Как пересчитать налог

Содержание

Порядок действий при перерасчёте налогов на имущество

ФНС России уже начала рассылку налоговых уведомлений гражданам. Когда возможен перерасчет налогов на имущество физических лиц? Какие действия необходимо предпринять, если в пришедшем налоговом уведомлении есть ошибка или недочёт, который повлиял на итоговую сумму налога? Об этом – в нашей консультации.

Есть такая возможность

Физическим лицам, которые обязаны отчислять налог за землю, транспорт и/или соответствующее своё имущество, ФНС России до 18 октября 2017 года должна отослать сводное налоговое уведомление. Его форма утверждена приказом ФНС России от 07 сентября 2016 года № ММВ-7-11/477:

Этот бланк разработан таким образом, что по каждому налогу содержит также блок для его пересчёта со ссылкой на последний вариант налогового уведомления. Причём перерасчёт возможен не только за последний завершённый налоговый период.

В новом уведомлении будет указан новый срок для перечисления налога. Руководствоваться нужно именно им (п. 6 ст. 58 НК РФ).

Таким образом, этот документ позволяет налоговикам не только сделать первичный расчёт налога за минувший год, но и произвести перерасчет транспортного налога, а также перерасчет земельного налога и перерасчёт налога на имущество физических лиц. Когда это может понадобиться физическому лицу? Об этом далее.

Также см. «».

Ошибка и другие неточности

По закону сводное уведомление по имущественным налогам формирует специальная компьютерная программа налоговиков в автоматическом режиме. Однако это не гарантирует, что ошибка в налоговом уведомлении отсутствует. В связи с этим настоятельно советуем изучить все данные, которые приводит в нём ваша налоговая, а также сами расчёты.

Ошибка может быть 2-х видов:

  1. Уведомление содержит неточную или устаревшую информацию.
  2. В выставленном документе не учтены льготы по налогам и/или вычеты.

В итоге все эти недочёты влияют на итоговую сумму того или иного налога к уплате. Более того: если льгота по налогу на 100% освобождает от его уплаты, то инспекция вообще не должна присылать в адрес человека рассматриваемое сводное уведомление.

Как действовать

Так, если налоговое уведомление содержит ошибки и/или иные неточности, необходимо направить соответствующее обращение в налоговую инспекцию. Лучше использовать для этого сервисы сайта ФНС России www.nalog.ru:

  • личный кабинет плательщика – физлица;
  • «Обратиться в ФНС России».

Сразу скажем, что специальной формы заявления на перерасчет налогов на этой случай законом не предусмотрено. Обращение по данному вопросу заполняют по стандартной онлайн-схеме:

Кто совсем плохо дружит с Интернетом, можно позвонить в Единый контакт-центра ФНС России по номеру 8 800-222-22-22.

Что сделает инспекция

Если налицо есть основания для перерасчета налогов на имущество и формирования очередного налогового уведомления ИФНС:

  • обнулит ранее начисленную сумму налога и пеней;
  • сформирует новое уведомление с указанием нового срока перечисления налога;
  • разместит документ в личном кабинете плательщика;
  • разместит ответ на обращение в личном кабинете (в т. ч. если нет основания для пересчёта).

Однако не все ещё освоили использование личного кабинета на сайте ФНС России. Для таких граждан действует аналогичный порядок. Новое уведомление придется забрать лично или через представителя, как и сам ответ на обращение. Иначе их отправят по обычной почте. Тогда готовьтесь ждать.

Разумеется, перерасчет налогов на имущество возможен и в период массового формирования и направления сводных налоговых уведомлений. Тогда об этом факте ИФНС сообщит: что перерасчёт включён в уведомление (письмо ФНС от 03.07.2017 № БС-4-21/12760).

Сроки

На все эти действия закон даёт налоговой 30 дней. Однако в одном случае этот срок может быть продлён еще на 30 дней: когда ИФНС по своему запросу не получила необходимые ей сведения, справки.

За указанный срок ИФНС:

  • проверяет наличие или отсутствие законных оснований для перерасчета – направляет запросы в регистрирующие органы, сверяет данные о наличии налоговой льготы, определяет дату начала применения актуальной налоговой базы и т. п.;
  • обрабатывает полученную информацию;
  • вносит необходимые коррективы в информационные ресурсы – базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т. п.

Налоговым кодексом не установлен предельный срок, когда ИФНС должна закончить перерасчет имущественных налогов и сформировать новое налоговое уведомление. Единственное, что его направление допустимо не более чем за 3 налоговых периода до календарного года рассылки (письмо ФНС от 01.12.2016 № БС-4-21/22888).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Выездной налоговый контроль: количество проверок сокращается, поступления – растут

Источник: АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

За последние 5 лет в России число выездных налоговых проверок сократилось почти в 2,5 раза, но только две из ста проверок обходятся без штрафов. При этом число выездных проверок малых предприятий составляет менее одной проверки на 4000 хозяйствующих субъектов. Средние и крупные предприятия проверяются намного чаще, так как размеры доначислений по ним могут быть гораздо выше.

Казалось бы, быстрыми темпами снижается число выездных налоговых проверок, но количество камеральных проверок также стремительно растет, а их в 5,8 тыс. раз больше. Получается, что налоговики предпочитают сократить число выездов для проверок на местах и все чаще вызывают налогоплательщиков на проведение камеральных проверок в налоговую инспекцию.

В планах налоговых служб на 2019 год провести 15 тыс. налоговых проверок и повысить эффективность каждой из них до 25 млн. руб., что означает дальнейшее ужесточение налогового контроля за деятельностью крупных и средних предприятий.

2018 год продемонстрировал рекордный за последние годы прирост налоговых поступлений, сравнимый с показателями посткризисного 2011 года. За прошлый год в консолидированный бюджет РФ поступило 21,3 трлн. руб., что на 23% выше показателей 2017 года.

Рис. 1. Динамика налоговых поступлений за 2010-2018 гг, млрд руб. и %

Источник: Росстат

Всего за период с 2014 года рост поступлений налогов составил 68,3%, в то же время номинальный ВВП (в действующих ценах) увеличился всего на 31,4%. Понятно, что данный прирост налоговых платежей нельзя объяснить лишь положительными сдвигами в экономике.

Таблица 1. Динамика ВВП и налоговых поступлений за 2011-2018 гг.

Рис.2. Разница между темпами роста налоговых поступлений и ВВП, %

Рисунок выше показывает, что в 2017-2018 гг. темпы роста ВВП отставали от прироста налоговых поступлений на 12,7 и 10,2 процентов соответственно. Одной из главных причин произошедших изменений является сложившаяся тенденция ужесточения налогового администрирования, которая существенно меняет условия ведения бизнеса в России.

Как часто проводятся налоговые проверки в действительности?

С 2010 года налоговые поступления возросли почти в 2,8 раза, в том числе на 68,3% только за прошедшие пять лет. Количество выездных налоговых проверок за последние 10 лет, в свою очередь, сократилось почти в 4 раза.

Рис. 3. Динамика выездных налоговых проверок организаций за 2010-2018 гг, тыс. единиц

Источник: Росстат, Федеральная служба по налогам и сборам

Число выездных проверок физических лиц, индивидуальных предпринимателей с 2010 года также существенно сократилось.

Рис. 4. Динамика выездных налоговых проверок физических лиц за 2010 — 9 мес.2018 гг, тыс. единиц

Примечание: данные за более поздние периоды в открытом доступе пока отсутствуют

Источник: Росстат

Основываясь на приведенных выше данных, ФНС заявляет о сокращении числа выездных налоговых проверок, как продолжающейся тенденции на снижение административного давления на налогоплательщиков, при также этом отмечается, что выездной налоговой проверкой охвачено всего 0,18% организаций и индивидуальных предпринимателей. Т.е. лишь 2 из 1 тысячи налогоплательщиков сталкиваются с выездной налоговой проверкой.

Означает ли это, что налоговое администрирование налогоплательщиков действительно снизилось, и в России стало комфортней вести бизнес?

Общее количество зарегистрированных в налоговых органах налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей) превышает 8,5 млн. единиц. Поэтому охват всех налогоплательщиков выездным налоговым контролем практически невозможен. Для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки используется риск-ориентированный подход. Например, в качестве сигнального критерия для проведения выездной налоговой проверки может быть уровень налоговой нагрузки ниже среднерыночного для предприятий данной отрасли. Предполагается, что уже в 2020 году риск-ориентированный подход будет определять до 90% всех выездных налоговых проверок.

Таблица 2. Охват предприятий выездными налоговыми проверками за 2010-2018 гг.

Если в 2010 году 11,5 предприятий из тысячи подпадали под выездную налоговую проверку, то в 2018 году — всего 3 предприятия из 1000. Охват индивидуальных предпринимателей выездными проверками намного ниже, так в 2014 году проводилось 2 проверки на 1000 предпринимателей, то в 2018 году проводится уже 3 проверки на 10 000 предпринимателей.

С учетом огромного числа индивидуальных предпринимателей среднее число налоговых проверок на бизнес составляет 1,8 на 1000 хозяйствующих субъектов.

Наименьшее число выездных налоговых проверок приходится на субъекты предпринимательства, использующие специальные налоговые режимы (ЕНВД, УСНО, ЕСХН, патентную систему). Например, по итогам 2018 года было проведено всего 1303 выездные налоговые проверки среди этой категории, что на 48% меньше, чем в 2017 году, когда было проведено 2,5 тысячи выездных налоговых проверок.

Получается, что если в 2017 году проверялся один из 2000 налогоплательщиков, использующих специальный режим налогообложения, то в 2018 году – всего один из 4000 субъектов малого предпринимательства этой категории.

Помимо выездных налоговых проверок налоговая инспекция широко применяет и камеральные проверки, для которых налогоплательщика вызывают в местную налоговую инспекцию с требованием предоставить документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов за тот налоговый период, который охватывает декларация.

Рис. 5. Динамика камеральных налоговых проверок организаций и физических лиц за 2010 — 2018 гг, тыс. единиц

Источник: Росстат, Федеральная служба по налогам и сборам

Как показывают данные, представленные на рисунке выше, число камеральный проверок уменьшалось лишь до 2015 года. С 2016 года количество камеральных проверок неуклонно растет, что на практике в значительной степени компенсирует сокращение числа выездных налоговых проверок. Всего за 2018 год было проведено 67,9 млн. камеральных налоговых проверок, что на 21,5% больше показателя 2017 года.

Охват камеральными налоговыми проверками организаций и индивидуальных предпринимателей с 2016 года непрерывно увеличивается и в 2018 году 12,6 хозяйствующих субъектов из 100 привлекаются для проведения камеральной налоговой проверки.

Проведенный анализ показывает, что налоговые инспекторы стали гораздо чаще вызывать предпринимателей для проверки, чем выезжать и проверять их деятельность на месте. Проведение выездной проверки означает, что с вероятностью 98% по ее результатам будут доначислены налоги, штрафы и пени. Поэтому говорить, о смягчении налогового администрирования бизнеса пока не приходится.

Насколько повысилась эффективности налоговых проверок?

Рис. 6. Процент эффективности выездных налоговых проверок организаций и физических лиц за 2010 — 9 мес.2018 гг, %

Источник: Росстат

Практика показывает, что результативность выездных налоговых проверок остается очень высокой, и в среднем лишь две проверки из ста заканчиваются без доначислений и штрафов. У предпринимателей создается вполне оправданное впечатление, что инспекторы выискивают любые малейшие неточности, чтобы применить санкции и «оправдать» проводимую выездную проверку. Хотя большинство действующих в России организаций и индивидуальных предпринимателей стараются быть добросовестными налогоплательщиками и рассчитывают на справедливость налоговых претензий.

Некоторые крупные налогоплательщики, стремясь избавиться от налоговых проверок, предоставляют онлайн-доступ к своим информационным системам, а налоговая служба получает возможность непрерывного мониторинга полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет. К налоговому мониторингу сегодня уже присоединились 44 организации, которые обеспечивают 12,5% поступлений федерального бюджета.

Часть налогоплательщиков пытается снизить налоговые риски, привлекая независимых аудиторов и самостоятельно выявляя ошибки в налоговых расчетах. Так, через подачу уточняющих деклараций налогоплательщиками в 2018 году было внесено всего 80 млрд. рублей, что составляет около трети всех доначислений налогов.

По результатам выездных и камеральных налоговых проверок в бюджетную систему РФ было начислено 363 млрд. руб., что на 7,9 млрд. руб. (или на 2,1%) меньше, чем в 2017 году. В эту сумму входят как доначисления налогов, штрафы и пени, а также другие платежи с которыми сталкивается налогоплательщик в случае нарушения валютного законодательства, правил осуществления наличных расчетов или порядка использования ККМ, При этом, 84,7% всех доначислений, включая пени, штрафы (т.е. 308 млрд. руб.), приходится на результат выездных налоговых проверок.

Рис. 7. Динамика доначислений налогов по результатам выездных налоговых проверок организаций и физических лиц за 2010 — 9 мес.2018 гг, %

Примечание: Данный график учитывает суммы доначисленных налогов по результатам выездных налоговых проверок организаций, которые формируются на основании решений налоговых органов о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Источник: Росстат

Как видно из рисунка выше, по результатам проведенных выездных проверок в бюджет поступило (взыскано) дополнительно начисленных платежей более 217 млрд. рублей, что на 2,4% меньше, чем в 2017 году.

Несмотря на то, что за период с 2010 года сумма доначислений налогов сократилась более чем на 30%, снижение количества выездных налоговых проверок повысило эффективность отдельной налоговой проверки.

Рис. 8. Средний размер доначислений налогов по результатам выездных налоговых проверок организаций и физических лиц за 2010 — 9 мес.2018 гг, %

Источник: Росстат

Рис. 6. Процент эффективности камеральных налоговых проверок организаций и физических лиц за 2010 — 9 мес.2018 гг, %

Источник: Росстат

Эффективность камеральных налоговых проверок намного ниже и составляет чуть более 5%, хотя при их проведении инспектор имеет возможность выявить основные способы ухода от налогов, необоснованные вычеты и другие нарушения. Но все равно 95% камеральных налоговых проверок проводятся безрезультатно, а их количество постоянно увеличивается, что приводит к росту трат времени налогоплательщиков на их прохождение. Размеры доначислений по камеральным налоговым проверкам также сокращаются, и к 2018 году они упали до 600 руб. с 1 камеральной налоговой проверки в среднем.

Рис. 10. Средний размер доначислений налогов по результатам камеральных налоговых проверок организаций и физических лиц за 2010 — 9 мес.2018 гг, %

Источник: Росстат

Снижение среднего размера доначислений по результатам одной камеральной налоговой проверки обусловлено, прежде всего ростом числа таких проверок бизнеса.

Таким образом, тенденцией текущего реформирования системы налогового контроля является максимальное сокращение количества выездных налоговых проверок наряду с увеличением камеральных, а также организацией прямого онлайн-мониторинга налогоплательщиков.

Например, с 2020 года ФНС планирует отменить сдачу налоговых деклараций субъектами малого предпринимательства, использующими УСН и уплачивающими налог по ставке 6% от выручки, при условии подключения налогоплательщика к онлайн-кассе для мониторинга поступающей выручки.

Какое влияние оказывают суммы налоговых доначислений ФНС на уровень налоговой нагрузки на российский бизнес?

Таблица 4. Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет по видам налогов за 2010-2018 гг.

Источник: Росстат

За период с 2018 года поступления по налогу на прибыль увеличились в 2,31 раза, а по НДС — в 2,72 раза. Наибольший прирост поступлений показали налог на добычу полезный ископаемых и акцизы, которые за 2010-2018 гг. выросли в 4,36 и в 3,38 раза соответственно.

Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за последние 5 лет также существенно изменилась.

Рис. 11. Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ по основным группам налогов в 2014 и в 2018 гг., в %

Источник: Росстат

Увеличилась доля НДПИ в налоговых поступлениях благодаря росту налоговой нагрузки на добывающие компании, которые обеспечивают почти 37% всех налоговых поступлений. Доля налога на прибыль в консолидированном бюджете РФ занимает чуть меньше 20%, однако доначисления существенно возросли, благодаря качественному анализу экономической обоснованности и целесообразности расходов, который проводится налоговыми органами.

Важнейшими бюджетообразующими налогами также являются косвенные налоги: НДС и акцизы, поступления по которым составляют почти 35% налоговых доходов консолидированного бюджета.

Таблица 5. ТОП-10 отраслей, крупнейших налогоплательщиков в РФ в 2018 году

Рис. 12. Доля в общей сумме налоговых платежей Топ-10 отраслей крупнейших налогоплательщиков в РФ, %

Тенденция роста налоговых поступлений продолжается и в текущем году, так за 1 квартал 2019 года в консолидированный бюджет РФ поступило 5,2 трлн. руб., из них:

  • 1,1 трлн (прирост на 14,1%) — налог на прибыль;

  • 1,1 трлн (увеличение на 11%) – НДС;

  • 1,48 трлн (рост на 15,8%) – НДПИ;

  • 0,81 трлн (рост 7,8%) – НДФЛ.

Общая величина налоговой нагрузки на бизнес определяется отношением суммы налоговых начислений к ВВП (в текущих ценах).

Таблица 5 – Расчет текущего уровня налоговой нагрузки на бизнес

Текущий уровень налоговой нагрузки на российских бизнес составляет 19,9% к ВВП, это достаточно высокий показатель при этом следует отметить, что из года в год уровень налоговой нагрузки существенно возрастает. Наиболее налогоемкой является добыча полезных ископаемых. Уровень налоговой нагрузки предприятий, добывающих углеводородное сырье, достигает 45%. Проводимый налоговый маневр способен повысить этот уровень до 50%. Высоким уровнем налоговой нагрузки, составляющим более 28%, обладает производство пищевых продуктов (включая напитки и табак). В структуре налоговых расходов этой отрасли наибольший удельный вес занимают акцизы и НДС.

Операции с недвижимым имуществом, аренда и риэлторские услуги имеют уровень налоговой нагрузки более 21%.

Налоговые доначисления в структуре ВВП снижаются, благодаря росту собираемости налогов, выходу бизнеса из серых схем. Налоговая нагрузка бизнеса 2018 года за счет доначислений увеличилась лишь на 0,2 процентных пункта и составила 20,1%.

Как часто обжалуются результаты налоговых проверок и произведенные доначисления налогов?

Результаты налоговых проверок зачастую не устраивают налогоплательщика, но не каждый из них готов ввязаться в тяжбу с налоговыми органами, чтобы отстоять свою правоту.

Налоговые споры стали сложнее, ФНС, которая раньше расследовала лишь банальные схемы вывода денег через фирмы-однодневки, сегодня больше уделяет внимания экономическому смыслу операций, деловым целям сделки и поиску новых схем ухода от налогов. Лазеек становится меньше, бизнес все больше выходит из тени и легализуется, а использование фирм-однодневок уходит в прошлое, их сегодня меньше 5% от числа действующих предприятий.

Наиболее частыми причинами налоговых споров являются споры, связанные с получением необоснованной налоговой выгоды, вывода доходов из-под налогообложения через использование трансграничных сделок, дробления бизнеса, а также по порядку исчисления НДПИ и другие. В 2018 году от налоговых органов в арбитражные суды поступило 4 338 исков.

В рамках досудебного урегулирования налоговых споров в 2018 году количество поступивших жалоб сократилось на 16% по сравнению с 2017 годом, а оспариваемая в них сумма снизилась на 6%. При этом 30% поступивших жалоб были удовлетворены на основании обоснованных претензий налогоплательщиков. Досудебное урегулирование налоговых споров позволило сократить количество обращений налогоплательщиков в суды.

В 2018 году количество проверок, результаты которых были признаны недействительными, составило 448 единиц, что составляет 0,67% выездных проверок, в т.ч.:

  • по решению суда – 258 проверок, что меньше показателя 2017 года на 38,4%, когда были признаны недействительными итоги 419 проверок;

  • в рамках досудебного урегулирования налоговых споров недействительными признаны 190 проверок, в то время как в 2017 году – 419.

Основными причинами признания результатов налоговых проверок недействительными являются различия в толкованиях отдельных норм налогового законодательства судом и налоговым органом. По этой причине недействительными были признаны 57,6% от общего числа.

Таким образом, даже ужесточение налогового администрирования путем роста числа камеральных налоговых проверок и наложение взысканий на налогоплательщиков через суд не способно обеспечить существенный рост числа доначислений. Для руководителей предприятий, нарушающих налоговое законодательство и обязательные требования, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусматриваются меры административного воздействия.

Насколько ужесточились административные меры воздействия на налогоплательщиков?

Помимо налоговых доначислений ФНС по результатам проведенных проверок было выявлено 98,3 тыс. правонарушений. Дела об административных правонарушениях были возбуждены по результатам 43 тыс. налоговых проверок, административные наказания были наложены по результатам 46,7 тыс. проверок.

Структура общего количества наложенных в 2018 году административных наказаний по результатам проверок по видам выглядит следующим образом:

Сумма наложенных за 2018 год административных штрафов составила 1,9 млрд. руб., что на 35% выше показателя 2017 года (1,4 млрд. рублей), в том числе:

  • на должностных лиц – 87 млн. руб.;

  • на ИП – 232,2 млн. руб;

  • на юридических лиц – 1,6 млрд. руб.

Средняя сумма наложенного административного штрафа в 2018 году составила 29,9 тыс. руб., в том числе:

  • на должностных лиц – 4,6 тыс. руб.;

  • на ИП – 20,3 млн. руб;

  • на юридических лиц – 47,4 млрд. руб.

ФНС, используя имеющиеся в распоряжении приемы налогового администрирования, пытается обеспечить выход бизнеса из тени и рост налоговых поступлений. Но эффект от замораживания ставок основных налогов, расширения налоговых льгот существенно нивелируется усилением налогового администрирования. Проведенный анализ показал, что 98% выездных проверок оканчиваются наложением санкций на налогоплательщиков, которые могут отстоять в суде лишь 0,67% от общего количества накладываемых взысканий.

Как сделать перерасчет транспортного налога?

Компании, которые имеют в собственности транспортные средства, рассчитывают транспортный налог самостоятельно. Если допустят ошибку, то вся ответственность ляжет на их плечи. Обычные граждане такой возможности лишены. Они не рассчитывают себе налог самостоятельно, за них это делает налоговая инспекция. Она осуществляет это на основании базы налогообложения, которая зависит от мощности автомобиля, года выпуска, срока эксплуатации, даты приобретения и т.д. Исходя из этого, в расчетах могут быть ошибки. Это может быть чисто арифметическая неточность. Но может быть и другая причина – данные о льготе, приобретения и т.д. вовремя не будут предоставлены инспектору, следовательно, и в уведомлении будет отражен некорректный налог.

В таком случае можно пересчитать платеж. Как это сделать и куда обращаться, поговорим далее.

Почему стоит обращаться за перерасчетом

Обращаться стоит тогда, когда информация в уведомлении о транспортном налоге не соответствует действительности.

Это может быть в нескольких интерпретациях:

  • в самом документе указана неправильная мощность двигателя, дата выпуска, коэффициент, модель и т.д. Вариантов множество, поэтому стоит внимательно проверить параметры самого транспортного средства;
  • неправильно определен налоговый период, за который начислен транспортный налог. Например, машина продана или приобретена в конкретном месяце, значит, с этого момента и будет прекращено или начато исчисление транспортного налога. Если субъекты не уведомили вовремя об этом налоговую инспекцию, то и расчет будет не корректным.

Относительно второго варианта, то помним: при продаже машины нужно обязательно предоставить копию договора купли-продажи инспектору.

Также помним о праве не платить транспортный налог за период, когда фактически машина не была в распоряжении владельца, а числилась в угоне. Такая функция возникает у налогоплательщика только в случае, когда он самостоятельно обратится в ФНС и предоставит документ, подтверждающий угон.

Интересная информация: если транспортное средство угнано было до 15 числа месяца, то за этот месяц налог не начисляется. Если угон произошел с 16 числа и до конца месяца, то тогда инспекция начислит транспортный налог за этот месяц, а уже со следующего отчетного месяца прекратит это делать.

Может быть ситуация, когда субъект сменил место жительства и зарегистрировался по новому месту. Транспортный налог же ему начислили и по старому месту регистрации, и по новому адресу. Такие ситуации редкость, но они также имеют место быть.

Может быть ситуация, когда банально неправильно произведен расчет. В таком случае также нужно обратиться за исправлением.

Куда обращаться

Обращаться стоит только в налоговую инспекцию. Кроме нее, никто не обладает полномочиями по расчету налоговых обязательств. Ни через МФЦ, ни через портал «Госуслуги» и другие органы этого сделать нельзя.

Обращение можно подать лично, посетив отделение. Также возможна подача заявления через личный кабинет налогоплательщика или по почте. В любом случае, налоговая службы обязана рассмотреть заявление и предоставить мотивированный ответ. Если реально была допущена ошибка по вине сотрудника инспекции, то перерасчет будет сделан очень быстро. Если же произошла ошибка по вине налогоплательщика, не предоставившего вовремя информацию, то тогда запросят дополнительные бумаги и также произведут перерасчет.

Могут предоставить и отказ. Такие случаи также бывают. Если цена ошибки внушительная, то можно обжаловать решение в судебном порядке. Желательно подавать иск в суд, которому территориально подчиняется инспекция. Если по итогу суда будет принято решение в пользу истца, то судебные издержки обязана будет компенсировать ФНС. Постановление суда будет решающим. Инспекция обязана будет произвести перерасчет в пользу субъекта. Если окажется, что сумма обязательства уже оплачена, то разница будет или компенсирована на расчетный счет, или зачислена в счет погашения обязательств по другим налогам, или в счет будущих периодов.

Какие бумаги и документы могут понадобиться

Может быть так, что сотрудники ФНС вообще не запросят никаких бумаг при перерасчете. Такое может быть в том случае, если ошибка допущена по их вине.

Если есть какие-то неточности в информации относительно автомобиля, то дополнительно могут понадобиться:

  • документы на автомобиль – технический паспорт, правоустанавливающие бумаги;
  • ИНН;
  • СНИЛС;
  • справка из полиции о том, что машина угнана;
  • документы, подтверждающие снятие с учета автомобиля;
  • договора купли-продажи;
  • бумаги, подтверждающие право субъекта на получение льготы по транспортному налогу.

При предъявлении бумаг нужно иметь оригиналы бумаг, а не их копии. Сам сотрудник уже самостоятельно сделает копию. При необходимости сотрудник ФНС имеет возможность запросить дополнительные бумаги на подтверждение конкретного факта в отношении машины. Все документы подаются вместе с заявлением. Главное – это правильно его написать и указать на неточности.

Пишем заявление на перерасчет правильно

Нет требования о том, что заявление на перерасчет должно быть подано только на конкретном бланке. Но ФНС разработала форму такого обращения и представила на официальном сайте ФНС. При личном посещении службы такой бланк будет предоставлен бесплатно. Как уже было сказано, заполнить и отправить заявление можно и через сайт. Но для этого нужно пройти авторизацию и получить доступ в личный кабинет. Если кабинет уже есть, все сводится к нескольким действия: заполнить и отправить.

Каких-то особых правил по заполнению нет. Заявление составляется по общепринятым правилам:

  1. в шапке документа указывается на чье имя и в какой территориальный орган ФНС подается документ;
  2. от чьего имени, с указанием места регистрации, контактной информации;
  3. в теле самого заявления указываются следующие данные:
  • просьба о пересчете транспортного налога с ссылкой на нормативно-правовой акт, нормы которого нарушил расчет. Например, указывается статья НК РФ;
  • полностью указываются параметры автомобиля: марка, модель, год выпуска, мощность, номер и т.д.;
  • начисленная сумма налога и допущенная ошибка;
  • способ, который ФНС может использовать в качестве предоставления ответа.
  1. перечень документов, которые прилагаются к заявлению;
  2. дата и подпись.

Скачать заявление — Скачать файл: zayavlenie-v-nalogovuyu-na-pereraschet-transportnogo-naloga.doc

Если еще остались вопросы, то есть множество заполненных примеров заполнения таких бланков. Можно их просмотреть.

Относительно сроков рассмотрения обращения, то, как правило, — это 30 дней с момента получения заявления. Но есть и еще другие регламентированные временные рамки: это период, за который возможно осуществить перерасчет. Например, плательщик ранее не замечал ошибку в мощности машины, а в этом году это заметил. Уверенности в том, что ранее такая помарка не была допущена, у него нет. За какой период он может потребовать пересчитать ему налог?

Законодательно определен срок в три года, которые предшествуют году обращения. Например, в том же 2020 году можно потребовать корректировку за 2017-2019 года.

Выводы

Если вы понимаете, что в уведомлении на оплату транспортного налога допущена ошибка, то смело обращайтесь в ФНС и запрашивайте перерасчет платежа. Это не такое уже и редкое явление, поскольку ошибки часто допускаются именно по вине налогоплательщика. Вне зависимости от этого, ФНС произведет перерасчет и предоставит корректные данные.

Новые правила пересчета земельного налога и налога на имущество с 01.01.2019 года

2018-12-14 Гусев Иван Михайлович Рубрика: Статьи Тэги:

    кадастровая стоимость, земля, налог, оспаривание кадастровой стоимости

Пересчет земельного налога за три года

Тихо и без резонанса дума приняла Федеральный закон № 334-ФЗ от 03.08.2018 г. «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Который в узких кругах назвали «убийца бюджета». В этой статье разберемся в том, что в итоге дает этот закон? И так ли опасен для бюджета принятый закон?
Выше описанным законом внесены серьезные поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации в части изменения порядка определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество и земельному налогу.
Если конкретно, то законом внесен абзац, согласно которого

в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Подобный абзац введен не только в отношении земельных участков, а также в отношении объектов капитального строительства (ОКС), к которым в том числе относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, нежилые помещения, объекты недвижимого имущества иностранных организаций, жилые дома и жилые помещения.
Помимо этого, закон устанавливает порядок определения налогооблагаемой базы в случае установления в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости по решению комиссии или решению суда, но также и вследствие исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости и изменения качественных и (или) количественных характеристик объекта.

Пересчет земельного налога за прошлые периоды

Также закон уточняет перечень лиц, имеющих право на льготы при уплате налога на имущество и земельного налога. Закон устанавливает перечень имущества, на которое распространяется его действие.
Главная часть закона содержится в его заключительной части, согласно которой:

  • нормы закона о пересчете налога применяются к правоотношениям, которые возникли с 01.01.2015 г. в отношении инвалидов с детства и детей-инвалидов;
  • собственники комнат, квартир, частных домов, машиномест и частей указанных объектов недвижимости могут рассчитывать на правоотношения, которые возникли с 01.01.2017 года;
  • меньше всех повезло собственникам земельных участков. Для них порядок пересчета земельного налога за предыдущие периоды, подлежит применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

То есть, нормы последней части применимы только к новым кадастровым оценкам, решения о проведении которых будут приняты после вступления закона в силу. Сам закон вступает в силу с 01 января 2019 года.

Пересчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости

Не за все периоды, согласно нормам приведенного закона, получится пересчитать налог. Закон устанавливает рамки, ограничивая возможность ретроспективного пересчета налога тремя годами с момента направления налогового уведомления о пересчете земельного налога или налога на имущество.

Приведенная выше норма с одной стороны является сдерживающей, защищающей в некоторой мере интересы государства. С другой стороны — очередной лазейкой для затягивания процесса и оттягивания момента пересчета налога для государственных органов и судов.

Пересчет земельного налога задним числом

Меня спрашивают: «Почему законодатель не дал возможность проводить ретроспективный перерасчет по уже имеющимся судебным делам и государственным кадастровым оценкам в отношении земельных участков?» Ответ: «Просто законодатели не захотели, чтобы в следующем налоговом периоде, выше описанный закон стал «убийцей бюджета» нашей страны.»

И да, Правительство РФ исполнило волю Президента и разобралась с кадастровой оценкой, обеспечив защиту и любовь народа, при этом в очередной раз ущемив интересы бизнеса.

Проверяем уведомления об уплате физлицом транспортного, земельного и имущественного налогов

В какую налоговую инспекцию нужно уплатить имущественный налог, если собственность зарегистрирована в одном городе, а налогоплательщик – в другом? Ответ в Базе знаний службы Правового консалтинга
в интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Сейчас всем гражданам-владельцам облагаемого налогом движимого и недвижимого имущества налоговые органы рассылают уведомления об уплате имущественных налогов. В них указываются само имущество, налоговая ставка для расчета налога, а также сумма налога. Кроме того, в уведомлении можно найти информацию и о наличии недоимки или переплаты за предыдущие периоды. Но прежде чем оплачивать налог, проверьте, вся ли содержащаяся в уведомлении информация достоверна. Мы расскажем, на что стоит обратить внимание, а также разберем некоторые спорные вопросы по уплате этих налогов.

Получение уведомления и уплата налога

В текущем году уведомления направляют не территориальные налоговые инспекции, а региональные филиалы ФКУ «Налог-сервис» ФНС России». При этом в случае возникновения вопросов по-прежнему нужно будет обратиться в ту налоговую, которая исчислила налог (информация о ней содержится в уведомлении). Рассылка уведомлений началась с 1 апреля 2015 года.

Раньше, до 31 декабря 2014 года, действовало правило, по которому если налогоплательщику уведомление по каким-либо причинам не высылалось, то и налог он не должен был платить. Но с 1 января 2015 года вступило в силу новое положение НК РФ, которое обязывает собственников сообщить в налоговую инспекцию о наличии облагаемого налогом имущества, если по такому имуществу уведомление получено не было. Сделать это нужно в срок до 31 декабря года, следующего за отчетным (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

При обращении в налоговую необходимо будет предоставить копии документов, подтверждающих право собственности на имущество, а также право на применение льгот (если у налогоплательщика есть основания для их применения).

Заявлять в налоговую нужно только в отношении того имущества, по которому ранее уведомлений собственник не получал. За сокрытие такого имущества и неуплату по нему налога в настоящее время ответственности не предусмотрено. Однако уже с 1 января 2017 года за несообщение о наличии облагаемого налогом имущества придется заплатить штраф в размере 20% от суммы налога (п. 3 ст. 129.1 НК РФ в новой редакции, п. 12 ст. 1 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Но ожидать уведомления до конца года вовсе и не обязательно. Сроки рассылки уведомлений можно посмотреть на официальном сайте ФНС России по каждой налоговой инспекции. Если к указанному сроку уведомление так и не получено, то стоит обратиться в налоговую инспекцию по месту постановки на учет имущества (или по месту своего жительства, если речь идет о движимом имуществе) за дубликатом уведомления.

Также в налоговую стоит обратиться и в случае утери уведомления. При этом никаких заявлений писать не нужно – инспекторы при личном визите налогоплательщика распечатают новое уведомление и квитанцию на уплату налога.

ОБРАЗЕЦ

Сообщение о наличии объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, уплачиваемым физическими лицами

Другие образцы

Итак, уведомление на руках, но прежде чем оплатить его, стоит проверить содержащуюся в нем информацию.

Прежде всего, обратите внимание на период, за который начисляется налог. В соответствии с законодательством налоговые органы имеют право взыскивать налог не более, чем за три года, предшествующих году направления уведомления (абз. 2 п. 4 ст. 397 НК РФ). Таким образом, в 2015 году в уведомлении об уплате налога могут быть указаны только 2012-2014 года. Если же в уведомлении указаны более ранние периоды, то налог за них уплачивать не нужно. Однако во избежание спорных ситуаций рекомендуем обратиться в территориальную налоговую по месту постановки на учет имущества (или в налоговую инспекцию по месту своего жительства при уплате транспортного налога) для корректировки уведомления. При этом нужно заполнить форму заявления, которая прикладывается к уведомлению, или же указать на неточности в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте ФНС России.

Сумма налога также будет зависеть и от того, сколько месяцев в отчетном году собственник владел имуществом. В соответствии с положениями НК РФ если налогоплательщик приобретает (теряет) право собственности на имущество в налоговом периоде, то налог рассчитывается с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (п. 3 ст. 362, п. 7 ст. 396, п. 5 ст. 408 НК РФ).

При этом для земельного налога и налога на имущество физлиц действует следующее правило. Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то месяц возникновения (прекращения) указанного права принимается за полный месяц. Если же наоборот, возникновение права собственности произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) права при определении коэффициента не учитывается (п. 7 ст. 396 НК РФ, п. 5 ст. 408 НК РФ).

ВАЖНО ЗНАТЬ

Обратите внимание, что если общая сумма налога составит менее 100 руб., то налоговый орган посылать уведомление не будет. Единственное исключение, если налог начислен за предыдущие налоговые периоды (абз. 3 п. 4 ст. 52 НК РФ). Поэтому, если собственник владеет имуществом, но уведомление в срок не получил, ему стоит обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации имущества для получения уведомления и квитанции на оплату налога.

А вот для расчета транспортного налога все проще – месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации автомобиля в течение одного календарного месяца указанный месяц также принимается за один полный месяц (п. 3. ст. 362 НК РФ).

Заявление, прилагаемое к уведомлению, стоит заполнить и в случае обнаружения арифметических ошибок, указания неверного объекта налогообложения, ставки или иной информации. После направления заявления следует дождаться ответа налоговой инспекции с откорректированным уведомлением. Зачастую это может занять много времени, ведь в соответствии с законодательством отвечать на письменные заявления госорганы обязаны в течение 30 календарных дней со дня регистрации документа (п. 1 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ). НК РФ специального срока для ответа на подобное заявление налогоплательщика не содержит. Поэтому если ошибки, содержащиеся в уведомлении, не влияют на сумму подлежащего уплате налога, мы рекомендуем все же уплатить налог, не дожидаясь ответа инспекции. Ведь если окажется, что ошибки в уведомлении не было, а срок уплаты налога уже наступил, то инспекция начислит пени за просрочку платежа (п. 2 ст. 57, ст. 75 НК РФ).

Напомним, что с 1 января 2015 года установлен единый срок уплаты транспортного, земельного и налога на имущество для физлиц – 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 3 п. 1 ст. 363, абз. 3 п. 1 ст. 397, п. 1 ст. 409 НК РФ). Оплатить налог можно как в отделениях банков, так и на официальном сайте ФНС России в разделе «Заплати налоги».

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся спорные ситуации в связи с начислением налогов.

Транспортный налог

У налогоплательщиков нередко возникает вопрос, как заплатить налог, если транспортное средство находится в угоне. Чтобы не платить налог за угнанную машину, собственник должен предоставить в налоговый орган подлинник справки, выданной органом МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.) и подтверждающей факт угона (подп. 17.4 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, далее – Методические рекомендации), и написанное в произвольной форме заявление. Копию справки инспекция также примет, но в этом случае ей придется направить запрос в ОВД для подтверждения ее подлинности. После проверки налоговая пересчитает транспортный налог, скорректировав период нахождения транспортного средства в собственности налогоплательщика. При этом стоит учесть, что месяц, в котором автомобиль был угнан, будет включен в расчет (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 9 августа 2013 г. № 03-05-04-04/32382, письмо УФНС России по г. Москве от 21 февраля 2011 г. № 16-15/015742).

БЛАНКИ

Заявление о перерасчете транспортного налога в связи с угоном автомобиля

Заявление о перерасчете транспортного налога в связи с продажей (передачей) другому лицу

Заявление о прекращении регистрации транспортного средства в связи с его продажей (передачей) другому лицу

Другие бланки

Случается и такая ситуация, когда автомобиль уже продан, а уведомление об уплате налога на него все же приходит. Прежде всего, стоит проверить за какой именно период рассчитан налог. Ведь в соответствии с законодательством, даже если машина находилась в собственности менее месяца, за нее придется заплатить налог (п. 3. ст. 362 НК РФ). Но бывает и так, что новый покупатель просто не поставил на регистрационный учет автомобиль. В этом случае собственнику необходимо обратиться в любое регистрационное отделение ГИБДД с заявлением о прекращении регистрации транспортного средства в отношении него в связи с продажей другому лицу (п. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации). Для этого также потребуется копия договора купли-продажи транспортного средства.

У бывшего собственника нет обязанности сообщать в налоговую о прекращении регистрации транспортного средства в отношении него – это должно сделать отделение ГИБДД (п. 39 Методических рекомендаций). Но если такая информация не поступила, то налогоплательщик может предоставить в налоговый орган полученную в ГИБДД справку о снятии транспортного средства с учета либо копию ПТС с отметкой о новом владельце вместе с заявлением о перерасчете налога.

Земельный налог

Наиболее часто встречающейся спорной ситуаций с уплатой этого налога является его неправильный расчет или применение несоответствующей ставки налога.

Чтобы проверить расчет земельного налога, нужно знать кадастровую стоимость участка, а также налоговую ставку. Кадастровую стоимость можно узнать, найдя соответствующий участок на Публичной кадастровой карте или же на сайте Росреестра в разделе «Сервисы» (подраздел «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online»). Также кадастровую стоимость можно найти в кадастровом паспорте земельного участка.

ОБРАЗЕЦ

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости, направляемый в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости

Другие образцы

Что касается налоговых ставок, то их можно узнать на официальном сайте ФНС России. Зависят они от категории земли, узнать которую также можно на Публичной кадастровой карте. Обращаем внимание, что ставки устанавливаются не субъектами федерации, а муниципальными образованиями, поэтому для различных городов, сел, городских и сельских поселений, находящихся в одном регионе, ставки налога могут быть разными.

Если собственник считает, что кадастровая стоимость существенно отличается от рыночной, то первую можно оспорить. Это можно сделать, обратившись в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при территориальном управлении Росреестра или в суд (ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; далее – Закон № 135-ФЗ). Для обращения в комиссию нужно составить заявление о пересмотре кадастровой стоимости. В соответствии с положениями Закона № 135-ФЗ к заявлению нужно приложить следующие документы:

  • справку о кадастровой стоимости земли;
  • отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка (выдается независимым оценщиком). Стоимость оценки будет зависеть от месторасположения участка и его назначения (например, оценка участка под индивидуальное жилищное строительство в Подмосковье обойдется примерно в 8-15 тыс. руб.);
  • положительное экспертное заключение в отношении отчета об оценке рыночной стоимости, подготовленное специалистами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик (обычно его предоставляет сам же оценщик);
  • нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на землю (например, свидетельство о праве собственности);
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (например, налоговая инспекция исходила из неверной площади участка), в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений (ч. 16 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

НАША СПРАВКА

Справку о кадастровой стоимости земли можно получить из государственного кадастра недвижимости, подав заявление в территориальное подразделение Росреестра, многофункциональный центр или заполнив соответствующую электронную форму на сайте Росреестра. В последнем случае ответ на запрос формируется в течение пяти рабочих дней и по выбору заявителя направляется либо на электронную почту, либо на почтовый адрес заявителя, либо в выбранный территориальный офис Росреестра. Услуга эта платная и цена будет зависеть от того, в каком виде будет предоставлен ответ, – в электронном (150 руб.) или на бумаге (400 руб.)1.

Рассматривать поданное заявление комиссия будет в течение месяца. После того как решение будет принято, в течение пяти рабочих дней с этого момента заявитель должен быть уведомлен о результатах рассмотрения (абз. 26 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Если комиссия приняла положительное решение и кадастровая стоимость земельного участка была пересмотрена, то расчет земельного налога будет производиться уже по новым данным. Однако тут есть нюанс. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда сведения о новой кадастровой стоимости применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости новой кадастровой стоимости (абз. 5 ст. 24.20 Закона № 135-ФЗ). Иными словами, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано в 2015 году, то (если удалось добиться ее снижения), новая стоимость будет применяться при исчислении имущественных налогов за 2015 и последующие годы (Определение ВС РФ от 6 марта 2015 г. № 304-КГ15-356, письмо ФНС России от 27 марта 2015 г. № БС-4-11/5013@ «О земельном налоге», письмо ФНС России от 26 марта 2015 г. № БС-4-11/4935@ «О земельном налоге», письмо ФНС России от 14 апреля 2015 г. № БС-4-11/6355@ «О земельном налоге»). Пересчитать налог за 2014 год исходя из новой стоимости не получится.

Налог на имущество

С этим налогом сложности также могут возникнуть с выбором налоговой базы и порядком его расчета. Прежде всего стоит учесть, что с 1 января 2015 года регионы могут перейти на исчисление налога на имущество граждан исходя из кадастровой стоимости недвижимости (п. 1 ст. 402 НК РФ, Федеральный закон от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ). Некоторые субъекты федерации уже воспользовались этой возможностью, остальные должны перейти на исчисление данного налога с использованием кадастровой стоимости до 1 января 2020 года.

Однако нововведение будет действовать только для налогов, начисленных за 2015 и последующие годы, налог по предыдущим периодам должен рассчитываться по старым правилам – исходя из инвентаризационной стоимости имущества.

НАША СПРАВКА

Налог на имущество физлиц за 2015 год будет рассчитываться по кадастровой стоимости в следующих субъектах Российской Федерации: Республики Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Коми, Мордовия, Татарстан, Карачаево-Черкесская Республика, Удмуртская Республика, Амурская, Архангельская области и Ненецкий АО, Владимирская, Ивановская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Самарская, Сахалинская, Тверская, Ярославская области, Забайкальский край, Москва, Ханты-Мансийский АО-Югра и Ямало-Ненецкий АО (по данным ФНС России).

Ставки налога зависят от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения и могут устанавливаться представительными органами местного самоуправления в определенных границах (см. табл.)

Таблица. Ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости облагаемых объектов (п. 1 ст. 3 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц»)

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов обложения

Границы ставки налога

До 300 тыс. руб. включительно

До 0,1% включительно

Свыше 300 тыс. до 500 тыс. руб.

Свыше 0,1% до 0,3% включительно

Свыше 500 тыс. руб.

Свыше 0,3% до 2% включительно

Обращаем внимание, что ставки устанавливаются именно для суммарной стоимости недвижимости, зарегистрированной на территории того или иного муниципального образования.

ПРИМЕР

В Москве ставка налога на имущество для объектов с суммарной инвентаризационной стоимостью менее 300 тыс. руб. составляет 0,1%, а для объектов стоимостью от 300 тыс. до 500 тыс. руб. установлена в размере 0,3% (Закон г. Москвы от 23 октября 2002 г. № 47 «О ставках налога на имущество физических лиц»; в настоящее время закон не действует, поскольку расчет налога за 2015 год будет производиться уже на основании кадастровой стоимости имущества, однако налоговые органы руководствуются его положениями при расчете налога за 2014 год). В Подмосковье для большинства муниципальных образований ставка на объекты с инвентаризационной стоимостью менее 300 тыс. руб. также установлена в размере 0,1%.

Поэтому если, например, собственник имеет две квартиры в Москве инвентаризационной стоимостью 200 тыс. руб. каждая, то ставка налога будет равна 0,3% (поскольку суммарная стоимость имущества составляет 400 тыс. руб.).

А если собственник имеет одну квартиру в Москве, а другую, например, в городе Железнодорожном Московской области, с инвентаризационной стоимостью 200 тыс. каждая, то ставка налога будет составлять 0,1% от стоимости для каждой из квартир (Решение Совета депутатов городского округа Железнодорожный Московской области от 19 октября 2011 г. № 05/19 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования городской округ Железнодорожный»).