Инвентаризация отходов производства 2018

Содержание

Для составления программы производственного экологического контроля необходимы сведения об образующихся на предприятии отходах. Как регламентировать процесс их инвентаризации с помощью инструкции и провести обследование, расскажем в этой статье.

Кто обязан проводить инвентаризацию отходов

Обязанность проведения инвентаризации отходов производства и потребления закреплена в ст. 67 Закона № 7-ФЗ1, где говорится, что сведения об инвентаризации отходов и объектов их размещения входят в состав программы производственного экологического контроля (ПЭК). Такую программу обязаны разрабатывать юридические лица и ИП, которые осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), I, II и III категорий.

В статье 11 Закона № 89-ФЗ2 установлено, что юридические лица и ИП при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию объектов размещения отходов.

— Реклама —

Следовательно, проводить инвентаризацию отходов производства и потребления и объектов их размещения обязаны хозяйствующие субъекты:

  • осуществляющие свою деятельность на объектах I, II и III категорий;
  • эксплуатирующие объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы).

Хозяйствующие субъекты, которые ведут деятельность на объектах IV категории и прочих (бескатегорийных) с образованием отходов производства и потребления и не эксплуатируют объекты размещения отходов, не обязаны проводить инвентаризацию отходов. При этом они, конечно, могут ее проводить по своему усмотрению.

Рассмотрим это на примерах.

  • Завод по производству бумаги (объект II категории) в процессе деятельности образует отходы I-V классов опасности. При этом собственных и арендуемых объектов размещения отходов нет. Предприятие обязано провести инвентаризацию отходов производства и потребления.
  • На заводе по переработке металлов (объект I категории) образуются отходы I-V классов опасности. Предприятие имеет собственный объект размещения отходов. Завод обязан проводить инвентаризацию отходов производства и потребления и объекта их размещения.
  • Индивидуальный предприниматель занимается заготовкой сельскохозяйственных культур, образуются отходы IV-V классов опасности (объекту присвоена IV категория). Такой ИП не обязан проводить инвентаризацию отходов, но при этом обязан вести первичный учет в области обращения с отходами производства и потребления согласно приказу Минприроды России от 01.09.2011 № 7213.
  • У ИП образуются твердые коммунальные отходы (ТКО), при этом объект не имеет категории (условно «V категория»). Отходы передаются для размещения оператору по обращению с ТКО. Такой ИП не обязан проводить инвентаризацию ТКО, но должен осуществлять первичный учет в области обращения с отходами согласно приказу Минприроды России от 01.09.2011 № 7213.

Таким образом, ответ на вопрос, надо ли проводить инвентаризацию отходов, зависит исключительно от присвоенной объекту НВОС категории. Хозяйствующие субъекты, которые не обязаны проводить инвентаризацию отходов, но у которых они образуются, для облегчения ведения первичного учета в области обращения с отходами и для минимизации спорных вопросов при проверках могут проводить инвентаризацию по собственной инициативе.

К сведению

Обязательность проведения инвентаризации отходов зависит от категории объекта НВОС.

С чего начать?

Итак, вы обязаны провести инвентаризацию отходов. С чего начать, какими нормативными документами руководствоваться? На сегодняшний день нет документов, которые бы регламентировали порядок инвентаризации отходов (аналогичных, например, принятым для инвентаризации источников выбросов). Установлен лишь порядок инвентаризации объектов размещения отходов (приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 494), но это тема для отдельного рассмотрения.

Поэтому хозяйствующие субъекты сами устанавливают порядок, регламент и сроки проведения инвентаризации отходов производства и потребления.

Как правило, инвентаризация отходов проходит в несколько этапов:

  • издание приказа о проведении инвентаризации;
  • сама процедура инвентаризации;
  • обобщение полученных данных и оформление акта инвентаризации отходов.

Инвентаризация может проводиться как силами самого предприятия, так и с привлечением сторонней организации.

Можно издать инструкцию о порядке инвентаризации и разработать формы документов, которые должны составляться в процессе инвентаризации.

Прежде всего необходимо подготовить приказ, в котором указать состав инвентаризационной комиссии, сроки проведения инвентаризации и оформления акта по ее итогам →(Пример1).

ПРИМЕР 1

Инструкция о проведении инвентаризации отходов должна содержать общие сведения о порядке проведения, об оформлении документов и хранении полученных данных →(Пример2).

ПРИМЕР 2

Утверждаю

Руководитель «Название организации»__________________ «____» ______________ 201_ г.

ИНСТРУКЦИЯ

о порядке проведения инвентаризации отходов

производства и потребления

1. Область применения…

2. Цели и задачи…

3. Сопутствующая нормативная документация…

4. Термины и определения

5. Общие положения…

6. Этапы проведения инвентаризации отходов производства и потребления…

7. Оформление результатов инвентаризации отходов производства и потребления

8. Документы и их хранение…

9. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (рекомендательное). Организационная схема структурных подразделений предприятия

10. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (рекомендательное). Перечень отходов производства и потребления, образующихся на предприятии.

11. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (обязательное). Инвентаризационная ведомость источников образования отходов…

12. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (обязательное). Сведения о наличии транспортных средств…

13. ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (обязательное). Блок-схемы технологических процессов.

14. ПРИЛОЖЕНИЕ 6 (обязательное). Инвентаризационная ведомость объектов временного накопления/хранения отходов…

15. ПРИЛОЖЕНИЕ 7 (обязательное). Сведения о передаче отходов специализированным организациям…

16. ПРИЛОЖЕНИЕ 8 (обязательное). Перечень отходов, для которых устанавливается годовой норматив образования

17. ПРИЛОЖЕНИЕ 9 (обязательное). Форма акта проведения инвентаризации отходов производства и потребления

201_г.

Проведение инвентаризационного обследования

На подготовительном этапе изучаются следующие сведения:

  • информация о видах деятельности предприятия;
  • схема организационной структуры предприятия;
  • учетные данные (журналы первичного и общего учета отходов, форма государственной статистической отчетности 2-ТП (отходы)), договоры на передачу отходов сторонним организациям, акты приема-передачи отходов, акты выполненных работ и иные документы, свидетельствующие об образовании, использовании, обезвреживании, хранении, передаче на утилизацию, захоронение, размещение отходов производства и потребления;
  • генеральный план, представляющий собой схему расположения зданий и сооружений на территории предприятия;
  • технологические карты производственных процессов;
  • данные бухгалтерского учета о поступлении и списании видов сырья, вспомогательных материалов, готовых изделий и полуфабрикатов, которые используются (планируется использовать) в производственных процессах;
  • порядок пуска и вывода из эксплуатации оборудования;
  • иная информация о режимах работы оборудования, объемах и составе сырья и материалов, применяемых в производственных процессах, об объемах образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства;
  • материалы последней инвентаризации.

На этапе инвентаризационного обследования проводятся:

  • определение видов деятельности, характерных для каждого структурного подразделения предприятия и сопровождающихся образованием отходов;
  • обследование структурных подразделений организации в соответствии с планом-схемой расположения зданий и сооружений;
  • выявление веществ, материалов и изделий, перешедших в состояние «отход», а также определение наименований образующихся отходов производства по источникам образования отходов;
  • разработка блок-схем технологических процессов, включающих в виде отдельных блоков:
    • используемые сырье, материалы, полуфабрикаты и прочее;
    • производственные операции;
    • производимую продукцию (оказываемые услуги, выполняемые работы);
    • образующиеся отходы (по происхождению или условиям образования);
    • операции по дальнейшему обращению с отходами, включающие использование, обезвреживание, размещение отходов, передачу отходов другим структурным подразделениям или другим хозяйствующим субъектам;
  • определение мест и объектов временного хранения и накопления отходов и их характеристика;
  • обозначение источников образования отходов производства и потребления и мест их временного хранения и накопления на карте-схеме расположения зданий и сооружений организации;
  • проведение пересчета, замеров, взвешиваний количества отходов производства, образующихся от источников образования отходов производства, и определение нормативов их образования по результатам измерений;
  • расчет годового количества образующихся отходов производства и нормативов их образования с учетом максимальной загрузки оборудования, технологических процессов исходя из результатов, полученных при проведении инвентаризационного обследования;
  • определение физико-химических характеристик отходов, компонентного состава отходов исходя из качества и свойств применяемого сырья, материалов, определение перечня опасных свойств отходов в соответствии с требованиями законодательства РФ в области обращения с отходами.

Для целей инвентаризации источников образования отходов в структурных подразделениях предприятия рассматриваются основные отходообразующие виды деятельности и процессы. Таблица ↓

Таблица. Пример отражения образования отходов в структурных образованиях предприятия

Отходообразующий вид деятельности, процесс Примерный перечень образующихся отходов
1. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автотранспорта
Техническое обслуживание автотранспортных средств Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом;

отходы минеральных масел моторных, компрессорных, индустриальных;

фильтры очистки масла, топлива, воздуха автотранспортных средств отработанные;

обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%);

покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные;

тормозные колодки, отработанные без накладок асбестовых;

лом черных металлов несортированный (вышедшие из строя узлы и детали транспортных средств);

песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%);

грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%)

2. Строительная деятельность, ремонт зданий и помещений
Ремонт зданий и сооружений Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ;

смет с территории предприятия малоопасный;

Тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5% и более);

Крупногабаритный мусор от текущего и капитального ремонта, а также отходы, образующиеся при демонтаже зданий и сооружений

3. Металлообработка
Обработка на наждачных станках Пыль (или порошок) от шлифования черных металлов, с содержанием металла 50% и более или

Абразивная пыль и порошок от шлифования черных металлов (с содержанием металла менее 50%)

Абразивные круги отработанные, лом абразивных кругов

Обработка на токарных, сверлильных, строгальных, фрезеровальных станках Стружка черных металлов незагрязненная;

стружка стальная незагрязненная

4. Обслуживание и ремонт технологического оборудования
Обслуживание металлообрабатывающих станков Обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%);

отработанное индустриальное масло;

лом черных металлов в виде изделий, кусков, несортированный (вышедшие из строя металлические корпуса, узлы и детали оборудования и т. п.);

лом цветных металлов в виде изделий, кусков, несортированный

Сварочные работы Остатки и огарки стальных сварочных электродов
Обслуживание производственного оборудования Шланги и рукава из вулканизированной резины, утратившие потребительские свойства, незагрязненные;

лом черных металлов в виде изделий, кусков, несортированный (вышедшие из строя металлические корпуса, узлы и детали оборудования и т. п.);

обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%)

5. Эксплуатация административно-бытового комплекса (хозяйственная деятельность)
Уборка твердых покрытий территории Смет с территории предприятия малоопасный
Освещение помещений и территории Ртутные лампы, светодиодные, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак;

электрические лампы накаливания, отработанные и брак

Жизнедеятельность работников и уборка помещений Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный);

мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный (списанная мебель и т. п.);

отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки;

отходы (шлам) при очистке сетей, колодцев хозяйственно-бытовой и смешанной канализации

Уборка помещений складского хозяйства Отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные;

отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства;

отходы полиэтиленовой тары незагрязненной;

лом и отходы изделий из полиэтилена незагрязненные (кроме тары)

Уход за древесно-кустарниковыми посадками Лом железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме;

растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками

Обеспечение спецодеждой персонала Обувь кожаная рабочая, потерявшая потребительские свойства;

спецодежда из х/б и смешанных волокон, утратившая потребительские свойства, незагрязненная

Приготовление пищи Пищевые отходы кухонь несортированные.
Обеспечение персонала средствами информационных технологий Системный блок компьютера, утративший потребительские свойства;

принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства;

картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные;

клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства

6. Технологический процесс производства вина
Переработка винограда Выжимки сладкие;

дрожжевые осадки отжатые;

гребни виноградные

Процесс розлива вина Лом изделий из стекла

Для удобства проведения инвентаризации лучше изначально определить организационную схему структурных подразделений, где в обязательном порядке необходимо провести инвентаризацию отходов (приложение 1 к инструкции, рисунок).Рисунок. Организационная схема структурных подразделений предприятия, где должна проводиться инвентаризация отходов производства и потребленияОбратите внимание!

Если на предприятии структурные подразделения расположены на разных территориях, есть обособленные подразделения или несколько объектов НВОС, то проводить инвентаризацию отходов следует в каждом территориально обособленном структурном подразделении, на каждом объекте НВОС. Результаты должны вноситься в отдельные инвентаризационные ведомости.

Для небольших предприятий и ИП нет необходимости выделять отдельно организационную структуру и оформлять несколько инвентаризационных ведомостей. Это актуально только для крупных предприятий, имеющих сложную организационную структуру и большие территории. Как правило, такие предприятия имеют достаточно много объектов НВОС, обособленных и территориально разделенных структурных подразделений.

Инвентаризационное обследование делается с целью максимально задействовать руководителей всех организационных структур, чтобы у них возникло понимание проблемы отходов. Результаты инвентаризации должны стать основанием для ведения всей экологической документации в области обращения с отходами на предприятии, что в свою очередь снимает определенную ответственность с инженеров по охране окружающей среды (экологов).

После того как составлена организационная структура предприятия, необходимо определить перечень образующихся отходов (приложение 2 к инструкции) в структурных подразделениях на основании первичного учета в области обращения с отходами либо результатов ранее проведенной инвентаризации.

Данный перечень не должен быть исчерпывающим, он всего лишь служит отправной точкой. Если в ходе проведения инвентаризации выявляется образование каких-либо других отходов, то они должны быть внесены в инвентаризационные ведомости и блок-схемы технологических процессов структурных подразделений.

Далее необходимо определить источники образования отходов. Инвентаризационную ведомость источников образования отходов можно оформить следующим образом (приложение 3 к инструкции →(Пример 3).

ПРИМЕР 3

Инвентаризационная ведомость источников образования отходов

Наименование структурного подразделения Машинно-технологическая станция

(название обособленного подразделения (филиала), цеха, производственного участка, отдела и другое)

Вид деятельности, процесс Наименование материалов и изделий, переходящих в состояние «отход» Исходные данные для расчета норматива

образования отхода

Данные об отходе Движение отходов
наимено

вание источников образования отхода

количество источников образования отхода ед. изм. примечание наименование агрегатное состояние и внешний вид опасные свойства периодичность образования фактическое наличие отхода
количество ед. изм.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Эксплуатация, обслуживание и ремонт автотранспорта Автошины Автотранспорт 32 шт. R 12

(тип шины)

Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные Готовое изделие, потерявшее потребительские свойства Токсичность, пожаро-опасность 3 мес. 16 шт. Передача специализированной организации
Обеспечение спецодеждой персонала Спецодежда из хлопчатобумажных и смешанных волокон Износ спецодежды шт. 1,5 кг

(масса одного комплекта)

Спецодежда из хлопчатобумажных и смешанных волокон, утратившая потребительские свойства, незагрязненная Волокно Пожароопасность 6 мес. 2,76 кг Передача специализированной организации

Руководитель подразделения:

(должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

Ответственный за производственный контроль обращения с отходами

(должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

Инвентаризационная ведомость подписывается руководителем структурного подразделения и лицом, ответственным за ПЭК в области обращения с отходами в подразделении. Это может быть одно и то же лицо.

Продолжение статьи читайте в следующем номере.

Речь пойдет об особенностях инвентаризации отходов на предприятиях, где используются транспортные средства, о блок-схемах технологических процессов, об инвентаризации объектов временного хранения и (или) накопления отходов и о других сведениях, которые должны быть включены в акт инвентаризации отходов.

Документы

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  2. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
  3. Приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
  4. Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов».

Прочитать статью в pdf.

Документы

Как проводится инвентаризация отходов

Повторно используемые в производстве, или возвратные, отходы должны периодически инвентаризироваться. В этом их принципиальное отличие от невозвратных отходов, подлежащих списанию на затраты. В отношении последних инвентаризация не проводится. Рассмотрим вопросы классификации отходов, проведения их инвентаризации с точки зрения экологических правовых норм, действующих в настоящее время, порядка проведения инвентаризации согласно правилам учета ТМЦ и отражения результатов инвентаризации в учете предприятия.

Законодательная база инвентаризации отходов производства

Необходимость и порядок проведения инвентаризации регламентируются несколькими актами из различных областей законодательства. Основу составляют два закона: ФЗ №7 от 10-01-02 г. и ФЗ №89 от 24-06-98 г. В них идет речь об охране окружающей среды, об отходах потребления и производственных отходах, а также о необходимости инвентаризации оных. Кроме того, существует Приказ Минприроды РФ №49 от 25-02-10 г., утверждающий правила инвентаризации мест размещения отходов.

Справка. Периодичность проведения инвентаризации отходов – минимум раз в пять лет (см. п. 4 Правил).

Важную роль играет и Приказ Минприроды №792 от 30-09-11 г., регламентирующий ведение кадастра отходов, в частности, принципы их кодировки, кроме некоторых видов (биологических, радиоактивных, медицинских). В отношении указанных отходов используются нормативные акты специального характера.

Следует иметь в виду, что общегосударственный классификатор отходов, как целостный документ, отсутствует. При составлении инвентаризационной документации пользуются данными региональных нормативных документов. Если ни один документ не содержит нужного кода и наименования, можно установить кодировку в территориальном органе природоохранной государственной структуры, а наименование присвоить самостоятельно.

Нарушение сроков и процедуры инвентаризации отходов может повлечь за собой все виды ответственности, вплоть до уголовной (ст. 28 ФЗ-89).

Какие отходы подлежат инвентаризации и кто ее проводит

Возвратные инвентаризируемые отходы могут включать в себя:

  • производственный и сырьевой брак;
  • продукты питания с истекшим сроком годности;
  • производственные ТМЦ, отслужившие свой срок, содержащие в своем составе черные, цветные, редкие металлы, драгметаллы;
  • использованные запчасти, автошины, и т.д.

Инвентаризируются любые отходы производства, которые могут быть признаны возвратными по каким-либо признакам. Особо следует отметить инвентаризацию отходов по своим физическим, химическим свойствам, представляющим опасность для человека (взрывчатым, токсичным, окисляющим, иным потенциально опасным).

Справка. Согласно российскому законодательству (см. ФЗ-89, ст. 4.1) существует 5 классов опасности отходов: от чрезвычайно опасных до практически неопасных. При расчетах с целью присвоения того или иного класса опасности отходам производства природоохранные службы в настоящее время руководствуются Постановлением Правительства РФ №712, действующим с 01.08.2014 года. Самостоятельно присваивать класс опасности отходам организация не имеет права.

Эта информация должна учитываться при проведении инвентаризации на месте с целью недопущения негативных последствий для природы и человека, а также при оформлении актов, занесении в них необходимых данных.

Инвентаризация и ее итоги

Инвентаризация отходов представляет собой сверку учетных данных с фактическим наличием отходов в местах их хранения на определенную дату. Процедура выполняет, помимо контрольной, еще и функцию оптимизирующую. Так происходит, например, при внесении изменений в принятую на предприятии технологию производства с целью ее улучшения. Результаты инвентаризации служат основанием для пересмотра производственных нормативов расхода сырья.

Инвентаризировать отходы могут как представители комиссии из числа компетентных работников предприятия, так и специалисты извне, оказывающие услуги в соответствии с договором. Процедура включает в себя предварительный этап, затем процесс снятия данных и подведение итогов с оформлением их в законном порядке:

  1. Издание приказа руководителя по форме ИНВ-22. В нем прописываются состав комиссии, сроки проведения сличительных мероприятий, их характер, сроки сдачи отчетности по итогам инвентаризации.
  2. Изучение данных первичных документов, остатков на соответствующих счетах бухгалтерского учета, в учетных регистрах.
  3. Процесс инвентаризации как таковой. Он позволяет обнаружить отходы и классифицировать их, а также определить источники появления. Определяется расчетным путем и количество отходов, образующихся в производстве за год. Далее следует сверка учетных и фактически установленных данных.
  4. Оформление акта инвентаризации, подписание всеми ответственными лицами. Обычно используется унифицированный документ — форма ИНВ-З, но и составление самостоятельно разработанных на предприятии и закрепленных в локальных нормативных актах форм инвентаризационных актов, отраслевых учетных форм также законно.
  5. Разработка рекомендаций управленческого, учетного характера по итогам инвентаризации отходов производства.

Акт инвентаризации обычно содержит следующие данные:

  • место размещения, хранения отходов;
  • источник образования производственных отходов;
  • кодировку, наименование;
  • вид, физические, химические свойства, растворимость, состав;
  • класс опасности;
  • нормативы образования;
  • места хранения;
  • варианты использования;
  • иные необходимые данные.

Используют выявленные отходы по-разному. Их можно вернуть в производство, продать, использовать во вспомогательных производствах предприятия или уничтожить.

Результаты инвентаризации отходов, помимо внутрипроизводственных целей, используются:

  • в отчетных формах;
  • для обоснования лимитов на размещение;
  • для оформления разрешающей документации на хранение.

Отражение инвентаризации в бухгалтерском учете

Для учета возвратных отходов, подлежащих инвентаризации, чаще всего используется счет 41, поскольку они в любой момент могут быть проданы на сторону.

Излишки отходов производства приходуются проводкой Дт 41 Кт 91/1 на сумму, рассчитанную по фактическому наличию и действующим ценам.

Недостачи проводятся через 94 счет такой записью: Дт 94 Кт 41 на сумму выявленной недостачи. Далее:

  • в пределах естественных норм убыли — Дт 44 Кт 94;
  • на установленных виновных лиц — Дт73 Кт94;
  • сверх норм естественной убыли, если виновные не установлены — Дт 91/2 Кт 94.

Кратко

  1. Инвентаризация отходов производства обязательна. Основным регламентирующим документом является ФЗ -89 от 24-06-98 г.
  2. Инвентаризация проводится раз в 5 лет или чаще.
  3. Всероссийского классификатора отходов не существует. При внесении соответствующих данных в инвентаризационную опись пользуются региональными правовыми актами. Если наименование и кодировка отхода отсутствуют в них, члены инвентаризационной комиссии вправе сами придумать наименование и затем получить код, обратившись в природоохранную службу.
  4. Инвентаризации подлежат только возвратные отходы производства.
  5. Итоги инвентаризации оформляются актом унифицированной или утвержденной на предприятии формы.
  6. Данные используются как для внутренних целей контроля, оптимизации производства, так и для получения разрешительной документации по хранению и лимитированию отходов.
  7. Инвентаризационная комиссия может состоять из работников предприятия, а может иметь в своем составе представителей сторонней организации – аудитора.
  8. При проведении инвентаризации следует учитывать класс опасности отходов во избежание вреда, а также в целях полного и точного отражения информации в инвентаризационном акте.
  9. Нарушение законодательства в сфере обращения с отходами может повлечь любой вид ответственности, не исключая и уголовную.

Советы по проведению инвентаризации отходов производства и потребления

Ключевые вопросы

Нормативные требования к проведению инвентаризации отходов

Рекомендации по организации инвентаризации

Исходные сведения для инвентаризации

Учет отходов, образующихся в результате деятельности подрядчиков и при арендных отношениях

Составление предварительного перечня отходов

Работа с ФККО и БДО

Формирование итогового перечня отходов

Оформление результатов инвентаризации

Практически любая хозяйственная деятельность связана с образованием отходов, а нарушения при обращении с отходами одни из самых очевидных. В июне 2019 г. в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) были внесены существенные изменения: санкции за нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления стали более дифференцированы.

Например, теперь можно получить отдельный штраф за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I–V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I–IV классов опасности (ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ), неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления (ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ) и др.

Чтобы уменьшить риски получения огромных штрафов, необходимо понимать, с какими отходами вы имеете дело, т.е. провести их полную инвентаризацию.

Представленные в статье рекомендации по проведению инвентаризации отходов имеют общий характер, какие-либо специфические виды деятельности (например, сортировка и утилизация твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), размещение отходов, утилизация продуктов питания, обращение с медицинскими отходами и др.) в рамках данного материала не рассматриваются, т.к. это темы для отдельных статей.

Предложенные подходы носят авторский характер и сформированы на основании многолетнего опыта разработки и согласования проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР) для различных объектов.

Нормативные требования к проведению инвентаризации отходов

Прежде всего отметим, что действующим федеральным законодательством требования к проведению инвентаризации отходов и оформлению ее результатов не предъявляются. В настоящее время не существует нормативных правовых актов, которые бы предусматривали четкие требования и алгоритм проведения инвентаризации отходов, а не ограничивались отсылочными нормами. При этом на региональном уровне можно найти документы, содержащие рекомендации по проведению такой инвентаризации, но они носят рекомендательный характер.

Вместе с тем в нормативно-правовой документации в области обращения с отходами часто встречаются отсылки к результатам инвентаризации отходов:

• программа производственного экологического контроля (далее — ПЭК) должна включать в себя, помимо прочего, сведения об инвентаризации отходов;

• для разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР) используются результаты инвентаризации отходов;

• организация мест накопления отходов проводится на основании результатов их инвентаризации;

• материалы учета в области обращения с отходами используются для проведения инвентаризации отходов.

До 2010 г. инвентаризация отходов проводилась всеми хозяйствующими субъектами, образующими отходы, в рамках разработки ПНООЛР и получения документа об утверждении НООЛР, которые все обязаны были иметь. Начиная с 2010 г. от разработки ПНООЛР были освобождены субъекты малого и среднего предпринимательства. С 2019 г. разработка НООЛР касается только объектов I и II категорий вне зависимости от того, относится ли хозяйствующий субъект к малому или среднему бизнесу.

Обратите внимание

Результаты инвентаризации используются не только для разработки необходимой природоохранной документации (НООЛР, программы ПЭК, паспортов отходов I–IV классов опасности), но и для организации процесса обращения с отходами на предприятии в целом:
• подготовки приказов и инструкций;
• ведения учета;
• организации мест накопления отходов;
• разработки планов по внедрению малоотходных и безотходных технологий, планов по предупреждению и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций (см. ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ);
• организации надлежащего удаления отходов (подбор специализированных организаций, заключение договоров, контроль отгрузки и т.д.);
• оптимизации деятельности предприятия и др.

Кроме того, чтобы правильно и наиболее оптимально организовать процесс обращения с отходами, надо понимать, к каким из ваших отходов применяются специфические требования: попадают ли они под запрет на захоронение, являются ли отходами товаров или упаковки, подлежащих утилизации в рамках расширенной ответственности производителей и импортеров, относятся ли к ТКО, а может, вообще выпадают из-под действия Федерального закона № 89-ФЗ как, например, медицинские, биологические и радиоактивные отходы.

Разумеется, проведение инвентаризации отходов и фиксирование ее результатов сегодня наиболее актуально для объектов I, II и III категорий, т.к. в программе ПЭК, которая разрабатывается в обязательном порядке именно для объектов данных категорий, нужно указывать сведения об отходах производства и потребления, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (далее — ФККО).

Инвентаризацию отходов целесообразно проводить отдельно для каждого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС). В случае если у хозяйствующего субъекта имеются обособленные подразделения, не относящиеся к объектам НВОС, на них также должна быть проведена отдельная инвентаризация. При этом если подразделения/объекты типовые, то можно провести выборочную инвентаризацию на нескольких объектах, подготовить типовой перечень отходов и адаптировать его для остальных подразделений/объектов.

Отметим, что формы внутренних документов, регламентирующих проведение инвентаризации отходов, а также итоговые формы инвентаризации могут быть любыми и должны удовлетворять требованиям внутреннего делопроизводства, целям и задачам конкретного предприятия.

См. Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Новые составы правонарушений и новые штрафы ищите по ссылке profiz.ru/upl/KoAP_new.pdf.

Анализ изменений в КоАП РФ в части обращения с отходами см.: Никитина В.В. О несоразмерности и неотвратимости наказания за нарушение требований в области обращения с отходами // Справочник эколога. 2019. № 9. С. 66–74 (прим. редакции).

См., например, Правила учета и оценки отходов производства и потребления на территории Пермской области, утвержденные Государственной инспекцией по охране окружающей среды Пермского края 13.12.2001.

Пункт 3 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2018).

См. Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 (далее — Методические указания № 349).

Пункт 3.12 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

Пункт 3 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014; далее — Порядок № 721).

Пункт 6 требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74.

Инвентаризация отходов производства и потребления (образец)

Обновление: 13 февраля 2017 г.

Все предприятия обязаны соблюдать установленные экологические требования, в числе которых установлена необходимость проводить инвентаризацию отходов производства и потребления. Образец акта инвентаризации, который составляется по результатам инвентаризации, приведен ниже.

Обязательность проведения инвентаризации

Обязательность инвентаризации объектов размещения отходов указана в ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Ошибочно считать, что источником отходов являются только производственные предприятия, имеющие источник загрязнения окружающей среды, например, большой завод или предприятия, ведущие деятельность, связанную с применением материалов, представляющих опасность. Многие малые предприятия и даже ИП ведут деятельность, в результате которой появляются отходы производства.

Так, например, индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, был оштрафован по ст. 8.2 КоАП на 30 000 руб. за то, что не вел учет отходов, использованных автомобильных покрышек. В решении суда указано, что отсутствовала паспортизация, не проводилась инвентаризация отходов, не было учета размещенных отходов, а также образовавшихся, использованных и переданных другим лицам (Постановление Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 сентября 2012 г. по делу № А75-512/2012).

Этапы проведения инвентаризации

Законодательство четко не регламентирует порядок проведения инвентаризации. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 49 утверждены Правила инвентаризации объектов размещения отходов (далее — Правила), в пункте 4 которых указано, что проведение инвентаризации объектов должно быть не реже одного раза в пять лет. После сбора и обработки информации об объекте составляется характеристика каждого объекта размещения отходов согласно приложению к Правилам. В отношении порядка и регламента инвентаризации правил не установлено, поэтому предприятие может устанавливать свои требования.

Как правило, инвентаризация отходов проводится в несколько этапов:

  • издание приказа о проведении инвентаризации источников образования отходов;
  • проведение инвентаризации;
  • обобщение полученных в результате инвентаризации данных и оформление акта инвентаризации отходов.

Инвентаризация может проводиться как силами самого предприятия, так и с привлечением сторонней специализированной организации.

Документы, которые необходимо оформить

На предприятии, являющемся источником отходов производства, могут быть издана инструкция о порядке проведении инвентаризации и разработаны документы, которые должны составляться в процессе инвентаризации. Так, могут быть разработаны и утверждены инвентаризационные ведомости источников образования отходов, ведомости объектов хранения и накопления отходов, сведения о предприятиях, принимающих отходы и другие необходимые для учёта образующихся в процессе деятельности отходов документы в зависимости от вида деятельности предприятия,

Для проведения инвентаризации необходимо подготовить приказ, в котором должны быть указаны состав инвентаризационной комиссии, сроки инвентаризации, сроки оформления акта инвентаризации.

В процессе инвентаризации используются проектная документация на строительство объектов размещения отходов, данные обследований объектов размещения отходов и другая документация.

После проведения инвентаризации, исходя из составленных в процессе инвентаризации документов, составляется акт инвентаризации, который подписывают члены комиссии.

Скачать образец акта инвентаризации отходов производства

Использование материалов инвентаризации

Надо отметить, что согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предприниматели и организации, в результате деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих экологическому надзору, должны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Руководствоваться необходимо Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Минприроды РФ от 05.08.2014 № 349. Результаты инвентаризации, так же как технологические карты, регламенты и другие материалы, являются основанием для ПНООЛР.

Кроме того, результаты инвентаризации используются для подготовки статистической отчётности по форме 2-ТП (отходы), утвержденной Приказом Росстата от 28.01.2011 N 17, а также заполняется экологический паспорт предприятия.

Кто обязан проводить инвентаризацию отходов?

Согласно п. 11 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», на любых предприятиях, чья деятельность связана с обращением с отходами должна проводиться инвентаризация отходов. А т. к. в 89-ФЗ обращение с отходами включает в себя даже понятие накопление (временное хранение отходов до момента того как они будут вывезены спецтранспортом( например мусоровозом) на полигон для размещения или обезвреживания, утилизации), то инвентаризация является обязательным мероприятием абсолютно для любых предприятий и предпринимателей.

Что такое инвентаризация отходов?

Инвентаризация опасных отходов – это комплекс мероприятий, проведение которых направлено на выявления технологических процессов, в результате которых образуются вещества (остатки материалов, продукции, товаров и пр.), переходящие в состояние отхода, характеристик вредных веществ, определение класса опасности этих веществ, проверку соответствия характеристик имеющимся нормативам. В процессе инвентаризации отходов выявляются все виды отходов предприятия/организации в соответствии с ФККО (федеральный классификационный каталог отходов) и БДО (банк данных об отходах), а в случае отсутствия видов отходов в ФККО и БДО определяется необходимость введения нового вида отходов для последующей регистрации его в ФККО.

Проведение инвентаризации с помощью компании «Первая Экологическая Помощь»:

Мы проводим инвентаризацию отходов в несколько этапов:

  • После того, как руководство предприятия издаст приказ (в нем прописываются сроки проведения, форма отчета, список объектов, попадающих под инвентаризацию), мы начинаем работать с предоставленными предприятием документами, которые связаны с опасными отходами – актами, журналами и иной доступной документацией, связанной с обращением с отходами. Изучаем данные учета передвижения отходов, информацию об источниках их образования, проводим обследование и изучение технологических процессов предприятия.
  • Далее мы проводим непосредственно инвентаризационное исследование – осуществляем классификацию отходов.
  • После этого полученные данные обобщаются и составляется акт об инвентаризации отходов предприятия.

Некоторые примеры практического применение результатов инвентаризации отходов:

  • Представление результатов по требованию надзорных органов при инспектировании (Прокуратура, Росприроднадзор и иные надзорные органы, наделенные полномочиями контроля за обращением с отходами, по охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического контроля);
  • При составлении ПНООЛР;
  • Для определения перечня отходов 1-4 класса опасности, подлежащих паспортизации или подтверждения 5 класса опасности (практически не опасные);
  • При подготовке годовых отчетов по форме 2-ТП и отчетности МСП (малого и среднего предпринимательства) об обращении с отходами.
  • Составление инструкций по обращению с отходами, внедрение технологий снижения кол-ва отходов на предприятии и пр.

Отсутствие отчета о своевременно проведенной инвентаризации может повлечь за собой наложение серьезных штрафов. Данный комплекс мероприятий является обязательным для всех организаций, у которых образуются любые виды отходов в процессе их деятельности.

Наша компания проведет инвентаризацию в разумные сроки, качественно, профессионально и в полном соответствии с существующим законодательством в сфере обращения с отходами и охране окружающей среды.