Какая деятельность понимается под сбором отходов

Новое понятие “сбора отходов”. Что это значит для транспортных компаний

Н. Рогожинская, коммерческий директор компании «Экологические услуги», Доронин Олег Леонидович, генеральный директор компании «Экологические услуги»

Публикуем материал третьего обучающего видео-урока из цикла «Введение в экологию за 30 дней», который компания «Экологические услуги» размещает на канале YouTube.
С нового 2018 года вновь обновлены некоторые пункты Федерального закона №89 “Об отходах производства и потребления”. Множество дополнений касается экологического сбора и обращения твердо-коммунальных отходов, однако в этой заметке поговорим о радикальном изменении определения сбора отходов.
Итак, законодательство зачем-то изменило определение сбора отходов. Если в предыдущей редакции сбором считался “прием и поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.”
То новое определение сбора отходов звучит как “прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.” Из прежнего определения убрали слово “транспортирования” и уточнение по поводу приема от физических и юридических лиц.
Позднее на официальном сайте Росприроднадзора появились пояснения по поводу последствий изменения формулировки сбора отходов. Оказывается, для компаний с лицензией на обращение с отходами это значит, во-первых, что сбором отходов могут заниматься лишь те компании, у кого есть лицензии на обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов. Во-вторых, компании, у кого в лицензии указана только деятельность по сбору и транспортированию отходов, обязаны исключить слово “сбор отходов” из лицензии путем ее переоформления.
Основанием для переоформления лицензии Росприроднадзор указывает статью 18 часть 1 закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”, где говорится о том, что при изменении перечня выполняемых работы или услуг лицензию необходимо переоформлять.
Чем теперь является прием отходов транспортных организаций, если не сбором, в федеральном законе не поясняется. Для чего нужно было разграничивать, казалось бы, одно и то же действие как сбор у транспортировщиков и у предприятий по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов – неизвестно. Отметим лишь то, что для переоформления лицензии лицензиаты платят госпошлину в размере 3500 рублей. И процесс переоформления выглядит так (ФЗ №99):

  1. Предоставление в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, квитанцию об оплате государственной пошлины, оригинал действующей лицензии.
  2. Через 30 рабочих дней после приема заявления получение переоформленную лицензию или отказ. (99№-ФЗ ст. 18).

Скачать презентацию «Новое понятие “сбора отходов”. Что это значит для транспортных компаний»

Презентация «Новое понятие “сбора отходов”. Что это значит для транспортных компаний»

Документ

Письмо Росприроднадзора от 20.06.2018 № АА-10-02-32/12525

С 1 января 2019 года действуют поправки в законодательство об обращении с отходами. Они внесены в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ.

Среди прочего изменения затрагивают обязанности юрлиц и ИП по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение – ПНООЛР (ст. 18 Закона № 89-ФЗ). Эти проекты подаются в территориальные отделения Росприроднадзора. На их основании для юрлиц и ИП органы ведомства утверждают фактические нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (п. 4, 5 Порядка, утв. приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50).

Ранее субъекты малого и среднего предпринимательства от разработки ПНООРЛ были освобождены, т.к. отчитывались об отходах в уведомительном порядке, утв. приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30. Другими словами, лимитом для них являлся фактический объем образовавшихся и переданных на размещение отходов (независимо от категории негативного воздействия объекта, на котором осуществлялась деятельность).

Так было до 01.01.2019. Теперь (согласно новой редакции ст. 18 Закона № 89-ФЗ) правила составления ПНООЛР и подачи отчетности об отходах зависят от категории негативного воздействия, присвоенной объекту. Напомним, что таких категорий четыре.

Так, при осуществлении деятельности на объекте:

  • I или II категории – юрлица и ИП обязаны разрабатывать ПНООРЛ.

    При этом в случае ведения деятельности на объекте II категории сведения о количестве (массе или объеме) образовавшихся и размещенных за отчетный период (календарный год) отходов потребуется отражать в декларации о воздействии на окружающую среду. См. новость об этой отчетности .

  • III категории – юрлица и ИП не разрабатывают ПНООРЛ. Отчетность об образовавшихся и переданных на размещение отходах они подают в уведомительном порядке (как это делали ранее субъекты малого и среднего предпринимательства);
  • IV категории – юрлица и ИП не разрабатывают ПНООРЛ и отчетность об отходах не представляют.

В письме от 20.06.2018 № АА-10-02-32/12525 Роспироднадзор отметил, что при ведении деятельности на объекте, которому не присвоена категория негативного воздействия, разработка нормативов образования отходов не требуется. Соответственно, в этом случае и отчетность об отходах не представляется.

Заметим, что критерии отнесения объекта негативного воздействия к той или иной категории (далее – Критерии) утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Если на объекте отсутствуют виды негативного воздействия, перечисленные в Критериях, он не ставится на учет в качестве объекта негативного воздействия и никакая категория ему не присваивается. Чаще всего к подобным объектам относятся офисы, школы, детские сады, административные здания и т.п.

Таким образом, для разработки нормативов образования отходов и сдачи отчетности статус малого (среднего) предприятия в настоящее время не имеет значения. Необходимо ориентироваться на категорию негативного воздействия объекта, на котором ведется деятельность.

Государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Экология региона» является уполномоченной организацией по ведению базы данных регионального кадастра отходов.

Региональный кадастр отходов производства и потребления Нижегородской области является информационной основой для регулирования деятельности в области обращения с отходами.

Региональный кадастр отходов состоит из четырех блоков, каждый из которых регулярно пополняется и обновляется:

  • Реестр объектов размещения отходов
  • Реестр объектов использования/обезвреживания отходов
  • Региональный классификационный каталог отходов
  • Региональный банк данных об отходах

В соответствии с постановлением Правительства от 25.07.08г.№306 (с изм. от 02.12.11) «О региональном кадастре отходов производства и потребления Нижегородской области»

Сведения предоставляют:

  • индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие обращение с отходами;
  • органы государственного экологического надзора в рамках реализации своих полномочий;
  • территориальные органы исполнительной власти в рамках информационного обмена
  • органы местного самоуправления муниципальных образований

Срок предоставления информации – до 1 марта. Форма учета для Регионального кадастра отходов сдается в электронном виде (см. Формы для заполнения).

Инструкция и формы для заполнения утверждаются приказом министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области

В соответствии со ст. 5.17 КОАП Нижегородской области «Непредставление, представление неполных или недостоверных сведений, необходимых для ведения регионального кадастра отходов производства и потребления области, а равно нарушение сроков представления указанных сведений — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей».

Согласно п. 3.3.4. Инструкции о порядке формирования и ведения Регионального кадастра отходов производства и потребления Нижегородской области, утвержденной приказом министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 15.12.2011 N 990 (с изм. От 17.07.2012) Органы местного самоуправления ежегодно:

  • проводят инвентаризацию ОРО, в т.ч. не имеющих собственников и балансодержателей, в соответствии с Временными рекомендациями по проведению инвентаризации мест захоронения и хранения в Российской Федерации, разработанными Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (письмо от 11 июля 1995 года N 01-11/29-2002);
  • на ОРО, не имеющие собственников, заполняют форму «Характеристика объектов размещения отходов» и в течение месяца после проведения инвентаризации каждого объекта передают ее на электронном и бумажном носителях в Уполномоченную организацию.
  • Определяют юридическое лицо, которое несет ответственность за бесхозяйный объект размещения отходов, и направляют информацию о закреплении ОРО в Уполномоченную организацию.

Формы для заполнения:

Наименование ссылка примечание
Данные учета обращения с отходами (Excel-форма) Скачать Форма для скачивания. В случае заполнения формы Excel, форму онлайн заполнять не нужно
Данные учета обращения с отходами (онлайн форма) Форма для заполнения онлайн. В случае заполнения формы онлайн, форму Excel заполнять не нужно
Первичная информация Скачать Заполняется в случае предоставления информации впервые, либо в случае изменений в реквизитах предприятия
Характеристика объекта размещения отходов Скачать Заполняется хозяйствующими субъектами, имеющими на балансе предприятия объект(ы) размещения отходов
Характеристика объекта использования/обезвреживания отходов Скачать Заполняется хозяйствующими субъектами, на объектах которых внедрены технологии использования и/или обезвреживания отходов

Инструкции:

  • Включение макросов в Microsoft office 2003 и 2007

Сведения направлять по e-mail: kadastr-nn@yandex.ru

адресу: 603109, г. Нижний Новгород, ул.Ильинская, д.51

Что делать, если необходимо передать отходы организации, не имеющей соответствующей лицензии? Ответ читайте далее!

По вопросу о передаче отходов организации, не имеющей лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

В соответствии с абз. 2 ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.

В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона (в редакции, действующей с 1 января 2015 года) право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Необходимо отметить, что указанная редакция ст. 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» введена Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

При этом в соответствии с п. 3 ст. 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года) собственник отходов I — IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

На основании изложенного, с 1 января 2015 года собственник отходов I — IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, без необходимости проверки у такого лица наличия лицензии на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

При этом передача отходов организации, не имеющей лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности с 1 января 2015 г. не имеет самостоятельного правового значения, и не является нарушением требований действующего законодательства.

Кроме того, передача отходов организации, не имеющей лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности с 1 июля 2016 г. также не имеет самостоятельного правового значения, и не будет являться нарушением требований действующего законодательств.

При этом необходимо отметить следующее. В соответствии со ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В соответствии с п. 5 Порядка учета в области обращения с отходами (утв. Приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. № 721) (далее – Порядок) учету подлежат все виды отходов I — V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

При этом в соответствии с п. 18 указанного нормативного правового акта в таблице «Данные учета отходов, переданных от индивидуального предпринимателя (юридического лица)»:

  • в столбце 1 указывается суммарное (столбец 2 + столбец 3 + столбец 4 + столбец 5) количество отходов (по каждому виду отходов и по каждому классу опасности отходов), переданных в течение учетного периода другим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для использования, обезвреживания, размещения (хранение и захоронение);
  • в столбце 2 указывается количество отходов (по каждому виду отходов и по каждому классу опасности отходов), переданных в течение учетного периода другим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для использования;
  • в столбце 3 указывается количество отходов (по каждому виду отходов и по каждому классу опасности отходов), переданных в течение учетного периода другим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для обезвреживания;
  • в столбце 4 указывается количество отходов (по каждому виду отходов и по каждому классу опасности отходов), переданных в течение учетного периода другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам с целью хранения;
  • в столбце 5 указывается количество отходов (по каждому виду отходов и по каждому классу опасности отходов), переданных в течение учетного периода другим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для размещения в объектах захоронения отходов.

На основании изложенного, для целей учета в области обращения с отходами, при передаче отходов третьим лицам, организация, передающая отходы должна в договоре предусмотреть условие о цели передачи.

В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

При этом право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

На основании изложенного лицо, принимающее отходы I — IV классов опасности для целей сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I — IV классов опасности после 1 июля 2016 г. будет осуществлять данные виды обращения с отходами на основании лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

В соответствии со ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ сделка недействительна по основаниям, установленным данным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

При этом требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

Также в соответствии со ст. 168 указанного Федерального закона сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

На основании изложенного, в случае передачи после 1 июля 2016 г. отходов I — IV классов организации, не имеющей лицензии на деятельность по транспортированию отходов I-IV классов опасности, стороны несут риск признания заключенного договора недействительным и применения к данному договору последствий недействительности ничтожной сделки.

Приказ по ТКО. Образец для использования

Практически на каждом предприятии образуются отходы из группы отходов «Твердые коммунальные отходы». Следовательно, приказ по ТКО — это обязательный документ для внутренней работы предприятия в сфере обращения отходами.

Какие отходы относятся к группе ТКО? Перечень отходов.

Ниже представлен образец приказа по ТКО, который надо доработать под свое предприятие.

ДАТА: ________
№_____________
Об организации погрузки
и передачи на утилизацию
твердых коммунальных отходов

ПРИКАЗ

В целях упорядочивания погрузки и передачи твердых коммунальных отходов на утилизацию и соблюдения природоохранных требований на территории предприятия.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Производить складирование твердых коммунальных отходов ( ТКО) в контейнеры, крупногабаритные отходы – на площадки рядом с контейнерами или на площадки имеющие бетонное или асфальтовое покрытие.

Запрещено складирование отходов на грунтовые площадки.

2. ТКО, складируемые в контейнеры, забираются самостоятельно мусоровозом.

Вывоз ТКО, складируемых на площадках, производить по заявке начальника подразделения, в котором образовались отходы, инженеру по ООС *****.

Вывоз ТКО в кипах, производить при образовании 12 кип ТКО по заявке начальника цеха *** инженеру по ООС ***.

Инженер по ООС *** обязана систематизировать полученные заявки и при образовании 8 куб. м ТКО / 12 кип ТКО вызвать машину специализированной организации.

Начальник подразделения, в котором произошло образование отходов — обязан назначить ответственное лицо из персонала подразделения, которое будет встречать машину, организовывать и руководить погрузочными работами, контролировать отсутствие в вывозимых отходах лома черных и цветных металлов, сырья и материалов, не являющихся отходами производства и потребления, подписывать документы на вывоз отходов.

В случае недогруженности машины, данное ответственное лицо должно отправить машину ***, и сообщить инженеру по ООС ***.

Инженер по ООС *** должна сообщить начальнику цеха *** о прибытии к ним машины для дозагрузки.

Документы на вывоз ТКО оформляет инженер по ООС ***.

3. Довести настоящий приказ до всех сотрудников предприятия в отсканированном виде по электронной почте.

Срок исполнения с ******* г.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на главного инженера ***.

Директор ***************************** _______________************

СОГЛАСОВАНО:

Главный инженер ****

Наименование должности личная подпись инициалы, фамилия число месяц год

Исполнитель: ****

дата, номер телефона

Стоит добавить, что места накопления ТКО должны соответствовать Правилам благоустройства вашего города, поселка.

Указанный приказ по ТКО подходит для крупных предприятий, но его можно упростить и использовать для небольших предприятий также.