Корректировка таможенной стоимости товаров

Содержание

Контроль и корректировка таможенной стоимости

Контроль таможенной стоимости

Контроль таможенной стоимости товаров – осуществляемая таможенным органом проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров)

Правовое регулирование: глава 44 ТК ЕАЭС; Глава 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ; Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (указанный документ утрачивает силу с 01.07.2019); Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза».

Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости (ДТС) и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей. ДТС является неотъемлемой частью декларации на товары, заполняется декларантом или представителем.

Обращаем Ваше внимание!
С 01.02.2019 формат и структура ДТС определяются в соответствии с Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.01.2018 № 4 «О структуре и формате декларации таможенной стоимости»

Перечень документов, подтверждающих заявленную стоимость указан по ссылке.
*В определенных случаях Таможенная стоимость товаров заявляется в декларации на товары без заполнения ДТС.

Как проводится контроль?

Таможенный контроль проводится по установленной форме (проверка документов, осмотр, досмотр, таможенная проверка и т.д.) таможенным органом с использованием информации в максимально возможной степени сопоставимой с имеющимися в отношении ввозимых товаров сведениями, включая сведения об условиях и обстоятельствах рассматриваемой сделки, физических характеристиках, качестве и репутации ввозимых товаров, в том числе:

  1. о сделках с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, полученная в том числе с использованием информационных ресурсов таможенных органов;
  2. о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, сведения из ценовых каталогов.

В настоящее время контроль провидится с использованием Системы управления рисками (СУР).

Решение по результатам контроля

В результате контроля уполномоченное должностное лицо выносит решение:

  • о возможности принятия заявленной декларантом таможенной стоимости;
  • о запросе у декларанта дополнительных(ссылка) документов и сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости;
  • о необходимости корректировки таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или о необходимости применения другого метода определения таможенной стоимости.

Каковы признаки недостоверного определения таможенной стоимости товаров?

Нормативное регулирование и судебная практика выделяют основные признаки недостоверности:

  • выявление несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость ввозимых товаров и содержащихся в одном документе, иным сведениям, содержащимся в этом или других документах;
  • выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза, ценой биржевых котировок, аукционов, ценовых каталогов;
  • выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе сырьевых), из которых произведены (состоят) ввозимые товары;
  • наличие взаимосвязи продавца и покупателя ввозимых товаров в сочетании с более низкой ценой ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров;
  • наличие оснований полагать, что структура таможенной стоимости ввозимых товаров не соблюдена (например, к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, не добавлены либо добавлены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров, расходы на страхование и т.п.)

*Полный перечень признаков недостоверности на основе судебной практики подготовлен специалистами «Юнитрейд» и используется при анализе конкретных сделок участников ВЭД.

После выявления вышеуказанных признаков, таможенные органы запрашивают перечень дополнительных документов (бухгалтерских, регистрационных, отгрузочных и т.д.) и сведений, в том числе письменных пояснений. Декларант обязан ответить на указанный запрос!

Как видно из содержания, критерии недостоверности имеют сугубо оценочный характер, и в каждом конкретном случае таможенные органы будут искать любую возможность, чтобы вменить декларанту недостоверность.

Однако, грамотная защитная линия декларанта (порядок, объем и качество представляемых документов) поможет избежать осуществления корректировки таможенной стоимости, привлечения лица к административной ответственности и, как следствие, сократить издержки в связи с уплатой штрафных санкций и задержкой товара.

Что не считается недостоверным декларированием ?

  1. ввозимые товары и ранее ввезенные товары являются идентичными, ввезены в рамках одного внешнеэкономического договора (контракта) при неизменных условиях сделки (в том числе в отношении цены товаров и условий их поставки);
  2. если в отношении ранее ввезенных идентичных товаров таможенная стоимость товаров определена по методу определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), а так же, если подтверждена достоверность и полнота таких сведений;
  3. таможенное декларирование ввозимых товаров осуществляется в регионе деятельности таможни, в регионе деятельности которой осуществлялось таможенное декларирование ранее ввезенных идентичных товаров;
  4. в декларации на товары в отношении ввозимых товаров заявлен такой же регистрационный номер ранее ввезенных идентичных товаров;
  5. срок с даты выпуска ранее ввезенных идентичных товаров до даты регистрации декларации на товары в отношении ввозимых товаров не превышает срока, определяемого СУР (но не более 180 календарных дней).

*Полный перечень признаков, указывающих на отсутствие недостоверности декларирования на основе судебной практики подготовлен специалистами «Юнитрейд» и используется при анализе конкретных сделок участников ВЭД.

Корректировка таможенной стоимости

1.1. Мотивированное обращение декларанта

По мотивированному обращению декларанта, поданному в виде электронного документа или документа на бумажном носителе, с разрешения таможенного органа сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены (дополнены) до выпуска товаров, если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган:

  • не запросил документы и (или) сведения, подтверждающие заявленные сведения в декларации;
  • не уведомил о месте и времени проведения таможенного досмотра;
  • не принял решения о проведении таможенного осмотра;
  • не назначил проведение таможенной экспертизы.

Для внесения изменений используется форма корректировки декларации на товары (КДТ), к которой прикладывается новая ДТС.

Например, декларант обнаружил, что при расчете таможенной стоимости забыл включить расходы на страхование товара при его транспортировке. В этом случае (если проверка таможенным инспектором еще не начата и указанное обстоятельство не выявлено) декларант имеет право подать КДТ и новую ДТС, в которой отразить указанные расходы.

1.2. Решение таможенного органа

В случае если представленные декларантом документы (в том числе дополнительные) не подтверждают достоверность и (или) полноту проверяемых сведений и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенный орган выставляет требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТС, а после выносит решение о внесении изменений в ДТС.

Как правило, после решения о внесении изменений в ДТС возбуждается административное расследование по ч.2 ст.16.2 КоАП РФ (заявление декларантом недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров), либо решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Действия декларанта?
В случае, если инспектор принял решение о корректировке стоимости, у декларанта есть два варианта поведения:

  1. Добровольно провести корректировку (выбрать другой метод определения ТС);
  2. Бездействовать, и тогда таможенный инспектор самостоятельно произведет заполнение необходимых форм.

Понимая, что действие таможенного инспектора по корректировке может быть впоследствии обжаловано в суде, инспектора зачастую пытаются «убедить» декларанта самостоятельно провести корректировку. Если вы планируете отстаивать свою позицию в дальнейшем — не нужно соглашаться добровольно провести заполнение листа КТС.

Действия инспектора после отказа от добровольного внесения изменений ?

Если декларант после вынесения решения о корректировке в установленный срок не определяет таможенную стоимость иным методом, то таможенный инспектор самостоятельно делает это, заполняя специальную форму листа КТС.

После определения таможенной стоимости иным методом, возникает задолженность декларанта по доплате таможенных платежей. Часть этой задолженности инспектор погашает за счет средств депозита, принимая решение о зачете денежного залога. Если средств депозита не хватает, то инспектор выставляет требование на доплату.

Требование на доплату должно быть добровольно исполнено декларантом в установленный срок. Если этого не происходит, то инспектор производит принудительное взыскание (арест счетов, инкассо).

Выпуск товаров под обеспечение

Если таможенная проверка не может быть завершена в срок, допускается выпуск товаров до завершения процедуры проверки при условии, что уплачены таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины в размере, исчисленном в декларации на товары, и предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в установленном размере.

Размер обеспечения определяется таможенным органом в соответствии со ст.65 ТК ЕАЭС, исходя из стоимости товаров и физических характеристик, наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, которые могут быть уплачены в отношении указанного товара.
Обеспечение исполнения обязанности не предоставляется, если:

  1. Декларантом товаров выступает уполномоченный экономический оператор;
  2. Таможенные операции в отношении перемещаемых товаров от имени и по поручению декларанта осуществляет таможенный представитель, несущий солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов;
  3. Декларант одновременно отвечает условиям, установленным п. 6 ч. 3 ст. 55 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ.

2. КТС после выпуска товаров

После принятия формы корректировки таможенной стоимости после выпуска (лист КТС-1), декларант получает от таможни требование на уплату таможенных платежей, которое должно быть добровольно исполнено декларантом, либо наступит принудительное взыскание.

Таможенная стоимость может быть скорректирована и во время проведения камеральных и выездных таможенных проверок.
Причины корректировки стоимости после выпуска?

  1. Основная причина — в момент оформления не были установлены минимальные контрольные цены в отношении рассматриваемого товара. После принятия таких контрольных цен проводится проверка ранее выпущенных товаров — своего рода «акция».
  2. Другой причиной корректировки после выпуска может быть обращение пристального внимания на деятельность конкретного декларанта, как при импорте товаров, так же может проводится корректировка стоимости при экспорте. Это может быть вызвано выявлением каких-либо других нарушений таможенного законодательства в работе декларанта.

Корректировка таможенной стоимости может быть проведена в течение 3-х лет после выпуска товаров.

Специалисты и таможенной практики «Юнитрейд» предлагают полный спектр юридических услуг в области таможенного права, который включает в себя анализ процесса определения таможенной стоимости товаров, подготовку соответствующей аргументации для подтверждения заявленной таможенной стоимости с представлением интересов компании в таможенных органах и судах.

Смотри также:

#ТН ВЭД , #Таможенные проверки , #Таможенный аудит , #Административная ответственность , #Смежные с ВЭД практики

Примеры заполнения графы «В» корректировки декларации на товары (КДТ) в случаях внесения декларантом изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (ДТ)

Общие правила заполнения графы «В» КДТ:

В колонке «Сумма»

графы «В» КДТ указывается сумма, состоящая из уплаченных ранее и уплачиваемого в соответствии с данной КДТ таможенного, иного платежа за все товары, сведения о которых указаны в ДТ.

В колонке «Предыдущая сумма»

графы «В» КДТ указывается:

— общая сумма таможенного, иного платежа, указанная в графе «В» ДТ (если внесение изменений (дополнений) в сведения об уплате (взыскании) таможенных, иных платежей с применением КДТ производится впервые)

— сумма из колонки «Сумма» графы «В» предыдущей КДТ (если внесение изменений (дополнений) в сведения об уплате (взыскании) таможенных, иных платежей производилось ранее).

В колонке «Изменения»

графы «В» КДТ указывается разница величин, указанных в колонке «Сумма» и «Предыдущая сумма» графы «В» КДТ.

Если величина, указанная в колонке «Сумма», меньше величины, указанной в колонке «Предыдущая сумма», в колонке «Изменения» перед полученным значением указывается знак минус «–».

В колонке «Номер и дата платежного поручения»

указываются сведения в соответствии с порядком заполнения графы «В» ДТ, по следующей схеме:

элемент 1 – код вида платежа;

элемент 2 – сумма таможенного и иного платежа, подлежащая доплате или возврату;

элемент 3- цифровой код валюты (643);

элементы 4–6 – не заполняются;

элемент 7 — идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Все элементы разделяются между собой знаком тире «-«, пробелы между элементами не допускаются.

Пример N 1

Если внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, производятся декларантом (таможенным представителем) в целях доплаты таможенных и иных платежей:

а) по виду платежа, ранее заявленному в ДТ.

Гр. В ПОДРОБНОСТИ ПОДСЧЕТА
Вид Сумма Предыдущая сумма Изменения Номер и дата платежного поручения СУ
2010 50 000,00 40 000,00 10 000,00 2010-10 000,00-643-ИНН* Не заполняется
Общая сумма, подлежащая уплате (взысканию) или возврату: 10 000,00

б) по виду платежа, ранее не заявленному в ДТ.

Гр. В ПОДРОБНОСТИ ПОДСЧЕТА
Вид Сумма Предыдущая сумма Изменения Номер и дата платежного поручения СУ
5010 50 000,00 0,00 50 000,00 5010-50 000,00-643-ИНН* Не заполняется
Общая сумма, подлежащая уплате (взысканию) или возврату: 50 000,00

*ИНН декларанта или таможенного представителя.

Пример N 2

Если внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, производятся декларантом (таможенным представителем) в целях возврата таможенных и иных платежей.

Гр. В ПОДРОБНОСТИ ПОДСЧЕТА
Вид Сумма Предыдущая сумма Изменения Номер и дата платежного поручения СУ
5010 20 000,00 20 600,00 — 600.00 5010-600,00-643-ИНН* Не заполняется
Общая сумма, подлежащая уплате (взысканию) или возврату: — 600,00

*ИНН декларанта.

< Ранее

Графа 45а «Код изменений»

Начиная с 01.07.2014 при любом изменении зарегистрированной декларации необходимо заполнять документ КДТ, в том числе и при электронном декларировании таможенного груза. При отправке измененной в таможенной декларации, служебный документ КДТ будет создан автоматически, как разница между предыдущей и текущей декларациями (только измененные графы). Также необходимо указать 8-значный код причины корректировки в гр.45А.
Настройки КДТ и правила ее заполнения изменены в соответствии с Инструкцией (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 289 от 10 декабря 2013 года http://vsbo.vedservice.ru/news/o_vnesenii_izmeneniy_i_ili_dopolneniy_v_svedeniya_ukazannye_v_deklaratsii_na_tovary/).
Графа 45а. «Код изменений».
В графе указывается восьмизначный цифровой код по следующей схеме:
1/2/3/4/5/6/7/8
где:
элемент 1 – этап внесения изменений и (или) дополнений
в сведения, указанные в ДТ:
0 – до выпуска товаров;
1 – после выпуска товаров;
элемент 2 – обстоятельства, послужившие основанием для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ:
0 – обращение декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ;
1 – результаты проверки документов и сведений;
2 – результаты дополнительной проверки;
3 – результаты рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц;
4 – результаты камеральной таможенной проверки;
5 – результаты выездной таможенной проверки;
6 – вступившие в законную силу решения судебных органов государств – членов Таможенного союза;
элемент 3 – изменение и (или) дополнение сведений, указанных в ДТ, в отношении количества (веса) товаров:
0 – изменения и (или) дополнения отсутствуют;
1 – технические ошибки (неверное указание единиц измерения, ошибки в кодированных сведениях и т. д.);
2 – несоответствие фактического количества и (или) веса товаров количеству и (или) весу товаров, указанным в ДТ
и (или) предусмотренным условиями внешнеэкономической сделки, в том числе при одновременном выявлении технических ошибок;
элемент 4 – изменение и (или) дополнение сведений, указанных в ДТ, о стране происхождения товаров и (или) тарифных преференциях:
0 – изменения и (или) дополнения отсутствуют;
1 – выявление недостоверных сведений о стране происхождения товаров;
2 – выявление несоблюдения условий предоставления тарифных преференций;
3 – предоставление тарифных преференций после выпуска товаров по результатам рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц либо на основании вступивших в законную силу решений судебных органов государств – членов Таможенного союза;
4 – восстановление после выпуска товаров тарифных преференций по заявлению декларанта или таможенного представителя о восстановлении тарифных преференций;
элемент 5 – изменение сведений, указанных в ДТ, в отношении классификационного кода товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза:
0 – изменения отсутствуют;
1 – выявление неверной классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза;
элемент 6 – изменение и (или) дополнение сведений, указанных в ДТ, в отношении таможенной стоимости товаров:
0 – изменения и (или) дополнения отсутствуют;
1 – технические ошибки (опечатки, арифметические ошибки, в том числе из-за неправильного применения курса валюты);
2 – ошибки в отношении дополнительных начислений (вычетов), в том числе при одновременном выявлении технических ошибок;
3 – ошибки в выборе метода определения таможенной стоимости и (или) основы для расчета таможенной стоимости товаров, в том числе при одновременном выявлении технических ошибок или ошибок в отношении дополнительных начислений (вычетов);
элемент 7 – изменение и (или) дополнение сведений, указанных в ДТ, в отношении исчисленных (уплаченных) таможенных, иных платежей:
0 – изменения и (или) дополнения отсутствуют;
1 – выявление несоблюдения условий предоставления тарифных льгот (льгот по уплате таможенных пошлин), льгот по уплате налогов, таможенных сборов;
2 – выявление фактов совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных в связи с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, или в нарушение целей, соответствующих условиям предоставления таких льгот;
3 – отказ декларанта от использования льгот по уплате таможенных пошлин, налогов;
4 – уплата ввозных таможенных пошлин, налогов при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), в том числе при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, либо по истечении срока полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, либо в связи с отказом декларанта от полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
5 – уплата таможенных пошлин, налогов, в отношении которых была предоставлена отсрочка (рассрочка) их уплаты;
6 – возникновение иных обстоятельств (событий), при которых наступает срок уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и (или) пеней;
7 – указание после выпуска товаров сведений об использовании плательщиком льгот по уплате таможенных платежей в связи с представлением в таможенный орган документов, являющихся основанием для предоставления таких льгот;
8 – иные изменения и (или) дополнения сведений, указанных в ДТ, об исчисленных (уплаченных) таможенных пошлинах, налогах;
9 – изменение и (или) дополнение сведений, указанных в ДТ, об уплате иных платежей;
элемент 8 – изменение и (или) дополнение иных сведений, указанных в ДТ:
0 – изменения и (или) дополнения отсутствуют;
1 – выявление несоблюдения условий заявленной таможенной процедуры и (или) ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами, а также незавершение действия таможенной процедуры в установленный срок;
2 – продление срока действия таможенной процедуры;
3 – изменение и (или) дополнение сведений, указанных в ДТ,
о предоставленном обеспечении уплаты таможенных пошлин, налогов;
4 – иные основания.
Все элементы указываются через знак разделителя «/», пробелы между элементами не допускаются.
Все вопросы можно направлять на адрес: info@vedservice.ru
Имя Skype: werdnal
Телефон: 8 902 5234573
———————————
Выполняем следующие задачи:
— изготовление и продление ЭЦП: http://vsbo.vedservice.ru/services/izgotovit_ep/.
изготовление 14 дней- 0 руб., на ваш eToken.
изготовление 14 дней- 950 руб., eToken.
изготовление 1 день- 5900 руб., eToken.
изготовление 1 день- 2900 руб., без носителя.
— подключение к системе ЭД (бесплатно).
— установка и техническая поддержка программного обеспечения ЭД (бесплатно).
— удаленная установка ЭЦП и настройка ЭД (бесплатно).

Корректировка таможенной стоимости ввезенных товаров: вычет доначисленного НДС

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 16 октября 2015 г.

Содержание журнала № 21 за 2015 г.Е.О. Калинченко, экономист-бухгалтер

Сумма НДС, которую нужно заплатить на таможне при ввозе товаров, зависит, как известно, от их таможенной стоимости. Она может как совпадать с суммой, причитающейся иностранному поставщику, так и отличаться от нее. Таможенную стоимость товаров определяет и заявляет на таможне декларант — импортер (его таможенный представитель)п. 3 ст. 64 ТК ТС. Таможня вправе как согласиться с этой стоимостью, так и скорректировать еест. 67 ТК ТС. Увеличение таможенной стоимости влечет за собой и доначисление импортного НДС. В этой статье мы разберемся, как принять к вычету налог, доначисленный после выпуска товаров.

Выпуск товара — не помеха для пересмотра его таможенной стоимости

Случается, что таможня подозревает недостоверность заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, но для ее немедленной корректировки (до выпуска товаров) информации у таможни недостаточно. В таком случае проводят дополнительную проверку, в рамках которой декларант должен будет представить запрошенные таможней документы, сведения, поясненияст. 69 ТК ТС; п. 14 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утв. Решением Комиссии ТС от 20.09.2010 № 376 (далее — Порядок контроля таможенной стоимости). Товары же выпустят под обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть начислены в случае корректировки таможенной стоимостип. 5 ст. 88 ТК ТС; пп. 16, 17 Порядка контроля таможенной стоимости. Если декларант не докажет, что правильно ее определил, таможня пересчитает стоимость и, соответственно, доначислит таможенные платежи, включая НДС.

Кроме того, даже если изначально таможня согласилась с заявленной стоимостью товаров, то в течение последующих 3 лет она все равно может (скажем, по результатам камеральной проверки) принять решение о ее корректировкестатьи 66, 99 ТК ТС.

Документы для вычета доначисленного НДС

Основанием для вычета ввозного НДС являются документы, подтверждающие ввоз товаров и уплату налогап. 1 ст. 172 НК РФ. То есть декларация на товары и платежка. А что будет основанием для вычета доначисленного НДС?

В результате проведения корректировки таможенной стоимости на руках у организации окажутся, помимо декларации на товары, которая была оформлена изначальноп. 9 Порядка корректировки таможенной стоимости, утв. Решением Комиссии ТС от 20.09.2010 № 376; пп. 24, 25 Порядка, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289:

  • декларация таможенной стоимости (далее — ДТС), где будет рассчитана скорректированная таможенная стоимость;
  • корректировка декларации на товары (далее — КДТ), где будут, в частности, отражены скорректированная таможенная стоимость, сумма доначисленного НДС и информация об уплате налога.

Данные о доначисленной сумме НДС, которые нужны для заполнения книги покупок, будут в КДТ. Но КДТ (как и ДТС) — это не самостоятельный документ, а неотъемлемая часть декларации на товарып. 2 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утв. Решением Комиссии ТС от 20.09.2010 № 376; п. 2 Инструкции, утв. Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289. А значит, основанием для вычета доначисленного НДС будет все та же декларация на товары. И конечно же, платежка на уплату этого налога.

Когда можно заявить к вычету доначисленный НДС

Таможенный НДС, как известно, принимают к вычету при условии, что ввезенные товары предназначены для облагаемых НДС операций, приняты на учет, налог уплачен и у импортера на руках есть подтверждающие документып. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ. Выходит, доначисленный налог может быть принят к вычету не ранее квартала, в котором будет:

  • cкорректирована таможенная стоимость (оформлены ДТС и КДТ);
  • уплачен НДС, доначисленный по результатам корректировки.

Таким образом, если ввоз товаров и уплата налога при ввозе приходятся на один квартал, а корректировка таможенной стоимости и доплата НДС по ее итогам — уже на другой, то и заявлять к вычету сумму изначально рассчитанного налога и сумму доначисленного НДС нужно будет в разных кварталахПисьмо Минфина от 25.07.2011 № 03-07-08/239.

Для подачи уточненной декларации за прошедший период нет оснований, ведь НДС, доначисленный по итогам корректировки таможенной стоимости, тогда еще не был уплачен.

Справедливо это и для ситуации, когда в счет уплаты доначисленного НДС идут деньги, которые были перечислены таможне еще до корректировки таможенной стоимости. Например, в качестве авансовых платежей или обеспечения уплаты таможенных платежей (залога). Дело в том, что и аванс, и залог сами по себе не рассматриваются как таможенный платеж, пока импортер не сделает соответствующее распоряжение таможне. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов за счет авансов и залога считается исполненнойподп. 4 п. 1 ст. 117 Закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ:

  • <или>с момента зачета — если инициатива исходит от таможни;
  • <или>с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете — если инициатива исходит от импортера.

Как отразить доначисленный НДС в книге покупок

Как мы уже выяснили, основанием для вычета доначисленного НДС будет декларация на товары, оформленная при их ввозе. Именно ее номер и нужно указать в графе 3 книги покупок. А в графе 7 необходимо отразить реквизиты платежки, которой были перечислены таможне деньги, направленные на уплату доначисленного НДСабз. 2 подп. «е», абз. 2 подп. «к» п. 6 Правил ведения книги покупок, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137.

Сложности у импортеров может вызывать заполнение графы 15 книги покупок. В случае импорта товаров здесь, напомним, отражают таможенную стоимость товаров, увеличенную на сумму таможенных пошлин, акцизов и НДС (см. разъяснение О.С. Думинской, советника государственной гражданской службы РФ 2 класса, , 2015, № 18, с. 79). А как быть в случае корректировки таможенной стоимости: заполнять графу 15 только на сумму увеличения таможенной стоимости и суммы доначисления пошлин, акцизов и НДС или же тут нужно отражать полные величины этих показателей после корректировки? Вот какие рекомендации мы получили от специалиста налоговой службы.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ДУМИНСКАЯ Ольга Сергеевна Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

“Полагаю, что в графе 15 книги покупок целесообразно указать полную таможенную стоимость с учетом корректировок, произведенных таможней, увеличенную на сумму таможенных пошлин, акцизов и НДС, рассчитанных исходя из скорректированной таможенной стоимости. А в графе 16 — НДС, уплаченный на таможне в связи с увеличением таможенной стоимости”.

А можно ли поступить иначе — указать в графе 15 разницу между скорректированными и изначальными показателями таможенной стоимости, увеличенной на сумму пошлин, акцизов и НДС? Поскольку правилами ведения книги покупок этот вопрос не урегулирован, то и такой подход возможен.

Напомним, что если графа 15 будет заполнена в рублях, то графа 14 должна оставаться пустой.

Пример. Заполнение книги покупок в случае доначисления НДС в результате корректировки таможенной стоимости после выпуска импортированных товаров

/ условие / ООО «Импортер» 10.06.2015 приняло на учет партию товаров, ввезенную по договору с M-Trading LLC. При ввозе была оформлена декларация на товары № 10210180/100615/0041884.

ООО «Импортер» перечислило на таможню:

В августе таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости. В соответствии с этим решением ООО «Импортер» 20.08.2015 направило таможне ДТС, КДТ и заявление о зачете неизрасходованных сумм, перечисленных п/п № 180 и 181, в счет уплаты доначисленных НДС и таможенной пошлины.

Данные о размере таможенной стоимости и таможенных платежей до и после корректировки приведем в таблице.

/ решение / Вычет доначисленного НДС ООО «Импортер» отразило в августе в книге покупок за III квартал 2015 г., указав:

  • в графе 16 — сумму доначисленного налога — 29 878,20 руб.;
  • графе 15 — базу для расчета НДС (с учетом корректировки таможенной стоимости), увеличенную на сумму налога, — 10 108 824,00 руб. (7 788 000,00 руб. + 778 800,00 руб. + 1 542 024,00 руб.).

КНИГА ПОКУПОК

Покупка за период с 01.07.2015 по 30.09.2015

***

Если вы не согласны с произведенной корректировкой таможенной стоимости, решение таможни вы можете оспорить в суде. Если суд встанет на вашу сторону и признает корректировку и доначисление НДС неправомерными, сумма налога, которую можно принять к вычету, станет меньше. Но подавать уточненку по НДС вам не придется. По мнению Минфина, вы должны будете восстановить ранее правомерно принятый к вычету НДС в квартале вступления в силу решения судаПисьмо Минфина от 08.04.2014 № 03-07-15/15870. О том, как отразить восстановление НДС в книге продаж, читайте в следующем номере.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Внешнеэкономическая деятельность»:

Внешнеэкономическая деятельность – один из самых прибыльных видов предпринимательства. Главный аспект ведения внешнеэкономической деятельности – необходимость таможенного оформления импортируемых товаров. Даже самые мелкие ошибки и неточности при расчёте таможенной стоимости, неверно заполненные документы, несоответствие представленной документации общеустановленным нормам законодательства – всё это может привести к необходимости корректировки таможенной стоимости (КТС), что в свою очередь влечет за собой дополнительные финансовые и временные затраты.

Что такое КТС?

По сути корректировка таможенной стоимости – ничто иное, как перерасчет таможенной стоимости товара, указанной в документах импортером или его таможенным агентом, в случае несогласия таможни с предоставленными данными.

Если задекларированная стоимость товаров, ввозимых в страну, ниже установленной в соответствующих профилях риска (внутренних таможенных документах, в которых указывается страна происхождения товара, соотношение веса нетто и брутто, средняя стоимость за кг и т.д.), таможня вправе потребовать полную расшифровку всех расходов, понесенных декларантом, с документальным их обоснованием:

  • Транспортные и экспедиторские услуги;
  • Комиссионные вознаграждения;
  • Услуги брокеров;
  • Страхование;
  • Лицензирование и т.д.

Несовпадение данных в декларации и представленных документах неизменно приводит к корректировке таможенной стоимости.

Результат КТС – доначисленные налоги и пошлины, срывы сроков поставки, нарушение условий договора с покупателями. Данные обстоятельства не только грозят серьезным потерям в репутации предприятия, но и могут привести к длительным судебным разбирательствам.

Особенности КТС

КТС может быть условной и окончательной:

  • Условная корректировка таможенной стоимости. В случае возникновения необходимости корректировки таможня проводит дополнительные проверки, однако обеспечивает условный выпуск товаров, или выпуск товаров с совершением обеспечительного платежа (эти суммы резервируются на счету таможни). Импортер может согласиться с корректировкой и оплатить указанные суммы, но может и отозвать декларации – в этом случае груз остается в таможне до выяснения обстоятельств. Если впоследствии принимается решение об окончательной КТС, зарезервированные деньги поступают в бюджет, а у декларанта возникает обязанность заплатить пени штрафы, начисленные за период, когда средства находились в резерве.
  • Окончательная корректировка таможенной стоимости. Суммы исчисленных к доплате таможенных платежей сразу списываются со счета декларанта. Таможенники корректируют таможенную стоимость, декларант соглашается с ней. Дополнительные проверки не назначаются, в декларацию вносятся соответствующие изменения, импортер уплачивает таможенные пошлины и в взносы исходя из задекларированной таможенной стоимости.

Практика показывает, что чаще всего импортеры соглашаются с КТС – это позволяет сэкономить время с минимальными материальными и временными затратами.

Методы, применяемые для определения таможенной стоимости

Для расчета ТС товаров организации-импортеры, равно как и таможенные органы, руководствуются международным договором между странами-участницами Таможенного союза. От рассчитанной величины таможенной стоимости напрямую зависит сумма таможенных пошлин и налоговых платежей в бюджет, поэтому представители таможни стараются не допустить ее занижения, четко отслеживая соблюдение норм законодательства в этой сфере.

В настоящее время применяется 6 методов определения таможенной стоимости ввозимых в РФ товаров:

  1. 1. По стоимости сделки с ввозимыми товарами. Учитываются фактически понесенные (или подлежащие уплате) на момент пересечения границы затраты на покупку, транспортировку, страхование, лицензирование товаров и т.д.
  2. 2. По стоимости сделки с идентичными товарами. Суть метода проста: таможенная стоимость товаров, подлежащих оценке, пересчитывается согласно стоимости идентичных товаров, уже прошедших таможенный контроль. Данный метод применим в случае соблюдения ряда условий, относящихся к идентичным товарам:
  • Они были реализованы импортеру для ввоза на территорию России;
  • Они ввезены в страну в одно время с оцениваемыми, либо не ранее, чем за 90 календарных дней до их ввоза;
  • Они были ввезены на тех же условиях и в том же весе, объеме или количестве, что и оцениваемые (в противном случае декларант обязан выполнить определенную корректировку).
  • 3. По стоимости сделки с однородными товарами. Процедура расчета такая же, как и в предыдущем методе, с одной лишь поправкой: однородные товары – товары, которые обладают схожими характеристиками, выполняют схожие функции, производятся из схожих компонентов, но они не идентичны. При необходимости однородные товары могут заменять друг друга.
  • 4. На основе вычитания стоимости. В расчет принимается стоимость схожих (идентичных или однородных) товаров, проданных в первоначальном (не переработанном, не модернизированном) состоянии на территории России самой большой партией. В обязательном порядке из цены вычитаются расходы, относящиеся к внутреннему рынку и не включаемые в таможенную стоимость (транспортировка внутри страны, расходы на сбыт и т.д.).
  • 5. На основе сложения стоимости. Учитываются издержки производства оцениваемых товаров, к ним прибавляются суммы прибыли и расходов на сбыт оцениваемых товаров. Естественно, получить и проверить подобную информацию бывает достаточно сложно, поэтому таможенная стоимость, рассчитанная по этому методу, чаще всего подвергается строгому контролю.
  • 6. Резервный метод. Основывается на экспертных оценках и специальных расчетах, в которых используется цена, по которой оцениваемые товары реализуются на территории России.
  • В случае возникновения необходимости КТС, таможенные органы также регулируются вышеперечисленными методами. Причем выбрать любой из них нельзя – начинать нужно с первого, если он неприменим в данной ситуации, можно прибегнуть ко второму и т.д. Исключение составляют лишь 4 и 5 – их можно менять местами.

    Кто и почему принимает решение о КТС

    В процессе рассмотрения декларации таможенный инспектор может принять расчет предприятия-импортера, а может назначить процедуру КТС.

    Сотрудник таможни назначает процедуру корректировки таможенной стоимости в следующих случаях:

    • Указанные в декларации цены оказываются ниже данных профиля риска;
    • Данные о товаре оказываются фиктивными;
    • Метод для определения таможенной стоимости был выбран некорректно;
    • Появились новые документы, согласно которым стоимость товара меняется или изменяются его характеристики.

    Импортер может инициировать КТС в случаях, когда необходимо внести определенные коррективы в представленные документы.

    Практика показывает, что инициатором проведения КТС, как правило, выступает таможенный орган. Контроль таможенной стоимости проводится следующим образом:

    • Декларант указывает все данные о товаре (страна происхождения, наименование, вес и т.д.), а также рассчитывает его таможенную стоимость;
    • Таможенный инспектор пропускает поданные данные через программу, которая автоматически сравнивает их с данными из соответствующего профиля риска;
    • При необходимости производится полный досмотр товара.

    В целом, порядок декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости определяется рядом законодательных актов, в частности Таможенным кодексом Таможенного союза и решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года № 376 (в редакции от 03 ноября 2015 года) «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров». Все необходимые сверки и расчеты выполняются декларантом самостоятельно (основываясь на указаниях таможенных органов), также импортер обязан предоставить оригиналы всех подтверждающих документов.

    Возникли проблемы с корректировкой таможенной стоимости?
    Не уверены в том, что Вам определили верную КТС?

    Обратитесь к профессионалам EIG, ведь решение проблем ВЭД — это наша работа!

    Получить расчет Задать вопрос

    Или же свяжитесь с нами по телефонам: +7 (423) 205-60-10, +7 (423) 205-60-20

    Либо посредством электронной почты — info@east-import.com

    Порядок корректировки таможенной стоимости

    Процедура КТС проводится в несколько этапов:

    • Подготовка. На данном этапе проводится более глубокая проверка документов на товар, а также контроль самого товара;
    • Далее таможня определяет неточности в декларировании, предоставляет примерный расчет таможенной стоимости и обеспечительного платежа.
    • При необходимости могут быть затребованы дополнительные документы.
    • После проверки таможня выносит окончательное решение о корректировке таможенной стоимости, при этом расшифровка оснований для данной процедуры обязательна.
    • В обязательном порядке осуществляется окончательный расчет таможенных и налоговых платежей, определяются суммы доплаты или возврата.

    Формы КТС могут заполняться как таможенными инспекторами, так и таможенным представителем фирмы – все зависит от того, кто инициирует проверку и корректировку.

    Согласно классификатору признаков корректировки таможенной стоимости, каждому из вариантов КТС присваивается отдельный код.

    Корректировка таможенной стоимости после выпуска товара может быть затребована в течение 3-х лет. В данном случае не нужно вносить обеспечительный платеж, а инициатором проверки может выступать как таможня, так и декларант.

    Сроки выпуска товара, установленные законодательством – 1 день с момента регистрации таможенной декларации. Если идет процедура КТС, то импортеру дается 60 дней на предоставление всех необходимых документов для проверки. После предоставления документации таможне на ее рассмотрение и определение окончательной таможенной стоимости дается 3 дня.

    Какие документы предоставляются при обосновании КТС

    Для максимально точного определения таможенной стоимости ввозимых товаров, таможне потребуются следующие документы:

    • Документально подтвержденные данные о ценах на товар на рынке производителя и на рынке РФ;
    • Всю информацию о товаре: его технические характеристики, свойства, данные от производителя и пр.;
    • Любые платежные документы, которые могут подтвердить предоплату товаров;
    • Прайс-листы поставщика;
    • Договора с транспортными компаниями на доставку товаров;
    • Договора, заключенные с поставщиком продукции;
    • Экспортная декларация страны-изготовителя продукции.

    Чем больше документов организация-импортер сможет представить в таможню, тем выше шанс избежать дополнительных временных и материальных затрат.

    Обжалование корректировки таможенной стоимости

    Несмотря на то, что расчет таможенной стоимости осуществляется непосредственно импортером, таможня внимательно проверяет и сверяет эти данные со своими внутренними документами. Если оказывается, что ТС занижена – проводится процедура корректировки таможенной стоимости.

    Согласно таможенному законодательству, обжалование результатов КТС возможно в судебном порядке в случае несогласия декларанта с решением таможенных органов.

    Документы, необходимые для обжалования таможенного решения в суде:

    • Заявление о признании решения, вынесенного таможенным органом, незаконным. Заявление оформляется по строгим правилам, в нем указываются следующие данные:
    • Полное наименование таможенного органа, которым было принято решение о КТС;
    • Полное название, дата и номер документа (решения), подлежащего обжалованию;
    • Названия всех правовых актов, которым противоречит данное решение;
    • Перечисляются все законные интересы и права организации-импортера, нарушаемые данным решением;
    • В заключение предъявляется требование организации признать данное решение незаконным.
    • Любые документы, подтверждающие понесенные декларантом затраты (чеки, платежные документы, накладные, договора, спецификации и пр.)

    Суд может признать решение таможенных органов незаконными в случае, если КТС производилась на основе данных таможни, носящих исключительно статистический характер и используемых лишь в случае, когда у декларанта отсутствуют определенные документы, подтверждающие фактические затраты.

    На основании решения, вынесенного судом, таможенные органы производят перерасчет ТС и возврат излишне уплаченных декларантом сумм (либо представляют расчет о доплате импортером таможенных платежей).

    Сроки для оспаривания решения таможенных органов в суде – 3 месяца.

    По решению суда таможенные органы могут возместить декларанту все понесенные им расходы на обжалование неправомерного решения (в случае наличия всех подтверждающих документов).

    Можно ли избежать КТС?

    Корректировка таможенной стоимости – достаточно частая процедура, при этом ее проведение не является обязательным.

    Как правило, таможенные органы чаще всего определяют КТС по стоимости сделки с ввозимыми товарами или резервным методом. Несмотря на то, что в законе четко прописано, что методы должны применяться в четкой последовательности, таможня часто пренебрегает данной нормой, используя наиболее удобные и простые способы. Именно резервный метод предполагает минимальные трудовые затраты – достаточно изучить статистические данные и сравнить их с представленными в документах.

    По возможности рекомендуется требовать у таможни соблюдения норм законодательства и использования методов в нужном порядке.

    В случае, если действия таможенных органов полностью правомерны и КТС производилась в соответствии с законодательством, декларант обязан произвести все начисленные пошлинные и налоговые платежи.

    Если рассматривать вариант окончательной КТС, то тут все просто – декларант уплачивает в бюджет пошлины в соответствии с данными, указанными в декларации. Если же имеет место условная КТС, то ситуация несколько усложняется – после расчета и уплаты обеспечительного платежа он попадает на счет таможни, а после проведения проверки и окончательной корректировки переводится в бюджет, при этом за время его нахождения на счете таможенного органа импортеру начисляется пеня, о которой многие организации даже не догадываются. В результате — долг перед бюджетом ежедневно растет, что грозит еще большими затратами и даже запретом на осуществление внешнеэкономической деятельности. Поэтому, при условной КТС, следует проверить и при необходимости уточнить информацию о задолженностях.

    В случае возникновения спорных ситуаций важно вовремя обратиться к опытному специалисту, знакомому с таможенным законодательством и способному разрешить создавшиеся проблемы. В этом Вам может помочь брокерская компания East Import Group — наши специалисты с лёгкостью и в кратчайшие сроки возьмут на себя все вопросы, связанные с таможенным оформлением

    Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше. Для этого ответьте всего на 3 вопроса.

    Связаться с нами