Каковы обязанности налогоплательщика

Налогоплательщик

Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

Права налогоплательщиков

Налогоплательщики имеют право:

  1. получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

  2. получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

  3. использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

  4. получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

  5. на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

  6. на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

  7. представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

  8. представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

  9. присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

  10. получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

  11. требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

  12. не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

  13. обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

  14. на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

  15. на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

  16. на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщики обязаны:

  1. уплачивать законно установленные налоги;

  2. встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

  3. вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

  4. представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

  5. представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года;

  6. представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

  7. выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

  8. в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

  9. нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Также налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

  1. обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

  2. обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

  3. о реорганизации — в срок не позднее трёх дней со дня принятия такого решения.

Что из перечисленного не относится к правам налогоплательщика?

1.право бесплатного получения от налогового органа по месту учета нормативных и законодательных документов о налогах и сборах

2.право присутствовать при выездной налоговой проверке

3.право на получение отсрочки, рассрочки и налогового кредита в порядке и на условиях, установленных НК РФ

Что из перечисленного не относится к обязанностям налогоплательщика?

1.встать на учет в налоговом органе

2.вести в установленном порядке учет доходов

3.представлять в налоговый орган декларации по тем налогам, по которым это установлено НК РФ

4.приобретение нормативных актов по налогам

Что из перечисленного не относится к обязанностям налогового органа?

1.соблюдение налоговой тайны

2.осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных налогов

3.ведение учета организаций и физических лиц

4.ведение следственных действий по налоговым преступлениям

4. Федеральные налоги — это:

5. Совокупность налогов, сборов, платежей, взимаемых на территории — это:

Практико-ориентированное задание № 5 (30 баллов)

Определить налоговую базу, рассчитать сумму налога и заполнить налоговую декларацию по налогу на имущество организаций, используя следующие исходные данные. Остаточная стоимость основных средств организации, подлежащих налогообложению налогом на имущество, составила: на 1 января 20хх г. — 50 000 тыс. руб.; на 1 февраля 20хх г. — 48 000 тыс. руб.; на 1 марта 20хх г. — 46 000 тыс. руб.; на 1 апреля 20хх г. — 44 000 тыс. руб. Налоговая ставка установлена в размере 2,2%. Уплата налога на имущество производится ежеквартально.

№6

1 вопрос: Раскрыть понятие налоговые проверки и их виды.. (15 баллов);

2 вопрос Тест №6 (15 баллов):

Что такое объект налогообложения?

1.имущество налогоплательщика

2.доход налогоплательщика

3.операции по реализации, имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (работ, услуг), либо иной объект, с наличием которого связывается возникновение обязанности по уплате налогов и сборов

Что такое реализация товаров, работ, услуг?


1.передача права собственности на возмездной, а в ряде случаев на безвозмездной основе.

2.передача права собственности на безвозмездной основе

3.передача права собственности на возмездной основе

В каком случае налоговые инспекции имеют право проверить цену сделки?

1.в любом случае

2.между взаимозависимыми лицами

3.по подакцизным товарам

4.по бартерным операциям

5.по внешнеторговым сделкам

6.если цена товара отклоняется от рыночной на 15%

4. Субъект налогообложения — это:

5. Налоговая база — это:

Практико-ориентированное задание № 6 (30 баллов)

Организация имела в собственности автомобиль. Мощность двигателя — 110 л.с. В марте текущего года организация провела его капитальный ремонт и поставила новый двигатель мощностью 135 л.с. Рассчитайтесь с бюджетом по транспортному налогу за текущий год. Укажите бухгалтерские записи.

№7

1.вопрос: Указать виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. (15 баллов);

2.вопрос Тест №7 (15 баллов):

Что такое доход в целях налогообложения?

1.выручка от реализации продукции (работ, услуг)

2.прибыль налогоплательщика

3.экономическая выгода в денежной или натуральной форме

Что такое дивиденды?

1.выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность

2.любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли после налогообложения

Как производится взыскание налога с организации?

1.в бесспорном порядке

2.в судебном порядке

4. Налоговая политика — это:

5. Часть объекта, определенная законодательством, освобожденная от налогообложения — это:

Практико-ориентированное задание № 7 (30 баллов)

Организация в налоговом периоде отгрузила продукцию покупателям на сумму 590 000 руб. (в том числе НДС — 90 000 руб.) и реализовала основные средства на сумму 118 000 руб. с учетом НДС. Кроме того, организацией были получены и оприходованы материалы на 236 000 руб. (в том числе НДС — 36 000 руб.), из которых оприходовано только 118 000 руб. (включая НДС — 18 000 руб.). На расчетный счет зачислен аванс от покупателя в сумме 120 000 руб. с учетом НДС. Перечислен аванс поставщику комплектующих изделий в сумме 177 000 руб. Аванс не предусмотрен условиями договора поставки. Получен счет за арендованные офисные помещения — на сумму 146 320 руб. (в том числе НДС — 22 320 руб.).Все счета-фактуры организацией получены и правильно оформлены. Определите налоговую базу по НДС, сумму налоговых вычетов и сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет.

№8

1 вопрос: Дать характеристику элементов налогообложения. (15 баллов);

2 вопрос Тест №8 (15 баллов):

Как производится взыскание налога у налогоплательщика – физического лица?

1.в бесспорном порядке

2.в судебном порядке

В случае неуплаты или неполной уплаты налога?

1.обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на счета налогоплательщика или налогового агента

2.обязанность по уплате налога исполняется путем судебного разбирательства

Проводится ли взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика?

1.да

2.нет

4. В каком документе определяется основное направление налоговой политики РФ:

В чем отличие косвенных налогов от прямых?

Основные права и обязанности налогоплательщиков

К категории налогоплательщиков по НК РФ относятся физические и юридические лица, которые по нормам действующего законодательства обязаны перечислять в бюджеты разных уровней налоги и сборы. Источник средств для уплаты налоговых сумм – собственные материальные ресурсы.

Классификация налогоплательщиков

Плательщиков налогов можно разделить на две крупные группы – физических и юридических лиц.

Налогоплательщики физические лица

Физические лица в роли налогоплательщиков могут выступать как индивидуальные предприниматели, ведущие свою деятельность на общих основаниях, и в качестве предпринимателей, пользующихся льготными условиями упрощенной системы налогообложения.

По отношению к правилам исчисления подоходного налога физические лица налогоплательщики могут иметь место постоянного пребывания в пределах территории РФ или за пределами государства.

Налогоплательщики юридические лица

Особенность статуса юридического лица в том, что организация может выступать как самостоятельный налогоплательщик, перечисляя налоги за все свои структурные подразделения. Обособленные подразделения, у которых есть собственный расчетный счет и отдельный баланс, штат бухгалтеров, по действующим нормам тоже могут выступать в роли налогоплательщиков.

Для иностранных юридических лиц предусмотрена возможность реализации своих прав и обязанностей в сфере налогового законодательства в форме постоянного представительства. Характерной особенностью акционерных обществ является возможность регулирования их деятельности нормами Конституции, применимыми для физических лиц.

По размеру юридических лиц принято делить на:

  • обычных;
  • малых;
  • упрощенцев.

По направленности действий налогоплательщики подразделяются на коммерческих и некоммерческих.

На соблюдение каких прав могут рассчитывать налогоплательщики?

Налоговое законодательство предусматривает для плательщиков ряд прав, которыми они могут пользоваться вне зависимости от принадлежности их к крупным или малым предпринимателям. В числе основных прав приводится перечень:

  1. Право на получение устных разъяснений о порядке применения норм налогового учета и отчетности, правилах заполнения отдельных бланков документов и расчета сумм налоговых отчислений.
  2. Право на письменные пояснения по интересующим налогоплательщика вопросам, получение бесплатной справочной и информационной поддержки, проведение консультаций.
  3. Налогоплательщик вправе требовать предоставления ему для ознакомления и заполнения форм налоговых деклараций.
  4. Применение на практике льгот в форме налоговых вычетов или путем перехода на упрощенные режимы налогообложения.
  5. Составлять акты сверок с налоговой инспекцией в разрезе по отдельным налогам и в целом по организации.
  6. Осуществлять зачет сумм переплаты по налогам, оформлять возврат излишне перечисленных в бюджет средств в виде авансовых платежей, текущих налоговых отчислений, штрафных санкций, пени.
  7. Давать пояснения относительно произведенных расчетов по налоговым платежам, произведенным оплатам.
  8. Участвовать в проверках по контролю их финансовой деятельности.
  9. Отстаивать свою точку зрения в рамках правового поля при несогласии с результатами проверки налоговыми органами, давать дополнительные объяснения по актам проверок.

Спорные вопросы и необходимость соблюдения прав налогоплательщика

Налогоплательщик имеет все основания требовать от должностных лиц налоговой инспекции при осуществлении ими фискальной функции руководствоваться нормами текущего законодательства, соблюдать правила расчета и уплаты налогов и сборов. В случаях предъявления налогоплательщику со стороны ИФНС неправомерных актов, юридическое или физическое лицо может отказаться от их выполнения.

Важно! При отказе выполнять незаконное требование налогового органа надо быть готовым отстаивать свою позицию в судебном порядке.

Налогоплательщику предоставляется возможность обжаловать действия отдельных сотрудников налоговой инспекции или учреждения в целом в порядке судебного разбирательства. Аналогичный механизм действий предусмотрен и для случаев, когда работники ИФНС отказываются принимать меры в спорных ситуациях или не хотят исполнять свои непосредственные обязанности (гл. 19 НК РФ).

При отказе в предоставлении разъяснений налогового законодательства физическому лицу, выступающему в качестве налогоплательщика, он вправе обратиться с требованием о возмещении причиненных ему убытков, которые стали следствием отсутствия возможности правильно применить нормы законов. Такое право закреплено в ст. 21 НК РФ.

Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии со ст. 111 НК РФ, если:

  • по вопросу, который имеет непосредственное отношение к статье нарушения, ему была оказана неграмотная консультация в налоговом органе;
  • неверная информация от сотрудников налоговой службы стала причиной совершенного нарушения норм налогового законодательства.

Помните! Правило налоговой тайны действует в отношении всех категорий налогоплательщиков.

Плательщики налогов могут рассчитывать на то, что их история налоговых отчислений и данные отчетности будут содержаться в тайне, так как они не подлежат публичной огласке. Все права закреплены нормами НК РФ, гарантии их соблюдения представлены мерами административного и судебного регулирования отношений.

Какие обязанности возлагаются на налогоплательщиков?

Плательщики налога в начале своей деятельности должны вставать на учет в ИФНС. Круг основных обязанностей юридических и физических лиц из числа плательщиков налогов:

  1. Необходимость расчета и уплаты налогов и сборов по установленным законодательством ставкам.
  2. Своевременное и полное отражение доходной и расходной частей в процессе деятельности.
  3. Юридическим лицам предписывается обязательное ведение наравне с бухгалтерским учетом налогового.
  4. Обратите внимание! Данные налогового и бухгалтерского учета часто расходятся из-за различий в подходах к оценке активов и их признании.

  5. Сдавать в налоговый орган декларации по уплачиваемым налогам и сборам, страховым взносам, представлять бухгалтерскую отчетность.
  6. Применение в определенных законодательством случаях бланков строгой отчетности и ККТ.
  7. Предоставлять в ИФНС необходимые для определения сумм налоговых платежей документы и сведения.

Налогоплательщики обязаны направлять письменные уведомления в ИФНС обо всех ключевых изменениях в своей деятельности. К таким случаям относятся:

  • открытие расчетных счетов в банковских учреждениях;
  • создание структурных подразделений на территории РФ;
  • намерение закрыть обособленное подразделение;
  • наделение обособленного подразделения более широкими полномочиями в области финансовой деятельности;
  • участие в капитале иностранных и российских предприятий;
  • начало процедуры банкротства;
  • смена места жительства или деятельности.

На протяжении своего существования плательщик налога должен обеспечить сохранность отчетности – налоговой и бухгалтерской (в течение 4 и 5 лет соответственно).

Важно! Срок хранения налоговых отчетов установлен в пределах 4 лет, но по закону «О бухгалтерском учете» все виды первичной и отчетной документации должны храниться на предприятии не менее 5 лет.

В круг обязанностей налогоплательщика входит и выполнение требований должностных лиц ИФНС по устранению недостатков и ошибок в налоговом учете на законных основаниях. При несогласии плательщика с данными акта проверки он может отказаться от проставления подписи в нем. Но в этом случае появляется обязательство по предоставлению письменного мотивированного отказа.

За что могут привлечь налогоплательщика к ответственности?

Привлечение к ответственности налогоплательщиков должно производиться при наличии в их деятельности факта налогового правонарушения. Под ним подразумевается наличие осознанного неисполнения обязанностей плательщиком налога, противоправные действия, необоснованное бездействие, которые стали причиной несоблюдения баланса прав и обязанностей между заинтересованными участниками налоговых взаимоотношений.

К ответственности налогоплательщика или должностных лиц ИФНС могут привлечь за правонарушения:

  • против налоговой системы;
  • при несоблюдении прав и свобод отдельного налогоплательщика или всех категорий плательщиков налогов и сборов;
  • против совершения плана по исполнению доходной части государственного бюджета;
  • при нарушении порядка ведения налогового и бухгалтерского учета;
  • нарушения в виде неправильного или несвоевременного предоставления отчетности в контролирующие органы;
  • невыполнение обязанности по уплате налогов или выполнении его с нарушениями.

Запомните! Лицо не может быть признано виновным и привлечено к ответственности, если его вина не была доказана в соответствии со ст. 109 НК РФ.

При обнаружении правонарушения сотрудниками налоговой инспекции должно быть инициировано судебное разбирательство. На это отводится 3 месяца с даты обнаружения нарушений при выполнении обязательств налогоплательщиком.

Статья 23 НК РФ. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Ст 23 НК РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Налогоплательщики обязаны:

  • 1) уплачивать законно установленные налоги;
  • 2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;
  • 3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • 4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • 5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов;
  • 6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • 7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  • 8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;
  • 9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2. Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

  • 1) — 1.1) утратили силу. — Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ;
  • 2) о своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10 процентов, — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  • 3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:
    • в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;
    • в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;
  • 3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):
    • в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);
    • в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);
  • 4) утратил силу. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.

2.1. Налогоплательщики — физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ.

3.1. Налогоплательщики помимо обязанностей, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 настоящего Кодекса:

  • 1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов). В целях настоящего подпункта доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном статьей 105.2 настоящего Кодекса;
  • 2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;
  • 3) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

3.2. Иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество на праве собственности, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса, помимо обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, обязаны в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица — сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих).

При наличии у иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) нескольких объектов имущества, указанных в настоящем пункте, сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения одного из объектов имущества по выбору этого лица.

3.3. Обязанности налогоплательщиков, предусмотренные подпунктами 1 и 2 пункта 3.1 настоящей статьи, распространяются на лиц, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми резидентами Российской Федерации и осуществляющих доверительное управление имуществом, в случае, если такие лица вносят имущество, являющееся объектом доверительного управления, в капитал иностранной организации либо передают это имущество учрежденным ими иностранным структурам без образования юридического лица.

3.4. Плательщики страховых взносов обязаны:

  • 1) уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы;
  • 2) вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения, в соответствии с главой 34 настоящего Кодекса;
  • 3) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам;
  • 4) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты страховых взносов;
  • 5) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета;
  • 6) в течение шести лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;
  • 7) сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации — плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий);
  • 8) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.1. Лицо, относящееся к категории налогоплательщиков, обязанных в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должно не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения этого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта лицо обязано передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме таких документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

Обязанность лица, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, считается исполненной при наличии у него договора с оператором электронного документооборота на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота (о передаче прав на использование программного обеспечения, предназначенного для обеспечения электронного документооборота) с указанным налоговым органом по месту учета этого лица и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи или при наличии такого договора и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи у уполномоченного представителя лица, которому предоставлены полномочия на получение документов от указанного налогового органа.

В случае, если получение от налогового органа документов осуществляется через уполномоченного представителя лица, на которое возложена обязанность, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия уполномоченного представителя лица — владельца указанного квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа. При этом, если уполномоченным представителем лица является юридическое лицо, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия физического лица — владельца указанного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа (за исключением случаев, если физическое лицо является законным представителем такого юридического лица).

Документы, подтверждающие полномочия указанных в настоящем пункте уполномоченных представителей, должны быть представлены в налоговый орган лицом лично или через представителя либо направлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) через оператора электронного документооборота не позднее трех дней со дня предоставления уполномоченному представителю соответствующих полномочий.

Формат и порядок направления в налоговый орган указанных документов в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5.2. Иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, обязана представлять в налоговый орган документы (информацию), сведения, представление которых такой организацией предусмотрено настоящим Кодексом, по форматам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, через личный кабинет налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Указанная в абзаце первом настоящего пункта иностранная организация должна обеспечить получение от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В период, когда личный кабинет налогоплательщика не может использоваться такой иностранной организацией для представления в налоговый орган документов (информации), сведений в соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, документы (информация), сведения, представление которых предусмотрено настоящим Кодексом, представляются указанной иностранной организацией в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, также несут обязанности, предусмотренные законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

7. Сообщения, предусмотренные пунктами 2, 2.1 и подпунктом 7 пункта 3.4 настоящей статьи, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Если указанные сообщения переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, такие сообщения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью лица, представившего их, или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронной форме, а также порядок заполнения форм указанных сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Порядок представления сообщений, предусмотренных пунктами 2, 2.1 и подпунктом 7 пункта 3.4 настоящей статьи, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

8. Обязанности налогоплательщиков (налоговых агентов), установленные настоящей статьей, распространяются также на иностранные организации, самостоятельно признавшие себя налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.

Хочешь помочь — не мешай!

Налогоплательщик не обязан содействовать проверяющим при проведении налоговых проверок

С камеральной налоговой проверкой в процессе своей деятельности сталкивался практически любой предприниматель. Данный вид проверок в последнее время становится довольно распространенным в связи с наличием у налоговых органов почти неограниченных возможностей по истребованию документов у налогоплательщиков. Зачастую камеральная проверка подменяет собой выездную проверку (по объему проверяемых документов и по проверяемым вопросам).

Однако особенно актуальной камеральная проверка является для плательщиков НДС, у которых по итогам налоговых периодов сумма налоговых вычетов превышает сумму налога, исчисленного к уплате. То есть для тех предпринимателей, кто претендует в дальнейшем на возмещение этого налога.

К тому же при проведении камеральной налоговой проверки налоговые органы очень часто проводят встречные налоговые проверки поставщиков налогоплательщика на предмет уплаты ими НДС в бюджет, принятого к вычету проверяемым налогоплательщиком.

Как показывает практика, неполучение налоговиками в ходе осуществления мероприятий налогового контроля в отношении заявленного к вычету НДС информации об уплате поставщиком полученных от покупателя сумм налога в бюджет является безусловным основанием для отказа налогоплательщику — покупателю товаров в применении налоговых вычетов. Поводом для отказа, в частности, могут послужить факты получения налоговым органом ответов на его запросы, направленные в адреса поставщиков налогоплательщика: «Адресат выбыл», «Адресат не значится» и пр.

Отказ в применении вычета может быть получен и в том случае, если налоговым органом на запрос в инспекцию по месту нахождения поставщика получен ответ, что он не зарегистрирован и не состоит на налоговом учете или не представляет отчетность и не уплачивает налог, а также в случае неполучения ответа из налогового органа, по месту которого состоит на учете поставщик товара.

В этой связи актуальным становится вопрос об обязанности проверяемого плательщика НДС в рамках проведения камеральной проверки содействовать налоговому органу в розыске своих поставщиков, изменивших местонахождение (фактический или юридический адреса).

Содействовать необязательно

Системный анализ ст. 88 НК РФ позволяет говорить, что в ходе камеральной проверки налоговые органы вправе потребовать, а налогоплательщик соответственно обязан предоставить информацию (документы), относящуюся к его деятельности. Эта информация и документы должны быть связаны с исчислением и уплатой налогов. С учетом нормативных положений ст.-82, 169, 171 и 172 НК РФ к ним, в частности, относятся:

  • договоры на приобретение плательщиком налогов товаров (работ, услуг);
  • счета-фактуры, выставленные продавцами товаров (работ, услуг) плательщику налога;
  • платежные и иные документы, подтверждающие уплату налога на добавленную стоимость поставщику товаров (работ, услуг);
  • документы, подтверждающие принятие приобретенных товаров (работ, услуг) к учету (накладные, акты выполненных работ и пр.);
  • данные учета и отчетности налогоплательщика;
  • объяснения налогоплательщиков по поводу исчисления и уплаты налога.

Кроме того, определение содержания обязанности налогоплательщика по представлению в налоговый орган документов (информации), истребуемых в рамках проведения камеральной проверки, также должно осуществляться с учетом положений ст. 23 НК РФ, устанавливающих общие обязанности субъекта налоговых отношений. Согласно им налогоплательщики, в частности, обязаны:

● представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ);

● выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ);

● предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ (подп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Таким образом, законодательство о налогах и сборах предъявляет к процедуре истребования налоговым органом документов и информации в рамках проведения камеральной налоговой проверки дополнительные требования.

Так, помимо того что истребуемые документы и информация должны относиться к деятельности налогоплательщика и быть связанными с исчислением и уплатой налогов, обязанность налогоплательщика по их представлению также должна быть предусмотрена нормами налогового законодательства.

Кроме того, как показывает практика применения ст. 93 «Истребование документов» и ст. 126 НК РФ, обязательным условием для представления документов и информации налоговому органу является факт их наличия у данного налогоплательщика.

Ни в одной из этих статей не указано, что налогоплательщик обязан оказывать какое-либо содействие налоговым органам в осуществлении ими мероприятий налогового контроля. Подпунктом 6 п. 1 ст. 23 НК РФ установлена лишь обязанность не препятствовать налоговым органам при исполнении ими своих обязанностей.

Здесь также необходимо учитывать, что в сфере публично-правовых отношений не допускается расширительное толкование положений, возлагающих на их участников публичные обязанности, поскольку такие отношения непосредственно связаны с ограничением субъективных прав.

Таким образом, поскольку нормами законодательства о налогах и сборах не предусмотрена обязанность налогоплательщика по содействию налоговому органу, не определены формы такого содействия, то и обязанность по содействию налоговому органу, в том числе по поиску своих контрагентов (поставщиков), изменивших свое местонахождение, у налогоплательщика отсутствует.

Также налогоплательщик не обязан предоставлять налоговому органу такую информацию в рамках ст. 88 НК РФ. Поскольку это не предусмотрено нормами НК РФ и она не может быть квалифицирована как информация, относящаяся к деятельности налогоплательщика, а также не связана с исчислением и уплатой налога налогоплательщиком.

Назначена встречная проверка

При определении обязанностей налогоплательщика, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка, связанных с проведением встречной проверки третьих лиц для получения информации о проверяемом налогоплательщике, необходимо исходить из того, что встречная проверка является одной из форм налогового контроля. Налоговый контроль согласно НК РФ осуществляется налоговыми органами.

В связи с этим, по нашему мнению, следует учитывать позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Постановлении от 16.07.2004 № 14-П. В частности, в нем указано, что «осуществление налогового контроля возложено на налоговые органы», а законодательное регулирование налогового контроля и деятельность уполномоченных органов по налоговому контролю осуществляются исходя из «недопустимости вмешательства контролирующего органа в оперативную деятельность проверяемого».

Таким образом, встречная проверка проводится по усмотрению налогового органа на основе информации, полученной от налогоплательщика. При этом информацию о местонахождении поставщиков товаров (работ, услуг) можно узнать из представленных налогоплательщиком документов (счета-фактуры, накладные и пр.).

В случае изменения местонахождения организации налоговые органы имеют возможность получить информацию о поставщике товаров (работ, услуг) в силу единства и централизованности налоговой службы от других налоговых органов на основе, например, идентификационного номера налогоплательщика.

Кроме того, изменение адреса юридического лица (изменение постоянного местонахождения исполнительного органа организации) должно осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно нормам данного Закона изменение местонахождения юридического лица должно сопровождаться внесением новых данных в его учредительные документы и представлением соответствующих сведений в налоговый орган. Это обстоятельство позволяет налоговому органу, проводящему проверку в отношении плательщика НДС, достоверно установить местонахождение его поставщиков путем взаимодействия с налоговым органом по месту учета такого поставщика.

Заставить же налогоплательщика оказывать какое-либо содействие в розыске поставщиков, по нашему мнению, означает превышение налоговым органом своих полномочий, переложение своих должностных обязанностей и государственных функций в сфере налогового контроля на налогоплательщика. Это же будет свидетельствовать и о возложении на налогоплательщика дополнительных обязанностей, не предусмотренных Налоговым кодексом, а также о вмешательстве в оперативную деятельность проверяемого.