Инвентаризация бухгалтерского учета

Содержание

Инвентаризация библиотечных фондов

Все библиотечные учреждения должны проводить инвентаризацию имущества в целях его сохранности и полноты отражения на счетах бухгалтерского учета. В составе данного имущества особое место занимают библиотечные фонды. Как правило, они состоят из большого количества экземпляров и составляют значительные суммы в стоимостном выражении.

Инвентаризация библиотечных фондов имеет свои особенности. Рассмотрим их в данной статье, а также разберем, как правильно отразить на счетах бухгалтерского учета результаты инвентаризации.

Порядок проведения инвентаризации

В соответствии с п. 7 Инструкции N 25н <1> при проведении инвентаризации библиотечные учреждения должны руководствоваться:

  • Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее — Методические указания);
  • Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ);
  • Федеральным законом от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле».

<1> Приказ Минфина России от 10.02.2006 N 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету».

Согласно п. 2.2 Методических указаний для проведения инвентаризации в учреждении создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Как правило, инвентаризация библиотечных фондов занимает много времени, так как объем инвентаризируемого имущества достаточно велик. Поэтому инвентаризацию проводят по частям. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации создаются дополнительно несколько рабочих комиссий. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждается Приказом руководителя по учреждению. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации, бухгалтерских служб и другие специалисты.

Сроки и виды инвентаризации библиотечных фондов определяются по согласованию с учредителем и утверждаются в учетной политике. В п. 10.2 Инструкции об учете библиотечного фонда <2> (далее — Инструкция N 590) Министерством культуры утверждены следующие сроки проведения инвентаризации:

  • наиболее ценные фонды, хранящиеся в сейфах, — ежегодно;
  • редчайшие фонды — один раз в 3 года;
  • ценные фонды — один раз в 5 лет;
  • фонды библиотек до 100 тыс. учетных единиц — один раз в 5 лет;
  • фонды библиотек от 100 до 200 тыс. учетных единиц — один раз в 7 лет;
  • фонды библиотек от 200 тыс. до 1 млн учетных единиц — один раз в 10 лет;
  • фонды библиотек свыше 1 млн учетных единиц — поэтапно в выборочном порядке с завершением инвентаризации всего фонда в течение 15 лет.

<2> Приказ Минкультуры России от 02.12.1998 N 590 «Об утверждении Инструкции об учете библиотечного фонда».

Эти сроки согласованы с Минфином в Письме от 04.11.1998 N 16-00-16-198. Помимо указанных сроков проведение инвентаризации обязательно в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 12 Закона N 129-ФЗ:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также преобразовании бюджетного учреждения;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации.

Инвентаризация библиотечного фонда при смене руководителя библиотеки приравнивается к очередному сроку.

В бухгалтерском учете согласно п. 19 Инструкции 25н аналитический учет библиотечных фондов осуществляется в Инвентарной карточке группового учета основных средств (ф. 0504032). Для библиотечных фондов открывается одна карточка, учет в которой ведется только в денежном выражении общей суммой. Поэтому при инвентаризации эти карточки не используются, а применяются данные из книг инвентарного учета в соответствии с Инструкцией N 590, в которых ведется учет библиотечных фондов в разрезе не только суммового, но и количественного учета. Сведения о фактическом наличии библиотечных фондов вносятся в инвентаризационные описи. По тем фондам, в ходе инвентаризации которых выявлены отклонения в учетных данных, составляются сличительные ведомости. В них отражаются расхождения между показателями бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

После завершения инвентаризации составляется акт с объяснительной запиской и списком отсутствующих изданий. Результаты проверки, зафиксированные в акте, рассматриваются комиссией. После этого акт передается на утверждение.

Особенности учета и проверки книжных памятников

Особого внимания заслуживает инвентаризация книжных памятников, так как она проводится чаще, чем инвентаризация остальных библиотечных фондов. К книжным памятникам согласно п. 2.1 Положения о книжных памятниках <3> (далее — Положение) относятся:

  1. печатные издания — книги, сам факт появления которых, а также особенности бытования имеют выдающееся историко-культурное значение;
  2. экземпляры изданий — наиболее качественные экземпляры, выделенные из общего тиража издания, в целом обладающего достоинствами историко-культурной ценности и редкости издания:
  • экземпляры в случае особой редкости и ценности издания;
  • экземпляры как ценных, так и ординарных изданий, получивших выдающееся или документирующее значение в процессе их создания или бытования (так называемые особые экземпляры с автографами, пометами, цензурными ограничениями и др.).

<3> Приказ Минкультуры России от 22.06.1998 N 341 «О формировании государственной политики в области сохранения библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса страны».

Книжные памятники в составе библиотек находятся в режиме использования, приближенном к архивному и музейному. Книжные памятники, находящиеся на государственном хранении, подлежат обязательной государственной регистрации по установленным правилам, а также отражению в сводных федеральных и региональных банках данных. Ежегодно осуществляется их проверка, результаты которой оформляются актом и передаются в органы регистрации. Периодичность проверки фондов книжных памятников, насчитывающих 100 тыс. экземпляров и более, определяется индивидуально по согласованию с органами охраны культурного наследия.

Согласно п. 8.10 Положения не допускается исключение из фондохранилищ книжных памятников по причинам устарелости (морального износа), а также физического износа вследствие их эксплуатации потребителями или естественного физического старения материалов. Единственным основанием для списания книжных памятников является их утрата в результате непредвиденных обстоятельств и воздействий.

Всякие изменения в составе фондов книжных памятников, обусловленные их передвижением, новыми поступлениями или утратами, документально фиксируются и регулярно направляются в органы охраны, зарегистрировавшие данные памятники.

Результаты инвентаризации библиотечных фондов

В результате инвентаризации библиотечных фондов, как правило, выявляют библиотечные фонды, которые нужно списать по причине устаревания по содержанию, ветхости, морального износа, недостачу книг по причине потери читателями или другими виновными лицами, малоиспользуемую литературу для перевода на депозитарное хранение или в обменные фонды.

Исключение устаревших по содержанию и ветхих изданий библиотечного фонда

Устаревшими по содержанию считаются издания и материалы, утратившие свою актуальность и практическую ценность. Ветхими считаются издания и материалы, пришедшие в непригодное для использования состояние и не поддающиеся реставрации или когда их восстановление экономически нецелесообразно. Отбор устаревших по содержанию и ветхих изданий и материалов производится работниками библиотек с привлечением членов инвентаризационной комиссии. Исключение материалов из библиотечных фондов оформляется актом списания (ф. 0504144) с приложением списков исключенной литературы, в котором указывается причина выбытия.

Списание библиотечных фондов, согласно п. 21 Инструкции N 25н, производится следующей бухгалтерской проводкой:

Дебет счета 401 01 172 «Доходы от реализации активов»

Кредит счета 101 07 410 «Уменьшение стоимости библиотечного фонда».

Списанные устаревшие по содержанию или ветхие материалы библиотеки могут реализовать как макулатуру, но не могут передавать другим библиотекам.

Денежные средства от реализации макулатуры, полученной от списания библиотечных фондов, перечисляются в доход бюджетов бюджетной системы РФ по соответствующим кодам вида доходов (Письмо Минфина России от 20.06.2007 N 02-14-10а/1535).

Пример 1. Списаны по акту книги на сумму 15 000 руб. Оприходована макулатура от списания книг по рыночной цене — 5000 руб. Макулатура реализована на сумму 6000 руб., в том числе НДС — 915,25 руб.

При расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль учреждение включит:

Данные операции будут отражены следующими бухгалтерскими проводками:

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Списаны книги по причине ветхости

1 401 01 172

1 101 07 410

15 000

Оприходована макулатура, полученная

от списания книг

1 105 06 340

1 401 01 172

5 000

Начислен доход от реализации

макулатуры

2 205 09 560

2 401 01 172

6 000

Списана реализованная макулатура

1 401 01 172

1 105 06 440

5 000

Получены в кассу денежные средства

от реализации

2 201 04 510

2 205 09 660

6 000

Сданы денежные средства на лицевой

счет в Казначействе

2 201 01 510

2 201 04 610

6 000

Начислен НДС

2 401 01 172

2 303 04 730

915,25

Начислен налог на прибыль ((6000 —

915,25 + 5000 — 1200) руб. x 24%)

2 401 01 172

2 303 03 730

2 132,34

Перечислен НДС в бюджет

2 303 04 830

2 201 01 610

915,25

Перечислен налог на прибыль

2 303 03 830

2 201 01 610

2 132,34

Начислена задолженность в бюджет в

сумме средств, оставшихся после

уплаты налога

(6000 — 915,25 — 2132,34)

2 401 01 172

2 303 05 730

2 952,41

Перечислены денежные средства,

оставшиеся после уплаты налогов, в

доход бюджета

2 303 05 830

2 201 01 610

2 952,41

Данные проводки составлены на основании Письма Федерального казначейства от 30.12.2005 N 42-7.1-01/2.2-404.

Обратите внимание: в Письме Федерального казначейства от 13.12.2005 N 42-7.1-01/2.2-371 приведена иная корреспонденция счетов по реализации государственного имущества.

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. Покупатель макулатуры перечисляет в доход соответствующего бюджета сумму за минусом НДС и налога на прибыль, а налоги — на внебюджетный счет продавца, открытый в ОФК.

Данные операции подлежат отражению на счетах бухгалтерского учета согласно Письму N 42-7.1-01/2.2-371 следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Списаны книги по причине ветхости

1 401 01 172

1 101 07 410

15 000

Оприходована макулатура, полученная

от списания книг

1 105 06 340

1 401 01 172

5 000

Списана учетная стоимость макулатуры

1 401 01 172

1 105 06 440

5 000

Начислена задолженность бюджету за

реализуемую макулатуру

1 205 02 560

1 303 05 730

2 952,41

Начислена задолженность покупателя

макулатуры по НДС, подлежащему

перечислению учреждением в бюджет в

соответствии с НК РФ

2 205 10 560

2 401 01 180

915,25

Начислена задолженность покупателя

макулатуры по налогу на прибыль,

подлежащему перечислению учреждением

в бюджет в соответствии с НК РФ

((6000 — 915,25 + 5000 — 1200) x

24%)

2 205 10 560

2 401 01 180

2 132,34

Зачислены денежные средства от

реализации макулатуры на счет ОФК,

открытый на балансовом счете 40101

1 303 05 830

1 205 02 660

2 952,41

Зачислена сумма НДС, поступившая от

покупателя макулатуры на лицевой

счет учреждения по внебюджетной

деятельности

2 201 01 510

2 205 10 660

915,25

Зачислена сумма налога на прибыль,

поступившая от покупателя макулатуры

на лицевой счет по внебюджетной

деятельности

2 201 01 510

2 205 10 660

2 132,34

Перечислен НДС в доход бюджета

2 401 01 180

2 201 01 610

915,25

Перечислен налог на прибыль в

соответствующие бюджеты

2 401 01 180

2 201 01 610

2 132,34

Списание книг, утерянных читателями

Довольно часто в библиотечных учреждениях причиной недостачи книг является их утеря читателями. Как правило, вместо утерянной читатель должен внести собственную книгу либо денежные средства в кассу учреждения, равные стоимости утерянной книги.

Если книги утеряны по вине читателей, то в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле» они должны компенсировать причиненный библиотеке ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой. При определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов (п. 159 Инструкции N 25н).

В случае если по какой-либо причине невозможно взыскать задолженность с читателя, в качестве основания списания такой задолженности принимаются зафиксированные в читательском формуляре напоминания о возврате книг, направленные в адрес читателя заказные письма или открытки с уведомлением (п. 9.6 Приказа N 590).

При замене читателями утерянных книг равноценными изданиями такая литература фиксируется в Тетради учета книг и других документов, принятых от читателей взамен утерянных. На основании записей в этой Тетради составляются акты на поступление и выбытие библиотечного фонда. Затем указанные акты регистрируются в Книге суммарного учета библиотечного фонда, в первой части которой записываются акты о поступлении книг, во второй — о выбытии.

На прием денег от читателей взамен утерянных книг или других документов составляется приходный ордер и читателю выдается квитанция.

Пример 3. В результате инвентаризации выявлена недостача библиотечных фондов балансовой стоимостью 300 руб. Рыночная стоимость библиотечных фондов составила 500 руб. Недостача возникла по причине утери книг читателем. Виновный установлен. Сумму недостачи читатель внес в кассу.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Списана стоимость недостающих

библиотечных фондов

1 401 01 172

1 101 07 410

Начисление задолженности по

выявленным недостачам

1 209 01 560

1 401 01 172

Поступление в кассу денежных средств

в возмещение недостач

1 201 04 510

1 209 01 660

Внесены наличные денежные средства

на лицевой счет из кассы

1 304 05 310

1 201 04 610

Перечислены средства в бюджет

1 210 02 410

1 304 05 310

Обратите внимание: каждая библиотека вправе вводить количественные и стоимостные нормативы списания книг, утраченных по неустановленным причинам. Величина и порядок исчисления нормативов утверждаются учредителем в соответствии с уставом или положением о библиотеке (п. 5.1.2 Инструкции N 590).

В случае превышения утвержденного норматива утраты книг по неустановленным причинам (п. 5.1.2 Инструкции N 590) принимаются меры по возмещению ущерба.

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании ущерба с них, то недостача списывается с баланса следующей бухгалтерской проводкой:

Дебет счета 401 01 172 «Доходы от реализации активов»

Кредит счета 209 01 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по недостачам основных средств».

Перевод малоиспользуемой литературы на депозитарное хранение или в обменные фонды

Помимо списания библиотечных фондов по причине морального и физического износа в ходе инвентаризации работники библиотек обычно производят отбор библиотечных фондов для перевода малоиспользуемой литературы на депозитарное хранение или в обменные фонды, который также служит причиной списания книг. Порядок отбора малоиспользуемой литературы регулируется Инструкцией о порядке отбора и передачи малоиспользуемой литературы на депозитарное хранение, утвержденной Минкультуры СССР 22.09.1975. Данный документ довольно старый, но до сих пор не утратил силы и им можно руководствоваться при проведении отбора малоиспользуемой литературы на депозитарное хранение. Согласно этой Инструкции выявляются малоиспользуемые издания на основе изучения информационных потребностей читателей, а также использования фондов, как правило, путем анкетирования и анализа книжных формуляров или листков сроков возврата. Отбору на депозитарное хранение подлежат книги, которые не запрашивались более 4 — 5 лет и не входят в состав книжного ядра библиотеки, за исключением краеведческой литературы (в библиотеках, отвечающих за ее хранение), диссертаций, защищенных в научном учреждении, которому подведомственна данная библиотека.

Отобранная на депозитарное хранение или в обменные фонды литература просматривается организованными для этих целей комиссиями. В библиотеках республиканского, областного значения состав комиссии утверждается органами, в ведении которых находятся данные библиотеки. В остальных библиотеках комиссии утверждаются руководителями учреждений и организаций, в составе которых они находятся, или вышестоящими органами.

При очищении фонда от малоиспользуемой литературы для направления в депозитарий отбираются только те издания, которые полностью исключаются из библиотек. Литература, отобранная для передачи в депозитарии, изымается из общего фонда и хранится отдельно до одного года, в течение которого она может быть затребована депозитариями всех экономико-географических районов страны.

Обратите внимание: в библиотеках, которые не имеют возможности изыскать дополнительное помещение, отобранная литература остается в общем фонде. В книги вкладываются закладки. После проверки сведений о ней всеми депозитариями литература изымается и списывается.

Вся малоиспользуемая литература передается безвозмездно.

Литература, передаваемая на депозитарное хранение, исключается из фонда библиотеки актом, который составляется в двух экземплярах. Оба экземпляра отправляются библиотеке-получателю на подпись. Затем один из них возвращается библиотеке-отправителю. Этот акт служит основанием для списания переданного библиотечного фонда.

Л.Ларцева

Зам. главного редактора журнала

«Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Бюджетный учет. Особенности проведения инвентаризаций библиотечных фондов

Особенности проведения инвентаризаций библиотечных фондов

Недавно Госказначейство Украины внесло изменения в Инструкцию по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, которые касаются, в частности, проведения инвентаризации библиотечных фондов. В этой статье рассмотрим особенности проведения инвентаризации таких ценностей с учетом внесенных изменений.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Елена МОРЕВА, консультант

В соответствии с

Инструкцией № 90 инвентаризации подлежит все имущество учреждения независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Сроки проведения инвентаризации различных объектов установлены п. 1.5 Инструкции № 90.

Изменениями, внесенными приказом

Госказначейства от 02.09.2010 г. № 311 в Инструкцию № 90, установлено, что инвентаризация библиотечных фондов проводится по решению руководителя учреждения один раз в 5 лет или в течение 5 лет с охватом инвентаризацией ежегодно не менее 20 % единиц библиотечного фонда с обязательным завершением начатой инвентаризации этого имущества в структурном подразделении (у материально ответственного лица) в течение 30 дней.

Напомним, что ранее

Инструкция № 90 предусматривала, что инвентаризация библиотечных фондов проводится один раз в 5 лет.

Как видим, периодичность проведения инвентаризации библиотечных фондов осталась без изменений и составляет 5 лет. Но теперь Госказначейство, учитывая специфику учета таких объектов, разрешило учреждениям по своему усмотрению проводить инвентаризацию библиотечных фондов либо один раз в 5 лет, либо ежегодно, охватывая при этом не менее 20 % единиц библиотечного фонда. При этом необходимо иметь в виду, что начатая инвентаризация должна быть завершена в структурном подразделении (у материально ответственного лица)

в течение 30 дней.

Вместе с тем напомним, что в

п. 12 Порядка № 419 указано, что порядок и сроки проведения инвентаризации библиотечных фондов определяются Минфином и Минкультуры.

В свою очередь,

Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету библиотечных фондов, утвержденными приказом Минкультуры от 27.03.2008 г. № 321/0/16/-08 , предусмотрены следующие сроки проведения инвентаризации библиотечных фондов:

— наиболее ценных фондов, хранящихся в сейфах или в закрытых шкафах, — ежегодно;

— редких, ценных фондов — один раз в 5 лет;

— фондов библиотек объемом до 100 тыс. учетных единиц — один раз в 5 лет;

— фондов библиотек от 100 до 200 тыс. учетных единиц — поэтапно, один раз в 7 лет;

— фондов библиотек от 200 до 600 тыс. учетных единиц — поэтапно, один раз в 10 лет;

— фондов библиотек от 600 тыс. до 1 млн учетных единиц — поэтапно, один раз в 12 лет;

— фондов свыше 1 млн учетных единиц — поэтапно, один раз в 15 лет.

Как же действовать учреждениям, на балансе которых учитываются библиотечные фонды? Каким документом руководствоваться при определении периодичности проведения инвентаризации? По нашему мнению,

руководитель учреждения имеет право самостоятельно определить сроки проведения инвентаризации библиотечных фондов исходя прежде всего из того, какое количество единиц библиотечных фондов находится на учете. Ведь учитывая обновленную редакцию п.п. 1.5.3 Инструкции № 90, руководитель учреждения имеет право своим решением определить, каким образом будет в учреждении проводиться инвентаризация библиотечных фондов (один раз в пять лет или ежегодно). Такое решение должно быть закреплено в приказе об учетной политике бюджетного учреждения. В соответствии с этим распорядительным документом в ежегодном приказе о проведении годовой инвентаризации указывают, подлежат ли такие объекты учета, как библиотечные фонды, инвентаризации в текущем году.

Основными задачами проверки таких объектов являются выявление недостатков в организации учета библиотечных фондов, установление задолженности пользователей перед библиотекой, обеспечение надлежащего порядка в размещении фонда, выявление документов, требующих ремонта, реставрации или списания как устаревшие, непрофильные по содержанию и непригодные для пользования.

Отметим, что методика проведения проверки библиотечных фондов разрабатывается учреждением (библиотекой) с учетом ее специфики и общих требований к проведению инвентаризации, а также методических рекомендаций вышестоящих органов по этому вопросу.

В зависимости от условий работы библиотеки, выбора размещения и объема ее фонда

существуют три основных способа проверки (инвентаризации) библиотечного фонда:

— сверка с документами индивидуального учета (в небольших библиотеках с объемом фонда до 10 тыс. экземпляров);

— проверка с помощью контрольных талонов (для библиотек со сложной структурой и объемом фонда свыше 10 тыс. экземпляров);

— проверка по топографическому каталогу (в крупных библиотеках, библиотечный фонд которых насчитывает свыше 200 тыс. экземпляров).

Остановимся на каждом способе подробнее.

Проверка фонда с помощью форм индивидуального учета

Этот способ проверки несложен, отличается простотой и точностью, но осуществляется очень медленно, поскольку одновременно проверку могут проводить только два человека.

Один работник снимает с полки поочередно по одной книге и называет ее инвентарный номер, фамилию автора, название, год издания и цену. Второй библиотекарь ищет по этому номеру запись в документе индивидуального учета — инвентарной книге или в Описи инвентарных номеров. Если сведения совпадают, то в правом верхнем углу титульной страницы книги ставят штамп проверки, а в документе индивидуального учета — отметку о наличии книги в фонде во время проверки. Издания, находящиеся у читателей, ищут по формулярам, где также ставится штемпель проверки. При возврате книги отметку о проверке переносят на книгу. Отсутствие отметки в документе индивидуального учета свидетельствует об утрате издания.

Проверка фонда с помощью контрольных талонов

Этот способ является наиболее распространенным. Суть его заключается в том, что на каждый экземпляр книги или другого издания заполняется контрольный талон. На контрольном талоне указывают следующие данные: инвентарный номер (в правом верхнем углу), шифр книги (в левом верхнем углу), фамилию и инициалы автора, название, год и место издания, стоимость. Такие подробные данные необходимы только в случае отсутствия книги с целью ее дополнительного поиска и составления списка недостающих книг. Поскольку сведения о годе выпуска и стоимости документа можно выяснить и позже, для всех документов их можно не указывать, а ограничиться более краткой записью: инвентарный номер, фамилия автора или первое слово названия.

Отметим также, что существуют два варианта проверки фонда с помощью контрольных талонов:

а) талоны составляют по учетным документам, а затем сверяют с фондом на полках;

б) талоны пишутся непосредственно с документов, стоящих на полках (сведения берутся с титульной страницы).

Более рациональным считается первый вариант, поскольку записи можно осуществить в то время, когда библиотека открыта для посещения.

По первому варианту участники проверки заполняют контрольные талоны на основании форм учета фонда (инвентарных книг или Описей инвентарных номеров) и расставляют согласно инвентарным номерам. Талоны с данными, взятыми из алфавитного или учетного каталога, расставляют по алфавиту. Затем их нумеруют карандашом по порядку и расставляют согласно инвентарным номерам в горизонтальном положении. Через каждые 500 талонов ставят разделители, на которых указывают инвентарные номера.

Проверку фонда осуществляют два работника. Один снимает документ с полки, называет инвентарный номер и фамилию автора или первое слово названия. Второй находит в картотеке талон с необходимым номером и при совпадении данных ставит его в вертикальном положении, предварительно отмечая карандашом определенного цвета. На проверенном документе ставят штемпель проверки и возвращают на место. Целесообразно штемпель проверки ставить и на книжном формуляре. Это устраняет двойной учет проверенных документов при их дальнейшей выдаче читателям.

Сверив талоны с имеющимся фондом и читательскими формулярами, вынимают оставшиеся в горизонтальном положении, поскольку именно они свидетельствуют об отсутствии изданий в библиотеке. После проведения мероприятий по их поиску по этим талонам составляют список отсутствующих документов. Отметку о проверке фонда из талона переносят в соответствующие формы учета документов: сначала в инвентарные книги и Описи инвентарных номеров, а затем в учетный или алфавитный каталог. Такой способ дает возможность ускорить проверку, поскольку оформление талонов можно осуществить заранее на подготовительном этапе и библиотеку в ходе проверки не закрывать.

Существует и другая методика проверки фонда с помощью контрольных талонов. Все данные для талонов получают непосредственно с титульной страницы каждой книги, а если книга находится у читателя — из ее книжного формуляра. При оформлении контрольных талонов разделы фонда предварительно распределяют между всеми библиотечными работниками. Талоны вкладывают в книги, а члены комиссии проверяют правильность их написания (всех или избирательно). Затем талоны вынимают из книг, ставят на них отметку о проверке и складывают в заранее заготовленные ящики.

После того как оформлены талоны на весь имеющийся фонд, библиотеку закрывают на несколько дней. В этот период по данным читательских формуляров берутся на контрольные талоны остальные, выданные читателям на дом, документы. Необходимо следить за тем, чтобы не остались пачки непроверенных книг, отложенных для ремонта и изъятия.

Проверку осуществляют путем сверки контрольных талонов с учетными формами, а именно: инвентарной книгой, учетным каталогом или журналом регистрации поступлений, Описью инвентарных номеров. В зависимости от формы учета контрольные талоны расставляют по инвентарным номерам (если талоны сверяют с инвентарной книгой или Описью инвентарных номеров) или группируют в алфавитном порядке по авторам и названиям (если сверка осуществляется с учетным или алфавитным каталогом).

Использованные контрольные талоны хранят до следующей проверки в той последовательности, в которой они сверялись с учетным документом. Их тщательно упаковывают, пишут на каждой папке инвентарные номера или буквы собранных здесь талонов. При следующей проверке дописывают контрольные талоны на документы, поступившие до начала проверки. Старые талоны сверяют с учетным документом, чтобы обеспечить полноту картотеки и изъятие талонов на списанные книги.

Хотя подготовка контрольных талонов требует достаточно больших затрат времени, однако проверка по ним проходит гораздо быстрее, чем по документам индивидуального учета. При этом способе к проверке можно привлечь одновременно много работников. К тому же картотеку контрольных талонов в дальнейшем можно использовать для последующих проверок.

Проверка фонда с помощью топографического каталога

Топографический каталог — это каталог, в котором карточки расставлены согласно размещению документов в структурных подразделениях библиотеки. Методика проверки фонда с помощью топографического каталога похожа на предыдущий способ проверки.

Опись для топографического каталога сложнее, чем для картотеки. Она состоит из инвентарного номера, шифра документа, фамилии автора, его инициалов, названия произведения, номера тома или части, места и года издания, стоимости книги. Под шифром карандашом сокращенно указывают отдел библиотеки, в котором находится этот документ.

В топографическом каталоге карточки расставляют в строгом соответствии с расположением фонда по структурным подразделениям библиотеки, а в их пределах — в последовательности расстановки книг на полках. Если в библиотеке применена систематически-алфавитная расстановка, карточки располагают в пределах отдела по шифрам. В картотеке же контрольных талонов — по инвентарным номерам или по алфавиту. Кроме того, работа с топографическим каталогом ведется постоянно, в него регулярно включаются библиографические записи на новые поступления, а с картотекой работа ведется преимущественно от проверки до проверки. Проверку фонда с помощью топографического каталога проводят бригадами (по два работника в каждой), причем количество бригад не ограничено, поскольку каталог можно разделить на несколько частей. Это повышает оперативность проверки. При этом способе проверки библиотечных фондов формы индивидуального учета не применяют.

Независимо от способа проверки библиотечных фондов необходимо вести четкий учет выполненной работы. Для этого каждый участник проверки в конце рабочего дня указывает в специальной тетради учета номера проверенных стеллажей и полок, указывает число написанных контрольных талонов или проверенных книг, количество отложенных для уточнения документов и т. п. Сведения ежедневно передаются комиссии.

По итогам инвентаризации составляется

акт в двух экземплярах. К акту прилагаются пояснительная записка, а также список книг, которые числятся на балансе библиотеки, но при инвентаризации их не обнаружили. В акте комиссия также делает заключения, касающиеся правильности организации хранения фонда в библиотеке, состояния ведения его учета и выдачи, соблюдения инструкций и распоряжений по этому вопросу. После утверждения акта не обнаруженные издания и сведения о них изымают из каталогов и картотек.

Результаты проверки, зафиксированные в акте, рассматриваются комиссией, созданной по приказу руководителя учреждения, и принимаются меры по их поиску.

Как указано в

п. 13.5 Инструкции № 90, при установления факта отсутствия документа проводится его поиск в срок, определенный правилами пользования библиотекой относительно пользования документом читателем, но не более 30 дней.

В случае выявления виновных лиц определение сумм убытков, причиненных ими хищением, недостачей или утратой библиотечных фондов, осуществляется в соответствии с Порядком № 116. Напомним, что недостача документов, выявленная в результате проверки, когда конкретные виновники не установлены, списывается с баланса только после тщательной проверки отсутствия виновных лиц и принятия необходимых мер с целью недопущения фактов потерь в будущем.

Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета

Актуально на: 6 декабря 2016 г.

Одним из основных требований к ведению бухгалтерского учета является инвентаризация. О понятии инвентаризации и случаях ее проведения расскажем в нашем материале.

Что такое инвентаризация

Инвентаризация имущества и обязательств – это проверка и документальное подтверждение их наличия, состояния и оценки (п. 26 Приказа Минфина от 29.07.1998 № 34н).

При проведении инвентаризации организации необходимо руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина от 13.06.1995 № 49).

Если говорить об инвентаризации как элементе метода бухгалтерского учета кратко, то необходимо ответить на следующие основные вопросы:

  • что проверяется при инвентаризации;
  • когда проводится инвентаризация;
  • как учитываются результаты инвентаризации.

Что и когда инвентаризировать

В целях бухучета инвентаризации подлежат активы и обязательства.

Руководитель организации самостоятельно определяет количество инвентаризаций в году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, которые должны быть проверены при каждой из них, и т.д.

В то же время законодательством предусмотрены случаи, когда проведение инвентаризации обязательно (п. 27 Приказа Минфина от 29.07.1998 № 34н):

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

При проведении инвентаризации основных средств перед составлением годовой отчетности нужно учитывать, что их инвентаризация может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.

Как учесть результаты инвентаризации

Если в результате инвентаризации выявлены расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров учета, такие расхождения отражаются в учете. При этом дата отражения таких расхождений зависит от даты, по состоянию на которую проводилась инвентаризация. На какой отчетный период приходилась эта дата, в том отчетном периоде расхождения и должны быть учтены (п. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Как учесть выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета, покажем в таблице (п. 28 Приказа Минфина от 29.07.1998 № 34н):

Вид расхождения Порядок учета
Излишек Оприходование по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации с отнесением на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации
Недостача В пределах норм естественной убыли Отнесение на издержки производства или обращения (расходы)
Сверх норм естественной убыли Отнесение за счет виновных лиц.
Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации

Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете

Инвентаризация как метод бухгалтерского учета

Документальное оформление в бухучете инвентаризации

Бухгалтерский учет результатов инвентаризации: проводки

Итоги

Инвентаризация как метод бухгалтерского учета

Согласно п. 6 ПБУ 4/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н) бухотчетность должна давать полное и достоверное представление о финансовом состоянии компании. Для соблюдения данного требования в бухучете используется такой метод контроля — инвентаризация.

Инвентаризация — процедура сопоставления фактического наличия ценностей фирмы и ее обязательств с данными бухучета. Также в ходе инвентаризации дается оценка состояния активов компании.

Порядок проведения инвентаризации строго регламентирован следующими нормативными актами:

  • Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финобязательств (приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49);
  • Положением по ведению бухучета и отчетности в РФ (приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н);
  • законом «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Компания должна проводить инвентаризацию по собственному, взятому в аренду или на ответственное хранение имуществу, а также по ценностям, полученным для переработки.

Фирма, согласно п. 27 Положения по ведению бухучета, обязана провести инвентаризацию в следующих случаях:

  • перед составлением годовой бухотчетности — за исключением имущества, которое уже было проверено после 1 октября текущего отчетного года;
  • при смене матответственных лиц;
  • при обнаружении хищений, злоупотреблений и испорченного имущества;
  • при передаче активов на продажу, в аренду или для выкупа;
  • при преобразовании компании, а также при ее ликвидации — до формирования ликвидационного баланса;
  • при наступлении чрезвычайных ситуаций.

Если матответственность коллективная, то инвентаризация проводится при смене руководителя коллектива, выбытии из коллектива более 50% участников или по требованию одного или нескольких членов коллектива.

Итак, по общему правилу инвентаризация активов и обязательств фирмы проводится как минимум 1 раз в год. Исключения: ОС разрешено проверять 1 раз в 3 года, библиотечные фонды — 1 раз в 5 лет, а в районах Крайнего Севера (и приравненных к ним территориях) инвентаризацию ценностей на 10-м и 41-м счетах можно проводить в период наименьших остатков.

Документальное оформление в бухучете инвентаризации

Для проведения инвентаризации руководитель компании формирует инвентаризационную комиссию, состав которой утверждает в приказе по форме ИНВ-22.

Каждую инвентаризацию заносят в журнал по форме ИНВ-23.

До начала процедуры проверки матответственные лица письменно подтверждают, что все учетные документы переданы инвентаризационной комиссии.

Для каждого типа ценностей и обязательств существуют отдельные бланки инвентаризационных описей:

  • ИНВ-1 — для ОС;
  • ИНВ-3 — для ТМЦ;
  • ИНВ-4 — для отгруженных товаров;
  • ИНВ-6 — для товаров и материалов в пути;
  • ИНВ-15 — для наличных денежных средств;
  • ИНВ-16 — для ценных бумаг и БСО;
  • ИНВ-17 — для проверки расчетов с контрагентами.

В описях фиксируются сведения о проверяемом имуществе: наименование, количество, состояние, инвентарные номера и т. д. Данные в описи заносят вручную или с использованием вычислительной техники. Помарки не допускаются.

Если при проверке выявлено отклонение данных бухучета от реального наличия имущества, комиссия заводит сличительные ведомости по бланку:

  • ИНВ-18 — для ОС;
  • ИНВ-19 — для ТМЦ.

Такие ведомости составляются в 2 экземплярах: для бухгалтерии и матответственного лица, которое должно письменно пояснить причину расхождений.

Расхождения могут быть следующих видов:

  • Излишки — зачисляются на сч. 91 в корреспонденции со счетом учета имущества по рыночным ценам (п. 29 Методических указаний по бухучету МПЗ, утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н).
  • Недостача — может быть в рамках естественной убыли — тогда ее относят на счета затрат. Сверхнормативная убыль списывается за счет виновных лиц. Если таковые отсутствуют или суд отказал во взыскании убытков, то недостача списывается на издержки производства (абз. 5 п. 5.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств).

ВНИМАНИЕ! Использовать нормы естественной убыли можно, только если они утверждены законодательными актами соответствующих госорганов. Списать недостачу или порчу ценностей сверх норм бухгалтер должен на основании решения суда (при отсутствии виновных или отказе на взыскивание с виновного лица) или заключения о порче имущества, выданного специализированной организацией (п. 5.2 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств).

Во время инвентаризации может быть обнаружена пересортица. Тогда излишки и недостачи засчитываются между собой, а матответственные лица предоставляют комиссии письменные объяснения. Зачет может быть проведен только за один и тот же проверяемый период у одного и того же матответственного лица по одним и тем же ценностям (п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств). Если же излишков не хватает для покрытия недостач, то порядок действий аналогичен таковому при обнаружении недостачи.

Итоги всех инвентаризаций фиксируются в ведомости результатов по форме ИНВ-26.

Бухгалтерский учет результатов инвентаризации: проводки

Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете происходит в месяце, в котором закончилась инвентаризация. Результаты инвентаризации за год указываются в годовом бухотчете (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств).

Если во время проверки выявлены излишки, то бухгалтер сформирует проводку:

  • Дт 08, 10, 41, 43, 50 Кт 91 — оприходованы ценности, обнаруженные при инвентаризации.

Если же обнаружена недостача, то сначала следует сделать проводку по дебету сч. 94 в корреспонденции со счетом недостающих ценностей. Если это естественная убыль, то далее следует проводка:

  • Дт 20, 23, 44 Кт 94 — списана стоимость ТМЦ в пределах норм естественной убыли.

Если же размер недостачи больше норм естественной убыли либо для объекта такие нормы не установлены, а виновник недостачи работает в компании, то бухгалтер делает в бухучете запись:

  • Дт 73 Кт 94 — недостача отнесена на матответственное лицо.

Убыток можно удерживать из зарплаты сотрудника — но не более 20% зарплаты за месяц (ст. 138 ТК РФ):

  • Дт 70 Кт 73 — недостача удержана из зарплаты материального лица.

Виновное лицо может самостоятельно внести деньги в кассу компании для погашения долга:

  • Дт 50 Кт 73 — материальное лицо внесло деньги в кассу для погашения долга.

Если же виновник недостачи не обнаружен либо суд не разрешил компании взыскивать с него деньги, делается запись:

  • Дт 91-2 Кт 94 — списан убыток от недостачи в связи с отсутствием виновного лица или отказе от взыскания.

Итоги

Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете происходит по строго регламентированному алгоритму в специальных ведомостях, описях и журналах. Излишки приходуются как прочий доход компании, а недостачи списываются за счет виновных лиц, а если их нет — отражаются в учете как прочие расходы.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Инвентаризации является элементом метода бухгалтерского учета и представляет собой сверку фактического наличия активов, обязательств и капитала с данными бухгалтерского учета. Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов изложен в статье 12 Федерального закона № 402-ФЗ. При проведении инвентаризации в организации необходимо также руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом МФ РФ от 13.06.1995 № 49.

Проведение инвентаризации является обязательным аспектом в деятельности организации. Инвентаризация включает инвентаризацию имущества и инвентаризацию финансовых обязательств (кредиторской задолженности поставщикам, кредитов банков, займов, резервов и т.д.). Значение инвентаризации состоит в следующем:

1. обеспечивается достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

2. проверяется и документально подтверждается наличие имущества, обязательств, их состояние и оценка;

3. контролируется работа материально-ответственных лиц;

4. сохраняется собственность организации.

Выделяют следующие виды инвентаризаций: по объему охвата объектов (полная и частичная); по назначению (плановая и внеплановая); по методу проведения (выборочная и сплошная);

Полная инвентаризация охватывает все виды активов, обязательств и капитала. Она проводится, как правило, один раз в год перед составлением годового бухгалтерского баланса. Частичная инвентаризация охватывает один или несколько объектов бухгалтерского учета. Например, может быть проведена инвентаризация отдельных видов активов на отдельных участках производства, на складах, у отдельных материально-ответственных лиц.

Плановая инвентаризация проводится в заранее установленные сроки. Внеплановая инвентаризация проводится в сроки, установленные руководителем, непосредственно перед ее проведением (например, инвентаризация кассы).

Выборочная инвентаризация предполагает проверку у конкретного материально-ответственного лица только некоторых ценностей на выбор и проводится в организациях с большой номенклатурой ценностей. Сплошная инвентаризация проводится одновременно во всех структурных подразделениях предприятиях.

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются организацией самостоятельно, за исключением обязательного проведения инвентаризации. В настоящее время проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:

· при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

· перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, библиотечных фондов – один раз в пять лет;

· при смене материально-ответственных лиц;

· при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

· в случаях стихийного бедствия, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

· при реорганизации или ликвидации организации;

· в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Для инвентаризации создается специальная инвентаризационная комиссия.Это может быть постоянно действующая инвентаризационная комиссия, рабочая комиссия, разовая комиссия. Персональный состав инвентаризационных комиссий утверждается руководителем организации в приказе об инвентаризации, в котором также конкретизируется состав объектов, подлежащего инвентаризации, причины инвентаризации, определяются порядок и сроки проведения инвентаризации, назначается председатель инвентаризационной комиссии.

Для документального оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете организации могут применяться типовые унифицированные формы первичной учетной документации, утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 года № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации». Проведение инвентаризации включает несколько этапов:

1. для проведения инвентаризации руководитель организации издает приказ, который вручается председателю инвентаризационной комиссии;

2. в бухгалтерии распечатываются инвентаризационные описи, которые раздаются всем материально ответственным лицам для заполнения графы «Фактическое наличие»;

3. перед началом инвентаризации, например, материальных ценностей комиссия проводит подготовительную работу: проверяет весы, мерную тару, получает от материально-ответственных лиц отчет с документами, подтверждающими движение товарно-материальных ценностей и т.д.;

4. после осуществления подготовительных мероприятий производится опись имущества, т.е. проверка его фактического наличия. После проверки фактического наличия материальных ценностей составляются инвентаризационные описи;

5. инвентаризационные описи передается в бухгалтерию, где происходит сравнение фактических остатков имущества с данными бухгалтерского учета. В случае выявления расхождений фактических данных, полученных в процессе инвентаризации, с данными бухгалтерского учета, составляются сличительные ведомости, в которых проводится сравнение фактических сведений с данными бухгалтерских документов;

6. по результатам проведенной инвентаризации имущества составляется Ведомость результатов, выявленных инвентаризацией, которая подписывается председателем комиссии;

7. результаты инвентаризации имущества отражаются в акте, который передается на рассмотрение руководителю организации. В акте комиссия указывает причины обнаруженных при инвентаризации расхождений и вносит руководителю организации предложения об урегулировании инвентаризационных разниц (излишков или недостач) и совершенствовании механизма внутреннего контроля;

8. по результатам рассмотрения акта руководитель организации издает приказ, в котором утверждается предложенный инвентаризационной комиссией порядок урегулирования инвентаризационных разниц, даются указания бухгалтерии об отражении результатов инвентаризации в бухгалтерском учете и отчетности, выносится решение о привлечении к ответственности материально-ответственных лиц в случае недостач и излишков.

В настоящее время инвентаризационные разницы (излишки и недостачи), выявленные по результатам инвентаризации, регулируются в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.

Выявленные при инвентаризации излишки имущества приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется в состав финансовых результатов организации по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

№ п/п Документы и содержание хозяйственной операции Дт Кт
Приказ руководителя, справка бухгалтерии Отражаются излишки объектов основных средств, выявленные по результатам инвентаризации
Приказ руководителя, справка бухгалтерии Отражаются излишки денежных средств в кассе, выявленные по результатам инвентаризации
Приказ руководителя, справка бухгалтерии Отражаются излишки готовой продукции на складе, выявленные по результатам инвентаризации

Недостачи, выявленные по результатам инвентаризации, отражаются с использованием активного счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

№ п/п Документы и содержание хозяйственной операции Дт Кт
Приказ руководителя, справка бухгалтерии Отражается недостача материалов, выявленная по результатам инвентаризации
Приказ руководителя, справка бухгалтерии Отражается недостача готовой продукции на складе, выявленная по результатам инвентаризации
Приказ руководителя, справка бухгалтерии Отражается недостача денежных средств в кассе, выявленная по результатам инвентаризации

Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), т.е. отражается по дебету производственных счетов.

Недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц. В этом случае используется счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», суб. 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации и отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».

№ п/п Документы и содержание хозяйственной операции Дт Кт
Приказ руководителя, справка бухгалтерии Отражается списание недостачи имущества в пределах норм естественной убыли на издержки производства 20, 23, 25,26 и др.
Приказ руководителя, справка бухгалтерии Отражается списание недостачи имущества сверх норм естественной убыли на виновное лицо 73/2
Приходный кассовый ордер Поступили денежные средства от виновного лица в кассу организации в счет погашения недостачи 73/2
Ведомость начисления заработной платы Удержана сумма недостачи из заработной платы виновного лица 73/2
Решение следственных органов, приказ руководителя Отражается списание недостачи имущества в связи с тем, что виновное лицо не установлено
Решение судебных органов, приказ руководителя Отражается списание недостачи имущества в связи с тем, что суд отказал во взыскании с него недостачи 73/2

Окончательное решение по вопросам, связанным с регулированием инвентаризационных разниц, принимает руководитель организации. Результаты инвентаризации подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Вопросы для самоконтроля к теме 7.

1. Понятие и значение бухгалтерских документов.

2. Перечислите обязательные реквизиты бухгалтерских документов.

3. Допускаются ли исправления в первичных учетных документах?

4. Какая информация указывается в утвержденном графике документооборота на предприятии?

5. Порядок хранения первичных учетных документов.

6. Какими нормативными документами следует руководствоваться при проведении инвентаризации?

7. Перечислите случаи, когда проведение инвентаризации является обязательным.

8. Основные этапы проведения инвентаризации.

9. По какой стоимости отражаются излишки имущества, выявленные по результатам инвентаризации?

10. Какой бухгалтерский счет используется при отражении излишков имущества, выявленных по результатам инвентаризации?

11. Как отражается в бухгалтерском учете недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли, выявленные по результатам инвентаризации?

12. Какой счет используется, если недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли относится на виновное лицо?

13. Порядок отражения в бухгалтерском учете недостачи имущества и его порчи сверх норм естественной убыли, если виновное лицо не установлено или суд отказал во взыскании убытков с него.