Изменение учетной политики допускается в случае

Учетная политика: когда и как меняем

Ольга Толоконникова, старший бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», ноябрь 2019 г.

Рассмотрим, как часто нужно проводить «ревизию» положений учетной политики, когда вносить поправки при изменениях законодательства и когда должны вступать в силу дополнения в учетной политике.

Изменения и дополнения, вносимые в учетную политику

Организация самостоятельно формирует учетную политику, руководствуясь действующим законодательством о бухгалтерском и налоговом учетах, федеральными и отраслевыми стандартами. Учетная политика применяется последовательно из года в год с момента создания организации.

Однако бухгалтер не может предусмотреть заранее все ситуации в хозяйственной жизни организации, и зачастую требуется внесение дополнений и (или) изменений в учетную политику (ч. 6 ст. 8 Закона №402-ФЗ). Также перед наступлением нового года бухгалтеру необходимо проверить, есть ли какие-либо изменения законодательства, которые необходимо учесть в своей деятельности, и, если таковые имеются, прописать в учетной политике.

Согласно ст. 313 НК РФ если изменения в учетной политике вызваны изменениями законодательства, то новые положения применяются с момента вступления в силу соответствующего нормативного правового акта.

Однако это касается именно законодательного аспекта. Когда речь идет об изменениях применяемых способах или методах учета, то новые положения применяются организацией не ранее начала нового налогового периода (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ, письма Минфина РФ от 03.07.2018 № 03-03-06/1/45756, от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81943).

Основными законодательными нормами, регламентирующими обязанность ведения учетной политики, является ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете» и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций». Те хозяйствующие субъекты, которые ведут свою деятельность также в соответствии с системой международных стандартов финансовой отчетности руководствуются МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» и МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», где изложены требования к раскрытию учетной политики.

Что касается дополнений, вызванных, например, осуществлением новых видов деятельности, созданием обособленных подразделений (в т.ч. филиалов, представительств), реорганизацией в форме присоединения или смене режима налогообложения (вследствие утраты права), то бухгалтеру нужно внести при необходимости корректировку до момента наступления события, а новые положения применяются с момента утверждения приказа о внесении дополнений в учетную политику (ст. 313 НК РФ). Тут важно учесть, что определением ВАС РФ от 28.02.2013 № ВАС-1483/13 установлено, что распространять новый порядок учетной политики на отношения, возникшие в период, предшествовавший внесению в нее изменений, нельзя.

Внесение любых изменений (дополнений) в учетную политику производится в том же порядке, что и утверждение самой учетной политики — отдельным приказом руководителя организации (индивидуального предпринимателя).

Принимая решение об изменении применяемых способов учета, в части положений учетной политики по налогу на прибыль, необходимо учитывать ряд действующих ограничений, которые не позволяют делать это ежегодно. (п. 1 ст. 319 НК РФ, ст. 320 НК РФ, п. 1 ст. 259 НК РФ).

Поправки по налогу на прибыль обычно вводят с начала года, поэтому корректировать учетную политику в середине года из-за изменений законодательства не приходится.

На что обратить внимание при составлении учетной политики

В настоящее время составление учетной политики не предоставляет для бухгалтера особого труда – на различных ресурсах содержится много образцов, конструкторов учетной политики и предлагается широкий спектр услуг по ее составлению.

Однако бухгалтеру нужно быть предельно внимательным и избирательным, поскольку не все ресурсы предусматривают и содержат актуальные законодательные данные, отраслевые особенности ведения учета и специфику хозяйствующего субъекта.

При составлении учетной политики бухгалтер хочет учесть все нюансы деятельности, предусмотреть всевозможные факты и способы учета по своей организации. Но стоит обратить внимание на то, что писать о тех разделах или способах учета, которых в действительности нет в хозяйственной деятельности, не стоит. Например, если у организации нет на данный момент нематериальных активов – писать о них не рекомендуется. В последующем учетную политику всегда можно дополнить. Такую рекомендацию дает Александр Елин, генеральный директор аудиторской компании «Академия аудита».

Также бухгалтеру рекомендуется перечислить в учетной политике конкретные формы регистров, а не просто указать учетную программу. Дело в том, что программа может формировать десятки разнообразных регистров и при проверке инспекторы ФНС попросят предоставить все, какие им необходимы. Но в учетной политике можно указать закрытый и краткий перечень регистров, например, журнал хозяйственных операций, оборотно-сальдовые ведомости по счетам и Главную книгу. Теперь, в случае если налоговики запросят какие-то другие регистры, вы вправе будете отказать согласно Письму Минфина РФ от 11.05.2010 № 03-02-07/1-228.

Также после составления представлять учетную политику в налоговую инспекцию не нужно, такого требования в НК РФ нет. Инспекторы могут попросить этот документ только во время выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 93 НК РФ)

Инспекторы могут наложить штраф за отсутствие учетной политики и приказа о ее утверждении в размере 200 руб. (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.07.2015 № Ф02-3520/2015). Положение об учетной политике и приказ о ее утверждении — единый документ (п. 8 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

Перспективное и ретроспективное применение

Перспективное применение – применение нового положения учетной политики в отношении операций, других событий и условий, возникших после даты изменения учетной политики, и отражения изменений в расчетной оценке в текущем и последующих отчетных периодах, затронутых изменением.

Ретроспективное применение означает, что новая учетная политика применяется к событиям и сделкам таким образом, как если бы эта новая политика использовалась всегда. При оценке необходимости корректировки предыдущих периодов Фонд принимает во внимание существенность такой корректировки.

Изменения в учетной политике Фонда применяются ретроспективно за исключением тех случаев, когда величина соответствующей корректировки, относящейся к предшествующим периодам, не поддается обоснованному определению, либо когда оговариваются правила переходного периода по применению новых положений МСФО. Любая полученная корректировка должна представляться в отчетности как корректировка сальдо нераспределенной прибыли на начало периода.

Изменение в учетной политике должно быть применено перспективно в случае, когда сумма корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало периода для всех предыдущих периодов не может быть обоснованно определена, а также когда перспективное применение разрешено стандартом.

При пересчете сравнительных показателей вследствие изменения учетной политики, исправления ошибок или перегруппировки статей бухгалтерского баланса необходимо раскрытие бухгалтерского баланса на три отчетные даты, включая начало предыдущего отчетного периода. В то время как в отношении других форм отчетности (например, отчет о совокупном доходе) требуется представление информации за два отчетных периода.

Стандарт «Учетная политика»

Алексеева М., эксперт журнала

Журнал «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 7/2018

В представленном материале ознакомимся с основными положениями СГС «Учетная политика», регулирующими формирование, утверждение и изменение учетной политики, а также отражение в бюджетной (бухгалтерской) отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправлений ошибок. Действовать названный стандарт будет при ведении учета с 1 января 2019 года и составлении отчетности начиная с отчетности 2019 года.

Разработка и утверждение учетной политики.

Учетная политика представляет собой документально утвержденную совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, применяемых учреждением последовательно из года в год.

Разрабатывается этот документ исходя из особенностей структуры учреждения, отраслевых и иных нюансов его деятельности, из его полномочий и (или) функций в соответствии с законодательством РФ. При этом принимаются во внимание положения действующих законодательных актов РФ, СГС «Учетная политика», иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – нормативные правовые акты), а также учетная политика органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя (п. 7 СГС «Учетная политика»).

Если в отношении какого-либо объекта учета нормативными правовыми актами не предусмотрены правила его отражения в бухгалтерском учете, учреждение по согласованию с учредителем и финансовым органом соответствующего публично-правового образования определяет учетную политику исходя из требований, установленных СГС «Концептуальные основы».

За процесс формирования учетной политики отвечает главный бухгалтер или иное физическое (юридическое) лицо, на которое возложено ведение учета. А обязанность по утверждению этого документа возлагается на руководителя учреждения (п. 8 СГС «Учетная политика»).

Отметим, что учреждение должно обеспечивать хранение документов учетной политики и иных документов, связанных с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средств, обеспечивающих воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи – не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления отчетности в последний раз (п. 22 СГС «Учетная политика»).

Составляющие учетной политики.

В составе учетной политики утверждаются (п. 9 СГС «Учетная политика»):

  • методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов учета и (или) раскрытия информации о них в отчетности;

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов учета и правила формирования номера счета учета;

  • порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;

  • формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством РФ не предусмотрены обязательные формы; утвержденные формы документов бухгалтерского учета должны содержать обязательные реквизиты и соответствовать требованиям СГС «Концептуальные основы»;

  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета;

  • правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота, технология обработки (представления (обмена) учетной информации при условии ведения учета и (или) составления отчетности централизованной бухгалтерией;

  • порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;

  • порядок признания в учете и раскрытия в отчетности событий после отчетной даты;

  • иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения учета и формирования отчетности учреждением.

В учетной политике бюджетных и автономных учреждений, осуществляющих полномочия получателей бюджетных средств, дополнительно раскрываются особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части операций по исполнению соответствующих полномочий (п. 10 СГС «Учетная политика»).

Основные положения и (или) копии документов учетной политики следует размещать на официальном сайте учреждения.

Корректировка учетной политики.

Корректировка учетной политики возможна только при возникновении следующих обстоятельств (п. 12 СГС «Учетная политика»):

  • изменение законодательства РФ о бухгалтерском учете, нормативных правовых актов;

  • разработка или утверждение новых правил (способов) ведения учета, применение которых позволит представить отчетность с достоверной и более релевантной информацией;

  • существенное изменение условий деятельности учреждения, включая его реорганизацию, изменение возложенных на учреждение полномочий и выполняемых функций.

Изменение учетной политики производится с начала отчетного периода, если иное не обуславливается причиной такого изменения. Поправки, которые вносятся в течение года, подлежат обязательному согласованию с учредителем и соответствующим финансовым органом.

При этом не считается изменением учетной политики (п. 14 СГС «Учетная политика»):

  • применение правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее;

  • утверждение нового способа организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности учреждения впервые.

Применение измененной учетной политики.

Применять на практике положения измененной учетной политики необходимо одним из следующих способов, показанных на схеме (п. 6 СГС «Учетная политика»).

Способы применения измененной учетной политики

Перспективный способ

Ретроспективный способ

Измененные положения применяются к фактам хозяйственной жизни, возникающим после даты соответствующей корректировки учетной политики

Измененные положения применяются к фактам хозяйственной жизни таким образом, как если бы они применялись с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни

Последствия изменения учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовый результат или движение денег учреждения, оцениваются в денежном измерении (стоимостном выражении) на дату, с которой применяются указанные изменения (п. 15 СГС «Учетная политика»).

Последствия корректировки учетной политики, вызванной изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и нормативных правовых актов, отражаются в учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом (п. 16 СГС «Учетная политика»). При отсутствии такого порядка применяется ретроспективный способ. Если корректировка вызвана иными причинами, оказавшими или способными оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денег учреждения, последствия отражаются ретроспективно (п. 17 СГС «Учетная политика»). При применении такого способа корректировке подлежат:

  • входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса;

  • показатели связанных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности за самый ранний год, предшествующий году, для которого в отчетности раскрываются сравнительные показатели. Информация о корректировке сравнительных показателей предшествующего года (годов) указывается в отчетности текущего отчетного года.

При ретроспективном способе пересматривать, менять и повторно представлять отчетность за предыдущий год не надо.

Ретроспективное применение измененной учетной политики недопустимо, если оценка в денежном выражении последствий такого изменения (п. 18, 19 СГС «Учетная политика»):

  • не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;

  • требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год.

В таких ситуациях измененная учетная политика применяется перспективно, то есть после даты ее корректировки.

Отражение положений учетной политики в отчетности.

В силу положений п. 20 СГС «Учетная политика» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна содержать сведения о применяемых способах ведения учета, составе и содержании документов учетной политики.

Порядок раскрытия таких сведений в отчетности устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами.

В отношении изменений учетной политики в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности указывается следующая информация:

1) обоснование изменений;

2) содержание изменений;

3) порядок отражения последствий изменения учетной политики в отчетности, включая указание на обстоятельства, в связи с которыми применяется выбранный порядок, и дата, с которой применяется измененная учетная политика;

4) в случае ретроспективного применения измененной учетной политики:

  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской (финансовой) отчетности за каждый из предшествующих годов, для которых в отчетности раскрываются сравнительные показатели;

  • сумма корректировки, относящаяся к годам, предшествующим тем, для которых в отчетности раскрываются сравнительные показатели. Данная сумма раскрывается в отношении сопоставимых показателей в случае, когда такие корректировки возможно определить.

Кроме того, в пояснениях к отчетности также раскрывается факт невозможности отражения информации об изменении сравнительных показателей одного или нескольких предыдущих годов (если в отчетности раскрыта сравнительная информация по этому году или годам). При этом указывается отчетный период, в котором начинается применение изменений в учетной политике (п. 21 СГС «Учетная политика»).

Оценочные значения, их корректировка и отражение в отчетности.

СГС «Учетная политика» введено новое понятие – оценочное значение. Им является рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения учета и (или) отражаемого в отчетности, при отсутствии точного способа его определения. К оценочным значениям относят (п. 6 СГС «Учетная политика»):

  • сроки полезного использования основных средств и нематериальных активов;

  • величины оценочных резервов;

  • величины амортизационных отчислений;

  • стоимость нефинансовых активов (в случаях, предусмотренных федеральными и отраслевыми стандартами бухучета);

  • иные значения показателя, необходимого для ведения учета и (или) отражаемого в отчетности, рассчитываемые или приблизительно (оценочно) определяемые на основе экспертных заключений (профессиональных суждений) при отсутствии точного способа его определения.

Изменение оценочного значения – это корректировка показателя, отраженного в учете или отчетности, обусловленная изменением допущений, обстоятельств, информации, на основе которых был выполнен его расчет. Такое изменение не является исправлением ошибки, а также изменением учетной политики. В свою очередь, изменение метода определения (расчета) оценочного значения является изменением учетной политики и подлежит раскрытию в отчетности (п. 23, 24 СГС «Учетная политика»).

Изменение оценочного значения отражается в бухгалтерской (финансовой) отчетности перспективно, то есть:

  • в периоде, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели отчетности только данного отчетного периода;

  • в периоде, в котором произошло изменение, и в будущих периодах, если такое изменение влияет на отчетность данного отчетного периода и будущих периодов.

В пояснениях к отчетности отражается следующая информация:

  • описание изменения оценочного значения, повлиявшего на отчетность за отчетный период, с указанием денежных (стоимостных) значений таких изменений;

  • описание изменения оценочного значения, которое повлияет на показатели периодов, следующих за отчетным, с указанием денежных (стоимостных) значений таких изменений. Также раскрытию подлежит тот факт, что оценить в денежном выражении влияние изменения оценочного значения на отчетность за будущие периоды не представляется возможным (п. 25, 26 СГС «Учетная политика»).

Порядок исправления ошибок в отчетности.

Особенности отражения исправлений ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности прописаны в разд. V СГС «Учетная политика».

В целях применения указанного стандарта ошибкой в отчетности считается пропуск и (или) искажение, возникшее в результате неправильного использования или неиспользования информации о фактах хозяйственной жизни. Ошибки в зависимости от даты их обнаружения (выявления) подразделяются на ошибки отчетного периода и предшествующего отчетного периода.

Они исправляются следующим образом:

Время обнаружения

Порядок исправления

Ошибки отчетного периода

При осуществлении внутреннего контроля после даты подписания отчетности*, но до предельной даты ее представления**

Дополнительная бухгалтерская запись или запись, оформленная способом «красное сторно», и дополнительная бухгалтерская запись на последнюю отчетную дату отчетного периода

Уточнение отчетности

При проведении камеральной проверки после предельной даты представления отчетности, но до даты принятия уполномоченным органом***

Дополнительная бухгалтерская запись или запись, оформленная способом «красное сторно», и дополнительная бухгалтерская запись на конец отчетного периода

Уточнение отчетности

В ходе проведения внутреннего и внешнего контроля, аудита после даты принятия отчетности, но до даты ее утверждения****

Дополнительная бухгалтерская запись или запись, оформленная способом «красное сторно», и дополнительная бухгалтерская запись на конец отчетного периода

Уточнение отчетности

После даты утверждения квартальной отчетности

Дополнительная бухгалтерская запись или запись, оформленная способом «красное сторно», и дополнительная бухгалтерская запись в период (на дату) обнаружения ошибки

Раскрытие в пояснениях к отчетности информации о существенных ошибках, выявленных в отчетном периоде, с описанием ошибки (содержания и суммы), а также суммы выполненной корректировки

Ошибки предшествующего отчетного периода

После даты утверждения годовой отчетности

Дополнительная бухгалтерская запись или запись, оформленная способом «красное сторно», и дополнительная бухгалтерская запись в период (на дату) обнаружения ошибки

Ретроспективный пересчет отчетности*****

Раскрытие в пояснениях к отчетности за отчетный год информации об ошибке, сумме корректировки, описание причин, по которым корректировка сравнительных показателей отчетности за один или несколько предшествующих годов не является возможной, а также описание способа исправления ошибки с указанием периода, в котором отражены исправления

* Дата подписания отчетности – дата, когда субъект отчетности в установленном
порядке подписывает полный комплект отчетности.

** Предельная дата представления отчетности – последний рабочий день установленного срока направления отчетности субъекту консолидированной отчетности или органу, уполномоченному ее принимать.

*** Дата принятия отчетности уполномоченным органом – дата проставления им отметки (направления уведомления) о принятии отчетности по результатам проведения камеральной проверки.

**** Дата утверждения отчетности – дата утверждения отчета об исполнении бюджета соответствующего публично-правового образования или дата утверждения отчетности в соответствии с бюджетным законодательством.

***** Ретроспективный пересчет отчетности – исправление ошибки предшествующего отчетного года (годов) путем корректировки сравнительных показателей отчетности за предшествующий отчетный год (годы) таким образом, как если бы ошибка не была допущена. При этом корректировке подлежат сравнительные показатели, раскрываемые в отчетности за отчетный год, начиная с того предшествующего года, в котором была допущена ошибка, за исключением случаев, когда это невозможно. Такая корректировка отражается в отчетности с отметкой «пересчитано».

* * *

Положения СГС «Учетная политика» во многом повторяют действующие нормы Закона о бухгалтерском учете и Инструкции № 157н. Как и сейчас, ответственным за формирование учетной политики будет являться главный бухгалтер или иное лицо, на которое возложено ведение учета, а за ее утверждение – руководитель учреждения. Состав учетной политики останется неизменным. На сегодняшний день в этом документе закрепляются показатели, поименованные в п. 6 Инструкции № 157н.

Стандартом введены новые термины и их определения. Указано, как осуществляется перспективное и ретроспективное применение измененной учетной политики, перспективное признание результатов изменения оценочного значения, ретроспективный пересчет отчетности. Рассмотрены правила отражения исправлений ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 274н.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Изменения учетной политики: ретроспективное и перспективное применение

Стандарт МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» требует, чтобы финансовая отчетность достоверно представляла финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств организации, поэтому соответствие финансовой отчетности стандартам МСФО должно приводить к добросовестному представлению информации. В свою очередь, это требует от организации выбора и применения учетной политики, позволяющей формировать значимую, надежную, сопоставимую и понятную информацию.

Стандарт МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки» устанавливает критерии выбора и изменения учетной политики, порядок учета и раскрытие изменений в учетной политике. При этом под учетной политикой понимаются конкретные принципы, правила и практика, применяемые организацией для подготовки и представления финансовой отчетности.

Для подготовки бухгалтерской отчетности в соответствии с российским законодательством правила выбора, обоснования и раскрытия учетной политики организациями, являющимися юридическими лицами, установлены в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденном Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, (далее — ПБУ 1/98). Учетная политика — это выбранная организацией «совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности».

Положение ПБУ 1/98, как и стандарт МСФО (IAS) 8, требует последовательного применения принятой организацией учетной политики от одного отчетного периода к другому, а также определяет порядок ее изменения.

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, что предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • существенного изменения условий деятельности (реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности и т.п.).

Стандарт МСФО (IAS) 8 предписывает изменять учетную политику только в тех случаях, когда ее изменение:

  • диктуется стандартом или интерпретацией МСФО;
  • приводит к тому, что финансовая отчетность дает более надежную информацию о воздействии операций, других событий или условий на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности или потоки денежных средств. При этом говорится о двух методах (подходах) к отражению последствий изменения учетной политики (применения учетной политики):

перспективное применение, т.е. «применение новой учетной политики к операциям, другим событиям и обстоятельствам, которые имели место после даты изменения учетной политики» <1>;

ретроспективное применение, т.е. «применение новой учетной политики к операциям, другим событиям и условиям таким образом, как если бы эта новая учетная политика применялась всегда» <2>.

<1> См. Международные стандарты финансовой отчетности 2006: Перевод на русский язык О.М-А. Аскери, В.И. Тарусина и Л.Е. Ходырева. М.: Аскери-Асса, 2006. С. 62.
<2> Там же. С. 61.

Стандарт МСФО (IAS) 8 требует ретроспективного применения изменений учетной политики практически во всех случаях, за исключением:

  • ситуаций, когда изменения вносятся в связи с вновь принятым стандартом или интерпретацией, содержащими переходные положения, которые особым образом устанавливают порядок первого применения этих стандарта или интерпретации и отражения в учете соответствующего изменения в учетной политике;
  • ситуаций, когда «практически невозможно определить либо воздействие этого изменения на конкретный период, либо его кумулятивное воздействие» <3>.

<3> Там же. С. 61, § 23.

Термин «практически невозможно» особо определяется в МСФО (IAS) 8 и подразумевает ситуацию, когда организация, предприняв все разумные усилия для выполнения требований МСФО, все-таки не смогла эти требования выполнить.

В случае, когда практически невозможно «определить относящиеся к конкретному периоду аспекты воздействия изменения учетной политики на сравнительную информацию, охватывающую один или более из представленных в отчетности предшествующих периодов, организация применяет новую учетную политику к балансовым стоимостям активов и обязательств по состоянию на начало самого раннего периода, для которого ретроспективное применение является практически возможным». Таким периодом, в частности, может оказаться и текущий период. При этом организация «выполняет соответствующую корректировку входящего сальдо каждого затронутого компонента собственного капитала за этот период».

В тех случаях, когда «на начало текущего периода практически невозможно определить даже кумулятивное воздействие применения новой учетной политики на все предшествующие периоды, организация корректирует соответствующую сравнительную информацию таким образом, чтобы применить новую учетную политику перспективно с наиболее ранней даты, для которой это представляется практически возможным».

Таким образом, организация корректирует сравнительную информацию, но пренебрегает при этом той частью кумулятивной корректировки активов, обязательств и собственного капитала, которая относится к отчетным периодам до этой даты. То есть перспективное применение в контексте требований § 25 МСФО (IAS) 8 предполагает, что новая учетная политика применяется не с даты ее фактического применения в текущем отчетном периоде, а с даты, когда ее практически возможно применить к сравнительной информации, раскрываемой в финансовой отчетности.

В соответствии с § 22 МСФО (IAS) 8 при ретроспективном применении организация корректирует входящее сальдо каждого затронутого компонента собственного капитала за самый ранний из представляемых в финансовой отчетности периодов и другие сравнительные суммы, относящиеся к предыдущим отчетным периодам, раскрываемым в финансовой отчетности за текущий период, как если бы новая учетная политика применялась всегда.

Если рассмотреть российские правила подготовки бухгалтерской отчетности, то необходимо отметить, что требование представлять сравнительную информацию в бухгалтерской отчетности указано в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденном Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, (далее — ПБУ 4/99). Пункт 10 ПБУ 4/99 предписывает, что «по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному».

В данном пункте также содержится требование о корректировке сравнительной информации: «Если сравнительные данные за период, предшествующий отчетному, по каким-либо причинам несопоставимы с данными за отчетный период, в том числе в случаях, связанных с изменением учетной политики, то сравнительные данные подлежат корректировке, исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку».

Пункт 21 ПБУ 1/98 указывает на то, что последствия изменения учетной политики, способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года. При соблюдении данного требования следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Таким образом, в ПБУ 1/98 речь идет о ретроспективном методе отражения последствий изменения учетной политики, подобном ретроспективному подходу, предусмотренному в МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменение в бухгалтерских оценках и ошибки».

Ретроспективное отражение применяется во всех случаях за исключением тех ситуаций, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении предшествующих отчетных периодов не может быть произведена с достаточной надежностью. В данных ситуациях измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим хозяйственным операциям и фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа, т.е. фактически применяется перспективное отражение.

Если рассмотреть порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности последствий изменения учетной политики при применении ретроспективного метода, то следует отметить, что данные бухгалтерского учета, равно как и показатели бухгалтерской отчетности, за предыдущие отчетные периоды не корректируются, т.е. никакие учетные записи в бухгалтерском учете не производятся и показатели отчетности не изменяются.

Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный (текущий) период сравнительных данных за периоды, предшествующие этому отчетному периоду. Также производятся корректировки остатков на начало года в бухгалтерской отчетности текущего года.

Корректировки сравнительной информации и входящих остатков должны производиться в так называемый межотчетный период, не затрагивая финансовые результаты (доходы и расходы) как отчетного (текущего) периода, так и предыдущих отчетных периодов. Иными словами, «межотчетным периодом» можно называть период между двумя датами: отчетной датой предыдущей годовой бухгалтерской отчетности и начальной датой последующей (текущей) годовой бухгалтерской отчетности. Как правило, это период между 31 декабря и 1 января следующего года.

Следует отметить, что в отличие от МСФО (IAS) 8 в ПБУ 1/98 правила (способы учета) отражения в бухгалтерском учете указанных корректировок в случаях изменения учетной политики не предусмотрены.

В соответствии с п. 20 ПБУ 1/98 последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом.

К сожалению, как правило, российские нормативно-правовые акты, регулирующие правила бухгалтерского учета и подготовки отчетности, не содержат требований к отражению последствий изменения учетной политики. Исключением является Приказ Минфина России от 27.11.2006 N 154н (далее — Приказ N 154н), утвердивший Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), на примере которого поясним порядок учета последствий изменений учетной политики.

Пунктом 3 Приказа N 154н установлено, что «организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), производят в бухгалтерском учете по состоянию на 1 января 2007 г. пересчет в рубли выраженной в иностранной валюте стоимости средств в расчетах (включая по заемным обязательствам) с юридическими и физическими лицами, подлежащих оплате исходя из условий договоров (независимо от сроков их заключения) в рублях».

Кроме того, Приказ N 154н предусматривает порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности последствий изменения учетной политики в связи с новыми правилами учета курсовых разниц. Разницы, возникшие при пересчете средств в расчетах, относятся на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), т.е. отражаются на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Такой подход соответствует требованиям МСФО (IAS) 8 при применении ретроспективного метода, когда корректировки, затрагивающие предыдущие отчетные периоды, связанные с внедрением новой учетной политики, относятся на счета собственного капитала.

Однако указание в Приказе N 154н на то, что по состоянию на 1 января 2007 г. необходимо произвести пересчет только средств в расчетах, а не всех активов и обязательств, ограничивает применение ретроспективного метода.

Исходя из этого, при переходе к применению ПБУ 3/2006 организация должна определить:

  1. производит ли она в соответствии с нормами Приказа N 154н пересчет только средств в расчетах;
  2. либо она, руководствуясь п. 21 ПБУ 1/98, применяет ретроспективный подход в полной мере, т.е. производит пересчет не только средств в расчетах, но и других активов и обязательств, стоимость которых выражена (для сравнительной информации — была выражена в 2006 г.) в иностранной валюте (условных денежных единицах), но подлежит (подлежала) оплате в рублях.

Пересчет средств в расчетах в соответствии с требованиями Приказа N 154н не потребует записей в бухгалтерском учете, а затронет лишь показатели отчетности по состоянию на 1 января 2007 г.

В случае применения организацией ретроспективного метода, если связанные с пересчетом корректировки отчетности способны оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты ее деятельности, организации потребуется ретроспективно пересмотреть показатели бухгалтерской отчетности за 2006 г. для формирования сравнительной информации, которая будет представлена в годовой отчетности за 2007 г.

Порядок отражения корректировок в связи с пересчетом средств в расчетах рассмотрим на примере, приведенном ниже.

Пример. По состоянию на 1 января 2007 г. у организации в бухгалтерском балансе по статье «Кредиторская задолженность» числится кредиторская задолженность в иностранной валюте в размере 10 000 евро. Согласно договору оплата кредиторской задолженности производится в рублях по курсу Банка России на день оплаты. Указанная задолженность возникла в 2006 г., когда курс Банка России составил 34,80 руб/евро, и была отражена в бухгалтерском учете на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в размере 345 000 руб. Курс Банка России на 1 января 2007 г. составлял 34,70 руб/евро (курс условный).

Кредиторская задолженность в размере 10 000 евро подлежит пересчету по курсу на 1 января 2007 г. и после пересчета составит 347 000 руб. (10 000 евро x 34,70 руб/евро).

Разница от пересчета в размере 1000 руб. (348 000 руб. — 347 000 руб.) должна быть отнесена на увеличение кредитового остатка (уменьшение дебетового остатка) по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» при одновременном уменьшении кредиторской задолженности по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Результаты этого пересчета не затрагивают показатели бухгалтерской отчетности за 2006 г.

В бухгалтерском балансе (форма N 1 по ОКУД) по состоянию на 1 января 2007 г. должно быть изменено:

  • вступительное сальдо в разделе «Капитал и резервы» по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в графе 3 «На начало отчетного года» — увеличено на 1000 руб.;
  • вступительное сальдо по статье «Кредиторская задолженность» в графе 3 «На начало отчетного года» — уменьшено на 1000 руб.

Кроме того, результаты произведенного пересчета отражаются в разд. I «Изменение капитала» отчета об изменениях капитала (форма N 3 по ОКУД) за 2007 г. в графе 6 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» по статье «Изменения в учетной политике» за отчетный год.

В случае пересчета данных бухгалтерской отчетности за прошлые отчетные периоды (сравнительных показателей за 2006 г., представляемых в бухгалтерской отчетности за 2007 г.) в сопоставимых условиях, т.е. при условиях, что новая учетная политика применялась всегда (ретроспективный метод), будут затронуты показатели:

  • в графе 4 «За аналогичный период предыдущего года» в отчете о прибылях и убытках (форма N 2 по ОКУД) по статьям «Прочие доходы», «Прочие расходы»;
  • в графах 5 и 6 «За аналогичный период предыдущего года» в таблице «Расшифровка отдельных прибылей и убытков» по статье «Курсовые разницы в иностранной валюте».

При ретроспективном подходе в соответствии с п. 21 ПБУ 1/98 в целях подготовки сравнительной информации, которая будет представлена в бухгалтерской отчетности за 2007 г., также следует пересмотреть первоначальную стоимость активов, которая была сформирована с учетом суммовых разниц.

Кроме того, выполняя требования п. 22 ПБУ 1/98, необходимо раскрыть в пояснительной записке:

  • причину изменения учетной политики;
  • оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);
  • указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Н.В.Бушмелева

Ведущий эксперт

ЗАО АФ «ЦБА»

Учетная политика. Методы исправления ошибок

Цитата (Бухгалтер66):Чем отличается перспективный от ретроспективного метода отражения последствий изменения учетной политики? Перспективный (могут применять малые предприятия): можно исправить в бух.справке сегодня прошлогоднюю ошибку (правильно ли я понимаю?), а ретроспективный — это как?
Добрый вечер!
Насчет термина «перспективное исправление ошибки» не уверен, но суть Вы поняли правильно.
А ретроспективное исправление исправление ошибки это:
Существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется:
путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год, за исключением случаев, когда невозможно установить связь этой ошибки с конкретным периодом либо невозможно определить влияние этой ошибки накопительным итогом в отношении всех предшествующих отчетных периодов.
Пересчет сравнительных показателей бухгалтерской отчетности осуществляется путем исправления показателей бухгалтерской отчетности, как если бы ошибка предшествующего отчетного периода никогда не была допущена (ретроспективный пересчет).
Ретроспективный пересчет производится в отношении сравнительных показателей начиная с того предшествующего отчетного периода, представленного в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год, в котором была допущена соответствующая ошибка (пп. 2 п. 9 ПБУ 22/2010).