Инвентаризация земельного участка

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

Все земли в пределах черты сельских поселений находятся в ведении местных органов исполнительной власти (администрации). Прежде земли сельских поселений входили в состав землепользований сельскохозяйственных предприятий. Приусадебные участки основные землепользователи передавали жителям во вторичное пользование. Напротив, земли городов и поселков всегда находились в ведении соответствующих органов управления.
По состоянию на 1 января 2000 г. в черте сельских поселений имелось 10,9 млн га земель. По сравнению с 1999 г. площадь этих земель уменьшилась на 2,4 млн га. Это произошло в основном в связи с продолжавшимися работами по исключению из состава данной категории земельного фонда участков земель, находящихся в ведении администраций, но расположенных за чертой поселений.
Территории сельских поселений являются динамичными образованиями. Поэтому работы по установлению и изменению их черты проводят по мере необходимости и они имеют свои особенности. Обычно это делают в случаях:
неясности или отсутствия закрепленных границ поселения; изменения генерального плана и проекта планировки и застройки поселения;
предоставления дополнительной земельной площади для развития поселений или нужд сельской администрации.
Для уточнения площадей и использования земель сельских поселений проводят их инвентаризацию. Главная ее цель — создать основу для ведения государственного земельного кадастра, обеспечить регистрацию прав собственности, владения, пользования (аренду) с выдачей землевладельцам (землепользователям) документов установленного образца, создать банк данных на обычных и компьютерных носителях, организовать постоянный контроль за использованием земель.
Основные задачи инвентаризации земель поселений: выявление всех землепользователей (землевладельцев) с фиксацией сложившихся границ занимаемых участков;
выявление неиспользуемых и нерационально используемых земель и принятие по ним решения;
установление границ землепользований (землевладений), границ черты, вынос и закрепление их на местности.
Все работы по инвентаризации земель поселений технологически разбивают на два этапа — подготовительный и производственный. Исходными материалами служат графические, текстовые и правовые документы на земельные участки, материалы предыдущих инвентаризаций, топографические карты и планы масш-
табов 1:500… 1:2000, каталоги координат пунктов городской (поселковой) геодезической сети.
Подготовительные работы при инвентаризации земель поселений включают:
сбор, изучение и анализ имеющихся материалов; анализ технической, методической и технологической обеспеченности работ по инвентаризации земель;
разбивку кварталов и массивов и составление карты-схемы топографической обеспеченности;
подготовку рабочего инвентаризационного плана (схемы).
На базе собранных и проанализированных материалов составляют техническое задание на проведение инвентаризации земель поселений, в котором должен быть предусмотрен порядок выполнения следующих работ:
разбивки территории поселений на кварталы (массивы); выбора технологии проведения производственного этапа инвентаризации;

создания рабочего инвентаризационного плана (схемы); составления землеустроительного дела квартала (массива); обследования геодезической сети; установления черты поселений.
В зависимости от размера поселений выбирают общую структуру разбивки его территории, которая должна учитывать существующее административно-территориальное деление и особенности территории. Небольшие поселения в зависимости от их площади и структуры могут не иметь квартальной разбивки. В качестве учетной кадастровой единицы выступает конкретное землевладение или землепользование (приусадебный участок, садово-огородный участок и др.), а в качестве рабочей кадастровой единицы — квартал или любой другой компактный массив, ограниченный красными линиями или естественными границами.
В техническом задании дают описание технологии производственного этапа. Оно определяется наличием топографического обеспечения территории населенного пункта или его отдельной части (квартала, массива).
При разработке этого раздела руководствуются следующими принципами:
для создания рабочего инвентаризационного плана необходимо, как правило, иметь в качестве основы топографические планы;
масштаб исходного топографического материала должен быть не мельче 1 : 2000;
исходный материал может не иметь отображения подземных сооружений и рельефа;
при отсутствии топографических планов в качестве основы до
пустимо использовать аэрофотоснимки, увеличенные до масштаба 1 :20 ООО.
На производственном этапе по каждому кварталу (массиву) формируют землеустроительное дело, которое пополняют необходимыми документами по мере выполнения работ.
Инвентаризацию внутри квартала (массива) начинают с составления списка всех землевладельцев (землепользователей); им рассылают повестки и получают от каждого декларации (заявления) о факте использования земельного участка и наличии всех документов, удостоверяющих их право на землю.
Натурное обследование заключается в поиске, обнаружении или опознании поворотных точек и линий границ землевладений (землепользований). При этом возможно визуальное и инструментальное обследование, а также опрос землевладельцев (землепользователей).
По результатам натурных обследований вычисляют предварительные площади всех землепользований в установленных границах. В землеустроительное дело по кварталу (массиву) включают:
список всех землевладельцев (землепользователей) с указанием площадей их участков по документам и по результатам обследований;
рабочий инвентаризационный план (схему) с предварительно нанесенными границами всех землевладений (землепользований) (рис. 25);
список пользователей земель без надлежаще оформленных прав или с просроченными правами (включая случаи самовольного строительства или захвата участка);
данные о неиспользуемых или нерационально используемых землях;
выявленные несоответствия фактического использования земель их целевому назначению и режиму пользования.
По материалам обследований и собранным документам в пределах квартала (массива) в случаях отсутствия четких границ землевладений (землепользований) составляют проект этих границ, перечисляя вопросы, не решенные при натурных обследованиях по границам земельных участков, и предложения по устранению спорных вопросов.
В землеустроительном деле землевладельцам (землепользователям) устанавливают ограничения по использованию земельных участков (сервитуты), касающиеся обеспечения проезда и прохода, доступа и сохранения подземных и наружных инженерных коммуникаций, озеленения, установки ограждений и заборов с учетом правил застройки, градостроительных норм и правил. Сюда прикладывают состав земель (экспликацию) по землепользованиям и видам угодий.

Рис. 25. Рабочий инвентаризационный план населенного пункта:
а — разбивка на кадастровые кварталы: / и 2—границы населенного пункта и кварталов; 3 — пастбища; 4—производственные земли; б— фрагмент инвентаризационного квартала: /—граница землепользования с точками координирования; 2—шифр землепользования; 3— земли с особым режимом использования; 4 и 5— жилые и нежилые постройки; 6— номера поворотных точек теодолитного хода
Землеустроительное дело поступает в комитет по земель-ным ресурсам и землеустройству, который представляет его на рассмотрение в комиссию по инвентаризации при местной администрации.

Учет в учреждении: земельные участки используются бессрочно

Учреждению передан земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования. Как учитывать этот участок: за балансом или на балансе? Как оформить принятие к учету земли в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8». Ответы на эти вопросы вы найдете в статье экспертов 1С.

Пунктом 333 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н в редакции от 12.10.2012, установлено, что земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе, расположенные под объектами недвижимости), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории Российской Федерации).

Статьей 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы;
  • обязательства;
  • источники финансирования его деятельности;
  • доходы;
  • расходы;
  • иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Если за учреждением закреплено право пользования земельным участком, то земельный участок является активом и должен учитываться на балансе учреждения.

Приказом Минфина России от 29.08.2014 № 89н внесены соответствующие изменения в пункт 71 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н, теперь земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), должны учитываться на соответствующем счете аналитического учета счета 103 00 «Непроизведенные активы» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории Российской Федерации).

Пунктом 2 приказа Минфина России от 29.08.2014 № 89н установлено, что изменения, утвержденные данным приказом, применяются при формировании показателей объектов учета на последний день отчетного периода 2014 года, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения. Переход на применение учетной политики с учетом положений настоящего приказа в части рабочего плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета государственных (муниципальных) учреждений осуществляется по мере организационно-технической готовности субъектов учета.

Таким образом, до 31 декабря 2014 года учреждениям следует списать с забалансового учета земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), и поставить их на баланс – на счет 103 11 «Земля — недвижимое имущество учреждения». По разъяснениям методологов Минфина России данные операции следует оформить бухгалтерской справкой ф.0504833.

Статьей 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что активы и обязательства подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

Таким образом, для выявления фактического наличия имущества, сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета и проверки полноты отражения в учете в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» необходимо провести инвентаризацию земельных участков, в том числе расположенных под объектами недвижимости. Если у учреждения есть в наличии документы (свидетельства), подтверждающие право пользования земельным участком, на основании результатов инвентаризации следует списать объект с забалансового учета и поставить на баланс по кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 20 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н) принятие к учету согласно Акту о результатах инвентаризации объектов непроизведенных активов, выявленных при инвентаризации, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010300000 «Непроизведенные активы» (010311330, 010312330, 010313330) и кредиту счета 040110180 «Прочие доходы».

Следует отметить, что если у учреждения земельный участок учитывается за балансом, возможно, он учитывается как имущество казны на балансе у соответствующего органа по управлению имуществом. Один и тот же объект не должен одновременно учитываться на балансах учреждения и казны. Списание с баланса казны и принятие на баланс учреждения должно производиться согласованно.

Как принять на баланс земельный участок в программе

Списание объекта НПА с забалансового учета оформляется документом «Выбытие ОС (забаланс)». В документе следует указать форму первичного документа, которым оформляется списание.

Согласно пункту 334 Инструкции № 157н «аналитический учет по счету 01 ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе арендодателей и (или) собственников (балансодержателей) имущества по каждому объекту нефинансовых активов и под инвентарным (учетным) номером, присвоенным объекту балансодержателем (собственником), указанным в акте приема-передачи (ином документе)».

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» на счете 01 аналитический учет ведется не только по объектам имущества и материально ответственным лицам, а также по собственникам имущества. Поэтому в качестве контрагента следует указать соответствующего собственника (балансодержателя) имущества (см. рис. 1).

Рис. 1

Из документа можно распечатать Справку ф. 0504833.

Рис. 2

Также следует распечатать инвентарную карточку или карточку количественно суммового учета по данному объекту учета (см. рис. 3).

Принятие к учету земельного участка на счет 103.11

Принятие к учету земельных участков на счет 103.11 по результатам инвентаризации оформляется документом «Безвозмездное поступление НПА» (меню «ОС, НМА, НПА – Учет непроизведенных активов» главного меню программы, интерфейс «Полный») с хозяйственной операцией «Оприходование излишков НПА по результатам инвентаризации».

При выборе данной операции в качестве корреспондирующего счета будет указан счет 401.10.180.

Рис. 4

На закладке Капвложения следует указать соответствующий элемент справочника Основные средства.

Как было отмечено выше, на забалансовом счете 01 объекты учитываются под инвентарным (учетным) номером, присвоенным объекту балансодержателем (собственником).

Следует отметить, что в отношении объектов непроизведенных активов, учитываемых в составе счета 103 00 «Основные средства», пунктом 81 Инструкции № 157н предусмотрено, что «В целях организации и ведения аналитического учета каждому инвентарному объекту непроизведенных активов присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах бухгалтерского учета. Инвентарный номер, присвоенный объекту непроизведенных активов, сохраняется за ним на весь период его учета».

Поэтому для принятия земельного участка, учитываемого прежде на счете 01, в состав счета 10300 в справочник «Основные средства» следует ввести новый элемент с новым инвентарным номером. В старом или новом элементе справочника «Основные средства» следует дополнить краткое наименование.

Это позволит формировать инвентарную карточку по счету 01 за прошлый период и по счету 103 00 за текущий и последующие периоды.

При учете земельного участка за балансом в карточке объекта был указан вид учета «Основные средства в пользовании» и счет 01.

Рис. 5
Для учета земельного участка на балансе следует указать вид учета «Собственные и в оперативном управлении» и счет 103 11.

Рис. 6

При проведении документа формируются бухгалтерские записи. Из документа следует сформировать Справку ф. 0504833 (см. рис. 7).

Рис. 7

Также следует распечатать инвентарную карточку по данному объекту учета (см. рис. 8).

Рис. 8

Также в любой момент можно распечатать инвентарную карточку по данному объекту учета по счету 01 (см. рис. 9).

Рис. 9

Как проходит инвентаризация земельных участков

Инвентаризационные мероприятия по принадлежащим предприятию земельным наделам необходимо осуществлять для уточнения границ их территории, установления периметра соприкосновения со смежными участками. Государственные органы инициируют такие проверки для выявления площадей, которые используются не по прямому назначению или с низким уровнем эффективности.

Порядок инвентаризации земельных участков на предприятии

Инвентаризация земельных наделов используется государством в качестве основного инструмента контроля целевого характера эксплуатации земель, рациональности ведения деятельности на них и соблюдения пользователями обозначенных в документах территориальных границ. Эта процедура может быть начата для оформления правоустанавливающей документации на соответствующий участок, внесения изменений в уже имеющиеся документы или кадастровые данные.

К случаям обязательной инвентаризации земельных наделов предприятий относятся:

  1. Смена собственника территории.
  2. Документальное оформление прав на владение участком.
  3. Выявление расхождений между сведениями и границами надела по документам и в реальности.
  4. Реорганизация субъекта предпринимательской деятельности с составлением разделительного балансового отчета.
  5. Составление соглашения о слиянии или присоединении, которое затрагивает объекты недвижимости в виде земельных участков.

Инвентаризация позволяет оценить состояние почв, дать развернутую характеристику участка (по количественным и качественным показателям). Эта процедура дает возможность решить задачи по уточнению актуального списка владельцев земель, фактических их пользователей, выявлению пустующих и заброшенных наделов, территорий, которые используются с нарушением законодательных норм и целевого предназначения. Благодаря инвентаризационным мероприятиям повышается результативность природоохранных программ, нарабатывается база для составления картографических схем, планов объектов.

ВАЖНО! Инвентаризация может проводиться только в пределах государственных границ Российской Федерации.

Финансирование мероприятий, связанных с проверкой земель в населенных пунктах, осуществляется бюджетом. Источником средств для бюджетного финансирования являются поступления от земельного типа налога и арендных платежей за участки. Оплата всех этапов может быть произведена землепользователями, если они являются заказчиками инвентаризационных мероприятий.

В рамках инвентаризации проводятся такие виды работ:

  • ознакомление специалистов с имеющейся у землепользователей правоустанавливающей документацией;
  • реализации аэрофотосъемки;
  • работы по топографо-геодезическому направлению, картографические мероприятия;
  • обследование границ, их согласование и установление;
  • подготовка отчетных документов.

В рамках одного предприятия проверке подлежит не только принадлежащая ему на правах собственности недвижимость, но и арендованные активы, имущество, принятое на ответственное хранение. При внутренней инвентаризации компании в отношении земельных ресурсов могут ограничиться проверкой документации. В описях результаты отражаются в разрезе собственников участков. В случае аренды недвижимости один из экземпляров итогового документа направляется арендодателю.

НА ЗАМЕТКУ! Обязательств по самостоятельной сверке площади надела (фактической и задокументированной) во время плановой инвентаризации у субъектов предпринимательства нет.

Инвентаризация проводится комиссией, которая утверждается главой администрации. В ее состав включают председательствующее лицо в комитете по земресурсам, делегированных специалистов от служб природоохранного, архитектурного и санитарного направления деятельности. Обязательно в комиссионном органе должны присутствовать представители структур, контролирующих сферу лесного и сельского хозяйства.

ДЛЯ СПРАВКИ! Инвентаризация земель может носить характер первичной или текущей проверки. Первичная проверка требуется для оформления правоустанавливающих документов, текущая проводится для уточнения границ или подтверждения целевого характера использования надела.

При первичном типе юридические лица должны подготовить распоряжение на право владения земельным наделом, ситуационный план с актом приемки участка. Если территория находится в аренде, то от предприятия потребуется представить проверяющим договор аренды.

Этапы инвентаризации

Земельные наделы проверяются в три этапа:

  1. Подготовительная работа. Она предполагает сбор информации об обследуемом участке, его владельцах и лицах, фактически осуществляющих эксплуатацию. Изучается содержание правоустанавливающих документов. На данном этапе анализируется состояние кадастрового плана, начинается составление техпроекта инвентаризационных мероприятий.
  2. Комплекс полевых работ. В них задействуются специалисты по проведению геодезических измерений. Перед ними ставится задача по уточнению границ участка и его местоположения. На данном этапе осуществляются картографические мероприятия с учетом результатов аэрофотосъемки.
  3. Камерные операции, объединяющие набор действий по обработке собранного материала и оформлению на его базе землеустроительной документации (ей присущи свойства отчетных форм).

Оформление материалов инвентаризации, подведение итогов

При разработке проекта инвентаризационных действий необходимо учитывать:

  • площадь исследуемой территории;
  • предполагаемую область эксплуатации земли;
  • расположение объекта недвижимости по отношению к другим территориям;
  • существующие границы надела.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Готовый проект инвентаризации должен пройти процедуру согласования. Утверждение его возможно только при наличии согласия всех заинтересованных сторон, в том числе владельцев смежных участков.

Для реализации инвентаризационных мероприятий составляется техническое задание. Оно формируется на основании сведений, собранных на подготовительном этапе. В этом документе необходимо отразить основания и причины проведения инвентаризации, цели проверки. В тексте выделяется нормативная база, которой руководствуются участвующие в инвентаризационных действиях лица.

В техзадании обязательно прописывается лицо, которому предоставлены полномочия по контролю и координации действий членов комиссии. Если инвентаризация не относится к категории первичной проверки, то в задании должны быть указания на результаты предыдущих инвентаризационных отчетов. Документом идентифицируется объем предстоящих работ, их полный список, приводится система координат, обозначаются дополнительные параметры проверки, условия ее осуществления. В конце документа обязательно прописывается временной интервал, на протяжении которого проверка должны быть начата и закончена, сроки подготовки отчетной документации.

На камеральном этапе комиссионным органом проводится проверка полевой документации. На ее базе разрабатывается кадастровый план. Для его оформления подбирается уровень масштабирования, достаточный для соблюдения полного набора требований к точности и полноте отображения данных. Дальнейшими шагами будет составление чертежа инвентаризации и заполнение ведомости по кадастровым сведениям. Далее осуществляется оформление технической отчетной документации и заполнение базы данных.

Материалы проведенных инвентаризационных действия отображаются в таком наборе документов:

  • пояснительной записке;
  • каталоге координат;
  • экспликации по составу земельного участка.

Комиссия при составлении акта инвентаризации земельных участков приводит пофамильный список проверяющих специалистов, координаты обследованного объекта недвижимости и список изученных правоустанавливающих документов. В акте необходимо отразить реквизиты полного набора справок, бланков и договоров, имеющих отношение к установлению прав собственности и пользования участком. При наличии сведений о предыдущих проверках они также должны быть упомянуты.

В завершающем блоке акта члены комиссии могут зафиксировать свое особое мнение о результатах проверки.

Все систематизированные результаты произведенных манипуляций и итоги аналитической работы заносятся в единый отчет. В нем должна присутствовать карта обследованного участка или его плановая схема. В землеустроительную документацию включают информацию о размерах территории, граничащих с нею объектах, уточненных границах надела. Если по проверенному объекту недвижимости имеются ограничения в отношении направлений его эксплуатации, все они находят отражение в землеустроительных документах.

Статья 13. Инвентаризация земель.

Инвентаризация земель проводится для уточнения или установления местоположения объектов землеустройства, их границ (без закрепления на местности), выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.
Инвентаризация земель может проводиться на территории Российской Федерации, на территориях субъектов Российской Федерации, на территориях муниципальных образований и других административно — территориальных образований, на землях отдельных категорий, в территориальных зонах, в которых существует угроза возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, в отношении групп земельных участков или на отдельных земельных участках.
Комментарий к статье 13
Ст. 13 комментируемого Закона посвящена инвентаризации земель, под которой понимается учет и оценка земель.
Инвентаризация земель проводится для уточнения или установления местоположения:
— объектов землеустройства;
— их грани (без закрепления на местности). Кроме того, инвентаризация земель проводится для выявления неиспользованных земель, нерационально используемых земель или используемых не по целевому назначению, а также не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков.
Инвентаризация земель проводится в том случае, если существует угроза возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, в отношении групп земельных участков или на отдельных земельных участках.
Инвентаризация земель может проводиться:
— на территории РФ;
— на территориях субъектов РФ;
— на территориях муниципальных образований;
— на территориях других административно — территориальных образований;
— на землях отдельных категорий;
— в территориальных зонах.
Сегодня де-юре действует ряд ведомственных актов Роскомзема (неотмененных, и потому они могут применяться в части, не противоречащей действующему законодательству), устанавливающих порядок проведения инвентаризации отдельных категорий земель с целью определения возможности предоставления их гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей.
Приказом Роскомзема от 02.08.1993 N 38 «О проведении инвентаризации земель» Госкомземы республик в составе Российской Федерации, комземресурсы краев, областей должны были:
— обеспечить проведение инвентаризации земель в установленные сроки. При необходимости для подготовки картографических и других материалов, проведения инвентаризации земель и оформления конечных материалов привлекать проектно — изыскательские предприятия РосНИИземпроекта;
— в месячный срок внести в органы исполнительной власти предложения по составу комиссий для проведения инвентаризации земель с включением в их состав представителей подрядных проектно — изыскательских предприятий;
— совместно с органами исполнительной власти с учетом местных условий определить состав земель, подлежащих инвентаризации, конкретизировать содержание работ по инвентаризации земель, установить очередность их проведения по административным районам;
— ежегодно вместе с годовым отчетом о наличии и распределении земель представлять информацию Роскомзему о ходе инвентаризации земель.
Названный Приказ был принят во исполнение Постановления Правительства РФ от 12.07.93 N 659 (ред. от 27.12.94) «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам».
Другим актуальным направлением деятельности в этой области является инвентаризация земель населенных пунктов. «Временное руководство по инвентаризации земель населенных пунктов» (утв. Роскомземом 17.05.93) определяет основные требования, содержание и порядок выполнения работ при инвентаризации земель городов и поселков (далее — населенные пункты).
Основными задачами проведения инвентаризации земель населенных пунктов являются:
— выявление всех землепользователей (землевладельцев) с фиксацией сложившихся границ занимаемых участков;
— выявление неиспользуемых и нерационально используемых земель и принятие по ним решения;
— установление границ землепользований (землевладений), границ городской черты, вынос и закрепление их на местности.
Перед началом проведения работ по инвентаризации земель населенных пунктов исполнительные органы власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов совместно с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству проводят организационные мероприятия.
Все работы по инвентаризации земель населенных пунктов технологически разбиваются на два этапа:
I этап — подготовительный;
II этап — производственный.
Исходными материалами для проведения инвентаризации земель населенных пунктов служат графические, текстовые и правовые документы на земельные участки, материалы предыдущих инвентаризаций, топографические карты и планы масштабов 1:500 — 1:2000, каталоги координат пунктов городской (поселковой) геодезической сети.
Финансирование работ по инвентаризации земель населенных пунктов производится из средств, поступающих в соответствующие бюджеты от взимания земельного налога и арендной платы за землю. В отдельных случаях для ускорения выдачи свидетельств на земельные участки проведение инвентаризационных работ может выполняться по прямым договорам с землепользователями за счет их средств.
Для проведения работ по инвентаризации земель населенных пунктов районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству (далее — райкомземы, горкомземы), выполняющие функцию заказчика, заключают договоры с подрядчиком. В качестве подрядчика, как правило, привлекаются государственные организации, имеющие лицензии и обладающие опытом проведения съемочных работ в условиях города. В качестве соисполнителей (субподрядчиков) могут привлекаться только предприятия и организации, имеющие лицензии на проведение соответствующих работ.
Советы Министров республик в составе Российской Федерации, администрации краев, областей по предложениям республиканских, краевых и областных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству принимают решения о порядке, очередности и сроках проведения инвентаризации земель населенных пунктов на территории своих регионов.
Общее руководство и организация работ по инвентаризации земель населенных пунктов в регионе возлагаются на республиканские, краевые, областные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.
Непосредственная организация и руководство работами по проведению инвентаризации земель населенных пунктов в соответствии с законодательством возлагаются на администрацию городов и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.
Организация и руководство работ по проведению инвентаризации земель городов и поселков районного подчинения возлагаются на администрацию района и районные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.
Администрации районов, городов:
— принимают соответствующие постановления о проведении инвентаризации земель населенных пунктов и организуют их публикацию в средствах массовой информации;
— передают соответствующим комитетам по земельным ресурсам и землеустройству права по распоряжению бюджетными средствами, выделяемыми на проведение работ по инвентаризации земель населенных пунктов, открывают им расчетные счета и наделяют их полномочиями заказчика на эти работы;
— утверждают состав районной, городской и поселковой комиссии по инвентаризации земель;
— определяют роль городских и поселковых служб, организаций, органов управления, исполнителей в проведении работ по инвентаризации земель, устанавливают порядок, ответственных, сроки проведения работ, систему контроля и отчетности;
— устанавливают ответственность городских и поселковых служб, юридических и физических лиц в предоставлении материалов и информации, необходимых для проведения инвентаризации;
— утверждают результаты законченной инвентаризации земель по кварталам и массивам;
— согласовывают результаты инвентаризации в целом и представляют их на утверждение местным Советам народных депутатов.
В городах с районным делением в соответствии с установленным законодательством ряд полномочий городская администрация может передавать городским районам.
Районные, городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству осуществляют:
— подготовку проекта постановления главы местной администрации о проведении инвентаризации городских, поселковых земель;
— формирование состава районной, городской, поселковой комиссии по инвентаризации земель;
— разработку плана и графика проведения работ по инвентаризации земель;
— разработку и утверждение технических заданий на выполнение работ по инвентаризации земель и заключение на их основе договора с подрядчиком;
— организацию контроля и приемку работ у подрядчика;
— рассмотрение материалов по итогам инвентаризации земель по каждому законченному кварталу, массиву, по городу, поселку в целом и подготовку предложений по совершенствованию земельных отношений и землепользования и представление их на утверждение администрации города, района, поселка;
— организацию системы хранения материалов инвентаризации на бумажной основе и на магнитных носителях.
В состав районных, городских, поселковых комиссий по инвентаризации земель включаются представители Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, налоговой инспекции, Управления (Отдела) по архитектуре и градостроительству, Бюро технической инвентаризации, Отдела охраны окружающей среды, а также члены депутатской комиссии по земельной реформе.
На районную, городскую, поселковую комиссию по инвентаризации земель возлагается:
— рассмотрение спорных вопросов между землепользователями (землевладельцами) и подготовка по ним предложений и проектов решений местной администрации;
— рассмотрение подготовленных землеустроительных дел по каждому кварталу, массиву;
— рассмотрение Сводных отчетов по итогам инвентаризации земель;
— подготовка предложений для администрации города, поселка по совершенствованию земельных отношений и землепользования;
— проведение широкой разъяснительной кампании в средствах массовой информации о целях, задачах проведения инвентаризации земель.
Подрядчик осуществляет:
— составление по поручению заказчика технического задания на выполнение инвентаризации земель населенных пунктов;
— проведение работ по инвентаризации земель населенных пунктов;
— сдачу заказчику выполненной работы на бумажной основе и на магнитных носителях.
Подрядчик несет полную ответственность за качество самостоятельно выполненных работ и работ, принятых от субподрядчиков.
Подготовительные работы при инвентаризации земель населенных пунктов включают в себя:
— сбор, изучение и анализ материалов;
— анализ технической, методической и технологической обеспеченности работ по инвентаризации земель;
— разбивка кварталов и массивов и составление карты — схемы топообеспеченности;
— подготовка рабочего инвентаризационного плана (схемы).
Сбору, изучению и анализу подлежат:
— материалы геодезических работ и топографических съемок, выполненных на территории населенного пункта;
— сведения генерального плана и другой градостроительной документации, правила застройки города, поселка, необходимые для проведения инвентаризации земель;
— материалы предыдущих инвентаризаций;
— документы и материалы по отводу земельных участков;
— сведения дежурных планов отводов и застройки;
— материалы по выносу в натуру, установлению (восстановлению) и определению границ земельных участков и границ населенного пункта;
— материалы обследований БТИ земельных участков индивидуальной застройки;
— материалы исполнительных съемок, имеющие сведения о землепользованиях (землевладениях);
— материалы и документы, имеющие кадастровое содержание (реестры, таблицы и др.) в различных службах и управлениях коммунального хозяйства, благоустройства, озеленения и т.д.
Особое внимание при проведении подготовительных работ должно быть уделено изучению всех документов и материалов, в том числе и проектных, содержащих сведения по всем видам отводов земельных участков населенного пункта (решения органа власти об отводах, сведения о землепользователях (землевладельцах), акты выбора и планы отводов, паспорта земельных участков, акты на право пользования землей, проектные решения, сведения о закреплении границ участка знаками, их характеристики, результаты проведенных измерений по границам землепользований, их исполнители и время производства).
На базе собранных и проанализированных материалов составляется техническое задание (ТЗ) на проведение инвентаризации земель населенных пунктов, в котором должен быть предусмотрен порядок выполнения следующих работ:
разбивки территории населенного пункта на кварталы (массивы);
выбора технологии проведения производственного этапа инвентаризации;
создания рабочего инвентаризационного плана (схемы);
составления землеустроительного дела квартала (массива);
обследования городской геодезической сети;
установления городской черты.
В зависимости от величины населенного пункта выбирается общая структура разбивки его на территории, которая должна учитывать существующее административно — территориальное деление и особенности территории населенного пункта. Небольшие населенные пункты в зависимости от их площади и структуры могут не иметь квартальной разбивки. В качестве учетной кадастровой единицы выступает конкретное землепользование (землевладение), а в качестве рабочей кадастровой единицы должен выступать квартал либо любой другой компактный массив, ограниченный красными линиями или естественными границами (например, городской парк, промышленная, коммунальная зона, массив земель сельскохозяйственного использования и т.п.). Система кварталов или массивов должна объединяться в районы, префектуры (в зависимости от административного деления города).
Нумерация кварталов, массивов, а также землепользований (землевладений) выполняется в соответствии с указаниями по ведению регистрационной (поземельной) книги.
В ТЗ должно быть дано описание технологии проведения производственного этапа инвентаризации. Оно определяется наличием топографического обеспечения территории населенного пункта или его отдельной части (района, квартала, массива).
При разработке этого раздела необходимо руководствоваться следующими принципами:
— для создания рабочего инвентаризационного

Следующая статья «
К тексту закона «

Инвентаризация земель и ее особенности

Правила инвентаризации земель существенно изменились с введением в РФ системы кадастрового учета – теперь эти мероприятия проводят не учреждения БТИ, а кадастровые инженеры. Заказчиком инвентаризационных работ являются региональные и муниципальные власти, а их результаты подлежат отражению в госреестре ЕГРН. В этом обзоре рассмотрим все нюансы инвентаризации земель, ее виды и цели, а также практическое значение указанных работ.

Что такое инвентаризация земель

Правовое понятие инвентаризации земель регламентировано в ст. 13 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ. Она включает в себя комплект работ, связанных с выявлением неиспользуемых, нерационально используемых земель, либо участков, используемых с нарушением целевого назначения и разрешенного использования. Также в ходе инвентаризационных мероприятий могут выявляться и устанавливаться характеристики земель.

Об инвентаризации земель поведает этот видеоролик:

Понятие и цели

В ранее действовавшей редакции ст. 13 Закона № 78-ФЗ, инвентаризация включала в себя уточнение и установление местоположения земельных объектов, а также их границ. Теперь эти виды работ выполняются не в рамках инвентаризации, а в ходе межевания. Выделим наиболее важные нюансы, которыми характеризуются инвентаризационные мероприятия с землями:

  • работы выполняются не на конкретных участках, а в отношении больших массивов земли – территории населенных пунктов и поселений, кадастровых кварталов и т.д.;
  • инвентаризационные мероприятия могут носить плановый и внеплановый характер, а все сведения об их проведении подлежат официальному опубликованию;
  • по итогам выполненных работ осуществляется учет земель и их характеристик, в том числе с внесением в госреестр ЕГРН.

Обратите внимание! Если нужно установить границы или иные характеристики конкретного земельного надела, проводится не инвентаризация, а кадастровые работы (межевание). Итогом такого вида кадастровой деятельности будет являться изготовление межевого плана.

С учетом поправок в законодательство, к целям инвентаризации относятся:

  • выявление неиспользуемых земельных наделов, которые впоследствии могут распределяться гражданам или юридическим лицам;
  • выявление земель, используемых нерациональным способом (данный вид работ, прежде всего, применяется в отношении земель сельхозназначения);
  • выявление случаев, когда при эксплуатации участка нарушаются целевое назначение и разрешенный вид землепользования;
  • выявление характеристик земель, влияющих на их последующее распределение – плодородность почвы, наличие растительности, наличие размещенных построек и линейных объектов, и т.д.

Основная причина для назначения инвентаризационных мероприятий – своевременное выявление случаев негативного воздействия на качественное состояние участка, принятие мер для их устранения.

Инвентаризационные мероприятия

Для выполнения инвентаризационных работ заключается договор подряда с кадастровым инженером, либо специализированной организацией. Для проведения работ на земельных объектах у инженера должен иметься действующий квалификационный аттестат и допуск СРО. Учет земель после инвентаризации осуществляется по следующим направлениям:

  • уточнение состава градостроительных планов и зон землепользования в пределах административных единиц (населенные пункты, поселения, муниципальные районы и т.д.);
  • выведение земель из хозяйственного оборота на период рекультивации и повышения качественных характеристик участка;
  • подготовка территории для формирования участков при их распределении в аренду или собственность.

Если массив земельных участков принадлежит частному собственнику, он может назначить и провести инвентаризацию с целью уточнения характеристик объектов – качественного состояния, стоимости и т.д.

Виды

Инвентаризационные работы могут классифицироваться по нескольким критериям. Например, в отношении охватываемой территории выделяются следующие виды инвентаризации:

  • территории РФ;
  • территории одного или нескольких регионов страны;
  • муниципальные образования – районы, поселения, межпоселенческие территории;
  • отдельные территориальные зоны;
  • административно-территориальные единицы (например, инвентаризация земель населенных пунктов), и т.д.

По способу проведения и поставленным целям можно выделить полную (сплошную) инвентаризацию – когда работы охватывают весь массив участка на данной территории. Комплексная инвентаризация связана с проведением натурных работ на местности, тогда как формальная инвентаризация может осуществляться на основании документов и кадастровых сведений ЕГРН.

Объекты

В качестве объекта инвентаризации могут выступать как группа сформированных участков, так и неразграниченные земли.

  • В первом случае, для каждого обследуемого объекта используются исходные кадастровые сведения ЕГРН.
  • Во втором случае обследование происходит на единой неразграниченной территории, которая впоследствии будет разбита на отдельные участки.

Проведение

Инвентаризация может проводиться в плановом или внеочередном режиме. Назначаются эти работы распорядительным актом субъекта РФ или местных властей.

Состав работ

В состав работ, которых входят в единый комплекс инвентаризационных мероприятий, входят:

  • сбор и анализ правоустанавливающих материалов, а также сведений ЕГРН;
  • составление карты схемы территории, в том числе определение кадастровых кварталов;
  • изготовление инвентаризационной схемы (плана);
  • формирование землеустроительного дела;
  • обследование геодезической сети, установление четы населенного пункта;
  • иные виды работ.

Точный состав работ будет определяться заказчиком, исходя из целей и задач предстоящей инвентаризации.

Постановление и приказ

Для последующего проведения инвентаризации издается постановление о проведении открытого конкурса и определения подрядчика. Указанное постановление размещается на официальных ресурсах властных органов и доступно для общего ознакомления. После проведения конкурса и выбора подрядчика, издается распорядительный приказ, в котором определяются:

  • сроки проведения инвентаризации;
  • цели и состав работ;
  • территория, в пределах которой будут проводиться инвентаризационные работы;
  • сведения о документации, передаваемой подрядчику для проведения работ.

Постановление и приказ будут использоваться на стадии приемки выполненных работ и подписании итогового акта.

Как производится такая инвентаризация, расскажет видео ниже:

Правила

Инвентаризационные мероприятия проводятся в соответствии с техническим заданием, утвержденным заказчиком. Также кадастровые инженеры используют в работе Приказ Роскомзема от 02.08.1993 № 38.

Выбор способов и методов обследования земельных территорий осуществляется кадастровым инженером после получения технического задания и подписания подрядного договора.

Этапы

Инвентаризация состоит из подготовительного и производственного этапов. На подготовительном этапе происходит сбор и анализ документов, содержащих исходные сведения о земельных участках и территориях. Производственный этап включает в себя:

  • обследование территории на местности, определение точек геодезической сети;
  • выявление качественных характеристик и параметров земельных наделов;
  • изготовление схем и планов, а также инвентаризационных ведомостей;
  • составление итогового инвентаризационного акта, представление его заказчику для утверждения.

После завершения работ будет проведен учет земель согласно утвержденному акту, а итоги инвентаризации должны быть опубликованы на официальном ресурсе органа власти.

Акты

Итог выполненных работ формируется в виде акта, который представляется на утверждение заказчику. Содержание акта будет зависеть от поставленных задач, включенных в техническое задание.

Указанный документ составляется кадастровым инженером или организацией-подрядчиком после завершения работ. Заказчик должен утвердить акт, опубликовать его на официальном интернет-ресурсе, после чего результаты инвентаризации будут использованы для учета земель.

Учет такой инвентаризации

По итогам инвентаризации учет земель проводится заказчиком работы – региональными или местными органами власти. В зависимости от поставленных целей и задач, учет осуществляется по следующим направлениям:

  • вносятся изменения и уточнения в правила землепользования и застройки, градостроительный план муниципальных образований и субъектов РФ;
  • формируется перечень земельных наделов, которые могут выделяться гражданам и организациям на условиях аренды или купли-продажи;
  • уточняются кадастровые сведения госреестра ЕГРН в части характеристик и параметров земельных объектов.

Если проводилась внеплановая инвентаризация, учет может осуществляться только в отношении отдельных характеристик территории и участков (например, для перевода земель сельхозназначения в иные категории).

Стоимость услуги

Инвентаризация проводится в рамках комплексных кадастровых работ, а ее стоимость определяется по итогам государственного или муниципального конкурса. Также расценки на проведение инвентаризационных мероприятий будут зависеть от состава работ и объема технического задания. Выплата средств осуществляется из бюджета муниципального образования или субъекта РФ.

Об опыте инвентаризации земель в Волгограде расскажет видео ниже: