Кто такой налогоплательщик

Содержание

Пояснение.

Первой и главной обязанностью налогоплательщика является своевременная и полная уплата налога. Среди остальных следующие:

1) Обязанность вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая ил сохранность не менее пяти лет.

2) Обязанность представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.

3) Обязанность вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов.

4) Обязанность в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта.

5) Обязанность сообщать налоговым органам в десятидневный срок о принятом решении по ликвидации (реорганизации) юридического лица.

Права налогоплательщика не так многочисленны, как его обязанности. Законодательством предусмотрены следующие их виды.

1) Право пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательными актами.Вопрос о том, является ли применение льготы правом налогоплательщика, рассматривался в гл. 8 (Порядок исчисления налога). В том случае, когда льгота действительно является правом налогоплательщика, необходимо учитывать установленный порядок ее применения. Помимо этого, поскольку налог исчисляется за определенный период, то использовать данное право либо отказаться от него можно также в рамках налогового периода.

2) Право представлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам является производным от первого. Вместе с тем оно носит самостоятельный характер, поскольку налоговые органы не имеют права отказать налогоплательщику 8 предъявлении указанных документов.

3) Право знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами, является гарантией права на защиту, поскольку квалифицированное обжалование решений налоговых органов возможно только после ознакомления с выявленными в ходе проверки нарушениями.

4) Право представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок позволяет на ранней стадии разрешить спорные вопросы, не доводя дела до административного или судебного обжалования.

5) Право в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц является основной гарантией защиты прав налогоплательщика. Законодательство устанавливает и другие права налогоплательщиков, например право физического лица в месячный срок после подачи в налоговый орган декларации о доходе уточнить данные, заявленные им в этой декларации.

A) требовать соблюдения и сохранения налоговой тайны — права.

Б) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах — обязанности.

B) получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах — права.

Г) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки — права.

Д) уплачивать законно установленные налоги — обязанности.

Права и обязанности налогоплательщиков

Налог – это обязательный платеж, взимаемый с граждан в пользу государства.

Налоги – главная статья доходов государства. Исходя из полученной суммы правительство готовит проект бюджета, который утверждает Государственная дума. На деньги налогоплательщиков в стране строятся новые дороги, открываются новые школы и больницы, существуют государственные музеи и другие учреждения. Именно поэтому гражданам важно осознавать свою ответственность за уплату налогов, и не случайно в Конституции России плата налогов отмечена как обязанность гражданина.

Налоги выполняют следующие функции:

— фискальную (накопление денег в казне государства)

— распределительную (перераспределение доходов между разными слоями населения)

— регулирующую (с помощью налогов возможно влиять на рост экономики, к примеру)

Налоги бывают местные, региональные (платятся в «кошелек» субъекта федерации, например, в «кошелек» Краснодарского края или Ростовской области) и федеральные (платятся в общероссийский «кошелек»).

Еще налоги бывают прямые и косвенные. Прямыми налогами облагается доход или собственность гражданина. Примеры: налог на прибыль (у бизнесменов), подоходный (у наемных рабочих), налог на землю, на транспортное средство, на квартиру.

Косвенные налоги, как привило, входят в цену товара или услуги. Примеры: акцизы, НДС, налог с продаж, пошлины.

(Подробнее о налогах с экономической точки зрения читайте в нашей статье «Налоги»)

Какие права и обязанности имеют налогоплательщики?

Права и обязанности налогоплательщиков изложены в Налоговом кодексе РФ в статье 21 и 23.

Основные права налогоплательщиков (кратко) следующие:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах

2) получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах

3) использовать налоговые льготы

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

7) представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки, решений налоговых органов, налоговых уведомлений и требований об уплате налогов

10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов

12) обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки

Основные обязанности налогоплательщиков (кратко):

1) уплачивать законно установленные налоги

2) встать на учет в налоговых органах

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения

4) представлять налоговые декларации

5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций

6) представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

10) налогоплательщики — физические лица по налогам обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Что следует выучить по теме, чтобы сдать ЕГЭ?

В заданиях ЕГЭ встречается требование написать только три права или обязанности налогоплательщиков. Кроме того, существует план по теме «Права и обязанности налогоплательщиков». Следовательно, необходимо не просто знать, но хорошо запомнить, как минимум, три права налогоплательщика и три обязанности налогоплательщика. Самые легкие и одновременно важные следующие права и обязанности.

Три права налогоплательщиков:

1) получать бесплатную информацию о действующих налогах и сборах

2) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов

3) на соблюдение и сохранение налоговой тайны

Три обязанности налогоплательщиков:

1) уплачивать законно установленные налоги

2) встать на учет в налоговых органах

3) представлять налоговые декларации

Виды налогоплательщиков

Актуально на: 21 марта 2017 г.

Основные виды налогоплательщиков в РФ – это юридические лица и физические лица, на которых возложена обязанность по уплате налогов за счет собственных средств в соответствии с налоговым законодательством (ст. 19 НК РФ). При этом налогоплательщики-организации делятся на российские и иностранные, а физические лица – на имеющих статус индивидуального предпринимателя и не имеющих его. Это, пожалуй, основная классификация налогоплательщиков.

В отдельные категории налогоплательщиков можно выделить предприятия, ведущие определенные виды деятельности. К примеру, те, кто работает в сфере добычи полезных ископаемых, или в сфере игорного бизнеса. Поскольку они обязаны уплачивать специфические налоги – соответственно, НДПИ и налог на игорный бизнес.

В отдельный вид налогоплательщиков также можно выделить тех, кто вправе применять налоговую льготу по тому или иному налогу (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Налогоплательщики: понятие, виды, права и обязанности

Разобравшись с понятием налогоплательщика и видами, перейдем к его правам и обязанностям.

Налогоплательщики, плательщики сборов и взносов имеют право (п. 1,3 ст. 21 НК РФ):

  • получать в своей ИФНС по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, а также получать бланки налоговой отчетности и разъяснения по их заполнению;
  • получать разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах от Минфина РФ, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований;
  • применять налоговые льготы при наличии на то оснований;
  • получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  • на проведение сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, совместной с налоговиками, а также на получение акта сверки;
  • представлять свои интересы лично или через представителя;
  • представлять контролирующим органам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
  • присутствовать при проведении выездной проверки;
  • получать копии акта налоговой проверки, решений налоговиков, а также налоговые уведомления, требования об уплате налогов;
  • требовать от должностных лиц контролирующих органов соблюдения налогового законодательства;
  • не выполнять неправомерные акты и требования контролирующих органов, не соответствующие законодательству;
  • обжаловать акты контролирующих органов и действия / бездействие их должностных лиц;
  • на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
  • на возмещение убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями / бездействием их должностных лиц;
  • на участие в рассмотрение материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов.

Также НК РФ устанавливает и иные права налогоплательщиков.

Теперь о том, что обязаны делать налогоплательщики (п. 1 ст. 23 НК РФ):

  • уплачивать налоги;
  • встать на учет в налоговых органах, если НК РФ того требует;
  • вести учет доходов (расходов) и объектов налогообложения, если НК РФ того требует;
  • сдавать в ИФНС по месту учета налоговую отчетность;
  • представлять в налоговые органы и их должностным лицам в определенных случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • выполнять законные требования налоговиков об устранении нарушений налогового законодательства, не препятствовать законной деятельности налоговиков при исполнении ими служебных обязанностей;
  • хранить данные бухгалтерского и налогового учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов в течение 4 лет;
  • нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Также организации должны представлять в свою ИФНС годовую бухотчетность после окончания отчетного года (за некоторым исключением), а ИП, нотариусы и адвокаты по запросу налоговиков должны представлять книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Кроме того, все организации и ИП должны сообщать в налоговую по месту учета (п. 2 ст. 23 НК РФ):

  • о своем участии в российских организациях (кроме участия в хозяйственных товариществах и ООО), если доля прямого участия превышает 10%;
  • обо всех обособленных подразделениях организации, созданных на территории РФ (кроме филиалов и представительств), об изменениях в сведениях о них, а также о подразделениях, через которые прекращается деятельность организации.

Другие обязанности налогоплательщиков, а также плательщиков сборов и страховых взносов также установлены НК РФ.

Чего нельзя делать налогоплательщикам: выводы Верховного и Конституционного судов, сделанные в первом полугодии 2016 года

1. Нельзя отказать инспекторам в предоставлении рабочей силы и техники для проведения инвентаризации

Если в ходе проверки инспекторы назначат инвентаризацию, налогоплательщик обязан создать условия для ее проведения. В частности, он должен обеспечить ревизоров рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов. Кроме того, налогоплательщику нужно снабдить сотрудников ИФНС технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, а также мерной тарой. Это следует из пункта 2.7 положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (утв. приказом Минфина России и МНС России от 10.03.99 № 20н/ГБ-3-04/39).

Компания из Санкт-Петербурга подала иск о признании данного положения недействительным. В исковом заявлении говорилось, что для исполнения вышеуказанной обязанности налогоплательщик вынужден покупать измерительное оборудование, весы и тару. Плюс к этому он должен платить зарплату сотрудникам, которые помогают инспекторам проводить инвентаризацию. Такое положение дел приводит к дополнительным материальным затратам, что нарушает права налогоплательщика.

Однако Верховный суд не поддержал организацию. Судьи подчеркнули, что инвентаризация проводится не только в рамках налоговой проверки. Налогоплательщики обязаны сами инвентаризировать свое имущество и обязательства в соответствии с Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Значит, к началу проверки компания должна располагать оборудованием и рабочей силой, необходимой для инвентаризации. По этой причине данные расходы нельзя расценить ка дополнительные (апелляционное определение ВС РФ от 25.02.16 № АПЛ16-25).

2. Нельзя воспользоваться освобождением от НДФЛ в отношении суммы, заплаченной работодателем за проезд работника, если поездка носила личный характер

Подпункт 3 статьи 217 НК РФ содержит следующее правило: все виды компенсаций, установленных законом, освобождаются от налога на доходы физических лиц. Существуют сомнения относительно того, можно ли применять данную норму к стоимости проезда работника, оплаченной из средств работодателя. Налогоплательщики полагают, что можно, если гарантия бесплатного проезда сотрудника закреплена коллективным договором или отраслевым соглашением. Причем, освобождение от НДФЛ действует для всех без исключения поездок, в том числе совершенных в личных целях.

Налоговики, напротив, утверждают, что возмещение стоимости билета при личной поездке облагается НДФЛ. Инспекторы ссылаются на статью 164 Трудового кодекса, где дано понятие компенсации. Из нее следует, что компенсация — это элемент трудовых отношений, а путешествие по личной надобности лежит за рамками таких отношений. Поэтому освобождение от налога на него не распространяется.

В марте этого года Верховный суд поставил точку в этом споре. Судьи признали: раз бесплатный проезд, совершенный в личных целях, не связан с исполнением трудовых обязанностей, работник обязан заплатить НДФЛ (определение ВС РФ от 21.03.16 № 8-КГ15-34).

3. Кредитору нельзя отказаться от формирования курсовых разниц, если кредит выдан в валюте

По общему правилу, если российская организация выдала заем в валюте, то учитывать его нужно в этой же валюте. В налоговом учете необходимо формировать курсовые разницы на последнее число каждого месяца вплоть до полного погашения. Плюс к этому курсовую разницу полагается формировать в момент погашения, как полного, так и частичного (п. 8 ст. 271 НК РФ и п. 10 ст. 272 НК РФ). Положительные курсовые разницы включаются в облагаемые доходы, а отрицательные относятся к расходам (подп. 11 ст. 250 НК РФ и подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Возникает вопрос: действует ли данное правило в ситуации, когда по условиям договора заемщик вправе выбирать, погасить кредит в валюте или в рублях. На первый взгляд может показаться, что не действует: ведь изменение валюты расчетов изменяет, по сути, и само обязательство. Таким образом, из-за возможности возврата кредита в рублях первоначальное «валютное» обязательство меняется на новое «рублевое» обязательство, а оно не требует формирования курсовых разниц.

Но Верховный суд пришел к выводу, что подобные рассуждения ошибочны. На самом деле замена обязательства с «валютного» на «рублевое» происходит не сразу, а только в момент, когда заем погашен в рублях. До этого необходимо вести учет кредита в валюте и создавать курсовые разницы (определение ВС РФ от 25.03.16 № 308-КГ16-991).

4. Коммерческой организации нельзя применить пониженную ставку земельного налога в отношении участка, предназначенного для дачного хозяйства

По закону ставка земельного налога не может превышать 0,3% в отношении участков, приобретенных или предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. Это закреплено в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ. На практике случается, что подобные участки покупают коммерческие организации и используют для извлечения прибыли. К сожалению, нет полной ясности, могут ли такие компании применять пониженную ставку 0,3%, либо на них данная льгота не распространяется.

С точки зрения налогоплательщиков, при решении вопроса о праве на льготу нужно ориентироваться на целевое назначение участка. Информация о нем содержится в государственном кадастре. И если участок имеет сельскохозяйственное назначение с видом разрешенного использования «для дачного строительства», то владелец может применять пониженную ставку. При этом не имеет значения, является владелец коммерческой или некоммерческой организацией, и не важно, с какой целью он использует землю.

Но налоговики считают иначе. По их мнению, ключевым моментом является понятие «дачное хозяйство». Согласно Федеральному закону от 15.04.98 № 66-ФЗ дачным хозяйством признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее участникам в решении задач ведения садоводства и огородничества. Отсюда следует, что льготную ставку, установленную для земель дачного хозяйства, могут применять только некоммерческие организации.

Одна подмосковная компания, купившая у дачника землю и развернувшая на ней производственную деятельность, отстояла право на пониженную ставку в трех инстанциях. Но Верховный суд встал на сторону инспекторов и признал, что коммерческая организация обязана платить земельный налог на общих основаниях (определение ВС РФ от 29.02.16 № 305-КГ15-13502).

Другие неблагоприятные для налогоплательщиков выводы, сделанные ВС РФ и КС РФ в первой половине 2016 года

Выводы судей

Реквизиты судебного решения

ИФНС вправе применить санкцию по результатам выездной проверки, даже если этот же период ранее был проверен в рамках «камералки», и суд подтвердил, что нарушения отсутствуют

определение КС РФ от 10.03.16 № 571-О

Оштрафовать за представление недостоверных сведений о контролируемой сделке может не только ФНС России, но и территориальная налоговая инспекция

определение ВС РФ от 17.05.16 № 305-КГ16-3837

Банк обязан списать со счета клиента налоги, взысканные ИФНС, даже если расходные операции по данному счету приостановлены

определение ВС РФ от 21.03.16 № 307-КГ16-960

Банк обязан выдать налоговикам выписку со счета клиента, даже если проверка проводится в отношении не самого клиента, а его контрагента

определение ВС РФ 25.04.16 № 305-КГ16-3065

1. В налоговом праве присутствует большая группа обязанных лиц, несущих те или обязанности в сфере налогообложения. По отношению к главным субъектам налоговых отношений — налоговым органам и налогоплательщикам — они являются как бы «третьими» лицами, которые способствуют или обеспечивают надлежащее исполнение обязанностей и реализацию прав налогоплательщиков и уполномоченных органов, поэтому по отношению к ним применимо понятие «лица, способствующие уплате налога». Налоговые обязанности лиц, способствующих уплате налога, возникают в связи с возможностью удержать налоги с выплачиваемых доходов, получением сумм налогов, владением информацией, необходимой для исчисления и уплаты налогов, и т. д.

2. Наиболее значимыми из лиц, способствующих уплате налога, являются банки и иные кредитные организации. Исполняя поручение клиента на перечисление налогов в бюджет или во внебюджетный фонд, банк выступает одновременно как сторона по договору банковского счета и как участник налоговых отношений посредник — проводник между налогоплательщиком и бюджетом. Именно в рамках отношений банк — государство первый выступает в качестве субъекта налогового права и необходимого звена в цепочке налогового производства.

В связи с их участием в налоговых отношениях законодательство устанавливает многочисленные обязанности банков и иных кредитных организаций.

Главной обязанностью банков и иных кредитных организаций является своевременное исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет или внебюджетный фонд. Плата за обслуживание юридических и физических лиц по таким операциям не взимается. Очередность исполнения платежных поручений налогоплательщиков устанавливается в соответствии со ст. 855 Гражданского кодекса РФ. Использование не перечисленных сумм налогов в качестве кре-дитнь1Х ресурсов запрещено.

В том случае, когда налог не поступил в бюджет в результате нарушений, допущенных банком, обслуживающим налогоплательщика (в частности, вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения платежного поручения налогоплательщика), ответственность за задержку перечисления налога несет банк в соответствии со ст. 15 Закона об основах налоговой системы и подл. «з» п. 12 Положения о федеральном казначействе Российской Федерации (утверждено Постановлением Совета министров РФ от 27 августа 1993 г. № 864′)

Банки и иные кредитные организации как посредники несут и другие обязанности, в частности они должны:

— исполнять инкассовое поручение, выставленное уполномоченным на то органом;

— контролировать правильность заполнения платежных документов (в части указания на счета-фактуры);

— открывать счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе или уведомление налогового органа о намерении налогоплательщика открыть в банке соответствующие счета или при получении подтверждения от налогового органа;

— немедленно информировать налоговые органы об открытии налогоплательщику счетов; — производить операции по снятию (перечислению) денежных средств со счета только после получения от налогового органа подтверждения о получении извещения об открытии счета;

— осуществлять проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью и сообщать о результатах проверок налоговым органам; — другие обязанности.

3. Банки и кредитные учреждения необходимо рассматривать как источники информации для налоговых органов. В соответствии со ст. 15 Закона об основах налоговой системы банки и кредитные учреждения обязаны предоставлять соответствующим налоговым органам данные о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков — клиентов этих учреждений — за истекший финансовый год в порядке, установленном Министерством финансов РФ. Данный порядок был утвержден письмом Министерства финансов РФ от 17 января 1994 г. № У.

Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения»^ обязал банки и иные кредитные организации в трехдневный срок предоставлять по запросам соответствующих налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции сведения об операциях предприятий, являющихся их клиентами, необходимые для контроля за полнотой и правильностью уплаты налогов и иных обязательных платежей этими предприятиями.

Пунктом 8 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей»^ была установлена обязанность банков и иных кредит-ных организаций сообщать налоговым органам о совершении физическими лицами (включая нерезидентов) операций на сумму, эквивалентную 10 тыс. долл. США и выше. Законодательством установлены и другие случаи, в которых банки и другие кредитные организации обязаны информировать налоговые органы.

4. Банки могут участвовать также в проведении «налоговых» взаимозачетов, порядок проведения которых предусмотрен Временным порядком проведения денежных зачетов по доходам и расходам федерального бюджета на 1996 год^.

1. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993. № 35. Ст. 3320.

2. «Российские вести» от 15 февраля 1994 г.

3. «Российская газета» от 22 августа 1996 г.

4. «Российская газета» от 24 мая 1994 г.

5. «Экономика и жизнь», 1996. № 42.

Налоговые агенты и сборщики налогов

В юридической литературе, а также в ведомственных документах налоговых органов часто используются такие понятия, как «сборщик налогов» и «налоговый агент». В то же время законодательного определения данных понятий не существует.

По мнению С. Пепеляева, отличие сборщика налогов от налогового агента состоит в том, что на налоговом агенте лежит обязанность рассчитать, удержать и перечислить налог в бюджет, а сборщик налогов, помимо этого, обязан требовать внесения сумм налога в свою кассу.

Понятие налогового агента широко используется по отношению к российским юридическим лицам, удерживающим налог на доходы иностранного юридического лица. В проекте общей части Налогового кодекса РФ^ также предлагается использовать понятие налоговый агент, а не сборщик налогов.

В то же время раньше под налоговым агентом понималось должностное лицо налоговой инспекции, которое осуществляло прием налоговых и страховых платежей от сельскохозяйственного населения. Первоначально налоговый агент производил также учет плательщиков и объектов налогообложения, исчислял платежи, учитывал их поступление, вручал гражданам платежные извещения. С 1 марта 1956 года штат налоговых агентов упразднен.

В п. 9 приложения к письму Госналогслужбы РФ от 5 марта 1994 г. № BГ-6-^4/72» разъясняется, что предприятия, учреждения, организации, на которые в соответствии с законодательством возложена обязанность удерживать суммы налогов с налогоплательщиков и перечислять их в бюджет, являются сборщиками налогов.

Таким образом, используемые в настоящее время понятия «налоговый агент» и «сборщик налогов» — это тождественные понятия, обозначающие фактически одних и тех же лиц — предприятия, учреждения, организации, на которые в соответствии с законодательством возложена обязанность удерживать суммы налогов с налогоплательщиков и перечислять их в бюджет.

По нашему мнению, в настоящий момент при терминологическом определении данных субъектов предпочтение следует отдать термину «сборщик налогов». К сборщикам налогов относятся:

1) предприятия (учреждения, организации), удерживающие и перечисляющие в бюджет налог с доходов, выплачиваемых физическим лицам;

2) предприятия (учреждения, организации), удерживающие и перечисляющие в бюджет налоги с доходов от акций, облигаций и иных ценных бумаг, принадлежащих предприятию, от долевого участия в других предприятиях;

3) предприятия (учреждения, организации), удерживающие и перечисляющие в бюджет налоги с доходов, получаемых иностранными юридическими лицами от источников в Российской Федерации;

4) предприятия (учреждения, организации), удерживающие и перечисляющие в бюджет НДС с вознаграждений, перечисляемых иностранным юридическим лицам, не состоящим на налоговом учете в Российской Федерации.

Все указанные лица являются источниками выплат, т. е. лицами, фактически выплачивающими доход другому лицу. От источников выплат необходимо отличать источники доходов. Источники доходов — это деятельность (выполнение работ, оказание услуг, ведение предпринимательской деятельности) или активы, приносящие доход.

Обязанности сборщиков налогов установлены в ст. 15 Закона об основах налоговой системы, а также в отдельных налоговых законах, например, ст. 9, 20, 21 Закона о подоходном налоге, п. Зет. 9 и п. 3. ст. 10 Закона о налоге на прибыль, п. 5 ст. 7 Закона о налоге на добавленную стоимость. Общей обязанностью сборщиков налогов является обязанность предоставлять в налоговый орган отчет о суммах начисленных доходов и суммах удержанных налогов.

Права сборщиков налогов законодательством не закреплены, однако фактически их права приравнены к правам налогоплательщиков.

Особое значение понятие «сборщик налогов» приобрело в ходе судебного обжалования финансовых санкций, наложенных на предприятия за неисполнение обязанностей сборщиков налогов (о финансовой ответственности сборщиков налогов см. § 14.14 настоящего пособия).

1. Пепеляев С. Финансово-правовой абонемент «Предпринимательская практика: вопрос—ответ», 1996. Вып. 8.

3. Финансово-кредитный словарь, 2-е изд. стереотип.: в 3 т. М.: Финансы и статистика, 1994. Т. 2. С. II.

4. Содержится в компьютерных базах данных.

Прочие лица

1. Процессуальными кодексами. Основами законодатель-ства Российской Федерации о нотариате, а также другими нормативными актами на суды и арбитражные суды, государственных нотариусов, органы исполнительной власти, осуществляющие нотариальные действия, ЗАГС возложена обязанность по взиманию государственной пошлины за рассмотрение дел, совершение нотариальных действий, регистрацию и т.д. В то же время данные государственные органы наделены полномочиями по предоставлению отсрочек или рассрочек в уплате государственной пошлины.

В соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 г. «О государственной пошлине»‘ налоговые органы обязаны производить проверки в учреждениях, взимающих государственную

пошлину, правильности исчисления, своевременности и полноты внесения ее в бюджет. Порядок проведения проверок предусмотрен письмом Госналогслужбы РФ от 4 августа 1993 г. № НИ-6-04/255 «О примерной программе проверок по государственной пошлине»^ Как следует из письма Госналогслужбы РФ от 4 августа 1994 г. № ЮБ-6-04/283^ истребование отдельными налоговыми органами от судов конкретных дел противоречит правовым актам, поэтому проверки должны производиться непосредственно в судах, арбитражных судах, у государственных нотариусов, в ЗАГСе, в органах исполнительной власти, осуществляющих нотариальные действия.

2. Нотариусы, занлиающиеся частной практикой, в определенных случаях, предусмотренных законом, не участвуют в приеме государственной пошлины, а выступают лишь как источники информации для налоговых органов. Источниками информации могут являться и государственные нотариусы.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 12 декабря 1991 г. № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения»^ нотариусы, а также должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия, обязаны в пятнадцатидневный срок (с момента выдачи свидетельства или удостоверения договора) направить в налоговый орган по месту их нахождения справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

Основы законодательства о нотариате» и законодательные акты о налогах не обязывают нотариусов предоставлять сведения о суммах сделок (купли-продажи, мены) в налоговые органы. Поэтому все документы, касающиеся выявления доходов других лиц, проверяются должностными лицами налоговых органов у нотариусов в месте ведения их путем выборки необходимых данных. Проверки должны проводиться либо в свободные от приема клиентов часы. либо в комнатах, свободных от приема клиентов.

В ст. 5 Основ законодательства о нотариате предусмотрено, что нотариус обязан выдать по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися на его рассмотрении спорами справки о совершенных нотариальных действиях. Таким образом, нотариусы обязаны выдавать справки о совершенных нотариальных действиях и следователям федеральных органов налоговой полиции по их запросам.

3. Органы Госавтоинспекции, военной автоинспекции, гос-сельхознадзора, министерства и ведомства, а также другие организации, выдающие государственные регистрационные знаки для участия в дорожном движении, при регистрации или перерегистрации, технических осмотрах должны требовать предъявления квитанции (платежного поручения) об уплате налога с владельцев транспортных средств (п. 34 Инструкции Госналогс-лужбы РФ от 15 мая 1995 г. № 30 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды»^). Данные органы и организации контролируют гакже уплату налога на приобретение автотранспортных средств.

4. Государственные органы связи также участвуют в сборе налогов в установленном законом случае. Так, в соответствии со ст. 120 Таможенного кодекса РФ от 18 июня 1993 г.» в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенные платежи уплачиваются государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные суммы на счета таможенных органов Российской Федерации в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом РФ совместно с Министерством связи РФ и Министерством финансов РФ.

5. Торговые предприятия-комиссионеры, осуществляющие продажу имущества в соответствии с Положением о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на их имущество в случае отсутствия денежных средств на счетах в банках (утверждено Государственной налоговой службой РФ, Департаментом налоговой полиции РФ и Министерством финансов РФ 25, 26 мая 1994 г. №№ ВГ-4-08/57н, СА-574, 58 при исполнении трехстороннего договора, заключаемого с налогоплательщиком и федеральным органом налоговой полиции, также являются участниками налоговых отношений.

Хотелось бы отметить, что правовая природа договоров и соглашений с государственными, в том числе и налоговыми, органами в настоящее время достаточно четко не определена. Так, профессор Д. Бах-рах высказал мнение, что налоговые и финансовые соглашения относятся к административным договорам, представляющим собой институт административного права и являющимся разновидностью публично-правового договора». В то же время такого рода договорам присущи некоторые признаки гражданско-правового регулирования договоров: диспозитивность, формально-юридическое равноправие сторон, автономность воли, эквивалентный характер и взаимная ответственность сторон. Подобные договоры могут быть основаны главным образом на нормах гражданского права, например договор с торговым предприятием-комиссионером, или же на нормах налогового права, например соглашения об инвестиционном налоговом кредите. Очевидно, что вопрос о правовой природе таких договоров и соглашений, а также о характере отношений, складывающихся в результате их заключения, требует серьезного и глубокого изучения.

6. Биржи и предприятия обязаны предоставлять налоговым органам данные о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков — клиентов этих учреждений за истекший финансовый год в порядке, установленном Министерством финансов РФ.

7. Обязанности органов государственной статистики установлены в Приказе Государственного комитета по статистике РФ и Госналогслужбы РФ от 22 августа 1996 г. № ВА-3-09/71 «Об информационном взаимодействии органов государственной статистики и налоговых органов»‘».

8. Временной программой мероприятий по сбору информации о налогоплательщиках-организациях, уклоняющихся от постановки на налоговый учет (письмо Госналогслужбы РФ от 17 октября 1995 г. № ВП-6-12/649″), предписано производить сверку имеющейся в Госналогинспекции информации о стоящих на учете налогоплательщиках-организаииях с информацией о них, имеющейся в территориальных органах исполнительной власти и управления: местной администрации, статистики, внебюджетных фондах, органах внутренних дел, органах учета нежилых помещений и предприятий, Бюро технической инвентаризации, органах архитектуры, землеустройства, территориальных органах Главного управления по борьбе с экономической преступностью Министерства внутренних дел РФ, Антимонопольного комитета РФ.

9. Российское налоговое законодательство содержит и другие примеры, когда те или иные субъекты вступают в налоговые отношения, обеспечивая тем самым уплату налога налогоплательщиками. Таким образом, любой гражданин, организация, предприятие и учреждение могут стать участниками налоговых отношений. Их обязанности могут возникнуть на основе права налоговых органов проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также права получать от всех юридических лиц без оплаты данные, необходимые для исчисления налоговых платежей плательщиков.