Код категории земель

Как узнать категорию земельного участка по кадастровому номеру или по карте

Земли в России разделены на категории. Это понятие и то, что с ним связано, определяется Земельным Кодексом и законом № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года.

Категорию называют также целевым назначением земли.

Она определяет особенности распоряжения землёй: что на ней можно или нельзя делать, кто может ей владеть, можно ли на ней строить и т.п.

Например, земли особого назначения не продаются и не передаются частным лицам. Сельскохозяйственные земли должны использоваться для выращивания растений и животных.

Выделяют следующие категории земельных участков:

  • населённых пунктов;
  • сельскохозяйственного назначения;
  • водного;
  • и лесного фондов;
  • специального назначения;
  • особо охраняемых территорий;
  • запаса.

Для строительства жилых домов лучше всего подходят земли населённых пунктов. На сельскохозяйственных это возможно, но не при всех видах разрешённого использования и с различными ограничениями. Также при продаже подобных земель преимущество имеет муниципальное объединение. Поэтому продажа физическому лицу возможна только после получения письменного отказа.

Перевод земли в другую категорию довольно сложен и возможен не всегда.

В связи с этим при покупке участка необходимо предварительно узнать его целевое назначение.

А затем – проверить, разрешена ли предполагаемая деятельность.

Полезно бывает узнать эту информацию и о соседних участках.

Иначе можно получить неприятный сюрприз. К примеру, строительство многоэтажного дома рядом с участком, купленным для летнего отдыха.

Важно знать категорию и собственнику. От неё зависит размер налога, особенности межевания и т. п.

Эти сведения заносятся в документы на землю. Но собственник не всегда готов показывать их потенциальным покупателям. С другой стороны, и у него документы могут быть потеряны или просто не «под рукой». Но есть и другой способ проверки земельного участка.

Чтобы узнать категорию земли, достаточно знать кадастровый номер участка.

Что такое кадастровый номер

Кадастровый номер присваивается каждому участку при постановке на учёт.

Это уникальная комбинация символов (букв и цифр), которая позволяет отличить его от других наделов.

Отдельные части разделены двоеточием.

В них зашифрована информация о расположении земли (кадастровом квартале и т. д.)

Помимо категории земельных участков, кадастровый номер земельного участка позволяет узнать также следующую информацию:

  • вид разрешённого использования;
  • адрес;
  • расположение на карте;
  • кадастровая стоимость;
  • и т. п.

Номер остаётся прежним, даже если с участком происходят какие-то изменения: уточняются границы и площадь, меняется владелец и т. п. Кадастровый номер становится другим, только если участок делится или объединяется с другим. То есть фактически прежний участок перестаёт существовать.

Кадастровая карта

Для удобства поиска информации о земельных участках Росреестр создал Публичную Кадастровую карту. На неё можно перейти с главной страницы сайта Росреестра или напрямую по .

На ней можно посмотреть расположение определённого участка и соседних с ним. Есть возможность и узнать дополнительную информацию, в том числе категорию.

Уточнить необходимые сведения можно:

  • по номеру;
  • по адресу;
  • выбрав объект прямо на карте.

Как узнать категорию земель по кадастровому номеру, если Вам известен номер, адрес или точное расположение участка?

В этом случае можно найти объект на карте так:

  1. В левой верхней части карты находятся пиктограммы. Самая верхняя – изображение лупы. При нажатии на неё появляется строка поиска.
  2. В неё нужно ввести кадастровый номер или адрес участка.
  3. Затем откроется общедоступная информация о выбранной земле.

В качестве разделителей используется только двоеточие. Пробелы между частями ставить не нужно.

К общедоступным относятся такие сведения об участке:

  • адрес;
  • категория;
  • форма собственности;
  • площадь;
  • кадастровая стоимость;
  • даты постановки на учёт и изменения сведений;
  • и т. д.

Перед принятием решения о покупке земли полезно узнать категории расположенных рядом участков. Это поможет избежать неприятных сюрпризов, например, строительства многоэтажного дома неподалёку.

Для получения этой информации:

  1. Выберите пиктограмму «Управление картой» (она похожа на стопку бумаги).
  2. В появившемся окне разверните раздел «Тематические карты». Для этого нужно нажать на чёрный треугольник рядом с надписью.
  3. Выберите вариант карты «Категории земель».
  4. Карта окрасится различными цветами. Что обозначает каждый из них, можно узнать из списка ниже. Чтобы просмотреть его, разверните «Категории».

Внимание! Информация о категории земель на карте может быть недостоверной. Это происходит потому, что данные обновляются не сразу. Кроме того, не исключена возможность ошибки.

Ищем номер

Он указывается в документах на участок, таких как:

  • кадастровый паспорт;
  • кадастровый план;
  • свидетельство о собственности;
  • выписка из ЕГРП;
  • выписка из ЕГРН.

Обратите внимание. Выписка из ЕГРН выдаётся с 1 января 2017 года. Она объединяет технический документ (раньше до этого служил кадастровый паспорт) и подтверждающий право собственности (свидетельство).

Поскольку кадастровый номер не меняется со временем, неважно, когда тот или иной документ был получен.

Если же ни одного из них нет под рукой, можно узнать номер по кадастровой карте.

Но для этого нужно знать адрес участка или представлять, где он находится.

Поиск по адресу происходит так же, как и по номеру. В строку запроса на карте вводится адрес расположения участка.

В результате поиска появится табличка с информацией, в том числе – кадастровым номером.

Если точный адрес неизвестен, можно найти объект на карте.

Это делается так:

  1. С помощью «мыши» можно перемещаться вдоль неё, увеличивать и уменьшать масштаб. Границы участков обозначены красными линиями. Когда нужный участок найден, по нему нужно дважды щёлкнуть «мышью».
  2. Откроется табличка с номером и адресом участка (или нескольких ближайших, если попасть на границу).

Как и где узнать по номеру

Чтобы точно узнать категорию земли, необходимо заказать выписку из ЕГРН. В этой базе данных с 2017 года объединяются как технические сведения об объектах недвижимости, так и информация о правах на них.

В данном случае понадобится выписка об основных характеристиках. Её можно заказать несколькими способами:

  • лично в офисе Росреестра или МФЦ;
  • по почте;
  • через интернет.

Получить документ можно:

  • в территориальном отделении;
  • по почте (её отправят по указанному адресу);
  • или на электронную почту (этот вариант возможен только при обращении через интернет).

Каждый из способов обладает своими преимуществами.

  • При обращении в отделение Росреестра можно указать на мелкие недочёты в заявлении, чтобы из сразу же исправить. Часто на местах есть образцы.
  • В офисах МФЦ, как правило, более удобный график работы.
  • Почтовое отправление подходит тем, кто проживает в отдалении от подразделений этих организаций.
  • А интернет позволяет отправить заявку в любое время суток и не выходя из дома.

Поэтому каждый может выбрать тот вариант, который ему лучше подходит.

Стоимость получения для физических лиц – 300 рублей. Оплатить госпошлину можно в любом банковском отделении. Квитанцию необходимо приложить к заявлению.

Выписку можно получить через 3 рабочих дня после того, как принято заявление. Если пользоваться услугами МФЦ, срок увеличивается до 5 дней.

При получении по домашнему адресу прибавляется время, требующееся для доставки письма.

Рассмотрим подробнее, как именно отправить запрос на выписку различными способами.

Личное обращение

Заказать выписку можно в любом отделении Росреестра. Не обязательно выбирать тот, к которому относится недвижимость. Узнать адрес выбранного отделения и часы его работы можно на сайте. Там же можно записаться на приём к определённому времени, если не хочется ждать в очереди на месте.

Для получения документа понадобится заполнить заявление.

Как правило, бланки и образцы заполнения есть в офисах. Но можно:

  • скачать бланк с сайта,
  • заполнить его заранее,
  • принести с собой.

Допускается заполнение на компьютере или от руки, разборчивым почерком. Заявление должно быть подписано. Указывается дата его подачи (даже если заполнялось заранее).

Понадобятся:

  1. паспорт,
  2. документы, подтверждающие право собственности на землю.

Если обращается не сам собственник, придётся оформить у нотариуса доверенность.

От несовершеннолетнего ребёнка может действовать его родитель или опекун. В этом случае понадобится свидетельство о рождении или усыновлении.

Со всех документов нужно снять копии. Они прикладываются к заявлению.

Важно! Оригиналы предъявляются сотруднику и остаются у владельца.

МФЦ

Подача заявления через офис МФЦ проходит так же. Но ждать придётся дольше, поскольку требуется дополнительное время для передачи запроса.

Для предварительной записи на приём нужно:

  1. Зайти в раздел «Предварительная запись на приём».
  2. Среди услуг выбрать «Получение выписки».
  3. И указать желаемое территориальное расположение офиса.
  4. Затем выбрать отделение и свободное время.

Обратите внимание. Эта возможность доступна только при регистрации в личном кабинете. В некоторых регионах она предоставляется только юридическим лицам. Предупреждение об этом появится при попытке выбора соответствующего расположения.

Заказное письмо

Если это удобнее, можно отправить заказное письмо из любого почтового отделения.

Адрес территориальных офисов также можно посмотреть на сайте Росреестра.

В письмо вкладываются:

  • заявление,
  • копии необходимых документов.

Поскольку оригиналы показать не получится, копии придётся заверить у нотариуса.

Также оформляется опись вложения.

Онлайн

Ещё один удобный способ узнать категорию земли – заказать выписку онлайн.

Для этого необходимо воспользоваться сайтом Росреестра:

  1. В разделе «Услуги» выбрать «Получение сведений из ЕГРН».
  2. В открывшейся форме отметить тип объекта «земельный участок».
  3. Указать кадастровый номер и адрес.
  4. Выбрать форму выписки (бумажную или электронную).
  5. Затем, в следующей форме, заполнить сведения о заявителе.
  6. После этого прикрепить электронные копии документов.
  7. Проверить правильность сведений и отправить запрос.

Адрес участка можно уточнить в документах или посмотреть по номеру на Кадастровой карте.

Но эти способы доступны только для собственника участка.

Остальные могут посмотреть категорию на сайте Росреестра. Для этого необходимо:

  1. Внизу страницы, в разделе «Электронные услуги и сервисы», выбрать «Справочная информация по объектам недвижимости».
  2. В открывшемся поле запроса ввести номер участка. Можно указать несколько через запятую.
  3. Нажать кнопку «сформировать запрос».
  4. Откроется список из выбранных участков. Нужно нажать на строку с адресом.
  5. Появится таблица с информацией о земле, в том числе – её категория.

Снизу на сайте Росреестра есть ссылка «найти на кадастровой карте». Если перейти по ней, можно увидеть расположение и границы выбранного участка.

Видео по теме

Расположенное ниже видео является подробной инструкцией по использованию публичной кадастровой карты:

Подведем итоги

Итак, категория земли – это её важная характеристика. Она определяет, какую деятельность разрешено вести на данном участке. Поэтому и собственникам, и будущим покупателям важно узнать существующую категорию. Также зависит от категории земель и кадастровая стоимость участка.

Легче всего определить категорию земель по кадастровому номеру земельного участка. Он записан в документах на землю. Кроме того, номер можно узнать на Кадастровой карте. Для этого нужно отправить запрос в Росреестр. Это можно сделать:

  • лично,
  • по почте,
  • онлайн.

О том, как еще можно узнать категорию земли, читайте в этой статье.

Описание 7 категорий земель: чем они отличаются, их коды и основное целевое назначение

В земельных правоотношениях термин «земля» используется для обозначения обособленного участка поверхности, то есть земельного участка.

Главным принципом их использования является соблюдение целевого назначения такого участка.

Все участки подразделяются на семь категорий, каждая из которых имеет особые параметры, свойственные только ей, код, назначение и разрешенные виды использования.

Что такое основное целевое назначение?

Под целевым назначением понимается особая функция, выполняемая тем или иным земельным участком в общественных отношениях.

Участки, имеющие сходное назначение, объединяются в категории. Отнесение земель к той или иной категории происходит по решению органов государственной власти и закрепляется в соответствующих нормативных документах, главным из которых является Земельный кодекс.

Принадлежность к определенной категории определяет:

  • правовой режим участка;
  • его назначение;
  • разрешенные виды использования внутри самой категории: основные и дополнительные.

Собственник не может самовольно их изменить. Такое ограничение в правомочиях обусловлено большой ценностью земельных ресурсов и вниманием государства к сохранению их качества.

Количество видов и их описание

Категории, к которым относят земли в России по их целевому назначению, перечислены в ст. 7 Земельного кодекса. Распределение земельного фонда по категориям выглядит так:

  • сельскохозяйственные;
  • населенных пунктов;
  • промышленного и иного специального назначения (транспорта, разных видов связи, обороны и безопасности и т. д.);
  • особо охраняемых природных и историко-культурных объектов и территорий;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • земли запаса.

Рассмотрим их для наглядности не в виде таблицы, а на диаграмме.

Номер категории ни в коей мере не означает преимущества одних земель перед другими. Хотя сельскохозяйственные угодья, без сомнения, имеют весьма важное значение.

Для каждой категории предусмотрен особый правовой режим и способы использования.

Сельскохозяйственного назначения

Главным назначением земель сельхозназначения является:

  • производство разнообразной сельхозпродукции;
  • размещение необходимой для этого инфраструктуры;
  • ведение учебной и научной работы в сфере сельского хозяйства.

Основная ценность участков сельскохозяйственного назначения заключается в их плодородии.

По этому качеству они подразделяются на:

  • пашни;
  • многолетние насаждения (например, плодовые сады или виноградники);
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • дороги и скотопрогонные полосы;
  • лесополосы, не относящиеся к землям лесного фонда;
  • площади под дворами и хозпостройками;
  • неиспользуемые наделы.

Для этих земель допускается исключительно целевое использование. К таковому относятся:

  • собственно ведение сельского хозяйства, всех его видов;
  • личное подсобное хозяйство граждан;
  • садоводство и огородничество;
  • дачное строительство (сезонное);
  • организация фермерского хозяйства;
  • сооружение необходимой инфраструктуры для обслуживания сельхозпроизводителей.

При необходимости отвести участки данной категории под постройку различных сооружений или прокладку коммуникаций стараются выделять земли, имеющие наименьшую ценность для сельхозпроизводства, то есть с низким плодородием или неудобные для обработки.

Возможно на таких участках и возведение жилых строений, но только для сезонного проживания: дачного или садового домика.

Населенных пунктов

Земли поселений делятся так же как и сами населенные пункты: на городские и сельские.

Вне зависимости от размера поселения подразделяются на территориальные зоны, число которых может достигать девяти:

  • жилые;
  • производственные;
  • общественно-деловые;
  • инженерные;
  • рекреационные;
  • сельскохозйственные;
  • спецназначения;
  • военные;
  • иные.

Каждая из них имеет свое назначение и свой градостроительный регламент.

Именно этот документ определяет разрешенные виды использования для каждого участка внутри зоны.

Границами земель поселений служат административные границы населенных пунктов.

Основное назначение таких земель — застройка и развитие городов и сел.

Участки под строительство многоэтажных домов и кварталов, а также под ИЖС и ЛПХ чаще всего относятся именно к этой категории.

Однако необходимо помнить, что, помимо разрешенного использования участка, для возведения на нем дома потребуются и иные правовые основания. Например, разрешение на строительство.

Промышленности

Данная категория включает в себя, прежде всего, участки, занятые различными промышленными предприятиями, а также другими объектами, в том числе:

  • транспортными магистралями;
  • линями связи и электропередач;
  • трубопроводами;
  • объектами оборонного комплекса и т. д.

Их основное назначение — обеспечение деятельности наиболее важных отраслей хозяйства.

Согласно ст. 87 ЗК РФ эти земли не входят в состав земель поселений и выделяются в самостоятельную категорию.

Входящие в нее участки, в свою очередь, делятся на подгруппы:

  • промышленности;
  • энергетической отрасли;
  • транспортной инфраструктуры;
  • телекоммуникационной сферы;
  • космической отрасли;
  • обороны и обеспечения безопасности;
  • иного спецназначения.

Как правило, вокруг участка, непосредственно занятого промышленным предприятием, транспортной магистралью и т.д., формируется охранная или санитарная зона.

В назначение этой зоны входит защита населения от возможного негативного воздействия объектов, а также обеспечение бесперебойной эффективной работы предприятий.

В таких зонах, как правило, запрещены почти все виды хозяйственной деятельности и перевод участков в другие категории.

Особо охраняемых территорий и объектов

Особенность этой категории земель заключается в их частичном или полном изъятии из хозяйственного оборота и использования.

Одновременно установлено и ограничение на их изъятие или перевод в иную категорию.

Такие меры охраны обусловлены тем, что на этих земельных участках расположены территории или объекты, имеющие важное назначение:

  • природоохранное;
  • культурно-историческое;
  • рекреационное;
  • эстетическое;
  • иные, сходные назначения.

Земельные участки, отнесенные к этой категории, могут находиться только в публичной собственности.

Иными словами, их собственник — государство или муниципалитет.

Типом данной территории определяется и разрешенная деятельность на ней.

К разрешенным видам деятельности на землях этой категории можно отнести:

  • научную;
  • исследовательскую;
  • просветительскую;
  • экомониторинг;
  • туризм;
  • традиционные виды хозяйства коренных народов.

Наиболее крупными земельными участками в данной категории будут заповедники.

В заповедных зонах запрещена практически любая деятельность человека, кроме той, которая направлена на сохранение природного ландшафта.

Одновременно к этой же категории относятся:

  • городские скверы и парки;
  • ботанические сады и дендрарии.

Объекты культурного наследия, а точнее — занимаемая ими территория, также включены в эту категорию земель.

Лесного фонда

В эту категорию входят:

  • участки, занятые непосредственно лесом, то есть древесно-кустарниковой растительностью;
  • земли нелесного массива, но используемые в целях ведения лесного хозяйства (территории лесничеств, питомников и т. д.).

Целевое использование этих земель определяется уже не Земельным, а Лесным кодексом.

Лесные угодья изъяты из гражданско-правого оборота. Возможно только временное использование на условиях:

  • аренды;
  • концессии;
  • бесплатного пользования.

Все леса делят на три категории, с отнесением к которым связывают возможность той или иной хозяйственной деятельности на их территории.

Водного фонда

К землям водного фона отнесены участки, на которых размещаются:

  • непосредственно сами водные объекты;
  • их охранные зоны;
  • полосы отвода;
  • охраняемые водозаборные зоны;
  • разнообразные гидротехнические сооружения.

Правовой режим таких территорий устанавливается Земельным и Водным кодексами. Отведение участков, занятых водоемами, не предусмотрено.

Для примыкающих в ним участков дозволенными способами использования будут:

  • строительство сооружений, обеспечивающих потребность в воде населения и хозяйства;
  • их эксплуатация.

Запаса

В запас попадают те земли, для которых:

  • не установлено целевое назначение;
  • право на использование было прекращено по соответствующим основаниям.

Собственниками таких участков является государство или муниципалитет.

По заявкам граждан или организаций эти земли могут быть:

  • переведены в одну из других категорий;
  • переданы в собственность или аренду.

Коды

Каждый земельный участок, прошедший кадастровый учет, имеет уникальный код, которым зашифрованы его категория и целевое назначение. Существует специальный справочник, оформленный в виде таблицы, где каждая категория и подкатегория обозначена соответствующим цифровым кодом:

  1. Так, земли сельхозназначения имеют код 003001000000. Для того, чтобы выделить внутри этой категории отдельные виды, вместо двух последний нулей ставится номер подкатегории.
  2. Пашни, сенокосы, сады и прочие сельхозугодия имеют код 003001000010.
  3. Земли поселений скрываются за обозначением 003002000000. А участки, выделяемые под жилищное строительство гражданам (ИЖС) зашифрованы как 003002000050.
  4. А вот такой код как 003002000100 обозначает прочие земельные участки, не отнесенные явно к одной из своих категорий.
  5. Используются коды, в частности, при налогообложении. Для земель разных категорий предусмотрен разный размер земельного налога.
  6. Зная к какой категории относится участок, можно определить его код, равно как и наоборот.

Чтобы узнать, к какой именно категории отнесен каждый конкретный участок, можно воспользоваться Публичной кадастровой картой или заказать в Росреестре кадастровую выписку на интересующий земельный участок.

Перевод земель

Земли можно переводить из одной категории в другую.

Сделать это может не сам собственник, а только компетентный орган власти, и только если в законе нет прямого запрета на такое действие. Например, как случае с землями ООПТ.

Собственник земли, желающий изменить ее целевое назначение, обращается в местный орган исполнительной власти с ходатайством.

При отсутствии препятствий к выполнению перевода такая просьба будет удовлетворена, а в земельный кадастр будут внесены необходимые изменения.

Типичным примером такой процедуры является выделение земель под ИЖС из муниципальной собственности.

Граждане могут просить передать им как уже существующий, то есть выделенный участок, так и часть сельхозугодий.

При положительном решении выбранный участок переводится в пригодную для индивидуального строительства категорию и уже в таковом качестве ставится на кадастровый учет.

Иногда для изменения назначения земель такое ходатайство не требуется. Так происходит, например, при расширении населенных пунктов, когда в категорию земель поселений попадает часть сельхозугодий или лесных насаждений.

Но, в любом случае, необходим нормативный акт органов местной или федеральной власти, которым данный переход фиксируется и легализуется.

Полезное видео

Узнайте подробнее о том, сколько существует категорий земель, чем они отличаются, а также какие существуют виды разрешенного использования из данного видео:

Такие государственные мероприятия, как учет всех земельных участков, разделение их на категории, установление ограничений на использование и пр., преследуют важную цель — охрану ценного природного ресурса, количество которого по объективным причинам ограничено.

Нарушение установленных законом предписаний будет иметь для собственника ряд неприятных последствий. Самым легким из них будет штраф. Самым суровым — лишение собственности, то есть изъятие участка в пользу государства.

Подобные меры также свидетельствуют об особом внимании властей к сохранению земельного фонда.

Государственный мониторинг земель

В соответствии со статьей 67 Земельного кодекса Российской Федерации государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Задачами государственного мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;

2) обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);

3) обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;

4) обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

В зависимости от целей наблюдения государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

В соответствии с пунктом 5.1.13 постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Росреестр осуществляет государственный мониторинг земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

Порядок осуществления государственного мониторинга земель установлен приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения»

При осуществлении государственного мониторинга земель необходимые сведения получаются с использованием:

а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;

в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

г) сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости;

д) землеустроительной документации;

е) материалов инвентаризации и обследования земель, утвержденных в установленном порядке;

ж) сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов государственной власти и органов местного самоуправления;

з) данных, представленных органами государственной власти и органами местного самоуправления;

и) результатов обновления картографической основы (результатов дешифрирования ортофотопланов или сведений топографических карт и планов);

к) данных государственного лесного реестра, а также лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков).

В качестве объектов государственного мониторинга земель определяются земли (независимо от форм собственности и форм осуществляемого на них хозяйствования) субъекта Российской Федерации в целом, административного муниципального образования (муниципальный район, городское поселение, городской округ, иные муниципальные образования), постоянно действующего полигона, эталонного стационарного участка, а также земельный участок или группа земельных участков.

Каждый объект государственного мониторинга земель описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование.

Показателями мониторинга использования земель являются:

— общая площадь земель (земельных участков) соответствующей категории (для объекта государственного мониторинга земель — земли определенной категории, установленной статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации);

— общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае, если государственный мониторинг земель проводится в отношении земельных участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);

— площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено использование их не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

— площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено неиспользование земель и земельных участков;

— площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлены иные нарушения земельного законодательства, за исключением порчи земель;

— площадь распределения земель по формам собственности (в разрезе категорий и видов разрешенного использования), исходя из данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

— площадь застроенных земель в разрезе категорий;

— общая площадь внесенных в государственный кадастр недвижимости земель лесного фонда по видам использования лесов;

— иные показатели, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Показателями мониторинга состояния земель являются:

а) количественные показатели состояния земель:

— общая площадь земель (земельных участков) соответствующей категории (в разрезе категорий земель, установленных статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации);

— общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае если государственный мониторинг земель проводится в отношении земельных участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);

— общая площадь земельных участков общего пользования, внесенных в государственный кадастр недвижимости, занятых улично-дорожной сетью, коммуникациями, скверами, парками, городскими лесами (для земель населенных пунктов);

— общая площадь санитарно-защитных и охранных зон объектов, внесенных в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного специального назначения;

— количество объектов, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного специального назначения, в отношении которых отсутствуют сведения в государственном кадастре недвижимости санитарно-защитных и (или) охранных зонах (в случае если установление таких зон предусмотрено законодательством);

— общая площадь учтенных в государственном кадастре недвижимости санитарно-защитных и охранных зон объектов, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов;

— количество объектов, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов, в отношении которых отсутствуют сведения в государственном кадастре недвижимости о санитарно-защитных и (или) охранных зонах (в случае если установление таких зон предусмотрено законодательством Российской Федерации);

б) качественные показатели состояния земель (с указанием степени развития негативного процесса):

— площадь земель, подверженных линейной эрозии (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития);

— площадь земель, подверженных опустыниванию (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития);

— площадь подтопленных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь заболоченных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь переувлажненных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь нарушенных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь захламленных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению (слабая, средняя, сильная степень развития);

— площадь земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития);

— площадь земель, загрязненных тяжелыми металлами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития);

— площадь земель, подверженных иным негативным процессам (с указанием наименования и степени развития негативного процесса).

Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных (периодических, оперативных) наблюдений, направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей со значениями базового наблюдения и нормативного показателя.

Показатели состояния земель выражаются как в абсолютных, так и в относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку.

По результатам оценки состояния земель составляются прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.

Полученные материалы и данные государственного мониторинга земель накапливаются и хранятся в архивах (фондах) и базах данных автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель.

Данные, полученные в ходе проведения государственного мониторинга земель, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.

Краткая аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории муниципальных районов Пермского края, Оренбургской, Московской, Челябинской, Тюменской и Кемеровской областей.

Краткая аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории муниципальных районов Владимирской области.

Краткая аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории муниципальных районов Сахалинской и Амурской областей, Приморского, Хабаровского и Камчатского краев, Республики Саха (Якутия).

Краткая аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории муниципальных районов Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края.

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Амурского района Хабаровского края

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Беломорского района Республики Карелия

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Елизовского района Камчатского края

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Кемского района Республики Карелия

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Кировского района Приморского края

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Ковдорского района Мурманской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Корсаковского округа Сахалинской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Лазовского района Приморского края

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Лоухского района Республики Карелия

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Менгино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия)

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Невельского округа Сахалинской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории округа Дубна Московской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Пограничного района Приморского края

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории района им. Лазо Хабаровского края

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории районов Ярославской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Углегорского округа Сахалинской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Ульчского района Хабаровского края

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Хасанского района Приморского края

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Хасынского округа Магаданской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Холмского округа Сахалинской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Котельничского района Кировской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Краснобаковского района Нижегородской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Николаевского района Ульяновской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Никольского района Пензенской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Слободского района Кировской области

Аналитическая записка о состоянии и использовании земель на территории Тоншаевского района Нижегородской области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0006-16-17 от 20.06.2017 г.) по Ивановскому району Амурской области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0006-16-17 от 20.06.2017 г.) по Тамбовскому району Амурской области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0008-16-17 от 19.06.2017 г.) по Вологодской области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0006-16-17 от 20.06.2017 г.) по Биробиджанскому району и городскому округу Биробиджан Еврейской автономной области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0006-16-17 от 20.06.2017 г.) по Октябрьскому району Еврейской автономной области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0006-16-17 от 20.06.2017 г.) по Смидовичскому району Еврейской автономной области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0008-16-17 от 19.06.2017 г.) по Всеволожскому району Ленинградской области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0008-16-17 от 19.06.2017 г.) по Кольскому району Мурманской области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0008-16-17 от 19.06.2017 г.) по Новгородскому району Новгородской области

Аналитическая записка (Государственный контракт №0006-16-17 от 20.06.2017 г.) по Пожарскому району Приморского края

Аналитическая записка (Государственный контракт №0006-16-17 от 20.06.2017 г.) по Комсомольскому району Хабаровского края

Аналитическая записка (Государственный контракт №0006-16-17 от 20.06.2017 г.) по Хабаровскому району Хабаровского края

  • Нормативные правовые акты
  • Состояние земель России

Прочие земли

Сельскохозяйственные и лесные земли — две крупнейшие категории в структуре земельного фонда мира. Они занимают 8,8 млрд. га. Остальная часть суши (4,4 млрд. га, или 34% земель) относится к категории «прочих земель». По своим свойствам, продуктивности и хозяйственному использованию это очень разные земли; бесплодные пустыни, скальные обнажения, площади под ледниками и водными объектами (озерами, реками, водохранилищами), земли под городской и сельской застройкой, под горными разработками, дорогами, аэропортами, каналами и прочими объектами инфраструктуры. Только за период с 1980 по 1985 г. площадь «прочих земель» в мире увеличилась на 100 млн. га, т. е. на 2,5%. Эта тенденция обусловлена постоянным отторжением значительных участков под различного рода застройки, коммуникации и горно-промышленные объекты. Кроме того, определенная часть сельскохозяйственных и лесных угодий деградирует вследствие неправильного использования и переходит в разряд непродуктивных и неиспользуемых.
Наибольший массив «прочих земель» сосредоточен в Африке и Азии (более 1 млрд. га на каждом материке), где находятся крупнейшие пустыни земного шара.
Точные сведения о площадях под жилыми и промышленными застройками и коммуникациями в мировой статистике отсутствуют. Численность населения городов в 1990 г» достигла 2,3 млрд. человек, а урбанизированные земли по оценке Исполкома ЮНЕП составляют примерно 60 млн. га. К 2000 г. в городах будут проживать по прогнозу уже 3,2 млрд. человек, а площадь урбанизированных земель превысит 100 млн. га. Соответственно возрастут в два раза и земли под магистралями, трубопроводами, каналами и прочими объектами инфраструктуры. Горные разработки (карьеры и шахты, отвалы вскрышных пород и др.) занимали в начале 80-х годов около 35 млн. га, а к концу столетия достигнут 70 млн. га. В целом земли селитебного и горно-промышленного освоения в 2000 г. могут поглотить 600 млн. га, а с учетом антропогенного бедленда, неизбежно возникающего при нерациональном землепользовании, — до 750 млн. га. Часто это земли высокого или хорошего качества. В результате дефицит продуктивных угодий, способных производить продовольственные и технические культуры, усиливается.
В категории «прочих земель» имеются резервы для восполнения неизбежных затрат на растущие города и коммуникации и на увеличение массивов пастбищ, лесных и даже пахотных земель. Однако использование этого резерва требует значительных капиталовложений и, следовательно, зависит от социально-экономических условий.
Проблема рационального землепользования и возможности освоения малопродуктивных земель тесно связана с проблемой обеспечения населения мира необходимым продовольствием.

Подходящая земля: разбираемся с категориями и ВРИ участков

«Категории земель, земли населенных пунктов, виды разрешенного использования, целевое назначение, ИЖС, ЛПХ, ПЗЗ» — человеку, который собирается покупать земельный участок, придется разбираться во всех этих терминах. Не на всяком участке можно построить жилой дом: на землях одной категории любое строительство может быть вообще запрещено, на землях другой можно будет поставить только времянку без фундамента, на третьей даже костры разводить нельзя, не то что строить. У собственников почти всегда есть законное право изменить назначение участка, но иногда их «необоснованно футболят» местные чиновники: стройка, о которой мечталось всю жизнь, откладывается, руки опускаются – а зря!

Этот материал поможет разобраться в сложной теме и во всех ее аспектах.

Что должен знать частный застройщик

Земельное законодательство России стало мощно развиваться перед революцией: наиболее успешной считалась знаменитая столыпинская реформа, которая постепенно передавала землю из собственности общин в частную собственность и вводила выгодные кредиты для тех, кто хотел купить землю. Государство скупало помещичьи угодья и на выгодных условиях перепродавало участки людям, желающим заниматься сельским хозяйством; был принят и ряд других нормативных актов в пользу жизни на земле.

Последующая история земельных отношений в России тесно связана с ее политической историей; сегодняшний этап земельного законодательства критикуется специалистами из-за множества коллизий, которые прямо влияют на аспекты земельного права и земельные отношения и приводят к многочисленным судебным разбирательствам. Но есть довольно понятная система координат, в которой нужно ориентироваться частному застройщику: на одной ее оси – категории земель, на другой – их вид разрешенного использования: именно так, согласно Земельному кодексу РФ, поделен весь земельный фонд нашей страны.

Категории земель или целевое назначение

Все земли в нашей стране поделены на семь категорий (наравне с понятием «категория» используется понятие «целевое назначение»).

  • Земли сельскохозяйственного назначения;
  • Земли населённых пунктов;
  • Земли промышленности и иного спец. назначения;
  • Земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • Земли лесного фонда;
  • Земли водного фонда;
  • Земли запаса.

Эти категории отражают стратегию государства в области земельных отношений и определяются свойствами земли. Самая лучшая и плодородная отнесена к землям сельхозназначения; земля под лесом и тайгой – к землям лесного фонда, заповедники, заказники и природные парки выделяются на землях, которые имеют большое значение для науки и созданы с целью сохранять все биологическое разнообразие природы, то же – с водными объектами и т.д.

Для каждой категории земли установлен свой правовой режим ее использования, закрепленный законом: категория земель «земли населенных пунктов» выделены для строительства городов, деревень и поселков и сопутствующей им инфраструктуры, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения» — для земледелия, животноводства и другого сельскохозяйственного производства, научной работы в этой области и ее обслуживания и так далее.

После «лесного фонда» самая большая часть территории России входит в «земли поселений» и «сельхозназначения». Именно эти категории должны интересовать частных застройщиков, на землях других категорий строить дома нельзя в 99% случаев. 1% мы оставляем на совсем уж редкие частности: бывает, что местные власти отдают под застройку участки, которые раньше принадлежали воинской части и находятся на землях специального назначения.

Но недостаточно знать категорию земли – ограничения на строительство дома может накладывать и ее ВРИ, вид разрешенного использования.

Виды разрешенного использования земли

ВРИ тоже делятся на несколько групп:

  • основные
  • условно-разрешенные
  • вспомогательные

Все они внесены в Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. С 2019 года этот документ дополнен особо интересующими нас строками 13.1. и 13.2 – ВРИ «ведение огородничества» и ВРИ «ведение садоводства».

Для индивидуальной застройки подходят участки, которые имеют в Классификаторе следующие коды:

  • 2.0. – жилая застройка (нас особо интересует 2.1. – ИЖС);
  • 13.2. – ведение садоводства (если это допускается ПЗЗ – правилами землепользования и застройки).

Классификатор все равно не охватывает все сферы человеческой жизни и деятельности, поэтому иногда в рамках определенной категории и определенного ВРИ может потребоваться дополнительная норма, которая называется «условно-разрешенный ВРИ». Ее устанавливают, если это позволяют местные градостроительные нормы после многочисленных согласований и публичных слушаний.

Есть еще «вспомогательный ВРИ земельного участка». Обычно к нему прибегают, когда надо построить что-нибудь незначительное вроде гаражей или беседки для отдыха, которые на этом участке ставить не то можно, не то нельзя.

Человеку, который собирается купить участок и начать стройку, нужно, чтобы это позволяли и категория, и ВРИ земли.

На каких участках можно строиться

Самые привлекательные для частных застройщиков участки имеют ВРИ ИЖС. Такие участки могут располагаться только в границах населенных пунктов, то есть всегда имеют категорию земель «земли населенных пунктов». На них можно строить любой дом, главное, чтобы он имел все признаки индивидуального.

Закон разрешает на участке с ВРИ ИЖС не только строительство жилых домов, но и различных хозпостроек: гаража, бани, теплицы, помещения для животных и домашней птицы и других сооружений. Жилой дом на участке может быть только один, но можно поставить впечатляющий гостевой домик – даже имея все признаки капитального строения, пригодного для проживания круглый год, по закону он будет считаться хозпостройкой. А коммуникации на участке с ИЖС могут быть какими угодно – закон в этом плане ничего не ограничивает.

Раньше построить дом на участке с ВРИ ИЖС было нельзя без разрешения (разрешение заменили на уведомление) и проекта, хоть типового, из интернета, хоть специально заказанного архитектору. Теперь индивидуальные дома можно строить без проекта, достаточно нарисовать схему участка и отметить на ней, где будет стоять дом.

Многие люди опасаются покупать участки на землях сельхозназначения, но если они предназначены «для ведения садоводства» и если это допускается ПЗЗ, то там можно построить дом ничем не хуже, чем на земельном участке с категорией земли населенных пунктов и ВРИ ИЖС.

Требования к индивидуальному дому здесь точно такие же, как к дому на участке с ИЖС; в этом случае никаких ограничений нет.

Раньше дополнительным преимуществом строительства на участке с ВРИ ИЖС была возможность использования материнского капитала, теперь материнский капитал можно будет использовать и на участках с ВРИ «для ведения садоводства».

На землях сельхоз назначения с ВРИ «огородничество» капитальный жилой дом построить нельзя.

С ЛПХ есть такая тонкость: на категории земель «земли поселений» с этим ВРИ можно строить индивидуальных дом без всяких ограничений, а на землях сельхозназначения (за пределами населенного пункта) очень сложно. Тут потребуются длительные, утомительные согласования с комиссией по землепользованию, нужно доказывать, что земельный участок рядом с домом будет постоянно использоваться для сельскохозяйственной деятельности, иначе дом признают самостроем и смогут снести.

ЛПХ на землях населенного пункта и ЛПХ на сельскохозяйственных – это два разных ВРИ, два разных ЛПХ. IccatУчастник FORUMHOUSE

Земли населённых пунктов c ВРИ «личное подсобное хозяйство» — это самое супер, практически ИЖС, но можно еще и скотину всякую заводить

Cedric_1Модератор FORUMHOUSE

Но при покупке участка ЛПХ надо кровь из носу нужно проверить все возможные зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ), «накрывающие» участок и запрещающие или ограничивающие строительство. Иначе появляется вероятность купить участок, пригодный исключительно для выпаса козочек.

И это касается не только ЛПХ. «Накрыть» любой участок могут следующие ЗОУИТ: охранные, санитарно-защитные, водоохранные, зоны охраны памятников истории и культуры (особенно это касается участков неподалеку от Москвы) и т.п. Многие ЗОУИТ по закону снять просто невозможно, любая стройка или реконструкция будет самовольной.

Участки с обременением «водоохранная зона» встречаются довольно часто, особенно в регионах, где много озер, рек и заливов. Они и вправду нешуточная головная боль для владельцев. Строиться можно, но придется соблюдать ряд условий (ни в коем случае нельзя сбрасывать стоки на рельеф), соблюдать все отступы, делать герметичные септики и так далее.

Охранная зона ЛЭП – тоже так себе подарочек. Очень много крови владельцам участка может выпить охранная зона проходящей неподалеку железной дороги.

Любая охранная зона должна настораживать, покупку такого участка надо сто раз обдумать и решаться на нее только если будет твердая уверенность, что стройку не запретят.

На FORUMHOUSE таких историй полным-полно, вот одна: у нашего участника с ником ЯрославАИ в Мытищах был просто идеальный участок, не подкопаешься: ЛПХ, земли населенных пунктов – прямо конфетка с юридической точки зрения. И вдруг выясняется, что он попал в зону природных территорий и местная администрация стройку запрещает наотрез. Выход из этой ситуации если и есть, то очень условный: через публичные слушания.

Как изменить ВРИ земельного участка

Изменить ВРИ в большинстве случаев можно, но алгоритм действий зависит от ПЗЗ: утверждены они для вашего поселка или нет.

По словам модератора FORUMHOUSE c ником Cedric_1, есть несколько реально работающих вариантов.

Первый вариант годится для собственника участка и там, где утверждены ПЗЗ. Таким собственникам не нужны никакие согласия местных администраций, они выбирают ВРИ участка сами. Но придется пройти следующий квест:

  • — Взять в архитектурном департаменте органов местного самоуправления карту градостроительного зонирования, на ней посмотреть территориальную зону своего участка.
  • — Там же взять градостроительные регламенты и посмотреть перечень возможных ВРИ для этой зоны.
  • — Выбрать подходящий. Написать в Росреестр заявление о переводе.

Второй вариант – для собственника участка там, где не утверждены ПЗЗ. Тут нужно подать заявление или об изменении вида разрешенного использования, или о том, что он соответствует нужному виду разрешенного использования из Классификатора.

Третий вариант для арендатора участка – заявление об изменении ВРИ подается в местную администрацию.

Еще: иногда в документах на участок может быть указан ВРИ, которого уже нет в Классификаторе. Его тоже нужно менять. Тут подойдет план действий, описанный в первом варианте.

Почему это важно, отлично видно из истории нашего пользователя с ником Serg_48. ВРИ участка Сергея в кадастре значилось как «для объектов жилой застройки», а в документе «для жилищного строительства». У него возникло понятное желание перевести свое «имение» в ИЖС, и казалось, что это будет просто, тем более, что ПЗЗ в их поселке утвердили еще в 2012 году. Сергей действовал по плану, описанному в первом варианте, нашел свою территориальную зону и увидел в списке разрешенных для нее ВРИ желаемое ИЖС.

Serg_48Пользователь FORUMHOUSE

Мне отказали, потому что Росреестр не имеет координат территориальных зон и ничего не знает о регламентах, установленных в них.

Народ на портале удивлялся: ну и ладно, чего заморачиваться, подавай уведомление и стройся, зачем делать за чиновников их работу? Им надо приводить все в соответствие с Классификатором – вот пусть и приводят. Но оказалось, что из-за неправильного назначения Сергей платит за участок повышенный налог.

Многим владельцам участка приходилось сталкиваться с некомпетентностью или даже коррумпированностью местных чиновников.

SSLAWA7341Пользователь FORUMHOUSE

Здесь уже несколько раз писали – приходит человек в администрацию, а ему говорят: будут деньги, подготовим пакет документов и подадим в Росреестр.

Поэтому Сергею посоветовали два способа победить в борьбе за свои права:

  • дождаться письменного отказа и начать жаловаться на муниципалитет во все контролирующие органы. Они однозначно неправы, собственник участка может сам выбирать любой из основных ВРИ участка, который предусмотрен для его территориальной зоны.
  • самому собрать все бумаги с нужной и актуальной информацией по своему участку и принести в Росреестр. Чтобы изменить ВРИ конкретного участка, этого достаточно, Росреестру вовсе не нужно вносить свою базу данные по всему поселку.

Когда нельзя изменить ВРИ

Есть всего несколько ситуаций, в которых его не поменять, хоть разбейся. Вот они:

  • вы арендуете муниципальный участок и заключили договор аренды на торгах;
  • ЗУ дан вам в аренду для конкретного ВРИ;
  • вы хотите определенный ВРИ, но для него написаны такие параметры (и это внесено в ПЗЗ или градостроительный регламент), которые не позволяют использовать его так, как вы планируете.

ВЫВОДЫ

Без бюрократических проволочек, судебных процессов и затяжных «официальных диалогов с местной администрацией» построить и зарегистрировать жилой дом можно на землях категорий

  • населенных пунктов (знп);
  • сельхозназначения.

Вид разрешенного использования должен быть:

  • для ИЖС;
  • для ЛПХ;
  • ведение садоводства.

Титовчанин Пользователь FORUMHOUSE

Если сразу найти ИЖС или ЛПХ на землях поселений, не будет потом «мучительно больно» за бесцельно вбуханные в стройку деньги!

ВРИ можно изменить, но это может быть долго, хлопотно, с судебными процессами и финансовыми затратами. Лучше сразу выбирать беспроблемный участок и следить, чтобы его не накрывала никакая охранная зона.

На FORUMHOUSE есть отличный большой раздел, куда можно обращаться за советом в трудных случаях, он называется ВРИ, категория земли и их изменение. Узнайте, что можно построить на участке, а что нет. Прочитайте статью о том, как юридически перевести дачу в индивидуальный дом. Еще одна наша статья пригодится тем, кто хочет зарегистрировать дом по дачной амнистии, которая продлится до 2021 года. Узнайте, как можно быстро получить уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС и как обезопасить себя при покупке недостроя. Посмотрите наше видео о том, как оптимизировать затраты при строительстве дома.

Подписывайтесь на наш Telegram каналЭксклюзивные посты каждую неделю