К региональным налогам относят

Региональные налоги

Налоговое законодательство Российской Федерации построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории страны.

Виды налогов и сборов, которые могут удерживаться на территории государства, устанавливаются и изменяются Налоговым кодексом РФ. В этом же нормативном акте расписано, какие налоги и сборы к какому уровню налоговой системы относятся.

Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Федерации и местный.

Каждый вид налога отнесен к тому или иному уровню исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, государственные органы субъектов Российской Федерации или муниципальные образования.

Региональные налоги – обязательные платежи в бюджет соответствующих субъектов РФ, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на территории всех регионов соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам относятся:

  1. налог на имущество организаций;

  2. налог на игорный бизнес;

  3. транспортный налог.

Органы государственной власти субъектов РФ определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения. Остальные элементы налогообложения и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные выше, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Налог на имущество

Налогоплательщиками налога на имущество организаций являются организации, имеющие движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, за исключением земельных участков и имущества, принадлежащего на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти.

Транспортный налог

Транспортный налог обязаны уплачивать лица, на которых зарегистрированы транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и др., воздушный и водный транспорт, снегоходы, мотосани.

Ставки налога устанавливается по каждому виду транспортных средств.

Налог на игорный бизнес

Налог на игорный бизнес платят лица, занимающиеся предпринимательством в сфере игорного бизнеса.

Объектами налогообложения признаются: игровые столы и автоматы, кассы тотализаторов и букмекерских контор.

По каждому такому объекту отдельно определяется налоговая база и налоговая ставка.

Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные выше, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН — представляет собой систему налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся сельхозпроизводителями. Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога составляет 6 процентов.

Упрощенная система налогообложения — УСН

Упрощенная система налогообложения — УСН — может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями.

Ставка налога в случае налогообложения доходов составляет 6%, а при выборе объектом налогообложения «доходы минус расходы» — 15%.

Налогоплательщики обязаны вести учет операций для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов.

Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.

Единый налог на вмененный доход — ЕНВД

Данная система налогообложения применяется для отдельных видов деятельности: бытовые услуги, автотранспортные услуги, розничная торговля, общественное питание и т.п.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Какие налоги являются региональными

Региональные налоги — это сборы и налоговые отчисления, которые пополняют региональный бюджет. В зависимости от того, в казну какого уровня зачисляются средства, все налоговые сборы разделены на три группы: местные, региональные и федеральные. В статье расскажем, какие налоги относятся к региональным налогам.

Общая характеристика региональных налогов

Ключевым признаком, который характеризует данную группу налогообложения, является уровень бюджета. Иными словами, к региональным налогам и сборам относятся все бюджетные платежи, которые зачисляются напрямую в казну субъекта РФ (области, автономного округа, города федерального значения).

То есть региональные налоги и сборы являются основной доходной частью бюджета региона. Данные поступления перенаправляются на реализацию социально-значимых программ и мероприятий. Также некоторая часть от поступивших средств может быть перенаправлена в казну муниципального образования в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.

Важно отметить, что все региональные налоги устанавливаются на федеральном уровне, а вот особенности их применения детализируются законодателями субъекта РФ. Объясним простыми словами. Налоговые обязательства всех уровней закреплены в НК РФ. То есть общие правила применения налогообложения обозначены на федеральном уровне. Например, максимальные ставки, порядок исчисления, правила применения вычетов и льгот утверждает Правительство РФ. А вот категории налогоплательщиков, привилегии и льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются на уровне конкретного субъекта России. Например, правительство области может ввести дополнительные льготы по отдельным сборам, ввести освобождения от уплаты для некоторых категорий налогоплательщиков, снизить или увеличить налоговую ставку в несколько раз.

Региональные налоги: перечень 2020

Как мы отметили выше, к региональным налогам относятся обязательства, зачисляемые напрямую в бюджет субъекта России. К таким обязательствам относят всего три сбора. Итак, региональным налогом являются платежи налогоплательщиков за:

  1. Транспорт.
  2. Имущество.
  3. Игорный бизнес.

Ключевые правила применения этих региональных налогов в РФ устанавливаются депутатами субъектов. Следовательно, нормы, определенные для одного региона, могут существенно отличаться от правил, закрепленных для другого региона. Рассмотрим особенности каждого обязательства из списка региональных налогов.

Транспортный налог в региональный бюджет

К налогоплательщикам данного обязательства законодатели отнесли всех собственников автотранспортных средств. То есть юридические и физические лица, владеющие транспортом, должны платить деньги в бюджет.

Объектом обложения являются не только автомобили, но и воздушные, водные и иные виды самоходного транспорта. Отметим, что размер транспортного регионального налога в Российской Федерации зависит от мощности транспортного средства. Также на размер платежа влияет год выпуска авто, его стоимость и период времени в собственности.

Однако это только общие правила, закрепленные в главе 28 НК РФ. Депутаты регионов вправе утвердить льготы, освобождения и послабления для налогоплательщиков. Например, в Самарской области для пенсионеров предусмотрено снижение налоговой ставки до 50 %, а в Волгоградской области пожилые владельцы транспортных средств платят только 20 % от действующих ставок. Примечательно, что такая льгота для Москвы полностью отменена.

Налоговый период равен календарному году. Но если чиновники субъекта установили отчетные периоды, то транспортные региональные налоги обязательны к уплате в виде авансовых платежей. Например, один раз в квартал.

Налогообложение имущества организаций

Один из элементов региональных налогов — это имущественный сбор, который исчисляют и уплачивают экономические субъекты, а именно юридические лица. Объектом обложения является имущество, которое находится в собственности компании. Причем сбор исчисляется не только с недвижимых активов (зданий, строений, сооружений), но и с движимого имущества (станки, оборудование, основные средства).

Максимальная налоговая ставка за имущество компаний равна 2,2 %. Однако при установлении региональных налогов законодательными органами чиновники некоторых регионов утверждают более низкие значения. Также законодатели предусматривают определенные льготы для налогоплательщиков.

Периодичность предоставления отчетности, как и сроки уплаты авансовых платежей и окончательного расчета, каждый регион устанавливает самостоятельно. То есть для имущественного сбора в одном регионе могут быть предусмотрены ежеквартальные перечисления в казну и сдача расчетов в ФНС. А в другом субъекте организации рассчитываются с бюджетом один раз в год, и декларацию сдают в ФНС ежегодно.

Общие положения, единые для применения на территории всего нашего государства, закреплены в 30 главе НК РФ. О том, как узнать нормы и правила для конкретного региона, мы расскажем в конце статьи.

Обременение игорного бизнеса

Если компания ведет игорную деятельность, то у нее возникают обязательства перед бюджетом по уплате сбора на игорный бизнес. Объектами обложения признаются:

  1. Игровое оборудование, а также автоматы и игровые столы, специализированные для осуществления игровой деятельности.
  2. Тотализаторы, букмекерские конторы, процессинговые центры тотализаторов с букмекерскими конторами.
  3. Пункт приема игровых ставок.

Так как региональными признаются налоги и сборы, а также прочие платежи, зачисляемые в казну субъекта, то и особенности налогообложения устанавливаются на уровне данного региона. Однако есть общие правила, которые распространяются на всю страну. Так, например, на процедуру регистрации объекта налогообложения в ИФНС отведено всего два рабочих дня. Причем дни исчисляют до момента установки игрового оборудования или открытия точки (букмекерской конторы или пункта приема ставок). Аналогичный срок для оповещения Федеральной инспекции установлен при любом изменении количества объектов.

Для данного обязательства устанавливаются фиксированные ставки, причем градация предусмотрена по видам объектов налогообложения. Минимальные и максимальные значения закреплены в 369 статье НК РФ. Отметим, что если регион не установил конкретное значение для ставки, то налогоплательщики должны применять минимальные значения.

Как узнать порядок и правила налогообложения

Уточнить нормы обложения, которые закреплены для конкретного региона, можно в территориальном отделении ФНС. Также получить информацию можно через Интернет. Специальной портал, разработанный налоговиками, позволяет бесплатно и без регистрации определить ключевой порядок налогообложения. Однако интернет-портал не предоставляет информацию о сборе на игорный бизнес.

Чтобы получить сведения, перейдите по ссылке, которая размещена выше. Выберите вид налогового обязательства, а также определите налоговый период, за который необходимо получить информацию. Затем из предложенного списка нужно выбрать интересующий вас регион. Нажимаем кнопку «Найти».

Система формирует сведения на основании нормативно-правовых актов, которые были приняты правительствами регионов России, в части регулирования налогообложения.

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Общие положения » Региональные налоги

Одним из основных способов формирования бюджета, как республиканского, так и регионального, является налогообложение.

Понятие и виды региональных налогов

Налоговый Кодекс уполномочивает региональные законодательные власти на установление региональных налогов, вместе с тем ограничивая их перечень с целью избежать перегруженности налогоплательщиков.

Система налогообложения РФ строится определенным образом и состоит из ряда уровней:

  • Федеральный;
  • Региональный;
  • Местный.

Данная уровневая система позволила закрепить за конкретным бюджетом (местным, республиканским, федеральным) те или иные налоговые отчисления.

Региональные налоги — налоги, установление которых предусмотрено НК РФ и которые вводятся в действия при принятии тем или иным федеративным субъектом соответствующего закона.

Данные налоги подлежат уплате в обязательном порядке лишь на территории соответствующих федеративных субъектов.

В систему региональных налогов входят как налоги, действие которых налоговым законодательством распространяется на всю российскую территорию, а также те которые устанавливаются законами отдельных субъектов федерации. Уплата и тех и других является обязательной на территории этих соответствующего субъекта лицами, признаваемыми в силу законодательства налогоплательщиками.

Федеральный налоговый кодекс статьей 14 предусматривает лишь три налога, которые в праве ввести субъекты РФ на своей территории. К региональным налогам относятся налог:

  • на имущество, взимаемый с организаций;
  • на игорный бизнес;
  • транспортный.

Состав региональных налогов

Как отмечено выше в состав региональных налогов входят:

  • налоги, распространяющие на всю территорию РФ в соответствии с федеральными законами о налогах и сборах, а также НК РФ;
  • налоги, установленные законодательными органами самостоятельных субъектов РФ, имеющих свое действие только на территории соответствующего субъекта.

Пока не был введен в действие современный российский Налоговый кодекс, для отечественной системы налогообложения было характерно деление региональных налогов на:

  • обязательные;
  • необязательные.

Суть такого подразделения заключалось в возможности ограниченного применения в регионах (областях) отдельно установленных на территории страны налогов. Государственная власть же на местах была наделена полномочиями вводить налоги регионального значения в те количествах, в которых сочтет нужным самостоятельно безо всяких ограничений. Некоторые субъекты федерации ввиду реализации властями таких полномочий по максимуму были перегружены налогообложением.

Ограничить налоговую нагрузку и привести систему налогообложения на территории всей страны в единое состояние был призван ныне действующий Налоговый кодекс РФ. Именно он закрепил исчерпывающий (закрытый) перечень региональных налогов, которые вправе вводиться в отдельных регионах местными законами, тем самым снизив неподъемную налоговую нагрузку с налогоплательщиков.

Отныне устанавливать дополнительные региональные налоги, которые отсутствуют в НК РФ запрещено, что плодотворно сказывается в первую очередь для субъектов хозяйствования – юридических лиц.

Элементы региональных налогов

Региональными налогами признаются совокупность налогов, установленных в масштабах всей территории РФ ее законами и НК в частности, а также в масштабах отдельно взятого региона, но с учетом положений действующего федеративного налогового законодательства.

Оба уровня налогов имеют в своем составе отдельные более узкие классификации, в частности для региональных налогов классификация представлена перечнем налогов, которые могут устанавливаться в рамках субъекта его органами:

  • налог на имущество;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог с транспорта.

Анализ существующих региональных налогов показывает, что в большинстве своем в качестве налогоплательщика выступают юридические лица – организации, занимающиеся хозяйственной деятельностью, и в редких случаях физические.

Характеристика региональных налогов

Характеристика региональных налогов зависит от того или иного налога, введенного в действие на территории региона. В общем, каждому из видов допустимых к введению в рамках региона, характерно следующее:

1. Для налога на имущество юридического лица – занимает наиболее весомый пласт в системе регионального налогообложения. В среднем региональный бюджетный доход формируется за счет уплаты этого налога на 6% и более.

Налогоплательщики – юридические лица, на балансе которых имеется имущество, которое по налоговому законодательству расценивается как объект налогообложения.

Объектами в данном случае выступают для отечественных юридических лиц движимое и недвижимое имущество, которые по бухгалтерии учитываются как основные средства организации.

Для заграничных юридических лиц занимающихся хозяйственной деятельностью в России посредством представительств объектом признается движимое и недвижимое имущество, также являющееся основными средствами по бухгалтерской отчетности, а также имущество, полученное по концессионному соглашению.

Если иностранное предприятие не осуществляет свою деятельность посредством представительств в РФ, то объект – недвижимое имущество в России, являющееся собственностью этой организации, а также имущество, полученное по концессионному соглашению.

2. Для налога на игорный бизнес – налогоплательщиками выступают юридического лица или ИП, предпринимательская деятельность которых связана с извлечением доходов в сфере игорного бизнеса путем взимания платы за проведение азартных игр, пари и т.д.

Объектом налогообложения выступают столы, автоматы, признаваемые игровыми, а также кассы тотализатора или букмекерской конторы.

Каждая единица указанного объекта должна предварительно пройти регистрацию в территориальной налоговой службе.

При этом срок регистрации 2 и более дня до дня установки (открытия конторы или тотализатора) по каждой отдельной единице.

Для регистрации налогоплательщику предстоит подать заявление, после рассмотрения которого выдается соответствующей единой формы свидетельство.

3. Транспортный налог является региональным, с характерными особенностями.

Так, объект налогообложения:

  • механические транспортные средства;
  • мотоциклы;
  • мотороллеры и прочее, в том числе водные и воздушные судна, которые прошли регистрацию на территории РФ в порядке, определенном ее законодательством.

Налогоплательщиками являются физические лица, на чье имя произведена регистрация указанных объектов. Эта категория региональных налогов содержит достаточно большой список лиц, которым предоставлена льгота по уплате указанного налога.

Функции региональных налогов

Региональные налоги – денежные средства, уплачиваемые юридическими лицами в региональный бюджет, что позволяет последующем субъекту федерации в лице его органом управления использовать эти отчисления для выполнения ряда функций:

  • аккумулирование и использование средств, поступающих в региональный бюджет для достижения региональных целей;
  • реализация властными органами региона своих представительных и распорядительных полномочий;
  • самообеспечение реализации программ социального значения разработанных и действующих в пределах территории региона (области);
  • развитие инфраструктуры региона;
  • поддержание экологии и природных ресурсов, поскольку именно они являются естественной базой существования, развития и процветания региона.
  • стимулирование деловой активности, проведение структурных преобразований, которые сделают регион (область) более привлекательной с токи зрения инвестиций, что в последующем скажется благоприятно на будущем благополучия региональной бюджетно-налоговой сферы.

Значение региональных налогов

Значение региональных налогов в бюджетах субъектов РФ колоссальное. Все потому что современные реалии возлагают на них функцию рычага, регулирующего бесперебойное формирование и пополнение регионального бюджета.

Основная роль региональных налогов сводится к тому, что они призваны материально обеспечить и подпитать регионы. Эти материальные ресурсы подлежат перераспределению и направлению на благо и развитие региона, решения первостепенных зада и реализацию социально значимых программ, которые не финансируются за счет федерального бюджета, либо финансируются в значительно меньшем объеме, чем это необходимо.

Региональное правительство благодаря таким налогам, а также льготам и санкциям, дополняющие систему налогообложения в рамках региона оказывает воздействие на юридических лиц и их экономическое поведение, тем самым максимально уравнивая условия для всех участников общественного воспроизводства.

Порядок установления региональных налогов

Введение в действие региональных налогов и прекращение их действия на территориях федеративных субъектов осуществляется на основании положений НК РФ и территориальных законов субъектов РФ, регулирующих вопросы налогообложения.

Законодательные органы государственной власти федеративного субъекта при установлении налогов для своего региона (области) руководствуются федеральными налоговыми нормами, сосредоточенными в НК РФ. Они же определяют:

  • налоговые ставки;
  • порядок уплаты;
  • сроки уплаты.

Остальные элементы налогообложения, а также круг налогоплательщиков, предусмотрены самим НК РФ.

Региональная законодательная власть, указанными законами с учетом положений НК РФ может дополнительно предусмотреть и налоговые послабления (льготы) для отдельных категорий налогоплательщиков, а также порядок и основания для их применения.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • сущность и содержание основных понятий налогового права, используемых при установлении, введении и взимании региональных налогов; правовых статусов налогоплательщиков;
  • • содержание важнейших налогово-правовых документов;
  • • особенности правового регулирования установления, введения и взимания региональных налогов;

уметь

  • • принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
  • • анализировать практику применения норм налогового права, связанных с уплатой региональных налогов;
  • • свободно оперировать юридическими понятиями и категориями налогового права;
  • • анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними налогово-правовые отношения;
  • • анализировать, толковать и правильно применять нормы налогового права, регулирующие порядок уплаты региональных налогов;
  • • давать квалифицированные юридические заключения и консультации в области налогового права;

владеть навыками

  • • пользования специальной правовой литературой;
  • • давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере установления, введения и взимания региональных налогов; анализа правоприменительной и правоохранительной практики;
  • • разрешения правовых проблем и коллизий в сфере налогово-правовых отношений, связанных с установлением, введением и взиманием региональных налогов;
  • • реализации норм материального и процессуального права, принятия необходимых мер защиты прав налогоплательщиков;
  • • анализа различных правовых явлений в сфере налогов и налоговой деятельности государства, юридических фактов, налогово-правовых норм и налогово-правовых отношений, являющихся объектами нормотворчества;
  • • работы с текстами налогово-правовых документов.

Общая характеристика региональных налогов

Региональные налоги являются основным источником дохода бюджетов субъектов РФ. Огромное значение для финансовой устойчивости субъектов РФ имеет установление и введение предусмотренных НК РФ региональных налогов. Согласно ст. 12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Исходя из положений ст. 8, 12 НК РФ под региональным налогом можно понимать обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения задач и функций субъектов РФ.

Региональный налог обладает общими юридическими признаками налога, но при этом имеет свои особенности:

  • — устанавливается и вводится НК РФ и законом субъекта РФ;
  • — взимается на территории субъекта РФ; предназначен для финансового обеспечения задач

и функций субъекта РФ.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Действующим законодательством о налогах и сборах РФ установлено разграничение налоговой компетенции между Российской Федерацией и субъектом РФ. Так, при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Статьей 14 НК РФ установлен следующий перечень региональных налогов:

  • 1) налог на имущество организаций;
  • 2) налог на игорный бизнес;
  • 3) транспортный налог.

Какой набор элементов является минимально необходимым для того, чтобы налог являлся установленным и мог уплачиваться?

Ключ:Минимально необходимый набор элементов должен придавать определенность нормативному акту о конкретном налоге. В этом качестве может быть охарактеризован только такой набор элементов: налогоплательщик, объект налога, сумма налога (способ ее исчисления), срок (периодичность) уплаты, получатель платежа. Прочие наборы либо не содержат необходимого элемента (объект налога); либо содержат элемент, не являющийся необходимым (налоговые льготы).

131. Юридический состав налога в науке налогового права обычно определяется, как:

Ответ: 2. система существенных элементов налога, которые минимально необходимы для его однозначного исчисления и уплаты.

Ключ:В науке налогового права юридический состав налога обычно определяется, как система существенных элементов налога, которые минимально необходимы для его однозначного исчисления и уплаты.

132. Наука налогового права выделяет такой элемент налога, не установленный в НК РФ, как:

Ответ: 2. предмет налогообложения.

Ключ:В ст. 17 НК РФ предмет налогообложения, как элемент налога, не указан (в отличие от объекта и базы). В науке налогового права предмет налога определяется, как явление материального мира, находящееся в определенной связи с налогоплательщиком и обладающее стоимостной, физической или иной характеристикой. Например, в поимущественных налогах предметом являются некоторые виды имущества (оно обладает стоимостной, физической или иной характеристикой), а объектом – юридический факт владения налогоплательщиком данным имуществом на определенном праве.

133. Предмет налогообложения в науке налогового права обычно определяется, как:

Ответ: 1. явление материального мира, находящееся в определенной связи с налогоплательщиком и обладающее стоимостной, физической или иной характеристикой.

Ключ:В науке налогового права предмет налогообложения обычно определяется, как явление материального мира, находящееся в определенной связи с налогоплательщиком и обладающее стоимостной, физической или иной характеристикой. Например, для транспортного налога предмет – автомобиль (обладает, в частности, такой характеристикой, как мощность двигателя); а объект – факт владения налогоплательщиком автомобилем, зарегистрированным в органах ГИБДД.

134. Объект налогообложения по федеральному налогу устанавливается:

Ответ: 1. в федеральных законах.

Ключ:Объект налогообложения по любому налогу устанавливается только в федеральном законе (постановления КС РФ от 21.03.1997 № 5–П и от 30.01.2001 № 2–П, п. 2 ст. 12 НК РФ).

135. Объект налогообложения по региональному налогу устанавливается:

Ответ: 3. в федеральных законах.

Ключ:Объект налогообложения по любому налогу устанавливается только в федеральном законе (постановления КС РФ от 21.03.1997 № 5–П и от 30.01.2001 № 2–П, определение КС РФ от 05.02.1998 № 22–О, п. 4 ст. 12 НК РФ). При ином подходе данный элемент определялся бы на региональном (местном) уровне произвольно.

136. Объект налогообложения по местному налогу устанавливается:

Ответ: 2. в федеральных законах.

Ключ:Объект налогообложения по любому налогу устанавливается только в федеральном законе (постановления КС РФ от 21.03.1997 № 5–П и от 30.01.2001 № 2–П, определение КС РФ от 05.02.1998 № 22–О, п. 4 ст. 12 НК РФ). При ином подходе данный элемент определялся бы на региональном (местном) уровне произвольно.

137. Объект налогообложения, в соответствии с нормативным определением, это:

Ответ: 3. реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Ключ:В силу п. 1 ст. 38 НК РФ объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

138. Товар, в соответствии с НК РФ, это:

Ответ: 3. любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Ключ:П. 3 ст. 38 НК РФ: товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

139. В соответствии с НК РФ реализацией товаров организацией или индивидуальным предпринимателем является:

Ответ: 2. передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом для другого лица.

Ключ:П. 1 ст. 39 НК РФ: реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе.

140. Нормативное определение работ в целях НК РФ:

Ответ: 3. деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Ключ:П. 4 ст. 38 НК РФ: работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

141. В соответствии с НК РФ реализацией работ организацией или индивидуальным предпринимателем будет являться:

Ответ: 3. передача на возмездной основе результатов выполненных работ другому лицу.

Ключ:П. 1 ст. 39 НК РФ: реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе.

142. Нормативное определение услуг в целях НК РФ:

Ответ: 1. деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Ключ:П. 5 ст. 38 НК РФ: услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

143. В соответствии с НК РФ организация или индивидуальный предприниматель реализует услуги, если имеет место:

Ответ: 1. возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Ключ:П. 1 ст. 39 НК РФ: реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе.

144. Налоговая база в науке налогового права обычно определяется, как:

Ответ: 2. количественное выражение предмета налога через масштаб налога и единицу налога.

Ключ:В науке налогового права налоговая база обычно определяется, как количественное выражение предмета налога через масштаб налога и единицу налога. Например, для транспортного налога (гл. 28 НК РФ) автомобиль (предмет налога) количественно выражается через масштаб (мощность двигателя) и единицу (единицы лошадиных сил). В принципе, не исключено введение другого масштаба (например – объем двигателя) и соответствующей ему единицы (например – десятки кубических сантиметров). В таком случае ставка налога могла бы выглядеть так: 100 руб. на каждые 10 кубических сантиметров объема двигателя.

145. Налоговая ставка в науке налогового права обычно определяется, как:

Ответ: 3. размер налога (в рублях) на единицу налога.

Ключ:В науке налогового права налоговая ставка обычно определяется, как размер налога (в рублях) на единицу налога. Например, в НДФЛ стандартная налоговая ставка составляет 13 % от облагаемого дохода (п. 1 ст. 224 НК РФ). В транспортном налоге на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. (ст. 361 НК РФ) максимальная налоговая ставка (без учета повышающих коэффициентов) составляет 25 руб. на одну лошадиную силу мощности двигателя (конкретный размер устанавливается на региональном уровне).

146. С точки зрения науки налогового права налоговые ставки могут быть:

Ответ: 3. твердыми, процентными, комбинированными.

Ключ:Из предложенных вариантов с точки зрения науки налогового права налоговые ставки могут быть только твердыми, процентными, комбинированными.

147. Региональный законодатель установил ставку транспортного налога в размере, превышающем предел, установленный в НК РФ. В этом случае:

Ответ: 1. применяется предельная ставка, установленная в НК РФ.

Ключ:Исходя из постановления Президиума ВАС РФ от 27.01.2009 № 11519/08, если региональный законодатель установил ставку транспортного налога (как, впрочем, и любого иного регионального налога) в размере, превышающем предел, установленный в НК РФ, то применяется предельная ставка, установленная в НК РФ.

148. Депутат внес в Законодательное Собрание Нижегородской области законопроект, снижающий ставку НДС на территории области с 18 % до 12 % для организаций, осуществляющих обработку (переработку) древесины. Данный законопроект:

Ответ: 2. не может быть принят, поскольку прав законодательных органов субъектов РФ по регулированию ставки НДС в НК РФ не предусмотрено.

Ключ:Прав законодательных органов субъектов РФ по регулированию ставки НДС (федеральный налог, полностью зачисляемый в федеральный бюджет) в НК РФ не предусмотрено. Соответственно, такой законопроект не может быть принят.

149. С точки зрения науки налогового права налоговые ставки могут быть:

Ответ: 2. пропорциональными, прогрессивными, регрессивными.

Ключ:Из предложенных вариантов с точки зрения науки налогового права налоговые ставки могут быть пропорциональными (в НДФЛ), прогрессивными (в транспортном налоге, в налоге на имущество физических лиц), регрессивными (в настоящее время прямо не предусмотрены). Конституция РФ не содержит норм, регламентирующих налоговые ставки.

150. В соответствии с нормативным определением под налоговым периодом понимается:

Ответ: 2. Календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Ключ:В силу п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

151. Налоговый период, с точки зрения науки налогового права:

Ответ: 1. может отсутствовать в некоторых налогах.

Ключ:У разовых налогов (в настоящее время не установлены, до 01.01.2006 – налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения), объектом которых являются действия налогоплательщика, по мнению законодателя совершаемые редко (эпизодически), налоговый период не устанавливается. Срок уплаты разового налога может исчисляться либо от момента появления объекта налогообложения, либо от момента истребования налога налоговым органом (следующим за моментом появления объекта налогообложения).

152. У налогов, установленных в РФ, максимальный размер налогового периода установлен как:

Ответ: 1. календарный год.

Ключ:Максимальный размер налогового периода у налогов, установленных в РФ – календарный год (часть II НК РФ – в т.ч. у налога на прибыль организаций, у НДФЛ, у всех поимущественных налогов).

153. Налоговый период всегда устанавливается в налогах:

Ответ: 1. в качестве объектов которых установлен юридический факт – состояние.

Ключ:Налоговый период обязателен только для тех налогов, у которых в качестве объектов налогообложения установлены юридические факты – состояния, поскольку в этом случае размер налога должен зависеть от времени нахождения плательщика в налогооблагаемом состоянии (например – размер транспортного налога зависит от того, сколько месяцев в году налогоплательщик владел автомобилем – п. 3 ст. 362 НК РФ). При исключении налогового периода из норм закона о таком налоге, закон утратит определенность. Для налогов, у которых в качестве объектов налогообложения установлены юридические факты – действия, налоговый период в принципе может отсутствовать, что и имеет место в разовых налогах.

154. В соответствии с НК РФ налоговый период в некоторых налогах может быть разделен:

Ответ: 2. на отчетные периоды.

Ключ:В силу п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

155. В соответствии с правовой позицией ВАС РФ обязанность по уплате конкретного налога возникает у налогоплательщика:

Ответ: 3. вследствие появления в деятельности налогоплательщика объекта налогообложения по этому налогу и окончания налогового периода (для периодических налогов).

Ключ:В науке налогового права объект налогообложения определяется, как юридический факт (факты), наличие которого установлено в законодательстве о налогах в качестве основания для возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налога. В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода.