Коллективный договор регистрация

Содержание

Коллективный договор

Коллективный договор — это документ, относящийся к правовым актам.

Коллективный договор регулирует социальные, экономические, трудовые отношения между работниками и работодателем в организации и заключается в письменной форме между работодателем и работниками в лице их представителей.

Коллективный договор отражает интересы работников и работодателя в конкретной организации.

Коллективный договор не должен содержать условия, которые ограничивают права работников или уменьшают уровень гарантий работников.

Если такие условия включены в коллективный договор, то они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).

Коллективный договор не является обязательным документом для организации и заключается в добровольном порядке.

Таким образом, наличие коллективного договора у работодателя не обязательно.

Согласно ст. 27 ТК РФ заключение такого договора является одной из форм социального партнерства, которое подразумевает добровольность принятия сторонами на себя обязательств (ст. 24 ТК РФ).

Поэтому никакая третья сторона не может обязать работников и работодателей заключить коллективный договор, а также привлечь к ответственности за его отсутствие.

Действие коллективного договора

Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, в том числе и на работников, которые начинают работать после заключения коллективного договора.

Коллективный договор начинает действовать с момента даты его подписания либо с даты, указанной в договоре.

Обращаем Ваше внимание, законодательством предусмотрена ответственность работодателя за неисполнение обязательств, установленных коллективным договором.

Так, за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору работодателю может быть вынесено предупреждение либо на него может быть наложен штраф.

На какой срок заключается коллективный договор

Коллективный договор может заключаться на срок до трех лет.

По истечении срока действия коллективного договора стороны вправе либо продлить срок его действия еще на три года либо заключить новый договор.

Сколько раз осуществляется такое продление — законодательством не регламентировано. Поэтому делать это можно неоднократно.

Стороны обязаны исполнять условия коллективного договора с момента его вступления в силу.

Эти условия являются обязательными как в течение всего срока действия договора, так и в случае его продления.

Содержание коллективного договора

Содержание коллективного договора определяется сторонами коллективных переговоров.

Статья 41 Трудового кодекса РФ указывает на то, какие положения могут содержаться в коллективном договоре, а также устанавливает его структуру.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами при его заключении.

Стандартный коллективный договор может включать в себя обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

— системы, формы и размеров оплаты труда;

— выплаты различных пособий, компенсаций;

— оплаты труда с учетом инфляции, выполнения определенных коллективным договором показателей;

— дополнительного переобучения работников;

— рабочего времени и времени отдыха, включая порядок предоставления отпусков;

— улучшения условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

— гарантий и льгот сотрудникам, которые совмещают работу с обучением;

— отдыха работников и членов их семей;

— частичной или полной оплаты питания работников;

— контроля за надлежащим выполнением коллективного договора, порядка внесения изменений и дополнений в коллективный договор;

— других вопросов, подлежащих обсуждению.

Все условия коллективного договора можно разбить по трем видам:

— нормативные условия. Это условия о предоставлении дополнительных льгот или установлении видов и размеров оплаты труда. Нормативные условия действуют в течение всего времени существования коллективного договора;

— обязательные условия. Это условия о предоставлении конкретных обязательств сторон с указанием срока их выполнения и исполнителей, отвечающих за их выполнение;

— организационные условия. Это условия о сроках действия договора, контроля за его выполнением, о порядке изменения и пересмотра, а также об ответственности за нарушение условий коллективного договора.

Работодатель обязан обеспечить профсоюзам возможность доведения разработанных ими проектов коллективного договора до каждого работника, предоставлять имеющиеся у него средства внутренней связи и информации, помещения для собраний, конференций.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического состояния работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными Трудовым кодексом РФ и иными законами.

Регистрация коллективного договора

Обновление: 17 июля 2017 г.

Колдоговор содержит нормы трудового права, которые действуют в организации, заключившей с работниками это соглашение. Согласно ТК данный договор не может ухудшать положение работников по сравнению с установленным законодательством, поэтому колдоговор должен быть подвергнут тщательной проверке. В связи с этим коллективный договор подлежит регистрации.

Регистрация как этап заключения колдоговора

В ст. 44 ТК РФ указано, что порядок заключения колдоговора устанавливается самими сторонами согласно положениям ТК и иных законов федерального уровня.

Анализ указанных положений позволяет выделить следующие этапы:

  • сторона-инициатор направляет другой стороне предложение об организации коллективных переговоров;
  • сторона, получившая предложение, направляет инициатору ответ на предложение с указанием своих представителей, которые будут участвовать в переговорах;
  • в определенном сторонами порядке проводятся колпереговоры;
  • разрешаются возникающие разногласия;
  • стороны подписывают колдоговор;
  • коллективный договор направляется на уведомительную регистрацию;
  • вступление документа в силу.

Обязательно ли регистрировать колдоговор

Стороны, подписавшие колдоговор, могут задаться вопросом, нужно ли регистрировать коллективный договор. Необходимость направления договора на уведомительную регистрацию предусмотрена ст. 50 ТК РФ. Данная обязанность возложена законодательством на работодателя. За неисполнение этой обязанности нарушитель может понести ответственность в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) как за нарушение требований трудового законодательства.

Целями регистрации коллективного договора являются:

  • придание договору статуса правового акта;
  • сбор информации о количестве заключенных колдоговоров и их содержании;
  • выявление условий, противоречащих действующему законодательству для исключения возможности их применения работодателями;
  • обеспечение условий для контроля за исполнением коллективных договоров.

При этом, несмотря на то, что коллективный договор подлежит регистрации, он вступает в силу независимо от факта регистрации. Договор начинает действовать на следующий день после подписания или, если в нем указана дата вступления в силу, с указанной в договоре даты. С момента вступления колдоговора в силу стороны обязаны выполнять его и действовать в соответствии с его положениями. За неисполнение договора стороны могут быть привлечены к ответственности.

Где регистрируется коллективный договор

Согласно ст. 50 ТК РФ для регистрации колдоговор направляется в орган по труду. Имеется в виду орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам труда и занятости. Порядок проведения данным органом уведомительной регистрации устанавливается на уровне субъекта РФ в соответствии с федеральным трудовым законодательством.

Например, в Московской области регистрация колдоговоров осуществляется Главным управлением по труду и социальным вопросам Московской области на основании Положения от 26.11.2002, утв. Московской областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок регистрации коллективного договора

Не позднее семи дней с даты подписания колдоговор направляется работодателем на регистрацию. Документ должен быть сброшюрован, прошит, листы – пронумерованы. На листе, на котором указаны реквизиты сторон, следует разместить строки «Регистрационный номер», «Дата регистрации», «Регистрирующий орган», «Место печати», которые будут заполнены регистрирующим органом. Эти требования относятся ко всем экземплярам договора. Как правило, колдоговор представляется на регистрацию в трех экземплярах (на один больше, чем участников соглашения).

Срок проведения проверки договора устанавливается актом, регулирующим порядок регистрации в данном регистрирующем органе. Например, в Московской области такой срок составляет 10 дней.

Выявление условий, ухудшающих положение работников, не является основанием для отказа в регистрации. Такие условия признаются недействительными и не должны применяться.

По результатам регистрации заявителю направляется соответствующее уведомление.

Как осуществляется уведомительная регистрация коллективного договора

Комментарий к статье 50 ТК РФ

1. Статья 50 ТК РФ гласит, что коллективный договор и соглашение подлежат уведомительной регистрации в органах по труду. Соглашения, заключенные на федеральном уровне, направляются на регистрацию в Роструд, другие соглашения и коллективные договоры — в территориальные органы по труду (территориальные органы Роструда).

Порядок регистрации отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне, установлен Приказом Роструда от 15 апреля 2005 г. N 240 «Об организации уведомительной регистрации отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства» (см. СПС «КонсультантПлюс»), который, в частности, предусматривает занесение соглашений в специальный журнал регистрации, присвоение соглашениям регистрационных номеров, выдачу сторонам соглашения уведомления о регистрации.

2. В ст 50 ТК РФ с комментариями указано, что регистрация носит уведомительный характер, т.е. не порождает правовых последствий для сторон. Коллективный договор, соглашение вступают в действие с момента, определенного сторонами, факт регистрации не влияет на их юридическую силу.

3. Уведомительная регистрация проводится для реализации двух значимых на практике задач: получения информации о количестве и содержании заключенных коллективных договоров и соглашений и выявления положений коллективно-договорных актов, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством.

Информация необходима органам исполнительной власти для выявления тенденций коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, учета опыта договорного регулирования при принятии законов и иных нормативных правовых актов о труде и, наконец, для определения потребности в государственном вмешательстве в сферу труда: необходимости регулирования тех или иных общественных отношений и уточнения характера такого регулирования.

4. Применяя ст 50 ТК РФ, следует учитывать, что выявление условий коллективных договоров и соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, осуществляется органами по труду для оказания юридической помощи сторонам социального партнерства (такие положения могут быть включены в коллективно-договорные акты в силу неосведомленности сторон) и защиты трудовых прав работников.

Выявив такие условия, орган по труду (территориальный орган Роструда) сообщает об этом представителям работодателей и работников, заключившим соответствующий коллективный договор, соглашение, для внесения необходимых изменений и в соответствующую государственную инспекцию труда для усиления контроля за соблюдением трудового законодательства.

Инспекция труда может выдать предписание об устранении нарушения трудовых прав работников.

5. Условия коллективных договоров, соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с законами, иными нормативными правовыми актами о труде, недействительны с момента принятия коллективных договоров, соглашений.

Уведомительная регистрация коллективных договоров, соглашений

Данная государственная услуга предоставляется в соответствии со статьей 50 Трудового Кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ и представляет собой проставление штампа уведомительной регистрации с указанием порядкового номера уведомительной регистрации и даты ее проведения на представленные три экземпляра Коллективного договора (дополнительного соглашения к). Внесение информации в журнал регистрации, соглашений и в электронный журнал регистрации договоров, соглашений.

Данная точка зрения ошибочна. Коллективный договор позволяет руководству организации не только улучшить условия трудовых отношений, но и позаботиться о себе, так как довольно часто в нормативных актах имеются ссылки, позволяющие учесть расходы при исчислении некоторых налогов, если они предусмотрены коллективным договором. Также коллективный поможет обосновать расходы, нормирование которых не предусмотрено законодательными актами.

Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных и территориальных соглашений. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ. от 03.12.2012 N 234-ФЗ ) (см.

текст в предыдущей редакции ) Вступление договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

Постановление Администрации Курганской области от 09.01.1997 N 38

Документ по состоянию на январь 2016 года

Внимание! Документ утратил силу.
Курганской области N 162 от 28.03.2000)
В соответствии с Законом Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» постановляю:
1. Возложить проведение уведомительной регистрации договоров и соглашений на Управление труда Администрации области.
2

Согласиться с представленными Управлением труда Положением о порядке уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений (приложение N 1) и формой регистрационного листа (приложение N 2).
3. Предложить главам администраций районов, городов принять меры, обеспечивающие на местах работу по заключению и уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений в хозяйствующих субъектах независимо от форм деятельности.
4. Управлению труда Администрации области (Шелепов А.И.) один раз в полугодие информировать Администрацию области о ходе уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений.
5. Распоряжение Администрации области от 24 декабря 1992 года N 646-р «Об утверждении Примерного положения о порядке уведомительной регистрации коллективных договоров» считать утратившим силу.
6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы Администрации области директора гуманитарной сферы и социальной политики.
Глава Администрации (Губернатор) Курганской области О.А.БОГОМОЛОВ
Приложение N 1 к Постановлению Администрации Курганской области от 9 января 1997 г. N 38

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ЛИСТ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА (НАПРАВЛЯЕТСЯ В МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ПО ТРУДУ)

__________________________________________________________________ (название предприятия, организации) Зарегистрировано «____»______________19__ г. N регистрации______________ 1. Стороны, подписавшие договор 1.1. От администрации __________________________________________________________________ (Ф.И.О., должность) 1.2. От трудового коллектива __________________________________________________________________ (Ф.И.О., должность) 1.3. От профсоюзной организации __________________________________________________________________ (Ф.И.О., должность) 2. Договор подписан «____» _______________199 г. 3. Срок действия договора с «____»_______________19__г. по «____»_____________19___г. 4. Отметки об изменениях и дополнениях к настоящему коллективному договору. регистрационные листы изменений NN___________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 5. Возникшие конфликты по поводу заключения коллективного договора _________________________________________________________ __________________________________________________________________ 6. Предпринятые меры и результаты урегулирования конфликта __ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Руководитель аппарата, управляющий делами Администрации Курганской области Б.И.РУДАКОВ

Организации, участвующие в предоставлении услуги

Организации, принимающие документы

  • Сектор 2 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Адмиралтейского района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Адмиралтейского района
  • Сектор 3 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Василеостровского района
  • Сектор 2 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Василеостровского района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Василеостровского района
  • Сектор 3 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Кировского района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Кировского района
  • Сектор 2 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Кировского района
  • Сектор 3 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Московского района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Московского района
  • Сектор 2 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Московского района
  • Сектор 5 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Невского района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Невского района
  • Сектор 2 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Невского района
  • Сектор 3 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Невского района
  • Сектор 2 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Петроградского района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Петроградского района
  • Сектор 7 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Приморского района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Приморского района
  • Сектор 3 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Приморского района
  • Сектор 4 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Приморского района
  • Сектор 5 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Приморского района
  • Сектор 6 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Приморского района
  • Сектор 4 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Невского района

Уведомительная регистрация коллективных договоров, соглашений

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем:

  1. При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в Комитете, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги). Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.
  2. Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.
  3. В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  4. В электронной форме в Комитете, с использованием сети Интернет (в том числе посредством электронной почты), официального сайта Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга www. rspb.ru, федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», Портала.
  5. При подаче жалобы в электронной форме документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
  6. Жалоба может быть подана заявителем через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ). При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги МФЦ рассматривается Комитетом. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Комитете.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.

Жалобы на решения, принятые руководителем Комитета, подаются вице-губернатору Санкт-Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 12.11.2014 №14-рг «О распределении обязанностей между вице-губернаторами Санкт-Петербурга», или в Правительство Санкт-Петербурга.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба, поданная заявителем в МФЦ на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, за исключением жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, рассматривается МФЦ в соответствии с действующим законодательством.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом. В случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитетом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) Комитета, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями настоящего Административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать текст жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Комитет сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Комитет в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Порядок обжалования решения по жалобе

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице-губернатору Санкт-Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета (Управление по обращениям и жалобам Администрации Губернатора Санкт-Петербурга по адресу: Смольный, Санкт-Петербург, 191060, ukog@gov.spb.ru; телефон: (812) 576-70-42), в Правительство Санкт-Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

Как регистрируется коллективный договор, и является ли регистрация договора обязательной?

Коллективный договор распространяет свое действие на отношения внутри организации между работодателем и сотрудниками. Такой договор не является обязательным и подписывается по инициативе одной из сторон.

Дорогие читатели! Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете уточнить информацию у наших юристов. Звонки на все номера бесплатны.

  • 8 (800) 350-32-81 – Регионы
  • +7 (499) 938-87-49 – Москва
  • +7 (812) 425-68-37 – Санкт-Петербург

Согласно Трудовому кодексу, положения трудового договора не могут нарушать положение работников и гарантированные государством условия труда. Именно поэтому положения заключенного коллективного договора подлежат проверке на предмет злоупотреблений работодателем и регистрируется в контролирующих инстанциях.

Обязательно ли регистрировать коллективный договор

Согласно статье 50 Трудового кодекса, коллективный договор подлежит обязательной регистрации.

Трудовое законодательство возлагает обязанность по регистрации коллективного договора на работодателя независимо от того, от кого исходила инициатива в его подписании.

КоАП содержит ответственность за нарушение обязанности зарегистрировать договор по ч. 1 ст. 5.27 (за нарушение установленных требований трудового законодательства). Но отдельно такое нарушение в административном кодексе не прописано.

Целями регистрации коллективного договора выступают:

  1. Придание коллективному договору статуса правового акта.
  2. Сбор информации о количестве заключенных коллективных договоров и их содержании.
  3. Статистический анализ.
  4. Анализ договора на выявление условий, противоречащих трудовому законодательству.
  5. Обеспечение условий для обеспечения контроля за исполнением договорных обязательств.

Несмотря на обязательную регистрацию, коллективный договор приобретает юридическую силу до прохождения этой процедуры сразу после подписания или с даты, которая указана в договоре (согласно ч. 2 ст. 50 Трудового кодекса).

С момента приобретения юридической силы договором все стороны обязаны выполнять его условия. Ждать регистрации для этого не нужно.

Порядок регистрации

Согласно ст. 44 Трудового кодекса, при заключении коллективного договора стороны проходят следующие этапы:

  1. Одна сторона направляет второй предложение об организации переговоров по вопросу заключения коллективного договора.
  2. Сторона, которая получила предложение, направляет инициатору официальный ответ по его предложению с перечнем представителей, которые будут участвовать в переговорах.
  3. Проводятся переговоры, разрешаются разногласия, возникшие между сторонами.
  4. Подписывается коллективный договор.
  5. Коллективный договор направляется на процедуру уведомительной регистрации. Регистрация производится при личном обращении или путем отправки договора на электронную почту. Иногда требуется предоставление бумажной и электронной версии документов одновременно.
  6. На основании регистрации договора работодатель получает соответствующее уведомление о завершении процедуры. Два экземпляра зарегистрированного договора подлежат возврату в организацию с отметкой регистрации и присвоенным номером.
  7. Договору присваивается уникальный регистрационный номер, и он фиксируется в специальном журнале учета.

При этом в некоторых регионах действующий порядок регистрации коллективных договоров может отличаться.

Извещение о выявленных нарушениях трудового законодательства поступает к работодателю в письменном виде. Если договор содержит незаконные положения, то работодателя могут обязать исправить договор и заключить допсоглашение. При этом сам коллективный договор будет зарегистрирован.

Необходимые документы

Для прохождения регистрационной процедуры работодателю следует собрать такие документы:

  1. Сам коллективный договор в трех экземплярах (на один экземпляр больше, чем сторон по договору). Он должен быть прошит, сброшюрован и пронумерован. На листе с реквизитами сторон указываются следующие строки: «Индивидуальный номер регистрации», «Дата проведения регистрации», «Регистрирующий орган» и «Место печати». Они заполняются регистратором. Стоит учесть, что договор передается в оригинале, а не копии.
  2. Приложения к коллективному договору.
  3. Заявление на регистрацию коллективного договора или сопроводительное письмо. Правом подписи данного документа обладает только сам руководитель организации.
  4. Документы, подтверждающие полномочия сторон: приказ о назначении руководства, протокол общего собрания об избрании председателя профсоюза (некоторые компании пренебрегают этими документами, но они являются обязательными).
  5. Список организаций, на которые распространяется соглашение.

Образец сопроводительного письма к коллективному договору на уведомительную регистрацию можно скачатьздесь.

Услуга по регистрации коллективного договора абсолютно бесплатна и не требует уплаты госпошлины.

Стоит отметить, что несоответствие условиям оформления и недокомплектность сведений является единственной причиной для отказа в регистрации.

Сроки

По действующему законодательству коллективные договоры подлежат обязательной регистрации в течение 7 дней после его подписания.

Порядок уведомительной регистрации устанавливается на уровне регионов и в соответствии с федеральным законодательством. Например, в Московской области коллективные договоры регистрируются в течение 10 дней после поступления. В некоторых регионах предусмотрены более длительные сроки регистрации: вплоть до 30 дней.

По истечении указанных сроков сотрудник получает уведомление об успешной регистрации или отказе в регистрации. Стоит отметить, что несмотря на то, что коллективный договор не должен ущемлять права сотрудников, наличие незаконных условий не может стать основанием для отказа в регистрации. Такие условия просто признаются недействительными (ничтожными) и не применяются на практике.

Согласно ст. 50 Трудового кодекса, регистрация коллективного договора осуществляется в органе по труду. При этом конкретного органа исполнительной власти, ответственного за регистрацию коллективных договоров, в законодательстве не содержится. Это может быть региональное Министерство труда и прочие учреждения.

Такой орган определяется на уровне субъектов РФ (согласно ст. 26.3 №234-ФЗ «Об общих принципах…»). Например, в Ростовской области вопросы регистрации коллективных договоров, порядок и сроки их уведомительной регистрации решаются, согласно принятому Областному закону Ростовской области №1013-3С «О некоторых вопросах регулирования социального партнерства…».

В Московской области регистрация коллективных договоров осуществляется в Главном управлении по труду и социальным вопросам Московской области на основании Положения от 2002 года.

Уточнить вопрос, куда нужно передавать договор для регистрации, можно в местной администрации.

В некоторых регионах реализована возможность передачи документов через МФЦ.

Федеральные договоры передаются для регистрации в Роструд.

Таким образом, согласно ст. 50 Трудового кодекса, договоры подлежат обязательной регистрации в региональном органе исполнительной власти, контролирующем трудовое законодательство. Обязанность по регистрации договора возложена на работодателя. Он должен передать документ на регистрацию в течение 7 дней после его подписания. Регистрация коллективного договора занимает в среднем 10 дней. Вступление в юридическую силу коллективного договора не зависит от прохождения процедуры его уведомительной регистрации, стороны должны соблюдать его условия с момента регистрации. Трудовое законодательство не содержит ответственности за незарегистрированный коллективный договор, но работодателя могут привлечь к ответственности по нормам КоАП.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!