Коммунальные услуги НДС

Содержание

Вопрос, облагаются ли коммунальные услуги НДС, является актуальным для плательщиков и потребителей. Согласно нормативам НК, ЖКХ освобождаются от внесения сбора. При этом появляется вопрос, как уплачивается сбор, если управляющая компания работает на УСН, каким будет сбор при перевыставлении платежей арендатору.

Облагаются ли коммунальные платежи НДС

НДС – один из сборов, которым многие платежи облагаются – к таким относят покупку продуктов, некоторые работы. Сбор имеет значительное влияние на формирование бюджета страны, суть оплаты отражается в названии сбора – плательщик вносит процент с той цены, которая была добавлена продавцом дополнительно к себестоимости.

Согласно существующим законам, взнос рассчитывается и оплачивается производителем, продавцом, а также ИП. Согласно нормам законодательства, квартплата не включает НДС. Однако при ответе на вопрос, нужно ли платить НДС или нет, важно учесть, что
правило применимо, если услуги предоставляются товариществами собственников имущества, управляющими организациями и иными специализированными кооперативами.

Можно сделать вывод, что сбор не перечисляется при предоставлении работ управляющей компанией по той цене, которая соответствует показателям приобретения у компаний коммунального комплекса, поставщиков газа и электроэнергии. Не требуется выплачивать
налог на работы, имеющие связь с поддержанием недвижимости в хорошем состоянии, проведением ремонтных работ.

Если компания, которая предоставляет работы по содержанию помещений, используют упрощенный режим, не вносит НДС, то ей требуется обратиться в соответствующие органы, чтобы указывать тарифы, не включая эту выплату.

Что понимается под коммунальными платежами

В ЖКХ – оплату включаются взносы за содержание жилищной площади, ее ремонт, поддержание в хорошем состоянии. Также оплата включает работы, которые организуются в составленном договоре управления. Также жителям здания требуется вносить плату за воду, газ, отопление, что входит в оплату квартиры.

Есть и другие платежи – за работы, которые представляются не ЖКХ, а сторонними организациями, заключившими соглашение с владельцами недвижимого имущества. К таким услугам относят телевидение, интернет и т.д.

К работам относят, в том числе облагораживание участков возле дома, транспортировку мусора, уборку на придомовой территории, поддержание безопасности дома и пространства возле него, выполнение планового или внепланового ремонта. При расчете учитываются тарифы, установленные региональными органами власти.

НДС при перевыставлении коммунальных платежей арендатору

Популярен вопрос, как рассчитывать НДС на коммунальные услуги, если организация на ОСН сдает в аренду недвижимость, не предназначенную для жилья, при этом по договору организации возмещаются платежи. Чтобы определить возможность принятия к вычету налога на добавленную стоимость, нужно изучить положения НК РФ.

Согласно статье 146 НК РФ, облагаются НДС товары или работы, реализованные в РФ. Согласно статье 39, реализацией товаров или работ признается передача на возмездной основе права собственности на товары. При выполнении операций по продаже плательщики сбора выставляют счета-фактуры.

Так как организация не реализует работы ЖКХ арендатору, по мнению экспертов, выставление счета-фактуры по данной услуге не требуется, и возмещение расходов арендодателя по уплате взносов не будет реализацией. Важно, что сумма возмещения по этим платежам не считается доходом, выручки лицо не имеет от данных операций. Поэтому процедура не облагается взносом.

На практике могут быть оформлены разные варианты арендных отношений. Согласно законам, арендатор должен поддерживать состояние недвижимого имущества, выполнять ремонтные работы, оплачивать содержание помещения. Расходы на услуги ЖКХ являются убытками на обеспечение деятельности арендатора и вносятся за его счет.

Формирование цены на ЖКУ

Вопрос, из чего складывается цена на ЖКУ с НДС, что является базой налогообложения, актуален для населения. В состав платежа ЖКХ включены услуги по содержанию и ремонту помещений, использование таких ресурсов, как вода, газ, электричество, а также
прочие позиции, например, интернет.

Плата за содержание помещений включает уборку во дворе, вывоз мусора, ремонтные работы, в том числе косметические, чистку помещений и т.д. При расчете оплаты чаще всего используются тарифы, установленные органами государственной власти.

В услуги входит подача воды, газа, электрической энергии, тепла, отведения воды. Тарифы представляют собой установленную стоимость за 1 единицу ресурса. Итоговая стоимость зависит от наличия или отсутствия счетчиков. Если учетных приборов нет,
плата за ресурс начисляется согласно нормативам, если они есть, учитывается показатель индивидуального потребления.

Квартплата: система налогообложения в соответствии со структурой

При расчете квартплаты популярен вопрос, облагаются ли НДС коммунальные взносы. Плата за использование жилого помещения включает внесение средств по ремонту здания, проведение капитальных изменений, отдельно происходит взнос по коммунальным платежам.

Согласно законам физические и юридические лица должны своевременно вносить плату за жилье. Для нанимателей и собственников жилья структура оплаты имеет различия. Взнос для нанимателей содержит плату за наем, содержание и ремонт жилого помещения, плату за коммунальные платежи.

Собственники обязаны оплачивать ремонт и содержание помещений, оплату коммунальных услуг, капитальный ремонт. При этом не нужно внесение средств за наем.

Проблема, облагается ли НДС коммунальные платежи, часто встречается. Данный счет включает внесение средств за использование воды, электричества, газа и т.д.
Исполнителем коммунальных услуг может быть юрлицо с любой ОПФ. Расчетный период для внесения средств составляет 1 месяц. Согласно НК, плата освобождается от налогообложения НДС. Реализация ремонтных работ общего имущества освобождается от внесения платежа.

Как выглядит счет-фактура при приобретении электроэнергии по регулируемому тарифу

© Cold Tallday

В письме от 16 марта 2018 г. N 03-03-06/1/16259 Минфин указал, что в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя НДС, в графе 4 счета-фактуры указывается цена (тариф) товара за единицу измерения (при возможности ее указания) с учетом НДС. Это установлено подпунктом 7 пункта 5 статьи 169 НК и правил заполнения счета-фактуры (постановление 1137).

В графе 5 указывается стоимость всего количества (объема) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг) без НДС, в графе 7 – налоговая ставка, в графе 8 – сумма НДС, а в графе 9 – стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с НДС. Ставка применяется 18% или 10%.

Таким образом, в счетах-фактурах, составляемых по электроэнергии, реализуемой по государственным регулируемым ценам, в графе 4 следует указывать тариф электроэнергии за единицу с НДС, в графе 5 – стоимость всего количества поставляемой по счету-фактуре электроэнергии без НДС, в графе 7 – 18%, в графе 8 – сумму НДС, предъявляемую покупателю, в графе 9 – стоимость всего количества поставляемой по счету-фактуре электроэнергии с НДС.

В графе 1 счета-фактуры следует указывать описание поставленной (отгруженной) электроэнергии.

Налогообложение коммунальных услуг в бюджетных организациях и у арендаторов

Опубликовано в журнале «Бухгалтерские вести» №28 от 4 августа 2009 года Возмещение расходов за коммунальные услуги, как бюджетной организации, так и у арендаторов давно фигурирует в числе наиболее часто задаваемых вопросов у налогоплательщиков, на которые до недавнего времени не было однозначных ответов.

Президиум Высшего арбитражного суда РФ подвел итог давним спорам между налогоплательщиками, налоговыми и финансовыми органами о правомерности вычета НДС по коммунальным услугам. Речь идет об известной ситуации, когда арендатор принимает налог к вычету на основании счета-фактуры, выставленного арендодателем.
В данном случае решение Высшего арбитражного суда РФ оказалось в пользу налогоплательщиков (Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 25.02.09 №12664/08).
В Письме Минфина РФ от 24.03.09 №03-03-05/47 рассмотрены особенности налогообложения сумм возмещения расходов за коммунальные услуги бюджетной организации на примере министерства.

НДС по коммунальным услугам у арендаторов

Финансовые и налоговые органы против вычета НДС по коммунальным услугам. Ситуация, рассмотренная Президиумом ВАС РФ, затрагивает интересы налогоплательщиков, арендующих помещения. Ведь им, помимо арендной платы, необходимо возмещать арендодателю расходы на электроэнергию, а также на тепло- и водоснабжение. В большинстве случаев арендаторы не заключают прямых договоров на коммунальное обслуживание с организациями, предоставляющими такие услуги. Поэтому вся первичная документация, включая и счета-фактуры, оформляется на арендодателя, который в свою очередь перевыставляет их арендатору.
В таких условиях Минфин и ФНС РФ категорически против того, чтобы арендатор принимал к вычету НДС за коммунальные услуги по счету-фактуре, полученному от арендодателя (Письма Минфина РФ от 24.03.07 №03-07-15/39, от 27.12.07 №03-03-06/1/895, УФНС РФ по Москве от 21.05.08 №19-11/48675).
Указанная позиция объясняется следующим. Компенсацию стоимости коммунальных услуг арендодатель не может рассматривать как объект обложения НДС, так как в этом случае отсутствует реализация товаров, работ и услуг (п. 1 ст. 146 НК РФ). Следовательно, арендодатель не вправе предъявлять арендатору НДС со стоимости коммунальных услуг. Поэтому и обязанности выставлять счет-фактуру у него нет, так как этот документ оформляется только по факту реализации (п. 3 ст. 168 НК РФ).

Неоднозначная арбитражная практика

Позиция финансовых и налоговых органов в данном вопросе нередко приводила к судебным разбирательствам. И до недавнего времени единой судебной практики по этому вопросу не сформировалось. Были судебные решения как в пользу плательщиков, в которых разрешалось засчитывать НДС по перевыставленному арендодателем счету-фактуре (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.06.08 №ФО4-3601/2008). Там пришли к выводу, что условия для вычета налога, предусмотренные ст. 171 и 172 НК РФ, выполняются. Однако есть и судебные решения в поддержку контролирующих органов (например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.06.08 №А29-4352/2007).
Вследствие неоднозначной арбитражной практики организациям, избегающим судебных разбирательств, приходилось искать иные способы оформления коммунальных услуг в договорах аренды, чтобы без осложнений получить вычет по НДС.

Альтернативные варианты оформления коммунальных услуг

В настоящее время существует два способа относительно «безболезненного» получения вычета НДС со стоимости коммунальных услуг арендованного помещения.
Первый – оформить агентское соглашение. По такому договору арендодатель действует как посредник в интересах арендатора и организует для него водо-, энерго- и теплоснабжение.
Второй – включить коммунальные услуги в сумму арендной платы. В таком варианте арендная плата будет состоять из двух частей: постоянной и переменной. Именно вторая составляющая и будет равна стоимости коммунальных услуг. Правда такой вариант усложнит документооборот, так как придется каждый месяц оформлять дополнительное соглашение к договору и утверждать сумму переменной части. Однако в отношении указанного варианта финансовое ведомство не имеет ничего против, о чем сказано, например, в Письме Минфина РФ от 19.09.06 №03-06-01-04/175.

Реклама

ВАС на стороне арендаторов

После вынесения Постановления Высшего арбитражного суда от 25.02.09 №12664/08 можно рассчитывать на то, что судебная практика изменится в пользу арендаторов. В указанном постановлении ВАС арендатору разрешено принять к вычету входной НДС при наличии счета-фактуры за коммунальные услуги, которые выставил арендодатель. В высшей судебной инстанции полагают, что коммунальные услуги были потреблены именно арендатором. Их оплата осуществлена на основании счетов-фактур, выставленных арендодателем, в которых отдельной строкой выделена сумма НДС.
Суд пришел к выводу, что выставление счетов-фактур на коммунальные услуги арендодателем арендатору не противоречат нормам ни налогового, ни гражданского законодательства. Поэтому арендатор вправе возмещать стоимость коммунальных услуг арендодателю и принимать к вычету соответствующую сумму НДС. Очевидно, что без обеспечения нежилых помещений электроэнергией, водой, теплоэнергией и другими видами коммунального обслуживания организация не смогла бы пользоваться арендуемыми помещениями. Следовательно, коммунальные услуги неразрывно связаны с предоставлением услуг по аренде, а порядок расчетов за них между сторонами договора значения не имеет.

Ведение раздельного учета бюджетными организациями

В Письме Минфина РФ от 24.03.09 №03-03-05/47 отмечено, что бюджетная организация может иметь несколько источников финансирования. Такими источниками являются средства бюджетного финансирования и доходы от коммерческой (приносящей доход) деятельности.
Финансовое ведомство указало на необходимость ведения раздельного учета доходов и расходов в рамках целевого финансирования и средств, полученных от иных источников. Раздельный учет, в значительной степени, ведется для целей налогообложения.
Согласно ст. 321.1 НК РФ «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями» доходы от коммерческой деятельности (например, оказание платных медицинских услуг, передача в аренду помещений и т. п.) признаются доходами организации и являются объектом обложения налогом на прибыль организаций. Налоговая база бюджетных учреждений определяется в виде разницы между полученной суммой дохода от коммерческой деятельности, включая суммы внереализационных доходов, и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением такой деятельности (абзац 3 п. 1 ст. 321.1 НК РФ).

Порядок определения расходов на коммунальные услуги

В пункте 3 ст. 321.1 НК РФ установлен порядок учета расходов по оплате коммунальных услуг и аналогичных затрат, в соответствии с которым отмечено два способа определения расходов, включаемых в налоговую базу для исчисления налога на прибыль.
Первый способ предусматривает случай, когда из средств бюджетного финансирования учреждению разрешено производить расходы по оплате коммунальных услуг. Для целей налогообложения в этом случае расходы уменьшают и доходы от предпринимательской деятельности и средства целевого финансирования. В налоговую базу по налогу на прибыль расходы принимаются в размере пропорционально доходу от предпринимательской деятельности в общей сумме доходов. Согласно п. 3 ст. 321.1 НК РФ для целей налогообложения в общей сумме доходов не учитываются внереализационные доходы, но включаются средства целевого финансирования.
По второму способу, если бюджетными ассигнованиями не предусматривается покрытие расходов на оплату коммунальных услуг за счет бюджетных средств, расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности в полном объеме. Обязательным условием при этом является то, что эксплуатация этих основных средств (в основном это объекты недвижимости) связана с ведением данной предпринимательской деятельности.

Коммунальные услуги и налог на прибыль

Реклама

Известно, что бюджетная организация вправе учитывать коммунальные услуги и иные расходы, связанные с эксплуатацией помещения. Но такие расходы возмещаются ей сторонними организациями, которые находятся на условиях аренды в одном здании с организацией – арендодателем. В Письмах Минфина РФ от 19.11.08 №03-03-05/151, от 29.04.08 №01-СШ/30 рассмотрен вопрос об определении налоговой базы по налогу на прибыль бюджетными учреждениями с доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного им в оперативное управление. В упомянутом Письме Минфина РФ от 24.03.09 №03-03-05/47 отмечено, что для целей налогообложения учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, осуществляется в порядке, установленном главой 25 НК РФ. Доходы определяются согласно ст. 248 – 250 НК РФ на основании данных первичных учетных документов и налогового учета.
В соответствии с п. 4 статьи 250 НК РФ средства, полученные от сдачи в аренду имущества, относятся к внереализационным доходам налогоплательщиков и согласно ст. 321.1 НК РФ подлежат учету бюджетными учреждениями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Эта позиция финансового ведомства нашла поддержку и в арбитражных судах.
В частности ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 14.05.08 №А11-8649/2007-К2-18/468 подтвердил, что положения налогового законодательства не позволяют квалифицировать доходы, полученные бюджетным учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении базы, облагаемой налогом на прибыль. В Определении ВАС России от 10.09.08 №10857/08 указано, что выручка, полученная от сдачи в аренду федерального имущества, не является средством целевого финансирования и учитывается при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль организаций.
Минфином РФ также высказано мнение, что денежные средства, полученные от сторонних организаций в качестве оплаты коммунальных, эксплуатационных и иных аналогичных услуг, должны признаваться доходом бюджетной организации и учитываться в составе внереализационных доходов.

Президиум Высшего арбитражного суда РФ подвел итог давним спорам между налогоплательщиками, налоговыми и финансовыми органами о правомерности вычета НДС по коммунальным услугам. Речь идет об известной ситуации, когда арендатор принимает налог к вычету на основании счета-фактуры, выставленного арендодателем.
В данном случае решение Высшего арбитражного суда РФ оказалось в пользу налогоплательщиков (Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 25.02.09 №12664/08).
В Письме Минфина РФ от 24.03.09 №03-03-05/47 рассмотрены особенности налогообложения сумм возмещения расходов за коммунальные услуги бюджетной организации на примере министерства.

НДС по коммунальным услугам у арендаторов

Финансовые и налоговые органы против вычета НДС по коммунальным услугам. Ситуация, рассмотренная Президиумом ВАС РФ, затрагивает интересы налогоплательщиков, арендующих помещения. Ведь им, помимо арендной платы, необходимо возмещать арендодателю расходы на электроэнергию, а также на тепло- и водоснабжение. В большинстве случаев арендаторы не заключают прямых договоров на коммунальное обслуживание с организациями, предоставляющими такие услуги. Поэтому вся первичная документация, включая и счета-фактуры, оформляется на арендодателя, который в свою очередь перевыставляет их арендатору.
В таких условиях Минфин и ФНС РФ категорически против того, чтобы арендатор принимал к вычету НДС за коммунальные услуги по счету-фактуре, полученному от арендодателя (Письма Минфина РФ от 24.03.07 №03-07-15/39, от 27.12.07 №03-03-06/1/895, УФНС РФ по Москве от 21.05.08 №19-11/48675).
Указанная позиция объясняется следующим. Компенсацию стоимости коммунальных услуг арендодатель не может рассматривать как объект обложения НДС, так как в этом случае отсутствует реализация товаров, работ и услуг (п. 1 ст. 146 НК РФ). Следовательно, арендодатель не вправе предъявлять арендатору НДС со стоимости коммунальных услуг. Поэтому и обязанности выставлять счет-фактуру у него нет, так как этот документ оформляется только по факту реализации (п. 3 ст. 168 НК РФ).

Неоднозначная арбитражная практика

Позиция финансовых и налоговых органов в данном вопросе нередко приводила к судебным разбирательствам. И до недавнего времени единой судебной практики по этому вопросу не сформировалось. Были судебные решения как в пользу плательщиков, в которых разрешалось засчитывать НДС по перевыставленному арендодателем счету-фактуре (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.06.08 №ФО4-3601/2008). Там пришли к выводу, что условия для вычета налога, предусмотренные ст. 171 и 172 НК РФ, выполняются. Однако есть и судебные решения в поддержку контролирующих органов (например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.06.08 №А29-4352/2007).
Вследствие неоднозначной арбитражной практики организациям, избегающим судебных разбирательств, приходилось искать иные способы оформления коммунальных услуг в договорах аренды, чтобы без осложнений получить вычет по НДС.

Альтернативные варианты оформления коммунальных услуг

В настоящее время существует два способа относительно «безболезненного» получения вычета НДС со стоимости коммунальных услуг арендованного помещения.
Первый – оформить агентское соглашение. По такому договору арендодатель действует как посредник в интересах арендатора и организует для него водо-, энерго- и теплоснабжение.
Второй – включить коммунальные услуги в сумму арендной платы. В таком варианте арендная плата будет состоять из двух частей: постоянной и переменной. Именно вторая составляющая и будет равна стоимости коммунальных услуг. Правда такой вариант усложнит документооборот, так как придется каждый месяц оформлять дополнительное соглашение к договору и утверждать сумму переменной части. Однако в отношении указанного варианта финансовое ведомство не имеет ничего против, о чем сказано, например, в Письме Минфина РФ от 19.09.06 №03-06-01-04/175.

ВАС на стороне арендаторов

После вынесения Постановления Высшего арбитражного суда от 25.02.09 №12664/08 можно рассчитывать на то, что судебная практика изменится в пользу арендаторов. В указанном постановлении ВАС арендатору разрешено принять к вычету входной НДС при наличии счета-фактуры за коммунальные услуги, которые выставил арендодатель. В высшей судебной инстанции полагают, что коммунальные услуги были потреблены именно арендатором. Их оплата осуществлена на основании счетов-фактур, выставленных арендодателем, в которых отдельной строкой выделена сумма НДС.
Суд пришел к выводу, что выставление счетов-фактур на коммунальные услуги арендодателем арендатору не противоречат нормам ни налогового, ни гражданского законодательства. Поэтому арендатор вправе возмещать стоимость коммунальных услуг арендодателю и принимать к вычету соответствующую сумму НДС. Очевидно, что без обеспечения нежилых помещений электроэнергией, водой, теплоэнергией и другими видами коммунального обслуживания организация не смогла бы пользоваться арендуемыми помещениями. Следовательно, коммунальные услуги неразрывно связаны с предоставлением услуг по аренде, а порядок расчетов за них между сторонами договора значения не имеет.

Ведение раздельного учета бюджетными организациями

В Письме Минфина РФ от 24.03.09 №03-03-05/47 отмечено, что бюджетная организация может иметь несколько источников финансирования. Такими источниками являются средства бюджетного финансирования и доходы от коммерческой (приносящей доход) деятельности.
Финансовое ведомство указало на необходимость ведения раздельного учета доходов и расходов в рамках целевого финансирования и средств, полученных от иных источников. Раздельный учет, в значительной степени, ведется для целей налогообложения.
Согласно ст. 321.1 НК РФ «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями» доходы от коммерческой деятельности (например, оказание платных медицинских услуг, передача в аренду помещений и т. п.) признаются доходами организации и являются объектом обложения налогом на прибыль организаций. Налоговая база бюджетных учреждений определяется в виде разницы между полученной суммой дохода от коммерческой деятельности, включая суммы внереализационных доходов, и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением такой деятельности (абзац 3 п. 1 ст. 321.1 НК РФ).

Порядок определения расходов на коммунальные услуги

В пункте 3 ст. 321.1 НК РФ установлен порядок учета расходов по оплате коммунальных услуг и аналогичных затрат, в соответствии с которым отмечено два способа определения расходов, включаемых в налоговую базу для исчисления налога на прибыль.
Первый способ предусматривает случай, когда из средств бюджетного финансирования учреждению разрешено производить расходы по оплате коммунальных услуг. Для целей налогообложения в этом случае расходы уменьшают и доходы от предпринимательской деятельности и средства целевого финансирования. В налоговую базу по налогу на прибыль расходы принимаются в размере пропорционально доходу от предпринимательской деятельности в общей сумме доходов. Согласно п. 3 ст. 321.1 НК РФ для целей налогообложения в общей сумме доходов не учитываются внереализационные доходы, но включаются средства целевого финансирования.
По второму способу, если бюджетными ассигнованиями не предусматривается покрытие расходов на оплату коммунальных услуг за счет бюджетных средств, расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности в полном объеме. Обязательным условием при этом является то, что эксплуатация этих основных средств (в основном это объекты недвижимости) связана с ведением данной предпринимательской деятельности.

Коммунальные услуги и налог на прибыль

Известно, что бюджетная организация вправе учитывать коммунальные услуги и иные расходы, связанные с эксплуатацией помещения. Но такие расходы возмещаются ей сторонними организациями, которые находятся на условиях аренды в одном здании с организацией – арендодателем. В Письмах Минфина РФ от 19.11.08 №03-03-05/151, от 29.04.08 №01-СШ/30 рассмотрен вопрос об определении налоговой базы по налогу на прибыль бюджетными учреждениями с доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного им в оперативное управление. В упомянутом Письме Минфина РФ от 24.03.09 №03-03-05/47 отмечено, что для целей налогообложения учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, осуществляется в порядке, установленном главой 25 НК РФ. Доходы определяются согласно ст. 248 – 250 НК РФ на основании данных первичных учетных документов и налогового учета.
В соответствии с п. 4 статьи 250 НК РФ средства, полученные от сдачи в аренду имущества, относятся к внереализационным доходам налогоплательщиков и согласно ст. 321.1 НК РФ подлежат учету бюджетными учреждениями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Эта позиция финансового ведомства нашла поддержку и в арбитражных судах.
В частности ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 14.05.08 №А11-8649/2007-К2-18/468 подтвердил, что положения налогового законодательства не позволяют квалифицировать доходы, полученные бюджетным учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении базы, облагаемой налогом на прибыль. В Определении ВАС России от 10.09.08 №10857/08 указано, что выручка, полученная от сдачи в аренду федерального имущества, не является средством целевого финансирования и учитывается при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль организаций.
Минфином РФ также высказано мнение, что денежные средства, полученные от сторонних организаций в качестве оплаты коммунальных, эксплуатационных и иных аналогичных услуг, должны признаваться доходом бюджетной организации и учитываться в составе внереализационных доходов.

Коммунальные услуги и НДС

Бюджетные учреждения являются плательщиками НДС в отношении операций по реализации товаров, работ и услуг. Но в данном случае надо рассматривать арендаторов как посредников. Ведь услуги коммунального характера оказывают не они сами, а снабжающие компании. Поэтому сторонние организации компенсируют своему арендодателю – бюджетной организации коммунальные и эксплуатационные расходы, которые арендодатель должен оплатить по счетам снабжающих компаний.
То есть, в такой ситуации у бюджетной организации нет факта реализации. Следовательно, не возникает как объекта налогообложения по НДС, так и обязанности выставлять счет-фактуру. Такой вывод содержится в рассматриваемом письме Минфина РФ №03-03-05/47. Ранее специалисты финансового ведомства уже говорили об отсутствии объекта налогообложения по НДС у бюджетных организаций в аналогичной ситуации (Письмо Минфина РФ от 06.09.05 №07-05-06/234).
Следует отметить, что данная позиция распространяется на все организации, не зависимо от их организационно-правовой формы или формы собственности организации (Письмо Минфина РФ от 03.03.06 №03-04-15/52).

Бюджетные учреждения являются плательщиками НДС в отношении операций по реализации товаров, работ и услуг. Но в данном случае надо рассматривать арендаторов как посредников. Ведь услуги коммунального характера оказывают не они сами, а снабжающие компании. Поэтому сторонние организации компенсируют своему арендодателю – бюджетной организации коммунальные и эксплуатационные расходы, которые арендодатель должен оплатить по счетам снабжающих компаний.
То есть, в такой ситуации у бюджетной организации нет факта реализации. Следовательно, не возникает как объекта налогообложения по НДС, так и обязанности выставлять счет-фактуру. Такой вывод содержится в рассматриваемом письме Минфина РФ №03-03-05/47. Ранее специалисты финансового ведомства уже говорили об отсутствии объекта налогообложения по НДС у бюджетных организаций в аналогичной ситуации (Письмо Минфина РФ от 06.09.05 №07-05-06/234).
Следует отметить, что данная позиция распространяется на все организации, не зависимо от их организационно-правовой формы или формы собственности организации (Письмо Минфина РФ от 03.03.06 №03-04-15/52).

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Перевыставление коммунальных платежей арендатору: бухучет и налоги

ИА ГАРАНТ
Организация, являясь арендодателем, предоставляет в аренду помещения юридическим лицам. Коммунальные услуги и услуги связи перевыставляются арендатору отдельно (не учитываются в стоимости арендной платы). Как правильно в бухгалтерском и налоговом учете (налог на прибыль, НДС) отразить перевыставление данных услуг?
По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату) (ст. 606, п. 1 ст. 614 ГК РФ). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
При этом ни общие положения ГК РФ об аренде, ни специальные нормы параграфа 4 главы 34 ГК РФ, посвященные аренде зданий и сооружений, не устанавливают, что определенная в договоре аренды плата за пользование арендованным имуществом (арендная плата) по умолчанию включает в себя все расходы, необходимые для содержания арендуемого имущества и пользования им.
Однако закон не регламентирует способы обеспечения арендатора коммунальными услугами и услугами связи. В связи с чем в силу принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ) стороны вправе самостоятельно определить способ реализации обязанности арендатора по оплате коммунальных услуг и услуг связи.
Предоставляемое в аренду офисное помещение на практике, как правило, оснащено средствами связи (телефон, Интернет), которыми имеет возможность пользоваться арендатор.
При этом часто в договор аренды (как и в рассматриваемой ситуации) включается обязанность арендатора возмещать арендодателю понесенные последним расходы на коммунальные услуги и услуги связи по отдельному счету (то есть сверх арендной платы).

Налог на прибыль

Прибыль организации, являющаяся объектом налогообложения, определяется налогоплательщиком исходя из полученных доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов (ст. 247 НК РФ).
В целях исчисления налога на прибыль к доходам относятся доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном ст.ст. 249, 250 НК РФ (п. 1 ст. 248 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных. Доходы, относящиеся к внереализационным, перечислены в ст. 250 НК РФ. Статьей 251 НК РФ установлен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п.п. 1, 2 ст. 252 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации коммунальные услуги и услуги связи потребляются непосредственно арендаторами и их стоимость не формирует арендную плату, поэтому, на наш взгляд, оплата коммунальных услуг и услуг связи арендаторами арендодателю по установленным тарифам носит характер возмещения расходов.
Однако Минфин России и налоговые органы придерживаются противоположной позиции.
Так, в письме УФНС России по г. Москве от 28.06.2006 N 19-11/58877 специалистами налогового органа сделаны следующие выводы:
— суммы, возмещаемые арендатором (по коммунальным услугам, услугам связи), арендодатель учитывает в составе доходов;
— суммы, перечисляемые организациям, оказывающим коммунальные услуги и услуги связи, арендодатель учитывает в составе расходов.
Аналогичная точка зрения и у Минфина России, представленная, правда, в письмах, рассматривающих вопрос учета компенсационных платежей арендаторов в составе доходов организаций, применяющих УСН. Так, в письме от 22.02.2012 N 03-11-06/2/31 на основании того, что поступающие от арендаторов суммы в возмещение стоимости услуг связи, перечисляемые арендодателем на счет оператора связи, ст. 251 НК РФ не предусмотрены, представители Минфина России делают заключение, что указанные суммы должны учитываться арендодателем в составе доходов (смотрите также письма Минфина России от 24.10.2011 N 03-11-06/2/145, от 11.03.2012 N 03-11-11/72, от 17.04.2013 N 03-11-06/2/13101, от 09.08.2013 N 03-11-11/32283, от 16.07.2009 N 03-11-06/2/130, от 10.02.2009 N 03-11-09/42).
Обратимся к судебной практике по рассматриваемому вопросу.
В определении ВАС РФ от 29.01.2008 N 18186/07 судьи констатировали, что суммы возмещения по оплате коммунальных платежей, полученные от арендатора, не являются доходом арендодателя, поскольку в данном случае компенсируют расходы по содержанию и использованию сданного в аренду помещения, а затраты на оплату коммунальных услуг, связанные с эксплуатацией сданного в аренду помещения, не являются расходами собственника, поскольку они не приводят к уменьшению его экономических выгод, так как компенсируются арендатором.
Существуют решения арбитражных судов, содержащие аналогичную позицию судей (постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 N 18АП-2025/2009, ФАС Центрального округа от 10.10.2007 N А36-2553/2006, ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.07.2005 N А33-23362/04-С3-Ф02-3274/05-С1).
Между тем в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 9149/10 судьи указали на необходимость включения в доходы «упрощенца» — арендодателя сумм возмещенных арендатором коммунальных услуг, поскольку данная выплата отсутствует в перечне необлагаемых доходов, приведенном в ст. 251 НК РФ. Однако в рассмотренной судом ситуации оплата коммунальных услуг представляла собой переменную часть арендной платы, установленной договором.
Повторим, по нашему мнению, с учетом того, что в Вашем случае сумма стоимости услуг связи, компенсируемая арендаторами, не является составной частью арендной платы, эта сумма при определении налоговой базы по налогу на прибыль не подлежит включению ни в доходы, ни в расходы арендодателя.
Однако приходится признать, что принятие такого решения организацией может привести к налоговым спорам с ИФНС.
Поэтому, если организация не готова отстаивать свою позицию в судебном порядке, безопаснее учесть суммы, возмещаемые арендаторами в доходах при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Тем более что согласно официальной позиции налоговых органов, если стоимость компенсации коммунальных и иных услуг, полученная от арендатора, учтена арендодателем в составе доходов, то эту же сумму он вправе включить в расходы (письма УФНС России по г. Москве от 26.06.2006 N 20-12/56637 и УФНС России по Московской области от 03.02.2005 N 21-27/28632).

НДС

В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.
При реализации товаров (работ, услуг) продавец выставляет покупателю соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) (п. 3 ст. 168 НК РФ).
По мнению официальных органов, по расходам (коммунальным платежам, услугам связи) в рамках договоров, согласно которым в стоимость услуг по аренде данные расходы не включаются, счета-фактуры арендодателями арендаторам не выставляются, поскольку реализация данных услуг не производится. Соответственно, при получении денежных средств, перечисленных арендатором арендодателю в целях компенсации расходов арендодателя по оплате указанных услуг, объекта обложения налогом на добавленную стоимость не возникает (письма Минфина России от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51, от 24.03.2007 N 03-07-15/39, от 03.03.2006 N 03-04-15/52, письма Федеральной налоговой службы от 29.12.2005 N 03-4-03/2299/28@, от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ (п. 2)).
При этом специалисты Минфина России указывают, что суммы НДС по уплаченным арендатором счетам за потребленные в рамках договора аренды услуги не подлежат возмещению и не учитываются в качестве расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (смотрите, например, письмо Минфина России от 27.12.2007 N 03-03-06/1/895).

Некоторые суды поддерживают позицию Минфина России (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.01.2009 N А10-1581/08-Ф02-6877/2008, от 30.10.2008 N А10-845/08-Ф02-5264,5607/2008, ФАС Центрального округа от 23.10.2008 N А36-1323/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 16.06.2008 N А29-4352/2007).
В то же время более поздние судебные решения представляют противоположное мнение. Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12664/08 указано, что без обеспечения нежилых помещений электроэнергией, водой, теплоэнергией, другими видами коммунального обслуживания арендатор не может реализовать право пользования арендуемыми помещениями, необходимыми ему для осуществления своей деятельности. Следовательно, это обслуживание неразрывно связано с предоставлением услуг по аренде, а порядок расчетов между арендатором (в данном случае — обществом) и арендодателем за названные услуги значения не имеет. Вычет НДС со стоимости коммунальных услуг, компенсируемой арендодателю, является правомерным при соблюдении предусмотренных законодательством о налогах и сборах условий применения налоговых вычетов (смотрите также постановления ФАС Северо-Западного округа от 24.08.2010 N А56-44025/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 28.04.2010 N А45-8185/2009).
Таким образом, учитывая разъяснения официальных органов, а также неустойчивую позицию судебных органов по данному вопросу полагаем, что организация вправе не оформлять счета-фактуры на перевыставляемые арендатору коммунальные услуги и услуги связи и предъявлять по счету (акту) всю сумму компенсации затрат по уплате услуг связи без выделения НДС.

Бухгалтерский учет

Суммы полученной компенсации для целей бухгалтерского учета не являются доходами организации, ведь их поступление не приводит к увеличению экономических выгод (п. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Арендодатель всего лишь является транзитным звеном по переводу денежных средств от арендатора, непосредственного пользователя услуг, их продавцу (оператору связи).
Однако обращаем внимание, что если организация примет решение в налоговом учете включать возмещаемые арендодателем суммы в доходы и расходы, то в бухгалтерском учете, в целях применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (далее — ПБУ 18/02), необходимо будет отражать постоянное налоговое обязательство (ПНО) и постоянный налоговый актив (ПНА).
ПНО и ПНА возникают в результате наличия постоянных разниц между бухгалтерским и налоговым учетом.
Для целей ПБУ 18/02 под постоянными разницами понимаются, в частности, доходы и расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль отчетного периода, но не признаваемые для целей бухгалтерского учета доходами и расходами как отчетного, так и последующих отчетных периодов (п. 4 ПБУ 18/02).
ПНО (ПНА) признается организацией в том отчетном периоде, в котором возникает постоянная разница. ПНО (ПНА) равняется величине, определяемой как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством РФ о налогах и сборах и действующую на отчетную дату (п. 7 ПБУ 18/02).
Заметим, что на основании п. 2 ПБУ 18/02 Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства.
Если Ваша организация применяет ПБУ 18/02, то проводки по отражению в бухгалтерском учете ПНО и ПНА (сумм налога на прибыль, рассчитанных от сумм дохода (расхода), учитываемых в целях налогообложения, но не учитываемых в бухгалтерском учете), будут следующими:
Дебет 60 Кредит 51
— оплачены с НДС коммунальные услуги и услуги связи поставщику;
Дебет 26 Кредит 60
— учтены собственные расходы на коммунальные расходы и услуги связи;
Дебет 19 Кредит 60
— частично принят в зачет НДС;
Дебет 76 Кредит 60
— выставили акты арендаторам (НДС не выделен);
Дебет 51 Кредит 76
— получена оплата от арендаторов.
Дебет 99 Кредит 68
— отражено ПНО;
Дебет 68 Кредит 99
— отражен ПНА.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина
Ответ прошел контроль качества

НДС на коммунальные услуги

Облагается ли оплата жкх ндс – ЖКХ

Обрести гражданство РФ — длительная и непростая процедура. Для ее реализации необходимо собрать огромный пакет документов, в который входят различные справки и официальные решения. Кроме …

Многие жители старых домов пятиэтажек еще в 2017 году начали предварительный осмотр и подготовку к переселению по программе реновации. Какой является программа реновации по переселению …

Многие граждане Российской Федерации проживают в аварийном жилье, которое на протяжении десятков лет не подвергалось ремонту и восстановлению. Государством проводится работа по расселению таких домов, …

В аварийных, ветхих домах проживает значительное количество людей. Это является скорее вынужденной мерой, чем нормой. Так происходит потому, что многие не знают правила законодательства: если …

После распада Советского Союза большое количество русскоговорящих семей, наших соотечественников, осталось жить за рубежом. Чтобы желающие вернуться в Россию люди могли осуществить свое намерение, правительством …

Территория РФ обширна, поэтому некоторые районы заселены гуще других. На Дальнем Востоке плотность населения мала, поэтому государство решило способствовать переселению людей в эту часть страны. …

Когда есть какое-то имущество всегда хочется быть уверенными, что все бумаги оформлены правильно в соответствии с законом. Если вы обладаете всеми правоустанавливающими документами, то сможете …

С недавних пор Россия для привлечения потока граждан в регионы особой важности, проводит программу переселения соотечественников. Немногие знают, что по данной программе полагается получения определенных …

Проведение перепланировки в квартире трудозатратное мероприятие, особенно если квартира расположена в панельном доме. Особенности конструкции таких домов заключаются в том, что большая часть внутренних стен …

При массовом строительстве невозможно найти вариант, который устроил любого будущего собственника этого помещения, причём отныне и навеки. Меняется мода, меняется понимание комфорта, появляется новая бытовая …

Переселение из ветхого и аварийного жилья – необходимая мера, направленная на усовершенствование жилищных условий подданных Российской Федерации. Государством была разработана особая адресная программа, в которой …

Иногда права граждан, проживающих в многоквартирном доме, нарушаются незаконной перепланировкой. Виновники — соседи или родственники. Ответственность по такому случаю возлагается на собственника жилого помещения. Куда …

В жизни нередко возникают ситуации, когда надоедает привычная атмосфера и хочется чего-то новенького. Или так складываются жизненные обстоятельства, что требуется жилье с другим расположением комнат, …

Обитание в жилье, требующем как минимум капитального ремонта от ЖКХ, может стоить жизни собственнику. Большое количество людей обитает в домах, неподходящих для проживания. Подробная информация …

Во время покупки квартиры появляется мысль что помещения нужно будет перепланировать, открыть больше пространства или наоборот — создать дополнительный уютный уголок. Бывает и так, что, …

Перепланировка — часто встречаемое в жизни явление. Нередко выполняя её собственники помещений нарушают действующее законодательство, так как оно запрещает переустройство, произведённое самовольно, или по которому …

Реалии современного мира таковы, что в редких случаях проведение ремонта ограничивается переклейкой обоев и покраской потолков. Множество людей приходит к решению перепланировать помещение для осуществления …

Чтобы значительно ускорить темпы возведения панельных строений использовались готовые элементы. Их изготавливали на домостроительных комбинатах и доставляли на завод в готовом виде. Одним из таких …

Незаконная перепланировка – это нарушение законодательства, которое влечет за собой соответствующее наказание. Чтобы этого избежать, нужно получить разрешение на то, чтобы выполнить изменения в квартире. …

Во времена глобальной приватизации недвижимости, наиболее остро встаёт вопрос можно ли продать квартиру с неузаконенной перепланировкой. Человек заплатил деньги за новое жильё или оформил на …

Длинные очереди в местах оплаты коммунальных услуг знакомы многим, привыкших оплачивать ЖКХ на Почте России или в кассах банков. Такой подход приводит не только к …

Перепланировка балконов — лучший вариант для удовлетворения потребности в нехватке пространства. Чтобы перейти к изменениям конфигурации квартиры, тщательно изучите все нюансы, чтобы избежать проблем с …

Использование жилищно – коммунальных услуг позволяет комфортно себя чувствовать в своей квартире или доме. Однако чтобы получать коммунальные услуги в полном объеме, необходимо их оплачивать …

Многие люди выбирают и покупают квартиры с определенной планировкой. Площадь и удобность расположения комнат, являются основополагающими в выборе жилья. Если другие данные устраивают, а планировка …

Начисление НДС и коммунальные платежи

Величина начислений услуг ЖКХ находится в постоянной динамике. Итоговые суммы в платёжках увеличиваются практически ежемесячно. Потребители, столкнувшись с такой возрастающей финансовой нагрузкой на семейный бюджет, вынуждены искать варианты для уменьшения сумм к оплате.

Ндс и услуги жкх: облагаются ли налогом коммунальные услуги

Вопрос, облагаются ли коммунальные услуги НДС, является актуальным для плательщиков и потребителей. Согласно нормативам НК, ЖКХ освобождаются от внесения сбора. При этом появляется вопрос, как уплачивается сбор, если управляющая компания работает на УСН, каким будет сбор при перевыставлении платежей арендатору.

НДС – один из сборов, которым многие платежи облагаются – к таким относят покупку продуктов, некоторые работы. Сбор имеет значительное влияние на формирование бюджета страны, суть оплаты отражается в названии сбора – плательщик вносит процент с той цены, которая была добавлена продавцом дополнительно к себестоимости.

Согласно существующим законам, взнос рассчитывается и оплачивается производителем, продавцом, а также ИП. Согласно нормам законодательства, квартплата не включает НДС.

Однако при ответе на вопрос, нужно ли платить НДС или нет, важно учесть, что
правило применимо, если услуги предоставляются товариществами собственников имущества, управляющими организациями и иными специализированными кооперативами.

Можно сделать вывод, что сбор не перечисляется при предоставлении работ управляющей компанией по той цене, которая соответствует показателям приобретения у компаний коммунального комплекса, поставщиков газа и электроэнергии. Не требуется выплачивать
налог на работы, имеющие связь с поддержанием недвижимости в хорошем состоянии, проведением ремонтных работ.

Если компания, которая предоставляет работы по содержанию помещений, используют упрощенный режим, не вносит НДС, то ей требуется обратиться в соответствующие органы, чтобы указывать тарифы, не включая эту выплату.

В ЖКХ – оплату включаются взносы за содержание жилищной площади, ее ремонт, поддержание в хорошем состоянии. Также оплата включает работы, которые организуются в составленном договоре управления. Также жителям здания требуется вносить плату за воду, газ, отопление, что входит в оплату квартиры.

Есть и другие платежи – за работы, которые представляются не ЖКХ, а сторонними организациями, заключившими соглашение с владельцами недвижимого имущества. К таким услугам относят телевидение, интернет и т.д.

К работам относят, в том числе облагораживание участков возле дома, транспортировку мусора, уборку на придомовой территории, поддержание безопасности дома и пространства возле него, выполнение планового или внепланового ремонта. При расчете учитываются тарифы, установленные региональными органами власти.

Ндс при перевыставлении коммунальных платежей арендатору

Популярен вопрос, как рассчитывать НДС на коммунальные услуги, если организация на ОСН сдает в аренду недвижимость, не предназначенную для жилья, при этом по договору организации возмещаются платежи. Чтобы определить возможность принятия к вычету налога на добавленную стоимость, нужно изучить положения НК РФ.

Согласно статье 146 НК РФ, облагаются НДС товары или работы, реализованные в РФ. Согласно статье 39, реализацией товаров или работ признается передача на возмездной основе права собственности на товары. При выполнении операций по продаже плательщики сбора выставляют счета-фактуры.

Так как организация не реализует работы ЖКХ арендатору, по мнению экспертов, выставление счета-фактуры по данной услуге не требуется, и возмещение расходов арендодателя по уплате взносов не будет реализацией. Важно, что сумма возмещения по этим платежам не считается доходом, выручки лицо не имеет от данных операций. Поэтому процедура не облагается взносом.

На практике могут быть оформлены разные варианты арендных отношений. Согласно законам, арендатор должен поддерживать состояние недвижимого имущества, выполнять ремонтные работы, оплачивать содержание помещения. Расходы на услуги ЖКХ являются убытками на обеспечение деятельности арендатора и вносятся за его счет.

Вопрос, из чего складывается цена на ЖКУ с НДС, что является базой налогообложения, актуален для населения. В состав платежа ЖКХ включены услуги по содержанию и ремонту помещений, использование таких ресурсов, как вода, газ, электричество, а также
прочие позиции, например, интернет.

Плата за содержание помещений включает уборку во дворе, вывоз мусора, ремонтные работы, в том числе косметические, чистку помещений и т.д. При расчете оплаты чаще всего используются тарифы, установленные органами государственной власти.

В услуги входит подача воды, газа, электрической энергии, тепла, отведения воды. Тарифы представляют собой установленную стоимость за 1 единицу ресурса. Итоговая стоимость зависит от наличия или отсутствия счетчиков. Если учетных приборов нет,
плата за ресурс начисляется согласно нормативам, если они есть, учитывается показатель индивидуального потребления.

Квартплата: система налогообложения в соответствии со структурой

При расчете квартплаты популярен вопрос, облагаются ли НДС коммунальные взносы. Плата за использование жилого помещения включает внесение средств по ремонту здания, проведение капитальных изменений, отдельно происходит взнос по коммунальным платежам.

Согласно законам физические и юридические лица должны своевременно вносить плату за жилье. Для нанимателей и собственников жилья структура оплаты имеет различия. Взнос для нанимателей содержит плату за наем, содержание и ремонт жилого помещения, плату за коммунальные платежи.

Собственники обязаны оплачивать ремонт и содержание помещений, оплату коммунальных услуг, капитальный ремонт. При этом не нужно внесение средств за наем.

Проблема, облагается ли НДС коммунальные платежи, часто встречается. Данный счет включает внесение средств за использование воды, электричества, газа и т.д.

Исполнителем коммунальных услуг может быть юрлицо с любой ОПФ. Расчетный период для внесения средств составляет 1 месяц. Согласно НК, плата освобождается от налогообложения НДС.

Реализация ремонтных работ общего имущества освобождается от внесения платежа.

Ндс и коммунальные платежи

Многих потребителей интересует вопрос, облагаются ли НДС коммунальные платежи. В соответствии с нормами Налогового кодекса, предоставление услуг ЖКХ освобождено от обложения налогом на добавленную стоимость.

Однако все мы оплачиваем тарифы с включенным НДС. Поэтому рассмотрим этот вопрос подробнее.

Поставка коммунальных услуг производится исполнителем, в качестве которого законодательством названы управляющая компания, либо ТСЖ, либо жилищный кооператив.

В соответствии с законом, исполнитель обязан заключить договоры по доставке с потребителями, собственниками квартир, в обязательства которых входит своевременная оплата предоставляемых услуг.

Для того, чтобы выполнить обязанности перед потребителями, исполнитель должен подписать соглашения о закупке необходимых ресурсов (электроэнергии, газа, воды и т.д.

) с организациями коммунального комплекса, ресурсоснабжающими предприятиями.

Важно! У данных поставщиков исполнитель приобретает необходимые ресурсы и обеспечивает их поставку потребителям, выполняя таким образом свои договорные функции по исполнению услуг.

Рассмотрим финансовые потоки участников данной схемы.

  • Потребитель, как сторона договора с исполнителем, обязан произвести оплату.
  • Управляющая компания оплачивает закупку ресурсов у организаций коммунального комплекса, ресурсообладателей. Ситуация выглядит следующим образом. В подпункте 29 п. 3 ст. 149 НК РФ указано, что доход исполнителя от реализации коммунальных услуг не облагается НДС. Необходимым условием является закупка управляющей компанией ресурсов у соответствующих организаций.

Однако реализация этими организациями поставок ресурсов в жилищное хозяйство не освобождена законом от начисления налога на добавленную стоимость.

  • Размеры тарифов устанавливаются государственными органами власти регионов. Исполнитель изменять стоимость приобретенных ресурсов при доставке их потребителям не имеет права. Следуя букве закона, он действительно не производит начисление НДС, а поставляет закупленные ресурсы потребителю по цене, равной стоимости их приобретения у ресурсоснабжающих предприятий, включающей в свой состав указанный налог.

В результате стоимость КУ, которые получает потребитель от исполнителя, включает НДС, оплачиваемые в конечном счете потребителем.

Важно! В подобном ключе действует и норма, изложенная в пп. 30 п. 3 той же статьи НК РФ.

В ней предписано освобождение от налогообложения работ по ремонту и содержанию совместного домового имущества управляющими структурами, если данные работы осуществили юрлица или ИП, заключившие с ними соответствующий договор. Однако доходы, получаемые этими лицами от этой деятельности, также подлежат обложению указанным налогом.

Налоговым законодательством не предусмотрено освобождение от НДС исполнение коммунальных услуг, различных работ по ремонту и содержанию домового имущества, осуществляемых непосредственно самими управляющими организациями, что вызывает недоумение у предпринимателей, занятых в данной хозяйственной сфере.

Подобный вывод подтверждает и правовая позиция Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенная в Постановлении его Пленума от 2011 года.

В документе говорится, что если тариф утверждался государственным органом без учета НДС, то поставщик ресурсов, выполняя норму закона, имеет полное право предъявить покупателю, т.е. управляющей компании, дополнительно к определенной цене соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.

Если цена ресурсов будет определена регулирующим органом с добавлением НДС, то у организации, поставляющей ресурсы, нет никаких оснований выставлять покупателю сумму НДС сверх установленного тарифа.

Формальное освобождение управляющих компаний и других подобных исполнителей от уплаты налога при выполнении коммунальных услуг и общедомовых работ в многоквартирном доме, не предоставляет им права исключать суммы этого налога из платежных квитанций на оплату для населения. Поэтому получается нестыковка: в законе указывается, что оказание услуг освобождено от НДС, а на практике их облагают налогом. В конечном счете потребитель оплачивает их вместе с данным федеральным налогом, что подтверждается платежными документами с соответствующей графой.

Важно! Норма закона по освобождению деятельности по оказанию коммунальных услуг от обложения налогом, позиционируется законодателями как льгота для компаний, их оказывающих.

Однако на практике никаких экономических выгод предпринимателям она не несет, а их услуги жителям в общеустановленном порядке облагаются НДС, что повышает их стоимость и невыгодно как для предпринимателей, так и для потребителей.

Проблема состоит в том, что согласно законодательным нормам, регулирующим условия и порядок осуществления коммунальных услуг и их оплаты, исполнителями этой работы называются УО, товарищества собственников недвижимости, жилищные кооперативы. На практике же они сами непосредственно их не оказывают, однако в нормативных актах названы исполнителями.

Ндс и коммунальные платежи Ссылка на основную публикацию

Учитывается ли сумма НДС в цене коммунальных услуг?

Из статьи вы узнаете облагаются ли НДС коммунальные платежи и как рост НДС повлияет на них.

В соответствии с положениями Жилищного Кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Цена коммунальных услуг

Нужно ли выставлять НДС потребителю коммунальных услуг? Минфин разъяснил, что объектом налогообложения в данном случае являются: операции по производству товаров и осуществлению работ и услуг на территории России, передача имущественных прав. Другие операции налогами не облагаются.

Согласно НК РФ реализация КУ, которые предоставляет управляющая МКД организация – не подлежит налогообложению. От налогообложения НДС освобождаются операции по осуществлению коммунальных услуг тех управляющих организаций, которые в установленном порядке предоставляют КУ потребителям.

Коммунальные услуги, которые осуществляют организации коммунального комплекса, не освобождаются от налогообложения НДС. Организация коммунального комплекса – юридическое лицо, которое занимается системами коммунальной инфраструктуры, эксплуатирует объекты для утилизации ТКО.

Важно, как организация использует системы коммунальной инфраструктуры.

Если систему применяют для производства товаров или оказания услуг для обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, то при реализации товаров налогоплательщик дополнительно к цене товара предъявляет к оплате покупателю сумму налога.

Бухгалтерские ошибки приводят к тяжелым последствиям — штрафам, увольнениям и уголовной ответственности. В зоне риска бухгалтеры и руководители организаций. Мы изучили типичные ошибки, которые допускают бухгалтеры, и рассказали, чем они опасны и как их избежать.

Должна ли облагаться НДС деятельность управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг потребителям в МКД?

С 1 января 2010 г.

от налогообложения НДС освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций. Осуществление КУ организациями коммунального комплекса управляющей организации производится по тарифам, увеличенным на соответствующую сумму НДС.

Правомерность предъявления УО и ТСЖ к уплате суммы НДС, начисленной сверх применяемого тарифа за КУ

Существующие тарифы на коммунальные услуги в различных субъектах Российской Федерации и на различные виды коммунальных услуг утверждаются как с учетом налога на добавленную стоимость (НДС), так и без учета НДС.

В это связи возникают многочисленные разбирательства между ресурсоснабжающими организациями (РСО) и УК (управляющими организациями, ТСЖ, ЖК, ЖСК).

С одной стороны Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 2 Постановления от 5 октября 2007 г. № 57 разъяснил, что из толкования во взаимосвязи ст.ст.

135 и 137 ЖК РФ следует, что в рамках рассматриваемых в данном Постановлении ВАС РФ правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ.

Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами – членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на предоставление коммунальных услуг, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах собственников помещений в МКД.

С другой стороны, сложившаяся судебная и правоприменительная практика свидетельствуют об обратном: НДС платить надо.

Так, в частности, Федеральный арбитражный суд Московского округа в своем Постановлении от 17 мая 2011 г. № КГ-А41/3495-11 по делу № А41-23564/10 пришёл к выводу, что указание в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 5 октября 2007 г.

№ 57 на освобождение ТСЖ от исчисления суммы НДС по операциям, связанным с оказанием услуг гражданам по предоставлению коммунальных услуг, не означает, что ТСЖ освобождается от уплаты НДС в отношениях по приобретению коммунальных услуг по договорам, заключенным с ресурсоснабжающими организациями.

Суд нижестоящей инстанции (Арбитражного суда Московской области) по мнению ФАС Московского округа не учел, что тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению были утверждены уполномоченным органом без учета НДС, в связи с чем увеличение тарифа на сумму НДС при реализации предприятием услуг водоотведения не противоречит п. 6 ст. 168 Налогового кодекса РФ, согласно которой при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы).

Рассматриваемый вопрос также нашел отражение в постановлениях Президиума ВАС, причем позиции в указанных постановлениях содержатся прямо противоположные.

Постановление Президиума ВАС РФ от 22 февраля 2011 г.

№ 12552/10 содержит вывод о том, что расчет РСО суммы задолженности ТСЖ за услуги водоснабжения и водоотведения с учетом тарифа, установленного для РСО, увеличенного на сумму НДС, не соответствует нормам Налогового кодекса РФ , Жилищного кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 (действующих на момент судебного разбирательства – прим. авт.).

Президиум ВАС отметил, что при расчетах между ТСЖ и РСО подлежал применению тариф, устанавливаемый для граждан с включением в него НДС, в то время как при определении суммы задолженности суд нижестоящей инстанции счел, что тарифы, установленные органом местного самоуправления на услуги водоснабжения и водоотведения, не включают НДС.

В Постановлении Президиума ВАС от 22 февраля 2011 г. № 12552/10 указано, что у РСО отсутствовали основания для увеличения тарифа на сумму НДС по налоговой ставке в размере 18 %.

Далее в связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров между РСО и исполнителями коммунальных услуг (ТСЖ, ЖК, ЖСК, управляющими компаниями), связанных с расчетами за поставленные коммунальные ресурсы, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дает арбитражным судам следующие разъяснения (Постановление от 17 ноября 2011 г. № 72).

Поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с РСО с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (ч. 1 ст.

424 Гражданского кодекса РФ), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа).

Для установления этого обстоятельства судом могут быть запрошены необходимые сведения у регулирующего органа, а в случае необходимости – назначена экспертиза.

Если из обстоятельств дела следует, что при утверждении размера тарифа регулирующим органом в него была включена сумма НДС, то у РСО отсутствуют основания для предъявления к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) суммы НДС сверх утвержденного тарифа.

Если при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление РСО к оплате УК дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению .

Кроме того, исполнитель коммунальных услуг, уплативший РСО сумму НДС сверх тарифа, размер которого утвержден с учетом НДС, на основании п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ вправе требовать возврата этой суммы как неосновательно приобретенной ресурсоснабжающей организацией.

Как новый размер НДС отразится на плате за ЖКУ

С 2019 года общая ставка НДС увеличится с 18 до 20 процентов.

Изменения коснутся организаций, которые применяют общую систему налогообложения и не пользуются льготой в части реализации коммунальных услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, которые приобретают у сторонних специализированных организаций

Организации, которые находятся на общей системе налогообложения и ведут раздельный учет НДС, имеют право применять льготу по налогу на добавленную стоимость на основании подпунктов 29–30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса. В таком случае дополнительные затраты не возникают

Если УО или ТСЖ, ЖК, ЖСК применяют упрощенную систему налогообложения (УСН), то они не оплачивают НДС (п. 2 ст. 346.11 НК). В этом случае организациям не начисляют НДС на реализацию своих услуг по управлению МКД.

Да, повлияет. Из-за роста НДС тарифы на коммунальные услуги вырастут более чем на 4 процента. Чтобы синхронизировать налоговое и тарифное законодательство, индексацию тарифов разбили на два этапа:

  • с 1 января 2019 года тарифы увеличат на 1,7 процента;
  • с 1 июля 2019 года — на 2,4 процента.

В регионах предельные индексы в июле утверждают власти субъектов РФ.

Остальные ответы на вопросы читайте в статье журнала «Управление МКД»

Как оплатить коммунальные услуги ЖКХ без комиссии

Оплатить услуги без комиссии можно:

  • в учреждениях ЖКХ
  • в банках, но узнайте, взимают комиссию или нет в конкретном банке.
  • на почте
  • с помощью банкомоматов

Облагаются ли коммунальные платежи НДС (налогообложение, налог на добавленную стоимость, включен ли в ЖКХ) – в 2019 году, для населения

Оплата коммунальных услуг с течением времени становится для современных граждан все более и более актуальной проблемой и, в частности, это связано с тем, что они создают серьезную финансовую нагрузку.

В частности, достаточно часто люди стараются понять, облагаются ли коммунальные платежи НДС или нет.

НДС представляет собой один из налогов, которые имеют достаточно больше влияние на формирование бюджета нашего государства. При этом суть налога на добавленную стоимость всецело отражена в его названии, то есть человек оплачивает определенный процент с той цены, которая была добавлена продавцом поверх себестоимости продукции.

В соответствии с действующим законодательством данный налог рассчитывается и выплачивается изначально предприятиями и производителями, розничными или оптовыми торговыми компаниями, а также частными предпринимателями, ведущими собственный бизнес.

На практике сумма данной выплаты составляет произведение установленной действующим законодательством ставки на разность, полученную между выручкой, которую продавец приобрел после реализации своей продукции, а также той суммой затрат, которая потребовалась для производства этого товара.

Другими словами, та часть товарной продукции, которая была добавлена к исходному продукту, и будет представлять собой налогооблагаемую базу. Сам по себе же данный вид налога является косвенным, потому что реализаторы изначально вкладывают его в стоимость каждого изделия, в связи с чем в конечном итоге НДС перечисляется потребителями продукции.

На сегодняшний день управляющие компании, ведущие свою деятельность на основании упрощенной системы налогообложения, оказываются в несколько двойственной ситуации.

Так как изначально тарифы указываются с учетом налога на добавленную стоимость, граждане оплачивают их с учетом данной выплаты, и если в дальнейшем компания, работающая на упрощенной системе, не оплатит в бюджет соответствующую сумму, по факту она ей будет присвоена, что в соответствии с действующим законодательством представляет собой непосредственное нарушение государственной ценовой дисциплины.

Таким образом, если компания, занимающаяся предоставлением коммунальных услуг, работает на упрощенной системе и не хочет оплачивать налог на добавленную стоимость в соответствии с общеустановленным порядком, то в таком случае ей стоит обратиться в орган местного самоуправления для того, чтобы добиться возможности указания тарифов для граждан, не включая в них указанную выплату.

Чтобы добиться реализации данной цели, можно инициировать проведение специализированной экспертизы тарифов, результатом которой будет указание на то, что отсутствие в установленных ценах налога на добавленную стоимость в конечном итоге позволит существенно сократить затраты для обычных граждан.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.