Каникулы для малого бизнеса

Содержание

Надзорные каникулы для малого и среднего бизнеса продлены до 31 декабря 2020 года

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, в соответствии с которым мораторий на плановые проверки малого бизнеса будет действовать еще два года и завершится 31 декабря 2020 года (Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 35 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»). Хотя надзорные каникулы для малого и среднего бизнеса должны были завершиться 31 декабря текущего года (ст. 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Вместе с тем плановые проверки будут проводиться, в частности, в сферах, где введен риск-ориентированный подход, и объекты проверки отнесли к классу опасности/категории риска, а также в отношении юрлиц и ИП, у которых в предыдущие три года уже отбирали или приостанавливали лицензию, кого наказывали по КоАП дисквалификацией либо приостановлением, или же за совершение грубого нарушения.

Напомним, что ранее Росфинмониторинг представил методические рекомендации по выявлению бенефициаров клиентов.

Опять каникулы: почему решили продлить мораторий на проверки бизнеса

Итоги первого моратория

Мораторий на проведение плановых проверок бизнеса был введен с 1 января 2016 года и продлится до конца 2018 года. «Надзорные каникулы» не коснулись предприятий, работающих в сфере надзора промышленной, пожарной, радиационной и экологической безопасности, а также аудиторских организаций и компаний, управляющих многоквартирными домами.

Режим «надзорных каникул» для малого бизнеса доказал свою эффективность, отмечалось в докладе о проблемах бизнеса, подготовленном в аппарате бизнес-омбудсмена. В некоторых регионах мораторий помог снизить число плановых проверок почти вдвое, отмечалось в докладе. Впрочем, надзирателям за бизнесом легко обойти мораторий за счет роста числа внеплановых проверок и административных расследований, указывали авторы доклада. По данным «Опоры России», за 2017 год число плановых проверок бизнеса сократилось в среднем на 40%.

Правительству неоднократно предлагали продлить мораторий: в частности, в марте 2017 года МЭР предлагало сделать его бессрочным, а бизнес-омбудсмен Борис Титов в декабре предлагал ввести мораторий на проверки всех малых и средних предприятий без исключения, если речь не идет об угрозе жизни или здоровью.

Проверки вне плана

Внеплановые проверки представляют собой серьезную нагрузку для бизнеса, констатирует Михаил Абызов. Зачастую они являются инструментом недобросовестной конкуренции и надуманного давления на бизнес — важно принять закон (соответствующее поручение президента сейчас находится на исполнении в правительстве), закрепляющий соотношение внеплановых проверок в объеме не более 30% от плановых, ранее подчеркивал министр.

В октябре прошлого года Минэкономразвития представило разработанный на площадке «открытого правительства» проект федерального закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре, который предусматривает значительную реформу надзорной деятельности. Согласно прошедшему первое чтение в Госдуме законопроекту, власти не смогут проводить проверки в отсутствие руководителей компаний и в случаях, если установить нарушение можно и без личного присутствия проверяющего на предприятии. Кроме того, документ закрепляет переход от «палочной» системы, согласно которой работа надзорных органов оценивалась только по количеству проверок и объему штрафов, к риск-ориентированному подходу. Предприятия будут делиться на шесть классов опасности, от низкого до чрезвычайно высокого, и именно этот критерий станет основанием для определения периодичности надзора (так, для шестого, то есть самого низкорискового класса, плановых форм контроля вообще не предусмотрено).

Надзорные каникулы продлены, но с оговорками.

Что произошло?

Президент России подписал Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 35 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».

Документ вступил в силу 5 января 2019 года.

В чём суть документа?

Установлены особенности проведения некоторых видов плановых проверок и частично продлён мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Зачем потребовались такие поправки?

С 2016 по 2018 годы уже действовал запрет на плановые проверки малых предприятий (ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ). Законодатели решили перенести полученный опыт на новый период, в том числе с целью поддержки малого бизнеса и развития экономики. 📌 Реклама Отключить

На какой период продлены «надзорные каникулы»?

«Надзорные каникулы» продлены на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года. Однако продление коснётся только тех юрлиц и ИП, которые относятся к категории малого бизнеса и включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Что представляет собой Единый реестр субъектов МСП?

«Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» — специализированный сервис, запущенный 1 августа 2016 года, ведением которого занимается ФНС России. Одна из целей создания реестра — освободить организации и ИП, относящиеся к малому и среднему бизнесу от необходимости подтверждать свой статус при получении льгот, преференций и мер поддержки от государства. 📌 Реклама Отключить

Реестр формируется, в первую очередь, на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), а также сведений из сданной налоговой отчётности. То есть изначально без участия организации или ИП. Если же вашей организации (ИП) нет в реестре, хотя она там должна быть, то следует направить заявку на проверку сведений реестра.

Малый бизнес вовсе избавят от проверок?

Нет, в некоторых ситуациях и при некоторых видах деятельности «надзорные каникулы» не действуют. Плановые проверки смогут проводиться в случаях:

— проведения плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юрлиц и ИП к определённой категории риска;

— плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих виды деятельности, определённые Правительством РФ;

📌 Реклама Отключить

— плановых проверок лиц, привлекавшихся к административной ответственности за грубое нарушение обязательных требований;

— плановых проверок, проводимых по лицензируемыми видам деятельности и др.

Касаются ли «надзорные каникулы» налоговых проверок?

Нет, мораторий действует только в отношении плановых НЕналоговых проверок, то есть не распространяется на налоговые, прокурорские, полицейские, таможенные, валютные, страховые, банковские, в сфере обработки персональных данных, ПОД/ФТ и прочие проверки, проведение которых в принципе не подпадает под действие норм Закона № 294-ФЗ.

Кроме того, следует учитывать, что мораторий никак не касается внеплановых проверок.

Что будет, если проверка пройдёт вопреки мораторию?

Проведение плановой проверки организации из реестра субъектов МСП в нарушение запрета является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечёт недействительность результатов проверки.

«Надзорные каникулы» для малого бизнеса

Одним из ключевых постулатов Президента РФ в декабрьском послании Федеральному Собранию РФ был о том, что нужно установить «надзорные каникулы» для субъектов малого предпринимательства с целью прекратить «кошмарить» малый бизнес. Государственная Дума 17 июня 2015 г. одобрила в первом чтении законопроект №814738-6 «О внесении изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту — законопроект).

Целью обсуждаемого законопроекта является сокращение плановых проверок для законопослушного малого бизнеса на три года.

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ МАЛОМУ БИЗНЕСУ ПО ПРИМЕРЕ Г. МОСКВЫ

Прежде всего, законопроект ориентирован на субъекты малого предпринимательства. Критерии отнесения компаний и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства определены Федеральным законом от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее по тексту – Закон №209-ФЗ).

В соответствии со ст.4 Закона №209-ФЗ установлена следующая градация субъектов малого предпринимательства:

Показатели

Микропредприятие

Малое предприятие

Размер выручки за предыдущий год от реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС)*

60 млн рублей

400 млн рублей

Средняя численность работников

Не более 15 человек

Не более 100 человек

Суммарная доля участия государства и муниципальных образований, иностранных компаний и граждан, общественных организаций и некоторых других видов юридических лиц в уставном капитале

Не выше 25%

*Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 г. №101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Соблюдение первых двух критерий должно выполняться для отнесения индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства.


Таким образом, средние предприятия (у которых выручка составляет 1000 млн рублей, численность — от 101 до 250 человек включительно) не подпадают под действие «надзорных каникул».

Виды проверок, подпадающие под действие законопроекта

Перед тем как перейти к рассмотрению установленных законопроектом привилегий для малого бизнеса, разберемся, что подразумевается под плановой проверкой.

Напомним, что порядок прохождения неналоговых проверок (т.е. проверок, не связанных с правильностью исчисления налогов и страховых взносов) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентируется положениями Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту — Закон №294-ФЗ).

Так, п.1 ст.9 Закона №294-ФЗ установлено, что предметом плановой проверки является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся с периодичностью не чаще одного раза в три года на основании ежегодно разрабатываемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля планов (п.2 и п.3 ст.9 Закона №294-ФЗ).

Как компании либо индивидуальному предпринимателю узнать попал ли он в перечень плановой ревизии? Генеральной прокуратурой в рамках исполнения требования п.7 ст.9 Закона №294-ФЗ создается в срок до 31 декабря текущего года реестр плановых проверок, который размещается в Интернете. Для того, чтобы узнать интересующую информацию организации либо предпринимателю относительно 2015 г., достаточно зайти на сайт Генпрокуратуры по адресу: http://plan.genproc.gov.ru/plan2015.

Итак, законопроектом предусмотрен мораторий только в отношении плановых проверок и не освобождает добросовестных субъектов малого предпринимательства от остальных видов проверок.

А кроме плановых проверок существуют еще и экстренные или внеплановые проверки, которые проводятся в случаях:

  • истечения срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения (пп.1 п.2 ст.10 Закона №294-ФЗ);

  • поступления в контролирующие органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушение прав потребителей (пп.2 п.2 ст.10 Закона №294-ФЗ).

Таким образом, действие Закона №294-ФЗ (и законопроекта, вносящего изменения в Закон №294-ФЗ) не распространяется на иные виды вышеперечисленных неналоговых проверок, а также на таможенный, валютный контроль, банковский и страховой надзор, государственный контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов и ряд других видов контроля либо надзора (п.3.1 ст.1 Закона №294-ФЗ).

И в этой части власти могут также продолжать «кошмарить» бизнес.


Положениями ст.13 Закона №294-ФЗ ограничены сроки проведения плановой и неплановой проверок. Так, плановая выездная проверка субъектов малого предпринимательства должна занимать не более 50 часов в год, а в отношении микропредприятий — не более 15 часов в год (п.2 ст.13 Закона №294-ФЗ). И лишь в исключительных случаях сроки проведения плановой выездной проверки могут быть продлены, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов (п.3 ст.13 Закона №294-ФЗ). При подсчете часов должно учитываться время нахождения проверяющих на территории проверяемой компании либо индивидуального предпринимателя (Письмо Роспотребнадзора РФ от 21.01.2010 г. №01/549-10-32).

Одобренный в первом чтении законопроект не сокращает ранее предусмотренные ст.13 Закона №294-ФЗ сроки проведения проверок и в этой части для остальных участников бизнеса ничего не меняется.

Исключения из общих правил

Законопроектом установлены условия для применения «надзорных каникул». Так, одним из условий, ограничивающих право на мораторий проведения проверок, является наличие у субъектов малого бизнеса за предшествующие три года, вступивших в законную силу:

  • постановлений о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения законодательства РФ или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности (в соответствии с положениями КоАП РФ);

  • решений о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (п.2 ст.26 законопроекта).

Законопроект оперирует понятием «грубого нарушения законодательства». В самом КоАП РФ словосочетание «грубое нарушение законодательства» применяется в части:

  • нарушения требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (п.3 ст.9.1 КоАП РФ);

  • нарушения норм и правил в области использования атомной энергии (п.3 ст.9.6 КоАП РФ);

  • нарушения условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (п.5 ст.13.12 КоАП РФ);

  • осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (п.4 ст.14.1.1 КоАП РФ);

  • осуществления предпринимательской деятельности в области транспорта, за исключением автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (п.4 ст.14.1.2 КоАП РФ);

  • нарушения лицензионных требований в части государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п.3 ст.14.17 КоАП РФ);

  • нарушения условий государственного контракта по государственному оборонному заказу (п.3 ст.14.55 КоАП РФ);

  • нарушения условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ (п.2 ст.18.13 КоАП).

  • нарушения лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему (п.2 ст.20.8 КоАП РФ).


Но применительно ли к данным видам грубых нарушений будут осуществляться отсеивание кандидатов на право использования «надзорных каникул», пока непонятно. Поэтому, в подготовленном заключении по законопроекту (после первого чтения Госдумой) указано, что данная формулировка нуждается в уточнении, поскольку носит оценочный характер.

Кроме того, запрет на «надзорные каникулы» предусмотрен и в отношении определенных семи видов государственного контроля в части (п.5 ст.26.1 законопроекта):

а) промышленной безопасности в отношении объектов I или II класса опасности;

б) безопасности гидротехнических сооружений в отношении объектов I или II класса опасности;

в) эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в отношении объектов I или II категории;

г) обеспечения радиационной безопасности;

д) обеспечения защиты государственной тайны;

е) управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;

ж) внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

И если «запрещенный» перечень видов деятельности отбирался законотворцами «в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан», то непонятна причина появления в данном списке управляющих и аудиторских организаций.

Действие «надзорных каникул» также не будет распространяться на виды деятельности, указанные в п.9 ст.9 Закона №294-ФЗ. Это касается юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в социальной сфере, в том случае, если Правительство РФ включит их в перечень (п.1 ст.26.1 законопроекта).

Перспективы законопроекта

Действительно, законопроект направлен на сокращение количества плановых проверок для ряда субъектов малого предпринимательства. Однако законопроект содержит очень много исключений из общих правил. В случае принятия законопроекта в первозданном виде средние предприятия «выпадут» из претендентов на право применения «надзорных каникул».

В отношении предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые все-таки попадут под мораторий плановых проверок, надзорными органами может быть легко инициирована внеплановая проверка. Достаточно поступления жалобы (например, от гражданина) о нарушении его прав.

Как уже было отмечено, жизнь малого бизнеса не ограничивается только одним видом проверок. Жесткий контроль также осуществляется со стороны налоговых, пенсионных, таможенных органов. А сфера интересов рассматриваемого законопроекта — только положения Закона №294-ФЗ. Поэтому существенного ослабления от прессинга всевозможных проверок малый бизнес не получит.

Предусмотренная мера все же является временной (период действия моратория — с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г.) и по истечению указанного срока может быть отменена.

Кроме того, вызывает опасение и отсутствие самого механизма освобождения. Ведь для того, чтобы субъекты малого предпринимательства не попали в список проверяемых, нужно каким-то образом иметь подтверждение их статуса. А значит должна быть налажена система межведомственного взаимодействия с другими контролирующими органами. Такой порядок должен быть утвержден на уровне Правительства РФ.

Но, зная наш опыт межведомственного взаимодействия (так, например, в налоговых органах зачастую отсутствует актуальная информация о совершенных физическим лицом регистрационных действиях с автотранспортными средствами, а поэтому физическое лицо, сняв несколько лет назад транспортное средство с учета в ГИБДД может получить уведомление на уплату транспортного налога), можно предположить, что на практике будет работать пословица «спасение утопающих — дело рук самих утопающих!». Ведь сами субъекты малого предпринимательства заинтересованы не попасть в список плановых проверок.

Надзорные каникулы для бизнеса скоро могут завершиться

Всем предпринимателям хорошо известны поправки в Закон № 294 от 26 декабря 2008 года, именуемые также надзорными каникулами. Суть надзорных каникул проста: в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года представители малого бизнеса освобождаются от плановых проверок контролирующих ведомств — Роспротребнадзора, МЧС, Иммиграционной службы, Трудовой инспекции и т.д.

Еще в начале текущего года Правительство намеревалось продлить надзорные каникулы для малого и среднего бизнеса на 4 года, однако трагедия в Кемерово кардинально изменила эти планы. Текущий мораторий на проверки малого бизнеса будет действовать, как и предполагалось — до 31 декабря 2018 года, однако на еще одни каникулы бизнес может не рассчитывать.

Но и это еще не все. 16 мая 2019 года Совет Федерации РФ издал Постановление № 157, в котором отражены важнейшие задачи по части обеспечения пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей. Так, предлагается:

  • закрепить понятие «объект с массовым нахождением людей», а также установить для таких объектов категории риска;
  • отменить мораторий в части проведения плановых противопожарных проверок объектов с массовым пребыванием людей, причем ограничений по числу этих проверок быть не должно;
  • ужесточить требования к противопожарной безопасности;
  • усилить уголовную ответственность за нарушение противопожарных правил, а также ответственность за неисполнение предписаний органов госпожандзора;
  • отнести к объектам с повышенным риском концертные залы, клубы, спортивные сооружения, цирки, театры, кинотеатры и т.д.

Это значит, что владельцы подобных объектов будут проверяться органами госпожнадзора регулярно, без ограничений числа проверок. Нарушителям потребуется адвокат по уголовным делам, поскольку их ждут жесткие санкции вплоть до привлечения руководителей к уголовной ответственности.

Мнения относительно целесообразности надзорных каникул разнятся: так, Счетная палата РФ полагает, что их эффективность минимальна, поскольку каникулы не привели к существенному росту доли среднего и малого бизнеса в ВВП страны. Бизнес-омбудсмен Борис Титов же заявляет, что надзорные каникулы необходимы для защиты бизнеса, и их следует оставить, поскольку ужесточение надзора государства может привести к значительному сокращению количества фирм и ИП.

Отметим, что в настоящий момент на рассмотрении в Госдуме находится законопроект № 332053-7 о государственном и муниципальном контроле. В случае его принятия будет отменен Закон № 294 о защите прав юрлиц и ИП, а контролирующие органы начнут применять риск-ориентированный подход при проведении проверок. Однако пока законопроект нуждается в серьезных доработках, и как скоро его примут и примут ли вообще — неизвестно.

Кого не касаются налоговые каникулы?

В настоящее время далеко не все субъекты малого бизнеса подпадают под действие норм о надзорных каникулах. Так, плановые проверки по-прежнему проводятся в отношении:

  1. Компаний, занимающихся видами деятельности, зафиксированными в Постановлении Правительства РФ от 944 от 23.11.09 года. Например, это деятельность в сфере здравоохранения, розничной и оптовой торговли лекарствами, детского образования, предоставления социальных услуг и т.д.
  2. Компании, ранее привлекавшиеся к административной ответственности за совершение грубого нарушения, а также компании, получившие наказание в виде дисквалификации, приостановления деятельности или аннулирования разрешительных документов.

Кроме того, проверки осуществляются в отношении фирм и ИП:

  • эксплуатирующих производственные сооружения 1 и 2 класса опасности;
  • использующих гидротехнические конструкции 1 и 2 класса опасности;
  • использующих объекты, негативно влияющих на природу (1 и 2 категория опасности).

В отношении всех бизнесменов осуществляется также надзор в области применения атомной энергии, обеспечения радиационной безопасности, обеспечения защиты гостайны.

Одним словом, налоговые каникулы действуют только в отношении законопослушных фирм, ведущих свою деятельность в сферах, не представляющих опасности для окружающей среди и населения. Однако любая жалоба от конкурента или клиента неминуемо приведет к внеплановым проверкам.

Следовательно, бизнесу стоит приготовиться к ужесточению государственного контроля и надзора, причем не только в сфере противопожарной безопасности. Плановые проверки могут вернуться уже с 2019 года, поэтому оставшееся время предпринимателям стоит использовать для приведения собственной деятельности в соответствие с законодательством.