Какой земельный налог

Содержание

Если у вас имеются вопросы, вам нужна помощь, пожалуйста, звоните в бесплатную федеральную налоговую консультацию.

  • Москва и область 8 (499) 577-01-78
  • Санкт-Петербург и область 8 (812) 467-43-82
  • Остальные регионы России 8 (800) 350-84-13 доб. 742

Собственники земли, будь то организации или простые граждане, сталкиваются с таким понятием, как земельный налог. В материале кратко разберем правовые основы взимания земельного налога, а также выясним:

  • какое место он занимает в системе бюджетных доходов;
  • каков порядок установления земельного налога.

Понятие и назначение земельного налога

Как указано в ст.65 ЗК РФ, земля в нашей стране используется на платной основе. При этом видов платежей всего два:

  • налог;
  • арендная плата.

Определение земельного налога выводится из положений гл.31 НК. Так, согласно ст.388 НК это налог, уплачиваемый физ. лицами и компаниями за участки, которыми они владеют на праве:

  • собственности;
  • постоянного пользования;
  • пожизненного наследуемого владения.

Важно! За некоторые объекты налог не взимается. Их закрытый перечень содержится в п.2 ст.389 НК. Например, это:

— лесной фонд;

— земля, занятая заповедниками, памятниками культуры и истории и т.п.;

— участки, включенные в имущество многоквартирного дома (с 2015 г.) и др.

Пример 1

У Клавдии в собственности есть трехкомнатная квартира в многоэтажке. Также ей принадлежит доля 5/1000 участка под домом. Однако налог Клавдия платит только за квартиру. Земля в составе общедомового имущества освобождена от налогообложения.

Основное назначение налога на землю, иных сборов и налогов — пополнение государственной казны. Далее рассмотрим, как земельный налог распределяется по бюджетам разных уровней.

В какой бюджет зачисляется земельный налог

Если у вас имеются вопросы, вам нужна помощь, пожалуйста, звоните в бесплатную федеральную налоговую консультацию.

  • Москва и область 8 (499) 577-01-78
  • Санкт-Петербург и область 8 (812) 467-43-82
  • Остальные регионы России 8 (800) 350-84-13 доб. 742

Согласно НК РФ все налоги в России разделяются на 3 группы. Они бывают:

  • федеральные — эти те взносы, которые платятся по всей стране (например, НДФЛ или НДС);
  • региональные — помимо кодекса, регулируются законами субъектов РФ и действуют на их территории (например, транспортный);
  • местные — такие налоги прописаны в налоговом кодексе и решениях муниципалитетов.

Как раз земельный налог относится к местному виду налогов согласно ст.15 НК. Регулирующая его гл. 31 НК включена в раздел 10 НК, который посвящен местным налогам и сборам. Это значит, что конкретные условия взимания налога действуют на территории того муниципального образования, в котором он введен. Таким образом, утверждение, что земельный налог — это федеральный налог, ошибочно.

Важно! Понятие муниципального образования содержится в ст.2 закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. К нему относятся:

— городское и сельское поселения;

— городской округ, в т.ч. с внутригородским делением;

— внутригородской и муниципальный районы;

— внутригородская территория.

Вне зависимости от того, каким является тот или иной налог (федеральным, местным или региональным) распределение полученных от него доходов может происходить по-разному.

Согласно ст.61 — 61.5 БК, 100% земельного налога поступает в местный бюджет муниципального образования. А это значит, что такие платежи составляет значительную часть всей доходной части бюджета поселков и районов. Особенно в тех регионах, где традиционно развито сельское хозяйство. Распределение доходов от земельного налога на нужды муниципального образования происходит в соответствии с местными правовыми актами.

Пример 2

Данные Росстата по статистике поступления налогов за земли в т.ч. сельхозназначения в населенных пунктах Гулькевичское и Брюховецкое Краснодарского края за период 2013-2017 гг. показывают, что на долю этого налога приходится 16-27% от всех доходов бюджета поселений.

Чем регулируется земельный налог

Как распределяются полномочия органов власти по урегулированию налогов разных уровней, написано в ст.12 НК. Так, в п.4 этой статьи написано, что местные налоги работают в соответствии с НК РФ и правовыми актами муниципальных властей. При этом на местном уровне разрешается:

  • регулировать ставки налога;
  • устанавливать порядок и сроки его уплаты, если они не закреплены в налоговом кодексе;
  • вводить дополнительные льготы.

Таким образом, местные власти, проведя оценку эффективности налоговых льгот по земельному налогу на своей территории, вправе устанавливать свои категории льготников по налогу и размер таких льгот. Это значит, что один и тот же человек будет платить за свой участок по-разному в зависимости от того, где расположена земля.

Важно!

Посмотреть актуальную информацию по существующим льготам и ставкам можно на сайте ФНС в специальном сервисе.

Пример 3

У москвичей Олега и Евгения одинаковые по размеру дачные участки, расположенные в Московской обл.: у Олега — под г. Ногинск, а у Евгения — недалеко, под г. Электросталь. Земельный налог в этих муниципальных образованиях регулируется решениями Совета Депутатов г. Ногинска от 25.10.2007 № 7/23 и г. Электросталь от 29.10.2014 № 385/73 соответственно.

Если посмотреть на информацию в онлайн-справочнике, без доп. льгот Олег платит налог за свой участок по ставке 0,2, а Евгений — 0,3. Перечень льготников в этих городах также различается.

Итоги

  1. Земельный налог является местным налогом. Муниципальные власти вправе регулировать его ставки и вводить дополнительные льготы.
  2. Нормативно правовое регулирование земельного налога осуществляется на основе положений НК и решений местных властей.
  3. Распределение между бюджетами земельного налога не происходит. 100 % поступлений направляются в бюджет муниципального образования, на территории которого расположен участок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Если у вас имеются вопросы, вам нужна помощь, пожалуйста, звоните в бесплатную федеральную налоговую консультацию.

  • Москва и область 8 (499) 577-01-78
  • Санкт-Петербург и область 8 (812) 467-43-82
  • Остальные регионы России 8 (800) 350-84-13 доб. 742

Наталья Анатольевна

Я очень старался при написании этой статьи, пожалуйста, оцените мои старания, мне это очень важно, спасибо!

Земельный налог в 2019-2020 годах — льготы, расчет, ставки

Кто платит налог на землю

Льготы по земельному налогу

Как рассчитать земельный налог в 2018-2019 годах

Как Земельный кодекс связан с земельным налогом

О чем глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса

В какой бюджет поступает земельный налог с организаций

Кто платит налог на землю

По ст. 388 НК РФ субъектами земельного налога являются:

  • физлица и юрлица, обладающие земельными участками (признаваемыми объектами налогообложения по ст. 389 НК РФ) на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения;
  • управляющие компании (в отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд).

Однако существуют виды прав на землю, которые дают возможность земельный налог не уплачивать. Вы найдете их перечень в данном материале.

Отметим, что с начала 2015 года земельный налог перестал «задваиваться», как это было раньше (из-за его параллельной оплаты и старым, и новым собственниками за календарный месяц передачи прав). Это стало возможным благодаря правкам, внесенным в ст. 396 НК РФ, в которой появилось ограничение по оплате налога в зависимости от даты перехода собственности. Так, при реализации объекта до 15 числа новый пользователь земельный налог подсчитывает с месяца появления прав, старый же перечисляет земельный налог без переходного месяца. Если права сменились после 15 числа, то покупатель земельный налог уже платить не должен, а продавец этот месяц включает в свой расчет.

Льготы по земельному налогу

В ст. 395 НК РФ прописаны льготы для следующих юр- и физлиц по земельному налогу:

  • для уголовно-исполнительных органов по землям, задействованным в выполнении ими их функций;
  • для компаний, имеющих в штате инвалидов от 80% общей численности, по землям, участвующим в непредпринимательской сфере;
  • для прочих лиц (их исчерпывающий список перечислен ).

Помимо этих льгот по земельному налогу НК РФ также выделяет земельные участки, по которым не нужно считать налог:

  • земли под многоквартирными постройками;
  • земельные участки, занятые лесами;
  • прочие объекты по земельному налогу (подробности – в статье «Объект налогообложения земельного налога»).

Как рассчитать земельный налог в 2018-2019 годах

Земельный налог в 2016-2017 годах (а также в 2018 году) компания определяет либо в целом за год, либо поквартально (при наличии в регионе отчетного периода). Порядок расчета земельного налога регламентирован ст. 396 НК РФ, сумма налога находится перемножением налоговой базы и ставки земельного налога.

Расчет земельного налога зачастую требует учесть корректировку на коэффициенты, которые возникают по землям:

  • для строительства;
  • находящимся в пользовании менее года;
  • льготным.

Варианты расчета земельного налога с применением коэффициентов смотрите в публикации.

С примером расчета земельного налога предлагаем вам ознакомиться в этом материале.

Что касается предпринимателей, то они не занимаются самостоятельным подсчетом налога и оформлением декларации по нему: земельный налог они платят по уведомлению налоговиков. Т. е. в отношении этого платежа ИП приравниваются к физлицам как субъектам земельного налога (подробности – ).

Как Земельный кодекс связан с земельным налогом

Земельный налог регулируется НК РФ и законами РФ. Сами же правоотношения, возникающие одновременно с появлением и утратой прав на землю, сопровождаются нормами Земельного кодекса (далее – ЗК РФ). Кроме того, ЗК РФ указывает на основной элемент налогообложения по земельному налогу – налоговую базу, которая выражена в кадастровой стоимости (ст. 65 ЗК РФ).

Как учитывать при расчете земельного налога изменение кадастровой стоимости из-за перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования, узнайте .

О чем глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса

Правила в отношении расчета и уплаты налога отражает гл. 31 «Земельный налог», в которой НК РФ прописывает следующие составляющие земельного налога:

  • объект;
  • ставку;
  • налоговую базу;
  • налоговый период;
  • налоговые льготы;
  • порядок исчисления и уплаты земельного налога.

Однако поскольку земельный налог относится к местным налогам, он также регулируется и актами местных органов. В частности, они определяют, какая в конкретном населенном пункте действует ставка земельного налога, т. к. НК РФ устанавливает только границы этих ставок.

Подробнее о ставках земельного налога читайте в этой публикации.

НК РФ для юридических лиц определяет срок представления декларации по земельному налогу до 1 февраля года, следующего за налоговым периодом. Местный законодатель конкретизирует точную дату подачи отчета. Правильно заполнить отчет поможет наша статья «Подаем налоговую декларацию по земельному налогу (бланк)».

О действующей декларации по земельному налогу и планах по ее изменению узнайте по .

С нюансами расчета земельного налога вас познакомит наш материал.

Сдать декларацию в ИФНС можно как на бумаге, так и по ТКС или через сайт ФНС. Актуальные рекомендации по отправке отчета вы найдете в статьях:

  • «Доверенность на представителя нужно сдать в ИФНС до отправки электронной декларации»;
  • «ФНС РФ: почти всю отчетность можно сдать через сайт».

Местные законы могут также предусматривать наличие промежуточных периодов по налогу, определять сроки оплат, а также льготы (подробности – ).

ВАЖНО! Срок, выделенный для оплаты земельного налога физлицами, поменялся. Обновленные даты вы найдете в статье.

В какой бюджет поступает земельный налог с организаций

Земельный налог нужно платить по месту расположения земельного участка. Поэтому очень значимым реквизитом является ОКТМО – код, в соответствии с которым можно определить территориальную принадлежность земли. О прочих важных реквизитах, которые характеризуют земельный налог, читайте в этом материале.

Задача по оплате земельного налога возложена не только на юридических лиц, но и физлиц, а это значит, что понимать механизм исчисления налога необходимо всем землевладельцам. Разобраться во всех налоговых тонкостях вам поможет наша рубрика «Земельный налог».

О земельном налоге

О земельном налоге

А.И. Новиков,
государственный советник налоговой службы III ранга

1. Правовая основа

Основными законодательными и нормативными правовыми актами, на основании которых исчисляется и уплачивается земельный налог, являются Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю», законодательные и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятые на основе данного Закона по вопросам, отнесенным к их компетенции, а также инструкция МНС России от 21.02.2000 N 56 «По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”».
Закон РФ «О плате за землю» и принятые на его основе нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

2. Налогоплательщики

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями. Понятия «собственники земельных участков», «землепользователи» и «землевладельцы» определены п. 3 ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, согласно которому собственники земельных участков — это лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи — это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцы — это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.
К организациям в целях уплаты земельного налога относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации; к физическим лицам — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

3. Объект налогообложения, налоговая база

Объектом обложения земельным налогом являются земельный участок, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные организациям и физическим лицам в собственность, владение или пользование.
Земельный налог определяется в расчете на год исходя из облагаемой налогом площади земельного участка (налоговой базы). В облагаемую налогом площадь земельного участка включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим организациям и физическим лицам.
За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких организаций или физических лиц, земельный налог исчисляется отдельно каждому пользователю пропорционально площади строения, находящегося в его раздельном пользовании.
За земельные участки, предназначенные для обслуживания строений, находящихся в общей собственности нескольких организаций и физических лиц, земельный налог начисляется каждому собственнику соразмерно его доле за эти строения.

4. Ставки налога

Размеры (ставки) земельного налога устанавливаются в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
В Российской Федерации значительная площадь земель используется под сельскохозяйственными угодьями, к которым относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи и земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками).
Законом РФ «О плате за землю» определены средние размеры земельного налога с одного гектара пашни по субъектам Российской Федерации, которые приведены в приложении 1 к этому Закону.
Исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.
Статьей 6 Закона РФ «О плате за землю» определено, что земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.
Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей, взимается со всей площади земельного участка в 2003 году в размере 25,92 коп. за 1 квадратный метр.
Органам местного самоуправления предоставлено право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков, указанных в ст. 6 Закона «О плате за землю», повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза.
Земельный налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков должен уплачиваться организациями и гражданами, имеющими в собственности, владении или пользовании земельные участки, по ставкам, устанавливаемым для городских земель.
Налог за земли городов и поселков (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых определен иной порядок исчисления налога) устанавливается на основе средних ставок, которые определены Законом РФ «О плате за землю» и приведены в приложении 2 (в таблицах 1, 2, 3) к этому Закону.
В приложении 2 к Закону РФ «О плате за землю» установлены также коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных районах и зонах отдыха (таблица 2), а также коэффициенты с учетом статуса города, развития социально-культурного потенциала и для городов, расположенных в пригородных зонах крупных городов (таблица 3).
Средние ставки земельного налога для конкретного населенного пункта определяются и дифференцируются органом местного самоуправления.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О плате за землю» налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере 3 % от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 руб. за 1 квадратный метр (с учетом проведенных с 1995 года и по настоящее время индексаций ставок земельного налога и деноминации рубля это не менее 51,84 коп. за 1 квадратный метр в 2003 году).
Налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями), в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в размере 10 руб. за 1 квадратный метр (с учетом проведенных с 1995 года и по настоящее время индексаций ставок земельного налога и деноминации рубля это не менее 25,92 коп. за 1 квадратный метр в 2003 году).
Земельный налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога за сельскохозяйственные угодья аналогичного качества.
Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 % от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с приложением 2 (таблица 1) Закона РФ «О плате за землю» для поселений численностью до 20 тыс. человек.
Налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.
Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере 5 % от платы за древесину, отпускаемую на корню.
За земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.
Таким образом, в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами по земельному налогу средние ставки (ставки) земельного налога устанавливаются на федеральном, региональном и местном уровне, и они различаются в зависимости от категории земель, плодородия почвы, местоположения земельных участков, численности населенных пунктов и других факторов.

5. Льготы по налогу

Льготы по земельному налогу, введенные на всей территории Российской Федерации, установлены Законом РФ «О плате за землю». Перечень льгот по земельному налогу, определенных на федеральном уровне, приведен в ст. 12 этого Закона. Кроме того, поскольку земельный налог отнесен налоговым законодательством к числу местных налогов, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления вправе, руководствуясь ст. 13 и 14 Закона РФ «О плате за землю», устанавливать отдельным категориям налогоплательщиков дополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм земельного налога, остающихся (находящихся) в их распоряжении.

6. Порядок исчисления и уплаты налога

Основанием для установления и взимания земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.
Впредь до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право.
В практике работы имеют место факты, когда земельный участок фактически используется, а документа, удостоверяющего право на него, не имеется. В таких случаях следует иметь в виду, что согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 09.01.2002 N 7486/01 отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения последнего от уплаты налога на землю.
Земельный налог исчисляется организациям и физическим лицам исходя из налоговой базы (площади земельного участка, облагаемой налогом), утвержденных ставок земельного налога и налоговых льгот.
Земельный налог, уплачиваемый организациями, исчисляется непосредственно этими организациями.
Организации обязаны не позднее 1 июля представлять в налоговые органы по месту нахождения налогооблагаемых объектов налоговые декларации по причитающимся с них платежам налога в текущем году на бланке установленной формы.
По вновь отведенным земельным участкам налоговые декларации представляются организациями в течение месяца с момента предоставления участка.
Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом МНС России от 12.04.2002 N БГ-3-21/197 “О внесении изменений и дополнений в инструкцию МНС России от 21 февраля 2000 года N 56 «По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”»”.
Приказом МНС России от 02.09.2002 N БГ-3-23/470 утверждена Инструкция по заполнению налоговой декларации по земельному налогу, которая является обязательной для организаций, признаваемых плательщиками земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая декларация по земельному налогу может представляться в налоговый орган как на бумажном носителе, так и в электронном виде по инициативе налогоплательщика и наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утверждаемыми МНС России.
Земельный налог с организаций и физических лиц исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков.
Исчисление земельного налога физическим лицам проводится налоговыми органами, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им налоговые уведомления об уплате налога. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также сроки уплаты налога. Форма налогового уведомления на уплату земельного налога физическими лицами утверждается МНС России.
Пересмотр неправильно произведенного обложения земельным налогом допускается не более чем за три предшествующих года.
Организации и физические лица уплачивают земельный налог равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября. Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право с учетом местных условий устанавливать другие сроки уплаты налога. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Плательщики земельного налога перечисляют сумму земельного налога в полном объеме на счета органов федерального казначейства для последующего распределения доходов от его уплаты между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» начиная с 2003 года земельный налог полностью поступает в региональные и местные бюджеты.

7. Нормативная цена земли

Согласно ст. 1 Закона РФ «О плате за землю» нормативная цена земли является формой платы за землю.
Порядок определения нормативной цены земли установлен постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 319 «О порядке определения нормативной цены земли».
В соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства РФ нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка), и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.
Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по вышеуказанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25 %.
Нормативная цена земли не должна превышать 75 % уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
Районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдают заинтересованным лицам документ о нормативной цене земли конкретного земельного участка.

8. Источники уплаты налога

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, учет расчетов организаций с бюджетом по земельному налогу ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», соответствующий субсчет.
Сумма земельного налога, рассчитанная в установленном порядке, должна отражаться налогоплательщиками-организациями по кредиту счета 68 и дебету счетов учета затрат на производство продукции (работ, услуг) и расходов, не связанных с производством (08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и другие).
Перечисленные в бюджет суммы налога отражаются в учете по дебету счета 68 и кредиту счета 51 «Расчетные счета».
Налогоплательщики — физические лица уплачивают земельный налог за счет имеющихся у них средств.

9. Учет плательщиков земельного налога и контроль за его уплатой

Согласно законодательству о налогах и сборах обязанность по учету плательщиков земельного налога и контролю за правильностью его исчисления и уплаты возложена на налоговые органы.

10. Ответственность

Неуплата или неполная уплата сумм земельного налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога влечет взыскание с налогоплательщика штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога.
В случае неуплаты земельного налога в установленные сроки начисляются пени в размере, установленном федеральным законом.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налоге дня уплаты налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.
Непредставление налогоплательщиком-организацией в установленный законодательством срок налоговой декларации по земельному налогу в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб.
Непредставление налогоплательщиком-организацией налоговой декларации по земельному налогу в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Кроме того, нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц налогоплательщика-организации в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Порядок наложения административного штрафа на должностных лиц, виновных в нарушении сроков представления налоговых деклараций, регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

Земельный налог: федеральный, местный или региональный?

Обновление: 2 февраля 2017 г.

Все налоги, действующие на территории РФ, закреплены Налоговым кодексом. Один из них — налог на землю. Земельный налог является обязательным видом платежа для всех, кто имеет земельный участок. Исключения из этого правила, а также особенности этого платежа прописаны в главе 31 Налогового кодекса.

Для того, чтобы понять, в чем разница между местными, региональными и федеральными налогами, а также для того, чтобы ответить на вопрос, земельный налог — местный, или региональный, или федеральный, нужно рассмотреть каждую категорию отдельно.

Коротко о системе налогов в РФ

Все налоги, установленные в РФ, можно разделить на местные, региональные и федеральные.

Федеральными налогами называют налоговые платежи, которые установлены Налоговым кодексом. Они должны уплачиваться на всей территории России.

Региональные налоги устанавливаются главным налоговым документом и законами субъектов РФ. Эти платежи должны уплачиваться на территории субъекта РФ, установившего налог.

При установлении таких налогов законодательными органами госвласти субъектов РФ должны быть определены (если этого не установлено в НК):

  • порядок уплаты налогов;
  • ставка;
  • сроки уплаты.

По региональным налогам все другие элементы, в том числе и круг налогоплательщиков, определяются Налоговым кодексом.

Представительные органы каждого субъекта РФ уполномочены устанавливать особенности определения:

  • налоговых льгот;
  • порядка и оснований применения льгот;
  • налоговой базы.

Местными налогами называются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом и муниципальными образованиями (нормативными правовыми актами их представительных органов). Такие налоги должны уплачиваться на территориях этих муниципалитетов.

Муниципальные образования уполномочены определить (если эти элементы не установлены НК) ставку налога, сроки и порядок его уплаты. Налогоплательщики местных налогов и другие элементы устанавливаются Налоговым кодексом.

Муниципальные образования вправе самостоятельно установить налоговые льготы, перечень оснований их применения и порядок их получения, а также особенный порядок определения базы налога.

Земельный налог — это какой налог?

В ст. 387 НК указано, что рассматриваемый налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами муниципальных образований (его представительных органов). Этими же документами этот платёж вводится в действие и регулируется порядок прекращения его действия. Налог должен уплачиваться на территориях этих муниципалитетов.

Отвечая на вопрос, земельный налог — это федеральный налог или региональный, можно однозначно ответить: ни тот, ни другой. Исходя из определения, приведённого выше, и согласно статье 15 НК земельный налог является местным налогом.

Этот платёж установлен непосредственно в отношении имущества налогоплательщика, которое служит основанием для налогообложения. Это значит, что земельный налог относится к категории налогов, которые принято называть прямыми.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) к муниципальным образованиям отнесены:

  • городской округ;
  • городское или сельское поселение;
  • городской округ с внутригородским делением;
  • муниципальный район;
  • внутригородская территория города федерального значения;
  • внутригородской район.

В какой бюджет зачисляется земельный налог

Бюджетный кодекс РФ установил, что земельный налог зачисляется по нормативу 100 процентов в бюджеты:

  • городских округов;
  • муниципальных районов;
  • городских поселений;
  • городских округов с внутригородским делением;
  • внутригородских районов;
  • сельских поселений.

Экономическая сущность земельного налога

Экономическая сущность налога на землю заключается в принудительном налогообложении, установленном действующим законодательством. Налог уплачивается каждый год, и его сумма зависит от площади и размера единицы земельного налогообложения. Это значит, что выплата не зависит от размера доходов собственника и прибыльности участка.

Что нужно знать о земельном налоге?

Приобретая земельный участок, Вы должны помнить, что вместе с правами собственника Вы приобретаете и определенные обязанности.

Одной из таких обязанностей является уплата земельного налога в соответствии с действующим Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

1. Земельный налог: кто должен оплачивать и какие земельные участки не облагаются земельным налогом?

Земельный налог, так же как и налог на имущество физических лиц, является местным налогом (ст. 15 Налогового кодекса РФ; далее — НК РФ), т.е. он платится в бюджет муниципального образования или города федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) по месту нахождения земельного участка.

Налогоплательщиками налога являются организации и физические лица, владеющие земельными участками на праве:

  • собственности;
  • постоянного (бессрочного) пользования;
  • пожизненного наследуемого владения.

Подробнее

Земельный налог не платится организациями и физическими лицами в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.

Земельным налогом не облагаются:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ; Подробнее

    Характеристика земельного участка как изъятого из оборота определяется исходя из того, что на земельном участке расположен объект, находящийся в федеральной собственности, указанный в перечне (ч. 4 ст. 27 ЗК РФ).

    В данном случае не имеет значения категория земельного участка, его целевое назначение. В целях исключения земельного участка из объектов налогообложения достаточно подтвердить наличие на земельном участке указанных объектов, их принадлежность РФ на праве собственности (Письмо ФНС РФ от 04.05.2008 № ШС-6-3/330 «О земельном налоге»,Письмо Минфина РФ от 14.03.2008 № 03-05-04-02/18, Письмо Минфина РФ от 20.03.2007 № 03-05-05-02/12, Письмо Минэкономразвития РФ от 13.03.2007 N Д08-840).

  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда; Подробнее

    Несмотря на то, что данные пункты совпадают по содержанию с пд. 2 и 4 п. 5 ст. 27 ЗК РФ для исключения земельного участка из объектов налогообложения по земельному налогу достаточно подтвердить его отнесение к категории земель лесного фонда либо нахождение на нем особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации, объекта, включенного в Список всемирного наследия, историко-культурного заповедника, объекта археологического наследия.

    При этом не учитывается разрешенное использование земельного участка, а также форма собственности на него (Письмо ФНС РФ от 04.05.2008 № ШС-6-3/330 «О земельном налоге», Письмо Минфина РФ от 14.03.2008 № 03-05-04-02/18Письмо Минэкономразвития РФ от 13.03.2007 № Д08-840).

  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

2. Как рассчитывается земельный налог?

2.1. Формула для расчёта земельного налога

Расчет налога на землю осуществляется по формуле исходя из следующих составляющих:

  • налоговой базы;
  • размера доли в праве;
  • периода владения земельным участком;
  • налоговой ставки;
  • наличие либо отсутствие льгот.

Формула для расчета земельного налога выглядит следующим образом:

Земельный налог = Нб * Д * Нст * Кв,

где:

  • Нб – налоговая база (кадастровая стоимость);
  • Д – размер доли в праве на земельный участок;
  • Нст – налоговая ставка;
  • Кв – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

Эта стандартная формула расчета земельного налога не учитывает льготы. Для льготной категории населения сумма будет уменьшена на размер предоставленной льготы.
Рассчитать земельный налог Вам помогут наши специалисты. Для этого Вам достаточно заказать на нашем сайте «ПАСПОРТ ОБЪЕКТА».

Проверить правильность расчета земельного налога можно, воспользовавшись

2.2. Налоговая база для расчёта земельного налога

Налоговая база является одним из ключевых понятий системы налогообложения и обязательным элементом при расчете любого налога.

Главная функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 НК РФ).

С 1 января 2019 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. (Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 НК РФ).

Данные о кадастровой стоимости налоговые органы получают от органов Росреестра.

Вы также можете узнать кадастровую стоимость интересующего Вас земельного участка по письменному запросу в территориальном органе Росреестра или с помощью сервисов «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», «Публичная кадастровая карта», «Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки» .

2.3. Налоговые ставки для расчёта земельного налога

Поскольку земельный налог зачисляется в местный бюджет, ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

  • 0,3 % в отношении земельных участков:
    • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
    • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
    • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
    • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  • 1,5 % в отношении прочих земельных участков (ст. 394 НК РФ).

Ставку налога в конкретном регионе можно также уточнить при помощи электронных сервисов. Для этого на сайте ФНС имеется справочный раздел по ставкам и льготам имущественных налогов (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).

2.4. Льготы по земельному налогу

Для некоторых групп граждан и юридических лиц законодательно определен ряд льгот по земельному налогу. Их можно условно разделить на 3 вида, первые два из которых регулируются федеральным законодательством:

  • освобождение от уплаты земельного налога отдельных категорий граждан и организаций (ст. 395 НК РФ);
  • уменьшение налоговой базы (суммы, с которой исчисляется налог) для отдельных категорий граждан (п. 5 ст. 391 НК РФ);
  • льготы, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ).

1-ий вид льгот применяется в отношении налогоплательщиков полностью освобожденных от уплаты земельного налога в соответствии со ст. 395 НК РФ.

Подробнее

Например, от уплаты земельного налога на федеральном уровне освобождены:

  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования (п. 2 ст. 395 НК РФ);
  • религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ);
  • физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (п. 7 ст. 395 НК РФ).

2-й вид льгот применяется в форме налогового вычета для следующих категорий налогоплательщиков:

  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов I и II группы;
  • инвалидов с детства, детей-инвалидов;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  • физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
  • пенсионеров, получающих назначенные в установленном порядке пенсии, а также лиц, достигших 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым выплачивается ежемесячное пожизненное содержание (п. 5 ст. 391 НК РФ).

Начиная с 2017 г., уменьшение налоговой базы (налоговый вычет) осуществляется на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

  • физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;
  • физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.

15.04.2019 вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральныйзакон от 15.04.2019 № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (Закон № 63-ФЗ), расширивший перечень льготников, которые могут уменьшить сумму налога на кадастровую стоимость 600 кв. м площади одного земельного участка (пп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ)

Положениями указанного закона установлено, что начиная с налогового периода 2018 года к числу льготников, имеющих право на такой налоговый вычет, отнесены физические лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.

К 3-ему виду относятся дополнительные льготы, которые могут быть установлены на местном уровне.

Для получения льготы, в том числе в виде налогового вычета, необходимо представить заявление в налоговый орган по своему выбору. По желанию можно приложить к заявлению документы, подтверждающие право на льготу.

Кроме того, Законом № 63-ФЗ, с учетом Послания Президента РФ, начиная с налогового периода 2018 года, введен «проактивный порядок» предоставления льгот. В связи с этим в п. 10 ст. 396 НК РФвключено правило предоставления налоговых льгот физическим лицам без заявлений в налоговый орган. То есть, в случае, если налогоплательщик, относящийся к категориям лиц, указанным в пп. 2 — 4, 7 — 10 п. 5 ст. 391 НК РФ (пенсионеры, инвалиды, лица предпенсионного возраста, многодетные), и имеющий право на льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами.

Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом ФНС России от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@.

3. Сроки уплаты земельного налога

Срок уплаты земельного налога устанавливают местные органы власти (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Кроме этого, местные власти могут установить требование, о необходимости внесения часть суммы в течение отчётного периода (авансовые платежи).

Сроки, установленные в вашем регионе, можно уточнить на сайте ФНС http://www.nalog.ru/rn77/service/tax/.

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу.

Налогоплательщиками-физическими лицами земельный налог подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 397 НК РФ).

Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

4. Можно ли рассчитывать на пересчет налога в случае изменения кадастровой стоимости участка

С 1 января 2019 года Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ статья 391 НК РФ, посвященная порядку определения налоговой базы для целей исчисления земельного налога (в том числе и порядку пересчета налога при изменении кадастровой стоимости участка), дополнена пунктом 1.1.

При этом по общему правилу изменение кадастровой стоимости, указанной в ЕГРН, не влечет за собой перерасчет налога, исходя из новой кадастровой стоимости за год, в котором произошло указанное изменение, а также за предыдущие периоды (абз. 1 п. 1.1 ст. 391, п. 1 ст. 393 НК РФ).

Из этого правила есть исключения:

  1. 1-ый случай: изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло вследствие изменения его качественных и (или) количественных характеристик (например, в связи с изменением площади или категории земельного участка).

    В данном случае указанное изменение стоимости учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости (абз. 2 п. 1.1 ст. 391 НК РФ) (т.е. по «старой» кадастровой стоимости будет рассчитываться земельный налог за полные месяцы с начала года до момента изменения, по «новой» стоимости – с момента внесения изменений в ЕГРН и до конца года).

  2. 2-ой случай: изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло вследствие исправления ошибок, в том числе:
    • исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости;
    • уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
    • уменьшения кадастровой стоимости в связи с пересмотром кадастровой стоимости (по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда) в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости.

    В указанных случаях изменение стоимости учитывается начиная с даты начала применения недостоверных сведений (абз. 3 п. 1.1 ст. 391 НК РФ), т. е. излишне уплаченный налог за предыдущие годы может быть зачтён в счёт будущих платежей или возвращен налогоплательщику по его письменному заявлению.

  3. 3-ий случай: изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда.

    При этом сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда и внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения оспариваемой кадастровой стоимости (абз. 4 п. 1.1. ст. 391 НК РФ), т.е. в данном случае законодательством также установлена возможность возврата или зачета излишне уплаченного налога за предыдущие годы.

В законе предусмотрена возможность вернуть или зачесть земельный налог только за 3 года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи перерасчетом.

Перерасчет земельного налога не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм (п. 2.1 ст. 52 НК РФ).

Вам также может быть интересно:

«Что нужно знать о налоге на имущество физических лиц?»

«Что нужно знать гражданину о налоге с продажи недвижимости?»