Как выйти из черного списка банка

Содержание

Выйти из черного списка

Что за «черный список»?

115 ФЗ борется с незаконным обналичиваем

Есть 115 ФЗ. Это закон «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем». Закон борется с темным доходом — от терроризма до обналичивания.

По 115 ФЗ банки обязаны помогать выполнять закон. Для этого они проверяют компании на двух этапах: когда компании открывают счет и когда работают со счетом.

Положение 550-П — о создании списка отказов

По итогам проверки банк вправе отказать в счете, переводе денег со счета или расторгнуть договор в одностороннем порядке. Во всех случаях клиент оказывается в спецсписке банков или «черном списке». Какие компании вошли в список — знают все банки.

Для борьбы с обнальщиками банки могут блокировать доступ к личному кабинету или снижать лимиты на переводы физлицам и снятие наличных. Всё это — не причина для черного списка. Если такое случилось с компанией, компания не оказывается в списке.

То же самое с блокировкой счета из-за налогов. Бывает, компания недоплатила налоги или вовсе просрочила, тогда налоговая блокирует счет. Несмотря на блокировку, компания не попадает в черный список.

Чем грозит список?

Нет закона, который обязывает банк не работать с компаниями из черного списка. Каждый банк сам решает, как его использовать. Например, может считать список подсказкой присмотреться к компании, а может — причиной не открывать счет.

Одного списка для отказа мало. Центробанк опубликовал письмо, где прямо об этом говорит: появление компании в черном списке — не повод для отказа в счете или переводе.

Черный список — не причина для отказа, письмо ЦБ

Если клиент пожалуется в ЦБ или подаст в суд, банк не сможет использовать список как аргумент в духе: «Раз компания в списке, значит, она точно мошенничает, и я вправе не открывать счет». Банку придется доказывать, что он прав и принял решение на основе многих критериях, а не только из-за списка.

Как попадают в список?

На список работают банки, Росфинмониторинг и Центробанк. Цепочка длинная, вот как она выглядит, если банк отказывает в переводе:

банк отказал в переводе

передает информацию Росфинмониторингу

Росфинмониторинг собирает сведения от всех банков и пакует в единый список

передает список Центробанку

Центробанк рассылает список банкам

В списке — название компании и реквизиты. Банки не знают, кто внес компанию, но знают, на каком этапе. В этом помогают коды отказа: есть код отказа в счете, переводе и код расторжения договора.

Центробанк рассылает список каждый день, обычно после трех дня. Мы не знаем, как быстро Росфинмониторинг сводит данные от банков. Есть предположение, что с момента отказа компания окажется в списке через день-два.

За отказ в счете можно оказаться в списке?

Банк не открывает счет, пока не проверит компанию. Главная цель проверки — убедиться, что клиент ведет настоящий бизнес, а не зарабатывает на обналичивании незаконных денег. Если банк сомневается в компании, он отказывает в счете.

Не любой отказ приводит к черному списку. Чтобы оказаться в списке, надо получить отказ после того, как компания подпишет официальный документ на счет. Сейчас это бумажное заявление:

Банки считают отказы только после бумажного заявления: нет заявления — нет отказа

Подать заявку на счет и попробовать банк можно без бумажного заявления. Есть банки, которые регистрируют в два этапа: сначала на сайте, а потом — с заявлением. Такое есть в Модульбанке. Клиент регистрируется и получается реквизиты расчетного счета, а потом открывает счет по бумагам, и об этом уходит уведомление в налоговую.

Так вот, если банк отказал на этапе регистрации на сайте, это ничего. Компания не попадет из-за этого в черный список.

Отказ после регистрации — не считается. Компания не окажется в черном списке

Не все банки открывают счет в два этапа, есть такие, кто принимает только бумаги, без регистрации на сайте. Если есть опасения из-за отказа, надежнее заранее узнать об этом, а еще лучше — подготовиться к проверке. Мы об этом написали целую статью на Деле — «Банк не открывает счет».

Кажется, я в списке. Как узнать причину?

470 ФЗ вносит поправки в антиотмывочный закон

Если банк отказал в счете или переводе, компания вправе спросить о причине, а банк обязан ответить.

В законе нет требований к формату ответу. Судя по всему, это зависит от банка. Мы не знаем, как банки будут отвечать, но есть предположение — банки расскажут только об открытых причинах.

О причинах отказа — в статье «Банк не открывает счет»

У банков есть открытые и закрытые причины. Открытые — это причины из открытых источников: сайта налоговой, миграционной службы и службы приставов. В таких источниках банк проверяет, например, нет ли регистрации на массовом адресе или сколько исков против компании.

Нельзя сказать наверняка, но думаем, что стиль и уровень подробностей в причинах будут, как в справочнике Росфинмониторинга.

Справочник — это код отказа и его расшифровка. Банки используют коды, когда сообщают Росфинмониторингу об отказе. С их помощью Росфинмониторинг понимает, что вызвало подозрение у банка. Пока Росфинмониторинг никуда не передает эти коды, в черном списке их нет.

Банки не обязаны использовать формулировки из справочника, но чтобы вы были готовы, показываем пример:

Справочник Росфинмониторинга с причинами

Кроме открытых причин есть еще закрытые. О них банки узнают от своих секретных источников, их может пять или пятьдесят, это зависит от банка. О закрытых причинах банки подробно не говорят, чтобы не помогать компаниям с сомнительным бизнесом.

С поправками в 115 ФЗ банки обязаны рассказывать причину отказа, но раз нет требований к формату ответа, могут ответить коротко:

«Операции по вашему счету нарушают требования 115 ФЗ».

Если компания может быстро исправить причину, возможно, банк о ней скажет и поможет решить:

«Ваши платежи вызывают подозрение. Пожалуйста, покажите договоры, по которым платите. Мы всё проверим еще раз».

Даже если банк называет только открытую причину, это тоже полезно. Так можно понять, что не так, и исправить. Вот что говорит Модульбанк:

Некоторые банки и без поправок в 115 ФЗ раскрывают открытые причины, потому что они помогают исправить проблему, при этом банки не выдают секреты. Но теперь отвечать обязаны все банки.

Как выйти из списка?

Единый список заработал в июне 2017 года и в конце года появился план, как из него выходить. Сначала Центральный банк опубликовал рекомендации, а потом включил их в 115 ФЗ.

Благодаря рекомендациям ЦБ, у банков появилось право пересмотреть решение и отозвать отказ, но банки могли не пользоваться им. С марта 2018 года это не право, а обязанность.

По новому 115 ФЗ компания вправе доказать банку, что с ней всё в порядке. Доказывать надо с помощью документов. В законе нет требований к документам, компания сама решает, что присылать. Задача — показать, что компания существует, работает с настоящим бизнесом, без обналичивания незаконных денег.

Если банк отказывает в переводах со счета, обычно он запрашивает документы, чтобы разобраться. Вдруг компания только выглядит подозрительно, а так всё в порядке. Вот что можно прислать:

  • налоговую декларацию за ближайший квартал или комментарии, почему ее нет;
  • платежки с подтверждением оплаты налогов, если оплачивали не через банк, который отказал;
  • договоры с партнерами, которым платите чаще всего и от которых чаще получаете деньги.

Компания и без поправок могла прислать документы о себе, если хотела доказать, что всё в порядке — такого запрета нет. Зато теперь банк обязан их принять, проанализировать и дать ответ. Для ответа есть срок — десять рабочих дней. За это время банк должен разобраться с документами и решить, отказывать компании дальше или нет.

Возможно, после второй проверки банк убедится, что у компании настоящий бизнес и нет причин для отказа. Тогда он обязан сообщить об этом в Росфинмониторинг, а Росфинмониторинг — убрать компанию из списка.

Если банк после второй проверки отказал, а компания с ним не согласна, она вправе пожаловаться Центробанку. Для этого компания подает текст жалобы на банк и документов о себе. ЦБ это всё собирает, а еще запрашивает объяснение от банка, почему тот отказал компании. У банка на ответ — три рабочих дня.

ЦБ не просто принимает документы от компании и банка, он сам их проверяет и решает, оставлять компанию в списке или убирать. У ЦБ на решение — двадцать рабочих дней.

Для анализа жалоб ЦБ создает спецкомиссию. Пока нет сведений, как пожаловаться этой комиссии, может, появится отдельный адрес или телефон. А может, останется способ, который действует сейчас:

Пожаловаться ЦБ с сайта

В законе нет срока, как быстро Росфинмониторинг обязан исключить компанию из списка. На всякий случай лучше закладывать два месяца — это время займет повторная проверка в банке и ЦБ, если понадобится.

Если банк отказал в счете или переводе, разбираться с отказом лучше сразу. Только этот банк сможет исключить компанию из списка, поэтому неважно, сколько банков согласились работать с компанией, она всё равно останется в списке. И она там будет, пока банк с отказом не отзовет его.

Сервис «Белый бизнес» Модульбанка

Чтобы не тратить время на разбирательства с черным списком, надежнее посмотреть критерии, по которым банк оценивает компанию и постараться их придерживаться. В критериях можно разобраться самим, для этого мы написали серию статей на Деле.

А можно самим ничего не делать и подключить Белый бизнес Модульбанка.

«Белый бизнес» — это сервис, который помогает избежать отказа банка. Для этого он анализирует налоговую нагрузку, переводы физлицам, деловую репутацию партнеров — всего семнадцать критериев.

По итогам анализа компания получает рекомендации: сколько доплатить налогов, какие партнеры могут вызвать подозрение у банка, что не так с переводами или остаток на счете:

Белый бизнес подсказывает, как избежать отказ банка

«Белый бизнес» могут подключить любые компании и ИП, для этого необязательно быть клиентом Модульбанка. Пример отчета и рекомендации — на странице о сервисе.

Вы попали в черный список банков. Как из него выйти?

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ, который направлен на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, обязывает банки проверять компании при открытии счета и в процессе их работы с этим счетом. Если в результате проверки банк подозревает клиента в неблагонадежности, то он вправе отказать ему в заключении договора банковского обслуживания, блокировать проведение операции или расторгнуть договор банковского обслуживания.

Информацию о подозрительной компании банк передает в Росфинмониторинг, который и занимается формированием черного списка. Он обязан передавать этот список в Центробанк. Последний, в свою очередь, делится сводной информацией о сомнительных компаниях со всеми банками, как бы предупреждая их о возможных проблемах с клиентами из списка.

Таким образом, компания с подозрительным «резюме» попадает в черный список, который становится доступен всем банкам (Положение ЦБ от 30.04.2018 № 639-П).

Как вы можете попасть в черный список

Нахождение клиента в списке — это не черная метка, предупреждает заместитель председателя Центробанка Дмитрий Скобелкин. Это просто некая информация для другого банка, которая должна использоваться для оценки риска того или иного клиента. Например, они вправе не открыть счет подозрительному клиенту, а могут просто детальнее проверить его.

Чтобы понять, по каким причинам предприниматели попадают в черные списки, достаточно заглянуть в Методические рекомендации ЦБ РФ № 18-МР и № 19-МР от 21.07.2017.

Так, например, в Методических рекомендациях ЦБ РФ № 18-МР сформулировано 10 критериев для определения неблагонадежности клиентов. Причем уточняется, что такие клиенты обладают, как правило, двумя или более признаками:

  1. отношение объема получаемых за неделю наличных денежных средств к оборотам по банковским счетам клиента за соответствующий период составляет 30% и более;
  2. с даты создания юрлица прошло менее 2-х лет;
  3. деятельность клиента, в рамках которой производятся операции по зачислению денег на счет и списанию денег со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
  4. деньги на банковский счет поступают от контрагентов, по счетам которых проводятся операции, имеющие признаки транзитных;
  5. поступление от контрагента денег на счет клиента происходит с одновременным поступлением денег от того же контрагента на банковские счета других клиентов;
  6. суммы, поступающие на счет, не превышают 600 000 руб.;
  7. наличные снимаются регулярно — ежедневно или в срок, не превышающий трех-пяти дней со дня их поступления;
  8. снятие наличных производится в сумме не более 600 000 руб. либо в сумме, равной или незначительно меньшей размера максимального определенного кредитной организацией размера суммы наличных, которая может выдаваться клиенту — юрлицу, ИП в течение одного операционного дня;
  9. снятие наличных производится в конце операционного дня с последующим снятием наличных в начале следующего операционного дня;
  10. у клиента нескольких корпоративных карт, они используются преимущественно для проведения операций по получению наличных.

Также рекомендации по выявлению неблагонадежных клиентов содержатся в Методических рекомендациях ЦБ РФ от 13.04.2016 № 18-МР. Под неблагонадежными в этом документе понимаются юрлица, по банковским счетам которых операции либо продолжительное время (в среднем три месяца) не проводятся, либо проводятся, но в незначительных объемах. Впоследствии счета начинают активно использоваться для совершения в том числе операций, имеющих запутанный и необычный характер, без очевидного экономического смысла и законной цели.

Речь идет о совокупности следующих признаков:

  • списание денег со счета не превышает 3 млн руб. в месяц (в том числе в счет уплаты коммунальных услуг, аренды недвижимого имущества, а также иных платежей, связанных с деятельностью клиента);
  • операции по банковскому счету носят нерегулярный характер;
  • уплата налогов или других обязательных платежей со счета не осуществляется или осуществляется в размерах, не превышающих 0,5% от дебетового оборота по такому счету, при этом размер сумм НДФЛ, уплачиваемых с зарплаты работников, может свидетельствовать о занижении налогооблагаемой базы.

Клиенты, о которых говорится в методических рекомендациях, обычно обладают двумя или более нижеследующими признаками:

  • размер уставного капитала равен или незначительно превышает минимальный размер уставного капитала, установленный законом для создания юрлица;
  • учредитель клиента, его руководитель и лицо, осуществляющее ведение бухучета клиента, — это одно лицо;
  • адрес постоянно действующего исполнительного органа клиента является, по информации ФНС, массовым;
  • постоянно действующий исполнительный орган клиента, иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени клиента без доверенности, отсутствует по адресу, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ.

Стоит изучить и те признаки, которые приводятся в более раннем документе – Методических рекомендациях ЦБ РФ от 02.04.2015 № 10-МР.

Благодаря комплексу мер по устранению номинальных юридических лиц в 2017 году, по данным Росфинмониторинга, удалось пресечь вывод в теневой сектор более 181 млрд руб.

В 2016 году на 24% возросло количество решений об отказе в регистрации юрлиц. За полтора года из ЕГРЮЛ исключено около 1 млн юрлиц.

Количество фирм-однодневок сократилось до исторического минимума: по состоянию на 1 июня 2018 года их 7,3% от общего числа юрлиц.

Комплекс мер, которые осуществляет государство по устранению номинальных юридических лиц:

  • Осуществляются меры превентивного характера в виде единого списка клиентов, которым банки отказали в проведении операции, заключении договора банковского обслуживания или с которыми расторгли договора банковского обслуживания в связи с подозрениями в отмывании денег или финансировании терроризма.
  • Росфинмониторинг формирует реестр (черный список), который передается в Банк России, далее его используют банки при оценке уровня риска своих клиентов.
  • ФНС проверяет достоверность ЕГРЮЛ для предотвращения регистрации и деятельности организаций, создаваемых для недобросовестной деятельности. ФНС и кредитные организации взаимодействуют, чтобы принимать меры к расторжению договоров банковского обслуживания в случае подозрения на осуществление операций от имени фирмы-однодневки.
  • ФНС использует специальную систему контроля за возмещением НДС (АСК НДС-2) для выявления действий, направленных на минимизацию подлежащей уплате в бюджет разницы между входящим и исходящим НДС за счет подставных фирм и фиктивных счетов-фактур.
  • Банк России ориентирует поднадзорные организации на типологические признаки и схемы отмывания доходов с участием фирм-однодневок.
  • РФ присоединилась к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией. Это позволит ФНС с сентября 2018 года получать сведения о финансовых счетах российских налогоплательщиков от компетентных органов 7421 иностранных юрисдикций (включая оффшорные).

Реабилитация компаний, попавших в черный список банков

Как показала практика, некоторые банки стали формально относиться к критериям неблагонадежности. Это привело к тому, что к октябрю 2017 года, с начала года, банки заблокировали около 500 000 счетов предпринимателей (данные общественной организации «Деловая Россия»).

В ноябре 2017 года заработал механизм реабилитации добросовестных клиентов, попавших в черный список по ошибке. По словам заместителя председателя Центробанка Дмитрия Скобелкина, чтобы выйти из черного списка, клиенту нужно обратиться в банк, где специальная комиссия или специально назначенные должностные лица рассматривают претензии, связанные с вопросами ограничения в обслуживании. Однако сразу же стало возникать много вопросов о том, как именно этот механизм работает. Он явно нуждался в проработке.

Откройте запасной расчетный счет в Контур.Банк. Обслуживание — 0 рублей. Продолжайте принимать и делать оплаты, уплачивать налоги, выдавать зарплату в любой ситуации.

Узнать больше

30 марта 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ, который внес поправки в «антиотмывочный» закон. Они, в частности, внесли коррективы в процесс выхода из черного списка банков и фактически создали систему двухуровневой реабилитации банковских клиентов. На первом уровне банк проверяет клиента и, удостоверившись в том, что он попал в черный список случайно, устраняет основания для включения его в список и передает сведения в ЦБ и Росфинмониторинг.

Если банк отказывается пересматривать решение, клиент может воспользоваться вторым уровнем реабилитации — обратиться в Центробанк, который на комиссии совместно с Росфинмониторингом рассмотрит заявление клиента.

Как поэтапно выглядит механизм реабилитации:

  • У банков появилась возможность уведомлять клиентов о применении мер по отказу о совершении операций, заключения договора банковского счета, расторжении договора банковского счет, а также об их причинах.
  • В случае принятия решения об отказе от проведения операции или от заключения договора банковского счета клиент, с учетом полученной информации о причинах, может представить документы и сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе.
  • Банк рассматривает документы и в срок не позднее 10 рабочих дней со дня их представления сообщает клиенту об устранении оснований.
  • Если оказывается, что основания устранить невозможно, клиент обращается с заявлением и документами в межведомственную комиссию, созданную при Центробанке.
  • По результатам рассмотрения заявления и документов от клиента, а также мотивированных обоснований межведомственная комиссия принимает либо решение об отсутствии оснований для отказа, либо решение об отсутствии оснований для пересмотра принятого решения.
  • Межведомственная комиссия сообщает о принятом решении заявителю и банку не позднее 3-х рабочих дней со дня его принятия.
  • При устранении оснований отказа организации, осуществляющие операции с денежными средствами, кредитные организации обязаны представить в Росфинмониторинг сведения о таком устранении в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания.
  • Если в связи с решением об отказе от проведения операции, в отношении которого впоследствии были устранены основания его принятия, кредитной организацией был расторгнут договор банковского счета с клиентом, то она обязана представить в Росфинмониторинг сведения об отсутствии оснований для расторжения договора.

В июне 2018 года Госдума внесла законопроект № 492235-7, предлагающий обязать банки предоставлять письменный мотивированный отказ в открытии счета (поправки в ст. 846 и ст. 859 ГК РФ). Причем этот отказ может быть обжалован в суде.

На днях Центробанк выпустил Информационное письмо от 12.09.2018 N ИН-014-12/61, в котором, в частности, говорится о порядке информирования клиентов финансовых организаций о причинах отказа.

Как выйти из черного списка банков: необходимые документы

Законодательно список документов, которые необходимо предоставить банку для выхода компании из черного списка, не установлен. Поэтому компания сама вправе решать, как и с помощью чего доказывать легальность своей деятельности. В ряде случаев банк подсказывает, какие именно документы нужны. Например, он может запросить налоговую декларацию и некоторые другие документы, если отказывает в переводах со счета.

Если с банком так и не удалось решить проблему по исключению компании из черного списка, придется обратиться в Центробанк с соответствующим заявлением (требования к заявлению). Вы можете отправить заявление почтой или через интернет-приемную Банка России. Опишите сложившуюся ситуацию в свободной форме, укажите, когда и к кому вы обращались (ФИО сотрудника банка, его должность).

На руках нужно иметь:

  • письменный отказ банка в реабилитации;
  • копию документа, удостоверяющего личность, СНИЛС и ИНН;
  • копию документов, предоставленных в банк для проведения операции или открытия счета;
  • реквизиты банка;
  • копии документов, предоставленных в банк с заявлением об исключении из черного списка;
  • другие документы, которые вы посчитаете нужными.

Что известно о новом черном списке банков

Центробанк опубликовал проект указа, который вводит порядок информирования банками регулятора о несанкционированных переводах со счетов их клиентов. Он создан с целью исполнения Федерального закона от 27.06.2018 № 167-ФЗ о защите средств клиентов банков от хищений, который вступит в силу 26 сентября 2018 года. То есть на этот раз будет создан черный список дропперов.

Документ примечателен тем, что:

  • наделяет банки правом приостанавливать операции на два дня, если возникают подозрения о выводе денег без ведома клиента;
  • дает Центробанку право вести базу компаний и физлиц, на счета которых пытались вывести или вывели денежные средства клиентов;
  • у Центробанка появляются полномочия доводить полученную информацию до кредитных организаций.

Алгоритм взаимодействия кредитных организаций с Центробанком, который предусматривает проект указа, довольно прост. При выявлении подозрительной операции банк передает в Центробанк номер карты, электронного кошелька, мобильного телефона или счета получателя средств. Центробанк запрашивает у банка данные паспорта и СНИЛС для идентификации получателя. Далее Центробанк обобщает и доводит до всех кредитных организаций информацию о лицах, на счета которых был осуществлен вывод денег. Банки, которые «вычислят» дропперов среди своих клиентов, будут ограничивать им перевод денежных средств и снятие наличных.

У вас заблокировали счет? Разберемся в ситуации и поможем с разблокировкой

Эксперты не сомневаются, что в новый черный список банков снова могут попасть добропорядочные компании и физлица, как это уже было в прошлом году, когда вступил в силу Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Один из сценариев-ловушек может быть таким: хакер обращается с просьбой к знакомым, чтобы они получили деньги на свои карты, при этом знакомые не догадываются об источнике происхождения денег.

Экспертов беспокоит и тот факт, что в проекте указа не прописано право на реабилитацию. Кроме того, добропорядочные компании могут не догадываться о своем присутствии в черном списке. Возникнет угроза новой массовой блокировки счетов клиентов банков.

«Черный список — не приговор» — как бизнесу избежать блокировки счета Объясняет банкир

«Черные списки» — 500 тыс. «подозреваемых» и регулярное обновление

— Наталья, проблема блокировки счетов предпринимателей и компаний — наиболее актуальная в этом году. Как формируются списки отказников?

— «Черные списки» — это списки клиентов, которым было отказано на основании 115-ФЗ Федеральный закон от N 115-ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в открытии банковского счета или в проведении операции. В списки попадают также клиенты, с которыми банки расторгли договор обслуживания. Это происходит, если клиент по той или иной причине получил отказ два и более раза в течение одного календарного года.

Информацию обо всех отказах банки направляют в Росфинмониторинг, откуда она поступает в ЦБ. Банк России формирует списки отказников и рассылает их во все кредитные организации. Информация обновляется регулярно, банки об изменении черных списков узнают в течение недели.

Первый раз такие списки российские банки получили в конце июня 2017 года, в него вошла информация об отказах клиентам с 1 января 2016 года.

Наталья Петропавловская подчеркивает, что отказ в проведении операции не означает отсутствие возможности работать по счету. Фото из личного архива

— Сегодня в «черных списках» банков состоит более 500 тыс. клиентов. Если клиент попал в список, ему определенно откажут и в другом банке?

— Нет. «Черные списки» — рекомендация для банков, повод обратить повышенное внимание на клиента. Так что попадание в «черные списки» предпринимателя или компании — не приговор. При обращении за открытием расчетного счета, даже если клиент в «черном списке», банк обязан рассмотреть заявку. В таком случае банк, скорее всего, проведет выездную проверку, запросит необходимые документы — чтобы убедиться, что бизнес клиента реальный. Но решение об открытии счета кредитная организация принимает самостоятельно.

Кроме того, в 2018 году у попавших в «черные списки» клиентов появился механизм реабилитации. Можно обратиться в свой банк с заявлением и постараться оспорить решение об отказе в операции или открытии счета. Если банк не идет на встречу — стоит обратиться в Межведомственную комиссию ЦБ.

Блокировка по подозрению: деньги на карты, «обнальщики» и другие надежные способы нажить проблемы

— Что скрывается за формулировкой «блокировка счета»?

— Когда говорят о блокировке счета, в реальности речь идет о блокировке интернет-банка. Мера по полной блокировке счета применяется к счетам террористов и экстремистов и ничего общего не имеет со счетами обычных компаний и предпринимателей. На практике это встречается крайне редко.

Блокировать интернет-банк ЦБ рекомендует, если клиент не предоставил по требованию документы в рамках 115-ФЗ или если банк видит, что операция проводится не в целях реально действующего бизнеса, а является фиктивной и связана, например, с легализацией, с целью ухода от уплаты налогов и т. д. При этом блокировка интернет-банка не переводит счет в какой-то особенный режим. На счет продолжают зачисляться деньги, клиент может продолжать этими деньгами пользоваться.

Отказ в проведении операции не означает, что компания или предприниматель больше не могут работать со счетом. Речь идет о блокировке конкретной операции. Другие операции по счету клиент проводить может.

Если клиент игнорирует требования 115-ФЗ, банки могут заблокировать операцию или расторгнуть договор обслуживания.

— Но, если интернет-банк заблокирован, придется приезжать в банк…

— Да. Нужно приезжать с бумажной платежкой. Это неудобно, но личный визит клиента — повод прояснить ситуацию на месте. Повторюсь, сам счет работает и деньги на нем банки не задерживают специально, если операции не вызывают подозрений.

— Какие операции являются подозрительными для банков?

— По большому счету для банков существует три вида сомнительных операций:

обналичивание,

вывод капитала за границу,

транзитные операции.

Обналичивание всегда контролировалось и будет контролироваться со стороны регулятора. Всем очевидно, что именно наличка используется для преступных, незаконных целей, конвертных выплат и т. д. Сомнительным обналичивание является тогда, когда юрлицо или предприниматель снимает со счета 80% и более от оборота. Либо делает это переводами на счета физлиц, которые превращают безнал в наличку. Совет для компаний один — сокращайте наличный оборот по счету.

Вывод капитала Центробанк всегда контролирует, так как деньги уходят из экономики РФ. Признаков таких операций достаточно много, основные — переводы в адрес нерезидентов по договорам работ и услуг, финансовые платежи, где нет одновременной оплаты НДС, покупка ценных бумаг нерезидентов, а также товаров, которые не пересекают таможенную границу РФ.

Самые сложные для банков с точки зрения контроля и понимания клиентов — транзитные операции. Это такой промежуточный статус денег, который заканчивается либо обналичиванием, либо выводом капитала. Клиенты ведь открывают счет для проведения безналичных платежей, и у них часто возникает обоснованное непонимание, почему те или иные операции банки вдруг признают транзитными. Основные из признаков транзитных операций — списание со счета поступивших денег в течение 1−2 дней, отсутствие по счету хозяйственных операций, выплаты зарплаты, уплаты налогов, а также, когда операции не соответствуют заявленному компанией виду деятельности. Для банков является подозрительным также, если доля бюджетных платежей по счету — налоги, отчисления в фонды и проч. — ниже 0,9% от оборота.

— А если говорить о видах бизнеса, где чаще всего встречаются подозрительные клиенты?

— Строительство, торговля стройматериалами, грузоперевозки, неспециализированная оптовая деятельность. Именно такие ОКВЭДы позволяют выстраивать схемы по отмыванию денег.

Снимаем подозрение: проверяем партнеров и выбираем один расчетный банк

Если компания скрывает бенефициаров, ей грозит штраф до 500 тыс. рублей.

— На что еще банки обращают внимание?

— На бенефициарных владельцев — с 2017 года в РФ действует обязанность устанавливать бенефициаров компании, хранить о них информацию и регулярно ее обновлять. Штрафы для юрлиц за нарушение этого требования — достаточно крупные — до 500 тыс. рублей.

Важно регистрировать компанию и ИП по фактическому месту деятельности. Для банков подозрительно, если деятельность в Татарстане, а компания зарегистрирована, например, в Марий Эл.

При наличии нескольких компаний — ООО, ИП и т. д. — организовывать их работу желательно таким образом, чтобы каждая компания работала как самостоятельный бизнес: с активами, сотрудниками, прибылью и т. д.

— А если говорить о работе с контрагентами?

— При заключении контракта компании и предпринимателю очень важно проверять партнера, как поставщика, так и покупателя. Это не пустые слова, сегодня репутация контрагентов влияет на репутацию самой компании. Существует много сервисов для проверки контрагентов, например, на сайте ФНС.

С контрагентами надо оформлять документы. Вы не поверите, но мы до сих пор сталкиваемся с тем, что договоры оформляются на словах, а не на бумаге, а потом у клиента возникают проблемы в подтверждении операции. Надо правильно и своевременно заключать договоры и оформлять закрывающие документы.

— Наличие счетов в разных банках подозрительно?

— Само по себе — нет. Но желательно, чтобы у бизнеса был один расчетный банк. Не один счет, но один банк. Если клиент проводит операции, связанные с хозяйственной деятельностью, в одном банке, а получает деньги и только снимает их — в другом, то банки не будут видеть всей картины — уплаты налогов, проведения зарплатных операций и т. д. Это всегда вызывает подозрение. Если клиент имеет счета в разных банках, надо стараться по каждому из них вести платежи компании в рамках деятельности.

Если банк просит предоставить какую-то информацию, надо оперативно ее предоставить. Это не прихоть, а обязательства в рамках действующего законодательства.

Как избежать блокировки банковского счета.

— Наталья, банки могут в одностороннем порядке расторгнуть договор с компанией или предпринимателем?

— Да, могут. Если клиенту два и более раза в течение года было отказано в проведении операции, у банка появляется такое право. При этом банк уведомляет клиента о закрытии счета в одностороннем порядке и закрывает его через 60 дней. В течение этих 60 дней деньги на счет уже не зачисляются, а списания могут быть произведены только в счет оплаты налогов, обязательных платежей, комиссии за услуги банка. После этого банк переводит остаток по счету в другой банк.

— А если клиент не предоставляет реквизиты для перевода остатка?

— Счет все равно закрывается, но деньги переводятся на специальный счет в Банке России. Чтобы вернуть их со специального счета в ЦБ по истечении 60 дней, придется снова обратиться в свой банк с заявлением — деньги сначала вернуться со специального счета, после чего банк клиента перечислит их по реквизитам, указанным в заявлении.

Беседовала Юлия Амочаева

Черный список банков (Финмониторинг), Стоп-лист банка по 115 ФЗ, 550-П и 639-П

В последнее время, ко мне, как юристу, часто обращаются недоумевающие коммерсанты: «вроде ничего не нарушаем, а банк счет заблокировал». И в их вопросе читается тоска, почему, за что, куда бежать?

Этот пост выработан на основе типовых ситуаций, за что и почему. Тема «куда бежать?» сюда не поместилась, формат не тот, но некоторые рекомендации есть.

Итак, в силу юридического правосознания от мозга до костей, не могу не указать Регламентирующие документы:

1. Федеральный закон 115-ФЗ от 07.08.01 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В законе, как всегда, все в общем и целом. Беспощадная борьба с мировым злом. Конкретика (когда выясняется что вышеуказанный закон лишь словоблудное прикрытие по наделению банков несвойственными им функциями обиженных за державу спецагентов), содержатся в подзаконных документах ЦБ. Лес (террористов и гнусных преступников), как говорится, рубят, щепки (предприниматели, которые «ни сном ни духом») летят.

2. Ранее мероприятия по стоп-листам (черным спискам) регулировались Положением ЦБ РФ 550-П от 20.06.2016 «Положение о порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада), и (или) расторжении договора банковского счета (вклада) с клиентом».

3. Сейчас вместо 550-П действует Положение ЦБ РФ от 30.03.2018 г. № 639-П «О порядке, сроках и объеме доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа от проведения операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, об устранении оснований принятия решения об отказе от проведения операции, об устранении оснований принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), об отсутствии оснований для расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом”.

Собственно на основе вышеуказанной нормативки ЦБ на пару с Финмониторингом и формирует так называемый «черный список банков». Что в списке: ИНН, дата и код отказа. Банк, который включил компанию в список, не указывается. Эти же нормативные акты служат и для ситуации лайт: когда банк, где у организации открыт расчетный счет, не подает информацию в Финмониторинг и ЦБ, но вносит ее свой внутренний черный список – СТОП-ЛИСТ.

Формальные причины попадания в список

  1. Отказ в открытии счета (код 03). Компания подала документы, банк рассмотрел и вернул, ничего не ответил. К сожалению, теперь компания в списке, так как банк обязан направить в Росфинмониторинг информацию об отказе. Кстати, самой компании об этом банк сообщать не обязан и обычно не сообщает, поэтому до определенного времени компания может вообще может не знать, что попала в стоп-лист.
  2. Отказ в предоставлении документов банку (код 07). Банк направил запрос, компания не предоставила документы, например, юрист решил, что банк запрашивает документы неправомерно. Разбираться никто не будет — теперь компания в списке, так как банк обязан направить сведения об отказе.
  3. Отказ банком от исполнения платежного поручения (код 08). Компания выставила платежное поручение, сотрудник службы внутреннего контроля банка проанализировал его, не увидел для себя очевидного экономического смысла операции и решил, что она подозрительная. Банк в проведении платежа отказал, а сведения об отказе направлены в Росфинмониторинг. Компания в списке.

Попасть в стоп-лист очень легко: если произошло одно из перечисленных ниже событий, банк обязан направить информацию в Росфинмониторинг, Росфинмониторинг направит ее в ЦБ, а ЦБ проинформирует все банки. Банки, выявив нижеперечисленные обстоятельства не всегда сразу информируют ФинМон. Вначале могут разобраться и снять претензии, но делают это не всегда, могут и сразу «пристрелить» – человеческий фактор.

За что можно попасть в список? Истинные причины. И небольшие рекомендации по ходу

  1. Начать с того, что банку уже не нравится, когда руководитель, учредитель и бухгалтер совмещаются в одном лице, у компании массовый юридический адрес и еще и начинающих предпринимателей маленький уставной капитал. Все это «по совокупности» (п. 6.2. Положения о правилах внутреннего контроля № 375-П, утв. Банком России 02.03.2012) может явиться причиной для отказа в открытии счета.
  2. Возможна и противоположная ситуация, когда все настолько солидно, что директор берет на открытие счета с собой в банк бухгалтера, на случай заковыристых финансовых вопросов. Ага! Директор ведет себя подозрительно с точки зрения банка. Он несамостоятельный — номинальный, в связи с чем надо отказать в открытии счета.
  3. Одна из самых обидных ситуаций – это когда банк прислал запрос в котором обозначил срок предоставления документов (ЦБ рекомендует устанавливать срок от 3 до 7 дней). Организация, безусловно, документы предоставила, но с незначительным опозданием от срока определенного банком. Мелкое, казалось бы, нарушение, но компания, что называется «попала»: банк уже направил сведения в Росфинмониторинг.
  4. Возможно справедливая, с точки зрения обывателя, ситуация («В чем сила, брат? В правде!»).Налоговая нагрузка должна быть БОЛЬШЕ 1% от оборота.

Как было раньше. Раньше рекомендованную налоговую нагрузку для компаний определяла налоговая инспекция. Руководителя вызывали на комиссию, и объясняли, сколько нужно платить и почему нужно платить больше. Компания имела возможность проигнорировать все рекомендации и остаться при своем мнении. А что делала ИФНС, если ее рекомендации не выполняются? – А ничего. Пыталась найти какие-либо нарушения, чтобы доначислить налоги. Даже если это удавалось, бизнес при этом продолжал работать, а результаты проверки можно было оспорить, и весь процесс проходил в соответствии с четким регламентом, прописанном в законодательстве.

Что происходит сейчас

Налоговый орган действует прежним образом, НО, в дополнение к этому еще и Центральный Банк решает, сколько компания должна платить и доводит до банков своими методическими рекомендациями. Например, с июля 2017 Банк России рекомендует считать налоговую нагрузку менее 0,9% от оборота свидетельством, что клиент осуществляет транзитные (сомнительные) операции. (Методические рекомендации ЦБ №18-МР от 21.07.17). Сотрудники банка не будут никого вызывать на комиссию, просто рассчитают налоговую нагрузку, сделают выводы и дадут отказ в обслуживании. Следующий шаг: расчет налоговой нагрузки по видам хозяйственной деятельности. А че, таблички такие у всех уже есть.

К этой же ситуации – принятие на себя банками функций налогового контролера, полагаю, относятся темы когда:

  • со счета не платят зарплату;
  • НДФЛ и взносы либо сам размер зарплаты не соответствует среднесписочной численности сотрудников;
  • Фонд заработной платы установлен из расчета ниже прожиточного минимума;
  • перечисляется НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы.

Теперь за всем этим должны присматривать банки.

И действительно налогов стали платить больше. Кто ставит это себе в заслугу? ФНС! Несправедливо. Департаменты внутреннего контроля банков тоже достойны госнаград.

5. С точки зрения банка надо работать только через один (этого банка, конечно), потому что каждому банку надо теперь проверять налоговую нагрузку по счету, а также уплату арендных и коммунальных платежей. Если Вы платите налоги в одном банке, а в обороты проходят в другом, то можно получить «бан» от банка №2, имея по факту даже очень высокую налоговую нагрузку. Кроме того, операции по переброске денег между своими же счетами, могут быть отнесены к категории подозрительных.

6. аспространенной ситуацией является перечисление денежных средств на реквизиты «подозрительного», с точки зрения банка, контрагента. Причин подозрительности могут быть тысячи. Например, средства зачисляются на счет от контрагентов по договорам с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС (привет бумажный НДС). Банк отказывает компании в проведении платежа. Соответственно, компания попадает в список.

7. У банка нет реальной информации о бенефициарных владельцах. Это относится к случаям, когда учредители компании юридические лица и между ними имеются признаки перекрестного владения. И не понятно, в итоге, а кто собственник компании? Какое физическое лицо? Если организация не может это четко пояснить – получите бан.

8. Примерно из той же серии что и пункт 7 является наличие – участие иностранного капитала в вашей организации. С точки зрения ЦБ страна регистрации учредителя – это фактор риска, если страна находится в списке стран, которые находятся под международными санкциями и прочими мерами (перечень списков таких стран: Положение о правилах внутреннего контроля № 375-П, утв. Банком России 02.03.2012, пункт 4.5)

Проблемы с юридическим адресом компании могут возникнуть и после открытия счета в банке. В обязанности банка входит проверка присутствия по юридическому адресу и составления Акта о проверке местонахождения юридического лица, а наличие сведений об отсутствии компании по адресу – фактор риска (Положение о правилах внутреннего контроля № 375-П, утв. Банком России 02.03.2012, пункт 4.4, абзац 11).

9 . IP-адрес должен быть уникальным. Проверьте свой IP-адрес, с которого вы осуществляете работу по системе банк-клиент, а также номер телефона и другие идентификаторы. Банк обязан их проверять на наличие совпадения с устройствами других клиентов, особенно которым было отказано в обслуживании по причине сомнительных операций. (Методические рекомендации 18-МР от 21.07.17, пункт 2).

13. Задержите деньги на счете. Хотя бы на 3 дня. Вот так! В письме ЦБ № 236-Т от 31.12.14 «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» приведен признак, характеризующий транзитные (сомнительные) операции: списание денежных средств производится в срок, не превышающий двух дней со дня зачисления.

У меня знакомые — белая медицинская компания. Их директора именно на основании быстрого списания поступивших денежных средств в итоге заставили носить в банк платежные поручения в бумажном виде (а интернет банк для платежей заблокировали).

14. Должно быть понятное назначение платежа. Стройте понятные схемы и старайтесь избегать всех нестандартных операций. Должна присутствовать связь между основаниями зачисления и списания денег. Экономический смысл операции должен быть виден сотруднику банка невооруженным глазом, потому что если банк затрудниться сделать однозначный вывод об очевидном экономическом смысле и очевидной законной цели операции, то может отказать в ее проведении. А это попадание в список отказов.

15. Работа с иностранными партнерами. Если Вам приходится работать с нерезидентами, то детально разбирайтесь со списками стран, которые находятся под международными санкциями и прочими мерами, потому что страна регистрации контрагента – это фактор риска для признания сделки сомнительной (перечень списков таких стран: Положение о правилах внутреннего контроля № 375-П, утв. Банком России 02.03.2012, пункт 4.5).

16. Обналичка. Если Вы начнете обналичивать, то будьте готовы к тому, что контрагенты-обнальщики рано или поздно будут в списке компаний, осуществляющих транзитные операции (как бы уверенно они не убеждали Вас в обратном, не верьте). Банк может заблокировать их счета, а может посчитать и ваши операции подозрительными. Учитывайте эти риски, они значимы. Ну а если Вы, читатель, уже матерый обнальщик, Вам, скорее всего, этот пост будет неинтересен, наивен и даже смешон. У Вас свои (ОГО-ГО!) методы работы с банками.

На выход из Перечня Росфинмониторинга!

» Назад

На выход из Перечня Росфинмониторинга! 24.05.2019 01:11

Есть простая истина о том, что «выход чаще всего там, где был вход». Но порой люди о ней совсем забывают и тщетно пытаются найти выход там, где его совсем нет. Поэтому сегодня предлагаем некоторым нашим читателям изучить краткие пояснения о процедуре выхода из перечня Росфинмониторинга.

Среди читателей нашего издания есть лица – фигуранты одного из самых известных перечней Росфинмониторинга – лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму. Именно в отношении таких лиц применяются меры по замораживанию и блокированию имущества и денежных средств.

Иногда фигуранты этого перечня Росфинмониторинга присылают нам письма со своими историями попадания в него. В основном это лица, распространявшие в социальных сетях картинки или материалы экстремистского содержания. Своими историями они делятся с нами не из-за скуки, а только по той простой причине, что после погашении или снятии судимости этих лиц начинает интересовать один и тот же вопрос: как им выйти из перечня Росфинмониторинга и получить обратно замороженные денежные средства и имущество.

Как правило, «экстремисты» в причинах всех задержек видят Росфинмониторинг. Ну конечно же! Ведь именно он или из-за него им заморозили средства и имущество, которое нужно теперь получить обратно после погашении или снятии судимости! Во всех проволочках и волоките виновата только финансовая разведка и ее руководство! Да еще и на его сайте нет никакой информации об основаниях исключения из перечня! Ах, да, чуть не забыли, самое главное (!) сотрудники Росфинмониторинга еще регулярно пресекают деятельность аферистов по продаже дорогостоящих БАДов, лекарств, бытовой техники и ликвидируют деятельность финансовых пирамид, а после просят перечислить себе на «карточку» оплату оформительских расходов для выплаты компенсации.

Фигуранты перечня Росфинмониторинга после погашении или снятии судимости начинают писать заявления в ведомство с требованиями поскорее вывести их из перечня, звонят по всевозможным телефонам, указанным на сайте финансовой разведки, но желаемого итога не добиваются и продолжают числиться в «черных» списках.

Однако, на самом деле, Росфинмониторинг не замораживает и не блокирует имущество – это делают кредитные и некредитные организации (банки, ломбарды, страховые компании и многие другие). Также Росфинмониторинг не имеет никакой возможности инициативно исключить лицо из своего перечня по заявлению бывшего «экстремиста» (кроме случаев, когда организации и физические лица были ошибочно включены в перечень). Также, оказывается, на сайте Росфинмониторинга перечислены подробные основания для исключения из перечня. Ну и наконец, поспешим успокоить читателей: Росфинмониторинг не наделен полномочиями по возмещению вреда и выплате компенсаций гражданам, пострадавшим от мошеннических действий по продаже БАДов, пирамид и прочего, поэтому никаких переводов и оплат «на карточку» ни от кого не принимает.

Росфинмониторинг исключает фигурантов перечня среди прочего на основании информации о наличии оснований для их исключения, поступающей из различных органов государственной власти (прокуратуры, следственного комитета, ФСБ, Минюста, МВД). Таким образом, чтобы поскорее выйти из перечня финмониторинга при наличии соответствующих оснований, претенденты на выход должны обращаться не в Росфинмониторинг, как они думают, а в те органы, которые ранее и передавали туда о них информацию, послужившей основанием для их включения в перечень.

Получив такую информацию, Росфинмониторинг сразу внесет изменения в перечень, опубликует его, после чего заморозившие деньги или имущество организации обязаны будут тут же их разморозить и вернуть бывшим фигурантам. Если организации отказываются после появлений оснований для разморозки денег или имущества отдавать их владельцу – бывшему фигуранту перечня – это уже предмет серьезных жалоб на них в их надзорные органы, прокуратуру и суд.

Кстати, изменённый перечень в последнее время «частит»: вместо ранее традиционных публикаций по четвергам, перечни стали выходят по нескольку раз в неделю. Делается это помимо прочего и с той целью, чтобы его бывшее фигуранты поскорее могли получить свое имущество или деньги обратно.

Таким образом, роль Росфинмониторинга заключается только в ведении перечня и не более того. Росфинмониторинг никому ничего не замораживает, не удерживает ничьих денег и тем более не «прокручивает» их с целью собственного обогащения, как думают некоторые.

А в заключении отметим, что с подробными нормативными процедурами ведения перечня Росфинмониторинга наши читатели могут ознакомиться в Постановлении Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. N 804 «Об утверждении правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей».

Павел Смыслов