Квота на инвалидов

Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.

Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.

Скачать для просмотра и печати:

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в РФ

Общее понятие квотирования

Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест. Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:

  • выделения в штате вакансий;
  • приема на них тружеников льготных категорий;
  • обеспечения привилегированных служащих:
    • специальными условиями;
    • необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.

Резервирование на производстве осуществляется с учетом:

  • норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
  • условий труда;
  • отрасли промышленности и иного.

Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.

Законодательная база

Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:

«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.

Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

  • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  • компании с малой численностью.

Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.

Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

Скачать для просмотра и печати:

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 О занятости населени в РФ

Полномочия регионов

Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:

  • исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
  • увеличены.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ

Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов Федеральный закон от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ

Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:

  • вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
  • созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
  • стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.

К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:

  • Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
  • Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.

Скачать для просмотра и печати:

Закон Камчатского края от 11 июня 2009 г. N 284 О квотировании в Камчатском крае рабочих мест для отдельных категорий граждан

Закон Ставропольского края от 11 марта 2004 г. N 14-кз О квотировании рабочих мест для инвалидов

Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов

Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:

  1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
  2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
  3. Создание и утверждение локальных документов.
  4. Оформление учета в органах занятости.
  5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.

Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

Изучение законодательных норм

Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):

Должность Количество (чел.)
Директор 1
Главный бухгалтер 1
Бухгалтер 3
Менеджер 3
Рабочий 30
Всего 38

Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:

Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 О квотировании рабочих мест

Расчет квоты

Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстатапо вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.

Скачать для просмотра и печати:

Приказ Федеральной службы государственной статистики от 1 сентября 2017 г. N 566

Формула для определения числа льготных мест такова:

  • штатная численность х норма, определенная в актах.

Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.

По состоянию на 2020 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:

  • 121 чел. х 0,04 = 4,84

Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.

Подготовка локальных актов

На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:

  1. Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
    • размеры квот и категории граждан;
    • порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
    • ответственное должностное лицо.
  2. Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
    • о должности, предоставляемой инвалиду;
    • о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
    • об ответственном за исполнение.

Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике. Скачать для просмотра и печати:

Положение о квотировании трудовых мест

Образец приказа о выделении рабочих мест для инвалидов

Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение. Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела. Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей.

Регистрация в органах занятости

Следующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ). Для этого необходимо проделать такие шаги:

  1. Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
  4. Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.

Подсказка: в ответе госоргана будет содержаться регистрационный номер. Он необходим для верификации субъекта (ставится в отчетах).

Взаимодействие с Центром занятости

В порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность. С 2018 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:

  • о количестве вакансий;
  • о числе мест, выделенных льготникам;
  • о принятых работника, в том числе инвалидах;
  • об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
  • о выполнении квотного законодательства.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 25. Содействие работодателей в обеспечении занятости населения Закон РФ 19.04.1991 г. N 1032-1

Приложение № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17

Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4). Освобождены только малые предприниматели.

Ответственность за неисполнение законодательных требований

Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.

Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

  • должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
  • на организации — от 20 до 70 тыс. руб.

Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

  • должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юрлица — от 100 до 150 тыс. руб.

А статья 5.42 КоАП регулирует наказание за отказ в трудоустройстве человека с инвалидностью в размере от 5 до 10 тыс. руб. Налагается санкция на виновное должностное лицо.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 13.19. Непредоставление первичных статистических данных Кодекс РФ об административных правонарушениях

Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости Кодекс РФ об административных правонарушениях

Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.

Последние изменения

В июле 2019 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Видео: Льготы для инвалидов при квотировании рабочих мест

Сведения об инвалидах в Службу занятости: как составить, образец, срок подачи

Организации и предприниматели, в штате которых имеются сотрудники с ограниченными физическими возможностями, подают в Центр занятости (ЦЗН) отчет о выполнении квоты по трудоустройству инвалидов. В статье разберем, когда подаются Сведения об инвалидах в Службу занятости, как составить отчет и каков срок его подачи в ЦЗН.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Согласно закону №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», работодатели, будь то организации или индивидуальные предприниматели, обязаны обеспечивать трудоустройство лиц с ограниченными возможностями путем выделения или создания соответствующих рабочих мест.

В соответствие со ст. 21 закона, трудоустройство инвалидов обеспечивается согласно установленной квоте – процента от среднесписочной численности сотрудников организации:

  • фирмы с численностью работников от 35 до 100 человек включительно обязаны трудоустроить инвалидов в количестве не более 3% от средней численности сотрудников;
  • квота для предприятий и организаций с численностью более 100 работников составляет от 2% от 4% от среднесписочного количества.

Конкретный показатель квоты по трудоустройству инвалидов определяется на основании законодательно-нормативных актов региона, в пределах процентного диапазона, установленного ст. 21 закона №181-ФЗ.

Расчет количества рабочих мест для инвалидов осуществляется на основании среднемесячной численности работников организации. Сотрудники, привлеченные к вредным/опасным работам, в расчет квоты не включаются.

Читайте также статью ⇒ «Квота для приема на работу инвалидов: как рассчитать».

Сведения об инвалидах в Службу занятости

Сведения об инвалидах в Службу занятости

Работодатели, которые согласно закону №181-ФЗ обязаны обеспечить трудоустройство инвалидов, ежемесячно составляют отчет о выполнении/невыполнении установленной квоты и подают документ в территориальный орган Службы занятости по месту регистрации организации (месту жительства ИП).

Особенности составления и подачи отчета рассмотрим ниже.

Бланк документа

Работодатели информируют ЦЗН о создании (выделении) рабочих мест для инвалидов и трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями путем подачи специального отчета («Информация о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствие с установленной квотой»).

Отчет составляется на бланке установленного образца, который можно скачать здесь ⇒ Информация о рабочих местах для инвалидов.

Форма отчета состоит из 3-х блоков:

1-й блок – Информация о работодателе
В блоке отражаются данные об организации/ИП: наименование фирмы (ФИО ИП), ИНН, ОГРН, контакты, юридический и фактический адреса, форма собственности, ОКОПФ.

2-й блок – Информация о рабочих местах для инвалидов
В таблице работодатель заполняет следующие графы:

  • отчетный период (календарный месяц);
  • средняя численность сотрудников (общая и рассчитанная в целях определения квотируемых рабочих мест для инвалидов);
  • количество рабочих мест, подлежащих квотированию (в том числе специально оборудованных);
  • количество выделенных (созданных) рабочих мест для инвалидов;
  • численность инвалидов, работающих на квотируемых рабочих местах (на начало отчетного периода, принято, уволено, на конец отчетного периода);
  • невыполнение/перевыполнение квоты (количество сотрудников);
  • количество вакансий из числа квоты, заявленных в ЦЗН.

3-й блок – Информация о рабочих местах для инвалидов, арендованных у других работодателей
В блоке работодатель указывает количество рабочих мест для инвалидов, арендованных в других организациях, а также численность сотрудников, занимающих данные рабочие места на конец отчетного периода.

Порядок заполнения отчета регламентируется нормативными актами региона. В общем порядке отчет составляется ежемесячно, накопительным итогом. Данные в отчете отражаются в разрезе отчетного периода (календарного месяца).

Как правило, обязанность по составлению отчета и его подаче в ЦЗН возлагается на сотрудника отдела кадров, ответственного за кадровый документооборот. Если речь идет о небольшом предприятии или ИП-работодателе, то отчет может быть составлен непосредственно руководителем фирмы или предпринимателем.

Читайте также статью ⇒ «Как заполнить справку о среднем заработке для центра занятости: инструкция, образец».

Образец заполнения

Рассмотрим образец заполнения Информации о рабочих местах для инвалидов на примере работодателя из Ханты-Мансийска. В данном регионе установлены следующие показатели квоты для инвалидов:

  • предприятия со среднесписочной численностью от 101 до 500 человек обязаны обеспечить одно специальное рабочее место для инвалида;
  • организации с численностью сотрудников от 501 до 1000 человек обязаны обеспечить два специальных рабочих места;
  • для компаний численностью от 1001 до 5000 человек квота составляет три специальных рабочих места.

Работодатели Ханты-Мансийска подают отчет о выполнении квоты в ЦЗН ежемесячно, не позже 5-го числа месяца, следующего за отчетным.

Представим, что производственный комбинат «Жилстрой-5» ведет деятельность в Ханты-Мансийске. Среднесписочная численность работников предприятия составляет 1312 человек, в связи с чем работодатель обязан обеспечить трудоустройство 3-х инвалидов.

Сотрудник отдела кадров комбината «Жилстрой-5» заполнил Сведения об инвалидов для ЦЗН следующим образом:

ИНФОРМАЦИЯ О СОЗДАННЫХ ИЛИ ВЫДЕЛЕННЫХ РАБОЧИХ МЕСТАХ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ

Отчетный период (по месяцам) Среднесписочная численность работников в отчетном периоде (чел.) Среднесписочная численность работников для исчисления квоты * в отчетном периоде (чел.) Количество рабочих мест, подлежащих квотированию у данного работодателя** в отчетном периоде (ед.) Количество рабочих мест, фактически созданных (выделенных) в пределах установленной квоты **** на конец отчетного периода, в том числе с указанием рабочих мест (ед.) Численность инвалидов, работающих на квотируемых рабочих местах, на начало отчетного периода (чел.) Принято инвалидов на квотируемые рабочие места, в отчетном периоде (чел.) Выбыло (уволено) в отчетном периоде (чел.) Численность инвалидов, работающих на квотируемых рабочих местах, на конец отчетного периода (чел.) Невыполнение квоты на конец отчетного периода (чел.) Численность инвалидов, работающих сверх установленной квоты, на конец отчетного периода (чел.) Количество вакантных рабочих мест для инвалидов на конец отчетного периода, заявленных в органы занятости (ед.)
Всего в т. ч. специальных рабочих мест в пределах установленной квоты *** Всего в т.ч. специальных рабочих мест Всего в т.ч. на специальных рабочих местах Всего в т.ч. на специальные рабочие места Всего в т.ч. со специальных рабочих мест Всего в т.ч. на специальных рабочих местах Всего из них по специальным рабочим местам Всего в т.ч. на специальных рабочих местах Всего в т.ч. на специальные рабочие места
Январь 2020 1312 1210 3 3 3 1 4 1

Должности, на которых трудоустроены инвалиды по состоянию на конец отчетного периода (из гр. 14, 15): помощник архивариуса, ассистент менеджера по продажам, помощник кладовщика.

*В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

**** В соответствии с локальным нормативным актом работодателя 12.05.2011 года №14-3/5 Положение о трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями.

Сведения о рабочих местах, арендованных у других работодателей либо созданных или выделенных иными способами в соответствии с законодательством Всего (с указанием должностей, профессий) в т.ч. на специальных рабочих местах (с указанием должностей, профессий)
Количество рабочих мест, арендованных у других работодателей, либо созданных или выделенных рабочих мест иными способами в пределах установленной квоты
Численность инвалидов, работающих на данных рабочих местах, на конец отчетного периода, из числа инвалидов, указанных в гр. 14, 15 (чел.)

Подпись руководителя, печать (при наличии) Петрушнев /Петрушнев В.Д./

Исполнитель, телефон Сурикова /Сурикова С.Л./
+7 346 733-35-51

Порядок и срок подачи

Сведения о трудоустройстве инвалидов ежемесячно подаются в территориальный орган Службы занятости в письменном виде. Срок подачи отчета устанавливается законодательными актами региона и, как правило, составляет до 10-ти дней после истечения отчетного периода (например, за январь 2020 – до 10.02.2020).

Согласно КоАП, для работодателей, не обеспечивших трудоустройство инвалидов в пределах установленной квоты и не предоставивших соответствующий отчет в ЦЗН, предусмотрен штраф в размере до 10.000 руб.

Читайте также статью ⇒ «Сведения о вакансиях в Службу занятости: как составить, образец, срок подачи».

Вероятнее всего, с 2019 года ответственность за невыполнение правил трудоустройства инвалидов серьезно ужесточится. Эксперт рассказывает, как уберечься от возможных штрафов.

Написать эту статью я решил после общения с руководителями предприятий на региональном совещании. Как обычно, в перерыве говорили о налогах, проверках и штрафах в результате проверок. Один из руководителей рассказал о проверке предприятия на наличие квоты для приема на работу инвалидов. Он сказал, что в штатном расписании предусмотрены места для трудоустройства инвалидов, но в службу занятости сведения они не подавали, и ему выписали штраф в размере 10 тыс. руб.

Больше всего поразила реакция остальных участников разговора. Пять руководителей из восьми, участвовавших в разговоре, сказали, что у них вообще отсутствуют выделенные места для инвалидов (хотя по закону они обязаны их создать), и что штраф в сумме 10 тыс. руб. их не испугает, а создавать места, сдавать отчеты и искать инвалидов для трудоустройства они не будут.

📌 Реклама Отключить

Как штрафуют сейчас

Хотелось бы обратить внимание на то, что обязанность работодателя в создании или выделении рабочих мест для инвалидов регламентирована положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также региональными законами. Согласно этим нормативным актам, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны создавать или выделять рабочие места для людей с ограниченными возможностями.

Если работодатель не исполняет обязанность по созданию рабочих мест в соответствии с квотой, а так же если отказывает инвалиду в трудоустройстве — его могут привлечь к административной ответственности от 5 до 10 тыс. руб. Однако федеральным штрафом дело не ограничится. Ведь законодательством субъектов РФ также предусмотрена ответственность за невыполнение квоты по инвалидам. Понятно, что в зависимости от региона, размер установленного штрафа может отличаться.

📌 Реклама Отключить В любом случае, административная ответственность, предусмотренная законом за отказ в приеме на работу инвалида, а также за отсутствие выделенных или созданных рабочих мест, не означает, что работодатели обязаны самостоятельно заниматься поиском работников-инвалидов и таким образом заполнять установленную квоту, обеспечивая фактическое трудоустройство. Кроме того, к административной ответственности по ст. 5.42 КоАП РФ можно привлечь должностное лицо только за отсутствие выделенных рабочих мест или за отказ в приеме на работу инвалида, но никак за то, что предприятие не сдает отчетность в службу занятости.

Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ (Определение от 22.05.2013 года № 50-АПГ13-5): «Само по себе наличие незаполненных рабочих мест, созданных в рамках квоты для трудоустройства, может быть расценено как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов».

📌 Реклама Отключить

То есть работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями. Тогда обязанность по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной.

Что изменится

Хочу обратить внимание на то, что в Госдуме находятся два законопроекта по проблеме квотирования мест для инвалидов. В них предлагается:

— предоставить трудинспекциям полномочия по осуществлению надзора за соблюдением работодателями законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов;

— с работодателей, не трудоустраивающих инвалидов, предлагается взимать компенсационную выплату в фонд содействия трудоустройству инвалидов в размере не менее 7800 руб. в месяц.

📌 Реклама Отключить

— на ФНС России предлагается возложить обязанность по предоставлению в органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, сведений о работодателях, уплативших в истекшем году компенсационные выплаты в фонд содействия трудоустройству инвалидов за невыполнение установленной квоты.

— одновременно предлагается установить ограничения для работодателей, нарушающих положения законодательства о трудоустройстве инвалидов. Такие работодатели будут лишаться допуска к получению мер государственной поддержки, к участию в государственных закупках, а также права привлечения иностранных работников

Самое главное — предлагается за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалида в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты налагать на работодателя административные штрафы: на должностных лиц — в размере от 10 тысяч до 50 тысяч рублей, на юридических лиц — в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. Аналогичное наказание будет грозить работодателю в случае неосуществления им в установленном порядке компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов.

Как обезопасить компанию от штрафов

Вступление в силу соответствующих поправок в КоАП РФ предполагается с 1 января 2019 года. 📌 Реклама Отключить

В том, что данные проекты будут приняты, сомнений мало. Ведь таким способом можно решить сразу две задачи: помочь в трудоустройстве инвалидам и хорошо пополнить бюджет. Предприятий с численностью работников более 35 сейчас насчитывается около 400 тыс. Сумма штрафов даже от 30% предприятий будет сопоставима с бюджетом отдельного региона.

Во избежание негативных последствий предприятиям уже сейчас необходимо:

— отразить в локальных нормативных актах (штатном расписании, приказ) места, предназначенные для инвалидов в соответствии с установленной квотой;

— предоставлять в органы службы занятости сведения, касающиеся: наличия вакантных рабочих мест (должностей) и информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.

Квотирование рабочих мест

Одной из гарантий государства по трудоустройству отдельных наиболее социально незащищенных категорий граждан является квотирование рабочих мест. По сути, квотирование рабочих мест — это обязанность работодателей создавать или выделять рабочие места для трудоустройства данных категорий граждан в определённом количестве, в зависимости от численности работников организации. В большинстве случаев законом определятся обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов, однако в ряде регионов РФ устанавливается квота и для трудоустройства иных категорий граждан (например, молодежи, бывших заключенных, которые отбывали наказания за совершенные преступления, и прочее). Разберем, какие же основные обязанности работодателя предусмотрены законом в части квотирования рабочих мест.

Порядок установления квоты в первую очередь определяет федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее ФЗ №181). Согласно статье 21 ФЗ №181, для определения размера квоты для трудоустройства инвалидов необходимо рассчитать численность и среднесписочную численность работников. Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

Соответственно, необходимо определиться с численностью работников организации. Если она менее 35 человек, обязанность по квотированию рабочих мест отсутствует. Если численность работников составит от 35 и более человек, необходимо обратиться к законодательству субъекта РФ, где располагается организация-работодатель, для исчисления размера квоты в зависимости от среднесписочной численности работников. Если численность работников составляет более 100 человек, в любом случае законодательством субъекта должна быть предусмотрена обязанность по квотированию с размером квоты от 2 до 4 процентов от среднесписочной численности работников. При численности от 35 до 100 человек императивно такой обязанности не установлено. То есть, если численность работников составляет до 100 человек, законодательством субъекта обязанность по квотированию может быть и не установлена. Так обычно происходит в крупных субъектах, таких как, например, Москва или Санкт-Петербург. В этих городах обязанность по квотированию возникает при численности работников от 100 человек. Соответственно, конкретный размер квоты, а также иные категории граждан, для которых нужно выделять или создавать рабочие места в пределах установленной квоты, устанавливается также законодательством субъекта РФ.

Далее необходимо определиться со среднесписочной численностью работников, ведь именно из этого показателя и будет рассчитываться квота. Для расчета данного показателя рекомендуется руководствоваться приказом Росстата от 26.10.2015 N498. Обратите внимание, что при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Следующей обязанностью работодателя, связанной с квотированием, является утверждение и разработка локального нормативного акта, регулирующего вопросы квотирования (ст. 24 ФЗ №181). Таким образом, если работодатель «попадает» под обязанность квотирования по критериям, описанным выше, он должен разработать и утвердить отдельный локальный нормативный акт. То есть этот локальный акт является обязательным к наличию, наряду, к примеру, с правилами внутреннего трудового распорядка.

Еще одной обязанностью работодателя, о которой многие, к сожалению, забывают, является извещение органов службы занятости об исполнении обязанности по квотированию. Согласно части 3 ст. 25 закона РФ от 19.04.1991 N1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Формы данных документов также утверждаются законодательством субъекта РФ.

Интересный момент. Дело в том, что вышеуказанная норма не делает исключений для работодателей. Соответственно все работодатели, независимо от численности работников, должны ежемесячно предоставлять органам службы занятости данные сведения. Этот вывод подтверждается инспекционной практикой. Однако практика в каждом регионе по данному вопросу разная, в связи с чем для минимизации возможных рисков рекомендуется получить официальное разъяснение в органе службы занятости того субъекта, где находится организация-работодатель.

Дополнительно. Обратите внимание, что в некоторых субъектах РФ, помимо органов службы занятости, необходимо периодически уведомлять о выполнении обязанности по квотированию и иные органы. Например, в г. Москве таким органом является Государственное казенное учреждение города Москвы «Центр квотирования рабочих мест». В данный орган работодатели должны подавать сведения ежеквартально (постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 N742-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве»).

Южалин Александр,

старший юрист департамента трудового права,

группа компаний Валентины Митрофановой

Особенности трудоустройства инвалидов в России в 2020 году

Большинство людей, частично утративших работоспособность, хотят продолжать трудиться по мере своих сил. Для помощи таким гражданам российским законодательством закреплен комплекс мер по повышению уровня трудоустройства инвалидов, реализация которого контролируется органами исполнительной власти. Существуют специальные требования к рабочим местам для инвалидов, также имеются определенные квоты для граждан с ограниченными возможностями.

Реализация права инвалидов на труд в Российской Федерации

Обеспечение занятости инвалидов, предоставление возможности трудиться и реализовывать свои профессиональные интересы является важной гарантией их свободной интеграции в общество. Отдельная статья Конвенции о правах инвалидов посвящена гарантиям их трудовой деятельности. Закрепляется право инвалидов на труд наравне с другими, которое включает в себя следующие правомочия:

  • право получить возможность самостоятельно зарабатывать себе на жизнь трудом;
  • право на свободу труда (свободу выбора рода занятий) в условиях доступности рынка труда для инвалидов.

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов принимают на себя обязательства по реализации гарантий права инвалидов на труд, в числе которых указываются следующие:

  • запрет дискриминации по признаку инвалидности во всех формах занятости (в том числе условий приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе, безопасных и здоровых условий труда);
  • защита прав инвалидов наравне с другими на справедливые и благоприятные условия труда, включая равные возможности и равное вознаграждение за труд равной ценности, безопасные и здоровые условия труда, включая защиту от домогательств, и удовлетворение жалоб;
  • обеспечение возможности инвалидам осуществлять свои трудовые и профсоюзные права наравне с другими;
  • предоставление инвалидам эффективного доступа к общим программам технической и профессиональной ориентации, службам трудоустройства инвалидов и профессиональному и непрерывному обучению;
  • расширение возможностей для трудоустройства инвалидов на рынке труда, их продвижения по службе, а также оказание им помощи в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы;
  • расширение возможностей для инвалидов заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предпринимательством, развивать кооперативы и организовывать собственное дело;
  • обеспечение найма инвалидов в государственном секторе;
  • стимулирование найма инвалидов в частном секторе с помощью надлежащих стратегий и мер, в том числе программ позитивных действий, стимулов и других мер;
  • поощрение приобретения инвалидами опыта работы в условиях открытого рынка труда;
  • обеспечение инвалидам рационального приспособления рабочего места;
  • поощрение программ профессиональной и квалификационной реабилитации, сохранения рабочих мест и возвращения на работу для инвалидов;
  • запрет принудительного или обязательного труда инвалидов.

Законодательство Российской Федерации признает право инвалидов на труд, для реализации которых установлен ряд гарантий обеспечения их трудовой занятости наравне с другими с помощью следующих мер:

  • установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
  • резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  • создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов;
  • создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
  • организация обучения инвалидов новым профессиям.

Мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает такую меру по содействию трудоустройству инвалидов, как установление квоты для приема на работу.

Законом субъекта РФ по закону о трудоустройстве инвалидов в Российской Федерации должна быть введена квота в отношении работодателей для приема на работу инвалидов в пределах от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников — если общая численность работников составляет более 100 человек. По усмотрению субъекта РФ также может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере до 3 процентов среднесписочной численности работников — если численность работников составляет не менее 35 человек и не более 100 человек.

Так, Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест»32 устанавливает обязательную квоту для трудоустройства инвалидов в размере 2 процентов для работодателей, которые осуществляют деятельность на территории г. Москвы, со среднесписочной численностью работников более 100 человек. Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане из числа инвалидов. Такие работодатели в рамках обеспечения занятости и трудоустройства инвалидов обязаны ежеквартально предоставлять информацию о выполнении квоты в порядке, установленном Правительством Москвы.

Работодатели самостоятельно рассчитывают квоту исходя из среднесписочной численности своих работников. В эту величину не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда33.

Освобождаются от обязанности соблюдать квотирование рабочих мест для трудовой занятости инвалидов общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Все остальные работодатели, не исполняющие требования закона о квотировании рабочих мест в рамках закона о мероприятиях по содействию трудоустройству инвалидов, подлежат административной ответственности. Согласно ст. 5.42 Кодекса об административных правонарушениях РФ, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей.

Трудоустройство инвалидов в Российской Федерации: требования к оборудованию рабочих мест

Для каждого предприятия, учреждения и организации в пределах региональной квоты для приема на работу инвалидов должно быть установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Выделение специального рабочего места для трудоустройства инвалидов предполагает проведение дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов должны быть оборудованы работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с нормативно закрепленными требованиями.

Постановлением Главного, государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2009 г. № 30 утверждены Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов». В них указываются основные требования к условиям труда, производственным процессам, оборудованию рабочих мест для инвалидов, медицинскому обслуживанию работающих инвалидов, которые обязаны соблюдать все предприятия, использующие труд инвалидов. В числе этих требований к трудоустройству инвалидов на оборудованные рабочие места можно выделить следующие:

  • рабочие места для инвалидов должны оснащаться с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.
  • Исполняя закон о трудовой занятости инвалидов в России, необходимо минимизировать вредные производственные факторы условий труда инвалидов (шум, вибрация, температура воздуха, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения, статическое электричество, освещенность, запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны; патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности; физические, динамические и статические нагрузки при подъеме и перемещении, удержании тяжестей, работе в неудобных вынужденных позах, длительной ходьбе; сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки, монотонность, работа в ночную смену, с удлиненным рабочим днем).
  • Условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы;
  • при организации специальных рабочих мест для инвалидов должно быть предусмотрено использование специальных приспособлений, компенсирующих анатомо-морфологические и физиологические недостатки и ограничения инвалидов; применение специально разработанного ручного инструмента; использование для регулировки высоты рабочей поверхности стола и элементов рабочего стула легко досягаемых и управляемых механизмов, имеющих надежную фиксацию; выделение дополнительных площадей, обеспечивающих возможность подъезда, разворота на рабочем месте и выполнения работы в инвалидной коляске; оснащение оборудования и мебели на рабочем месте индикаторами, учитывающими возможности и ограничения отдельных групп инвалидов (слепые, слабовидящие, глухие) в восприятии информации для беспрепятственного нахождения своего рабочего места и выполнения работы и т. д.;
  • не допускается размещение постоянных рабочих мест инвалидов в подвальных, цокольных этажах, в зданиях без естественного освещения и воздухообмена;
  • объем производственных помещений на одного работающего инвалида принимается не менее 15 куб. м; площадь — не менее 4,5 кв. м; высота — не менее 3,2 м;
  • на предприятиях, предназначенных для трудоустройства инвалидов, оборудуются помещения для отдыха площадью из расчета 0,3 кв. м. на одного работника, но не менее 12 кв. м, в зависимости от группы производственных процессов. Расстояние от производственных помещений до помещений для отдыха — не более 75 м. Помещения для отдыха должны быть оборудованы удобной мебелью, в том числе несколькими местами для лежания. На предприятиях организуются столовые, буфеты, комнаты приема пищи с обеспечением работников горячим питанием. Оборудуется здравпункт, включающий кабинет врача, процедурный кабинет и помещение, в котором могут находиться инвалиды в случае резкого ухудшения здоровья. Влажная уборка помещений должна производиться в конце каждой смены.

Предусматриваются также специальные требования к организации труда инвалидов с поражением отдельных функций и систем организма.

Для помощи инвалидам в профессиональной ориентации Министерством труда РФ был разработан и утвержден Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Сюда включены профессии, наиболее подходящие для лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности.

Создание специальных условий труда для инвалидов

Организации, в которых работают инвалиды, обязаны создавать все необходимые условия для их труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации.

Согласно условиям трудоустройства инвалидов, запрещается включать в трудовые договоры (как индивидуальные, так и коллективные) такие условия труда инвалидов, которые ухудшают их положение по сравнению с другими работниками этой организации (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность отпусков и т. п.). Условиями трудоустройства инвалидов I и II групп предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 35 часов в неделю) с сохранением полной оплаты труда.

Инвалиды могут привлекаться к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время только с их согласия и при условии, что такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Продолжительность ежегодного отпуска работникам-инвалидам, согласно условиям труда, должна составлять не менее 30 календарных дней.

Распоряжением Правительства РФ от 15октября 2012г.№ 1921-р утвержден комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и обеспечение доступности профессионального образования на 2012—2015 гг. В частности, планируется ежегодно проводить мониторинг трудоустройства и закрепляемости на оборудованных (оснащенных) рабочих местах инвалидов и определять уровень потребности инвалидов в трудоустройстве и открытии собственного дела. Также в рамках создания специальных условий труда для инвалидов поставлена задача разработать основные требования по оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности и установить требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Комплекс мер, направленных на содействие и повышение трудоустройства инвалидов

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 марта 2020 г. № 94 регионам даны методические рекомендации по разработке мер, направленных на трудоустройство инвалидов и повышение их занятости. Органы исполнительной власти РФ обязаны разработать региональные программы по созданию условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах. Региональные программы должны включать следующие направления:

  • квотирование рабочих мест для приема на работу инвалидов;
  • создание условий для трудоустройства инвалидов на инклюзивном рынке труда;
  • развитие центров содействия в трудоустройстве студентов и выпускников, включая инвалидов, при государственных или муниципальных организациях профессионального образования;
  • взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность по сопровождению инвалидов при трудоустройстве, в том числе выпускников образовательных учреждений, в целях трудоустройства, адаптации и закрепления на рабочих местах.
  • Мероприятия по обеспечению трудовой занятости инвалидов включают организацию взаимодействия с частными агентствами занятости по вопросам трудоустройства инвалидов.
  • Развитие частно-государственного партнерства по вопросам трудоустройства инвалидов;
  • организация взаимодействия с общественной палатой субъекта РФ по вопросам трудоустройства инвалидов;
  • проведение социологических опросов в целях выявления потребности инвалидов в трудоустройстве;
  • содействие самозанятости и предпринимательству инвалидов;
  • предоставление инвалидам государственных услуг в области содействия занятости населения;
  • содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места за счет средств субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ;
  • организация взаимодействия органов образования и органов службы занятости с учреждениями медико-социальной экспертизы и органами социальной защиты населения с целью реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида в части профессиональной реабилитации инвалида;
  • информирование населения о реализуемых мерах по содействию трудоустройству инвалидов.

Мероприятия по обеспечению трудовой занятости инвалидов в Москве

Региональная программа разрабатывается на срок не менее 3 лет. Срок реализации программы ежегодно пролонгируется на год или по окончании срока реализации разрабатывается новая региональная программа на следующий срок, не менее 3 лет. Таким образом, решение важной социальной задачи по созданию условий для свободного трудоустройства инвалидов возлагается в первую очередь на регионы. В частности, Закон г. Москвы от 1 октября 2008 г. № 46 «О занятости населения в городе Москве»1 предусматривает следующие формы содействия занятости инвалидов в г. Москве:

  • информирование по вопросам занятости;
  • обеспечение профессионального образования;
  • трудоустройство в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов;
  • создание адаптированных рабочих мест и условий труда для инвалидов.

В числе государственных гарантий содействия занятости инвалидов в г. Москве указываются:

  • городские целевые программы по содействию занятости инвалидов в г. Москве;
  • оказание содействия в реализации проектов коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства, учредителями которых являются инвалиды, общественных объединений по содействию занятости инвалидов в г. Москве в соответствии с законодательством РФ;
  • аккредитация реабилитационных и образовательных учреждений для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, содействующих занятости инвалидов, в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
  • подготовка и повышение квалификации специалистов по профессиональной реабилитации инвалидов в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении г. Москвы, в целях обеспечения интегрированного подхода к трудоустройству, адаптации инвалидов и содействия им в получении достойной работы.
  • Одной из особенностей трудоустройства инвалидов является осуществление социально-трудового патронажа посредством сопровождения инвалидов при найме на работу, адаптации в трудовых коллективах и в процессе трудовой деятельности.
  • Осуществление в установленном порядке контроля за целевым использованием выделенных финансовых средств, связанных с обучением и трудоустройством инвалидов, и др.

Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов и профессиональная реабилитация в г. Москве осуществляются специализированными государственными учреждениями посредством:

  • формирования специализированных регистров получателей государственных услуг, включающих сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей для инвалидов по использованию их труда;
  • подбора заказчиков на выполнение работ, связанных с привлечением труда инвалидов;
  • координации взаимодействия организаций, заинтересованных в трудовой реабилитации инвалидов;
  • создания сети консультативных центров для оказания бесплатных информационно-консультативных услуг инвалидам по их профессиональной ориентации и трудоустройству и работодателям, желающим создать и оборудовать рабочие места для инвалидов;
  • содействия инвалидам в получении профессионального образования, включая организацию создания учебных мест для инвалидов, в том числе для детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • разработки стандартов специально оборудованных рабочих мест и содействия в создании специальных условий на рабочем месте для инвалидов;
  • содействия инвалидам в их трудоустройстве и самозанятости.

Содействие в трудоустройстве инвалидов в 2020 году, в том числе детей и молодежи с ограничениями жизнедеятельности, способных выполнять отдельные виды работ, в г. Москве осуществляется специализированными государственными учреждениями, обеспечивающими медицинское и психолого-педагогическое сопровождение, учебно-производственный процесс и трудоустройство указанных лиц. Социально-трудовая адаптация указанных лиц осуществляется на основе анализа потребностей г. Москвы в работниках с профессиональными навыками в определенных видах экономической деятельности и включает в себя следующие этапы:

  • выявление склонности граждан к определенному виду экономической деятельности путем ознакомления с технологическими процессами;
  • приобретение гражданами профессиональных навыков самостоятельного выполнения на адаптированном рабочем месте определенной операции или определенного технологического процесса, в том числе подготовка и переподготовка граждан в случае возникновения трудностей при освоении новых технологических операций;
  • трудоустройство в организации, в том числе использующие надомный труд;
  • оказание содействия работодателям при организации специализированных рабочих мест, а также при трудовой реабилитации граждан;
  • социально-трудовой патронаж, осуществляемый временно или постоянно специалистами специализированного государственного учреждения путем сопровождения граждан при их трудоустройстве и реабилитации на рабочем месте.

Органы исполнительной власти г. Москвы оказывают экономическую поддержку организациям, использующим труд инвалидов, путем:

  • предоставления налоговых льгот в соответствии с законодательством РФ и г. Москвы;
  • размещения государственных заказов в порядке, установленном законодательством РФ;
  • выделения финансовых средств на оборудование индивидуальных рабочих мест для инвалидов в порядке, предусмотренном законодательством РФ и г. Москвы.