаны ежемесячно информировать службу занятости в случае появления новых мест.

Таким образом, шаги по поиску работы через такие службы можно свести в следующую инструкцию:

  1. Обратиться в данное учреждение, представив пакет необходимых документов;
  2. Пройти собеседования по выданным вакансиям;
  3. В случае приема на работу сообщить об этом службе занятости;
  4. В случае отказа в приеме или несоответствия ожиданиям посетить службу еще раз, получить новые адреса и пройти предложенные собеседования.

Для самостоятельного поиска работы потребуется такой же пакет документов, что и при обращении в службу. Только вакансии здесь нужно будет искать самостоятельно, через ярмарки, интернет или СМИ.

Поиск работы через службы более эффективен, так как возможность отказа в приеме в этом случае снижается. Ведь официальное обращение в организацию через службу накладывает на работодателя обязанность дать письменный официальный отказ. А такое действие впоследствии может привести к штрафным санкциям, если отказ не имел достаточных оснований.

Ответственность работодателя

Самое типичное нарушение при приеме – это отказ без достаточных оснований. На самом деле бывает трудно доказать, по каким именно причинам кандидат соответствует или не соответствует определенной должности.

За нарушения при приеме установлены штрафные санкции:

  • Для организаций это сумма в размере до пятидесяти тысяч рублей;
  • С чиновника, который неправомерно отказал в приеме, может быть взыскано до пяти тысяч.

Если кандидат обращается в компанию через службу занятости, его права вряд ли будут нарушены. При самостоятельном обращении шансы снижаются. Ведь компании не предстоит отчитываться перед службой за свои действия.

В случае нарушения своих прав кандидат или работник может отстаивать свои интересы в судебном порядке. При этом судья часто встает на сторону истца с ограниченными возможностями и восстанавливает его права. Возможна даже компенсация за моральный ущерб.

Несмотря на высокий процент безработных при желании и сильной мотивации можно найти хорошую и интересную работу. Для кандидатов с ограниченными возможностями более эффективным является поиск работы через службу занятости. Это может значительно сократить сроки поиска желаемой должности.

Лицензия на ввоз горячекатаного проката

листового, рулонного, из нелегированной и легированной стали

Получение квоты: 15000 Оформление лицензии: 30000

СогласноРешению Коллегии ЕЭК от 06.08.2019 № 137, с 01.12.2019 по 30.11.2020 применяется специальная защитная мера посредством введения специальной квоты и специальной пошлины в размере 20% от таможенной стоимости в отношении ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС горячекатаного проката. Указанная мера не распространяется на товары, происходящие из развивающихся стран, наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, а также из ряда государств – участников СНГ (за исключением Украины).
Установлено, что при наличии лицензии Минпромторга, выданной в рамках выделенной квоты, импортер освобождается от уплаты специальной пошлины.
Пример лицензии Минпромторга на прокат горячекатаный

8 октября подписаноРешение Коллегии ЕЭК № 177, устанавливающее Порядок применения специальной защитной меры в отношении горячекатаного проката. Документ предусматривает многоэтапное распределение специальной квоты и поэтапное оформление лицензий сроком действия по 31.12.2019, по 31.03.2020, по 31.07.2020 и по 30.11.2020. Принятая процедура распределения специальной квоты на импорт горячекатаного проката существенно отличается от уже привычного процесса распределения квот на ввоз (вывоз) товаров других категорий:

    — для получения квоты участники ВЭД должны подать в Минпромторг соответствующую заявку
    с приложением контракта и сведений о постановке на налговый учет;
    — распределение квоты будет осуществляться по историческому (85%) и по заявительному принципу;
    — процесс распределения будет осуществляться в три этапа с соответствующим сроком действия квоты;
    — предусмотрен алгоритм получения части нераспределенного объёма специальной квоты.

Принятый механизм призван исключить нерациональное использование квоты и избежать чрезмерное снижение импорта. Но есть в таком подходе и недостаток, который состоит в сложности механизма. На всех этапах процесса (заявка на квоту — распределение — получение лицензии — логистика — таможенное оформление) у импортеров практически не останется времени на исправление ошибок. Везде надо будет попадать «с первого выстрела».

По окончании 1-го квартала 2020 года можно будет подвести первые итоги. Самым жарким, на наш взгляд, станет период ноябрь — декабрь 2019.

Для получения лицензии на импорт проката необходимо предоставить следующие документы:

  • Сопроводительное письмо
  • Заявление поформе 2
  • Внешнеторговый контракт (копия)
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (копия)

Особое внимание при подготовке документов следует уделять внешнеторговому контракту в части идентификации товара, а также его количественных и стоимостных характеристик.

Мы все сделаем сами! Вам останется только проверить и подписать документы!
При обращении в нашу фирму срок оформления лицензии не превысит 15 рабочих дней.

О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ (с изменениями на: 21.12.2015)

ЗАКОН

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 27 июня 2008 года N 54-ЗАО

О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

Принят Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
18 июня 2008 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» устанавливает квоту для приема на работу инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе (далее — автономный округ).

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) квота — минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов, которых работодатель обязан принять на работу, в процентах от среднесписочной численности работников;
(в ред. Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.02.2014 N 2-ЗАО)
2) квотирование рабочих мест — организация рабочих мест и прием на работу инвалидов в счет установленной квоты;
3) квотируемые рабочие места — рабочие места, созданные или выделенные работодателем для трудоустройства инвалидов.
Статья 3. Утратила силу. — Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.10.2015 N 98-ЗАО.

Статья 4. Полномочия исполнительного органа государственной власти автономного округа в сфере квотирования рабочих мест

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа в сфере квотирования рабочих мест (далее — уполномоченный орган):
1) формирует реестр работодателей, осуществляющих деятельность на территории автономного округа, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек;
(п. 1 в ред. Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.02.2014 N 2-ЗАО)
2) утратил силу. — Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.02.2014 N 2-ЗАО;
3) формирует список трудоспособных инвалидов, проживающих на территории автономного округа, ищущих работу;
4) устанавливает минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждого работодателя в пределах установленной квоты и доводит до сведения работодателей;
(в ред. Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.02.2014 N 2-ЗАО)
5) утратил силу. — Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.02.2014 N 2-ЗАО;
6) осуществляет надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов;
(п. 6 в ред. Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.02.2014 N 2-ЗАО)
6-1) обеспечивает инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам уполномоченного органа, центрам занятости населения и к предоставляемым в них услугам;
(п. 6-1 введен Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.12.2015 N 145-ЗАО)
7) осуществляет иные полномочия в сфере квотирования рабочих мест, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
(в ред. Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2012 N 153-ЗАО)

Статья 5. Условия установления квоты

(в ред. Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.02.2014 N 2-ЗАО)

1. Квота устанавливается работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и определяется в процентах к среднесписочной численности работников.
2. Размер квоты устанавливается работодателям:
1) численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, в размере 1 процента среднесписочной численности работников;
2) численность работников которых превышает 100 человек, в размере 2 процентов среднесписочной численности работников.
3. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты осуществляется ежегодно работодателем самостоятельно.
4. При определении квоты:
1) работодателями, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, производится округление ее размера в сторону увеличения;
2) работодателями, численность работников которых превышает 100 человек, производится округление ее размера в сторону уменьшения.

Статья 6. Трудоустройство граждан на квотируемые рабочие места

1. Трудоустройство инвалидов на квотируемые рабочие места осуществляется в порядке, установленном трудовым законодательством.
(в ред. Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.10.2015 N 98-ЗАО)
2. Прием на работу инвалидов осуществляется работодателями как по направлению центра занятости населения, так и самостоятельно.
(в ред. Законов Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.02.2014 N 2-ЗАО, от 28.10.2015 N 98-ЗАО)
3. Утратила силу. — Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.02.2014 N 2-ЗАО.

Статья 7. Права и обязанности работодателей

1. Работодатели вправе:
1) утратил силу с 1 января 2013 года. — Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2012 N 153-ЗАО;
2) подавать заявки в центры занятости населения на переобучение инвалидов, направляемых центрами занятости населения для приема на создаваемые или выделяемые для них рабочие места, с их последующим обязательным трудоустройством;
3) — 4) утратили силу с 1 января 2013 года. — Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2012 N 153-ЗАО.
2. Работодатели обязаны:
1) утратил силу с 1 января 2013 года. — Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2012 N 153-ЗАО;
2) принимать на работу инвалидов в пределах установленной квоты;
(в ред. Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.02.2014 N 2-ЗАО)
3) — 5) утратили силу с 1 января 2013 года. — Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2012 N 153-ЗАО;
6) представлять в центр занятости населения по месту нахождения работодателя информацию о квотировании рабочих мест в порядке, установленном постановлением Правительства автономного округа;
(п. 6 в ред. Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.02.2014 N 2-ЗАО)
7) — 8) утратили силу. — Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.02.2014 N 2-ЗАО.
3. Утратила силу с 1 января 2013 года. — Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2012 N 153-ЗАО.
4. При увольнении инвалидов с квотируемых рабочих мест работодатели резервируют освободившиеся рабочие места для трудоустройства граждан данной категории.
(в ред. Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.10.2015 N 98-ЗАО)
Статья 8. Утратила силу. — Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.02.2014 N 2-ЗАО.

Статья 9. Финансирование квотируемых рабочих мест

(в ред. Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2012 N 153-ЗАО)

Создание или выделение рабочих мест, в том числе специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, осуществляется за счет средств работодателя, включая добровольные пожертвования юридических лиц и граждан, иных источников, не запрещенных федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

Статья 10. Переходные положения

Работодатели в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона обязаны создать, выделить или зарезервировать рабочие места для инвалидов и направить в уполномоченный орган информацию о квотировании рабочих мест в установленном порядке.
(в ред. Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.10.2015 N 98-ЗАО)

Статья 11. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа
Ю.В.НЕЕЛОВ

г. Салехард
27 июня 2008 года
N 54-ЗАО

Квотирование рабочих мест

Квота — минимальное число рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы граждан (в процентах от среднесписочной численности работников организации), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации. В счет квоты включаются и рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории. Квотирование рабочих мест — установление квоты в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема на работу для граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Квотирование рабочих мест производится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан. В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса, определяющей основания возникновения трудовых отношений, трудовые отношения могут возникать в результате направления на работу уполномоченными законом органами работников в счет установленной квоты.

В соответствии с законом «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № N 1032-1 (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11. 1995 года N 181-ФЗ (в ред. Федерального закона 29.12.2004 N 199-ФЗ).

О квотировании рабочих мест П И С Ь М О МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ 23 ноября 2001 г. N 255-12 Департамент занятости населения Минтруда России рассмотрел Ваше обращение по вопросу порядка квотирования рабочих мест для федеральных государственных служащих в территориальных налоговых органах МНС России для граждан, особо нуждающихся в социальной защите (письмо от 18.10.01 N 16-0-09/20-АВ019), и сообщает. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установление квот рабочих мест для инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти. В статье 21 данного Федерального закона закреплено общее правило установления квоты для приема на работу инвалидов, согласно которому организациям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее трех процентов). Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов (ч. 3 ст. 21) и утверждать порядок ее определения (ч. 4 ст. 21). От обязательного квотирования рабочих мест освобождаются только общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов (ч. 2 ст. 21 указанного Федерального закона). Органы государственной власти, в частности территориальные органы МНС России, к названным организациям не относятся и, соответственно, освобождение их от обязательного квотирования рабочих мест нельзя считать правомерным. При квотировании рабочих мест в территориальных органах МНС России учитывается среднесписочная численность работников всей организации, а не только численность федеральных государственных служащих. В счет выполнения квоты граждане могут быть трудоустроены в органах государственной власти и органах местного самоуправления не только на должности государственных и муниципальных служащих. Квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи, закреплено в статье 181 КЗоТ Российской Федерации, согласно которой установление квоты для приема на работу молодежи относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Минтруд России полагает, что указанные органы вправе самостоятельно определять виды организаций, которые подлежат освобождению от квотирования рабочих мест для молодежи. Таким образом, органы государственной власти (в частности, территориальные органы МНС России) не отнесены законодательством к организациям, освобожденным от обязательного квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Обязанность по внесению обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в случае невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов корреспондирует обязанности по соблюдению установленной квоты. Ю.В.Герций