Как проверить договор

Центр обучения «Клерка»📌 Реклама

  • о повышенном риске неисполнения им своих обязательств;
  • о том, что от лица реального контрагента могут действовать не уполномоченные им лица;
  • о неисполнении им налоговых обязательств (ведении деятельности с высоким налоговым риском) (п. 12 Общедоступных критериев, утв. Приказом ФНС России № ММ-3-06/333 от 3 мая 2007 г.).

2. Путем установления верифицируемого (с проверкой документов) личного контакта с уполномоченными представителями контрагента (руководителем организации, индивидуальным предпринимателем, лицами, имеющими право заключать от имени контрагента договоры):

  • в месте нахождения самой организации (индивидуального предпринимателя);
  • при возможности – в месте нахождения контрагента, что одновременно обеспечит проверку достоверности указанного в ЕГРЮЛ юридического адреса контрагента.

Целесообразно, чтобы подобные контакты были запротоколированы (отмечены в журналах визитов посетителей, протоколах, отчетах сотрудников, проводивших переговоры). 📌 Реклама Отключить

Цель проверки: отсутствие личных контактов с руководством контрагента, претендующего на заключение крупной сделки, может повлечь обвинения в непроявлении должной осмотрительности при выборе такого контрагента (п. 12 Общедоступных критериев, утв. Приказом ФНС России № ММ-3-06/333 от 3 мая 2007 г.). Это, в свою очередь, может иметь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными.

Кроме того, уклонение руководства нового контрагента от личных контактов при намерении заключить крупную сделку может свидетельствовать об отсутствии намерений исполнять обязательства по договору.

В судебной практике прослеживается вывод, что активная проверка правоспособности контрагента свидетельствует о проявлении должной осмотрительности. При этом в ходе такой проверки целесообразно проверять и деловую репутацию контрагента.

📌 Реклама Отключить

Проверка налогового профиля

1. Путем запроса в ИФНС информации об исполнении контрагентом налоговых обязательств. Такой запрос может быть:

  • направлен в налоговую инспекцию по месту учета потенциального контрагента в произвольной форме;
  • сформулирован с учетом требований о защите налоговой тайны – его предметом должны быть сведения о нарушении контрагентом налогового законодательства (в т. ч. о наличии задолженности по платежам в бюджет), что не является налоговой тайной (письмо УФНС России по г. Москве № 09-10/093263 от 3 октября 2008 г.).

В то же время на практике вероятен отказ налоговой инспекции в предоставлении данных сведений. Это связано с тем, что Налоговым кодексом РФ не установлена обязанность налоговой инспекции по информированию об исполнении контрагентами налогоплательщиков своих налоговых обязательств, а также указывает на возможное наличие налоговой тайны в запрашиваемых сведениях (письмо ФНС России № ЕД-4-2/13005 от 24 июля 2015 г.). 📌 Реклама Отключить

Цель проверки: сам запрос в ИФНС (даже в случае отказа в предоставлении данных) свидетельствует о проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента.

При намерении заключить крупную сделку (на которую придется существенная часть вычетов или расходов) в случае отказа налоговой инспекции целесообразно получить сведения об исполнении контрагентом налоговых обязательств непосредственно у контрагента.

2. Путем запроса у контрагента информации об исполнении им налоговых обязательств. Целесообразно и достаточно запросить:

  • копии титульных листов деклараций (за последние периоды) по основным налогам, уплачиваемым контрагентом (налогу на прибыль, единому налогу при УСН) с отметками налоговой инспекции о принятии;
  • при подаче контрагентом деклараций в электронном виде – распечатанные электронные квитанции о приеме деклараций налоговой инспекцией, заверенные самим контрагентом;
  • справки о состоянии расчетов с бюджетом, справки об отсутствии задолженности перед бюджетом.

Данные документы не содержат какой-либо налоговой тайны и могут быть без ущерба представлены добросовестными контрагентами. 📌 Реклама Отключить

Цель проверки: отказ потенциального контрагента, претендующего на заключение крупной сделки, представить такую информацию может свидетельствовать о неисполнении им налоговых обязательств и об отсутствии реальной деятельности. Это может повлечь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными.

При этом убедительными будут также доказательства уплаты контрагентом налоговых платежей (соразмерно заявленным масштабам его деятельности) – копии платежных поручений, актов сверок контрагента со своей налоговой инспекцией. Однако, скорее всего, такую просьбу может удовлетворить только контрагент, претендующий на заключение крупной (по его масштабам) сделки.

В судебной практике прослеживается вывод, что активная проверка налоговой добросовестности контрагента свидетельствует о проявлении должной осмотрительности. При этом такая проверка, как правило, дополняет проверку правоспособности контрагента.

📌 Реклама Отключить

Проверка реальности, деловой репутации и имущественного положения контрагента

1. Путем запроса у контрагента формализованных сведений (прежде всего, заверенных копий документов), подтверждающих наличие:

  • работников для непосредственного исполнения обязательств по договору (копия штатного расписания и т.д.);
  • активов для исполнения обязательств по договору (копии правоустанавливающих (правоподтверждающих, регистрационных) документов на объекты недвижимости, транспортные средства и т.д.).

Цель проверки: отказ потенциального контрагента, претендующего на заключение крупной сделки, представить такую информацию может свидетельствовать (п. 12 Общедоступных критериев, утв. Приказом ФНС России № ММ-3-06/333 от 3 мая 2007 г.):

  • о повышенном риске неисполнения им своих обязательств (отсутствии намерения их исполнить);
  • о посредническом характере его деятельности, что повышает как риск неисполнения договорных обязательств, так и риск признания налоговой выгоды по сделкам с ним необоснованной.

2. Путем запроса данных в Центральном каталоге кредитных историй (ЦККИ). Для запроса необходимо согласие контрагента на получение информации о нем в ЦККИ (ключ доступа (простой набор цифр), указываемый контрагентом в случае согласия на передачу данных о кредитной истории). Сведения предоставляются за плату. 📌 Реклама

Отключить

Цель проверки: наличие сведений о контрагенте в ЦККИ свидетельствует, что он хотя бы один раз обращался в банк за получением кредита. А значит, положительный ответ на запрос позволит установить как реальность контрагента, так и его финансовую дисциплину (исполнение обязательств перед кредиторами). Запрос кредитной истории целесообразен при намерении кредитовать контрагента (при перечислении аванса, предоставлении коммерческого кредита, выдаче займа и т.д.).

3. Путем поиска сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В реестре нельзя запросить данные по конкретному собственнику (получить список объектов, которые ему принадлежат), но можно, в частности, установить собственника здания (помещения), по которому зарегистрирован контрагент. Сведения предоставляются за плату.

📌 Реклама Отключить

Цель проверки: наличие в собственности контрагента недвижимого имущества с большой долей вероятности свидетельствует о его реальности и наличии имущества для исполнения обязательств.

4. Путем проверки данных о сертификате или декларации соответствия контрагента-производителя (импортера) в Едином национальном реестре Росаккредитации:

  • в реестре сертификатов соответствия;
  • в реестре деклараций соответствия.

Цель проверки: наличие сертификата (декларации соответствия) с большой долей вероятности свидетельствует о реальности деятельности контрагента и наличии имущества для исполнения обязательств, качестве продаваемой продукции.

5. Путем запроса сведений о деловой репутации у самого контрагента и его контрагентов, данных об исполненных контрактах (их количестве, качестве исполнения, претензиях контрагентов).

📌 Реклама Отключить

Цель проверки: наличие сведений о деловой репутации контрагента, подтвержденных его контрагентами, позволит подтвердить реальность контрагента и оценить риск неисполнения им обязательств по договору.

В судебной практике прослеживается вывод, что активная проверка деловой репутации контрагента (прежде всего, реальной возможности исполнить сделку) свидетельствует о проявлении должной осмотрительности. При этом такая проверка, как правило, дополняет проверку правоспособности контрагента.

Классификация (установление рейтинга) контрагентов по способам проверки

Набор конкретных способов (источников) проверки контрагента или группы контрагентов зависит от минимизируемого риска:

  • если минимизируется риск налоговых претензий по сделкам с крупным контрагентом (на которого приходится значительная доля вычетов или расходов), то целесообразно:
  • провести активную проверку исполнения им своих налоговых обязательств, то есть запросить в ИФНС или у самого потенциального контрагента сведения о сдаче им налоговой отчетности и (или) нарушениях налогового законодательства;
  • при невозможности такой проверки – сформировать максимально полное досье в части правоспособности, налогового профиля и деловой репутации контрагента;
  • если минимизируется общий риск предъявления налоговых претензий по сделкам с контрагентами (например, новыми), то достаточно комбинации нескольких способов проверки (проверки правоспособности, запроса документов и т.д.) (письмо Минфина России № 03-02-07/1-340 от 6 июля 2009 г.);
  • если минимизируется риск неисполнения контрагентом обязательств по договору, то особое внимание должно быть уделено проверке реальности деятельности контрагента и его деловой репутации.

Набор способов проверки целесообразно закрепить в отдельном документе (например, в Положении о преддоговорной работе). При этом для удобства можно предусмотреть присвоение контрагенту коэффициента (рейтинга, уровня) в зависимости от результатов проверки. При рейтинге, не превышающем определенное минимальное значение, можно отказаться от работы с контрагентом или увеличить его рейтинг за счет сбора дополнительной информации.

Как правильно проверить контрагента на добросовестность?


Сотрудничество с недобросовестным контрагентом значительно повышает налоговые риски.
Узнать больше…

Налоговая проверка контрагента включает в себя запросы и анализ документации, а также сбор информации из открытых источников.

Проверка контрагента на добросовестность до начала сотрудничества может сэкономить компании время и деньги, потраченные на налоговые споры.
Где заказать проверку контрагента?

Современные консалтинговые агентства оказывают широкий перечень услуг по налоговому консалтингу.

Налоговый консалтинг может помочь снизить финансовые риски, которые угрожают организации штрафами, пенями, потерей репутации на рынке.

Критерии удачного выбора консалтинговой компании: репутация, опыт, надежность.
Как выбрать консалтинговое агентство?

Как избежать санкций со стороны налоговой службы и доказать проявление должной осмотрительности? Как не заключить невыгодную сделку? Как не допустить неисполнения заказа контрагентом? Решение есть: следует перед подписанием договора провести проверку контрагента для подтверждения его деловой репутации, правоспособности и финансово-материального обеспечения.

В каких случаях требуется проверка

В деятельности практически каждой компании может возникнуть неприятная ситуация, когда налоговые органы отказывают в вычете налога на добавленную стоимость или признают сделку сомнительной, расходы неподтвержденными, а налоговую выгоду необоснованной. Это может быть вызвано тем, что контрагент, казавшийся при заключении сделки вполне надежным, был признан налоговой службой недобросовестным. При этом компания или предприниматель не потрудились его проверить.

Российское законодательство не содержит требований об обязательном проведении проверки контрагента, но контролирующие организации немалое внимание уделяют проявлению налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе контрагента. Основным документом, которым руководствуются в этом случае налоговые и другие контролирующие органы, является постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 года № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Оно определяет основные критерии должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Другими рекомендательными документами являются письма Минфина РФ от 6 июля 2009 года № 03-02-07/1-340 и от 10 апреля 2009 года № 03-02-07/1-177, письмо ФНС России от 24 июля 2015 года № ЕД-4-2/13005@.

Важно!
В новом письме от 23 марта 2017 года № ЕД-5-9-547@ ФНС РФ указала, что неуплата налогов вторым и последующим контрагентом в цепочке не будет являться самостоятельным аргументом недобросовестности проверяемого налогоплательщика и возложения на него негативных последствий при условии реальности сделки. При этом налоговым органам рекомендовано уделять особое внимание оценке достаточности и разумности принятых налогоплательщиком мер по проверке контрагента.

Проводить проверку контрагента рекомендуется перед любой сделкой, но особого внимания требуют следующие случаи:

  • заключение сделки с новым партнером;
  • заключение договора с предоплатой;
  • заключение договора с отсрочкой или рассрочкой платежа;
  • заключение договора с контрагентом, зарегистрированным в другом регионе.

На недобросовестность компании могут указывать некоторые признаки:

  • организация-контрагент зарегистрирована по адресу, по которому находится большое количество компаний;
  • обязанности директора и главного бухгалтера исполняет одно и то же лицо;
  • компания постоянно меняет виды деятельности;
  • у фирмы имеется крупная задолженность или кредитные обязательства;
  • государственная регистрация фирмы-контрагента проводится прямо перед процедурой заключения сделки.

Наличие хотя бы одного из этих признаков уже должно вызвать обоснованные подозрения. Хотя сама по себе проверка контрагентов и не может гарантировать отсутствия претензий к налогоплательщику со стороны налоговых органов, она все же снижает риски предъявления претензий и повышает вероятность их успешного обжалования в суде.

Чем грозит сотрудничество с непроверенным контрагентом

Существует несколько основных групп рисков, которыми чревато сотрудничество с непроверенными контрагентами:

  1. Законодательные риски. В результате признания контрагента недобросовестным, налогоплательщику обязательно доначислят налоговые обязательства и штрафы по налогу на прибыль, НДС, единому налогу при УСН и НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей). Кроме того, его включат в план проведения выездных налоговых проверок, а в случае особо крупного нарушения против него могут возбудить административное или даже уголовное дело.
  2. Финансовые риски. В этом случае компании грозит неисполнение обязательств со стороны контрагента. Оно может быть полным — непоставка продукции, неоплата, невозврат предоплаты, или частичным — нарушение сроков поставок или исполнения других обязательств, требований к качеству продукции или работ.
  3. Риски претензий к должностным лицам компании. В результате заключения сделки с недобросовестным контрагентом с лица, ответственного за ее заключение, могут быть взысканы убытки как самой компанией, так и ее акционерами.
  4. Репутационные риски. Сотрудничество с недобросовестными контрагентами отрицательно скажется на имидже фирмы в глазах партнеров и клиентов.

Проверка при выборе контрагента должна стать нормой, ведь в большинстве случаев сегодня суды принимают сторону налоговых органов и доказать, что деятельность компании велась с должной осмотрительностью, бывает очень непросто. Специалисты рекомендуют закрепить процедуру проведения проверки во внутреннем документе компании.

Этапы и способы налоговой проверки контрагента

Чтобы обезопасить себя от всех возможных рисков при ведении хозяйственной деятельности и претензий со стороны налоговых органов, компании следует совершить несколько действий для проведения проверки контрагента. Проверку обычно проводят в четыре этапа:

Этап 1. Анализ данных с интернет-ресурсов официальных органов

С помощью интернет-сайтов официальных государственных структур можно получить всю основную информацию о потенциальном контрагенте.

  1. Прежде всего, нужно обратиться к сайту Федеральной налоговой службы России (https://www.nalog.ru/rn22/about_fts/el_usl/). С помощью специальных сервисов можно получить следующую информацию обо всех субъектах хозяйственной деятельности:
    • краткие сведения из Единого государственного реестра регистрации юридических лиц (ЕГРЮЛ) в онлайн-режиме: числится ли контрагент в ЕГРЮЛ, дата и место его регистрации, юридический адрес, сведения об уставном капитале, учредителях и о внесении в реестр изменений с указанием даты, а также коды ОКВЭД;
    • не имеется ли в отношении контрагента решения о ликвидации, реорганизации, уменьшении уставного капитала, опубликованного в «Вестнике государственной регистрации»;
    • не принято ли в отношении него решение об исключении из ЕГРЮЛ как недействующего предпринимателя;
    • получить подтверждение того, что в состав руководства компании-контрагента не входят дисквалифицированные лица;
    • выяснить, не зарегистрирована ли она по адресу «массовой регистрации» и есть ли возможность с ней связаться по указанному в ЕГРЮЛ адресу;
    • проконтролировать отсутствие учредителя или руководителя компании в реестре лиц, отказавшихся от участия в организации;
    • получить сведения о наличии или отсутствии задолженности по обязательным платежам;
    • получить информацию о том, имеется ли приостановка операций по счетам компании;
    • проверить контрагента по ИНН.
  2. Сайт Главного управления по вопросам миграции МВД России (http://сервисы.гувм.мвд.рф/info-service.htm?sid=2000). С его помощью можно получить сведения о том, не включен ли паспорт индивидуального предпринимателя или руководителя контрагента в список недействительных паспортов Российской Федерации.
  3. Реестр недобросовестных поставщиков системы закупок для государственных и муниципальных нужд, который ведется Федеральной антимонопольной службой России (http://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/quicksearch/search.html). Конечно, потенциальный контрагент не обязательно будет участником этой системы, но для минимизации рисков следует провести проверку и в этом реестре тоже.
  4. Сайт Федеральной службы судебных приставов (http://fssprus.ru/iss/ip). Здесь находится банк данных исполнительных производств, обратившись к которому, можно узнать, не открыто ли в отношении контрагента исполнительное производство, вне зависимости от того является контрагент индивидуальным предпринимателем или организацией.
  5. Картотека арбитражных дел на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда РФ (http://kad.arbitr.ru/) предоставляет возможность узнать, не участвует ли контрагент в судебных разбирательствах. Содержит информацию о судебных тяжбах и их содержании.
  6. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (http://www.fedresurs.ru/#/) предоставляет информацию о том, не находится ли контрагент на какой-либо стадии банкротства, а также о стоимости чистых активов акционерного общества на последнюю отчетную дату.
  7. Сайты лицензирующих органов. На них можно проверить, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту (если его деятельность предполагает наличие такой лицензии). Для каждого вида деятельности существует свой лицензирующий орган, а, следовательно, и сайт.

После завершения проверки надежности контрагента с помощью интернет-ресурсов можно переходить ко второму этапу.

Этап 2. Анализ пакета документов

На этом этапе у потенциального контрагента нужно запросить пакет документов, заверенных надлежащим образом:

  1. Копии страниц устава организации, содержащие ее полное и сокращенное наименование, место нахождения, структуру и компетенцию органов управления организации и принятия ими решений.
  2. Копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица и копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
  3. Выписка из ЕГРЮЛ, статистические коды (ОКПО, ОКАТО, ОКВЭД и другие).
  4. Справки об отсутствии задолженности по обязательным налоговым платежам.
  5. Документы, подтверждающие полномочия лиц, подписывающих договоры, — нотариально заверенные доверенности, приказ о назначении директора или другие документы.
  6. Копии бухгалтерской отчетности. Годовая бухгалтерская отчетность всех организаций является открытой и получить ее можно либо в самой компании, либо в Росстате (http://www.gks.ru/accounting_report).
  7. Карточки фирм-контрагентов.
  8. Договоры аренды или права собственности на офисные и производственные помещения.

К сожалению, законодательно перечень необходимых бумаг для проверки не утвержден, поэтому контрагент вправе отказать в предоставлении данных. Такой отказ должен немедленно вызвать настороженность, поскольку у добросовестных компаний вся документация, как правило, находится в полном порядке.

Дополнительно рекомендуется сделать письменный запрос в налоговую инспекцию по месту нахождения контрагента. Судами такое обращение расценивается как проявление должной осмотрительности, кроме того, они обязывают налоговые органы предоставлять запрашиваемую информацию в пределах, ограниченных налоговой тайной.

Этап 3. Анализ неформальной информации о деятельности контрагента

Определенное представление о деловой репутации контрагента и его добросовестности дает и анализ неформальной информации. Ее источником может стать прежде всего сайт компании, сайты ее партнеров и сайты отраслевых союзов и ассоциаций, членом которых контрагент является. Минимум информации на этих сайтах может свидетельствовать о том, что компания не просто является недобросовестной, но и принадлежит к так называемым фирмам-однодневкам.

Хорошие результаты дает изучение отзывов о деятельности компании (если такие имеются в интернете) или личные беседы с партнерами контрагента. На сайтах серьезных компаний всегда можно найти список их клиентов.

Этап 4. Личная встреча с руководством контрагента

Для принятия окончательного решения о сотрудничестве, так же как и для подписания контракта или заключения сделки, лучше встретиться с руководством лично. Во-первых, это поможет убедиться в том, что руководитель компании реально существует и именно тот, который указан в документах, а во-вторых, сделки, заключенные заочно или по почте, взывают у налоговой службы обоснованные подозрения.

Оценка результатов проверки и возможные решения

После проведения проверки контрагента на добросовестность компания должна проанализировать полученную информацию. На основе анализа может быть принято три типа решений:

  • решение о заключении сделки (в случае получения сведений о добросовестности контрагента);
  • отказ в заключении сделки при наличии информации, которая свидетельствует о высоком риске неисполнения обязательств;
  • решение об изменении условий сделки для снижения рисков.

Проверка добросовестности контрагентов способна снизать риск возникновения просроченных долговых обязательств, уменьшить риск подписания договора с недобросовестными компаниями или компаниями-однодневками, сократить количество отказов налоговой инспекции по поводу возмещения НДС. Кроме этого, она минимизирует риск проведения встречных налоговых проверок и улучшает репутацию и имидж компании.

Услуги по налоговой проверке контрагентов

О том, где и как можно максимально эффективно и быстро проверить контрагента мы поинтересовались у Шишкина Романа, руководителя налоговой практики аудиторско-консалтинговой компании КСК групп:

«В интернете существует множество ресурсов, на которых компания может самостоятельно провести необходимую проверку. Какие-то из них предоставляют один или несколько параметров, какие-то — обобщают информацию, например, «СПАРК», но все они имеют существенный недостаток — клиенту приходится самому решать, что он хочет получить, а потом и анализировать полученные сведения. Нередко на такую проверку уходит немало времени, а поскольку специальные подразделения есть далеко не во всех компаниях, то привлеченные к проверке сотрудники могут не обладать нужной компетентностью. К тому же общие параметры не всегда дают объективную картину по контрагенту, существует риск собрать данные по другому контрагенту с таким же названием. В результате принимается неправильное решение, чреватое санкциями со стороны налоговой инспекции и проблемами в деятельности организации.

При обращении в специализированную компанию клиент экономит свое время, поскольку все запросы и обработку информации берет на себя компания-исполнитель. КСК групп имеет разработанные механизмы проверки добросовестности контрагентов, включающие запросы и анализ необходимой документации, а также исследование интернет-среды. Мы гарантируем достоверность и точность собранной информации. В случае возникновения ситуаций, когда компании необходимо доказать, что при заключении сделки она проявила должную осмотрительность, мы предоставим полный комплект документов по проведенной проверке.

Отдельной услугой в КСК групп является разработка внутреннего Регламента по работе с новыми контрагентами — документа, содержащего полный алгоритм проверочных действий, которые необходимо совершить перед заключением, а также перечень документов и информации, запрашиваемых у контрагента в рамках проявления должной степени осмотрительности».

P.S. КСК групп — одна из крупнейших московских и российских аудиторско-консалтинговых компаний. Согласно данным агентства «Эксперт РА», в 2016 году КСК групп заняла 3-е место в России в рэнкинге «Налоговый консалтинг».